Богоявленский монастырь в Угличе. Часть 1 — История обители.
Всего 28 фотоС отдаленных времен Угличский край славится многочисленными святынями, монастырями и храмами. Многие праведники и подвижники благочестия освящали своими трудами град Углич и окрестные земли. Среди святых обителей края значимое место занимает Богоявленский женский монастырь. Обитель расположена почти в геометрическом центре исторической части Углича на пересечении нескольких важных улиц. Ее внушительные храмы по-прежнему возвышаются над городом и видны за несколько километров. С первого взгляда на панораму Углича они восхищают гармоничными объемами, сиянием глав и крестов. Сам облик обители неопровержимо свидетельствует, что она является одной из главных святынь, важной и неотъемлемой частью истории Угличского края.
Следует отметить, что погода во время нашего посещения Богоявленского монастыря была мрачноватая, поэтому основное количество фотографий вышли не совсем удачными с точки зрения наличия солнечного света. Кроме того, в 2017-м территория монастыря подвергалась масштабным работам по ее благоустройству, так что это обстоятельство тоже следует учитывать при рассматривании монастырских строений. Сейчас наверное Богоявленский монастырь выглядит гораздо фотогеничнее чем в 2017 году) Но, главное, история монастыря и некоторые мои попытки передать ощущения от пребывания в святой обители посредством фоторяда.
Время и обстоятельства основания Богоявленского монастыря не известны, но старинные предания и работы исследователей относят это событие к далекому прошлому. В Угличском летописце сообщается, что монастырь имел древнее происхождение, что его основал в 1295 году князь Димитрий Борисович, что там принимали постриг и погребались угличские княгини.
Богоявленский монастырь — вид с Октябрьской улицы
Еще одна версия, не подтвержденная летописцами, появившаяся на рубеже XIX-ХХ веков, предполагает, что Богоявленский монастырь основала в конце XIV века супруга великого князя Димитрия Донского великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния – одна из наиболее известных и почитаемых московских святых.
В третьей версии основательницей называется последняя супруга царя Ивана Грозного Мария Феодоровна Нагая, мать царевича Димитрия. Как известно, она была дочерью окольничего Федора Федоровича Нагого, в брак с царем вступила 6 сентября 1580 года, 19 октября 1582 года у них родился сын царевич Димитрий Иоаннович. В марте 1584 года, после кончины Ивана Грозного, царица с сыном, родственниками из рода Нагих и большой свитой была отправлена в Углич, завещанный отцом царевичу Димитрию в качестве удела. 15 мая 1591 года Димитрий был убит при невыясненных точно обстоятельствах. После проведения следствия представители рода Нагих и угличане, обвинившие в гибели Димитрия Бориса Годунова и расправившиеся над возможными убийцами, были подвергнуты ссылкам и казням, царица Мария Нагая пострижена в инокини с именем Марфа и сослана в Никольский монастырь на реке Выксе в Белозерском крае.
03.
Богоявленский монастырь — вид с севера
В Угличском летописце записано местное предание, возможно, дополняющее краткие сообщения столичных источников о пострижении и ссылке Марии Нагой. В нем повествуется, что опальная царица после гибели царевича Димитрия 15 мая 1591 года еще несколько месяцев провела в своем дворце, потом 20 ноября того же года по принуждению Бориса Годунова приняла постриг в Богоявленском монастыре и находилась в Угличе до 9 апреля 1592 года, когда была выслана в Никольский монастырь «что на Выксе».
04.Северные (1-е) врата Богоявленского монастыря
Богоявленский девичий монастырь первоначально находился на территории Угличского кремля – в юго-западной части крепости за прудом. В трагические годы для нашего Отечества, в период Смутного времени начала XVII века, Богоявленская обитель разделила участь города и других монастырей края. Во время нападений на Углич отрядов поляков и литовцев монастырь подвергся разорению. Тогда погибли настоятельница игумения Анастасия, два священника, два чтеца, 35 инокинь, 200 юных девиц и 60 женщин.
05.
Богоявленский собор — вид со стороны Улицы 9 января
Деревянные здания монастыря, как и большинство построек крепости, были сожжены. Эти события, вероятно, произошли во время наиболее опустошительного нападения на город весной 1609 года, произведенного отрядами Яна Микульского и Александра Лисовского.
06.
Богоявленский собор — в 2017 году был закрыт на реставрацию
С течением времени память о Богоявленской обители, как о многих других угличских монастырях и храмах, могла изгладиться и остаться лишь в виде кратких упоминаний, но произошло иначе. Около 1620 года Богоявленский девичий монастырь был восстановлен на прежнем месте великой старицей инокиней Марфой Ивановной – матерью первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича.
Богоявленский монастырь. На первом плане Водосвятная часовня (2010-е гг.)
В 1601 году Романовы подверглись опале и по приказу царя Бориса Годунова были пострижены в монашество (Федор Никитич с именем Филарет, Ксения Ивановна с именем Марфа) и сосланы в отдаленные места. В 1605 году Лжедмитрием I были возвращены из ссылки, Филарет возведен в сан ростовского митрополита. В 1611-1619 годах Филарет находился в польском плену, после освобождения был возведен в сан патриарха. Инокиня Марфа после избрания на царство в 1613 года Михаила Феодоровича стала именоваться государыней великой старицей, занимала видное почетное положение в государстве. Умерла 26 января (5 февраля) 1631 года.
08.Богоявленский собор
Как видно из вышесказанного, инокиня Марфа своим происхождением была связана с Угличским краем, бывала в городе. По этой причине она могла проявить участие к судьбе Богоявленской обители. Также монастырь мог быть восстановлен в память о царице Марии Нагой, принявшей в нем иночество. Как известно, первым вкладом инокини Марфы в Богоявленский монастырь был список с чудотворной костромской иконы Божией Матери «Феодоровской» в 1620 году, о чем свидетельствует надпись с обратной стороны иконы.
В числе жертвователей были и царь Михаил Феодорович, и супруга царя Иоанна V Алексеевича царица Прасковья. Таким образом, в судьбе угличского Богоявленского монастыря запечатлелась связь двух российских правящих династий – Рюриковичей и Романовых. При Рюриковичах монастырь был основан, последняя супруга Иоанна Грозного приняла в нем иночество и провела год после гибели сына. Мать первого царя из Дома Романовых Михаила Феодоровича восстановила монастырь и назвала «государыниным богомольем».
09.
В сложившихся условиях было найдено единственное верное решение – перенос обители на другое место. Что и было сделано в соответствии с грамотой царя Алексея Михайловича от 17 июня 1661 года. Для Богоявленского монастыря было найдено место на окраине посада при Ростовской дороге, где прежде стояла церковь Святителя Иоанна Милостивого. Земля была приобретена у ростовского митрополита Ионы и там построена обитель. В мае 1689 года, была получена грамота от митрополита Ионы на возведение каменного Богоявленского храма с приделом в честь Смоленской иконы Богоматери.
10.Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре
Так в монастыре появилось первое каменное здание – пятиглавый храм в нарядном стиле XVII века, ныне являющийся одной из главных достопримечательностей Углича. Очень важно, что церковь построили местные мастера. Выверенные пропорции и утонченный декор наглядно свидетельствуют о высоком мастерстве угличских зодчих. В 1854 году, после возведения нового Богоявленского собора, церковь была переосвящена в честь Смоленской иконы Божией Матери и ныне известна под этим названием.
11.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре
Церковь имеет небольшие размеры. С северной и западной стороны к церкви пристроены придел, трапезная и галерея. На своде, перекрывающем церковь находятся пять глав. Шатровая колокольня не сохранилась. На южном фасаде храма сохранились наличники. Выразителен западный фасад. Три арки подклетного этажа лишены украшений. Выше над междуэтажным поясом аркада второго этажа и декоративный карниз с фронтоном. Сохранившиеся росписи относительно недавние и большой ценности не имеют. Реставрация проводилась в 1972-1975 гг. Была разобрана юго-западная пристройка, восстановлены наличники и поливная зелёная черепица.
Далее, на протяжении столетия, облик Богоявленского монастыря существенно не менялся, здания в основном оставались деревянными. Лишь в конце XVIII века при введении генерального плана города Углича 1784 года были изменены границы территории обители и построена каменная ограда, сменившая прежнюю деревянную.
12.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре
Следующий XIX век стал периодом расцвета Богоявленского женского монастыря. В тот период произошло укрепление хозяйства обители, значительное увеличение числа насельниц, велось активное каменное строительство, кардинально изменившее облик небольшого монастыря.
13.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре
Заглянем внутрь древней Смоленской церкви
14.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре. Фото интерьеров сделаны на камеру смартфона.
15.
Фрагмент иконостаса Смоленской церкви
16.
В 1805-1818 годах в юго-восточной части территории, около Ростовской улицы, при игумениях Маргарите и Августе была построена внушительная церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери, ставшая летним храмом монастыря.
17.Церковь в честь Феодоровской иконы Божией МатериХрамовой иконой новой церкви стал список с чудотворной костромской иконы, пожертвованный Богоявленскому монастырю в 1620 году великой старицей инокиней Марфой. Этот образ является одной из главных святынь Богоявленского монастыря. Всегда пользовался глубоким почитанием среди угличан. Феодоровская церковь была выполнена в стиле классицизма и получила необычный план в виде четырехлистника-квадрифолия. Значительный центральный куб и полукруглые выступы завершены ротондами и вызолоченными луковичными главами.
В 1822-1824 гг. храм был расписан Епифаном Медведевым. В 1862 г. новые росписи выполнил ярославец Егор Дьяконов, фрески сохранились.
18.
Потрясающие фрески Федоровской церкви. Мне посчастливилось подробно их отснять; рассказ о них будет отдельным постом
Живописный силуэт церкви стал одной из важнейших составляющих панорамы Углича, вместе с древним Богоявленским (Смоленским) храмом она образовала замечательный архитектурный ансамбль.
19.
В 1836-1839 годах к западному фасаду Федоровской церкви была пристроена трехъярусная колокольня высотой 30 саженей (64 м), ставшая высотной доминантой монастыря и важной частью облика города.
20.В 1843-1853 годах на углу Ростовской и Петровской улиц, на земельном участке, прежде принадлежавшем купцам Буториным, был построен Богоявленский собор, ставший зимним храмом монастыря.
21.
Настоятельский корпус (слева) и Восточный келейный корпус (XIX в.) (справа)
Собор возведен по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона – автора Храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского Дворца и многих других значительных зданий. В качестве образца была использована петербургская церковь Святой Екатерины близ Обводного канала и Калинкина моста.
22.
Богоявленский собор и Восточный келейный корпус (XIX в.)
С появлением Богоявленского собора связана красивая, поэтичная легенда. На месте, где он построен, находился фруктовый сад горожан Буториных. Однажды весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Птицы прилетали сюда несколько лет подряд. После продажи земли монастырю игумения восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.
Подобно другим произведениям К.А. Тона угличский Богоявленский собор выполнен в русско-византийском стиле, в его облике после длительных иностранных заимствований возрождаются традиции древнерусского зодчества.23.
Богоявленский собор со стороны Ростовской улицы
Собор отличается крупными размерами и внушительным обликом, его величественный силуэт стал доминантой для всего города. Строительство столь крупного храма было настоящим подвигом для сестер монастыря. Не располагая достаточными средствами, они собирали пожертвования во многих губерниях, сами работали на кирпичном заводе, перевозили стройматериалы, выполняли земляные работы. Самоотверженными стараниями сестер обители под руководством игумении Еликониды (Муратовой) был построен храм, ставший украшением не только Углича, но и всей епархии.
24.
Настоятельский корпус (1817 г. )
25.
Келейный корпус (1895 г.), ныне общеобразовательная школа
Так на протяжении XIX – начала XX веков был сформирован внушительный комплекс монастыря, занимавший значительную часть 23-го землемерного квартала, являвшийся достопримечательностью и святыней Угличского края.
26.Настоятельский корпус (1817 г.)
В то время Богоявленский монастырь был известен далеко за пределами Углича, по степени благосостояния и размерам он считался одним из наиболее значительных в Ярославской епархии. В период расцвета в обители находилось около 250 монахинь и послушниц. Благолепие храмов, величественный облик и благосостояние монастыря не были случайным явлением или следствием забот богатых жертвователей – они создавались тяжелым трудом насельниц, строгой и праведной жизнью. По этим причинам монастырь привлекал паломников, пользовался глубоким уважением и почитанием среди угличан.
В Богоявленском монастыре находились почитаемые иконы и другие святыни, привлекавшие внимание богомольцев. В частности, образы Пресвятой Богородицы – Корсунской, «Троеручицы» и «Недремлющее око», от которых были засвидетельствованы исцеления. В 1846 году московский помещик Гавриил Павлович Головин пожертвовал обители доску-мощевик с частицей мощей святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. В 1886 и 1887 годах от афонского иеромонаха Иосифа монастырь получил в дар два ковчега с частицами мощей разных святых. Еще один ковчег, принадлежавший усопшему строителю Ростовского Белогостицкого монастыря иеромонаху Димитрию, передал в 1881 году епископ Ярославский и Ростовский Ионафан с обязательством поминовения.
27.
Богоявленский собор — вид с Ростовской улицы
Обширным и благоустроенным монастырь вступил в ХХ век, в течение которого его ожидали тяжелейшие испытания. После большевистского переворота Богоявленская обитель стала подвергаться нападкам властей. Происходили всяческие притеснения, обложение налогами, изъятия ценностей, грубые вторжения в монастырскую жизнь. В 1928 году обитель была закрыта, и наступило наиболее мрачное время в ее истории.
Находившийся в ссылке архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) 25 августа записал в своем дневнике: «Вчера получил известие из Углича о закрытии Угличского женского монастыря – в самый праздник! Как тяжело!». В 1930-х годах были разрушены колокольня и ограда монастыря. Так архитектурный ансамбль обители утрачивал единство, на смену художественному совершенству и почитанию приходили равнодушие и упадок.
28.
Богоявленский собор со стороны Воскресенского монастыря — снято с сильным приближением
Судьба монастырских построек складывалась по-разному. Бывшие келейные корпуса приходили в ветхое состояние, Смоленский и Феодоровский храмы были отреставрированы в 1970-1980-х годах, начата реставрация Богоявленского собора. Но внешняя реставрация не способствовала сохранению постепенно разрушавшихся росписей и интерьеров. В храмах на протяжении большей части ХХ века размещались склады.
Новый XXI век принес надежду на изменение к лучшему состояния древней обители. В 2003 году были возобновлены богослужения в Феодоровской и Смоленской церквах, а осенью 2010 года по постановлению Святейшего Синода началось возрождение обители. Так Угличский Богоявленский женский монастырь после многолетнего забвения обрел новую жизнь. За прошедшие со времени открытия монастыря нескольких лет стараниями игумении Антонины (Злотниковой) и сестер, при поддержке благотворителей сделано немало. Восстанавливаются ограда, колокольня, ремонтируются возвращенные корпуса келий. Смоленский, Феодоровский и Богоявленский храмы приводятся в порядок, принимают благолепный благоустроенный вид. Резные иконостасы, утварь, иконы, вновь обретаемые святыни наглядно свидетельствуют, что в древние стены возвращается жизнь, возрождается почитание прославленной обители.
Источники:
Рыбин К.Г. Краткие сведения о церквах и монастырях Ярославской епархии. – Ярославль, 1908.
Угличский Богоявленский женский монастырь. Сотрудник краеведческого музея в г. Углич — Е.А.Лиуконен. Официальный сайт Богоявленского монастыря.
Царе-Угличский Летописец. – Издание Угличского родословно-краеведческого общества им. Ф.Х. Кисселя. – Углич, 2013.
P.S. Использован фотохостинг Живого Журнала
© Vladimir d’Ar, 2020
Часть вторая — Фрески Федоровской церкви Богоявленского монастыря
Богоявленский монастырь в Угличе
В центре Углича, всего лишь в квартале от Успенской площади, расположен Богоявленский женский монастырь. На его территории находится три храма, в том числе самый большой в Угличе Богоявленский собор, голубые купола которого видны практически из любой точки города.
Богоявленский монастырь — одна из главных достопримечательностей Углича, его история насчитывает почти семь веков. Посетить обитель могут все желающие. Кроме зданий церковного назначения, здесь разместились две школы: детская художественная — в Келейном корпусе и общеобразовательная — в старинном здании 1895 года.
В этой школе училась русская поэтесса и прозаик Ольга Федоровна Берггольц. Жила она также здесь — в одной из квартир, в бывшей монашеской келье. В своих произведениях Ольга Берггольц не раз с любовью и грустью вспоминала об Угличе, называя его родимым, а Богоявленский монастырь любимым.
Обитель была основана княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского во второй половине XIV века. Интересно, что первоначально Богоявленский монастырь находился на территории Кремля, в то время все его строения были деревянными.
В течение двух столетий обитель застраивалась и расширялась. Из-за тесноты монастырь перенесли за пределы Кремля к Ростовской улице. Здесь он занимал целый квартал между современными улицами 9 января и Февральской.
На территории обители расположены три действующие церкви:
- Церковь Смоленской Иконы Божьей матери — стройная и изящная, это самое старое монастырское здание.
Раньше к постройке примыкала колокольня, не сохранившаяся до наших дней. - Величественный и торжественный Богоявленский собор выделяется красивыми голубыми куполами (раньше их украшали золотые звезды). Храм является одним из немногих сохранившихся строений, созданных по проекту выдающегося архитектора Константина Тона
- Церковь Федоровской иконы Божьей матери построена в начале XIX века в классическом стиле. Обратите внимание на ее необычную архитектуру — центральная часть храма со всех сторон окружена полукруглыми пристройками так, что в проекции получается правильный крест
Богоявленский монастырь в 2003 году возвращен верующим. Началась реставрация старинных зданий. Вместе с тем, в настоящее время в этом святом месте можно одновременно увидеть и строгих монахинь, и резвящихся школьников, и любознательных туристов. К счастью, школа и обитель не мешают друг другу и их соседство является мирным и добрым.
Пешеходная экскурсия в Кремль, церковь Царевича Дмитрия, Спасо-Преображенский собор, Богоявленский монастырь.
Посещение Палат удельных князей Пешеходная экскурсия Посещение религиозных объектов Посещение музеев, галерейВключает посещение историко-художественного музея, расположенного на территории угличского Кремля, в уникальных памятниках 15-19 веков которого размещаются экспонаты, связанные с историей города и России в целом. Гости посетят один из главных объектов музея — ц. Царевича Дмитрия-на-крови, воздвигнутую в 1692 году на месте трагической гибели малолетнего сына Ивана Грозного, а также Спасо-Преображенский собор 18 века – главный кафедральный собор Углича. В ходе экскурсии туристы побывают в Богоявленском монастыре, основанном в конце 14 столетия женой Дмитрия Донского Великой княгиней Евдокией.
В экскурсию входит посещение памятника XV века, Палата удельных князей – часть кремлевского дворца, построенного при угличском князе Андрее Большом.
Палаты угличских удельных князей 1–ый этаж. В первом зале исторического отдела представлена экспозиция, посвященная событиям 16-18 вв. Она знакомит нас с историей смутного времени. Туристы услышат о гибели Углича при захвате его войском Лжедмит-рия второго. Здесь же находятся экспонаты, которые рассказывают о восстановлении го-рода при первом царе династия Романовых Михаиле. Рядом комната посвящена Петру первому и его преобразованиям.
Палаты угличских удельных князей 2–ой этаж. Большой зал – бывшая Тронная Палата, где сохранились роспись и экспонаты 19-того века. На втором этаже Палат представлена экспозиция «Углич в истории государства российского 17 — нач. 20вв.»: первые Романовы, Петровские преобразования, Эпоха Екатерины, Реформы Александра II, Углич в конце XIX — начале XX века. В экспозиции представлены хромолитографии из серии «Портреты дома Романовых», царские вклады, портреты и предметы из собрания Угличского музея, характеризующие свою эпоху.
Круизы на теплоходах
Таблицей
Списком
Найдено круизов: 46
Сортировать по параметруСортировать: Дата начала Дата начала Продолжительность Продолжительность Стоимость Стоимость Сбросить сортировку
Северная Венеция
Водоход. Премиум Северная ВенецияСпецпредложения
Москва -> Кижи -> Санкт-Петербург
— 09 Мая 2022 (Пн) 8 дней
Осталось < 20 кают
71 200 <span>₽</span> от 66 216 <span>₽</span> / чел.Остановки:МоскваУгличГорицыКижиМандрогиСортавалаВалаамСанкт-Петербург
Остановки:МоскваУгличГорицыКижиМандрогиСортавалаВалаамСанкт-Петербург
Энокруиз
Водоход. Премиум ЭнокруизСпецпредложения
Москва -> Мышкин -> Углич -> Москва
03 Мая 2022 (Вт)— 06 Мая 2022 (Пт) 4 дня
Осталось < 20 кают
Остановки:МоскваТверьМышкинУгличМосква
Остановки:МоскваТверьМышкинУгличМосква
Энокруиз
Водоход.Премиум ЭнокруизСпецпредложения
Москва -> Кострома -> Москва
10 Мая 2022 (Вт)Осталось < 20 кают
34 600 <span>₽</span> от 31 832 <span>₽</span> / чел.Остановки:МоскваУгличКостромаМышкинМосква
Остановки:МоскваУгличКостромаМышкинМосква
Очарование русской провинции
Водоход.Премиум Очарование русской провинцииМосква -> Плёс -> Москва
15 Мая 2022 (Вс)— 21 Мая 2022 (Сб) 7 дней
Осталось < 20 кают
49 600 <span>₽</span> от 45 632 <span>₽</span> / чел.Остановки:МоскваТверьМышкинПлёсЯрославльКоприноУгличМосква
Нижегородская ярмарка
Водоход. Премиум Нижегородская ярмаркаСпецпредложения
Москва -> Нижний Новгород -> Москва
19 Мая 2022 (Чт)— 26 Мая 2022 (Чт) 8 дней
Осталось < 20 кают
68 100 <span>₽</span> от 62 652 <span>₽</span> / чел.Остановки:МоскваУгличКостромаГородецНижний Новгород (2 дня)ГородецЯрославльКоприноМышкинМосква
Остановки:МоскваУгличКостромаГородецНижний Новгород (2 дня)ГородецЯрославльКоприноМышкинМосква
Край ста тысяч песен
Водоход. Премиум Край ста тысяч песенСпецпредложения
Москва -> Чебоксары -> Москва
22 Мая 2022 (Вс)— 30 Мая 2022 (Пн) 9 дней
Осталось < 20 кают
64 300 <span>₽</span> от 59 156 <span>₽</span> / чел.Остановки:МоскваКалязинКостромаГородецНижний НовгородЧебоксарыНижний НовгородГородецТутаевКоприноУгличМосква
Остановки:МоскваКалязинКостромаГородецНижний НовгородЧебоксарыНижний НовгородГородецТутаевКоприноУгличМосква
Очарование русской провинции
Водоход. Премиум Очарование русской провинцииСпецпредложения
Москва -> Плёс -> Москва
27 Мая 2022 (Пт)— 02 Июня 2022 (Чт) 7 дней
Осталось < 20 кают
60 500 <span>₽</span> от 55 660 <span>₽</span> / чел.Остановки:МоскваТверьМышкинПлёсЯрославльКоприноУгличМосква
Остановки:МоскваТверьМышкинПлёсЯрославльКоприноУгличМосква
Богоявленский женский монастырь – Официальный турпортал Ярославской области
Подробное описание:
Богоявленский монастырь не принадлежит к числу древних. По двум существующим версиям его основала в конце XVI века Мария Нагая, мать царевича Димитрия и последняя жена Ивана Грозного, или Ксения Шестова (инокиня Марфа), мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Первоначально обитель находилась в юго-западной части кремля, за прудом. Там ее застало Смутное время. Вражеские отряды ворвались в кремль, разорили монастырь и убили насельниц вместе с игуменией Анастасией. В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место — на Ростовскую дорогу. Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления. В XIX веке после строительства нового собора церковь была переосвящена в честь Смоленской Иконы Божией Матери. В архитектуре церкви Смоленской богоматери сохранились черты, ставшие традиционными для угличского храмового зодчества. Реставраторам посчастливилось раскрыть и восстановить прежнее убранство глав церкви — теперь, как и много лет назад, все они покрыты сверкающей зелёной черепицей. Особенно большое строительство началось в монастыре в начале XIX века. Сооружаются корпуса братских келий, Федоровская церковь (1818г.), каменная ограда. Церковь Фёдоровской Иконы Божией Матери, пожалуй, наиболее интересный угличский памятник XIX века. Необычен для Углича её крестообразный план. Скорее всего, здесь сказалось влияние столичного зодчества второй половины XVIII века, когда в Москве и Петербурге стали строиться центрические церкви с планом в виде креста. Внутреннее пространство церкви украшено яркими росписями. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым, братом Тимофея Медведева, расписавшего Спасо-Преображенский собор. В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора. Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди. Собор — образец официального русско-византийского стиля — возвели в 1843-1853 гг. по проекту архитектора К.Тона. Постройка собора, несмотря на видимое благосостояние обители, стала настоящим подвигом для насельниц. Возводя столь крупное здание, они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игуменья монастыря Еликонида, которая была инициатором строительства. Последним храмом монастыря стала небольшая церковь Иконы Божией Матери «Достойно Есть» (1886-1887 гг.), которая представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В 1920-е годы монастырь закрыли, а дальше последовало его разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь «Достойно Есть» перестроена в жилой дом. Богоявленский собор практически до наших дней использовался под склад. В 2003 году началось возрождение двух храмов обители — Федоровской и Смоленской церквей. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора — впервые за много лет разрухи и небрежения самый заметный храм Углича обрел достойный вид. С 2010 года монастырь вновь действует как женская обитель.
Богоявленский собор – самый… — Угличский музей.
Двести лет назад (и пару недель сверх того), предположим даже, что в шестом часу тёмного осеннего вечера…
Портреты супругов Шарковых (Музей города Боровичи и Боровичского края) были закончены угличским портретистом Иваном Тархановым в октябре 1821 года.
Иван Борисович – купец, семья жила в Боровичском уезде, в лоцманской слободе Опеченский посад на реке Мсте. Посад с его торговым духом, с каменной набережной-пристанью и даже с некоторой оглядкой на петербургскую планировку улиц-«линий» был местом оживлённым и зажиточным, восприимчивым к столичным веяниям. Но «Шарковы» это и угличская фамилия, связь опеченцев с угличанами ещё предстоит установить.
Агриппина Афанасьевна явлена «на 26 году», возраст мужа на обороте холста неразборчив, но оба молоды и нарядны. Он, больше похожий на чиновника, полнеющий, с вьющимися прядями на лбу, бритый, с белым шейным платком и в белом жилете. Не из жилетного ли кармашка вынуты часы? – их невидимая зрителю цепочка перекинута через указательный палец левой руки, циферблат обращён как раз к зрителю, на него не смотрят, его показывают. Часы – один из предметов, принятых в портрете людей «коммерческого круга» (как письма, перья, чернильницы…), атрибут того, кому привычно сверять свои дела с бегом стрелок, спешить к назначенному времени, ждать условленной встречи.
Если верить П. Вистенгофу и его «Очеркам Московской жизни»» («Жена ходит по-русскому и в платке, когда муж с бородою, и в чепце или в шляпке, когда муж бороду бреет, или даже и тогда, когда он её только подстригает»), жене этого купца определённо положен чепец. Её наряд сшит не «по-русскому», это платье ампирного силуэта – белое, с высокой талией, подчёркнутой под грудью поясом лёгкого зелёного тона, с мелкими складками из-под пояса и пышными рукавами. Золотисто-жёлтая большая шаль здесь тоже как дань «большой моде», где восточные или европейские, а потом и русские шерстяные шали с ткаными каймами стали почти обязательным дополнением к лёгким и открытым платьям. На шее жемчуг, в ушах крупные серьги, что-то вроде виноградной грозди с листочком. Венчает это великолепие всё-таки головная повязка, – платок из ткани в тон пояску повязан ловко и плотно, чуть открывая тёмные волосы, охватывая их ярко освещённым легко-зелёным краем. Здесь дан своего рода образец уездного вкуса, в котором органично соединено почти несовместимое, но любимое.
«Встретив» молодую женщину «по одёжке», присмотримся к ней, как, видимо, и сам Тарханов – с увлечением. Пухлые губы с ямочками, тёмные глаза, приподнятая бровь – будто в зеркало смотрится и довольна отражением, нарядом, собой в расцвете женской красоты, уже не робкой, ещё не уставшей. Портреты супругов, видимо, как раз об этом – о жизни, которая хорошо задаётся и многое обещает.
В наследии Тарханова угадываются утраты, написанного им было много, но угличские пожары 1822 и 1921 годов, превратности времени, долгое забвение художника – всё оставило в череде созданных им образов пробелы и провалы. «Шарковы», надо полагать, были увезены и спаслись – через полгода Углич потеряет более трёхсот домов – свою «лутчую треть», как тогда повторяли и повторяли в разных бумагах о пожаре.
Это самые первые из известных по-настоящему «тархановские» портреты, он нашел свою формулу парного изображения – степень единства и обособленности, сходства и идеализации, сиюминутной живости и вневременной статики.
…Краски оставлены сохнуть, убраны свечи и получен расчёт, часы в кармашке пошли дальше отсчитывать минуты-часы-дни-годы. Молодая пара и их вещи – жилет, пуговицы, шаль – отправилась в долгую дорогу во времени…
На фото:
-Портрет А.А. Шарковой. Тарханов И.
-Портрет И.Б. Шаркова. Тарханов И.
-Подсвечник XIX в.
#угличскиймузей #угличскийкремль #visitrussia #visityaroslavia #углич #ярославскаяобласть #достопримечательностиуглич #чтопосмотретьвугличе
Богоявленский монастырь просит помощи
Углич церковный
Богоявленский монастырь просит помощи
Насельницы Угличского Богоявленского монастыря обращаются с просьбой о помощи в реставрации храмов. Как рассказала настоятельница монастыря игуменья Антонина (Злотникова), они уже кричат SOS в попытке спасти уникальный исторический и культурный памятник.К монастырю относятся несколько зданий – собор и два старинных храма. Богоявленский собор был возведен по проекту архитектора К. Тона в 1843-1853 гг., а храм Феодоровской иконы Божией Матери построен в 1805-1818 гг. Храм Смоленской иконы Божией Матери, который является самым древним в монастырском комплексе, относится к 17 в.
Когда-то у монастыря была еще одна – четвертая – церковь, в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», однако она была переделана в жилой дом.
Возрождение монашеской жизни началось в храме всего полгода назад, в общине пока лишь десять сестер. Всю прошлую зиму они были вынуждены жить в храме Смоленской иконы Божией Матери, так как келий в монастырском комплексе просто нет. Многие здания, которые когда-то были монастырскими, давно уже отданы под квартиры, жильцы их приватизировали. В одном доме размещена школа, которую когда-то посещала поэтесса Ольга Берггольц. Некоторые здания были отданы под склады. Подвергался «переделке» и Богоявленский собор, в котором во времена Советского Союза размещалась керосиновая лавка.
С 2003 года два храма монастыря стали возрождаться. Сейчас в Смоленской и Феодоровской церквях уже проводятся службы. Восстановлен фасад Богоявленского собора. В настоящее время работы на территории обители не прекращаются – восстанавливается ограда монастыря.
Монастырь известен как место, где соединились две царские русские династии – Рюриковичей и Романовых. Основала собор Мария Нагая, одна из жен Ивана Грозного, мать царевича Димитрия. Когда на Руси наступило Смутное время, монастырь разорили поляки, которые убили сестер и настоятельницу. Позже, уже в 1689 г., монастырь решили восстановить, но уже на другом месте. В 30-ые гг. XX века монастырь закрыли. И лишь полгода назад в нем опять поселились сестры, которые просят о помощи в реставрации своей обители, сумевшей выстоять в нелегкие времена неверия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Углич. Часть 1. Святыни древнего Углича и его окрестностей.
1. Церковь Царевича Дмитрия «на поле». 1811 год.
В Угличе настолько было велико почитание своего самого известного святого и так жива память о печальных событиях, что ему за триста лет посвятили целых три храма, тогда как в других городах посвящение царевичу Димитрию – большая редкость. Старая легенда повествует о том, что 3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие, но перед тем остановились около города и разрешили угличанам попрощаться с царевичем. Это событие не было забыто, и вскоре на месте прощания была выстроена часовня.
2. Богоявленский монастырь. Смоленская церковь.
Силуэты глав Богоявленского монастыря особенно хорошо видны при въезде в Углич по старой ростовской дороге. До середины 17-го века девичий Богоявленский монастырь размещался на территории кремля. Его основала в конце 14-го столетия жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия. В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место. Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления (сейчас Смоленской богоматери).
Особенно большое строительство началось в монастыре в начале 19-го века. Сооружаются корпуса братских келий, Фёдоровская церковь (1818г.), каменная ограда. В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора.
1920-е –30-е годы, после закрытия монастыря, храм сильно пострадал: лишился колокольни (после нее осталась изуродованная западная стена), очень повреждено внутренне убранство. Таким, после всех разрушений, использования под склад, он дожил до наших дней. В 2003 году было начато возрождение, уже в качестве приходского храма. Можно надеяться, что возродится и Богоявленский монастырь.
3.
4.
5. Богоявленский монастырь. Федеровская церковь.
6.
7. Кремль. Церковь царевича Дмитрия «на крови». Hаходится на берегу Волги,на выскоком крутом берегу, в севреном углу крепости (Угличкий кремль), образуемом впадением Каменного ручья в реку Волгу.
Отстроена церковь в 1692 г. по приказу царей Иоана и Петра Алексеевича. На том месте, где согласно преданию в мае 1591 года был убит царевич Дмитрий.
До церкви здесь находилась часовня, в которой хранились мощи царевича Дмитрия. Затем по перенесении мощей в Москву эта часовня была перенесена на Ростовскую дорогу, а на этом месте поставлена большая часовня, а затем деревянная церковь. Затем царь Михаил Федорович повелел на месте деревянной церкви воздвигнуть каменную в 1638 году. Каменной церкви был отстроен только нижний этаж и назван в честь Михаила. А в 1692 году была отстроена вся церковь внуками царя Михаила Федоровича.Верхняя ее часть освящена в честь царевича Дмитрия.
8.
9. Кремль. Спасо-Преображенский собор и колокольня.
1713, по другим источникам — 1716 год. Поставлен на месте дворцового храма Константинова и Елены, входившего в княжеский комплекс. Данный Собор — монументальное сооружение. Основной четверик покрыт четырехскатной кровлей и завершается каноническим пятиглавием. Плоскости стен членятся лопатками на 3 части. Собор создан артелью ярославских каменщиков, во главе с крепостным мастером Григорием Федеровым.
Нарядность храму придает декоративная обработка стен и барабанов. Особенно замечателен в этом отношении южный белокаменный портал с его пышным орнаментом.
В начале 19-го века к собору с юга пристроили портик, западную паперть и северный придел, что исказило исторический облик здания.
Внутреннее пространство храма перекрыто сводом, пролет которого составляет 14 метров.
На сводах и стенах — великолепные фрески на сюжеты Нового Завета. Они являются копиями работ европейских мастеров эпохи Возрождения и Барокко. Грандиозный шестиярусный иконостас, установленный в 1860 году, включает иконы 17-19 веков.
В 1730 году была выстроена колокольня. Кровля и главки относятся к 19 веку. Возвышаясь над собором, она как бы объединяет все кремлевские постройки. Далеко видимый силуэт колокольни вместе с куполами собора венчает весь ансамбль памятников Углича.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. Церковь Флора и Лавра. Первые сведения о церкви относятся к концу XVI – началу XVII веков. В XVIII-XIX столетиях церковь называлась Воскресенской, Воскресенско-Флоровской. Только в XX веке, после закрытия храма в 1927 году, за ним окончательно закрепилось преимущественно народное название «Флора и Лавра».
В советские годы в церкви размещались различные государственные учреждения, здание подверглось серьезным перестройкам, искажениям облика. Была разрушена колокольня, полностью уничтожено внутреннее убранство – иконостасы, росписи. В таком состоянии храм сохранялся до недавнего времени.
7 октября 2008 года на церковь святых мучеников были установлены главы с крестами, а на звонницу подняты колокола. При помощи подъемного крана купола с крестами были водружены на высоту 40 метров на пять барабанов храма. Купола выполнены из меди, а кресты покрыты нитритом титана. Изготовила их переславская фирма ООО «Покров».
По благословлению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла освящение совершил настоятель Спасо-Преображенского собора в Рыбинске протоиерей Василием Денисов.
19. Церковь Казанской иконы Божьей Матери. 1778 год постройки.
Церковь не была приходской, так как стояла на торговой площади и ее содержали торговые люди и купцы, жертвовавшие немалые деньги на храм. В 1921 году дотла выгорела вся Торговая площадь, а вместе с ней сильно пострадала и Казанская церковь − у нее выгорело внутреннее убранство, обрушилась колокольня. Ее восстановили, а церковь приписали к приходу соседней Успенской церкви (не сохранилась). В 1935 году, в связи со строительством Угличской ГЭС, храм закрыли и передали здание в ведение строителей. Красавицу-церковь использовали как водонапорную башню, склад, общежитие… В 2000 году храм снова был передан верующим, началась его реставрация. В 2006 году колокольня обрела «голос» − большой колокол в 50 пудов, отлитый в Тутаеве литейщиком Н.Шуваловым. Сейчас храм стоит не в окружении торговых лавок, а на фоне зданий советской постройки, а вокруг него разбит сквер с большой детской площадкой.
20. Церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге». Построена в 1689-1690 годах.
С возведением на берегу Волги нового храма связана трагическая история XVII века. Примерно в середине XVII века в Угличе жил богатый посадский человек Никифор Чеполосов, у которого был сын Ваня. Однажды Ваня, которому было всего шесть лет, ушел к учителю и пропал. Когда стали выяснять, что могло случиться с мальчиком, оказалось, что служивший у Чеполосова приказчик Рудак, имея «злобственное… в сердце скрытое ухищрение» (как сказано в летописях XVII-XVIII веков), похитил ребенка и убил его. Что заставило его поступить таким образом − месть ли, или другие побуждения − неизвестно. Смерть мальчика пытались превратить в событие, перекликающееся с гибелью царевича Димитрия, но этому воспротивились ростовские духовные власти; дело дошло до самого Петра I, который запретил эту канонизацию. На месте гибели сына Чеполосов поставил сначала деревянную часовню, а позднее, в конце 1680-х годов, и каменную церковь, для строительства которой, возможно, пригласил московских мастеров.
В 1941 году церковь была закрыта. В 1970-х годах была проведена реставрация памятника. Сейчас церковь возвращена верующим и приписана к стоящему по соседству Воскресенскому монастырю. Главный престол храма освящен во имя Спаса Нерукотворного Образа, два боковых придела – Рождества Иоанна Предтечи (это был первый освященный придел, давший имя всей церкви) и Симеона Столпника. Застать храм открытым можно очень редко, так что чаще всего остается любоваться им снаружи.
21. Воскресенский монастырь. Один из древнейших в Угличе (известен с конца 14-го века), деревянные постройки которого стояли первоначально на берегу Волги, в середине 17-го века был переведен дальше от берега и в 1674-1677 годах был создан новый грандиозный ансамбль.
22.
23. Николо-Улейминский женский монастырь русской православной старообрядческой церкви.
Двенадцатью километрами южнее Углича, у дороги на Ростов, в месте слияния рек Улеймы и Вержехоти, стоит Николо-Улейминский монастырь — единственный почти полностью сохранившийся монастырский ансамбль на угличской земле.
Ансамбль представляет собой традиционную композицию монастырских комплексов 16-17 веков. Прямоугольная в плане территория монастыря ограждена невысокой каменной стеной с восемью разными по форме башнями — круглыми, четырёх- и восьмигранными. В центре расположены собор, трапезная, многоярусная колокольня. В монастырь ведут двое ворот — главные (Святые)- с запада и Водяные — восточные, обращенные к реке Улейме.
Монастырь был закрыт в 1930году. Николо-Улейминский монастырь в настоящее время передан старообрядческой Православной церкви.
24. Деревня Воскресенское. Церковь вознесения Господня.
Располагается недалеко от Углича.
25.
26. Село Сера. Ярославская обоасть, Мышкинский район. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1777 год.
27.
28. Деревня Семендяево. Калязинский район. Богоявленский собор. 1736 год.
29.
30.
31.
32.
33. Заозерье. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Описательная часть частично поддерживается информацией с сайта www.uglichru.ru/index.htm
Богоявленский собор, Углич
Богоявленский собор в Угличе был построен в начале 14 века, но продолжает служить катализатором возрождения традиционных духовных ценностей России. Он, пожалуй, наиболее известен своей коллекцией русской живописи 15-18 веков и необычной экспозицией дворянских и купеческих портретов 18-20 веков.
В Угличе 18 века зародился обычай, сначала в знати, а затем и в купеческих семьях, портреты членов семьи рисовались искусными художниками. Жилые комнаты украшали портреты жителей, так что усадьбы, по сути, стали предшественниками семейных альбомов, впервые появившихся в 1840-х годах. Эти альбомы будут содержать все, от фотографий до билетов в театр и приглашений на званые обеды.
Коллекция портретов, обнаруженная сегодня в Богоявленском соборе, имеет большое историческое значение. Портреты отражают ценности каждой семьи и помогают увековечить память об особых событиях каждой представленной семьи.Более того, картины представляют собой собирательный портрет внешнего вида горожан в их дни. Эмоции изображенных тонко изображены, а отрывки из семейных историй запечатлены в каждом мазке, помогая нарисовать более широкую картину жизни в России в былые времена.
Богоявленский собор собирает толпы не только в картинную галерею, но и на музыкальные вечера. Тем, кому посчастливится побывать летом, будет возможность послушать классические произведения в исполнении ансамбля «Ковчег», ныне популярного символа города.
Собор когда-то входил в ансамбль Угличской соборной церкви и служил зимней часовней. Его декор и интерьер, расписанный талантливыми художниками, отражают его элегантный статус, и, хотя с тех пор фрески были побелены, а здание серьезно повреждено, работы по восстановлению продолжаются. Его красота могла быть запятнана, но Богоявленский собор в Угличе никогда не терял своего значения для культурной и духовной жизни города.
Описание и фото Богоявленского монастыря — Россия — Золотое кольцо: Углич
Рейтинг: 7,5 / 10 (100 голосов)
youtube.com/vi/lSRFQisBk-0/hqdefault.jpg’ alt=’Epiphany monastery description and photos — Russia — Golden Ring: Uglich’><span><button aria-label=’Watch’><svg version=’1.1′ viewBox=’0 0 68 48′><path d=’M66.52,7.74c-0.78-2.93-2.49-5.41-5.42-6.19C55.79,.13,34,0,34,0S12.21,.13,6.9,1.55 C3.97,2.33,2.27,4.81,1.48,7.74C0.06,13.05,0,24,0,24s0.06,10.95,1.48,16.26c0.78,2.93,2.49,5.41,5.42,6.19 C12.21,47.87,34,48,34,48s21.79-0.13,27.1-1.55c2.93-0.78,4.64-3.26,5.42-6.19C67.94,34.95,68,24,68,24S67.94,13.05,66.52,7.74z’ fill=’#f00′></path><path d=’M 45,24 27,14 27,34′ fill=’#fff’></path></svg></button></span></a>» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»Epiphany monastery description and photos — Russia — Golden Ring: Uglich»/>
Описание и фото Богоявленского монастыря — Россия — Золотое кольцо: Углич.Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.
Фото и описание
В центральной части города Углича можно увидеть изумительно красивые голубые купола — это знаменитый собор при женском Богоявленском монастыре, который долгое время был самым большим во всем городе. Монастырь фактически занимал целый квартал, который располагался на четырех улицах, включая огромную Ростовскую.
Монастырь был основан во второй половине 14 века при поддержке княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского.В свое время мать Дмитрия насильно постригла ее в монахини, когда умер ее сын.
Во время польского нашествия монастырь полностью сгорел, и его восстановление было проведено только в 1620-х годах. Монастырь был перенесен на Ростовскую улицу немного позже — в 1664 году — из-за того, что он уже не мог поместиться в Кремле, ведь он стал без устали разрастаться.
Самой первой каменной церковью Богоявленского монастыря была Смоленская церковь, первоначально освященная как Богоявленская. Его строительство началось в 1689 году и закончилось 11 лет спустя. Здание представлено высоким, стоящим на цокольном этаже и оборудованным пятиглавой протяженной трапезной и всего одним проходом. Смоленск, как и большинство церквей XVII века, также имеет вертикальную ориентацию, что придает ему более торжественный вид.
С запада к храму пристроили колокольню, очень похожую на колокольню Димитриевского храма, находящуюся на территории Угличского кремля. Колокольня не сохранилась до наших дней.
Второй храм Богоявленского монастыря носит название Федоровский, построен в 1818 году. Он отличается довольно нетрадиционным внешним видом — построен в стиле классицизма, что особенно редко встречается в Угличе. Храм крестообразный в плане, напоминающий столичные соборы 18-19 веков. Внутреннее убранство включает фрески 1822–1824 годов, выполненные талантливым мастером Медведевым; росписи очень похожи на росписи Спасо-Преображенского собора Угличского кремля.
В 19 веке монастырь имел довольно обширную территорию, застроенную помещениями для настоятелей, а также кельями, деревянными службами.
Еще одним храмом монастыря был Богоявленский собор, построенный по проекту талантливого архитектора К.А. Тона — автор московского Храма Христа Спасителя. Считается, что он стоит на месте, где когда-то был фруктовый сад, принадлежавший семье Буториных. Строительство собора на этом месте было не случайным, ведь, как утверждала хозяйка дома, за несколько лет сюда прилетели три белых лебедя, что стало символическим знаком.Этот собор отличается внушительными размерами; он самый крупный во всем Угличе. Собор имеет лаконичные и строгие очертания, но при этом остается торжественно величественным. Его главное украшение — большие главы, ныне покрытые золотыми звездами, а также большие полукруги закомаров, а в них были вмонтированы листы из металла, на которых есть роспись.
В Богоявленском мужском монастыре когда-то находились две иконы: чудотворная икона Божией Матери «Пробуждающееся око» и икона Федоровской Богородицы, которые особенно почитались местными жителями.Первую икону подарила монастырю горожанка Лебедева, подтвердившая принадлежность иконы древним временам.
В годы советской власти монастырь был закрыт, а вскоре разрушен; кельи и храмы были переоборудованы для хозяйственных нужд и жилья. В 1970-е годы реставрационные работы велись исключительно по внешней отделке. С 2003 года все монастырские церкви были переданы верующим, после чего началось их постепенное восстановление.
Также рекомендуем ознакомиться с описанием и фотографиями Галереи современного искусства (Moderna galerija) — Словения: Любляна
Тема: Описание и фото Богоявленского монастыря — Россия — Золотое кольцо: Углич .
Богоявленский Богоявленский монастырь Углич. Богоявленский женский монастырь, Ярославская область. Помогите людям изображения
Говоря об Угличе, невозможно обойти его монастыри и многочисленные храмы. Удивительно, но на такой небольшой провинциальный городок и его окрестности существующих храмов приходится около двух десятков, и это не считая унтерти или тех, кто стал музеем.
Первый угольный монастырь, с которым я хочу познакомить вас с Богоявленским монастырем.
Он, как и все местные монастыри, находится в центре города в пешей доступности от Кремля. Это единственный монастырь, в котором я раньше не бывал, потому что здесь обычно бывают экскурсионные группы, и потому что много лет он был в довольно плачевном, непарадном.
Личные впечатления. Богоявленский монастырь отличается от многих, что я видел раньше.Многие годы он не использовался по прямому назначению. Чего там не было — и жилья, и складских помещений, и детского дома, и школы. Однако пока здесь расположены две школы в бывших лагерях — художественная и общеобразовательная.
Глядя на три монастырских храма, раздробленную, не очень ухоженную территорию, я испытал сложные чувства — и боль, и непонимание, и возмущение, что можно существовать и зажечь святое место …
Когда-то это был огромный монастырь, который занимает весь городской район, полностью огороженный стенами и башнями и ограниченный четырьмя хи-улочечными улицами.
Сейчас, находясь здесь, не испытываю чувства целостности, защищенности, преданности делу со стороны этого мира. Каждый прохожий может пройти к воротам монастыря, двери в него открыты. Письменные стены брачного корпуса, тут же заброшенные заушники, смело резвятся циновкой между тремя «ранеными» храмами на горизонтальных горизонтах … Дааа, я этого еще не видел. Конечно, у многих наших детей нет воспитания, но когда в монастыре слышишь, то особенно неприятно слышать.
Не знаю, какие чувства испытывают дети, живущие в таком святом городе века, познавая здесь, на Земле, Святого Обитателя. Есть ли душевный треп? Я не заметил. Мне было жалко храмов, нам было все жалко … Мне еще нужно прийти в храм иначе, зная, где ты и зачем.
В бывших кельях Богоявленского монастыря жила в послереволюционные годы (с 1918 по 1921 год) будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц, училась в школе. В 1931 году она написала здесь рассказ о своей жизни «Углич», а через 20 лет ее воспоминания о городе вошли в лучшую книгу «Дневные звезды».
Даже прожив здесь недолго, поэтесса с большой любовью вспоминала Углич и место, где жил Богоявленский монастырь.
Вспомнил мажор Углича;
Тот дом, где я жил с мамой,
И этот монастырь мой любимый,
Где я ходил с молитвой.
И Волга, река синяя,
Где в любой день жарко поиграть.
Эх, все это я с охоты кинулся,
Как же хочется еще раз увидеть!
И страстно потянул меня
К моим набирающим берегам…
Ох, я бы с нетерпением посмотрел
На все, что там осталось !!!(О. Буггольц, «Дневник Тетради 1923»)
Небольшая историческая справка. Из трех монастырей по плотности Богоявленский — самый молодой (если так можно сказать о монастыре с более чем шестисторонним «стажем»). Он был основан в конце XIV века его женой Дмитрием Доновским Евдокией. Первоначально он находился в Угличском кремле и состоял из двух деревянных церквей.В 1591 году после убийства в Кремле царевича Дмитрия насильно постригли в монастырь его мать, царицу Марию Федоровну Нагайю.
Спустя почти 100 лет после своего открытия в связи с возведением оборонительных сооружений в Кремле, монастырь «переехал», правда, недалеко, всего на несколько сот метров, не более чем в 5 минутах ходьбы от Кремля. Он до сих пор находится здесь.
Теперь поехали в монастырь, сегодня мы увидим капитальный ремонт монастыря.
Богоявленский монастырь в одном квартале от Угличского кремля
Ограда монастыря отреставрирована совсем недавно (в 2010 году)
Идите к восточным воротам
Смотрим налево — здесь впечатляющий храм Федоровской иконы Божией Матери (1818 г.)
Смотрим направо — видим восточное целинское здание (XIX век), а за ним Богоявленский собор (1853 год).
Перед Восточными воротами находится Смоленская церковь (1700 г.).Это самый старый храм монастыря.
На месте деревянного моста раньше была взорванная колокольня. К счастью, Федоровская церковь чуда не постигла, сдалась. Я читал, что в планах реконструкция колокольни.
Южный корпус когтя (1857 г.). Сейчас здесь есть художественная школа.
Таких деревянных домов на территории монастыря два. Что там — не знаю.
Здания впереди — левая школа (1895 г.), правый северный корпус когтя (1851 г), правый целеуказатель (1817 г.).
Стенка тела плотно написана.
Рядом с корпусом воображения спортивная площадка — школа горизонта
На горизонтальной банке мальчишек.
Приходи в школу
Мемориальная доска с именем Ольги Берггольц
Богоявленский монастырь не принадлежит к числу древних.Есть две версии его появления. Согласно первой, он был основан в конце XVI века Марией Нагая, матерью цесаревича Димитрии и последней жены Ивана Грозного. По второй — Ксения Шестова (Инокина Марфа), мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича.
Изначально обитель находилась в юго-западной части Кремля, за прудом. В смутное время вражеские отряды ворвались в Кремль, разорили монастырь и убили Инга вместе с Квуменией Анастасией.В 1661 году, когда в Кремле начались работы по возведению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведен на уже существующее место — на Ростовскую дорогу.
Изначально он был деревянным, и только в 1700 году появляется первый каменный собор Богоявления. В 19 веке, после постройки нового собора, церковь была переоценена в честь Смоленской иконы Божией Матери. В архитектуре Смоленской церкви-наставника сохранены черты, ставшие традиционными для храмовой архитектуры Углича.Реставраторам удалось выявить и восстановить былое убранство глав храма — теперь, как и много лет назад, все они покрыты сверкающей зеленой плиткой.
Особо масштабное строительство началось в монастыре в начале XIX века. Ящики братских килей, Федоровская церковь (1818 г.), каменная ограда. Церковь Федоровских икон Богородицы, пожалуй, самый интересный памятник Углича XIX века. Необычен для угля его крестообразный план. Скорее всего, влияние столичной архитектуры второй половины XVIII века, когда в Москве и Санкт-Петербурге стали строить центрические церкви с планом.Петербург. Внутреннее пространство церкви украшают яркие картины. Они исполнялись в 1822-1824 годах. Художник Епифан Медведев, брат Тимофей Медведев, расписавший Спасо-Преображенский собор.
В 1853 году завершается строительство нового огромного Богоявленского собора. Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он был доставлен, изначально занимал фруктовый сад бодиеорных горожан. Весной, когда яблони стояли в цвете, вышедшая на порцовку Буторина крыльцо увидела, что в сад упали три лебедя.Так повторялось несколько лет. После продажи Земли монастырь Юмены воспринял это событие как знамение, а Алтари Собора поставили на место спуска Лебедей.
Собор является образцом официального русско-византийского стиля — построен в 1843–1853 годах. По проекту архитектора К. Тона. Строительство собора, несмотря на видимое благополучие монастыря, стало настоящей ногой для вдохновения. Сережки такое большое здание они сами сделали кирпичом, поставили его на стены, собрали пожертвования.Много сил и усилий прилагал монастырь Эликонид, который был инициатором строительства.
Последним храмом монастыря была небольшая церковь Иконы Богородицы «Достойная съесть» (1886–1887), представлявшая собой угловую двухэтажную башню с мастером.
В 20-е годы монастырь был закрыт, а затем последовало его разорение. Были разрушены интерьеры церквей, бесчисленное количество икон, исчезла колокольня, ограда, а церковь «Достойно» перестроена в жилой дом.Богоявленский собор практически использовался под склад.
В 2003 году началось возрождение двух храмов монастыря — Федоровской и Смоленской церквей. В 2005-2007 гг. Были отреставрированы фасады Богоявленского собора — впервые за много лет разрушенный и по неосторожности самый заметный храм из угля получил достойный вид.
С 2010 года монастырь снова стал женской обителью.
Богоявленский женский монастырь основан в конце XIV века князьями Евдокией, в родословной Ефросины, жены Дмитрия Донского. Изначально он располагался в Угличском кремле, в северо-западной части. В 1661 году при строительстве новых укреплений Кремля монастырь был перенесен на новое место у Земли Рава на Ростовской дороге. Монастырь был первым деревянным, в конце XVII — начале XVIII веков была построена каменная боговелая (позднее Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены санаторий, Феодоровская церковь, ограда, а в 1853 году было завершено строительство огромного Богоявленского собора.
Богоявленский женский монастырь славился рукоделием монахинь-голотепок: лицевым, орнаментальным шитьем; Вышивка шелком, жемчугом, золотыми и серебряными нитками. Сохранялись и передавались секреты создания уникальных произведений декоративно-прикладного искусства.
Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское время его храмы использовались под складские помещения.
В 1970-1980 годах была проведена реставрация под руководством архитектора С.
Е. была восстановлена в Смоленске и Федоровске церкви Новикова.В 1976 году Смоленский храм передан Угличскому историко-художественному музею, в 1992 году — Федоровскому. В 2000 году Богоявленский собор был передан Русской православной церкви.Осенний Синод 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вновь после более чем 92-летнего забвения монастыря возродил свою жизнь. Назначен настоятелем монахини Антонины (Злотниковой). Началась реставрация утраченной святыни.
Богоявленский женский монастырь Углича был основан в конце 14 века великой княгиней Евдокией в Сале.Евфросиния, Димитриевна, жена московского князя Димитрия Иоанновича Донского. Монастырь находился в Кремле в северо-западном углу бывшей крепости. В 1611 году монастырь был разрушен поляками. В 1620 году по грамоте Великого Старного на том же месте отреставрирована Марта Иоанна, мать царя Михаила Федоровича. В 1661 году, по грамоте царя Алексея Михайловича, перенесен на нынешнее место. В монастыре каменные церкви: 1) Смоленск, ранее называвшийся Богоявленским, двухэтажный, основан в 1689 году на сумму добрых точечных; 2) Теодор Теодор одноэтажный, холодный, основан в 1805 году для сборной; В этой церкви в 1837 году была построена каменная колокольня; 3) Богоявленский — теплый собор, одноэтажный, заложен в 1848 г. для сборной; 4) достойный болгоритик, двухэтажный, теплый; устроен в 1886-87 г.о средствах доброты. Всего престолов в церквях 7: 1) на Смоленской — два, главный в честь «Одигитрии» Смоленской Божией Матери, и в северном левом, в честь Явления Креста Господня. Бывшие в нижнем этаже этой церкви два престола: СВВ. Упраздняются апостолы Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, святителя Иоанна Милосовского и Димитрия Ростовского в 1846 году; 2) на Федоровской — престол в честь «одигитрии» Федоровской (Угличской) иконы Богоматери; 3) В Богоявленском соборе — три престола: главный во имя Богоявления Господня, справа на юге, в честь Толгской иконы Божией Матери, и в Северной Лева, во имя Св. Иоанн Милосивский, Патриарх Александрийский, и Николай, архиепископ Миллики; 4) В достойном храме — один престол в честь иконы Божией Матери «Достойно». В 3 верстах от гор. Углич на даче монастыря «Сельцо Петровское» Надворная Иннокентийская кладбищенская церковь, каменная, одноэтажная, теплая, с каменной колокольней, устроена в 1896 году. Престолы в ней одни во имя святителя Иннокентия Иркутского чудотворца. Монастырский капитал в %% бумагах 194.957 руб., Из которых %% получено в пользу церкви 2977 руб.24к., В пользу сестер 3676 руб. 75 копеек, а в пользу приема 1488 руб. 71 коп. Каз. дерьмо. 337 с. 43 к. Земля 330 дек. 1039 квадратных метров САЗ. Внутри монастыря пять каменных, двухэтажных зданий, один каменный одноэтажный корпус, четыре деревянных дома и службы. Монастырь обозревает каменная оградка с четырьмя башнями. Монастырь представляет собой приходскую школу для девочек с классом рукоделия, дипломную школу, больницу на 10 коек и комнату для пришествия богомолов. Приделы три: 1) под Храмом Богоявленского собора; 2) при церкви Иннокентьевского кладбища, устроенной в 1898 г . ; и 3) в горах.Рыбинск в 25 квартале, устроен в 1872 году.
Богоявленский женский монастырь занимает половину квартиры, прилегающей к Ростовской улице. По одной из версий, он был основан в конце XIV века супругой Дмитрия Доновского Евдокией Москвой. По другой версии, его основала в конце XVI века мать Михаила Романова Ксения Сиксова.
Из трех монастырей Богоявленский по плотности самый молодой (если так можно сказать о монастыре с более чем шеструким «стажем»).Первоначально он находился в Угличском кремле и состоял из двух деревянных церквей. В 1591 году после убийства в Кремле царевича Дмитрия насильно постригли в монастырь его мать, царицу Марию Федоровну Нагайю.
Спустя почти сто лет после своего открытия в связи с возведением оборонительных сооружений в Кремле, монастырь «переместился», правда, недалеко — на расстояние всего несколько сот метров, не более 5 минут пешком от Кремля.Он также расположен по сей день.
Перед Восточными воротами находится Смоленская церковь (1700 г. ). Это самый старый каменный храм монастыря.
Церковь Федоровской иконы Божией Матери построена в 1818 году. Освящена в честь патронной иконы рода Романовых в благодарность старику Марфе, Ксении Шестой, матери основательницы храма. династия.
В 1930 году монастырь закрыли, все его ценности конфисковали, а монахинь выселили как нежелательный элемент.В церковных зданиях организованы кладовые, переоборудованные под школы и жилые дома.
В бывших кельях Богоявленского монастыря в послереволюционные годы (с 1918 по 1921 год) жила будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц, училась в школе. В 1931 году она написала здесь рассказ о своей жизни «Углич», а через 20 лет ее воспоминания о городе вошли в лучшую книгу «Дневные звезды». Ниже мы видим, что это школа, в которой она училась.
«Я вспомнил Большой Углич;
Тот дом, где я жил с мамой,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я ходил с молитвой.
И Волга, река синяя,
Где в любой день жарко поиграть.
Эх, все это я с охоты кинулся,
Как же хочется еще раз увидеть! «
(О. Буггольц,« Дневник Тетради 1923 »)
Напротив школы — Богоявленский собор, построенный по проекту К. Тона (автора Храма Христа Спасителя в Москве) в 1853 г. в г. в русско-византийском стиле.Эта церковь — практически единственное сохранившееся тонное сооружение
Это настоящая угольная жемчужина, самый большой и красивый храм города.Поставленный на пересечении двух основных магистралей, он виден издалека, в перспективах улиц и с Волги.
Пойдем внутрь. Утром нет ни души. Фотографировать можно, сделав символическое пожертвование — сто рублей.
В начале 1840-х гг. Монастырь приобрела соседняя усадьба купца Г.В. Буторина, где было два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами.С этим событием связана интересная история.
Имигонида (Муратова) намеревался построить новый Богоявленский храм, но на территории монастыря ему не нашлось места. Наиболее удобными для строительства были земли, на которых располагалась усадьба Буторикалов. Настоятель неоднократно обращался с просьбой продать имение, но хозяева пожалели о расставании с родовым домом и, кроме того, у них осталось трое наследников-сыновей.
Но зимой в огород вгрызлись вороны и галки в огромном количестве.Птицы вызывали у хозяев и соседей большое беспокойство, и их никак нельзя было гнать. Весной пахта увидела, что деревья засохли. Еще раз пытались посадить огород, но деревья не подходили. Затем Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут достаться ему самому, предложил монастырю выкупить имение. При этом хозяйка вспомнила, что он несколько раз видел, как три белых лебедя сидели на одном месте и долго не улетали.
19 октября 1843 года на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский Тёплый собор.Жертвенники трех его престолов были поставлены в тех местах, где садились лебеди.
В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Покраска верха стен и арок в основном села. Потеря, потемнение и загрязнение заметны везде.
Здесь мы стали свидетелями необычного явления, о котором нас предупреждали, но мы не верили. К сожалению, камера не может передать это. Когда мы вошли в храм, на стенах были заметны только какие-то темные пятна без следов рисунка.
Было раннее утро, светило солнце, и буквально перед глазами были темные пятна, а через 15 минут четко проявились всевозможные фрески. Они появлялись везде, на всех стенах.
Я верю в Бога, но не верю в чудеса. Что это было? Чудо божье, оптический эффект или какая еще химия я объяснять не буду. Одно я знаю твердо: малые знания уводят от Бога, большие знания ведут к Нему.
Угличский Кремль — Электронный гид по России
Угличский кремль расположен на крутом берегу реки Волги. Он был построен в период правления Андрея Большого в 1480–1490 годах. Во время польского вторжения большая часть зданий Кремля была разрушена.
Кремлевский ансамбль состоит из нескольких построек. Княжеская палата чудом уцелела после нашествия и в настоящее время является старейшим строением Кремля и памятником гражданской архитектуры XV века.Палаты также известны как дворец князя Дмитрия, сына Ивана Грозного. В прошлом палата входила в ансамбль княжеской резиденции. Сегодня в его нижнем этаже размещаются постоянные экспозиции, посвященные разным периодам истории Углича.
Самой величественной частью Кремля является пятиглавый Преображенский собор 1713 года постройки. Он может похвастаться резным золотым иконостасом XIX века и стенами, украшенными фресками.
Рядом с Спасо-Преображенским собором находится 30-метровая колокольня .Построенный в 1730 году, долгое время оставался самым высоким сооружением Углича.
На месте гибели князя Дмитрия в 1591 г. стояла деревянная часовня, но в 1692 г. каменная церковь заменила скромный деревянный храм. Сегодня она известна как Храм Святого Дмитрия на Крови и окрашена в красный цвет, чтобы напоминать людям о крови, пролитой в этом месте. 15 мая 1591 года восьмилетний князь Дмитрий был найден мертвым. Есть две основные версии произошедшего. Одна из них гласит, что князь, играющий с ножом, страдал эпилептическим припадком и нанес себе смертельное ранение в горло, а согласно другой версии, князь был убит по приказу претендента на престол Бориса Годунова. .
Смерть Дмитрия вызвала гражданские беспорядки в городе. Колокол, возвещавший о смерти князя, был публично высечен как человеческое существо и отправлен в ссылку в Сибирь (город Тобольск), где пробыл триста лет. В 1892 году колокол наконец вернулся в Углич. Сегодня церковь и ее первый этаж превращены в музей, в котором хранится «ссыльный колокол» и некоторые исторические документы, связанные со смертью князя Дмитрия. Фрески западной стены храма хронологически изображают историю гибели Дмитрия.
В ансамбль Угличского кремля также входят Здание бывшей городской управы (1815 г.) и Богоявленский зимний собор (1827 г.).
Часы работы:
1 мая по 31 октября: ежедневно с 09.