Таштыпский Район: Малоарбатская писаница
Малоарбатская писаница расположена в предгорьях горах Западного Саяна, в 6,4 километрах от села Малые Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия. Писаница находится на правом берегу реки Малые Арбаты (хак. — Кичиг Арбыйт).на скале Писанец, известной также под многочисленными похожими по смыслу названиями Пизелиг хайа — Скала с рисунками, Печиг хайа — Писаная скала, Чигират Хайя — Игреневая лошадь (скала).
Протяженность обращенного на юг скального участка с рисунками составляет около 25 метров.
Изображения писаницы нанесены на высоте около 2 метров красной краской (охрой).
Малоарбатская писаница была открыта в середине XIX века Иваном Корниловым. Однако, наиболее полное изучение петроглифов было проведено лишь в 1969 году Ю.Н.Есиным, которым были идентифицированы и уточнены ранее известные изображения, выявлены новые.
Изображения Малоарбатской писаницы по тематике, стилю, цвету краски, сохранности можно разделить на 2 группы:
- антропоморфные лики: 25 изображений, датируемых эпохой ранней бронзы (конец III – начало II тысячелетия до н.э.)
- зооморфные изображения, различные знаки – тамги: 56 изображений (XVII–XIX века)
Рисунки первой группы первоначально были выполнены преимущественно малиновой краской. Со временем краска выцвела, видна плохо, часто покрыта кальцитовыми отложениями. Во многих местах из-за естественного увлажнения краска растеклась или была смыта, рисунки превратились в аморфные пятна, многие рисунки частично или полностью исчезли. Еще большую опасность представляет отслаивание поверхностной корки камня, вызванное неоднократным замерзанием и оттаиванием влаги в трещинах камня в сезоны резких перепадов температуры. Эти рисунки относятся ко второй половины III — начала II тысячелетия до н.э. Многие из них близки изображениям окуневской культуры в степях Минусинской котловины, но основная часть принадлежит к локально распространенному в горно-таежных районах на ее южной окраине так называемому «джойскому стилю», которому характерен схематизм образов, отсутствие очерченного контура лика и атрибутов наголовья, наличие вильчатых окончаний поперечных полос (количество полос варьируется от одной до трех) и уголков по бокам рта.
Рисунки второй группы выполнены темно-красной, коричневатой, оранжевой и розоватой краской разных оттенков. Цвет краски более свежий, яркий. Эти изображения, судя по аналогиям с рисунками на шаманских бубнах и бытовых предметах хакасов, созданы, вероятно, в XVII — XIX веках. По начертанию тамги представляют несложные, чаще всего геометрические фигуры, что диктовалось необходимостью получения четкого клейма у домашних животных. Дугообразные знаки писаницы аналогичны качинским тамгам. Некоторые знаки обнаруживают явные параллели с тамгами древнекыргызской эпохи.
Следует отметить, что даже в 1969 году фиксировались оставленные у скалы в качестве подношения продукты питания, свидетельствующие о сохраняющемся почитании скалы местным населением. Исследователи связывают возможные причины появления здесь изображений с местонахождением скалы у начала древней конной тропы, ведущей из Минусинской котловины в северо-западные районы Тувы и стремлением людей заручиться поддержкой потусторонних сил на этом сложном участке пути. Как гласит хакасская легенда, один славный богатырь подъехал на своем коне к Скале, и тавро чудесным образом перенеслось с крупа коня и навеки запечатлелось в камне. С тех пор хакасы стали поклоняться Игреневой скале – лошади, нанося на камень свои родовые знаки – тамги.
В 2009 году памятник был музеефицирован, а в 2010 году на его территории открыт музей под открытым небом «Малоарбатская писаница», являющегося филиалом МБУК «Таштыпский муниципальный краеведческий музей». Основой музея является археологический памятник «Малоарбатская писаница».
naenisee.ru
Расположение: Республика Хакасия, Таштыпский район посмотреть на карте Малоарбатская писаница расположена в предгорьях горах Западного Саяна, в 6,4 километрах от села Малые Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия. Писаница находится на правом берегу реки Малые Арбаты (хак. — Кичиг Арбыйт).на скале Писанец, известной также под многочисленными похожими по смыслу названиями Пизелиг хайа — Скала с рисунками, Печиг хайа — Писаная скала, Чигират Хайя — Игреневая лошадь (скала). Протяженность обращенного на юг скального участка с рисунками составляет около 25 метров. Изображения писаницы нанесены на высоте около 2 метров красной краской (охрой). Малоарбатская писаница была открыта в середине XIX века Иваном Корниловым. Однако, наиболее полное изучение петроглифов было проведено лишь в 1969 году Ю.Н.Есиным, которым были идентифицированы и уточнены ранее известные изображения, выявлены новые. Изображения Малоарбатской писаницы по тематике, стилю, цвету краски, сохранности можно разделить на 2 группы: Рисунки первой группы первоначально были выполнены преимущественно малиновой краской. Со временем краска выцвела, видна плохо, часто покрыта кальцитовыми отложениями. Во многих местах из-за естественного увлажнения краска растеклась или была смыта, рисунки превратились в аморфные пятна, многие рисунки частично или полностью исчезли. Еще большую опасность представляет отслаивание поверхностной корки камня, вызванное неоднократным замерзанием и оттаиванием влаги в трещинах камня в сезоны резких перепадов температуры. Эти рисунки относятся ко второй половины III — начала II тысячелетия до н.э. Многие из них близки изображениям окуневской культуры в степях Минусинской котловины, но основная часть принадлежит к локально распространенному в горно-таежных районах на ее южной окраине так называемому «джойскому стилю», которому характерен схематизм образов, отсутствие очерченного контура лика и атрибутов наголовья, наличие вильчатых окончаний поперечных полос (количество полос варьируется от одной до трех) и уголков по бокам рта. Рисунки второй группы выполнены темно-красной, коричневатой, оранжевой и розоватой краской разных оттенков. Цвет краски более свежий, яркий. Эти изображения, судя по аналогиям с рисунками на шаманских бубнах и бытовых предметах хакасов, созданы, вероятно, в XVII — XIX веках. По начертанию тамги представляют несложные, чаще всего геометрические фигуры, что диктовалось необходимостью получения четкого клейма у домашних животных. Дугообразные знаки писаницы аналогичны качинским тамгам. Некоторые знаки обнаруживают явные параллели с тамгами древнекыргызской эпохи. Следует отметить, что даже в 1969 году фиксировались оставленные у скалы в качестве подношения продукты питания, свидетельствующие о сохраняющемся почитании скалы местным населением. Исследователи связывают возможные причины появления здесь изображений с местонахождением скалы у начала древней конной тропы, ведущей из Минусинской котловины в северо-западные районы Тувы и стремлением людей заручиться поддержкой потусторонних сил на этом сложном участке пути. Как гласит хакасская легенда, один славный богатырь подъехал на своем коне к Скале, и тавро чудесным образом перенеслось с крупа коня и навеки запечатлелось в камне. С тех пор хакасы стали поклоняться Игреневой скале – лошади, нанося на камень свои родовые знаки – тамги. В 2009 году памятник был музеефицирован, а в 2010 году на его территории открыт музей под открытым небом «Малоарбатская писаница», являющегося филиалом МБУК «Таштыпский муниципальный краеведческий музей». Основой музея является археологический памятник «Малоарбатская писаница». |
sib-guide.ru
Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних. Петроглифы и писаницы. Часть 2.
Переключение навигации- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Предложить материал
- Журнал изменений
- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Журнал изменений
- Предложить материал
- Войти
- Регистрация
- Рус
- Eng
- Были:
- Ригден Джаппо,
- Ахура Мазда,
- Осирис,
- Архангел Гавриил,
- Джабраил,
- Агапит Печерский,
- Кетцалькоатль
- Ожидаем:
- Имам Махди,
- Утешитель,
- Святой Дух,
- Майтрейя,
- Калки Аватар,
- Машиах,
- Гэсэр-хан
- Главная
- О нас
- О проекте
- Ваше мнение
- Предложить материал
- Журнал изменений
- Исконные Знания
- Беседы с И.М. Даниловым
- Книги
- Истина на всех одна
- Иллюзия и Путь
- Жизнь
- Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
- Пророчества
- Религии
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
- Индуизм
- Иудаизм
- Зороастризм
- Символика и мифология
rgdn.info
Сибирская «Мекка». Что посмотреть туристу в Хакасии | КУЛЬТУРА
Хакасия — обладательница крупнейшего в Сибири археологического фонда. Точное количество памятников археологии подсчитать невозможно, часть из них находится под землёй и скрыта от глаз. «АиФ-Красноярск» собрал информацию о самых знаковых объектах.
Культурно-исторический ландшафт
В начале 2000-х годов специалистами Фонда охраны дикой природы (WWF) была предпринята попытка составления карты археологических ландшафтов Хакасии. Ими было отмечено более 30 тыс. «надземных» памятников археологии.
При этом необходимо учитывать, что в состав объекта культурного наследия могут входить до нескольких сотен памятников. Поэтому наряду с заявленной численностью существует ещё одна, официальная, — 13,5 тыс. объектов культурного наследия.
Многочисленные курганы, древние поселения, наскальные рисунки, каменные изваяния, остатки крепостных сооружений… Многие памятники имеют общероссийскую и мировую известность и значимость, такие как Большой Салбыкский курган, курган Барсучий лог, Копенский и Уйбатский чаатасы, Сулекская и Боярская писаницы, дворец Ли Лина, образующие единые культурно-исторические ландшафты.
Одно из самых загадочных мест — древнейшая обсерватория «Сундуки». Фото: Из личного архива/ Марина Алехина«Сундуки» — музей-заповедник под открытым небом
Белый Июс – одна из самых живописных рек Хакасии Белого Июса. Быстрая в верховье и спокойная в нижней части течения, которое проходит среди холмистых степных пространств западной окраины Чулымо-Енисейской котловины. По берегам сохранились экзотические скальные обнажения и пещеры, которые когда-то служили местами поселения древних людей.
«Оглахты»
Эколого-экскурсионный комплекс на участке государственного природного заповедника «Хакасский» — одно из самых больших скоплений петроглифов в Хакасии. Они расположены на труднодоступных скальных выходах. К самым красивым рисункам ведёт лестница в 960 ступеней. В состав комплекса «Оглахты» входит визит-центр, посвящённый культурно-историческому наследию, пешеходный туристский маршрут к петроглифам горы «Сорок зубьев». Недавно был открыт ещё комплекс исторических реконструкций «Посёлок предков». На его территории под открытым небом расположились несколько жилищ древних народов, населявших когда-то территорию современной Хакасии. Воссозданные с научной точностью копии жилищ относятся к разным археологическим культурам и благодаря реалистичности своего экстерьера и интерьера буквально отражают следы пребывания древних цивилизаций.
Астрономический памятник V-IV веков до н. э. Фото: Из личного архива/ Елена Жибинова
Музей «Древние курганы Салбыкской степи»
Расположен в Усть-Абаканском районе. Главными объектами являются Большой Салбыкский курган и курган Барсучий Лог. Салбыкский курган — выдающийся сакральный, архитектурный и астрономический памятник V-IV веков до н. э.
Древние художники оставили информацию о жизни скифо-сибирского поселка. Фото: туристский информационный центр Хакасии
Музей под открытым небом «Бояры. Древняя земля»
Памятники изобразительного искусства, которые относятся к тагарской археологической культуре. Музей включает в себя две группы петроглифов, свидетельствующих о быте и жилищах древних культур: Малую и Большую Боярские писаницы, на которых древние художники создали цельное полотно жизни скифо-сибирского посёлка.
Одна из больших средневековых писаниц. Фото: туристский информационный центр ХакасииМузей-заповедник «Сулекская писаница»
Одна из самых больших средневековых писаниц. Это археологический памятник, принадлежавший окуневской культуре скотоводов, живших на территории Хакасии (конец III — начало II тыс. до н. э.). Особый интерес вызывают рунические надписи.
Знаки этнографического времени. Фото: Из личного архива/ Марина АлехинаМузей «Малоарбатская писаница»
Находится в горно-таёжной местности. Основа музея — археологический памятник Малоарбатская писаница, представляющий два разновременных пласта изображений, нанесённых красной охрой на поверхность скалы: антропоморфные окуневские личины эпохи ранней бронзы и хакасские тамговидные знаки этнографического времени.
Основной экспонат — каменное изваяние окуневской эпохи. Фото: туристский информационный центр ХакасииМузей под открытым небом «Усть-Сос»
Представляет собой целый комплекс этнографических, археологических и исторических памятников. Кроме того, интересен и уникален ландшафт окрестностей музея. Основным экспонатом стало каменное изваяние окуневской археологической эпохи «Хуртуях тас палазы — Алтын Арчол».
У музея богатый археологический фонд. Фото: туристский информационный центр Хакасии«Казановка» или Хакасский республиканский музей заповедник
В народе больше известен как «Казановка». Расположен в юго-западной части региона, в предгорьях Абаканского хребта. Здесь сочетаются все виды культурного и природного наследия: живописные ландшафты и богатый археологический фонд.
Музей одного объекта. Фото: Из личного архива/ Павел ЧураковАнхаковский музей-заповедник «Хуртуях Тас»
Главный объект — изваяние Улуг Хуртуях тас. «Великая каменная мать», или «Великая каменная старуха» — именно так переводится с хакасского языка название стелы. Один из самых почитаемых каменных изваяний республики. Этот менгир уже давно стал символом сосредоточия жизненных сил и благосостояния народа Хакасии.
Вид памятника с высоты птичьего полета. Фото: Из личного архиваТуимский кромлех
Погребально-культовый памятник окуневской культуры оригинальной формы. Вокруг квадратной ограды с выложенными из камня диагоналями сооружён круг диаметром 84 метра
из вкопанных менгиров. В центре ограды, раскопанной в
1970-х годах, находится погребение в ящике из каменных плит.
Река Белый Июс
Одна из самых живописных рек Хакасии. Ее длина составляет 224 км. Верховье Белого Июса имеет характер быстрой горной реки, а низовье протекает среди холмистых степных пространств западной окраины Чулымо-Енисейской котловины. По берегам реки сохранились экзотические скальные обнажения и пещеры, которые когда-то служили местом поселения древнего человека.
Смотрите также:
krsk.aif.ru
Ermite: сентября 2014
В легендах, конечно же, все красивей, мистичней и трагичней. Кому интересно, в сполейре несколько из них: Легенда №1. «Хуртуях Тас была реальной женщиной с мужем и детьми. Во время междоусобицы, семейству пришлось бежать, муж решил отвлечь противника, а жена должна была отправиться с детьми в безопасное место. Быстро с детьми уходить не получалось и мать просила богов, помочь ей сохранить детей и превратили боги детей в бусы. Но когда Улуг Хуртуях тас добралась, она обнаружила, что нитка порвалась и все бусины потерялись. Тогда от горя она закричала и запела, пела она так красиво, что боги растрогались (есть вариант, что разгневались) и ее, лишившуюся своих детей, сделали покровительницей детей чужих. Так она и стоит, степная богиня, посреди своей юрты, обращенная лицом на восток, трехметровая статуя из песчаника, рот раскрыт в горестной песне, а на «беременном» животе высечена личина.»Легенда №2. «Однажды в страну хакасов ворвались злые беспощадные враги. Пламя охватило юрты, по земле потекли потоки крови. Жена кагана, предвидя неминуемую гибель мужа, своих сыновей и многих воинов, обратилась к богине Умай со страстной мольбой сохранить народ, дать ему бессмертие. Богиня вняла просьбе женщины и согласилась передать ей на сохранение хут — зародыш будущей жизни хакасов, их силы и энергии. Она наказала женщине сесть на коня, и мчатся прочь, не оглядываясь в пути. «Иначе станешь камнем!» — предупредила она. Но жена кагана не выдержала криков с поля, оглянулась, да так и застыла, превратившись в камень». Легенда №3. «Было это давным-давно. Так давно, что прадед самого старого из ныне живущих, на свет еще и не родился. У самых синих гор, покрытых снегом жил в те времена богатырь Сартахпай. Гулким эхом разносилась по всей бескрайней степи слава о его великих делах. Объединял народы, славный богатырь, рушил преграды, сооружал мосты через бурливые реки. Но главным ее деянием было то, что построил Сартахпай дорогу, по которой быстрее и легче, было добираться до самых далеких соседей. Была у Сартахпая жена Улуг Хуртуях, во всем ему советчица и помощница. Жили они со своими детьми дружно, да счастливо. Но однажды случилась беда. По дороге, которую построил славный богатырь, пришли на их землю враги. Вынуждены были Сартахпай и Улуг Хуртуях спасаться бегством. Добежали они до горы Хызыл- Хая, как вдруг настигли их вражеские воины. Сартахпай решил их задержать, а жене с детьми приказал бежать дальше. Легенда №4. «Строитель мостов, и муж Хуртуях, Сартакпай (по одной из легендарных версий) — популярный у всех народов Саяно-Алтая культурный герой. Сартакпай возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги для вторжения на территорию Хакасии. Усадил Хуртуях и двух своих сыновей на коней Сартакпай. Напутствуя, просил он Хуртуях скакать прочь и, под страхом немедленной смерти, не оборачиваться. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Хуртуях перепрыгнула на своем коне на другой берег, сыновья же не смогли последовать за ней и погибли в водах бурной реки . Не удержалась Хуртуях, обернулась посмотреть, что случилось с сыновьями. Увидев их гибель, воззвала Хуртуях к богам, моля о справедливости. Боги, внимая ей, обратили Хуртуях в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия». |
Посещение музея платное, за фото-видеосьемку доплачиваем отдельно.
На территории музея находится несколько юрт с различной начинкой. В первой от входа слева берем билеты, сувениры и обязательно инструкции. Про фото-видеосъемку могут не спросить, а вот дальше полюбопытствуют, придется возвращаться и доплачивать.
Перво-наперво, без всякого разогрева, отправляют к главной каменной достопримечательности в стеклянной юрте.
Стеклянный домик не просто фишка, а специально разработанный выставочный павильон, выдержанный в традиционном хакасском стиле, с учетом пожеланий шаманов, инженеров, геофизиков, «почвоведов, климатологов, искусствоведов, музееведов, местных жителей… ». Ибо воздействие влаги, мороза, ветров губительны для скульптуры, высеченной из хрупкого и подверженного эрозии песчаника. Ну и само собой силе в камне не навредить.
Иииии…. Вот она, удивительная старушка бронзового века:
Рост – 3,02 метра;
Вес – 2,6 тонны;
Возраст она точно не помнит, но где-то – 4,5-5 тыщ лет (жеенщинаа))
Офигеть! Действительно узнается образ человека! Рассказ экскурсовода помогает воображению достроить 4,5 тысячелетнюю картину.
К легендам добавляются истории наших дней. Ведь Хуртуях Тас не всегда жила на этом месте. В какой то момент, ее увозили в краеведческий музей Абакана. Дабы уберечь от разрушения и вандализма(было дело). В итоге, с одной стороны спасли, с другой нет. Жители стали замечать, что в двухстах метров от исконного стояния Хурутуях Тас стало разростаться детское кладбище. Объяснялось это тем, что ХТ после переезда потеряла связь с природой и как следствие силы и возможности полноценно поддерживать здоровое развитие детей, которым помогла родиться на свет. Родители верили, что если они вернут дите под око великой каменной матери, то она даст им более сильного и здорового ребенка. Ну а так как ХТ находилась в Абакане, то хоронили на месте, где она раньше стояла.
В 2003 году Хуртуях Тас вернули обратно, в том же году в Хакасии произошли землетрясения, в степи забили родники, вернулась жизнь.
Построили музей, стеклянную юрту, возобновилось паломничество и стала вновь Хуртуях Тас дарить женщинам детей, а мужчинам светлый ум.
После завершения рассказа, по желанию идет ритуал. Обычно, сюда приезжают с одной, главной целью – попросить ребенка. Но, гид нам по секрету сказала, что можно просто загадать желание и выдала короткую версию ритуала. «Обойти три раза по часовой стрелке, проговаривая при каждом круге свое желание. По завершению принести что ни будь в дар, например мелочь». Так же, не забываем положить к подножью бабушки любые вещи, эти заряженные амулеты заберем с собой. Для этого как раз пригодятся купленные в соседней юрте сувениры.
Женщины, которые приезжают сюда «по делу» более подготовлены и выполняют полный ритуал.
«Современный обряд заключается в следующем: как и прежде, нужно обойти вокруг «Улуг Хуртуях тас» три раза по солнцу, открыв к ней ладони, обратиться к Великой Матери Матерей с молитвой (можно воспользоваться текстом с буклета, продающегося там же где и билеты), после чего преподносят в дар что-нибудь молочное, разбрызгивая на все четыре стороны света, а остатки положить к ее ногам. Прикасаться к Хуртуях запрещают легенды, оберегающие ее во все времена. Потому и сохранилась «Улуг Хуртуях тас» до наших времен в своем первоначальном великолепии. Местные жители не помнят того, чтобы ее мазали какими нибудь веществами. Любое прикосновение к святыне накладывало на человека дополнительные обязательства».
По традиции, у кого желание исполнилось, возвращаются сюда вновь, поблагодарить, оставить игрушку и коменты.
В музее постоянно проходят какие-то мероприятия, о которых можно узнать на сайте музея www.khurtuyaktas.ru.
Тут же, внутри стеклянной юрты, представлены некоторые экспонаты, найденные, как я понял где то тут при раскопках.
А покопаться тут море где можно. Музей находится на территории многокилометрового могильника. О чем свидетельствуют сохранившиеся в естественном ландшафте курганы тагарской археологической культуры (VII-III вв. до н.э.)., находящиеся рядом с музеем. Есть еще на территории музея, но я его не сфоткал.
Тут же за заборчиком тополь желаний. Действуем по старой схеме — нарезаем три круга вокруг ствола, бубним желание, вяжем цветные ленточки, втыкаем в кору монетку.
«Другая важная часть экспозиции музея – подлинная хакасская юрта XIX в. с традиционным внутренним убранством. Среди экспонатов представлены шкуры местных животных, орудие охоты, хакасская одежда, домашняя утварь, и др.».
По слухам, юрта была жилой с 1896 до 2004 года, после была передана музею. Несколько раз перевозилась с места на место (прям как первый дом Норильска)) и немного была подреставрирована.
Классическая Хакасская срубная юрта по форме — шестиугольник. Делений на комнаты внутри юрты нет, а на зоны есть, причем по поло-бытовому принципу!
С восточной стороны – вход, южная самая теплая сторона мужская с его орудиями, шкурами и бубном, на западе кровать, правая от входа сторона холодная, женская с продуктами питания связанная.
Представить практический смысл такого разделения и расположения легко. Во первых порядок, во вторых будильник и планировщик. Первые лучи солнца, сначала падают на женское изголовье кровати, что летом соответствует 8–9 часам утра. Далее переходит на полки с посудой и к обеду достигает места с женскими орудиями труда и так далее до вечера… Удобно.
Сразу над входом висит медвежья нога. Видимо что-то значит)
Чуть позже. Медвежья лапа над в ходом не просто так – это защита, признак силы охотника, который смог добыть медведя. Есть поговорка: «Та юрта счастлива, в которой есть коготь медведя», а если лапа то вообще). Мясо, жир, шкура для практического дела, все же остальное для магического. Знахарки вычесывали лапой болезни человека. Шаманы используют лапу как мощную колотушку для ритуального бубна. Другие части идут как защитные обереги от сглаза и порчи. Ничего лишнего.
Поймана же эта лапка на нечто подобное.
Иии… по часовой стрелке… южная сторона (гора) — мужская половина юрты (здесь располагаются мужские орудия труда).
И прочие мужские фенечки.
В музее все играет, бубнит, в общем работает. Даже, наверное тулупчик прикинуть можно.
По больше бы наглости, померил бы Хакасскую шубу из овчины внутри и китайского плиса с красным советским бархатом снаружи. Снизу отделанной беличьим камусом.
Во, вот она из под черной виднеется (сорри за фотку).
Шубка эта передана музею вместе с юртой, ну и не без истории конечно…
А вот и «нейтральная территория», западная часть юрты с кроватью и люлькой. Что да как, тут все понятно) Замечу лишь, что детская люлька довольно удачно, вплотную к кровати висит. Проснулось ночью дитя, протянул руку, баю бай и дальше спать…
И вот мы уже на женской территории (низина или река), северная половина (здесь располагаются стойки с посудой, женские орудия труда — прялки, ступы).
В правой части снимка, как раз в конце полки, стоит зеленая, цилиндрическая штука с палкой внутри, это взбивалка молока в сметану и далее в масло (деревянная толкачная маслобойка, балбес). Стоит она, сразу у двери. Зашел в юрту — взболтнул, зашел гость спросить прогноз погоды на завтра – пока слушал, вверх-вниз, вверх-вниз. Дел по хозяйству было много, так что не терялись. Ну а творчество, видимо, от безделья рождалось, нече делать – пиши стихи).
Прям вот, что ни вещь, то история. Жаль описание композиции не сфоткал. Интересно, есть ли байка про мясорубку)
«В настоящее время это наиболее полная и органичная экспозиция, посвященная традиционной хакасской культуре, в республике. Важно отметить тот факт что все эти предметы находящиеся в юрте переданы музею на временное пользование по акту временного хранения. Руководством музея ведутся переговоры с хозяевами предметов переданных на временное хранение о возможности передачи предметов в пользование музея на постоянное хранение или приобретение музеем этих предметов.»
Юрта участвовала в съемках нескольких фильмов. Достаточно атмосферная, 30 минутная, хоть и немного скучноватая документалка про Хуртуях Тас есть на ютубе. Вообще, там дофига всего интересного по запросу «Улуг Хуртуях тас».
Желание еще на Бабае закончились, на тополе то уж соображать пришлось, а теперь еще и столбик желаний) У нас собой кроме шнурков, других ленточек не было, да и с желаниями уже дефицит. Пора и честь знать) Пока! Мы домой.
www.ermite.ru
Арбатский муниципальный музей под открытым небом
Посетителям музея предоставляется уникальная возможность побывать в подлинной избе конца 19 века, принадлежавшей когда-то казаку Н.Н. Сипкину, и познакомиться с жизненным укладом казаков старейшего казачьего села, основанного на базе форпоста.
Малоарбатская писаница – уникальное место, пропитанное особой энергетикой – живой и очень позитивной. Никого не оставляют равнодушным таинственные рассказы о священной скале и возможность оставить у её подножия записку с самым заветным желанием, которое обязательно сбудется.
Адрес музея: Республика Хакасия, с. Арбаты, ул. Октябрьская, 10А
Контактный телефон: 8(913) 4438570.
| Часы работы | Обед |
Пн. | 10-00 – 19-00 | 13-00 – 14-00 |
Вт. | 10-00 – 19-00 | 13-00 – 14-00 |
Ср. | 10-00 – 19-00 | 13-00 – 14-00 |
Чт. | 10-00 – 19-00 | 13-00 – 14-00 |
Пт. | 10-00 – 19-00 | 13-00 – 14-00 |
Сб. | 10-00 – 19-00 | 13-00 – 14-00 |
Вс. | 10-00 – 19-00 | 13-00 – 14-00 |
Наименование музея | МБУК «Арбатский муниципальный музей под открытым небом» |
Год создания | В 2010 году музей начал свою работу как филиал МБУК «Таштыпский муниципальный краеведческий музей», в 2012 году реорганизован в МБУК «Арбатский муниципальный музей под открытым небом» |
ФИО директора | Прибыткова Елена Евгеньевна |
Постоянные экспозиции | «Малоарбатская писаница» — археологический памятник; «Быт хакаса-кочевника» – войлочная юрта с выстроенной экспозицией традиционного хакасского быта; «Курная изба второй половины 19 века» — экспозиция традиционного казачьего быта; «Горница второй половины 19 века» — традиционное убранство казачьей горницы под влиянием городской моды. |
Страницы в социальных сетях: Вконтакте
Страница на сайте администрации
culture19.ru