Крыло икара: Недопустимое название

Содержание

Мемориальный комплекс «Крыло Икара»

Путешествуя по глубинке в экспедиции Живое наследие: локальные культурные бренды России, обнаруживаешь скрытые шедевры даже в самых неприметных городах, — пишет Андрей Максимов. — Вот «Крыло Икара» в Ахтубинске. Военный городок из типовых пятиэтажек. Но — крупнейший в стране летно-испытательный отряд и полигон.

Именно здесь как нельзя лучше «приземляется» греческий миф о  Дедале и сыне его Икаре, гонимых с Крита царем Миносом. И сооружает Дедал для сына из перьев птичьих крылья. И соединяет их воском. И наставляет Икара: «Не летай низко, где волны морские намочат крылья. И не взлетай высоко — где солнце растопит воск и разрушит твои крылья». Но увлеченный полётом Икар летит ввысь и падает ниц под палящим солнцем.

Эта история увлекает молодого тогда волгоградского скульптора Виктора Фетисова (1937-2018), который выставляет макет «крыла» на комсомольский конкурс — но, казалось, без перспектив.

И тут он попадает на глаза видному летчику-испытателю и сыну Анастаса Микояна Степану, предлагающему установить в Ахтубинске памятник авиации прошлого, настоящего и будущего.

 

Монумент получлся необычным во всех смыслах. Греческий миф для советской армии — где это видано? Крыло, одновременно устремленное в небо и вдоль земли! В нем считывается сразу и образ самолёта, и аллюзия птицы. И технология производства — уникальная. Спец из Капустина Яра — соседнего с Ахтубинском полигона испытания зенитных ракет — спаял металлические листы памятника прямо под открытым небом, что ранее никому не удавалось. Ту же технику в мухинском «Рабочем и колхознице» применили на заводе со спецоборудованием. И то пришлось отправлять на ремонт, в то время как «Крыло Икара» стоит с 1978 года как новенькое! Ибо каркас его облеплен изнутри гипсом, вбирающим лишнюю влагу и остужающим тепло степного солнца. Советские мастера как бы превосходят Дедала, давая летчикам-икарам жизнь будущего!

Ну а изначальный комплекс «Крыло Икара» тоже получил приличное будущее. В процессе развития городской среды вокруг него — на высоком берегу Ахтубы — появился симпатичный парк с композицией новых символов. Самолётик облетает зеленую планету, а мама с сыном шлют в небо посыл «Мы тебя ждём!». Птицы небесные кружат в лучах солнца, освещая путь Икару, который в упряжке с журавлями стремится сбросить страховку и вновь взметнуться ввысь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну а в другом конце сквера, словно напоминание Икару о вечности — 4 стелы из черного мрамора с именами погибших летчиков-испытателей и словами из «Реквиема» Роберта Рождественского:

«Помним всех поименно,

Горем помним своим.

Это нужно не мертвым,

Это надо живым.»…

Мемориальный комплекс «Крыло Икара» — Блог путешественника

Астраханская обл. , Ахтубинский р-н, г. Ахтубинск

Координаты: 

N 48° 16.809′
E 46°   9.652′

Отчет о поездке 

 

Мемориал «Крыло Икара» – одна из главных достопримечательностей Ахтубинска – расположен на набережной реки Ахтуба в небольшом парке и посвящен памяти погибших летчиков-испытателей. Ахтубинск – город авиаторов, в нем находится Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ), и немало работавших в нем летчиков погибло при авиационных катастрофах.

Памятник представляет собой устремленное в пространство металлическое крыло с четырьмя стелами из черного гранита, на которых высечены имена погибших и строки из стихотворения Р. Рождественского. Говорят, что сверху эти стелы напоминают памятный крест. В основании памятника – надпись: «Испытателям, не вернувшимся из полетов».

Строительство мемориала началось в 1968 году и велось в течение десяти лет, автор проекта – скульптор В.Г. Фетисов. Первоначально этот памятник был представлен на один из комсомольских конкурсов, но успеха почему-то не имел. Когда его увидел один из руководителей ГЛИЦ, отвечавший за строительство мемориала, он сразу понял, что именно этот вариант больше всего подходит для Ахтубинска. В то время, после первых космических полетов, очень популярны были композиции, изображающие фигуру с поднятыми к небу руками. Ахтубинцы хотели избежать повторений и выбрали именно крыло как символ вечной тяги человека в небо.

Строительство велось прямо на набережной по уникальной технологии. Чтобы стальная конструкция крыла не разрушалась под действием дождя, каркас облепили гипсом, отлично впитывающим влагу. Уже почти готовый памятник чуть было не закрыли из-за того, что выбор скульптора не был согласован с Москвой, но его все же удалось отстоять. Теперь «Крыло Икара» известно каждому жителю города, парк рядом с мемориалом – любимое место прогулок.


Ахтубинск. Мемориальный комплекс «Крыло Икара» Ахтубинск. Мемориальный комплекс «Крыло Икара»

Ахтубинск. Мемориальный комплекс «Крыло Икара»

Ахтубинск. Мемориальный комплекс «Крыло Икара»

Мемориал «КРЫЛО ИКАРА»

Мемориал «КРЫЛО ИКАРА»

Мемориал погибшим летчикам-испытателям — это место на берегу реки Ахтуба самое красивое место города Ахтубинска. Огромное стальное крыло Икара и рядом четыре стелы, на черном мраморе которых вписаны имена погибших испытателей. Эти стелы с высоты напоминают кресты…

Здесь любят прогуливаться молодые мамы с детьми, молодожены приезжают в День бракосочетания возложить букеты цветов, а в дни юбилеев и торжеств сюда приходят военнослужащие и ветераны, чтобы минутой молчания почтить память тех, кто со взлета ушел в небо Навсегда

Мемориал — любимое место ахтубинцев — никогда не бывает одиноким, словно всем живущим сегодня не дают покоя печальные шрамы на сердце. Тем самым подтверждаются высеченные на стелах слова, написанные поэтом Евтушенко:

«Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым. «

Настоящее — тонкая грань между прошлым и будущим. Но без тех, кто был первым, оно бы не состоялось. Вот почему и долг, и дело совести испытателя предусмотреть все, выяснить в машине самые затаенные слабости.

Многие из тех, кто не вернулся из испытательного марафона, хорошо знали технику, верили в нее. А техника сложнейшая, небо сурово и работа требует величайшей выучки.

Летчики знают: существует три порога высоты безопасности. Есть минимальная, до которой можно бороться за жизнь самолета, а заодно и за свою. Есть высота, на которой еще можно спастись самому — нужно лишь рвануть на себя рычаг катапультного кресла. И есть высота, когда спасти может только чудо: даже если и выпрыгнешь, все равно разобьешься. Тот, кто так снизился, идет ва-банк, рискует крупно, но только снижаясь, можно посадить самолет. Ведь информацию о полете ждут многие, а значит надо посадить машину.

Но небо — не отгороженный стенами класс, кабина самолета — не парта. На приборной доске не подчеркнешь мелом ошибку. Урок скоротечен. Неточность чревата опасностью. И в несколько мгновений жизнь испытателя станет черточкой между двумя датами — рождения и смерти.

Предвидеть случайности и уберечься от них возможно лишь в случае постоянной готовности к ним. На это сориентирована система подготовки летчиков-испытателей и инженеров — испытателей, проводимая в ГЛИЦ им.В.Чкалова. И дай Бог, чтобы список погибших испытателей, завершенный в 1991 году, не пополнялся новыми именами, а лишь служил безмолвным предупреждением: путь в небо может стать дорогой в вечность. Поэтому в испытатели приходят те, у кого сердце умеет летать…

«Крыло Икара» — ✈Ахтубинск✈ Город авиаторов — LiveJournal

Оригинал взят у avia_gorizont в «Крыло Икара»

Продолжаю свои записки о путешествии в город летчиков-испытателей Ахтубинск, где расположен Государственный летно-испытательный центр им. В.П. Чкалова. Сегодня речь пойдет о символе города — монументе «Крыло Икара», посвященного погибшим летчикам-испытателям.

Другое его название — «Летчикам-испытателям прошлого настоящего и будущего». Оно хоть и длинное, но, я считаю, лучше отражает основную идею монумента: есть сомнения, что Икар, нарушивший полетное задание генерального конструктора крыльев Дедала — подходящий для этого персонаж. Впрочем, будем считать, что это просто собирательный образ всех тех, кто стремился к полету. Тем не менее, сам памятник, на мой взгляд, очень красив!

Рассказ о монументе даю по книге литературно-исторических очерков ГЛИЦ имени В.П.Чкалова «Помним всех поименно».
Одной из главных достопримечательностей города авиаторов Ахтубинска» является мемориальный комплекс «Крыло Икара». Главный элемент композиции — стальное крыло, олицетворяющее стремление человечества к полету и познанию неизвестного.

«Испытателям не вернувшимся из полета»

Рядом расположены четыре черные гранитные стелы, на которых увековечены имена погибших испытателей. Стелы венчают стихи поэта Роберта Рождественского:
«Вы в небо ушли, растаяв
В далекой облачной мгле,
Память о вас осталась
В ваших делах на земле.
Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым».



Завершает ансамбль могила и памятник Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, полковника Николая Стогова.

Открытый осенью 1971 года, мемориальный комплекс имеет непростую историю. Идея создания архитектурного ансамбля принадлежит начальнику ГНИКИ ВВС (так тогда именовался ГЛИЦ) в 1970-78 годах, заслуженному военному летчику СССР, генерал-майору Ивану Дмитриевичу Гайдаенко и его заместителю Степану Анастасовичу Микояну.
Создание комплекса было поручено волгоградскому скульптору, ныне народному художнику России Виктору Фетисову, ученику знаменитого скульптора Е.В. Вучетича.
Вспоминает скульптор Фетисов:
«- Мне повезло, в прежние годы комсомолом проводились всевозможные конкурсы, на одном из них было представлено «Крыло» — наша совместная с архитектором Диной Ершовой работа. К сожалению, идею не поняли. Помог случай. Из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян и с ним еще несколько испытателей. Увидев макет «Крыла», сразу оживились и даже предложили: «Так вот он, готовый памятник, что мы еще придумываем?»
Микоян слыл человеком очень интеллигентным и тонко улавливающим грань между хорошим и безвкусицей, поэтому сразу сказал: «Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда-то в неизвестность». Помните, после полета Гагарина в космос, стало модно сооружать памятники с человеком, протянувшим ввысь руки. Значит, надо было искать какой-то обобщающий символ авиации прошлого, настоящего и будущего. «Крыло Икара» легло в основу монумента.
Судьба памятника оказалась не так проста, его даже пытались закрыть, когда мы фактически завершали работу над ним. Узнав о сооружении монумента, в Москве забеспокоились, а почему без высочайшего соизволения. Честно говоря, я тогда очень сильно переживал. Но благодаря поддержке наших испытателей, отчаянных людей, твердо настоявших на первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то в мраморных плитах угадываются кресты. Конечно, рисковали, ведь запросто могли заподозрить в крамоле. Творческий процесс рождает новые оригинальные идеи. Я сам создал бригаду, образно говоря, перетащил ее сюда в Ахтубинск. Причем ребята подобрались, что надо, ювелиры своего дела. Одним словом, проект создали близкие по духу люди. Привезли пеньки.
Знаете, когда бьешь металл в одну сторону, он упруго прогибается, бьешь в другую – происходит то же самое. Завезли сюда на место строительства песок, разбили площадку. Прямо под открытым небом творили. Вырезали листы из нержавеющей стали, гнули кувалдой на пеньках, а затем сваривали. Что касается сварщика, то это отдельная история. Был такой мастер из Капустина Яра, ракетные шахты варил, так я за ним специально туда ездил. Высиживал по часу на совещаниях, чтобы его по пути кто-либо не перехватил.
Нашу работу заметили в Куйбышеве. Дело в том, что всего три памятника было выполнено в стране этим методом и один из них «Рабочий и Колхозница» Мухиной. Правда, в отличие от нас его изготавливали на заводе, а мы, считай, в поле. И еще одна тонкость. Сегодня знаменитая скульптурная композиция, украшавшая вход на ВДНХ, находится на реставрации — прогнили металлические каркасы. Так вот, я впервые применил уникальную технологию, облепив каркас гипсом. Он гигроскопичен и позволяет сохранять внутри оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. И вот спустя 30 лет, памятник так же хранит черты своей юности. Время не властно над ним. Требуется только косметический ремонт основы.
Памятник долго строился, но сегодня без него уже невозможно представить не только архитектурный облик города, но и, наверное, духовную часть нашего бытия».

Оригинал воспоминаний скульптора.


Возложение цветов к мемориалу в очередной День памяти 28.04.12: «Это нужно не мертвым — это нужно живым».

Ранее: в ГЛИЦ им. Чкалова заложена новая ВПП

«Крыло Икара» — Летное поле — ЖЖ


Продолжаю свои записки о путешествии в город летчиков-испытателей Ахтубинск, где расположен Государственный летно-испытательный центр им. В.П. Чкалова. Сегодня речь пойдет о символе города — монументе «Крыло Икара», посвященного погибшим летчикам-испытателям. Другое его название — «Летчикам-испытателям прошлого настоящего и будущего». Оно хоть и длинное, но, я считаю, лучше отражает основную идею монумента: есть сомнения, что Икар, нарушивший полетное задание генерального конструктора крыльев Дедала — подходящий для этого персонаж. Впрочем, будем считать, что это просто собирательный образ всех тех, кто стремился к полету. Тем не менее, сам памятник, на мой взгляд, очень красив!


Рассказ о монументе даю по книге литературно-исторических очерков ГЛИЦ имени В.П.Чкалова «Помним всех поименно».
Одной из главных достопримечательностей города авиаторов Ахтубинска» является мемориальный комплекс «Крыло Икара». Главный элемент композиции — стальное крыло, олицетворяющее стремление человечества к полету и познанию неизвестного.


«Испытателям не вернувшимся из полета»

Рядом расположены четыре черные гранитные стелы, на которых увековечены имена погибших испытателей. Стелы венчают стихи поэта Роберта Рождественского:
«Вы в небо ушли, растаяв
В далекой облачной мгле,
Память о вас осталась
В ваших делах на земле.
Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым».


Завершает ансамбль могила и памятник Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, полковника Николая Стогова.

Открытый осенью 1971 года, мемориальный комплекс имеет непростую историю. Идея создания архитектурного ансамбля принадлежит начальнику ГНИКИ ВВС (так тогда именовался ГЛИЦ) в 1970-78 годах, заслуженному военному летчику СССР, генерал-майору Ивану Дмитриевичу Гайдаенко и его заместителю Степану Анастасовичу Микояну.
Создание комплекса было поручено волгоградскому скульптору, ныне народному художнику России Виктору Фетисову, ученику знаменитого скульптора Е.В. Вучетича.
Вспоминает скульптор Фетисов:
«- Мне повезло, в прежние годы комсомолом проводились всевозможные конкурсы, на одном из них было представлено «Крыло» — наша совместная с архитектором Диной Ершовой работа. К сожалению, идею не поняли. Помог случай. Из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян и с ним еще несколько испытателей. Увидев макет «Крыла», сразу оживились и даже предложили: «Так вот он, готовый памятник, что мы еще придумываем?»
Микоян слыл человеком очень интеллигентным и тонко улавливающим грань между хорошим и безвкусицей, поэтому сразу сказал: «Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда-то в неизвестность». Помните, после полета Гагарина в космос, стало модно сооружать памятники с человеком, протянувшим ввысь руки. Значит, надо было искать какой-то обобщающий символ авиации прошлого, настоящего и будущего. «Крыло Икара» легло в основу монумента.
Судьба памятника оказалась не так проста, его даже пытались закрыть, когда мы фактически завершали работу над ним. Узнав о сооружении монумента, в Москве забеспокоились, а почему без высочайшего соизволения. Честно говоря, я тогда очень сильно переживал. Но благодаря поддержке наших испытателей, отчаянных людей, твердо настоявших на первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то в мраморных плитах угадываются кресты. Конечно, рисковали, ведь запросто могли заподозрить в крамоле. Творческий процесс рождает новые оригинальные идеи. Я сам создал бригаду, образно говоря, перетащил ее сюда в Ахтубинск. Причем ребята подобрались, что надо, ювелиры своего дела. Одним словом, проект создали близкие по духу люди. Привезли пеньки.
Знаете, когда бьешь металл в одну сторону, он упруго прогибается, бьешь в другую – происходит то же самое. Завезли сюда на место строительства песок, разбили площадку. Прямо под открытым небом творили. Вырезали листы из нержавеющей стали, гнули кувалдой на пеньках, а затем сваривали. Что касается сварщика, то это отдельная история. Был такой мастер из Капустина Яра, ракетные шахты варил, так я за ним специально туда ездил. Высиживал по часу на совещаниях, чтобы его по пути кто-либо не перехватил.
Нашу работу заметили в Куйбышеве. Дело в том, что всего три памятника было выполнено в стране этим методом и один из них «Рабочий и Колхозница» Мухиной. Правда, в отличие от нас его изготавливали на заводе, а мы, считай, в поле. И еще одна тонкость. Сегодня знаменитая скульптурная композиция, украшавшая вход на ВДНХ, находится на реставрации — прогнили металлические каркасы. Так вот, я впервые применил уникальную технологию, облепив каркас гипсом. Он гигроскопичен и позволяет сохранять внутри оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. И вот спустя 30 лет, памятник так же хранит черты своей юности. Время не властно над ним. Требуется только косметический ремонт основы.
Памятник долго строился, но сегодня без него уже невозможно представить не только архитектурный облик города, но и, наверное, духовную часть нашего бытия».

Оригинал воспоминаний скульптора.


Возложение цветов к мемориалу в очередной День памяти 28.04.12: «Это нужно не мертвым — это нужно живым».


Мемориал Крыло Икара. Ахтубинск | Mapio.net

report this ad
  1. Российская Федерация
  2. Южный федеральный округ
  3. Астраханская область
  4. Ахтубинский район
  5. городское поселение Ахтубинск



Мемориал Крыло Икара… Аллея памяти и памят… Ахтубинск Памятник Н. Стогову. … Облака красивые Кинотеатр «Октябрь» Памяти погибших летч… Аллея Дорога с моста через… Мемориал Крыло Икара… Часовня в память лет… Часовня в память пог… «Крыло Икара» — испы… КРЫЛО Мемориал Крыло Икара… Вид с обрыва. Ахтуби… Мемориал Крыло Икара… Часовня в память лет… Мемориал Крыло Икара… Мемориал Крыло Икара… Дорога к мосту через… Мемориал Крыло Икара… Крыло Икара Часовня в память пог… Автокран проехал «Крыло» Саша Wing Ikar Мемориальный комплек… Крыло Икара Дорога на мост через… ул. Бахчиванджи. Ахт… Мемориал Крыло Икара… Часовня в память пог… Россия>Астраханская … Памятник погибшим ле… В Ахтубинске «Крыло Икара» Крыло и местные жите… Крыло весенним вечер… Крыло сквозь кусты Голуби бывают разные… Вид с обрыва. Ахтуби… Дорога к мосту через… Крыло сзади Жигуленок Я люблю Ахтубинск. И… Wing Ikar Крыло / Wing улица Ленина улица Бахчиванджи

Impressum