Мечеть кебир джами: Недопустимое название

Содержание

Соборная мечеть Кебир-Джами в Симферополе: фото, как добраться, описание

Симферополю повезло быть столицей не только у скифов и русскоязычных крымчан. Он славился как один из духовных центров у крымских татар, проживавших здесь дольше остальных обитателей Тавриды. Напоминанием об этом до сих пор служит один из архитектурных объектов культурного наследия – мечеть Кебир-Джами. В Симферополе ее знает все местное население. Отзывы называют ее одной из самых ярких достопримечательностей главного полиса региона, что неспроста.

СОДЕРЖАНИЕ



Где расположена мечеть в Симферополе?

Конфессиональное заведение находится в историческом ядре «города всеобщей пользы» (так переводится с греческого языка название крымской столицы). Оно возведено в 70 м к юго-востоку от Петропавловского собора – на улице Курчатова.

Кебир-Джами на карте Крыма

История создания мусульманского храма

Много достопримечательностей осталось с того времени, когда русских еще не было в Симферополе. Мечеть Кебир-Джами появилась еще в Акмесджите – предтечи столицы полуострова. В хорошо известных историкам первых годах XVI века правитель Хаджи Абдурахим Бек решил поставить белый храм, чтобы увековечить себя в веках (город с тех пор даже назвали Акмесджит – «Белая церковь»). Тому, что имелась в виду именно эта мечеть, есть подтверждение.

В начале 90-х гг. прошлого столетия, в период проведения здесь реставрации, исследователи обнаружили необычную доску. На ней был текст, указывающий на дату освящения Кебир-Джами. Речь идет о 914 г. Хиджры (1512 г. по европейскому стилю), а также о том, что полис назван в честь данной мечети. К тому времени она стояла здесь уже четыре года. Любопытно, что знак зодчего на поверхности находки не обозначен. Арабские слова гласят: «Этот Дом Божий возведен в честь могущества Менгли Первого Гирея – хана, которому Бог простит все прегрешения, а также грехи его потомков в месяц Мухарам в год 914».

Советская власть соборное сооружение не тронула, но уже в период Великой Отечественной войны, судя по записям в городских хрониках, оно оказалось в весьма запущенном состоянии. Восстанавливали его несколько раз. Последняя реставрация датируется осенью 1991 г. К этому времени здания Кебир-Джами уже два года принадлежали местной мусульманской общине, которая и попросила городскую администрацию подновить мечеть.

С приходом Крыма в Россию количество посетителей у данного объекта в разы увеличилось. Некоторые визитеры приходят сюда совсем не из праздных побуждений. Однако значительная часть отдыхающих просто наслаждаются внешним видом религиозного комплекса, раскинувшегося в прекрасном Симферополе.

Интересные факты и легенды

В среде местного населения и некоторых историков бытует миф, что комплекс был поименован «Белым» из-за своего белоснежного фасада. «Ак» со всех тюркских языков обозначает «белый». Благодаря своему окрасу «дом пророка» был виден издалека. Говорят также, что самый активный этап восстановления магометанской церкви приходится на время массового приезда крымских татар из «среднеазиатского изгнания».

Кебир-Джами – как объект для посещения

Сейчас старая Соборная мечеть в Симферополе считается основной пятничной святыней Крыма. Комплекс также состоит из библиотеки татар Крыма и медресе. В этом же тесном пространстве расположились Духовное управление магометан Крымского полуострова и резиденция для муфтия.

Главное здание – невысокое сооружение с двускатной крышей, покрытой черепицей. Линии его силуэта необычайно просты, как и в древние времена. Габариты также остались прежними – 7 на 7 метров. Наверху возвышается минарет из известняка. Его венчает традиционное конусовидное перекрытие с полумесяцем. Внутреннее убранство впечатляет больше. Интерьер украшен множеством росписей зеленых оттенков.

Прийти в мечеть туристы могут в любой день. Но путешественникам-иноверцам нечего здесь делать, когда читают намаз. На входе путников просят разуться. Все женщины, в том числе туристки, обязаны повязать на голову платок. Прежде, чем делать фото внутри, любителям интересных мест надо испросить разрешения у имама.

Как добраться (доехать)?

Самое старое здание Симферополя соотечественники и прочие крымские гости обнаружат к востоку от Пролетарской. Речь идет о пятачке, зажатом ул. Курчатова и Володарского. Проехать сюда можно на общественном транспорте – остановка «улица Ленина» («Петропавловский собор»).

На машине от центра Симферополя до Кебир-Джами добраться вы сможете так:

Туристу на заметку

  • Адрес: ул. Курчатова, 4, Симферополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.948946, 34.107250.
  • Телефон: +7-3652-27-43-53.

Многим из россиян запоминается именно религиозный Симферополь. Мечеть Кебир-Джами – один из красивых памятников культовой архитектуры четырех различных религий, ярко представленных в списке столичных достопримечательностей. Приезжие, которые относят себя к верующим мусульманам, обязательно посещают эту святыню, участвуя во всех службах. Впрочем, архитектурный комплекс окажется интересен даже обычному отпускнику – настолько сильно он напоминает древние сооружения Крыма. В заключении предлагаем небольшое видео о нем, приятного просмотра!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Мечеть Кебир-Джами

Притягательность памятников архитектуры в том, что они транслируют дух минувших времен. Картинами живописцев прошлого можно и нужно восхищаться, но они не способны сублимировать такие эмоции, которые вызывают, например, развалины амфитеатра или капище древних. Что ощущает человек, выйдя в центр арены Колизея? Находясь вблизи или внутри храма, полуразрушенного или отреставрированного замка, крепости, буквально кожей ощущаешь отпечаток эпох, которые пережили стены строений в отличие от людей, которые их когда-то возвели.

Акъмесджит в прошлом, ныне Симферополь насчитывает в своем активе немало таких достопримечательностей. Одна из них – мечеть Кебир-Джами. Несмотря на почтенный возраст сооружения, мусульманский храм исправно функционирует – проходят регулярные намазы, религиозные празднования, на башне в положенное время надрывается мулла, распевая восхваляющие Аллаха молитвы. В общем, процесс продолжается уже 6 веков подряд с перманентными перерывами на войны.

Справка туристу! Памятник архитектуры является главной пятничной мечетью полуострова, а также резиденцией муфтия и местом размещения эквивалента православного синода – Духовного управления крымскими мусульманами. Помимо духовно-административных организаций, здесь находится богословская школа – медресе, а также библиотека крымских татар, которая может похвастаться древними религиозными манускриптами, написанными на крымско-татарском языке.

Исторический обзор мечети

Погрузимся в историю появления мусульманской святыни. До последнего 10-летия минувшего века совершенно обосновано считалось, храм воздвигнут в 1508 году. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на портале мечети. В ней также сообщается потомкам, что инициатором строительства выступил почтенный Хаджи Абдурахим-Бек на земле, щедро дарованной ему никем иным как крымским предводителем того времени – ханом Менгли I Гараем.

К сожалению, имя зодчего осталось за кадром.

Спустя несколько лет вокруг храма вырос древний Акъмесджит, что по-русски значит «Белая мечеть». Проекция очевидна – фасад Кебир-Джами белоснежен. Именно в честь белого храма был назван полис, со временем окруживший магометанскую церковь. До начала минувшего века каких-либо серьезных потрясений храм не переживал. Но грянул кровавый, безжалостный XX век – войны, революции, депортации, прочие водовороты засасывающие и ломающие человеческие судьбы.

Как ни странно, но советская власть, жестко, зачастую жестоко воевавшая с распространителями «опиума для народа», не тронула мечеть. Вопреки привычной для того времени практике не разместила в мусульманской святыне планетарий, дом пионеров, ДК каких-нибудь железнодорожников или, на худой конец, кинотеатр. Вторая Мировая исправила этот недочет большевиков – храм в годы войны приходит в запустение. В нем приютилась переплетная мастерская, прочие ремесленные артели, которые сами того не желая приводили в упадок памятник архитектуры, успешно сопротивлявшийся времени больше 5 веков.

Освобождение полуострова от немецко-фашистских захватчиков не исправило положение, так как за ним последовала депортация крымских татар (1944 год) – истинных хозяев реликвии. Строение стремительно ветшало все последующие десятилетия. Вплоть до возвращения аборигенов полуострова из сибирского и среднеазиатского изгнания.

С возвращения крымских татар на Землю Обетованную началось ожидаемое восстановление святыни для всех истинно верующих мусульман:

  • 1989 год – передача прав собственности на храм магометанской общине полуострова;
  • 1991 год – в конце октября началась крупнейшая реконструкция памятника архитектуры.

Именно масштабное восстановление мечети состарило святыню еще на несколько лет. В процессе работ была обнаружена доска с текстом на древнеарабском языке. В нем повествовалось, что храм был воздвигнут в честь того самого хана, да простит, как водится, Аллах все прегрешения Менгли I и детей его до седьмого колена в месяц мухаррам в 914 году от Хиджры (исламское летоисчисление).

Эта дата соответствует 1502 году по григорианскому календарю, который принят в современной России. То есть, после реконструкции мечеть не только приобрела божеский вид, но и стала старше на 6 лет.

Справка туристу! Точный адрес: исторический центр Симферополя, улица Курчатова, 4. Доехать к мечети от ж/д станции «Симферополь – Пассажирский» можно на автомобиле: Подойдет и общественный транспорт – автобусы №57 и №78. Остановка «Ленина».

Кебир-Джами с точки зрения архитектурной достопримечательности

Это не Лувр, не Эрмитаж, даже не мавзолей, где лежит одна, зато эпохальная достопримечательность. В отличие от православных храмов, утопающих в роскоши иконостасов и давящих монументальностью, непоколебимостью, незыблемостью стен, куполов, колоколен, магометанские святилища источают аскетизм.

Главное здание комплекса – сохранившая оригинальные размеры коробка 7×7 метров. На ней возвышается минарет из природного известняка, добытого в знаменитых крымских каменоломнях – катакомбах, которые служили местом дислокации партизанам в годы Второй Мировой.

Архитектурным завершением скромного относительно православных масштабов сооружения является традиционное для магометанских храмов конусовидное перекрытие с обязательным полумесяцем на вершине. Внешний аскетизм несколько разбавляет внутренне оформление – это, опять-таки, традиционные орнаменты зеленых оттенков.

В общем, не Дрезденская картинная галерея. Но, повторимся, ценность таких достопримечательностей не в зрелищности, а в духе места, которым пропитана вся атмосфера вокруг. Туристы с тонкими эмоциональными настройками отлично понимают, о чем идет речь.

К тому же, в непосредственной близости – пара-тройка минуть неспешного хода – располагаются:

  • Свято-Петропавловский кафедральный собор;
  • Свято-Троицкий женский монастырь;
  • Церковь Константина и Елены;
  • Церковь Трех Святителей, прочие храмы;
  • Археологический музей;
  • Парк кованных фигур, театры, памятники, другие достопримечательности.

Все эти достопримечательности по-своему уникальны и безусловно интересны – как минимум заслуживают внимания. Поселившись в религиозном (он же исторический) центре Симферополя, можно вкусить все прелести многоконфессиональности – просыпаться спозаранку под заунывное пение муллы на башне мечети, а утреннее кофе попивать в сопровождение колокольного перезвона, призывающего к утренней службе. Круче, чем в Турции!

Справка туристу! Устроится в историческом центре старейшего города полуострова (1748 – год основания) рядом с Кебир-Джами можно в хостеле «Фортуна», отелях «Элита», «Лермонтов» или мини-гостиницах «Уют» и «Европа». Никто не отменял частный сектор. Арендовать комнату или квартиру в этом районе не составит труда и больших финансовых затрат.

Условия посещения достопримечательности

Сразу о главном – вход и осмотр Кебир-Джами в Симферополе бесплатный. Однако всегда существует «НО». В данном случае нужно спланировать соитие с прекрасным так, чтобы визит в мечеть не совпал с намазом, который мусульмане проводят по несколько раз на день. Тем, кто ни разу не видел ритуал в живую, конечно же, интересно будет посмотреть, но иноверцев в этот момент в храм не пускают.

В остальное время мечеть свободна для туристов, но нужно морально подготовиться к осмотру достопримечательности без обуви – при входе ее необходимо снять. Представительницам прекрасного пола придется надеть – нет, не чадру, всего лишь платок. Впрочем, в православные церкви женщин с непокрытой головой тоже не пускают.

Любителям селфи на фоне памятников архитектуры перед тем, как приступить к фотосессии, нужно спросить разрешение у имама. Если священнослужитель благословил мирское дело, можно смело щелкать все, что душа пожелает. Опция так же безвозмездная.

Сейшелы, Мальдивы, Бали, Кипр, Египет, Турция, прочие экзотические и не очень страны притягивают как магнитом отечественного туриста. Но как мало знает каждый из нас о собственной стране! Между прочим – шестой части суши и самого большого территориально государства.

Крым с его бесчисленными достопримечательностями – одно из таких мест, которое до сих пор остается тайной для многих россиян. Пора заполнить этот пробел! Кстати, для туристов, которые колесят по всему миру в поиске новых гастрономических ощущений полуостров – настоящее сокровище. В частности, как это не удивительно, пятачок радиусом полкилометра с центром в Кебир-Джами.

На этом благословенном месте расположилось около 80 разнообразных ресторанов, кафешек, закусочных. Национальная крымско-татарская, средиземноморская кухни – это только верхушка айсберга! Итак, вперед за новыми впечатлениями!

Мечеть Кебир-Джами, фото, обзор, как добраться

В самом центре Симферополя, в так называемом старом городе находится главная мусульманская святыня Крыма – Мечеть Кебир-Джами. Её название переводится, как соборная мечеть. Она является памятником архитектуры, который в окружении старых городских построек с узкими улочками выделяется своим белым цветом и минаретом, тянущимся в небо.

На рубеже средних веков немного севернее развалин Неаполя Скифского, на берегу самой длиной реки Крыма – Салгира, появился городок Ак-Мечеть, являющийся, по сути, вторым городом-предшественником Симферополя. Точное время возникновения этого небольшого городка специалисты затрудняются определить, но доподлинно известно, что в шестнадцатом веке он здесь уже был. Известный путешественник из Турции Эвлия Челеби в семнадцатом веке в своём рукописном труде достаточно подробно описывал этот городок, хотя и преувеличивая его действительные масштабы. На самом деле городок состоял из трёхсот домов и множества лавок торговцев и ремесленников.

Мечеть Кебир-Джами в Симферополе — старейшая достопримечательность города.

Национальный состав населения города был представлен, прежде всего, крымскими татарами, а также армянами и греками, которые занимались в основном производством различной домашней утвари, а также мелкой торговлей. Но главное отличие этого городка от других населённых пунктов крымского ханства состояло в том, что именно он являлся резиденцией калги-султана, который по существующей иерархии являлся наследником хана. Его дворец был расположен в долине реки Салгир, на месте сегодняшней улицы Воровского. К сожалению, сам дворец не дожил до наших дней, а вот мечеть до сих пор украшает город и является основным центром мусульман крымского полуострова.

Кебир-Джами по праву считается самым старым зданием в городе и замечательным архитектурным памятником.

Табличка с надписью прямо у входа извещает, что храм возвёл Абдарахман-бек в 1508 году на земельном участке, который был подарен крымским ханом Менгли-Гиреем. Правда по некоторым источникам годом появления мечети считается 1502 год. Ранее строение архитектурно представляло собой храм классического базиликового типа, в плане имеющий прямоугольник, размеры которого составляли девять на двенадцать метров. С северной стороны находился вход, с южной – михраб и минарет. Все стены мечети сооружены из известняка, блоки которого были уложены с помощью глиняного раствора. Позже храм был побелен известью. Идеальная белизна постоянно поддерживалась, что и дало имя храму – Ак-Мечеть, что в переводе означает «белая мечеть», а позже и всего этого небольшого городка. В восемнадцатом веке мечеть горела, а после реставрации к 1772 году строение оказалось расширенным. В 1907 году мечеть вновь подверглась фундаментальному ремонту и снова площадь её была увеличена. При этом минарет оказался помещённым внутри боковых нефов. После ремонта и всех перепланировок мечети был дан статус соборной.

Сегодня Кебир-Джами – действующий храм, готовой принять у себя всех гостей.

После революции 1917 года Кебир-Джами продолжала работать, однако по окончанию войны мечеть была закрыта. В этом помещении располагалось переплётная мастерская. Только в 1989 году здание, которое пребывало в аварийном состоянии, с явной угрозой обрушения, было возвращено мусульманской общине. Этот момент стал началом возрождения. Старый фундамент был укреплён. На нём были возведены каменные стены с использованием железобетонных конструкций и проведена реконструкция.

В нынешнем виде мечеть выдержана в стиле культовой истинно турецкой архитектуры. Конечно, сегодня мечеть по своему внешнему облику далека от той, которая стояла на этом месте пятьсот лет назад, но внутреннее убранство храма восстановлено с большой достоверностью. Храм получил трёхнефный молитвенный зал, имеющий притвор, хоры для женщин, а также минарет с полусферическим куполом, основанием которого является мощный восьмигранный барабан. Каждая грань барабана украшена красивым стрельчатым окошком. Кроме того, архитекторы оригинально оформили фасады мечети, которые получили прямоугольные окна на нижнем ярусе и красиво сочетающиеся с ними стрельчатые и в форме кругов вверху.

Соборная мечеть Кебир-Джами, отзыв от grau59 – «Старейшее здание Симферополя», Симферополь, Россия, Ноябрь 2014

Когда рассказывают, что соборная мечеть Симферополя Кебир-Джами является старейшим зданием города, то не всегда уточняют, что вообще то мечеть старше самого Симферополя, датой основания которого считается 1784 год.

Немного истории необходимо для понимания сути вопроса.

Крымское ханство было основано в 1441 году чингизидом Хаджи Гераем, ставшим первым крымским ханом. После его смерти дети передрались за ханскую власть.

Его сын Менгли I Гера́й трижды захватывал власть и дважды терял её, но умер крымским ханом. Для упорядочения порядка наследования он учредил звание калги, одной из функций которого было являться наследником ханского престола.

Католический монах Доминиканского ордена Эмиддио Дортелли д’ Асколи, который возглавляв в 1624–1634 годах доминиканскую миссию в Каффе, составил в 1634 году «Описание Черного моря и Татарии». В нём он как раз рассказал о функциях новых званий при крымском хане:

»Хан имеет двух сановников, непременно из султанов, сыновей, братьев или же из их потомков.

Первый, зовется галгой (Galga), что значит первый долженствующий идти на войну; второй именуется нурадином (Nuradino) или мурадином (Muradino), что значит благодатный.

Эти сановники назначаются ханом, по старшинству и по порядку наследия, так что если умирает галга то его заменяет нурадин; в случае смерти хана на его место станет галга, хотя ныне повелитель турок предоставил себе назначать или смещать ханов, кого и как захочет».

Специально для местонахождения калги было построено селение Ак-Мечеть.

В 1508 году при хане Менгли Герае I и калге Мехмеде Герае была построена мечеть Кебир-Джами.

Город с мечетью стал называться Ак-Мечеть возможно именно в честь мечети и звался так вплоть до присоединения Крыма к России в 1783 году. Причём на момент присоединения Крыма в городе было уже 7 мечетей, но Кебир-Джами оставалсь главной. На это не повлиял факт, что в 1836 году мечеть сгорела и была восстановлена лишь в 1840 году.

За столетия мечеть меняла время от времени облик, так в начале XX века на зданием мечети не было купола.

В 1930 году были снесены все мечети Симферополя за исключением Кебир-Джами, у которой разломали лишь минарет. Постепенно здание превратилось практически в руины.

В 1989 году мечеть вернули верующим, которые восстановили её. Купол теперь имеется.

Над мечетью снова возвышается минарет.

Кебир-Джами мечеть (Симферополь) — путеводитель по отдыху в Крыму

Мечеть Кебир-Джами. Симферополь

Мечеть Кебир-Джами (крымско-тат. Kebir Cami, Кебир Джами) — соборная пятничная мечеть в Симферополе, главная пятничная мечеть Крыма, резиденция муфтия и Духовного управления мусульман Крыма. Старейшее здание Симферополя и памятник архитектуры времён Крымского ханства. Рядом находится медресе и библиотека, которая хранит литературу на крымскотатарском языке.

Нынешний облик мечети решен в формах турецкой культовой архитектуры. Трехнефный молитвенный зал с притвором, хорами для женщин и расположенным в западном нефе минаретом увенчан полусферическим куполом на высоком восьмигранном барабане со стрельчатыми окнами на всех гранях.

История

В конце XV в. на западной стороне Петровской балки, напротив развалин Неаполя скифского крымские ханы повелели устроить укрепления. Место было выбрано удачно: здесь, в непосредственной близости от Бахчисарая, удобно было собирать войска перед набегами. Кроме того, крепость служила щитом против беев с их сепаратными устремлениями против ханской столицы. Учитывали и тот факт, что для стройки крепости рядом было достаточно тесаного камня (на развалинах Неаполя Скифского), а Петровские скалы являлись естественным укреплением, Хан Менгли-Гирей (1467–1515) утвердил сан калги-султана (военного министра), которым мог быть представитель ханского рода, моложе хана, но старше остальных членов династии.

Местом пребывания калги-султана и была определена строящаяся крепость на Петровских скалах. Сохранилось здание, которое «помнит» и начальную пору его предшественницы (Ак-Мечети), и первые шаги Симферополя, — мечеть Кебир-Джами (Большая мечеть), построенная по новейшим исследованиям реставраторов в 1502 г. В 1888 г. Ф. Лашков обнаружил в мечети надпись по-арабски: «Мечеть сию, соорудил во славу Величества хана Султан-Менгли-Гирей Абдурахман-бен-Али…»

Мечеть Кебир-Джами. Симферополь

Этот старейший храм средневекового мусульманского поселения был величественным зданием, рядом с которым возвышался минарет. Здание было перекрыто куполом, который обрушился, вероятно, ещё в XVII в. Тогда к зданию пристроено новое крыло и изменена форма кровли. В 1736 г. по приказу фельдмаршала русской армии Б. Х. Миниха мечеть Кебир-Джами и ряд домов были разрушены (мечеть восстановили в 1740 г.). Один из очевидцев описывал город так: занимал он «площадь от цыганских таборов до мечети Джума-Джами и затем от Токаль-Джами до татарских кладбищ, что составит, наверное, квадратную версту. Замечательностей в нем не оказалось никаких…»

Но военные действия, а с ними и разрушения продолжались. Так, в 1776 г. Порта спровоцировала мятеж татар против своего хана Шагин-Гирея. Кровопролитное сражение произошло в долине Салгира, около Ак-Мечети. С обеих сторон погибло около 2,5 тыс. человек. Сильно пострадала мечеть и в советский период крымской истории. В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской.

И все же мечеть Кебир-Джами восстановлена и в 1990 г. возвращена верующим. На старых фундаментах возвели новые каменные стены на крепком цементно-песчаном растворе с применением современных железобетонных конструкций. Сейчас мечеть, конечно, несколько отличается от той, которая была здесь 500 лет назад. От старого строения осталось буквально несколько деталей: был сохранен фрагмент южной стены с михрабом. Но внешний облик здания и его внутренние, несколько аскетичные интерьеры восстановлены с максимальным приближением к той, старой мечети.

Авторы разнообразили фасады сочетаниям окон — прямоугольных в нижнем ярусе, стрельчатых и округлых вверху. В детализациях плана обновленного храма отображены строительные этапы реконструкций и расширений.

Адрес: Крым, Симферополь, ул. Курчатова, 4.

Координаты: +44° 56′ 56.00″, +34° 6′ 26.00″

Мечеть Кебир-Джами — Симферополь, Крым

Описание

Фото с wikipedia.org, автор A.Savin (userpage · contact) [CC BY-SA 3.0]

Кеби́р-Джами́ (крымскотат. Kebir Cami, Кебир Джами) — соборная пятничная мечеть в Симферополе. Является главной пятничной мечетью Крыма, резиденцией муфтия и Духовного управления мусульман Крыма. Мечеть расположена на улице Курчатова. Является старейшим зданием Симферополя.

История

Основатель мечети Кебир-Джами — Менгли Герай (в центре) со своим сыном и наследником Мехмедом Гераем (слева) и османским султаном Баязидом II

Основание

Кебир-Джами, являющаяся старейшим зданием в Симферополе, была построена Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году, на дарованной крымским ханом Менгли I Гераем земле. Об этом свидетельствует надпись на портале храма, сохранившаяся до наших дней. Считается, что город Акмесджит (что в переводе на русский язык означает «Белая мечеть»), ныне Симферополь, также получил своё название от названия мечети.

Однако в начале 1990-х годов, во время проведения реставрационных работ, была обнаружена строительная доска, в тексте которой датой освящения мечети считается 914 год (1502 год) от Хиджры по исламскому календарю. При этом имя зодчего на строительной доске не упоминается. Надпись на арабском языке гласит: «Эта мечеть была построена во славу могущества хана Менгли I Герая, да простит Аллах все грехи его самого и его детей в месяц мухаррам в год девятьсот четырнадцатый».

Возрождение

На протяжении многих лет мечеть подверглась реконструкции несколько раз. После Второй мировой войны Кебир-Джами была в запущенном состоянии. В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской. После возвращения крымских татар из депортации началось возрождение старой мечети. В 1989 году мечеть была возвращена мусульманской общине. Реконструкция началась в конце октября 1991 года.

Сегодня Кебир-Джами является главной пятничной мечетью Крыма. Комплекс включает также в себя медресе и библиотеку крымских татар. Здесь расположены резиденция муфтия и Духовное управление мусульман Крыма.

Самые древние святыни Крыма: действующие мечети | Святыни

Крым – регион, пропитанный историей разных народов и культур. Путешественники приезжают на полуостров в поисках духовной гармонии. Здесь множество намоленных мест для верующих разных конфессий, что способствует развитию паломнического туризма.

Сегодня мы продолжаем наш цикл публикаций о самых древних религиозных сооружениях Крыма рассказом о действующих мечетях.

Мечеть Хана Узбека

Древнейшая из сохранившихся на полуострове мечетей расположена в Старом Крыму. Мечеть Хана Узбека является архитектурным памятником. Она была заложена в 1314 году. Спустя почти два десятилетия к ней добавили медресе (мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение второй ступени – ред.), правда, до наших дней от первой в Крыму школы остались только руины.

В 2017 году в рамках аварийно-реставрационных работ были укреплены стены с восточной и северной сторон мечети и медресе, проделана кропотливая работа с древней черепицей на кровле здания, реставраторы также обновили михраб. 

В гостях у крымских татар: в Бахчисарае открыли уникальный центр >>

Сама мечеть действует и сегодня. Сейчас сюда круглогодично стекаются тысячи верующих. Здание культового сооружения имеет один минарет и простую прямоугольную форму с двускатной крышей. Сохранившиеся до наших дней надписи и резьба на портале и михрабе служат не столько украшением, сколько историческим «лицом» — в них указана дата строительства культового места.   

Мечеть Кебир-Джами

Главная пятничная мечеть Крыма – Кебир-Джами. Здание культового сооружения является старейшим в Симферополе. 

Как гласит надпись на портале, сохранившаяся до наших дней, мечеть была построена в 1508 году на подаренной крымским ханом Менгли I Гераем земле. Считается, что своё первое название – Акмесджит – крымская столица получила от этой святыни.

Путеводитель по Крыму: что посмотреть в Симферополе за один день >>

В комплексе Кебир-Джами расположено Духовное управление мусульман Крыма.

Мечеть Джума-Джами 

Мечеть Джума-Джами в Евпатории — одна из крупнейших в Крыму. Она построена в 1552 году турецким зодчим Ходжи Синаном и была единственной многокупольной мечетью полуострова. Высота здания — 22 метра, диаметр купола над центральным помещением — 11 метров, вокруг него расположено ещё 11 куполов меньшего размера. 

Святыня играла важнейшую роль во времена Крымского ханства: в её стенах правители объявляли о своём праве на трон. За время своего существования здание неоднократно реставрировалось и переделывалось. При СССР мечеть, как и многие другие религиозные учреждения, была преобразована под светские нужды, однако в 80-х годах получила статус памятника, а в 1990-х – возвращена верующим. 

Гид для автотуристов: как с востока Крыма быстро доехать на запад и ЮБК >>

С октября 2015 года является объектом культурного наследия федерального значения. Она открыта для верующих и сегодня.

Мечеть Муфти-Джами

Единственное сохранившееся историческое мусульманское культовое сооружение Феодосии – мечеть Муфти-Джами. Она построена в 1623-1637 годах. 

В её архитектуре соединяются традиции Византии и Турции времён Османской империи. Строение квадратное, площадью 40 кв. м. Три входа ориентированы по сторонам света. С западной стороны построен минарет. Неподалеку от мечети сохранились фрагменты старой брусчатки и руины турецких бань.

Город Айвазовского и Роксоланы – старинная Феодосия >>

С конца XVIII до начала XX века в здании мечети располагалась армянская католическая церковь Успения. Мусульманской общине культовое сооружение передали после распада СССР. И с 1998 года по сегодняшний день в мечети по пятницам проходят молитвы Джума-намаз.

Религиозный комплекс «Сеит- Сеттар»

В Симферополе несколько лет назад была восстановлена мечеть Сеит-Сеттар. Она была возведена в 1850 году бывшим главой крымской столицы Сеит Сеттаром Челеби. 

Религиозный комплекс таит в себе богатую историю. Мечеть принимала верующих в непростые послереволюционные годы, однако в предвоенное время использовалась в хозяйственных целях. Верующим её вернули в 90-е годы, тогда в ней была открыта воскресная школа для женщин и детей. Первая реставрация мечети прошла в 1992-1993 годах.

«Путешествие» в Боспорское царство: что предлагают туристам в Крыму >>

Сегодня религиозный комплекс «Сеит-Сеттар» включает в себя мечеть, медресе, корпусы для проживания студентов и административное здание для религиозной общины. Здесь занимаются мужчины от 15 лет. Они изучают Основы Ислама, арабский алфавит и чтение Корана, религиозные обряды и национальные традиции крымскотатарского народа. Обучение бесплатное.

Безусловно, одной из самых знаменитых мечетей Крыма является Большая Ханская мечеть или Хан-Джами в Бахчисарае. Она расположена на территории Ханского дворца. На данный момент в комплексе проводится масштабная реконструкция и культовое сооружение пока закрыто для верующих.

Соборная мечеть Кебир-Джами. Веб-камеры Симферополя онлайн в реальном времени

Онлайн веб-камера транслирует в реальном времени самую большую мечеть Крыма — Соборную мечеть в Симферополе. Сегодня Кебир-Джами — главная соборная пятничная мечеть Симферополя, резиденция муфтия и Духовного управления мусульман Крыма. В состав комплекса входят медресе (учебное заведение) и библиотека.

Кебир-Джами — самое старое здание Симферополя, построенное Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году на земле, подаренной крымским ханом Менгли «И» Гераем.Об этом свидетельствует надпись на портале храма, сохранившаяся до наших дней. По некоторым данным, дата постройки еще более ранняя — 1502 год.

Изначально храм был прямоугольным, размером 9 на 12 метров. Вход в храм был с севера, михраб (ниша) и отдельно стоящий минарет находились в южной части. Стены были облицованы ракушечником на глиняном растворе, а позже побелены известью. Постоянно поддерживаемая белизна стен определила название храма — Ак-мечеть, со временем так и получил название всего поселения.

Из исторических источников известно, что в начале 18 века мечеть сгорела, но в 1772 году ее отреставрировали и расширили. В 1907 году храм был полностью отремонтирован и расширен. После ремонта его облик изменился: минарет оказался внутри боковых нефов, к которым добавились, на северном фасаде появился карниз, обогащенный мелкой пластикой, а на южном фасаде появился украшенный кокошниками фронтон, который не были характерны для исламской архитектуры.

Вскоре после реконструкции здание получило статус соборного храма Кебир-Джами. Мечеть продолжала функционировать после Октябрьской революции. Кебир-Джами был закрыт по политическим мотивам после депортации крымских татар и долгие годы находился в полуразрушенном состоянии. Тогда здание использовалось как переплетная мастерская. В 1989 году, когда крымские татары начали возвращаться на полуостров, мечеть была возвращена мусульманской общине. Так началось возрождение Кебир-Джами.

Мечеть, которая почти погибла от ветхости, была восстановлена ​​в 1994 году. На старых фундаментах возведены новые каменные стены. Сейчас храм отличается от того, что было 500 лет назад. От старого здания сохранились лишь некоторые детали: сохранилась часть южной стены с михрабом. Нынешний облик мечети определяется формами турецкой религиозной архитектуры. Трехнефный молельный зал с нартексом, женским хором и минаретом, расположенный в западном нефе, венчает полусферический купол на высоком восьмигранном барабане со стрельчатыми окнами со всех сторон.Окна в нижнем ярусе прямоугольные, в верхнем — стрельчатые и закругленные. Изысканные узоры украшают стены и арочные проемы внутри. За основу взят благородный зеленый цвет.

Мечеть Джами Кебир (Большая мечеть) на Кипре, курорт Ларнака

Рейтинг: 9,4 / 10 (1942 голосов)

Мечеть Джами Кебир находится недалеко от крепости Ларнака. Он был построен в 16 веке. Раньше это был католический собор, который с приходом турок на Кипр перестроили в мечеть.

Джами Кебир посещают в основном туристы с арабского Востока. Также примечательно, что входить могут не только мужчины, но и женщины.

Мечеть открыта для посещения не всегда, а только время от времени. При входе в него необходимо прикрыть голову и снять обувь.

Рекомендуем также прочитать Морской музей (Thalassa Sea Museum) на Кипре, курорт Айя-Напа

Тема: Мечеть Джами Кебир (Большая мечеть) на Кипре, курорт Ларнака .

Автор: Келли Костин

Мечеть Джами Кебир, Ларнака, Кипр


Мечеть Джами Кебир — это мечеть, расположенная в Ларнаке на Кипре. Расчетная высота местности над уровнем тюленей — 3 метра. Варианты написания для мечети Джами Кебир или на других языках: Ками Кебир, Бююк Ками, Джами Кебир, Церковь Святого Креста, Мечеть Джами Кебир, Бююк Ками, Бююк Ками, Ками Кебир, Джами Кебир, Церковь Святого Креста, Мечеть Джами Кебир.

Широта: 34 ° 54’29.98 «
Долгота: 33 ° 38’15»

Известные места, улицы и туристические направления

Фотографии возле мечети Джами Кебир

Рядом, Мечеть Джами Кебир
аэропорт Международный аэропорт Ларнаки
древнее место Город Вызакия, Город Китион
Церковь Айя Анаргирон, Айос Йориос Макрис, Айя Марина, Айя Анастасия, Айя Фанеромени, Айос Андроникос, Айос Лазарос, Панайя, Айя Параскеви
замок Ларнакский замок
холм Кашанес, Мелиссари
отель Sun Hall Hotel Club, Palm Beach, Grecian Park Hotel, Amorgos Hotel, Sandy Beach, Crown Resorts Henipa, Michael’s Beach Hotel Apartm. ents, Faros Holiday Village, Flamingo Beach Hotel
населенный пункт Мазери, Пицилли, Кафкарид Тепеси, Рахмели, Катари, Кочинилес, Влахос Чифтлик, Чаккилера, Климис
соленое озеро
пристань для яхт Пристань для яхт Ларнаки
мечеть Мечеть Джами Кебир
пирс Порт Ларнаки
населенный пункт Арадхиппу, Менинэ
местонахождение административного подразделения первого порядка Ларнака
часть населенного пункта Скала
порт Ларнака
точка Дадес Пойнт
руины Айос Саввас
колледж Ларнака Интерколледж
храм Хала Султан Текке
улица III Финикудес Променад, Макариу

Большая мечеть Наблуса, мечеть Аль-Салахи, Джами Наблус аль-Кебир

Название объекта: Большая мечеть Наблуса, мечеть Аль Салахи, Джами Наблус аль-Кебир
Инвентарный номер: 972-2-24
Дата заполнения формы инвентаризации: 2020-08-14
Страна (государство-участник): Палестина
Провинция: Наблус
Город: Наблус / район Касба
Географические координаты: 32 ° 13 ′ 2. 89 ″ N
35 ° 16 ′ 5,78 ″ E
Исторический период: Айюбид
Год постройки: 1167
Стиль: Айюбид
Первоначальное использование: Мечеть
Текущее использование: Мечеть
Архитектор: Неизвестно

Значение
Памятник является старейшей и самой большой мечетью в палестинском городе Наблус. Он расположен в районе Касба в центре старого города в Наблусе, между северной улицей, ведущей к старому Хан-ат-Тиджар, и улицей Аль-Наср, недалеко от района Акаба и района Аль-Кайсария.На этом месте стояла разрушенная римская базилика. Однако происхождение нынешнего здания — церковь крестоносцев, построенная в 1167 году нашей эры, а затем преобразованная в мечеть после завоевания Аль-Салахи Наблуса в 1187 году нашей эры, и была названа в честь Саладина Аль-Айюби.

Критерии отбора
ii. для демонстрации важного обмена человеческими ценностями в течение определенного периода времени или в пределах культурной области мира, о достижениях в архитектуре или технологиях, монументальном искусстве, городском планировании или ландшафтном дизайне
iii. нести уникальное или, по крайней мере, исключительное свидетельство культурной традиции или цивилизации, которая существует или исчезла
vi. быть прямо или ощутимо связанными с событиями или живыми традициями, идеями или верованиями, с художественными и литературными произведениями выдающегося всемирного значения

Состояние сохранности
Мечеть была свидетелем множества реконструкций, реконструкций и дополнений во время Айюбида, Мамлюк , Османской и современной эпох, и он богат, в котором проводятся пять ежедневных молитв.
Большая его часть была разрушена землетрясением 1927 года.

Ссылки
Непреходящее наследие Наблуса и продолжающаяся цивилизация: план возрождения старого города. Наблус, ПАЛЕСТИНА, Социальная ассоциация, 2011.
Калбунех, Абдулла Салех. (1992) История Наблуса: 2500 г. до н.э. — 1918 г. н.э.
г. План восстановления старого города Отчет Наблуса: https://www.caue-nord.com/SPASSDATA/ALGEDIM/QOKQWR/D338/D33835. pdf

Мечеть Джума

Расположенный в центре города Исфахан, Джума Моке является самым значительным памятником сельджуков в городе.Исфахан стал столицей сельджуков, пришедших в Иран в 11 веке. Приняв суннитский ислам, сельджуки считали за честь отремонтировать мечеть, которую построил халиф Аббасидов. После завоевания города Тугрул-бегом сельджуки начали интенсивную строительную деятельность, и Исфахан Масджиди Джума является ярким примером этих усилий. Сельджуки не рассматривали Масджиди Джума как самостоятельную структуру, а скорее как неотъемлемую часть городского плана. Таким образом, сельджуки инициировали концепцию городской площади, которая получила дальнейшее развитие в период Сефевидов.Сведения из источников того периода относятся к первоначальному состоянию здания. Якутский аджхамеви утверждает, что когда Тугрилбек завоевал город в 1051 году, жители Исфахана заставили его разрушить здание из-за их нужды в лесу Насир; Хусрев, который видел мечеть в 1052 году, описывает ее великолепный вид. Согласно этим источникам, можно определить, что мечеть была построена по плану гипостильной мечети арабского или куфского типа, поскольку до периода сельджуков на месте стояли многочисленные деревянные опоры.

После захвата города сельджуками мечеть была уничтожена пожаром из-за религиозных разногласий и столкновений между конкурирующими группами. Во время правления Малик-шаха были восстановлены старые архитектурные элементы мечети и добавлены новые секции.

Уцелевшая часть мечети Джума является результатом непрерывных строительных работ, реконструкций и дополнений, которые начались в период Аббасидов в 771 году и закончились в 12 веке. Археологические раскопки показали, что гипостифная часть мечети сохранилась в том виде, в котором она была построена в период Аббасидов, вплоть до 10 века.

Были добавлены фасады вокруг внутреннего двора, и после периода Аббасидов на каждой из двух сторон айвана были поставлены минареты. это самая ранняя известная мечеть с двумя минаретами. Секция с двумя куполами, которая придала зданию его характер сегодня, была добавлена ​​в период сельджуков. Купол перед михрабом на юге был воздвигнут знаменитым визирем Малик-шаха Низамом аль-Мульком в период 1086-87 гг. Этот купол был самым большим куполом своего времени.

IMıen Nizam alMulk умер, примерно год спустя, его противник и преемник, Taj alMulk, построил северный купол в честь жены Малик Шаха Тюркан Хатун.Этот куполообразный залив известен как Кумбед-и Хаки. Назначение этого купольного помещения точно не известно. он расположен на оси север-юг, и, несмотря на это, он проложен за пределами религиозных границ мечети. Некоторые исследователи утверждают, что этот купол был построен очень быстро как ответ на строительство южного купола. Хотя первая постройка здания не относится к периоду Сейджук, его можно считать шедевром сельджукской архитектуры из-за их пристроек. В сельджукский период были добавлены лваны, и был создан облик мечети с четырьмя айванами.Это самое старое известное здание с центральным планом внутреннего двора. Этот план повлиял на более поздние мечети в Иране, и этот план стал основой для всего строительства мечетей.

Двухуровневая аркадная система, окружавшая двор, заменила одноярусные аркады. он был добавлен в 1447 году.

Из-за доработок, внесенных с течением времени, план мечети стал сложным. Несмотря на это, концепция дизайна здания на протяжении веков оставалась неизменной.Хотя дополнения иногда состояли из михраба, сводчатой ​​части и минарета, основной проектный план всегда сохранялся.

Эта мечеть является неотъемлемой частью тысячелетней памяти Исфахана и является его самым важным памятником. Здание стало неотъемлемой частью города и приобрело известность благодаря своему внешнему виду и экологическому вкладу в городскую структуру. Здание настолько органично вписывается в окружающую среду, что невозможно определить, где его вход начинается, а где кончаются его границы.Хотя некоторые экраны были размещены по периметру мечети, у нее все еще есть секции прямо вдоль улицы. Настоящий портал находится в юго-восточном углу. Из надписи на портале следует, что это здание было построено во время ремонта 1804 года. Однако есть еще одна надпись, касающаяся пространства, расположенного в секции, ведущей к соседнему медресе. Согласно этой надписи, этот участок был построен во время правления Музафериддина Султана Махмута (1358–1314).

Многие исследователи считают, что постройка датируется 14 веком. Вероятно, он был построен для замены большого портала, которого больше нет.

Другой портал датируется 1590 годом. Принадлежащий периоду Шаха Аббаса, этот портал находится в северо-западном углу. он обеспечивает доступ к базару через юго-западный и северо-восточный угол двора. Этот большой портал, который, как известно, находился у стен куполообразной секции, сегодня не используется.Расположенный по оси восток-запад, портал, вероятно, был построен в 1366 году. Дверь в северо-восточном углу в настоящее время также не используется. На обрамлении двери есть надпись, состоящая из стихов из Корана. Дверная коробка оформлена лепниной вместо глазурованного кирпича и глазурованной плитки. Поскольку в ней есть ссылка на стих из Корана, вероятно, это была дверь мечети, которая была восстановлена ​​после пожара в 1121 году. Хотя мечеть претерпела много изменений с течением времени, она сохранилась до наших дней, подчеркивая , в лучшем случае, его архитектурный дизайн, элементы конструкции, составляющие его план, и его украшения, сделанные из различных материалов и техник.

Хотя все четыре фасада двора имеют простой вид, между аркадами есть коридоры и переходы. Внутренний двор дома окружают двухъярусные аркады с огневыми арками. Поверхности аркад облицованы голубой, темно-синей, белой и желтой глазурованной плиткой, которые размещены между геометрическими полосами глазурованной плитки. Большинство этих украшений датируется периодами Сефевидов и Каджаров. Аркады вокруг четырех айванов расположены симметрично и имеют одинаковую высоту.Северная часть западного айвана изменяет внешний вид портала. Аркады здесь были удлинены и кажутся вдвое выше и, как таковые, здесь выше, чем в остальной части двора.

Куполообразный залив на юге


Когда сельджуки пришли в этот город, они начали ремонтировать разрушенную мечеть. Малик-шах приказал своему визирю Низаму аль-Мулку построить 15-метровый купол перед михрабом. в диаметре и 30 м. высокая. Этот купол был разработан Эбу’л Фетом.Имена Малик-шаха и Низам ал-Мулк упоминаются на двух надписях на барабане купола. Ребристый купол соединяется с тремя секционными скобами по углам. Они передают нагрузку на несущую стену и восемь толстых столбов. Эти колонны, вероятно, датируются первоначальной мечетью, и эта секция перекрывает многоколонную секцию ранней мечети. Это приложение, известное как купол перед планом михраба, стало примером для других мечетей в Иране. Здесь находится надпись о ремонтно-строительных работах следующего содержания:

سله امر لهناء هذه القبة فى ايام السلطان المعظم شاهانشاه الأعظم ملك المشرق والمغرب ركن الاسلام والمسلمين معز الدنيا والدين الي الفتح ملكشاه هن محمد هن داود يمين خليفة ايه امير المؤمنين اعز ايه نصره العبد الفقر الى رحمة ايه 0 لالكيناعحلاال الصن هن على هن اسحق على هد ابى الفتح احمد لن محمد الخازن. ٠ ققاه ٢ لكا

НАДПИСЬ *

«Басмала. Во времена великого султана августейшего шаханшаха, царя Востока и Запада, столпа ислама и мусульман, укрепителя мира и религии, Абу’И-Фатха Маликшаха б. Мухаммада б. Да. -‘уд, десница божьего халифа, Повелителя правоверных, да прославит Бог его победу, бедный слуга, нуждающийся в Божьей милости аль-Хасан ибн Али ибн Ишак приказал построить этот купол под надзором Аби ‘И-Фатх Ахмад б.Му-хаммад, казначей ».

Купол в северо-восточном углу


Эта куполообразная бухта была построена Тадж аль-Мулком в 1088-89 годах для Теркен Хатун, жены Малик Шаха. Тот факт, что купольный залив стоит независимо от мечети, заставил многих искусствоведов спорить о том, функционирует ли он. Есть разные взгляды на этот вопрос. Некоторые пытались объяснить его функцию частным местом поклонения, библиотекой или женской мечетью. Здание довольно маленькое и находилось на той же оси, что и купол на юге, и который находился за стенами мечети, когда она была впервые построена. Квадратный корпус поднимается в восьмигранный барабан в верхней части. Хотя на корпусе со стороны мечети есть три массивных пильфара, остальные части опираются на стену. В верхней части по углам в качестве переходного элемента к куполу установили три усеченных сквинча. На юбке купола — повязка с куфической надписью. Купол начинается по краям десятью парами ребер и имеет форму пятиугольника посередине. Стихи из Корана написаны куфическим языком с использованием кирпичей разной формы внутри купола.

Многие исследователи сравнивают куполообразную бухту с Кумбед-и Хаки. По мнению этих исследователей, Кумбеди Хаки сопоставим по своим пропорциям, математическому дизайну, гармонии его частей и соблюдению пропорций золотого рауо. Эту геометрическую систему тоже можно сравнить с готической архитектурой. На южной части купола использовались лепные украшения. Кумбед-и Хаки был украшен кирпичом в виде ласточкина хвоста. В то время как в Кумбед-и Хаки есть непрерывный и сбалансированный ряд, на юге такого ряда нет. Похоже, что украшение здесь было спонтанно спонтанно, без привязки к дизайну в целом, как это было в северной части.

Четыре ивана здания имеют разные планы и характеристики. Eah имеет разные размеры, архитектурные традиции и декоративные особенности. Юго-восточный айван является наиболее заметным и окружен минаретами по бокам батлы. Впервые айван появился в этом регионе в сасанидских дворцах. Однако впервые он был использован в мечети в Исфахан Масджид-и Джума.Было высказано предположение, что использование айвана подчеркивало святость пространства перед михрабом. Остальные три айвана имеют такой же план, но в меньшем масштабе.

Согласно надписи на михрабе, он был построен во время правления шаха Тахмаспа (1531-32) и шаха Аббаса ила (1642-1667). Кроме того, упоминается имя туркменского правителя Белой овцы Аккоюнлу Узун Хасана. Согласно этой надписи, в то время здание было отремонтировано и украшено.Надпись перечисляет имена шиитских имамов и содержит стихи из Корана, восхваляющие силу Бога. Из-за этих текстов надпись, вероятно, относится к периоду после 17 или 18 века. Грубый сталактитовый декор внутри айвана относится к 15 веку или периоду Сефевидов. Фундаменты старой мечети были найдены под фундаментами айвана во время археологических раскопок.

Пристройки, относящиеся к периоду Сефевидов, видны в северо-западных и юго-восточных айванах.Оба эти дополнения разные. У айванов есть сталактиты в группах. Края сталактитов окаймлены синей глазурованной плиткой. Каждое скопление сталактитов при спуске заканчивается скоплением звезд. Вокруг стен айвана кладут горизонтальные глазурованные кафельные панели. Юго-восточный айван называется Шакирд. Он богато декорирован мотивами глазурованной плитки. В здании большие панели из сталактитов. Каждый сталактит украшен небольшими квадратными предметами с геометрическими и растительными мотивами и надписями.

Святилище, которое простирается между четырьмя айванами, состоит из секции с множеством опор, перекрытых серией небольших куполов. Многие из них относятся к периоду сельджуков. Пильфары, несущие эти купола, со временем видоизменились, и в результате некоторые из них стали толстыми, а некоторые — другой формы. Среди опор бывают открытые и закрытые своды. Открытые своды использовались для освещения интерьера. Закрытые своды были построены с множеством разных конструкций.

Кирпич мечети был шестиугольным, восьмиугольным и десятиугольным, и каждая форма использовалась в соответствии с различными структурными и декоративными требованиями.

В более поздние периоды к мечети были сделаны три пристройки. Это медресе Музафферидов на юго-востоке, место поклонения периода Тимуридов на юго-западе и место поклонения Сефевидов на западе. Все три секции имеют разные строительно-планировочные элементы.

Ильханидский султан Оляйту добавил михраб в северо-западной части мечети в 131 O.Михраб, лепной, украшен растительными мотивами, размещенными в геометрическом шаблоне. Михраб установлен внутри арки Ogee, и есть встроенный свод. Арки и их колонны не несущие. В стену врезана полоса с надписью, написанная на склоне изогнутой формы.

Мечеть Исфахан Джума — великолепный образец кирпичной архитектуры, гармонично меняющейся с течением времени. Есть подобные постройки, построенные до него, особенно в Сирии и Северной Африке.Разница с этими зданиями заключается в том, что мечеть Исфахан Джума является примером удачной структурной эволюции с ее лепными украшениями, глазурованной плиткой, кирпичными узорами, полосами с кубфической надписью, разнообразием ее айванов и пропорциями куполов.

Верные Украине, татары лежат на дне, пока Россия захватывает Крым

БАХЧИСАРАЙ, Украина (Рейтер) — Всего пять дней назад татары украинского Крыма вышли тысячами, скандировав Аллаху Акбар в знак лояльности новым властям. в Киеве и противодействие сепаратистским требованиям со стороны русского этнического большинства региона.

Но теперь, когда военные силы Москвы неожиданно захватили контроль, коренные мусульмане изолированного Черноморского полуострова почти исчезли с городской площади, опустив головы, чтобы не быть втянутыми в войну.

«Если возникнет конфликт, мы как меньшинство пострадаем первыми», — сказал 57-летний Усейн Сарано, когда полуденный призыв к молитве раздался с каменных минаретов 16-го века Бахчисарая, когда-то древнего татарина. столица.

«Мы боимся за свои семьи, за наших детей.Это может быть новая Югославия ».

Еще в среду тысячи татар вышли на улицы Симферополя, столицы региона, маршем в поддержку нового правительства Киева на демонстрацию, направленную против демонстрации, проводимой российскими сепаратистами. Некоторые люди пострадали в схватке.

На следующее утро, до рассвета, неизвестные вооруженные люди захватили крымский парламент в ходе таинственного рейда, который, как выяснилось, положил начало военной операции, начатой ​​президентом России Владимиром Путиным с целью установления контроля над регионом.

С тех пор не было никаких признаков новых протестов татар. Лидер общины Рефат Чубаров, когда-то открыто выражавший свое несогласие с перспективой захвата полуострова Россией, тщательно подбирал слова на пресс-конференции в Симферополе в субботу.

«Мы должны сделать все, чтобы не допустить эскалации атмосферы страха и недоверия в Крыму», — сказал он. «Граждане Крыма вместе со своими соседями независимо от национальности должны сохранять мир.

Татарский пенсионер, назвавшийся только именем Рустема, сказал, что лидеры посоветовали общине вести себя сдержанно из-за политической неопределенности.

«Путин — безумный властолюбивый. Он уже давно разжигает здесь разногласия, — сказал Рустем, стоя в тени мечети Кебир-Джами.

Мечеть, которая в Советский Союз служила переплетчиком, была построена в 1508 году. Это старейшее здание Симферополя и свидетельство глубоких корней татар здесь.

Крымские татары, являющиеся коренными жителями этого горного полуострова и являющиеся двоюродными братьями других тюркоязычных жителей Азии и европейской части России, были почти истреблены по приказу Москвы, сначала царем, а затем Советами.

«С того момента, как российская императрица Екатерина II направила сюда свои войска для аннексии этой территории, начались наши печали», — сказал 26-летний Энвер Шерфиев в черной вязаной шапке и бороде у мечети и вспомнил русское завоевание XVIII века каждый крымский татарин еще может относиться.

В 1944 году советский диктатор Иосиф Сталин депортировал все крымскотатарское население из Центральной Азии за тысячи миль. Многие тысячи погибли в пути.

Бахчисарай с его элегантными мечетями превратился в омерзительную советскую туристическую достопримечательность, полностью лишенную людей.

Он возродился заново в конце 1980-х, когда началась реставрация, когда большинство крымских татар вернулось из ссылки на свою родину, сначала при советском лидере Михаиле Горбачеве, а затем после обретения Украиной независимости.

Они поселились среди славянских соседей, в том числе среди гораздо большего числа этнических русских, многие из которых были связаны с Черноморским флотом. Сейчас татары составляют примерно 12 процентов от 2-миллионного населения Крыма.

С горькими воспоминаниями об обращении с ними со стороны России они давно гордятся своей лояльностью по отношению к Украине, хвастаясь, что их голоса обеспечили перевес в Крыму на референдуме 1991 года о независимости Украины от Советского Союза.

Пророссийские власти Крыма теперь планируют новый плебисцит на 30 марта, который сделает полуостров «суверенным», что многие считают прелюдией к отделению его от Украины в качестве российского протектората, как сепаратистские регионы в Грузии и Молдове.

«Я даже не понимаю, что такое референдум. Что они будут делать, каждый год придумывать новую? » — сказала Ниматулаева Хадирова, татарка на пенсии, преподававшая русский язык.

«Все мои соседи русские, и все они все время приходят ко мне домой на кофе», — сказала она. «Мы теперь граждане Украины и хотим оставаться таковыми. Что не так с тем, как обстоят дела? »

Дополнительный репортаж Алессандры Прентис в Симферополе; Под редакцией Питера Граффа

Крымчан разделились из-за референдума

СИМФЕРОПОЛЬ, Украина. Хотя большинство жителей Крыма, похоже, не питают иллюзий относительно результатов воскресного голосования по определению будущего полуострова, они не могут прийти к единому мнению о том, к лучшему или к худшему повлияет их повседневная жизнь.

В бюллетене референдума два вопроса, но похоже, что все в Симферополе думают, что результат предопределен в пользу полного вхождения в состав России. Те, кто против этого выбора, говорят, что у них нет возможности сделать так, чтобы их голос был услышан.

«Что мы можем сделать, когда на нас вторглась чужая страна?» — спросил 62-летний Ослан Сейтхалимов, член татарской общины Симферополя.

«Зачем они к нам пришли? Они должны были остаться и защищать Путина!» — сказал он перед мечетью Кебир-Джами.

Поскольку президент Владимир Путин в четверг отверг вину за кризис и заявил, что Россия его не «спровоцировала», невозможно было игнорировать масштаб пророссийской рекламной кампании в Симферополе.

По всему городу можно увидеть десятки пророссийских рекламных щитов, рекламирующих не только референдум, но и «правильное решение» о присоединении к России. Один из рекламных щитов был особенно тупым: либо Крым присоединяется к России, либо он попадает в руки нацистов в Киеве.Альтернативных агитационных материалов найти не удалось; все палатки и листовки способствуют вхождению в состав России.

В мировых столицах дипломаты с Востока и Запада изо всех сил пытались найти решения кризиса, который был охарактеризован как самый тяжелый со времен окончания холодной войны. Но то, что является геополитическим кризисом для остального мира, более актуально для всех жителей Крыма.

«Я хочу быть гражданином России, чтобы иметь экономическую стабильность», — сказал 47-летний Владимир Мешков перед российским консульством.

Мешков, этнический украинец, сказал, что приехал в Крым из Кировоградской области в центральной части Украины, где он постоянно проживает. Он был полон решимости зарегистрироваться в Крыму у своих родственников, чтобы получить российский паспорт, если территория присоединится к Российской Федерации после воскресного голосования.

«Все хотят жить там, где условия лучше», — сказал Мешков, учитель географии и биологии, который в последние несколько лет был строителем.

Мешков отметил, что некоторые из его друзей также планировали или рассматривали возможность переезда в Крым для получения российского гражданства. Многие люди в Украине «устали от революций, происходящих каждое десятилетие, которые не приносят положительных изменений», — сказал он.

«Если Россия вложит много денег в Крым, я останусь здесь. А если нет — поеду в Россию», — сказал он, добавив, однако, что «татары могут создать проблему».

Владимир Мешков перед зданием консульства России в Симферополе.(Паскаль Дюмон / Для MT)

Татары в старейшей мечети Симферополя Кебир-Джами, построенной в 1508 году — более чем за два столетия до аннексии Российской императрицей Екатериной Великой в ​​1783 году, — заявили, что насилие будет их последним средством.

«Если они войдут в наши дома, мы ответим», — сказал Сейтхалимов, семья которого была депортирована в Узбекистан в 1944 году.

«Аллах говорит, что вы должны защищать свой дом, свою семью и свой народ. Моя нация — Украина», — сказал он.

Сначала Сейтхалимов отказался разговаривать с The Moscow Times, заявив, что российские СМИ искажают то, что происходит в Крыму.

Рейс в Крым в четверг из Москвы был забит депутатами Госдумы, российскими и международными журналистами и приземлился в заброшенном аэропорту Симферополя, который два дня назад перестал принимать рейсы из любого места, кроме российской столицы.

Ослан Сейтхалимов у самой старой мечети Кебир-Джами в Симферополе.(Паскаль Дюмон / Для MT)

Судя по всему, свою поездку депутаты согласовали с российскими государственными телеканалами, которые сразу после приземления начали снимать бывшего боксера и нынешнего депутата Госдумы Николая Валуева в окружении пророссийских ополченцев.

В то время как ситуация в Крыму часто описывается четко и недвусмысленно, люди, живущие на полуострове, кажутся более озадаченными, чем что-либо еще.

«Многие люди за Россию, многие против, но большинство даже не понимает, что происходит», — сказал Мешков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *