После извинений, которые пришлись на празднование Навруза, количество восторженных отзывов лишь продолжает расти. Наша уверенность в себе вышла на новые высоты.
Нет никаких сомнений, что принципиальная позиция, которой придерживалась Турция после инцидента с «Флотилией свободы», стала главной причиной извинений со стороны Израиля. Но при этом не нужно упускать из вида и другие факторы.
Во-первых, администрация президента Обамы с июня 2010 года работает над тем, чтобы стал возможен мир между Турцией и Израилем. То есть за этот период Израиль несколько раз приближался к тому, чтобы извиниться, однако так этого и не сделал. Теперь становится ясно, что Обама направился в Израиль с намерением сделать генеральное наступление на этом фронте.
После вводных слов о вечной дружбе между США и Израилем, Обама заявил о том, что он без особого энтузиазма относится к государственной политике Израиля. Это подразумевает и отношение к палестинцам и их праву создать государство, и ослабление эмбарго сектора Газа, и нормализацию отношений с Турцией после принесения извинений.
На самом деле многие эксперты также записали извинения на счет Обамы. Воссоединение двух региональных партнеров — невероятно важный шаг для второго президентского срока Обамы в ближневосточной политике США.
Второй фактор — современное положение Израиля в регионе. За этим извинением некоторые могут углядеть первые свидетельства того, что Израиль готов пересмотреть свою высокомерную и агрессивную политику, которая его практически полностью изолировала от соседей. А именно — нежелание понять суть «арабской весны» и восприятие всего происходящего вокруг, и прежде всего политического ислама, как угрозы своему существованию.
С точки зрения выбора момента, правительству Биньямина Нетаньяху, которое было переизбрано в январе, безусловно, было легче извиниться перед Турцией без бывшего министра иностранных дел Авигдора Либермана, выступавшего против любого извинения в политическом поле. Не стоит также забывать о давлении, оказанном на правительство представителями израильской военной промышленности, являющейся одними из крупнейших поставщиков Турции. Конечно, не исключено, что важную роль сыграла и общая ситуация в регионе, особенно обстановка в Сирии и та возможная угроза, которую она представляет безопасности Израиля. Не может быть совпадением и тот факт, что и Турция и Израиль воспринимаются в качестве врагов Ираном, Багдадом, режимом Асада и ливанской «Хизбаллой».
Последняя деталь, которую я бы хотел отметить, — та упоенность, с которой многие обозреватели и журналисты рапортовали о «первом за всю историю Израиля» извинении, что, по сути, просто ошибочно. На самом деле Израиль неоднократно приносил извинения по разным поводам и в разное время.
В 2004 году, когда убили бедуинскую семью из четырех человек, задавив их танками в Газе, бывший в то время министром обороны Биньямин Бен-Элиэзер принес извинения.
В 2004-м представитель министерства обороны Амос Гилад извинился за обстрел автомобиля швейцарского дипломата на контрольно-пропускном пункте.
В 2006-м премьер-министр Эхуд Ольмерт позвонил тогдашнему Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, чтобы принести извинения за гибель миротворцев ООН в Ливане в результате израильских бомбардировок.
В 2009-м Ольмерт также извинился за трансляцию комедийной передачи, где высмеивали Иисуса Христа.
В 2010-м администрация премьер-министра принесла извинения за инцидент, когда турецкому послу Огузу Челикколу дали низкое кресло во время визита в Министерство иностранных дел.
В 2011-м Министерство обороны выпустило заявление, в котором извинилось перед беременной журналисткой Линси Аддарио за доскональный досмотр на контрольно-пропускном пункте.
Также в 2011-м Эхуд Барак извинился за инцидент на границе, где погибло пять египетских военных.
Кажется, в эти дни Турция проникнута мыслью о том, что извинение само по себе является чем-то постыдным и позорным. Все эти «посмотрите, как мы макнули их носом прямо в..» на самом деле значат «если бы мы были на вашем месте, мы никогда бы не извинились». И кроме того, разве Анкара хоть раз приносила извинения кому-либо? Совсем наоборот, тех, кто пытался принести извинения, изображали предателями. В то время как истинное достоинство заключается именно в способности извиниться, особенно в мирное время.