Особенности турецкого образования

509
Особенности турецкого образования

Образованная нация наряду с нацией здоровой является основой любого государства. Образование в Турции, так же, как и медицина, делится на государственное и частное.

Начнём с младенчества, с привычного русскому уху словосочетания «детский сад». Здесь государственная система развита не слишком сильно – государственные детские сады хоть и присутствуют, но в малом количестве и только в больших городах. Более распространены частные группы, взимающие определённую сумму в месяц в зависимости от включённого пансиона и образовательной программы (стоимость в среднем варьируется между 500 и 1000 лирами, это приблизительно 10 000 – 20 000 рублей). Существуют группы, куда можно отдать ребёнка один раз и всего на несколько часов, когда родителю нужно отлучиться куда-то ненадолго, а также полноценные детские сады, с раннего утра и до вечера, позволяющие родителям спокойно работать. Практически везде есть автобусы, которые собирают малышей утром и развозят по домам вечером. Во многих частных группах помимо основных предметов и игр детям преподают иностранные языки и готовят к школе. Нужно отметить, что детские сады хотя и набирают популярность именно в последние десятилетия в связи с увеличением в стране числа работающих женщин, но всё же остаются не столь востребованными – многие родители предпочитают оставлять ребёнка на попечение бабушек и дедушек, а неработающие мамы самостоятельно занимаются с малышом.

Как устроена школа

Система среднего школьного образования в Турции постоянно подвергается всевозможным преобразованиям и изменениям. До недавнего времени обязательными являлись лишь 5 лет начального образования (ilk öğretim okulu), а следующие этапы – средняя школа (orta okulu) и старшая школа – лицей (lise) – оставались на усмотрение ученика, а точнее говоря – его родителей. Чуть позже обязательными стали 8 лет обучения. Множество семей, в особенности из деревенской местности, при такой системе ограничивались начальным образованием своих детей, не имея материальной возможности продолжать его или нуждаясь в помощи детей по хозяйству. С недавнего времени государством была введена система «4+4+4» – то есть полностью обязательные и бесплатные для всех детей 4 класса начальной, 4 – средней и 4 – старшей школы. По телевидению прошла специальная реклама в отношении нововведения, показывающая измождённых тяжёлым физическим трудом детей, которые умоляют родителей отправить их в школу за знаниями. Конечно, это изменение вызвало немало разговоров и споров в турецком обществе, так же, как и недавнее постановление правительства об отмене школьной формы со следующего учебного года. Мнения населения разделились, но многие до сих пор выступают против отмены, ссылаясь на психологический фактор, который может сильно ударить по бедным слоям населения, не имеющим возможности приобрести ребёнку дорогостоящую одежду.

Все три школы – начальная, средняя и старшая – располагаются, как правило, отдельно, в разных зданиях, то есть маленькие дети отделены от старших. Список предметов стандартный и обязательно включает в себя изучение основ ислама.

Учебный год начинается в конце сентября и заканчивается в конце июня. В середине года, в феврале, учащиеся уходят на двухнедельные каникулы. Как правило, занятия проходят пять дней в неделю и длятся до обеда, хотя при отсутствии помещений ученики иногда занимаются во вторую смену.

В настоящее время многие турецкие граждане, не получившие в своё время полного среднего образования, имеют возможность получить аттестат экстерном, после сдачи определённого числа экзаменов по различным предметам. Известны случаи, когда родители занимаются вместе со своими детьми и оканчивают школу вместе.

А что после?

Следующей ступенью в системе образования является высшая школа – университет. По окончании старшей школы – лицея все ученики сдают выпускные экзамены в виде тестов и получают определённое количество суммарных баллов (по принципу ЕГЭ в России). С этими баллами они имеют право подать заявление в те университеты и на те специальности, для которых этих баллов достаточно, — информация об этом находится в открытом доступе для всех учащихся. Выпускной экзамен довольно сложен, и относительно небольшое количество абитуриентов способны набрать достаточное количество баллов для поступления в университет. Также существует возможность поступления на двухгодичное ускоренное обучение, которое не является столь престижным, как полное, четырёх- или пятилетнее. Существуют и вечерние отделения. Университеты в Турции делятся на государственные и частные. В государственных университетах студенты, набравшие максимальное количество баллов, могут претендовать на бесплатное обучение. Остальные студенты учатся платно, но расходуют при этом не очень большие суммы – в частных университетах стоимость обучения в несколько раз превышает стоимость обучения в государственных. При этом частные высшие учебные заведения не требуют наличия высоких баллов за выпускной экзамен для поступления. Таким образом, существует чёткая зависимость приложенных стараний и трудов при подготовке к поступлению и денег, вложенных в обучение в дальнейшем.

Преуспевающие в учёбе юноши и девушки получают стипендию от государства. Малообеспеченным студентам предоставляется общежитие, а остальные иногородние, как правило, снимают квартиры на несколько человек. Найти квартиру студентам бывает весьма непросто – мало кто готов «рискнуть» и сдать свои апартаменты учащимся, т. к. в большинстве случаев они задерживают плату и не вовремя оплачивают коммунальные счета.

Несколько лет назад правительство внесло некоторые изменения в стандарты высшей школы: так, был отменён запрет на ношение хиджабов в стенах университетов; руководство теперь не имеет права отчислять учащихся с низкой успеваемостью – студент может завершить учебу только по собственному желанию. Нужно отметить, что запрет на ношение платков в своё время вызвал огромную волну протестов по всей стране, и многие студентки вынуждены были отказаться от продолжения учёбы именно по этой причине. В то же время этот запрет в стенах общеобразовательных школ сохраняется по сей день – там ученицы могут надевать хиджаб только на уроки ислама.

Новая школьная система – «за» и «против»

После введения новой системы обязательного полного среднего образования высшая школа со временем также становится всё более и более востребованной. Если буквально десять или тем более двадцать лет назад учёба в университете была определённой привилегией, доступной далеко не каждому, а наличие высшего образования высоко ценилось обществом и работодателями, то сейчас можно наблюдать большое количество молодых специалистов, не востребованных на рынке труда, заработная плата которых ничем не отличается, а порой бывает и ниже заработной платы человека, окончившего пять классов начальной школы. К примеру, в настоящее время в Турции существует проблема с перебором выпускников, получивших педагогические специальности, и многие молодые специалисты находятся в ожидании момента, когда их пригласят на работу в какую-либо школу. На основании всего этого возникает серьёзный вопрос: как достичь равновесия между невозможностью получить необходимые знания и неспособностью эти полученные знания применить? На этот вопрос, видимо, ещё предстоит ответить государству.