Выставка Исаак Левитан – Афиша-Музеи
Васильев рано умер, Саврасов спился, Куинджи… с Куинджи тоже все было как-то нехорошо. А Левитан… Непонятно, почему работа с русским пейзажем непременно оборачивается если не прямо мученичеством, так хотя бы какой-никакой трагедией, будто уже само это занятие, вроде бы невинное, — глядеть в пространство — предполагает неотвратимое наказание: засмотрелся вдаль? плати сторицей! Так что двести раз наперед предстоит подумать, прежде чем браться за этюд в наших широтах: не ровен час ка-ак шарахнет из поднебесья какая-нибудь напасть. И ведь было б из-за чего! Невзрачный, ни то ни се, ландшафт средней, весьма средней полосы — его, получается, надо еще и как-нибудь обязательно выстрадать вместе с его негромкой прелестью; а не выстрадал — выходит как бы уже и не совсем то. Отсутствие явного смысла в этом неярком зрелище будто необходимо компенсировать собственной кровью, нехватку пафоса — собственными нервами; какая же все-таки это вредная, наивреднейшая профессия — русский пейзажист, никакой свежий воздух тут не подмога. Так что если даже все у тебя вроде в порядке, и годы нищенской учебы, и жизни впроголодь, и ночлега на столах в рисовальном классе — все это давно позади, и теперь Третьяков стабильно приобретает твои картины, а твои коллеги только млеют от зависти, и замужние женщины безоглядно вешаются тебе на шею — тут-то и жди беды. Левитана в гроб свела аневризма — однако если бы и не болезнь, так просто он бы все равно не отделался; несколько раз он пробовал стреляться — и стрелялся, но словно бы нехотя, всякий раз неудачно, хоть и шумно; смертельный диагноз скорее даже сбавил обычный градус истерично-депрессивной меланхолии, в высшей степени свойственной его впечатлительной, не без надрывчика, натуре. Под конец жизни он сосредоточился на сумеречных, закатных сюжетах, не без мелодраматизма обставляя свой близкий уход — но все же оставаясь в рамках хорошего вкуса, не привнося в свои безлюдные пейзажи, как можно было бы ожидать от обреченного, еще больше тоски и грусти, не форсируя темп работы над каждым полотном, по-прежнему месяцами вымучивая эффект, который мы сейчас зовем «почти импрессионистическим» (так, якобы этюдная, вся праздничная и светлая «Березовая роща» в действительности писалась четыре года, а «Свежий ветер», называемый лучшим изображением Волги после Репина, на деле пахнет потом, а никак не свежестью). Заканчивая тот или иной мотив, он порой прибегал в переписке с заказчиком или друзьями к сильным выражениям вроде «здесь сказался весь я, со всей своей психологией», однако истинная мудрость проявилась все-таки как раз в том, чтобы не сказаться окончательно нигде — и оставить потомков ломать голову над «тайной Левитана», ухватил ли это Левитан «самый воздух» (Розанов) русского пейзажа или же это мы наблюдаем воплощение специфической личной сентиментальности, не водянистый воздух, а водянистый гумор, — из-за чего «картины его не только нравились, но возбуждали сочувствие» (Ге).
Выставка «Исаак Левитан. Мастер Русского пейзажа»
В музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» с 20 мая по 14 сентября 2017 проходит выставка «Исаак Левитан. Мастер русского пейзажа».
Исаак Левитан – крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX века, заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Русское искусство пейзажа в лице И.И. Левитана нашло не только крупного мастера, но и поэта – философа природы.
Всё творческое наследие Левитана – образ Родины в наиболее высоком значении этого слова. Его пейзажи просты и незамысловаты, но именно в этой поэтической простоте заключается смысл его творчества. В картинах И.И. Левитана тонкий лиризм сочетается с умением создать пейзажный образ глубоко идейного содержания. Это мастер «пейзажа настроения». Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная нюансированная живопись Левитана составили эпоху в искусстве русского пейзажа.
На выставке представлены наиболее яркие и знаковые полотна из творчества Левитана из собраний 14 музеев страны: Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижегородского государственного художественного музея, Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ульяновского областного художественного музея, Дома-музея А.П. Чехова в Ялте, Ярославского художественного музея, Ростовского кремля, Чувашского государственного художественного музея, Самарского областного художественного музея, Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника Абрамцево, Химкинской картинной галереи им. С.Н. Горшина, Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово», а также из нескольких частных собраний.
В экспозиции представлены произведения этюдного характера, но, тем не менее, они отражают особенности и основную направленность искусства «самого замечательного и драгоценного среди русских художников» по мнению Александра Бенуа. Именно в творчестве Левитана, как отмечали исследователи, этюд впервые приобретает самоценность. Выставка охватывает почти всю географию любимых мест художника – Плес, Крым, Подмосковье… Саввинская слобода под Звенигородом, окрестности Нового Иерусалима были «первою любовью» Левитана.
Экспозиция «Мастер русского пейзажа. Исаак Левитан» и сопровождающий ее альбом-каталог позволяют любителям живописи получить представление о личности и творчестве И.И. Левитана, его участии в художественной жизни своего времени, составить наглядную картину влияния И.И. Левитана на историю русской живописи.
Для более широкой публики этот проект будет интересен возможностью проникнуться атмосферой жизни и творчества «левитановского» времени, а также самобытностью русских городов, неразрывно связанных с именем этого великого русского живописца.
В Краснодаре представили картины Исаака Левитана
В экспозиции представлено 13 живописных произведений из фондов музея.
Фото: пресс-служба министерства культуры Краснодарского края
Выставка «Поэт природы. И.И. Левитан — ученик, художник, педагог» открылась в художественном музее имени Ф.А. Коваленко
В экспозиции представлено 13 живописных произведений из фондов музея. Это работы как самого художника, так и его педагогов и учеников.
В этом году исполняется 160 лет со дня рождения Исаака Левитана
Пейзажи, представленные на выставке, отличает камерный характер и изображение любимого сезона художника — осени. Временной отрезок картин — десять лет, в это время активно формировался творческий почерк мастера, сообщает пресс-служба краевого министерства культуры.
Выставка будет работать в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко с 23 сентября по 11 октября.
Как сообщали «Кубанские новости», выставка репродукций в технике «жикле» «Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения» пройдет в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств.
Жители и гости города смогут увидеть уникальную коллекцию репродукций картин Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти и Тициана Вечеллио.
Работы сопровождаются описанием сюжетов и историей создания. Кроме того, предусмотрено проведение аудио-экскурсий. На память можно будет купить сувенирную продукцию.
Выставка Левитана Исаака Ильича в Третьяковской галерее
Третьяковская галерея представила более 300 работ Левитана в рамках выставки, посвященной 150-летию со дня рождения великого мастера.
На Крымском валу экспонировались работы, доставленные из 17 российских музеев и 2 зарубежных: Национального художественного музея Беларуси и Израильского музея в Иерусалиме. Также выставка Исаака Ильича представила картины мастера из частных собраний Москвы.
Художник появился на свет в 1860 году, а оборвалась его жизнь в возрасте 39 лет, в 1900 году. Левитан Исаак Ильич не дожил всего несколько недель до своего сорокалетнего юбилея. Тяжелая болезнь не дала мастеру закончить более 40 картин и примерно 300 этюдов.
Наследие художника поражает: его картины становятся интереснейшим предметом для художественных экспертных исследований и одновременно с тем — удивительными впечатлениями для публики. Признанный мастер пейзажа вдохнул жизнь во множество полотен, создав удивительный гимн волшебству русской природы.
О выставке
Творчество художника в юбилейной экспозиции было представлено в нескольких разделах, которые максимально полно характеризуют жизненный путь человека и путь великого живописца в искусстве:
- «Начало пути»;
- «На Волге»;
- «Поиски больших образов»;
- «Еврейские впечатления»;
- «Последние годы».
Особый интерес зрителей вызвали те работы, которые ранее нигде не экспонировались, увидеть их можно было лишь на фото в художественных альбомах. Стоит отметить, что здесь впервые настолько широко была представлена графика Левитана: литографии, офорты, карандашные рисунки. И, конечно же, нашлось в экспозиционном зале место чудесным акварелям мастера.
Выставка Левитана в Третьяковской галерее представила значимое в творчестве живописца полотно «Осенний день. Сокольники», которое было создано в 1879 году и приобретено для галереи спустя год. Это событие впоследствии оказалось весьма важным для художника. Ненастный осенний день на картине предстает удивительно прелестным, полным задумчивой грации. Невысокие клены, которые не хотят расставаться с листьями, порывистый ветер и серое небо — в каждой мельчайшей детали чувствуется всепоглощающая любовь к родной природе.
Картины Левитана Исаака Ильича, посвященные великой водной артерии России — Волге, передают восторг мастера. Полотно «Вечер. Золотой Плес» было написано в 1889 году. Золотистые солнечные лучи открывают перед зрителем небольшой прибрежный городок. Изображения домика из белого камня и покосившейся церквушки дарят удивительную гармонию и ощущение покоя. Водная гладь напоминает льющееся золото, а весь пейзаж — словно гимн величию русской природы.
Пейзажная живопись мастера дополнена и монументальным полотном «У омута», которое датируется 1892 годом. Вместе с картинами «Над вечным покоем» и «Владимирка» эта работа образует трилогию. Изображение кажется стандартным на первый взгляд, однако при дальнейшем рассмотрении становится понятно, что картина пронизана ощущением грядущей опасности. Тревогой полно все: низкие берега речки неуютны и мрачны, темные тучи словно готовы разразиться ужасающим ливнем, а бревенчатый мостик может рухнуть в ту же секунду, как на него обрушатся грозные потоки воды.
Выставка работ мастера представила и знаменитое полотно «Озеро», которое так и осталось недописанным. В течение двух лет, с 1898 года и по 1900, Левитан работал над этим холстом. Известно, что мастер хотел назвать картину «Русь». Вдохновением для ее создания послужило стихотворение Пушкина «Последняя туча рассеянной бури». Изображение передает величие русской природы и любовь к ней живописца, его восхищение перед родными просторами. Золотые облака, голубое озеро, зеленые луга, желтые поля и белые колокольни вызывают ощущение безграничной радости и счастья. Грустные раздумья и философские размышления рождают небольшие тени от облаков, которые падают прямо на безупречную водную гладь.
После поездок по Европе Левитан пишет небольшой цикл картин, посвященный полученным в Старом Свете впечатлениям. Эти работы художника были представлены в небольшом разделе. Европейские пейзажи кисти русского мастера предстают настолько живыми, что кажется можно почувствовать разнообразные эмоции путешественника. Работа «Близ Бордигеры на севере Италии» появилась в 1890 году. Яркие сочные краски передают впечатления от насыщенного летнего дня, полного исключительного счастья и любви к каждому прожитому мгновению.
В зале, где экспонировались творения мастера, можно было увидеть и полотно «Тишина», которое датируется 1898 годом и относится к последним работам Левитана. Художник запечатлел тот момент, когда день уже подошел к концу, а ночь еще не вступила в свои права. Умиротворение замершей природы, которая в молчании ожидает ночной тьмы, передается и зрителям. Подробных деталей здесь нет, словно ночь уже успела размыть их очертания. Эта работа будто пронизана философскими размышлениями творца, который любит окружающий его мир, боготворит природу в любом ее проявлении и ежеминутно восхищается ее красотой.
Посетители «Нового Иерусалима» смогут увидеть выставку работ Левитана
Выставка «Мастер русского пейзажа. Исаак Левитан» откроется в музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» 20 мая, посетители получат представление о личности и творчестве мастера, его участии в художественной жизни своего времени, проникнутся атмосферой жизни и творчества «левитановского» времени, говорится в сообщении пресс-службы министерства культуры региона.
«В музейно-выставочном комплексе Московской области “Новый Иерусалим” 20 мая открывается выставка работ Исаака Левитана. В картинах мастера “пейзажа настроения” конца XIX века тонкий лиризм сочетается с умением создать образ глубоко идейного содержания. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная нюансированная живопись Левитана составили целую эпоху в искусстве русского пейзажа», – говорится в сообщении.
Министр культуры Московской области Оксана Косарева, чьи слова цитирует пресс-служба, отметила, что на выставке представлены наиболее яркие и знаковые полотна мастера из собраний 14 музеев.
По ее словам, в частности, это Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижегородский государственный художественный музей, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ульяновский областной художественный музей, Дом-музей А. П. Чехова в Ялте, Ярославский художественный музей, Ростовский кремль, Чувашский государственный художественный музей, Самарский областной художественный музей, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», а также нескольких частных собраний.
«Экспозицию составят произведения этюдного характера. Выставка охватывает почти всю географию любимых мест художника – Плес, Крым, Подмосковье… Саввинская слобода под Звенигородом, окрестности Нового Иерусалима были “первою любовью” Левитана”», – отмечается в сообщении.
В материале добавляется, что этому периоду его творчества и его дружбе с семьей Чеховых в экспозиции отведено особое место. Одной из центральных работ того времени на выставке стала картина «Река Истра» из дома-музея А.П. Чехова в Ялте, подаренная Левитаном писателю, и небольшой этюд с таким же названием из Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова – подарок автора другу-художнику.
Экспозиция «Мастер русского пейзажа. Исаак Левитан» и сопровождающий ее альбом-каталог позволят посетителям получить представление о личности и творчестве мастера, его участии в художественной жизни своего времени, влиянии на историю русской живописи, проникнуться атмосферой жизни и творчества «левитановского» времени, а также самобытностью русских городов, неразрывно связанных с именем великого художника. Выставка будет работать до 14 июля 2017 года, заключается в материале.
Более 70 заявок поступило на участие в пятом смотре-конкурсе «Парки Подмосковья»>>
Классик русского пейзажа. Как смотреть выставку Исаака Левитана | Искусство | Культура
«Для просмотра выставки не нужны какие-то знания ни о художнике, ни о кинематографе, это исключительно визуальный опыт, который можно пережить здесь и сейчас», — рассказала АиФ.ru Мария Насимова, куратор выставки «Исаак Левитан и авторский кинематограф», которая открывается в четверг, 4 октября, в Еврейском музее и центре толерантности.
Смотреть экспонаты Насимова предлагает так: нужно сесть на лавочке перед одним из экранов, посмотреть фрагменты из фильмов известных советских и российских режиссеров — и найти среди картин Левитана похожие композиции.
На выставке представлено более тридцати работ знаменитого русского художника-пейзажиста XIX века. При этом на четырех экранах, расположенных на каждой из стен выставочного пространства, показывают кадры из лент Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Александра Сокурова, Андрея Звягинцева и многих других.
Занятие действительно получается увлекательным. Кадры из фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» удивительным образом перекликаются с картиной «Облачный день», «Возвращение» Андрея Звягинцева — с «Туманом над водой», а эпизод из «Уроков французского» Евгения Ташкова, очевидно, вдохновлен полотном «К вечеру (вновь я посетил)».
Идея выставки родилась из кинематографической байки, как рассказывает Насимова: режиссер иногда просит оператора «снять Левитана». Этот неформальный термин означает длинный план природы, который может длиться целых полторы минуты. В фильмах он характеризует персонажа и его душевное состояние.
Фото: репродукцияКартины для выставки предоставили Третьяковская галерея, Русский музей, иерусалимский Музей Израиля, Плёсский историко-художественный заповедник и другие организации. Впрочем, куратор сетует, что собрать все полотна Левитана, которые наиболее очевидно совпадают с их кинематографическим воплощением, не удалось. Но такие художественно-кинематографические «пары» размещены в проекте «Русская тоска» (доступен на сайте Еврейского музея), где заодно можно с помощью интерактивной карты России увидеть места, которые рисовал Левитан, и места, которые снимали кинематографисты.
«Название этого проекта должно передать атмосферу, которую создает Левитан, ведь его пейзажи вызывают именно это чувство: в них чувствуется тоска, печаль, единение с собой», — делится Насимова.
На выставке похожую роль выполняют березки у входа. Ну а фильмы представляют практически весь отечественный кинематограф XX и начала XXI века.
Фото: репродукция«У Левитана была непростая, тяжелая судьба, он родился в бедной еврейской семье, вынужден был из-за ограничений черты оседлости переезжать с места на место, — напомнил перед открытием выставки генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода. — Но ему удалось стать известным и великим уже при жизни, ведь, бывая в разных местах, он впитывал красоту русской природы. Он художник русской природы и признанный классик русского пейзажа».
Выставка проходит при поддержке банка ВТБ.
Смотрите также:
Выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф»
С 4 октября по 20 января в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф».
Выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф»Исаак Левитан — автор наиболее узнаваемых и пронзительных полотен, изображающих русскую природу, мастер «пейзажа настроения». Экспозиция покажет избранные работы Левитана и встроит их в контекст авторского кино, вдохновленного пейзажной лирикой художника. Выставка пройдет при поддержке Банка ВТБ. Партнерами выставки выступили компания Транснефть и банк «Интеза».
Исаак Левитан родился в еврейской семье — впоследствии происхождение художника станет причиной его гонений. Однако именно необходимость переезжать с места на место, беспрерывно искать себя и свой дом породила невероятную чуткость Левитана к природе, его стремление к самопознанию и творению в гармонии с ней.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что именно авторское кино в XX и XXI веке предложило новое прочтение работ Левитана: на экране его пейзаж предлагает режиссеру вдохновение, одновременно выступая в качестве главного актера, действующего лица.
Выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф»Фигура самого художника для современной отечественной культуры приобрела вес архетипа странника и искателя, стала источником размышлений о философии, скрытой в природе, и не конвенциональном понимании красоты — когда центром композиции становятся детали, обычно находящиеся на периферии зрения.
Выставка представит свыше 30 пейзажей Исаака Левитана из Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Израиля (Иерусалим), Плёсского историко-художественного заповедника и других музеев России.
Для того, чтобы расширить горизонт зрительского восприятия и продемонстрировать преемственность образов живописи Левитана в кинематографе, выставочное пространство интегрирует полотна художника в контекст узнаваемых кадров отечественного кино: Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Романа Балаяна, Сергея Соловьева, Андрея Звягинцева, Александра Довженко и других режиссеров.
Работать над объединением кинематографа и живописи в музейной экспозиции будет художник Эй Джей Вайссбард (A. J. Weissbard), подготовивший множество проектов для драматических, балетных, оперных выступлений и выставок на крупных международных площадках от театра Ла Скала в Милане до Центра Линкольна в Нью-Йорке.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www. jewish-museum.ru/exhibitions/isaak-levitan-i-avtorskiy-kinematograf/
Поделиться ссылкой
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф».
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!
О пейзажах Левитана и выставке Левитана
Артикул:
ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИНомер журнала:
Специальный выпуск. ИСААК ЛЕВИТАН «Пейзаж бесполезен, если красота — это все, что у него есть.
должен содержать жизнь души.
Это должен быть звук, отзывчивый на волнения сердца —
это трудно выразить словами, это так сильно люблю музыку » 1
Константин Коровин
«Пейзаж Левитана» — термин, прочно вошедший как в художественную науку, так и в умы многих любителей искусства. «Левитанский пейзаж» отличается от «пейзажа Ивана Шишкина» или даже пейзажей Алексея Саврасова или Василия Поленова, хотя и очень близок к последним. Обычно «левитанский пейзаж» представляет собой простое изображение почти всегда безлюдной природной среды — ручья, узкой тропы, уходящих в глубину картины рощиц по диагонали или рощиц. Действие происходит в разное время года, кроме (в основном) зимы — в картинах Левитана почти никогда не бывает изображений снежной зимы — и обычно изображено переходное время года или лето; есть голубые горизонты и высокое безграничное небо со своей собственной жизнью, недоступной для ментального понимания человеческих существ.
Все эти образы пронизаны глубочайшими лирическими эмоциями, всегда с оттенком печали, даже когда художник изображает, казалось бы, веселые состояния природы, такие как яркий свет солнца и синие тени на тающем снегу («Марш») или золото осенних листьев и синева неба («Золотая осень»). Метафорическое выражение Александра Пушкина «Люблю расточительное увядание природы» очень близко мировоззрению Левитана, как, возможно, и его близкого друга Антона Чехова. Это общее душевное состояние, несомненно, и свело их вместе.
Более того, понятие «пейзаж Левитана» естественно включает в себя глубокое, трудно вербализованное и стихийно трагическое восприятие Времени — не стремительного повседневного времени, а времени как вечности, в котором нет времени как такового. С раннего возраста Левитан остро осознавал и чутко осознавал метафизику Времени и Вечности, проявляющуюся (особенно сильно) в природе. В своем творчестве он вечно «гонялся» за вечностью, и когда его ловили, это больно ранило психику художника.
В 1886 году, в Крыму, Левитану еще не исполнилось 26 лет: «Вчера вечером я взобрался на обрыв и посмотрел на море с вершины, и знаете что — заплакал и сильно рыдал, это была вечная красота. , вот где человек почувствовал свою полную ничтожность! » 2
В 1889 году во время своей первой поездки в Поволжье: «Я очень разочарован. Я ожидал, что Волга подарит мне сильные художественные впечатления, но вместо этого она показалась мне такой унылой и мертвой, что у меня заболело сердце, и я подумал, может быть, Я должен вернуться? И действительно, представьте себе бескрайний пейзаж вот так: правый берег, холмы, чахлые кустарники и крутые склоны, похожие на лишайник. Левый берег … ничего, кроме затопленных лесов. А над всем этим — серое небо и резкий ветер. Что ж, это похоже на смерть. Сижу и думаю, зачем я сюда приехал? Не лучше бы мне поработать под Москвой и. не чувствуя себя одиноким лицом к лицу с огромным водным пространством, которое может просто убить тебя … » 3
В 1896 году, Финляндия, Левитану еще не исполнилось 36 лет: «Вечность, грозная вечность, где потонут поколения и будут тонуть новые поколения … Так ужасно, так страшно! Этим утром я шел по скалам; как всем известно, все они были сглаженный в ледниковом периоде, а именно безмерным временем… О ужас ужасов, — говоря словами Гамлета, «у вас болят кости».» 4
Как известно, переживания или размышления художника о Вечности и Времени наиболее полно переданы в его картине «Вечный мир» (1893–1894, ГТГ), о которой Левитан писал Павлу Третьякову, что «вся моя личность» в нем вся моя психика и все мое .. содержание ». 5 Но и другие, более тихие и лирические пьесы Левитана неизменно имеют его фирменный «оттенок грусти». Им отмечен весь лиризм Левитана, все его отражение — Вечность природы, то есть Вечность вообще, даже в самых маленьких, самых скромных ее проявлениях.
В этом существенное отличие настроенного пейзажа Левитана от безудержной непосредственности лирических пейзажей Саврасова или элегических и безмятежных лирических композиций Поленова.
При этом стоит также отметить, что хотя такие особенности мировоззрения Левитана в сжатой форме отразились в натуре художника, он не был единственным представителем такого мировоззрения в свое время. В 1880-х и начале 1890-х годов в России произошла «смена указателей» в экономической, социальной (хотя и не столько в политической) и гуманитарной областях, к чему искусство и люди искусства были особенно чувствительны.Два примера хорошо иллюстрируют это: Николай Некрасов, чьи стихи были так популярны в 1860-х и особенно в 1870-х, умер в 1878 году, и хотя его огромная популярность сохранилась после его смерти, в середине и конце 1880-х модные тенденции изменились. конечно, в пользу Семена Надсона, печальная муза которого, как и у Левитана, была настроена на темы быстротечности и смертности человеческого «времени»; члены Санкт-Петербургского Товарищества художников 1860-х годов читали вслух на своих собраниях произведения философа-позитивиста и анархиста Пьера-Жозефа Прудона, но художники и широкая публика в конце 1880-х и 1890-х годах жадно изучали творчество философа Артура. Шопенгауэр 6 , с его идеалистической и пессимистической точки зрения.
В группу таких заинтересованных лиц входил Левитан: «Я целыми днями лежу в лесу, — писал он Сергею Дягилеву, — и читаю Шопенгауэра». Левитана интересовали сочинения новых «интеллектуальных светил». Как и в Европе, в России начало формироваться новое течение — символизм с его интересом к эпохам и вечности, с его чувством смертности и быстротечности всего живого, с мечтами и мечтами о невообразимой возвышенной Красоте, которая идентичен как Богу, так и дьяволу, об одиноких демонах, которые являются падшими ангелами, и других подобных идеях. Символистские мотивы сначала укоренились в русской поэзии и литературе, а затем в конце 19 века распространились на изобразительное искусство (в творчестве Михаила Врубеля и др.).
Все это не следует воспринимать как следствие обращения Левитана к символизму или даже его зарождающихся символистских взглядов. Именно здесь становится уместным окончание фразы из письма к Дягилеву: «Вы, наверное, думаете, что мои будущие пейзажи будут пропитаны, так сказать, пессимизмом? Не волнуйтесь, я слишком люблю природу.» 7
Несомненно, Левитан в конце 1890-х годов находился на распутье: «апатия, грызущее чувство апатии, — писал он в 1897 году, — овладело мной. Я почти бросил работу, свое недовольство старыми формами — так что говорят — при старом художественном понимании вещей (я имею в виду живопись) отсутствие новых отправных точек причиняет мне много страданий ». 8 Левитан обдумывал и экспериментировал: «Передвижники» (Странники, Общество передвижных художественных выставок) находились в глубоком кризисе, объединение «Мир искусства», которое его пытались заманить Александр Бенуа и Сергей Дягилев. и его коллеги-художники, которые присоединились к нему, находились на ранней стадии, его направление еще не окончательно установлено.Естественно, молодые художники, в том числе и Левитан, смотрели на Запад, анализируя и сосредотачивая большую часть своего внимания на опыте французских импрессионистов. 9 «Быть среди достойных людей, в таком городе, как Париж, где жизнь искусства находится на пике карьеры, — это все, о чем можно мечтать», — советовал Левитан своему младшему другу, художнику Александру Средину. «Здесь нельзя заснуть, ваш ум всегда бодрствует, а художественное« я »растет. Видеть так много великих произведений искусства — уже одно это дает вам лучшее понимание.Вам нравится Моне, Казен, Ренар, а у нас Маковский, Волков, Дубовской и т. Д. » 10
Трудно сказать, как бы эволюционировал Левитан, если бы он жил дольше, но он умер как раз на рубеже веков, в 1900 году; он решил сохранить верность обществу «Передвижники», которое его воспитало, а также принял участие во многих российских и международных выставках, организованных Дягилевым или Бенуа, лидерами «Мира искусства», хотя такой «дуализм» не одобрялся. обеими группами.Волею судьбы Левитан остался художником XIX века, его искусство достойно завершило вековую траекторию, прежде всего в области русской пейзажной живописи. «Никто до Левитана не достиг такой поразительной простоты и ясности мотивов, как Левитан в последнее время, и я не знаю, добьется ли кто-нибудь еще в будущем», — таков приговор Антона Чехова 11 .
Текущая выставка Левитана в Третьяковской галерее 12 посвящена 150-летию со дня рождения выдающегося русского пейзажиста.Левитану в каком-то смысле повезло — его искусство никогда не недооценивалось ни современниками, ни последующими поколениями, ни хранителями крупных музеев, ни частными коллекционерами. Только Павел Третьяков при жизни купил у художника более 20 работ. Коллекция произведений Левитана в Третьяковке — одна из крупнейших среди отдельных художников. Не остались без внимания и организаторы выставок. После его мемориальной выставки в 1901 году было несколько персональных выставок — в 1938 году и в 1960-1961 годах, которые обычно проходили в нескольких городах Советского Союза, в том числе в Москве, Ленинграде и Киеве. В городке Плес под Иваново находится музей, посвященный Левитану.
Тем не менее, каждая выставка различалась по своим целям и задачам. Например, выставки 1938 и 1960-1961 годов преследовали схожие цели — собрать максимальное количество произведений Левитана, как аутентичных, так и сомнительного авторства, чтобы разобраться в его огромном наследии и отделить важное от второстепенного. Над этими проектами был вложен колоссальный объем работы, и иногда по ходу дела случались забавные инциденты, такие как тот, что случился, когда собиралась выставка 1960-1961 годов: организаторы получали картину с подписью, напоминающую подпись Левитана, которая в Дело в том, что дело рук художника-реставратора Третьяковской галереи, что подтверждают и он сам, и свидетельские показания его коллег.Произведение не было подделкой — оно изначально создавалось как картина «на манер …», в стиле обожаемого художника, а уже потом, путешествуя из одной частной коллекции в другую, «манеры» и » стиль «материализовался в подпись. Организаторы этих выставок собрали и обработали огромное количество артефактов и информации, а выставки составили огромную библиографию, возможно, самую обширную библиографию, которую заработал любой русский художник XIX века.Среди многочисленных книг, альбомов и статей, посвященных искусству Левитана, особенно следует отметить фундаментальные исследования выдающегося искусствоведа Алексея Федорова-Давыдова, на которые спустя почти пять десятилетий продолжают опираться все российские (и зарубежные) левитановеды.
Выставка 2010 года не пытается собрать и показать все, что так или иначе связано с творчеством Левитана. Достичь такой цели в нынешних (экономических, политических и других) обстоятельствах было бы практически невозможно.Организаторы выставки решили продемонстрировать только лучшую часть наследия великого пейзажиста, которое в основном хранится в российских музеях или музеях, географически близких к России (например, Беларусь), а также в проверенных частных коллекциях. Несомненно, несмотря на обширную доступную литературу и солидный послужной список прошлых выставок, многие произведения наполовину забыты любителями искусства, и мы ожидаем, что теперь они будут заново открыты для них. Есть настоящие новинки: это, прежде всего, несколько ранних работ Левитана, любезно предоставленных Музеем Израиля в Иерусалиме — естественно, такие работы 50 лет назад в СССР были малоизвестны.Даже самый искушенный ценитель искусства обязательно найдет открытия в разделе, посвященном графике Левитана, особенно среди великолепных и малоизвестных пастелей.
Выставка разделена на несколько основных разделов, организованных вокруг отдельных тем, предложенных искусством Левитана и его развитием: его ученичество, с явным влиянием сначала Саврасова, затем Поленова; годы его становления, с их поисками отличительного пейзажного мотива, с его первыми экспериментами в живописи на пленэре.Затем перейдем к грандиозной и великолепной «Волжской сюите». Далее следует 1890-е годы с его исследованиями, открытиями и потрясающим разнообразием — поиски традиционной «живописности» 19-го века и связанной с ней монументальности и общности (вплоть до «историчности») пейзажных образов, наряду с «веселой серией». отмечен очень тонким лиризмом и художественными откровениями, а также натюрмортами, созданными на более позднем этапе (ответ Левитана на импрессионистское разделение цветов и вариативность цвета в зависимости от света и воздуха).И, наконец, грандиозная (во всех смыслах) картина «Озеро. Россия», вобравшая в себя большую часть размышлений Левитана последних лет его жизни и, тем не менее, однозначно решающая спор о том, какой век — конец XIX века. или начало 20-го — может претендовать на Левитана как на свой. Художник сделал выбор сам: его искусство — это высшая точка развития русского пейзажного искусства XIX века и почетный финал его эволюции.
- Коровин, Константин.«Выдержки из записной книжки. 1888–1891». Отдел рукописей Третьяковской галереи. Фонд 97/48. Лист 1.
- Цит. По: «Исаак Левитан. Письма, документы, воспоминания». Федоров-Давыдов, Алексей, изд. М., 1956. С. 27 (далее: «Письма, документы, воспоминания»).
- Там же. С. 29.
- Там же. С. 61.
- Там же. С. 47.
- Цит. По: «Письма, документы, воспоминания». С. 89.
- Там же.
- Там же. П.77.
- Не только художники, но и коллекционеры. В 1890-е годы Сергей Щукин и Иван Морозов в Москве начали свои коллекции, покупая в основном французских художников — импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе символистов.
- Цит. По: «Письма, документы, воспоминания». С. 96. (Клод Моне, Жан Шарль Казен и Ренар — французские художники-импрессионисты.)
- Там же. С. 136.
- Летом 2010 года выставка с несколько другим набором представленных картин была представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге.Петербург.
Назад
Теги:
Художников по направлению: Реализм
Художественное движение
Реализм в искусстве — это попытка представить предмет правдиво, без искусственности и избегая художественных условностей, неправдоподобных, экзотических и сверхъестественных элементов.
Реализм преобладал в искусстве во многие периоды и в значительной степени зависит от техники и обучения, а также от избегания стилизации. В изобразительном искусстве иллюзионистический реализм — это точное изображение форм жизни, перспективы и деталей света и цвета. Реалистические произведения искусства могут подчеркивать приземленное, уродливое или грязное, например произведения соцреализма, регионализма или реализма кухонных раковин.
В искусстве существовали различные направления реализма, такие как оперный стиль веризм, литературный реализм, театральный реализм и итальянское неореалистическое кино.Движение реализма в живописи началось во Франции в 1850-х годах, после революции 1848 года. Художники-реалисты отвергли романтизм, который доминировал во французской литературе и искусстве, уходящий корнями в конец 18 века.
Реализм — это точное, подробное и точное представление в искусстве визуального образа сцен и объектов, то есть нарисованное с фотографической точностью. Реализм в этом смысле еще называют натурализмом, мимесисом или иллюзионизмом. Реалистическое искусство создавалось во многие периоды, и это в значительной степени вопрос техники и обучения, а также избегания стилизации.Это становится особенно заметным в европейской живописи в ранней нидерландской живописи Яна ван Эйка и других художников 15 века. Однако такой «реализм» часто используется для изображения, например, ангелов с крыльями, чего художники никогда не видели в реальной жизни. Точно так же художники, работающие в стиле реализма 19 века, такие как Гюстав Курбе, отнюдь не особенно известны точным и тщательным изображением визуальных проявлений; во времена Курбе это чаще было характерно для академической живописи, которая очень часто с большим мастерством и осторожностью изображала придуманные и искусственные сцены или воображаемые исторические сцены.Реализм как движение в живописи определяется выбором и обработкой сюжета, а не внимательным отношением к внешнему виду. Другие термины, такие как натурализм, натуралистический и «правоверный», не избегают такой же двусмысленности, хотя различие между «реалистичным» (обычно связанным с визуальным внешним видом) и «реалистическим» часто бывает полезным, как и термин «иллюзионистский» для точного визуализация визуальных образов.
Развитие более точного представления визуальных образов вещей имеет долгую историю в искусстве.Он включает в себя такие элементы, как точное изображение анатомии людей и животных, перспективы и эффекты расстояния, а также подробные эффекты света и цвета. Искусство верхнего палеолита в Европе достигло удивительно реалистичных изображений животных, а древнеегипетское искусство разработало условности, включающие как стилизацию, так и идеализацию, которые, тем не менее, позволяли создавать очень эффективные изображения очень широко и последовательно. Общепризнано, что древнегреческое искусство добилось большого прогресса в представлении анатомии и с тех пор остается влиятельной моделью.Никаких оригинальных работ великих греческих художников на панелях или стенах не сохранилось, но из литературных источников и сохранившегося корпуса производных работ (в основном греко-римских мозаичных работ) ясно, что иллюзионизм высоко ценился в живописи. Известная история Плиния Старшего о птицах, клюющих виноград, написанная Зевксисом в V веке до нашей эры, вполне может быть легендой, но указывает на стремление греческой живописи. Наряду с точностью формы, света и цвета, римские картины демонстрируют ненаучные, но эффективные знания о представлении далеких объектов меньшего размера, чем более близкие, и представления правильных геометрических форм, таких как крыша и стены комнаты с перспективой.Этот прогресс в иллюзионистских эффектах никоим образом не означал отказа от идеализма; статуи греческих богов и героев пытаются изобразить с точностью идеализированные и красивые формы, хотя другим работам, таким как головы известного уродливого Сократа, было позволено не соответствовать этим идеальным стандартам красоты. Римская портретная живопись, не находящаяся под слишком сильным греческим влиянием, демонстрирует большую приверженность правдивому изображению своих предметов.
Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3. 0 Непортированная лицензия (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Realism_(arts)Произведения Исаака Левитана и известные картины
1879
Осенний день, Сокольники
Это произведение, написанное в 19 лет, было первым приобретением мецената Третьякова.Он опирается на простую, но эффективную композиционную композицию с двумя сходящимися линиями, образованными краями пути, совпадающими с линиями линии дерева в центре холста. Два отражающих треугольника подчеркивают глубину композиции и наводят на мысль об одиночестве сцены. Цвета, хоть и приглушенные, но теплые и разделены на тонкий спектр: сначала яркие оттенки травы и тропинки, затем золотисто-желтый цвет маленьких и молодых деревьев, а за ними более высокие деревья с их коричнево-зелеными оттенками. листья, и, наконец, синева неба.
На переднем плане дама в черном привлекает внимание. В некотором смысле она и является предметом картины, но Левитан добавил ее позже, по предложению своего друга Николая Чехова, который не мог представить себе произведение без человеческих фигур. На протяжении подготовительного процесса эскиза пленэра Левитан сосредоточился только на пейзаже, выполнив несколько набросков, прежде чем закончить холст в студии. В этом смысле предметом работы является сам пейзаж.Зрителя в первую очередь поражает натурализм сцены, еще революционной в то время, и масштаб деревьев, тянущихся вверх к небу. Тонкое формальное расположение может также показаться символом течения времени, когда взгляд направлен вверх от более молодых деревьев к более высоким и темным деревьям, касаясь белой вечности. Сильное чувство печали передается через запустение обстановки, которую могла бы усилить пустая скамья, если бы женщина не была добавлена. Все еще сомневаясь и неуверенно в своем таланте, Левитан уступил своему другу, добавив романтической детали и более анекдотической нотки в работе.
Сокольники — это парк под Москвой, где Левитан какое-то время поселился со своей сестрой, будучи изгнанным из Москвы как еврей после неудавшейся попытки убийства царя Александра II еврейским революционером. Унылый и одинокий, мы можем представить себе чувства Левитана, когда он шел среди деревьев, делая наброски для этой картины. Работа выставлялась на выставке в Московской школе, где, как говорят, разозлила наставника Левитана Саврасова, посчитавшего эту женщину «ненужной».Тем не менее коллекционер Третьяков приобрел работу и начал следить за творчеством Левитана.
Холст, масло — Третьяковская галерея, Москва
Жизнь Исаака Левитана
Мастер русского пейзажа
Кэти Локк
Один из величайших художников-пейзажистов России Исаак Левитан (1860-1900) прошел грань между реалистической и символистской живописью. Жить русскими евреями в 1800-х годах для семьи Левитанов было непросто.Несмотря на то, что отец Исаака, Илья Абрамович, был образованным человеком со степенью в ешиве, он был в состоянии получить лишь скудный доход для своей жены и четырех детей в качестве преподавателя иностранного языка в Москве. У детей поощрялись художественные интересы, и оба сына поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества; их старший ребенок Адольф в 1871 году и Исаак в 1873 году. Их мать умерла в 1875 году, когда Исааку было пятнадцать, а два года спустя их отец умер после долгой борьбы с тифом.Дети остались без крова, часто спали в Московской школе живописи. Педагогический совет учредил небольшую стипендию, чтобы Исаак продолжал учиться в школе. Один из его профессоров, Алексей Саврасов, взял его в ученики, чтобы оказать денежную помощь. В возрасте семнадцати лет Исаак потерял обоих родителей и слишком хорошо знал горести бедности. Благодаря этому опыту работы Левитана приобрели особую печальную окраску, благодаря которой его картины стали называть «пейзажами настроения».«На протяжении всей жизни он был склонен к депрессии и дважды пытался покончить жизнь самоубийством. У Левитана также было сердечное заболевание, которое истощало его силы и вызывало стреляющую боль по всему телу. Считается, что печаль, которую он нес в своем сердце, отразилась на его творчестве.
В год смерти отца (1877 г.) Левитан впервые показал свои работы на выставке «Передвижники» в Москве. Он выиграл две второстепенные серебряные медали и получил первое признание прессы.В этот период он часто рисовал на окраинах Москвы, где у него появилась группа верных коллекционеров. Царь Александр II приказал выселить всех евреев, живущих в больших городах России после неудавшегося покушения на его жизнь в мае 1879 года. Однако власти отреагировали на давление коллекционеров Левитана, а также его учителей, и ему было разрешено вернуться в Москву. Учителя наградили его лентой князя Василия Долгорукова. Первый большой прорыв Левитана произошел в 1880 году, когда он написал картину « Осенний день».Сокольники. Картина «», написанная, когда ему было всего девятнадцать, была куплена известным коллекционером Павлом Третьяковым.
За десять лет учебы в Московском художественном училище (1873–1883) было два учителя, Василий Поленов и Алексей Саврасов, которые оказали наибольшее влияние на развитие Левитана. В школьные годы он был завсегдатаем загородного дома Василия Поленова под Москвой. Там вместе со своим другом Константином Коровиным он рисовал и писал акварели. Это должно было стать временем теплой дружбы, когда безмятежные лирические пейзажи Поленова стирались с юного Левитана.Примером такого стиля является картина Левитана « Осенний день». Сокольники. , где мы видим женщину, беззаботно гуляющую по сельской местности. Алексей Саврасов рано взял Левитана под свое крыло, и они оставались близкими до самой смерти Саврасова в 1897 году. В последние годы учебы Левитана в школе он разочаровался и перестал посещать уроки. Несмотря на то, что Саврасов был уволен с должности профессора из-за алкоголизма, Левитан продолжал обращаться к нему за советом. В 1883 году Левитан был готов закончить школу и ожидал получить диплом «первого разряда» за одну из своих лучших пейзажных картин.Саврасов написал на обороте картины «Большая серебряная медаль» и подписал свой указ. К сожалению, когда выпускная комиссия школы увидела комментарии опального профессора, они вручили Левитану диплом «артиста без рейтинга». Однако это не остановило художника! К весне 1884 года передвижники предложили Левитану полноправное членство в своей группе, и он также регулярно выставлялся в Московском обществе любителей художеств. В 1885 году Коровин познакомил его с известным меценатом и железнодорожным магнатом Саавой Мамонтовым.Вместе Коровин и Левитан писали декорации к постановкам частных опер Мамонтова. К 1889 году Левитан замкнулся и начал преподавать пейзажную живопись в Московской школе живописи.
Левитан путешествовал по России в течение летних и осенних месяцев, занимаясь пленэрами большую часть своей взрослой жизни, а затем вернулся в Москву, чтобы рисовать более крупные работы в течение зимних и весенних месяцев. В 1886 году он посетил Крым, где, по его словам, сказал: «Вчера вечером я взобрался на утес и посмотрел на море сверху — я начал рыдать и сильно рыдал; это была вечная красота, вот где человек почувствовал свою полную ничтожность! » Будучи любимым учеником Саврасова, Левитан развил у своего учителя лирический опыт природы и перевел его в новое качество, создав пейзажи с «атмосферой» философского созерцания. Больше всего ему нравились поэтические места в лесу или в деревне. Для его творчества характерны пасторальные пейзажи, в значительной степени лишенные человеческого присутствия. Хотя его поздние работы демонстрируют знакомство с импрессионизмом, его палитра, как правило, приглушена и демонстрирует влияние Саврасова. Его картина « Вечный мир » (1893–1894) — типичный образец творчества Левитана. Для неподготовленного глаза картина представляет собой пейзаж, небольшой остров на переднем плане с обширной полосой воды, насколько хватает глаз.Для тех, кто знает поэтическое прикосновение Левитана, вы видите иное мнение. Вот картина одинокой церкви на вершине пустынного острова. Если вы заглянете внутрь церкви, то увидите небольшой огонек жизни, а сразу за церковью несколько скромных могил. Здесь Левитан рассказывает, насколько скоротечной может быть жизнь. Остров выполнен в виде носовой части корабля, который движется по суше. Большое обширное небо, изображающее небеса наверху, заполнено облаками, которые, как ни странно, не отражаются в воде внизу. В картине отражена печаль Левитана, ничтожность человечества рядом с бескрайним небом. Отсутствие отражения неба в воде внизу говорит нам о неверии Левитана в собственное сердце и эмоции. Все творчество Левитана пронизано темой вечности, даже в самом маленьком, самом скромном ее проявлении. В 1896 году, посещая Финляндию, Левитан заявил: «Вечность, грозная вечность, где поколения утонут, а новые поколения утонут… Так ужасно, так страшно!»
Левитан провел последний год своей жизни в подмосковных домах нескольких друзей.Он никогда не был женат, хотя известно, что у него был ряд романов с замужними женщинами. В мае 1900 года он простудился и вернулся в Москву, где за ним ухаживала госпожа Турчанинова. Левитан скончался 22 июля, оставив около 40 незаконченных картин и 300 эскизов. Голодное детство и напряженная жизнь сказались на его здоровье в виде дегенеративного порока сердца. Несмотря на последствия неизлечимой болезни, его последние работы все больше наполнялись светом, отражая спокойствие и вечную красоту русской природы. Одна из самых последних его картин, Озеро Россия , считается незаконченной. Картина — собирательный образ русской природы и последних мыслей и переживаний художника о России, своей Родине. Его картина « Сенокос » считается его последней картиной. Исаак Левитан отдал своему творчеству всю душу, и его имя навсегда останется в традициях русской пейзажной живописи.
Исаак Левитан, «Березовая роща», 1885–1889, холст, масло
Исаак Левитан, «Вечерние колокола», 1892 г. холст, масло
Исаак Левитан, «Владимирская дорога», 1892 г., холст, масло
Исаак Левитан, «У водоворота», 1892 г., холст, масло
Исаак Левитан, «Золотая осень», 1895 г., холст, масло
Исаак Левитан, «Бурный день», 1897 г., холст, масло
Исаак Левитан, «Молчание», 1898 г. , холст, масло
Исаак Левитан, Сумерки.Луна.» 1899 г., холст, масло
Исаак Левитан, «Озеро Россия», 1900 г., холст, масло
Источники:
Журнал Третьяковской галереи: Хронология жизни и творчества Исаака Левитана
Маргарита Чижмак, Статья: НАСЛЕДИЕ, Номер журнала: Спецвыпуск. ИСААК ЛЕВИТАН
http: //www.tretyakovgallerymagazine.com/articles/isaac-levitan/isaac-lev … Журнал Третьяковской галереи: О пейзажах Левитана и Левитанской выставке Лидия Ловлева, март 2010
http: // www.tretyakovgallerymagazine.com/img/mag/2009/1/004-017.pdf
Россия: Выдающиеся россияне: Исаак Левитан
http://russiapedia.rt.com/prominent-russians/art/isaac-levitan/
Об авторе:
Кэти Локк — отмеченный наградами художник изобразительного искусства, профессор и писатель, специализирующаяся на русском искусстве XIX и XX веков. Она редактор Musings-on-art.org.
Работа Кэти Локк — www.cathylocke.com
Художник Исаак Левитан и большой экран
Обычно мы не ассоциируем пейзажи с кино. По определению, в жанре нет людей и мало боевиков — скудный материал, который режиссеры могут превратить в кино. Тем не менее, как показывает выставка «Левитан и кинематография» в Еврейском музее и центре толерантности, мы можем многое узнать об Исааке Левитане, самом известном российском пейзажисте XIX века, изучив его работы через призму кинематографа.
Левитан, скончавшийся в 1900 году в возрасте 39 лет, покинул мир, когда в него вошло кино. Он родился в 1860 году в семье евреев на территории современной Литвы. В 1870 году он вместе с семьей переехал в Москву, где учился у некоторых из самых известных художников России.
Это было незадолго до того, как мир искусства обратил внимание на его талант. В 1879 году основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков купил «Осенний день. Сокольники », который, несмотря на раннюю работу, несомненно, является Левитаном. На этой слегка печальной картине женщина идет по длинной извилистой тропе, окруженной деревьями золотистого цвета.Единственный необычный элемент — это то, что в нем есть человек, которого, как выясняется, нарисовал друг художника.
Внимания Третьякова, к сожалению, было недостаточно, чтобы удержать Левитана и его семью от изгнания из города, когда вышел приказ, запрещающий евреям жить в Москве. Это лишь один из примеров антисемитизма, с которым пришлось столкнуться Левитану, который ощущается в «посторонних» его пейзажах.
Все, кроме попкорна
Выставка находится в одной комнате, и, войдя внутрь, создается впечатление, что вы входите в кинотеатр.Работы не вешают на стены, а устанавливают на стендах, увитых вздымающимися серебристыми листами, напоминающими киноэкраны. Комната затемнена, и звуковые эффекты просачиваются из скрытых динамиков. Четыре проектора сопоставляют отрывки из российских фильмов с картинами на стенах.
Приглушенное освещение на выставке, фантомные звуки, исходящие из клипов в другом конце комнаты, и явное упоминание Тарковского в тексте на стене — все это подчеркивает потусторонний характер картин Левитана.Часто при ярком свете и более стандартной музейной атмосфере легко упустить этот аспект его работы, любуясь, скажем, одной из его ярко окрашенных осенних сцен. Фактически, его работа в этом контексте может напомнить Зону из «Сталкера» Тарковского 1979 года, где красивый, но жуткий пейзаж сам по себе становится разумным и не совсем добрым существом.
Одна из самых запоминающихся картин на выставке называется «Лунная ночь. Большая дорога.» который легко мог бы стать сценой для фильма ужасов.Вдалеке тянется длинная прямая гравийная дорога, усаженная березками, которые в лунном свете отбрасывают длинные тени на дорогу. Что привело нас сюда посреди ночи? Как далеко мы должны идти?
На другой картине «Незадолго до наступления вечера» Левитан показывает церковь через поле перед закатом и другую дорогу, на этот раз извивающуюся по левой стороне полотна. Сцена кажется поразительно пустой, и мы можем подумать, что все молятся, а нас оставили снаружи.Церкви появляются на многих картинах Левитана и сразу могут показаться олицетворением красоты России и оторванности художника от них.
Переосмысление Левитана через фильм
Русские фильмы, даже те, которые обычно не считаются высокопарными, часто содержат длинные снимки природы, используемые для создания настроения, показа внутренних мыслей персонажей или просто для того, чтобы зритель мог поразмышлять над тем, что получилось. Просмотр картин Левитана вместе с такими отрывками из российского кино помогает зрителю оценить эмоциональность и атмосферу его полотен.
Особенно показательным было сопоставление картины «Стога сена» с клипом из советского телесериала 1970–1971 годов «Тени исчезают в полдень». На картине мы видим несколько криво наклоненных стогов сена. В ролике мужчина стоит рядом с каретой и такими же стогами сена. Затем он садится в экипаж и оставляет нас более 30 секунд на поиски места, которое он оставил. Ощущение в картине и во многих работах Левитана не только пусто, но и почти устрашающе лишено своих обычных жителей, как будто Россия закрылась на день и все разошлись по домам.
Пейзажи Левитана изображают ностальгическую Россию, по которой многие мечтают, но которая в конечном итоге недостижима. Его изображения с их причудливыми деревянными церквями и мерцающими реками кажутся предельно реалистичными. Эта выставка, которая проходит в Еврейском музее и Центре толерантности, напоминает нам, что он писал со стороны, и что его Россия находится больше в воображении, чем в реальности.
Isaac Levitan and Cinematography продлится до 20 января 2019 года.
Еврейский музей и центр толерантности. Улица Образцова, 11, корп. 1А. Метро Марина Роща. www.jewish-museum.ru
ПРОДАЖА ЖИВОПИСИ ИСААКА ЛЕВИТАНА
ИСААК ЛЕВИТАН
Россия, 1860–1900
БИОГРАФИЯ
«Исаак Левитан считается одним из величайших художников-пейзажистов России XIX века. , известный своим мастерством «настроенного» пейзажа. По словам Александра Бенуа: «На его картинах нет людей, но они пронизаны глубокими эмоциями, которые переполняют человеческое сердце…».Левитан родился в бедной еврейской семье, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873–1883) у основоположников лирической пейзажной школы Василия Перова, Алексея Саврасова и Василия Поленова. Его талант признал Павел Третьяков, купивший одну из ранних работ художника, Осенний день, Сокольники (1879). Левитан также был давним другом известного русского писателя Антона Чехова, с которым познакомился еще в студенческие годы.
«Левитан выставлял свои картины в Товариществе передвижных художественных выставок», став членом Товарищества в 1891 году.В конце 1880-х он путешествовал по Поволжью, за это время написал много выдающихся произведений, в том числе Тихая обитель (1890) и Вечер на Волге (1889) (обе Государственная Третьяковская галерея). В 1886 году Левитан посетил Крым, где выполнил множество эскизов и картин.
«В 1892 году Левитан покинул Москву после того, как царь Александр III приказал изгнать евреев из города, но был восстановлен в должности, когда его коллеги протестовали. В 1890-х годах Левитан путешествовал по Западной Европе, останавливаясь, среди прочего, в Берлине, Париже, Ницце, Венеции и Флоренции.Он познакомился с барбизонской и импрессионистской школами французского искусства 19-го века, а также с символистскими течениями в европейском искусстве fin de siècle ; углубилась духовная составляющая его искусства, как в таких произведениях, как Над вечным покоем (1894, Государственная Третьяковская галерея). Левитан был принят в члены Императорской Академии художеств в 1898 году и с 1898 по 1900 год возглавлял пейзажный класс в Московской школе.
«Восхищался как в традиционных, так и в модернизированных лагерях благодаря умелому использованию света и цвета. работы, представленные в журнале « Мир искусства» и выставках начала 1900-х годов, а также на выставках за рубежом. Персональная выставка состоялась в 1896 году, а посмертные выставки — в разных городах России в 1901, 1903, 1938 и 1960–1961 годах »(Benezit, Dictionary of Artists , Gründ, 2006).
Коллекции музея:
А.Н. Радищева, Саратов
Ашмоловский музей, Оксфорд
Национальная галерея Армении, Ереван
Нижегородский художественный музей, Новгород
Спрингвильский художественный музей, Спрингвилл, UT
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Татарстан
Государственный Русский Музей, г.Санкт-Петербург
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тверская картинная галерея, Тверь
РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ | Биография Один из лучших художников-пейзажистов среди прогрессивной группы русских XIX века. художники, известные как Передвижники (Странники), главный художник Исаака Левитана. вклад в русское искусство была его разработка «атмосферного пейзажа», достигнутая благодаря его высочайшему мастерству цвета, света и тени.Хотя изображение света была важна для его композиций, как и для композиций Моне. и Сислей, Левитан был скорее реалистом, чем импрессионистом. Преданный к натурализму и плену воздушной живописи, у него был дар изображать все времена года год, разное время суток и бесконечное разнообразие природных пейзажей. Известные образцы его пейзажа Живопись включает произведения типа Уединенный монастырь (1890, Третьяковка). Галерея, Москва), Владимирка, (Дорога во Владимир) (1892, г. Третьякова), а также такие вызывающие воспоминания произведения, как Золотая осень (1895, Третьякова), Паводок (1897 г., Третьяковка) и Березовая роща (1889, Третьяков), все куплено Павлом Третьяков.Левитан был активным участником художественной жизни; он давал уроки в Московской школе живописи, где учился сам, принимал активное участие в Московском литературно-художественном клубе, выставлялся регулярно сотрудничает с такими ассоциациями, как Мир искусства и Мюнхен Сецессион (1892 г.). В настоящее время входит в число лучших современных художников пейзажного жанра, Левитан считается одним из самых влиятельных фигур в России Живопись XIX века. |