Хваленая российско-американская перезагрузка плавно перетекает в визовые войны между Москвой и Вашингтоном.
Внешнеполитические ведомства двух стран (а с нашей стороны еще и президент Медведев) только что обменялись серией угроз и контругроз.
Ах, вы закроете въезд в США российским чиновникам, связанным с “делом Магнитского”? На такой недружественный шаг мы ответим самым адекватным образом. Пока это больше похоже на пародию на ухудшение отношений, чем на реальный кризис. Но этот кризис, видимо, уже тоже не за горами.
С пиаровской точки зрения российская власть допустила огромную ошибку, поссорившись с внуком генсека компартии США, «акулой капитализма» Уильямом Браудером. Помню, в начале путинского правления я испытал настоящий культурный шок, прочитав одну из статей Браудера про Россию. Американец так ловко и изящно доказывал, что вся критика в адрес Путина не более чем наговоры и наветы врагов, что мне оставалось только раскрыть рот от изумления.
Не знаю, убедил ли ранний Браудер кого-нибудь на Западе стать адептом путинизма. Но в качестве врага он оказался для официальной Москвы более чем достойным соперником. Говорят, что Уильям Браудер уже даже не является гражданином США. Мол, из-за непомерных американских налогов он счел за лучшее перейти в британское подданство. Но это не мешает Браудеру эффективно использовать американские государственные структуры в борьбе против своих бывших друзей в Москве.
На рассмотрении американского конгресса находится «закон Магнитского» — документ, предусматривающий санкции против тех российских политиков, которых американцы с подачи Браудера считают виновными в гибели его юриста. Не дожидаясь принятия этого закона — а скорее всего играя на опережение, — американский госдепартамент вводит собственные санкции: вышеуказанным российским чиновникам въезд в США уже запрещен.
Москва, естественно, не могла оставить без ответа такую «провокацию американского империализма». МИД РФ выпустил заявление, написанное в стиле ретро: «Это политика диктата и навешивания ярлыков… Российская сторона предпримет адекватные меры, защищающие суверенитет нашей страны».
Уже после обнародования этого грозного заявления в ситуацию публично вмешался и Кремль. Там, видимо, решили, что без прямого президентского понукания наши дипломаты забудут о своих угрозах. И теперь готовить ответные санкции против «обнаглевших янки» на Смоленской площади будут уже не по собственному почину, а по поручению Медведева.
Прочитав заявления МИДа и президентского пресс-секретаря, я сразу вспомнил о блаженных временах своего детства в 80-е годы. Тогда Кремль решил как-то раз нанести американскому империализму удар под дых. Из посольства США в Москве был отозван весь советский обслуживающий персонал — переводчики, горничные, дворники и так далее. До сих пор не могу забыть, с каким злорадством и наслаждением советские газеты описывали злоключения несчастных американских дипломатов, которым пришлось самим неумело орудовать метлами.
Еще можно запретить прямое авиационное сообщение между Москвой и американскими городами. Такое в истории наших отношений тоже было — не далее как при президенте Рональде Рейгане.
Вам кажется, что я чересчур увлекся и выдаю какие-то совершенно бредовые прогнозы? Согласен, до такого маразма новый конфликт между Москвой и Вашингтоном не дойдет. Но даже то, что уже происходит между двумя странами, — из области если не маразма, то уж точно абсурда.
Давайте попытаемся взглянуть на конфликт вокруг Уильяма Браудера свежим взглядом. Американцы любят поучать всех окружающих: пока человек не признан судом виновным, он считается невиновным.
И как же эта норма в данном случае осуществляется на практике? Американские конгрессмены и дипломаты присваивают себе функции суда. Российские чиновники безапелляционно признаются виновными и заслуживающими наказания.
Как себя ведет российская либеральная оппозиция с ее дежурными упреками о том, что «проклятый путинский режим насилует систему правосудия на регулярной основе»? «Борцы с режимом» выполняют при американских политиках роль то ли следователей, то ли мальчиков на побегушках.
Знакомый американский эксперт на днях смачно рассказывал мне, как некий наш оппозиционный лидер привез в Вашингтон список из трех сотен фамилий «кандидатов в невъездные». В бумаге не был забыт никто из «обидчиков Магнитского» — вплоть до секретарей и технических помощников.
Возможно, я предатель либеральных идеалов. Но мне почему-то кажется: уважающий себя российский политик должен «бороться с режимом» все-таки несколько иным способом.
Вам кажется, что я защищаю российскую власть? Вовсе нет. Именно наши «юристы у власти» создали ситуацию, когда в глазах иностранцев авторитет российских судов находится на уровне аналогичных контор из Республики Экваториальная Гвинея.
Я пытаюсь доказать только одно: движущей силой российско-американских отношений чем дальше, тем больше становится шизофрения. И выражение «чем дальше, тем больше» я употребил вовсе не для красного словца. Для всех уже очевидно, что вероятность возвращения Путина в президентское кресло, деликатно выражаясь, составляет гораздо больше 50%. Если так оно и будет, то новая президентская инаугурация Владимира Владимировича состоится весной 2012 года — в разгар американской предвыборной битвы за пост главы США.
Совпадение этих событий гарантированно еще больше повысит уровень шизофрении в отношениях двух стран. В американском экспертном сообществе сейчас сложилось мнение: Барак Обама пока не оказался особо успешным президентом ни в сфере внутренней, ни в сфере внешней политики. Афганистан и Ирак продолжают оставаться зонами кризиса. Иран упорно создает ядерное оружие. Операция против режима Каддафи в Ливии превратилась в стоячее болото. Китай ведет себя все более агрессивно. На таком фоне перезагрузка с Москвой может показаться чуть ли не главным внешнеполитическим достижением Барака Обамы.
И, естественно, республиканские кандидаты в президенты сосредоточат на перезагрузке свой огонь. Их лозунгом станет что-то вроде следующего: главное внешнеполитическое достижение Обамы — возвращение Путина в Кремль. В такой обстановке любая трезвая дискуссия на тему российско-американских отношений станет весьма проблематичной. Как сказал мне мой ученый американский друг: «Трезвое отношение к Путину не принесет республиканским кандидатам в президенты никаких дивидендов. Для них будет гораздо проще и выгоднее отзываться о нем как о «проклятом кагэбэшнике».
Я не пытаюсь сказать, что в российско-американских отношениях грядет катастрофа. В этом мире все проходит. Пройдет и нынешний всплеск политической шизофрении. Плохо то, что случиться это может не ранее начала 2013 года, когда пройдет инаугурация нового президента США. До этого момента нам, видимо, в основном светят старомодные политические развлечения в духе «холодной войны». Перезагрузка, прощай? Здравствуй, застой?