Народы сахары: Тайны древних цивилизаций | Гераманты — древний народ Сахары

Тайны древних цивилизаций | Гераманты — древний народ Сахары

О одной из книг своей «Истории» Геродот, рассказывая о гарамантах — народе, населявшем некогда Северную Африку, пишет, что быки, которых разводили гараманты, паслись, пятясь назад, потому что их огромные рога были загнуты вперед, и, когда животное склоняло голову, чтобы щипать траву, рога упирались в землю.

Известно, что Геродот не пренебрегал даже очень сомнительными сведениями и в его «Историю» попало немало небылиц. Поэтому быков с диковинными рогами приписали богатой фантазии Геродота. Однако в 1933 году Лео Фробениус, знаменитый немецкий 1 исследователь прошлого Северной Африки, во время одной из своих экспедиций обнаружил изображения этих быков, увековеченных древними художниками Сахары, на скалах Феццана — провинции на юго-западе Ливии.

И не только эти быки, которые могли бы послужить готовой иллюстрацией к Геродотовой «Истории», были сюжетом обнаруженной теперь повсюду в Сахаре наскальной живописи. На многочисленных рисунках изображены слоны и страусы, львы и антилопы, козы и носороги, и люди, занимающиеся самыми различными делами: охотой, войной, танцами, молитвами. Сюжеты этих рисунков, манера, в которой они исполнены, краски, которыми они нанесены,— все это наряду с археологическими раскопками дает обширный материал для интересных исторических исследований, результаты которых, возможно, в недалеком будущем во многом изменят наши представления о древней истории человека в этом районе земли, да и не только в этом районе.

Говорить об окончательных результатах уже проведенных работ пока рано, для этого нужны еще факты, факты и факты, которые могут быть получены только после новых исследований, новых раскопок, новых находок.

Но и сейчас, рассматривая наскальные изображения, изучая обломки костей, мы можем составить себе представление о животном мире и даже растительности, окружавших жителей Сахары в то время, когда она еще не была пустыней. Все эти животные могли жить только в богатой влагой стране, покрытой густой растительностью. Такой, похожей на современную суданскую саванну, Сахара была во время последнего влажного периода, который в истории человечества совпал с неолитом — новым каменным веком.

Верблюда в Сахаре тогда еще не было, он появился значительно позднее, но зато в реках, которые текли тогда на месте нынешних вади — сухих русел, жили крокодилы. Кстати сказать, последние представители этих пресмыкающихся обнаружены недавно в одном небольшом водоеме в Хоггаре.

Потом началось иссушение, усиливался зной, поверхность Сахары все больше теряла влагу, сохли травы. Постепенно Сахару стали покидать травоядные, за ними потянулись хищники. Животным пришлось отступить в далекие леса и саванны Центральной Африки, где вся эта так называемая эфиопская фауна в почти нетронутом виде сохранилась до наших дней. За животными из Сахары ушли и люди, и лишь немногие из них оказались в состоянии выжить там, где еще оставалось немного воды. Эти последние жители Сахары стали кочевниками, и до сих пор они скитаются по пустыне в поисках пастбищ.

О том, что это были за люди, чем они занимались и чем жили, можно было судить только по косвенным данным, например по текстам древних писателей. В частности, где и какие именно народы жили в Сахаре в середине первого тысячелетия до нашей эры, можно представить себе на основании сведений, приводимых Геродотом. Но у Геродота часто довольно трудно отличить правду от вымысла, и поэтому жизнь этих народов и даже существование некоторых из них оставались загадкой.

Но вот в середине 18 века английский исследователь Генри Барт опубликовал первое сообщение о том, что во внутренних частях Сахары существует настоящий музей наскальной живописи, раскрывающий некоторые секреты навсегда исчезнувших древних народов. Эти-то рисунки и натолкнули археологов и историков на мысль о том, что Сахара когда-то была цветущей страной и что в течение тысячелетий на ее просторах, сменяя друг друга подобно волнам, жили многочисленные народы — охотники и скотоводы, белые и черные.

Со времени открытия Барта прошло более ста лет целеустремленных поисков, сопряженных с большими лишениями, а подчас и с прямой опасностью для жизни. Французская исследовательница Александрина Тинне, рискнувшая в 1869 году в одиночку проникнуть в тайны древней «Фазаний», была убита местными жителями. Но шаг за шагом ученые — французы, немцы, англичане, арабы, итальянцы — настойчиво углублялись в пустыню, разыскивали в непроходимых, дышащих нестерпимым зноем скалах новые рисунки, копали не поддающуюся заступу землю, собирали и классифицировали находки, постигая факт за фактом бурную и пока еще никем до конца не прочитанную историю народов Северной Африки.

Современные туареги — это гераманты

Мы остановимся здесь только на исследованиях итальянских археологов, о которых увлекательно рассказывает в своих статьях и книгах писатель и журналист Аттилио Гаудиа. Они работали в Ливии, то есть на территории, непосредственно примыкающей к территории Древнего Египта. Сейчас здесь живут туареги. Это один из берберских народов, коренных обитателей Сахары, ведущих трудную жизнь кочевников-скотоводов.

В истории туарегов было немало черных дней. В свое время они потерпели страшное поражение от арабов, загнавших их в унылые скалистые районы пустыни, потом на смену арабам пришли европейские колонизаторы. Но прошлое туарегов — это поистине славное прошлое. На протяжении веков они были неограниченными хозяевами пустыни. В их руках находились все важнейшие караванные пути древней Сахары, связывавшие Триполитанию с Суданом и Киренаику с Египтом.

По имени их главного города Гарамы (это название до сих пор сохранилось в названии города Джермы на западе современной Ливии) этот народ назывался гарамантами. Их стране — «Царству гарамантов» — отводится немало места и у Геродота, и у римского историка Тацита, и в летописях древних египтян, которые называли гарамантов, как, впрочем, и всех своих западных соседей, ливийцами. Под предводительством Ганнибала гараманты, сведенные в крупные конные отряды, принимали участие в великих битвах древности — при Требии, Каннах, Тразименском озере. Эти битвы принесли гарамантам славу, которая прокатилась далеко за пределы бассейна Средиземного моря.

Итальянским археологам уже удалось прочесть многие страницы истории «Царства гарамантов», и самое главное — некоторые находки итальянцев дают основание по-новому взглянуть на взаимоотношения гарамантов с другими народами Средиземноморья, и особенно с египтянами. Многие материалы доказывают существование тесных связей между культурами этих народов.
Однако давайте по порядку.

В 1933 и 1934 годах экспедиция Итальянского географического общества подробно исследовала вади Эль-Ажаль, долина которого пересекает Центральный Феццан и ограничена с севера песчаными дюнами пустыни Рамла, а с юга каменистой пустыней Хамадой. Здесь, как предполагалось, лежит сердце древней страны гарамантов.

Пройдя вдоль русла вади 160 километров, экспедиция обнаружила самый большой некрополь Африки — около 45 тысяч погребений. Результаты проведенных здесь археологических раскопок удивительны. Понемногу проявилась цивилизация гарамантов с ее ремеслами, архитектурой, оружием и погребальными обрядами. Извлеченные из земли предметы быта и культа древних обитателей Сахары помогли установить этническую принадлежность гарамантов и найти их место среди древних народов Средиземноморья.

Типов погребений было несколько: могилы, склепы, гробницы; многие из них скрывались под курганами различной формы, часто ступенчатыми. К востоку от погребения часто ставился памятник в виде обелиска, подле которого помещалась плита с небольшими углублениями для жертвенных ритуальных даров. Все это очень напоминает погребальные обряды, бытовавшие в неолитические времена у обитателей долины Нила.

В гарамантских могилах было обнаружено множество всевозможных предметов: вазы из прозрачного стекла с нарисованным или выгравированным орнаментом или из раскрашенного гладкого или рельефного стекла, глиняная посуда, очень похожая на этрусскую, но более упрощенная и изготовленная скорее в подражание этрусским образцам, амфоры и обломки

амфор из-под вина и масел, расписанные романскими, пуническими и ливийскими письменами. На свет было извлечено и много таких вещей, которые были, очевидно, в личном пользовании покойников: стеклянные кубки, каменные и стеклянные бусы, этрусские кубки с рельефными узорами в виде листьев, конические вазы из раскрашенного стекла, маленькие коробочки с, кусками хорошо сохранившейся пурпурной ткани внутри, гребни из слоновой кости и многое другое.

Некоторые из этих предметов носят на себе настолько недвусмысленные отпечатки своего происхождения, что позволяют с полной уверенностью утверждать, что гараманты имели обширные торговые связи почти со всеми цивилизованными народами древнего Средиземноморья. Об этих связях свидетельствуют и другие находки. В оазисе Эль-Джафра, расположенном в Уэдане, в 1929 году был найден клад, состоящий из большого количества золотых предметов. Здесь было сто одно кольцо, девять пряжек, один спиралевидный и четыре простых браслета и десять маленьких идолов, разрозненных или соединенных парами. Некоторые идолы представляют собой божества с рожками и бородой и напоминают таких же идолов, относящихся примерно ко времени начала первого тысячелетия до нашей эры и изображенных на различных предметах, найденных повсюду в бассейне. Средиземного моря. Маловероятно, что техника плавки золота была доступна тогда гарамантам. Видимо, золотые предметы были куплены у финикийских купцов, торговавших на побережье Ливии.

Все эти находки позволяют довольно подробно восстановить быт гарамантов. В то время они умели пользоваться всеми доступными им благами тогдашней «мировой» цивилизации. И тем более поразительно, что, достигнув в быту такой сравнительно высокой стадии культуры, гараманты в своей социальной жизни оставались на уровне неолита.

Здесь мы опять прибегнем к помощи древних писателей, так как все новые находки подтверждают правдивость их свидетельств. И кроме того, у нас ведь есть фрески. Гараманты оставили их после себя всюду, где они жили, отразив в их сюжетах многие стороны своей социальной жизни.

Разведение крупного рогатого скота было для гарамантов основным источником существования и заставляло их весь год вести пастушеский полукочевой образ жизни. Жилищем у них были маленькая палатка из шкур или маленькая переносная хижина. Хижина очень легко разбиралась и перевозилась на другое место на вьючных животных. Это делало гарамантских воинов очень подвижными. Часто они ставили хижину, не разбирая ее, на повозку, чтобы скорее перейти на другое место. Единственными, кто имел постоянное и довольно обширное жилище, были покойники. Этим-то и объясняется, что гараманты оставили после себя монументальные некрополи и не оставили развалин каменных городов.

Нравы у гарамантов были очень свободны, мы с вами назвали бы их даже распущенными. Женщины были общими и искали себе славы, стараясь соблазнить как можно больше мужчин. Когда ребенок достигал половой зрелости, все мужчины племени собирались и объявляли его сыном или дочерью того из них, на кого ребенок был похож больше всего. И тем не менее авторитет женщин был очень высок и счет родства велся по линии матери. Эта форма матриархата до сих пор сохранилась и у современных туарегов. Жена у них теперь, правда, переходит в род мужа, но счет родства по-прежнему ведется по линии матери.

О религии гарамантов мы ничего определенного пока не знаем. Однако в некоторых районах Сахары обнаружены наскальные изображения быков и баранов с солнечным диском на голове. Многие исследователи связывают эти изображения с египетским богом Амоном и датируют их временем XVIII династии, усматривая в них следствие египетского влияния. Действительно, бог Амон, олицетворявший Солнце, был главным из египетских богов, а его храм в Фивах по праву фигурирует в списке чудес древнего мира. Однако египетское религиозное влияние можно только предполагать, так как нет прямых доказательств этого влияния. Существует также мнение, что культ бога-быка ливийского происхождения.

Какая из этих гипотез правильна, покажет время, которое, безусловно, принесет нам новые находки.

К числу нерешенных вопросов относится и вопрос о колесницах гарамантов. У Геродота мы читаем: «Гараманты охотятся в квадригах на пещерных эфиопов». В подтверждение слов Геродота в районе Тассили-н-Аджер были обнаружены наскальные изображения колесниц. Эта находка поставила перед исследователями Сахары новые неожиданные проблемы.

Мы знаем, что в 1700 году до нашей эры в долину Нила проникли гиксосы, от которых египтяне научились управлять боевыми колесницами. Но мы не знаем, сразу ли после этого проникла колесница на запад и была освоена древними ливийцами. Первый надежный документ, свидетельствующий о существовании колесниц и лошадей в Ливии, датирован 1229 годом до нашей эры. Это египетский текст из Карнака, относящийся ко времени фараона Мернепта. Там мы читаем, что после удачной битвы египтяне отняли у одного ливийского вождя четырнадцать пар лошадей, впряженных в колесницы.

Однако ничто не доказывает, что боевые колесницы гарамантов появились у них в результате египетского влияния. Более того, колесницы, изображенные на скалах Сахары, имеют «средиземноморское» устройство. Невольно напрашивается вывод, что колесницы были занесены в Сахару одним из приморских народов — ахейцами, сардами, этруссками и т. п. Ведь именно они плавали между Киренаикой и дельтой Нила, снедаемые желанием завоевать Египет. Кроме того, известно, что ливийцы объединялись с пришельцами и совместно участвовали в битвах против египтян.

Тацит рассказывает, что гараманты на протяжении многих веков грабили и разрушали богатые прибрежные города — финикийские и римские. Хорошо зная дороги Сирта, они умели подкрадываться незаметно и нападали врасплох, как саранча. Грабительские шайки гарамантов формировались очень просто: у гарамаптов существовал древний обычай давать право убежища любому перебежчику, независимо от того, откуда он бежал и что заставило его бежать. Поэтому дезертиры из армии Карфагена, бандиты и изменники всякого’рода искали у гарамаптов убежища и пополняли собой их грабительские шайки.

Все дороги, связывавшие Средиземное море с Суданом через Сахару, были под контролем гарамантов, и они бороздили их на своих колесницах и на лошадях, монополизировав большую часть торговли товарами Африки, основными клиентами которой были Карфаген и Рим.

Рядом с изображениями колесниц, обнаруженными в 1938 году в Мазуде, было найдено множество надписей на древнем ливийском языке. Сейчас этих надписей скопировано многие сотни, и уже давно достоверно известно, что любопытный геометрический алфавит этих надписей состоит из двадцати девяти букв. Никому из лингвистов пока не удалось расшифровать эти надписи целиком. Однако некоторые слова все же были прочитаны, и оказалось, что они полностью соответствуют тем же словам языка современных туарегов, которые пользуются той же формой записи, правда сильно измененной.

В заключение мы остановимся на самой интересной и самой важной находке — на мумии, которую итальянские археологи считают древнее самой древней из египетских мумий. Эта находка была извлечена из-под целой залежи изделий доисторического ремесла, в основном каменных, костяных и керамических. Надежда, так долго лелеемая археологами и историками, наконец-то сбылась: они получили в свое распоряжение материал, достаточно древний, чтобы быть ключом для многих исследований, и достаточно сохранившийся, чтобы быть объектом для антропологических сравнений.

В. Нефедьев

Тайны древних цивилизаций

Народ тубу — покорители пустыни, которые живут в нечеловеческих условиях Сахары

Возможности человека безграничны. В это заставляют поверить невероятные люди народа тубу, живущие в жестоких условиях пустыни Сахара. Они лишены достаточного количества воды, их лица обжигает горячий пустынный воздух, а пища скудна и лишена разнообразия. Но они могут целый день находиться на солнце, а их здоровью и продолжительности жизни могут позавидовать граждане самых высокоразвитых стран мира.

Всем известно, что Сахара — это не самое комфортное для проживания место на нашей планете. Но та ее часть, где поселились тубу, отличается особо суровыми условиями. Этот народ обитает на территории трех стран: Чада, Ливии и Нигера. Но большинство представителей этого народа, численность которого составляет 300–350 тысяч человек, проживает на территории северо-западного Чада. В центре региона находится пустынное каменистое нагорье Тибести с высотами от 1000 до 3000 метров над уровнем моря. Дожди в этом месте — большая редкость, а среднее количество выпадающих за год осадков составляет не более 50 мм. Для сравнения: в солнечной Астрахани этот показатель составляет около 220 миллиметров в год. За границами нагорья осадков выпадает несколько больше, и здесь в течение нескольких недель даже текут реки, которые, впрочем, быстро превращаются в сухие ложбины. В таких засушливых условиях и на бедной песчаной почве хорошо растут только финиковые пальмы, плоды которой являются важной частью пищевого рациона людей тубу.

Народ тубу подразделяется на две этнические группы: теда, которые обитают на юге Ливии, и даза, живущие в основном на севере Чада и Нигера. Эти ветви народа тубу говорят на разных, но близких языках, относящихся к одной сахарской языковой семье. Образ жизни этого народа мало чем отличается от того, который вели их предки сотни лет назад. Там, где позволяют природные условия, тубу выращивают вдоль русел временных водотоков зерновые культуры, такие как просо, ячмень и пшеницу. В оазисах, там, где есть источники воды, тубу сажают инжир и финики, которые являются чуть ли не их национальным блюдом. На эту тему существует даже народная пословица: «Тубу довольствуется фиником в день: утром он съедает кожуру, днем — мякоть, а вечером — косточку».

Но большинство представителей народа тубу занято кочевым скотоводством и караванной торговлей, что является более почетным занятием, чем земледелие. В условиях скудной растительности и отсутствия полноценных пастбищ тубу умудряются разводить верблюдов и коз, молоко которых дополняет их скудный рацион. Верблюды вообще являются важнейшей частью жизни тубу. На них перевозят соль и другие товары, как это делали тысячи лет назад, ведь в этой части Сахары нет полноценных автомобильных дорог. Кроме того, верблюды дают тубу кожу для изготовления различных бытовых вещей, шерсть и мясо, поэтому без них народу Сахары просто не выжить в таких тяжелых условиях.

Несмотря на то, что тубу исповедуют ислам, часть из них следует традиционным верованиям, а многие их обычаи не так строги, как в некоторых исламских странах. Особенно это касается женщин, которые играют в семье не менее важную роль, чем мужчины. Женщины тубу не обязаны покрывать голову платком, а при решении важных семейных вопросов их голос часто имеет решающее значение.

Интересно, что мужчины тубу способны за день преодолевать по 80-90 километров, следуя вместе с караванами верблюдов под нещадно палящим солнцем. Питаясь финиками и запивая все это «изобилие пищи» крепким травяным чаем, тубу способны совершать многодневные переходы через пустыню и чувствовать себя при этом прекрасно. Бельгийские ученые, сопровождавшие кочевников в одном из их походов, вели наблюдения за состоянием здоровья этих выносливых людей. Вся научная экспедиция чуть было не сорвалась по причине того, что европейцы, ехавшие в удобных джипах, оснащенных всем необходимым для комфортного путешествия, уже к вечеру первого дня чувствовали себя очень плохо. Но тубу, проделавшие пешком 80-километровый путь, выглядели так же, как в начале дня, а их давление, пульс и другие показатели работы сердечно-сосудистой системы были в абсолютном порядке. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, тубу сохраняют отменное здоровье до глубокой старости, а показатели младенческой смертности среди этого народа самые низкие в Африке.

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна

Туареги — жители пустыни Сахара. От кого они произошли? | Культура

Занимались они скотоводством и сельским хозяйством, что в те благословенные для Сахары времена было просто, она тогда просто цвела, тут была влажная саванна, много рек и озер.

А потом климат поменялся и эти места начали опустыниваться. Потихоньку, век за веком. И около 3000—3500 лет назад, когда былое водное изобилие давно закончилось, здесь начался «век лошади». Пришли новые народы, приручившие лошадей и пользовавшиеся колесницами.

Х. Зиани, «Тин-Хинан» — полулегендарная царица туарегов
Фото: ru.wikipedia.org

В военном отношении это давало им огромное преимущество по сравнению с остальными народами. Пришельцы распространили свое влияние на север Африканского континента. Многие ученые считают, что египтяне научились делать колесницы именно у них. На фресках Тассили, относящихся к «периоду лошади», изображены колесницы явно микенского типа.

Это уже не доисторический период, это микенская цивилизация, ахейцы — герои поэм Гомера. Они были завоевателями, основавшими ахейскую цивилизацию Греции. Как оказалось, они не только завоевали Трою, но пересекли Средиземное море и основали там поселения, передав свои технологии ливийцам.

Иначе древних ливийцев называли гарамантами.

Народ гарамантов был воинственным народом. Они воевали с египтянами, вели захват огромных территорий северной Африки. Сейчас тут пустыня, но тогда опустынивание только начиналось, это были обширные пастбища для лошадей и стад прирученного крупного рогатого скота, овец. Именно эти стада и были основой цивилизации гарамантов. Стада и разбой у соседей. Рамсес III отражает нападение народов моря. Иллюстрация из книги Э. Адольфа «Государство, армия и общество Древнего Египта»
Фото: Источник

Про эти события мы знаем только из письменных источников египтян, согласно найденным древнейшим папирусам, народы моря пытались завоевать Египет времен первых фараонов, но были отбиты и бежали в пустыню.

В этих битвах египтяне захватили новейшее оружие врага и освоили его. Боевые колесницы (две лошади, мчащие колесницу, в которой, кроме возницы, стоял и воин с луком, способный безнаказанно издалека поразить врага) дали египтянам возможность в течение веков сокрушать своих врагов и производить захват новых территорий.

Наскальные рисунки гарамантов сопровождают подписи на древнеливийском. Схожее письмо имеют живущие в пустыне туареги, народ пустыни. Древние надписи частично переведены, они дают обширную информацию об истории народа.

Цивилизация гарамантов была полинациональной. К гарамантам мог прийти любой беглец из любого народа. Народ гарамантов был народом грабителей. Они нападали на поселения севера Африки, на поселения египтян, грабили их и убегали в пески все расширявшейся в то время пустыни Сахара.

Пустыня Сахара
Фото: Zoonar/Galyna Andrushko, PressFoto.ru

Так гараманты увеличивали свои ряды — вначале за счет ливийцев, потом за счет дезертиров карфагенской армии, потом за счет беглецов из Рима. Поскольку Сахара перерезала пути из Африки в страны Средиземноморья, гараманты монополизировали проведение торговых караванов через Сахару — из Центральной Африки к побережью Средиземного моря.

Климат Северной Африки становился все более сухим, пустыня все расширялась, а древний народ гарамантов по-прежнему жил в Сахаре. Лошадей заменили верблюды, но караваны через Сахару по-прежнему водили представители одного народа — народа пустыни. И до XX века каждый караван, пересекавший пустыню Сахара, платил им за охрану.

И сейчас туареги водят по пустыне караваны и живут в ней, мигрируя от оазиса к оазису, проводя всю свою жизнь в пути…

Население Западной Сахары ⋆ численность и этнический состав

Население Западной Сахары

Население Западной Сахары622 823 человека (данные по состоянию на апрель 2018 года), большинство составляют арабы-мавры. В стране также проживают кочевые плена регейбат, другие бедуинские группы и переселенцы из Марокко. Средняя продолжительности жизни женской половины населения Западной Сахары 61 – 63 года, а мужской 57 – 59 лет.

Узнать численность населения Западной Сахары в данную секунду можно тут

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАПАДНОЙ САХАРЕ МОЖНО ТУТ →  ЖМИ НА МЕНЯ
Читай еще о Западной Сахаре:

  1. Столица Западной Сахары
  2. Флаг Западной Сахары
  3. Герб Западной Сахары
  4. Гимн Западной Сахары
  5. Валюта Западной Сахары
  6. Западная Сахара на карте мира
  7. Достопримечательности Западной Сахары
  8. Крупнейшие города Западной Сахары
  9. Климат Западной Сахары
  10. Население Западной Сахары
  11. Язык Западной Сахары
  12. Религия Западной Сахары
  13. Национальные праздники Западной Сахары
  14. Сувениры и подарки из Западной Сахары
  15. Таможенные правила Западной Сахары
  16. Напряжение и тип розеток Западной Сахары

Похожие записи:

Достопримечательности Западной СахарыДостопримечательности Западной Сахары Западная СахараЗападная Сахара Западная-Сахара - краткая информацияЗападная Сахара — краткая информация Западная Сахара на карте мираЗападная Сахара на карте мира Крупнейшие города Западной СахарыКрупнейшие города Западной Сахары

Западная Сахара – Варламов.ру – ЖЖ

Путевые заметки. День 4

Удивительно, но четвертый день экспедиции опять принес нам потери. На этот раз мы лишились лобового стекла. Если так пойдет дальше, то скоро мы лишимся Ловыгина. К этому, кстати, есть все предпосылки. Чем южнее мы едем, тем хищнее становятся взгляды местных женщин при виде Пети с килограммом серебряных перстней на руках. Ловыгин, кстати, называет себя нашим талисманом и отказывается садиться за руль. «Талисман, — говорит Ловыгин, — не должен рулить, он должен приносить удачу участникам автопробега!»

Пока, в рамках своей должности талисмана автопробега, Ловыгин придумал названия автомобилям экспедиции машины мы назвали «Крузенштерн» и «Беллинзгаузен». Позже было решено переименовать экипаж автомобиля «Крузенштерн» в «Крузенштерн-Реснянский», в честь нашего оператора Александра Реснянского. Господин Реснянский у нас не просто оператор, он настоящий человек-пароход! Целыми днями он снимает и самостоятельно монтирует видео! Он отлично готовит и делает всю работу по палаточному лагерю, он управляет вертолетом (ну, слышали эту историю), он умеет чинить объективы и возит с собой 2 чемодана инструментов, кроме того, он дизайнер интерьеров, умеет чертить что-то и строить. Реснянский специалист по офшорам на Кипре (ну, вы слушали эту историю)! А еще он не спит. Вот серьезно, еще никто не видел его спящим. Зато видели его титановый топорик, который он взял зачем-то и теперь всем его показывает. Это только часть его способностей. Все члены нашей команды в случае чего обращаются за помощью к Реснянскому, так что он заслужил быть человеком-пароходом, а автомобиль, в котором он едет, теперь носит позывной «Крузенштерн-Реснянский». Теперь так по рации и вызываем: «Крузенштерн-Реснянский, Крузенштерн-Реснянский, ответьте Беллинзгаузену! Прием!»

Начнем с видео о вчерашнем дне, которое оперативно подготовил Реснянский:

Четвертый день мы продолжили ехать по пустыне Западной Сахары.

Западная Сахара очень странная территория. На многих картах ее обозначают отдельной страной, хотя Марокко считает Западную Сахару своей частью. Раньше это была испанская колония, потом испанцы отдали кусок пустыни за ненадобностью. Марокко и Мавритания немного повоевали за Сахару и страна отошла к Марокко. Местным ребятам, из фронта Полисарио не очень понравилось, что Марокко и Мавритания поделили их страну между собой и объявили независимость Западной Сахары. Партизаны действовали при поддержке Алжира, так что быстро усмирить их не получилось. В какой-то момент Марокко даже построили огромную «Марокканскую стену» через всю страну, которая затруднила фронту Полисарио борьбу с марокканскими оккупантами. Только в 1991 году партизаны заключили с Марокко перемирие.

Независимость Западной Сахары признано 54 государствами мира. Много это или мало, не знаю, но независимости здесь не ощущается. Границы между Марокко и Западной Сазарой нет никакой. Своих денег у Западной Сахары тоже нет. На дорогах стоят марокканские пол

Непокоренная Сахара. Судьба «частично признанной» республики

Далеко не всем странам мира повезло войти в список так называемых «признанных государств». Многие страны остаются частично признанными — то есть ряд государств признает их независимость, другие предпочитают воздерживаться или отрицают их суверенный статус. На постсоветском пространстве еще пару лет назад насчитывалось четыре таких государства. Это Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика. В настоящее время в список добавились Донецкая и Луганская Народные Республики.
Как правило, непризнанные государства возникают вследствие этнополитических противоречий и конфликтов. Причем путь к независимому существованию, пусть и без признания «мирового сообщества», у таких стран, как правило, один — кровопролитная борьба за национальный суверенитет, с опорой на собственные силы или на поддержку сочувствующих или заинтересованных государств.

27 февраля День независимости отмечает Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР), более известная русскоязычному читателю как «Западная Сахара». Свою независимость это далекое пустынное государство провозгласило еще в 1976 году — тридцать девять лет назад. Уже родились и достигли среднего возраста те сахарцы, чье рождение пришлось на год провозглашения независимости, но страна по-прежнему числится в числе «частично признанных государств». В отличие от многих других коллег по несчастью, Западная Сахара все же имеет признание значительного количества стран мира. Независимым государством САДР признает 60 стран мира — членов ООН, а также Республика Южная Осетия. 47 стран мира имеют с САДР дипломатические отношения, в том числе 29 государств обменялись с Западной Сахарой послами. Тем не менее, на протяжении почти сорока лет официальный статус Западной Сахары остается неясным. Это связано с тем, что территория страны, расположенная на северо-западном побережье Африканского континента, где великая пустыня Сахара соприкасается с Атлантическим океаном, давно является «яблоком раздора». На нее претендуют Марокко, в настоящее время контролирующее большую часть территории Западной Сахары, и собственно Сахарская Арабская Демократическая Республика, под контролем которой находится восточная часть страны.

Земля «великих кочевников»

Западная Сахара — регион специфический даже по меркам Африканского континента. Государственности как таковой здесь никогда не было — пустынная территория была «зоной племен», где кочевали берберские и арабские племена. При этом в недрах пустыни формировались основы будущих арабо-берберских государств, покорявших не только земли Северной и Западной Африки, но и страны Пиренейского полуострова. Северная часть Западной Сахары называется «Сегиет-эль-Хамра» — «Красный ручей», а южная — «Вади-Захаб», или, по-испански, — «Рио-де-Оро» — «Золотая река». Пустынные земли Западной Сахары с древности были населены кочевыми берберскими племенами санхаджи, которые позже подверглись исламизации и частично были арабизированы. В процессе исламизации арабский язык, точнее — его североафриканский диалект «хассания», — был усвоен в качестве основного разговорного языка большинством населения Западной Сахары. Лишь небольшая часть кочевников, проживающих в северной части страны, сохраняет вплоть до настоящего времени берберский диалект ташельхит.

Средневековая и новая история Западной Сахары — это история «транзита» между Северной и Западной Африкой. Именно на территории Западной Сахары сформировалось ядро племенного союза санхаджи и лемтунов, основавшего государство Альморавидов. Возникновение этой державы явилось следствием объединения арабо-берберских племен санхаджи вокруг идей религиозного возрождения. Вождь племени лемтуна Яхья ибн Ибрахим, совершивший в 1036 г. хадж в Мекку, вернулся оттуда, преисполненный недовольства порядками, царившими на родине — на фоне мусульман Аравии, царившие в Магрибе нравы показались ему недостаточно чистыми.

Если Яхья ибн Ибрахим осуществлял военно-политическое руководство, то религиозным вдохновителем племен Западной Сахары стал Абдуллах ибн Ясин аль-Гузуллий. Этот человек и основал религиозный орден Альморавидов (от арабского аль-Мурабитун — «люди рибата», рибат — укрепленная обитель дервишских орденов). После смерти Яхья ибн Ибрахима аль-Гузуллий со своими сторонниками был вынужден удалиться в Сенегал, но вскоре собрал единомышленников и смог завоевать власть в племенной конфедерации санхаджи. При этом Абдуллах ибн Ясин аль-Гузуллий оставался религиозным лидером, а военно-политическое руководство осуществляли вожди племени лемтунов — сначала Абу Бекр, затем — Юсуф ибн Ташфин. Под руководством Юсуфа альморавидская армия завоевала Марокко, захватив крупнейшие города — Фес, Танжер, Тлемсен и Сеуту.

В 1082 г. за помощью к альморавидскому эмиру обратились мусульмане Испании, которые терпели поражения в борьбе с христианскими государствами Пиренейского полуострова. Первоначально Юсуф отказал испанским мусульманам по причине отсутствия должных сил, однако спустя два года, в 1084 г., принял их просьбу и двинул войска на Пиренейский полуостров. Первоначально, разгромив войска короля Кастилии и Леона Альфонсо VI в битве при Заллаке (1086 г.), альморавиды оставили себе крепость Альхесирас и отошли с полуострова. Однако в 1090 г. повторная просьба о вмешательстве со стороны испанских мусульман заставила альморавидов появиться на территории современной Испании и завоевать сначала Гранаду и Малагу, а в следующем 1091 г. — Кордову, Севилью и Кармону. В 1102 г. альморавиды захватили Валенсию, а в 1110 г. — Сарагосу. Власть западносахарской династии Альморавидов над южной, мусульманской частью Испании, сохранялась на протяжении 1086-1146 гг., пока их не сменили Альмохады — представители нового религиозного движения, возникшего среди арабо-берберских племен Марокко и обвинявшего Альморавидов в отходе от принципов ислама. Альмохады, чью опору составляли племена масмуда, издавна соперничавшие с санхаджа — опорой Альморавидов, сохраняли власть с 1147 по 1269 гг. Однако их империя уже уступала по площади государству Альморавидов, так как включала лишь мусульманскую Испанию и Марокко, но не распространяла свою власть на территорию Западной Сахары и Мавритании.

После исчезновения с политической карты государства Альморавидов, территория Западной Сахары фактически превратилась во внегосударственное пространство. Здесь проживали сахарские кочевники, не желавшие связывать себя какими-либо государственными границами. Лишь часть северной территории современной Западной Сахары в разное время формально контролировалась марокканскими династиями. Тем не менее, правители Марокко не переставали считать Западную Сахару сферой своего влияния, хотя реально и не имели возможности контролировать ситуацию в этом регионе. Между тем, регион Западной Сахары играл важную роль в торговом и культурном сообщении между Западной и Северной Африкой. Через Западную Сахару в Марокко и другие страны Магриба направлялись караваны из Мавритании, Мали, Сенегала, Гвинеи. Фактически через регион шла основная магистраль транссахарского сообщения в западной части Сахары. Торговые пути контролировались «великими кочевниками» Сахары, которые взимали дань с проходящих караванов.

Испанская Сахара и борьба за независимость

Рост интереса европейских государств к Африканскому континенту в XIX веке не оставил без внимания и побережье Западной Сахары — оно привлекло взоры испанских колонизаторов. Если в XVI-XVII вв. испанцы, в соответствии с разделом сфер влияния, были более активны в Новом свете, а Африка была отдана на откуп португальцам, то в XIX веке старинные соглашения о сферах влияния уже не имели никакой силы. Африканский континент колонизировали практически все более-менее серьезные европейские государства. Естественно, что державам уровня Великобритании или Франции достались внушительные и богатые людскими и природными ресурсами территории, а ослабевшая к этому времени Испания была вынуждена довольствоваться остатками «колониального пирога» — в том числе и Западной Сахарой, которая из-за природных условий была малопривлекательна для колонизаторов.

В соответствии с результатами Берлинской конференции 1884 г., Западная Сахара отошла в сферу влияния Испании. После этого решения Мадрид начал подготовку к созданию колонии на атлантическом побережье Сахары. В 1886 г. на юг Западной Сахары прибыла экспедиция Испанского общества коммерческой географии под руководством Хулио Сервера Беверы, Фелипе Риццо и Франциско Кирога, которая произвела необходимые топографические изыскания в регионе. В 1904 г. было объявлено о создании колонии Рио-де-Оро — «Золотая река». В 1912 г. появилась еще одна колония — Мыс Хуби, включавшая часть территории Южного Марокко. По договору с Францией, в случае предоставления марокканскому государству независимости, Испания обязывалась вернуть Мыс Хуби под юрисдикцию Марокко. В 1920 г. часть Рио-де-Оро была выделена в отдельную колонию Агуэра. В 1924 г. все испанские колонии в регионе были объединены в единую колонию под названием Испанская Сахара. Данная территория не входила в состав Испанского Марокко и управлялась отдельно от него.

Естественно, что появление испанских колонизаторов на территории Западной Сахары, не могло не вызвать крайне негативной реакции местного населения. Гордые и воинственные кочевники Западной Сахары, не знавшие государственности и верные своим традициям, не представляли себя подданными испанской колониальной администрации. Впрочем, испанским колонизаторам и не удалось установить тотальный контроль на всей территории Западной Сахары. В конце XIX — начале ХХ вв. испанцы, равным образом, как и французы, колонизировавшие Марокко и Мавританию, столкнулись с организованным сопротивлением арабо-берберских племен Западной Сахары под руководством религиозного вождя и проповедника Ма аль-Айнина.

Полное имя этого человека выглядит весьма представительно — Мухаммад Мустафа ульд Шейх Мухаммад Фадиль бен Мамин аль-Калками (1831-1910). Он родился в 1831 г. в семье шейха Мухаммада аль-Фадиля, основавшего суфийский тарикат (религиозное братство) Фадилийя. В 1860 г. Ма аль-Айнин возглавил часть братства Фадилийя, на основе которой позже создал собственное религиозное братство — Айнийя. В 1887 г. султан Марокко пожаловал ему титул каида. В Западной Сахаре и Мавритании Ма аль-Айнин приобрел большое количество сторонников, а в 1897 г. завии (филиалы) братства Айнийя Ма аль-Айнину было разрешено открыть и на территории Марокко — тогдашний султан Мулай Абд аль-Азиз весьма благосклонно относился к деятельности религиозного проповедника.

В 1898 г. Ма аль-Айнин начал строительство города Смара в области Сегиет-эль-Хамра. Здесь были построены крепость, большие мечети, торговые ряды — все необходимое для превращения города в административный, культурный и экономический центр Западной Сахары. Когда активизировалась французская и испанская экспансия в Марокко и Западной Сахаре, Смара стала центром антиколониального сопротивления, а Ма аль-Айнин — вождем восставших племен Западной Сахары. Он считал своей целью борьбу с европейскими колонизаторами, выдвигая идеи джихада против иноверных завоевателей. Французские и испанские военные власти долгое время не могли справиться с последователями Ма аль-Айнина, совершавшими партизанские налеты на военные посты.
Долгое время Испанская Западная Сахара оставалась периферийной и малопривлекательной для Мадрида колонией. Гораздо большее внимание испанское правительство уделяло Испанскому Марокко и Испанской Гвинее. Тем не менее, на территории Испанской Сахары были сформированы даже собственные колониальные войска, находившиеся на службе у испанской власти — «Войска кочевников», или Tropas Nomadas. Рядовой состав этих подразделений набирался из представителей местного арабо-берберского населения, а офицерские должности занимали испанские военнослужащие. Кроме «Войск кочевников», в Западной Сахаре дислоцировалась также «пустынная полиция», сформированная по аналогичному принципу.

Марокканские претензии

Военно-политическая ситуация в регионе стала меняться после того, как Марокко в 1956 г. получила государственную независимость. Поскольку Марокко издавна считала Западную Сахару своей территорией, Испании тут же были предъявлены территориальные претензии. Первым камнем преткновения стал анклав Сиди-Ифни — город на территории Южного Марокко, попавший под власть Испании еще в 1860 г. и входивший к моменту провозглашения независимости Марокко в состав колонии Испанская Западная Африка. Марокко считало Сиди-Ифни своей территорией, незаконно захваченной испанцами и в 1957 г. предъявило Мадриду требование об освобождении города. 10 апреля 1957 г. в Ифни начались массовые беспорядки, спровоцированные марокканскими агентами. Генерал Франсиско Франко, стоявший в то время во главе испанского государства, перебросил в Западную Сахару армейские подразделения Испанского легиона. 23 октября 1957 г. отряд из 1,5 тыс. марокканских солдат захватил пригороды Сиди-Ифни — селения Гюльмен и Бу-Изарген. 23 ноября начался штурм Ифни двухтысячным марокканским подразделением. Началась осада Ифни. Война велась силами немногочисленных пехотных подразделений — и с испанской, и с марокканской стороны.

На протяжении двух недель марокканские отряды сохраняли контроль над практически всей территорией Ифни. Город находился в осаде, а испанские военные посты подвергались постоянным нападениям мобилизованных ополченцев западносахарских племен. Защиту Сиди-Ифни осуществляло до 7500 военнослужащих испанской армии и ополченцев. Осада города продолжалась более полугода — до июня 1958 г. В феврале 1958 г. испанские войска, вместе с пришедшими на помощь французскими подразделениями, активизировали усилия по освобождению колонии от марокканских войск. На территории Ифни было сконцентрировано не менее 9000 испанских и 5000 французских солдат и офицеров, а также 150 самолетов. Применение авиации сделало свое дело. В апреле 1958 г. Испания и Марокко подписали соглашение, в соответствии с которым Испания сохраняла господство над Ифни, но уступала Марокко территорию Мыс Хуби.

Однако и после соглашения подрывная деятельность Марокко в Западной Сахаре продолжалась. Марокканские власти продолжали считать территорию Западной Сахары своей сферой влияния и рассчитывали на то, что испанцы рано или поздно освободят колонию, и она перейдет под управление Марокко. Решающую роль в освобождении Западной Сахары от испанского владычества сыграло ослабление Испании после смерти Франсиско Франко. 6 ноября 1975 г. Марокко организовало т.н. «Зеленый марш» в Западную Сахару, в котором приняло участие около 350 тысяч человек. 18 ноября 1975 г. Испания подписала Мадридские соглашения, в соответствии с которыми с территории Западной Сахары была выведена испанская администрация и регион отдавался под управление Мавритании и Марокко.

ПОЛИСАРИО

Однако Испания, Марокко и Мавритания не учли интересов собственно населения Западной Сахары, часть которого настаивала на предоставлении региону политической независимости. Выразителем интересов сторонников независимости стал фронт ПОЛИСАРИО — Наро́дный фронт за освобожде́ние Сегиет-эль-Хамра и Ри́о-де-О́ро (Frente Popular de Liberación de Saguía el Hamra y Río de Oro; сокращ. — POLISARIO). Он был создан в мае 1973 года группой западносахарских студентов во главе с Эль-Уали Мустафой Сайедом (1948-1976).

Эль-Уали был уроженцем Западной Сахары, родившимся в одном из кочевий небогатых бедуинов. В 1966 г. юноша поступил в Исламский институт в Таруданте, затем — в институт в Рабате, где изучал правоведение и политологию. Во время учебы в институте Эль-Уали познакомился с другими радикально настроенными молодыми уроженцами Западной Сахары. Большое впечатление на молодых людей оказали события мая 1968 г. в Париже. После окончания учебы Эль-Уали посетил Нидерланды и Францию. Он был очень озабочен политической ситуацией в его родной Западной Сахаре и в 1972 г., после возвращения на родину, приступил к созданию Движения за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро. В июне 1972 г. соратники Эль-Уали устроили демонстрацию в Тан-Тане, после чего все они были арестованы. После освобождения Эль-Уали основал Фронт ПОЛИСАРИО.

20 мая 1973 г., через пять дней после основания фронта, Эль-Уали и Брахим Гали во главе шести партизан напали на испанский военный пост Эль-Ханга. Так началась война за независимость Западной Сахары, растянувшаяся на многие десятилетия. В апреле 1974 г. Эль-Уали побывал во главе делегации ПОЛИСАРИО на пан-африканском конгрессе молодежи в Бенгази в Ливии. К этому же времени относится и активизация подразделений фронта на территории Западной Сахары. В 1974-1975 гг. ПОЛИСАРИО постепенно утверждали контроль над кочевьями бедуинов, приобретали авторитет среди населения Западной Сахары. Ко времени отказа Испании от колониального управления Западной Сахарой в 1975 г., ПОЛИСАРИО оставался относительно немногочисленной организацией из 800 человек, хотя пользовался политическим влиянием на несравненно большее число жителей Западной Сахары.

После того, как Испания отстранилась от управления Западной Сахарой и передала регион под власть Марокко и Мавритании, фронт ПОЛИСАРИО 27 февраля 1976 года провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики. Теперь партизанскую войну подразделения фронта вели против марокканской и мавританской армий. После гибели Эль-Уали Мустафы Сайеда генеральным секретарем Фронта ПОЛИСАРИО и президентом Сахарской Арабской Демократической республики 30 августа 1976 года стал Мохаммед Абдель Азиз. Он родился 17 августа 1947 г. в марокканском Марракеше, в бедуинской семье. После учебы в Рабате Абдель Азиз стал соратником Эль-Уали по созданию Фронта ПОЛИСАРИО.

Изначально Фронт ПОЛИСАРИО представлял собой классическую левонационалистическую организацию, для которой основной целью было достижение политической независимости Западной Сахары. Споры о дальнейшем политическом и экономическом устройстве страны лидеры ПОЛИСАРИО стремились отложить на период после достижения реального суверенитета. Именно поэтому организация назвала себя Фронтом, а не партией, подчеркивая, что апеллирует ко всем слоям западносахарского общества. В начале 1970-х гг. организация придерживалась социалистической направленности, хотя и не провозглашала себя марксистско-ленинской и даже социалистической, но уже в конце 1970-х гг. перешла на позиции национализма без социалистической риторики.
В 1976-1978 гг. численность вооруженных отрядов ПОЛИСАРИО выросла до нескольких тысяч вооруженных боевиков. Армия фронта пересела с верблюдов на современные джипы испанского производства, захваченные во время нападений на марокканские военные посты. Мушкеты и винтовки были заменены автоматами, поставленными Алжиром и Ливией. На территории Алжира боевики фронта проходили боевую подготовку в тренировочных лагерях.

Сахарская война

Мавритания оказалась наиболее слабым противником ПОЛИСАРИО. Вооруженные силы этой западноафриканской страны не отличались многочисленностью и оснащенностью, а экономика была слабой даже по меркам небогатых стран Сахары и Сахеля. Численность вооруженных сил страны при президенте Моктаре Уальд Дадда не превышала 3 000 солдат и офицеров. Тем более, мавританская армия не отличалась высоким уровнем подготовки и дисциплинированности.

Серьезной проблемой были и этнические противоречия в вооруженных силах Мавритании. Как известно, в Мавритании проживает две основные группы населения — арабо-берберские племена Северной Мавритании и негроидные народы Южной Мавритании. Призывники — африканцы из Южной Мавритании не желали принимать участие в боевых действиях, которые они рассматривали как внутреннюю проблему арабо-берберских племен Севера — ведь обладание территорией Западной Сахары никогда не входило в число интересов африканского населения Южной Мавритании. Наконец, и сами арабо-берберы Мавритании в значительной степени сочувствовали борьбе Фронта ПОЛИСАРИО, поскольку опасались растущего влияния Марокко в регионе в результате установления марокканского господства над Западной Сахарой. В вооруженных силах Мавритании начались волнения, с другой стороны — начала терпеть убытки и экономика страны, подорванная ведением боевых действий.

После того, как боевые действия западносахарских партизан сделали невозможной добычу меди в Мавритании (эта статья экспорта давала до 90% национального дохода), а повстанцами ПОЛИСАРИО была обстреляна столица Мавритании город Нуакшот, мавританское правительство отказалось от планов по удержанию части территории Западной Сахары. Тем более, что в 1978 г. в стране произошел военный переворот, свергнувший режим Ульд Дадды, и новое мавританское руководство несколько пересмотрело свои взгляды на проблему Западной Сахары. В 1979 г. правительство Мавритании вывело войска с территории страны. Более того — в 1984 г. Мавритания официально признала Сахарскую Арабскую Демократическую Республику как независимое государство.

Марокко оказалось более «крепким орешком». Во-первых, общественная реакция в Марокко на Сахарскую войну в корне отличалась от мавританской. Население Марокко в массе своей поддерживало действия монархического правительства по установлению господства над Западной Сахарой, которая рассматривалась как законная марокканская территория. Во-вторых, Марокко не желало усиления Алжира, который оказывал всестороннюю поддержку Фронту ПОЛИСАРИО и, соответственно, в случае достижения Западной Сахарой независимости, серьезно усилил бы свои позиции в регионе Северной и Западной Африки. Король Марокко не собирался отказываться от власти над Западной Сахарой и сосредоточил в регионе внушительные подразделения марокканской армии — одной из сильнейших в Северной Африке. Марокканцы оккупировали и ту часть Западной Сахары, которая прежде предполагалась как зона ответственности Мавритании.

В свою очередь, ПОЛИСАРИО заручился поддержкой Алжира, Ливии и ряда других африканских государств, а также некоторых национально-освободительных движений Азии, Африки и Латинской Америки. Военную помощь ПОЛИСАРИО оказывали Алжир, Ливия и Куба. Муаммар Каддафи, хотя прямо и не вступал в конфликт на стороне ПОЛИСАРИО, не скрывал своих симпатий к национально-освободительной борьбе сахарского народа. Что касается алжирского руководства, то оно оставалось наиболее преданным союзником и покровителем ПОЛИСАРИО, оказывая фронту дипломатическую, финансовую и военную помощь. Фактически именно благодаря алжирской помощи ПОЛИСАРИО превратилась в серьезную военно-политическую силу.

Именно по инициативе Алжира САДР уже к 1980 г. была признана 45 странами мира, в первую очередь — африканскими государствами, поскольку Алжир усиленно проталкивал идею о вступлении САДР в Организацию Африканского Единства (ОАЕ). В результате многолетней войны, западносахарским повстанцам удалось создать хорошо обученную и хорошо вооруженную Народную армию освобождения Сахары. К 2010 г. численность вооруженных сил ПОЛИСАРИО достигала 15-20 тысяч человек, вооруженных не только стрелковым оружием, но и артиллерией, танками, боевыми машинами пехоты.

«Свободная зона» под властью САДР

Несмотря на то, что марокканские войска на территории Западной Сахары достигли 110 тысяч солдат и офицеров, Марокко так и не смогло разгромить Народную армию освобождения Сахары. Более того — в 1980-е годы марокканское командование, измотанное тактикой партизанских набегов мобильных групп ПОЛИСАРИО, передвигавшихся на джипах и атаковавших военные посты, приняло решение создать «оборонительный вал» из шести стен — систему военных заграждений с электронными системами слежения и самой большой в мире минной полосой. Строительство вала продолжалось с 1981 по 1987 гг. Первоначально укрепления отделили наиболее важные города Западной Сахары — Эль-Аюн и Смару. Затем было создано еще несколько линий обороны. По периметру вала было оборудовано 500 военных постов и размещены внушительные по численности подразделения марокканских вооруженных сил.

Сахарцы называют эту линию «Стеной позора». Фактически вал отделил большую часть территории Западной Сахары, контролируемую Марокко, от глубинной полосы, пограничной с Мавританией, оставшейся под контролем ПОЛИСАРИО. Эта глубинная полоса в настоящее время известна как «Свободная зона». В 1991 г. ПОЛИСАРИО и Марокко подписали договор о прекращении огня, в соответствии с которым под управлением Марокко остались территории к западу от стены. Соблюдение договоренностей гарантировалось присутствием в регионе миротворческих сил Организации Объединенных Наций.

Руководство ПОЛИСАРИО определяет «Свободную зону» как освобожденную территорию. Передвижения марокканских войск на эту территорию ограничены. В «Свободной зоне» проживает от 30 до 40 тысяч человек. Преимущественно это кочевые племена, занятые традиционным разведением верблюдов и кочующие между Западной Сахарой, Мавританией и Алжиром. Фактически «Свободная зона» и есть реально контролируемая ПОЛИСАРИО территория Сахарской Арабской Демократической Республики, однако большинство учреждений ПОЛИСАРИО действуют в эмиграции, поскольку территория «Свободной зоны» не препятствует созданию и развитию полноценной инфраструктуры. Около 100 тысяч сахарцев продолжают проживать в лагерях беженцев на территории Алжира. Выросли целые поколения сахарцев, не видевших земли предков и лишенных возможности проживания на своей исторической родине. Сахарская молодежь вынуждена получать образование в вузах Алжира, Кубы и Испании.

Стремясь заручиться поддержкой западных государств в достижении политической независимости, Фронт ПОЛИСАРИО переориентировался на либеральную идеологию. Мохаммед Абдель Азиз, остающийся президентом САДР вплоть до настоящего времени, стремится подчеркнуть свою верность принципам многопартийной демократии и рыночной экономики, однако политическая ситуация в Западной Сахаре от этого не меняется. Поскольку Марокко всегда считалось одним из важных партнеров США в Магрибе, американские власти не желают идти на признание политической независимости Западной Сахары. Во время «Холодной войны» между США и Советским Союзом, ни американское, ни советское руководство открыто не высказывалось в поддержку какой-либо из сторон конфликта. Не оказывал помощи ПОЛИСАРИО и маоистский Китай, который в целом проявлял интерес к подобным национально-освободительным движениям.

Однако фактическое поведение великих держав давало понять Фронту ПОЛИСАРИО, что рассчитывать на помощь не следует. Соединенные Штаты Америки САДР не признали и ориентировались на экономическое и политическое сотрудничество с Марокко. СССР и страны социалистического блока также не признали независимость САДР, не желая портить отношения с Марокко. Таким образом, длительное время Фронт ПОЛИСАРИО зависел исключительно от поддержки со стороны Алжира, остававшегося главным союзником САДР на протяжении трех десятилетий, а также Ливии (до 1983 г.) и некоторых других стран «третьего мира». С другой стороны — в поддержку ПОЛИСАРИО периодически высказывались левые и либеральные политические партии и движения в ряде стран Западной Европы — прежде всего, в Испании, а также в скандинавских государствах. В последние годы Фронт все более активно заявляет о себе как о противнике терроризма и исламского радикализма в Северной и Западной Африке.

В настоящее время в Сахарской Арабской Демократической Республике главой государства является президент (с 1976 г. — Мохаммед Абдель Азиз), который назначает премьер-министра страны (в настоящее время — Абдель Кадир Талеб Умар). Структура власти включает в себя Совет министров САДР, судебную ветвь и Национальный совет Сахары. Парламент САДР отличается слабостью, поскольку несмотря на заявленную политику демократизации управления, вплоть до настоящего времени не удается окончательно разделить партийную и государственную линии руководства.

Как отмечалось выше, в настоящее время САДР признает 60 государств мира. Среди ближайших соседей независимость САДР признали Алжир, Мавритания, Мали. Также в списке признавших независимость страны африканских государств — Гана, Нигерия, Ангола, Мозамбик и почти все страны Восточной и Южной Африки. Независимость САДР была признана азиатскими странами социалистического лагеря — Вьетнамом, Лаосом и КНДР. Независимость САДР признана Сирией и Западная Сахара имеет в этой стране свое дипломатическое представительство. В Латинской Америке независимость САДР признали Куба, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Мексика и ряд других государств. Западная Сахара стала первым государством, признавшим независимость Восточного Тимора и установившим с ним дипломатические отношения. Также независимость САДР признало в 2011 г. недавно образованное государство Южный Судан. Что касается Российской Федерации, то она не признала независимость Сахарской Арабской Демократической Республики, однако признает право народа Западной Сахары на самоопределение. Соединенные Штаты Америки занимают иную позицию — они поддерживают право народа Западной Сахары на создание автономного региона в составе Марокко. Наконец, на стороне Марокко выступают другие арабские монархии Ближнего Востока, Китай и несколько других стран, имеющих с Марокко важные экономические и политические связи.

Неразгаданные тайны. За счет чего племя тубу выживает в Сахаре? | Мир вокруг нас

Жить среди бесконечных песков под палящим солнцем стало очень трудно. Однако в Сахаре есть племена, которые приспособились к таким адским условиям существования. Одно из таких африканских племен — тубу. Оно признано наукой одним из древнейших в Африке.

Племя ведет кочевой образ жизни, состоит из нескольких родственных общин, объединенных общим названием. Четко обозначенной своей территории племя не имеет. Считается, что оно расположено на стыке границ Чада, Нигера и Ливии, находясь в постоянных перемещениях по территории этих государств.

Неразгаданные тайны. За счет чего племя тубу выживает в Сахаре?Фото: Источник

Для перехода с места на место племя использует верблюдов. При этом на новом месте женщины и дети в племени имеют статус полукочевой, а мужчины — полностью кочевой, возвращаясь к месту новой стоянки только на отдых.

От существования этого племени в значительной степени зависит жизнь остальных племен в Сахаре. Тубу специализируются на доставке караванами соли, добытой в одной из глубоких низин пустыни. В этом деле они не имеют конкурентов по той причине, что никто не может выдержать условия столь длинных караванов, когда в пути приходится находиться много дней. Не случайно тубу сравнивают по выносливости с верблюдами, которые без пищи и воды могут находиться недели.

Долгое уже время для ученых загадка то, за счет чего тубу приспособились к жутким условиям Сахары? Было несколько предположений. Неразгаданные тайны. За счет чего племя тубу выживает в Сахаре?Фото: Источник

Одни ученые считают, что все дело в наследственности. Отчасти это верно. Но только отчасти. В пустыне живут и другие племена, но они не могут заниматься доставкой соли на значительные расстояния, хотя тоже приспособлены к жаркому климату.

Другие ученые считают, что в организме у тубу есть некие особые функции, которые включаются у них в ходе длинных караванных переходов и позволяют крайне экономно расходовать жизненные силы. Но это уже на грани мистики, так как пришлось бы считать тубу особым видом человека.

Было еще предположение о том, что фантастическая выносливость тубу достигается ограничениями в воде и пище с малых лет. Однако от этого предположения пришлось отказаться, когда выяснилось, что женщины в племени на скудной растительности разводят коз, чтобы их молоком кормить детей. Козье молоко считается в медицине высокопитательным продуктом. Неразгаданные тайны. За счет чего племя тубу выживает в Сахаре?Фото: Источник

Словом, веками существовала тайна невероятной выносливости тубу, которые легко могли за сутки преодолеть сто и более километров пустыни.

Известно племя и другими своими феноменальными рекордами.

  • У представителей тубу самая большая среди африканцев продолжительность жизни и отменное состояние здоровья.
  • Даже в глубокой старости у них в полном порядке зубы.
  • Тубу никогда и ничем не болеют.

Долгое время контакты ученых с представителями племени были минимальными из-за того, что изучать жизнь этого народа оказалось очень сложно в условиях пустыни. Прежде всего, по той причине, что жить в тех условиях, в каких живут тубу, могут лишь сами тубу. Прорыв наступил с созданием специальных джипов для Сахары. После этого ученые договорились со старейшинами племени на то, чтобы сопровождать на них один из караванов тубу.

Неразгаданные тайны. За счет чего племя тубу выживает в Сахаре?Фото: Источник

Достоинствами новых джипов было то, что они могли передвигаться по глубоким сыпучим пескам, имели мощные кондиционеры с разным электрическим питанием (от мотора, батарей и солнечных панелей). На джипах ученые могли перемещаться рядом с караваном и вести необходимые исследования с помощью датчиков на теле караванщиков, передающих сигналы по эфиру. Одновременно с этим велось видеонаблюдение.

Выяснилось, что на каждом привале тубу съедали по одному финику и несколько корешков каких-то растений, запивая маленьким глотком воды. Оказалось, что тубу — вегетарианцы, и в пище у них лишь финики, злаки и уже упомянутые корешки. Мясной пищи у них никогда не было.

Тайна особой выносливости тубу пока полностью не раскрыта. Но подступы уже наметились. Видимо, секрет в финиках и неведомых еще науке корешках растений. Хотя может быть и комплексный ответ из всех предположений.

Интересные факты о пустыне Сахара

Пустыня Сахара — самая большая жаркая пустыня в мире, расположенная в Северной Африке.

Сахара охватывает большую часть Алжира, Чада, Египта, Ливии, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Западной Сахары, Судана и Туниса.

Его площадь составляет 9 200 000 квадратных метров километров (3 600 000 квадратных миль), включая Ливийскую пустыню, и покрывает около 1/4 территории африканского континента.Это сопоставимо с соответствующими земельными участками Китая или США.

Сахара граничит с , Атлантическим океаном на западном краю, Атласскими горами и Средиземным морем на севере, Красным морем на востоке и Суданом и долина реки Нигер на юге.

В Сахаре один из самых суровых климатов в мире .

Сахара — самая жаркая пустыня в мире .

Сахара раньше была пышным регионом с множеством растений и животных . Она начала высыхать около 4000 лет назад из-за постепенного изменения наклона земной орбиты. Наклон Земли колеблется от 22,1 до 24,5 градусов в течение 41 000-летнего цикла. В настоящее время он составляет 23,44 градуса и снижается.

Пустыня Сахара состоит из песчаных дюн, песчаных морей, гравийных равнин, каменных плато, солончаков, сухих долин, гор, рек, ручьев и оазисов.

Есть редкие пастбищ в некоторых частях пустыни, включая высокогорья, а также северную и южную части пустыни.

Пустыни Сахары формируются ветром или чрезвычайно редкими дождями и включают песчаные дюны и поля дюн или песчаных морей , каменных плато , гравийных равнин , сухих долин , сухих озер и солончаки . Наземные образования регулярно меняются.

Многие из песчаных дюн достигают высоты более 180 метров (590 футов).

Несколько глубоко расчлененных гор и горных хребтов , многие из которых вулканические, поднимаются из пустыни.

Эми Куси (огромный потухший вулкан), вершина в горах Тибести имеет высоту 3415 метров (11 204 фута) и самая высокая точка пустыни .

Снег может выпадать иногда в некоторых из более высоких горных хребтов .18 февраля 1979 г., , в низкогорных районах пустыни Сахара было зарегистрировано первых снегопадов на памяти живущих. Местами выпал снег на юге Алжира. Снег выпал в Алжире снова в 2012 .

Большинство из рек и потоков в пустыне Сахара являются сезонными, или прерывистыми, главным исключением является река Нил , которая пересекает пустыню от ее истоков в центральной Африке и впадает в Средиземное море.

В Сахаре около 20 или более озер , большинство из них соленых озер . Озеро Чад — единственное пресноводное озеро в пустыне.

Некоторые из крупнейших в мире запасов подземных вод находятся под пустыней Сахара, поддерживая там около 90 крупных оазисов .

Около 2 миллиона человек живут в пустыне Сахара.

Люди, которые живут в Сахаре, в основном кочевников .Кочевники переходят с места на место.

Как и все пустыни, Сахара является местом обитания относительно редких сообществ дикорастущих растений , с наибольшими концентрациями на северных и южных окраинах, а также вблизи оазисов и водосборов.

На заводы наложено приспособлений .

Например, около вади и оазисов такие растения, как финиковые пальмы, тамариски и акация, пускают длинные корни, чтобы попасть в воду, поддерживающую жизнь.

В более засушливых районах семена цветущих растений быстро прорастают после дождя, оставляя неглубокие корни, завершая свой цикл роста и давая семена за считанные дни, прежде чем почва высохнет.Новые семена могут находиться в состоянии покоя в сухой почве в течение многих лет, ожидая следующего дождя, чтобы повторить цикл.

Из средиземноморской растительности , которая покрывала горы Сахара, прежде чем они превратились в пустыню, только лавровых и кипарисовых деревьев остаются в районе около гуэтас.

По всей центральной , самой засушливой части Сахары , растительное сообщество насчитывает, возможно, 500 видов , что очень мало, учитывая огромную протяженность территории.

Финиковые пальмы , завезенные арабами, необходимы для существования людей в оазисе; финики — очень энергичная пища, из стволов делают балки, из листьев делают корзины, веревки, циновки и покрывала для хижин,… они предохраняют фруктовые деревья от солнца.

Верблюды — главное животное пустыни. Они обладают большой способностью противостоять жаре и жажде. Даже при температуре выше 50 ° C (122 ° F) они могут обходиться без питьевой воды в течение многих дней.Верблюд — излюбленное животное кочевников. Второе любимое животное кочевников в пустыне Сахара — коза .

В Сахаре обитает несколько видов лисиц, в том числе фенек , бледный песец и лис Рюппеля .

addax , большая белая антилопа, может почти год провести в пустыне без питья. dorcas gazelle — это североафриканская газель, которая также может долгое время обходиться без воды.Другие известные газели включают rhim gazelle и dama gazelle .

Гепард на северо-западе Африки , также известный как сахарский гепард , является подвидом гепарда, обитающим в северо-западной части Африки (особенно в центрально-западной пустыне Сахара и Сахеле).

Другие животные включают варанов, скорпионов-ловцов смерти, песчаных гадюк, дамана и небольших популяций африканских диких собак, красноголовых страусов, птиц-секретарей, нубийских дроф, различных хищников

Существует также навозник , который был священным символом древних египтян и обладал впечатляющей способностью к адаптации.

Наскальные рисунки Сахары — важная область археологических исследований, в которых основное внимание уделяется драгоценным сокровищам, вырезанным или нарисованным на естественных скалах, найденных в центральной пустыне Сахара. Обнаружено более трех тысяч сайтов, содержащих информацию о наскальных изображениях Сахары.

В пустыне Сахара было найдено окаменелостей динозавров .

Дневные температуры могут достигать 58 ° C, (136 ° F), но отрицательных температур ночью не редкость.Его температура может достигать –6 ° C и (22 ° F).

Половина Сахары получает менее 2 сантиметра (0,79 дюйма) осадков в год, а остальная часть получает до 10 сантиметров (3,9 дюйма) в год. Дожди случаются очень редко, но когда они выпадают он обычно бывает обильным, если возникает после длительных засушливых периодов, которые могут длиться годами.

Песчаные бури очень распространены в пустыне. Коричневые облака песка покрывают небо, поскольку ветер разносит песок повсюду.

Слово « Сахара » означает « пустыня » на арабском языке.

.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Эта статья о пустыне. Статью о стране можно найти по адресу Western Sahara
. Спутниковый снимок Sahara . Песчаные дюны в пустыне Сахара

Сахара [1] в Северной Африке, самая большая пустыня в мире, за исключением Антарктиды, и самая большая жаркая пустыня.

Он ограничен Атлантическим океаном, Атласскими горами, Средиземным морем, Красным морем и регионом Сахель.Он проходит через многие страны, включая Марокко, Алжир, Тунис, Ливию, Египет, Мавританию, Мали, Нигер, Чад и Судан. Большинство мест необитаемо, но некоторым людям удается выжить в местах, где есть вода. [2]

Площадь пустыни Сахара составляет около 9 000 000 квадратных километров (3,5 миллиона квадратных миль). В разное время он был и больше, и меньше. После последнего ледникового периода он стал более плодородным, затем снова высох. Это самое жаркое место на Земле, но не самое засушливое.Самая сухая — пустыня Атакама в Южной Америке. Сахара примерно такого же размера, как и все Соединенные Штаты.

В Сахаре один из самых суровых климатов в мире. Обычно в пейзаже Сахары мало осадков, сильные ветры и широкий диапазон температур. В некоторых районах осадки могут отсутствовать до нескольких лет.

Летом дневная температура воздуха в Сахаре часто достигает 100 градусов по Фаренгейту. Зимой в северной Сахаре могут наблюдаться отрицательные температуры, а в южной — более умеренные.Иногда может выпадать снег на некоторых высоких горных хребтах и ​​редко — на дне пустыни. [3]

Самая высокая гора составляет 3415 м, это Эми Куси в Чаде. На некоторых горных вершинах пустыни Сахара даже летом лежит снег. [4] [5] Главные горные цепи — горы Атлас в Алжире. Самая низкая точка Сахары находится во впадине Каттара в Египте, примерно на 130 метров ниже уровня моря. Песчаные пласты и дюны составляют около 25% территории Сахары.Остальные — горы, каменистые степи и оазисы. [4]

Через Сахару протекает несколько рек. Однако большинство из них приходят и уходят в разные времена года, за исключением рек Нил и Нигер. [4]

Металлические минералы очень важны для большинства стран Сахары. В Алжире и Мавритании есть несколько крупных месторождений железной руды. Есть также урановые рудники, в основном в Нигере. Много фосфатов в Марокко и Западной Сахаре.Нефть в основном добывается в Алжире, где она очень важна для экономики. В то время как разработка полезных ископаемых привела к экономическому росту в Сахаре, это редко помогало коренному населению, поскольку квалифицированные рабочие были привезены из других стран.

Из примерно 4 миллионов жителей Сахары большинство проживает в Мавритании, Западной Сахаре, Алжире, Ливии и Египте. Доминирующие группы людей — сахарцы и туареги. Самый крупный город — Нуакшот, столица Мавритании. Другие важные города — Таманрассет в Алжире и Себха и Гхат в Ливии.

Только 200 000 км² Сахары представляют собой плодородные оазисы, где выращивают финики, кукурузу и фрукты. Немногочисленные плодородные регионы сегодня питаются подземными реками и подземными бассейнами. Многие оазисы Сахары расположены во впадинах (областях под уровнем моря), позволяя воде выходить на поверхность из подземных резервуаров; артезианские скважины.

Почвы Сахары бедны органическими веществами. Почва в понижениях часто бывает засоленной.

Другие виды растительности включают разбросанные скопления трав, кустарников и деревьев в высокогорье, а также в оазисах и вдоль русел рек.Некоторые растения хорошо приспособлены к климату, позволяя им прорасти в течение 3 дней после дождя и засеять семена в течение 2 недель после этого.

Животные, обитающие в Сахаре, включают песчанку, тушканчика, заяц-накидку и пустынного ежа, варварского барана, орикса, газель, оленя, дикого осла, павиана, гиену, шакала, песца, ласку и мангуста. Птичий мир насчитывает более 300 видов. Также здесь обитают рептилии, в том числе 4 вида змей. Здесь обитает самый ядовитый скорпион в мире.

4000 лет назад Сахара была процветающим лугом саванны с большим разнообразием дикой природы.Сюда входили такие животные, как слоны и жирафы. Изменение климата привело к уменьшению количества осадков и превратило Сахару в бесплодную пустыню, которую мы знаем сегодня.

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Sahara .
.

Пустыня Сахара: Горячие пески Африки


Пустыня Сахара: Горячие пески Африки

Поделиться страницей






Подписаться на этот сайт


Пустыня Сахара — одно из самых узнаваемых мест в мире.Это также одно из самых суровых мест для жизни.

Пустыня простирается на 3000 миль через северную часть Африки. Более четверти его поверхности — это песчаные дюны, высота некоторых достигает 500 футов. В Сахаре можно найти несколько гор, вершиной которых является гора Куси на высоте 11204 фута.

Как и следовало ожидать, климат пустыни Сахара жаркий и сухой. В пустыне преобладают сильные ветры, которые переносят песок с места на место, заставляя ландшафты регулярно меняться.Тимбукту, один из самых известных городов мира, постепенно засыпается песком. Многие дома в этом отдаленном городе уже находятся ниже уровня земли.

Северная часть пустыни субтропическая, с холодной зимой и двумя сезонами дождей. В сухой южной пустыне сезон дождей и мягкая сухая зима. Количество осадков в любой половине никогда не бывает очень значительным, составляя менее 5 дюймов в течение всего года. Однако, когда идет дождь, иногда он бывает очень сильным.Удивительно, но известно, что некоторые люди тонут в Сахаре из-за сильных наводнений, которые часто сопровождают ужасный ливень, обрушивающийся на песчаную равнину.

Сахара — это не только песок. Сотни миль поверхностных и подземных вод усеивают ландшафт и прилегающий ландшафт. Крупные водоемы включают реку Нил и озеро Чад. Небольшие водоемы, известные как оазисы, можно найти почти везде. Некоторые поддерживают постоянный запас воды, но некоторые высыхают вскоре после того, как сформировались.Водопады — не редкость, но в песчаной среде они выглядят совершенно неуместно.

Еще одна общая черта пустыни — скалы. На плато есть большие валуны, а полноразмерные горы — не редкость (зимой там много снега). Некоторые горы также являются вулканическими и представляют собой смесь живого и спящего.

Травы, деревья и растения можно найти в Сахаре, хотя почти все виды являются выносливыми и устойчивыми к засухе.Животных может быть много, в том числе сотни видов рептилий и млекопитающих. Количество одних только видов птиц превышает 300. Многие из этих видов являются перелетными, однако могут быстро переехать в новый дом, если их запасы воды буквально иссякнут.

Что касается людей, то неудивительно, что в пустыне Сахара одна из самых низких плотностей населения на планете. На 3,5 миллиона квадратных миль песков, гор и водных путей живут всего 2,5 миллиона человек. Очевидно, что наибольшая численность населения наблюдается у озер и рек.Тем не менее, большинство людей — кочевники.

Климат Сахары постепенно становится суровее. Археологические раскопки указывают на гораздо более широкие источники воды и более обширное население.

.

Африка :: Западная Сахара — Всемирный справочник

Западная Сахара — несамоуправляющаяся территория; примерно 75% находится под контролем Марокко. До середины 20 века он был населен почти полностью сахарскими кочевниками-скотоводами. Их традиционные обширные миграционные ареалы, основанные на следующих непредсказуемых дождях, не совпадали с колониальными, а затем и международными границами. С 1930-х годов большинство сахарцев были вынуждены вести оседлый образ жизни и жить в городских условиях в результате боевых действий, наличия минных полей, возможностей трудоустройства в фосфатной промышленности, продолжительной засухи, закрытия границы Западной Сахары с Мавританией из-за 1979–2002 годы, и строительство защитной бермы, разделяющей районы, контролируемые Марокко и Полизарио (движение за либерализацию Сахары).Марокко поддерживает быструю урбанизацию, чтобы облегчить наблюдение и безопасность.

Сегодня более 80% населения Западной Сахары проживает в городских районах; более 40% проживает в административном центре Лааюн. Марокканская иммиграция изменила состав и резко увеличила численность населения Западной Сахары. Марокко поддерживает большое военное присутствие в Западной Сахаре и поощряет своих граждан селиться там, предлагая бонусы, повышение заработной платы и продовольственные субсидии государственным служащим и освобождение от налогов, чтобы интегрировать Западную Сахару в Марокканское Королевство и, как утверждают сахарцы, маргинализировать коренное население.

Сахарцы из Западной Сахары мигрируют в Европу, в основном к бывшей колониальной правительнице Испании, с 1950-х годов. Многие из тех, кто перебрался в лагеря беженцев в Тиндуфе, Алжир, также перебрались в Испанию и Италию, обычно чередуя жизнь в городах за границей с периодами пребывания в лагерях. ПОЛИСАРИО утверждает, что население лагерей Тиндуфа составляет около 155 000 человек, но в эту цифру могут входить тысячи арабов и туарегов из соседних стран. Поскольку международные организации не смогли провести независимую перепись в Тиндуфе, УВКБ ООН основывает свою помощь на цифре в 90 000 беженцев.Прибрежные города Западной Сахары стали ключевыми транзитными пунктами миграции (для достижения Канарских островов Испании) в середине 1990-х годов, когда ужесточение визовых ограничений Испанией и Италией и давление ЕС на Марокко и другие страны Северной Африки с целью контроля над нелегальной миграцией подтолкнули африканцев к югу от Сахары. мигранты сместили свои маршруты на юг.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *