Таштыпский Район: Малоарбатская писаница
Малоарбатская писаница расположена в предгорьях горах Западного Саяна, в 6,4 километрах от села Малые Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия. Писаница находится на правом берегу реки Малые Арбаты (хак. — Кичиг Арбыйт).на скале Писанец, известной также под многочисленными похожими по смыслу названиями Пизелиг хайа — Скала с рисунками, Печиг хайа — Писаная скала, Чигират Хайя — Игреневая лошадь (скала).
Протяженность обращенного на юг скального участка с рисунками составляет около 25 метров.
Изображения писаницы нанесены на высоте около 2 метров красной краской (охрой).
Малоарбатская писаница была открыта в середине XIX века Иваном Корниловым. Однако, наиболее полное изучение петроглифов было проведено лишь в 1969 году Ю.Н.Есиным, которым были идентифицированы и уточнены ранее известные изображения, выявлены новые.
Изображения Малоарбатской писаницы по тематике, стилю, цвету краски, сохранности можно разделить на 2 группы:
- антропоморфные лики: 25 изображений, датируемых эпохой ранней бронзы (конец III – начало II тысячелетия до н.э.)
- зооморфные изображения, различные знаки – тамги: 56 изображений (XVII–XIX века)
Рисунки первой группы первоначально были выполнены преимущественно малиновой краской. Со временем краска выцвела, видна плохо, часто покрыта кальцитовыми отложениями. Во многих местах из-за естественного увлажнения краска растеклась или была смыта, рисунки превратились в аморфные пятна, многие рисунки частично или полностью исчезли. Еще большую опасность представляет отслаивание поверхностной корки камня, вызванное неоднократным замерзанием и оттаиванием влаги в трещинах камня в сезоны резких перепадов температуры. Эти рисунки относятся ко второй половины III — начала II тысячелетия до н.э. Многие из них близки изображениям окуневской культуры в степях Минусинской котловины, но основная часть принадлежит к локально распространенному в горно-таежных районах на ее южной окраине так называемому «джойскому стилю», которому характерен схематизм образов, отсутствие очерченного контура лика и атрибутов наголовья, наличие вильчатых окончаний поперечных полос (количество полос варьируется от одной до трех) и уголков по бокам рта.
Рисунки второй группы выполнены темно-красной, коричневатой, оранжевой и розоватой краской разных оттенков. Цвет краски более свежий, яркий. Эти изображения, судя по аналогиям с рисунками на шаманских бубнах и бытовых предметах хакасов, созданы, вероятно, в XVII — XIX веках. По начертанию тамги представляют несложные, чаще всего геометрические фигуры, что диктовалось необходимостью получения четкого клейма у домашних животных. Дугообразные знаки писаницы аналогичны качинским тамгам. Некоторые знаки обнаруживают явные параллели с тамгами древнекыргызской эпохи.
Следует отметить, что даже в 1969 году фиксировались оставленные у скалы в качестве подношения продукты питания, свидетельствующие о сохраняющемся почитании скалы местным населением. Исследователи связывают возможные причины появления здесь изображений с местонахождением скалы у начала древней конной тропы, ведущей из Минусинской котловины в северо-западные районы Тувы и стремлением людей заручиться поддержкой потусторонних сил на этом сложном участке пути. Как гласит хакасская легенда, один славный богатырь подъехал на своем коне к Скале, и тавро чудесным образом перенеслось с крупа коня и навеки запечатлелось в камне. С тех пор хакасы стали поклоняться Игреневой скале – лошади, нанося на камень свои родовые знаки – тамги.
В 2009 году памятник был музеефицирован, а в 2010 году на его территории открыт музей под открытым небом «Малоарбатская писаница», являющегося филиалом МБУК «Таштыпский муниципальный краеведческий музей». Основой музея является археологический памятник «Малоарбатская писаница».
Расположение: Республика Хакасия, Таштыпский район посмотреть на карте Малоарбатская писаница расположена в предгорьях горах Западного Саяна, в 6,4 километрах от села Малые Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия. Писаница находится на правом берегу реки Малые Арбаты (хак. — Кичиг Арбыйт).на скале Писанец, известной также под многочисленными похожими по смыслу названиями Пизелиг хайа — Скала с рисунками, Печиг хайа — Писаная скала, Чигират Хайя — Игреневая лошадь (скала). Протяженность обращенного на юг скального участка с рисунками составляет около 25 метров. Изображения писаницы нанесены на высоте около 2 метров красной краской (охрой). Малоарбатская писаница была открыта в середине XIX века Иваном Корниловым. Однако, наиболее полное изучение петроглифов было проведено лишь в 1969 году Ю.Н.Есиным, которым были идентифицированы и уточнены ранее известные изображения, выявлены новые. Изображения Малоарбатской писаницы по тематике, стилю, цвету краски, сохранности можно разделить на 2 группы: Рисунки первой группы первоначально были выполнены преимущественно малиновой краской. Со временем краска выцвела, видна плохо, часто покрыта кальцитовыми отложениями. Во многих местах из-за естественного увлажнения краска растеклась или была смыта, рисунки превратились в аморфные пятна, многие рисунки частично или полностью исчезли. Еще большую опасность представляет отслаивание поверхностной корки камня, вызванное неоднократным замерзанием и оттаиванием влаги в трещинах камня в сезоны резких перепадов температуры. Эти рисунки относятся ко второй половины III — начала II тысячелетия до н.э. Многие из них близки изображениям окуневской культуры в степях Минусинской котловины, но основная часть принадлежит к локально распространенному в горно-таежных районах на ее южной окраине так называемому «джойскому стилю», которому характерен схематизм образов, отсутствие очерченного контура лика и атрибутов наголовья, наличие вильчатых окончаний поперечных полос (количество полос варьируется от одной до трех) и уголков по бокам рта. Рисунки второй группы выполнены темно-красной, коричневатой, оранжевой и розоватой краской разных оттенков. Цвет краски более свежий, яркий. Эти изображения, судя по аналогиям с рисунками на шаманских бубнах и бытовых предметах хакасов, созданы, вероятно, в XVII — XIX веках. По начертанию тамги представляют несложные, чаще всего геометрические фигуры, что диктовалось необходимостью получения четкого клейма у домашних животных. Дугообразные знаки писаницы аналогичны качинским тамгам. Некоторые знаки обнаруживают явные параллели с тамгами древнекыргызской эпохи. Следует отметить, что даже в 1969 году фиксировались оставленные у скалы в качестве подношения продукты питания, свидетельствующие о сохраняющемся почитании скалы местным населением. Исследователи связывают возможные причины появления здесь изображений с местонахождением скалы у начала древней конной тропы, ведущей из Минусинской котловины в северо-западные районы Тувы и стремлением людей заручиться поддержкой потусторонних сил на этом сложном участке пути. Как гласит хакасская легенда, один славный богатырь подъехал на своем коне к Скале, и тавро чудесным образом перенеслось с крупа коня и навеки запечатлелось в камне. С тех пор хакасы стали поклоняться Игреневой скале – лошади, нанося на камень свои родовые знаки – тамги. В 2009 году памятник был музеефицирован, а в 2010 году на его территории открыт музей под открытым небом «Малоарбатская писаница», являющегося филиалом МБУК «Таштыпский муниципальный краеведческий музей». Основой музея является археологический памятник «Малоарбатская писаница». |
Малые Арбаты — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 августа 2014; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 августа 2014; проверки требуют 14 правок.Малые Арбаты (хак. Кічіг Арбыйт) — посёлок в Таштыпском районе Республики Хакасия России. Входит в состав Арбатского сельсовета.
Ресположен в устье реки Малый Арбат.
Расстояние до райцентра села Таштып 60 км, до ближайшей железнодорожной станции Абаза 34 км.
Посёлок образован в 1938—1944 гг. В основном, в нём проживали лесозаготовители Таштыпского леспромхоза. После окончания Великой Отечественной войны в посёлок были сосланы литовцы и эстонцы, а в 1950-е годы переселили немцев.
В посёлке располагается леспромхоз, единственное предприятие в посёлке. Есть школа, больница, одиннадцать магазинов.
Население, в основном, исповедует православие, есть католики, свидетели иеговы. Расположена православная церковь иконы Божией матери «Спорительница хлебов», здание царства Иеговых.
Малоарбатская писаница.
Численность населения | ||
---|---|---|
2002[2] | 2004 | 2010[1] |
1607 | ↗1636 | ↘1472 |
В посёлке проживает 1636 человек (на 01.01.2004 г.), в том числе: русские (65 %), хакасы (22 %), немцы, украинцы, белорусы, литовцы, финны, чуваши, эстонцы.
- Энциклопедия Республики Хакасия : [в 2 т.] / Правительство Респ. Хакасия; [науч.-ред. совет.: В. А. Кузьмин (пред.) и др.]. — Абакан : Поликор, 2007. Т. 1 : [А — Н]. — 2007. — 430, [2] с. : ил., портр. — Библиогр. в конце слов. ст. С. 368.
Источник «Горячий ключ» (Абаканский Аржан)
Источник «Горячий ключ», называемый еще Теплый ключ или Абаканский источник, находится в Таштыпском районе республики Хакасия. Источник расположен в горной местности Западного Саяна на левом берегу речки Бедуй, притоке реки Абакан, в 5 километрах от ее устья, в 300 километрах вверх по Абакану от Абазы, в 32 километрах южнее Каракуля.
Источник находится в бревенчатом домике. Для спуска к источнику в полу вырублено отверстие, ведущее в бревенчатый сруб, пол которого покрыт галькой и песком, а из стены бьет струя горячей воды. Температура воды источника круглогодично составляет +38°C. Вода чистая, абсолютно прозрачная, пресная, не имеет вкуса и запаха. В ней присутствуют пятнадцать элементов, в том числе медь, свинец, никель, хром, олово, титан, марганец, цинк, серебро, кобальт, цирконий, стронций, ванадий, вольфрам и молибден. Однако в целом содержание этих элементов относительно невысокое. Исключение составляют марганец и цирконий, немного превышающие фоновую концентрацию. В небольших количествах в воде обнаружены также уран и радон. Считается, что минерализованные воды источника, излечивают от множества болезней.
В первые минуты погружения в воду она кажется горячей, однако, будучи практически равной по температуре с человеческим телом она перестает ощущаться, чувствуется лишь необыкновенная легкость плотность минерализованной воды не дает телу «утонуть», поэтому, если закрыть глаза и расслабиться, органы осязания и равновесия отключаются: получается идеальная изолирующая ванна, восстанавливающая силы с первых минут погружения. Рекомендуемый прием ванн не более 15-20 минут в день. Этого будет вполне достаточно, для того, чтобы вы уже после первой ванны заметить ее чудодейственные свойства.
Еще в начале XX века в урочище, где расположен источник, на средства купцов была сооружена купальня, в которой проходили лечение от различных заболеваний. Так, известно, что в 1928 году на аржане могло одновременно находиться до 100, проживающих в шалашах. Преимущественно на ключе лечили ревматизм, но многие пытались исцелиться от глухоты, слепоты, рака и сифилиса. Отмечено, что больные, злоупотребляя выпавшей возможностью, принимали по три часовые ванны в день в течение месяца и выпивали до 12 литров жидкости, в несколько раз превышая интенсивность применения бальнеологических средств.
Горячий ключ — это дикий курорт в горах в окруженной тайгой красивой речной долине с абсолютной отметкой немногим менее километра. «Дикий» курорт Абаканский ключ (другие названия — Абаканский Аржан, Аржан-Су, «Радоновый» ключ») с давних пор привлекал к себе наиболее разуверившихся в излечимости своего недуга больных, отчасти, в силу того, что он единственный известный теплый ключ обширного горного района.
Вокруг ключа энтузиастами построено несколько разношерстных щитовых и бревенчатых домиков, рассчитанных на 4-6 человек. В каждом домике имеются нары, деревянные столы. Также можно остановиться в собственных палатках. В теплый сезон на источнике собирается довольно много людей. В летнее время страждущие паломники добираются к нему по реке. Зимой можно пройти только на лыжах, либо на вертолете из Абакана или Таштагола.
Музей «Усть-Сос» — Главный туристский портал Хакасии
Открытие музея под открытым небом «Усть-Сос» состоялось в 2010 году. Музей представляет собой целый комплекс этнографических, археологических и исторических памятников. Кроме того, интересен и уникален ландшафт окрестностей музея. Небольшой аал Усть-Сос в котором и расположен музей в этом году отмети свое 300-летие.
Основным экспонатом музея является каменное изваяние окуневской археологической эпохи «Хуртуях тас палазы — Алтын Арчол». История этого менгира тесно связана с известной легендой о каменном изваянии Улуг Хуртуях тас. В 2000 году местный рыбак обнаружил на берегу реки Абакан камень с личиной. Сопоставив все факты и место находки, он высказал предположение, которое в дальнейшем подтвердили шаманы – изваяние является окаменевшим сыном Великой каменной матери Улуг Хуртуях тас. Кроме Хуртуях тас Палазы на территории музея находится юрточный комплекс с экспозициями, которые являются ярчайшим примером традиционной культуры и быта хакасского народа, а также реконструкция двух стел с образцами орхоно-енисейской рунической письменности IX-XI веков.
Окрестности музея также интересны в плане изучения истории, культура и быта Хакасского народа. В непосредственной близости от музея Усть-Сос находятся несколько древних Курганов с нанесенными на них петроглифами. За ручьем Сос, в 4-х километрах от музея расположена живописная гора Хызыл-Хая с хорошо сохранившимися наскальными рисунками. С горы открывается великолепный вид на широкую долину реки Абакан, а также с нее видно легендарное «Золотое озеро» Алтын Кель, на котором до сих пор встречаются редкие птицы — фламинго
В музее регулярно проводятся различные мероприятия – это и дегустация блюд национальной кухни, различные мастер-классы и конкурсы, отмечаются все национальные и республиканские праздники. Ежегодно в музее проводится двухдневное мероприятие «День летнего солнцестояния». В этот день шаманы проводят обряды поклонения солнцу, кормят священный огонь. Гости праздника могут поучаствовать в приготовлении национальных блюд, насладиться чарующими звуками чатхана, принять участие в национальных играх. Расписание мероприятий в музее Усть-сос вы можете найти в разделе Календарь событий.
По предварительной заявке посетители музея могут заказать обряд встречи по национальным традициям с повязыванием лент чаламаа и угощением, мастер-классы по национальной вышивке, изготовлению оберегов, горловому пению. Особой популярностью у гостей пользуются народные хакасские спортивные игры — стрельба из лука, поднятие камня Хапчан-тас, борьба на поясах, метание аркана а также древняя игра в кости Хазых Атызах и гадание на древней книге гаданий IX века. По договоренности с администрацией музея можно заказать дегустацию национальных блюд: Угре, Талган, Потхе, Мюн, Айран, Тутпыс и других, а также принять участие в их приготовлении. В музее Усть-Сос всегда рады гостям и готовы окружить их неподдельным радушием и гостеприимством.
Сундуки — Главный туристский портал Хакасии
Комплекс памятников природы и археологии «Сундуки» находится недалеко от реки Белый Июс, на границе Орджоникидзевского и Ширинского районов республики Хакасия. Своим названием гряда из 5-и живописных гор обязана внешнему облику Первого Сундука, скальная вершина которого напоминает большой каменный куб — сундук. Название «Сундуки» появилось не так давно, хакасское название этой горы – Хызыл хая (Красная скала). Комплекс состоит из нескольких наблюдательных площадок, двух вариантов «солнечных часов», календаря и жизнеописания великого воина, которое отражает мифологию древних жителей территории Хакасии. Горная гряда «Сундуки» представляет собой комплекс археологических объектов таких как могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые помогали древним астрономам наблюдать за звездами, Солнцем и Луной, вести учет календарных циклов.
Вот что пишет о Сундуках Валентина Николаевна Тугужекова, директор Хакасского
научно-исследовательского института языка литературы и искусства (ХакНИИЯЛИ):
Двухсотметровые скалы-останцы носят порядковые номера. Первый Сундук — наиболее красивый и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле. В советское время в этой местности при распашке поля случайно трактором вскрыли могилу шамана. Тогда был выкопан камень, на котором изображены созвездия другого полушария и некоторые звезды, видимые чуть ли не в телескоп. На скальных отвесах Четвёртого Сундука находятся наскальные рисунки, выбитые жрецом-художником более двух тысяч лет назад — знаменитая писаница «Лыжник». Перед Пятым Сундуком — самым южным — расположена группа могильников. Пятый Сундук полностью связан с движением Солнца. Здесь встречали Новое Солнце, шаманы проводили обряды поклонения. У го подножия находится оросительный канал, сохранившийся с давних времён.
Сундуки – это многофункциональный комплекс древности. Археолог Виталий Епифанович Ларичев считал, что Первый Сундук и другие горы хребта долины между реками Белый и Черный Июс это древняя обсерватория под открытым небом. Наблюдения за цикличными перемещениями Солнца и Луны очень важны для человека, поскольку этому ритму подчинялась хозяйственная и ритуальная деятельность древних людей. Вместо приборов для наблюдений на Сундуках использовались камни, отверстия и проемы в скалах, ориентированные на наиболее важные точки восходов и заходов небесных светил в дни равноденствия и солнцестояния – ключевые моменты для ведения древнего календаря. На Сундуках в Хакасии можно увидеть древнее изображение мифологического существа, напоминающего дракона, рассечённого на шесть частей. Это одни из самых первых на Востоке часов. До полудня тень от стены движется слева направо, проходя одно деление примерно за час. В полдень Храм Времени освещён полностью, затем тень скользит в обратном направлении.
Горную гряду Сундуки в Хакасии древние люди использовали как обсерваторию, а также в качестве оборонительного сооружения — крепости све. Здесь обнаружены древние каменно-земляные стены, построенные из уложенных горизонтально каменных плит, а также плит вкопанных вертикально. Построенные человеком стены дополняют природные скалы. Во время военной опасности такие сооружения вмещали несколько тысяч голов скота.
Еще одно свидетельство высокого развития народов, населявших в древности Хакасию — оросительные каналы. С вершин Сундуков открывается широкая панорама на Хакасскую степь с сетью рек и каналов. Уже в I тыс. до н.э. Хакасско-Минусинская котловина стала центром орошаемого земледелия. После монгольского завоевания, каналы оказались заброшенными. В ХХ веке на их месте соорудили новые ирригационные системы, которые действуют до сих пор. «
В 2011 году на территории достопримечательности создан музей-заповедник «Сундуки» – филиал краеведческого музея Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Посещение территории и заказ экскурсионного обслуживания по согласованию с администрацией музея.
Музей — заповедник «Хуртуях тас» — Главный туристский портал Хакасии
Одним из самых известных музеев под открытым небом Республики Хакасия является музей «Хуртуях тас». Расположен он недалеко от аала Анхаков, в Аскизском районе. Открыт он по инициативе общественности 17 июля 2003 года, и с тех пор является одним из самых посещаемых музеев республики, известным далеко за ее пределами
Главным объектом показа является каменное изваяние Улуг Хуртуях тас. «Великая каменная мать» или «Великая каменная старуха», именно так переводится с хакасского языка название стелы, является одним из самых почитаемых каменных изваяний республики. Этот менгир уже давно стал символом сосредоточия жизненных сил и благосостояния народа Хакасии. Создана Улуг Хуртуях Тас была во время Окуневской археологической культуры, в III — II тысячелетии до нашей эры. Впервые Улуг Хуртуях Тас была описана ученым Д.Г. Мессершмидтом в 1721 году.
С незапамятных времен Хуртуях тас считается покровительницей материнства, защитницей домашнего очага. По старинной легенде, Хуртуях Тас потеряв своих детей получила от богов часть души хакасского народа и заботу о нем. По сей день женщины молят степную богиню о семейном благополучии, а также благодарят ее за помощь в деторождении.
Вторая, не менее интересная часть экспозиции — подлинная хакасская юрта, построенная в XIX веке, с полной коллекцией традиционных предметов быта и хозяйства. Юрта является ярким примером хакасской культуры. Также на территории музея расположены курганы тагарской археологической культуры (VII-III вв. до н.э.).
Помимо уникальной экспозиции музей «Хуртуях Тас» предлагает возможность принять участие в традиционных обрядах. Сотрудники музея могут организовать торжественную встречу гостей по национальным обрядам, по предварительному заказу возможно заказать дегустацию блюд хакасской национальной кухни — талгана и айрана, а также организовать проведение традиционных свадебных обрядов — Улуг Той.
Кроме того, в музее проводятся различные национальные праздники, например, «Айран сузы» — лучи айрана. Яркие, самобытные праздники наполнены национальным колоритом и неизменно привлекают большое количество участников.