Дом-музей Н.С. Лескова — Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева
Музей «волшебника слова», создателя «галереи святых и праведных Руси» располагается в доме, сохранившемся на месте городской усадьбы отца писателя С.Д. Лескова. Дворянский особняк, являющийся памятником истории, объектом культурного наследия федерального значения, передает очарование легендарного уголка Орла – Дворянского гнезда. Единственный в России музей Н.С. Лескова был открыт 2 июля 1974 года. Экспозиция, которая носит название «В мире Лескова», уникальна по насыщенности подлинными материалами. Посетители музея могут увидеть личные вещи писателя, его мебель, книги из мемориальной библиотеки, первые публикации и прижизненные издания его произведений, портреты и фотографии Лескова, его родных и близких. Экспозиция музея раскрывает художественный мир писателя самобытного, яркого, полного бунтующих страстей и в тоже время милосердного, сострадательного, охваченного жаждой живого деятельного добра.
Музейное собрание включает ряд бесценных работ таких замечательных художников-иллюстраторов как Б. Кустодиев, Н. Кузьмин, Кукрыниксы, А. Тюрин, С. Косенков, часть из них экспонируется на выставке «Лесков в изобразительном искусстве». Об основателях музейного собрания: сыне и биографе писателя А.Н. Лескове, воспитаннице писателя В.И. Долиной и её дочери К.А. Дюниной рассказывает выставка «Семейные памяти». В экспозиции музея находится эксклюзивный материал о правнучке писателя Т.Ю. Лесковой, талантливой балерине, замечательном балетном педагоге.
Дом-музей Н.С. Лескова : Музей Лескова Н.С.
Музей «волшебника слова», создателя «галереи святых и праведных Руси» располагается в доме, сохранившемся на месте городской усадьбы отца писателя С.Д. Лескова. Дворянский особняк, являющийся памятником истории, объектом культурного наследия федерального значения, передает очарование легендарного уголка Орла — Дворянского гнезда.
Единственный в России музей Н.С. Лескова был открыт 2 июля 1974 года. Экспозиция, которая носит название «В мире Лескова», уникальна по насыщенности подлинными материалами. Посетители музея могут увидеть личные вещи писателя, его мебель, книги из мемориальной библиотеки, первые публикации и прижизненные издания его произведений, портреты и фотографии Лескова, его родных и близких.
Экспозиция музея раскрывает художественный мир писателя самобытного яркого, полного бунтующих страстей и в тоже время милосердного, сострадательного, охваченного жаждой живого деятельного добра.
Богатейшее собрание Лесковскихмеморий позволило воссоздать в одном из залов музея обстановку последнего петербургского кабинета писателя-увлеченного коллекционера редких книг картин, часов, шкатулок. Здесь как нельзя кстати вспоминаются строчки, написанные о Лескове Л.Я. Гуревич: «Вся его обстановка, как и его язык, всё, что составляло его жизнь, было пестро, фантастично, неожиданно и цельно в самом себе, как единственный в своем роде храм Василия Блаженного».
Музейное собрание включает ряд бесценных работ таких замечательных художников-иллюстраторов как Б. Кустодиев, Н. Кузьмин, Кукрыниксы, А. Тюрин, С. Косенков, часть из них экспонируется на выставке «Лесков в изобразительном искусстве». Об основателях музейного собрания: сыне и биографе писателя А. Н. Лескове, воспитаннице писателя В.И. Долиной и его дочери К.А. Дюниной рассказывает выставка «Семейные памяти». В экспозиции музея находится эксклюзивный материал о правнучке писателя Т.Ю. Лесковой, талантливой балерине, замечательном балетном педагоге.
О томкакое значение имеет Дом-музей Лескова для Орловщины, для России нам скажут слова известного лесковеда из Петербурга Л.Г. Чудновой: «Этот дом для русских, — для всех — должен быть священным».
Афиша до конца 2012 года.
6 декабря 2012 года 1500
Вечер «Очарованная странница», посвященный 90-летию Т.Ю.
Лесковой, правнучке Н.С. Лескова.
Декабрь (по мере поступления заявок)
Утренники для младших школьников
«Легенды и сказки Нового года».
Мероприятия
1. История дома над Орликом. (История усадьбы Лесковых, Дома — музея Н.С. Лескова). (10-11 кл.) весь коллектив.
2. «В начале было слово…» (начальная школа) Мазина Е.В.
Мероприятие посвящается дню славянской письменности и культуры. Раскрывается роль великих просветителей святых Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки. Тайна буквенных имен. Нравственные истины в «Азбуке» Н.С. Лескова.
3. «Сладость постижения грамоты».(начальная и средняя школа) Мазина Е.В.
Мероприятие рассказывает о старинных материалах для письма. Рассказ об азбуке, по которой учился читать Н.С. Лесков, позволяет представить детям как шло обучение грамоте в XIX веке.
4. «Побеждай зло добром»(начальная школа)Синякова Т.Ю.
5. «Достопамятные орловцы». Мероприятие с использованием околомузейной территории и ландшафтного сквера «Дворянское гнездо». Знакомство с легендарными уголками города, связанными с жизнью «достопамятных орловцев» Н.С. Лескова и И.С. Тургенева. 5 — 8 классы.
6. «Летописец рода Лесковых » (мероприятие посвящённое сыну писателя и его биографу А.Н. Лескову)
7. «Лесков улыбается» (мероприятие посвящённое весёлым, юмористическим ситуациям в жизни и творчестве Лескова Н.С.) 10 — 11 классы.
8. «Жизнь в дворянской усадьбе»
9. «Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице…» (мероприятие, посвящённое жизни и быту семьи Лесковых в орловском доме.Надворные постройки и их назначение, сад и цветник, комнаты в доме и их назначение, развлечения). 10 — 11 классы.
10. «Старинная игрушка» (мероприятие рассказывает о том, в какие игрушки играли царские дети и дети крестьян, как разнообразны народные игрушки, какой глубокий смысл в них вложен народом). В конце мероприятия проводится мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.
11. Новогодние легенды и сказки. Сказочные существа, которые приносят подарки в Новый год, новогодние традиции разных стран. 1 — 5 классы.
Экскурсия городская
Памятник Н.С. Лескову в Орле (литературная прогулка)
Рассказ о памятнике писателю и о героях его произведений, запечатленных скульпторами. 6 — 8 классы.
Лекции
Жизнь и творчество Н.С. Лескова
Орловский край в жизни и творчестве Н.С. Лескова.
Детство Николеньки (1 — 5 классы).
«Чудная вещь старая сказка» (1 — 5 классы).
Памятник Лескову в Орле (урок — лекция для 6 — 8 классов).
Писатель «непостыдной совести» — Парламентская газета
В нашей стране многие знают, насколько богата литературными талантами Орловская земля. Недаром же Николай Семенович Лесков писал, что «Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины никакой другой русский город».
Однако для Орла весьма характерна отнюдь не радующая жанровая уличная сценка: приезжий расспрашивает дорогу к одному из литературных музеев; в ответ обыватели только пожимают плечами, и вряд ли кто-то испытывает чувство неловкости перед растерявшимся гостем города. Увы, занятые повседневной суетой или меркантильными заботами многие давно отвыкли стыдиться своего невежества.
Между тем, провинциальный Орел широко известен во всем цивилизованном мире исключительно благодаря творческому наследию наших прославленных писателей-земляков — Тургенева, Лескова, Бунина. Недаром же на зимней Олимпиаде в Сочи Орловская область была представлена, прежде всего, как литературная столица России. Факел паралимпийского огня в Орле был зажжен от символического писательского пера…
«Думаю и верю, что «весь я не умру», — писал Лесков за год до смерти. — Но какая-то духовная постать уйдет из тела и будет продолжать вечную жизнь».
Память о писателе бережно сохраняется в уютных залах Дома-музея Н.С. Лескова на его родине. Усилиями работников музея создана уникальная экспозиция и своеобразная «лесковская» творческая атмосфера, благодаря которой мы никогда не почувствуем себя запертыми в душном хранилище старинных раритетов, покрытых пылью времен.
Но как ни печально, а в свой юбилейный год уникальный Дом-музей Н.С. Лескова внешне представляет собой плачевное зрелище: полиняла и облупилась краска на деревянной обшивке окон и стен, растрескался фундамент, протекает крыша, подвергая опасности бесценные экспонаты, территория вокруг не благоустроена. Лишь только своими скромными силами разбили музейщицы цветочную клумбочку, чтобы хоть как-то задекорировать окружающее Дом-музей запустение.
Лесков переведен на все языки мира, его читают и прилежно изучают даже японцы. Однако же многие студенты, чей университетский корпус расположен рядом с лесковским памятником-ансамблем, который уже более 30 лет восхищает орловцев и гостей города, не могут назвать литературных героев этой композиции. Лишь у немногих на поверхность сознания «выпрыгивает» стальная блоха с подковавшим ее безымянным тульским мастером.
А есть ведь заслуживающий внимания зарубежный опыт бережного отношения к национальным дарованиям. Например, в столице Ирландии, где в начале прошлого века создал свой роман «Улисс» Джеймс Джойс, ежегодно собираются его поклонники из всех уголков страны и из-за рубежа, чтобы пройти по следам героя, которого Джойс поселил в Дублине. Специальными указателями, знаками, стрелками, памятниками в ирландской столице отмечен каждый шаг городского странствия героя единственного знаменитого романа Джойса. Благодарные читатели «Улисса» задерживаются в каждой точке маршрута литературного героя.
Подобное в России вообще и в провинциальном Орле в частности даже трудно вообразить. Хотя тот же Лесков — классик мирового масштаба — расселил многочисленных персонажей своих творений на орловской земле, так что при желании и мы могли бы путешествовать по улицам города как по страницам лесковских книг. Но, видимо, настолько безмерно щедра наша земля на таланты первой величины, что вошло в привычку и не ценить, и не замечать «пророков в своем Отечестве».
…Музей Николая Семеновича Лескова был открыт 40 лет назад в дворянском особняке, построенном в 1870-е годы на участке, который сам Николай Семенович обозначил достаточно точно в своей «орловской» повести «Несмертельный Голован» (1880). Героя, которого «… прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован — человек особенный, человек, который не боится смерти», Лесков «поселил» рядом с домом своего отца: «Мы были с Голованом соседи. Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице (ныне ул. Октябрьская — Прим. авт.) и стоял третий по счету от берегового обрыва над рекою Орликом. Место здесь довольно красивое. Тогда, до пожаров, это был край настоящего города…». В той же повести Лесков подтвердил сложившуюся среди горожан молву о том, что этот уголок связан с действием известного романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», поэтому высокий берег Орлика в память о писателях-земляках Тургеневе и Лескове жители Орла называют «Дворянским гнездом» и «Бережком несмертельного Голована».
Дом был высокий, деревянный, на каменном фундаменте, за домом располагались службы, огород, цветник, «плодовитый сад». К несчастью, до наших дней он не уцелел — сгорел в 1850 году. Но сменившее его здание уцелело, несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны Орел был основательно разрушен. 5 марта 1945 года — в 50-ю годовщину со дня смерти писателя — на стене дома появилась мемориальная доска. И почти тридцать лет спустя именно этот дом стал Домом-музеем Н.С. Лескова.
Многие его экспонаты воистину уникальны. В шести залах собраны подлинные документы, портреты, картины, книги, прижизненные издания лесковских произведений, записные книжки, личные вещи, мебель Николая Семеновича Лескова. Сын писателя Андрей Николаевич, написавший книгу «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям», оставил в дар музею собственный богатейший архив…
Уже на склоне лет, в 1893 году, осмысляя итоги своей литературной работы, писатель подчеркнул, что он «с ранних лет жизни имел влечение к вопросам веры». Семейные устои, прежде всего, явились источником религиозного воспитания и духовно-нравственного формирования Лескова.
Отсчет собственного «родословия» писатель повел именно со священнических корней, и говорил об этом не без гордости в «Автобиографической заметке»: «Род наш собственно происходит из духовенства, и тут за ним есть своего рода почетная линия. Мой дед, священник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед — все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села «Лески» и вышла наша родовая фамилия — Лесковы». О своем отце писатель говорит как о «человеке очень хорошо богословски образованном и истинно религиозном». Его независимый и сложный характер явлен уже в том, что, закончив курс наук в семинарии, Семен Лесков пожелал идти своим собственным путем, как впоследствии и его сын — «против течений», — несмотря на давление семейной традиции. «Отец мой, — вспоминал Николай Лесков, — был непреклонен в своих намерениях и ни за что не хотел надеть рясы».
Отказ от церковной карьеры не помешал Лескову-старшему оставить сыну письмо, которое можно назвать своего рода духовным завещанием, написанным без всякой претензии на «самодраматизацию», с единственным желанием передать сыну свой жизненный опыт и идеалы. Строки этого письма-завета вылились из глубины отцовского сердца:
«Любезный мой сын и друг! Николай Семенович! — писал Лескову отец. — В дополнение завещания моего… я рассудил. побеседовать с тобою как с таким существом, которое в настоящие минуты более прочих занимало мои помышления. Итак, выслушай меня и, что скажу, исполни:
1-е. Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих.
2-е. Уважай от всей души твою мать до ее гроба.
3-е. Люби вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай, не издевайся.
4-е. Ни к чему исключительно не будь пристрастен; ибо всякое пристрастие доводит до ослепления, в особенности ж к вину и к картам. Нет в мире зол заманчивей и пагубней их. Я просил бы, чтобы ты вовсе их не касался.
5-е. Вообще советую тебе избирать знакомых и друзей, равных тебе по званию и состоянию, с хорошим только воспитанием.
6-е. По службе будь ревностен, но не до безрассудства, всегда сохраняя здоровье, чтобы к старости не быть калекою.
7-е. Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах.
8-е. Между 25 и 35 годами твоего возраста советую тебе искать для себя подруги, в выборе которой наблюди осторожность, ибо от нее зависит все твое благополучие. Ни ранее, ни позднее сих лет я не желал бы тебе вступать в супружеские связи.
9-е. Уважай деньги как средство, в нынешнем особенно веке открывающее пути к счастию; но для приобретения их не употребляй мер унизительных, бесславных.
10-е. Будь признателен ко всем твоим благотворителям. Черта сия сколько похвальна, столько же и полезна.
11-е. Уважай девушек, дабы и сестра твоя не подверглась иногда какому ни есть нареканию.
12-е. Кстати, о сестре, она тебя моложе… пятью годами. Когда будешь в возрасте, замени ей отца, будь ей руководителем и заступником. Нет жалчее существа, как в сиротстве девица, заметь это и поддержи последнюю мою о ней к тебе просьбу, ты утешишь тем меня даже за могилою.
13-е. Преимущественно хотелось бы мне, чтобы ты шел путем гражданской службы, военная по тягости своей и по слабости твоего сложения скорее может тебя погубить.
Я хотел бы излить в тебя всю мою душу, но довольно».
Писатель хранил «отцовские заветы» и воспроизвел один из них почти дословно уже на склоне лет — в конце 1880-х — начале 1890-х годов — в задуманном им «рассказе кстати» «Короткая расправа». Некоторыми чертами характера отца — независимостью, честностью и неподкупностью, «глупым бессребреничеством» — писатель наделил своих героев-праведников.
К сожалению, мы не знаем, как внешне выглядел Семен Дмитриевич — его портретное изображение не сохранилось. А вот портреты матери и бабушки Лескова по материнской линии в экспозиции представлены.
Мать писателя Мария Петровна (в девичестве — Алферьева) происходила из старинного дворянского рода и, как вспоминал о ней Лесков, была религиозна «чисто церковным образом — она читала дома акафисты и каждое первое число служила молебны и наблюдала, какие это имеет последствия в обстоятельствах жизни». Пример «очень богобоязненной и набожной матери» подкреплялся православным благочестием бабушки Александры (Акилины) Васильевны, питавшей… «неодолимую страсть к путешествиям по… пустыням. Она на память знала не только историю каждого из этих уединенных монастырей, но знала все монастырские легенды, историю икон, чудотворения, какие там сказывали, знала монастырские средства, ризницу и все прочее. Это был ветхий, но живой указатель к святыням нашего края». Свои детские поездки по святым местам и монастырям вместе с бабушкой писатель поэтически воспроизвел в своей первой большой повести «Овцебык» (1862).
В «Автобиографической заметке» Лесков вспоминал, что его отец «имел какое-то неприятное столкновение с губернатором… остался без места как «человек крутой»… Семья Лесковых вынуждена была перебраться из губернского города в уездное захолустье.
В 1839 году отец будущего писателя стал владельцем Панина хутора в Кромском уезде Орловской губернии на берегу речки Гостомли в четырех верстах от Курского почтового тракта. На гравюре I половины XIX века видим маленький домик под соломенной крышей, водяную мельницу, сад, огород, два крестьянских двора и около 40 десятин земли — вот все помещичье хозяйство четы Лесковых, у которых было семеро детей, Николай среди них — старший. «Восторг мой не знал пределов, — вспоминал он, — когда родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский дом с балконом, под соломенною крышею».
Впечатления от тесной жизни вместе с народом в провинциальной глубинке в дальнейшем стали источником художественного творчества Лескова, который, по справедливым словам М. Горького, «пронзил всю Русь»: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, — с чувством особенной национальной гордости признавался Лесков, — а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного…». В музее экспонируются страницы записных книжек Лескова с записью метких народных речений: «Язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош… Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях. ».
Маленький Николай Лесков, по его воспоминаниям, «с ребятами… ловил пискарей и гольцов, которых было великое множество в нашей узенькой, но чистой речке Гостомле». На этой речке под горкой до сих пор бьет родник с чистой прозрачной водой. Живительную воду этого источника пил писатель в детстве.
В отдельном зале воссоздан интерьер рабочего кабинета Лескова. Здесь собраны личные вещи писателя из его петербургской квартиры, где на улице Фурштадской в доме номер 50 он прожил свои последние восемь лет. В основу создания экспозиции зала была положена фотография центральной стены кабинета, сделанная в день смерти писателя 5 марта 1895 года.
Кабинет Лескова сам по себе был похож на музей, «убран всевозможными редкостями», потому как Лескову, по словам его сына, «было решительно невозможно работать в комнате с голыми стенами». Обстановка лесковского кабинета поражала гостей, многие находили, что кабинет передает характер своего хозяина. Вот первые впечатления молодой в те годы писательницы Л. И. Веселитской: «Я вошла в комнату, которая сразу показалась мне похожей на Лескова — пестрая, яркая, своеобразная. И казалось мне, что стены ее говорят: «Пожито, попито, поработано, почитано, пописано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивали: «Да, пора, пора, пора…». А птица в клетке задорно и резко кричала: «Повоюем еще, черт возьми…».
Как известно, интересы и пристрастия Лескова были чрезвычайно многообразны. В их числе — увлечение иконописью. В пестроте «экспонатов» кабинета глаз посетителя всегда выделял иконы. У Лескова были редкие поморские складни, старинные иконы строгановского и заонежского письма. С годами писатель приобрел репутацию одного из лучших знатоков русской иконы. И в собственных творениях Лесков открывал читателям красоту русской иконописи.
Судьба лесковского иконописного собрания неизвестна. Сохранился рисунок с иконостасной коллекции Лескова, и мы знаем, как выглядела божничка писателя, все иконы на рисунке различимы, узнаваемы. В орловском музее хранятся три иконы — икона Спасителя, переданная К.И. Дюниной; «Богоматерь с Младенцем» и «Спас во звездах» с дарственной надписью Лескова. Писатель подарил «Спаса во звездах» своему сыну на Рождество, на святках 1891 года.
Многие вещи семейства Лесковых были подарены орловскому музею правнучкой писателя Татьяной Юрьевной Лесковой, которая вот уже долгие годы живет в Бразилии, в Рио-де-Жанейро. В прошлом известная балерина (ее имя есть во всех латиноамериканских справочниках по балетному искусству), а ныне владелица частной балетной школы в Рио, она несколько раз посещала Дом-музей своего великого прадеда. Вот такие «пируэты» преподносит человеческая судьба, соединяя русский провинциальный Орел и бразильский мегаполис общей памятью о классике русской словесности.
Преждевременную кончину писателя ускорил в чем-то… живописный портрет, созданный Валентином Серовым (в Орле выставлена копия, оригинал хранится в Третьяковской галерее). На первой неделе великого поста 13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, Лесков посетил выставку картин художников-передвижников, открывшуюся в залах Академии художеств. Здесь он увидел впервые работу уже прославленного живописца. Однако на вернисаже портрет смутил писателя, произвел на него тяжелое впечатление: изображение было помещено в черную раму, которая показалась Лескову почти траурной. Чтобы развеять мрачные мысли и предчувствия, морозным днем он отправился на прогулку в Таврический сад — в любимую свою «Тавриду», с удовольствием вдыхал полной грудью свежий воздух и простудил легкие: «непростительная неосторожность», — как заметил впоследствии доктор.
21 февраля (5 марта) 1895 года в 1 час 20 минут сын Андрей нашел Лескова бездыханным. Писатель скончался так, как ему и желалось, во сне: без страданий и без слез. Лицо его, по воспоминаниям современников, приняло самое лучшее выражение, какое у него было при жизни — выражение вдумчивого покоя и примирения…
«Незримые почитатели» Лескова наверняка есть сегодня во всем мире. О них-то писатель сказал однажды: «Одна из прелестей литературной жизни — чувствовать вблизи себя, вдали, вокруг себя невидимую толпу неизвестных людей, верных вашему делу». …В одной из своих статей о Тургеневе Лесков с болью признавал горькую библейскую истину о судьбе пророка в своем Отечестве: «в России писатель с мировым именем должен разделить долю пророка, которому нет чести в Отечестве своем».
Горькие эти слова в полной мере относятся и к самому автору. И все потому, что «писатель непостыдной совести» плыл «против течений», не желая «с притворным смирением нести мишурные шнуры чьего бы то ни было направленского штандарта». Лесков — один из христианнейших русских авторов — не раз заявлял о своей безусловно честной и независимой позиции: «Я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утеснениях. Из этого я не уступлю никому и ничего — и лгать не стану, и дурное назову дурным кому угодно».
Алла Новикова-Строганова,
доктор филологических наук, профессор
г. Орел
Дом-музей Н. С. Лескова — Орловская область: туризм и отдых
- История и культура >Музеи>
- Дом-музей Н. С. Лескова
Открыт ежедневно с 10 до 17 часов
Выходной день пятница
Тел. (4862) 76-33-04
«Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице… » — писал в одном из своих произведений самобытнейший русский писатель, тонкий знаток быта и нравов разных сословий России 19 века Николай Лесков.
Сейчас в этом доме размещается экспозиция литературно-мемориального музея писателя, владеющего самой значительной коллекцией лесковских меморий.
Экскурсанты имеют возможность познакомиться со сложной творческой биографией Лескова, моментами его литературных падений и взлетов, с особенным миром произведений и героев писателя, создавшего прекрасную галерею положительных типов русского человека, многие из которых взяты Лесковым из орловских «Записей и памятей».
В литературной части экспозиции представлены документы, рукописи, прижизненные издания произведений Лескова, многочисленные фотографии и портреты писателя, книги мемориальной библиотеки, помеченные автографами, а также штампами их владельца «редкость» и «редкий экземпляр». Реконструировать лесковскую эпоху помогает введение в литературную экспозицию мемориальных вещей и предметов времени.
Апофеозом экспозиции музея является воссозданная на основе сохранившихся подлинных вещей обстановка петербургского кабинета Лескова из квартиры в доме на Фурштадской. Современники писателя единодушно отмечали, что кабинет очень соответствовал характеру его владельца — пестрый, яркий, своеобразный.
Обстановка этого кабинета дает представление о яркой человеческой индивидуальности писателя, многообразии интересов и увлечений, о страсти к коллекционированию редких книг, картин, камней и других раритетов.
Отдельный раздел экспозиции показывает историю формирования Лесковской коллекции, раскрывает связи музея с потомками писателя.
К 190-летию со дня рождения Николая Лескова. Певец народных сказов
Писатель Николай Лесков родился в селе Горохово Орловского уезда и прожил там до восьмилетнего возраста. В 10 лет мальчик поступил в Орловскую гимназию, где был самым отстающим учеником. Окончить гимназию ему не удалось, но отец, чиновник казенной палаты, определил сына на службу писцом. В возрасте 18-ти лет Лесков переехал в Киев и получил место в Киевской казённой палате, где дослужился до губернского секретаря. Дальнейшая служба в торговой компании давала возможность ездить по России и хорошо изучать быт, нравы и языки народов разных областей страны.
Писать Лесков начал довольно поздно. В 1859 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована его статья «Очерки винокуренной промышленности». Первые художественные произведения Николая Лескова — повести «Житие одной бабы», «Овцебык» и роман «Некуда» были написаны в 1863 году, а в следующем, 1864 году, появилась повесть «Леди Макбет Мценского уезда», обличающая дикие нравы купеческой России. Уже в ранних повестях Лескова проявился его неповторимый, только ему присущий художественный стиль. И раннюю повесть «Воительница», и более поздние: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Очарованный странник» отличает легко узнаваемый особый язык — язык народных сказов, неповторимое узорочье русской речи.
Язык «лесковских» сказов словно просится на музыку. Не случайно по трём самым известным произведениям Николая Лескова — «Леди Макбет Мценского уезда» «Очарованный странник» и «Левша» было написано так много музыкальных сочинений: три оперы, балет и музыкальные комедии.
Трудная сценическая судьба выпала на долю оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в 4-х действиях, 9-ти картинах на либретто Шостаковича и Прейса. Молодой композитор работал над оперой в 1930–1932 годах и назвал её «трагической сатирой». Премьера «Леди Макбет» состоялась 22 января 1934 года в ленинградском Малом оперном театре. Музыка Шостаковича вызвала жестокую уничтожительную критику со стороны партийного руководства, и постановка была запрещена на долгие годы. В 1962 году в Москве опера была поставлена в новой авторской редакции под названием «Катерина Измайлова», а в 1978 году в Лондоне состоялась студийная постановка в оригинальном виде с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича.
Сюжет «Сказа о косом левше» нашёл своё воплощение на балетной и оперной сценах. Автором балета «Левша» в 3-х актах, 9-ти картинах был композитор Борис Александров. Премьера состоялась в Свердловском театре оперы и балета 29 декабря 1954 года. Спектакль оформил художник Борис Кноблок. Позже балет «Левша» шёл и на других сценах: в 1975 году в Московском государственном Детском музыкальном театре, в 1976 — на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. В 1975 году композитор Анатолий Александров создал оперу «Левша».
«Повесть о косом Левше» послужила сюжетной основой и для музыкальных комедий, авторами которых были композиторы Константин Листов, Владимир Дмитриев и Анатолий Новиков.
Оперу «Левша» («Сказ о тульском косом Левше») на собственное либретто создал в 2013 году выдающийся композитор Родион Щедрин. Это не единственное обращение композитора к сюжетам произведений Николая Лескова. В 2002 году он написал оперу для концертной сцены в двух актах для трёх солистов, хора и оркестра «Очарованный странник» также на собственное либретто, а в 2008 году по мотивам оперы создал «Симфонический диптих» для большого симфонического оркестра.
Свою оперу Щедрин посвятил американскому дирижёру и блистательному скрипачу Лорину Маазелю, который назвал оперу «шедевром, обогатившим репертуар классической музыки».
Другое «лесковское» сочинение Родиона Щедрина — «Запечатленный ангел» — написано для хора и имеет жанровое обозначение «Русская литургия. Хоровая музыка по Николаю Лескову для смешанного хора и свирели (флейты)».
В фондах Российского национального музея музыки хранятся сочинения и других авторов на темы повестей Лескова: в фонде гитариста, собирателя цыганского фольклора Николая Кручинина — цыганские песни («музыкальные иллюстрации») к повести «Очарованный странник», а в фонде Юрия Шапорина — «Блоха» с авторским подзаголовком «шутейная сюита для оркестра».
В музейном собрании живописи хранится портрет правнучки Николая Лескова Татьяны Юрьевны Лесковой работы художника Бориса Шаляпина.
Татьяна Лескова — балерина, училась балету в Париже, танцевала в театре Комеди Франсез, работала с известными хореографами, сейчас живёт в Рио-де-Жанейро. В прошлом году ей исполнилось 96 лет. В 1989 году Татьяна Лескова посетила музей своего прадеда в Орле и до сих пор поддерживает связь с музеем. Музею писателя в Орле Татьяна завещала всё своё имущество.
Использованные источники:
Музыкальная энциклопедия. Т.6. М., 1982
https://www.culture.ru/persons/8216/nikolai-leskov
https://russkiymir.ru/publications/253560/
Н.Ю. Тартаковская, главный эксперт по фондам Российского национального музея музыки
Дом-музей Н.С. Лескова в Орле, Орловская область
«Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице…» — писал в одном из своих произведений самобытнейший русский писатель, тонкий знаток быта и нравов разных сословий России 19 века Николай Семенович Лесков. Сейчас в этом доме размещается экспозиция литературно-мемориального музея писателя, владеющего самой значительной коллекцией лесковских меморий.
Экскурсанты имеют возможность познакомиться со сложной творческой биографией Лескова, моментами его литературных падений и взлетов, с особенным миром произведений и героев писателя, создавшего прекрасную галерею положительных типов русского человека.
В литературной части экспозиции представлены документы, рукописи, прижизненные издания произведений Лескова, многочисленные фотографии и портреты писателя, книги мемориальной библиотеки, помеченные автографами, а также штампами их владельца «редкость» и «редкий экземпляр». Реконструировать лесковскую эпоху помогает введение в литературную экспозицию мемориальных вещей и предметов времени.
Апофеозом экспозиции музея является воссозданная на основе сохранившихся подлинных вещей обстановка петербургского кабинета Лескова из квартиры в доме на Фурштадской. Современники писателя единодушно отмечали, что кабинет очень соответствовал характеру его владельца — пестрый, яркий, своеобразный. Обстановка этого кабинета дает представление о яркой человеческой индивидуальности писателя, многообразии интересов и увлечений, о страсти к коллекционированию редких книг, картин, камней и других раритетов.
Отдельный раздел экспозиции показывает историю формирования Лесковской коллекции, раскрывает связи музея с потомками писателя. Более чем 25 лет существования этого музея показали, насколько в конце XX столетия, когда начавшееся обновление русского общества привлекает внимание к основам национального характера, возрос интерес русских и западных, читателей к творчеству Н.С. Лескова.
Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина | официальный сайт
Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. М. Горького, д. 16
Телефон: +7 (47467) 2-43-22
Заведующий: +7 (47467) 2-43-29
Веб-сайт: www.bunin.eletsmuseum.ru
Эл.почта: [email protected]
Тел. дирекции: +7 (47467) 4-05-87, 4-17-74Адрес дирекции: г. Елец, ул. Ленина, 99
Проезд: От областного центра г. Липецка, г. Орла, г. Воронежа — до автостанции № 2 авт. № 1, 7 до ост. «Центральный рынок». От автостанции № 1 и железнодорожного вокзала авт. № 1 до ост. «Университетская», затем авт. № 2, 3, 5 до ост. «Центральный рынок»
Местные достопримечательности, находящихся поблизости, которые могут дополнительно привлечь посетителей: МУК «Городской краеведческий музей», Музей народных ремесел и промыслов, Памятник И.А. Бунину в Городском парке, Памятник И.А. Бунину на ул. Свердлова, Бывшая женская гимназия, Бывшая мужская гимназия, где учился Бунин, Городской парк (бывший Ботанический сад, фонтан со времен Бунина), Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
- дата открытия — 04. 06.1988
- 18 мая — Международный день музеев
- 8 марта — Международный женский день
- 10 октября — День рождения И.А. Бунина
- 7 сентября — День города Ельца
Основные экскурсии:
- Обзорная экскурсия по залам музея
- Иван Бунин — гимназист
- Вместе с Буниным по улицам Ельца
- Бунин и православие
Основатель: Администрация Липецкой области по ходатайству общественности и интеллигенции г. Ельца
Бюджетный статус: Муниципальный
Огранизационно-правовая форма: некоммерческое учреждение
Тип организации: культурно-массовая, исследовательская
Классификация организации: Литературная, Персональная или Мемориальная
В честь Александра Лескова
В честь Александра Лескова
Александр Наймарк *
Университет Хофстра
-П
рофессор Александр Лесков известен в украинской и российской археологии как «Саша Золотая рука ». Действительно, золотые украшения и торевтика из его раскопок в Крыму и южноукраинских степях составляют значительную часть коллекции в Украинском музее национальных сокровищ в Киеве, а его раскопки на Северо-Западном Кавказе (Адыгея) составили ядро «Золотого Палата »в Московском музее искусства народов Востока.Лесков, несомненно, несет ответственность для большего количества открытий древнего золота, чем любой из ныне живущих скифских археологов.Учитывая, что шансы найти настоящие сокровища археологических раскопки примерно такие же что касается выигрыша в крупную лотерею джекпот, все неизбежно спрашивает: в чем секрет Неиссякаемая удача Лескова? В правда в том, что чудес не бывает которые ведут к кладу. В как минимум три серьезных фактора имеют всегда значительно увеличивается вероятность Лескова успех.
Во-первых, его организационная способность, которая позволяет ему мобилизовать значительные ресурсы эффективно. Раскопки крупного Скифский курган предполагает получение значительного финансирования и поставки, взаимодействующие с несколько учреждений и координировать повседневную работу десятки, если не сотни, люди. Лескову удается такое
начинаний с железной волей и, в свою очередь, вдохновляет на преданность тех, кого он контролирует.В течение сезоны раскопок Адыгеи 1980-х, я его помню снова и снова повторяя: «Ты иметь только один сезон раскопок в твоей жизни. Это тот самый. В следующий сезон будет другим и состоится в другом году. Вы должны сделать максимум Cегодня.» Делая максимум сам должен максимизировать полученные результаты.Однако его успех требует второй талант, умение выбирать лучший участок раскопок через учет всех географических, топографические и историографические данные о степи.Например, его выбор Адыгеи для раскопки в 1980-х годах начались из его понимания, что основные перевалы через Кавказ горы были самыми короткими маршрут к богатым прибрежным районам Черное море и далее до центры ближневосточных цивилизаций на северо-западе Кавказ. Эти соображения были поддержаны его анализом из множества увлекательных открытия в области ранжирования с раннего бронзового века курганы типа Майкопского кургана к могилам Белореченской культура наполнена предметы, привезенные левантийцами торговля 14-го и 15-го веков н.э.Последняя ссылка в логическая цепочка, ведущая к Лескову открытие ныне известного Курганное поле Уляпа было его знание коллекции местный музей — казан доставлен туда трактором с месторождения Уляп принадлежал типа, который, как знал Лесков, можно было найти только в самых богатых скифских захоронений.
Третий и самый важный фактор — это личная философия Лескова: «В степной археологии есть своя диалектика — только количество. приносит туда качество.Другими словами, только большие, длительные раскопки требующие многих лет самодисциплины и терпения могут принести полученные результаты. Чтобы проверить этот вывод, нужно, как и Лесков, раскопать более 400 курганов с тысячами могил, львиная доля они относятся к периоду бронзового века. Фактически, самый важный Лесков книги не посвящены его ярким скифским находкам, а посвящены менее впечатляющий, но не менее интересный период позднего бронзового века и переход к раннему железному веку в степях.
Короче, секрет Успех Лескова прозаичен: его преданность и сосредоточенность, его способности мобилизовать знания и усердно Работа. Что сформировало у этого человека сильная личность? Рожден в Харьков, Украина, 19 мая. 1933 г. Александр потерял отца из-за Сталинские чистки в четыре года и вырос с матерью частично в Украине и частично (в течение пять лет Второй мировой войны) в эвакуация в Среднюю Азию и Азербайджан.Его интерес к древнему искусство и археология уходит корнями в прошлое до тринадцати лет — как шестиклассник наткнулся на стопка книг о древних Ориентироваться в гостях у двоюродного брата изучает историю в Бакинском университете. Этот интерес быстро превратилась в страсть и даже отодвинут на второе место шахматы, где уже Лесков показал большие надежды получение «кандидата в мастера» статус в 15 лет. (К этому день он все еще может играть с завязанными глазами три матча одновременно.) Его отсутствие интереса к естественным науки чуть не превратили Лескова средняя школа учится в катастрофа, но, к счастью, оценки в средней школе диплом не был основным критерий поступления в университет в то время. Вступительные экзамены были важнее и, учитывая специализацию Лескова, те, которые считаются были те, кто в гуманитарных науках, т.е. литература, история и языки.
Археологическая экспедиция Харьковского университета во главе с тогда еще молодой Борис Андреевич Шрамко, был первым Лесковым школа полевых работ. Это было во время визит в эту экспедицию, что Профессор Бибиков, директор Институт археологии Украинская академия наук, отметил умный студент и пригласил его поступить в аспирантуру школа в Киеве.Ранняя докторская степень в 1961 г. публикация первая книга 1965 г. и мажор обещанный успех в полевых работах У Лескова отличная карьера. Его образ как очень многообещающий молодой ученый, безусловно, был усилен эпической суммой в миллион рублей (дневная заработная плата рабочего 1,59 рубля), что он выдавил из министерства Мелиорация СССР на раскопки находящихся под угрозой исчезновения памятники в Херсонской губернии.На основе этого финансового опора, первая советская отдел контрактной археологии был сформирован в институте археологии украинского Академия наук. В следующее десятилетие было занято время заполнено огромным полем проектов, большое количество публикации, почетный чиновник назначения, такие как действующий редакция трехтомного Археология Украины Проект , и даже некоторое признание за железным занавесом.Для пример его пригласили в проконсультируйтесь по тому The First Всадники в Time-Life Книжная серия и специальный номер Antike Welt был посвященный творчеству Лескова на скифских курганах. Его открытия даже выиграли его важная государственная премия.
Тем не менее, в странном, нестабильный политический климат Брежнева «Эпоха Застой »почти все могла быть беременна с неожиданной неприятностью.В новогодняя вечеринка в Киевская археология Института в 1972 г., четыре члены Лескова Херсонский археологический отряд спела песню с полуполитической Русские слова на дудку знаменитый «Шолом Алейхем». Разоблачение «сионистов» последовали, и так как их начальник Лесков пытался их спасти, он был обвинен в непредоставлении достаточное «политическое руководство» в его подразделение.Было принято к сведению факт, что экспедиция Лескова не было ни одного члена Коммунистическая партия в нем. После небольшая задержка, Лесков был уволен 20 апреля 1973 года. Как будто это не было достаточно, эта мера была за которым последовал неофициальный мораторий на любые публикации Лесковым и даже на любом ссылка на его работу в печатном виде материя украинского производства. Для следующие три месяца Лесков был безработным, а затем был «Отправили» в институт кибернетика украинского Академии наук, где он должен был принять участие в разработка ключевого слова словарь для компьютерного поиска система разрабатывается для археологические базы данных.Этот «Свидание» длилось год полтора и очень много напоминал принудительное заключение предназначен для предотвращения его имеющий какую-либо связь с реальными археология.
Никто, знакомый с Лесковым, не ожидал, что он примет это поражение. Он сократил свои потери и использовал это время для завершения гигантского текста. докторской диссертации «Доскифский период на юге России. Украина », которую он внес на рассмотрение в Московский институт. археологии АН СССР.Отдел скифского и сарматская археология этого ведущего учреждения сочла эту работу готовой. и назначил дату публичной защиты. Но история этой диссертации превратился в один из самых известных политических скандалов в советской археологии. 1970-х годов. Так называемая внешняя экспертиза Департамента археологии из Московский университет был полностью положительный, как и обзоры экзаменов, предоставленные три основных специалиста в поле, используемое в процессе защита как официальная противники: академик и Директор Государственного Эрмитажа Музей, Б.Б. Пиотровский; в Директор московского Отдел скифских и Сарматская археология, профессор К.Ф. Смирнов; и голова отдела скифского Археология в Киевском институте археологии Украины Академии наук, д-р А. Тереножкин. Был количество нежелательных хвалебных внешние отзывы от ведущих специалисты, такие как профессора А. П. Грязнов и И.М. Дьяконов. Никаких возражений в ход обсуждения. И все еще, когда урну для голосования открыли, треть мячей получилась быть черным. Это означало, что диссертация провалилась. Этот беспрецедентное несоответствие между публично заявляемым качество диссертации и тайное голосование означало только одно вещь: маленький круг члены комитета внимательно связан с директором Московский институт Археология, Борис Рыбаков, печально известен своими анти- Семитизм, единогласно бросили отрицательный голос. Действительно, Рыбаков было известно, что он публично говорил о Лесков: «Пока я жив, этот «американец» никогда не будет работать в учреждение Академии Наук ». Наиболее тревожным было мысль, что даже с этим предопределенная отрицательная часть голосование, могло получиться иначе, если все члены комитет присутствовал на этот день. Фактически, несколько человек, включая профессора Отто Бадера, были так уверены, что качество работа приведет к положительный голос, что они не даже потрудиться посетить защита.Большинство комитет был потрясен и составили ходатайство, угрожая превратить это дело в начало академической «войны». Лесков, однако выбрал другой подход. В ближайшие несколько месяцев он переделывал 60% текста (по официальной правила, необходимые для повторной защиты) и меньше чем через год принес его диссертация к тому же комитет снова. На этот раз даже Рыбаков хотел избежать конфронтации и послал неофициальное сообщение Лескову прося его передать работу другой комитет (он также мог быть законченным в Московском университете, или в Ленинграде или Новосибирске Подразделения Института Археология), но Лесков отказался сделать так. Во второй раз все археологическое сообщество был предупрежден, и все участники докторской диссертации комитет присутствовали. Как результат, было достаточно положительные голоса для принятия диссертации, хотя была ровно столько же черного шары (восемь) в коробке как в первый случай.
Хотя победил, Лесков оказался в трудном ситуация.В первую очередь поле археолог по призванию, он был ограничен редакционной отдел в Музее История религии и атеизма в Ленинграде. Оптимист, он сохранил надеюсь на лучшее. тем временем он продолжил публикацию — четыре его книг вышли в следующие четыре года.
«Будьте готовы и возможность придет », — говорит русский народ мудрость. К самому концу 1970-х годов стало ясно даже некоторые члены правительственная элита, что безмозглые мелиоративные политики и нереалистичные «планы», требующие чрезвычайно высокая производительность уровни от колхозов имели привело к массовому уничтожению археологические памятники, особенно в сельском хозяйстве районы восточной части Советский союз. В ответ на это Проблема с рескриптом правительства был выпущен в 1980 году, что привело к создание специального археологического отдел в Московский музей искусства народов Востока. Это когда кто-то в администрация Министерства Культура вспомнила о Лескова, которому предложили возможность возглавить новый риск.
Последовало несколько успешных сезонов раскопок на Северном Кавказе.Среди открытий были потрясающе интересные археологические памятники. — первые скифские святилища по типу, описанному Геродотом. Как будто этого было мало, они были (вполне в традиции Лескова) полный богатых находок. Только за сезон 1982 года было добыто почти тысяча предметов.
драгоценных металлов, в том числе известный ныне серебряный ритон Уляпа, удивительный скульптура эпохи высокой классики. Это выглядело как одно из чудес чего советская бюрократия всегда ожидала, но так и не достигла — решение правительства и выделение скромных средств немедленно принес сенсационные результаты. Ошеломленный этим, Государственный комитет по науке выделил огромные средства на археологические работы музея, что позволило Лесков нанял новых людей, в итоге превратив музейный отдел древнего искусства и материальной культуры во вторую по величине археологическую заведение в Москве. В результате еще несколько проектов раскопок в Северный Кавказ, и работа учреждения расширилась до Средняя Азия и Сибирь. Находки экспедиции Лескова привлекали внимание в разных странах, и началась их передвижная выставка. объезжать столицы мира.Это совпало со временем больших надежд — Горбачев начал процесс Perestroika , что позволило таким политически сомнительным фигурам, как Лесков, путешествовать и даже получать временные встречи за границей. В ближайшее десятилетие Лесков провел ряд почетных стипендии во всех видах Европейские институты и короткие срочные преподавательские должности в нескольких основные европейские университеты.Это было в 1990 году на пике популярности. всех этих действий, когда после будучи членом Лескова команда и личный друг для восемь лет, я уведомил его о мои планы эмигрировать в Соединенные Штаты.Он не был счастлив с фактом, но просто сказал то, что я считаю часть его кредо: «Археолог должно быть близко к земли, при выезде из страны вы оборвали эти связи ». Так было довольно неожиданно, когда шесть лет после моего отъезда в в следующем году мне позвонили от нового иммигранта Александр Лесков. Несколько месяцев позже пришел Лесков с лекциями в Блумингтон, и, сидя в моем столовая, сказал мне грустный история обо всем, что приходит к остановка в россии, примерно такая же партийные функционеры, контролирующие мяч, хотя и с гораздо меньшим постановление государства, о растущая коррупция, о отсутствие средств и недостаток возможности для полевых исследований. Как ни удивительно его решение кажется, было очень понятно, почему даже такой оптимист и практичный волшебник, как уйдет Лесков страна.
Я как иммигрант видел много отличных ученых из бывшего Советского Союза приехать в Соединенные Штаты и, после некоторой борьбы, отбросить свои амбиции и отказаться от своих исследований. Это особенно распространен среди люди старшего поколения у кого очень мало шансов продолжить свои профессиональные карьеры.И все же Лесков единственный, кого я лично знаете, кто приехал в США рядом пенсионный возраст (ему было 64 года!) и вместо того, чтобы принять тихую жизнь пенсионера продолжали бороться за продолжение своего профессионального жизнь. Многие наши совместные знакомые были более чем скептически — Лесков даже не владеть разговорным Английский. Но он изучил язык и пробовал, а он работал и толкал.Конечно были люди, которые разобрался в ситуации, увидел его усилия и помогли. Лесков рассказал мне много раз как он благодарен профессору Дэвиду Стронаку, Филип Коль и Холли Питтман, без чьей поддержки он бы потерял веру.
Уже четвертый год что Лесков принимал Музей археологии и Антропология в Университете Пенсильвания, где он работает под эгидой профессоров Дональд Уайт и Холли Питтман.В настоящее время он готовит полную издание знаменитого Майкопа сокровище, самая большая коллекция древние артефакты из Восточноевропейские степи размещен за пределами музея коллекции России и Украины, который бывает разделен среди коллекций Пенсильванский университет Музей археологии и Антропология, Государство Музеи Берлина и Метрополитен-музей.В на самом деле, он сделал здесь еще одну самую важное открытие: согласно ему Майкопский клад никоим образом не означает сокровище, но личное сборник французских авантюрист М. А. Мерле де Massoneau, который продавался в начала 20 века к разным учреждения и частные лица. Другими словами, что научная литература в прошлый век рассматривается как один комплекс находок (хотя и не без примесей), оказывается быть случайным набором предметов из разных регионов (Украина, Крым и Северо-Запад Кавказ), принадлежащий совершенно разные эпохи из от раннего бронзового века до Средневековый период!
Чем занимается Александр Лесков сделай теперь, когда он отпраздновал его 70-й год? Если вы спросите его о сути его настоящего жизнь, он скажет вам, что он на миссия по увеличению осознание древних культур Восточной Европы в американское академическое сообщество показывая ключевой роль степей в становление и развитие Евразийские цивилизации.Два года назад он организовал первую крупную профессиональный археологический тур через памятники и музеи украины. У него есть недавно присоединился к усилиям Профессору Ренате Холоду организует центр украинского археология в университете Пенсильвания. Среди их планов публикации научных и популярные книги, посвященные древние культуры местности, поля проекты и, конечно же, обучение аспирантов кто в будущем будет иметь дело с это направление обучения в США.Часть плана заключается в обмене аспиранты между Украинские исследовательские институты и Пенсильванский университет.
Как всегда бывает с Лесков, у него много других утюгов в огне … Тот, который начался в прошлом году должен был присоединиться к израильскому проект «Седьмой век», разрабатывается Olbright Институт археологических исследований. После этого он потратил три месяца изучения археологии коллекции в Израиле и Иордания.Он надеется найти материал доказательства, свидетельствующие о присутствие кочевников из Евразийские степи, которые Библия и другое раннее Средневековье Восточные летописи упоминаются как проходя через эту территорию в своих наступление на Египет в седьмой век.
Пожелаем ему удачи в это и все его будущее усилия!
Книги Александра Лескова
- (редактор). Ульские курганы (Курганы Уль). Берлин; Москва, в прессе.
- (совместно с В. Р. Эрлихом). Могильник Фарс / Клады: Памятник переход от эпохи поздней бронзы к раннему железному веку на Северо-Западном Кав казе (Кладбище Фарс / Клады). Москва: Государственный музей Востока, 1999. .
- (под редакцией Х. Мюллер-Бек). Arktische Waljäger vor 3000 Jahren: unbekannte sibirische Kunst .Майнц: против Хасе и Келера, 1993.
- (под ред. Б. Я. Ставиского). Культурные связи народов Средний Асии и Кавказа: древность и средневековье . народов Средней Азии и Кавказа в древности и Среднем Возрастов). Москва: Наука, 1990. .
- (под редакцией Л. Носковой). I Tesori dei Kurgani del Caucaso settentrionale: nuove scoperte degli archeologi sovietici nell’Adygeja e nell’Ossezia сеттентрионале. Рома: Де Лука, 1990 (также на немецком языке как: Grabschätze vom Kaukasus: neue Ausgrabungen sowjetischer Archäologen in der Adygee und im nördlichen Ossetien).
- Grabschätze der Adygeen: neue Entdeckungen im Nordkaukasus. Мюнхен: Хирмер. 1990.
- (под редакцией В. Л. Лапушняна). Gold und Kunsthandwerk vom antiken Кубань: neue archäologische Entdeckungen aus der Sowjetunion. Штутгарт: К.Тайсс, 1989.
- (под редакцией В. Л. Лапушняна). Шедевры древнего искусства Кубани: каталог выставки (Художественные сокровища Древней Кубани: Каталог выставки). Москва: Министерство культуры СССР, 1985. .
- (под ред. К. А. Днепровского). Сокровища курганов Адыгеи: каталог выставки (Сокровища адыгейских курганов: каталог экспоната). Москва: Советский художник, 1985. .
- Курганы, находки, проблемы (курганы, находки, проблемы). Ленинград: Наука, 1981
- (совместно с Я. И. Шурыгиным). Музей истории религии и атеизма: Путеводитель (Музей истории религии и атеизма: Путеводитель). Ленинград: Лениздат, 1981.
- Jung und spätbronzeitliche Depotfunde im nördlichen Schwarzmeergebiet (Depots mit einheimischen Formen). Мюнхен: C.H. Бек, 1981
- (совместно с В. С. Бочкаревым). Jung und spätbronzeitliche Gussformen im nördlichen Schwarzmeergebeit. Мюнхен: C.H. Бек, 1980
- Скарби курганов Херсонщины (Курганы сокровищ из Херсона Земли). Киев: Мыстетство, 1974. .
- Die Skythischen Kurgane: die Erforschung der Hügelgräber Südrusslands. Цюрих: Raggi 1974 (Sondernummer of Antike Welt: Zeitschrift für Archäologie und Urgeschichte, Jg. 5).
- Новые сокровища курганов Украина / Украинские сокровища. Курганы: последние открытия. Ленинград: Аврора, 1972.
- Древности Восточного Крыма: Предскифский период и скифы (Древности Восточного Крыма: доскифский период и скифы). Киев, Наукова Думка, 1970.
- (под редакцией Н. Я. Мерперта). Памятники эпохи бронзы юга Европейской части СССР (Памятники бронзового века из Южно-Европейской В составе СССР). Киев: Наукова думка, 1967.
- Горный Крым в первом тысячелетии до нашей эры (Горный Крым в I тысячелетии до н. Э.).Киев: Наукова думка, 1965.
— — — * Эта дань изначально была написана в честь профессора Лескова В 2003 году 70 лет со дня рождения.
Об авторе
Родился в Ташкенте, Александр. Наймарк получил образование. в археологии и истории на Ташкентский и Московский университеты. После переезда в США Штаты в 1992 году он получил Кандидат наук. в центральноевразийских исследованиях из Университета Индианы, его диссертация находясь на «Согдиане, ее Христиане и Византия: A Изучение художественных и культурных связей в поздней античности и Раннее средневековье. ”Он участвовал в более чем 30 раскопках в Центральной Азии и для время работал в московском музее восточного искусства в качестве его куратора доисламского искусства Центральной Азии и монеты. Между 1997 и 1999 г. он был товарищем немецкого Археологический институт в г. Берлин. Доктор Наймарк в настоящее время Доцент кафедры истории искусств в университете Хофстра. Он опубликовал широко о раннем исламском искусстве, нумизматика и археология в Центральная Азия.Его статья о Согдийский дворцовый комплекс Варахша появилась в году. Дорога, Vol. 1, № 2 (2003). Он может связаться с Александром. [email protected].Живу по русским традициям.
Виноградов Сергей
Татьяна Лескова — правнучка Николая Лескова и единственный прямой потомок великого русского писателя. Уроженка Парижа, она живет в Рио-де-Жанейро более 70 лет.Татьяна Лескова, выдающаяся балерина и хореограф, стояла у истоков южноамериканского балета; а на страницах ее воспоминаний можно найти имена Баланчина, Мясина, Фокина, Бароновой, Лепешинской и других выдающихся деятелей мирового балета.
96-летняя Татьяна Лескова рассказала корреспонденту «Русского мира» о своем первом посещении родины предков, знакомстве с творчеством Николая Лескова, дружбе с его орловским музеем, а также о русских обычаях и традициях, которыми она живет в Бразилии.«Русский мир» благодарит Ассоциацию русской культуры Рио-де-Жанейро и, в частности, ее президента Елену Серебрякову за помощь в организации интервью.
Балерина Таня и 20 -е Век ее
“ Достаточно ли одного часа для нашей беседы? После этого у меня есть дела, — говорит Татьяна, шелестя страницами записной книжки. В свои 96 лет она ведет активный образ жизни — принимает гостей из России и других стран, консультирует весь мир по балетным вопросам через Skype.У нее великолепный русский язык — замечательно правильный и ясный, без лишней беглости или проглатывания гласных, с тонким французским оттенком. Наверное, так говорили персонажи Льва Толстого и других русских классиков.
Татьяна Лескова
Татьяна Лескова родилась в Париже в семье дипломата Юрия Лескова, сына Андрея Лескова и внука Николая Лескова. Андрей Николаевич был писателем, как и его отец, и оставил прекрасные воспоминания об авторе Очарованный странник и Соборное духовенство , ставших каноническими.Татьяне Лесковой не довелось встретиться со своими знаменитыми предками — ее прадед умер задолго до ее рождения, а дед, развелись с женой, не эмигрировал и остался в Советском Союзе после революции.
Во время Октябрьской революции отец Татьяны занимал дипломатический пост в Великобритании. Он хотел вернуться в Россию, но обстоятельства вынудили Лесковых остаться в Европе. Они поселились в Париже, но жизнь отнюдь не была блаженной. В 9 лет Таня потеряла мать, баронессу Медем, и фактически ее воспитывала бабушка по материнской линии.Татьяну отдали в балетную школу, потому что отец любил балет, а бабушка работала концертмейстером в танцевальной школе. И это событие определило ее судьбу и жизнь,
Татьяна Лескова, 15 лет, Париж, 1938.
Уже в 16 лет Татьяна танцевала на сцене La Comédie Française и работала с выдающимися хореографами того времени, в основном с русскими эмигрантами. Зарекомендовав себя как одна из самых ярких европейских танцовщиц своего поколения, она объехала полмира под сценическим псевдонимом Tanya .Во время Второй мировой войны, когда политические системы в странах менялись так быстро, паспорта стали недействительными, а контракты были расторгнуты, Татьяна оказалась в Бразилии. Она стала солисткой театра Theatro Municipal в Рио-де-Жанейро. Через несколько лет она возглавила балетную труппу и открыла балетную школу при театре. Таким образом, бразильский балет на заре своего зарождения получил мощные корни с русским и европейским классическим балетом.
Татьяна Лескова, 19 л. о.
Русская парижанка в Рио
— Вы из известной русской семьи, родились в Париже, живете в Бразилии. Какую страну вы считаете своей родиной?
Конечно, Франция. Родина — это место, где ты вырос. Я парижанка, нравится вам это или нет. Я вспоминаю годы, проведенные в Париже, как очень счастливые, хотя мы жили очень бедно и неделями выживали на пасте. Но я был маленьким, и меня такие вещи нисколько не шокировали.А потом, будучи совсем молодым, я начал работать, и балет захватил всю мою жизнь. Но я танцевал не ради заработка или потому, что меня кто-то заставлял. Я танцевал, потому что мне это очень нравилось. Я живу в Бразилии более 70 лет, но по натуре я совсем не бразилец. Я очень большой европеец. И когда меня спросили, почему я не живу в России, я ответил — потому что я тоже парижанка.
Так почему вы решили остаться в Бразилии?
Было две причины. Во-первых, я приехал сюда в 1944 году, в разгар войны. Мне приходилось работать, чтобы отправлять деньги своей семье в Париж, и здесь была работа. В то время мы не знали, что происходит во Франции, что происходит с нашими близкими, но мы работали как могли. Такая неуверенность была тяжелым испытанием. О смерти отца я узнал только через год после его смерти. Вторая причина заключалась в том, что я встретил бразильца в Аргентине; Я полюбила его, и он полюбил меня.
Что для вас Россия? Это кантри из семейного альбома?
менялось в разные периоды.Я, конечно, испытываю чувства к России, но в основном к старой России, которую я знаю по рассказам своих бабушек. Я написал об этом в своей книге воспоминаний. Он был издан на английском языке, и мне бы очень хотелось, чтобы его прочитали в России. Пока была жива бабушка, я даже не думала, что когда-нибудь смогу поехать в Россию. Мы потеряли всю семью в тех ужасных событиях, моя бабушка потеряла двух сыновей, ее арестовали, а затем бежали из страны, а мой отец потерял брата. Та же участь постигла и многих наших родственников.Моя бабушка не могла простить этого советской власти. Поехать в Россию при жизни бабушки означало в какой-то степени предать ее. Для меня это был не вариант. Но, к счастью, визит случился и не один раз.
Представляя свои воспоминания, 2006.
Расскажите, пожалуйста, о первом визите в Советский Союз.
Это случилось неожиданно в 1985 году. До этого я был на Кубе на конкурсе, и рядом со мной сидела Ольга Лепешинская ( прима-балерина Большого театра — авт. ).А я носил кольца отца, которые он получил во время учебы в лицее — на одном из них было написано имя Императора. Ольга Лепешинская спросила меня, была ли я когда-нибудь в Советском Союзе. Я сказал нет, мне не пустят. Музей Николая Лескова ( дом-музей писателя в Орле — ред. ) пригласил меня в конце 1970-х годов, но мне не дали визу. Лепешинская сказала: «Не волнуйтесь, я вам оформлю визу». Я поехал на международный конкурс в Москву.Я попросил визу, чтобы включить поездку в Ленинград, с которым была связана история моей семьи и куда я особенно хотел поехать. И все обошлось.
Сохранились ли русские обычаи и традиции?
Да, я сохранил все без исключения традиции. Во-первых, не реже одного раза в месяц хожу в православную церковь. Таким образом я знакомлюсь с русскими людьми и говорю по-русски. Причащаюсь, пеку куличи на Пасху. Люблю русскую кухню и русскую музыку.Люблю русский хор в церкви. Что я могу сказать? Я русский, эмигрант из России. Вы знаете, что меня крестила Мария Федоровна, мать Николая II? Моя бабушка по материнской линии была фрейлиной; а мой дед, барон Медем, был адъютантом Александра III. Так что они имели право просить императрицу крестить их первую внучку или внука. Сама Мария Федоровна на крещение не пришла, но прислала представителя, который крестил меня от ее имени. У меня на стене в комнате есть подтверждающие документы.
Читает дедушкины книги
Когда вам удалось побывать в Орле?
Это случилось через несколько лет после первой поездки — я вернулся в 1989 году. Получение визы тоже было сложным, но потом мне очень помог Юрий Нагибин, писатель и большой поклонник Николая Лескова. Во время этого визита мне удалось передать музею письмо бабушки по отцовской линии и лицейские кольца отца. Я приезжал несколько раз, и так сложилась наша дружба с музеем Николая Лескова.Мы до сих пор поддерживаем связь. И это единственное, что у меня есть в России. К сожалению, у меня нет родственников в России
О чем вы общаетесь?
Эта дружба много значит для меня. Я много раз бывал в Орле. Когда я гастролировал по миру с постановками отреставрированных балетов Леонида Мясина, я заработал много денег. А часть отправлял в музей. Я завещал музею все свое имущество в Бразилии.
Кто вам рассказал о Николае Лескове?
Моя бабушка Лескова, жена единственного сына Николая Семеновича.Она рассказала все, что могла, прежде чем я ушел из дома на работу. Тогда мне не было и 16 лет. Я знал, что он был великим писателем, но не мог осознать уровень личности Николая Лескова, пока не приехал в Россию. Когда в 1985 году в туристическом автобусе я сказал, что я правнучка Лескова, ко мне подошли люди за автографами.
Какие работы прадеда вам нравятся больше всего?
Читаю еще работы Лесковых. Раньше не было времени.Во время моего первого визита в Москву я дал интервью, и журналист назвал его The Enchanted Wanderess . Конечно, мне нравятся The Enchanted Wanderer и The Cathedral Clergy , а также все его лучшие работы. Я прочитал At Daggers Drawn , но это довольно сложный роман. И меня совершенно увлекла небольшая история о музыканте, который влюбился в балерину. К сожалению, я не помню название этой истории. Меня это действительно тронуло; Я почувствовал некую близость.
памятных дат России: Выставка «Волшебник слова», приуроченная к 190-летию Николая Семеновича Лескова, представлена в Орле
В выставочном зале музея Ивана Тургенева в Орле проходит выставка «Волшебник слова — Николай Семенович Лесков» из собраний Орловского государственного литературного музея имени Ивана Тургенева.
Максим Горький называл Николая Лескова «волшебником слова». Выставка посвящена 190-летию Николая Семеновича Лескова.
В экспозиции представлены многочисленные артефакты, позволяющие прочувствовать душу Лескова, его богатый творческий темперамент и постичь секреты искусства великого писателя.
Посетители увидят первые публикации произведений писателя: Женщина-воин, Патчер, Шут Памфалон , интереснейшие автографы; Фотографии Николая Лескова разных времен.
Писатель был активным коллекционером раритетов. На выставке представлены необычные подсвечники, письменные принадлежности, статуэтки и многое другое из его коллекции.Многие представленные предметы взяты с рабочего стола и кабинета Лескова. Все это помогло писателю создавать настоящие литературные шедевры.
Книги из мемориальной библиотеки Николая Лескова всегда интересны. Он был заядлым книжником, надежным знатоком и исследователем. Книжная коллекция Лескова показывает многообразие интересов и энциклопедических знаний писателя. Во многих книгах есть марки и отметки Лескова «Редкий» и «Редкий».
Яркий самобытный талант писателя привлекал мастеров книжной графики XX и XXI веков.Несомненно, посетителей заинтересуют иллюстрации знаменитых «Сказка косоглазого левши из Тулы» и «Стальной блохи » Кукрыниксов и А. Тюрина; Железная воля Н. Кузьмина; работы известных орловских художников Ю. Козловцев, С. Косенков, Н. Силаев, А. Мазин, Ю. Тютюнова. В экспозицию также вошли работы художников театра О. Саваренской, И. Чередниковой, М. Рохлина, В. Новикова.
Центральный экспонат — портрет писателя В. Анисимова «Ретроспектива Горохова».
Живопись и графика И. Костомарова, Н. Рымшина, О. Тучниной представляют виды Орла и Мценска, связанные с жизнью писателя.
Владимир Анискин и его невидимые шедевры
В 1881 году русский писатель Николай Лесков написал рассказ под названием «Сказка о косоглазом левше и стальной блохе» о группе кузнецов в Туле во главе с мастером-левшой. По сюжету, царь Александр I привез из Англии миниатюрную механическую блоху, сделанную из стали.Его сын, царь Николай I, хочет найти русских мастеров, которые могли бы превзойти англичан. Группа оружейников из Тулы принимает вызов. Спустя много месяцев ремесленники возвращают ту же английскую стальную блоху, теперь сломанную. Но под микроскопом царь видит, что Левти и его команда снабдили блоху мельчайшими подковами, которые теперь мешают ему танцевать.
Сегодня в Новосибирске настоящий мастер превосходит вымышленного Левши. Владимир Анискин делает настолько крохотные работы, что они измеряются в микронах и видны только в мощный микроскоп.
Новосибирский микроминиатюрист изучает микропотоки жидкости, газа и тепла в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Он заинтересовался микроминиатюрами на последнем курсе Новосибирского государственного технического университета, прочитав книгу Григория Мишкевича «Тайны невидимых шедевров». Его первым произведением искусства стало новогоднее поздравление матери на рисовом семени в 1998 году.
Свои удивительные произведения Анискин творит в свободное время и в абсолютной тишине.Даже работа его сердца мешает такой крохотной работе, поэтому особенно деликатная работа должна выполняться между ударами сердца.
«Я предпочитаю работать с тремя материалами. Во-первых, мне нравится золото, потому что это благородный металл, который не окисляется. Во-вторых, я люблю красящий пигмент, потому что его можно комбинировать с пластиком, и я умею создавать трехмерные фигуры. В-третьих, мне нравятся частицы пыли, потому что они бывают разного цвета », — сказал Анискин The Moscow Times.
Анискин начал выставочную карьеру в Новосибирске, отдавая дань уважения своему вымышленному мастеру прошлого.Анискин показал две надписи на волосах и рисовом зерне со страницами из рассказа Лескова, каждая с золотой подковой рядом с первым словом.
Для своих работ Анискин использует мощные микроскопы и набор разработанных им инструментов. Иногда на изготовление фигуры уходит неделя, а вот шахматный стол из грецкого ореха занимает около шести месяцев и трех попыток.
Анискин сделал надписи на зернах риса, караван верблюдов в игольном ушке и даже надел подковы на настоящую блоху.Это классические работы для микроминиатюристов. Анискин также создает трехмерные фигуры и пишет на волосках. Высота букв 0,15-0,20 миллиметра; для сравнения, размер эритроцита составляет около 0,07 миллиметра. Эта работа отнимала очень много времени, так как за одну рабочую сессию нельзя было написать более трех-четырех писем.
Несколько лет назад Анискин начал работать грифелем и создал сердечки с надписью «8 марта» в честь Международного женского дня.Микроминиатюристов, которые работают с грифелем, почти нет, так как он очень хрупкий.
Недавно Анискин заинтересовался песком и начал собирать разновидности из разных мест. Он планирует создать верблюда в игольном ушке и украсить произведение песком из пустыни Сахара.
Большая часть работ Анискина находится в Русском левом музее миниатюр в Санкт-Петербурге. В музее выставлена его миниатюрная копия чемпионата мира по футболу, выигранного «Зенитом» в 2008 году, караван верблюдов в полых конских волосах и многие другие работы.Некоторые работы находятся в Художественном музее Новосибирска. Миниатюрная копия иконы Николая Чудотворца была подарена мастером православному храму в Бари, Италия.
Три его шедевра занесены в Книгу рекордов России. Первая — самая маленькая скульптура животного. Слон размером 0,9 на 0,75 миллиметра стоит на маке.
Вторая — самая маленькая в мире копия памятника: знаменитый петербургский памятник Чижику Пыжику (зяблик), установленный на конском волосе.Золотая фигура весит 8 микрограммов, а ее высота составляет 0,2 миллиметра.
Третья — самая маленькая книга в мире, которую невозможно прочитать невооруженным глазом. Его размеры 0,07 миллиметра на 0,09 миллиметра. Анискин работал над этим месяц. Книга состоит из двух частей: первая «Левша» содержит имена других микроминиатюристов, а вторая «Азбука» содержит русский алфавит.
«Каждая страница окрашена пигментом, покрытым майларом. Буквы напечатаны с помощью фотолитографии.Самой сложной частью процесса было скрепление страниц вместе, чтобы их можно было переворачивать. Я использовал проволоку диаметром 5 микрон », — пояснил Анискин.
Анискин ознаменовал военные достижения росписью берлинского памятника Воину-освободителю на рисовых зернышках. Недавно он подарил Новосибирскому высшему военному командному училищу портрет Героя Советского Союза Александра Демакова на семени яблони.