Выставка леонардо да винчи: Мультимедийная выставка «Леонардо да Винчи. Тайна гения»

Содержание

Леонардо да Винчи: Тайна гения

Мультимедийная выставка «Леонардо да Винчи. Тайна гения»

В 2019 году весь мир широко отмечал 500-летие со дня смерти Леонардо да Винчи, великого итальянского художника и изобретателя, одного из самых значительных представителей искусства эпохи Возрождения. По этому поводу наследие художника переживает настоящий Ренессанс. Музеи устраивают выставки его работ, а ученые публикуют новые исследования, стремясь как можно полнее осмыслить всю широту его творений. Мультимедиа выставка «Леонардо да Винчи. Тайна гения» стал частью общемировой программы, посвященной памяти мастера. 

Леонардо интересовало абсолютно все: анатомия, архитектура, механика, ботаника, геология, военная инженерия, дизайн костюмов, картография, оптика. Ни один из великих умов ни до, ни после него не создал ничего сопоставимого по масштабу и гениальности прозрений.

Оптика и геометрия развили в нем потрясающее чувство перспективы, а наблюдательный взгляд художника позволял передавать эмоциональную глубину персонажей – перед зрителем предстают не застывшие фигуры, а живые люди, преисполненные чувств и мыслей. Во многом этому способствовали и анатомические изыскания Леонардо – он как никто умел передавать выражения лица, поскольку знал, какой именно нерв заставляет людей хмурить брови или улыбаться.

Изучение света и тени привело Леонардо к его непревзойденной технике сфумато – он отказался от традиционно четких линий, смягчая очертания фигур и предметов. Рисуя, он понимал, что можно создавать практически неуловимые оттенки тона и переходы от ярчайшего светового пятна до глубочайшей тени. Рентгеновские снимки произведений Леонардо выявляют многочисленные исправления и изменения. Бесконечность для него стала вполне реальной идеей, которая приобрела практический смысл: знаниям нет предела.

На иммерсивной выставке в Artplay Media благодаря технологии Cinema 360 у зрителей будет возможность рассмотреть все самые главные работы Леонардо («Джоконда», «Тайная вечеря», «Спаситель», «Крещение», «Дама с горностаем» и др.) в мельчайших деталях и понять, что даже через пять столетий после смерти гениальный творец и провидец, ученый, художник и изобретатель по-прежнему не спешит раскрывать свои тайны.

Это тотальная мультимедийная инсталляция, погружающая зрителя в чувственный мир образов, созданных великими художниками. Изображение проецируется не только на экраны, но и на пол. Общая площадь проекции составляет около 1200 кв.м.

Год Леонардо да Винчи: 5 выставок • Интерьер+Дизайн

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1505. Лувр.

В 2019 году мир с особым чувством вспоминает универсальный гений Леонардо да Винчи (15.04.1452–2.05.1519) по случаю 500-летней годовщины со дня смерти художника. Выставочный марафон, стартовавший в конце 2018-го, продлится до 2020 года.

Он охватил музеи Франции, Великобритании, Соединенных Штатов и, конечно, Италии.

По теме: Важные выставки 2019 года: 9 художников

Лувр, Париж

Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем и Святой Анной, 1510. Лувр.

В парижском Лувре состоится самая грандиозная выставка Леонардо да Винчи. Музей обладает примерно третью сохранившихся от Леонардо работ — еще четырьмы картинами помимо «Джоконды» — и обещает собрать со всего мира остальные его произведения: холсты, рисунки, наброски. В том числе в Лувр должны привезти Спасителя мира, которого на Christie’s продали за баснословные 450 млн долл. Лувру Абу-Даби

• Leonardo da Vinci. Лувр. Париж. 24 октября 2019 — 24 февраля 2020.

Букингемский дворец, Лондон

В коллекции королевы Великобритании хранится одно из лучших сохранившихся собраний рисунков Леонардо — более 550 листов, которые король Карл II приобрел примерно в 1670 году.

Поскольку свет плохо влияет на хрупкие бумажные листы, рисунки не могут быть выставлены на постоянную экспозицию. В 2019 году их распределили по 12 музеям и галереям по всей Великобритании для временных выставок, которые можно посетить с 1 февраля по 6 мая. Полную коллекцию потом представят на крупнейшей выставке работ Леонардо за 65 лет в Галерее королевы в Лондоне. А после — в Галерее королевы в Эдинбурге. • Leonardo da Vinci: A Life in Drawing. Букингемский дворец. Лондон. 24 мая — 13 октября 2019.

Замок Сфорца, Милан

Фрагмент фрески в замке Сфорца. Фото: Castello Sforzesco.

Выставка «Под сенью Моро» в замке Сфорца пройдет в так называемом Дощатом зале. На его стенах и потолке сохранились росписи, созданные Леонардо и его учениками. Их общая площадь — около 100 кв. метров. Реставрационные работы, начатые в 2013 году, наконец закончились, а зал открыли для широкой публики, которая может полюбоваться вблизи переплетением изображенных на росписи ветвей. Понять замысел автора поможет мультимедийный гид. • In the shadow of the Moro. The Sala delle Asse. Замок Сфорца. Милан. 16 мая 2019 — 12 января 2020.

Палаццо Веккьо, Флоренция

Питер Пауль Рубенс. Битва при Ангиари. Копия с картона для фрески Леонардо да Винчи. 1603.

В палаццо Веккьо можно посетить сразу две выставки, посвященные Леонардо. Главный герой экспозиции «Леонардо и Флоренция» — Атлантический кодекс из миланской Библиотеки Амброзиана. Выбранные куратором Кристиной Ацидини 12 листов подчеркивают важную роль Флоренции в жизни Леонардо. Вместе с рукописями демонстрируют картину «Спаситель» ученика да Винчи — Джана Джакомо Капротти. Вторая выставка «По следам битвы при Ангиари» знакомит с несохранившейся фреской «Битва при Ангиари», созданной для дворца Синьории во Флоренции. Художник работал над ней 1503-1506 годах, но не закончил, уехав в Милан. Из-за экспериментов с красками изображение начало осыпаться — в итоге в 1560-х его место заняла фреска Джорджо Вазари «Битва при Марчиано».

Остались копии работы да Винчи, самая знаменитая из которых — авторства Рубенса. • Leonardo da Vinci and Florence: Selected Pages from the Codex Atlanticus. Палаццо Веккьо. Флоренция. 29 марта — 24 июня. • Tracking Down the Battle of Anghiari. 23 февраля 2019 — 12 января 2020.

Музей Леонардиано, Винчи, Тоскана

Леонардо да Винчи. Пейзаж долины реки Арно. 1473.

Музей в тосканском Винчи, где родился художник, проводит выставку «Леонардо да Винчи. На земле гения» совместно с галереей Уффици. В центре внимания — рисунок с изображением гор, созданный да Винчи в возрасте 21 года. Начиная с этой самой ранней известной работы Леонардо, датированной 5 августа 1473 года, выставка предлагает узнать о молодых годах художника. Также среди экспонатов — документы, предоставленные Государственным архивом Флоренции. • Leonardo a Vinci. Alle origini del Genio. Museo Leonardiano di Vinci. Винчи. 15 апреля — 15 октября.

А также:

Франческо Мельци. Портрет Леонардо да Винчи. 1515–1518.

Италия

• Leonardo da Vinci: Drawing the future. Королевский Дворец в Турине.  15 апреля — 14 июля 2019.

• Leonardo and His Books: The Universal Genius’ Library. Музей Галилея. Флоренция. 06 июня – 22 сентября.

• La botanica e Leonardo. Sintesi tra Ars e Natura. Церковь Санта-Мария Новелла. Флоренция. 13 сентября — 15 декабря.

• Leonardo da Vinci: Visions. Technological challenges of the Universal Genius. Городской музей Сансеполькро. Тоскана. 14 марта 2019 —  20 февраля 2020.

• Leonardo da Vinci. L’uomo modello del mondo. Галерея академии в Венеции. . 19 апреля – 14 июля.

Leonardo. La macchina dell’immaginazione. Палаццо Реале. Милан. 19 апреля – 14 июля.

The Secrets of the Codex Atlanticus. Leonardo at the Ambrosiana/ Leonardo and his Legacy: Artists and Techniques/Leonardo in France. Drawings in the Codex Atlanticus from the French period. Пинакотека Амброзиана. Милан, Италия. 19 марта — 16 июня; 18 июня – 15 сентября.

Leonardo Da Vinci Parade. Национальный музей науки и технологий. Милан. 19 июля 2018 — 13 октября 2019.

Leonardo da Vinci. La scienza prima della scienza. Папские Конюшни (Scuderie del Quirinale). Рим. 13 марта – 28 июля.

США

• Selections from the Department of Drawings and Prints: Leonardo da Vinci. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 29 января – 28 апреля.

• Leonardo da Vinci – 500 Years of Genius. Денверский музей природы и науки. США. 1 марта — 25 августа.

Леонардо да Винчи. Рисунок. Из собрания королевы Великобритании. Галерея королевы, Букингемский дворец. ​

Выставка Леонардо да Винчи в Лувре будет работать бесплатно последние три ночи — Культура

ПАРИЖ, 10 февраля. /ТАСС/. Музей Лувр во французской столице организует бесплатные ночные посещения выставки, посвященной творчеству Леонардо да Винчи (1452-1519). Как сообщает в воскресенье газета Le Journal du Dimanche, эту возможность можно будет использовать в последние три дня работы экспозиции.

Так, 21, 22 и 23 февраля музей заступит на ночную вахту с 21:00 (23:00 мск) и до 08:30 (10:30 мск). Хотя в это время любой желающий сможет посмотреть работы да Винчи бесплатно, свой визит все равно придется продумывать заранее и бронировать входные талоны на сайте Лувра. Запись открывается с 12:00 (14:00 мск) 11 февраля. Учитывая ажиотаж, музей ограничил количество талонов до 30 тыс.

Примечательно, что решение о проведении подобной акции было принято, несмотря на неоднократные протесты служащих Лувра против засилья туристов в залах дворца. Как сообщил изданию директор музея Жан-Люк Мартинез, специально для ночных сеансов было мобилизовано около 40 сотрудников-добровольцев. «Исключительной выставке — исключительные средства, — заявил он. — Для посетителей это уникальный шанс познакомиться с гением эпохи Ренессанса или заново открыть его для себя, да еще в такой особенной атмосфере — ночью».

Сложная организация

Мартинез с вспоминает процесс формирования экспозиции, рассказывая о том, как сложно было достать те или иные экспонаты. Особенно трудно было получить аннотированный рисунок да Винчи, признанный во всем мире символом гуманизма и ренессанса, «Витрувианский человек» (1490-1492), который суд в Италии запретил вывозить из страны, однако позже Венецианская галерея Академии, где он постоянно хранится, застраховала рисунок с описанием канонических пропорций более чем на миллиард евро, и его удалось включить в экспозицию в Лувре.

«У меня складывалось впечатление, что за каждый экспонат надо бороться. И это нормально: они очень хрупкие и застрахованы на баснословные суммы. Я храню чудесные воспоминания от работы с коллегами в Ватикане, Санкт-Петербурге и Милане», — поделился он.

Как сообщили журналистам устроители экспозиции, в ней представлено почти 170 произведений, в том числе 11 из 15 полотен, созданных художником.

Потенциальный рекорд

Газета допускает, что за счет трех подряд ночей бесплатных посещений выставка творений да Винчи станет самой популярной в музейной истории Лувра. Несмотря на то, что индивидуальных билетов на экспозицию уже не достать — а это было сложно и в октябре, и в ноябре 2019 года, когда она только открылась, — статистика посещений держится в секрете. Пока сохраняется рекорд 2018 года, когда ретроспективу творчества французского художника Эжена Делакруа посетили 540 тыс. человек.

Хотя издание подчеркивает, что столь продолжительная, по сути беспрерывная работа одной выставки является уникальной для Лувра, ночные сеансы для него отнюдь не в новинку: раз в месяц по субботам администрация также проводит особые экскурсии по вечерам. Впрочем, в отличие от объявленной акции, они завершаются не позднее 21:45 (23:45 мск).

«Мы должны напоминать, что Лувр — открытый музей, где люди должны чувствовать себя, как дома», — уверен Мартинез. В подтверждение своих слов он анонсировал чаепитие, которое будет устроено для посетителей в конце последнего дня выставки — 24 февраля.

Почему нужно ехать на выставку Леонардо да Винчи в Париж

В 2018 году полотно «Спаситель мира», которое несколько экспертов приписывают кисти Леонардо, купил на аукционе Департамент по культуре и туризму Абу-Даби за $450 млн. На сегодняшний день это самая дорогая картина в мире. Однако на выставке в Лувре ее не будет, потому что уверенность в авторстве Леонардо все же не абсолютная.

До недавнего времени большинство экспертов были уверены, что эта работа принадлежит школе Леонардо. В 2011 году на большой выставке в Национальной галерее «Спаситель мира» впервые был заявлен как сенсационная находка — считавшаяся утраченной картина Леонардо да Винчи. Лувр поставил условием участия в юбилейной выставке указание в этикетке авторства «Леонардо и его школа», но новый владелец отказался.

После покупки на аукционе картина должна была поступить на хранение в Лувр Абу-Даби, но так и не оказалась там и лишь недавно была обнаружена на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда. Именно его называют настоящим покупателем «Спасителя».

Уже известно, что «Мадонны Литты» из Эрмитажа на выставке не будет, она отправится на второстепенную выставку в Италии. Здесь можно гадать о том, с кем у нас политические связи сильнее, но одна из главных причин в том, что большинство мировых экспертов уверены: «Мадонна Литта» — это работа ученика Леонардо, художника Джованни Больтраффио. Существует даже эскиз картины, подписанный именем Больтраффио. Эксперты Эрмитажа отрицают эти предположения и твердо стоят на том, что «Мадонну Литту» написал Леонардо да Винчи. Эксперты Лувра потребовали бы указать Больтраффио в экспликации на выставке, но Эрмитаж на это не пойдет — и поэтому картина в ноябре поедет в Музей Польди-Пеццоли в Милане.

В подлинности «Мадонны Бенуа», или «Мадонны с цветком» из собрания Эрмитажа никаких сомнений нет, это ранняя работа Леонардо да Винчи, в 1914 году приобретенная Николаем II у семьи Бенуа. Пока однозначной информации об участии работы в парижской выставке нет — Лувр хотел бы получить работу, но близкие к руководству Эрмитажа источники говорят, что это маловероятно.

Да Винчи в Лувре: как искали картины для выставки года | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

С 24 октября в Лувре проходит грандиозная выставка произведений Леонардо да Винчи, приуроченная к 500-летию со дня его смерти. Музей рассчитывал показать как можно больше полотен универсального гения, кисти которого сегодня приписывают от 15 до 20 картин, но столкнулся с противостоянием искусствоведов и тех, кто ратует за охрану культурного наследия.  

По данным Лувра, ему принадлежит пять полотен и 22 рисунка да Винчи, а также одна работа из его мастерской. Такого количества произведений, созданных этим великим мастером, нет в собственности никакого другого музея. Эти работы можно увидеть на юбилейной ретроспективе в Париже, однако одно из самых известных произведений живописи «Мону Лизу» решили оставить на ее обычном месте — в зале постоянной экспозиции из-за его большей пропускной способности. Посетители новой выставки смогут посмотреть на портрет с помощью технологии виртуальной реальности и познакомиться с результатами исследований картины.

Посмотреть на «Мону Лизу» в Лувре ежедневно приходят до 30 тысяч человек

Кураторы одной из самых долгожданных выставок (ее подготовка заняла более десяти лет) хотели собрать все произведения ярчайшего представителя эпохи Ренессанса, родившегося в Италии. Но сделать это не удалось.

«Витрувианский человек», «Мадонна Бенуа» и «Святой Иероним»

Галерея Уффици во Флоренции согласилась передать в Париж копии полотен Леонардо и оригиналы его рисунков, но картины «Крещение Христа», «Благовещение» и «Поклонение волхвов» остались в Тоскане. Несмотря на то, что министерства культуры Италии и Франции заключили соглашение о предоставлении шедевров во временное пользование, искусствоведы и реставраторы выступили против. По мнению специалистов, перевозить картины опасно, так как транспортировка и изменение влажности воздуха могут привести к повреждениям.

«Мадонна Бенуа» из Эрмитажа

Впрочем, «Благовещение» еще в 2009 году включили в список произведений, которые нельзя вывозить не только за пределы страны, но и с территории итальянского музея. По причине консервации запрещено передавать другим музеям и «Мадонну с гвоздикой» из Старой пинакотеки в Мюнхене. «Дама с горностаем» из Музея Чарторыйских в Кракове, которую раньше неоднократно передавали на другие выставки, теперь под запретом вывоза с тех пор, как перешла в собственность Польши.

В общей сложности в Лувре выставлено 160 экспонатов, среди которых — 11 картин, а также свыше 70 рисунков и чертежей, манускриптов, скульптур и предметов искусства, созданных художником, скульптором, инженером, архитектором и философом да Винчи, а также работы его учеников. Произведения привезли из Лондонской национальной галереи, Британского музея, Ватиканской пинакотеки, Национальной галереи Пармы и Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Санкт-Петербургский «Эрмитаж» передал Лувру «Мадонну Бенуа» — картину, которую перевозят крайне редко. Кроме того, Ватикан направил на выставку незаконченную работу да Винчи «Святой Иероним».

«Витрувианский человек»

На выставке представлен и «Витрувианский человек», созданный Леонардо да Винчи в 1490 году. Передача была заблаговременно согласована с Италией, но незадолго до нее организация по охране памятников культуры Italia Nostra оспорила соглашение в суде, посчитав, что такие значимые произведения искусства не должны покидать страну. Тем не менее суд по административным делам Италии разрешил вывоз.  

Где «Спаситель»?

Остается незаконченной история картины «Сальватор Мунди» (или «Спаситель мира») — самой дорогой картины в мире. В 2017 году ее купили на аукционе за 450 миллионов долларов, предположительно по поручению наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бен Салмана. Сначала было заявлено, что вскоре после торгов «Сальватора» выставят в Лувре Абу-Даби. Но эти планы отменили без объяснения причин, и теперь произведение недоступно широкой публике. Высказывались предположения, что полотно находится на яхте кронпринца в Красном море. А может быть, оно лежит в хранилище в Швейцарии.

«Сальватор Мунди»

Кураторы пытались получить картину для показа на парижской выставке, но поставили условие, что самостоятельно определят, какую информацию указать на табличке с подписью. А это, как известно, щекотливый вопрос, так как авторство до сих пор не подтверждено. Специалисты до сих пор ведут дискуссию о том, принадлежит ли полотно кисти самого да Винчи или же оно было написано одним из его учеников. Если бы Лувр как владелец картины «Мона Лиза» и авторитетная институция в мире искусства указал, что картина создана гением, вопрос с авторством был бы закрыт. Займи же музей позицию, что «Сальватора» всего лишь создали в мастерской да Винчи, произведение бы тут же обесценилось.

По слухам, картина еще может появиться на выставке. Впрочем, в музее уже сейчас можно увидеть версию «Спасителя», которая была создана под руководством Леонардо да Винчи одним из его учеников.

Лувр ожидает наплыва посетителей

Подготовка к показу была непростой, но она, скорее всего, окупится Лувру. Музей рассчитывает, что ежедневно выставку произведений да Винчи будет посещать от 5000 до 7000 человек. Еще до открытия в интернете было распродано 200 тысяч билетов. Выставка продлится до 24 февраля.

Смотрите также:
Вечные шедевры Леонардо да Винчи

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Мона Лиза

    «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» — «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo», — так полностью называется эта картина великого Леонардо, одно из самых знаменитых произведений в истории живописи. Считается, что это портрет жены флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Написана картина между 1503 и 1505 годами. Хранится в парижском Лувре.

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Улыбка Джоконды

    «Леонардо да Винчи сделал главное: он придумал загадочную улыбку Джоконды», — писал известный французский писатель-романтик Теофиль Готье. Это одно из множества восхищенных описаний легкой, завораживающей, лукавой, обольстительной, мимолетной улыбки Моны Лизы.

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Дама с горностаем

    Известны с большой степенью достоверности всего четыре «светских» женских портрета кисти Леонардо да Винчи. Один из них — «Дама с горностаем». Картина написана в последнем десятилетии XV века. Лицо повернуто к левому плечу, как будто девушка прислушивается к чему-то. Картина находится в Национальном музее в Кракове, а привез ее сюда в 1798 из Италии князь Адам Чарторыйский.

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Портрет в три четверти

    Портрет в три четверти оборота был изобретением Леонардо. Очевидно, на нем изображена Чечилия Галлерани — любовница Лодовико Сфорца, герцога Миланского. Тот был членом Ордена Горностая, и, возможно, поэтому художник изобразил зверька на картине. Есть и другая гипотеза. Горностай на древнегреческом языке — «гале», что этимологически связано с фамилией Галлерани. А, может быть, верно и то, и другое?

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Иоанн Креститель

    Это — фрагмент одного из самых знаменитых полотен Леонардо. Иоанн Креститель изображен отчасти весьма традиционно. На это указывают, в частности, тонкий тростниковый крест, длинные волосы, правая рука, направленная вверх… Но изнеженное лицо, мягкая, лукавая, почти женственная улыбка сбивают с толку. Между прочим, моделью служил тот же юноша, с которого мастер писал своего «Вакха».

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Мадонна Литта

    По поводу этой картины не прекращаются споры, но все же большинство экспертов считает, что она действительно принадлежит кисти Леонардо да Винчи. Возможно, один из его учеников написал фигуру ребенка. Картину называют по имени ее многолетних владельцев — миланских герцогов Литта, которые продали ее в 1865 году Эрмитажу. Здесь и хранится это полотно, написанное в 1490-1491 годах.

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Тайная вечеря

    Монументальная фреска, изображающая последнюю трапезу Христа с апостолами, украшает трапезную доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. К сожалению, уже в XVI веке роспись начала портиться от влаги, и фреску много раз реставрировали. Последняя реставрация, которую предваряло тщательное изучение оригинала, длилась 21 год. С 1999 года трапезная снова открыта для туристов.

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    «Один из вас предаст Меня»

    Предполагают, что именно эту фразу произносит Иисус, и Леонардо показывает реакцию его учеников. Рядом с Иисусом, по правую его руку, — Иоанн, слева от него — Иаков, Фома и Филипп. Художник воплотил драму человеческих чувств. Юный Иоанн как громом поражен словами Учителя, Иаков в недоумении разводит руками, а Филипп вскакивает со своего места в порыве самопожертвования.

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Витрувианский человек

    Этот рисунок, конечно, нельзя сравнивать ни с фресками, ни с живописными шедеврами Леонардо. Но выполненная Леонардо да Винчи в 1490-1492 годах иллюстрация к книге архитектора Древнего Рима Витрувия, пожалуй, не менее знаменита. Эти пропорции человеческого тела считаются классическими.

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Итальянская монета

    С 2002 года на монете достоинством в 1 евро, выпущенной Монетным двором Италии, изображен «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.

  • Вечные шедевры Леонардо да Винчи

    Универсальный гений

    Великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, изобретатель, музыкант, универсальный гений справедливо считается одним из крупнейших представителей Высокого Возрождения. Этот портрет в три четверти хранится в Королевской библиотеке в Турине. К сожалению, в последние годы он не экспонируется, поскольку бумага, на которой он выполнен, в буквальном смысле рассыпается.

    Автор: Ефим Шуман


______________

Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества «DW на русском» и «DW Учеба и работа» и на Telegram-канал «Что там у немцев?» 

Леонардо да Винчи пять веков спустя: в Лувре открывается долгожданная выставка

  • Мэл Сирет
  • Би-би-си, Париж

Подпись к фото,

«Прекрасная Ферроньера». Портрет написан в первый миланский период Леонардо

Грандиозную выставку к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи в Лувре готовили более 10 лет. В какой-то момент все чуть не сорвалось из-за дипломатического скандала. Но сегодня, 24 октября, одна из самых долгожданных и самых дорогостоящих в мире выставок открывается для публики в парижском Лувре.

Кураторам выставки удалось собрать более 160 работ Леонардо да Винчи — некоторые были переданы Лувру на время проведения выставки королевой Великобритании Елизаветой II, а также Биллом Гейтсом и его супругой Мелиндой. В постоянной экспозиции Лувра находится, пожалуй, самая известная картина художника — «Мона Лиза».

Автор фото, Royal Collection Trust

Подпись к фото,

Рисунок Леонардо да Винчи «Вифлеемская звезда и другие растения» был передан на время проведения выставки Лувру Елизаветой II

Выставка в Лувре продлится четыре месяца. За это время, как ожидается, ее посетит более полумиллиона человек. Кураторы говорят, что хотят помочь посетителям достичь более глубокого понимания методов работы художника. Поэтому на выставке представлены записи да Винчи, его чертежи, а также результаты исследований его картин, в том числе в инфракрасном излучении. Технологии виртуальной реальности помогут посетителям увидеть незаметные невооруженному глазу детали работ художника.

Недавние исследования некоторых картин Леонардо да Винчи в инфракрасном излучении помогли увидеть несколько слоев изображений, скрывающихся за окончательным вариантом картины.

Подпись к фото,

«Мадонна с веретеном». Исследование с помощью инфракрасного излучения. Благодаря использованию этого метода можно увидеть, как менялась картина в процессе работы

В августе эксперты, используя гиперспектральную визуализацию, обнаружили, что изображение ангела и младенца Христа в первоначальных версиях картины «Мадонна в скалах» отличается от финального варианта. На картах макрорентгеновской флуоресцентной спектроскопии видно, что ангел обнимает младенца Иисуса Христа.

Леонардо да Винчи был инженером, изобретателем, ученым и художником, которого интересовала и восхищала красота человеческого тела, поведение животных и жизнь растений.

Он был одержим идеей полета и сконструировал летательный аппарат с крыльями, которые приводились в движение с помощью специального механизма. Придуманная художником машина должна была имитировать полет птицы. Леонардо сам проводил вычисления и делал чертежи. Некоторые из них представлены на выставке.

Подпись к фото,

Рисунок головы собаки в одной из записных книжек Леонардо да Винчи

Художник также придумывал новое оружие, различные инструменты, приборы. В его блокнотах можно найти записи и зарисовки, касающиеся различных идей в строительстве и архитектуре.

Подпись к фото,

Рисунок циркуля в записной книжке художника

Один из самых знаменитых рисунков Леонардо да Винчи — «Витрувианский человек» — будет представлен на выставке, однако всего в течение двух месяцев. Рисунок привезли из Галереи Академии в Венеции в парижский Лувр буквально перед открытием выставки.

В Италии ассоциация Italia Nostra пыталась добиться запрета на вывоз знаменитого рисунка, настаивая, что эта работа художника должна постоянно находиться в специальных условиях, а транспортировка и освещение на выставке могут нанести ей непоправимый вред. Однако суд в Италии решил, что «Витрувианский человек» все же может быть представлен на выставке в Париже.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Спор по поводу отправки «Витрувианского человека» в Париж решился только за неделю до открытия выставки

«Он [рисунок «Витрувианский человек»] показывает красоту [человеческого] тела», — говорит куратор выставки Винсент Делювин.

«Мы надеемся, что сможем показать, каким он [Леонардо да Винчи] был художником, почему он так важен. Он использовал особенный и необычный метод работы, основанный на научном подходе», — добавляет Делювин.

Подпись к фото,

На выставке в Лувре представлена копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи

«Мона Лиза» — возможно, самая известная работа Леонардо да Винчи, — будет представлена на выставке с помощью технологий виртуальной реальности. Сама картина останется на прежнем месте в постоянной экспозиции Лувра, где она находится за пуленепробиваемым стеклом. Такое решение было принято из-за того, что пропускная способность залов выставки в несколько раз ниже, чем пропускная способность зала постоянной экспозиции.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

A virtual reality exhibit promises to expose Leonardo’s secrets

Однако посетители выставки смогут посмотреть на портрет благодаря технологии виртуальной реальности и познакомиться с результатами исследований картины. Как обещают авторы проекта Vive Arts, посетители смогут увидеть такие детали портрета, которые невозможно разглядеть без использования специальных технологий.

Автор фото, Courtesy HTC Vive Arts

Подпись к фото,

Посетители выставки смогут посмотреть на картину «Мона Лиза» благодаря технологии виртуальной реальности

На выставке представлены картины, переданные королевой Елизаветой II Лувру на время проведения выставки. Обычно эти работы Леонардо да Винчи хранятся в Виндзорском замке и недоступны публике.

В их числе — наброски головы и рук Леды (к утраченной картине «Леда и лебедь»).

«Королева Елизавета II была очень щедра, передав 24 работы из ее коллекции. Благодаря ей мы смогли подготовить хорошую подборку рисунков Леонардо да Винчи», — говорит Делювин.

Подпись к фото,

Рисунок, переданный Лувру из королевской коллекции Елизаветой II. Леонардо да Винчи, приблизительно 1490 год

Подпись к фото,

Рисунок Леонардо да Винчи, на котором изображены птицы в полете

На выставке в Лувре представлены работы других художников Ренессанса, а также скульптуры. Кураторы выставки говорят, что это было необходимо, чтобы показать работы Леонардо в контексте эпохи.

Подпись к фото,

«Голова женщины» (La Scapigliata) кисти Леонардо да Винчи

Леонардо родился в городе Винчи, в Тоскане, в 1452 году. Его интересы не ограничивались живописью, он был также скульптором, архитектором, математиком. Несколько лет перед своей смертью в мае 1519 года он провел во Франции — по приглашению короля Франциска I.

Это обстоятельство стало одним из аргументов в недавнем споре между Италией и Францией.

Выставка, которую Лувр готовил в течение многих лет, оказалась под вопросом в конце прошлого года, когда итальянская правая партия «Лига Севера» выступила против предоставления Франции нескольких работ художника, заявив, что Италия, отдав работы, окажется «на обочине большого политического события».

В ноябре прошлого года замминистра культуры Италии Люсия Боргонцони заявила: «Леонардо был итальянцем. Он только умер во Франции. Франции не может достаться все».

Точка в этом споре была поставлена только на прошлой неделе, когда суд по административным делам в Италии постановил, что рисунок «Витрувианский человек», который хранится в галерее в Венеции в помещении, где поддерживается постоянная температура, может быть доставлен на выставку в Лувр.

При этом суд сослался на исключительную значимость выставки в Лувре для всего мира.

«Теперь свою работу смогут начать две прекрасные итало-французские выставки — Леонардо в Париже и Рафаэля в Риме», — написал министр культуры Италии Дарио Франческини в «Твиттере».

Выставка Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения Лофт Проект Этажи пр. Лиговский, д. 74.

Что Всё23 февраляФильмы в прокатеСпектакли в театрах8 мартаАвтособытияАкцииБалБалет, операБлаготворительностьВечеринки и дискотекиВыставкиДень снятия блокадыКинопоказыКонференцииКонцертыКрасота и модаЛекции, семинары и тренингиЛитератураМероприятия в ресторанахМероприятия ВОВОбластные событияОбщественные акцииОнлайн трансляцииПраздники и мероприятияПрезентации и открытияПремииРазвлекательные шоуРазвлечения для детейреконструкцияРелигияСобытия на улицеСпектаклиСпортивные событияТворческие вечераФестивалиФК ЗенитШкольные каникулыЭкологические событияЭкскурсииЯрмарки

Где ВездеАдминистрации р-новКреативные art заведенияПарки аттракционов, детские развлекательные центрыКлубы воздухоплаванияБазы, пансионаты, центры загородного отдыхаСауны и баниБарыБассейны и школы плаванияЧитальные залы и библиотекиМеста, где играть в бильярдБоулингМагазины, бутики, шоу-румы одеждыВерёвочные городки и паркиВодопады и гейзерыКомплексы и залы для выставокГей и лесби клубыГоры, скалы и высотыОтели ГостиницыДворцыДворы-колодцы, подъездыЛагеря для отдыха и развития детейПрочие места отдыха и развлеченийЗаброшки — здания, лагеря, отели и заводыВетеринарные клиники, питомники, зоогостиницыКонтактные зоопарки и парки с животнымиТуристические инфоцентрыСтудии йогиКараоке клубы и барыКартинг центрыЛедовые катки и горкиРестораны, бары, кафеКвесты в реальности для детей и взрослыхПлощадки для игры в кёрлингКиноцентры и кинотеатрыМогилы и некрополиВодное поло. байдарки, яхтинг, парусные клубыКоворкинг центрыКонные прогулки на лошадяхКрепости и замкиМагазины одежды и продуктов питанияМаяки и фортыМед клиники и поликлиникиДетские места отдыхаРазводный, вантовые, исторические мостыМузеиГосударственные музеи-заповедники (ГМЗ)Креативные и прикольные домаНочные бары и клубыПляжи, реки и озераПамятники и скульптурыПарки, сады и скверы, лесопарки и лесаПейнтбол и ЛазертагКатакомбы и подземные гротыПлощадиПомещения и конференц залы для событий, конференций, тренинговЗалы для концертовПристани, причалы, порты, стоянкиПриюты и фонды помощиПрокат велосипедов и самокатовСтудии красоты и парикмахерскиеОткрытые видовые крыши и площадкиКомплексы, арены, стадионыМужской и женский стриптиз девушекШколы танцевГипер и супермаркетыДК и театрыЭкскурсионные теплоходы по Неве, Лагоде и Финскому ЗаливуТоргово-развлекательные центры, комплексы и торговые центры, бизнес центрыУниверситеты, институты, академии, колледжиФитнес центры, спортивные клубы и оздоровительные центрыПространства для фотосессий и фотосъемкиСоборы, храмы и церкви

Когда Любое времясегодня Пн, 22 февралязавтра Вт, 23 февралясреда, 24 февралячетверг, 25 февраляпятница, 26 февралясуббота, 27 февралявоскресенье, 28 февраляпонедельник, 1 мартавторник, 2 мартасреда, 3 марта

В фотографиях: загляните внутрь необыкновенной выставки Леонардо да Винчи, которая бывает раз в жизни,

Хотя знаменитая картина Salvator Mundi — самое дорогое произведение искусства из когда-либо проданных на аукционах — так и не попала на выставку, на выставке Леонардо да Винчи в Лувре есть на что посмотреть.

Самому музею принадлежат пять картин ( Богородица в скалах , La Belle Ferronnière , Мона Лиза , Святой Иоанн Креститель и Святая Анна ) и 22 рисунка, которые составляют самая большая коллекция произведений да Винчи в мире.

«Когда мы начали нашу работу, мы ничего не понимали в Леонардо, потому что библиография огромна и, прежде всего, противоречива», — сказал сокуратор выставки Луи Франк, обсуждая исследовательские усилия, предпринятые его командой. «Нам пришлось начать все сначала, чтобы понять».

На выставке, которая открылась в прошлом месяце и продлится до февраля 2020 года, будет представлено в общей сложности около 160 работ, в том числе еще шесть картин, предоставленных взаймы, множество рисунков и важные работы из круга да Винчи.На выставке будут представлены первые известные работы да Винчи — пейзажный рисунок долины реки Арно недалеко от Флоренции, предоставленный Уффици. Также на обозрении: глубокое погружение в виртуальную реальность Mona Lisa (оригинал останется на своем обычном месте в Лувре из соображений сдерживания толпы).

Посетитель делает снимок картины да Винчи Святой Иероним, молящийся в пустыне в Лувре. Мастеру итальянского Возрождения приписывают всего 15 картин, а в Лувре выставлено 11 из них.Фото Чеснот / Getty Images.

Картина Святая Анна, Богородица и младенец, играющие с ягненком a.k.a. Святая Анна Леонардо да Винчи в Лувре. Фото Чеснот / Getty Images.

Это Salvator Mundi — но не самый известный — на выставке Леонардо да Винчи в Лувре. Фото Чеснот / Getty Images.

Посетитель смотрит на Сен-Жан-Батист Леонардо да Винчи на просмотре в Лувре. Фото Чеснот / Getty Images.

Леонардо да Винчи Богородица и младенец a.k.a. Мадонна Бенуа . На протяжении веков картина считалась утерянной до 1909 года, когда архитектор Леон Бенуа объявил, что нашел ее в коллекции своего тестя. Фото Чеснот / Getty Images.

Святой Иоанн Креститель считается последней картиной да Винчи. Фото Чеснот / Getty Images.

Витрувианский человек , рисунок анатомии человека, сделанный да Винчи, предоставлен Венецианской галереей Академии наук, где обычно выставляется на обозрение в течение нескольких недель каждые шесть лет.Фото Чеснот / Getty Images.

Портрет неизвестной женщины часто называют La belle ferronnière — одна из самых загадочных картин да Винчи; модель остается полной загадкой. Фото Чеснот / Getty Images.

Рисунок Да Винчи Голова женщины более известен под прозвищем La Scapigliata , что в переводе означает «растрепанные волосы». В Лувре для выставки собрано около 120 рисунков да Винчи.Фото Чеснот / Getty Images.

Большой рисунок да Винчи Святая Анна, Богородица, Младенец и Святой Иоанн Креститель известен как «карикатура» (термин, обозначающий подготовительный рисунок в эпоху Возрождения) для картины, которую да Винчи якобы никогда не писал. хотя он сделал Мадонна с младенцем и Святой Анной (без Иоанна Крестителя), который также можно увидеть в Лувре. Фото Чеснот / Getty Images.

На выставке да Винчи также представлены несколько картин последователей Леонардо.Например, эта картина написана Марко д’Оджоно, главным учеником мастера. Он скопировал многие картины Леонардо, в том числе Тайная вечеря . Фото Чеснот / Getty Images.

Также на выставке представлена ​​скульптура Андреа дель Верроккьо под названием Святой Фома и Христос . Дель Верроккьо владел мастерской во Флоренции в 15 веке и считался учителем Леонардо. Фото Чеснот / Getty Images.

Посетители будут иметь возможность надеть гарнитуры HTC Vive VR, чтобы совершить виртуальное интерактивное погружение в The Mona Lisa , которое останется на своем обычном месте в Лувре во время выставки.Фото Чеснот / Getty Images.


Следите за новостями Artnet в Facebook:

Хотите опережать мир искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, откровенные интервью и острые критические замечания, которые продвигают разговор.

Музей Леонардо да Винчи — Флоренция

An выставка, посвященная универсальному гений Леонардо да Винчи, в самом сердце Флоренции и с разными путешествиями все во всем мире Музей Леонардо да Винчи предлагает каждому посетитель получает уникальный опыт, когда чувственное восприятие и знание «Леонардо» жениться, давая посетителям сенсацию погрузиться в историю необычайная актуальность.

Ориентир для посетителей как образовательный, познавательный инструмент, музей Леонардо да Винчи во Флоренции содержит реальные машинные коды, взятые из Леонардо.

Впечатляющая и необычная работа, детально выполненная сотрудниками Всемирного музея WMA. Деятельность, направленная на создание настоящих машин, всех работающих, больших и сделанных из особых корпусов: Машины, которые невозможно определить только «моделями» «сделаны полностью из дерева, и это потребовало использования как сложных технологий, так и особых человеческих навыков.

Музей — это хорошо изученная выставка, где интерактивность машин играет ключевую роль.

Этот экспонат позволяет детям управлять моделью вращающегося крана, а также другими моделями изобретений Да Винчи (около половины из них закреплены только для демонстрации).

ПЯТЬ ОТДЕЛОВ МУЗЕЯ

МЕХАНИЗМЫ
От Леонардо кодирует машину показывая принципы: движение трансформация, локальная система, маховик, червячный винт, шарикоподшипник, эксцентриковый кулачок и др.

ЗЕМЛЯ
Много интерактивных машины: печатные машины, кран поворотный, маслопресс, автомат, прокатный стан, одометр, театральная машина, фантастическое животное и др.

ВОДА
Еще очень современные и используемые сегодня машины хотят поливать: гидравлическая пила Архимедова Scew, вода плавает, перепонка перчатка.

AIR
В этом разделе: Парашют Леонардо, роговицы, испытание крыла, анемометр, и анемоскоп, гигрометр, комедия птичка и др.

FIRE
Artillery машины были вдохновлены Атлантический кодекс.Среди этих минометный огонь и машина пистолет. В этом разделе: вооруженные танк, уникальный в целом за его габариты и полностью интерактивный.

Лувр открывает свою самую большую выставку Леонардо

Лувр в Париже, самый посещаемый музей в мире, открывает свою самую большую выставку Леонардо да Винчи в честь 500-летия со дня смерти художника.

Основываясь на коллекции Леонардо в музее — уже лучшей в мире с пятью картинами и 22 рисунками — выставка создавалась 10 лет и представит более 160 работ, включая кредиты от учреждений Италии, Германии, России. Великобритания и США, а также Франция.

Работы — картины, рисунки, рукописи, скульптуры и артефакты — будут выставлены в Зале Наполеона в течение четырех месяцев, начиная с 24 октября, и ожидается до 7000 посетителей в день.

Искусство сделки

Сохранившиеся работы Леонардо как художника удивительно малы: ему можно с уверенностью отнести только 15-20 существующих картин, хотя две из них — «Мона Лиза» и «The Тайная вечеря »- одни из самых известных в мире.Многие из них слишком хрупкие, чтобы их можно было перемещать, и для большинства учреждений, владеющих ими, они представляют собой вершину всей коллекции. Аренда этих работ требует тонкой дипломатии и сложной логистики.

Кураторам выставки Лувра Винсенту Делевену и Луи Франку удалось получить в аренду шесть картин Леонардо, чтобы добавить к пяти собственным музеям, в результате чего общее количество составило 11. Предыдущая крупнейшая выставка Леонардо в Лондонской национальной галерее в 2011 году. представлены девять картин.

1/23

На выставке Леонардо да Винчи в Лувре представлено более 120 работ.Это La Belle Ferronnière (1490–1497) из собрания Лувра. Предполагается, что персонажем этой картины является Лукреция Кривелли, любовница нанимателя Леонардо и правителя Милана Людовико Сфорца. Леонардо написал портрет предыдущей любовницы Сфорца, Сесилии Галлерани, всего несколькими годами ранее. Фактически, панели из орехового дерева на двух работах, кажется, сделаны из одного дерева, что помогло приписать эту работу Леонардо. Картина также известна как «La Belle Ferronnière», по названию повязки на голове с драгоценным камнем, которую носит субъект. Просмотрите галерею, чтобы увидеть избранные работы на выставке. Предоставлено: © RMN-Grand Palais (музей Лувра) / Мишель Уртад

«Для нас это легче, чем для других. У нас их пять. Мы начинаем с трети всех его картин», — сказал Винсент Делевен по телефону из Париж. «Большинство наших коллег очень хотели предоставить нам свои работы. Это будет самая большая выставка картин Леонардо и, вероятно, лучшая коллекция его рисунков и научных рукописей».

Шесть заимствований: «Мадонна Бенуа» из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, «Святой Иероним» из Ватикана, «Музыкант» из Пинакотеки Амброзиана в Милане, «Голова женщины (Ла Скапильята)» из Национальной галереи в Парме и две картины, обе известные как «Мадонна пряжи» — одна из частной коллекции, а другая из Национальной галереи в Эдинбурге.Они присоединятся к пяти Леонардо в Лувре: «Прекрасная Ферроньера», «Дева в скалах», «Мария с младенцем и святой Анной», «Святой Иоанн Креститель» и «Мона Лиза».

Голова женщины (Las Scapigliata) не закончена, как и многие другие работы Леонардо. Предоставлено: © Galleria Nazionale di Parma.

«Это отличный список», — сказал Люк Сисон, куратор выставки Национальной галереи в Лондоне в 2011 году. «Я знаю, как сложно организовать такую ​​выставку и как сложно ведутся переговоры с каждой из кредитных организаций.Очевидно, всегда будут дискуссии и вопросы о том, кто из них принадлежит самому Леонардо. Но это возможность проверить эти работы ».

Примечательно, что отсутствуют три Леонардо, принадлежащих Уффици во Флоренции, самом посещаемом музее Италии, которые были предметом некоторых политических споров и в конечном итоге были признаны слишком хрупкими, чтобы их можно было перевозить. Однако Уффици прислали в Лувр несколько рисунков, в том числе самое первое известное произведение Леонардо — эскиз долины реки Арно вокруг Флоренции.В отличие от картин, рисунки Леонардо не редкость, и многие из них будут выставлены в Париже, в том числе различные предварительные наброски для его картин, некоторые из его удивительных анатомических исследований и самый известный из них, «Витрувианский человек», исследование пропорций. человеческого тела. Его ссуда в Венеции была получена только в одиннадцатый час, после того, как группа итальянского наследия подала апелляцию в суд, чтобы заблокировать переезд из-за хрупкости эскиза.

«Витрувианский человек» редко выставляется на всеобщее обозрение.Предоставлено: ГАБРИЭЛЬ БУИС / AFP / AFP / Getty Images

Научное исследование

По словам кураторов, получение ссуд на самом деле не было самой сложной частью их десятилетней работы над шоу. «Самым сложным было понять Леонардо да Винчи. Научная подготовка, работа с архивными документами, изучение самого Леонардо было действительно сложнее, чем дипломатические и логистические аспекты выставки».

Эта подготовительная работа включает в себя тщательный анализ биографии Леонардо историком искусства XVI века Джорджо Вазари, новый научный анализ всех картин Лувра и полную реставрацию трех из них: «Святая Анна», «La Belle Ferronnière», »и« Святой Иоанн Креститель.»

Результаты исследования включали новые подробности о» Деве в скалах «, которую Леонардо дважды нарисовал после того, как первая версия была отклонена комиссарами. Некоторые ученые полагают, что отказ был вызван тем, что ангел якобы показал пальцем на Святой Иоанн и смотрит прямо на зрителя, потому что оба этих элемента были удалены из последующей версии картины. Но Делевен говорит, что та же самая композиция, без указательного пальца, была обнаружена и в первоначальной версии, и была изменена только в последний момент — то, что обычно называют pentimento (что в переводе с итальянского означает «покаяние»).

Луврская версия Богоматери в скалах. Предоставлено: PHAS / Редакция Universal Images Group / Universal Images Group через Getty

«Это помогает нам рассказать новую историю о» Мадонне в скалах «. Это помогает нам лучше понять художественную личность Леонардо да Винчи и сформировать его образ перфекциониста, человека, который не писал много картин, но каждый раз стремился найти лучшую композицию и самое красивое живописное исполнение », — сказал Делевен.

Объединение стольких работ Леонардо под одной крышей имеет и другие полезные побочные эффекты, такие как продвижение дискуссии об атрибуции. Художники эпохи Возрождения не подписывали свои работы, и большинство картин было продуктом мастерской, где многие художники и ученики участвовали в создании одних и тех же произведений искусства. Это исторически породило споры о том, изображают ли на некоторых картинах руку Леонардо или нет. «Например, есть знаки вопроса о степени вмешательства Леонардо в обе версии« Мадонны пряжи ». На самом деле они могут быть решены, только если посмотреть на эти изображения рядом с другими, которые, по общему мнению, написаны его рукой.«Тот факт, что оба присутствуют на выставке, — это идеальный момент, чтобы рассмотреть претензии каждой из этих картин к серии картин, которые, как мы знаем, были написаны одновременно», — сказал Сисон.

Мона Лиза и Сальватор Мунди

Одна из целей выставки — подтвердить важность живописи в жизни Леонардо. По словам Делевена, плодотворная работа Леонардо как ботаника, анатома, математика и ученого была полностью функциональна для его работы как художника, и его целью было воспроизвести его исследование природы в его картинах.

Однако его самая известная работа, «Мона Лиза», технически не будет частью выставки, так как она останется в комнате, где она обычно выставляется, на первом этаже музея.

Мона Лиза в просторечии известна как La Joconde на французском языке и La Gioconda на итальянском языке, что означает «веселый» и каламбур на женском имени натурщицы, Лиза дель Джокондо. Кредит: ЭРИК ФЕФЕРБЕРГ / AFP / AFP через Getty Images

«Нам бы очень хотелось, чтобы« Мона Лиза »была с нами на выставке, но каждый день ее посещают 30 000 человек.В выставочном пространстве у нас может быть только около 5 000 посетителей в день, 7 000 при ночном открытии. Если бы она была в одном помещении, посещение выставки было бы невозможным, потому что каждый, кто посещает Лувр, хочет увидеть «Мону Лизу», — объяснил Делевен. Посетители по-прежнему смогут увидеть работы с тем же билетом, но должны будут встать в очередь.

Но, возможно, это уместно для шоу о человеке, который был так изобретателен в отношении новых технологий, посетителям также будет предоставлена ​​возможность проверить картину в виртуальной реальности: «Мона Лиза: За стеклом» позволяет детально изучить картину. художественные работы через гарнитуру VR, удаляя толпы людей и разрастание палок для селфи, которые мешают опыту реального мира.

Лувр также хотел, чтобы в шоу был показан «Сальватор мира». Картина, атрибуция которой Леонардо оспаривается, была продана на аукционе в 2017 году за рекордную сумму в 450 миллионов долларов и, как полагают, принадлежит наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману, хотя ее текущее местонахождение неизвестно. «Мы попросили картину и никогда не передумали. Мы попросили ее в 2015 году, когда она была еще у предыдущего владельца, российского коллекционера Дмитрия Рыболовлева. Мы сохранили наш запрос на кредит после 2017 года, и он все еще открыт сегодня.Мы не получили однозначного ответа ».

« Сальватор Мунди »на аукционе Christie’s в 2017 году в Нью-Йорке. Фото: AFP Contributor / AFP / AFP / Getty Images

Картина не является частью выставки на данный момент присутствует еще одна версия «Salvator Mundi», известная как «De Ganay», поскольку раньше она была частью коллекции маркиза де Ганэ. Сегодня она находится в частных руках, и Лувр приписывает ее студии Леонардо на этикетка

Картина, кажется, была отреставрирована, и показ на такой престижной выставке может повысить интерес к ней, а также ее ценность.

«De Ganay» Salvator Mundi на выставке в Лувре.

Но есть шанс, что более известный «Salvator Mundi» может неожиданно появиться до окончания выставки. Если это так, будет интересно посмотреть, приписывает ли Лувр это Леонардо или нет. На лондонской выставке 2011 года картина была приписана мастеру, в результате чего ее ценность резко возросла.

«Если картина прибудет, вы обнаружите ее атрибуцию в каталоге и на этикетке», — сказал Делевен.

«Но если он не прибудет, вы не узнаете, что мы думаем».

«Леонардо да Винчи» находится в Лувре в Париже с 24 октября 2019 года по 24 февраля 2020 года. Чем занимался Леонардо да Винчи в вашем возрасте? Пройдите наш интерактивный тест, чтобы узнать.

Более миллиона человек увидели выставку «Блокбастер Леонардо да Винчи» в Лувре | Умные новости

Выставка-блокбастер Леонардо да Винчи в Лувре, приуроченная к 500-летию со дня смерти художника, за четыре месяца работы привлекла рекордное количество посетителей. Согласно пресс-релизу, между открытием 24 октября 2019 года и закрытием в понедельник выставка собрала 1 071 840 человек — примерно вдвое больше, чем посетило ретроспективу Делакруа в парижском музее 2018 года.

Ярко названная «Леонардо да Винчи», выставка представила более 160 картин, рисунков и научных исследований, организованных в четыре группы, отслеживающих развитие их создателей как художника, сообщила Фара Найери для New York Times в октябре прошлого года.Основные моменты включали 11 из 20 или около того картин, приписываемых художнику, эскизы и ботанические иллюстрации, которые Леонардо использовал для изучения тем, от роста растений до анатомии человека, и незаконченную картину Святого Иеронима, предоставленную музеями Ватикана.

«Большинство картин Леонардо неполные, — сказал Винсент Делевен, один из кураторов выставки, в интервью Times . «Это не художник, который заинтересован в создании фресок на километр, в рисовании нескончаемых мадонн и портретов. Он хочет не торопиться и писать безупречные работы ».

Предвидя скопление людей, Лувр продавал билеты на определенное время, чтобы уменьшить скопление людей. Согласно пресс-релизу, выставка по-прежнему привлекала в среднем 9 783 посетителей в день.

Витрувианский человек Леонардо появился на выставке Лувра после того, как в последний момент не удалось подать апелляцию, направленную на предотвращение передачи хрупкого рисунка во Францию. (Общественное достояние через Wikimedia Commons)

Самая знаменитая работа Леонардо, Мона Лиза, , , , была представлена ​​отдельно от выставки, оставшись в ее давнем доме, Зале Этат.Несмотря на все усилия Лувра, Salvator Mundi , проданный на аукционе за 450,3 миллиона долларов в 2017 году и с тех пор не замеченный, не попал на выставку. Но витрувианский мужчина , знаменитый и хрупкий рисунок Леонардо, изображающий мужскую фигуру с идеализированными пропорциями тела, действительно появился, получив разрешение на поездку из Италии за несколько дней до открытия шоу. Работы из собственных коллекций Лувра, в том числе пять картин ( Богородица в скалах , La Belle Ferronnière , Мона Лиза , Святой Иоанн Креститель и Святая Анна ) и 22 рисунка. также представлены на выставке.

За время работы выставки в музее было проведено 46 внеурочных вечерних сессий. В последние дни, как сообщает Кэти Уайт для artnet News , парижское учреждение держало шоу открытым почти 81 час подряд, предоставив дополнительно 30 000 бесплатных билетов на первые в Лувре ночные просмотры.

«Для посетителей это их единственный шанс увидеть или увидеть снова столько работ, собранных этим гением эпохи Возрождения, в этой уникальной ночной атмосфере», — сказал Марии президент-директор Лувра Жан-Люк Мартинез. Анн Кляйбер на Le Journal du Dimanche , когда было объявлено о трехдневном мероприятии.Бесплатные ночи были способом «напомнить всем, что музей открыт для всех», — добавил он.

Поскольку билеты были выставлены в продажу всего за несколько недель до закрытия выставки, в толпе было больше местных жителей, чем обычно привлекает Лувр. И поскольку бесплатные билеты были на все часы ночи, толпа была необычайно молодой, сообщает Фара Найери для New York Times .

Caelia Coombes, которая привела своих 8- и 14-летних детей на ночное мероприятие, рассказывает Times : «[Я] это то, что мы сделаем однажды в нашей жизни, посетив ночью Лувр и увидев Леонардо. Да Винчи.Это магия.»

Леонардо да Винчи, маэстро перемен, сияет в Лувре

ПАРИЖ — Судя по шумихе маркетинга, ретроспектива Леонардо да Винчи, которая открывается здесь в четверг в Лувре, должна быть визуальным эквивалентом салюта из 21 ружья и трубы хор-тромбон. Блокбастеры повсюду облепили его, и это правильно. Продажи билетов по принципу «одно окно» продолжаются.

Но чудесное шоу, которое вы на самом деле видите, посвященное 500-летию со дня смерти Леонардо, в тональном плане совсем другое: тише, медленнее, лучше.Это последовательность основных живописных мелодий, установленных среди нарисованных чернилами пре-эхо и реверберации. Это слияние присутствия и отсутствия — искусства, которое есть, а некоторых нет — оба одинаково действенны.

И это биографический паровой след таланта, который использовался в качестве романтической модели того, каким должен быть великий художник — с крупными жестами, лицом к восходу солнца — но который в значительной степени отклонился от этого идеала, который идентифицировал себя прежде всего как ученый, который тратил столько же времени на письмо, сколько на создание искусства, и который игнорировал (и пропускал) сроки выполнения заказов почти до самой своей смерти.

В тот день было 2 мая 1519 года. И его смерть в возрасте 67 лет произошла во Франции, где он провел свои последние годы в качестве придворного художника в резиденции короля Франциска I. Леонардо помогает объяснить, почему такой большой процент его сохранившихся работ — в общей сложности от 15 до 20 картин обычно приписываются его руке — они оказались в коллекции Лувра, что, в свою очередь, помогает объяснить, почему пятисотлетняя дань уважения происходит во Франции, а не в Италии, на его родине.

Действительно, внутрифирменные франко-итальянские противоречия сделали организацию шоу чем-то вроде кульминации.Достаточно плохо, что Лувр обладает постоянным золотом туристической индустрии в виде Моны Лизы. Сможет ли Франция заработать и на Леонардо, взятом в долг у Италии?

Это один из возможных примечаний к усилиям группы по сохранению культуры, Italia Nostra, юридически заблокировать предоставление во временное пользование одного из самых известных изображений художника — рисунка вытянутой обнаженной фигуры под названием «Витрувианский человек». (Бесконечное воспроизведение, оно изображено на итальянской монете в 1 евро.) И всего за несколько дней до открытия итальянский суд наконец дал разрешение на поездку этой работы в Париж на ограниченное восьминедельное пребывание.

(Был также один неявный случай: «Salvator Mundi», картина, подлинность которой вызывала много споров, которая была продана за 450,3 миллиона долларов два года назад, по сообщениям, куплена саудовским принцем и была почти С тех пор это место отмечено на выставке — предположительно, оно все еще может прибыть — мастерской версией той же картины из швейцарской частной коллекции. )

Однако, войдя на выставку, вы покидаете междоусобную политику (если не знатную вопросы) позади.Теперь вы находитесь в мире Леонардо, полутеневом, извилистом, но обширном царстве, в котором хранится около 160 работ, и кураторы Лувра — Винсент Делевен и Луи Франк — постарались сделать его максимально удобным для навигации.

Мы знаем кое-что о жизненном пути художника из современных источников, в первую очередь из увлекательной, хотя и не совсем точной мини-биографии Джорджо Вазари. Мы узнаем, что Леонардо родился вне брака от дочери молодого фермера и восходящего нотариуса, который никогда официально не заявлял, что ребенок является его сыном.Вазари говорит нам, что молодой Леонардо был великолепен, многогранен и, после публичного обвинения в жестоком обращении с молодым человеком, откровенно, даже решительно гей.

Он был сложным парнем. Солнечный и затененный, щедрый и сдержанный, самоуверенный и не очень. Сложите все воедино, и вы получите портрет харизматичного аутсайдера: хорошо встреченный, дружный, ультра-умный, но одновременно отвлеченный и сосредоточенный на сверле. Ехал сам по себе.

Выставка переносит нас прямо в начало его карьеры ученика в мастерской художника и скульптора Андреа дель Верроккьо, флорентийской звезды и создателя звезд, чьи работы сейчас выставлены в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.К. (Перуджино, будущий учитель Рафаэля, тренировался у него тоже). А в центре открывающейся галереи стоит — что удивительно — одна из главных работ Верроккьо, бронзовая бронза в натуральную величину «Христос и Святой Фома», предоставленная на время в Орсанмикеле во Флоренции.

Отлитый почти как одно целое и являющийся чудом инженерной мысли своего времени, он представляет собой наглядный урок слияния реализма и изящества, определяющих флорентийское искусство XV века. Так же, как и дюжина или около того маленьких раскрашенных кабинетов драпировки, расставленных на стенах вокруг него.Некоторые написаны Верроккьо, мастером; некоторые — Леонардо, ученик. Вы можете сказать, какой художник что сделал? Наверное, нет, и тогда никто не мог. Леонардо был готов к самостоятельной карьере.

Мы следим за этой карьерой около 40 лет, пока художник перемещается, почти всегда под покровительством влиятельных покровителей, из Медичи во Флоренции, в процветающий Милан, в Папский Рим и, наконец, во Францию.

Комиссии приходили рано и быстро, и всегда с указанием сроков.К каждому проекту Леонардо говорил: «Конечно, отлично, без проблем», затем продлевал сроки до предела, а то и дальше. Были определенные картины, которые были завершены, иногда помощниками. Алтарь, известный как «Мадонна в скалах», выполненный в двух вариантах, был одним.

Более ранняя версия Лувра 1483-85 гг., В которой художник полностью участвовал, заложила базовый «образ» Леонардо: своего рода магический суперреализм, фантастический, но требовательный к наблюдению. Фигуры, часто меняющиеся по полу, имеют естественные пропорции; и учитывается каждый лист в пейзаже.В то же время в «Мадонне в скалах» лицо Богородицы светится вольфрамовой лампой, а образование в стиле сталагмита за ее спиной похоже на зияющий рот с разорванными зубами.

Портреты Леонардо обычно выглядят законченными, хотя без истории доставки это сложно сказать. Столкнувшись со стальным оценивающим взглядом натурщицы, известной как «Прекрасная Ферроньера» (1495–1499), любой художник может почувствовать себя обязанным завершить работу вовремя. Напротив, готовое для развлечения лицо Моны Лизы не вызывает такого психологического вызова.Она как бы говорит, расслабься, это весело.

(Этой картины нет на выставке, но она, конечно же, находится в музее, в зале заседаний, в пуленепробиваемой изоляции, перед стоячими рядами селфи-снимков, в Зале Этатс наверху. И если вы захотите проводите с ней уединенное время, недавно созданный в Лувре семиминутный опыт виртуальной реальности «Мона Лиза, за стеклом» позволит вам.) как и другие картины, в том числе «Кающийся святой Иероним», предоставленный Ватиканом и недавно увиденный в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке.Вы можете воспринимать «Иеронима» либо как незаконченную картину, либо как хорошо проработанный эскиз. И самый яркий пример такого гибрида Леонардо вы найдете в «Поклонении волхвов».

«Поклонение» из коллекции галереи Уффици было сочтено слишком хрупким для поездки в Париж и представлено на выставке в виде полномасштабного фотографического изображения, полученного с помощью инфракрасной рефлектографии, используемого метода визуализации, подобного рентгеновскому. консерваторами для просмотра слоев рисунка и рисунка, истории размышлений, исправлений, редактирования, настройки, стирания и изобретений.

Рефлектограммы картин и рисунков размером с картину, как включенных в выставку, так и отсутствующих на ней, установлены во всех галереях и свидетельствуют о исследовательской работе, которую представляет выставка, которая создавалась 10 лет. Что еще более важно, кураторы дополнили эти фотографические данные десятками подготовительных рисунков художника, которые являются органичным свидетельством его трудоемкого творческого метода.

Короче говоря, мы видим руку и разум Леонардо в действии. И мы видим это действие в постоянном поисковом движении в галерее, посвященной его экспериментальной научной работе, которую он считал своим самым значительным достижением, достижением, которым он хотел, чтобы его запомнили.

Этот материал в основном предназначался для записных книжек — так называемый Лестерский кодекс, ныне принадлежащий Биллу Гейтсу, — который в сериале сортируют по дисциплинарным категориям: анатомия человека, ботаника, зоология, космология, инженерия. Нарисованные изображения одновременно четкие и поэтичные — красивый человеческий череп; завихрение котят; волнистый цветок Вифлеемской звезды; первый в мире вертолет — и все они сопровождаются или полностью заключены в изысканно написанные тексты, некоторые из которых выполнены левым зеркальным шрифтом Леонардо.

Что во всем этом «художественная»? Разве эта работа, как бесконечные этюды и зарисовки Леонардо, по сути, не просто форма записи? И как таковое, каким бы виртуозным оно ни было, разве это не ближе к практике мастерства, чем к созданию искусства? Вообще-то, нет. Большим достижением Леонардо было то, что он стер различия между искусством и идеями, придавая положительное, конечное значение долгосрочным исследованиям, а не краткосрочным.

Он не был, в отличие от своего младшего соперника Микеланджело, целеустремленным мастером памятников и продуктом, который придал физическую форму даже своим самым сумасшедшим идеям, скажем, создав картину неба величиной с небо.(Единственный наполовину достигнутый памятник Леонардо, фреска «Тайная вечеря» в Милане, быстро оказалась самоуничтожающейся обломкой.) Леонардо был чем-то вроде того, что мы теперь называем художником-концептуалистом, может быть, оригинальным. Идеи — эксперименты, теории — сами по себе были творческими целями.

И все же несколько необычных объектов, как бы он ни считал их изменяющимися, остались.

Один из них — величественный алтарь Лувра, датируемый примерно 1500 годом, с изображением Святой Анны, Богородицы и младенца Иисуса, играющего с ягненком.(Как ни странно, здесь его сопровождает полномасштабная карикатура из Национальной галереи в Лондоне. ) Как семейный портрет, изображение невыразимо, даже до тупой нежности (Мэри сидит, как гигантский ребенок, на коленях матери). Как богословское заявление об искупительной утрате, это разбивает сердце. Цветная и объемная композиция на фоне одного из самых сказочных пейзажей западного искусства — это то, что мы приходим в музеи.

Итак, Леонардо был ортодоксальным художником, в конце концов, угодником публики.Или он был? Рассмотрим картину под названием «Святой Иоанн Креститель», которая находится поблизости. Как и алтарь, это религиозный образ, но не полностью религиозный. Он изображает Святого Иоанна симпатичным полуобнаженным молодым человеком. Соблазнительно улыбаясь из темноты, освещенный, как будто под фонарем, он показывает пальцем в небо, как бы говоря: «Хочешь подойти ко мне?»

Это чтение, за которым охотился художник? Мы никогда не узнаем. Итак, превосходная, глубоко продуманная выставка, которая изо всех сил старается сделать жизнь и искусство Леонардо яснее, закрывается тайной в этой картине и в небольших заключительных изображениях, которые уводят вас из мира Леонардо. Один из них — посмертный портрет художника, сделанный красным мелом в профиль, сделанный его давним помощником Франческо Мельци. Из него Леонардо бесстрастно смотрит через комнату на свой собственный рисунок под названием «Потоп».

Наверное, за год или два до смерти, это взрыв жестов, бурный образ — катастрофа? в восторге? — обдуваемого ветром, пропитанного водой мира, пойманного в процессе зарождения или распада. Мы не знаем, что именно. Для него оба были одинаковыми. Изменение — свет в тень и обратно в свет — было формой Бога и двигателем его искусства.


«Леонардо да Винчи» в Лувре, Париж, 24 октября — фев. 24. Требуется бронирование. Информация: louvre.fr.

Денверский музей природы и науки

Денверский музей природы и науки Самая полная выставка Леонардо из когда-либо представленных

ДЕНВЕР — В продаже билеты на выставку «Леонардо да Винчи: 500 лет гения», которая открывается 1 марта в Денверском музее природы и науки. Выставка представлена ​​в Денвере Фондом семьи Штурм.

Хотя Леонардо да Винчи умер в 1519 году, его влияние сохранилось. Его выдающееся наследие оживает

благодаря разнообразному опыту, который иллюстрирует, почему великий человек эпохи Возрождения остается источником вдохновения для веков.

  • Посмотрите около 70 машинных изобретений Леонардо, созданных с использованием детальных концепций из его знаменитых кодексов (записных книжек), включая вертолет, самолет, автомобиль, подводную лодку и военный танк.
  • Изучите эксклюзивные «Тайны Моны Лизы», анализ культовой картины, проведенный в Лувре научным инженером и фотографом Паскалем Коттом.
  • Погрузитесь в работы Леонардо через мультисенсорный кинематографический опыт с использованием технологии SENSORY4 компании Grande Exhibitions.
  • Испытайте катапульту, вдохновленную Леонардо, и познакомьтесь с историческими персонажами музея, представляющими персонажей, которые привносят личную перспективу в историю Леонардо.

«Мы очень рады представить в Колорадо самую полную выставку Леонардо да Винчи из когда-либо созданных», — сказал Джордж Спаркс, президент и генеральный директор музея.«Страсть Леонардо к развитию человеческого понимания мира находит отклик у нас и отражает наше стремление быть катализатором любопытства в нашем сообществе».

«Эта выставка — еще одна прекрасная возможность сотрудничать с музеем, чтобы не только разделить нашу страсть к всемирной истории, но и принести обогащающий культурный опыт о дальновидном мыслителе в наш любимый город Денвер», — сказал Дон Штурм, председатель семьи Штурм. Фонд.

Требуются билеты с ограничением по времени и рекомендуется предварительное бронирование.Билеты доступны на dmns.org/davinci или 303.370.6000. Гости платят 28,95 долларов для взрослых, 24,95 долларов для взрослых (возраст 65+), 20,95 долларов для детей младшего возраста (от 3 до 18 лет). Сэкономьте 2 доллара при бронировании онлайн. Студенты получают 10% скидку на вход для взрослых с их удостоверением личности. Все билеты включают общий вход. Члены музея получают скидку на вход. Аудиогид будет доступен для покупки.

Опыт был разработан Grande Exhibitions и Паскалем Коттом.

Выставка Леонардо да Винчи в Лувре открыта всю ночь напролет и бесплатно

Наконец, пришло время для выставки события, о котором было объявлено несколько (долгих) месяцев назад. Лувр открыл для публики выставку Леонардо да Винчи в октябре 2019 года по случаю 500-летия со дня смерти художника.

Исключительная ретроспектива

Каждый день более 20000 посетителей собираются перед Мона Лиза , несомненно, самой известной из работ Леонардо да Винчи , гордо повешенной в Лувре , самом посещаемом музее в мире с конца 18 века. 24 октября 209 года парижский музей воздаст должное его гению на огромной выставке, посвященной 500-летию со дня его смерти. Уже вмещает пять его работ: Мадонна в скалах, , Мона Лиза , Святая Анна , Св. Иоанн Креститель и La Belle Ferronnière , Louvre надеется собрать еще больше мультиков. многогранных произведений художника, таких как Salvator Mundi , который был продан за 450 миллионов долларов в ноябре прошлого года. После более чем десяти лет поиска кураторами выставки около 160 работ были доставлены в Лувр по этому случаю.Пять картин — Мона Лиза не будет перемещена и останется в salle des États — и 22 рисунка, принадлежащих музеям, будут с гордостью выставлены вместе с богатым выбором меньших картин (всего одиннадцать), редких рисунков, научных рукописей. , скульптуры и другие произведения искусства, которые подчеркивают любопытный и раскрепощенный характер Леонардо да Винчи его времени, а также проливают свет на его часто тревожную жизнь. Короче говоря, мы можем взглянуть на модель da Vinci , которую мы никогда раньше не видели. После невероятной выставки в 2013 году, посвященной рисунков и рукописей да Винчи , в этом году парижский музей обещает еще больше с этой выставкой, которая ставит под сомнение место живописи и ее влияние в творчестве да Винчи , который создал «наука живописи», как он это называл, инструмент своего искусства.

Мона Лиза в виртуальной реальности

Визит заканчивается кульминацией в виде опыта виртуальной реальности, воплощенного в жизнь HTC Vive, который позволяет посетителям максимально приблизиться к Моне Лизе и раскрыть ее секреты.Наконец-то была обнаружена самая известная картина в мире. Веселое и исключительное занятие, Лувр впервые предлагает испытать виртуальную реальность.

Мона Лиза в виртуальной реальности

© Beyond the Glass — снимки XP © Courtesy Emissive и HTC Vive Arts

Требуется резервирование

Перед пирамидой неизбежно возникнут бесконечные очереди и толпы людей в ее галереях. Для борьбы с этим впервые в Louvre вводится система бронирования, дающая гостям временной интервал.Посетители, которые пользуются бесплатными или льготными тарифами, также должны бронировать онлайн. Вы были предупреждены!

Бесплатно в течение 3 дней

С пятницы 21 февраля в 21:00 выставка будет открыта круглосуточно до понедельника 24 февраля, последнего дня выставки. Лувр предложил исключительные 30 000 мест, доступных для бесплатного знакомства с выставкой в ​​ночное время. Это абсолютно нельзя упускать.

Доступно только во время посещения по предварительному заказу по телефону www.ticketlouvre.fr с 11 февраля, свободное время доступно 21, 22 и 23 февраля с 21:30 до 8:30.

Леонардо да Винчи, La Belle Ferronnière, около 1490-1497 гг.

© RMN-Grand Palais (музей Лувра) / Мишель Уртадо

Леонардо да Винчи, эскиз фигуры из битвы при Ангиари, около 1504 г.

© Szépművészeti Múzeum — Музей изящных искусств Будапешта, 2019

Леонардо да Винчи, Драпировка сидящей фигуры, около 1475–1482

© RMN-Grand Palais (музей Лувра) / Мишель Уртадо

Леонардо да Винчи, Святая Анна, Дева Мария и младенец Иисус играют с ягненком по имени Ла Сент-Анн, около 1503-1519 гг.

© RMN-Grand Palais (музей Лувра) / Рене Габриэль Охеда

Леонардо да Винчи, голова женщины по имени Ла Скапильята, около 1501-1510 гг.

© По лицензии Ministero dei Beni e delle Attivitàulturali — Complesso Monumentale della Pilotta-Galleria Nazionale

Приписывается Франческо Мельци, Портрет Леонардо да Винчи, около 1515-1518

© Veneranda Biblioteca Ambrosiana / Gianni Cigolini / Mondadori Portfolio

Леонардо да Винчи, с 24 октября 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *