Трое отставных турецких генералов, выступавших в качестве главных обвиняемых по делу о попытке переворота под кодовым названием «Кувалда», были осуждены на 20 лет лишения свободы каждый. Полагают, что это событие в значительной мере поспособствует ослаблению влияния турецких военных на политическую жизнь страны.
Генерал в отставке Четин Доган, в прошлом главнокомандующий 1-й армией, бывший главнокомандующий военно-воздушными силами Ибрагим Халиль Фыртына и бывший главнокомандующий военно-морскими силами адмирал Озден Орнек сначала были приговорены к пожизненному заключению, но затем суд сменил пожизненное заключение на 20-летний срок, так как «подсудимым не удалось осуществить свои замыслы по свержению правительства». Другие 34 офицера, проходившие по делу, были оправданы. Итоги процесса по делу «Кувалда» еще раз подтвердили ведущую роль гражданской власти в Турции, где военные были некогда всемогущи.
Отставной генерал Энгин Алан, глава военной академии генерал Бильгин Баланлы, бывший генеральный секретарь Совета национальной безопасности Турции Шюкрю Сарыышык, отставной генерал Неджат Бек, адмирал в отставке Ахмет Феяз Огютчю и отставной генерал Сюха Танйери получили по 18 лет тюрьмы.
Обвинение требовало наказания в виде лишения свободы сроками от 15 до 20 лет для 365 подсудимых, 364 из которых были действующими или отставными военными.
По результатам этого исторического процесса суд назначил наказание в виде 16 лет лишения свободы 214 фигурантам дела, в том числе отставному полковнику Дурсуну Чичеку и военному судье в отставке Ахмету Зеки Учоку.
Чичек был арестован по обвинению в подготовке «Плана по противодействию реакции», предполагающего борьбу с правительством Партии справедливости и развития и религиозным движением Фетуллаха Гюлена.
Во время процесса 250 из 365 фигурантов дела содержались за решёткой, остальные ожидали решения суда на свободе. Приговор был вынесен на 108-м по счёту заседании суда.
В зале суда публика встретила подсудимых, большая часть которых имеет военное прошлое, аплодисментами и пением военных гимнов.
На последнем заседании четверо подсудимых произнесли своё последнее слово. Перед тем как вынести вердикт судьи ещё раз ушли на совещание.
В пятницу капитан первого ранга Хакан Мехмет Кёктюрк, содержащийся в заключении в военной тюрьме Мальтепе, был направлен в стамбульскую клинику Военно-медицинской академии Гюльхане. Как было сообщено — в связи с перенесённым сердечным приступом.
Исмаил Тепеджик, адвокат генерала в отставке Четина Догана, главного обвиняемого по делу «Кувалда», заявил журналистам перед началом заседания, что все подсудимые должны быть отпущены.
В день последнего заседания у здания суда были приняты особые меры безопасности. Входящих обыскивали и досматривали при помощи служебных собак. Около 500 судебных наблюдателей, 60 представителей прессы и 30 адвокатов были допущены в зал заседаний.
Дело слушалось в 10-м высшем уголовном суде. Все заседания проходили в здании, принадлежащем тюрьме Силиври. Подсудимые-военнослужащие содержались в военных тюрьмах Хадымкёй, Хасдал и Мальтепе. Подсудимые вошли в зал суда в 13:00.
Вскоре прибыли судья Омер Дикен, председательствовавший в суде и другие члены судейской коллегии. Открыв заседание, Дикен напомнил о том, что в четверг суд прервал слушание дела для совещаний по вердикту. Однако, по словам Дикена, судьи ещё не достигли согласия по приговору. После того как четверо остававшихся подсудимых произнесли свои последние речи, суд снова удалился для совещания.
Среди подозреваемых генерал в отставке Алан, избранный на прошлых выборах в парламент от Партии националистического движения. Ещё один из ключевых подозреваемых по делу — генерал в отставке Левент Эрсёз. Он не присутствовал на пятничном заседании суда.
В то время как решения суда, похоже, взволновали общество и вызвали множество дебатов, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган отказался прокомментировать решение суда по делу о плане переворота «Кувалда». По его словам, процесс продолжится ещё какое-то время, учитывая, что осуждённые скорее всего реализуют своё право на апелляцию в Высшем апелляционном суде.
«Было бы неправильно давать комментарии по этому поводу сейчас. У нас будет возможность дать всестороннюю оценку процессу после его завершения», — отметил Эрдоган.
«Кувалда»: начало
Впервые о плане переворота «Кувалда» стало известно 20 января 2010 года, когда газета «Тараф» заявила о том, что группа генералов организовала заговор с целью свержения правительства Партии справедливости и развития и разработала план под кодовым названием «Кувалда». По заявлениям газеты, в планы генералов входило осуществление взрыва в Мечети Султана Мехмеда Фатиха (одной из наиболее многолюдных мечетей Стамбула) во время пятничной молитвы и другие акты насилия, имеющие своей целью подорвать доверие общества к власти. По данным газеты, заговор был составлен в 2003 году. На следующий день прокуратура Стамбула начала расследование в связи с этими обвинениями. 24 февраля 2010 года были задержаны сорок отставных и действующих генералов и офицеров, в том числе генералы и адмиралы Доган, Сюха Танйери, Сайгун и Озден Орнек. В первую волну арестов попали семь человек, включая адмирала Рамазана Джема Гюрдениза. 26 февраля Доган и генерал в отставке Энгин Алан дали показания уполномоченному прокурору Билялю Байрактару и были арестованы по решению 10-го уголовного суда Стамбула по обвинению в «попытке свергнуть правительство Турецкой республики насильственным путём».
Официальные обвинения были предъявлены подозреваемым 19 июля 2010 года. Сначала по делу проходило 196 человек, все из которых были служащими или отставными военными.
После того как 6 декабря 2010 года в тайнике здания военно-морского командования в Гёльджюке были найдены 9 пакетов с документами, процесс получил новое направление развития. В документах подробно описывались планы свержения ПСР. Первое заседание суда состоялось 16 декабря 2010 года. В июне 2011 года в ходе процесса были арестованы ещё четверо офицеров. 16 июня прокурор Хусейн Аяр озвучил второй обвинительный акт 28 подсудимым, в том числе генералам Бильгину Баланлы и Исмаилу Ташу. Обвинения были приняты судом 28 июня 2011 года. Прокурор потребовал для подсудимых наказания в виде лишения свободы сроком до 20 лет за попытку государственного переворота. 15 августа 2011 года суд приступил к слушаниям по второй части обвинительного акта.
Важное событие произошло 19 сентября 2011 года, когда полковник Юмит Метин, уже бывший к тому времени под арестом в качестве подозреваемого по заговору, имевшему целью покушение на нескольких адмиралов, стал подозреваемым и по делу «Кувалда».
Дальнейшие события развивались следующим образом. 3 октября 2011 года генерал Беязыт Караташ, разыскиваемый как подозреваемый, сдался властям. В октябре суд объединил два обвинительных акта в один процесс. И всё же ещё один (уже третий) обвинительный акт против 143 подозреваемых был принят 23 ноября 2011 года, а 29 декабря 2011 года этот обвинительный акт также был приобщён к общему процессу. Таким образом общее число обвиняемых достигло 365 человек. 2 марта текущего года бывший глава генерального штаба, генерал в отставке Яшар Бюйюканыт и глава жандармерии Бекир Кальонджу дали свидетельские показания в суде. 14 марта отставной генерал Эргин Сайгун, также разыскивавшийся прокуратурой, сдался властям. 29 марта обвинение озвучило своё 920-страничное заключение по делу. 6 апреля была подана жалоба на 11 адвокатов в связи с их попытками оказать давление на ход процесса. 3 августа генерал в отставке Хильми Озкок, бывший главой генерального штаба в предполагаемый период составления плана переворота, дал показания в суде. Он сообщил о том, что на одной из встреч в 2003 году предупреждал генералов не выходить за пределы дозволенного в рамках плана «Кувалда», который, между прочим, был по словам подсудимых всего лишь стратегической игрой. 16 августа подсудимые произнесли своё последнее слово.
Основы обвинительного акта и краткий обзор доказательств
Согласно обвинительному акту по делу «Кувалда», вскоре после выборов 2002 года под руководством командующего 1-ой армией генерала Догана был запущен план полномасштабного военного переворота с целью свержения правительства ПСР. План включал в себя нападения на мечети, уничтожение турецкого реактивного истребителя, захват больниц и аптек, закрытие негосударственных организаций, арест журналистов и политиков.
В обвинительном акте также утверждается, что 5-7 марта 2003 года на встрече в штабе 1-й армии прошла генеральная репетиция переворота.
Первые улики против обвиняемых появились в 2010 году, когда аноним передал портфель с документами журналисту Мехмету Барансу. В нем также находились три компакт-диска, ставшие главной основой обвинения по делу «Кувалда». Вскоре после получения документов журналист поделился ими с прокуратурой. На дисках содержались документы, упоминающие план «Кувалда» и связанные с ним мероприятия, список гражданских организаций, подлежащих закрытию после прихода военных к власти, «чёрные списки» представителей различных институтов, списки журналистов, подлежащих аресту, списки объектов, подлежащих захвату. Позже к уликам были приобщены и документы, найденные в Гёльджюке.