По мнению турецких политологов, прокурдская Партия мира и демократии (ПМД), которая видит себя представителем курдского населения страны в парламенте, рискует потерять свой легальный статус политической организации, поскольку она не может в достаточной степени дистанцироваться от террористической Рабочей партии Курдистана (РПК) и не может внести вклад в решение курдского вопроса.
Политологи делают свои выводы исходя из ряда событий, произошедших в Турции за последнее время и вызвавших сильную реакцию в турецком обществе. Одно из этих событий связано с пленкой, которая просочилась в прессу и на которой запечатлено, как во время визита членов ПМД в юго-восточную Турцию на прошлой неделе один из депутатов обнял террориста РПК и по-дружески с ним беседовал. Некоторые из депутатов ПМД выступили в поддержку своего коллеги, заявив: «Мы не считаем членов РПК террористами».
Группа депутатов ПМД, приехавшая в Хаккари 18 августа, была остановлена группой боевиков РПК на въезде в Шемдинли, район, в котором в течение последних нескольких месяцев турецкие военные активно проводили операции против террористов. Депутаты, которых обвиняют в том, что они поддерживали тесные связи с террористической организацией, проговорили с террористами по меньшей мере полчаса, что вызвало гнев большей части турецкого общества, поскольку вся встреча была заснята на видео. Завершая беседу, заместитель председателя ПМД Гюльтен Кышанак обнялся с террористами на прощанье.
Джеляль Йылдыз, заместитель председателя Партии права и свободы (HAK-PAR), менее популярной, чем ПМД, прокурдской партии, в беседе с представителями Sunday’s Zaman сказал, что ПДМ поставила под обсуждение законность своей деятельности, поскольку она работала над тем, чтобы узаконить статус и деятельность террористической РПК.
«ПМД столкнулась с дилеммой, которую трудно объяснить. С одной стороны, они просят демократической автономии, а с другой — они не скрывают своих глубинных связей с вооруженными боевиками [РПК] в горах. Они заявляют, что они являются представителями гражданской политики, и в то же время указывают на Имралы и горы Кандиль [лидеров РПК, расположившихся там] как на одну из сторон, необходимую для решения курдского вопроса. Так политику делать нельзя. Оружие блокирует мирную политику. И из Турции, и из-за рубежа звучат призывы к тому, чтобы ПМД дистанцировалась от РПК. Но они [ПМД] не сделают этого, поскольку и ПМД, и РПК имеют общие корни», — заявил Йылдыз.
В прошлом Евросоюз не однажды призывал депутатов ПМД дистанцироваться от террористов РПК. Такие же призывы звучали и в Турции, однако партия до сих пор на них не ответила.
Согласно информации, полученной от директора Международного исследовательского центра терроризма и транснациональной преступности (UTSAM) Сулеймана Озэрена, ПМД не хочет разрывать связи с РПК, поскольку она понимает, что без поддержки этой террористической группы она перестанет существовать как политическая партия. РПК также не сможет существовать без ПМД, сказал Озэрен. «РПК хочет продлить свое существование с помощью актов насилия. Для того чтобы существовать, ей также нужно, чтобы ПМД продолжала свою политическую деятельность».
РПК признана террористической организацией в Турции, Евросоюзе и США, она ведет кровавую войну на юго-востоке Турции с 1984 года. Более 40 000 человек было убито в этом конфликте, который длится уже не одно десятилетие.
Заместитель председателя Партии демократического участия (KADEP) Низаметтин Маскан понимает, почему ПМД настаивает на сохранении тесных связей с террористами РПК. «Некоторые из депутатов партии были избраны в парламент благодаря поддержке РПК. По этой причине ПМД не может разорвать отношения с этой террористической организацией», — заявил он.
Маскан считает, что курдский вопрос, за разрешение которого якобы борется РПК, не может быть решен за счет оружия. «Насилие никогда не будет средством достижения мира. Чтобы молодые люди перестали гибнуть, выстрелы должны смолкнуть», — сказал он.
Курдский вопрос существует в Турции с момента основания республики, однако он стал причиной применения насилия с 1984 года, когда была создана РПК, являющаяся террористической организацией. Террористические группы проникают на территорию Турции со своих баз в горах северного Ирака. Периодически турецкие военные самолеты совершают рейды и проводят бомбардировки этих баз.
В пределах своих границ Турция предоставила курдам больше культурных прав. Эти шаги были направлены на то, чтобы облегчить течение затянувшегося конфликта между правительством и этим значительным национальным меньшинством. Однако атмосферы взаимного доверия между Анкарой и большей частью курдов установлено не было.
Каплан: деятельность ПМД легальна, РПК нелегальна
О связях партии с террористами РПК представители Sunday’s Zaman также побеседовали с Хасипом Капланом, заместителем председателя парламентской группы ПМД. Каплан сказал: «ПМД — законная политическая партия. А другая партия [РПК] — незаконная организация». ПМД и РПК не имеют никаких глубинных связей, заявил он.
«Поскольку они не имеют никаких глубинных связей, нам следовало бы сконцентрироваться на том, как разрешить курдский вопрос, а не обсуждать, должна ли ПМД дистанцироваться от РПК или нет», — отметил Каплан.
Каплан назвал курдский вопрос самой важной проблемой, стоящей перед Турцией. Он подчеркнул, что этот вопрос стал причиной вооруженного конфликта только потому, что парламент и политики много лет не могут его разрешить. «Политики должны решить этот вопрос немедленно, чтобы не допустить дальнейшего разделения общества, а также чтобы столкновения [между террористами РПК и турецкими военными] не стали еще более жестокими», — добавил он.