Владимир Невоструев поздравил Удмуртский государственный театр фольклорной песни «Айкай» с 30-летием
26.11.2020 Сегодня Председатель Государственного Совета Владимир Невоструев побывал на юбилейном концерте Удмуртского государственного театра фольклорной песни «Айкай», который был посвящён 30-летию творческого коллектива.Спикер парламента сердечно поздравил артистов и их благодарных зрителей с торжественным событием, подчеркнув, что «Айкай» является настоящей визитной карточкой Удмуртии.
«Сегодня «Айкай» это визитная карточка Удмуртии. Вы абсолютно с нуля создали коллектив и за 30 лет сделали его настоящим достоянием республики, — сказал спикер республиканского парламента. – «Айкай» достойно представляет Удмуртию на всероссийских и международных мероприятиях, вносит неоценимый вклад в укрепление имиджа нашей республики».
Владимир Невоструев напомнил, как восторженно встречали несколько лет назад в Германии на «Зелёной неделе» с участием 50 стран мира выступление театра и его «аксакалов» Евгения Георгиевича Серебренникова и Геннадия Васильевича Кузнецова.
Спикер парламента Удмуртии добавил, что в республике знают и очень ценят театр «Айкай». В этом году коллектив театра занесён на республиканскую Доску почёта.
Справочно:
Удмуртский государственный театр фольклорной песни «Айкай» создан в 1990 году. За 30 лет своей плодотворной творческой деятельности коллектив создал множество постановок, которые сейчас составляют «золотой фонд» национальной музыкальной культуры.
Артисты театра возрождают старинные образцы песенно-танцевальной, инструментальной культуры, национальных костюмов, украшений, воплощая их в сценическом пространстве.
В репертуаре коллектива — семейно-бытовые и календарные обрядовые постановки, музыкально-хореографические композиции, народные и авторские произведения.
С 1991 года «Айкай» получил признание как лучший национальный профессиональный коллектив в международных фольклорных фестивалях в Швеции, Венгрии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Хорватии, Германии и Голландии.
В 1995 году театру присуждена Государственная премия Удмуртской Республики «За достойное представление удмуртского национального искусства на мировой арене».
Труппа театра универсальна — в ней каждый артист одновременно и танцор, и исполнитель, и инструменталист, под стать народным талантам.
Все выступления «Айкая» — великолепное завораживающее зрелище, в котором бережно сохранены традиции фольклорной исполнительской культуры. При этом творчество коллектива пронизано чувством современности, связью времен и поколений.
В год 100-летия государственности Удмуртии Государственный театр фольклорной песни и танца «Айкай» Указом Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова занесён на Доску почёта.
Добро пожаловать — Муниципальное образование Город Воткинск
В Воткинске начался отборочный этап шестого ежегодного республиканского конкурса «Семейные трудовые династии»
Конкурс пройдет по трем номинациям. Напомним, в 2019 году династия Шабалиных одержала победу в номинации «Старейшая династия», в 2020 году в номинации «За эффективную работу» победила династия Гущиных.
17 февраля состоялась 6-я сессия Воткинской городской Думы.
Повестка была насыщенной, депутаты рассмотрели 17 вопросов.
Напомним, «КАРТА ТУРИСТА. ВОТКИНСК», по единодушному мнению экспертов Всероссийской туристской премии «Маршрут года-2020», признана лучшей в своей номинации.
Воспитанники станции юных техников вошли в число победителей и призеров Межрегионального фестиваля по робототехнике
В Кирове завершен Межрегиональный фестиваль «РобоСКАРТ», участниками которого были команды из 15 регионов России. Воспитанники станции юных техников успешно выступили в номинации «Робототехнические устройства» в возрастной категории «14+».
Вакцинация – основное средство защиты от COVID-19
На сегодняшний день в Воткинске зарегистрировано 1234 случая заражения коронавирусной инфекцией. За период с 1 по 16 февраля выявлено 92 новых случая заболевания. Основным средством защиты от COVID-19 является вакцинация. В настоящее время она активно ведется и в нашем городе. В Городской больнице №1 впервые поставили прививку 570 человек, дважды привиты 195. В районной больнице вакцинацию в первый раз прошли 905 человек, повторно – 150.
В числе 32-х выпускников первого потока Региональной партийной школы есть представители Воткинской городской Думы – председатель Алексей Пищиков и депутаты Иван Попов и Елена Мельникова.
По итогам первого выпуска «Региональной партийной школы» в Удмуртии партии запущено более 20 проектов
15 февраля в зале Удмуртской государственной филармонии прошёл финал первого потока образовательного проекта партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Региональная партийная школа».
Повестка шестой сессии Воткинской городской Думы седьмого созыва
(17 февраля 2021 года 10.00 час.)
15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов
14 февраля, в канун Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, в Воткинске состоялись памятные мероприятия.
Праздник удмуртской песни
В воскресенье, 14 февраля, в ДК «Юбилейный» состоится праздник удмуртской песни «Удмурт кырӟан!». В этом году он пройдет в новом формате. Гостей ждут современная стилизация народных мелодий, эстрадные удмуртские песни и танцы в исполнении молодых исполнителей.
Внимание! Новый график работы управления ЗАГС!
С 15 февраля 2021 года Управление ЗАГС Администрации города Воткинска переходит на новый режим работы
«Лыжня России – 2021»
Уважаемые жители Воткинска! Напоминаем, что 13 февраля в Березовском лесу пройдет открытая Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России – 2021».
День бесплатной юридической помощи в формате «Горячей телефонной линии»
18 февраля 2021 года с 10.00 до 13.00 часов — День бесплатной юридической помощи
Уважаемые руководители организаций-плательщиков транспортного и земельного налогов!
Если ваша организация имеет право на льготы по транспортному и земельному налогам — подайте заявление в налоговый орган. В 2021 году принимаются заявления для получения налоговой льготы за 2020 год. Сдайте заявление в феврале 2021 года и в Сообщение налогового органа будут включены суммы налогов с учетом налоговых льгот.
Внимание! Понижение уровня воды в водохранилище на реке Вотка
В рамках подготовки к весеннему паводковому периоду с 10 февраля по 25 марта будет осуществляться понижение уровня воды в водохранилище на реке Вотка с интервалом 1-2 сантиметра в сутки, до отметки 89,5 метра Балтийской системы.
Четыре артиста ансамбля песни и танца Удмуртии «Италмас» не прошли аттестацию // ИА Сусанин
Об этом на пресс-конференции в пятницу, 15 сентября, журналистам рассказал директор филармонии Алексей Фомин.
Ижевск. Удмуртия. В Удмуртии четыре артиста государственного академического ансамбля песни и танца Удмуртии «Италмас» не прошли аттестацию. Об этом на пресс-конференции в пятницу, 15 сентября, журналистам рассказал директор филармонии Алексей Фомин.
По его словам, этим летом в филармонии состоялась аккредитация коллектива, и 4 артиста её не прошли.
«Мы четверых артистов, к сожалению, не аттестовали. Кадровая ротация она все равно будет, она необходима, потому что мы говорим об академическом, профессиональном коллективе», — сказал Фомин.
Также директор филармонии отметил, что необходимо уделить внимание воспитанию национальных кадров.
«Мы нацелены на то, чтобы национальный кадр он был не только национальным кадром, но чтобы он что-то как минимум умел», — добавил Алексей Фомин.
Наша справка:
Государственный академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас» -фольклорный коллектив, созданный в 1936 году.
Сегодня в исполнении ансамбля звучат старинные народные обрядовые, современные удмуртские песни, произведения, а также песни и танцы народов мира.
Коллектив ансамбля состоит из 70 артистов: хоровая группа 30 человек, балетная группа 25 человек (12 пар), оркестровая группа 15 человек.
«Италмас» неоднократно выступал в программах всесоюзных фестивалей «Русская зима», «Московские звезды», «Киевская весна», в культурных программах ХХII Олимпийских игр и ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, принимал участие во всероссийском фестивале национальной культуры в Москве. В разные годы ансамбль с успехом представлял свое искусство в Чехии, Словакии, Германии, Финляндии, Корее, Японии, Таиланде, США, Франции, Италии.
Художественный руководитель Государственного академического ансамбля песни и танца Удмуртской Республики «Италмас» — Сёмен Байкузин.
Урок 5. культура разных народов россии: музыкальные краски удмуртии и чувашии — Музыка — 2 класс
Музыка, 2 класс
Урок 5. «Культура разных народов России: музыкальные краски Удмуртии и Чувашии»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Знакомство с интонационно-образными особенностями народной музыки Удмуртии и Чувашии.
- Осмысление содержания, выявление характерных интонаций, подголосков и формы образцов народной музыки
- Выявление тембровых характеристик народных музыкальных инструментов.
- Выявление и исполнение танцевальных и маршевых ритмов в процессе сравнения чувашской, удмуртской русской народной и композиторской музыки.
- Знакомство с интервалом «октава».
Глоссарий по теме:
Октавой называют музыкальный интервал, то есть расстояние от одного до другого звука по высоте.
Слово «октава» обозначает «восемь». Поэтому интервал «октава» можно построить так. Споём звукоряд от любого звука, например, «до, ре, ми, фа, соль, ля, си». Это семь звуков. Восьмым звуком будет вновь «до». Крайние звуки составят октаву – «до-до». Попробуем ещё раз: «ре, ми, фа, соль, ля, си, до». И продолжим: «ре». В этом случае октава – «ре-ре».
Увидеть октаву в музыкальном произведении очень легко: нужно просто увидеть звуки, разные по высоте, но с одинаковыми названиями, то есть находящиеся в разных октавах.
Например, вспомним припев песни И.О. Дунаевского «Широка страна моя родная». Его можно спеть с трех нот «до»: две первых звучат ниже (это ноты первой октавы), а третья «до» звучит выше (это нота второй октавы). Между второй и третьей нотами «до» — октава.
Ключевые слова
Интонации, форма, содержание, инструменты, нотная грамота, Удмуртия, Россия, Чувашия, песня, танец, песенность, танцевальность.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Г.П. Сергеева. Музыка. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 34-37; 40-41.
- Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 67; 117-118; 209; 280.
На уроке мы узнаем индивидуальные черты музыки Удмуртии и Чувашии;
научимся определять тембры национальных музыкальных инструментов;
сможем напевать национальные удмуртские и чувашские мелодии.
Основное содержание урока
Россия – многонациональная страна, на территории которой проживают разные народы. И каждый народ привнёс свои традиции в общее культурное наследие нашей Родины. Национальная музыкальная культура Удмуртии и Чувашии имеет древнее происхождение и отличается богатством жанров. Сейчас мы услышим песню «Ветерок» в исполнении фольклорного коллектива «Бурановские бабушки». Но сначала познакомимся с текстом песни.
Вот тебе моя рука!
Где ж, дружок, твоя рука?
Станем рядышком с тобой, песню запоем!
Будет рядом нам теплей, вместе будет веселей.
Хороша, ты посмотри, матушка земля!
Представим, какой по характеру должна быть песня? А теперь послушаем и сравним со своим представлением. Что необычное услышали вы в прослушанной музыке, какое она передаёт настроение? Соответствует ли характер музыки тексту? Расскажите близким или друзьям о своих впечатлениях.
Для того чтобы понять народ, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.
А что такое культура? Это всё то, что создано человеком, традиции народа, поэзия и литература, народное творчество, кухня и многое другое. Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своими национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свой язык, народные традиции, обычаи, песни и танцы, музыкальные инструменты.
Россия – государство, в котором проживает более 190 народов. Народы Поволжья имеют общие исторические судьбы, и культура их во многом сходна. Давнее соседство с русскими оказало заметное влияние на культуру чувашей. У чувашей и удмуртов (народов Поволжья) особое место занимают праздники, посвящённые окончанию полевых работ, и соответствующие им песни. Фольклорный сюжет чувашской народной песни «Кай, кай Ивана» основан на диалоге девушки с матерью, уговаривающей дочь выйти замуж за деревенского богача Ивана. Но девушка выбирает «комсомольца Хведера». Послушайте эту песню и определите её характер, насколько она подвижна и ритмична. В песне отчётливо слышен фольклорный напев, привлекающий простотой. Присутствует и сольное пение, и хоровое. Мелодия представляет собой плавное движение вниз по звукоряду. Самые большие интервалы – это терции (прыжок через ступеньку).
На рисунке они выделены красным. Музыкальные фразы заканчиваются тоникой. Тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук. В историю хоровой культуры Чувашии песня «Кай, кай Ивана» вошла как одна из самых популярных и любимых слушателями молодёжных песен, нередко она используется и как танцевальная музыка.
Так же, как и у славянских народов, у народов Чувашии есть популярные группы народных инструментов. Это и клавишные, и струнные, и духовые, и ударные. Звучание этих инструментов перекликается с русскими народными. Например, палнай звучит как флейта, а хут купас — как гармошка двухрядка.
Взаимоотношения русского и удмуртского народов тоже имеют многовековую историю. Как мы уже говорили, народы Поволжья в течение долгого времени жили вместе, и культура их во многом сходна. Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это и работа, и образ жизни. Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии.
Главное место в народном творчестве удмуртов занимает лирическое песенное творчество. Танцы представляют собой хождение по кругу, танцевальные движения похожие на парный перепляс, есть танцы втроём и вчетвером. Один из самых популярных народных праздников – Масленица. В Удмуртии её называют Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, также как и в других областях России, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель.
Сотни лет украшает Удмуртию своим солнечным сиянием удивительной красоты цветок – Италмас. Ему посвящены народные песни и танцы. В Удмуртии и дети, и взрослые с удовольствием исполняют песню, посвящённую этому цветку. Яркими представителями национальной удмуртской культуры стали «Бурановские бабушки», которые на весь мир прославились своими народными напевами.
В народных праздниках и музыке удмурты всегда используют музыкальные инструменты: гусли, варган, свирель, волынку, балалайку, гармонь. Послушайте, как красиво звучат вместе гусли, варган и волынка. Прохлопайте ритмический рисунок, найдите сильную долю, и подумайте, что удобнее всего делать под такую музыку? Действительно, музыка эта танцевальная.
Помимо струнных и духовых инструментов, у удмуртов широко распространились язычковые инструменты, такие как, гармонь двухрядная с малым количеством клавишей. Бубен состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей. Иногда он снабжался бубенчиками. Нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряжения, но на свадьбах и вечеринках.
Варган. Этот музыкальный инструмент встречается у многих исполнителей народов Поволжья, а также у народов севера. С ним мы тоже неоднократно встречались.
Культуры русского народа и народов Поволжья очень близки друг другу. Разнообразие культур и разные природные условия проживания не мешают нам быть друзьями. В этом мы с вами сегодня убедились. Очень точно об этом говорится в стихах поэта Владимира Орлова.
Слово «Мы»
Сильней, чем «Я».
Мы – семья,
И мы – друзья.
Мы – народ,
И мы – едины.
Вместе мы
Непобедимы!
В этом же нас убеждает песня Исаака Дунаевского «Широка страна моя родная». В этой песне обратите внимание на необычность куплетной формы. Песня начинается с припева. Его легко запомнить. Споём её вместе!
А вот запев начинается с нового для нас интервала. Он называется «октава». Этот интервал выделен на рисунке. Его очень легко определить: он словно совершает большой скачок от одной ноты до другой такой же, но высокой. Октава — интервал, охватывающий восемь ступеней звукоряда. Слово «октава» мы уже встречали, когда говорили о регистрах.
Вспомним: если пропеть звукоряд, например, от ноты «до» до ноты «си», то его можно продолжить и дальше. При этом все ноты повторятся, только будут звучать уже выше, в другой октаве. На этом рисунке изображены две ноты «до»: в первой октаве (нижняя, расположенная на добавочной линейке) и во второй октаве (верхняя, расположенная между третьей и четвёртой линейками). Необязательно начинать звукоряд от ноты «до». Его можно спеть от любой ноты.
Попробуйте это сделать с помощью следующей нотной записи, начиная от ноты «си», расположенной под первой добавочной линейкой, и заканчивая нотой «си», расположенной на третьей линейке.
Интервал «октава», построенный от разных нот, выглядит так.
Так же строится и начало запева песни «Широка страна моя родная»: звучит интервал от «си» до «си» — получается октава.
Вы заметили, какой ритм в этой песне? Да, маршевый, пунктирный в сочетании с ровным, размеренным. Под неё удобно и весело шагать. Добавим к исполнению песни свободные и лёгкие шаги. Споём ещё раз! Усилим образ движением!
На примере музыки Удмуртии и Чувашии мы убедились, что разноообразие, самобытность музыкальных культур разных народов не мешает нам понимать друг друга. Все народы России (удмурты, чуваши, русские и другие) объединены любовью к своей Родине. Об этом повествуют и народные, и копозиторские музыкальные произведения.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса:
Послушайте два музыкальных фрагмента: удмуртский танец и русский танец.
Определите: какой фрагмент, по характеру интонаций, соответствует удмуртскому танцу, а какой русскому?
Установите соответствие.
Варианты ответов:
А) Фрагмент № 1 | Удмуртский танец |
Б) Фрагмент № 2 | Русский танец |
Название файла с изображением к вопросу:
Нет.
Название файла с аудио / видео к вопросу:
«аудио1.mp3».
Русская плясовая.
Исполнитель: Оркестр народных инструментов.
Звук в формате MP3.
Продолжительность 00:25 сек.
«аудио2.mp3».
Удмуртская плясовая.
Исполнитель: Оркестр народных инструментов.
Звук в формате MP3.
Продолжительность 00:25 сек.
Правильный вариант:
А) Фрагмент № 1 | Русский танец |
Б) Фрагмент № 2 | Удмуртский танец |
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Интонации одного из фрагментов отличаются от русской народной музыки.
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса:
Вспомните, как называется самый устойчивый звук мажорного или минорного лада?
Выберите ответ из предложенных вариантов:
А) терция |
Б) тоника |
В) октава |
Название файла с изображением к вопросу:
Нет.
Название файла с аудио / видео к вопросу:
Нет.
Правильный вариант:
Вариант Б.
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Вспомните: слово «терция» означает «три», а «октава» — «восемь».
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
С удмуртскими традициями встретили Рустама Минниханова в Агрызском районе Татарстана
(10 февраля 2021) Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов принял участие в итоговом заседании Совета Агрызского муниципального района и познакомился с народами, проживающими в районе. Гостеприимно Президента встретили активисты местной национально-культурной автономии удмуртов. (ФОТО)
В Менделеевске официально открыли Год родных языков и народного единства
(8 февраля 2021) Во Дворце культуры имени Гассара состоялось расширенное заседание Дома дружбы народов и представительства Ассамблеи народов Татарстана в Менделеевском районе. Мероприятие прошло в рамках национального проекта «Культура». К участию присоединились руководство и актив местного удмуртского общества.
В Балтасинском районе старт Году родных языков и народного единства дали в школе, где чтят традиции удмуртского народа
(1 февраля 2021) В Балтасинском районе на базе Средне-Кушкетской общеобразовательной школы им. О. Н. Исаева прошел семинар заместителей директоров по воспитательной работе образовательных организаций на тему «Реализация этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе».
Удмурты Набережных Челнов стали участниками открытия Года родных языков и народного единства
(1 февраля 2021) В Набережных Челнах состоялся праздничный концерт, посвященный открытию Года родных языков и народного единства. В торжественном мероприятии приняли участие активисты местного удмуртского общества.
Открытие Года родных языков и народного единства в Казани с участием представителей удмуртской автономии
(29 января 2021) В Доме Дружбы народов Татарстана состоялся ряд мероприятий, приуроченных Году родных языков и народного единства, с участием Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимира Зорина. В торжественных мероприятиях приняли участие представители удмуртской национально-культурной автономии Республики Татарстан.
Активисты удмуртского общества Казани присоединились к организации торжественных мероприятий Дома Дружбы
(26 января 2020) В рамках празднования Года родных языков и народного единства, в Доме Дружбы народов Татарстана активно проводятся организационные мероприятия. К участию в подготовке торжества присоединились активисты удмуртской автономии Казани.
Региональная удмуртская автономия провела отчётное заседание в Казани
(23 января 2021) В Доме Дружбы народов Татарстана состоялось итоговое отчетное заседание правления Региональной национально-культурной автономии удмуртов Республики Татарстан за 2020 год. Впервые в истории заседание прошло в двух форматах: офлайн и онлайн на платформе ZOOM. (ФОТО)
В Удмуртии стартовал фотоконкурс в рамках Всемирного дня пельменя
(15 января 2021) В Удмуртии стартовал фотоконкурс «Удмуртия в моей тарелке» в рамках Всемирного дня пельменя. Конкурс проводится до 11 февраля.
Удмуртские песни прозвучали на Рождественской ярмарке в Менделеевске
(7 января 2021) Традиционная Рождественская ярмарка встретила гостей в городе Менделеевск Республики Татарстан. Участником праздника стал удмуртский ансамбль «Купанча» под руководством председателя местного удмуртского общества Марианны Кузнецовой.
Удмуртский бал-маскарад собрал гостей в Агрызском районе Татарстана
(6 января 2021) Новогодний карнавал по-удмуртски состоялся в селе Варклед Бодья Агрызского района Татарстана. Организатором выступила председатель местного удмуртского общества, заведующая Варклед-Бодьинского сельского клуба Наталья Матвеева и активисты села.
Как наши вятские пели удмуртские песни и танцевали тыпыртон в Костроме
Как наши вятские пели удмуртские песни и танцевали тыпыртон в Костроме
9 ноября в рамках празднования Всемирного дня толерантности и Дня народного единства в Костроме завершился Межрегиональный фестиваль национальных культур «НАШ ДОМ — КОСТРОМА». В финал вышли более двухсот участников из многих регионов Центральной России.
В фестивале принимали участие представители различных национальностей, проживающих на территории России, национальные самодеятельные коллективы и исполнители, фольклорно-этнографические и семейные национальные коллективы, представляющие различные виды и жанры народной культуры. Так, костромской зритель увидел дагестанскую лезгинку, грузинский народный танец. Услышал сербскую, польскую, армянскую, цыганскую и казачью песню.
Делегация Кировской области привезла на фестиваль удмуртские песни и танцы. Кировчане представили:
- в номинации «Хореография»: танцевальный коллектив «Тыпыртон», (руководитель Зубарева Наталья Алексеевна) Национально-культурного центра д. Светозарево, МКУ «Районный центр культуры и досуга Слободского района»;
- в номинации «Вокальный жанр» — исполнительница удмуртских песен – Галина Кайсина, солистка танцевально-хорового коллектива «Лыз кутюк» (руководитель Кузьмина Галина Геннадьевна),
Владимир Соболев, директор ОДНТ и руководитель делегации, о фестивале: «Не участвовать мы не могли! В нашей области исконно проживают коми, марийцы, удмурты, бессермяне, а также русские и татары. Работают 5 центров национальной культуры. Участие в мероприятиях фестиваля было необходимо и с точки зрения обмена опытом и в связи с открытием в январе 2014 года в областном Доме народного творчества отдела развития национальных культур. В целом, мы очень довольны поездкой, в обеих номинациях у нас Дипломы Лауреата».
Поздравляем кировчан с успехом и желаем новых творческих побед!
Французы в Ижевске учились танцевать удмуртские танцы и угощали всех настоящим вином
Десятки тысяч километров преодолели французы, чтоб добраться до Удмуртии.
Десятки тысяч километров преодолели французы, чтобы добраться до Удмуртии. Приехали они в Ижевск в рамках ежегодного фестиваля «ПарИжевск», чтобы поделиться рецептами фирменных блюд и показать традиционные танцы и песни народов Европы. Да и удмуртские коллективы не остались в стороне, подготовив для заграничных гостей развлекательную программу. Как рассказали организаторы фестиваля, прошел большой культурный обмен.
«Комсомолка» выяснила, в чем же главное отличие двух стран как в культурном плане, так и в чисто человеческом.
Около трех часов дня на двух площадках в Ижевске прошел французско-удмуртский обмен опытом
«Никогда не перееду во Францию!»
Около трех часов дня на двух площадках в Ижевске прошел французско-удмуртский обмен опытом. В Доме Дружбы народов читали лекции о культуре, архитектуре, бизнесе.
Ну а на открытой площадке в парке Космонавтов удмуртские, французские, швейцарские коллективы провели мастер-классы по народным традициям.
Например, представители русской культуры показали народные игры и конкурсы. В них могли принять участие все желающие.
Одна из игр заключалась в крепком поцелуе. Девушки становились в большой наружный круг. А парни — во внутренний маленький. По команде ведущего они начинали пританцовывать под музыку: «Шла матрешка по дорожке, потеряла две сережки. Две сережки, два кольца, целуй, девка, молодца». На этих словах девушки должны были поцеловать парня, который оказывался перед ними.
— Любая культура, как русская и удмуртская, так и французская в первую очередь настроена на знакомство мужчин с женщинами, — рассказал один из организаторов фествиаля.
— Любая культура, как русская и удмуртская, так и французская, в первую очередь настроена на знакомство мужчин с женщинами, — рассказал один из организаторов фестиваля, — и отдыха от тяжелых дел.
Удмуртскую культуру представил коллектив «Зардон». Женщины и бабушки в традиционных нарядах, с серебряными монистами. Кстати, их иногда путают с «Бурановскими бабушками». Но отличие все-таки есть! «Зардон» поет старинные удмуртские песни, лишь иногда на русском. Коллектив еще не решился использовать английский язык, да и на «Евровидение» еще ни разу не выступал. Но, по словам певиц, все еще впереди.
«Зардон» не только спели на фестивале. Но и показали мастер-класс по плетению крючком. На небольшом прилавке можно было увидеть и чехлы с удмуртским орнаментом, и различные поделки для дома. И приобрести их за символическую сумму.
Удмуртскую культуру представил коллектив «Зардон». Женщины и бабушки в традиционных нарядах, с серебряными монистами.
Удмуртскую культуру представил коллектив «Зардон». Женщины и бабушки в традиционных нарядах с серебряными монистами.
Фото: Алексей ИВАНОВ.
— Трудно сказать, в чем отличия культур, каждому нравится своя, — рассказали участницы коллектива. — Нам своя нравится! Мы даже не хотим переезжать во Францию. Где уродился, там и пригодился. И лучше, чем в нашей Удмуртии, нигде на свете нет.
«У вас очень чистая вода и гостеприимные люди!»
Французы же в свою очередь представили несколько традиционных средневековых танцев. Ижевчане пустились в пляс. Хотя у них не сразу получалось хлопать в такт музыки и успевать за быстрыми европейскими танцорами. По словам представителей делегации Франции, главное отличие средневековых танцев, что тогда неприлично было сильно махать руками и поднимать высоко ноги. Лишь спустя сто-двести лет девушкам разрешили смотреть в глаза партнера и заигрывать с ним.
— Мы приехали к вам из Парижа, — рассказала Лиза Голованова, уроженка Франции. — Мы очень далекие друг от друга страны. И невозможно сравнить Удмуртию и Францию. У вас люди уважают больше натуру. У вас красиво и чистая вода. А еще очень гостеприимные люди. Я думаю, что приеду еще раз к вам в следующем году.
По словам французов, культура Удмуртии очень веселая. И после появления на европейской сцене нашего коллектива «Бурановских бабушек» стала очень популярной. Так что не удивляйтесь, если, приехав в Париж, вы услышите в небольших кафе удмуртские мотивы. И не только «Party for Everybody».
Остальные фото можно посмотреть в фотогалерее, посвященной данному фестивалю.
НаВДНХ пройдет «Самоварфест» / Новости / Сайт Москвы
12 июня на ВДНХ пройдет ежегодный фестиваль гостеприимства «Самоварфест», приуроченный к празднованию Дня России. Он соберет своих гостей на площади Промышленности, напротив павильона № 32 «Космос». Посетителей ждут ярмарка ремесел, концерты фольклорных коллективов и популярных исполнителей со всей страны, а также традиционное русское самоварное чаепитие. Празднование продлится с 10:00 до 22:00.
Хоровод дружбы, к которому может присоединиться любой желающий, станет изюминкой фестиваля.
«Хоровод — символ единства всех народов нашей страны, и мы ожидаем, что он станет самым большим в истории Москвы. У гостей фестиваля будет возможность приобрести продукты, привезенные из разных регионов России, попробовать национальные кухня, а также узнайте больше о народном искусстве и ремеслах. В торговых палатках можно будет приобрести расписной гжельский фарфор, изделия торжокских мастеров золотого дела, кованые подковы, узорную вышивку и другие изделия мастеров. В гастрономических шале предложат кулебяку, открытые пироги, уйгурские пельмени и т. д. Грузинские хинкали и ачма (разновидности пирогов) », — сказали в пресс-службе Управления национальной политики и межрегиональных связей.
На сцене в центре площади Промышленности выступят ансамбль песни и пляски «Дагестан», ансамбль казачьей песни «Казачьи зори» (Кемеровская область, Кузбасс), ансамбль удмуртской народной песни «Беляк», ансамбль татарских народных инструментов «Идель» и др. выступления. Также гости услышат популярных российских исполнителей: Дима Билан, Николай Басков, Наташа Королева, Валерия, Артик и Асти, Слава, Анита Цой, Виктория Дайнеко, Артем Качер, Альбина Джанабаева, группы «Градусы» и «Фабрика» и многие другие.
с 18:00 до 19:00 на детской фестивальной площадке «Забавное место» состоится концерт детских фольклорных и хореографических ансамблей. Детям понравятся кукольные представления и выступления акробатов. Самым маленьким гостям фестиваля понравятся мастер-классы по оформлению пряников.
Этим летом Самоварфест пройдет в Москве в третий раз. В прошлом году ярким событием фестиваля стало масштабное чаепитие. Он длился с утра до вечера, было выпито более 11 000 чашек чая.
День России — ежегодный государственный праздник, отмечаемый с 1992 года, со дня провозглашения Государственного суверенитета РСФСР, то есть 12 июня.
Танцевальная песня северных удмуртов «Ялыке», комментарии. — Исчезающие голоса из России и Восточной Европы — Мировая и традиционная музыка | Британская библиотека
Танцевальная песня северных удмуртов «Ялыке», комментарии. — Исчезающие голоса из России и Восточной Европы — Мировая и традиционная музыка | Британская библиотека — ЗвукиЗвуки Изучите 94 800 избранных записей музыки, устной речи, а также человеческой и естественной среды обитания.
Танцевальная песня северных удмуртов «Ялыке», комментарии.
- Добавить примечание Войдите, чтобы добавить заметку внизу этой страницы.
- Все записи
- Мои заметки
- Скрыть заметки
Нажмите, чтобы оставить заметку
Совет Британской библиотеки признает права на интеллектуальную собственность лиц, внесших вклад в эту запись, и права тех, кто не указан.
Правовое и этическое использование »
Тип
звук
Продолжительность
00:00:39
Культуры
Удмуртский
Маркировка полки
CEAP347 / 71/3/4
Сюжеты
Танцы; Комментарий / Обсуждение
Дата записи
1995-02-24
Является частью (Коллекции)
EAP347: Исчезающие голоса из уральского мира: звукозаписи для архивов в России (в частности, Удмуртии), Эстонии, Финляндии и Венгрии
Места записи
Россия
Описание
Исполнители: Дьяконова Ольга Константиновна [р1926]. Ссылка на оригинал файла: Удми КК 138-5А.04; CC-0188A.04. Место нахождения: Юшур, Красногорский район, Удмуртская Республика (Россия)
Ссылки по теме
Программа архивов, находящихся под угрозой исчезновения — веб-страница проекта EAP347
Запись метаданных:
Посмотреть полные метаданные для этого элемента
Танцевальная песня северных удмуртов «Ялыке», комментарии.
Пожалуйста, войдите, чтобы обновить свои плейлисты.
Не могли бы вы рассказать нам подробнее о контексте записи? Или вы можете поделиться информацией о его содержании — расписании ключевых разделов или важных деталях? Пожалуйста, добавьте свои заметки. Неинформативные записи не могут быть сохранены.
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять заметки.
Сопутствующие товары
- Поговорим о разных праздниках удмуртского календаря.Поговорим о разных праздниках удмуртского календаря.
- Армейская рекрутская песня северных удмуртов, комментарии. Армейская рекрутская песня северных удмуртов, комментарии.
- Свадебная песня северных удмуртов, комментарии.Свадебная песня северных удмуртов, комментарии.
- Тюремная песня «Один за другим, за два…». Тюремная песня «Один за другим, за двумя…».
- Лирическая песня «И трещат камень и земля…».Лирическая песня «И трещат камень и земля…».
- Лирическая песня «Мизинец с большим пальцем…». Лирическая песня «Мизинец с большим пальцем…».
- Лирическая песня «Эх, мое тело, мое тело…».Лирическая песня «Эх, мое тело, мое тело…».
- Пение песни и танцы в хороводе «Прошлый сад…». Песни поют и танцуют в хороводе «Прошлый сад…».
Авторские права © Совет Британской библиотеки
В соответствии с JISC
Вы вышли из системы из-за бездействия.
Пожалуйста, войдите снова.
песен о любви удмуртских соловьев и лягушек
Цифровой альбом
потоковое + скачать
Включает неограниченную потоковую передачу через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в MP3, FLAC и других форматах.
Можно приобрести с подарочной картой
Купить цифровой альбом 5 долларов США доллар США или больше
Отправить как подарок
Поделиться / Встроить
около
полевых записи весенних брачных песен соловьев и лягушек.
зафиксировано Вадимом Широ на реке Карлутка, берег Ижевского пруда,
Удмуртия, Россия, май 2014
кредитов
выпущено 16 февраля 2019 г.фото Егора Рогулева
лицензия
все права защищены
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ТРАДИЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИГРЫ УДМУРТСКОГО КАЛЕНДАРНОГО КРУГА
Агапкина Т.А., Валенцова М. М., Левкиевская Е. Е. (2004) Обойти (обновить, обносить). Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. Эд. Н. И. Толстого. Vol. 3. Москва. Стр. 480–483. На русском.
Черных А. В. (2009) Межэтнические взаимодействия в календарной обрядности русских Пермского края. Традиционная культура.2009. № 4 (36). Стр. 37–47. На русском.
Чуракова Р. А. (1999). Песни южных удмуртов. Выпуск 2. Ижевск. На русском.
Долганова Л. Н., Стародубцева С. В. (1999) Игровые и хороводные песни Удмуртии. Предисловие]. Ижевск. На русском языке
. Ходырева М. Г. (1996) Песни северных удмуртов. Выпуск 1. Ижевск. На русском и удмуртском языках.
Корепова К.Е. (2006) Финно-угорская среда как стабилизирующий фактор в сохранении русской фольклорной традиции в Нижегородском Поволжье. Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога. Материалы 1-й межрегиональной конференции и 7-й Международной школы молодых исследователей-фольклористов.Ижевск. Стр. 22–26. На русском.
Мусанова С. С. (сост.) (2014) Фольклор коми бассейна реки Луза: справочно-аналитические материалы. Эд. Т.С. Канева. Сыктывкар. На русском.
Нуриева И. М. (1999) Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления.Ижевск. На русском.
Нуриева И. М. (2004) О музыкальном контексте удмуртских молений. Культовые памятники Камско-Вятского района: Материалы и исследования. Материалы и исследования. Сборник статей. Под ред., Предисловие Н. И. Шутовой. Ижевск. Стр. 192–204. На русском.
Нуриева И. М. (2014) Импровизация в песенной культуре удмуртов: жанр, стиль, мышление.Ижевск. На русском.
Осипов Б. И. (1999) К вопросу о фонетическом освоении заимствованной лексики в удмуртском языке. Проблемы удмуртской и финно-угорской филологии. Сборник статей. Ижевск. Стр. 215–226. На русском.
Первухин Н. Г. (1888–1890) Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда.3-й набросок. Вятка. На русском.
Савельева Г. С. (2004) Коми песенно-игровой фольклор праздничных молодежных собраний. Кандидатская диссертация (филология). Сыктывкар. На русском.
Стародубцева С. В. (2001) Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья. Ижевск. На русском.
Толкачева С. В. (2015) Терминология чинов партии жениха в свадебных обрядах русских жителей Удмуртии.Филологические науки. Филологические исследования: вопросы теории и практики. Тамбов. 2015. № 3. Часть 3. Стр. 162–167. На русском.
Толстая С. М. (2012) Ходить. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. Эд. Н. И. Толстого. Vol. 5. Москва. На русском. Стр. 443–446.
Вершинина Е. Б., Владыкина Т. Г. (2014) Песни южных удмуртов.Выпуск 3. Ижевск. Стр. 25–73. На русском и удмуртском языках.
Владыкина Т. Г. (1998) Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск. На русском.
Владыкина Т. Г. (2004) О финно-угорском и славянском в исторической динамике фольклорного пространства России. Народные культуры Русского Севера. Народные культуры Русского Севера: фольклорная сущность этноса.Выпуск 2: Материалы Российско-финского симпозиума. Архангельск. Стр. 25–32. На русском.
Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. (2011) Аргод берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. («Удмуртская обрядовая азбука»)]. Ижевск. На русском.
Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. (2013) Этнокультурный контекст представлений удмуртов о времени. Традиционная культура. 2013. № 1 (49). Стр. 110– 117. На русском языке.
Власов А. Н., Филиппова В. В. (2000) Фольклорное двуязычие в традиционной культуре коми. Традиционная культура. 2000. № 2 (2). Стр. 87–89. На русском.
Власов А.Н., Канева Т.С. (2006) К проблеме феноменологии местных традиций (по результатам исследования народной культуры Европейского Северо-Востока России). Фольклорная культура Европейского Северо-Востока России.Народная культура Европейского Севера России: региональные аспекты изучения. Сборник статей. Сыктывкар.
Стр. 16–39. На русском.
Поиск
- Где угодно
- Быстрый поиск где угодно
Поиск Поиск
- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- Полные платежи Пакет для Чикаго
- Полный охват и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Агенты
- Тарифы, заказы, и платежи
- Полный пакет Chicago
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- Партнеры по издательству
- О нас
- Публикуйте у нас
- Недавно приобретенные журналы
- Издательская часть tners
- Новости прессы
- Подпишитесь на оповещения eTOC
- Пресс-релизы
- СМИ
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление об этике публикации
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
JEF4_2_nurijeva.
indd% PDF-1.3 % 1 0 obj > / Метаданные 173 0 R / Страницы 2 0 R / Тип / Каталог / PageLabels 10 0 R / OutputIntents [>] >> endobj 173 0 объект > поток 2011-06-09T17: 06: 39 + 03: 002011-06-09T17: 06: 40 + 03: 002011-06-09T17: 06: 40 + 03: 00Adobe InDesign CS3 (5.0.4)
Удмуртский | Encyclopedia.com
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ: Вотяк (бывшие)
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Россия
НАСЕЛЕНИЕ: 637 000 (2002)
ЯЗЫК: Удмуртский; Русский, татарский
РЕЛИГИИ: Восточное православие; исконная удмуртская религия
ВВЕДЕНИЕ
Удмурты — финно-угорский народ, населяющий Российскую Федерацию.Во многих источниках, особенно датированных до 1917 года, удмуртов обычно называют Вотяками . Традиционная родина удмуртов омывается на юге и востоке рекой Кама, крупным притоком Волги, и на западе рекой Вяткой, притоком Камы. Неясно, когда предки удмуртов мигрировали в эту область, но похоже, что удмурты предшествовали не только тюркским и славянским группам в этом районе, но даже другим финно-угорским группам, таким как марийцы.
Удмурты никогда не жили в пределах своего государства, и на протяжении всей истории они были подданными многочисленных империй и других государств. Вполне вероятно, что удмурты стали подданными волжских болгар, тюркской группы, которая в начале VIII века образовала первое государство в Поволжье, которое упоминается в исторических источниках. Удмурты впервые появляются в исторических источниках только в XII веке, в путевом рассказе арабского путешественника Абу Хамида аль-Гарнати. С завоеванием монголами Волжской Булгарии в 1230-х годах удмурты оказались подданными Монгольской империи, а затем и Золотой Орды.После распада Золотой Орды в начале 15 века Среднее Поволжье попало под власть Казанского ханства, татаро-мусульманского государства. Это было в конце 14 — начале 15 веков, когда группы северных удмуртов попали под власть России, сначала под властью Вятки, а затем под властью москвичей. Лишь в 1552 году, после завоевания Казани русскими, вся удмуртская этническая территория перешла под власть России, и удмурты остаются под властью России по сей день.После большевистской революции 1917 года советские власти, руководствуясь политикой предоставления хотя бы видимости культурной и территориальной автономии национальным меньшинствам бывшей Российской империи, создали Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (УдаАССР), которая была подчиняется Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР). После распада Советского Союза в 1991 году и появления бывшей РСФСР в качестве новой независимой Российской Федерации бывшая Удмуртская АССР остается зависимой от России, но была переименована в Удмуртскую республику.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА
Согласно переписи населения России 2002 года, в Российской Федерации насчитывалось 647 000 удмуртов, из которых 460 500 проживали в Удмуртской Республике. Около 120 000 удмуртов населяют соседние регионы Татарстан, Башкортостан, Марийскую республику, а также российские области Кировскую, Пермскую и Свердловскую области. Кроме того, более мелкие удмуртские общины расположены в Сибири (Красноярск край ), Казахстане, Средней Азии и Украине.В Удмуртской Республике удмурты фактически составляют меньшинство, составляя около 30% населения. Русские составляют около 60% населения, татары — 7%.
Республика Удмуртия занимает территорию 42 100 квадратных километров (16 250 квадратных миль). До Второй мировой войны большая часть Удмуртии была покрыта вечнозелеными и широколиственными лесами. В результате серьезной вырубки лесов, имевшей место в более поздний советский период, леса Удмуртии значительно уменьшились, но они по-прежнему покрывают большую часть республики.Средняя температура января составляет от –15 ° до –14 ° C (от 0 ° до 2 ° F), а средняя температура июля составляет от 17 ° до 18 ° C (от 64 ° до 66 ° F). Удмуртию можно отнести к категории с прохладным континентальным климатом.
Столица Удмуртии — город Ижевск с населением около 700 000 человек. Ижевск был и остается преимущественно российским городом и важным центром российской военной промышленности.
Традиционное хозяйство удмуртов состоит из зернового земледелия, дополненного охотой, рыболовством и сбором лесных продуктов.Зерновые и другие виды сельского хозяйства по-прежнему являются основой экономики сельских удмуртских общин, хотя производство играет важную роль в общей экономике Удмуртии.
ЯЗЫК
Удмуртский язык принадлежит к пермской подгруппе финно-угорской языковой семьи. Он тесно связан с языком коми, на котором говорят в Республике Коми Российской Федерации, и более отдаленно связан с финским и эстонским языком. Удмуртский диалект делится на северные, центральные и южные диалекты, но все диалекты взаимно понятны, за исключением так называемого бесермского диалекта, на котором в Северной Удмуртии говорили примерно 3000 человек по состоянию на 2002 год.Этот диалект, который некоторые лингвисты считают отдельным языком, существенно отличается от других удмуртских диалектов. Вызывает недоумение и происхождение самих бесермианцев, как и их диалект. Они не считают себя удмуртами и, по-видимому, произошли от тюркских мусульман, которые заселили регион как до, так и после монгольских завоеваний 13 века.
Большинство удмуртов свободно говорят на своем родном языке, и почти все они также свободно владеют русским языком, если не носителями русского языка.Свободное владение татарским языком также распространено в удмуртских общинах, расположенных в Татарстане и Башкортостане.
Удмурты обычно имеют имя, отчество (имя отца) и фамилию. С момента наложения христианства на удмуртов в 18 веке у большинства удмуртов есть русские имена, такие как Иван, Григорий и Сергей . Однако, особенно среди южных удмуртов, которые до сих пор остаются «некрещеными», часто встречаются мусульманские и тюркские фамилии (такие как Габдулла и Мухаммед ) и имена, а также удмуртские «языческие» имена.
ФОЛЬКЛОР
У удмуртов богатая фольклорная традиция, состоящая из героических легенд, сказок и особенно богатого песенного материала. Значительная часть удмуртского фольклора состоит из сугубо религиозных жанров, таких как заклинания, заклинания и молитвы. Точно так же многие удмуртские песни связаны с определенными религиозными церемониями, а также с определенными фестивалями и другими событиями, такими как свадьбы и похороны.
Особый интерес представляет цикл легенд, связанных с героем Эштереком, который обычно появляется в образе удмуртского героя, защищающего свой народ от татар.Более старый слой исторических легенд также описывает битвы удмуртских героев против марийских захватчиков. Удмуртский фольклор сохранил многие мифологические черты, и многие духи и божества из исконной удмуртской религии появляются в фольклоре как «некрещеных», так и христианских удмуртов.
РЕЛИГИЯ
Сегодня большинство удмуртов, исповедующих религиозные убеждения, являются восточно-православными христианами, хотя значительное меньшинство удмуртов, особенно населяющих южную Удмуртию, Татарстан и Башкортостан, сохранили формальную приверженность исконной удмуртской религии и обычно называют себя как «некрещеные» удмурты.На протяжении веков исконная религия удмуртов отнюдь не оставалась статичной, а фактически зарекомендовала себя как довольно динамичная. Тем не менее, некоторые фундаментальные черты можно выделить как неизменные черты исконной религии удмуртов. Родная религия удмуртов имела и продолжает иметь общинную направленность, и многие ритуальные молитвы и жертвоприношения совершаются вместе с собиранием жителей деревни. Кроме того, верования и права удмуртов тесно связаны как с сельским хозяйством, так и с сельскохозяйственным календарем и почитанием духов предков общины.
На вершине удмуртского пантеона находится верховный бог Инмар. Сегодня христианские удмурты также используют этот термин для обозначения христианского Бога. Традиционно Инмар считается обитателем неба. Аналог Земли Инмару — Му Кылдысын. Точно так же есть множество других духов, связанных с многочисленными природными особенностями и явлениями, такими как ветер, вода, леса и так далее.
Традиционно само удмуртское общество строилось по религиозному признаку.Общество удмуртов было разделено примерно на 70 кланов, и клан был объединен не только родством, но и почитанием духов-покровителей, известных как воршудов . vorshud был одновременно духом и святыней, в которой члены клана совершали церемонии и приносили жертвы.
ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Традиционные удмуртские праздники были тесно связаны с сельскохозяйственным календарем и включали пиршества, пение и танцы, а также молитвы и подношения предкам и другим духам.Эта характеристика одинаково верна как для «некрещеных» удмуртов, так и для христианизированных, потому что восточно-православные праздники сами по себе были тесно связаны с сельскохозяйственным календарем; на этом уровне переход от местных к христианским праздникам существенно не повлиял на их празднование удмуртами. Точно так же удмурты в Башкортостане и Татарстане продолжают отмечать сельскохозяйственные праздники своих тюркских и мусульманских соседей, такие как татарский праздник Сабантуй .В Удмуртии особенно важным удмуртским праздником является праздник плуга Гербер , который проходит в конце июня. У «некрещеных» удмуртов этот праздник включает в себя принесение в жертву баранов полевым духам, а также пир, танцы и игры, особенно скачки.
В советское время власти не одобряли традиционных религиозных праздников удмуртов, как христианских, так и местных, и соблюдение санкционированных советских праздников стало широко распространенным среди удмуртов.После распада Советского Союза удмурты продолжали отмечать некоторые из этих праздников, особенно День Нового года (1 января) и День Победы (9 мая).
ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА
Удмуртские обряды перехода и ритуалы жизненного цикла были тесно связаны с местными религиозными верованиями. Эти ритуалы и обряды по-прежнему широко соблюдаются как среди христиан, так и среди «некрещеных» удмуртов. В деревнях роды обычно проходили в семейной бане и сопровождались акушеркой.Когда роды прошли успешно и матери, и ребенка, акушерка совершила благодарственную молитву и дала ребенку временное имя, которое меняли по мере взросления. Удмурты обычно использовали амулеты для защиты ребенка, который считался особенно подверженным болезням, переносимым злыми духами.
Самым сложным из удмуртских обрядов посвящения является свадебная церемония, которая традиционно включала очень сложные ритуалы, обширные пиршества и другие празднества. Из всех местных обрядов перехода наиболее широко соблюдаются свадебные ритуалы, особенно в сельской местности, хотя также широко соблюдаются гражданские церемонии советского происхождения, особенно в городах.Традиционные свадебные обряды удмуртов значительно различались от региона к региону. Существовала не только особая одежда и особые блюда для ритуалов, но и богатый репертуар песен, предназначенных специально для свадеб.
Удмуртские погребальные обряды включали не только погребение усопшего, но и серию поминальных пиров для обеспечения безопасного перехода умершего из царства живых в царство духов предков. У «некрещеных» удмуртов и, в меньшей степени, у православных удмуртов, умершего хоронили с погребальным инвентарем, таким как еда, питье, предметы домашнего обихода и инструменты.
В дополнение к этим основным ритуалам жизненного цикла, другим важным ритуалом перехода для мужчин были церемонии, связанные с призывом на военную службу. Эти церемонии включали молитвы за здоровье и безопасность молодого человека, которого собирались призвать в российскую или советскую армию, и они, очевидно, приобрели особое значение в военное время.
МЕЖПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Удмуртские межличностные отношения, включая приветствия, язык тела и жесты, существенно не отличаются от таковых в российском обществе в целом.Как в традиционном удмуртском обществе, так и в наше время удмурты уделяют большое внимание гостеприимству к гостям, а между удмуртскими гостями и хозяевами существовал даже репертуар песен, которые нужно было петь.
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ
Традиционное удмуртское общество было изолированным и относительно бедным, и как в досоветский, так и в советский периоды удмуртские общины периодически страдали от голода и эпидемий. Северный Удмурт был традиционно бедным и остается бедным сегодня из-за более короткого вегетационного периода и бедных почв северной Удмуртии.В городах, особенно в Ижевске, уровень жизни приближается к уровню жизни российского общества в целом. Очень немногие удмурты владеют собственными автомобилями, и зарплаты остаются низкими. В сельской местности уровень жизни особенно низок, а предметы потребления дороги и зачастую недоступны.
В удмуртских деревнях жители обычно живут в одно- или двухкомнатных деревянных домах и в значительной степени зависят от своих огородов и домашнего скота в качестве пищи. Электричество есть почти во всех селах, но почти нет домов без водопровода.Как правило, воду получают из колодцев или ручьев.
Поскольку очень немногие удмурты имеют собственные автомобили, они зависят от общественного транспорта. Большие города обслуживаются разветвленной железнодорожной и автобусной системой, но в сельской местности автобусное сообщение очень неустойчиво, и многие небольшие или отдаленные деревни не обслуживаются никаким общественным транспортом. В этих случаях сельские жители едут автостопом на проезжающих мимо грузовиках или автомобилях, катаются на лошадях или запряженных лошадьми повозках или просто ходят пешком из одной деревни в другую.Зимой путешествия по сельской местности чрезвычайно затруднены.
СЕМЬЯ
До Второй мировой войны семья была большой. Хотя младенческая смертность была очень высокой, женщина часто могла иметь шесть или более детей, доживающих до детства. В сельской местности воспитание детей было в значительной степени общим делом, и дети обычно оказывались в большой большой семье. Начиная с более позднего советского периода и до настоящего времени уровень рождаемости среди удмуртов был относительно низким, в среднем менее двух детей на семью.В современном обществе брак и развод связаны с простыми гражданскими процедурами, и то и другое легко достижимо. Первые браки заключаются в возрасте около 20 лет, но также высок процент разводов.
Традиционно и сегодня во многих сельских районах религиозные обряды, включая жертвенные обряды, остаются важным элементом как семейной сплоченности, так и религиозных традиций. Семьи в сельских районах сохраняют свои семейные святыни и обряды, которые существуют рядом с более крупными общинными и даже региональными святынями.
ОДЕЖДА
Традиционная удмуртская одежда была функциональна и предназначена как для сельскохозяйственных работ, так и для суровых зим. Летнюю одежду обычно шили из льна, но шерсть также носили круглый год. Зимой носили шерстяные одежды, а также обратные дубленки. Удмуртские народные костюмы носили в праздничных и торжественных случаях, и они значительно варьировались от региона к региону. Обычно народные костюмы северных удмуртов были преимущественно белого цвета с замысловатой вышивкой.Южные удмурты носили более красочную одежду, и, с точки зрения ткани и дизайна, их одежда в некоторой степени находилась под влиянием татарской народной одежды. Интересной особенностью удмуртских народных костюмов было использование серебряных монет, которые скрепляли вместе в качестве нагрудных украшений и головных уборов, демонстрируя богатство женской семьи. Элементы традиционной одежды по-прежнему иногда носят, особенно пожилые женщины в сельской местности, но одежда большинства удмуртов сегодня ничем не отличается от одежды российского общества в целом.
ЕДА
Основными продуктами питания удмуртов были и остаются такие злаки, как рожь, овес, ячмень и, в меньшей степени, пшеница, все из которых обычно выпекали в хлеб. Кроме того, в советское время картофель стал важной частью рациона удмуртов. Овощи, такие как капуста, морковь и лук, также играли важную роль в их рационе. Самые распространенные виды мяса — это свинина, курица, баранина и, в меньшей степени, говядина. Кроме того, знаменитые русские пельмени pelmeni , по словам удмуртов, имеют удмуртское происхождение, происходящее от удмуртских слов пель ‘ (ухо) и нянь’ (хлеб).Среди распространенных напитков — чай, пиво, водка и домашний ликер под названием кумышка , который является необходимым элементом праздничных мероприятий.
Современная посуда ничем не отличается от той, что используется в России в целом. Традиционная посуда, как правило, делалась из дерева, и особенно примечательными были большие ложки или черпаки, которые были искусно вырезаны и искусно вырезаны и которые также использовались в религиозных ритуалах возлияния.
Обычно трехразовое питание, самое тяжелое — в середине дня.
ОБРАЗОВАНИЕ
До советской эпохи удмурты получали только образование в русских православных религиозных учреждениях; не существовало формального образовательного аппарата для «некрещеных» удмуртов, хотя есть свидетельства того, что некоторые исламизированные удмурты в XIX веке обучались в медресе Бухары. В результате в удмуртских общинах широко распространилась неграмотность. В советский период грамотность существенно выросла, и удмурты получили доступ в советские учебные заведения.Однако преподавание на удмуртском языке ограничивалось начальными школами. В более поздний советский период удмуртский язык был исключен как средство обучения в самой Удмуртии, и его стали преподавать только как отдельный предмет в русской учебной программе; тем не менее, удмуртский язык был сохранен как средство обучения в удмуртских селах Татарстана и Башкортостана. Большинство удмуртов имеют среднее образование. Поскольку российские граждане удмурты учатся в крупных вузах за пределами республики в Казани, Уфе, Санкт-Петербурге.Петербург и Москва. Совсем недавно удмуртские ученые получили возможность учиться в Финляндии и Эстонии.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Самым богатым элементом культурного наследия удмуртов является их народная культура, которая имеет удивительно богатую коллекцию музыки, песен и других устных традиций. Однако в соответствии с советской национальной политикой после 1917 года советское правительство поощряло и финансировало создание формального «культурного» аппарата, который включал создание формальной литературы, включая поэзию, прозу и драму, а также музыку и изобразительное искусство. .Так, в Ижевске есть удмуртский театр, а также значительное издательство на удмуртском языке.
РАБОТА
В сельской местности подавляющее большинство удмуртов занимается сельскохозяйственными работами, которые, как правило, организуются по коллективной системе. Эти коллективы известны под советским термином колхоз . Однако из-за ограниченного доступа к потребительским товарам много энергии тратится на приусадебные участки, где семьи выращивают собственный картофель, фрукты и овощи.Большая часть лета тратится на заготовку фруктов, овощей и мяса на зиму. У городских удмуртов обычно есть небольшие участки, расположенные в пригородах или близлежащих сельских общинах, и они также тратят много энергии на выращивание и приготовление пищи на зиму и весну.
СПОРТ
Традиционно во время праздников проводились такие виды спорта, как борьба и скачки. Сегодня у удмуртов популярны такие зрелищные виды спорта, как футбол и хоккей.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ
В сельской местности религиозные праздники и свадьбы не только выполняли религиозные требования, но и являлись важным источником развлечений и отдыха.Зимние виды спорта, такие как катание на коньках и беговые лыжи, сегодня являются популярными видами отдыха, а в городских районах популярными видами развлечений также являются фильмы, театр и концерты.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ
Удмурты особенно известны своим мастерством в деревообработке и ткачестве. Хотя большинство примеров деревообработки и ткачества носят функциональный характер, художественный уровень многих работ остается очень высоким.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Многие социальные проблемы, от которых страдает российское общество в целом, особенно остро стоят в Удмуртии. Одна из основных социальных проблем — алкоголизм, который широко распространен по всей России, но усугубляется бедностью и отсутствием развлекательных развлечений в сельских районах Удмуртии. Кроме того, уровень суицидов в Удмуртии — один из самых высоких в Российской Федерации. Помимо этих социальных патологий, экономический кризис, последовавший за распадом Советского Союза, затронул удмуртов не меньше, чем остальную часть российского общества, что привело к высокой безработице и низкой заработной плате, которая выплачивается неравномерно.
Другая проблема, с которой сталкиваются удмурты коллективно, — это проблема сокращения населения; численность населения сократилась с 746 000 в 1989 г. до 637 000 в 2002 г. Хотя культурная ассимиляция, безусловно, является одним из факторов, вполне вероятно, что в совокупности удмурты особенно серьезно страдают от тех же социальных проблем и проблем со здоровьем, которые вызывают сокращение численности населения России. целое.
ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
Роль женщин в удмуртском обществе в некоторых отношениях отличается от роли женщин в соседних русских и татарских общинах. Удмуртские кланы являются матрилинейными, поэтому некоторые наблюдатели семейной жизни удмуртов предполагают, что это в некоторой степени повышает статус женщин. В любом случае как в сельских, так и в городских условиях удмуртские женщины несут двойное бремя — как сельскохозяйственной или наемной работы, так и воспитания детей и выполнения домашних обязанностей. В этом отношении положение удмуртских женщин приравнивается к положению женщин в российском обществе в целом.
Роль женщин в удмуртском обществе наиболее резко изменилась после Второй мировой войны, когда значительная часть удмуртских женщин была мобилизована на работу в промышленности.В то же время удмуртские женщины стали получать более широкий доступ к возможностям получения образования.
БИБЛИОГРАФИЯ
Егорова Л.И., изд. Удмуртия: Библиографический указатель. Ижевск, 1991.
Франк, Аллен. «Традиционная религия в Волго-Уральском регионе: 1960–1987». Урало-Алтайский Ярбюхер 63 (1991): 167–84.
Христолюбова Л.С. и др., Изд. Удмурты: историко-этнографические очерки . Ижевск, 1993.
Христолюбова Л.Миннияахметова С. и Т. Г., Удмурты Башкортостана . Уфа, 1994.
Лаллукка, Сеппо. Восточно-финские меньшинства в Советском Союзе: оценка эрозионных тенденций. Хельсинки, 1990.
Сануков К.Н. Проблемы истории и возрождения финно-угорских народов России. Йошкар-Ола, 1994.
Трофимова Е.Я. «Гостевой этикет удмуртов (к постановке проблем)», в кн .: Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычай, поверхность , Ижевск, 1989, 18–27.
Викар, Ласло и Габор Берецки. Вотяк Народные песни. Budapest, 1989.
Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.
Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С., Этнография удмуртов, . Ижевск, 1991.
Вуорела, Тойво. Вотяки, в: Финно-угорские народы . Университет Индианы Уральские и алтайские серии, нет.