Михайловский сад москва: Михайловский Сад в Москве — фото и история сада

Содержание

История

Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау — об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада — сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» — небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада — растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I — грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов — комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.

В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада — каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада — использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада — убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка — павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке — это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру — регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец — Михайловский сад».

подробно о Михайловском саде на сайте САДЫ РУССКОГО МУЗЕЯ

Михайловский сад | Сады Русского Музея

Михайловский сад уникален

Михайловский сад – один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII – первой трети XIX в.в., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории  – регулярного («французского») и пейзажного («английского»). Это также пример блестящего решения архитектурного ансамбля здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада, подчиненного замыслу зодчего К.И. Росси. Михайловский сад можно считать одним из самых ярких и характерных примеров влияния смены садово-паркового стиля в ландшафтной архитектуре.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающий Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку, подчиняясь новым веяниям моды и вкусам владельцев.

Михайловский сад в истории Петербурга

Первоначально на территориях нынешних Летнего, Михайловского и Инженерного садов располагались сельские поселения, поместье и охотничьи угодья ротмистра Конау – об этом свидетельствует план 1698 года. В 1716– 1717 г.г. архитектор Ж-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и Второй сады находились на территории существующего Летнего сада. Третьим был сад, где в начале XVII века находился дворец Екатерины I. Михайловский сад входил в состав Третьего Летнего сада и назывался «шведским».

План Леблона, утвержденный самим Петром Великим был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля.

Северо-восточная часть, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части Верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца находились пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой.

Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада – сада русского Двора с плантациями в боскетах, где выращивались кусты крыжовника, смородины, вишневые деревья, душистые травы и коренья. Там же находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные южные экзотические растения и фрукты.

Во времена правления Анны Иоановны на территории «шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. питомником. Там же был устроен «ягдгартен» – небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

Проект Растрелли

В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила Ф.Б. Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 года Ф.Б. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, выкопаны пять прямоугольных прудов в центре. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.

В 1800 году в связи с началом строительства Михайловского замка дворец Елизаветы Петровны сносится. Территория, прилегающая к замку, полностью включает «растреллиевский» и «шведский» сады. В «растреллиевском» саду сохраняются два фигурных пруда с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «шведском» саду сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда.

Третий Летний сад стали называть Верхним Летним или Михайловским. Планировка «шведского» сада и его назначение как плодового сада – в западной части и прогулочного – в восточной части не меняется. К сожалению, в таком виде ансамбль Михайловского замка просуществовал недолго. После трагических событий 11 марта 1801 года замок перестает существовать как императорская резиденция. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение.

Михайловский дворец

В 1819 году начался новый этап формирования садов. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, К.И. Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных ансамблей – проект Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом дворца. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца был высочайше утвержден в апреле 1822 года. Над этим объектом К.И.Росси работал вместе с архитектором А.А. Менеласом, которому и предписывалось немедленно приступить к воплощению проекта.

К.И.Росси сохраняет уникальную водную систему прудов Михайловского сада и Воскресенского канала Михайловского замка, дополнив ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой. Вокруг Михайловского замка по проекту К.И.Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев. Характерной особенностью композиции Михайловского сада, которую отразил в своем проекте К.И.Росси, было сохранение планировки отдельных участков по проектам Ж.-Б.Леблона и Ф.Б.Растрелли. К.И.Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715 – 1760 годов.

Масленый луг

В Михайловском саду, перед фасадом дворца Росси расположил обширный луг («Масленый» луг) неправильной овальной формы, обрамленный аллеей, вписанный в сетку регулярной планировки. Другой типичный прием планировки “английского” сада – использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил бассейны геометрической формы в живописные пруды, берегам которых придал извилистые «природные» очертания, малые прямоугольные пруды в центре сада были засыпаны. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка – павильон с пристанью на берегу реки Мойки, расположенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I.

К.И.Росси сохранил при перепланировке систему аллей, составляющую основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. На территории Михайловского сада было много цветников и красивоцветущих кустарников.

Михайловский сад в XX веке

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В связи с постройкой Храма Воскресения Христова (арх. И. Макаров и А. Парланд) значительно сократилась западная часть сада. В 1922 г. сад переименован в «Сад МОПРа» (Международная организация помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус городского парка. «Масленый» луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых организовывались выставки, детские площадки. В 1961 г. в саду построили городской туалет, а затем – теннисный корт. Все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья закрывали садовый фасад самого дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом исчезали черты великолепного исторического ландшафта.

Проведенные в 2000 году обследования показали, что сад находится в критическом состоянии. Проект реконструкции выполнен Государственным Институтом архитектуры (ГИА) в Санкт-Петербурге в 2001 году. За основу взят план архитектора К.И. Росси 1826 года. В соответствии с проектом саду предлагалось вернуть историческое значение комплекса Михайловский дворец – Михайловский сад. Принцип реконструкции был основан на сохранении по периметру сада регулярной французской планировки, а в центре – пейзажного английского стиля.

Михайловский сад — Википедия

Михайловский сад — один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. Находится в самом центре города. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу (главное здание Русского музея), зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной — рекой Мойкой, а с западной — каналом Грибоедова. У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея.

История создания

В то время, когда вся приневская земля принадлежала шведам, эта территория называлась Перузина. Рекреационный статус этого участка был определён самим Петром I. Михайловский сад возник в одно время с Летним садом и в начале XVIII века звался Третьим летним; тем самым его отличали от двух первых садов, принадлежавших царю. С 1712 здесь стали строить резиденцию для супруги Петра — Екатерины I.

Изначально участок простирался гораздо дальше современных границ: от Мойки до Невского проспекта и от Фонтанки до канала Грибоедова. Перед любым строительством необходимо было осушить территорию. С этой целью соединили глухую Мью с Кривушей узким каналом, тем самым одновременно отделив резиденцию Екатерины от Первого и Второго летних садов. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки был «променад», иначе говоря дорога для прогулок. Она завершалась наплавным мостиком Через Мойку к Первому и Второму летним садам.

На месте нынешнего павильона Росси построили небольшой Екатерининский дворец. Здание с золотым шпилем с фонариком фигурирует в исторических хрониках под названием «Золотых хором». Архитектурное решение было типично для всех первых построек в Петербурге, однако имя зодчего не сохранилось. Интерьеры отличались роскошью, контрастируя с простой планировкой сада, характерной для московских усадеб с их садами и огородами. Тут были яблоневые и прочие плодовые деревья, стояли оранжереи и теплицы, где садовник Эклибэн выращивал бананы и ананасы. К хозяйственным постройкам — амбарам, конюшням, домам для садовников, винотекам — вели аллеи в виде зелёных коридоров.

Камер-юнкер Берхгольц из свиты приехавшего в Петербург герцога Голштинского записал 11 июля 1721 года в своём дневнике:

Сад разведён недавно, и поэтому в нём ничего нет, кроме довольно больших фруктовых деревьев. Здесь же вырыты пять рядом расположенных прудов для содержания живой рыбы, привозимой к царскому двору.

С воцарением Анны Иоановны Третий летний сад подвергся кардинальной перестройке. Сперва на место нынешней Мариинской больницы перенесли «овощной огород», а на высвободившихся значительных площадях для страстно любящей охоту императрицы разбили «ягд-гартен» — сад для гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галереи для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби.

Павильон Росси

Остальную часть устроили по тогдашней моде в регулярном стиле. Работы по «императрицыному саду» вёл Франческо Бартоломео Растрелли. Крестообразные аллеи, клумбы, цветники, мраморные статуи и стриженые деревья превратили усадьбу в итальянский или французский парк. Пространство оживлялось декоративными павильонами и беседками с мраморными полами. В самом центре сада поместили качели и горки для катания в любой сезон. Кроме того, вокруг одного из деревьев поставили вертящиеся скамейки, а в его кроне для панорамного обозрения сада соорудили беседку, куда поднимались по винтовой лестнице.

В то же самое время наряду с увеселительным характером сад сохранял и практическую направленность. Так, в 1745 году в нём соорудили императорскую баню, или, как её тогда называли, мыльню. К ней от «ягд-гартена» вела запутанная зелёная аллея-лабиринт. О своём творении Растрелли записал:

На берегу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха.

Летний дворец Елизаветы Петровны

Анна Иоановна заказала Расстрели для себя Летний дворец и приказала строить «с крайним поспешанием». Однако его заложили лишь 24 июля 1741 года, уже при правительнице Анне Леопольдовне. Деревянный барочный дворец, богато украшенный резьбой и скульптурой, стоял ровно на месте нынешнего Инженерного замка. Парадная аллея от Невской першпективы к дворцу заканчивалась у ворот с золочёной кованной решёткой, за которой располагалась площадь, образованная дворцовыми корпусами. Во внутренних двориках были миниатюрные сады. Главный фасад выходил на петровский Летний сад. Площадь перед ним украшал большой фонтан с позолоченными барельефами и вазами, вокруг бассейна стояла мраморная скульптура. В этом дворце праздновали подписание мира с Пруссией после Семилетней войны, здесь же Екатерину II приветствовали после восшествия на престол.

В феврале 1796 года новый император Павел I приказал снести старый дворец «за ветхостью» и на его месте возвести новый. Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной резиденцией. Был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Строительством руководил архитектор В. Бренна. 8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, Михайловский замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

Ландшафт сада значительно изменился. Два искусственных канала — Воскресенский и Церковный (ныне засыпанные) — соединялись с Мойкой и Фонтанкой, делали замок неприступным. Попасть в него можно было только через три подъёмных моста. Перед главным фасадом появился Коннетабль — площадь для высших сановников, — служивший плацом для парадов. Тут же установили памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли. При Павле I Третий летний сад служил местом прогулок царской фамилии. У императора была привычка каждое утро проезжать по парку верхом, любуясь его симметрией. Однако вскоре после убийства Павла 11 марта (23 марта) 1801 царская семья покинула замок. В 1823 году его передали Главному инженерному училищу.

Дождь в Михайловском саду Май в Михайловском саду

Современные события

В 2000 году была проведена полная инвентаризация сада, которая показала, что он находится в критическом состоянии. В связи с этим в 2001 году началась полная реконструкция Михайловского сада[1].

После реконструкции сад стал местом проведения ежегодных летних фестивалей «Императорские сады России», где представляются оригинальные идеи в области ландшафтного дизайна и смежных сфер. Не только фестиваль 2014 г., тематически ориентированный на Англию, но и предыдущие (т. к. сад — английского, пейзажного типа[2]) проходили при участии членов британской королевской семьи, родственных российскому императорскому дому Романовых — Принца Майкла Кентского и его супруги[3][4]. В 2014 г. на фестивале были представлены работы как профессионалов ландшафтного дизайна, озеленения и декоративно-прикладного искусства, так и садоводов-любителей, а также детей-инвалидов из дома-интерната № 4 г. Павловска, которые под руководством преподавателя расписывали работы по фарфору морской тематики и детей — инвалидов по зрению из петербургской школы имени К. К. Грота, создавших декоративные рельефные текстильные композиции с цветочными мотивами[5].

Примечания

Достопримечательности

Ссылки

Официальный сайт Михайловского сада — https://igardens.ru/gardens-of-russian-museum/mikhailovsky-garden/

Михайловский сад — это… Что такое Михайловский сад?

Михайловский сад — один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. Находится в самом центре города. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу (главное здание Русского музея), зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной — рекой Мойкой, а с западной — каналом Грибоедова. У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея.

История создания

В то время, когда вся приневская земля принадлежала шведам, эта территория называлась Перузина. Рекреационный статус этого участка был определён самим Петром I. Михайловский сад возник в одно время с Летним садом и в начале XVIII века звался Третьим летним; тем самым его отличали от двух первых садов, принадлежавших царю. С 1712 здесь стали строить резиденцию для супруги Петра Екатерины I.

Изначально участок простирался гораздо дальше современных границ: от Мойки до Невского проспекта и от Фонтанки до канала Грибоедова. Перед любым строительством необходимо было осушить территорию. С этой целью соединили глухую Мью с Кривушей узким каналом, тем самым одновременно отделив резиденцию Екатерины от Первого и Второго летних садов. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки был «променад», иначе говоря дорога для прогулок. Она завершалась наплавным мостиком Через Мойку к Первому и Второму летним садам.

На месте нынешнего павильона Росси построили небольшой Екатерининский дворец. Здание с золотым шпилем с фонариком фигурирует в исторических хрониках под названием «Золотых хором». Архитектурное решение было типично для всех первых построек в Петербурге, однако имя зодчего не сохранилось. Интерьеры отличались роскошью, контрастируя с простой планировкой сада, характерной для московских усадеб с их садами и огородами. Тут были яблоневые и прочие плодовые деревья, стояли оранжереи и теплицы, где садовник Эклибэн выращивал бананы и ананасы. К хозяйственным постройкам — амбарам, конюшням, дома для садовников, винотекам — вели аллеи в виде зелёных коридоров.

Камер-юнкер Берхгольц из свиты приехавшего в Петербург герцога Голштинского записал 11 июля 1721 года в своём дневнике:

Сад разведён недавно, и поэтому в нём ничего нет, кроме довольно больших фруктовых деревьев. Здесь же вырыты пять рядом расположенных прудов для содержания живой рыбы, привозимой к царскому двору.

С воцарением Анны Иоановны Третий летний сад подвергся кардинальной перестройке. Сперва на место нынешней Мариинской больницы перенесли «овощной огород», а на высвободившихся значительных площадях для страстно любящей охоту императрицы разбили «ягд-гартен» — сад для гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галереи для охотников и каменные стенки для предупреждения залета пуль и дроби.

Павильон Росси

Остальную часть устроили по тогдашней моде в регулярном стиле. Работы по «императрицыному саду» вёл Франческо Бартоломео Растрелли. Крестообразные аллеи, клумбы, цветники, мраморные статуи и стриженные деревья превратили усадьбу в итальянский или французский парк. Пространство оживлялось декоративными павильонами и беседками с мраморными полами. В самом центре сада поместили качели и горки для катания в любой сезон. Кроме того, вокруг одного из деревьев поставили вертящиеся скамейки, а в его кроне для панорамного обозрения сада соорудили беседку, куда поднимались по винтовой лестнице.

В то же самое время наряду с увеселительным характером сад сохранял и практическую направленность. Так, в 1745 году в нём соорудили императорскую баню, или как её тогда называли мыльню. К ней от «ягд-гартена» вела запутанная зелёная аллея-лабиринт. О своём творении Растрелли записал:

На берегу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха.

Летний дворец Елизаветы Петровны

Анна Иоановна заказала Расстрели для себя Летний дворец и приказала строить «с крайним поспешанием». Однако его заложили лишь 24 июля 1741 года, когда на престол взошла Елизавета Петровна. Деревянный барочный дворец, богато украшенный резьбой и скульптурой, стоял ровно на месте нынешнего Инженерного замка. Парадная аллея от Невской першпективы к дворцу заканчивалась у ворот с золочёной кованной решёткой, за которой располагалась площадь, образованная дворцовыми корпусами. Во внутренних двориках были миниатюрные сады. Главный фасад выходил на петровский Летний сад. Площадь перед ним украшал большой фонтан с позолоченными барельефами и вазами, вокруг бассейна стояла мраморная скульптура. В этом дворце праздновали подписание мира с Пруссией после Семилетней войны, здесь же Екатерину II приветствовали после восшествия на престол.

В феврале 1796 года новый император Павел I приказал снести старый дворец «за ветхостью» и на его месте возвести новый. Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной резиденцией. Был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Строительством руководил архитектор В. Бренна. 8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, Михайловский замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

Ландшафт сада значительно изменился. Два искусственных канала — Воскресенский и Церковный (ныне засыпанные)- соединялись с Мойкой и Фонтанкой, делали замок неприступным. Попасть в него можно было только через три подъёмных моста. Перед главным фасадом появился Коннетабль — площадь для высших сановников,— служивший плацом для парадов. Тут же установили памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли. При Павле I Третий летний сад служил местом прогулок царской фамилии. У императора была привычка каждое утро проезжать по парку верхом, любуясь его симметрией. Однако вскоре после убийства Павла 11 марта (23 марта) 1801 царская семья покинула замок. В 1823 году его передали Главному инженерному училищу.

Дождь в Михайловском саду

Современные события

В 2000 году была проведена полная инвентаризация сада, которая показала, что он находится в критическом состоянии. В связи с этим в 2001 году началась полная реконструкция Михайловского сада[1].

Примечания

Достопримечательности

  • Павильон Росси

Ссылки

Михайловский сад

Фото Михайловского замка и Михайловского сада в Санкт-Петербурге.Вид Михайловского замка со стороны Михайловского сада.

Михайловский сад — прекрасный образец садово-паркового искусства, являющийся одним из старейших и одновременно популярнейших парков города. И это понятно — находясь в окружении самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, Михайловский сад буквально стоит на перекрёстке всех дорог. Удивительно, но в нём гармонично сочетаются центральное местоположение и завораживающая тишина.

За долгие годы своего существования сад несколько раз менял название, никогда не меняя при этом своего главного назначения — дарить отдых и вдохновение.

Историческая справка

До того как Россия отвоевала у Швеции земли, где сейчас раскинулся Михайловский сад, здесь находились охотничьи угодья одного из шведских землевладельцев. Поэтому первое время после того, как Пётр Великий подарил своей супруге Екатерине эту территорию, участок называли Шведским садом. Начав его благоустраивать — первым делом стали осушать местность. С этой целью рвом соединили две речушки, Мью (ныне Мойку) и Кривушу (на месте которой сейчас канал Грибоедова).

Незадолго до этого поблизости был заложен Летний сад, который в то время делился на две части: Первый и Второй Летний. Долго не раздумывая, бывший Шведский сад переименовали в Третий Летний.

Вскоре здесь поставили увенчанный золотым шпилем дом для царицы, который тут же окрестили «Золотыми хоромами». Соответственно сад стали называть Садом Её Величества или просто Царицыным.

После этого обустройство парковой территории стало набирать обороты. В те годы сад был гораздо больше и простирался почти до Невского проспекта. К югу от «Золотых хором» вырыли пруды, в которых стали разводить рыбу, восточнее устроили погреба для хранения съестных припасов и вин. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки проложили тропы для прогулок, стали высаживать кустарники и фруктовые деревья. Изюминкой Цырицыного сада стали соловьи. Привезли их сюда для заселения из лучших «соловьиных» мест Московской, Новгородской и Псковской губерний.

С 1718 года по велению Петра I уход за садом был поручен ганноверскому садовнику Гаспару Фохту, который уже зарекомендовал себя работой по закладке Аптекарского огорода, Первого и Второго Летних садов. С ним прибыла вся его семья, а также целый ряд саженцев: розы, гороховник, таволга, зеленица. Также он заказал шведские яблони, киевские грабы, соликамские кедры. Вскоре усадьбу окружал роскошный пейзажный парк в английском стиле. При хоромах были построены оранжереи, к хозяйственным постройкам (конюшне, амбару, дому садовника) проложили аллеи, которые имели вид зелёных коридоров.

В 40-х годах XVIII века у сада появилась новая хозяйка, Елизавета Петровна. Согласно её велению часть сада сделали по французской моде — то есть регулярным. Здесь дополнительно вырыли фигурные пруды, вдоль аллей расставили скульптуры, появились правильной формы клумбы и изящные павильоны.

С 20-х годов XIX века сад опять изменяется. После постройки Михайловского дворца саду присваивается его нынешнее имя. Так же к нему частично возвращается привычный стиль английского парка. К концу века, вслед за тем, как в здании дворца обосновался Русский музей, сад становится общедоступным.

Неграмотное использование парка привело к тому, что к концу ХХ века он во многом утратил свой первоначальный роскошный вид. С приходом нового века в Михайловском саду начались работы по его реконструкции. Было сделано всё возможное, чтобы восстановить прекрасные ландшафты, которыми всегда славился парк.

Михайловский сад: наши дни

В настоящее время мы можем наслаждаться изумительными видами, которые нам дарит Михайловский сад. Восстановленный на 9,4 гектарах площади парк сегодня выглядит почти так же, как 180 лет тому назад. Первым делом парку вернули пруд, который был когда-то засыпан. После этого реконструировали уникальный ажурный чугунный мостик — его воссоздали по чертежу, на котором сохранился автограф великого архитектора Росси. Кстати, некоторые фрагменты этого мостика, считавшегося полностью утраченным, нашли, когда раскапывали засыпанный пруд. Сейчас Мостик Росси — единственный в Санкт-Петербурге, имеющий подлинные чугунные конструкции и арочные элементы.

Фото Михайловского сада в Санкт-Петербурге. Михайловский сад.

Также на набережной Мойки восстановлен Павильон Росси. Он состоит из двух квадратных комнат, соединённых изящной колоннадой. Полуколонны, расположенные на боковых частях зрительно удлиняют постройку.

В сад вернулись его типичные скамьи и ограда. Скамейки воссоздавались по старым чертежам. Была полностью отреставрирована уникальная ограда Михайловского сада — узнаваемая и прекрасная. Неповторимый внешний вид ей придают фигурные столбцы из светло-рыжего декоративного кирпича и кованая решётка с растительным орнаментом. На одном из фрагментов ограды, примерно в том месте, где было совершено покушение на императора Александра II, находится мемориальная доска, напоминающая об этом событии. Великолепие парка стали освещать установленные новые светильники, также выполненные в духе прежних времён, кроме того начали подсвечивать и некоторые деревья.

Затем пришла очередь восстановления роскошного английского луга и растительности парка в целом: в саду были разбиты новые клумбы, высажены недостающие деревья и кустарники. Всего было посажено около 3000 кустов, преимущественно цветущих видов. Площадь новых цветников составила почти 2 гектара. Некоторые из посадок, которые сильно пострадали, пришлось удалить, те же из старых деревьев, которые была возможность сохранить — подлечили. Многие из них к этому времени достигли 200-летнего возраста. Согласно историческим документам в реконструированном саду, в западной его части, восстановили липовую аллею.

Сейчас в парке произрастает более 1200 деревьев. Преобладающими видами являются липа, клён остролистный, дуб и вяз. Также имеются каштаны, лиственницы, рябины, ясени и маньчжурские орехи — каждого вида около десяти экземпляров. Кроме того, в саду можно встретить берёзу, черёмуху и яблоню. Есть два вида ив (белая и козья) и ещё три вида клёнов: татарский, ясенелистный и сахаристый.

С некоторых пор Михайловский сад стал самым «весенним» парком Санкт-Петербурга. В его цветниках ежегодно распускается множество первых весенних цветов. Здесь расцветают целые поляны из первоцветов: крокусов, мускари, нарциссов, тюльпанов. Некоторые из них высажены на аккуратных клумбах, а другие — просто буйствуют среди газона!

В любое время года торжественно и величаво выглядит обширный газон, который примыкает к Русскому музею. Для того, чтобы он приобрёл все качества настоящего английского — на нем посеяно несколько видов трав, которые дополняют друг друга.

Михайловский сад сейчас стал одним из самых ухоженных парков Северной столицы. Каждое лето в нём проводят фестиваль «Императорские сады России», на котором мастера ландшафтного дизайна делятся своими идеями. Поскольку сам парк устроен в английском стиле, стало традицией приглашать на фестивали членов британской королевской семьи.

Где находится и как добраться

  • Обычно добираются до Михайловского сада от станции метро «Невский проспект». Тогда путь к нему будет пролегать по Михайловской улице и далее через Михайловский сквер.
  • Либо опять же от метро «Невский проспект» вдоль набережной канала Грибоедова можно попасть в парк со стороны Храма Спаса на Крови.
  • Также, от станции метро «Гостиный двор» можно дойти до Михайловского сада по Садовой улице и войти в него со стороны пруда.

Михайловский сад: история, фото, как добраться

Михайловский сад считается одним из лучших парков Санкт-Петербурга. Объект расположен в историческом центре города, рядом с Михайловским замком, Михайловским дворцом, музеем этнографии и Корпусом Бенуа, входящим в структуру Русского музея.

Михайловский сад

Восточная оконечность парка выходит на улицу Садовую, северная – к Мойке и Марсову полю. На западе Михайловский сад упирается в собор Спаса на Крови.

Туристов парк заинтересует своей ухоженностью, исторической значимостью, интересными достопримечательностями в саду и неподалеку от него.

Михайловский сад

До основания города на Неве участок, занимаемый Михайловским садом, являлся собственностью шведского дворянина. Победив шведов, император Петр I приказал возвести на этом месте дворец и разбить рядом сад.

Замок «Золотые хоромы»

Замок, получивший название «Золотые хоромы», а также парк вокруг него, царь подарил своей супруге. Именно поэтому первоначальное наименование Михайловского сада было Царицын сад.

Михайловский сад

Для ублажения слуха императрицы в парке выпустили 50 соловьев, доставленных в Петербург из центральных губерний страны. В восточной части сада были построены подземные хранилища для вина. В искусственных прудах разводили редкие виды рыбы, в оранжереях зрели апельсины, мандарины и даже ананасы.

Ухаживал за Царицыным садом немецкий садовник Г. Фохт. Этот человек заведовал всеми императорскими садами, именно благодаря ему в Петербурге научились выращивать экзотические фрукты к царскому столу.

Михайловский сад

В 1741 г. на участке, занимаемом сейчас Михайловским замком, развернулось строительство Летнего дворца. Когда здание было готово, царица со свитой переехала в него из «Золотых хором». Именно в этот период сад стал регулярным, его назначение сменилось с практического (выращивание фруктов, ягод, рыбы) на развлекательное и культурное. Вдоль тенистых аллей установили статуи из финского мрамора, кустарники выровняли, деревья подстригли. Берега прудов, до того неровные, получили строго округлую форму.

Михайловский сад

В саду было установлено множество беседок и павильонов, устроены цветники и клумбы. В центральной части парка появился парк аттракционов и большая баня.

В 1796 г. царь Павел I приказал снести Летний дворец. На освободившемся месте самодержец возвел Михайловский замок. Павел I собирался также построить дворец для своего сына, Михаила Павловича, но этим планам не было суждено сбыться – император был убит заговорщиками в собственной спальне.

Михайловский сад

Михайловский дворец был построен в 1825 г. архитектором К. Росси. Именно в этот период Царицын сад был переименован в Михайловский.

Владелицей дворца и парка стала Елена Павловна – супруга Михаила Петровича Романова. В этот период в саду были устроены английские лужайки, созданы дорожки для верховой езды, выкопаны новые пруды.

Михайловский сад

Весной 1881 г. произошло историческое событие, бросившее тень на Михайловских сад: неподалеку от парка народовольцы убили императора Александра II. В память о царе-освободителе на месте его гибели был построен грандиозный собор Спас на Крови. От парка храм было решено отделить решеткой. Решетка Михайловского сада стала самой известной в Петербурге – это настоящее произведение искусства.

Михайловский сад

В 1898 г. сад стал публичным: петербуржцы очень полюбили это место и использовали его для прогулок, встреч и отдыха на лоне природы.

В революционные годы за Михайловским садом никто не ухаживал, и он начал быстро приходить в упадок. Лишь в 1924 г. в парке были проведены небольшие реставрационные работы. В 1939 г. в саду построили спортплощадку и летнюю эстраду.

Михайловский сад

В 1999 г. Михайловский сад был передан в управление Русскому музею. В 2000 г. началась масштабная реконструкция объекта: парк был восстановлен согласно чертежам К. Росси.

В наше время Михайловский сад – идеальное место для туристических прогулок. Здесь невероятно красиво и тихо, каждая аллея, беседка и скамейка дышат историей, напоминают гостям об имперской эпохе в истории России.

Достопримечательности Михайловского сада

Решетка Михайловского сада

Решетка Михайловского сада

Уникальная по способу и качеству исполнения, решетка Михайловского сада, была создана архитектором А. Парландом, чтобы отделить Храм Спаса на Крови от парка. Состоит решетка из переплетенных между собой кованных цветов и листьев, выполненных столь искусно, что они кажутся настоящими.

Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего таких колонн тридцать шесть.

Решетка Михайловского сада

Парланд изготовил решетку в «русском стиле», что поначалу вызвало критику и неприятие в обществе. Впрочем, впоследствии большинство недовольных признали, что такое стилевое решение прекрасно сочетается с архитектурным обликом Спаса на Крови и западной части Михайловского сада.

В советское время решетку частично разобрали: с нее были удалены короны и императорские вензеля. К 90-м годам 20-го в. произведение искусства подошло в печальном состоянии: больше половины деталей были утрачены. Благодаря меценатам решетку удалось полностью восстановить по чертежам Парланда.

Павильон Карла Росси

Михайловский сад

На месте «Золотых хором» Екатерины I великий архитектор Карл Росси построил красивейший павильон в стиле классицизм, который располагался на берегу реки Мойки и являлся пристанью для лодок.

Строительство продолжалось с 1823 по 1825 гг. Павильон представляет собой два помещения квадратной формы, объединенные в единый ансамбль с помощью крытой колоннады из восьми дорических колонн. У павильона построена небольшая набережная-пристань. При ее возведении Росси использовал редкие породы гранита.

Михайловский сад

К набережной причаливали лодки императрицы и ее свиты. В помещениях павильона отдыхающих уже ждали накрытые столы с чаем, сладостями и фруктами. Царица и ее фрейлины развлекались здесь, играя в карты и кости.

В 2000-ом г. в центральной части колоннады был установлен бюст К.И. Росси. Оригинальный макет монумента выполнил в середине 19 в. архитектор Н. Пименов.

Короткое видео, снятое в Михайловском саду:

режим работы и стоимость билетов в 2020 году, история и описание

Михайловский сад расположен между северным фасадом Михайловского дворца и набережной реки Мойки. Он является частью комплекса Русского музея. Большинству туристов он знаком благодаря вычурным воротам и ограде, которые становятся объектом для фотосессий и селфи.

Михайловский сад имеет два входа:

Лучше всего начинать прогулку по Михайловскому саду со стороны храма Спаса на крови, пройдя от Невского проспекта по набережной канала Грибоедова. Здесь расположен вход с красивой оградой с уникальной решеткой.


Режим работы Михайловского сада в 2020 году

Сад планируют открыть для посетителей 8 июля.


  • с 1 мая по 30 сентября — с 10:00 до 22:00
  • с 1 октября по 31 марта — с 10:00 до 20:00
  • с 1 по 30 апреля — закрыт на просушку

Стоимость билетов в Михайловский сад в 2020 году

Вход бесплатный.


Решётка Михайловского сада

Кованая решетка Михайловского сада выглядит нежной и легкой, хотя выполнена из тяжелого металла. Цветы и узорчатые завитки словно контрастируют с массивными колоннами и основанием из красного кирпича. Ворота в Михайловский сад украшены изразцами с изображениями цветов и диковинных птиц.

Интересно, что автор этого прекрасного творения точно не известен, но полагают, что ограда была выполнена по замыслу архитектора Альфреда Парланда, создавшего также и Спас на крови. Строительство храма проходило в конце XIX — начале XX века на месте, где в 1881 году был убит император Александр II. Ограда также была установлена в это время. На ней установлена табличка, напоминающая об этом трагическом событии.

Ажурным рисунком решетки можно полюбоваться только со стороны храма Спаса на крови. Если Вы войдете в Михайловский сад со стороны Михайловского замка, то заметите, что ограда там намного проще.

Описание

Михайловский сад — это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) — по периметру сада и пейзажный (английский) — в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля — скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.

Михайловский сад — это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».

Обычно праздник проходит в период Белых ночей. В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.

В то же время в обычные дни Михайловский сад — одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь — это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси. Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.

Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.


Павильон Росси в Михайловском саду

По проекту Карла Ивановича Росси (или Карло ди Джованни) в восточной части парка на берегу Мойки были построены гранитная пристань и павильон, представляющий собой два квадратных здания, соединенных сквозной колоннадой. От павильона к воде вела гранитная терраса-пристань, огражденная ажурной чугунной решеткой.

После водной прогулки великокняжеские суда причаливали к пристани. Члены царской семьи и их гости направлялись в павильон. Здесь они отдыхали, пили чай и играли в карты. Во время прогулок здание служило местом укрытия от дождя или жары.

В настоящее время в одном из помещений устроено кафе, посетить которое может каждый желающий.

Первоначально павильон имел серый цвет, а сейчас строение жёлтое. В павильоне установлен бюст создателя павильона, архитектора Карла Росси. Также рядом со зданием Вы увидите бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова.


Из истории

С основанием Санкт-Петербурга городская территория стала обустраиваться. Здесь от Невы до нынешнего Невского проспекта простирались Летние сады. На месте нынешнего Михайловского сада находился Третий Летний сад.

  • В 1712 году в Третьем Летнем саду, там, где сейчас находится павильон Росси, Петр I построил для своей супруги Екатерины I дворец — Золотые хоромы. Сад вокруг дворца назвали Царицыным, его засадили фруктовыми деревьями и кустарниками, привезли сюда редких птиц, а в вырытых прудах разводили рыбу
  • При Елизавете Петровне (дочери Петра Первого и Екатерины I) сад получает регулярную планировку. Его центральная часть стала местом развлечений, здесь установили качели и карусели, насыпали горки для катания. Деревья и кусты стали стричь по форме геометрических фигур, разбили цветники, на аллеях появились скульптуры, построили павильоны и баню на берегу Мойки
  • В 1819 году Карл Росси начинает масштабные работы по созданию ансамбля Михайловского дворца. Благоустройство Михайловского сада проходило в 1822–1825 годах. Наряду с регулярной планировкой здесь появился и пейзажный (английский) стиль ландшафта. Так, у северного фасада дворца был устроен английский луг, появились лужайки и пруды произвольной формы.  На месте Золотых хором, на набережной Мойки был сооружен традиционный для пейзажного парка павильон с гранитной пристанью, известный как павильон Росси.

Михайловский сад стал подарком императора Александра I младшему брату князю Михаилу Павловичу. Хозяйкой всего ансамбля стала его супруга Елена Павловна. В честь князя дворец и сад были названы Михайловскими. Но неформально сад часто называли садом Елены Павловны.

Здесь великокняжеские особы отмечали памятные события и праздники, совершали конные прогулки. В 1898 году после того, как наследники князя Михаила продали дворец в казну, в здании разместился Русский музей.

Михайловский сад стал доступным для широкой публики после победы Октябрьской революции. В те времена на воротах висело объявление «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В советское время это был обычный парк со сценой-эстрадой, павильонами и площадками для детей.

Во время Великой Отечественной войны Михайловский сад спас многие произведения искусства, здесь были зарыты скульптуры и памятники, среди них и конный памятник Александру III (сейчас находится у входа в Мраморный дворец). Все произведения искусства уцелели, в то время как многие деревья были уничтожены взрывами бомб. В настоящее время, благодаря усилиям реставраторов, в целом, Михайловский сад выглядит также, как и почти 200 лет назад.

Виртуальные прогулки

Михайловский сад

Михайловский сад Улица Бахрушина сейчас единственный общественный парк в административном районе Замоскворечье. Есть районы на праздновании Дня города, в Новый год по случаю Победы и другие памятные даты. Михайловский сад был заложен в XVIII веке, когда он был обычным для Москвы садом в купеческих владениях. Точно такие же сады были по соседству, в владениях №№ 11, 16 или 21 по улице Бахрушина.В 1812 году пожар уничтожил все деревянные постройки в этом районе, и хозяева тут же начали восстанавливать свои постройки. Тогда же была разработана планировка купеческих садов Москвы-реки. Таким он оставался до начала ХХ века. К 1898 году на краю будущего Михайловского сада стоял двухэтажный дом с полукаменным антресолью, выходившим на улицу Бахрушина (Лужнецкая). За домом была небольшая хозяйственная постройка. Сад занимает более восточную часть участка и выходит на современную Татарскую улицу.В 1898 году это имение купил Митрофан Федорович Михайлов (1845 — после 1916). Его отец, Федор Семенович Михайлов, происходил из среднего класса города Воронежа. В состав московских купцов Федор Семенович вошел в 1847 году. Михайлов занимался производством шерстяных тканей. Фабрика Михайловых занимала корпус, в котором впоследствии работала обувная фабрика «Парижская коммуна» (Кожевническая улица, 7, Кожевнический проезд, 1/6). Помимо производственной деятельности М.Ф. Михайлов вел социальную работу.Среди его должностей были: член правления Строгановского художественно-промышленного училища и музейного совета Александра II в школе, член городского совета Пятницкого опеки о бедных. Кроме того, Митрофан Федорович потратил большие средства на ремесленное училище (1896 г. — 25 000 руб.) На строительство домов для рабочих и трех профессиональных училищ (1916 г. — 300 000 руб.), Искалеченных солдат Первой мировой войны (1916 г. — 300 000 руб.). Весной 1898 г. М.Ф. Михайлов приказал разбить все постройки на приобретениях на участке.В саду остались две беседки и колодец. Беседки часто делали просторными с большими окнами, которые можно было открывать в жаркую погоду. По сути, это были небольшие парковые беседки. В такой беседке хозяин мог переночевать летом, чтобы избежать жары в перегретом доме. Часто в саду была небольшая комната. В 1899 г. был построен новый дом для М.Ф. Михайлова. Его спроектировал инженер-строитель Н.Г. Фалеев. Мы знаем сегодня как Дом детского творчества Центр «Москворечье». В следующем году тот же Н.Г. Фалеев построил службу: каретную будку, переоборудованную в гараж, конюшню на четыре стойла, погреб.В дальнем углу владения находилась теплица для теплолюбивых растений. В доме была терраса на первом этаже, которая выходила за дверь столовой. С террасы небольшая лестница, ведущая в парк. Таким образом, архитектор предоставил дополнительный парк связи и дом. Интересно, что в наше время расширенная терраса — это сцена для выступлений во время праздников. Эта часть парка была отгорожена от улицы Лужнецкая каменной стеной, чтобы виды прохожих не мешали хозяевам обедать и ужинать на террасе летом.Сегодня на месте глухой каменной стены — главный вход в парк. В дальнем конце парка построены спортивные площадки. В те годы большим успехом пользовались теннис, крокет, считались спортивной игрой, появились качели, спортивный инвентарь. Рядом, у Бахрушиных, в саду была даже боулинг (теперь боулинг). После 1917 года, когда дом был национализирован, его заняли разные организации. Сад из частного и недоступного превратился в общественный парк. 2 мая 1942 г. в г.В доме Михаила был открыт Дом пионеров. Сейчас он существует под другим названием. Сад стал называться Пионерским парком. Перед сценой, бывшая терраса, прямо на оси современного входа в парк долгие годы работал фонтан: в глубокой чаше, обнесенной парапетом, спиной стояли четыре морских конька. Фонтан Бахрушина перпендикулярно улице проходил через главный проспект, с которого начиналась круглая клумба. Когда-то в центре клумбы стояла гипсовая фигура вождя — лучшего друга всех детей, спортсменов и спортсменов.После 1991 года у парка появилось новое название — Замоскворецкий парк, но оно было слишком общим, не отражало историю места и память хозяина сада — купцов Михайлова. Поэтому появилось и сразу же стало популярным название «Михайловский сад». Историческая справедливость восторжествовала, память благотворителей и организаторов крупного шерстяного производства, построившего (сам того не ведая) для здания Центра детского творчества «Москворечье» живет на улице Бахрушина.

.

История

Михайловский сад — очень редкий памятник ландшафтного дизайна XVIII — начала XIX века, представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей озеленения — регулярного, или «французского», стиля и ландшафтного, или «английского». Это также прекрасный пример архитектурного единства рукотворного сооружения (Михайловский дворец) и природного ландшафта (Михайловский сад), созданного выдающимся архитектором Карло Росси.

Михайловский сад является частью большой ландшафтной композиции в центре Санкт-Петербурга, в которую также входят Летний сад и Марсово поле.За долгие годы существования планировка сада несколько раз менялась в соответствии с модой и вкусами хозяев.

Первоначально земли, которые сейчас занимают Летний и Михайловский сады, а также сад, окружающий Инженерный замок и Инженерный парк, были заняты деревнями, а также имением и охотничьими угодьями шведского капитана Конова, как показано на документы 1698 г. В 1716-1717 гг. по приказу Петра I архитектор Ж.-Б. Леблон разработал Генеральный план трех Летних садов.Первый и Второй сады располагались на месте современного Летнего сада. В третьем размещался дворец Екатерины I. Территория современного Михайловского сада когда-то входила в состав Третьего Летнего сада и называлась Шведским садом.

План Леблона, по сути, был идеей создания большого единого ансамбля парков и дворцов. Все эскизы, лично одобренные Петром I, были включены в план. Северо-восточная часть дворца Екатерины I имела формальный дизайн.Эскиз с изображением дворца практически идентичен плану центральной части Верхнего дворца Петра I в Петергофе. Рядом с дворцом росли ели пирамидальной формы. К партеру с решетчатой ​​беседкой и бассейну геометрической формы с фонтаном и скульптурами шла аллея, обрамленная каштанами.

Юго-западная сторона сада изначально планировалась как обычный фруктовый сад. В саду российского императорского двора с плантациями фруктовых деревьев, трав и кореньев были теплицы, зимние сады и подвалы для выращивания экзотических растений и фруктов.В период правления Анны Иоанновны часть Шведского сада составляли участки с «запасными» кленами — питомник. Кроме того, существовал так называемый «ягд-сад» — небольшие охотничьи угодья, где для царской охоты держали зайцев и оленей на специальных огороженных территориях.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли спроектировать новый Летний дворец на месте дворца Екатерины I и окружающего его сада. В апреле 1743 г. Растрелли представил план сада в форме лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами.За дворцом был еще один формальный сад с двумя прудами геометрической формы, фонтаном и клумбой с кружевным узором. Шведский сад тоже претерпел некоторые изменения. Территория была разделена на участки геометрической формы с пересекающимися аллеями, в центре которых были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, Третий Летний сад и Шведский сад представляли собой еще один образец русского садово-паркового искусства XVIII века.

По приказу Павла I в 1787-1801 годах Елизаветинский дворец разобрали и на его фундаменте построили Михайловский замок.Территория, примыкающая к замку, включала Растрелли и Шведский сад. План территории замка предусматривал сохранение двух геометрических прудов с деревьями по периметру. Согласно плану, четыре из пяти прудов сохранились в Шведском саду. Их соединял подземный канал, который продолжался до западного геометрического пруда. Примечательно, что конструкция водной системы прудов и каналов была уникальной.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой.Каналы (Воскресенский, Церковь и Обводные каналы) вокруг замка (и площадь перед ним с конной статуей Петра I) образовали грандиозный архитектурный ансамбль XVIII века, не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад получил название Верхний летний сад и Михайловский сад. Планировка Шведского сада и его роль в качестве фруктового сада (в западной части) и формального сада для прогулок (в восточной части) не изменились. К сожалению, в таком обличье уникальный ансамбль просуществовал недолго.После убийства Павла I замок больше не использовался как королевская резиденция. Королевская семья переехала из замка, и парк и каналы со временем пришли в упадок. В 1822 году замок был передан Центральному инженерному колледжу.

1819 год стал новым этапом в развитии садов. Большой вклад в реорганизацию садов внес архитектор К. И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкающих с юга к Верхнему Летнему саду, по приказу Александра I Росси реализовал один из самых грандиозных проектов — строительство Михайловского дворца великого князя Михаила Павловича.Это было связано с реорганизацией Михайловского сада и обновлением площади перед южным фасадом нового дворца. По сути, это был последний построенный дворцовый ансамбль в городе. Окончательный проект реновации сада у Михайловского дворца, разработанный Росси в сотрудничестве с архитектором А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 года. В 1823 году император Александр I утвердил план Росси по реорганизации территории вокруг Михайловского замка. По замыслу засыпали Церковный канал и уменьшили восточный геометрический пруд в Михайловском саду.Остался нетронутым только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Однако Росси сохранил уникальную водную систему прудов Михайловского сада и каналов Михайловского замка, добавив подземный коллектор, который соединил самый большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив дополнительную циркуляцию воды. Согласно плану, вокруг Михайловского замка было высажено два ряда обрезанных деревьев.

Характерной чертой планировки Михайловского сада в плане Росси было сохранение определенных участков, спроектированных Леблоном и Растрелли.К. Росси создал образцовый сад в английском стиле, используя все приемы, характерные для ландшафтного стиля и заимствованные из английского озеленения и архитектуры 1715-1760 годов. Перед фасадом Михайловского дворца, выходящим в сад, Росси спроектировал большую лужайку неправильной овальной формы, обрамленную аллеей и составляющую часть регулярной планировки. Другой характерной чертой английского сада было использование прудов неправильной формы. Благодаря этому архитектор превратил ранее геометрические бассейны в живописные большие пруды с берегами более естественной формы, а небольшие прямоугольные пруды в центре сада были удалены.Еще одним традиционным элементом ландшафтного парка в саду стал павильон с пирсом на берегу реки Мойки. Построенный на фундаменте первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических свиданий летними вечерами за чашкой чая и игрой в карты.

В Михайловском саду было много цветущих клумб и кустарников. Наиболее ценной частью планировки, сохраненной Росси во время реставрации, была система переулков, составляющих центральную часть композиции.Часть растений вдоль аллей была сохранена, добавлены живописные группы деревьев. До революции сад был придворным и был закрыт для широкой публики. Более поздняя история Михайловского сада трагична, как и история всех исторических мест.

В 1902 году меньший восточный пруд обмелел и был засыпан. Одновременно с постройкой Воскресенской церкви (архитектор А.А.Парланд) и новой садовой ограды западная часть сада стала значительно меньше.

В 1922 году сад был переименован в сад ИОФР (Международная организация борцов за революцию). Бывший Михайловский сад под этим «поэтическим» новым названием превратился в обычный городской парк. По английской лужайке проложена дорожка, созданы площадки для сцен и павильонов, где в 1924 году проходили выставки. Позже их заменили детские площадки. В начале 1960-х было разрешено строительство теннисного корта и общественного туалета. Деревья и кустарники высаживались бессистемно.Растущие деревья со временем покрыли фасад Михайловского дворца и вид из дворца на Марсово поле. Изменения вносились ежегодно, отдаляясь от некогда величественного исторического ландшафта.

Обследование 2000 г. показало, что сад находится в критическом состоянии. В 2001-2007 гг. В Михайловском саду была проведена масштабная реставрация. В основе плана реставрации — сохранить английский ландшафтный стиль в центре сада при сохранении правильной французской планировки по периметру.Реставрация воссоздала один из лучших садов центральной части Петербурга и вернула историческое значение Михайловскому дворцово-садовому ансамблю.

.

Михайловский сад у Русского музея в Санкт-Петербурге

Михайловский (Михайловский) сад получил свое название от Михайловского дворца (более известного посетителям как главное здание Русского музея), к которому он примыкает. На протяжении своей долгой и разнообразной истории он был французским садом, охотничьим заповедником и питомником, а во время правления императрицы Елизаветы здесь располагались лабиринты и фонтаны. При императоре Павле сад использовался для верховой езды, а свой нынешний вид он начал приобретать в начале 19-го -го века.Строительство Михайловского замка, а затем и Михайловского дворца, которые граничат с садом, закрепило Михайловский сад в его нынешних границах.

  • Кованая ограда Михайловского сада.

  • Вид на Русский музей из Михайловского сада

  • Зимний вид на кованую ограду Михайловского сада

Михайловский дворец, от которого и произошло свое название, был построен в 1819-1825 годах Карло Росси для великого князя Михаила, брата императоров Александра I и Николая I.По окончании строительства дворца в 1825 году сад превратился в ландшафтный парк.

В северо-восточном углу Сада, на берегу реки Мойки, находится небольшой павильон, построенный в стиле ампир Карло Росси в 1825 году; столетием ранее на этом месте располагался деревянный дворец, принадлежавший жене Петра Великого Екатерине. Рядом с павильоном находится символическая композиция «Древо свободы», сделанная из старого дуба скульптором Анатолием Соловьевым.

Михайловский сад был закрыт после летнего сезона 2002 года на реставрацию и снова открыт для св.Петербург 300 -й юбилей в 2003 году. Сегодня это снова излюбленное место петербуржцев, чтобы прогуляться или просто расслабиться и ничего не делать. Это интересное сочетание двух пейзажных стилей: обычного французского по краю и английского в центре. В конце весны и летом здесь часто проходят концерты классической музыки.

Михайловский сад и река Мойка

Как добраться:

Со станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» выход на канал Грибоедова.Пройдите по каналу с той же стороны, что и храм Спаса на Крови. Один вход в Михайловский сад находится напротив церкви.

Хронология:
1819 — 1825 Михайловский дворец построен по проекту Росси.
1825 Павильон, также спроектированный Росси, воздвигнут в Михайловском саду.
2002 Май 2003 г. — капитальный ремонт сада Михаила.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ: Выбор редакции

ОБЩЕЖИТИЕ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

.

Русский музей в Михайловском саду Санкт-Петербурга Стоковое Изображение

Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим вкладчикам в качестве стимула

помощи COVID-19.

Похожие изображения

Павильон Росси в Михайловском саду Павильон России в Михайловском саду Санкт-Петербург Россия

Санкт-Петербург, Россия, 6 мая 2015: Михайловский замок также называют Михайловским замком или Инженерным замком

ул.Михайловский замок

Историческое здание Михайловского замка в Санкт-Петербурге, Россия

Михайловский замок, в историческом центре

Вид на набережную Лебединой канавы у Летнего сада

Русский музей

Люди гуляют на фоне Русского музея летом

Государственный Русский музей.Туристы в зале известного русского художника Карла Брюллова. Санкт-Петербург

Русский музей в Санкт-Петербурге

Русский музей — 3

Русский музей

Русский этнографический музей

Российский этнографический музей

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *