«Назад в СССР» | www.m-k-g.ru
«НАЗАД В СССР»
Выставка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из собрания
Магнитогорской картинной галереи
Россия в 2017 году отмечает 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, эпохального события, которое оказалось переломным не только для российской, но и для мировой истории. До сих пор не утихают споры о месте революции 1917 года и советского наследия в понимании исторического пути страны.
Выставка «Назад в СССР» задумана как напоминание об этом неоднозначном этапе истории.
Горожане знают, что первенец пятилетки – Магнитогорск и детище эпохи развитого социализма Магнитогорская картинная галерея на самом деле продукты советского времени. Галерея, открытая в 1980 году, позиционировалась как музей советского искусства.
Пока трудно сообщить окончательное количество выставляемых экспонатов, преимущественно созданных в 1930-1980-х годах. Но, поскольку под экспозицию отдается весь верхний этаж, их будет немало. Смысловая доминанта отводится живописи, наиболее ярко олицетворяющей эпоху и с соответствующей тематикой (революционная борьба, сцены труда, портреты представителей победившего класса). Среди авторов полотен Георгий Ряжский, Федор Модоров, Павел Оссовский, Иззат Клычев, Индулис Зариньш, и многие другие. Для графических листов, скульптур и изделий декоративно-прикладного характера (среди них агитфарфор, изделия народных промыслов с символикой советского времени и т.п.) также предполагается отвести достойное место.
Куратор выставки — Лилия Ивановна Филатова, старший научный сотрудник МКГ
Музей ХХ век, или Назад в СССР.
Малоярославец Международная выставка каллиграфии
26 июня музей «XX век, или Назад в СССР» посетили организаторы и руководители Центра защиты и реабилитации диких животных «Феникс» – Вероника Матюшина и Сергей Клочек.
И не просто приехали в гости, а привезли нового питомца в мини-зоопарк при Музее – красавицу чернобурую лису Алису.
Алиса составила компанию рыжему лису Жулику, что появился в Музее ранее, кстати, тоже из Центра «Феникс». Так же, как и енот Степан и шиншилла Фрося. Надо отметить, что все животные давно стали любимцами публики и прекрасно себя чувствуют.
Вероника и Сергей не только собственноручно поселили Алису к Жулику, но и подали оригинальную идею с сетчатым коридором и помогли ее воплотить – по переводу косули Масяни в новый, специально для нее построенный вольер. Так что сегодня новоселье еще и у Масяни!
Почетным гостям небольшую экскурсию провел создатель и руководитель Музея Виктор Фёдорович Жуков, он познакомил с новыми залами, рассказал о большом проекте – создании русской печи.
Вероника Георгиевна, в свою очередь, поделилась историей создания Центра «Феникс», поведала о его задачах и планах.
Как всегда, встреча хороших друзей прошла плодотворно и тепло.
Памятным подарком Музею от Вероники, Сергея и всего Центра «Феникс» стали значки – «лапки» авторской работы, символизирующие спасение диких животных и заботу о них.
От всей души благодарим наших дорогих друзей и снова ждем в Музее «” ХХ век, или Назад в СССР»!
Напоминаем, что музей бесплатный и очень интересный. И хотелось бы, чтобы как можно больше людей о нем узнавали и приезжали посмотреть: выставку ретроавтомобилей, мини-зоопарк, выставочные залы, живой уголок, тир, картинную галерею , мини-дворик Юрия Новожилова и многое другое, что составляет уникальный комплекс музей «ХХ век, или Назад в СССР» в Малоярославце Калужской области.
Здесь можно рассматривать экспонаты целый день и нисколько не устать! Можно поиграть в настольные игры советских лет, послушать патефон, узнать много нового об истории нашей Родины.
Тем обиднее, что везде, в том числе и на самом высоком уровне, пишут о необходимости развития туристических объектов Калужской области, однако Музей старательно игнорируют и отказываются его включать в туристические маршруты области, мотивируя отказ тем, что он бесплатный!
«Так для людей же стараемся!». Сам руководитель Музея говорит, что бесплатный Музей – это принципиальная позиция, так как и в самом СССР все было бесплатно.
Но если кто захочет, всегда может пожертвовать средства на корм животных или развитие культурного центра.
Адрес музея:
Калужская область, г. Малоярославец, ул. Григория Соколова, д. 66
Выставки
ВыставкиКалендарь
ВЫСТАВКИ
- Выставка «Гербы и эмблемы армии и флота СССР и России»
С 16 июля в филиале ЦВММ «Подводная лодка Д-2 «Народоволец»» экспонируется выставка, на которой представлены предметы не только из фондов музея, но и из частных коллекций.
- Выставка «На границе моря и небес… К 105-летию военно-морской авиации России» Памятная дата приурочена к победе морских летчиков 21 июня (4 июля) 1916 г. во время Первой мировой войны, когда четыре гидросамолета М-9, базировавшиеся на авиаматке «Орлица», над Балтийским морем в воздушном бою сбили два немецких аэроплана.
- Выставка «Славные кораблестроители России» Очередная электронная выставка открылась в филиале ЦВММ на крейсере «Аврора».
- Выставка «Конусхаоса» С 30 июня по 19 сентября 2021 года в здании Итальянского дворца (филиал ЦВММ «Кронштадтская крепость») можно ознакомится с очередной выставкой в рамках проекта «Герметаж Архив». В экспозиции представлены произведения эпохи становления петербургского искусства конца прошлого века, предъявляя необычный, для репрезентации локальной сцены того времени, концептуальный срез.
- «Пленительный город загадок.
- Выставка «Военно-морское образование в СССР. История создания ВМУЗов и воспитания офицерских кадров для ВМФ Советского Союза» Выставка призвана напомнить посетителям о Военно-морском образовании в СССР и истории создания Высших Военно-Морских учебных заведений.
в Москве открылась выставка уникальных плакатов «Интуриста»
23 апреля в Музее Москвы откроется выставка «История Интуриста в советском туристическом плакате. Из частных коллекций». Экспозиция будет работать до 20 мая. Всем любителям туризма, истории и агитационного плаката – однозначно рекомендуется. Тем более, что вход на выставку – бесплатный.
Как пояснили «Вестнику АТОР» в пресс-службе туроператора «Интурист» на выставке «История Интуриста в советском туристическом плакате. Из частных собраний» представлена ретроспектива оригиналов зарубежных рекламных постеров Интуриста, созданных в 30-70-е годы XXвека. В экспозиции – предметы фонда Музея Москвы и более 30 плакатов из архива туроператора и зарубежных частных собраний.
Художественное наследие компании — это плакаты, проспекты, брошюры, листовки и значки, сделанные в СССР, но нарисованные для зарубежного зрителя. Неизвестные на родине, за границей они были повсеместной рекламой необычного туристического направления и стали со временем объектами коллекционирования.
На плакатах «Интуриста» зрители увидят прошлое нашей страны глазами иностранцев, отдыхавших в СССР: Крым, Краснодарский край, Кавказ, города Золотого кольца, Ленинград и Москва. Постеры создают идеальный коммерциализированный образ советского отдыха. Они выполнены в популярном на Западе стиле арт-деко и напоминают работы русского авангарда, широко известные в Америке и Европе.
По словам директора Музея Москвы Алины Сапрыкиной, специально для экспозиции Музей Москвы предоставил советские курортные фотографии и вещи путешественников 1960-1980 годов: одежду повседневную и для отдыха, коллекцию чемоданов и средства передвижения – велосипеды и автомобили.
«Посетители сравнят два образа – западный образ «советского шика» и тот, который складывался у наших соотечественников – фотографов, репортёров и туристов-москвичей. Кстати, вход на выставку будет свободным на протяжении всей ее работы», — отмечает г-жа Сапрыкина.
«Выставка посвящена 90-летию со дня основания организации и рассказывает о том, какой образ нашей страны во всем ее многообразии формировался для иностранной аудитории. Уверен, что многим будет интересно увидеть зарубежные плакаты Интуриста, выполненные в совершенно нехарактерном для тех лет стиле и почти неизвестные на родине», — отметил в своем комментарии Генеральный директор туроператора «Интурист» Виктор Тополкараев.
Выставка работает в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2, Провиантские склады – это рядом с метро «Парк Культуры»).
Фотолента
Вернуться назад
«Били профессионально»: как в СССР травили художников-авангардистов
45 лет назад на окраине Москвы милиция уничтожила бульдозерами неофициальную выставку художников-нонконформистов, получившую название «Бульдозерная выставка». «Газета.Ru» рассказывает об инциденте, ставшем ключевым событием в борьбе неофициальных художников СССР за легализацию нонконформистского искусства.
Авангардизм был, мягко говоря, не самым популярным направлением живописи в СССР. Работающим в отличном от соцреализма стиле художникам было крайне сложно пробиться к широкой публике, а некоторые из них и вовсе подвергались гонениям.
Одним из примеров негативной реакции на неугодные правительству картины стало посещение Никитой Хрущевым выставки авангардистов, приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Советский лидер пришел туда 1 декабря 1962 года и высказывал свое отношение к произведениям с активным использованием нецензурных слов.
Спустя пять лет известный авангардист и основатель группы неофициальных художников «Лианозово» Оскар Рабин вместе с коллекционером Александром Глезером устроили «выставку двенадцати» в кафе на окраине столицы. Информация об этом молниеносно была передана работникам КГБ и московского горкома партии, и уже через два часа экспозиция была ликвидирована.
Любые попытки нонконформистов организовать выставку без согласования заканчивались закрытием или агрессивным нападением на место мероприятия. Тем не менее, ужесточение цензуры способствовало развитию неофициального искусства. Из-за невозможности арендовать помещения для проведения выставок художники решили устраивать экспозиции на улице.
Впервые об этом задумались Виталий Комар, Александр Меламид, Александр Глезер и Оскар Рабин. В интервью ВВС Комар отмечал, что находившиеся вне зоны официального советского искусства художники были «загнаны на кухни».
«Распространились маленькие квартирные выставки, но сколько человек могло прийти на такую выставку? От силы десяток-другой. На одном из таких квартирных вечеров весной 1974 года мы с моим другом и партнером Аликом Меламидом устроили перформанс: он изображал Сталина, я — Ленина. Это была соцартовская пародия на соцреализм», — поделился художник.
Однако веселье продолжалось недолго: в дверь позвонили, зашли люди в штатском, всех погрузили в машины и увезли в ближайшее отделение милиции, где продержали до утра.
«И тут я вспомнил, что мне рассказывали, как в Польше художники показывают свои работы под открытым небом. Как в Париже, на Монмартре: художники рисуют, публика смотрит, и над ними прекрасное небо. Эта идея завладела нами. Казалось, что специального разрешения, чтобы принести и показать работы где-нибудь на пустыре, не требовалось», — рассказал Комар.
Изначально в качестве места для выставки художники рассматривали даже Красную площадь, но по понятным причинам отбросили эту идею и решили провести мероприятие подальше от центра — на пустыре в районе Беляево. Они подали заявку о проведении «показа картин» 15 сентября 1974 года и запросили у Моссовета время с 12:00 до 14:00 часов. Стоит отметить, что это было беспрецендентное событие, поскольку ранее в стране не проводилось выставок на открытом воздухе. Закона о запрете таких мероприятий также не существовало, поэтому у властей не было оснований для отказа. Тем не менее, Моссовет не дал разрешения.
15 сентября 1974 года группа художников-нонконформистов основала «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» рядом со станцией метро «Беляево». Организаторами этого мероприятия выступили Рабин и Глезер, а участники собрались на пустыре под предлогом субботника и начали распаковывать свои картины.
«Собралась изрядная толпа и художников, и зрителей, но ощущение было уже тревожным. Стояли бульдозеры, стояли грузовики с торчащими из кузова саженцами, а всем собравшимся было объявлено какими-то людьми в штатском, что на условленном месте именно в этот день и час запланирована посадка деревьев. Тут же, конечно, стали раздаваться шутки о двусмысленности слова «посадка», — рассказал Комар.
Не успели участники собрать подставки для картин, как их работы начали обливать водой и давить бульдозерами. Самих художников при этом жестоко избили и увезли в тюремной машине.
«Ломались подрамники, ломались и сами работы, особенно те, что были сделаны на оргалите или картоне. Все это было совершенно неожиданно и совершенно ужасно. А тех, кто пытался сопротивляться, били. Причем били очень грамотно, профессионально. Математика Виктора Тупицына бросили на заднее сиденье серой «Волги» и ударили ребром ладони между ног. Было реально страшно», — вспоминал художник.
На мероприятии присутствовали иностранные журналисты, которые также пострадали: по словам Комара, корреспондентке Associated Press выбили зуб. Произошедшее спровоцировало огромный скандал в зарубежной прессе: один из организаторов выставки Александр Глезер, активно пропагандировавший советское искусство за рубежом, устроил в своей квартире пресс-конференцию. О «Бульдозерной выставке» начали говорить во всем мире.
Вероятно, только благодаря скандалу и огромному вниманию прессы советские власти пошли на компромисс. Спустя буквально две недели они уже сами предложили художникам провести выставку в Измайловском парке. Еще спустя какое-то время была организована уже совершенно легальная огромная нонконформистская выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ.
«И сейчас, несмотря на весь страх и ужас, который нас тогда охватил, «Бульдозерная выставка» воспринимается как предперестроечное событие, как первый глоток свободы», — подчеркнул Комар.
«Бульдозерной выставке» посвящены несколько книг, экспозиций, фильмов и даже памятник — бульдозерный нож перед зданием Государственного центра современного искусства в Москве. 13 сентября в галерее «Беляево» открылась экспозиция «Мастерская художника», посвященная 45-летию со дня проведения уличной выставки художников-нонконформистов.
″Рожденные в СССР″ живут и творят в Германии | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
Название экспозиции, которая разместилась в здании немецкого МИДа, напоминает – то ли намеренно, то ли нет — сразу две знаменитые песни. Битловскую «Back in the USSR» («Назад в СССР»), и «Born in the USA» («Рожденный в США») Брюса Спрингстина. Любопытно, что презентация работ русских художников, волею судеб оказавшихся в Германии, названа сочетанием английских слов. В эпоху глобализации искусство интернационально. Художники колесят по миру, останавливаясь то тут, то там. И нередко – как в данном случае Женя Шеф — носят все свое с собой.
Передвижной храм
Уроженец Актюбинска, где его семья была в политической ссылке, Шеф давно живет на Западе, выставлялся в престижных музеях, а сейчас разбил в Берлине палатку. Самую натуральную. В ней стоит столик, звучит музыка, размещены небольшие картины с изображениями ботинок, ножниц, часов, кошелька, мобильного телефона. Шеф говорит, что палатка – это символ его «персонального храма».
«Персональный храм» Жени Шефа
Библейский Моисей, водя евреев по пустыне, взял с собой миниатюрную копию храма с тем, чтобы народ не забывал важнейшие реликвии, которые сопутствуют его жизни. Художник напоминает об этом, помещая в палатку миниатюры на дереве, иллюстрирующие предметы его повседневного быта, его окружение, в котором он творит и принимает гостей. Такую мастерскую можно возить с собой. Художник, обладающий этим уникальным пространством, всюду дома.
Послы культуры
Организатор выставки Ирина Слинчук хотела показать работы художников, корни которых в России, а современная творческая среда – Запад. Авторы примерно 40 картин, рисунков, фотографий и инсталляций родом из бывшего Советского Союза, живут в основном в Берлине и работают в самых разных жанрах. С одной стороны, говорит Ирина, они под влиянием традиционного русского авангарда и соцреализма, а с другой — находятся в движении, всему открыты, ищут новые формы.
«Персональный храм» Жени Шефа
Организаторы хотели продемонстрировать как можно более широкий спектр представителей русскоязычной эмиграции в Германии. Выставка, которая открылась спустя 20 лет после падения «берлинской стены», должна иллюстрировать происшедшие с тех пор перемены и показать разнообразие творческих импульсов наших соотечественников, которые выступают своего рода «послами культуры» между Россией и Германией.
Спасательный круг из бетона
Бывший харьковчанин Борис Михайлов приобрел известность предельно реалистичными, жесткими фотографиями постсоветского социума. Бывший ленинградец Андрей Баров показывает стереолитографию, которая выглядит как золотая голова без волос. Марина Герцовская, тоже из города на Неве, создает композиции из фотографий летящих людей.
Уроженец Улан-Удэ Григорий Дор рисует в серо-голубых тонах портреты молодых людей в урбанистических пейзажах. Бывший москвич Сергей Воронцов поместил на выставке спасательные круги в натуральную величину, переплетенные как свадебные кольца. Круги, что примечательно, из бетона. «Такой вот странный объект», — комментирует автор. Искусство не обязано объяснять все дотошно. Недостающее пусть домысливает зритель.
«Братский поцелуй»
А вот самая знаменитая работа Дмитрия Врубеля представлена на выставке лишь в копии. И неудивительно. Дмитрий вошел в историю искусства куском железобетона размером два метра на два шестьдесят. На бетоне впились друг в друга в поцелуе взасос бывшие партийные лидеры Брежнев и Хонеккер. Эта картина возникла весной 90-го года, когда многим художникам предложили разрисовать участок печально известной «берлинской стены». Врубель приехал с готовым замыслом, который поначалу озадачил организаторов проекта. Они испугались политического скандала, того, как рассказывает художник, что «Горбачев обидится на эту картинку и не будет объединять Германию». Но тогдашний дух свободы оказался сильнее. Врубелю разрешили рисовать.
Оригинал «Братского поцелуя»
Он нарисовал – и проснулся знаменитым! О русском художнике писали газеты и искусствоведы. На фоне «Братского поцелуя» туристы позировали перед камерой. Прошло 20 лет. Краски стерлись и смыслись. И сейчас Врубель приехал в Берлин со всей семьей, чтобы реставрировать, а точнее говоря — заново восстановить всемирно известную работу.
Автор: Олег Зиньковский
Редактор: Дарья Брянцева
НАЗАД В СССР. Утраченные идеалы
Выставка объединяет живопись, рисунки и объекты голландских художников Виллеке Ван Тейн и Гербранда Волгера о России в эпоху коммунизма и после распада СССР. В своих произведениях, созданных с 1991 года до настоящего времени, авторы представят зрителю свою интерпретацию советской эстетики.
После периода забвения в последнее время интерес к советскому наследию значительно увеличился. Однако однозначного согласия по этой проблеме в современном российском обществе пока нет. Возможно, через призму западного восприятия Виллеке Ван Тейн и Гербранда Волгера с помощью доступного языка искусства, мы обретем новый угол зрения на свою историю.
Бесчисленные статуи, рельефы и росписи, не снесенные, не разбитые, не замазанные после крушения коммунизма, послужили источником вдохновения для рисунков и картин Ван Тейн. Так возникла в частности серия живописных работ, связанная с фонтаном «Дружбы народов», вокруг которого стоят высоченные позолоченные женские фигуры, символизирующие 15 советских республик.
Сыну голландских коммунистов Гербранду Волгеру советская власть представлялась с детства мирной политической идеологией, примером для всего мира, и горьким было разочарование, когда выяснилось, что это все «прах».
После развала Советского Союза он во время поездок в Москву и Петербург делает зарисовки монументальных советских зданий и памятников и на их основе создает у себя в мастерской большие черно-белые рисунки и картины. Под впечатлением от Московского метрополитена, Гербранд рисует серию работ, в которых населяет станции анонимными пассажирами, уводя изображение в легкое сфумато.
Художники добиваются в своих произведениях интригующей двусмысленности, сочетая в них обывательскую атмосферу с героическим идеализмом.
Художники: Виллеке Ван Тейн и Гербранд Волгер живут и работают в Нидерландах. Их работы находятся в частных и музейных коллекциях, к примеру, в одном из крупнейших в мире музее современного искусства, — Stedelijk museum, Амстердам.
В рамках выставочного проекта состоялась публичная панельная дискуссия «Советское искусство сегодня: актуальность и (или) актуализация» .
Участники: Олег Аронсон (философ, Москва), Гербранд Волгер (художник, Амстердам), Арсений Жиляев (художник, Москва/Гетеборг), Екатерина Деготь (куратор, искусствовед, арт- критик, Москва), Игорь Кобылин (философ, Н. Новгород), Алексей Коровашко (художественный критик, литературовед, Н.Новгород), Давид Рифф (критик, теоретик и практик современного искусства, Москва/Берлин), Виллеке ван Тейн (художник, Амстердам), Андрей Толстой (искусствовед, Москва), Эверт ван дер Цверде (философ, Амстердам)
Советская культура в современной российской действительности. Феномен «советского» и причины его возрождения. Имеет ли советское искусство международное значение и универсальные смыслы? Пути актуализации советского художественного наследия. Советское искусство и современная художественная практика в России. Сходство, различие, влияния, перспективы.
Фотоотчет с выставки
американских экспонатов в СССР
1959 Американская национальная выставкаЭта выставка стала местом знаменитых «кухонных дебатов» между тогдашним вице-президентом Ричардом Никсоном и советским премьер-министром Никитой Хрущевым. Это была первая национальная выставка США, организованная в Советском Союзе, и она оказалась успешным сотрудничеством между несколькими правительственными учреждениями США и частным сектором. Американская национальная выставка охватывала все аспекты жизни и культуры Америки, ее посетили 2 человека.7 миллионов Советов в течение лета 1959 года.
1961 Пластмассы США
Эта выставка побывала в Киеве, Москве и Тбилиси, и ее посетили более 375 000 человек. Более 230 американских предприятий и фирм предоставили оборудование и материалы для выставки, посвященной широкому применению пластмасс в быту и различных отраслях промышленности.
1961 Транспорт США
Эта выставка побывала в Волгограде и Харькове и собрала 180 000 посетителей. Выставка подчеркнула жизненно важную роль транспортных и распределительных сетей в американской экономике и образе жизни.
1962 Медицина США
Выставка, представленная в Москве, Киеве и Ленинграде, привлекла 207 000 посетителей. В нем были полностью оборудованные кабинеты врача и стоматолога, операционная в больнице и полностью укомплектованная американская аптека с оборудованием, подаренным и предоставленным американскими фирмами. Шесть врачей, дантист и фармацевт помогали русскоязычным гидам предоставлять специализированную информацию.
1963 Technical Books USA
На этой выставке более 700 американских издателей представили полный спектр опубликованных материалов по техническим вопросам.Выставка произвела сильное впечатление на почти 150 000 советских посетителей в Москве, Ленинграде и Киеве.
1963-64 гг. Графика США
На этой выставке более 1,6 миллиона советских людей в Алма-Ате, Москве, Ереване и Ленинграде исследовали яркий мир графики, от репродукций до корпоративных логотипов.
1964-65 Связь США
Во время гастролей по Ленинграду, Киеву и Москве эта выставка привлекла более 765 000 советских граждан. Шестьдесят пять американских компаний в области коммуникаций предоставили электронное оборудование для этой выставки, посвященной печатным и электронным СМИ в США.S.
1965 Архитектура США
Эта выставка привлекла более 715 000 посетителей в Москве, Минске и Ленинграде. Толпа в Ленинграде ждала целых пять часов, чтобы увидеть невероятное разнообразие и жизненную силу американского архитектурного ландшафта.
1966 Ручной инструмент США
Во время гастролей в провинциальных городах Харькове, Ростове-на-Дону и Ереване эта выставка привлекла 720 000 советских посетителей. В нем были представлены ручной и малый электроинструмент, оборудование и аксессуары, предоставленные 86 U.Производители S.
1967 Промышленный дизайн США
Участие американских деловых кругов в этой выставке было исключительно высоким, на ней были представлены более 180 американских компаний. Выставку посетили более 830 000 человек в Москве, Киеве и Ленинграде. Американские компании поставляли автомобили, мобильные дома, телевизоры и сотни товаров для среднего американца, которые покорили советскую аудиторию.
1969-70 Education USA
Эта выставка посетила шесть крупных городов — Ленинград, Киев, Москву, Баку, Ташкент и Новосибирск.Это была первая американская выставка, посетившая сибирский город. Привлекая почти миллион посетителей, выставка представила методы и технологии, предоставляемые различными образовательными ресурсами частного сектора, которые используются в американской образовательной системе.
1972 Исследования и разработки США
Эта выставка побывала в Тбилиси, Москве, Волгограде, Казани, Донецке и Ленинграде, где почти 2 миллиона советских людей увидели ощутимые выгоды от частного предпринимательства. Выставка была запланирована вокруг 26 «голубых фишек» корпораций с сильными программами НИОКР, многие из которых были привязаны к космическим программам.На выставке был представлен широкий спектр продуктов и артефактов, от командного модуля Apollo 10 до кухонной техники.
1973-74 Outdoor Recreation USA
Более 1,5 миллиона Советов разыскивали американских гидов и специалистов, которых постоянно засыпали вопросами о жизни в Америке, пока эта выставка посетила Москву, Уфу, Иркутск, Ереван, Кишинев и Одессу. [Фотографии]
1975-76 Технологии для американского дома
Эта выставка позволила увидеть, как и где живут и работают американцы. Его видели 1,2 миллиона советских граждан в Ташкенте, Баку, Москве, Запорожье, Ленинграде и Минске. Специалистов советских строителей привлекло огромное количество товаров, доступных для американских домостроителей.
1976-77 Фотография США
Как одна из самых ярких выставок, когда-либо созданных USIA, эта выставка побывала в Киеве, Алма-Ате, Тбилиси, Уфе, Новосибирске и Москве. Он привлек 1,5 миллиона посетителей, которые увидели более 800 выставленных фотографий.В выставке приняли участие 30 американских компаний. [Фото]
1976 США 200 лет
Эта специальная выставка приурочена к двухсотлетию независимости США. Во время показа в Москве эту выставку за 28 дней работы посетили 270 000 человек.
1978-79 Сельское хозяйство США
Богатство американской сельскохозяйственной сцены, от высокотехнологичного агробизнеса до жизни на семейной ферме, было замечено почти в Киеве, Целинограде, Душанбе, Кишиневе, Москве и Ростове-на-Дону. 1.2 миллиона советских граждан. Двадцать шесть американских производителей предоставили свою продукцию в аренду, а сельскохозяйственные эксперты из бизнеса и правительства США посетили показы выставки.
1987-89 Information USA
После восьмилетнего перерыва, Information USA возобновила традицию, проведя динамичную выставку, посвященную развивающейся информационной эпохе компьютеров и массовых коммуникаций. Выставка побывала в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Ташкенте, Иркутске, Магнитогорске, Ленинграде, Минске.[Фотографии]
1989-91 Design USA
Последний экспонат в СССР, Design USA посетил Донецк, Кишинев, Душанбе, Алма-Ату, Новосибирск, Волгоград и Баку перед тем, как отправиться во Владивосток и Хабаровск на Дальнем Востоке России. . На выставке были представлены американские дизайнерские концепции в различных областях, включая компьютерный, домашний и автомобильный дизайн. [Фото]
Новая выставка в Берлине возвращает в реальность забытое советское искусство | Art
Высмеиваемое, высмеиваемое и давно выброшенное на свалку эстетической истории искусство советского соцреализма после краха коммунизма не имело счастливой загробной жизни. От Москвы до Мурманска многие произведения, воспевающие коллективную волю и добросовестный труд, были просто выброшены или брошены забытыми на пыльных чердаках, когда волна перестройки прокатилась по бывшему Советскому Союзу.
Однако все может измениться. На новой замечательной выставке в Берлине представлена первая в истории коллекция из 300 произведений классики этого жанра. И, по мнению некоторых искусствоведов, это может быть началом возрождения интереса в той форме, которая до сих пор считалась простой пропагандой.
Алессандра Лючия Коруцци — одна из двух кураторов, которые организовали выставку на основе работ итальянских коллекционеров из Милана, которые разделяют веру в ценность картин как искусства и как объектов исторического интереса.
«Это произошло так быстро», — сказал Коруцци. «В конце 1980-х годов часть советской истории была вычеркнута».
С середины 1920-х годов ведущим художникам, жившим при коммунистическом режиме, было поручено создавать произведения искусства, отражающие и прославляющие достижения большевистской революции.
Строгий эстетический кодекс, навязанный советским государством, особенно после того, как Иосиф Сталин открыл эру террора, подавил интенсивное творчество, которое последовало за революцией 1917 года, когда социальный радикализм, казалось, имел естественную связь с художественными экспериментами.
В 1932 году Сталин издал указ «О восстановлении литературных и художественных организаций». «Декадентские» формы искусства, такие как сюрреализм и экспрессионизм, были запрещены, и, как это ни парадоксально для «революционного» общества, художников поощряли исследовать назидательные темы, часто прославляя простые достоинства труда на фабрике и в поле.Те художники, которые не хотели подчиняться, были изгнаны или работали тайно, без публичной публики. Санкционированные произведения искусства социалистов-реалистов висели во всех основных общественных местах в течение следующих 60 лет.
Но, хотя коммунистическая идеология сегодня, возможно, утратила свою силу, искусство, которое она вдохновляла, не было, по словам Гайи Фусаи, одним из коллекционеров, поддерживающих шоу «За железным занавесом». «Это больше, чем просто пропаганда. Это как раз то время в Советском Союзе», — сказал Фусаи.«Вот почему мы хотим показать эти картины широкой аудитории. Мы хотим заполнить черные дыры истории».
Фусаи и ее коллеги-коллекционеры обнаружили, что многие картины, которые они заново открыли и отреставрировали, были сняты с огромной скоростью, как только Михаил Горбачев, реформаторский президент Советского Союза, начал возвращать некоторую свободу художественному сообществу.
«Картины были помещены в подвалы или углы или отброшены, как будто эта часть прошлого не имела никакого значения», — сказал коллекционер New York Times .«Но это искусство — часть истории бывшего Советского Союза. Вы не можете просто стереть его. Поэтому группа коллекционеров решила попытаться найти эти картины. Речь идет о спасении искусства социалистического реализма».
Для сопоставления работ, выставленных в художественной галерее Йешке-Ван Влит, которая стоит на месте, которое раньше занимала Берлинская стена, потребовалось более пяти лет исследований. «Картинам было легко пересечь границу из России в другие бывшие советские республики», — сказал Фусаи.«Мы могли бы купить картины. Все документы законные и правильные». Однако было гораздо труднее покупать работы, которые остались в России, где государство, которое, в конце концов, заказало большую часть произведений искусства, все еще владело многими картинами.
Решающее значение для ценности этих работ как редких артефактов имеют использованные необычные материалы. Художники, работавшие в период постоянной нехватки и лишений, должны были быть готовы создавать свое искусство из всего, что попадалось под руку.Некоторые из представленных холстов были сделаны из джута или сшиты из кусков военной ткани, например, по бокам выброшенных палаток. Художники также использовали смесь цементной пыли и нагретого индустриального масла, чтобы связать холст.
Типичные сцены на полотнах показывают учителей, инструктирующих нетерпеливых пионеров, храбрых солдат, Ленина, выступающего на съезде коммунистической партии, или, возможно, встречи с восхищенной группой рабочих.
В некоторых даже есть нотки скрытой иронии, проскользнувшие сквозь сеть.Работа 1973 года Евгения Владимировича Семенова, русского студента Киевского художественного института, тихо издевается над режимом, изображая кур в своей сцене Студенты — волонтеры в птичьем беге , так как у них гораздо лучшее здоровье, чем у студентов, которые были присоединяется.
Но некоторых коллекционеров произведений искусства еще предстоит убедить в том, что социалистическому реализму все же есть что сказать. Фрэнк Коэн, известный в народе как «Саатчи севера», является ветераном британского коллекционера немецкого искусства, но он сомневается, что пропагандистское советское искусство может иметь что-либо, кроме любопытства.
«Я был недавно в России и посетил галерею, где много распродали, и я ненавидел это», — сказал он. «Я нашел это слишком политическим. Это были все люди и машины.
« Я не говорю, что в этот период не было сделано ничего стоящего, и я подозреваю, что более поздние работы могут быть более интересными, но в целом я могу ». не вижу, чтобы это действительно завоевало популярность. Это слишком подавляюще ».
Утвержденные художники
Александр Дейнека
Родился в Курске в 1899 году.
Самым известным его произведением был монументальный революционер «Оборона Петрограда» 1928 года. Его мозаики покрывают потолок станции метро «Маяковская» в Москве.
Дейнека награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Юрий Пименов
Родился в Москве в 1903 году.
Член-основатель Общества станковых художников, он был хорошо известен тем, что задокументировал изменения в Москве с 1930-х по 60-е годы, как и в своей картине 1937 года «Новая Москва». .
Гели Коржев
Родился в Москве в 1925 году.
Коржев учился в Суриковском институте в Москве и впервые получил признание своей картиной «В дни войны» в 1954 году.
Серия работ 1960-х годов «Опаленные» Огнем войны »сделал его одним из самых могущественных художников-реалистов своего времени.
Составлено Люком Торресом
Назад в СССР: Новости Северо-Западного университета
ЭВАНСТОН, Иллинойс — Этой осенью посетители могут совершить путешествие в эпоху холодной войны в серии выставок искусства ХХ века. из России и Советского Союза в Художественном музее Мэри и Ли Блока Северо-Западного университета и университетской библиотеке.
В музее выставлены «Взгляды и переосмысления: советские политические плакаты и карикатуры», (20 сентября — 4 декабря) и «Танго с коровами: книжное искусство русского авангарда 1910–1917», (23 сентября — 11 декабря) будут выставлены в Музее Блока, 40 Arts Circle Drive, в кампусе Northwestern в Эванстоне.
В библиотеке выставлены «Они боролись за нашу свободу: американские и советские агитационные плакаты времен Второй мировой войны» (с 20 сентября по 19 марта 2012 г.), «Дмитрий Шостакович на Северо-Западе» (сент.С 20 по 19 марта 2012 г. ) и «Заклейка в тяжелые времена: советские пропагандистские плакаты 1930-х годов» (со 2 ноября по 15 июня 2012 г.) будут выставлены в университетской библиотеке, 1970 Campus Drive, в кампусе Northwestern в Эванстоне. .
Все пять выставок бесплатны и открыты для публики.
Музей блоков открыт с 10:00 до 17:00. Вторник, суббота и воскресенье; и с 10.00 до 20.00 Среда, четверг и пятница. Музей закрыт в понедельник. Для получения дополнительной информации о блоке посетите www.blockmuseum.northwestern.edu или позвоните по телефону (847) 491-4000.
Экспозиция Университетской библиотеки открыта для публики ежедневно с 8:30 до 22:00. Для получения дополнительной информации о библиотеке посетите www.library.northwestern.edu или позвоните по телефону (847) 491-7658.
Эти выставки и программы являются частью «Советского художественного опыта», 16-месячной выставки работ художников, созданных под руководством Политбюро Советского Союза (и в ответ на него). Посетите www.SovietArtsExperience.org, чтобы ознакомиться с полным расписанием мероприятий.
БЛОК МУЗЕЙНЫХ ВЫСТАВОК
«Взгляды и переиздания: советские политические плакаты и карикатуры» представляет собой постсоветскую оценку советского графического искусства с более чем 160 объектами из частной коллекции. Выставка «Просмотры и повторные просмотры», выставленная с 20 сентября по 4 декабря в Главной галерее, пересматривает художественные достоинства и стилистическое разнообразие работ, созданных в качестве государственной пропаганды с помощью плакатов, карикатур, открыток и фотомонтажей, охватывающих шесть десятилетий. Выставка организована галереей Дэвида Винтона Белла Университета Брауна.
№«Танго с коровами: книжное искусство русского авангарда, 1910–1917», , выставленный в галерее Альсдорф с 23 сентября по 11 декабря, рассказывает о драматической трансформации книжного искусства в бурные годы до Русская революция, когда художники и писатели сотрудничали в изданиях, литографированных вручную, в которых примитивные и абстрактные образы сочетались с абсурдной поэзией, чтобы передать глубокую двойственность в отношении прошлого, настоящего и будущего своей страны. Выставка организована Исследовательским институтом Гетти, Лос-Анджелес.
ВЫСТАВКИ БИБЛИОТЕКИ УНИВЕРСИТЕТА
№«Они сражались за нашу свободу: американские и советские пропагандистские плакаты времен Второй мировой войны» исследует изображение аналогичных военных тем — отваги, численной силы, тыла, героических военных традиций, гнусного врага. различные художественные языки США и СССР «Они боролись за нашу свободу» будут представлены с 20 сентября по 19 марта 2012 года. Выставка является плодом сотрудничества Библиотеки и Музея Петра Великого / Кунсткамеры. Санкт-ПетербургПетербург, Россия.
В июне 1973 года Северо-Западный федеральный округ присвоил почетную степень знаменитому русскому композитору Дмитрию Шостаковичу. Выставка «Дмитрий Шостакович на Северо-Западе», организованная Северо-западной музыкальной библиотекой и университетским архивом, , проходящая с 20 сентября по 19 марта 2012 г., напоминает о визите Шостаковича в университетский городок через оригинальные документы и материалы, в том числе редкие партитуры Шостаковича, изданные в Советском Союзе. Союз.
Из Библиотеки специальных коллекций Чарльза Диринга Маккормика, «Бумага в тяжелые времена: советские пропагандистские плакаты 1930-х годов» демонстрирует попытки советского правительства вдохновлять, умиротворять, информировать и пугать своих граждан в эпоху массовой социальной инженерии. .Выставку можно будет увидеть со 2 ноября по 15 июня 2012 года.
СВЯЗАННЫЕ ПРОГРАММЫ
Следующие весенне-летние программы 2011 года будут проходить в Block Museum или в другом месте, как уже отмечалось. Если не указано иное, они бесплатны и открыты для публики.
• «Раннее советское кино», 19:00. Пятница, 23 сентября, Музей блоков. Block Cinema представит лучшие фильмы первых лет существования Советского Союза, начиная с недавно отреставрированного 35-миллиметрового отпечатка шедевра Сергея Эйзенштейна 1925 года «Броненосец Потемкин.”Общий входной билет на показы Block Cinema составляет 6 долларов для широкой публики или 4 доллара для членов Block Museum, преподавателей Северо-Запада, сотрудников, студентов и лиц в возрасте 65 лет и старше. Посетите веб-сайт музея блоков по адресу www.blockmuseum.northwestern.edu/block-cinema или позвоните (847) 491-4000 осенью, чтобы получить информацию о других фильмах этой серии.
• Блочные экскурсии по выставкам. Доценты музея блока проведут бесплатные экскурсии «Взгляды и переиздания» и «Танго с коровами» по цене 1 стр.м., суббота и воскресенье, с 1 октября по 4 декабря. Чтобы запланировать групповую или школьную экскурсию, отправьте электронное письмо на адрес [email protected] или посетите сайт http://www.blockmuseum.northwestern.edu/visit/guided- tours.html.
• «Опыт советского искусства в кампусе», полдень вторника, 27 сентября, и полдень четверга, 29 сентября, университетская библиотека и музей квартала. Совершите экскурсию по выставкам советского искусства в Блоке и Библиотеке. Экскурсии начинаются в Библиотеке и заканчиваются кофейным фуршетом в Блоке.
• «Природа и политика формы в советском плакате 1930–1965 гг. », 17:30. Четверг, 13 октября, Музей блоков. Кристина Киэр, адъюнкт-профессор истории искусств Северо-Западного университета, и Роберт Берд, адъюнкт-профессор славянских языков и литератур в Чикагском университете, будут размышлять о форме и значении советской графики в индивидуальных презентациях и в диалогах. Прием следует по программе.
• «День семьи: Танго со звуком», 1–3 стр.м. Воскресенье, 16 октября, Музей блоков. Посетители могут подключиться к своим внутренним художникам-авангардистам в этот день экспериментального поэтического представления и рукотворных сборников звуковых образов. Рекомендуется для семей с детьми от 6 до 12 лет. Для участников Block вход бесплатный; и 5 долларов на семью для нечленов. Требуется предварительная регистрация по адресу [email protected].
Как космическая гонка изменила советское искусство
Он стоит у ворот Выставки достижений народного хозяйства, гигантского парка аттракционов, посвященного выставкам-ярмаркам, призванным продемонстрировать мощь советской промышленности и науки. Он был построен в то время, когда СССР лидировал в космической гонке. Время, когда, по словам капитана подводной лодки из фильма «Охота за красным октябрем», «мир дрожал от звука наших ракет». Памятник Покорителям космоса — космическое искусство запредельного масштаба.
Построенная из титана скульптура высотой 107 м (351 фут) ракеты, стреляющей с земли, возвышается над всем в выставочном парке — она почти вдвое выше ракет «Восток», миссии которых вдохновили ее, одна из которых выставлена внутри парк.Гранитная скульптура, облицованная титаном, настолько велика, что на ее основании может разместиться целый музей — Мемориальный музей космонавтики.
В политической системе, где религия была запрещена и превозносились только самые дружелюбные к революции досоветские деятели, советские художники вместо этого обратились к иконографии советских лидеров, таких как Ленин, символам промышленности и науки СССР — и космосу.
Первоначальное лидерство Советского Союза в космической гонке, возглавляемое пленными немецкими учеными и блестящими дизайнерами, такими как Сергей Королев, стало новым холстом для советских художников, скульпторов и дизайнеров продукции. Но ее корни гораздо глубже, — говорит Александра Санкова, директор Московского музея дизайна.
Вам также может понравиться:
«Этот интерес к космосу начался задолго до прихода к власти Советов, он восходит к временам Циолковского [пионера русских ракет в XIX веке]. Все считали его сумасшедшим, но Советы после революции заставили его постоянной идеологии «.
Санкова говорит, что космическая иконография в СССР расцвела в 1920-х и 1930-х годах, как и в других странах мира, подпитываемая представлениями научных журналов о жизни в будущем веке.Но его популярность как темы резко возросла по мере того, как обретала форму космическая гонка. Советская космическая программа, которая так долго хранилась в секрете, стала мощным инструментом пропаганды — но она также получила широкую поддержку со стороны самих художников. «В 1960-е годы внезапно все с энтузиазмом восприняли идею побывать в космосе», — говорит Санкова. «Дизайнеры создавали изображения, вдохновленные этими космическими достижениями, не потому, что это было« массовое »занятие, а потому, что они очень гордились и вдохновлялись».
Революция! Демонстрация! Испытание советского искусства
—
Выставка
Владимир Стенберг и Георгий Стенберг. «Зеркало советского общества», обложка к фильму «Красное поле», No. 19 (май 1928 г.). Не болтай! Коллекция. Искусство © Усадьба Владимира и Георгия Стенбергов / РАО, Москва / ВАГА, N
Октябрьская революция 1917 года изменила ход мировой истории; он также превратил Россию в витрину, заполненную моделями. Каждый объект и сфера деятельности должны были продемонстрировать, как можно переделать общество в соответствии с революционными принципами. Чтобы определить форму этого беспрецедентного общества, потребуются интенсивные эксперименты и обсуждения.Коммунизм должен был быть смоделирован и выставлен на обозрение, чтобы быть реализованным каким-либо конкретным образом.
Испытание советского искусства , соответственно, заполняет зал Регенштейна десятью моделями раннесоветской эпохи. Каждый из этих разделов, подробно описанных ниже, содержит редкие произведения искусства и представляет экспертные реконструкции в натуральную величину ранних советских экспонатов или пространств, заказанные специально для этой выставки.
- Поле битвы : Плакаты времен Гражданской войны (1918–21) окружают «Ленинскую стену» с тремя десятками работ, посвященных первому советскому лидеру.
- Школа : Редкие работы советских художественных школ передают прорывы в абстракции. Многие кредиты взяты из легендарной коллекции произведений искусства Костаки в Салониках, Греция.
- Театр : Модельные декорации, реквизит и рисунки воплощают в жизнь классические конструктивистские постановки, объединившие зрителей и исполнителей в массовом спектакле.
- Press : 14-футовый мультимедийный киоск, построенный по проекту художника Густава Клуциса, и набор его оригинальных рисунков, якоря обширную экспозицию редких журналов и уникальных макетов плакатов.
- Фабрика : В клуб рабочих длиной 30 футов, спроектированный Александром Родченко, можно войти, чтобы посмотреть старинные книги и журналы.
- Выставка : В реконструированном выставочном зале 1926 года Эль Лисицкого представлены картины художников, включенных в первоначальную выставку, в том числе Пита Мондриана, Франсиса Пикабиа и самого Лисицкого.
- Фестиваль : Историческая модель Сталинского Дворца Советов объединяет фотографии массовых спортивных мероприятий и памятных собраний.
- Кинотеатр : Чередующаяся программа советских мультфильмов и документальных фильмов показывается в пространстве, напоминающем агитпоезд.
- Витрина : большие витрины демонстрируют текстиль, конструктивистскую рекламу и супрематический фарфор.
- Дом : Личные изображения ведущих советских художников, фарфоровые статуэтки и картина соцреалиста Александра Дейнеки заполняют модельный интерьер, также оснащенный мебелью, предназначенной для небольших или коллективных квартир.
Эти десять экспозиций — около 550 работ — собраны вместе в крупнейшей выставке советского искусства, которая состоится в Соединенных Штатах за 25 лет. У посетителей есть возможность изучить траекторию раннего советского искусства во всех его формах и подумать о том, что оно говорит нам об социально ориентированном искусстве сейчас.
Работ, представленных на выставке
Изображения
Спонсоры
Революция! Демонстрация! Советское искусство: испытание организовано Чикагским институтом искусств и фондом V-A-C.
Основная поддержка предоставляется Кэрин и Кинг Харрис, Фонд семьи Харриса. Дополнительное финансирование предоставлено Констанс Р. Каплан, Карен и Джимом Франк, а также Фондом Тавани. Ежегодную поддержку выставкам Института искусств оказывает Фонд выставок: Нил Блум и Благотворительный фонд семьи Блумов; Джей Франке и Дэвид Херро; Кеннет Гриффин; Карин и Кинг Харрис, Фонд семьи Харриса; Лиз и Эрик Лефкофски; Роберт М. и Дайан против. Леви; Энн и Сэмюэл М.Менкофф; Уша и Лакшми Н. Миттал; Сильвия Нил и Дэн Фишель; Томас и Марго Прицкер; Энн и Крис Рейес; Бетси Бергман Розенфилд и Эндрю М. Розенфилд; Кари и Майкл Дж. Сакс; и Фонд Эрла и Бренды Шапиро. Щедрую поддержку этой выставки оказывают компании Tru Vue, Inc. и JIT.
Революция: русское искусство 1917–1932 | Выставка
Спустя сто лет после русской революции эта мощная выставка исследует один из самых важных периодов современной мировой истории через призму новаторского искусства.
Обратите внимание: онлайн-билеты уже распроданы. Ограниченное количество билетов можно купить лично в кассе. В часы пик может потребоваться постановка в очередь.
Известные художники, в том числе Кандинский, Малевич, Шагал и Родченко, были среди тех, кто пережил роковые события 1917 года, которые положили конец столетиям царского правления и потрясли российское общество до самых его основ.
В суматохе искусство процветало, поскольку бурлили дебаты о том, какую форму должно принять новое «народное» искусство.Но оптимизм был недолгим: к концу 1932 года жестокое подавление Сталина опустило занавес творческой свободы.
Вдохновленные замечательной выставкой, показанной в России незадолго до сталинского подавления, мы отметим историческое столетие, сосредоточив внимание на 15-летнем периоде с 1917 по 1932 год, когда возможности изначально казались безграничными, а русское искусство процветало во всех сферах.
Эта обширная выставка — впервые — исследует весь художественный ландшафт послереволюционной России, включая смелые новаторские композиции Кандинского, динамичные абстракции Малевича и супрематистов, а также появление социалистического реализма, которое должно было произойти. определяют коммунистическое искусство как единственный стиль, принятый режимом.
Мы также будем включать фотографии, скульптуру, создание фильмов таких пионеров, как Эйзенштейн, и вызывающие воспоминания пропагандистские плакаты золотой эры графического дизайна. Человеческий опыт будет воплощен в жизнь с помощью полномасштабного воссоздания квартиры, предназначенной для коммунального проживания, с предметами повседневного обихода, начиная от продуктовых талонов и текстиля до блестяще оригинального советского фарфора.
Революционные сами по себе, эти работы вместе отражают как идеалистические устремления, так и суровую реальность революции и ее последствий.
Все цены на билеты включают 2,50 фунта стерлингов за печатный путеводитель по галерее.
11 февраля — 17 апреля 2017 г.
Суббота — четверг 10.00 — 18.00
Пятница 10.00 — 22.00
£ 18 (без пожертвования 16 £). Возможны уступки. Друзья РА и лица младше 16 лет, если их сопровождает платный взрослый, идут бесплатно.
Main Galleries, Burlington House
Назад в СССР: интервью с Ильей и Эмилией Кабаковыми
«Вы должны помнить, что жизнь в то время была очень опасной.Я не позволял официальным лицам видеть мои работы, а студия всегда была закрыта. И так продолжалось 30 лет ». Илья Кабаков (1933 г.р.) рассказывает о своей жизни« неофициального »художника в Советском Союзе, который он покинул в 1987 году. увидеть его студийную работу тогда и международную аудиторию, которая видела его иммерсивные инсталляции и крупномасштабные картины за последние два десятилетия, и между этой московской студией и домом на Лонг-Айленде, где он живет и работает сегодня, не мог похоже, будет больше.Но, пожалуй, наиболее важным отличием является то, что теперь он является частью огромной команды и имеет сотрудника в лице его жены Эмилии (1945 г. Работы, кроме картин, с 1997 года.
Илья и Эмилия Кабаковы сфотографированы на Лонг-Айленде, июль 2017 года. Фото: Дина Кантор.
Начало июля, Илья и Эмилия Кабаковы готовятся к двум выставкам. Первый — это презентация в музее Хиршхорна в Вашингтоне, округ Колумбия.C. макетов, деревянных макетов, созданных для множества инсталляций пары и публичных произведений искусства по всему миру, как для реализованных, так и для нереализованных проектов (7 сентября — 4 марта 2018 г.). Вторая — гораздо более масштабное мероприятие — первая выставка, которую сами Кабаковы считают ретроспективой, — которая открывается в галерее Тейт Модерн в этом месяце (18 октября — 28 января 2018 г.), а затем переедет в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, а затем в Государственный музей. Третьяковская галерея в Москве. Кабаковы и раньше выставлялись в России, в том числе в Эрмитаже, но масштаб предстоящих выставок показывает, насколько изменилось отношение к современному искусству в крупнейших художественных учреждениях страны за относительно короткое время.Как с воодушевлением вспоминает Илья Кабаков, бывший директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова, занимавшая этот пост с 1961–2013 гг., Как сообщается, сказала: «Пока я жив, Кабакова не будет. мой музей. Инсталляция — это не искусство ». (Когда в 2008 году выставка работ Кабаковых проходила в нескольких залах Москвы, в Центре современного искусства« Гараж », Центре современного искусства Винзавод и Пушкинском, директор последнего был явно заметен. отсутствует в открытии.)
Илья и Эмилия Кабаковы, двоюродные братья и сестры, оба родились в городе Днепропетровске на территории современной Украины. После всестороннего художественного образования — «в этом смысле русское художественное образование было очень хорошим» — в Московской художественной школе, Илья Кабаков изучал иллюстрацию в Художественном институте им. Сурикова и сознательно решил зарабатывать на жизнь иллюстратором детских рисунков. книги, работающие в различных государственных издательствах. Он полностью игнорирует эту работу — «Я не люблю иллюстрации» — настаивая на том, что взял ее, потому что «это был самый простой способ заработать деньги».Он был так хорошо оплачен (а накладные расходы в СССР были такими низкими), что ему нужно было работать всего два-три месяца в году — «остальные девять месяцев было моим временем». По словам Кабакова, это была «уникальная ситуация», но он рекомендует разделение деятельности каждому художнику, который может заставить ее работать.
Автопортрет (1962), Илья Кабаков. Частная коллекция. © Илья и Эмилия Кабаковы
В то же время он рисовал и рисовал для себя, циклически перебирая разные стили и медиа.Эмилия Кабакова говорит: «У него не было примеров. Он пытался сделать то, чего не делал социалистический реализм ». Буш (1961) и Автопортрет (1962) — это обычные картины маслом на холсте, намекающие на Сезанна; другие ранние работы обходятся материалами, доступными художнику, работающему вне официально утвержденной системы искусства. Эти ранние картины представляют собой мир, далекий от героических представлений рабочих, связанных с социалистическим реализмом, единственным официально санкционированным художественным стилем — «национальным по форме и социалистическим по содержанию» — в Советском Союзе после 1934 года. Футболист (1964), которую Илья Кабаков назвал своей первой концептуальной картиной, выполнен на мазоните — дешевом строительном материале. На синем фоне очертания футболиста переливаются безвкусным сельским пейзажем. Нога игрока указывается на слово «Углич», написанное кириллицей, над которым находятся два желтых диска и бледно-голубой прямоугольник, который мог бы плыть напротив супрематической или конструктивистской композиции. Футболист здесь — своего рода двоюродный брат Эль Лисицкого Футболист (1922), фотомонтаж фигуры среди геометрических форм.Но картина Кабакова осложняется написанием: Углич — исторический город к северу от Москвы, где также находится одна из первых гидроэлектростанций в СССР, построенная принудительным трудом в 1930-х годах. Нагромождение различных элементов — пейзаж, заключенный в очертания фигуры; сельская картина с индустриальным лейблом — и трудность уловления смысла сопоставлений типична для картин Ильи Кабакова.
К началу 1970-х существовала группа московских художников, которые регулярно встречались в мастерской Кабакова в центре города.Среди этих художников-нонконформистов были Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский и Олег Васильев. Илья Кабаков нежно, но бесстрастно отзывается о сцене. Не было возможности выставляться, ни кураторов, ни искусствоведов. По его словам, это был «полный вакуум художественной жизни», вакуум, который Кабаков и его друзья заполнили, выступая в роли «искусствоведов и коллекционеров друг для друга», устраивая выставки друг для друга и давая друг другу советы.
Эмилия, которая переводит для меня, на единственный раз переключается на то, чтобы ответить для Ильи: «Основная проблема заключалась в том, что у них не было открытой ситуации, они не могли сравниться ни с чем другим» — перед тем, как возобновить режим перевода: « Понимаете, все, конечно, говорили друг другу: «Вы гений.«Это такая же ситуация, как если бы вы играли в теннис на заднем дворе с друзьями. Вы не знаете, играете ли вы хорошо, плохо ли, умеете ли вы играть на Уимблдоне; вы не знаете, можете ли вы претендовать на это ».
Праздник №1 (1987), Илья Кабаков. © Илья и Эмилия Кабаковы
С 1972 по 1975 год Кабаков работал над серией из 10 альбомов, каждый из которых посвящен разным типам советских персонажей. Альбомы состояли из отдельных листов, насчитывающих от 32 до 72 страниц, и были покрыты рисунками и рукописным текстом и помещены в картонные коробки с персонажами, включая навязчиво рациональный Математический Горский , эскапист Анна Петровна видит сон , и затворник Sitting-in-the-Closet-Primakov .Кабаков «исполнял» эти альбомы, ставя их на кафедру перед избранной аудиторией, перелистывая страницы и читая тексты вслух.
Интерес Кабакова к повествованию и вымышленным персонажам распространяется и на его картины. Самонадеянность 12 картин из его серии крупных масляных и эмалевых работ «Праздник » на холсте заключается в том, что они написаны не очень хорошим официальным художником, усердно работающим в духе социалистического реализма для общественного заказа. Художник заново открывает работы на складе — заказ был отменен — и пытается улучшить свои предыдущие усилия, пришивая обертки от конфет к холстам и вставляя сцены из других работ, чтобы оживить их. Праздник № 1 (1987), например, выставляет отару пасущихся овец на вид на сталинский дом.
Серийная работа, переработка произведений и принятие персонажей — обычная черта творчества Кабаковых. Что касается картин, Эмилия говорит об Илье: «Иногда это может быть одна картина, и все. Иногда это может быть 22, 25 картин, пока он не почувствует, что больше нечего сказать об этом ». Илья продолжает:« Я становлюсь одержимым. Есть люди, которые говорят одно слово и думают, что сказали достаточно, чтобы их поняли.Думаю, мне нужно повторить все несколько раз, потому что я хочу, чтобы люди поняли мою идею ».
Предпосылка более поздней серии, Шесть картин о временной потере зрения (2015) очевидна, но Эмилия быстро отмечает, что картины о стареющем художнике, обеспокоенном своим зрением, так же вымышлены, как и все остальные. инсталляции по мотивам советских коммунальных квартир: «Чего люди не понимают, так это того, что человек работает в фантазиях — ни он, ни я никогда не жили в коммунальных квартирах, хотя наши родители жили.’
Теория Эмилии Кабакова о том, почему у Ильи Кабакова так много живописных альтер-эго, привлекательно прозаична: «Мое ощущение, и, может быть, я ошибаюсь, заключается в том, что раньше — из-за ситуации — он всегда боялся сказать» Я нарисовал эту картину, это моя работа ». […] Но теперь, в его возрасте, он, наконец, достаточно храбр, чтобы нести ответственность за то, что он делает. Теперь это Кабаков и «Говори, что хочешь. Я справлюсь ».
Проверено! (1981), Илья Кабаков. © Илья и Эмилия Кабаковы
Эмилия Кабакова уехала из СССР в 1973 году — именно Илья отвез ее на вокзал — сначала переехав в Израиль, затем в США, где она работала дилером и арт-консультантом — она хорошо разбирается в Американе, а также в Фаберже, говорит она. .Она производит впечатление безупречно способной, деловой и организованной — она называет себя «патологическим архивариусом»; она неустанно отслеживала все работы Ильи Кабакова до 1987 года. Долгое время пропавшей без вести оставалась единственная работа Soccer Player , пока с ней не связался аукционный дом и кто-то еще, посчитав, что эта работа Ильи Кабакова может быть подделкой. Владелец попросил Эмилию Кабакову поместить определенную сумму за картину на счет условного депонирования в обмен на разрешение посмотреть работу на аукционе.«Мы договорились, что если все в порядке, я возьму картину, а они возьмут деньги… Я посмотрел на картину […] и когда она уже была в ящике, я сказал, кстати, что это первая концептуальная картина он сделал. «Почему ты не сказал нам раньше?» Они сказали. Зачем мне? — смеется она.
Илья Кабаков не покидал Советский Союз до 1987 года, когда таяние периода гласности означало, что ему разрешили посетить Австрию, и он больше не вернулся. В 1992 году он переехал в США, где и живет с тех пор.Он уже имел репутацию среди западных кураторов, таких как Жан-Юбер Мартен, особый поборник творчества Кабаковых, посетивший Москву и художников андеграундной сцены в начале 1980-х годов.
Эмилия Кабакова, которая училась на музыканта и стремилась стать профессиональной пианисткой (у нее также есть диплом испанского языка в МГУ), не хотела думать о себе как о художнике, когда они с Ильей начали работать вместе. «Это была очень интересная ситуация — учиться, наблюдать за ним», — говорит Эмилия.«Он маниакально-одержимый», — весело добавляет она. «Я бы сказал, что сначала я был больше помощником, чем партнером. Но я также очень быстро учился и, к счастью или к сожалению, у меня тоже есть собственный ум ».
Человек, улетевший в космос из квартиры (1985), Илья Кабаков. Центр Помпиду, Париж. © Илья и Эмилия Кабаковы
Из инсталляций размером с комнату наиболее известна эта пара, самая ранняя — «Человек, который улетел в космос из своей квартиры » (1985), которую Илья Кабаков впервые создал в своей московской студии — единственная инсталляция, которую он там когда-либо демонстрировал.В этом абсурдном сценарии через заколоченный дверной проем мы можем видеть беспорядок в коммунальной квартире, обитатель которой катапультировался в космос с помощью самодельного устройства. Все, что осталось, — это стены, покрытые пропагандистскими плакатами (с такими героями, как Ленин на верхнем уровне), схемы этого человека для побега и модель его траектории над кварталом.
Ни один из Кабаковых не относится к сталинскому режиму или, позднее, к отупляющему брежневскому периоду с какой-либо ностальгией, но кажется редуктивным рассматривать их работу как не что иное, как критику социалистического реализма и системы, которая его поддерживала.Произведение , столь тесно связанное с объектом его насмешек — особенно если этот объект не имело никаких достоинств — вскоре будет представлять просто антикварный интерес. Например, в Человек, который полетел в космос из своей квартиры существует противоречие между абсурдностью главного героя, пытающегося сбежать из земной утопии, которая не сработала для небесной версии, которая его убьет, и вдохновением государственная пропаганда для достижения этой смертоносной личной свободы.
Макет нереализованного проекта Ильи и Эмилии Кабаковых Самая большая книга в мире (2015).Фото: Кэти Карвер; любезно предоставлено музеем и садом скульптур Хиршхорна; © Илья и Эмилия Кабаковы
Название ретроспективы Тейт / Эрмитаж / Третьяковка взято из инсталляции Не всех возьмут в будущее (2001). На этой работе, впервые показанной на Венецианской биеннале в 2001 году, поезд отходит от станции, а платформа покрыта картинами, которые не сделают путешествие в потомство. В эссе 1983 года Илья Кабаков представляет себе элитный лагерь, в который Казимир Малевич вызывает художников, чьи работы будут созвучны будущему — но что насчет всех, он, кажется, говорит в Not Every и других работах.В некотором смысле инсталляции и публичные проекты, которые Кабаковы создавали по всему миру, — это способ пары сделать доступными повседневные утопии. Корабль толерантности (2005), например, был показан в нескольких местах с 2012 года. В этой работе деревянная лодка построена с нуля на месте проведения выставки и снабжена парусами, сделанными с картин местных школьников. Концерт для мухи (Камерная музыка) (1986) — это декорация для концерта, который никогда не начинается, но превращается в успокаивающую среду для любого, кто на него входит.И то, что объединяет все проекты — по подсчетам Эмилии, 803, хотя многие из них еще не реализованы — объединяет их изысканные деревянные модели (на Лонг-Айленде у них есть собственное здание).
Коллаж пространств №6 (2010), Илья Кабаков. © Илья и Эмилия Кабаковы
Кабаковых волнует не только провал какого-то конкретного удара 20-го века по поводу утопии. В последние несколько лет Илья Кабаков работал над серией «коллажных» картин, крупномасштабных повествовательных картин, которые накладывают серию фрагментированных сцен с людьми или пейзажами на несвязанные интерьеры или пейзажи таким образом, чтобы усложнять решите, что на заднем плане и что на переднем плане.В The Collage of Spaces # 6 (2010), в центре комнаты, где висит портрет Сталина, а в центре композиции девушка играет на пианино, с дополнительной аудиторией лиц, просвечиваемых из неизвестно в другом месте. Это преднамеренное размытие времени и пространства, кажется, является частью его интереса к достижению своего рода универсальности для своей собственной работы, такой, которая переживет любую склонность к искусству советского периода. «История России и живопись XIX века — это трагедия, — говорит Илья Кабаков, — из-за разницы по сравнению с русской музыкой и литературой.