Москва. Покровский храм на Лыщиковой горе
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Адрес: г. Москва, Лыщиков пер., д. 10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы что на Лыщиковой горе построена в 1696 году. Является памятником архитектуры и охраняется государством.
Храм Покрова на Лыщиковой горе (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.»):
Лыщикова гора — одно из древнейших домосковских поселений, находившееся на левом берегу реки Яузы, оно известно еще с XII века. Вероятно, такое название происходит от слова «лысый», так как горка эта в глубокую старину была голой, без растительности. На этой горе когда-то располагался Покровский Лыщиков мужской монастырь, со слободой вокруг него. В 1479 году к названию прибавилось — «в садах», что говорило о доходивших до монастыря великокняжеских садах.
В начале XVII века монастырь был упразднен, гора срыта. В 1652 году храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (главный храм бывшей обители) упоминается как приходская церковь.
Новый каменный храм с приделом во имя преподобного Иоанна Дамаскина на этом месте был выстроен в 1696 году «по прошению дьяка Ивана Рогозина», придел был построен в честь небесного покровителя дьяка. Существует предание, что на строительство храма пожертвовала часть денег прабабушка А.С. Пушкина.
В 1803-1805 годах построили ныне существующую колокольню.
Во время Отечественной войны 1812 года, от московского пожара храм сильно пострадал, но уже к 1813 году был полностью восстановлен.
После 1917 года храм не закрывался. В храме сохранилось внутреннее убранство, фрески XVIII века, а также иконы XVII века в иконостасе. На колокольне сохранился и подбор старинных колоколов, некоторым из которых по 300 лет. Это один из двух полностью сохранившихся в Москве подборов колоколов.
Святыни храма: мощи священноисповедника Романа (Медведя), испытавшего многие гонения и умершего в 1937 году (в 2000 году он был причислен к лику Святых), и многие чтимые иконы — Покрова Божией Матери, Казанская, Тихвинская и другие.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой гореТег
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Традиции
{«storageBasePath»:»https://www.culture.ru/storage»,»services»:{«api»:{«baseUrl»:»https://www.culture.ru/api»,»headers»:{«Accept-Version»:»1.0.0″,»Content-Type»:»application/json»}}}}
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: [email protected]
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.
Пожалуйста подтвердите, что вы не робот
Войти через
или
для сотрудников учреждений культуры
Системное сообщение
Ошибка загрузки страницы. Повторите попытку позже, либо воспользуйтесь другим браузером.
Спасибо за понимание!
Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Культура.РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, храм
13 декабря, 2018109240 Лыщиков пер., 10, г. Москва
Эл. почта: [email protected]
Телефон/факс: (495) 915-02-95
Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москвы образовался на месте разрушенного в Смутное время в 1611 г. мужского Покровского монастыря.
Первое документальное упоминание о монастыре встречается в 1486 г.
Монастырь был ктиторский, содержался на личные средства Великих князей, а затем – царей Московских.
С 1625 г. на этом месте упоминается уже приходской деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1696 г. стараниями прихожан и по прошению дьяка Ивана Рогозина был построен каменный Покровский храм с приделом преподобного Иоанна Дамаскина.
В 1838 г. древняя часть храма с четвериком и абсидой главного алтаря приобрела полукруглую форму благодаря симметричным боковым пристройкам.
В 1878 г. старостой купцом А.Ф. Берниковым произведена капитальная реставрация храма, в приделах выстроены новые иконостасы.
Главный престол храма освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, боковые приделы – Казанской иконы Божией Матери и преподобного Иоанна Дамаскина. Приставной престол освящен в часть преподобного Симеона Столпника.
Храм не закрывался после Октябрьского переворота в 1917 г.
В 1922 г. богоборческой властью были изъяты все драгоценные оклады с икон, серебряные лампады, напрестольные кресты и богослужебные сосудыитем не менее, храм сохранил старинное внутреннее убранство и подбор старинных колоколов.
При храме действует Воскресная школа и Клуб православной молодежи.
Покровский приход участвует в реставрации порушенного в годы лихолетья храма Святителя Николая Мирликийского в селе Фёдоровском Ступинского района Московской области – Патриаршее подворье.
По благословению Патриарха АЛЕКСИЯ II в храме с 1999 года почивают мощи пресвитера священноисповедника Романа Медведя(1874-1937).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе — единственное место в нашей Первопрестольной Столице, где без перерыва более 500 лет совершаются богослужения.
СВЯТЫНИ ХРАМА
Рака с мощами священноисповедника Романа (Медведь).
3 августа 1999 года состоялось обретение мощей священноисповедника Романа, которые, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были перенесены в Москву в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.
Ковчег с частью Животворящего Креста и мощами многих святых Вселенской Церкви. Иконы святителя Иоанна Сан-францисского, священномученика Фаддея Тверского, благоверного князя Александра Невского, праведного воина Феодора (Ушакова) с мощами этих святых угодников
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Богослужения в храме совершаются ежедневно. Вечерние богослужения – всенощное бдение под воскресные и праздничные дни, утреня и акафист в среду, вечерня и акафист в воскресенье. В среду вечером совершается акафист Покрову Божией Матери, в воскресенье – акафист пред иконой Божией Матери «Державная». В дни двунадесятых и других праздников читаются или поются соответствующие дню акафисты. Начало вечерних богослужений в 17.00.
Утренние богослужения на буднях состоят из утрени и Литургии. В праздничные дни – из Литургии. В воскресные и праздничные дни с начала мая по праздник Покрова Божией Матери совершается одна Божественная Литургия, а с Покрова по май – две Литургии. В дни Великого Поста богослужения совершаются согласно Уставу. В дни, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров, на Часах совершается чтение Четвероевангелия. В воскресные дни вечером – чтение акафиста Страданиям Христовым (Пассия). Каждую седмицу Великого Поста (кроме 1-ой и Страстной) совершается Таинство Елеосвящения (Соборование). Утренние богослужения совершаются по будням в 7.00, в воскресные дни – в 6.30 и в 9.30. В богослужениях принимает участие народный хор
ДУХОВЕНСТВО
Протоиерей Владимир Васильевич РИГИН, настоятель.
Родился 09 ноября 1952 года.
Образование: Московская духовная семинария, Московская духовная академия. Кандидат богословия.
06 января 1978 года рукоположен в сан диакона.
06 ноября 1978 года рукоположен в сан пресвитера.
10 августа 1994 г. назначен настоятелем храма.
Игумен ДАМАСКИН (Орловский Владимир Александрович).
Родился 26 декабря 1949 года.
Образование: Московский литературный институт имени А. М. Горького при Союзе писателей СССР.
7 апреля 1988 года принял монашеский постриг.
28 декабря 1988 года рукоположен во иеродиакона.
29 декабря 1988 года рукоположен во иеромонаха.
Священник Павел (Станислав) Николаевич МОТОВИЛОВ.
Родился 12 октября 1963 года.
Образование: Московское педагогическое училище № 2, Московская духовная семинария.
02 апреля 2000 года рукоположен в сан диакона.
07 апреля 2004 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Андрей Николаевич НИКОЛЬСКИЙ.
Родился 15 мая 1960 года.
Образование: Московский физико-технический институт, Московская духовная семинария.
22 мая 2002 года рукоположен в сан диакона.
25 июня 2006 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Дмитрий Олегович САФРОНОВ.
Родился 03 апреля 1984 года.
Образование: Московская духовная семинария.
03 декабря 2006 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Андрей Юрьевич МАКАРОВ.
Родился 15 января 1970 года.
Образование: Московский радиомеханический техникум. Московская духовная семинария.
12 сентября 2004 года рукоположен в сан диакона.
СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до станции метро «Таганская Кольцевая», далее перейти Большую Радищевскую улицу, идти прямо вниз по Земляному валу до ул. Николоямской, перейти ее на светофоре, повернуть по ней налево до первого переулка направо (Лыщиков переулок). Храм виден в глубине переулка.
В приходе храма действует детская Воскресная школа, молодёжный клуб.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой Горе метро Таганская, Таганская, Лыщиков пер., 10 — описание, точный адрес в г. Москва, часы работы и отзывы о Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой Горе
Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит у подножия холма, на котором в древности стоял Покровский Лыщиков монастырь со своей слободой.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит у подножия холма, на котором в древности стоял Покровский Лыщиков монастырь со своей слободой.
«Лыщикова гора» — место одного из древнейших домосковских поселений на левом высоком берегу Яузы — известна, как считают, еще с ХII века. В ХV—ХVI веках земли принадлежали великим князьям московским. Первое документальное упоминание Покровской обители встречается в 1504 году — Иоанн III завещал ее своему сыну Василию III, а в 1572 году Иоанн Грозный также отказывает монастырь своему старшему сыну.
Упразднен монастырь, видимо, при сооружении Скородома (Земляного города), когда часть холма, на котором он стоял, была срыта. Главный храм обители Покрова Пресвятой Богородицы упоминается уже в 1625 году как приходская деревянная церковь, «что слывет на Лыщикове».
Новый каменный храм с приделом прп. Иоанна Дамаскина был построен в 1696 году «по прошению дьяка Ивана Рогозина». В 1697 году состоялось освящение храма. Этот каменный храм стал основой ныне существующей церкви.
В 1773 году на средства секунд-майора Ильи Алексеевича Лихарева устроен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1803—1805 годах возведена ныне существующая колокольня, а трапезная продлена к западу. Во время нашествия Наполеона и московского пожара 1812 года Покровская церковь серьезно пострадала и была временно приписана к храму святителя Николая, что на Ямах. Лишь два года спустя, в 1814 году, вновь был освящен главный Покровский престол, а в 1815 и 1818 годах — придельные.
В 1830 году древняя, выступающая в переулок часть храма с четвериком и алтарной апсидой была окружена пристройками и приобрела полукруглую форму. В 1880-х годах появилась нынешняя главка, составленная из теремков и кокошников.
Храм не закрывался и полностью сохранил старинное внутреннее убранство и подбор старинных церковных колоколов. В 1996 году храм отметил свое 300-летие и в этом же году храму был возвращен дом причта.
Патриархия.ru
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен у подножия холма. На самой возвышенности раньше находился монастырь. Он впервые упомянут в летописи 1392 года.
Монастырь возвели на Лыщиковой горе, у дороги недалеко от города.
Из истории Покровской церкви
Обитель упоминалась в связи с монахом Стефаном, принявшим монашество в стенах святыни. Известно также, что Иван III говорил о монастыре в завещании сыну, одному из своих наследников завещал монастырь также Иван Грозный.
В 1479 году в стенах Покровского монастыря были устроены сады великих князей, поэтому святыню все называют «что в Садах».
В 1612 году на Лыщиковой горе проживают иноземцы, обитель остается без причта.
Видимо, после строительства Земляного города святыню упразднили, ведь часть холма, где монастырь возвышался, была срыта.
В 1696 году дьяк И. Рагозин предоставляет средства на строительство каменного здания. По всей вероятности, именно с этого события начинается история Покровского храма во имя Пресвятой Богородицы. При святыне появляется придел в честь тезки Рагозина — Иоанна Дамаскина.
В 1773 году Иван Лихарев устраивает в храме еще один придел — Казанской Богоматери. Позже возле церкви появляется колокольня, продляется к западу трапезная.
Здание храма Покрова представляет собой четверик с сомкнутым сводом. Вперед постройки вынесены апсиды. Подоконные двухступенчатые ниши на фасаде — особенность раннего классицизма. Колокольня возвышается посредине фасада трапезной. В классическом стиле сделаны верхние ее части.
В 1812 году Покровский храм на Лыщиковой горе сильно пострадал. Временно его приписали к Николаевской церкви на Ямах. Через 2 года престол освятили заново, приделы — чуть позже.
В 1838 году к храму делаются пристройки. По ширине они были равны трапезной, поэтому постройка получила законченный вид. По сторонам здания были сделаны пилястровые портики, в них — входы в церковь. Лепнина украшает восьмерик здания. Позже появится главка из кокошников и теремков, которую мы можем наблюдать и сегодня.
Покровский храм на Лыщиковой горе после революции
После 1917 года храм Пресвятой Богородицы оставался открытым. Старинные колокола полностью сохранились. Осталось нетронутым и внутреннее убранство.
В 1996 году прихожане и служители святыни отмечали юбилей — 300-летие. К этой дате провели ремонтно-восстановительные работы в здании. Тогда же храму вернули дом причта.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе находится по адресу: Москва, Лыщиков переулок, 10 (станция метрополитена Таганская).
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Координаты: 55°44′54.2″ с. ш. 37°39′15.2″ в. д. / 55.748389° с. ш. 37.654222° в. д. (G) (O) (Я)55.748389, 37.654222
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии.
Храм расположен в районе Таганский, Центрального административного округа города Москвы (Лыщиков переулок, д. 10). Главный престол освящён в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы; приделы в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Приставной престол в главном алтаре освящён в честь преподобного Симеона Столпника.
История
История района
Покровская церковь расположена на высоком берегу Яузы, в месте, которое с давних времён называется Лыщиковой горкой. Лыщикова горка является северным склоном большого Таганского холма, расположенного в месте слияния Москвы-реки и Яузы. Согласно исследованиям археологов на этом месте находилось одно из древнейших домосковских поселений, датируемое X веком.[1][2]
На рубеже XV—XVI веков, на Лыщиковой горке был основан великокняжеский Покровский монастырь. Возможно, что находящийся на окраине города монастырь имел оборонное значение. В 1504 году Иван III завещал Покровский монастырь своему сыну Василию III.
Из интересных фактов того периода можно отметить основание Борисом Годуновым, около 1600 года, церкви Симеона Столпника на противоположной стороне Николоямской улицы. Своё название улица получила по расположенной на ней церкви «Николы на Ямах» в Рогожской Ямской слободе. Церковь Николая Чудотворца на Ямах была построена в первой половине XVIII века жившими в слободе ямщиками, разрушена в конце 1950-х годов.
Церковь Симеона Столпника
Церковь «Николы на Ямах»
После похода на Москву крымского хана Газы II Гирея было принято решение окружить город Земляным валом. В 1590-е годы, во время строительства укрепления — земляных валов с деревянными стенами — часть высокого холма была срыта. К тому времени Покровский монастырь вышел из разряда великокняжеских и был упразднён. Оставшаяся деревянная Покровская церковь в 1625 году упоминается как приходская. В 1688 году церковь полностью сгорела во время пожара.[3][4][5]
Строительство храма
Окна храма украшают головки ангеловНовый каменный храм решено было построить не на старом месте — на вершине холма, а у его подножья. Здание храма в стиле московского барокко было построено к 1696 году. Согласно исследованиям А. А. Колмовского Покровская церковь стала первой в Москве, для украшения которой были использованы маскароны — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. После завершения отделки интерьера в 1697 году храм был освящён. По тезоименитству известного прихожанина дьяка Ивана Рагозина в Покровской церкви был также освящён придел во имя святого Иоанна Дамаскина, в настоящее время он единственный в Москве.[3]
В 1773 году на средства секунд-майора Ильи Алексеевича Лихарева в Покровской церкви был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Согласно архивным планам 1802 и 1806 годов в 1803—1805 годах была построена ныне существующая колокольня и расширена трапезная.[4]
Покровская церковь сильно пострадала во время московского пожара 1812 года. Часть церковных ценностей удалось спрятать в доме церковного старосты купца Сергеева, остальное было разграблено. После ухода французов из Москвы разорённая церковь была приписана к церкви Николая Чудотворца на Ямах. В 1814 году Покровская церковь была восстановлена. В 1895 году церковь была частично перестроена по проекту архитектора Н. В. Розова[6].
Советский период
Несмотря на то, что в годы Советской власти Покровская церковь не закрывалась, из неё было вывезено множество церковных ценностей. В 1930-е годы из соседних закрывавшихся церквей сюда стали приносить особо ценные иконы. Долгие годы здесь хранились чтимые храмовые иконы святого апостола Иакова Зеведеева из церкви Апостола Иакова Заведеева и преподобного Симеона Столпника из церкви Симеона Столпника. В 1990-х годах обе иконы были торжественно, с молебнами и крестными ходами возвращены в свои вновь открытые родные церкви.
В разные годы здесь принимали священников из закрытых церквей. В 1929—1933 годах в Покровском храме служил протоиерей Николай Беневоленский — настоятель закрытой в 1929 году соседней церкви Симеона Столпника. А зимой 1979 года, в память о ранее закрытом храме, в главном алтаре был освящён приставной престол в честь преподобного Симеона Столпника.
Интересная история связана с попыткой закрытия церкви. Днём закрытия было выбрано 22 июня 1941 года, но в назначенный день решение исполнять не стали. Во время Великой Отечественной войны в храме собирали пожертвования для армии. Покровская церковь даже получила благодарственное письмо, подписанное Верховным главнокомандующим И. Сталиным.
Приходу храма удалось сохранить старинные колокола. Согласно одной из версий, после получения сообщения о предстоящем изъятии колоколов, прихожане покрыли их чёрной краской (по другой версии это была смола). В итоге представители властей колокола снимать не стали. Самый большой из колоколов, под названием «Благовест», был изготовлен в 1794 году в Москве на заводе госпожи Струговщиковой, его вес составляет 112 пудов 7 фунтов (1837 кг). В 1996 году, по заказу храма на заводе ЗиЛ были отлиты 5 новых колоколов. Таким образом, в настоящее время, с колокольни Покровской церкви можно услышать одновременное звучание как новых, так и старых колоколов.
В советский период все дома у церкви были отобраны и она нуждалась в свободных помещениях. В 1959 году с северо-западной стороны храма была разобрана одна из симметрично расположенных входных лестниц. На её месте была возведена двухэтажная пристройка, на верхнем этаже которой были размещены церковная крестильня, ризница и пошивочная мастерская, на нижнем — канцелярия.[3][4]
Российский период
3 августа 1999 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи священноисповедника Романа были перенесены в Покровский храм.[7][8]
Фотографии
Покровская церковь
Покровская церковь
Покровская церковь
Примечания
Ссылки
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе — Лыщиков пер., 10
27.06.06/Добавлено редакцией/0- Другие названия: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Землянке
- Дата постройки: 1696 — 1697 гг.
- Архитектор, скульптор, реставратор: 1895: Розов Н. В. — перестройка
- Адрес: Лыщиков пер., 10
- Координаты: 37°39′14.89″E; 55°44′54.16″N
Лыщиков-Покровский мужской монастырь, основанный в конце XIV — начале XV вв., был упразднен, а храм Покрова Пресвятой Богородицы, оставшийся от монастыря, в летописях 1625 года упоминается уже как приходской. Пожар, случившийся в 1688 году, полностью уничтожил церковь.
Новый каменный Покровский храм с приделом прп. Иоанна Дамаскина (в настоящее время он единственный в Москве) был возведен в 1696 г. в стороне от прежнего — у подножия Лыщиковой горы, на высоком, левом берегу реки Яузы. Церковь построена в стиле «московское барокко» на средства прихожан, по инициативе дьяка И. Рогозина, и освящена год спустя.
В 1773 г. у храма появился левый придел, освященный во имя Казанской иконы Божией Матери, сооруженный на средства секунд-майора И. А. Лихарева. Позже, в 1803-1805 годах, была построена колокольня и увеличена трапезная.
Во время войны и московского пожара 1812 года Покровская церковь серьезно пострадала и была временно приписана к храму Святого Николая, что в Ямах. В 1814 году храм восстановили и освятили главный Покровский престол, а в 1815 г. и в 1818 г. были освящены приделы. В последующие годы церковь обновляли и перестраивали. В частности, в 1895 году она была частично перестроена по проекту архитектора Н. В. Розова.
После революции церковь не закрывалась. Сохранилось внутреннее убранство храма и 6 старинных колоколов (самый большой — Благовест (1794 г., весом 112 пудов 7 фунтов). Интересная история связана с попыткой закрытия церкви. Днём закрытия было выбрано 22 июня 1941 года, но в назначенный день решение исполнять не стали. Во время Великой Отечественной войны в храме собирали пожертвования для армии. Покровская церковь даже получила благодарственное письмо, подписанное Верховным главнокомандующим И. Сталиным.
К 300-летию храма, в 1996 г. были проведены ремонтные и реставрационные работы. Спустя пять лет, когда церковь отмечала свое 305-летие, вокруг храма была возведена ограда в пределах нового землеотвода.
История возникновения церкви Покрова на Лыщиковой горе — общество
Не так давно церковь Покрова на Лычиковой горе была передана хозяину Русской Православной Церкви. Сегодня здание является федеральным культурным наследием. Первоначально на улице.
Содержимое
Не так давно церковь Покрова на Лищиковом холме была передана в собственность Русской Православной Церкви.Сегодня здание является федеральным культурным наследием.
История возникновения церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Изначально на месте постройки церкви находился монастырь. В 17 веке на Лыщиковой горе была построена Покровская церковь. Спустя несколько десятилетий после постройки храм пострадал в результате пожара, и было решено построить новое здание, но у подножия горы.
Так на рубеже XVI-XVII веков на Лыщиковой горе, а точнее, у ее подножия возникла новая Покровская церковь.Освящение церкви произошло через пару лет после постройки.
Позже перестроили двухъярусную колокольню. Вход в колокольню находился с западной стороны храма. Под колокольней было крыльцо.
В конце XVIII века И.А. Лихарев перестроил трапезную в часть часовни, посвященную Казанской иконе Божией Матери.
За столетний период своего существования Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе пережил два крупных пожара.В обоих случаях церковь была отремонтирована. После последних ремонтных работ храм заново освятили.
В начале 19 века, благодаря финансовому влиянию купцов Сергеевых, трапезную расширили до северной части. Это сооружение позволило сформировать еще одну часовню. Но из-за нападения Наполеона строительство не удалось завершить. Церковь была разрушена, и, что хуже всего, вражеские солдаты возмутили ее. Исполняющего обязанности настоятеля храма в то время перевели для службы в другой храм.
Не было возможности проводить богослужения в таких условиях, поэтому прихожан перевели в храм Николая Чудотворца, который находился в селе Ямы. Храм полностью отреставрировали уже в 1814 году.
по советским временам
Во время коммунистической власти Покровский храм на Лышиковой горе не закрывали и не перестраивали, что было очень редко во времена гонений. Напротив, из церквей, которые находились поблизости и были преобразованы в общежития или другие общественные организации, привозили иконы на хранение.
В конце семидесятых годов прошлого века достроили новый судебный пристав в честь закрытого храма Симеона Столпника.
Храм также пережил Вторую мировую войну, благодаря тому, что прихожане защищали его. Чтобы большевики не сняли колокола с колокольни, их покрывали краской, смолой или фекалиями. В результате солдаты не прикасались к ним.
Самый большой колокол весит около 2000 кг.Сегодня на колокольне храма висят как старые, так и новые колокола.
В середине прошлого века из-за того, что Советская власть отняла все церковные помещения, монастырей не хватало. Поэтому в Покровской церкви пришлось разобрать одну из лестниц и сделать пристройку. После того, как все постройки были возвращены приходу, пристройку не разобрали.
Храмовая архитектура
Изначально постройка храма была округлой.Позже, уже в 1838 году, появилась пристройка необычной формы. Его округлая восточная часть обобщала дробную часть жереха.
Это решение прекрасно вписалось в архитектуру периода позднего ампира. Именно в этот период ценилась целостность всей архитектурной композиции со стороны улицы.
Эта пристройка оказалась связующим звеном между фасадом здания и арочными нишами.
Стены, выходящие на аллею, отделаны грубой кладкой.Старые стены украшены лепными элементами. Угловые лопатки внешне очень похожи на пилястры. Приглушенный барабан украшен рядом миниатюрных кокошников.
Все основные архитектурные работы велись за счет двух старейшин — Стужина и Берникова. На средства последнего был построен дом притчи.
Духовенство храма
Ригин В.В. — протоиерей, настоятель. Родился в 1952 году. Сегодня кандидат богословия.
Архимандрит Домский-Орловский В.А. родился в 1949 году.
Мотовилов П. Н. — протоиерей. Родился в 1963 году.
Никольский А.Н. — иерей. Год рождения — 1965
Сафронов Д.О. — священник. Пожалуй, один из самых молодых служителей, так как родился в 1984 году.
Макаров А.Ю. — протодиакон прихода храма. Родился в 1979 году.
Церковь Покрова на Лыщиковой горе: как добраться?
Храм находится в городе Москва, в Лищковом переулке, дом 10.Добраться до церкви можно как на общественном транспорте, так и на личном.
Для того, чтобы добраться общественным транспортом (маршруткой или троллейбусом), вам необходимо добраться до метро Таганская. При выходе из метро необходимо перейти на Большую Радищевскую улицу. Затем вам нужно будет пройти несколько минут прямо до Николоямской улицы по Земляному валу. Вам нужно пройти до ближайшего светофора, затем перейти улицу и повернуть налево. Затем поверните направо на первую полосу.
Старое название последнего переулка — Лищиков.Церковь Покрова на Лыщинской горе будет видна в самом конце переулка. При церкви есть воскресная школа для детей и молодежный клуб.
комментарии от HyperCommentsExpedition Magazine — Penn Museum
Во многих древних религиях горные вершины — от греков Mt. Олимп до самых высоких Гималаев в индуистской мифологии считался привилегированным домом богов. Юго-Восточная Азия, в значительной степени зависящая от Индии с ее основными религиями индуизма и буддизма, не является исключением.Например, на острове Ява в Индонезии древнее святое место Диенг было основано в кратере потухшего вулкана. Его название на старояванском языке, Ди Хьянг (на санскрите, Девалайя), фактически означает «дом богов».
В Камбодже, в классической кхмерской архитектуре ангкорейского периода, мы находим храмовый тип, в котором святилище построено на вершине ступенчатой пирамиды. Археологи XIX века назвали эти храмы горами. Каждый важный суверен, очевидно, был обязан построить один, чтобы утвердить свою власть (см. Stern 1954).
Давайте исследуем это архитектурное выражение королевского величия через три его аспекта: разнообразие, эволюцию и постоянство.
Разнообразие: символика Храмовой горы
В индийском религиозном контексте святилище функционирует в первую очередь как земное жилище богов, место, откуда они смогут оказывать помощь и процветание человечеству. Многие страны Юго-Восточной Азии находились под влиянием Индии; каждый по-своему решал проблему создания божественной резиденции в мире людей.Как правило, архитекторы и строители строили свои святилища на основе строгих религиозных текстов (к сожалению, у нас нет ни одного из древних текстов Камбоджи). К правилам, предписанным этими текстами, было добавлено множество других правил, относящихся к астрономии, геомантии или нумерологии, значения которых сегодня часто теряются. Наше незнание почти всего, что руководило созданием святилищ, затрудняет их понимание и объяснение их символики.
В Камбодже, однако, изучение местной древней эпиграфики дало возможность разобраться в символизме религиозной архитектуры.В свете некоторых из этих надписей мы можем установить связь между горой Меру, центром и осью вселенной в индийской космографии, и некоторыми храмами-горами Ангкора, древней столицы кхмеров. Эти сооружения представляют собой своего рода изображение горы Меру в человеческом масштабе. Самый известный пример — это святилище, построенное около 906 года нашей эры на вершине Пном Бакхенг, точного центра Ясодхарапуры, первой столицы Ангкора (рис. 2). Помимо того, что памятник был построен на одном из редких холмов (пном на кхмерском) региона, он был задуман как квадратная пирамида с пятью уровнями.Расположение пирамиды на естественном холме в геометрическом центре королевского города подчеркивает символическое отождествление памятника, центра и оси города, с горой Меру, центром и осью вселенной.
Фактически, храм Пном Бакхенг повторяет, с гораздо большей сложностью, символические принципы, выраженные ранее в храме Баконг, основанном в 881 году нашей эры (рис. 1). На Баконге вершина пятиуровневой пирамиды занята единственной башней святилища, тогда как 5 башен, расположенных в форме квинконса (квадрат из 4 башен с пятой в центре), занимают вершину Пном Иакхенг.Опять же, 12 храмовых пристроек занимают четвертый уровень Иконга, но в Пном Бакхенге эти 12 пристроек появляются на каждом из пяти уровней. Наконец, только 8 больших кирпичных башен-святилищ расположены у подножия Eakong, тогда как 44 сопоставимых башни окружают основание пирамиды Пном Бакхенг.
Храмовые горы Eakong и Eakheng, кажется, предполагают аналогичные символические соображения в своих основных чертах, хотя последние более щедры. Но интерпретация других храмовых гор на территории Ангкора отличается, по крайней мере частично.Ни один храм-гора Ангкор не может сравниться с другим. Сравните простоту раннего храма Эксей Чамкронг (рис. 3) с огромной сложностью Байона (рис. 4). Иксей Чамкронг был основан во время правления Харсавармана I как олицетворение горы Кай-ласа, частной собственности бога Шивы; Иайон был государственным храмом Джаявармана VII, в котором были объединены светские символические индуистские принципы и новые концепции Махаяны времен правления царя-основателя.
Если и существовала какая-то преемственность в функции храма-горы, то прежде всего она была резиденцией покровительствующего божества царства.Помимо личного престижа и превознесения избранного им божества (обычно бога Шивы), каждый строитель имел в виду особые заботы, такие как культ своих предков или культ царственной особи. Его преемники не обязательно заботились об этих проблемах, по крайней мере, не так.
Таким образом, то, что мы знаем о храмах-горах в настоящее время, кажется, опровергает любую попытку анализа, основанного на твердых, устоявшихся принципах непрерывности. Лучше рассматривать каждое из этих творений кхмерского архитектурного гения как конкретное выражение изменения религиозных принципов в определенный период в ответ на правила, которые, вероятно, эволюционировали от одного правления к другому.
Эволюция: длинные комнаты в галереях
Хотя символика храмов-гор не следует четкой эволюционной линии и не укладывается в неизменную традицию, их архитектурная концепция — это совсем другая история. Здесь невозможно охватить все аспекты строгой эволюции их планировки или различных структур, которые они составляют. Вместо этого я возьму один особенно явный пример: превращение длинных комнат в галереи, о чем свидетельствует конкретная запись самого сооружения.
Самый старый храм-гора, доступный для изучения, — это Баконг (основан в 881 году нашей эры). В его первом корпусе находится серия из пяти прямоугольных зданий, четыре из которых симметрично расположены к северу и югу от главной оси памятника восток-запад. Эти постройки принято называть длинными комнатами. Хотя не обнаружен на периферии Пнома первых уровней пирамид Восточного Мебона (952 г. н.э.) и Пре-Рупа (961 г. н.э.; рис. 5). У недостроенного храма Та Кео (конец X, начало XI века; рис.6) ряд длинных залов двух предшествующих храмов трансформируется в кольцевую галерею по периметру второго уровня (рис. 7). Эта галерея в Та Кео была покрыта каркасом и плиткой и, что любопытно, полностью недоступна.
Чтобы быть строго точным, следует указать, что превращение длинных комнат в галереи могло быть просто нововведением, дополнением к храмовой горной архитектуре. Однако это может сигнализировать о глубоких символических или культурных изменениях.Тем не менее технически появление галерей, будь то новое творение или органическое преобразование уже существующих длинных комнат, явно представляет собой эволюцию, следующий шаг в кхмерском строительстве.
Следующий этап — в Phirneanakas, где кольцевая галерея была установлена на третьем и последнем уровне пирамиды в первой половине 11 века. Эта галерея является первой, полностью сводчатой из песчаника (рис. 8). В Eaphuon в третьей четверти XI века три кольцевые галереи занимали первый, третий и пятый уровни пирамиды; кроме того, самая высокая галерея опирается на две серии колонн и имеет, вероятно, для устойчивости, центральную стену с окнами (рис.9).
Следующий этап — Ангкор-Ват (первая половина XII века), главное достижение ангкорской кхмерской архитектуры (рис. 10). Здесь три уровня пирамиды опоясаны сводчатыми галереями из песчаника. На первых двух уровнях они опираются на стену и колонны, а на третьем уровне — только на колонны. Боковые проходы, опирающиеся на колонны, поддерживают эти галереи. Эта система была принята в Байоне несколько десятилетий спустя для двух закрытых галерей памятника.
Таким образом, эти разнообразные наблюдения указывают на то, что архитекторы работали последовательно с точки зрения технической смелости и визуального освещения конструкций. Сравнимую эволюционную линию можно провести, хотя и на основе различных критериев, для самих башен святилищ и других зданий, таких как «библиотеки» (для этого типа структуры см. Coedès 1911).
Кхмерские архитекторы не только не были жесткими, но и всегда ставили под сомнение свое искусство; их исследования были прерваны только неблагоприятными историческими обстоятельствами после правления Джаявармана II в 13 веке.Смогли бы они пойти еще дальше и прославить новые памятники новыми архитектурными решениями? Ничто не могло быть менее определенным, поскольку ангкорская кхмерская архитектура развивалась с серьезным препятствием: обычно используемый метод сводов, по сути, был карнизами, которые обязательно ограничивали внутренний пролет. Проведя богатую диалектику между крытыми и открытыми пространствами, какой путь выбрала бы кхмерская архитектура, учитывая методы строительства сухих стен, которые они использовали? Здесь вопрос остается без ответа, но он требует размышлений и заслуживает того, чтобы его задать.
Постоянство: «Архитектура-образ»
Самым постоянным аспектом кхмерской архитектуры, будь то индивидуальная структура, святилище или город, является аспект «архитектуры-образа», то есть представление в архитектурной форме образов, предоставляемых текстами. Кхмерская эпиграфия часто относится к точному месту памятника в индийской космографии (см. Eoisselier 1970). Как упоминалось выше, с точки зрения индо-кхмерской религии святилище можно сравнить с горой.В случае Пном Иакхенг, пятикратное расположение пяти башен-святилищ на вершине очень конкретным образом соответствует вершине горы Меру, поддерживаемой четырьмя другими сильными горами. Поэтому все формы религиозной архитектуры в Ангкорской Камбодже должны быть как можно ближе к изображению, предложенному в текстах.
Образ божественного дома, в данном случае Шивы, показан в том, что кажется его наиболее важной формой, на двух знаменитых барельефах на храме Эантей Срей (освященном в A.D. 967-968) возле Ангкора. Рельефы занимают тимпаны фронтонов южной библиотеки в первой оградке памятника. Они показывают нам Шиву в окружении множества божественных или полубожественных личностей в его личном небесном доме на Кайласе; он сидит на вершине ступенчатой пирамиды (рис. 11). Таким образом, совершенно уместно обозначить ступенчатые пирамидальные памятники в Ангкоре как храмовые горы, даже если это намекает на избыточность в том смысле, что каждое святилище в индийской традиции сродни горе.Строя свои пирамиды, кхмеры просто укрепляют этот образ.
Барельефы библиотеки представляют собой еще одно изображение обитателей дома Шивы: гибридные фигуры с человеческими телами и головами животных. Эти фигуры также находятся на лестнице, ведущей к трем святилищам памятника, и, опять же, позволяют нам рассматривать эти храмы так же, как если бы они были божественными горами.
По словам профессора Жана Филлиозата, соответствие архитектуры текстам таково, что некоторые тексты, возможно, были вдохновлены архитектурой (1961).Профессор Филлиозат заключает, что описание храма Хари (Вишну) в индийском тексте КурмаПурана могло быть чисто и просто вдохновлено храмом-горой Ангкор-Ват. Его строитель, великий царь Стуяварман II (с 1113 г. по 1145 г. н.э.) был горячим приверженцем Вишну. Повлиял ли текст на создателей храма или же сам храм — известный, важный и престижный — повлиял на описание в Куррнапурана , имеет относительно небольшое значение, учитывая неопределенную дату текста.
Рвы и система концентрических стен в Ангкорском ущелье, безусловно, привлечет внимание еще больше. Эти особенности характеризуют все храмы-горы. Они напоминают божественные жилища, расположенные на вершинах концентрических цепей непреодолимых гор, окруженных океанами, в образе горы Меру. В Ангкор-Вафте небольшой двор, расположенный на той же высоте, что и крестообразная галерея на втором уровне, а также те, что окружают центральное святилище на вершине пирамиды, можно даже сравнить с первозданным океаном, местом покоя Вишну во сне между двумя космическими эпохами.Фактически, в сезон дождей эти дворы наполняются водой. Легко представить, что в некоторых случаях из-за перекрытия дренажных систем их превращали в бассейны.
Наш последний пример «архитектурного образа» — это Ангкор Том и Байон, чрезвычайно сложный памятник с множеством значений. Эквивалентность Байона горе Мандара уже давно используется для объяснения рождения города. Используя гору Мандара в качестве прута для взбивания, гиганты, поддерживающие тело огромной змеи, волнуют и волнуют Море Молока, как это делали боги и демоны с незапамятных времен.В индуистской мифологии целью взбалтывания Молочного моря было получение эликсира бессмертия. Этот эликсир появился только после появления определенного количества других драгоценных вещей, среди которых богиня Шри (Красота, Процветание), слон Айравата (верховая езда бога Индры) или аПсары (небесные нимфы). Миф о взбалтывании также помогает нам понять Ангкор-Том, город Джаявармнан VII, как источник благ, сокровищ или богатств и, как следствие, источник процветания самой кхмерской империи.(Версии этого мифа см. В Вишну пурана [Книга I, глава 9] и Бхагавата Пурина [Книга 8, главы 6-11]).
Однако в случае Angkor Thom несколько изображений накладываются друг на друга. Профессор Дж. Эуасселье видит в Иайоне образ Комнаты Доброго Порядка (Судхаммасабха) из буддийской мифологии.
С этой точки зрения впечатляющие башни памятника, покрытые лицами, будут сообщаться с брахманом Сананлкумара («вечно молодым»), тем, кто передает учение Будды буддийским и индуистским божествам, периодически воссоединяющимся в Зале (рис.13). Таким образом, Ангкор Том становится копией на земле города Индры — царя богов — в центре которого была построена эта Комната. Город Индры, расположенный на вершине горы Меру, охраняется четырьмя великими царями Востока; именно их лица следует узнавать в монументальных воротах Ангкор-Тома (рис. 12). Более того, 54 гигантские фигуры, поддерживающие массивную змею, размещены по обе стороны от дамб, пересекающих рвы; они напоминают образ взбивания молочного моря.Мы могли бы пойти дальше и сравнить гигантов с божественными или полубожественными армиями, обеспечивающими защиту города (см. Le Bonheur 1989). И, наконец, сцена напоминает символическую эквивалентность змеи (nag) и радуги — небесного моста, позволяющего пройти из человеческого мира за пределами города в божественный мир, созданный в самом сердце Ангкор-Тома самим Байоном (рис. 14).
Разнообразие, развитие, постоянство: кхмерская архитектура, самым известным и наиболее важным выражением которой является храм-гора, остается одним из основных вкладов Азии в мировое культурное наследие.Несмотря на значительное количество исследований, как общих, так и частных, посвященных ему, он далек от полного объяснения. Он по-прежнему представляет собой область исследований и исследований, столь же богатую, как и религиозные традиции, породившие его.
Благодарность
Эта статья была переведена с французского Брюсом Пирсоном.
Historien om utseendet til Interessekirken på Lyshchikova Hill
Для ikke så lenge siden b Kirken av Intercession på Lyshchikova Hill над горизонтом til eierskapet til den russisk-ortodokse kirken.Я dag er bygningen en kulturarv av føderal betydning.
Historien om utseendet til kirken avbønnelsen av den hellige jomfru på Lyyshchikova Hill
Opprinnelig på stedet der kirken ble bygget, Det var et kloster. На 1700-метровой площади Интересный район на Лыщиковой горе. Noen tiår etter byggingble Templet Brann, og detble bestemt å bygge en ny bygning, men ved foten av fjellet.
Så ved begynnelsen av XVI-XVII århundrer, oppstod et nytt tempel forribønn på Lyshchikova-fjellet, eller rettere ved foten.Kirkens innvielse gikk et par år etter bygging.
Senere ble en to-tier klokketårn gjenoppbygd. Inngangen til klokketårnet var på vestsiden av Templet. Под klokketårnet var verandaen.
I slutten av det 18. århundre reist I. A. Likharev reflection inn i en del av kapellet, som var dedikert til Kazans ikon for Guds mor.
Над århundret av dets eksistens, TempletBeskyttelsen av de Allerhellige Theotokos på Lyshchikovaya Mountain напротив магазина Branner. Я прошу tilfeller ble kirken restaurert.Etter det siste reparasjonsarbeidet ble tempelet gjeninnviet.
På begynnelsen av XIX århundre, takket være økonomiske påvirkningerkjøpmenn Sergeev, размышлять над тем, чтобы увидеть тиль ден нордлиге делен. Denne konstruksjonen gjorde det mulig å danne et annet kapell. Men på grunn av Napoleons angrep kunne byggingen ikke fullføres. Kirken ble kollapset, og det som er mest forferdelig, opprørte fiendens soldater henne. Nåværende abbot av Templet på den tiden ble overført til departementet i et annet tempel.
Å gjennomføre tilbedelse under slike forhold er det ikkepresentert ingen mulighet, så sognebarnene ble overført til kirken St. Nicholas Wonderworkeren, som var i landbyen Yama. Fullstendig restaurert Templet i 1814.
Tider av Sovjetunionen
Under kommunistiske regjeringer, Kirkens предоставляет возможность выбрать один из элементов конструкции, но не один или несколько вариантов дизайна. Tvert imot, fra kirker som var nærliggende og ble forvandlet til sovesaler eller andre offentlige organisasjoner, brakte ikoner til lagring.
Я распутал вашу систему, чтобы получить ее оттуда, чтобы заполнить ее, чтобы узнать, где находится Симеон Столпник.
Også, tempelet klarte å overleve andre verdenskrig.krigen, takket være det faktum at hans forfedre forsvarte. Slik at bolsjevikkerne ikke ville fjerne klokkene fra klokken, ble de smurt enten med maling eller harpiks eller avføring. Som et resultat skrek soldatene til å berøre dem.
Den største klokken veier ca. 2000 кг. Я хочу, чтобы все было в порядке и в них не было ни единого слова, которое можно было бы найти в храме.
I midten av forrige århundre, på grunn av det faktum atSovjetregjeringen tok all kirkens lokaler, klostrene var ikke nok. Derfor måtte i forkjølelsens kirke demontere en av trappene og gjøre en annen forlengelse. Etter at all bygningeneble returnert til sogn, ble forlengelsen ikke demontert.
Tempelarkitektur
Til å begynne med ble byggingen av Templet avrundet. Senere, allerede i 1838, oppstod en utvidelse av en uvanlig form. Den avrundede østlige delen generaliserte den brøkdelte delen av asps.
Denne løsningen passer perfekt til arkitekturen i det sene imperiet. Det var i denne perioden at integriteten til hele arkitektonisk komposisjon fra gaten ble verdsatt.
Denne utvidelsen var koblingen mellom bygningens fasade og buede nisjer.
De veggene som går inn i smug, trimmetgrov murverk. Gamle vegger er dekorert med stukkelementer. Vinklede kniver er svært, как я смотрю на пилястры. Døv tromme er dekorert med en rekke miniatyr kokoshnikov.
Alle større arbeid på arkitektur ble utført på bekostning av to eldste — Stuzhina og Bernikov.På bekostning av sistnevnte ble en lignelse bygget.
Темпельпрестедере
В. Ригин — опприктиг, ректор. Han ble født i 1952. I dag er teologens kandidat.
Архимандрит В.А. Домашний-Орловский бледный фёдт и 1949.
Мотовилов П.Н. — Протоиерей. Han ble født i 1963.
Никольский А.Н. — Священник. Fødselsår — 1965.
Сафронов Д.