В какую деревню лучше переехать жить: С чего начать, истории переезда

Содержание

Бегущие от цивилизации. Почему люди возвращаются из городов в деревни? | Экономика | Деньги

Учёные из Высшей ш­колы экономики и Института географии посчитали: ежегодно из сельской местно­сти в города уезжают 200 тыс. человек. С 2002 г. в­ымерли 36 тыс. деревень. 

«Сейчас миграционный поток из сёл в город преобладает. Но уже появился встречный: с каждым годом всё больше людей стремится уехать из города поближе к земле. И эта тенденция будет только нарастать», – считает преподаватель НИУ ВШЭ, исследователь изолированных сельских территорий фонда «Хамовники» Артемий​ Позаненко.

Государство не помогает, но и не мешает

Татьяна Богданова, «АиФ»: Артемий, во время научных экспедиций вы посетили много о­трезанных от мира деревень. Как там люди выживают и почему не уезжают?

Артемий​ Позаненко: В России пространство о­рганизовано центростремительно. Все основные дороги ведут к Москве, а в регионах они лучами сходятся к областному цент­ру.

В результате горизонтальные связи плохо развиты, на стыках границ регионов есть такие слепые зоны, куда дороги почти не доходят. В совет­ское время многие удалённые д­еревни, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, были связаны с Большой землёй малой авиацией или водным транспортом. Но когда СССР рухнул, люди оказались предоставлены сами себе. Но вот что характерно: чем сильнее изоляция, тем устойчивее населённый пункт. Люди научились выживать там своими силами. Они сообща расчищают просеки под ЛЭП, делают ледовые переправы, ж­ивут охотой, собирательством, рыбалкой. Руки властей до таких уголков не всегда доходят, и местным это даже нравится. Государство им не помогает, но и не мешает. 

Чем меньше степень изоляции деревни, тем больше бежит оттуда население. Особенно когда закрываются школы, дома культуры, ФАПы. Люди горюют по советскому времени и сетуют на то, что молодёжь уезжает. И при этом делают всё возможное, чтобы их дети тоже уехали и обустроились в городе.

«Анастасийцы», «грачи» и др.

– Но вы утверждаете, что в последние годы появился обратный миграционный поток.

– Да, люди, пожившие в городе, возвращаются обратно в деревни. И со временем этот миграционный поток может стать даже более масштабным, чем нынешний из сёл в города. В деревню поехали дачники (в одной из деревень их назвали «грачами» – прилетают на лето). Теперь в родные сельские дома возвращаются пенсионеры и даже те, кому осталось несколько лет до пенсии, это активные и работоспособные люди. Кто-то заводит хозяйство, кто-то включается в неформальную занятость.

– Почему люди едут из комфортного города в умирающую порой деревню?

– Наши опросы показывают, что люди устали от цивилизации, бешеного ритма, пробок, вечного цейтнота. Они вроде бы всего добились, имеют работу и зарплату, но счастливыми себя не чувствуют. Некоторые бегут из города, движимые философскими идеями. Одно из самых крупных подобных движений – «анастасийцы» (названы по имени главной героини серии книг «Звенящие кедры России»).

В России их, по разным данным, от 14 до 50 тыс. человек. Больше всего на Кубани, где тепло и хорошие урожаи. Также «анастасийцев» можно найти в большинстве регионов европейской части России и Западной Сибири, особенно в пределах 200 км от городов, из которых они и переезжают. Москвичи, например, едут в соседние Калужскую, Смолен­скую, Владимирскую области. И там на заброшенных полях создают свои поселения, которые называют поселениями родовых поместий. 

Поместье должно быть не меньше 1 га, с огородом, лесом, прудом и родовым деревом. Жить в поместье предполагается всей с­емьёй, причём постоянно, хотя бывают случаи, когда в поселения приезжают только на лето. «Анастасийцы» создают артели из нескольких семей, производят какую-нибудь экопродукцию. Но основным заработком для большинства из них остаётся сдача в аренду городской квартиры. Детей возят в обычную школу или обучают на дому, благо у большинства есть высшее образование.

– Отказываются ли они от благ цивилизации?

– Телевизорами обычно не пользуются, а от интернета не отказываются. Некоторые стараются не использовать современные стройматериалы – ставят глиняные дома или соломенные мазанки – и пытаются делать свои дома автономными: топят их печами-буржуйками. К газу подключаются реже. В­одопровод тоже редкость – воду получают из автономных скважин. Но главная проблема – ЛЭП. Некоторые «анастасийцы» считают, что подключение к сети – это подключение к «системе», что недопустимо. ЛЭП можно провести только коллективно, и на общих голосованиях жители очень часто ссорятся из-за этого. Противники подключения используют автономные генераторы или солнечные батареи.

Но ещё больше бежит от цивилизации другое движение – беспаспортисты. Так называют людей, которые по религиозным причинам отказываются от паспортов, ИНН, СНИЛС и других документов и очень враждебно относятся к технологиям: не признают банковские карты, интернет, смартфоны. Если пользуются телефоном, то кнопочным, е­сли телевизором – то ламповым. Многие из них сознательно не подключают электриче­ство, а если есть – отключают.

Беспаспортисты могут придерживаться разных мировоззрений, но наиболее заметные из них – православные. Часто они селятся в православных «местах силы», особенно близ толерантно относящихся к ним крупных монастырей. В некоторых подобных местах живёт до 300–400 беспаспортистов. 

– Как же они живут без паспортов? Без документа ни на работу не устроиться, ни пенсию получить.

– Вместо паспортов они получают так называемые справки о тождественности. Но устроиться на официальную работу по ним нельзя. Поэтому живут своим хозяйством или подрабатывают на стройках, при монастырях, занимаются извозом. Люди постарше, особенно одинокие старики, живут на подаяния. При этом от пенсий многие отказываются. Многие беспаспортисты, хотя и далеко не все, живут очень бедно.

Отшельники XXI века

– Их дети в школу ходят? 

– Как правило, беспаспортисты многодетные. Одних обучают на дому, других (видимо, не совсем официально) принимают в школы. Но вот сдавать ЕГЭ родители запрещают. Поэтому в школе дети учатся, но остаются без аттестата. Впрочем, есть немало случаев, когда дети втайне от родителей получают паспорта, сдают ЕГЭ и даже сбегают из дома.  

– Если они не смотрят телевизор, не читают газеты и интернет, знают ли они, что происходит в стране? 

– Интернет не любят, но основные сведения о внешнем мире черпают именно оттуда. Как правило, это делает один человек – духовник, который печатает брошюры с новостями и затем распространяет их среди остальных. 

– А сколько в России таких отшельников, как знаменитая Агафья Лыкова?  

– Отшельников много, но никто их не считал. Кстати, во время одной из экспедиций мы наткнулись ещё на одно поселение, недалеко от заимки Лыковых. Там в глухой тайге абсолютно изолированно живут 3 семьи. Добраться до них можно только на «Урале», да и то не всегда, надо идти вброд по горной реке. И таких людей, спрятавшихся от цивилизации, довольно много на просторах России.

Не всем для счастья н­ужны новый айфон, автомобиль или квартира на 25-м э­таже «­человейника».    

Смотрите также:

Почему россияне стали переезжать из городов в деревни — Российская газета

В последнее время в России наметилась миграция населения из городов в деревни. Интересно то, что происходит это несмотря на то, что село умирает. Тем не менее эта тенденция будет нарастать, считает преподаватель НИУ ВШЭ, исследователь изолированных сельских территорий фонда «Хамовники» Артемий​ Позаненко. В интервью «АиФ» он рассказал почему.

Главная причина побега из цивилизации в глушь заключается в том, что люди устают от бешеного ритма, суеты, пробок и цейтнота. Несмотря на достижения, хорошую зарплату и устроенный быт, они не чувствуют себя счастливыми.

Как правило, это либо дачники, перебирающиеся на природу на сезон, либо пред- и пенсионеры, возвращающиеся в свои дома. Есть еще люди, движимые философскими идеями. К ним относятся «анастасийцы», получившие название в честь героини серии книг «Звенящие кедры России», а также беспаспортисты.

Анастасийцы создают артели из нескольких семей на заброшенных полях, которые называют поселениями родовых поместий. Живут за счет производства какой-нибудь экопродукции, но основным заработком остается сдача в аренду городской квартиры. Дети учатся в обычной школе, куда их приходится возить, или на дому — благо, наличие высшего образования у родителей предоставляет такую возможность. Анастасийцев в России от 14 до 50 тыс. человек. Больше всего на Кубани, где тепло и хорошие урожаи, а также в регионах европейской части России и Западной Сибири, в Калужской, Смолен­ской, Владимирской области. Информацию о происходящем в мире они черпают в основном из интернета, а не из телевизора. Дома, которые топят печами-буржуйками, они возводят из глины, а не из современных стройматериалов. К газу подключаются реже. Водопровод тоже редкость — воду получают из автономных скважин.

Баспаспортисты нередко селятся в православных «местах силы», особенно недалеко от монастырей. Они получили свое название благодаря тому, что из религиозных соображений отказались от паспортов, ИНН, СНИЛС и других документов. Вместо паспортов они получают так называемые справки о тождественности. Поскольку устроиться на официальную работу по ним нельзя, отшельники вынуждены жить своим хозяйством или подрабатывать на стройках, при монастырях, заниматься извозом. От пенсий многие отказываются, поэтому старики живут на подаяния. Они не признают технологии: банковские карты, интернет, смартфоны. Многие из отшельников сознательно не подключают электриче­ство, а если есть — отключают. Беспаспортисты могут придерживаться разных мировоззрений, но наиболее заметные из них — православные.

4. Как выбирать дом в деревне (3)

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Переезд из города в деревню на ПМЖ (личный опыт)

Главная » Деревня

В 2016 году мы переехали в деревню. По мнению многих наших друзей — в глухую деревню! Как, зачем и почему «Переезд из города в деревню на ПМЖ» дальше по тексту.

Идея переезда

Жить в своем отдельном частном доме мы с супругой захотели где-то в 2010-2011, хотя мысли начали приходить еще раньше, когда мы приезжали на Кавказ к ее родителям в гости. Они хоть и живут в городе, но в частном доме. Сначала желание было просто идеей в воздухе, ну т.е. «неплохо было бы жить отдельно, без всех этих соседей, иметь свой огородик, цветочки, собачку во дворе и т.д.» иными словами — просто красивая картинка. Вроде как мы жили бы в квартире, но такой отдельной и еще и с земельным участком. Ни о каком хозяйстве и нюансах жизни за городом и тем более в деревне мы даже не думали.

Более осознанно мы начали думать уже в 2012-2013 году, когда ждали нашего третьего сына и обещание президента Медведева о выдаче земельных участков многодетным семьям. Мы сразу решили, что получим землю и построим дом. И примерно тогда мы начали уже планировать нашу загородную жизнь. Первым шагом на пути к этой жизни стало обучение моей драгоценной на водителя и приобретение автомобиля Lada Largus. Мы рассудили так, что за городом без собственного автотранспорта будет весьма и весьма тяжко. Возможно, но тяжко.

Подготовка к переезду в деревню

К этому времени наши родственники на Кавказе уже вовсю вели хозяйство, держали кур, индюков и нутрий. И мы 2 года подряд приезжали к ним летом в отпуск, чтобы поучаствовать немного в этом процессе. Параллельно в этот же период много читаем в интернете разных историй переселенцев из города в деревню, находим и смотрим каналы деревенской тематики, которые в это время стали появляться как по заказу в большом количестве. В общем зреем информационно.

Не обойден был и труд Виктора Сергиенко, под названием «Метод Кошастого», который произвел глубочайшее впечатление и во многом повлиял на наши решения. К примеру в выборе места и дома. В общем к 2016 году внутри семьи, сформировалось состояние, когда в городе стало жить если не тяжко, то весьма уныло.  На работе кроме зарплаты меня больше ничего не удерживало, а искать новую с теми же проблемами я посчитал глупой затеей. Так мы и порешили на семейном совете, с работы увольняться и искать пути реализации намеченной цели — переезд в деревню на свое хозяйство.

Кстати свое хозяйство — это не просто фраза, а ключевой момент, поскольку просто поменять квартиру в городе, на квартиру за городом, пусть и в частном доме, мы уже категорически не хотели. Нам нужно было именно хозяйство, с возможностью содержать сельхоз животных, большой огород, сад и прочие возможности. К примеру дом на участке в 10-15 соток в пригороде по этим критериям нам категорически не подходил, поскольку в 99% случаев это земли ИЖС и черта города, где официально нельзя держать скот. Да и участок 15 соток огороженный глухим забором не выглядит просторным.

Выбор места

Поскольку после увольнения у нас появилась куча времени для поисков, то мы тут же рванули по деревням в поисках подходящего места. Изначально решили переезжать не очень далеко от Тюмени, но смотрели уже в соседней Свердловской области.  Тому было несколько причин, одна из которых финансовая. Дома в соседней области оказались почти вдвое дешевле. Объехали мы несколько деревень, и наконец нашли милый домик с достаточным участком (50 соток). Познакомились с хозяйкой, приехали в Тюмень и стали думать. Район, деревенька, дом нам очень понравились. Мы приехали еще раз, чтобы договорится о продаже, заодно посадили в огороде картошку, чтобы уже совсем так сказать окопаться. А затем уехали обратно добывать деньги на мечту. Подробнее про то какими критериями мы руководствовались при выборе дома и места в статье Как найти дом в деревне.

Чтобы что-нибудь купить, нужно сначала что-нибудь продать. Нам повезло, что у нас была в собственности «лишняя» малосемейка-студия, не повезло в том, что рынок недвижимости был на спаде. Начни мы ее продавать месяцев за 6 до этого момента, то смогли бы выручить на половину стоимости больше и это ой как было бы кстати. Но что поделать, как говорится знал бы прикуп жил бы в Сочи! Через месяц, в июне 2016г. , сильно сбросив цену мы продали наш «пансик», погасили остатки ипотеки и помчались приобретать дом. С этого момента жизнь наша закипела потоком событий и перемен в укладе, сознании и привычках.

Окончательно переехали в свой дом мы в середине июля. Перевезли все вещи к концу лета, а в сентябре у нас уже были свои куры, козы, полный погреб картошки и заготовленные на зиму дрова. Таким образом наш переезд из города в деревню на ПМЖ завершился окончательно и успешно.

Цели переезда в деревню

Какие цели мы преследовали своим переездом? Лучше всего это сказано в методе Кошастого, но я попробую перефразировать:

  1. Безопасность. Защита нашей семьи и ее первичных потребностей от возможного прекращения благ цивилизации. Другими словами, если отключат свет или тепло, перестанут платить зарплату и т.п. то основные потребности наших детей (жилье, еда, вода) должны быть обеспечены. В городе это невозможно, в пригороде труднореализуемо, а в деревне очень даже. Пример: однажды в нашем районе сгорела подстанция и более 12 часов отсутствовало электричество. Газа в нашем доме нет и мы не могли ни приготовить еды, ни даже купить ее в магазине, поскольку кассы не работали. Конечно это чуть ли не единственный эпизод за многие годы, но он заставляет задуматься на эту тему.
  2. Улучшение качества жизни. Через питание экологически чистыми продуктами и водой, умеренные физические нагрузки, экологически чистую среду улучшение здоровья как физического так и психического. Жизнь в городе это 2 часа в сутках проводятся в пути на работу и обратно, а если в городе коллапс, то и все 4, это битва за парковки, отвратительная вода, грязный воздух и конечно плохого качества еда в магазинах. Я уже не говорю о высокой опасности для детей, которых страшно отпускать одних на улицу погулять, а времени быть всегда с ними катастрофически не хватает.

Вот это основные две цели, попутно возникла третья цель — образование. Как бы не были образованы городские люди, каких-бы университетов они ни закончили, но жизнь в деревне, ведение своего хозяйства, реализация поставленных целей требует обширных знаний по многим направлениям, а это значит нам придется опять много чему научится и научить своих детей.

Если тема «Переезд из города в деревню на пмж» вам близка и интересна, то оставайтесь на моем блоге, я буду по мере возможности описывать наш опыт. Есть что сказать — прошу в комментарии!

Я буду постепенно освещать разные аспекты нашей деревенской жизни, а чтобы вам было удобнее их найти я буду ставить на них ссылки здесь:

Еще статьи на моем канале Яндекс.Дзене