Курная изба это – Изба — Википедия

Курная изба — дом, который топился по-черному

В избе все строго и незамысловато. На стенах невысокие широкие лавки. Окна тоже невысоко над полом. Их примерно 5-6. Они не заливают помещение светом, а освещают его ритмично.

Над окнами висит сплошная полка-воронец. Над ней 5-7 прокопченных нетесаных венцов сруба.

Во время топки дым ходит по верху. Чтобы он уходил, над дверью есть дымоволок, который ведет в сени. В сенях опять-таки сделана труба-вытяжка. Она выносит уже охлажденный дым за пределы избы.

За время пути дым антисептирует и прогревает жилое пространство. Вот почему на Руси не было таких жестоких эпидемий, как в Европе.

Потолок выстроен из широких и толстых полубревен. Таков же и пол-мост.

Брусья-воронцы (полатный и пирожный), уложенные на верхний срез печного столба, разделяют избу на куты. Печной столб стоит в центре избы, что весьма символично. К нему углом примыкает печь.

Есть мнение, будто печной столб на уровне воронцов прерываться не должен, а должен подниматься выше, под матицу. В таком случае была бы полная космогония избы. Но такая конструкция пока никому не встречалась.

Интересный элемент!

Правда, несколько раз на Севере России реставраторам встречался резной элемент. Он находился между матицей и пирожным брусом, рядом с печным столбом.

Трехчастность изображения можно трактовать так:

верхняя полусфера символизирует высшее духовное пространство — вместилище благодати; нижняя полусфера символизирует небесный свод — наш видимый мир; среднее узловое звено — жилище богов, которые контролирующих поток благодати в наш мир.

Еще можно рассматривать резной элемент как Бабу-богиню с поднятыми руками. А в среднем звене элемента легко прочитать конские головы как символ движения по кругу.

Отметим еще раз: данный резной элемент подпирает матицу, находясь на пирожном брусе.

Как видим, в самом важном месте избяного пространства воплощена связь Мирового Древа и Небесной сферы. Скульптурно-резной элемент расположен на двух границах: между обжитым светлым низом и черным верхом, а также между запретным для мужчин алтарем и общей половиной избы.

Благодаря этому вовремя найденному элементу строителям и реставраторам удалось выстроить в ряд взаимодополняющие архитектурно-символические образы крестьянских традиционных сооружений и объектов.

Получается, что по символической сути все объекты — одно и то же. Но именно изба стала самым полным, самым развитым и самым углубленным архитектурным феноменом.

И сегодня, когда она, по-видимому, полностью забыта, опять приходит ее время. Приходит время Русского Дома — в полном смысле.

Куда делась курная изба?

В курной избе дым при топке поступал в верхнюю часть внутреннего объема помещения. Позже, когда люди перешли на белые печи, устройство избы, по мнению многих, понесло невосполнимую утрату.

Стал ниже потолок, пропали воронцы, повысились окна, не стало печного столба и голбца. Единый объем избы раздробился на функциональные комнаты. Традиционная изба исчезла, уступив место сельскому дому с интерьером, приближенному к городской квартире.

Это произошло не так давно. Процесс начался в 19 веке, а завершился примерно в середине 20 столетия. Если точнее, то последние курные избы переделали в белые в 1950-е годы. Согласитесь, с точки зрения истории, это было буквально вчера.

Как быть теперь?

Возвращаться к курным избам люди не видят смысла. Быть может, это произойдет когда-нибудь в результате национальной или всемирной катастрофы.

Хотя вся образно-символическая структура той русской избы может прийти сегодня в наши загородные дома. Технический прогресс и растущее благосостояние россиян могут вполне этому поспособствовать.

Что для этого надо? Пожалуй, надо начинать просыпаться. От сна, который был навеян на элиту тогда, когда народ сам был способен творить шедевр своей  культуры.*

* по материалам Д.А. Соколова

Другие статьи и новости

old.artkelo.ru

Курная Изба — это… Что такое Курная Изба?

чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше — волоковые окна.

Смотреть что такое «Курная Изба» в других словарях:

  • курная изба — курная изба, чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и др. народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и спец. отверстия в стене или крыше — волоковые окна …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Курная изба — изба без трубы, черная, в которую дым валит из устья печи и выходит в волоковое оконце или в двери. Всего более К. избы распространены до сих пор среди финских народностей. Дым К. изб производит болезнь глаз, иногда оканчивающуюся слепотой, а… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Курная изба —    Изба (2), отапливаемая без трубы, в связи с чем в верхней части стен делаются узкие горизонтальные окна для выхода дыма.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • КУРНАЯ ИЗБА — чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна …   Словарь этнографических терминов

  • ИЗБА — жен. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, шечка, шенка, шоночка, изобка, избочка ·умалит. избишка презрительно, избина, избища ·увел. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не… …   Толковый словарь Даля

  • Изба — У этого термина существуют и другие значения, см. Изба (значения). Русская изба в селе Кушалино Рамешковского района Тверской области Изба  деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности …   Википедия

  • Изба — Как и теперь, в древней Руси у простолюдинов И. были черные или курные, без труб; к И. приделывались разные пристенки и прирубки. Курные И. были и в городах, и в посадах и даже в XVI в. в самой Москве. У зажиточных людей, начиная с XV в., И. были …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Чёрная изба —    1. Курная изба.    2. Челядная.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • КУРНАЯИЗБА — КУРНАЯ ИЗБА чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна …   Этнографический словарь

  • Чадовка —    Курная изба.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь


dic.academic.ru

Курные избы в д. Большой Халуй — Блог Союза Реставраторов России

Курная изба — жилой дом с печью без кирпичного дымохода. Такие дома топили «по-черному», т.е. дым выходил прямо из устья и блуждал под потолком.

Мы побывали в деревне Большой Халуй (недалеко от Ошевенского). Примечательно, что

жилая часть домов ориентирована на юг и протекающую рядом реку Халуй. Левый ряд изб стоит двором к улице, а главным фасадом внутрь земельного участка. Курная изба № 2 стоит параллельно дороге и его главный фасад также ориентирован на юг. Это связано с меньшей теплопотерей домов и с большей инсоляцией жилых помещений.

      

Вот так непримечательно с дороги выглядит курная изба № 1 (нумерация условная)

сер. XIX-нач. XX вв.

Дом является объектом культурного наследия регионального значения

Окна жилой части западного фасада

  

«Дерни за веревочку, дверь и откроется». Замок входной двери на западном фасаде.

Южный (главный) фасад

Восточный фасад. Крыша самцово-слеговая.

Измененная и больше не безгвоздевая: 1. Тес не поддерживают курицы с потоками. 2. Доски сверху покрыты асбесто-цементными плитами. Следы от куриц видны на верхнем бревне под кровлей (небольшие квадратные проемы).

Восточный фасад. Помещение с одним окном — сени. Справа еще одно жилое помещение с двумя окнами и печью на втором этаже, пристроенное к избе позже.

Схематичный разрез курной избы (вид со стороны главного фасада на заднюю стенку с входной дверью и печью, за стеной — сени). Рис. автора

Трапециевидный потолок — отличительная часть черных изб.

Дым клубился вверху над условной границей полатей. Бревна выше воронцов (полатного и пирожного брусьев), полок, окон и дверей черные от сажи. Стены над полатями не отесывались. Плахи (полубревна) потолка поддерживают специальные балки — матицы. Под потолком также размещается тонкое бревно — жердь, которое могло использоваться для подвешивания колыбели, сушки одежды.

Печь топили рано утром, около часа-полутора. Во время топки дым ходил под потолком, отдавая свое тепло жилому помещению, и уже охлажденным хозяева выпускали его из избы посредством открытия двери и специального волокового окна над ней. Через это небольшое отверстие дым по деревянному коробу в сенях выводился наружу через крышу.

Входная часть в избе. Справа полатный брус, прямо по центру — пирожный брус и шкафы под ним. Оба воронца опираются одним концом на печной столб (зеленого цвета), другим концом врубаются в стену. На пирожный брус ставили только что выпеченный хлеб, а на полатях, опирающихся на полатный брус, спали. А на сам полатный брус люди могли положить головные уборы, когда входили в дом. Также полатный брус считал некой границей, за которую гостям можно было зайти только после приглашения хозяев дома.

Русская черная печь также претерпела изменения. Ее, посредством устройства кирпичной печной трубы, превратили в белую. Когда — не известно. Еще одна отличительная черта черной печи: она стоит на полу, на специальном деревянном основании — опечке. Белые же печи имеют собственный фундамент, т.к. такая печь тяжелее.

Неглубокие ниши в печи — печурки. Они повышали теплоотдачу печи за счет увеличения площади ее поверхности. А также использовались для сушки вещей, грибов, трав. Можно было прийти домой с холода и сразу сунуть сушиться в ниши мокрые варежки. Удобно.

Красный угол. Окна в таких избах небольшие для минимизации теплопотерь. Они расположены довольно низко, почти прямо над лавками. След от сажи на стене четкий, т.к. именно на этой границе по периметру избы располагались полки (надлавочники). Полки торцами врезались в стены и воронцы.

Под лавками неотесанные и грубо отесанные стены

А это домовой гриб, прижившийся на скосе трапециевидного потолка. Он похож на яичницу. Разрушает древесину. Появился, вероятно, от повышенной влажности, т.к. дом не эксплуатируется.

Волоковое окошко в одном из хоз. помещений дома

Дверь в том же помещении со старинным замком

Курная изба (№3) через дорогу. Еще одна особенность курной избы: большое расстояние от окон до крыши, т.к. потолок высокий, а окна расположены низко.

Слева юг, справа север. К северной стороне избы (к двору) позже пристроили еще один дом.

Ниже фотографии еще одной крестьянской курной избы начала XX в. (№2). Она также, как и дом № 1, является ОКН регионального значения.

Главный южный фасад

Резной кронштейн и выпуски бревен, поддерживающие крышу

Западный фасад. Дом стоит впритык к дороге

Довольно традиционный для Каргополья наличник

Сруб скотного двора опирается на бревна-столбы, чтобы легче менять сгнившие от навоза нижние венцы

Явно виден деревянный опечек печи (покрашен в коричневый цвет)

Шкафы для хранения различных вещей

Обеденный резной стол, традиционно рядом с красным углом

Входная дверь в избу из сеней. Слева над дверью волоковое окошко

Это же волоковое окошко. Вид изнутри жилой части дома. Справа печь. Слева от нее жердочка, а над ней матица.

Вид на задний двор со стороны жилой части дома

Вид со двора на стену жилой части. На стене читается четкий след от деревянного короба, по которому дым выходил наружу. Прямо под этой черной от сажи полосой волоковое окошко с входной дверью в избу.

Курные избы уже давно не используются как жилье и их становится всё меньше и меньше. А тем временем это уникальные памятники. Эти дома, конечно, не те, которые использовались еще когда вся страна только так и топилась — «по-черному». Тем не менее они являются примером жилой постройки с исторически более ранней системой отопления — отцом белой печки. 

3.08.2018, д. Большой Халуй (недалеко от Ошевенского), Архангельская обл.

blog.restsouz.ru

Изба — это… Что такое Изба?

Русская изба в селе Кушалино Рамешковского района Тверской области

Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).

История

Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Печь

До XIII века избы не имели печей, имелся лишь очаг, дым выходил через входной лаз или появившиеся к этому времени специальные отверстия в стене. В золотордынский период и вплоть до XV века, печи не были распространены, этим и объясняется появление самого слова «очаг», слово очаг является тюркским словом, судя по всему было привнесено кочевниками и так стали называть специальное место в избе где разжигался огонь. К XV веку в избах стали получать распространение примитивные печи,которые также топились по черному.

В период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отводы дыма, затем стали появляться устройства для вывода дыма сверху, не через двери. Но это еще не было печной трубой в современном понимании. Просто в верхней части, в потолке делалось отверстие, откуда горизонтально вел деревянный короб, называемый боров. Этот боров далее выводил дым наверх. В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами. Однако избы многих крестьян вплоть до конца XIX века топились по чёрному.

Курная изба

Курная изба

Курными избами назывались избы топившиеся по «черному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся курной печью или черной. Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью. Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей,для оседания сажи служили полавочники — полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопченный верх от чистого низа. В более поздние времена, к 13-му веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы — дымоволок. Курные избы, несмотря на все свои недостатки, просуществовали в российских деревнях вплоть до 19 века, встречались они даже и в начале 20 века, по крайней мере можно встретить фотографии (именно фотографии, а не рисунки) курных изб. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твердой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, следствием чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путем раскола на две части бревна и их обтесывания. Одновременно с существованием курных изб постепенно получали распространение устройства для вывода дыма, сначала это были деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы». Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем (желудок), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты. Белые же избы получили распространение лишь в 18 веке, а массово они стали строиться лишь в 19-ом веке.

Белая изба

Позёмная изба строилась без фундамента. Экспонат дома-музея И. К. Калашникова в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.

С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития. Отличительной особенностью северной (территории севернее Москвы) русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Круглогодичное жилое помещение с русской печью занимало от одной трети до половины площади избы и было приподнято над уровнем земли на метр — полтора. Помещение, находящееся под полом жилого помещения называлось подпольем. Попасть в подполье можно было только из жилого помещения вынув деревянный люк в полу (открывалось отверстие размером приблизительно 1х1 метр). Подполье освещалось несколькими маленькими окошками, имело земляной пол и использовалось для хранения запасов картофеля (иногда других овощей).

Другая половина избы имела два этажа. Нижний этаж имел земляной пол и ворота для прогона скота. Дальняя от ворот половина нижнего этажа была разделена на несколько изолированных помещений с маленькими окошками (для коровы с телёнком и овец). В конце узкого коридора были насесты для ночёвки кур.

Верхний этаж делился на горницу и сеновал (над помещениями для скота и птицы), где кроме запасов сена складировались поленницы с дровами на зиму. На сеновале находился туалет (возле одной из стен дыра в полу, человеческие испражнения падали вниз между стеной и насестами для кур). Для загрузки осенью сена имелась дверь наружу (высота от земли около 2,5 — 3 метров).

Все помещения избы соединял небольшой коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела небольшая лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая — вниз к животным.

Возле входа к избе обычно пристраивали (использовали брусы и доски) небольшое помещение с большими окнами, которое называли сенями. Таким образом, чтобы попасть в избу нужно было подняться на крыльцо и войти в сени, там подняться по ступеням и войти в коридор, а уже из него в жилое помещение.

Иногда к тыльной стене избы пристраивалось помещение наподобие сарая (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

Полы

Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей. Что касается деревень, то они считались роскошью и в XIX веке. Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах — из досок. Полы настилались вдоль избы от входа.

Окна

Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке.Отверстия в доме-окошки закрывали слюдой или бычьим пузырем, в зависимости от времени года.

Кровля

Внутреннее убранство старообрядческого дома. Этнографический музей народов Забайкалья.
Раскрашенные лавки вдоль стен, зеркало с полотенцем, красный угол, большой и прямой стол, крашеные полы, колыбель на очепе.

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

Внутренняя отделка

Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку — матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.

Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. Закут — за печью.

Типы изб

Четырехстенная изба

Простейшее четырехстенное жилище. Часто временная постройка.

Изба-пятистенка

Изба-пятистенка или пятистенок — жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату)

Изба-шестистенка

Изба-шестистенка (шестистенок) — дом с двумя поперечными стенами.

Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол.

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

См. также

Литература

  • Изба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8
  • Иван Забелин. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862—1869.
  • Д. А. Баранов, И. И. Шангина «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство-СПБ, 1999 ISBN 5-210-01589-0
  • Л. В. Тудман «Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы». Из-во Прогресс-Традиция. ISBN 5-89826-061-7
  • Л. В. Беловинский «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Профиздат, 2002 ISBN 5-88283-030-3
  • О. Н. Шелегина, Лидия Михайловна Русакова «Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII — первая половина XIX в». ВО «Наука», 1992

Ссылки

dic.academic.ru

Курная изба — это… Что такое Курная изба?

  • курная изба — курная изба, чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и др. народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и спец. отверстия в стене или крыше — волоковые окна …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Курная изба —    Изба (2), отапливаемая без трубы, в связи с чем в верхней части стен делаются узкие горизонтальные окна для выхода дыма.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • Курная Изба — чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна …   Этнографический словарь

  • КУРНАЯ ИЗБА — чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна …   Словарь этнографических терминов

  • ИЗБА — жен. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, шечка, шенка, шоночка, изобка, избочка ·умалит. избишка презрительно, избина, избища ·увел. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не… …   Толковый словарь Даля

  • Изба — У этого термина существуют и другие значения, см. Изба (значения). Русская изба в селе Кушалино Рамешковского района Тверской области Изба  деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности …   Википедия

  • Изба — Как и теперь, в древней Руси у простолюдинов И. были черные или курные, без труб; к И. приделывались разные пристенки и прирубки. Курные И. были и в городах, и в посадах и даже в XVI в. в самой Москве. У зажиточных людей, начиная с XV в., И. были …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Чёрная изба —    1. Курная изба.    2. Челядная.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • КУРНАЯИЗБА — КУРНАЯ ИЗБА чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна …   Этнографический словарь

  • Чадовка —    Курная изба.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • dic.academic.ru

    курная изба — Блог Союза Реставраторов России

    Курная изба — жилой дом с печью без кирпичного дымохода. Такие дома топили «по-черному», т.е. дым выходил прямо из устья и блуждал под потолком.

    Мы побывали в деревне Большой Халуй (недалеко от Ошевенского). Примечательно, что жилая часть домов ориентирована на юг и протекающую рядом реку Халуй. Левый ряд изб стоит двором к улице, а главным фасадом внутрь земельного участка. Курная изба № 2 стоит параллельно дороге и его главный фасад также ориентирован на юг. Это связано с меньшей теплопотерей домов и с большей инсоляцией жилых помещений.

          

    Вот так непримечательно с дороги выглядит курная изба № 1 (нумерация условная) сер. XIX-нач. XX вв.

    Дом является объектом культурного наследия регионального значения

    Окна жилой части западного фасада

      

    «Дерни за веревочку, дверь и откроется». Замок входной двери на западном фасаде.

    Южный (главный) фасад

    Восточный фасад. Крыша самцово-слеговая. Измененная и больше не безгвоздевая: 1. Тес не поддерживают курицы с потоками. 2. Доски сверху покрыты асбесто-цементными плитами. Следы от куриц видны на верхнем бревне под кровлей (небольшие квадратные проемы).

    Восточный фасад. Помещение с одним окном — сени. Справа еще одно жилое помещение с двумя окнами и печью на втором этаже, пристроенное к избе позже.

    Схематичный разрез курной избы (вид со стороны главного фасада на заднюю стенку с входной дверью и печью, за стеной — сени). Рис. автора

    Трапециевидный потолок — отличительная часть черных изб. Дым клубился вверху над условной границей полатей. Бревна выше воронцов (полатного и пирожного брусьев), полок, окон и дверей черные от сажи. Стены над полатями не отесывались. Плахи (полубревна) потолка поддерживают специальные балки — матицы. Под потолком также размещается тонкое бревно — жердь, которое могло использоваться для подвешивания колыбели, сушки одежды.

    Печь топили рано утром, около часа-полутора. Во время топки дым ходил под потолком, отдавая свое тепло жилому помещению, и уже охлажденным хозяева выпускали его из избы посредством открытия двери и специального волокового окна над ней. Через это небольшое отверстие дым по деревянному коробу в сенях выводился наружу через крышу.

    Входная часть в избе. Справа полатный брус, прямо по центру — пирожный брус и шкафы под ним. Оба воронца опираются одним концом на печной столб (зеленого цвета), другим концом врубаются в стену. На пирожный брус ставили только что выпеченный хлеб, а на полатях, опирающихся на полатный брус, спали. А на сам полатный брус люди могли положить головные уборы, когда входили в дом. Также полатный брус считал некой границей, за которую гостям можно было зайти только после приглашения хозяев дома.

    Русская черная печь также претерпела изменения. Ее, посредством устройства кирпичной печной трубы, превратили в белую. Когда — не известно. Еще одна отличительная черта черной печи: она стоит на полу, на специальном деревянном основании — опечке. Белые же печи имеют собственный фундамент, т.к. такая печь тяжелее.

    Неглубокие ниши в печи — печурки. Они повышали теплоотдачу печи за счет увеличения площади ее поверхности. А также использовались для сушки вещей, грибов, трав. Можно было прийти домой с холода и сразу сунуть сушиться в ниши мокрые варежки. Удобно.

    Красный угол. Окна в таких избах небольшие для минимизации теплопотерь. Они расположены довольно низко, почти прямо над лавками. След от сажи на стене четкий, т.к. именно на этой границе по периметру избы располагались полки (надлавочники). Полки торцами врезались в стены и воронцы.

    Под лавками неотесанные и грубо отесанные стены

    А это домовой гриб, прижившийся на скосе трапециевидного потолка. Он похож на яичницу. Разрушает древесину. Появился, вероятно, от повышенной влажности, т.к. дом не эксплуатируется.

    Волоковое окошко в одном из хоз. помещений дома

    Дверь в том же помещении со старинным замком

    Курная изба (№3) через дорогу. Еще одна особенность курной избы: большое расстояние от окон до крыши, т.к. потолок высокий, а окна расположены низко.

    Слева юг, справа север. К северной стороне избы (к двору) позже пристроили еще один дом.

    Ниже фотографии еще одной крестьянской курной избы начала XX в. (№2). Она также, как и дом № 1, является ОКН регионального значения.

    Главный южный фасад

    Резной кронштейн и выпуски бревен, поддерживающие крышу

    Западный фасад. Дом стоит впритык к дороге

    Довольно традиционный для Каргополья наличник

    Сруб скотного двора опирается на бревна-столбы, чтобы легче менять сгнившие от навоза нижние венцы

    Явно виден деревянный опечек печи (покрашен в коричневый цвет)

    Шкафы для хранения различных вещей

    Обеденный резной стол, традиционно рядом с красным углом

    Входная дверь в избу из сеней. Слева над дверью волоковое окошко

    Это же волоковое окошко. Вид изнутри жилой части дома. Справа печь. Слева от нее жердочка, а над ней матица.

    Вид на задний двор со стороны жилой части дома

    Вид со двора на стену жилой части. На стене читается четкий след от деревянного короба, по которому дым выходил наружу. Прямо под этой черной от сажи полосой волоковое окошко с входной дверью в избу.

    Курные избы уже давно не используются как жилье и их становится всё меньше и меньше. А тем временем это уникальные памятники. Эти дома, конечно, не те, которые использовались еще когда вся страна только так и топилась — «по-черному». Тем не менее они являются примером жилой постройки с исторически более ранней системой отопления — отцом белой печки. 

    3.08.2018, д. Большой Халуй (недалеко от Ошевенского), Архангельская обл.

    blog.restsouz.ru

    курная изба — это… Что такое курная изба?

  • Курная изба — изба без трубы, черная, в которую дым валит из устья печи и выходит в волоковое оконце или в двери. Всего более К. избы распространены до сих пор среди финских народностей. Дым К. изб производит болезнь глаз, иногда оканчивающуюся слепотой, а… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Курная изба —    Изба (2), отапливаемая без трубы, в связи с чем в верхней части стен делаются узкие горизонтальные окна для выхода дыма.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • Курная Изба — чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна …   Этнографический словарь

  • КУРНАЯ ИЗБА — чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна …   Словарь этнографических терминов

  • ИЗБА — жен. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, шечка, шенка, шоночка, изобка, избочка ·умалит. избишка презрительно, избина, избища ·увел. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не… …   Толковый словарь Даля

  • Изба — У этого термина существуют и другие значения, см. Изба (значения). Русская изба в селе Кушалино Рамешковского района Тверской области Изба  деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности …   Википедия

  • Изба — Как и теперь, в древней Руси у простолюдинов И. были черные или курные, без труб; к И. приделывались разные пристенки и прирубки. Курные И. были и в городах, и в посадах и даже в XVI в. в самой Москве. У зажиточных людей, начиная с XV в., И. были …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Чёрная изба —    1. Курная изба.    2. Челядная.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • КУРНАЯИЗБА — КУРНАЯ ИЗБА чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна …   Этнографический словарь

  • Чадовка —    Курная изба.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • peoples_religion.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *