Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в среду утром провел пресс-конференцию, где он объявил о начале первого цикла санкций, которые Турция решила ввести против Сирии для увеличения регионального и международного давления на сирийскую администрацию, применявшую насилие в отношении своего народа, а также для предотвращения тирании сирийцев со стороны администрации.
Краткий обзор данных санкций, разработанных с «особой осторожностью», чтобы вызвать минимальный ущерб для невинных сирийцев, показывает, что они заслуживают характеристики как «разумные санкции». Надеюсь, они реализуются с одинаковой осторожностью и чуткостью. Турция открыто заявила, что намерена действовать с чрезвычайной осторожностью для того, чтобы меры, которые она планирует применить против администрации Ассада, не навредили сирийскому народу, так как по ее убеждению люди не должны нести наказание за ошибки администрации Дамаска. В этом контексте, потребности сирийского народа, необходимые для поддержания их повседневной жизни, остались за рамками санкций, в то время как в этих санкциях четко определены те вещи, которые могут быть использованы сирийским режимом для ожесточения своего народа либо которые смогут повысить его способность.
Согласно списку санкций, состоящих из девяти пунктов, нацеленных на сирийскую администрацию, Турция приостановила деятельность Совета по стратегическому взаимодействию на высшем уровне до тех пор, пока в Сирии законное правительство мирным путем, при поддержке своего народа, не займет свое кресло. Турция также ввела запреты на въезд для некоторых должностных лиц из верхушки правления, которым было предъявлено обвинение в применении силы и противозаконных методов в отношении сирийского народа, и заморозила их счета на территории Турции. Подобные меры были использованы против некоторых ведущих бизнесменов, известных как твердые сторонники сирийского режима. Наряду с запретом на продажу и поставку всех видов вооружения и военной техники для сирийской армии, Турция, в соответствии с международным законодательством, приняла решение о блокировании всех перевозок через территорию Турции, включая воздушное и морское сообщение, оружия и военной техники из третьих стран в Сирию. Турецкие санкции также предусматривают прекращение взаимоотношений с Центробанком Сирии, замораживание финансовых активов сирийского правительства в Турции, прекращение выдачи кредитов сирийскому правительству, приостановление всех операций по транзакциям с Коммерческим банком Сирии, за исключением сделок, которые в настоящее время находятся на стадии выполнения, а также объявление о приостановке турецким «Эксимбанком» выполнения кредитного соглашения, касающегося финансирования проектов инфраструктуры в Сирии.
Как известно, по-простому санкции можно описать как набор действий, предпринятых с целью приостановления действий, которые может осуществить сильный игрок в отношении более слабого, либо для того, чтобы удостовериться в том, что ошибки, сделанные сильным игроком, будут исправлены. Они применяются для предупреждения или воздействия на государство, не прибегая к войне. Как бы то ни было, санкции могут попасть мимо цели и нанести вред непредусмотренной цели. Действительно, в прошлом эмбарго, наложенное на Ирак, никак не повлияло на то, чтобы поставить Саддамовский режим в затруднительное положение, а лишь добавило страданий иракскому народу к уже существовавшим. Также как и эмбарго по поставке оружия в Боснию и Герцеговину подготовило почву для массовых убийств, оказавшись смертоносным по отношению к боснийцам-мусульманам, так как сербы и хорваты были уже вооружены до зубов. Поэтому, во избежание подобных парадоксальных последствий в Сирии, необходимо применить «разумные санкции», возможные результаты которых были оценены на перспективу, а не по отдельности. Наиболее естественным является применение разумных санкций против политической элиты определенной страны, направленных на минимизацию ущерба в отношении женщин, детей и пожилых людей.
Несомненно, все санкции, применимые на международном, региональном либо индивидуальном уровнях, должны способствовать предотвращению нанесения какого-либо вреда мирным гражданам. Кроме того, данный принцип должен соблюдаться не только с позиций физических, экономических и финансовых санкций, но и с точки зрения психологических и политических санкций. Все санкции, которые могут быть применены в виде бойкотов, эмбарго, блокад, реторсий, репрессалий либо ответных действий, должны соответствовать определению «разумные санкции».
С другой стороны, очевидно, что самыми простыми формами международных санкций исторически являются эмбарго и блокады. Мы видим, что оба вида санкций используются не только в мирное время, но и во время войны. Основной причиной для этого является тот факт, что когда международное сообщество вводит ограничение на импорт и экспорт какой-либо страны, последняя переживает значительные трудности в экономической, военной и политической сферах. Тем не менее, существует несколько условий, которые должны быть выполнены до успешного введения эмбарго. Товары, на которые накладывается эмбарго, должны быть жизненно важными для заданной страны, их невозможно будет просто заменить внутри страны и не должно быть третьих стран, откуда указанная страна сможет их без труда приобрести.
Теперь, учитывая, что санкции, объявленные Лигой Арабских государств в отношении Сирии, не были поддержаны ее соседями – Ираком и Ливией, очевидно, что товары и услуги, на которые наложила эмбарго Турция и другие страны, будут без труда приобретены администрацией Дамаска через Ирак и Ливию. Выступая в качестве нарушителя международных санкций, Ирак и Ливия предлагают Сирии возможность приобретения товаров и услуг, чрезвычайно важных для страны. Более того, если принять во внимание тот факт, что Иран, Россия и Китай настаивают на поддержке Ассадовского режима, они воспользуются этим путем доступа к Сирии, таким образом, можно утверждать, что эффективность данных санкций - под большим вопросом. В сложившейся ситуации, когда Россия и Китай любят использовать свое право вето в Совете безопасности ООН, кажется практически невозможным одобрение резолюции о международных санкциях, пренебрегая ролью какой-либо страны в качестве нарушителя санкций, ссылаясь на статьи 41 и 42 Устава ООН.
Тем не менее, по мнению экспертов, более рациональным является применение санкций до момента начала противозаконных действий, чем ликвидация незаконных действий после их начала. Другими словами, ожидание начала незаконных действий для применения возможности введения санкций сводит к минимуму эффективность подобных санкций. В случае с Сирией мы с уверенностью можем заявить, что санкции были применены с большим запозданием. Любые санкции, введенные после того, как кровопролитный Ассадовский режим отправился в безвозвратный путь, к сожалению, представляют риск возникновения повторной волны Дамаскской тирании, обостренной тем, что представители этого режима чувствуют себя загнанными в угол.
С другой стороны, можно утверждать, что международные санкции – которые способны предотвратить потенциальную войну и решить проблему – могут, как показывает пример с эмбарго, введенного против Ирака, иметь разрушительные последствия в отношении людей заданной страны, подобно войне, именно поэтому их применение может быть равносильно развязыванию войны. Того факта, когда в результате неблагоприятных последствий введения эмбарго против Ирака в период с 1990 по 1998 годы погибло 225,000 иракских детей в возрасте до пяти лет, должно быть достаточно, чтобы напомнить нам о том, что все санкции должны быть разумны, насколько это возможно.
* В тексте настоящей статьи использован материал публикации Билала Карабулута (Bilal Karabulut) «Правовой анализ международных санкций» из журнала «Международное право и политика», том 3, выпуск 12, 2007, стр. 15-40. (“Uluslararası Yaptırımların Hukuksal Bir Analizi”(Uluslararası Hukuk ve Politika Dergisi, Vol.3, Issue 12, 2007, pp. 15-40).