Если вы послушаете, о чём говорят некоторые эмоционально настроенные, сочувствующие члены правительства, то подумаете, что Турция начала самостоятельно наводить в своём регионе порядок.
А вот если вы прислушаетесь к бесстрашной оппозиции, поверите, что страна не делает ничего более, как играет роль подрядчика Америки. Истина где-то посередине. По сравнению с прошлыми днями, сегодня Турция в своём регионе обладает гораздо большим влиянием, но вместе с тем не действует абсолютно независимо от крупных внешних сил, прежде всего США. Как мне кажется, в принципе нет другой возможности да и необходимости.
Прежде всего, не надо забывать, что Турция – член НАТО – является союзником Запада и эта связь накладывает на Турцию некую ответственность и риски, но вместе с тем, предоставляет и серьёзные выгоды. Членство в НАТО идёт на пользу Турции, так как служит фактором сдерживания в регионе, где есть режимы, которые не стесняются самым жёстким образом обращаться не только со своими соседями, но и собственными народами, в регионе, где крупные силы мечут копья. В противном случае имеющие место в последнее время трения с Ираном и Сирией, напряжённость в отношениях с Израилем и Южным Кипром представляли бы для нас ещё больший стресс и вызывали бы ещё большее количество трудностей с точки зрения национальной безопасности.
Нужно дать правдивый ответ на вопрос «Может ли Турция определять свою внешнюю политику, совсем не оглядываясь на международные силы?» Для этого может быть недостаточно представлять собой семнадцатую самую крупную экономику мира, даже входить в первую десятку. К тому же, между движущимися к вершине списка странам, и другими государствами, что находятся «в топе», увеличивается разрыв. Ведь даже крупные силы сегодня не могут абсолютно самостоятельно вести политику. Растущая в условиях глобализации взаимозависимость в области экономики заставляет не только союзников, но и соперников выстраивать сбалансированные отношения. К примеру, США и Китай строят свои отношения на взаимных обязательствах. Как в таких условиях Турция может действовать абсолютно независимо?
Шагающая по средней дорожке
Поговорим о Ближнем Востоке. Некоторые, как внутри Турции, так и за рубежом, говоря, что Турция обладает достаточной мощью для наведения порядка в регионе, заражают её энтузиазмом. Высказывания других, наоборот, навевают безнадёжность: «Ничего у Турции не получится, ей не справится». Вернее всего не впадать ни в одно из этих противоречий, а шагать по средней дорожке: не браться на себя роль спасителя всего региона, но и не изолировать себя от других. При подходящем моменте брать на себя инициативу; где нужно, делить ответственность, риски и блага с союзниками, следуя разумной стратегии.
Говорят, что после вывода американских солдат из Ирака и региона, США передаст свои дела Турции. Прежде всего, такая сверхдержава, как США, не станет ни на кого перекладывать свои дела во внешней политике. Самое большое, учитывая те обстоятельства, о которых я написал выше, США попытаются облегчить свой груз. Очевидно, что США захотят, чтобы Турция разделила с ними ответственность в таких вопросах, как сбалансирование позиции Ирана, сдерживание режима Асада и удерживание на орбите Ирака. По-моему, можно считать успехом Турции то, что администрация Обамы хочет близко сотрудничать с Анкарой в регионе, несмотря на всякого рода внушения противоположного толка со стороны Израиля и американского конгресса. Все упомянутые цели США переплетаются с национальными интересами Турции. Тогда есть ли какие-то препятствия для совместной работы?
Имеющая преимущество выстраивать диалог с кем угодно
Развитые турецко-американские отношения могут способствовать выравниванию сползающих вправо режимов в регионе. Конечно, могут возникать некоторые негативные моменты в обществе. Но и здесь мне хочется верить, что негрубая рука Турции, с учётом личной популярности Эрдогана, окажет смягчающий эффект. Саудовская Аравия и Египет, с которыми мы, хотя и дружим, но всё же находимся в умеренном соперничестве в борьбе за влияние в регионе, с завистью, а иногда и с ревностью смотрят на углубляющееся в последний период сотрудничество между Анкарой и Вашингтоном в регионе. Нетрудно предположить, что и Иран с Сирией не очень довольны сложившейся ситуацией. Всё это показывает, что Турция начинает превращаться в игрока региона, которого уже не могут игнорировать ни региональные, ни мировые силы.
Согласно статье Нуха Йылмаза и Кадира Устюна, вышедшей в осеннем номере журнала 'The Cairo Review of Global Affairs', одним из самых больших преимуществ Турции в борьбе за влияние в регионе является способность выстраивать диалог с любыми этническими группами (например, иракскими курдами) и представителями разных вероисповеданий (иракские шииты, ливанские христиане). Способность вести диалог и договариваться с различными элементами прямо пропорциональна удовлетворению запросов этих групп. Если мы продолжим совершать шаги в сторону прав и свобод, удовлетворяющие заинтересованные стороны в курдском и алевитском вопросах, решение которых в последнее время застопорилось, а также христианское меньшинство, то это ещё больше укрепит нашу способность к диалогу в регионе. Ведь укрепление демократических основ и внутренней стабильности способствует и упрочнению внешнеполитической почвы.
Развивающаяся в Турции демократия приводит к повышению способности влияния на внешнюю политику со стороны народа и общественных органов. Это в общем смысле положительный момент. Но экспертные комментарии в СМИ, с их техническими изъянами, излишней чувствительностью и теориями заговора, не вносят конструктивный вклад в дискуссии. Представители правительства с растрепанными нервами, прибегают к психологической защите, и перестают выдерживать критику. В результате они подпитывают напряженность друг друга, и получается замкнутый круг. А во главе тем, что подогревают споры, - роль США во внешней политике Турции.
Большая часть турецкой интеллигенции всё еще смотрит на США как на «большого брата», как это сложилось в период Холодной войны. Но между тем, в мире всё быстро меняется, и отношения между Турцией и США тоже подвергаются изменениям. Турция, как это было прежде, не является больше спутником США. США больше не неуступчивая сверхдержава. Надо уже избавиться от этой паранойи, когда Турция представляется подрядчиком, выполняющим заказ США. И не нужно нам стесняться, если интересы Турции требуют совместной близкой работы с Вашингтоном.
*комментарий колумниста Али Аслана в газете Zaman . Автор проживает в США.