Ворошиловская батарея фото: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев

Содержание

как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев

Не один век защита государственных границ основывалась на системе опорных пунктов — крепостей, укрепленных районов, линий обороны. Но Вторая мировая война показала, что позиционная оборона на суше, как правило, приводит к поражению. А вот в отношении морских портов дело обстоит иначе: их оборона должна быть именно такой — жесткой и несгибаемой.

После Первой мировой в Европе было построено множество укрепленных районов и линий обороны. Во Франции — линия Мажино, в Германии — линия Зигфрида против Франции и линия Пантера-Вотан против весьма агрессивной в то время Польши. Своими «линиями Мажино» для защиты от опасных соседей обзавелись едва ли не все европейские страны, включая не воевавшую с начала XIX века Швейцарию.

В общем-то, укрепрайоны — это всего лишь вариации Великой Китайской стены, сооружения грандиозного, дорогого и совершенно бесполезного. Хитроумные форты, доты, заграждения производили, да и сегодня производят сильное впечатление на людей — и на гражданских, и на военных — даже после того, как оказались ни на что не годными в годы войны.

Береговые батареи
А вот оборона морских портов, наоборот, должна быть организована именно по принципу удержания жестких позиций — прежде всего от нападений с моря. Порт — база и убежище для кораблей, без портов невозможны ни боевые действия флота, ни само его существование. Например, в Русско-японской войне борьба за Квантунский полуостров свелась к битве за Порт-Артур. И именно падение этого порта резко изменило как соотношение сил на море, так и обстановку на всем русско-японском фронте.

Порт должен иметь достаточное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий, чтобы удерживать корабли противника на расстоянии и прикрывать свои корабли, выходящие из акватории или входящие в нее.

Более того, пока на побережье не будут захвачены порты, высадка морского десанта не имеет смысла — такой десант даже в случае успеха не может нормально снабжаться и сражаться. Например, при высадке англо-американского десанта в Нормандии летом 1944-го для союзников первейшей задачей стал захват ближайшего порта Шербур. Лишь после этого стало возможным наступление вглубь Франции.

Итак, порт вместе с портовым городом нужно защищать на определенных рубежах, не сходя с места — как от нападений с моря, так и с суши, невзирая на потери.
Защита Дальнего Востока
На всем тихоокеанском побережье нашей страны Владивосток с 1897 года был единственным портом, имевшим железнодорожное сообщение с остальной частью России и дававшим выход в Тихий океан. До начала Первой мировой город был хорошо защищен и с суши, и с моря: его укрепления насчитывали 16 фортов, 18 укреплений меньшего размера и 50 береговых батарей.

Однако к началу 1920-х годов система обороны пришла в упадок, и город остался беззащитным. В то же время отношения молодой Советской республики с Японией были крайне напряженными; было ясно, что рано или поздно Япония постарается захватить Владивосток как ключевой пункт русского Дальнего Востока. Обострившаяся к 1929 году обстановка заставила советское руководство обратить на Дальневосточный форпост пристальное внимание и начать восстановление укреплений.

А Япония, начавшая войну в Маньчжурии, к концу 1932 года вышла на границы Китая с СССР. Советскому Союзу пришлось строить цепь укрепленных районов на Дальневосточной границе, среди них и Владивостокский морской оборонительный район. Для защиты Владивостока с моря имеющихся калибров (в основном до 180 мм) и дальности их стрельбы явно не хватало, поэтому решили возвести 12-дюймовую (305 мм) башенную батарею на острове Русский. Осенью на юго-восточной оконечности острова началось строительство батареи, получившей номер 981, — вместе со 180-мм батареями она должна была стать основой оборонного узла. Башни взяли с линкора «Михаил Фрунзе» — бывшей «Полтавы».

Сам линкор «Полтава» вступил в строй в 1914 году и во время Первой мировой неоднократно выходил в море для прикрытия других кораблей и защиты минно-артиллерийских позиций. В ноябре 1919-го вследствие пожара, возникшего из-за халатности экипажа, линкор сильно пострадал, и его исключили из состава флота. А две средние башни типа МБ-3−12 демонтировали и отправили во Владивосток.

В строй!
Место для новой батареи было выбрано западнее бухты Новик, в двух километрах от южного берега острова. Сопка, на которой расположена батарея, не господствует над местностью — таким образом, вспышки выстрелов с моря не видны, и засечь батарею невозможно. С самолета корректировать огонь кораблей по батарее тоже затруднительно из-за пересеченной местности. Кроме того, военные инженеры придумали еще одну хитрость. В разных точках недалеко от батареи в колодцах помещались заряды взрывчатки, провода от которых были протянуты на командный пункт. В случае обстрела противником эти заряды поочередно должны были взрываться, имитируя разрывы вражеских снарядов и вводя авиакорректировщика в заблуждение.

Существовал и еще один маскировочный фактор. Из-за близости к бухте Новик огневая позиция батареи часто скрывалась в тумане, а ее командный пункт находился выше, и с него прекрасно были видны подступы к городу с моря.

Пульт управления
«Пульт» Ворошиловской батареи. Стрелка указывает на разновидность используемого в данный момент заряда, тип корабля-цели, а также вид тревоги (боевая, воздушная, химическая, атомная или опасность с суши).

В октябре 1934 года строительство батареи № 981 было закончено. В присутствии командующего Дальневосточной армией Блюхера и ряда других высоких чинов провели учебные стрельбы, а месяц спустя батарея получила официальное наименование в честь наркома обороны СССР Климента Ворошилова — так за ней закрепилось обиходное название «Ворошиловская батарея». К 1941 году были построены четыре целеуказательных поста для горизонтально-базного дальномера, что позволяло совершенно точно и быстро определять координаты вражеских кораблей.

К слову, 305-мм орудия Ворошиловской батареи не были ни единственными, ни самыми крупнокалиберными в крепости. Советские специалисты вполне резонно полагали, что батарею, координаты которой точно известны противнику, рано или поздно заставят замолчать. Поэтому в составе артиллерии Владивостока имелись подвижные железнодорожные орудия, три из них имели калибр 356 мм, три — 305 мм.

Главный калибр
Калибр орудий батареи — 305-мм. В оригинале они представляли собой трехорудийные башни МК-3−12 линкора «Михаил Фрунзе» («Полтава»), оснащенные 12″/52 пушками Обуховского завода образца 1907 года. На суше башни были переоборудованы в средства береговой обороны МБ-3−12.

Батарея как она есть


Итак, перед нами Ворошиловская батарея. Она состоит из огневой позиции, командных пунктов — главного и вспомогательного — и четырех целеуказательных постов. Гарнизон составляет 399 человек. Огневая позиция — это те самые башни, снятые с линкора «Полтава» и установленные в бетонных блоках на гребне сопки на расстоянии 217 м друг от друга. Под землей они соединены подземным ходом — потерной. Железобетонный башенный блок врыт в каменистый грунт горы, толщина крыши (2,8 м) и наружных стен (1,5−4 м) позволяет выдерживать попадания снарядов калибром до 356 мм, то есть защищает батарею почти от всех орудий японского флота. Конечно, у японцев имелись корабельные орудия калибра до 460 мм и с дальностью стрельбы, почти вдвое превышающей дальнобойность Ворошиловской батареи, — линкоры «Ямато» и «Мусаси». Но они предназначались для борьбы с кораблями противника, и их боекомплект не включал бетонобойных снарядов. В прочих помещениях батареи располагались снарядный погреб, погреб для пороховых картузов (мешков с порохом), кубрик для расчета, а также дизель-генераторы, дававшие электричество.

Разрезы
…огневой позиции батареи № 981 и башенного блока № 1

Главный командный пункт располагался на горе Вятлина в 1,5 км от башен и имел все необходимое для автономного существования — центральное отопление, дизель-генератор, запас воды. Здесь размещался «мозг» батареи — электромеханическое счетно-решающее устройство, которое переводило данные о цели (дистанция и направление) в команды для наводки орудий. Команды передавались на орудийные приборы по кабелю, то есть наводчикам не нужно было видеть цель — вращая устройства наводки, они лишь совмещали стрелки на циферблатах принимающих приборов.

Дистанцию определяли с помощью стереоскопических дальномеров Цейса, размещенных во вращающихся броневых рубках на главном и запасном командных постах, направление на цель — с помощью перископических визиров ВБК-1. Кроме того, имелось четыре целеуказательных поста горизонтально-базного дальномера для наблюдения за целью и всплесками снарядов. Каждый пост был связан с командным пунктом кабелем, и на посту была видна реальная картина боя, причем координаты цели и всплесков обрабатывались на отдельном приборе — автомате прямого курса.

Весь комплекс обеспечивал скорость и точность выдачи данных для стрельбы лучше, чем на корабле, где приходилось учитывать собственные скорость, направление движения и качку.

Расчет одной башни состоял из 75 человек, а механизация обеспечивала быструю подачу снарядов и картузов с пороховыми зарядами. Суммарно башня могла давать двумя стволами два выстрела в минуту (при стрельбе по очереди) или «палить» залпами. Боекомплект каждой башни составлял 600 снарядов — бронебойных, полубронебойных и фугасных, а дальность стрельбы 470-кг снарядами доходила до 23,2 км (или даже до 34,2 при использовании более слабых и легких боеприпасов образца 1928 года).

Казенная часть
На казенной части пушек сохранился штамп производителя — Обуховский сталелитейный завод, 1914 год, а также указание массы орудия без затвора — 3043 пуда (49,8 т). Данное орудие несет порядковый номер 93.

В целом оборонная картина получилась хорошей. Любой корабль, приблизившийся ближе чем на 34 км к острову Русский, попадал под огонь Ворошиловской батареи. Проскочить по Амурскому или Уссурийскому заливам к порту было невозможно. Справедливости ради стоит заметить, что в отличие от береговых батарей Севастополя Ворошиловская батарея не могла прикрывать город от атак с суши, так как была выдвинута в сторону моря.

Боевая служба батареи
Итак, в 1934 году Ворошиловская батарея начала свою службу, но… воевать ей не пришлось. Сложный рельеф береговой полосы в сочетании с мощной артиллерией Владивостокского укрепрайона попросту исключал высадку десанта вблизи города и уж тем более приближение вражеских кораблей к порту. Операции японской армии у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939-м, имевшие конечной целью отрезать Приморье от остальной части СССР, провалились.

К началу Великой Отечественной войны между СССР и Японией был заключен договор о нейтралитете, который Япония аккуратно выполняла, поскольку ей не с руки было воевать одновременно против США и Советского Союза. Однако было понятно, что береговые батареи нужны не для отражения ударов с моря, а для того, чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу исполняла вплоть до 1997 года.

В течение многих лет батарея совершенствовалась. В 1944 году она обзавелась аппаратурой радиолокационной станции орудийной наводки, полученной по ленд-лизу из Англии. Позднее на Вятлине была установлена отечественная РЛС «Шкот». Сегодня экскурсанты, посещающие батарею, ставшую музеем, рассматривают запасные стволы, лежащие возле башен. Дело в том, что живучесть орудий таких калибров очень невелика — всего несколько сотен выстрелов, после чего требуется замена стволов.

Послесловие
Зачем и почему была упразднена Ворошиловская батарея? Современное оружие, и прежде всего высокоточные и очень мощные ракеты даже не в ядерном снаряжении не оставляют никаких шансов уцелеть долговременным фортификационным сооружениям. Батарея будет уничтожена еще до того, как успеет сделать первые залпы. Она стреляет на 20−30 км, тогда как ракеты летят на сотни. Координаты батареи давно известны, и изменить их невозможно.

Современная оборона строится совсем на иных принципах. В начале XX века в историю ушли старинные крепости. Эта же участь в конце века постигла и укрепленные районы, в том числе и на море.

Ворошиловская батарея — одно из уникальных фортификационных сооружений в мире

О Ворошиловской батарее на острове Русский написано много, как в Интернете, так и в специальной литературе. Нет нужды это повторять. Ограничусь лишь кратким описанием по ходу повествования и ссылкой на наиболее полную статью коллектива авторов: 305-мм/52 кал. башенная береговая артиллерийская батарея № 981… в сборнике «Крепость Россия 3» за 2008. Я рекомендую всячески прочитать.всем прочитать эту статью.
Про Ворошиловскую батарею я знал давно, но особенно жгучее желание посетить этот памятник фортификационного искусства появилось после детального знакомство с ее сводной сестрой — 30-ой батарей в Севастополе.
Так или иначе, морозным январским утром я неожиданно для себя оказался на острове Русский в компании гостеприимных коллег Владимира Калинина и Дениса Никифорова. Победив пыльную дорогу, мы наконец-то достигли батареи. Осмотр грандиозного сооружения конечно начали с блока № 1, но репортаж я буду вести в несколько другом порядке.
Сначала расскажу и покажу как выглядят башни бывшего царского линкора «Полтава» снаружи. Да, я не оговорился, именно артиллерийские установки этого линкора (башни №№ 2 и 3, две другие ушли на восстановление 30-ой батареи после войны) пошли на вооружение этой береговой батареи, беспорно одного из смелых и интересных проектов СССР начала 30-х годов прошлого века. Если севастопольские советские башенные 12″ береговые батареи были задожены еще до Революции и продолжают генезис башенных 305 мм береговых батарей царской России, то 981-я батарея построена полностью по оригинальному проекту.

Батарея расположена на закрытой позиции в глубине острова Русский. В плане представляет собой два трехуровневых орудийных блока, разнесенных примерно на 200 метров друг от друга, соединненные потерной с техническими помещениями и силовой станцией. На каждом блоке установлено по башне бывшего линкора «Полтава» с тремя орудиями калибра 12″ (305 мм). Строительство батареи началось в 1932 году, вступила в строй она в рекордно короткие сроки в 1934 году, через 2,5 года после начала проектирвоания. В последствии достройка батареи продолжалась. В 1997 году батарея как воинская единица была расформирована и в 1998 году на ее базе был создан филиал Военно исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея». В отличии от 30-ой батареи в Севастополе или еще стреляющих боеготовых финских батарей, «Ворошиловская» сейчас уже не в состоянии сделать ни одного, даже салютного выстрела. Необходимое оборудование и детали орудий утрачены (сданы в металлолом) или неработоспособны. Не возродил батарею как уникальный исторический атракцион и самую дорогую карусель в мире и прошедший саммит АТЭС 2012.
Огневая позиция береговой батареи № 981. Схема из вышеприведенной статьи.

Общий вид береговой батареи № 981 на космосъемке Google Earth

Разрезы батареи из вышеприведенной статьи.

Мы заехали прямо на огневую позицию батареи, между двумя башнями. Когда-то здесь парковался грузовик дежурной смены. На фотографиях видны запасные орудийные стволы, лейнированные в 1941 году.

Башня номер 2 или «кормовая». Обратите внимание на хомуты на стволах.

А вот эти «наболдашники» на дульных срезах — отличительная особенность орудий «Ворошиловки». Конструктивное решение после того, как орудия были перестволены в 1939-1940 гг.

Общий вид башни № 2 с фронта. Толщина вертикальной брони каждой башни составляет 305 мм, горизонтальной — 203 мм, что позволяло противостоять снарядам 12″ калибра неприятельского флота.

Обратите внимание на белый налет внутри ствола второго орудия, по всей вилимости его замок открыт и в стволе образуется изморозь. Вторая башня находится в более плачевном состоянии чем первая и доступ туда закрыт.

Трещины в кормовой части башни. Что это, дефект отливки или следы пожара на линкоре «Полтава» и попыток его тушения? Но ведь броневые листы башни подверглись замене с целью усиления бронирования. В аналогичном месте расположена трещина и на первой башне. Или кормовые листы все же оставили оригинальные, т.к. они были 305 мм толщины? Корма второй башни как раз была расположена над очагом пожара, а вот третьей на значительном удалении.

Ворошиловская батарея № 981. Внутри орудийного блока № 1: starcom68 — LiveJournal

Продолжим рассказ о Ворошиловской батарее на острове Русский. Об орудийных башенных установках МБ-3-12 и устройстве их боевого отделения я рассказывал в двух постах ранее. Теперь настала пора спуститься под землю и посмотреть по мере возможности как устроена батарея внутри.
Вход в орудийный блок № 1 оформлен в виде заглубленного дворика в который выходит два проема сквозника, а так же различные вентиляционные каналы прикрытые броневыми ставнями и противовзрывными решетками. На стене оригинальная памятная доска в честь окончания строительства батареи с надписью «ВЛКСМ КИМ XV ЛЕТ Х-1933». Конструкция из двутавровых балок обеспечивала прохождение козлового крана над двориком в случае замены стволов и могла служить для крепления маскировки.


Бросаем взгляд назад в морозную свежесть утра. Через этот проезд осуществлялся подвоз боеприпасов для разгрузки во внутреннем дворике. В сквознике сохранилась оригинальная броневая дверь и места крепления подвесного монорельсового пути для транспортировки боеприпасов в погреба

Схема башенного блока № 1. Источник: Калинин В.и. и др. Ворошиловская батарея. Башни линкора «Полтава» в береговой обороне. Владивосток, 2011. Цит. по: http://www.bellabs.ru/
Сверху вниз:
Верхний этаж – вход, вспомогательные помещения и помещение для кратковременного проживания.
Средний этаж – уровень зарядных погребов.
Нижний этаж – уровень снарядных погребов.

Конструктивно батарея представляет два разнесенных башенных блока, соединенных между собой потерной со вспомогательными помещениями. Размеры железобетонного блока 23х42 метра. Передняя часть блока, в которой расположен башенный колодец установки МБ-3-12 в плане полукруглая. Диаметр башенного колодца в верхней части 10,5 м, в нижней — 8 м. Высота блока без орудийной башни около 12 м, в нем три уровня или этажа. Блок полностью заглублен, над поверхностью земли возвышаются только орудийные башни. Толщина покрытия блока составляет 2,8 м, толщина фронтальной стены верхнего этажа — около 3,7 м, тыльной 3,45 м.
Разрез башенной установки МБ-3-12 из того же источника

Гостей батареи встречает эмблема БРАВ ВМФ — береговых ракетно-артиллерийских войск Военно-морского флота

В ближайших ко входу помещениях блока расположен небольшой музей

Многоствольный противодиверсионный реактивный гранатомет МРГ-1 калибра 55 мм.
Для защиты ближней зоны охраняемых объектов от подводных диверсионных сил на дальностях до 500 м на государственном научно-производственном предприятии «Базальт» был разработан многоствольный реактивный гранатомет МРГ-1, шифр «Огонек». В 1971 году этот многоствольный реактивный гранатомет МРГ-1 был принят на вооружение ВМФ СССР.
Многоствольный реактивный гранатомет МРГ-1 может устанавливаться на надводных кораблях, катерах, вспомогательных судах и береговых объектах (военно-морские базы, порты, различные гидротехнические сооружения).
Стрельба из МРГ-1 может производиться как одиночными выстрелами, так и залпом. Стрельба ведется реактивными 55-мм фугасными гранатами РГ-55М.  Взрыватель, который срабатывает при любых углах подхода гранаты к воде, имеет несколько установок глубины подрыва, устанавливаемых вручную специальным ключом перед заряжанием гранаты в ствол. Поражение боевых пловцов противника фугасными гранатами осуществляется на расстоянии от 50 до 500 м. Фугасная граната эффективно поражает боевого пловца в радиусе 16 м во всем диапазоне глубин, где возможно его нахождение. Особенно эффективна стрельба залпом по заранее обнаруженной цели. Обслуживается гранатомет МРГ-1 расчетом из двух человек: заряжающий (он же наводчик) и оператор, непосредственно осуществляющий стрельбу из гранатомета. Источник

Практическое ядро (недавно этот боеприпас сыграл злую шутку с корреспондентом РТР, волшебным образом превратившись в его репортаже о 35-ой батарее в ядро времен Крымской войны) на транспортной тележке и банники. Банников для 305 мм орудий сохранилось крайне мало.

Двери в различные помещения. Штатные или нет, я не знаю, но выглядят крайне стремно

Сунул нос в когда-то строго функциональные, а ныне подсобные помещения

Бывшее помещение фильтро-вентиляционных установок

Санпропускник — помещение для дегазации. Трубы обрезаны, но одна из цистерн для воды сохранилась

Фрагмент цистерны — видна ее сборная конструкция

Кухня штата музея

Переходим в более приличные помещения. Сразу бросается в глаза их радиальная планировка, обусловленная наличием башенного колодца. Полочка идущая понизу вдоль всей стены — место штатного расположения карабинов расчета батареи

Помещение для кратковременного проживания расчета на верхнем этаже блока. Оно полукольцом охватывает башенный колодец. Помещения верхнего этажа не имеют сообщения с башенным колодцем. Этому уровню соответствует перегрузочное отделение

Ворошиловская батарея на острове Русский (13 фото + текст + видео)

«Ворошиловская батарея» — одно из уникальных фортификационных сооружений в мире. Батарея расположена на острове Русском во Владивостоке. Аналогичная батарея находится в Севастополе. В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации в 1997 году батарея, как боевая единица была расформирована, а на её основе был создан филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея».
Весной 1931 года было принято решение — усилить оборону г. Владивостока. Комиссия во главе с наркомом обороны К. Ворошиловым выбрала для нового «плацдарма» остров, высоту вблизи восточного угла бухты Новик. Здесь решено было установить башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив ее двумя трехорудийными бронебашенными установками с линейного кораблин «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава»). В течение 1932-1933 гг. удалось выполнить большую часть бетонных, скальных и подземных работ. Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами. Для транспортировки башенных конструкций от м. Полонского на берегу б. Новик проложили железную дорогу. Механизмы и металлоконструкции к месту строительства батареи доставляли по льду, используя тракторные волокуши. Монтаж первой башни был закончен 1 февраля 1934 года, вторую сдали два месяца спустя.


Вес вращающейся части каждой башни — 900 тонн, весь вес башни — 1200 тонн. На башнях установлена броня толщиной 300 мм.


Запасные стволы лежат рядом. Вес каждого ствола — 51 тонна. Диаметр — 350 мм. Длина — около 16 метров.


Вращение башен круговое. Углы наклона стволов от -5 до +25 градусов. Максимальная дальность стрельбы 35 км. Высота полета снаряда на максимальной траектори 11 км. Обратите внимание, что батарея полностью скрыта от наблюдения с моря. А для наведения на цель использовался специальный дальномер находящийся в нескольких километрах (его я покажу позже, когда буду рассказывать про многочисленные форты).


В начале 1930-х годов советская промышленность еще не могла изготовить 305-мм башенные артиллерийские установки. Поэтому единственным правильным решением было воспользоваться башнями какого-либо линейного кораблин, не подлежащего скорому восстановлению. Толщина бетонного свода — 3,5 м. Он расчитан на прямое попадание авиабомбы весом 1 тонна.


Открытый замок орудия. 305-мм башенная береговая артиллерийская батарея была первой и последней батареей столь крупного калибра, построенной в советский период. Ее бетонные фортификационные сооружения представляли собой последние достижения военно-инженерной науки.


Первый выстрел батарея произвела в 1939 году, но справедливости ради надо сказать, что все стрельбы Ворошиловской батареи были учебными. Для примера, она могла вывести из строя авианосец одним попаданием, эсминец – двумя, крейсер – тремя. Теоретические отклонения от цели (по итогам учений в 1992 году) составляли 1,5-2 метра, что считается высоким показателем даже для современной военно-морской техники. Скорострельность для одного орудия — 1,5 выстрела в минуту.


Механизм подачи снаряда к стволу.


Канал ствола калибром 305 мм. Нарезной ствол. Обуховский сталелитейный завод, 1916 год. Вот были же технологии в то время.


Технические помещения.


Весь комплекс впечатляет своим размером. На схеме приведен разрез только одной из двух башен. Всего здесь 5 подземных этажей. Башни расположены на расстоянии 200 метров друг от друга и соединены тоннелем.


Батарея находится в отличном состоянии, все работает. Когда-то приезжал артиллерийский генерал из генштаба, облазил все и заявил, что после укомплектования личным составом, батарея через 2 часа может открыть огонь. Расчет одной башни — 75 человек, всю батарею, включая наблюдательный пункт и силовую установку, обслуживали 399 человек.


Снаряды различного калибра в сравнении. Один снаряд 305 мм калибра весил 470 килограмм (дальнейбойный — 315 кг), а всего их здесь было более трех тысяч. Снаряды по типам разделялись на дальнебойные, полубронебойные и бронебойные, которые могли пробить броню толщиной 350 мм. Стрелять можно было 1 стволом, двумя, тремя стволами и всеми орудиями (6 стволов).


Единственное, что страшно представлять — какой ударной волной накрывает все окрестности при выстреле. Думаю и использовать по назначению эти орудия не пришлось только потому, что никто не решался к ним приблизится. С моря к ним не подойти, вражеские корабли они уничтожат до того, как те смогут произвести хоть один выстрел. С воздуха — тоже затруднительно.

    Нравится Ворошиловская батарея на острове Русский (13 фото + текст + видео)?

    Ворошиловская батарея на острове Русский

    В августе этого года, когда был во Владивостоке, удалось посетить одно уникальное место.

    Береговая башенная батарея № 981 им. Клима Ворошилова калибром 305 мм. Батарея расположена на острове Русском около Владивостока. Аналогичная по вооружению батарея находится только в Севастополе.

    Решение о строительстве батареи было принято весной 1931 г. Два последующих года ушло только на скальные и подземные работы. Башни и стволы доставляли на остров морем, а далее по специально построенной железной дороге. Первая башня была готова 1 февраля 1934 г., а вторая башня была завершена 1 апреля 1934 г.

    На острове Русском установили башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив ее двумя трехорудийными бронебашенными установками с линейного корабля «Михаил Фрунзе», бывшего линкора «Полтава».

    Первым командиром батареи назначили майора Николая Арсеньева. В 1941 году были проведены стрельбы экспериментальными снарядами с донными газогенераторами на дистанцию 100 километров, так же были установлены новые стволы, а старые сняты (на них произведено лейнирование,ныне лежат возле башен).

    Несколько интересных фактов:
    Батарея имеет крайне удачное расположение – ее совсем не видно с моря. Сама огневая позиция – 2 башни с тремя орудиями каждая находится как будто в котловине между сопками, а наведение орудий на цели производится с командных постов. Главный из них (в 1575 м от башен) находится на горе Вятлина на высоте 107 м, а вспомогательный – на горе Главной (279 м). Сообщения с командных пунктов на огневую позицию передавались по кабелю.

    В то время в СССР не было предприятий, способных изготовить 302-мм башенные артиллерийские установки, поэтому их сняли с поврежденного линкора «Михаил Фрунзе».

    Башни представляют из себя уникальный 5 этажный подземный комплекс глубиной 15 метров.

    1-й подземный этаж башни – это жилые, бытовые и служебные помещения. Оттуда через бетонный люк можно попасть на 2-й этаж, где располагается зарядный погреб. Здесь в специальных цинковых тубусах хранились 1200 зарядов, поэтому во избежание потерь тут была разработана эффективная система пожаротушения.

    3-й этаж – снарядный погреб для 600 снарядов. Они подавались к орудиям по монорельсу, прикрепленному к потолку, а поднимались при помощи талей – специальных грузоподъемных устройств. Между собой башни соединены на глубине 20 м подземным ходом, или потерной – вход туда есть с третьего этажа, но в настоящее время он замурован.

    Верхняя часть башни и пол самого нижнего этажа вращались одновременно. Это очень удобно, поскольку подавать снаряды снизу можно было с высокой скоростью вне зависимости от того, в какую сторону вращается верхняя часть.


    Толщина боевого покрытия башенного блока – 2,8 м, фронтальной стены – 4 м, боковых и тыльных стен – 1,5 м. В результате башня сможет выдержать даже прямое попадание авиабомбы.

    Вес всей башни – 1200 т
    Вес вращающейся части – 900 т.
    Вес ствола – 51 т.
    Углы наклона стволов – от -5 до +25.
    Максимальная дальность стрельбы – 35 км.
    Скорострельность – 1,5 выстрела в минуту.
    Вес снаряда – 470 кг (дальнобойного – 314 кг).
    Боевые снаряды способны были пробить броню до 350 мм.
    Кроме того имелась возможность вести огонь по воздушным целям с помощью специальных боеприпасов с дистанционным взрывателем.
    Вращающаяся часть опиралась на 144 стальных шара под полом, а механизм вращения приводился в движение электромоторами. Батарея соединялась с энергосистемой острова, но при этом имела свою дизельную установку, расположенную на уровне 5-го подземного этажа. Также была предусмотрена возможность вращения башни вручную, для этого необходимо было 10-12 человек. Под батареей находилась артезианская скважина глубиной 25 м, обеспечивающая личный состав водой.

    Одну башню по плану обслуживали 75 человек, а численность всего личного состава батареи составляла 399 человек.

    При выстреле орудия в ближайших поселениях от взрывной волны разбивались окна, поэтому в дни учебной стрельбы островетян предупреждали и окна закрылись матрацами.

    Последний раз батарея стреляла в 1992 г., тогда последний командир батареи Г.Э. Шабот попал в бочку диаметром 2 метра с расстояния 5 морских миль. До последнего дня боевой службы орудия батареи сохраняли небывалую точность, несмотря на свой преклонный возраст.

    В 1998 г. на основе башенной батареи был создан филиал музея ТОФ «Ворошиловская Батарея».


    Общая схема башенной батареи №981 (Источник: Калинин В.И. и др. Ворошиловская батарея)

    Эмблема

    Вход в подбашенное отделение башенного блока № 1

    Орудийная башня

    Старые орудийные стволы

    ОБУХОВ. СТАЛЕЛИТ. ЗАВОДЪ. Изготовлено в 1916 г.

    Вход в подбашенное отделение башенного блока № 2

    Орудийный замок центрального орудия в башне

    Ничего так болтики.

    Спальные места для орудийного рассчета. Так оно раньше выглядело.

    А так они выглядят сейчас.

    Ворошиловская батарея | Журнал Популярная Механика

    Не один век защита государственных границ основывалась на системе опорных пунктов — крепостей, укрепленных районов, линий обороны. Но Вторая мировая война показала, что позиционная оборона на суше, как правило, приводит к поражению. А вот в отношении морских портов дело обстоит иначе: их оборона должна быть именно такой — жесткой и несгибаемой.

    После Первой мировой в Европе было построено множество укрепленных районов и линий обороны. Во Франции — линия Мажино, в Германии — линия Зигфрида против Франции и линия Пантера-Вотан против весьма агрессивной в то время Польши. Своими «линиями Мажино» для защиты от опасных соседей обзавелись едва ли не все европейские страны, включая не воевавшую с начала XIX века Швейцарию.

    В общем-то, укрепрайоны — это всего лишь вариации Великой Китайской стены, сооружения грандиозного, дорогого и совершенно бесполезного. Хитроумные форты, доты, заграждения производили, да и сегодня производят сильное впечатление на людей — и на гражданских, и на военных — даже после того, как оказались ни на что не годными в годы войны.

    Береговые батареи

    А вот оборона морских портов, наоборот, должна быть организована именно по принципу удержания жестких позиций — прежде всего от нападений с моря. Порт — база и убежище для кораблей, без портов невозможны ни боевые действия флота, ни само его существование. Например, в Русско-японской войне борьба за Квантунский полуостров свелась к битве за Порт-Артур. И именно падение этого порта резко изменило как соотношение сил на море, так и обстановку на всем русско-японском фронте.

    Порт должен иметь достаточное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий, чтобы удерживать корабли противника на расстоянии и прикрывать свои корабли, выходящие из акватории или входящие в нее.

    Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя

    Калибр орудий батареи — 305-мм. В оригинале они представляли собой трехорудийные башни МК-3−12 линкора «Михаил Фрунзе» («Полтава»), оснащенные 12″/52 пушками Обуховского завода образца 1907 года. На суше башни были переоборудованы в средства береговой обороны МБ-3−12.

    Более того, пока на побережье не будут захвачены порты, высадка морского десанта не имеет смысла — такой десант даже в случае успеха не может нормально снабжаться и сражаться. Например, при высадке англо-американского десанта в Нормандии летом 1944-го для союзников первейшей задачей стал захват ближайшего порта Шербур. Лишь после этого стало возможным наступление вглубь Франции. Итак, порт вместе с портовым городом нужно защищать на определенных рубежах, не сходя с места — как от нападений с моря, так и с суши, невзирая на потери.

    Защита Дальнего Востока

    На всем тихоокеанском побережье нашей страны Владивосток с 1897 года был единственным портом, имевшим железнодорожное сообщение с остальной частью России и дававшим выход в Тихий океан. До начала Первой мировой город был хорошо защищен и с суши, и с моря: его укрепления насчитывали 16 фортов, 18 укреплений меньшего размера и 50 береговых батарей.

    Однако к началу 1920-х годов система обороны пришла в упадок, и город остался беззащитным. В то же время отношения молодой Советской республики с Японией были крайне напряженными; было ясно, что рано или поздно Япония постарается захватить Владивосток как ключевой пункт русского Дальнего Востока. Обострившаяся к 1929 году обстановка заставила советское руководство обратить на Дальневосточный форпост пристальное внимание и начать восстановление укреплений.

    А Япония, начавшая войну в Маньчжурии, к концу 1932 года вышла на границы Китая с СССР. Советскому Союзу пришлось строить цепь укрепленных районов на Дальневосточной границе, среди них и Владивостокский морской оборонительный район. Для защиты Владивостока с моря имеющихся калибров (в основном до 180 мм) и дальности их стрельбы явно не хватало, поэтому решили возвести 12-дюймовую (305 мм) башенную батарею на острове Русский. Осенью на юго-восточной оконечности острова началось строительство батареи, получившей номер 981, — вместе со 180-мм батареями она должна была стать основой оборонного узла. Башни взяли с линкора «Михаил Фрунзе» — бывшей «Полтавы».

    Сам линкор «Полтава» вступил в строй в 1914 году и во время Первой мировой неоднократно выходил в море для прикрытия других кораблей и защиты минно-артиллерийских позиций. В ноябре 1919-го вследствие пожара, возникшего из-за халатности экипажа, линкор сильно пострадал, и его исключили из состава флота. А две средние башни типа МБ-3−12 демонтировали и отправили во Владивосток.

    В строй!

    Место для новой батареи было выбрано западнее бухты Новик, в двух километрах от южного берега острова. Сопка, на которой расположена батарея, не господствует над местностью — таким образом, вспышки выстрелов с моря не видны, и засечь батарею невозможно. С самолета корректировать огонь кораблей по батарее тоже затруднительно из-за пересеченной местности. Кроме того, военные инженеры придумали еще одну хитрость. В разных точках недалеко от батареи в колодцах помещались заряды взрывчатки, провода от которых были протянуты на командный пункт. В случае обстрела противником эти заряды поочередно должны были взрываться, имитируя разрывы вражеских снарядов и вводя авиакорректировщика в заблуждение.

    «Пульт» Ворошиловской батареи. Стрелка указывает на разновидность используемого в данный момент заряда, тип корабля-цели, а также вид тревоги (боевая, воздушная, химическая, атомная или опасность с суши).

    Существовал и еще один маскировочный фактор. Из-за близости к бухте Новик огневая позиция батареи часто скрывалась в тумане, а ее командный пункт находился выше, и с него прекрасно были видны подступы к городу с моря.

    В октябре 1934 года строительство батареи № 981 было закончено. В присутствии командующего Дальневосточной армией Блюхера и ряда других высоких чинов провели учебные стрельбы, а месяц спустя батарея получила официальное наименование в честь наркома обороны СССР Климента Ворошилова — так за ней закрепилось обиходное название «Ворошиловская батарея». К 1941 году были построены четыре целеуказательных поста для горизонтально-базного дальномера, что позволяло совершенно точно и быстро определять координаты вражеских кораблей.

    К слову, 305-мм орудия Ворошиловской батареи не были ни единственными, ни самыми крупнокалиберными в крепости. Советские специалисты вполне резонно полагали, что батарею, координаты которой точно известны противнику, рано или поздно заставят замолчать. Поэтому в составе артиллерии Владивостока имелись подвижные железнодорожные орудия, три из них имели калибр 356 мм, три — 305 мм.

    Батарея как она есть

    Итак, перед нами Ворошиловская батарея. Она состоит из огневой позиции, командных пунктов — главного и вспомогательного — и четырех целеуказательных постов. Гарнизон составляет 399 человек. Огневая позиция — это те самые башни, снятые с линкора «Полтава» и установленные в бетонных блоках на гребне сопки на расстоянии 217 м друг от друга. Под землей они соединены подземным ходом — потерной. Железобетонный башенный блок врыт в каменистый грунт горы, толщина крыши (2,8 м) и наружных стен (1,5−4 м) позволяет выдерживать попадания снарядов калибром до 356 мм, то есть защищает батарею почти от всех орудий японского флота. Конечно, у японцев имелись корабельные орудия калибра до 460 мм и с дальностью стрельбы, почти вдвое превышающей дальнобойность Ворошиловской батареи, — линкоры «Ямато» и «Мусаси». Но они предназначались для борьбы с кораблями противника, и их боекомплект не включал бетонобойных снарядов. В прочих помещениях батареи располагались снарядный погреб, погреб для пороховых картузов (мешков с порохом), кубрик для расчета, а также дизель-генераторы, дававшие электричество.

    Разрезы огневой позиции батареи №981 и башенного блока №1

    Главный командный пункт располагался на горе Вятлина в 1,5 км от башен и имел все необходимое для автономного существования — центральное отопление, дизель-генератор, запас воды. Здесь размещался «мозг» батареи — электромеханическое счетно-решающее устройство, которое переводило данные о цели (дистанция и направление) в команды для наводки орудий. Команды передавались на орудийные приборы по кабелю, то есть наводчикам не нужно было видеть цель — вращая устройства наводки, они лишь совмещали стрелки на циферблатах принимающих приборов.

    Дистанцию определяли с помощью стереоскопических дальномеров Цейса, размещенных во вращающихся броневых рубках на главном и запасном командных постах, направление на цель — с помощью перископических визиров ВБК-1. Кроме того, имелось четыре целеуказательных поста горизонтально-базного дальномера для наблюдения за целью и всплесками снарядов. Каждый пост был связан с командным пунктом кабелем, и на посту была видна реальная картина боя, причем координаты цели и всплесков обрабатывались на отдельном приборе — автомате прямого курса.

    Весь комплекс обеспечивал скорость и точность выдачи данных для стрельбы лучше, чем на корабле, где приходилось учитывать собственные скорость, направление движения и качку.

    Расчет одной башни состоял из 75 человек, а механизация обеспечивала быструю подачу снарядов и картузов с пороховыми зарядами. Суммарно башня могла давать двумя стволами два выстрела в минуту (при стрельбе по очереди) или «палить» залпами. Боекомплект каждой башни составлял 600 снарядов — бронебойных, полубронебойных и фугасных, а дальность стрельбы 470-кг снарядами доходила до 23,2 км (или даже до 34,2 при использовании более слабых и легких боеприпасов образца 1928 года).

    В целом оборонная картина получилась хорошей. Любой корабль, приблизившийся ближе чем на 34 км к острову Русский, попадал под огонь Ворошиловской батареи. Проскочить по Амурскому или Уссурийскому заливам к порту было невозможно. Справедливости ради стоит заметить, что в отличие от береговых батарей Севастополя Ворошиловская батарея не могла прикрывать город от атак с суши, так как была выдвинута в сторону моря.

    На казенной части пушек сохранился штамп производителя — Обуховский сталелитейный завод, 1914 год, а также указание массы орудия без затвора — 3043 пуда (49,8 т). Данное орудие несет порядковый номер 93.

    Боевая служба батареи

    Итак, в 1934 году Ворошиловская батарея начала свою службу, но… воевать ей не пришлось. Сложный рельеф береговой полосы в сочетании с мощной артиллерией Владивостокского укрепрайона попросту исключал высадку десанта вблизи города и уж тем более приближение вражеских кораблей к порту. Операции японской армии у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939-м, имевшие конечной целью отрезать Приморье от остальной части СССР, провалились.

    К началу Великой Отечественной войны между СССР и Японией был заключен договор о нейтралитете, который Япония аккуратно выполняла, поскольку ей не с руки было воевать одновременно против США и Советского Союза. Однако было понятно, что береговые батареи нужны не для отражения ударов с моря, а для того, чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу исполняла вплоть до 1997 года.

    В течение многих лет батарея совершенствовалась. В 1944 году она обзавелась аппаратурой радиолокационной станции орудийной наводки, полученной по ленд-лизу из Англии. Позднее на Вятлине была установлена отечественная РЛС «Шкот». Сегодня экскурсанты, посещающие батарею, ставшую музеем, рассматривают запасные стволы, лежащие возле башен. Дело в том, что живучесть орудий таких калибров очень невелика — всего несколько сотен выстрелов, после чего требуется замена стволов.

    Послесловие

    Зачем и почему была упразднена Ворошиловская батарея? Современное оружие, и прежде всего высокоточные и очень мощные ракеты даже не в ядерном снаряжении не оставляют никаких шансов уцелеть долговременным фортификационным сооружениям. Батарея будет уничтожена еще до того, как успеет сделать первые залпы. Она стреляет на 20−30 км, тогда как ракеты летят на сотни. Координаты батареи давно известны, и изменить их невозможно.

    Современная оборона строится совсем на иных принципах. В начале XX века в историю ушли старинные крепости. Эта же участь в конце века постигла и укрепленные районы, в том числе и на море.

    Статья «Лебединая песнь Ворошиловской батареи» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2014).

    Ворошиловская батарея во Владивостоке: грозное орудие в прошлом, военный музей в настоящем

    Ворошиловская батарея, построенная в 1934 году была предназначена защищать подступы Владивостока. Сейчас сооружение является одним из лучших военно-исторических музеев Приморского края. Посетители этого уникального орудия могут прогуляться по подземным этажам и коридорам батареи. РИА PrimaMedia публикует фоторепортаж из в военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея».

    Построенная в 30-х годах прошлого века батарея стояла на страже приморской столицы до 1997 года.

    Аналогичная по вооружению батарея на территории РФ находится в Севастополе, Фото с места события собственное

    Аналогичная по вооружению батарея на территории РФ находится в Севастополе, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    После расформирования ее как боевую единицу, «Ворошиловка» стала филиалом Военно-исторического музея ТОФ. Примечательно, что две бронебашенные установки были сняты с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава») и в последствии установлены на острове Русский.

    В 1985 году батарея стала площадкой, на которой снимали фильм "Моонзунд", Фото с места события собственное

    В 1985 году батарея стала площадкой, на которой снимали фильм «Моонзунд», Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    С открытием моста на остров Русский попасть в музей стало проще и посетителей здесь стало намного больше. 

    305-мм свол Ворошиловской батареи, Фото с места события собственное

    305-мм свол Ворошиловской батареи, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    На стенах развешано множество фото и текстовых материалов о Ворошиловской батарее, Фото с места события собственное

    На стенах развешано множество фото и текстовых материалов о Ворошиловской батарее, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    Снаряды, Фото с места события собственное

    Снаряды, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    Башни батареи были сняты с линкора Полтава и установлены на острове Русский, Фото с места события собственное

    Башни батареи были сняты с линкора Полтава и установлены на острове Русский, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    На ремонт батареи, Фото с места события собственное

    На ремонт батареи, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    Полузаряды, Фото с места события собственное

    Полузаряды, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    Коммутатор, Фото с места события собственное

    Коммутатор, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

    25.06.2014

    44 фотографии Ворошиловской батареи — бесплатные и лицензионные фотографии от Dreamstime

    Морской пейзаж. Владивосток, Россия. Морской пейзаж с видом на Ворошиловскую батарею. Владивосток, Россия

    Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост. И Ворошиловская батарея. Владивосток, Россия

    Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост.И Ворошиловская батарея. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Морской пейзаж с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Морской пейзаж с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею. Владивосток, Россия

    Ворошиловская батарея.Корабельные башенные орудия на острове Русский

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба.Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Пейзаж с видом на Русский мост.На фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Музей Ворошиловская батарея. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка.Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Ствол орудия крупным планом на фоне Русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия крупным планом на фоне Русского моста. Владивосток, Россия

    Самая большая пушка.Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Ствол орудия на фоне русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия на фоне русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия на фоне русского моста.Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский).Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр.С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка.Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    Самая большая пушка. Главный калибр. С русского линкора Полтава. Владивосток. Остров Русский (Русский). Музей Ворошиловская батарея

    .

    Ворошиловская батарея, Путеводитель по Владивостоку

    +7 (4232) 228035
    Остров Русский

    Остров Русский известен не только красивыми природными достопримечательностями, но и чудесами ручной работы. Это, в частности, уникальные фортификационные сооружения, расположенные на его территории. Среди них Ворошиловская батарея — настоящее чудо военной техники и гордость Владивостока. Тысячи любителей военно-морской истории ежегодно посещают остров, чтобы увидеть его.

    С начала 1930-х годов японский флот представлял постоянную угрозу для Советского Дальнего Востока. В то время морские подступы к Владивостоку защищали в основном 180-мм батареи береговой артиллерии, которые, несмотря на их хорошее качество и функциональность, не могли гарантировать удержание вражеских линкоров от вторжения во Владивосток в случае внезапного нападения крупных сил флота. Поэтому в 1931 году было решено усилить береговую оборону города за счет строительства в его окрестностях 305-мм башенной артиллерийской батареи.

    Располагался на высоте на юго-востоке острова Русский, недалеко от крупнейшей бухты Новик. Батарею планировалось сделать невидимой с моря, используя для маскировки природный ландшафт суши. Строительство длилось более двух лет, в течение которых было выполнено большинство каменных, бетонных и подземных работ. Для вооружения батареи использовались две башенные пусковые установки, снятые с линкора «Полтава». Баржи доставили орудийные стволы и детали турелей на остров Русский, а затем по специально проложенной железной дороге доставили на место установки.В 1934 году строительство береговой батареи было закончено, и ей было присвоено имя Климента Ворошилова — наркома обороны Советского Союза.

    Батарея 305-мм турельной артиллерии была первой и последней батареей такого калибра, созданной в советское время. Удачное расположение и мощные фортификационные сооружения делали его практически неуязвимым для огня противника. Башни батареи соединялись подземным переходом длиной 250 метров. Под каждым из них было по три этажа подземных складов боеприпасов, жилых и технических помещений.Благодаря бетонному своду трехметровой толщины Ворошиловская батарея выдерживала попадание авиационной бомбы весом в одну тонну. Его орудия могли поражать цели на расстоянии 35 километров, причем все шесть орудий приводились в движение одновременно. Первый выстрел батарея произвела в 1939 году. Следует отметить, что за 63 года эксплуатации батарея производила только учебные выстрелы.

    Ворошиловская батарея служила надежной защитой дальневосточных рубежей России до 1997 года, когда она была выведена из строя береговой обороны.Годом позже на его территории был создан одноименный музей — филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. Теперь он открыт как для организованных экскурсий, так и для частных посещений. Его экспозиция «Остров Русский — Артиллерия» расположена на территории батареи и хранит ценные исторические артефакты: карты начала ХХ века, портреты командиров первой Ворошиловской батареи, фотографии строительства объекта, образцы снарядов. Только если вы увидите батарею изнутри и исследуете ее проходы и подземелья, вы сможете почувствовать, какой грозной силой она была в свое время!

    Как добраться.Сядьте на паром (40 минут) или катер (20 минут) из Владивостока.

    .

    31 Мост Ворошилов Фотографии — Бесплатные и лицензионные фотографии от Dreamstime

    Люди стоят у входа в стеклянный лифт наверху на Ворошиловский мост. Ростов-на-Дону, Россия — 14 июня 2018: Люди стоят у входа в

    Прекрасный вид на стеклянный лифт на Ворошиловский мост. Летний день

    Прекрасный вид на стеклянный лифт на Ворошиловский мост.Летний день

    Мост через реку ночью. Огни на мосту. Ворошиловский мост. Ростов-на-Дону.

    Мост через реку ночью. Огни на мосту. Ворошиловский мост. Ростов-на-Дону.

    Бридж. Бетонный мост Ворошилова через реку Дон. Бридж. Бетонный мост имени Ворошилова через Дон

    Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост.И Ворошиловская батарея. Владивосток, Россия

    Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост. И Ворошиловская батарея. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Морской пейзаж с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба.Морской пейзаж с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею

    Россия.Ростов-на-Дону. Ночной вид на город и Ворошилов мост через реку Дон. Вид на город Ростов-на-Дону и мост через реку

    Набережная Ростова-на-Дону и Ворошилов мост. Россия. Мост через реку Дон. Ростов-на-Дону. Россия

    Ворошиловский мост. Демонтаж Ворошиловского моста в Ростове-на-Дону, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба.Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост. На фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Набережная Ростова-на-Дону и Ворошилов мост.Россия. Мост через реку Дон. Ростов-на-Дону. Россия

    Ворошиловский автомобильный мост через реку Дон в Ростове-на-Дону. Ясный солнечный летний день.

    Ствол орудия крупным планом на фоне Русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия крупным планом на фоне Русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия на фоне русского моста.Владивосток, Россия

    Ствол орудия на фоне русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия на фоне русского моста. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Набережная Ростова-на-Дону и Ворошилов мост.Россия. Мост через реку Дон. Ростов-на-Дону. Россия

    Бридж черно-белый. Бридж. Бетонный мост имени Ворошилова через Дон

    Морской пейзаж. Владивосток, Россия. Морской пейзаж с видом на Ворошиловскую батарею. Владивосток, Россия

    Ночной костер на набережной. Пожар на Ворошиловском мосту. Ростов-на-Дону.ночь

    .

    31 фотографии Ворошиловского моста — бесплатные и лицензионные фотографии от Dreamstime

    Люди стоят у входа в стеклянный лифт наверху на Ворошиловский мост. Ростов-на-Дону, Россия — 14 июня 2018: Люди стоят у входа в

    Прекрасный вид на стеклянный лифт на Ворошиловский мост. Летний день

    Прекрасный вид на стеклянный лифт на Ворошиловский мост.Летний день

    Россия. Ростов-на-Дону. Ночной вид на город и Ворошилов мост через реку Дон. Вид на город Ростов-на-Дону и мост через реку

    Мост через реку ночью. Огни на мосту. Ворошиловский мост. Ростов-на-Дону.

    Мост через реку ночью. Огни на мосту. Ворошиловский мост.Ростов-на-Дону.

    Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост. И Ворошиловская батарея. Владивосток, Россия

    Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост. И Ворошиловская батарея. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Морской пейзаж с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею.Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Морской пейзаж с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба.Панорама морского пейзажа с видом на Русский мост и Ворошиловскую батарею

    Бридж. Бетонный мост Ворошилова через реку Дон. Бридж. Бетонный мост имени Ворошилова через Дон

    Набережная Ростова-на-Дону и Ворошилов мост. Россия. Мост через реку Дон. Ростов-на-Дону. Россия

    Набережная Ростова-на-Дону и Ворошилов мост.Россия. Мост через реку Дон. Ростов-на-Дону. Россия

    Набережная Ростова-на-Дону и Ворошилов мост. Россия. Мост через реку Дон. Ростов-на-Дону. Россия

    Ворошиловский мост. Демонтаж Ворошиловского моста в Ростове-на-Дону, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба.Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост. На фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Ворошиловский автомобильный мост через реку Дон в Ростове-на-Дону.Ясный солнечный летний день.

    Ствол орудия крупным планом на фоне Русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия крупным планом на фоне Русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия на фоне русского моста. Владивосток, Россия

    Ствол орудия на фоне русского моста.Владивосток, Россия

    Ствол орудия на фоне русского моста. Владивосток, Россия

    Пейзаж с видом на Русский мост на фоне голубого неба. Владивосток, Россия

    Ночной костер на набережной. Пожар на Ворошиловском мосту. Ростов-на-Дону. ночь

    Морской пейзаж.Владивосток, Россия. Морской пейзаж с видом на Ворошиловскую батарею. Владивосток, Россия

    Бридж черно-белый. Бридж. Бетонный мост имени Ворошилова через Дон

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *