С каждым годом растёт количество студентов, приезжающих в Турцию, чтобы получить высшее образования.
Многие из них, собираясь на учёбу в чужую страну, даже не представляют, с какими серьёзными проблемами им придётся столкнуться не только в стенах учебного заведения, но и в повседневной жизни.
По данным Центра по набору и размещению студентов (ÖSYM), за последние несколько лет число студентов из-за рубежа существенно выросло. Если в 2005-2006 учебном году в вузах Турции числилось 15,5 тыс. иностранцев и 578 учащихся других учебных заведений, то в 2010-2011 учебном году их насчитывалось уже 26,2 тыс. и 683 соответственно.
Непростой вид на жительство
К сожалению, пока турецкие власти не могут эффективно решать проблемы, с которыми сталкиваются эти студенты в быту и во время обучения. Одна из главных проблем, возникающая непосредственно после приезда на учёбу, – сложный процесс получения вида на жительство.
К примеру, для студентов, которые поступили в стамбульские университеты, единственным местом получения вида на жительство является Стамбульское полицейской управление. Оно расположено в историческом центре города в районе Фатих, которое обычно называют «Ватан Эмниет».
После получения студенческих карт иностранные студенты в течение 30 дней должны в обязательном порядке явиться в «Ватан Эмниет» для получения вида на жительство. Однако это не так просто сделать, как кажется, ведь все часы приёма заняты на месяц вперёд. Даже если студенту удаётся попасть на приём, бумажная волокита в чужой стране да ещё на непонятном ему языке – вдвойне сложная задача для новичка.
Рамазан Уналан, консультант по вопросам образования при стамбульском университете «Фатих», посетовал, что в «Ватан Эмниет» до сих пор не создан специальный отдел для работы с иностранными студентами, и зачастую им приходится сталкиваться с грубостью полицейских. По его словам, в «Ватан Эмниет» всегда царит хаос.
«Отсутствие персонала, владеющего английским языком в полицейском управлении, создаёт дополнительные сложности для иностранных студентов, и процесс оформления всех необходимых бумаг тянется очень долго», – считает Уналан. К тому же все его старания помочь своим подопечным остаются безуспешными, так как никто в управлении не отвечает на телефонные звонки и не предоставляет необходимую информацию.
Однако трудности при получении вида на жительство – всего лишь верхушка айсберга. Студенты сталкиваются с гораздо большим количеством проблем, адаптируясь к условиям местной жизни и обучения.
Нужен общий экзамен
Генеральный секретарь стамбульского фонда иностранных студентов и культуры Mozaik Омер Ялчын рассказал нашей газетой и о других серьёзных проблемах студентов-иностранцев, интересы которых он защищает. Прежде всего Ялчын пожаловался на отсутствие общего экзамена для иностранных студентов, поступающих в турецкие университеты. Большинство из них принимают в вузы на основе данных об успеваемости в средней школе своих государств. В силу того, что в ряде стран, из которых приезжают абитуриенты, качество образования находится на низком уровне, студенты сталкиваются с серьёзными проблемами в адаптации к академической жизни.
«Я знаю студентов, которые были лишены стипендии из-за академической неуспеваемости и вынуждены вернуться к себе на родину», – сказал Ялчын и особо подчеркнул необходимость общего экзамена при поступлении в турецкие университеты из-за рубежа. Также Ялчын коснулся и социальных проблем, главная из которых – расистские настроения местных жителей по отношению к темнокожим студентам.
Для облегчения адаптации вновь прибывших в Турцию студентов фонд подготовил специальные буклеты, в которых содержится вся нужная информация с контактными данными необходимых ведомств и учреждений.
Кому английский, кому турецкий
Студент «Фатиха» из Ирака Рабат Сами – один из тех, кто на собственном опыте испытал все трудности, которые подстерегают иностранных студентов. Его определили в университет «Сельчук» в Конье, где он слишком поздно узнал, что язык обучения на его факультете турецкий, а не английский, как ему сообщили ранее. Сами не смог поступить в университет в Ираке и подал документы в стамбульский университет «Фатих», обучение в котором ведётся на английском языке. Однако ему не удалось поступить и туда из-за затянувшихся бюрократических процедур.
Ещё один студент «Фатиха», Мухаммад Ахмад Абу Бакр из Чада, обучающийся на факультете международных отношений, рассказал нам, что для него главной проблемой на первых порах было незнание турецкого языка. Лишь после того как в течение нескольких месяцев он преодолел языковой барьер, адаптация к социальной жизни пошла гораздо успешнее.