Успенский собор княгинина монастыря: Свято-Успенский Княгинин монастырь — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal

Содержание

Успенский Княгинин монастырь Владимир

Первые три века истории существования Княгинина монастыря во Владимире закрыты от нас — ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чем есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, можно обозначить лишь два трагических события в ранней истории Княгинина монастыря. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нем резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году — в том несчастливом году кочевники напали вновь. Огонь бушевал с такой силой, что расплавились колокола. Был разрушен монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение.

В жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван «новым». Именовали его тогда еще и «Новодевичьим», а это доказывает, что на рубеже XV—XVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте.

О первом веке существования Княгинина монастыря после его возобновления известно не слишком много. Со второй половины XIV века, при Дмитрии Донском, владимирские земли стали «отчиной» великого князя Московского и превратились в провинцию, да так на ней и застывших в эпоху окончательного формирования в XVI веке единого Русского царства.

Впрочем в этот период Княгинин монастырь видел в своих стенах известных насельниц. Некоторое время в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница — дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещенная в Успенскую обитель при царе Василии Шуйском. Княгинин монастырь вполне оправдывал свое первоначальное имя. Но при этом определение «Княгинин» он утерял, вернув его лишь в 1900 году.

Княгинин монастырь тяжело пережил русскую Смуту. До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашелся щедрый благотворитель — не кто иной, как Патриарх Иосиф.

Княгинин монастырь Владимира возродился и самое главное — в 1647—1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистическом отношении наследующей росписи главного храма России — Успенского собора Московского Кремля.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь причислили ко второму классу — не самый плохой вариант по тем временам. О «тучной» жизни пришлось забыть, однако и о внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится.

Между тем новый XX век монастырь встретил в цветущем состоянии — в 1900 году, в ознаменование 700-летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени «Княгинин».

В 1923 году Княгинин монастырь был упразднен. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жилье.

Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной — с одной стороны, в 1924—1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все «новшества» XVIII века, а с другой — уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены.

К счастью, такое «расположение» не стало окончательным. Уже в 1945—1946 годах начались серьезные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжились они в 1966—1983 годах — в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нем началось возрождение монашеской жизни.

В 1992 году епископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит) Евлогий (Смирнов) благословил открытие возвращенного Церкви Княгинина монастыря — в декабре того года в обитель прибыли первые насельницы.

В Великую среду 1992 года в монастырь из Владимиро-Суздальского музея-заповедника была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери — ее поместили в Благовещенский придел Успенского собора, а в мае 1993 года перенесли в основной храм.

Наконец в апреле 1993 года, в день освящения Успенского собора, в него крестным ходом принесли частицу мощей святого мученика Авраамия Болгарского, которая, вкупе с Боголюбским образом, стала главной святыней возрожденного собора. И остается ею по сей день — чудотворная же икона в 2009 году, увы, покинула монастырь, отправившись на реставрацию.

Монашеская жизнь и вообще не без скорбей, одолеваемых исключительно молитвой, — при этом сестры твердо верят в то, что Боголюбская икона, ныне в соборе замененная списком, рано или поздно непременно вернется сюда.

История Княгинина монастыря во Владимире

Первые три века истории существования Княгинина монастыря во Владимире закрыты от нас — ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чем есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, можно обозначить лишь два трагических события в ранней истории Княгинина монастыря. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нем резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году — в том несчастливом году кочевники напали вновь. Огонь бушевал с такой силой, что расплавились колокола. Был разрушен монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение.

В жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван «новым». Именовали его тогда еще и «Новодевичьим», а это доказывает, что на рубеже XV—XVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте.

О первом веке существования Княгинина монастыря после его возобновления известно не слишком много. Со второй половины XIV века, при Дмитрии Донском, владимирские земли стали «отчиной» великого князя Московского и превратились в провинцию, да так на ней и застывших в эпоху окончательного формирования в XVI веке единого Русского царства.

Впрочем в этот период Княгинин монастырь видел в своих стенах известных насельниц. Некоторое время в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница — дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещенная в Успенскую обитель при царе Василии Шуйском. Княгинин монастырь вполне оправдывал свое первоначальное имя. Но при этом определение «Княгинин» он утерял, вернув его лишь в 1900 году.

Княгинин монастырь тяжело пережил русскую Смуту. До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашелся щедрый благотворитель — не кто иной, как Патриарх Иосиф.

Княгинин монастырь Владимира возродился и самое главное — в 1647—1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистическом отношении наследующей росписи главного храма России — Успенского собора Московского Кремля.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь причислили ко второму классу — не самый плохой вариант по тем временам. О «тучной» жизни пришлось забыть, однако и о внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится.

Между тем новый XX век монастырь встретил в цветущем состоянии — в 1900 году, в ознаменование 700-летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени «Княгинин».

В 1923 году Княгинин монастырь был упразднен. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жилье. Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной — с одной стороны, в 1924—1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все «новшества» XVIII века, а с другой — уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены.

К счастью, такое «расположение» не стало окончательным. Уже в 1945—1946 годах начались серьезные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжились они в 1966—1983 годах — в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нем началось возрождение монашеской жизни.

В 1992 году епископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит) Евлогий (Смирнов) благословил открытие возвращенного Церкви Княгинина монастыря — в декабре того года в обитель прибыли первые насельницы.

В Великую среду 1992 года в монастырь из Владимиро-Суздальского музея-заповедника была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери — ее поместили в Благовещенский придел Успенского собора, а в мае 1993 года перенесли в основной храм.

Наконец в апреле 1993 года, в день освящения Успенского собора, в него крестным ходом принесли частицу мощей святого мученика Авраамия Болгарского, которая, вкупе с Боголюбским образом, стала главной святыней возрожденного собора. И остается ею по сей день — чудотворная же икона в 2009 году, увы, покинула монастырь, отправившись на реставрацию.

Монашеская жизнь и вообще не без скорбей, одолеваемых исключительно молитвой, — при этом сестры твердо верят в то, что Боголюбская икона, ныне в соборе замененная списком, рано или поздно непременно вернется сюда.

Обновление Владимирского Успенского Собора, Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители

Третье, четвертое и пятое числа месяца ноября 1884 года памятны будут для Владимирских граждан. Событие, совершившееся в эти дни, будучи записано на страницах летописей, не забыто будет и отдаленным потомством.

Третьего числа совершилось перенесение святых мощей Благоверных Великих Князей Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и сына его Глеба из малого Георгиевского собора в большой древний Успенский собор.

Два с половиной года находились св. мощи Великих Князей в Георгиевском соборе – они переставлены были в этот собор перед установкой в Успенском соборе лесов для произведения внутри его повсеместной реставрации. Настояла крайняя нужда обновления собора во всех его внутренних частях. Не только в нижних его частях, но и в куполах, и в сводах, везде было бедно, во многих местах и самая штукатурка от сырости отпадала и осыпалась. Около стен и столпов его уставлены были киоты, не отличающиеся благолепием. Поставленный по повелению Императрицы Екатерины II массивный иконостас почернел от времени, и вообще во всем храме было как-то мрачно, что вовсе не соответствовало достоинству славного величественного семивекового храма, который построен св. Великим Князем Андреем Боголюбским, – в котором многолетно в нетлении почивают св. мощи Великих Князей, – в котором находится чудотворная икона Владимирской Божией Матери – точная копия с чудотворной иконы, находящейся в Московском Успенском соборе, написанная св. митрополитом всея Руси Петром, – в котором покоится много славных Русских Князей и приснопамятных Владимирских Архипастырей.

Но вот Господу угодно было, чтобы для сего древнего храма, со вступлением в управление паствой Владимирской Высокопреосвященнейшего Феогноста, настал, можно сказать, новый период существования. Проникнувшись благоговением к древнему храму, к великой святыне, находящейся в нем, сей Архипастырь наш решил начать дело обновления собора и приведения его к подобающему благолепию. Начато было с того, что в алтаре в 1880 г. была сделана новая штукатурка и по ней произведена новая художественная живопись прекрасного греческого письма. Затем предположено было вновь выштукатурить внутри и расписать живописью и весь храм и, устроив в нем духовое отопление, сделать его из холодного теплым. В 1882 году приступлено было к выполнению и этого плана. Высокопреосвященнейший Феогност, приняв в соображение, что в 1859 г. академиком Солнцевым в двух местах на сводах были найдены остатки древних фресок 12 века, сделал распоряжение, чтобы соборное духовенство и староста, при начале настоящих работ, тщательно испытали, не найдется ли и еще где под старой штукатуркой каких-либо остатков фресок? Результаты такого испытания превзошли всякое ожидание. Под старой штукатуркой, под масляной краской, за иконостасом, во многих частях храма найдены были древние фрески, хорошо сохранившиеся, иные даже без всяких повреждений. Ученые члены Археологического Московского Общества признали, что эта стенопись принадлежит 12 веку и написана при св. строителе храма – Великом князе Андрее Боголюбском искусными византийскими изографами. Таким образом, во многих местах на столпах, сводах и арках уставленного лесами храма взорам посетителей, во всякое время дня допускавшихся сюда, предстали изображения священных событий, св. угодников и орнаменты – дивные произведения древней византийской живописи, отличающейся не яркостью и игрой колеров, а художественным и строгим выражением высших религиозных идей155.

Теперь, заботы ревновавшего о благолепии св. храма Архипастыря, жертвования старосты соборного храма Ефима Васильевича Васильева и других благочестивых жертвователей, труды служащих святому делу обновления храма – обратились неожиданно, по смотрению Божию, на великое дело восстановления в прежнем виде этой чудной стенописи. При производстве же работ найдены были в стенах заложенные ниши и в них гробницы Князей и Архипастырей156. Предположено было и их восстановить в прежнем виде. Такое великое и славное дело при Господнем содействии и было начато. Дело восстановления стенописи поручено было весьма сведущему в византийской живописи Николаю Михайловичу Софонову. Все оно велось при бдительном наблюдении особой комиссии из членов Археологического общества под председательством Ивана Егоровича Забелина, которому вместе с Василием Егоровичем Румянцевым, должна принадлежать особая благодарность за таковое наблюдение.

И вот, к ноябрю месяцу текущего года вся реставрация собора была кончена. Причастные к делу искренно сознавались, что не иначе, как Сам Господь помог в такое короткое время исполнить все предпринятое по возобновлению храма, – и притом с таким успехом. – Древняя стенопись была восстановлена как нельзя лучше. На местах, где не сохранилось древних фресок, там вновь написали в таком же точно византийском стиле священные изображения, многие из них точные копии с фресок 12 века других древних храмов (Спасо-Нередицкого и Старо-Ладожского), другие – изображения событий, относящихся близко к истории древнего храма157. На нижней части стен крупным летописным шрифтом сделано много выписок из летописей, – выписано также относящееся к истории собора. Ниши в стенах и каменные гробницы с надписями о том, кто из Князей или Архипастырей и когда тут похоронен, восстановлены также в своем древнем виде. Сверх того, массивный иконостас собора был очищен, а в нижнем ярусе великолепно позолочен вновь. Поле иконостаса вместо темно-зеленого сделано белым. Точно так же засияли новой позолотой и киворий над св. престолом, и балдахины, которые должны были осенить св. мощи и места – царское и архипастырское, находящиеся у средних столпов перед солеей. Великолепные иконы в иконостасе и некоторых других местах были поновлены наилучшим образом158. Господь привел в то же время вызолотить и самые серебряные раки свв. Великих Князей. Прежде всего предположено было позолотить более древнюю раку св. Великого Князя Георгия Всеволодовича, а так как этот Князь был основателем Нижнего Новгорода, то голова Нижегородского Общества, вместе с некоторыми гражданами, все расходы на позлащение сей св. раки, благоговея перед именем св. Великого Князя, принял на себя. И вот, рака св. Великого князя через несколько времени засияла великолепнейшей позолотой, а ко времени окончания работ в храме позлащены и другие две священные раки – усердием также Нижегородцев. Понятно, что все церковные принадлежности теперь явились соответствующими благолепию обновленного храма. Что касается устроения духового отопления, то успех и в этом деле был полнейший. Да, не иначе, как сам создатель храма – св. Князь Андрей помогал всем трудящимся при обновлении храма!

Радовалось сердце Владимирцев, когда они, посещая собор во время работ в нем, видели, как успешно идут эти работы, как с каждым днем дело благоукрашения их древней святыни – соборного храма подвигалось вперед и вперед. Какова же была радость жителей нашего города, когда наконец это святое дело пришло к желанному концу и приблизилось время освящения обновленного собора и открытия в нем Божественных служб! Поистине, скажем словами летописца, бе велика радость в граде Володимири в дни 3, 4 и 5-го ноября, ознаменованные перенесением св. мощей и открытием повседневного Богослужения в древнем Успенском Соборе.

И это празднество торжествовали жители Владимира не одиночно. Ожидая знаменательного события перенесения мощей, они приглашали на это священное торжество своих родных и знакомых. Были разосланы почетные приглашения членам Археологического Общества и многим лицам, принимавшим участие в деле благоукрашения соборного храма. Вообще, много благочестивых богомольцев и чтителей русской святыни из Владимирской губернии и из отдаленнейших местностей собралось к третьему числу во Владимир. Много таких гостей доставили во Владимир 2-го числа поезда и от Москвы, и от Нижнего. Из Москвы приехали к торжеству и особенно почетные гости – члены Археологического Общества И. Е. Забелин и архимандрит Данилова монастыря о. Амфилохий, а благочестивые Новгородцы прислали от себя почетную депутацию во главе с В. А. Соболевым.

Наступил день 3 ноября (суббота). С утра тротуары, ведущие к собору, и главная улица Владимира разукрасились флагами. С утра же заметно было в городе особенное оживление. Повсюду – народ, одетый по-праздничному. Достойно примечания, что погода как нельзя более благоприятствовала торжеству: не было ни холода, ни ветра, было притом совершенно сухо, улицы были чисты от грязи; солнце хотя и не сияло, но день был немрачный. Особенно много народа группировалось, конечно, около собора. Георгиевский собор не был заперт и был наполнен преимущественно простонародьем, благоговейно дожидавшимся здесь, в присутствии св. мощей, начала церковного торжества. Чем более приближались 2 часа пополудни, тем большие и большие массы народа тянулись к Собору и собирались около него на площади. В обширной ограде Собора собрались воспитанники семинарии, гимназии, воспитанницы епархиального училища. В Собор собралось все городское и прибывшее из епархии духовенство, причем монашествующие из архиерейского дома, причты Дмитриевского собора, Успенского женского монастыря и 6-ти церквей: Георгиевской, Троицкой, Борисоглебской, Николоградской, Знаменской и Николозлатовратской прибыли с хоругвями. И вот, в 2 часа ровно на соборной колокольне ударили в большой колокол. В три часа прибыл в древний собор Высокопреосвященный Феогност. В храме начато было водоосвящение, которое совершал сам Владыка в сослужении с четырьмя архимандритами: московского Данилова монастыря Амфилохием, пожелавшим принять участие в торжестве, суздальским Досифеем и муромскими Мисаилом и Алексием, со всем городским духовенством и со многими приезжими из епархии духовными лицами, также пожелавшими принять участие в торжестве. По окончании водоосвящения Высокопреосвященнейший Владыка окропил освещенной водой обновленный храм и затем, начав молебен св. Благоверным Великим Князьям, внутренними (северными) дверями, вместе со всем духовенством, отправился в Георгиевский собор. Здесь, во время пения: «Бог Господь и явися нам», священные раки со св. мощами, при каждении на них Высокопреосвященнейшим Владыкой, подняты были на рамена на особых носилках священниками и дьяконами, – и торжество перенесения св. мощей началось. – Через северные парадные двери Георгиевского собора последовал крестный ход со св. мощами. Впереди несли фонарь, кресты, хоругви, иконы: св. Благоверного Князя Андрея и чудотворную икону Владимирской Божией Матери; затем следовали самые честные мощи: прежде св. Князя Глеба, за ними – св. Князя Андрея, за ними – св. Князя Георгия. Затем следовало попарно духовенство, архимандриты и Высокопреосвященнейший Владыка. Певчие шли попарно впереди, вслед за несшими хоругви159. Вслед за Владыкой шли: г. Владимирский Губернатор, Нижегородская депутация и все, находящееся во Владимире, гражданское и военное начальство, а также и начальники учебных заведений.

Массы народа с зажженными свечами покрывали всю обширную площадь от собора до Владимирской часовни и ближайшее к собору пространство городского сада. Народ стоял и на ограде, и на кровлях, и на терраске кругом первого яруса колокольни. Зрелище было трогательное. Было 4 часа дня. Начало чуть-чуть смеркаться. Море огня от зажженных свеч расстилалось перед собором. Свечи горели ярко, – не было ни малейшего ветерка. В воздухе раздавался перезвон соборных колоколов; им вторил перезвон и на всех городских колокольнях. Духовенство и певчие во время хода продолжали молебное пение Благоверным Князьям. Вместе с тем лились и звуки военной музыки, исполнявшей гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе». Какими благоговейными чувствами преисполнен был каждый, взирая на плавно и высоко на раменах священнослужителей несомые блистающие раки с нетленными мощами святых угодников Божиих – Великих Князей земли Русской, страстотерпцев, небесных покровителей наших и молитвенников перед Господом за нашу Владимирскую страну и за всю землю Русскую. Слезы, вздохи и молитвенные воззвания к св. угодникам свидетельствовали о горячей внутренней молитве многих. Иные, где было нетесно, падали на колена. Овладевал невольный благоговейный трепет. Славные Князья земли Русской, страдальцы за нее, вновь как бы шествовали среди верных сынов Российской земли, столпившихся на стогнах древнего Владимира…

Крестный ход, сошедши с каменных ступеней террасы, находящейся перед северными вратами Георгиевского собора, следовал вне ограды вдоль ее северо-западной части, по пути, обставленному шпалерами войск, до западных врат церковной ограды. Через эти западные ворота, по ступеням каменной лестницы, внесены были св. мощи вовнутрь ограды и здесь несшие их остановились перед западными вратами древнейшего собора. Рака св. Князя Глеба недвижимая возвышалась справа, св. Андрея – слева, св. Георгия – посередине. Прочие священнослужители и Архипастырь – все также остановились здесь и продолжали молебствие. По прочтении здесь Владыкой Евангелия и по совершении назначенных молитвословий св. мощи внесены были под сень сияющего внутри храма и поставлены были на приготовленных для них местах под балдахинами: мощи св. Князя Георгия – на правой стороне середины храма и архиерейской кафедры, на левой стороне – против них – мощи св. Князя Андрея, мощи св. Князя Глеба – на южном конце солеи. После этого соборным диаконом Николаем Меморским прочитано было трисвятое и молебен закончен был многолетием. Непосредственно за сим началось всенощное бдение.

Что сказать о впечатлении, какое производило теперь внутреннее благолепие храма на богомольцев? – Любовались, восхищались и прежде посетители собора подходившими к концу работами по его благоукрашению, с благоговением смотрели на иконы иконостаса, любовались на блистающую – новую позолоту, поражались величественными размерами храма, его высокими столпами, его легкими, повсюду перекинутыми, арками: но теперь, когда величественный древний храм был освещен бесчисленным множеством свечей на паникадилах и перед иконами, множеством лампад, когда лики святых дивной древней живописи так чудно освещались на столпах и сводах, когда позолота всюду сияла со всей яркостью, когда высоко распростертые своды Собора, при своем синем цвете, уподоблялись своду небесному, когда свечи, уставленные кругом при основании трибуна, уподоблялись венцу из звезд и прекрасно освещали изображение в самом куполе Христа Спасителя, когда с хор раздавалось стройное пение, а служителями алтаря воскурялся фимиам – в эти минуты все в храме возносило мысль и сердце к небесам, можно было решительно забыться, подобно послам св. Владимира, бывшим в Константинополе, которые после говорили о Софийском храме: «не знаем, где были, на небе, или на земле». И прежде, до обновления, Успенский собор Владимирский производил при совершаемом в нем служении особое впечатление, но теперь все в нем напоминало его древнюю славу, которую он имел при своем строителе – св. Князе Боголюбском, украсившем его «паче всех церквей златом, камением драгим» и так чудно расписавшем его.

На хорах пел, кроме всего хора архиерейских певчих, еще хор семинарских. Пение было торжественное и умилительное. Всенощное бдение служил чередной соборный священник, но лития была совершена самим Высокопреосвященнейшим Владыкой, с четырьмя архимандритами, кафедральным протоиереем, ректором семинарии, двумя протоиереями, ключарем, экономом архиерейского дома и двумя соборными священниками. Шестопсалмие прочитано было о. ключарем – по прекрасному установлению в кафедральном соборе – читать накануне праздников шестопсалмие кому-либо из священников, не исключая из среды и самого кафедрального о. протоиерея. После малой эктении, перед третьей кафизмой, о. ключарем было произнесено слово, в котором он кратко изобразил исторические судьбы древнего храма и Божие о нем смотрение. На величание вышел с Архиепископом сонм священнослужащих в том же составе, как и на литию. Храм был полон усердно молившегося народу всякого звания, впрочем, в нем не было допущено особенной тесноты. Богослужение кончилось около 8 часов. Снаружи можно было любоваться иллюминацией. Уже самые длинные узкие окна собора, через кои видно было внутреннее яркое освещение храма, особенно 12 окон, расположенных кругом в трибуне, давали чудный вид массивному древнему храму. Вне собора иллюминованы были паперть храма, ограда с ее двумя башнями и колокольня.

На другой день 4 ноября, в воскресенье, принесена была первая бескровная Жертва в обновленном храме. Благовест начался в 8,5 часов, в 9,5 прибыл Высокопреосвященнейший Феогност. Владыка совершал литургию в сослужении с теми же священнослужителями, с коими выходил накануне на литию и величание. После прекрасного концерта кафедральным протоиереем о. Матвеем Ивановичем Жудро сказано было экспромтом прочувствованное слово о молитве в храме Божием, об особенной силе перед Господом молитвы в храме, также об угодности Господу наших попечений о благолепии храма Божия. После литургии совершено было благодарственное молебствие. На него вышли с Архипастырем более полусотни пресвитеров. Прекрасно пропето было певчими: «Тебе Бога хвалим». По окончании молебствия протодиаконом было возглашено многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ, НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ, всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Феогносту, прочие обычные многолетия и многолетие «благотворителям святаго храма сего».

Нижегородская почетная депутация, накануне за всенощным бдением и за сей Литургией, занимала место у раки св. Князя Георгия, как своего покровителя. Владыка, по окончании молебна, с амвона благословил нижегородцев св. иконой благоверных Князей, которую и вручил В. А. Соболеву; таковой же иконой благословил Владыка и соборного старосту Ефима Васильевича Васильева с теплыми словами благодарности за его попечения о соборе.

В два часа дня, в зале Дворянского Собрания, по подписке от некоторых граждан был приготовлен обед, который удостоили своим присутствием Высокопреосвященнейший Владыка и г. Начальник губернии, почетные члены городского общества, почетные гости из Москвы, Нижнего Новгорода и других мест и духовенство. Во время обеда получена была поздравительная телеграмма от Нижегородского епископа Макария, который в теплых архипастырских словах пожелал благоденствия всем потрудившимся на святом деле возобновления и украшения древней святыне – усыпальницы святых благоверных Великих Князей.

К вечернему Богослужению в храм стеклось много народа. Колокольня и ограда и в этот вечер были иллюминованы.

В понедельник, 5 числа, в 9 часов утра начавшийся звон большого колокола вновь созывал христолюбивых богомольцев к торжественной службе. – Высокопреосвященнейший Феогност, в сослужении 2 архимандритов, о. кафедрального протоиерея, о. ректора Семинарии и соборных священников, совершал торжественную заупокойную службу о всех почивающих в Соборе князьях и святителях. После малого входа с Евангелием, в свое время, пропето было Архипастырем и сослужащими ему: «со святыми упокой», а перед эктениею за оглашенных была заупокойная эктения, причем помянуты были по синодику все почивающие в соборе князья и все Владимирские архипастыри. И за этой литургией произнесено было слово соборным священником Дмитрием Миловским. После же литургии совершена была большая панихида при сослужении литургисавшим еще многочисленного духовенства. Каждый раз, когда следовало, по синодику прочитывался весь длинный ряд имен князей и архипастырей. При умилительном пении стихов: «святых лик обрете источник жизни», Высокопреосвященнейший Владыка, окадив алтарь, св. иконы и св. мощи, в предшествии ключаря, протодиакона и иподиаконов, проследовал вокруг всех стен собора совершить каждение над всеми приведенными в древний вид гробницами святителей и князей. Панихида закончена была возглашением по чину вечной памяти всем почивающим в храме великим князьям и Владимирским архипастырям, причем опять они были помянуты все поименно.

Так совершилось в нашем городе торжество обновления древнего храма. И это торжество не только наше Владимирское, но, до некоторой степени, и общерусское, ибо св. храм Успения, созданный Князем Боголюбским, есть замечательный исторический памятник для всей России, есть общерусская святыня, и самое настоящее торжество невольно переносит мысль к древним дням славы сего храма, когда он, при св. Андрее Боголюбском, Всеволоде III, Георгии Всеволодовиче был храмом первопрестольного города всей Русской земли. При этом, перенесении св. мощей – событие весьма редкое, знаменательное и почитаемое в Православной Церкви. И какие искренние и глубокие религиозные чувства пережиты были многочисленными благочестивыми христианами в дни этого торжества, сколько теплой веры изливалось в горячей молитве в святом древнем храме в эти дни из многочисленных сердец и простолюдинов, и ученых мужей, – веры по истине теплой, сердечной, живой! Поэтому справедливо выразился один из просвещенных участников торжества, сказав, что «это – торжество веры».

А для Владимирцев какая радость принесена обновлением храма! И прежде этот храм был местом самых теплых молитв перед св. мощами угодников Божиих, перед чудотворной иконой Божией Матери, а ныне, после его обновления, точно сугубая благодать Божия осенила древнее святилище.

Успенский (Княгинин) монастырь во Владимире

Владимир-Княгинин-Монастырь. Фотография от проекта lestni.ca

В северо-западной части так называемого Нового города, у черты древних валов, обращенных к Лыбеди, уютно расположен бывший женский Успенский монастырь. Он получил еще название Княгинина, так как был основан в начале XIII века супругой великого владимирского князя Всеволода III, княгиней Марией Шварновной, происходившей из Чехии. С самого начала монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь владимирского великокняжеского дома. В XIII веке здесь были погребены Мария Шварнов-па, ее сестра Анна, дочь Всеволода III Елена, жена и дочь Александра Невского и другие.

На протяжении нескольких столетий монастырь был крупным вотчинником. К середине XVIII века, ко времени секуляризации церковных земель, монастырю принадлежало 1125 душ мужского пола и около 1480 десятин плодородной земли во Владимирском и Юрьевском уездах.

Сохранившиеся архитектурные сооружения монастыря относятся к XVI—XIX векам.

При входе в монастырь с улицы Некрасова остановимся рядом с маленькой кирпичной сторожкой. Здесь когда-то стояла стройная трехъярусная колокольня, выстроенная в формах классицизма. Не сохранилась также и более древняя шатровая колокольня, ее фундаменты и нижние части стен вошли в угловую юго-западную обстройку стоящего впереди Успенского собора. Лишенный активной архитектурной вертикали, монастырский комплекс несколько потерял свою пространственную выразительность.

Успенский собор. Расположен в центре монастырского ансамбля и является главной доминантой всего комплекса прилегающих построек. Впервые собор упоминается в Лаврентьевской летописи под 1200 годом. В это время он был заложен князем Всеволодом Юрьевичем. В 1202 году собор был уже освящен.

Как показали археологические исследования, собор Всеволода был сооружен не из белого камня, как это делали ранее, а из тонкого кирпича-плинфы размером 19—20Х Х20—23X4—б сантиметров на известковом растворе с примесью толченого кирпича и со швами кладки толщиной 3—5,5 сантиметров. Эти приемы указывают на соблюдение мастерами киевской архитектурной традиции.

Однако сам тип храма принадлежал владимиро-суздальскому зодчеству. Это был одноглавый, четырехстолпный, крестово-купольный храм, напоминавший по плану Дмитриевский собор во Владимире. С трех сторон храм окружала галерея (ширина около 3,3 метра, толщина стен— 1,9 метра), служившая, по-видимому, княжеской усыпальницей. Полы в соборе и в галерее были выложены звучными по цвету майоликовыми плитками с зеленой, коричневой и желтоватой поливой. Фасады украшали перспективные порталы.

В то же время в архитектуру храма были заложены и новые принципы, необычные для строительства Северо-Восточной Руси. фундаменты были сложены из булыжного камня насухо, без раствора. В раскопках были найдены также многочисленные фрагменты лекальных кирпичей, которыми были выложены сложные по профилю пучковые пилястры, членившие фасады здания на прясла и придававшие всей композиции необычайную устремленность вверх. Это дает основание предположить ярусное завершение храма.

Сложность архитектуры Успенского собора Всеволода III свидетельствует о новых художественных течениях, зарождавшихся в то время в русском зодчестве. В основе их лежали объединительные тенденции. Страшное монголотатарское нашествие надодго задержало их развитие.

Видимо, долгие годы чужеземного ига привели монастырь в совершенное запустение, храм стал разрушаться. До начала XVI века никаких исторических сведений о соборе не встречается. Лишь в грамоте московского великого князя Василия III за 1512 год он упоминается «новым», то есть выстроенным заново. Археологические раскопки показали, что новое здание собора было заложено на старом фундаменте с сохранением древних стен на высоту около трех метров. В настоящее время эти стены скрыты под кирпичной кладкой начала XVI века.

Снаружи к основному объему собора сегодня примыкает несколько более поздних построек. Это Христорождественский придел 1665 года на севере и Благовещенский придел 1749 года на юге. В 1823 году с запада к собору была пристроена паперть, прорезанная по фасаду крупными арочными окнами и декорированная рустом.

Советские реставраторы в основном вернули собору подлинный вид, особенно его завершению. В 1924 году архитектором П. Д. Барановским вместо барочной луковичной главы, надстроенной над первоначальной в 1781 году в духе времени, была восстановлена прежняя шлемовидная глава со стройным световым барабаном. В 1958—1961 годах архитектором И. А. Столетовым был реставрирован верх храма, скрытый до того четырехскатной полусферической кровлей.

Успенский собор начала XVI века — одноглавый, крестово-купольный, трехапсидный храм, имеющий в плане квадрат (16X16 метров без апсид). Его основной кубический четверик, четко расчлененный по фасадам плоскими лопатками на прясла, завершается тремя ярусами, килевидных закомар-кокошников, несущих барабан главы. Освещается храм узкими щелевидными окнами (ширина—-65—67 сантиметров). Внешнее декоративное убранство храма весьма лаконично. Основным средством архитектурной выразительности является величавый пропорциональный строй сооружения.

В целом объемно-пространственная композиция здания носит ярусно-пирамидальный характер и свидетельствует, что его строители придерживались форм раннемосковской архитектуры XV — начала XVI века и в определенной степени учли ступенчатую ярусность первоначального собора начала XIII века. Видимо, приемы и навыки белокаменного зодчества начали к тому времени затухать, дав жизнь новым творческим направлениям. Москва, ставшая хранительницей общенациональной архитектурной традиции, все более притягивала к себе взоры руссЮ» мастеров.

Осмотрим теперь интерьер собора. Внутрь храма ведут три килевидных перспективных портала с резными бусинами. Наибольшее впечатление производит западный портал. На нем сохранилась древняя орнаментальная роспись в виде пышных растительных завитков и стеблей, виртуозно исполненная в коричневых тонах по светлому золотисто-охристому фону. Резные детали портала, в частности капители колонок и абаки, позолочены. Вместе с росписью и резьбой это придает порталу очень нарядный вид и как бы заранее настраивает зрителя, входящего в собор, на торжественный лад.

Первое, что поражает внутри храма, его необычайно свободный пространственный характер. Это достигнуто тем, что четыре крестчатых подкупольных столба несколько отодвинуты от центра ближе к стенам, вследствие чего создано значительное межстолпное пространство. Система ступенчато приподнятых подпружных арок, несущих купол, также создает довольно динамичный и постепенный переход от коробовых и крестовых сводов боковых нефов к барабану, через который в храм вливается мощный поток света, придающий верхним частям интерьера особую легкость и воздушность.

Внутри храм представляется необычайно цельным. Стены его не членятся лопатками, как снаружи; отсутствуют и хоры на западной стороне, бывшие непременной принадлежностью владимирских белокаменных храмов. Это способствовало созданию в соборе грандиозного и единого по замыслу ансамбля фресковых росписей, исполненных по указу патриарха Иосифа в 1647—1648 годах московскими мастерами под руководством известного живописца Марка Матвеева.

Росписи гигантским многоцветным ковром покрывают все своды, стены и столбы собора. Они дают яркое представление об эпохе, об эстетических вкусах и общественных идеалах людей того времени, о стремлении человека глубже познать мир, полнее представить его многообразие и более реально и правдиво отразить все это в художественных формах. Сквозь традиционные церковные сюжеты зримо проступают полнокровные образцы современных художнику людей, очень деятельных и смело преобразующих жизнь. Многолюдие композиций, нарядность персонажей, изысканная узорчатость орнамента, богатство красок создают ощущение особой праздничности.

Приглядимся к живописи’более внимательно. Она расположена регистрами (ярусами), а отдельные композиции широкими киноварными разгранками разделены на «клейма», что облегчает восприятие росписей.

Входя в собор через главный западный портал, сразу замечаешь на противоположной восточной стороне, в люнете над алтарной аркой, сцену «Успение богородицы». Храм назван в честь этого события, поэтому указанная композиция выделена как центральная, а сцены из жизни богородицы занимают в росписях собора основное место.

Ниже, в алтарной апсиде, помещена композиция «Да молчит всякая плоть человеча»,’ где рассказывается об основном христианском таинстве превращения хлеба и вина в плоть и кровь Христа.’ Здесь же расположены «Евхаристия» (причащение апостолов) и несколько иллюстраций назидательных сюжетов из «Пролога», книги о жизни святых. Яркая, необычайно живая, многофигурная живопись алтаря свидетельствует о широте познания мастеров, об остроте их ума, большом композиционном и колористическом даре.

Слева от алтаря, в жертвеннике — «Тайная вечеря», а справа, в диаконнике — сцены с богородицей и Зосимой.

В росписи верха храма сохраняется традиционная иконографическая схема. В куполе изображен поясной Вседержитель. Роспись барабана представляет собою два яруса изображений величественных библейских праотцов: вверху, в простенках между окон, помещено восемь фигур, в нижней части — еще двенадцать. На парусах — евангелисты с символами. На склонах сводов и в люнетах (кроме упомянутого «Успения богородицы») евангельские композиции: «Рож дество Христово», «Благовещение», «Сретение», «Вход в Иерусалим», «Крещение», «Преображение», «Воскресение», «Снятие со креста», «Вознесение». Это очень динамичные сцены; персонажи представлены подчас в сильных ракурсах, пышные складки орнаментированной одежды придают фигурам бурное движение, а лики отражают чувство глубокой взволнованности. Все это соответствует помещенным здесь сюжетам, рассказывающим о наиболее драматических эпизодах христианского мифа. Художники стремились проникнуть во внутренний мир своих героев и передать их непосредственные чувства.

Совершенно в ином психологическом ключе решена мастерами роспись южной и северной стен собора. Живопись посвящена главным образом жизни и деяниям богоматери. Большая часть сцен, размещенных четырьмя ярусами на каждой стене, иллюстрирует «акафист» (прославление) богоматери. Фрескам этого цикла присуще лирико-повест-вовательное начало. Сам размеренный ритм композиций как бы подчеркивает спокойный, уравновешенный характер рассказа. Образы героев поэтичны и проникнуты теплым человеческим чувством. Здесь художники наиболее полно выразили свое стремление к реалистическому изображению. Сцены полны житейских подробностей, в них смело вводятся бытовые детали, почерпнутые из конкретной обстановки, а также пейзажи и архитектурные сооружения.

Самое большое впечатление на зрителя производит живопись западной стены. Здесь располагается огромная сцена «Страшного суда». Уходя из собора, как бы в назидание, человек наглядно должен был видеть грядущие последствия избранного им жизненного пути.

Роспись хорошо просматривается благодаря умелому композиционному построению. Ее центром является изображение торжественно восседающего на троне Христа с расположенными вокруг апостолами и ангельским воинством. Это главные судьи. В левой руке у Христа меч, который направлен в сторону грешников. В мольбе за род человеческий к ногам Христа припадают прародители Адам и Ева. Ниже вся правая сторона фрески посвящена теме ада и греховности человека, а на левой представлены сцены рая. Обе части зрительно отличаются одна от другой: ад изображен в более темных и мрачных тонах, а рай — в светло-радужных. Праведных от неправедных отделяют весы, на которых определяются добродетели и пороки человека, а также маленькая фигурка обнаженного младенца. На правой стороне интересно решена группа грешников, среди которых изображены иноверцы: мусульмане в чалмах, азиаты в шкурах и другие. Очень живо, по-жанровому, написаны европейские купцы: они на первом плане, одеты в пышные камзолы, на ногах у них кожаные башмаки на толстой подошве и белые чулки. Эти подробности были хорошо известны русским людям. Предприимчивые иностранцы наводняли русский рынок своими товарами, что шло вразрез с интересами русских предпринимателей. Поэтому художники и поместили их в разряд неправедных.

Запоминаются также изображенные в кругах сюжеты «Земля и море отдают мертвецов» и «Четыре неправедных царства». Элемент фантастики и назидательности присутствует в изображении огненного змея, олицетворяющего людские грехи, и в сценах мук ада.

В левой части картины «Страшного суда» внимание привлекает группа оправданных судом и торжественно шествующих к вратам рая праведников, которую возглавляет апостол Петр. Их лики озарены светлой радостью, а взоры устремлены вперед. Рядом представлен сам рай в виде сидящих праотцов Авраама, Исаака и Иакова с праведными душами («Лоно Авраамово»). А вокруг — райский сад с пышной растительностью, яркими цветами и красивыми поющими птицами. Кажется, весь свой талант и всю звучность красок вложили мастера в написание этой сцены, получившейся самой мажорной в композиции «Страшного суда».

Покидая собор, обратим внимание на роспись столбов. Здесь ярусами расположены единоличные изображения святых. Наибольший интерес представляют фрески юго-западного столба с изображениями владимиро-суздальских князей, канонизированных церковью: Андрея Боголюбского, Всеволода Юрьевича, Юрия и Константина Всеволодовичей и других. Фигуры величественны, выражения лиц сдержанны, но внутренне напряжены. В основе этих росписей лежит, по-видимому, идея прославления русской государственности. Эта тема имела в середине XVII века в условиях укрепления русского централизованного государства особую актуальность и нашла свое выражение в живописи Успенского собора.

Цветистость орнамента и жизнерадостность образов живописи надолго остаются в памяти зрителя.

Казанская церковь.

Расположена к западу от Успенского собора. Сильно искажена многочисленными перестройками. Возведена в 1789 году с использованием фундаментов и стен стоявшего на этом месте древнего храма Иоанна Златоуста, упоминаемого в монастырских документах середины XVII века.

Вполне вероятно,, что эта постройка появилась в монастыре еще в XV веке, вскоре после сооружения Успенского собора,, и представляла собою обширную светлую трапезную палату, входившую тогда в обиход монастырского строительства Московской Руси.

Существующее ныне здание —двухэтажное, квадратное в плане, с идентичным членением внутреннего пространства обоих этажей. Особенно большое впечатление оставляет интерьер верхнего помещения. Это четырехстолп-ный просторный зал, перекрытый сомкнутым сводом.

Кельи

Сооружены во второй половине XIX века. Располагаются по периметру монастырской территории вдоль ограды и имеют небольшие приусадебные участки. Стоят на месте прежних келейных построек, полностью сгоревших во время большого пожара 1855 года, Выстроены попроекту епархиального архитектора Я- Крылова, разработавшего несколько типов одно-двухэтажных деревянных гражданских зданий для монастыря. Большей частью это небольшие дома, обшитые тесом, в три — четыре окна по фасаду, с двускатной кровлей и интересными по форме резными наличниками окон, многие из которых имеют филенчатые ставни. Все келейные постройки образуют выразительное пространственное обрамление для монументальных каменных сооружений центра ансамбля.

Северно-западной границей монастыря служили валы. Осмотрев открывающуюся оттуда широкую панораму северного района современного города, пройдем вверх по улице Ильича.

Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.

описание, история и интересные факты

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь – одна из исторических жемчужин России. Он расположен во Владимире и насчитывает более 800 лет своей истории. Много событий пронеслось над страной. А храм и память о поколениях монахинь, горожанах, чудесах, совершившихся в обители, сохранились, и интерес к ним только преумножается с годами.

Основатели монастыря

В 1200 году на Руси было два равновесных княжества: Киевское и Владимирское. Оба одинаково могущественные. Княжил во Владимире великий князь Всеволод, а супругой его была княгиня Мария. Оба были глубоко и искренне верующими людьми. Их помыслами, чаяниями и делами был заложен Успенский монастырь близ реки Лыбедь. Инициатором постройки женской обители была княгиня. История и летописи сообщают, что супруги жили в согласии между собой. Они очень любили народ. В семье князя родились 12 детей: 8 мальчиков и 4 девочки. С рождением последнего сына Иоанна Мария сильно заболела и семь лет стойко и безропотно переносила тяготы.

В период болезни княгиня задумала заложить монастырь. И обратилась с этой просьбой к мужу. Он поддержал начинание. Чтобы построить монастырь, княгиня купила на собственные деньги землю под будущую обитель. Первый камень в основание монастырских стен заложил сам князь Владимирский Всеволод в 1200 году. Болезнь не отпускала женщину. В её помыслах было стать монахиней новостроящегося монастыря, в чём она дала обет Господу. Со рвением исполняла она обязанности жены, матери и правительницы, но душа хотела строгой монашеской жизни. Только в 1206 году Мария смогла исполнить свой обет.

Княгиня-монахиня

Лаврентьевская летопись свидетельствует, что с печалью и слезами проводил князь жену в монастырские стены на постриг. В Троицкой летописи так описываются эти события: «В 1206 году 2 марта пострижеся великая княгиня Мария в монашеский чин в монастыре Святыя Богородицы, юже сама создала и нарекоша ей имя Мария, в то же имя крещена бысть. И проводил её великий князь Всеволод со слезами многими до монастыря Святыя Богородицы и сын его Георгий и дщи его».

Женщина недолго прожила в схиме. Она умерла в тот же год, 1 апреля. Горожане печалились и оплакивали княгиню. Она была очень добра, помогала нищим, защищала вдов и сирот, «подавала многую милость народу». Её похоронили под стенами обители. С этого времени святое пристанище получило имя – Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире.

Дальнейшая история

В монастыре расположены два храма: Успенский собор и Казанский храм. Первый стал родовой княжеской усыпальницей. Первоначальная постройка храма не сохранилась. Буквально через сорок лет после завершения строительства Успенский Княгинин монастырь был опустошён, как и город Владимир, набежавшими татарскими полчищами хана Батыя. На протяжении долгого времени обитель была в запустении настолько, что даже летописи о ней молчали до шестнадцатого века.

Отстроенный Успенский собор, который сегодня можно увидеть на территории монастыря, относится к шестнадцатому веку. Именно тогда начался новый расцвет жизни обители. Его возвели на фундаменте старой постройки. Для росписи стен храма были приглашены лучшие мастера под руководством государева иконописца Марка Матвеева. Наивысшего расцвета Княгинин Успенский монастырь достиг к концу девятнадцатого века. В этот период к храму был пристроен придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1900 году, в связи с 700-летним юбилеем, монастырю было возвращено звание «Княгинин». В том же XIX веке после многочисленных перестроек Успенский собор был заново освящён. Ему покровительствует Казанская икона Божией Матери. Одновременно приделы храма посвящены Иоанну Златоусту и святому великомученику Авраамию Болгарскому, чьи мощи хранились в монастыре.

Новейший период

Революция 1917 года и богоборческая кампания не обошли стороной Княгинин Успенский монастырь. Январь 1918 года принёс обители весть о национализации. Помещения передавались в пользу государства. Проводились обыски, реквизиции, изгнание монахинь. Некоторое время удавалось сохранить привычное житьё и проводить службы, но это было уже очень сложно. В 1919 году новая власть на месте монастырского кладбища оборудовала детскую площадку. Больница, келья настоятельницы монастыря и трапезная сестёр перешли к государству. В них открыли детский приют и сад.

Окончательно Княгинин Успенский монастырь был закрыт в 1923 году. Уже через пять лет Успенский храм стал хранилищем Государственного архива Владимирской области. На территории монастыря в 1986 году был открыт музей атеизма. Монашеская жизнь вернулась сюда только в 1998-м. Периоды упадка сменялись возрождением в истории как страны, так и монастыря, неразрывно связанного нитями судьбы с землёй, людьми, верой. Стены обители, основанные на большой любви и вере, не могут быть разрушены злым умыслом или человеческой волей. Об этом свидетельствует вся история монастыря. Свято-Успенский женский скит снова возродился и несёт своё служение.

Святыни монастыря: целительные мощи

Первые святыни в монастыре появились почти сразу после его сооружения. Через тридцать лет после закладки первого камня обители сын основательницы монастыря княгини владимирской Марии, Георгий, собственноручно принёс в храм мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Согласно историческим летописям, он был выходцем из богатого рода волжских болгар, принявшим православие. Он проповедовал христианскую веру среди своих соплеменников магометан. Летописи тех лет отмечают, что с водворением мощей в стенах монастыря случилось много чудес, исцелений.

Святыня покоилась в обители вплоть до 1919 года. Когда её реквизировали, то небольшую толику мощей удалось сохранить. Рака с тленом святого Авраамия Болгарского, покровителя монастыря, вернулась в собор в 1991 году. С тех пор летопись чудес постоянно пополняется свидетельствами исцелений от болезней и житейских невзгод. Почитаема в стенах храма икона великомученика целителя Пантелеймона. Она была написана в иконописной мастерской скита праведной Анны, что находится на святой горе Афон. Перенесена в Княгинин Успенский монастырь в 1999 году. К иконе прилагается частица мощей святого целителя Пантелеймона.

Чудотворная икона

Также в пределах Успенского собора Княгининого монастыря находится древнейшая чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Она была написана по видению князя Андрея Боголюбского в 1157 году. Она утвердилась в обители с 1992-го, когда была возвращена в храм из музея. Новым домом для неё стал Успенский Княгинин монастырь. Описание возникновения иконы можно найти в летописях и услышать от экскурсоводов при посещении обители. Неоднократно спасала она владимирцев от эпидемий, засух, осеняла своей зашитой в военные годы, защищала от голода и отчаяния. Икона почитаема народом и прославлена многими чудесами. Этому есть многочисленные летописные подтверждения, а также свидетельства прихожан об исцелениях, совершившихся уже в наше время.

Архитектурная ценность

Духовные традиции, материальное наследие – это часть культуры и истории страны в целом. Немалый вклад в неё сделал и Успенский Княгинин монастырь во Владимире. Описание храма в поэтической, восторженной форме дал Блаженнейший Анастасий, архиепископ Албанский: «Прекрасный храм! Он белый и чистый, своими лёгкими формами устремлён в небо, а когда заходишь внутрь — здесь фрески, иконы, лампады в полумраке, алтарь Бога Бышняго: такой должна быть и душа человека — снаружи устремлена в небо, а в глубине скрывать алтарь и Самого Бога».

Если рассматривать храм, то и сегодня постройка поражает своей мощью и красотой. Успенский храм представляет собой украшение всей обители. Устремлённый вверх белыми стенами, он увенчан тремя ярусами килевидных кокошников. Над ними возвышается великолепный мощный световой барабан с традиционной луковичной крышей. Многочисленные археологические раскопки, проводимые в разное время на территории монастыря, каждый раз открывали новые грани истории обители. Так было выяснено, что в первые годы после постройки храма его окружала неширокая крытая галерея, выложенная дорогой майоликовой плиткой. И это далеко не все тайны, которые хранит Княгинин монастырь. Работы по изучению продолжаются.

Монастырская жизнь

В возрождённой обители ежедневно проводятся церковные службы и ведётся напряжённая духовная жизнь. Возрождаются старинные ремёсла. Сёстры своими руками шьют облачения для священнослужителей и для других потребностей храма. Активно участвуют в реставрационных и строительных работах. В монастыре открыта иконописная мастерская. Тут возрождается искусство церковной вышивки, которым он славился с 1606 года.

Стараниями игуменьи монастыря открыта церковно-приходская школа для детей. Также при обители работает Епархиальное женское училище. Тут готовят преподавателей воскресных школ, псаломщиков, регентов церковных хоров. Свято-Успенский Княгинин женский монастырь – жемчужина духовной жизни России. Посетить обитель стоит каждому, чтобы самостоятельно прикоснуться к чуду, ощутить связь времён и поколений.

Княгинин монастырь во Владимире

Один из главных городов Золотого кольца — Владимир был когда-то могучей столицей Северо-Восточной Руси. До наших времен сохранилось несколько исторических построек, помнящих правление великих князей, основателей Владимирского княжества. Лучше всего сохранились храмы, монастыри и другие религиозные строения. Одной из древнейших достопримечательностей Владимира является Княгинин монастырь, основанный предположительно в 1200 г.

В Княгинином монастыре

В Княгинином монастыре

Возникновение его связано с именами великого князя Всеволода Большое Гнездо и его супруги Марии Шваровны. Семья их была очень плодовита, в браке родилось двенадцать детей, за это князь и получил прозвище «Большое гнездо». Мария Шваровна отличалась особой набожностью, поэтому, когда после последних родов она сильно заболела, то попросила мужа основать монастырь, который назвали в честь ее Княгининым. Почувствовав скорую смерть, княжна приняла постриг в монахини в созданном монастыре и вскоре скончалась.

Как пишут многие летописцы, все жители Владимирского княжества горько оплакивали кончину любимой княгини. А Княгинин монастырь стал с тех пор родовой усыпальницей великих княгинь. Здесь были захоронены сестра и дочь Марии Шваровны, обе жены и дочь князя Александра Невского, который являлся внуком благочестивой основательницы Успенского Княгининого монастыря.

Княгинин монастырь

Княгинин монастырь

Так как монастырь этот был очень богатым, то во время татаро-монгольского нашествия не раз страдал от набегов и разорений. Затем в Княгинин монастырь не раз ссылали неугодных царевен. Так, здесь какое-то время проживала одна из жен царевича Ивана, сына Иоанна Грозного, которую упекли сюда за бездетность, а позже в этом же монастыре нашла приют царевна Ксения — дочь царя Бориса Годунова.

На территории Княгинина монастыря

На территории Княгинина монастыря

С петровских времен начался упадок монастырской жизни, а после прихода к власти большеви-ков древний Княгинин монастырь вообще закрыли и дали ему новое название — поселок Воровского.

Только с 1992 г. возобновилась монашеская жизнь. Монастырю вернули его главную святыню — икону Боголюбской Божьей матери, которая считается первой иконой, написанной русскими мастерами. До этого все иконы привозили из Византии. Считается, что написана она по велению Андрея Боголюбского, а, следовательно, ей примерно 850 лет. Поместили ее в Успенском соборе.

Кроме того здесь же хранится другая важная реликвия — частица мощей святого Авраамия Болгарского. Этот святой изначально исповедовал ислам, но затем принял православие. Не поддавшись на многочисленные уговоры отречься от христианской веры, он был казнен. Позже владимирский князь Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо перенес мощи святого в Княгинин монастырь. Говорят, от них происходили чудесные исцеления от душевных и глазных болезней.

Тот Успенский собор, который можно сейчас увидеть в монастыре был выстроен в XVI веке на фундаменте более раннего храма. За кирпичной кладкой сохранились фрагменты древних стен. В середине XII века интерьер церкви украсили чудесными фресками, выполненными московски-ми мастерами. К счастью, и они в целом сохранились.

Успенский собор

Успенский собор

Успенский собор

Успенский собор

Восстановление Княгининого монастыря, хранящего историю великих князей Владимирской земли, продолжается. Остается надеяться, что ничто не помешает былому процветанию этого святого места.

Цены и отзывы на отели во Владимире

Цены и отзывы на отели в Суздале

Успенский собор

Успенский собор

источник: mosguides. ru

Успенский собор расположен в самом центре Соборной площади, ориентируя все остальные памятники вокруг. Этот монументальный храм считается главным храмом Русской земли. На протяжении веков он был связан с важными событиями в жизни страны. Здесь короновались русские цари (в 1547 г. — царь Иван Грозный, в 1721 г. — Петр I) и избирались главы Русской церкви, оглашались правительственные указы и совершались молитвы перед военными походами.Здесь митрополиты нашли свое последнее пристанище. Но прежде чем Успенский собор стал настолько важным, он пережил множество невзгод.

История Успенского собора началась в XII — XIII веках, когда по приказу московского князя Даниила Александровича старая деревянная церковь была заменена первым Успенским собором. Он просуществовал около четверти века.

В 14 веке Иван Калита решил перестроить каменный храм, чтобы сделать его самым величественным и величественным в России.Для этого была веская причина. В связи с переездом митрополита Владимира в Москву столице потребовался новый храм, который по красоте и величию мог затмить Владимирский собор. В 1470-х годах началась перестройка Успенского собора. Первоначально строительство собора возглавили русские архитекторы, но при возведении арок храм обрушился. Монарх пригласил новых мастеров — известного архитектора из Италии Аристотеля Фиораванти и его учеников. Фиораванти закончил строительство к 1477 году.В 1479 году состоялось торжественное освящение Успенского собора. В новом Успенском соборе отразились лучшие достижения древнерусского зодчества и итальянской школы. Украшенный пятью золотыми куполами, собор поражал современников своей красотой, строгостью и величием, хотя и совсем небольшими. Парадный храм до сих пор поражает гармонией и пропорциональностью всех архитектурных форм. Успенский собор в Кремле открыл новую главу в истории русской архитектуры.Он затмил все ранее существовавшие русские церкви до конца 17 века и послужил образцом для подражания, тем самым открыв совершенно новую эру архитектуры. В соборе три часовни. Главный вход в храм расположен со стороны Соборной площади. Вход в здание охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель. В арках изображены фигуры святых. Над ними изображение Богородицы с младенцем. Эти разноцветные фрески были написаны неизвестными русскими художниками 17 века.

Архитектура и фрески храма создают образ космоса. Своды собора символизируют небо, поддерживаемое колоннами собора. Интерьер собора создавали лучшие художники того времени. Внутри собора находится большой парадный зал. Уникальные настенные росписи, иконы и разнообразная церковная утварь считаются бесценными произведениями искусства в мире. В Успенском соборе находится великолепный пятиъярусный иконостас, традиционный для русских церквей.Каждая эпоха оставляла в Успенском соборе свои памятные следы. В 1551 году, во время правления Ивана Грозного, резчики по дереву изготовили и установили в храме так называемое «Мономаховское место» или «Мономахов трон». Ноги трона — четыре резных деревянных животных, а стены трона покрыты барельефами, изображающими коронацию Владимира Мономаха в Константинополе. Над престолом стоит резной шатер на фигурных колоннах.

В ризнице Успенского собора хранится яшмовый сосуд для драгоценной мирры, предназначенный для коронации русских царей, так называемого Августинского Краби.Этот сосуд, согласно легенде, принадлежал римскому императору Августу. Из Рима он попал в Византию, а оттуда был отправлен в дар императору Алексею Комнину Владимиру Мономаху. Во время войны 1812 года Успенский собор был опустошен войсками Наполеона; там устроили конюшни. Перед вылетом из Москвы они увезли более пяти тысяч тонн серебра и около трехсот килограммов золота. После войны возвращенное серебро было использовано для центральной люстры церкви.

Богослужения в Успенском соборе возобновлены в 1990 году.

Достопримечательности

Музеи

Разное

Успенский собор Дранда Абхазия

В северной окраине села Дранда Гулрипшского района, на высоком плато среди построек Драндского монастыря-общежития, доминирует его главный собор. Этот памятник относится к разновидности греческого креста, четырехколонных храмов, которые были наиболее распространены для Византии в VI-VII веках.Восточный фасад образован пятиугольными выступами трех апсид, которые образуют алтарь с боковыми помещениями, такими как диаконикон и верительный стол, соединенные проходами. Два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами соответствуют вышеупомянутым в западной части храма. С западной стороны к нему примыкает такой обширный продольный зал, как нартекс с хорами на первом этаже. Храм увенчан куполом, опирающимся на невысокий 16-гранный (внешний) барабан, и освещен через 36 больших окон в готическом стиле.Интерьер храма был расписан соответствующими сценами из священной истории, а изображения святых частично сохранились до сих пор … Можно также увидеть некоторые остатки многих других изображений, которые едва видны из многих выцветших и ветхих частей, хотя в целом его цвета замечательно свежо … Внутри доступны две мраморные гробницы: одна под самим священным столом, а другая у входа, рядом с западными дверями (здесь только обнаружены кости, мраморные куски, гвозди и несколько плоских медных частей).

В 1860 г. историк Д. Бакрадзе посетил храм Дранда и рассказал, что видел «фреску Преображения Господня, а также фрески с изображением Спасителя и святых …» Со временем эти фрески разрушились и не восстанавливается снова.

По мнению некоторых исследователей, Драндский собор — это то самое сооружение, которое, по словам византийского историка Прокопия Цезаря, построил император Юстиниан Великий. Здесь же размещено епископство архиепископа Абхазской епархии.

Абхазская епархия занимает 34-е место в списке епархий Константинопольской церкви, относящихся к VII веку. Мы знаем четырех епископов Дранды, таких как Федор, живший в первой половине XV века, Саба (Савва), упомянутый надписью на иконе, найденной в Сванетии, Филипп участвовал в Соборе, созванном по поводу ухудшения нравственности в Имеретии (первый половина XVI века), а Гавриил вынужден был покинуть город в связи с включением Дранды в состав Абхазского княжества (третья четверть XVII века) и умер в Иерусалиме.

www.abkhazian-church.ru

Житие строителей монастыря Метеоры Успенского скита

  • Дом
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • 1z6g1tav01s.1.0.2.0.2.0.1.0.0.7″> Новости и интервью

    Жанры

    • Искусство
    • Биография
    • Бизнес
    • Детская
    • Христиан
    • Классика
    • Комиксы
    • Поваренные книги
    • 1z6g1tav01s.1.0.2.0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList0.0:$Ebooks»> Электронные книги
    • Фэнтези
    • Художественная литература
    • Графические романы
    • Историческая фантастика
    • История
    • Ужасы
    • Музыкальные воспоминания
    • 1z6g1tav01s.1.0.2.0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList1.0:$Mystery»> Тайна
    • Документальная литература
    • Поэзия
    • Психология
    • Романтика
    • Наука
    • Научная фантастика
    • Самопомощь
    • 0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList2.0:$Sports»> Спорт
    • Триллер
    • Путешествия
    • Молодые люди
    • Больше 077
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Спросите автора

    The Unofficial Princess & Conquest Wiki

    В Princess and Conquest есть множество маршрутов, каждый из которых следует за историей определенного Принцесса. Привязка к Пути принцессы позволит Рыцарю закончить свою историю и завершить игру, позволяя игроку начать Новую Игру +, но также не позволит им заблокироваться на любом другом Пути до следующего прохождения.

    Подтвержденные маршруты [править]

    Это маршруты, у которых подтверждено окончание (т. Е. Их можно завершить).

    Маршрут принцесс кобольдов [править]

    • Поднимите показатель любви KoboldP и постоянно взаимодействуйте с ней в лагере до третьего события, где появится ее квест
    • Завершите квест и продолжайте общаться с ней в лагере до пятого события (секса)
    • Вернитесь к руинам Крепости Кобольдов через Копи Кобольдов и войдите в тронный зал
    • Согласие помочь восстановить ее правление начинается Путь Кобольда

    У этого Пути есть несколько возможных концовок.

    Маршрут принцессы скелетов [править]

    • Продвигайтесь по квестовой линии SkeletonP (продолжайте повышать близость и разговаривать с ней во время ее правления)
    • Решив не допустить проблемы и выяснить, почему SkeletonP не хочет жениться, начинается Маршрут

    Маршрут принцессы собак [править]

    • Отправляйтесь в Башню принцессы собак на юге, осмотрите дверь и выйдите из дома
    • .
    • Вернитесь в башню, сразитесь с врагами и покиньте
    • Вернитесь в башню, войдите в нее и поднимитесь по лестнице, чтобы встретить DogP
    • .
    • После секса, разговора с ней и выбора остаться с ней начинается Маршрут

    Маршрут Принцессы Дракона I [править]

    • Отправляйтесь в Логово Драконьей Принцессы I с KoboldP и поговорите с DragonP I
    • Согласившись помочь ей восстановить клад, начинается Маршрут

    Маршрут Принцессы Дракона II [править]

    • Убедитесь, что у вашего рыцаря 0 интеллекта; разговор с Мэри-Аннет в Мрачном лесу позволяет рыцарю сбросить свои характеристики за определенную плату.
      • Рыцарю может потребоваться улучшить другие характеристики
    • Оборудуйте ледостойкий предмет, e.грамм. корень чунга. Если игрок выбрал Священную Свечу в начале, он может получить Корень Чунга, вернувшись в тронный зал Крепости Кобольдов и открыв сундук, или подождав несколько дней после начала игры и собрав один из леса к северу от крепости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *