Тыва тон фото: «Эдектиг тон» — поистине тувинская национальная одежда — Тува Медиа Групп

Содержание

«Эдектиг тон» — поистине тувинская национальная одежда — Тува Медиа Групп

В информационном центре туризма Тувы прошел бесплатный мастер-класс по раскрою тувинского национального тона «Эдектиг тон». Желающих познакомиться с тонкостями и шитьем тувинского одеяния собралось много.

Главный хранитель Национального музея Тувы Роланда Ховалыг выступила экспертом по культурным ценностям в области тувинской этнографии и рассказала об истории тувинской одежды, начиная со скифского периода. Увлекательная лекция была посвящена видам и основным канонам национальной одежды тувинцев, а  также ее отличию от одежды других народностей.

Кроме этого, автор книги «Традиционная одежда тувинцев» Роланда Ховалыг отметила, что в настоящее время тувинские борцы «Хуреш» участвуют в монгольских костюмах. В то время как подлинный костюм – содак — шудак — тувинцев для борьбы «Хуреш» существенно отличается от соседнего государства.

В связи с этим, эксперты по культурным ценностям просят жителей, швей и портных изготавливать исконно тувинский костюм для борьбы и внедрять его в обиход среди спортсменов.

На территории Тувы различают две культуры одежды: западно-тувинский комплекс одежды и восточно-тувинский охотничье-оленеводческий. В каждой из них имеются сезонные одеяния и по назначению разные, например, праздничные и повседневные.

Об одной особенной национальной одежде тувинцев «Эдектиг тон» рассказала  Кежикей Шарый-оол, мастер-скорняк, победитель республиканского конкурса «Золотое Руно» в номинации «Детская мода».

С давних времен женщины Тувы носили эту одежду, имеющую глубокий смысл. В этом своеобразном национальном халате имеется некая философия тувинского народа. Все его детали имели значение: небо-отец, мать-земля, защиту материнской груди от сглаза, богатство и умиротворение, осознанную жизнь, продолжение рода. И даже пуговицы несли в себе смысл и информацию о человеке. В тувинской национальной одежде тон должно быть четыре пуговицы, и только в некоторых случаях может быть пять.

Возрождением и популяризацией именно тувинского одеяния среди населения республики занимается Кежикей Шарый-оол, которая свою творческую деятельность в области пошива изделий начала с 2014 года. Главными советчиками в восстановлении одежды из прошлого  были научные  сотрудники Национального Музея, в частности Роланда Ховалыг.

По словам Кежикей Ховалыг TMG: «Мы изымали с фонда Национального музея республики тстаринные изделия и с помощью сантиметровой ленты измеряли все части и детали. И на основе этих данных шили национальный «Эдектиг тон». Мы хотим, чтобы народу была доступна вся информация по пошиву «Эдектиг тон», чтобы каждый при желании смог его сшить, поэтому и организуются такие бесплатные мастер-классы. Главная цель моей работы — это возвращение и использование тех вещей и изделий, которые были в быту у наших предков. Потому что в настоящее время народ не понимает, где истинная тувинская одежда, а где монгольская или бурятская. Не отличают стилизованные наряды от сценических и простую повседневную национальную одежду.

Поэтому тесно работая с работниками музея, учеными, мы можем возродить нашу истинную тувинскую национальную одежду».

Подобные мастер-классы проводятся с целью сохранения традиций, популяризации массового шитья и ношения национальной одежды и аксессуаров из выделанных шкур местного производства, развития предпринимательства в республике.

Айлана Кара-Сал ИА «ТуваМедиаГрупп»

Фото Даян Дансюрюн

Стилизованные наряды к празднику Шагаа — Тува Медиа Групп

В этноковоркинг «Центр Азии» прошел мастер-класс по пошиву стилизованного национального платья к предстоящему празднику Шагаа. Мастерицы своими руками изготавливают традиционную одежду и аксессуары: тыва тон, шапки, безрукавки, женские украшения. Как отмечают участники мастер-класса, что национальный колорит очень востребован среди жителей Тувы. Кроме того для мужчин организовывают мастер-классы «Чонар даш», где они изготавливают национальные брелоки.

«Сюда приходят многодетные матери, родители детишек с инвалидностью. В теплое время года приезжают постояльцы дома ветеранов. Весь процесс мастер-класса проходит бесплатно. Приглашаем ведущих мастеров, дизайнеров республики. В месяц проводим от 4 до 6 мастер-классов и вот вся наша жизнь, — делится Кара Ондар мастер-скорняк и продолжает, — идея проведения бесплатных мастер-классов у местных рукодельниц назрела еще с 2017 года, тогда мы нами находили помещение и обучали всех желающих по просьбе наших учеников. В августе прошлого года Шолбан Валерьевич предоставил нам полностью оборудованное помещение, чему мы безмерно благодарны. У нас шесть швейных машин, оверлок, утюги и гладильные доски,  а также столы и стулья.

С каждым мастер-классом народу все больше и больше, и даже стали приходить мужчины. Приходят не только кызылчане, на уроки приезжают жители из отдаленных районов Тувы — Тес-Хем, Барум, Сут-Холь, Чеди-Холь и Бай-Тайги.

Есть женщины, которые регулярно посещали мастер-классы и сегодня научились с нуля пошиву национальной одежды. На сегодняшний день уже трое подопечных трудоустроены в магазин «Ткани» и в швейный цех.

Многие домохозяйки, которые научились шить, теперь уже изготавливают изделия на продажу. Установлены стеллажи, где представлены все работы учениц. Для них это дополнительный заработок.

Алена Ондар, участница мастер-класса рассказала TMG, что благодаря мастер-классам стала профессиональной портнихой: «Об открытии этноковоркинга узнала случайно. Посещаю мастер-классы с самого начала и стараюсь не пропускать. За это время я научилась шить национальную шапку, безрукавку, стилизованное платье. Почти вся семья одета моими национальными безрукавками. Мастер-классы здесь проходят очень интересно, мастера объясняют доходчиво. После первого занятия я уже сшила свое первое изделие. С мастерами у нас есть обратная связь, мы всегда можем спросить или уточнить некоторые вопросы через группу в Вайбере. Данный этноковоркинг центр очень помогает нам, очень много матерей уже научились шить для себя и своих детей национальные одеяния.

В нашей группе они делятся своими работами, которые не отличишь от работ профессиональных мастеров.

Мастера в этноковоркинге работают на общественных началах. Всего четыре мастера: руководитель Чечена Оюн, Лариса Данчай-оол – мастер, Долаан Монгуш – мастер-универсал, Кара Ондар – мастер-скорняк.

«Спонсорскую поддержку нам оказывает предприниматель Чечек Биче-оол, она предоставляет многодетным матерям материалы для пошива изделий. А также есть мастера, которые бесплатно дарят пошитое изделие на мастер-классе одной из участниц. Мы сделали это доброй традицией, в помощь нашим многодетным матерям», — делится Кара Кыдат-ооловна.

С августа мастер-класс традиционный «Тыва тон» прошел в шестой раз, «Тыва борт» провели четыре раза. Следующий мастер-класс будет 17 января – «Макраме» зимний шарф, а также перед Шагаа планируют провести мастер-класс по изготовлению тувинских конфет.

ИА «ТуваМедиаГрупп» Айлана Кара-Сал

Фото из открытых источников

Тува: сшить за месяц 60 тувинских пальто – «тыва тон» может не каждый мастер

Золотые руки Алдын

Алдын Кечиловне Хомушку – это по силам, потому что рядом есть помощники — верный муж и восемь детей. Шить «тыва тон» Алдын научилась еще в раннем детстве. С шести лет помогала маме и бабушке.  А в восемь  уже начала шить сама. В семье Монгуш никто никого не заставлял что-то делать, дети сами знали свои обязанности и, глядя на родителей, учились премудростям ведения аратского быта. Алдын родилась на зимней стоянке в местечке Каък недалеко от села Солчур Овюрского района десятым ребенком у заслуженных чабанов Кечила Балгановича и Анайжык Шужулеевны.

Уроки аратской жизни

«Я — десятая из семи дочерей и трех братьев. Мама и папа были очень хорошими людьми, смотрели очень далеко, были немногословными.  Они еще воспитали маминого младшего брата, как своего и записали его на себя. Так что по документам я одиннадцатая. Летом в нашем аале всегда было много детей. Те, у кого не было отца или матери всегда жили у нас —  дальние родственники, ровесники сестер и братьев, росли как одна семья. С детства люблю животных – коров, коз, лошадей. Летом наши бабушки и мама собирались вместе и шили из шкур, делали войлок.

Сначала взбивали шерсть палками, а потом на лошадях катали войлок, как положено. Они научили меня разбираться в шкурках. 8-10 см – это зимняя шкурка. Осенние шкурки  очень прочные, из них даже волосок не выдернешь. Из какой шкурки, что шить, я уже с 8 лет знала. Папа был мастером на все руки, юрту делал сам своими руками, и по дереву вырезал, и уздечки делал, и даже ступку «согааш», и каменную терку для далгана. В магазине ничего почти не покупал, все делал своими руками. Мама шила разные вещи из шкурок, а папа делал  пуговицы из корней деревьев и рогов, украшения для конской упряжи, даже тарелки и пиалы из дерева, из камня. Он знал разные камни. Мои братья тоже все умели. Все были спортсменами и на все руки мастерами, их папа всему научил. Воспитывали от души, от сердца, никого не заставляли, даже не учили, просто у всех с детства были свои обязанности, кто будет коз доить, кто корову.

«Нас воспитывали, как солдат…»

Я еще в школе училась, а моя старшая сестра, позже получившая звание заслуженной учитель Тувы, в то время уже была директором — сначала 8-летней школы, а потом и новой средней солчурской школы. Она нас как солдат воспитывала. В 6 часов все вставали, кровать заправляли, чтоб как по линейке была. В кино пойдем – она нам точное время говорила, во сколько надо быть дома. После сажала нас в ряд и спрашивала, как на уроке, о чем фильм был. В школе я активисткой была, утром стоим вместе с сестрой-директором и завучем проверяем, чтобы одежда у всех была в порядке – как воротник и все ли пуговицы на месте,» — вспоминает Алдын.

Незаконченная учеба, авария и замужество.

После школы Алдын поступила в КГПИ на педфак, но доучиться не смогла, попала в страшную аварию. Девять долгих дней лежала без сознания, родные уже и не надеялись, что выживет. Работала в селе ветеринаром, потом в комсомоле. Без дела никогда не сидела. «Замуж вышла в 1989 году, очень поздно, все мои подруги — одноклассницы уже давно замужем были. Я работала много, не успела, все некогда было» — смеется Алдын.

С мужем Вадимом Хомушку стали жить в Шагонаре. Муж достался Алдын под стать ей –работящий и умелый, работал до пенсии военным медиком.  Как-то осенью в Шагонаре проводился праздник урожая. Устроили конкурс семей – нужно было представить на выставке изделия, сделанные своими руками. Организаторы пригласили поучаствовать в конкурсе и молодую семью Хомушку. Алдын показала свои вязанные изделия, а муж и старший сын – резные работы из дерева и камня. Жюри оценило их мастерство высоко — первым местом в конкурсе. «После конкурса меня нашли и предложили работать в народно-художественных промыслах. Там собрали всех мастеров. В НХП мы вязали, были надомницами. Из Кызыла привозили материалы и раздавали. В день надо было связать 3 пары носков, а мне очень скучно было. Мне норму дают, а я ее за 2-3 дня сделаю. Потом пришла и сказала –«мне это скучно, я этим не буду заниматься».

Чему мать научила- то и пригодилось.

«В то время тувинское пальто почти совсем исчезло, никто не шил, и я подумала, что лучше дома буду шить тоны. А в результате стали шить национальные пальто в НХП. Сначала стала учить шить наших вязальщиц, потом и другие люди стали приходить. Учила всех шить шапки — 17 видов, пальто. Сама я нигде специально шитью не училась, просто делилась тем, чему меня научила мама,»- рассказывает Алдын.

 В 1991 году семья Хомушку перебралась Кызыл. Из Шагонара приехали со своим скотом. Привезли с собой половину стада – 7 дойных коров, 7 лошадей, около 100 голов мелкорогатого скота. Свое крестьянско-фермерское хозяйство назвали «Каък», в память о местечке рядом с родным селом Солчур, где прошло детство.  Алдын занималась хозяйством, шила и растила детей, а их у нее восемь – самый старший и самый младший — мальчики, а между ними 6 дочерей.  Старший сын Айдыс работает в музее, первая дочь закончила 3 университета, вторая – инженер, третья – биолог. Все они выбрали разные профессии, но все умеют шить, огород выращивать, за скотом ухаживать. А парни знают, как дом строить.

Субурганы

Никогда Алдын не забывала и о малой родине. Вместе с односельчанами построили субурган рядом с селом Солчур. А позже построили еще один субурган на дороге между Хандагайты и селом Солчур.   В этом месте было много аварий, уносивших ежегодно по нескольку жизней. Алдын долго готовилась к строительству, ездила консультироваться к ламам в Калмыкию, Бурятию и Монголию. «Все ламы говорили одно и то же, что на этом месте погиб черный шаман, поэтому такая плохая энергетика,» — вспоминает Алдын. После возведения субургана ситуация изменилась в лучшую сторону.

Делиться секретами предков

Главным занятием и увлечением Алдын всю жизнь остается шитье традиционной тувинской одежды. Времена меняются, меняется и отношение к национальному костюму. В последнее время, во многом благодаря возрождению национальных праздников, популярность «тыва тон» растет. Появилось много дизайнеров, которые разрабатывают деловую и праздничную одежду в национальном стиле. У Алдын Кечиловны к этому свое отношение. «Араты всегда в любые времена носили свое традиционное. С 1991 года мы боролись за сохранение национальной одежды. Сейчас ситуация радует. В 2015 году за 90 дней до празднования 250-летия Даа кожуна собрали всех мастеров. Как мы боролись, чтобы одежда для праздника вся была сшита по всем правилам. 

В Правительстве устроили показ, мастера показывали, кто что может, ученые-этнологи смотрели, выбирали. Хоть одежда и стилизованная, я за то, чтобы ворот был сделан по правилам. В результате выбрали мой эскиз. Я готова была стать закройщиком, но, к сожалению, заказ отдали шить другим мастерам.

Позже я решила организовать закрытый показ традиционных моделей, где выставила около 60 моделей именно традиционной одежды, сшитой из шкур. Участвовало 30 мастеров. Я знаю всех мастеров в районах, которых считаю своими учителями. Жаль, что они не принимают участие в этих показах. А этой осенью провела открытый показ в ДНТ. Я не против дизайнеров, которые используют монгольские, китайские элементы в пошиве национальной одежды. Но лично я борюсь и за сохранение исконного традиционного тувинского стиля. Раз наши предки столетиями шили одежду по своим правилам, то нужно эти правила уважать и сохранять».

Сама Алдын с юности не любила носить то, что все носят. Шила себе «тыва тон» сама. И сейчас у нее на каждый сезон собственноручно созданные наряды. И помогают ей в этом и дочери, и муж Вадим. На своем открытом показе она представила около 100 моделей –зимних, весенних, летних и праздничных. Многое из этого раздарила своим родственникам и знакомым, хотя от покупателей отбоя не было. В этом году к Шагаа тоже подготовила для выставки свои изделия. Ее продуктивности можно позавидовать. «Работает не покладая рук» — это точно про нее. А еще она щедро делится своими знаниями и умениями с окружающими, ведь именно так секреты мастерства столетиями передавались из поколения в поколение.

Источник http://mert.tuva.ru/directions/socio-economic-development/news/317.html

Статья по теме: «Национальная верхняя одежда тувинцев — тон»

Республика Тыва

Тандинский кожуун

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 основная образовательная школа с. Усть-Хадын

СТАТЬЯ

 «Национальная верхняя одежда тувинцев — тон»

Над материалом работала:

Оюн Аржана Кок-ооловна

учитель начальных классов

 первой  категории 

пед. стаж: 19.11 г

 с. Усть-Хадын,2013г

Краткая аннотация

С ростом национального самосознания, проявляется интерес к различным сторонам традиционной  культуры, в том числе и к одежде. Настоящая работа, содержит описание традиционной верхней одежды тувинцев.

Прилагаются цветные иллюстрации с изображениями одежды.

Работа предлагается широкому кругу людей, а именно интересующимся историей тувинцев.

Содержание                                                                                      стр.

Введение  ………………………………………………………………… 4

1. История развития тувинского национального костюма ………….5

2.Теплая верхняя  одежда тувинцев – кышкы тон.        …………………7

        3.Символы цвета в тувинской одежде.        ………………………………8

        4.Цветовая традиция в одежде  — тон   тувинцев. …………………….10

5.Заключение.    …………………………………………………………11

6.Литература.  ……………………………………………………………12

                                                                                


   

  Введение

         Тема проекта:«Тувинский национальный верхний костюм — тон».

Работы, посвященные изучению тех или иных сторон традиционной культуры, в последнее время принято стало предварять оговорками о том, что такого рода исследования являются традиционными для отечественной этнографии. Традиционная одежда, пожалуй, нуждается в такой оговорке более, чем любое другое явление традиционной культуры. Итак, хотя тема нашей работы в целом не является новой, тем не менее предлагаемый нами подход и применение его на практике мы берем на себя смелость назвать во многих отношениях вполне новым. Мы попытаемся рассмотреть традиционный комплекс одежды тувинского народа, как проявление некоей единой культурной общности и это единство, насколько возможно, увидеть и в мелочах.

Объектом нашего  исследования является традиционная одежда тувинцев, ее прикладное и эстетическое значение.

  • Предметом же исследования я выбрала  особенности, этнокультурные комплексы и связи тувинцев, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды.

Исходя из этого, цель нашей  работы изучить особенности национальной верхней одежды — тон, значение и использование цветов в народных представлениях.

В соответствии с поставленной целью мной определен ряд задач:

— анализ  верхней одежды – тон, его систематизация и классификация;

— выделение этнокультурных комплексов в одежде.

Новизна работы заключается в попытке выяснить градацию цветов в костюме тувинцев в зависимости от возраста и пола.

История развития тувинского национального костюма.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника — “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам — для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так  и традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. Особенности народного костюма жителей Урянхая складывались и под влиянием общения с алтайцами, хакасами, бурятами, но большее воздействие в последние три столетия оказали монгольская, маньчжурская культура и философия буддизма. Заметные же изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии.  Традиционный тувинский костюм — халат, до маньчжурской экспансии, не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Маньчжурские захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда «кандаазын», короткополая «хурме» с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге». 

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Одежда не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.

Теплая верхняя  одежда тувинцев – кышкы тон.        

Национальную верхнюю одежду тувинцев — длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками (на плече и под мышкой) —  тувинцы  называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда: демисезонная, летняя, зимняя. Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

 К числу зимней будничной одежды относились следующие виды кышкы тонов: хураган кежи тон (эта шуба считалась праздничной нарядной), который обычно шили из разных шкурок подросших ягнят и тодарлыг тон. Они всегда покрывались тканью, которая прошивалась мелкими стежками.  Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т. д.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, т. е. были нагольными. Отличие между ними состояло в том, что негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз. Длина ворса у них обычно 4-5 см. При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.
В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон. Его отличительной особенностью было то, что он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что этот тон изготовляется из шкур самцов 3-4 баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым, длина ворса достигала 8-10 см.

Зимняя одежда была темных расцветок, а летние ткани были более светлых расцветок (летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой ).

Символы цвета в национальных костюмах.
Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных формах. Практически у каждого народа выработалась своя система знаков, символов и цветов, часто родственная с подобными системами соседних народов и труднодоступная или непонятная с первого взгляда для представителей другой культуры. Среди различных систем выделяется символика одежды разных народов, которая на протяжении тысячелетий отражала своеобразие духовного мира людей. Поэтому изучение именно символики и цветов традиционного тувинского костюма позволяет лучше понять некоторые материально-этнические, философские аспекты жизни народа на протяжении столетий.

Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.

Наиболее универсальной, доступной для реализации была система символов цвета. Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами, и есть присущие только себе особенности.

Значение цвета

Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.

Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Противопоставляется белому цвету черный. В контексте тувинской символики, как и монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики, в отличие от тибетской системы, где черное однозначно олицетворяет все злое и мрачное. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений, а также часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава, а в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Остальные основные цвета это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой и т.д.). Они в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий — удачу, победу, золотой и желтый — святость, божественность, высшую исключительность.

Цветовая традиция в одежде тувинцев. 

Тон малышей – чучак тон почти как у взрослых. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы. Зимой детям шили хураган кежи чучак тон, т.к. она была теплой, удобной в носке. Цвет одежды детей был скорее разнообразным. О наличии обязательной цветовой традиции в старинном детском костюме нет никаких данных ни в исследованиях ученых, ни в героических военных сказаниях у информаторов. В героических сказках есть сведения только о том, что мальчики получали в наследство от отца комплект взрослой одежды, который мог быть черного, белого, красного, желтого, коричневого и других цветов. Такой комплект часто передавался от родителей к сыну. Традиционные праздничные (они наиболее выразительны и символичны) костюмы тувинцев различных возрастных групп: детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался и не имел пояса, цветовая гамма была самой различной. Одежда подростков могла быть синего или черного цвета это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета — они символизируют расцвет сил и время созревания. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету.

Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету и костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.

В костюме молодых людей существовала определенная цветовая символика. Цвета были близки к ярким. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия.  Это доказывают строки из разговора юноши и девушки в тувинской народной сказке «Кангывай Мерген»: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый), этим показывали окружающим, что функции мужчины они берут на себя.

Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.

Костюм пожилого мужчины почти не менялся.

Заключение.

 

        Для проведения исследовательской работы нами был  изучен ряд литературы.  На основании чего и проведено исследования национальной одежды тувинского народа.  В национальной одежде продолжает жить стремление тувинского народа к красоте.   По национальному костюму можно изучать историю народа.

             Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Мы попытались проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришли к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась ни кроем, ни цветом и была традиционно мужских цветов (черный, синий, коричневый). Одежда юношей и девушек уже различалась по крою и цветам, делилась по половому признаку, имела характерную особенность — яркие цвета, что символизировало период полового созревания. Одежда зрелых людей имела четкие различия, исключение составляли вдовы. Пожилые мужчины и женщины носили одежду мужских цветов, здесь можно провести параллель с детским костюмом.

Таким образом, яркие цветовые отличия в одежде мужчин и женщин наиболее выражены были в период юношества и зрелости, то есть, связаны с периодом половой активности. Данная тема имеет множество неизученных аспектов и поэтому исследования по изучению национальной одежды тувинцев необходимо продолжать.

Список литературы

  1. Кенин-Лопсан М.Б. «Тыва чанчыл», Кызыл, 2000 г.
  2. Кенин-Лопсан М.Б. «Традиционная этика тувинцев», Кызыл, 1994 г.
  3. Сиянбиль М.О. Сиянбиль А.А. «Традиционный тувинский костюм», Кызыл, 2000 г.
  4. Потапов А.П. «Очерки народного быта тувинцев», Москва, 1969 г.
  5. «Тыва улустун тоолдары», Кызыл, 1967 г.
  6. Журнал «Башкы» № 4 (28) 1997 г.
  7.  http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/tuva.htm
  8. http://turan.info/forum/showthread.php?t=8070
  9. http://www.ethnomuseum.ru/section66/125/149/344.htm
  10.  Подбор картинок из Интернета

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по национальным традициям на тему «Особенности тувинской национальной одежды»

Кичээл «Тыва хептин онзагай хевирлери»

Сорулгазы: Тыва хеп – тыва кижинин чоргааралы, оон шаанда сезон аайы-биле даарап, кедип чораанынын онзагай хевирлери-биле таныштырар.

Дерилгези: Тыва хептин онзагай хевирлеринге чуруктар, улегер домактар:

1) Эки аданын оглу сергек, эки иенин кызы шевер

2)Уран кыс ширтек сырыыр, ус оол монгун шуткуур.

3) Уран кыс ужукка ораашпас.

Делгелгеде: Тыва бортернин, тоннарнын кадыг идиктернин дерилгези, хорагайлар.

Словарлыг ажыл: билдинмес состерни бижиткеш, утказын тайылбырлап бээр.

Хорагайлар, чалама, дошка, маак, чалаа, тайжы.

 I Организастыг кезээ

Башкынын беседазы:

Уруглар, шаандан тура тыва чоннун кедип чораан хептеринин янзы-буру хевирлери-биле оон, кажан, каяа кедерин билип таныжар бис.Тыва тоннарнын янзы-буру хевирлернинге доктаап, борт,  идик дугайында чугаалажыр бис. Тыва тон дээрге тыва кижинин чылдын дорт эргилдезинде кедип чоруур хеви. Ажыл-иштин, амыдыралынын байдалы-биле кедер тоннарны дараазында болуктерге чарар.

 Презентация.

Таблица (Шыва тон, ховенниг тон, негей тон, хураган кежи, ошку кежинден кылган чолдак тон. Оон  бичи чаштарнын кедип чоруур тону – чучак. Бо тоннарнын чамдыызы силерге билдинмес база бооп болур.

Шыва тон – терен дуктуг хой кежинден кылыр, соок кыжын аът мунуп алгаш, чер чоруурда кедер тон.

Сесирге кежи – семдер хураган кежинден кылган. соокта кедер тон.

Ой тон – чайын кырган хойнун дугу дескиленип унуп келгенде кежинден даараан, ажылдаарынга эптиг тон..

Шээживек – ошку кежинден кылган, хар оъжук  дужерге отпес, даг ору уннерде кадарчылар, анчылар андара кедиптерге сериин чиик тон.

Хураган кежи тон – ак, кара, шокар хураган кежинден туулеп тургаш чыггаш, оннештир даарар. Бо тонну байырлалдарда, найыр-дой уезинде каастанып кедер, даштындан торгу биле додарлап алыр..

Шыва тон – чайын кедер. Мону ситец, сатин постен даарап алыр. Шаанда бай кижилер торгудан даарап кедер, оон кыдыгларын хорагайлар-биле каастаар.

Чучак тон – бичи чаштарнын кедер тону. Ону чаш хураган кештеринден кылыр.

Ховенниг тон – часкы, кучку уеде ажылдаарынга эптиг, чиик, сырып тургаш кылган тон.

Уруглар, улегер домакта чуге «хойлуг кижи каас дээнил?»

-Чуге дээрге тоннарнын хой кезиин, хой хураган кежинден кылган.

II Борттер (Кышкы борт, чайгы борт, довурзак, хаптыга, чинзелиг борт, кыс борт, тумак)

Тывалар шаг-шаандан тура алды кожуун турган . Ынчангаш тыва бортернин  алды талазын алды кожуунга тураскааткан. Ол алды талазынын кырынга алды тайжы алдынналчак, монгуннелчек чувелерден кылдынган болур. Оон каасталгазы хорагайлар. Ол хорагайларда бойдуста челээштин чеди чеди ону шупту турар. Кырында от-козун коргускен кызыл дошка бар. Бойдуста шупту чуве ийи эжеш. Мынчап кээрге борт база ийи ийлиг. Огленмээн оол довурзак борту каастанып кедер. Эр кижинин боргунун артынга ийи кызыл маак турар. Аогленмээн кыс кижинин боргу борбак. Бортун артында чалаа дээр кызыл удазын ахы хендирлер турар. Оон утказы олчейлиг аас-кежикти кузээр, багай чуулдерден камгалаар.

Тывызыкты  тывынарам уруглар?

— Элеп туреп-даа чорааш, эдержип чоруур алышкылар (ийи идик)

III Идиктер.

Кадыг идик – колдуу эр улус кедер, иштинде кидис ук бар. Идиктин бажы думчуктуг. Ол тыва кижинин черинге, бойдузунга хундуткелдиин илереткен.

Хап (чымчак идик) – ажыл-агыйга эптиг, аннаар, хой кадарарда кедер, уктап кедер.

Думчуктуг чымчак идиктер – колдуу херээжен улус кедер.

Бопук – бичи чаштарнын идии.

Кожамыктар

Кызыл-Тайгам кырынайда

 Кышкы хары чаай берди,

Кырган-авам, ынак авам

Кышкы тонум даарап берди

 Хор-ле Тайга кырынайда,

Хортук харын чаай берди,

Кок-ле баштыг кырган-авам

Хоректээжим даарап берди

Музыкалыг пауза.

«Чучак» деп ыры.

V Туннел

Ооренген чуулун катаптаар.

План.1. Тыва тон /в дальнейшем Т

ТЫВА ТОННУ БЫЖЫП, ДААРААРЫ.
План.

1. Тыва тон /в дальнейшем Т.Т/ даараар постер;

2. Т.Т-н хевирлери;

3. Хемчээлдер;

4. Т.Т-ну быжарда постун чарыгдалын санаары;

5. Т.Т – ну быжар кезектери;

6. Кол шыйыглар;

7. Словарлыг ажыл

8. Т.Т-ну быжары;

9. Т.Т.-ну даараарынын аргаз

10.Моюндуруун быжары.

11.Дижи, оок буттарын даараар аргазы;

12. Дошка баглаары;

1. Тыва тон даараар постер:

— моол, кыдат, орус торгулар;

— даалемба;

— лаачик;

— ситец;

— хорагай;
2.Тыва тоннун хевирлери:

-шыва тон, /терлик тон, чычыы тон./

-негей тон /хой кежинден даараан…/

-ой тон /кыргаан соонда теренневээн..

дуктуг хой кежинден …./

-сесиирге тон /тотпежирей озе берген 2 айлыг /хойжугаш кежинден даараан тон/

— хураган кежи тон /чаа торуттунген хураган кежи- биле даараан тон/

— ховенниг тон /ховенни ийи пос аразынга сырып даараан тон/
3.Хемчээлдер:

-О гр — хорек долгандыр- /хоректин эн-не калбак черинден-колдук адаандан, эмиг кырындан хемчээр/

-Д изд — узуну-/ моюн дозунун точказындан эгелеп хемчээр/

-Д рук.- Чеди дугаар моюн соогунден улуг саалаанын дозунге чедир хемчээр/

— О ш — моюн долгандыр хемчээл /тош бажынын 2 сооктерин, моюн дозунун эгин кырында эн бедик

черинден, 7 дугаар моюн соогун таварты хемчээр/
4. Быжып тургаш ажыглаар точкалар

1. 7 -ги моюн дозунун точказы

2. моюн дозунун точказы

3. тош бажынын сооктери
Т.Т-ну даараар постун чарыгдалы:

— тоннун узунун хемчээп алгаш, ону ушке ковудедиптер

ПОШИВ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАЛАТА.
План:

1. Ассортимент тканей для пошива национального халата;

2. Виды национальных халатов;


3. Мерки для раскроя н.х.;

4. Расчет расхода ткани;

5. Детали кроя н.Х.;

6. Конструктивные линии;

7. Словарная работа;

8. Раскрой н.Х.;

9. Технология пошива н.х.

10. Раскрой воротника;

11. Выполнение петель из косой обтачки;

12. Завязывание спец. узла «Дошка»;
1. Ткани для пошива национального халата

— национальный шелк;

— даалемба;

— сатин;

— ситец;

— парча.
2. Виды национальных халатов:

— национальные халаты на подкладке;

— н.х. из овечьей шкуры;

— н.х. из дубленой кожи %
— халат, сшитый из кожи 2-х месячного ягненка;
— халат, сшитый из кожи новорожденного ягненка;

— стеганый халат.

3. Мерки:

— окружность груди по выступающим точкам груди (О.гр).

— длина изделия — от высшей точки основания шеи (Д.изд) (см. 2 на рис. «Мерки»)

— длина рукавов — от точки 7-ого позвоночника до основания большого пальца.

— обхват шеи — от точек яремной впадины высшую точку основания шеи и 7-ого позвоночника (Ош).

4. Названия основных точек при раскрое Т.Т: /См. приложение 1/

1. точка»седьмого позвоночника»

2. точка «основания шеи»

3. точка «яремной впадины»

Расчет расхода ткани для пошива н.х.:

— длину изделия умножаем на три (Д.изд.*3)

5.Т.Т-ну быжар кезектери: /См. приложение 1/

— моюндуруу,

-улуг хойну

-иштии хойну,

-ченнери,

-ооргазы,

-кожуглар/ ченнерни узадыр кожар постер/

-шавыглар /эдээн алгыдар пос кескиндилер/

-кур,

узуну- кыйгас постер.
6.Кол шыйыглар:/ См. приложение 1/

-моюндурук дозу /обозначена буквой а /

-манчыызы – /оорук/, /буква б /

-чен аскы, / буква в /


— эдээ,—/г/.

-мунгаштаажы,-/ д/,

-колдук адаа, / е/,

-эгин кырынын сыгыы ,/ ж/

-ортаакы шыйыг, /з/,

-хорек шыйыы, /к /,
7. Словарлыг ажыл

Минчиири—кыйгас пос –биле манчыызын,

чен аскын,моюндуруун кезиглерин кыйгастап

даараары.

Чамаштырар—иштики постун кезиглерин

даштыкы поске тудуштур даарап, хол- биле

быжыглап, даарап аалыры.

Оонээри-иштики болгаш даштыкы постерни

денней / дортай / кезип алыры.

— Хаваары—иштики посту даштыкы поске

чыпшыр даарап алыры.

— Хажылгалаары—узуну эдээнге ден, калбаа

0.5 см–ге ден посту эдек адаанга даарап алыры

— Мунгаштаары—кыдыында кезиглерин / мунгаш-/

аажын/ тудуштур мунгаштай даараары.

-кыйгас пос — узун дургаар удазынны, доора

чыдар удазынга хамаарыштыр 45 градус сык-

каш, калбаа 2,5—3 см дилиндек посту кезип

алырга кыйгас пос болур.

— Постун ону—даштыы талазы

— Постун ишти—иштии талазы,

— Иштээр пос

— Даштыкы пос

— постун эрни

— Аргаа

— постун хээзи

-Кадыдар пос

5. Детали кроя н.х.:

— воротник;

— внешний запах;

— внутренний запах;

— рукава;

— лоскуты для удлинения рукавов;

— заднее полотнище;

— лоскуты для расширения подола халата;

— пояс;

— косая бейка.
6. Конструктивные линии.

— линия основания горловины

— верхний запах

— срез рукавов

— боковые срезы

— подмышечные срезы

— плечевой сгиб

-средняя линия

— линия груди

7. Словарная работа

— окантовочный шов

— пришивание среза подклада к основной ткани

— подравнивание срезов
— приметывание подклада к основной ткани потайными стежками

— подкройная обтачка

— стачивание боковых срезов
— косая бейка (обтачка)

— лицевая сторона ткани

— изнаночная сторона ткани

— подкладочная ткань

— основная ткань

— ширина ткани

— кромка ткани

— узор (рисунок ткани)

— прокладочная ткань

8. Тыва тонну быжары. План.

1. Даштыкы посту быжары.

2. Моюндурук дозун быжары.

3. Манчыызын быжары.

4. Ченни узадыр быжары.

5. Колдук адаан быжары.

6. Эдээн алгыдары.

7. Иштики хойнун быжары.

8. Моюндуруун быжары: даштыкы, иштики.

9. Иштээр позун быжары.

10. Кыйгас посту быжары.

11. Даарашкыга артырар пос.
Шаанда тон быжарда, холдун салаалары-биле, караа-биле хемчээп ап турган.

Чоннун ажыглап чораан хемчээлдери:

1 сом — айтыр салаа биле улуг салаа аразын чада салып алырга хемчээл.

Мугур сом — сый туткан айтыр салаа биле улуг

салаанын аразы.

Кошкак мугур сом — мугур сомден 1 см. хире чолдак хемчээл.

1 карыш — улуг салаа биле ортаа салааны чада тутканынын аразынын хемчээли.

1 илиг — бир салаанын калбаа.

Устунде айыткан хемчээлдерни тон быжарда ажыглаанын 10 дугаар чуруктан кор.
9.1. Даштыкы посту быжары.

— тоннун узунун поске хемчээп алгаш, 110-120 см азы/ 6 карыш 4 илиг/ посту узун дургаар, онун ору кылдыр сыга каап алыр. Эгиннин сыгыын ундуруп алганывыс ол (чурук 1-ни кор)

— узун дургаар чораан ортаакы шыйыг-биле эгин кырынын сыгыындан (Ош : 6,28)• 2 /формула 1/ хемчээш тош бажынын сооктерин дужун демдеглеп алыр (чурук 2-ни кор).

— (Ош : 6,28)• 2 (формула 1) диаметрлиг долгандырыгны «3» точканы таварты чорудуптарга, моюндурук дозунун олуртур шыйыы унуп келир (чурук 2-ни кор). Ол шыйыгны моюндурук олуртурунга чедир кеспес!


8.Раскрой национального халата

-раскрой основной ткани.

-раскрой лини горловины.

-раскрой линии верхнего запаха.

-раскрой рукавов. Удлинение рукавов.

-линии подмышками.

-расширение подола.

-раскрой внутреннего запаха.

-раскрой воротника: основного, внутреннего.

-раскрой подклада.

-раскрой косой обтачки.

-припуски на швы.
Раньше, когда тувинские женщины не знали сантиметровой ленты, кроили, используя пальцы рук и на глаз.

Народные мерки:

Расстояние между разложенными пальцами большого и указательного пальцев.

Расстояние между согнутым указательным и большим пальцами.

Расстояние между большим и средним пальцами.

Ширина одного пальца (см. рис.10).

9.1.Раскрой основной ткани.

Отмерить длину изделия и подогнуть ткань на лицевую сторону. Получим линию плечевого сгиба (см. рис.1).

— Находим точку «3» (точка яремной впадины), отмерив (Ош : 6,28)• 2 от линии сгиба по средней линии вниз (см. рис.2).
— Через точку «3» и центральную линию проводим окружность диаметром (Ош : 6,28)• 2 так, чтобы 2 см сегмента попали за линию плечевого сгиба. Получим линию горловины (см. рис.2).

9.2. Манчыызын быжары.

— «3» деп точкадан ортаакы шыйыгны куду 1 см демдеглеп алыр. М деп точка болур (чурук 3-ту кор).

— М точкадан он холдун талазынче №1 формулага ден хемчээлди демдеглеп алыр. Ол М1 точканы манчыынын бажы дээр (чурук 4-ту кор).

— М1 точкадан ортаакы шыйыгга чергелешкек, узуну ((Ош+2)/3,14) + 3…5 см хемчээлди демдеглеп алыр. М2 деп точка ол (чурук 5-ти кор).

— М2 точка таварты хорек шыйыын (Х.Ш.) чорудуп алыр (чурук 6-ны кор).

— Ол Х.Ш. кырынга ортаа шыйыгдан эгелеп Ог/4 см хемчээлди ийи кыдыынга демдеглеп алыр. М3 деп точка ол болур.


— М2 дорт булун бажындан (Ош+2)/3,14) — 5 см хемчээлди биссектриса-биле хемчээш, оон бажын М4 деп точка-биле демдеглээр (чурук 7-ни кор).

— Лекало-биле М3 М4 М1 точкаларны ыргак шыйыг-биле тудуштурар (чурук 8-ти кор).

— М М1 М4 М3 — манчыызы.

9.3. Ченин быжары.

— Эгин кырынын сыгыын ортузундан ченнин узунун (Др) хемчээш, четпес черин саазынга немей бижип алыр. Чен аксында калбаан (Ош+2/3,14) + 3 см формула-биле санааш, хемчээп алыр. ЧЧ1 деп ужуктер-биле демдеглеп алыр.

— Ч1 точкадан 2 см немей демдеглеп алгаш, К деп ужук-биле демдеглеп алыр. Оон эгелеп эгин кырынын сыгыынга чергелешкек дортту М3 деп точканын дужунга чедир шыйып алгаш, К1 деп ужук-биле дорт булун бажын демдеглеп алыр (9-ку чурукту кор).

— Дорт булуннун бажы К1 точкадан узуну 5 см биссектрисанын тончузун таварты лекало-биле колдук адаанын ыргак шыйыын ундуруп алыр (кок шыйыг, 9-ку чурукту кор).

9.4. Эдээн алгыдары.

Бир эвес постун эрни алгыг эвес болур болза, колдук адаанын шыйыын кескен соонда унген кескиндизин эдек адаан алгыдары-биле кожуп алырда, хээзин таарыштырып алырын утпас! (чурук 11а-ны кор).

— Шаанда эдек адаан карак-биле коруп тургаш, быжып турган.

9.5.Иштии хоюн быжары.

— Постун онун ору кылдыр, аргаан ортаакы шыйыг-биле дужааштыр улуг хоюнун иштининге салып алгаш, манчыызын ден кылдыр, а ортаакы шыйыгны 1 см артык кезип алыр. Мунгаштаажы-биле эдээнден быжар. (чурук 11б-ни кор).

9.2. Раскрой верхнего запаха.

— От точки «3» по средней линии отмерим 1 см. Получим точку М (см. рис.3).
— Получим следующую точку М1, отмерив отрезок равный величине формулы 1 в направлении правой руки (см.рис.4).

— Точку М2 находим на линии, параллельной средней линии, на расстоянии ((Ош+2/3,14) + 3. .. 5 см от точки М1 вниз (см. рис.5).


— Через точку М2проводим линию груди, параллельную линии сгиба плеча (см. рис.6).
— Находим боковые точкм М3, отмерив Ог/4см по обе стороны от средней линии.

— От вершины М2 прямого угла М3 М2 М1 проведем биссектрису длиной (Ош+2/3,14)-5 см. Получим точку М4.

— Лекалом соединим точки М3 М4 М1

-Кривая линия ММ1М4М3 называется манчыызы — линия верхнего запаха.

9.3.Раскрой рукавов.

— От средней точки плечевого сгиба отмерить длину рукавов (Д.р) Ширину среза рукава вычислить по формуле (Ош+2/3,14)+3см, отметить ее точками ЧЧ1.

_ К ширине рукавов прибавить 2 см. От полученной точки К провести горизонтальную линию, параллельную линии сгиба, до пересечения с вертикальной линией, проведенной от точки М3. Получим точку К1 — вершину прямого угла КК1М3 (см . рис. 9).

— Линию подмышек провести через точки М3К3 К. Точка К3 — это конечная точка биссектрисы, равной 5 см, проведенной от вершины К1 прямого угла К К1М3 (синяя линия) см. рис.9.

9.4. Расширение подола.

Если ширина ткани уже ширины подола халата, можно притачать лоскут, получившийся при

вырезе линий подмышек. При этом нельзя забывать о соотношении рисунка узора! (см. рис. 11а — пунктирные линии).

— В старину подол кроили на глаз.
9.5. Раскрой внутреннего запаха.

— Положить ткань лицевой стороной кверху так, чтобы кромка совпадала со средней линией халата. Линия среза верхнего запаха совпала с линией среза верхнего запаха халата (см.рис.11б-пунктирные линии).

9.6. Даштыкы моюндурукту быжары.

Тыва тон моюндуруун быжарда хемчээлдер:

Ош-моюн дозун долгандыр хемчээли.


h — моюндуруктун бедии 3-4 см.

— Посту доора дургаар (Ош+3)/2 см хемчээш, узун дургаар сый салып алыр (чурук 12-ни кор).

— Моюндуруктун тургузарынын чурум-чыскаалы:

а) ВВ1= (Ош+3)/2

б) ВВ1/2

в) В1В=2см

г) ВВ2 — моюндурукту олуртур шыйыг

д) ВВ2 В0 В2

е) ВВ4=h

ж) В4В3 — кырынын кезии.

Быжарда даарашкыга артык чер артырбас!
9.7. Иштики моюндурукту быжары.

— Даштыкы моюндуруктан 0,8 см улгаттыр быжып алыр (12а чурукту кор).
9.8. Иштики посту быжарда даштыкы пос-биле ден кылдыр быжар.
9.9. Кыйгас посту быжар бирги аргазы.

— 40 см хире каасталга позун бир азыындан сыга кааптарга, постун удазыннары 45 градус кылдыр чыдып алыр. Ол сыгыгны илиир-биле базып алыр (чурук 13-ту кор).

— Сыгыгдан 3 хире черге 2,5 азы 2 (азы 3 бооп болур) см демдеглеп алгаш, карандаш-биле шыйып алыр.

— Ол шыйыгны болгаш сыгыгны кезип алырга, кыйгас пос унуп келир (чурук 13а-ны кор).
9.9. Кыйгас посту быжар ийиги аргазы.

— 40 см посту доора дургаар сыга баскаш, кезиглерин тудуштур дааарап алыр.

— Даарап алганывыс чинге «ченнин» бир азыындан 47 градус сыга салып алыр, ол сыгыгыны базып алыр.

— Улаштыр посту дорт базып алыр. Оон катап улаштыр 45 градус чыдар кылдыр базып алырга, чурук 15а-да ышкаш унуп келир. Ол 45 градус чыдар шыйыглары чен долгандыр кезиптерге, чурук 16-да ышкаш кыйгас пос унуп келир. Ол постен чинге 2…3 см чедир кыйгас постерни кескилеп алыр.

9.10. Даарашкыга артырар чер.

— Мунгаштаажынга, эдээнге 1 см черни даарашкыга артыр кезер.

9.6. Раскрой основного воротника.

Мерки:

Ош-окружность основания шеи.

h — высота воротника.

— Отмерить по поперечной нити ткани (Ош+3)/2см. Перегибаем ткань от точки В (см.рис. 12).


— Последовательность построения воротника:

а) ВВ1 = (Ош+3)/2

б) ВВ1/2

в) В1 В=2см

г) ВВ2 -линия втачивания

д) ВВ2 В0 В2

е) ВВ4 =h

ж) В4 В3 — линия отлета.

Кроить без припусков на швы!

9.7. Раскрой внутреннего воротника.

— Внутренний воротник кроить на 0,8 см больше чем основной воротник (см.рис.12а).
9.8. Раскрой подклада провести точно по покрою основного халата.
9.9.Раскрой косой обтачки.

Первый способ:

— Ткань (лоскут) длиной 40 см перегибаем вокруг одного угла так, чтобы получился сгиб под углом 45 градусов. Проутюжить сгиб (см.рис.13).

— Отметить линию длиной 2,5 см. от сгиба. Разрезать эту линию и линию сгиба. Полученная полоска и есть косая бейка (обтачка) см.рис. 13а.

9.9. второй способ:

— Сгибаем ткань в 40 см вдоль поперечной нити, стачиваем срезы с припуском на швы 0,3…0,5 см (см.рис.14).

— Один угол полученного «рукава» сгибаем под углом 45 градусов. Сутюжить сгиб.
— Далее перегибаем рукав по прямой линии, затем по косой (под углом 45) до тех пор пока не кончится рукав. Получится рисунок как в рис. 15а. Разрезаем по беспрерывной косой линии. В результате выходит широкая косая полоска. Из нее вырезается узкая, шириной 2…3 см полоска — косая обтачка (см.рис.16 и 16а).
9.10. Припуски на швы

Боковые срезы и нижний срез подола кроить с припусками на швы в 1 см.

10.Тыва тонну даараарынын аргазы.

1. иштики, даштыкы постернин шавыгларын, кожугларын тудуштур даарап алыр.

2. иштики хойнун тудуштур даараар.

3. манчыызын минчиир.

4. тоннун иштики позун дашты-биле тудуштур даараарынын аргалары.

5. оорганын эдээн хажылгалаары.

6. тонну андаргаш, базары.


7. хаваары.

8. моюндурук олуртуру.

9. оок буду, дижилер даараарынын аргалары.

10. мунгаштаар

11, 12,13. чамаштырары.

14. базары.
10.4.Тоннун иштики поузн даштыкы позунге тудуштур даараарынын аргазы.

Даштыкы постун онун ору кылдыр чада салып алыр.

— Иштики постун онун даштыкы постун ону-биле таарыштыр кырынга чада салып алыр. Даарашкыларны, кыдыгларын деннежип турар кылдыр салгаш, илип алгаш, ооннээр, кезиглерин денней кезер.

— Улуг хойнунун ортаакы кезиин, эдээн тудуштур даарап алыр (хурен шыйыг).

— Ооргазынын эдээнин адаан хажылгалап алыр.

— Андаргаш, азыгларын, даарашкыларын ундур базып алыр. Инелер-биле чыпшыр илип алыр.
10.8. Моюндуруун олуртуру.

1. Баштай даштыкы моюндуруктун иштинге кадыг пос тудуп алгаш, сырып алыр.

2. Моюндуруктун бир ужундан эгелеп кырын дургаар оске ужунга тондур минчиир (чурук 19-та сарыг шыйыг). Уштарын сыкпас.

3. Моюндуруктун адаан минчиирде уштарын сыгары-биле, 0,8 см артырып алыр.

4. 0,5-0,8 см калбаа даарашкыны машинага илген черлерден каксыпкаш, кйыгас посту сыга салып алырда, кыдыгларын моюндурук адаанче чажыра киир суп алыр (чурук 19б-ни кор).
Тайылбыр:

Иштики моюндурукту даштыкы моюндурук-биле ден кылдыр долгандыр базып алгаш, даштыкы моюндурукту олурткаш, оок буд, дижини быжыглай даарап алгаш, оон соонда чамаштырар.

10.Технология пошива национального халата.


  1. Притачивание лоскутов для удаления рукавов, расширения подола халата.

  2. Притачивание внутреннего запаха к халату.

  3. Окантовка среза верхнего запаха.

  4. Соединение подклада к халату.

  5. Притачивание подкройной обтачки к нижнему срезу заднего полотна.

10.4. Технология пошива (пункт 4).

Соединение подклада к халату.

— Основную ткань разложить лицевой стороной кверху.


— Разложить на закройном столе халат лицевой стороной кверху, а подклад сверху лицевой стороной вниз так, чтобы совпадали все швы. Сколоть в нескольких местах. Уровнять срезы.
— Стачать нижний и боковой срезы внутреннего запаха халата (см. рис.18, зеленая линия).

— Стачать средний и нижний срезы внутреннего запаха халата (коричневая линия).

— Притачать подкройную обтачку к нижнему срезу задней половины халата.

— Надрезать углы. Вывернуть халат в лицевую сторону, приутюжить швы. Закрепить халат к подкладу булавками.
10.8. Посадка воротника.

1.Воротник закрепить прокладкой из двойного стеганого льна, / ситца, холста,дублерина и др/

прострочить узорчатыми строчками.

2.Оконтовать срез настрачивания воротника.
3.Настрочить косую обтачку к нижнему срезу воротника на 0,5—0,8 см. от края, подогнуть концы.
Примечание: внутренний воротник приметывается потайными стежками к основному воротнику после его/ основного воротника /посадки, когда будут пришиты петли для пуговиц.
-Линию горловины проводим / технология тув. народа / с помощью перевернутой пиалы.

Рассчитать диаметр среза горловины можно по формуле: /(0 ш + 2) : 3,14) + 3/
5. Даштыкы моюндурукту тонга олуртурда, моюндурук орнун аяк-биле шыйып алыр турган. Ам моюндурук дозун долгандыр узунун санап алыр формуланы ажыглап болур:

((Ош+2)/3,14)+3.

Унуп келген шыйгдан 1 см хире бичии долгандырыгдан кезип алыр.
6. Даштыкы моюндурукту моюндурук дозунун шыйыынга денней тудуп алгаш, борбак уштуг инелер-биле быжыглап алыр (классиктиг моюндурук даараары ышкаш эвес, моюндурукту тоннун кырынга турар кылдыр даараар).
7. Даштыкы моюндурукка оок буду биле дижини даарап алыр. Дижини солагай хол талазынга даараар.
Тайылбыр:

Тонга оок будун улуг хоюнга даараар (маныыга, мунгаштаажынга).
8.Тоннун мунгаштаажын илгеш, машинага даараар.

9. Иштики постун мунгаштаажын чамаштырар (баштай илип алыр).

10. Ооргазынын иштики позунун эдээнин адаан чамаштыр даарап алыр.
11. Чен аксынын база манчыынын иштики позун илип каан минчиктеринин кырынга чамаштыр даарап алыр.
12. Илиирнин эн биче температуразынга базар!
Тыва тонну быжар, даараарын айтып, оореткен кижи Оюн Намажап Сереновна, 1926 чылда торуттунген. 30 чылдар иштиниде Тес-Хемнин Самагалтай суурнун дараанылга черинге ажылдап чораан.

— Линию горловины вырезают на расстоянии 1 см. к центру круга горловины.

— Воротник настрачивают к срезу горловины, /не так, как принято втачивать европейскую одежду/

-Пришивают к воротнику петли для пуговиц. Петлю с пуговицей располагают с левой стороны воротника.

Примечание: Петлю с пуговицей пришивают по стороне внешнего запаха

-Стачать боковые срезы.

— Боковые срезы подклада пришивают потайными стежками.

— Срез подола задней половины халата пришивают потайными стежками к обтачкам.

— Влажно — тепловую обработку проводить при самой низкой температуре утюга!
Литература о тувинской

национальной одежде:
1.Потапов Л.Д «Очерки народного быта тувинцев». Москва. 1968 г.

2.В.Б Дьяконова. «Материалы об одежде тувинцев», Ленинград. 1960 г.т,1.

3.С.Ч Вайнштейн» Тувинцы – тоджинцы» Москва. 1961 г

4. Маннай –оол М.Х.» Тува в эпоху феодализма» Кызыл. стр. 240

5. Сат Л. Ш. «Культура тувинцев: традиция и современность». г.Кызыл.1989 г.

/под редакцией Ю.Л. Аранчын /глава «Традиционная верхняя одежда»

6. Оюн Ламажап Сереновна – швея, мастер по пошиву национального халата

7. Монгуш Долзат Чал — Баштыговна – швея, мастер по пошиву национальной одежды

Как создать популярный двухцветный эффект в Photoshop

В этом кратком руководстве я покажу вам, как создать двухцветный эффект на ваших изображениях с помощью Adobe Photoshop.

Duotone — это полутоновый процесс, при котором изображение преобразуется только в два цвета. Этот популярный стиль — интересный способ добавить связности набору фотографий, которые все выглядят по-разному; вы заметите, что Spotify выбрали его в качестве визитной карточки для маркетинга и визуальных элементов платформы.

Что вам понадобится

Помимо доступа к Adobe Photoshop , вам понадобится изображение или набор изображений, которые подходят для двухцветного стиля.Изображения с бледным или белым фоном и сильным контрастом отлично смотрятся как двухцветные. В этом уроке я использовал следующие фотографии:

Шаг 1

Откройте ваше изображение в Photoshop.

На панели Layers выберите Black & White в меню New Adjustment Layer .

Переключение изображения на черно-белое сделает выбранный вами двухцветный цвет более ярким.

Шаг 2

Вернитесь в меню настроек и на этот раз выберите Gradient Map .

Шаг 3

В окне Gradient Map дважды щелкните полосу цвета градиента. Это откроет окно Gradient Editor .

Дважды щелкните упор в крайней левой части ползунка под разделом Gradient Type .

Откроется окно Stop Color . Здесь вы можете добавить первый цвет вашего двухцветного градиента. Для этой первой остановки я выберу темно-розовый тон, R = 180 G = 48 B = 147 .Когда вы будете довольны своим выбором цвета, нажмите OK .

Шаг 4

Щелкните на правом упоре, чтобы открыть окно Stop Color для второго цветового тона. Чтобы подобрать цвет, который дополнит ваш первый выбор, может потребоваться немного поэкспериментировать.

Вот я выбрал голубой цвет, R = 245 G = 210 B = 231 . Когда все будет хорошо, нажмите OK .

Шаг 5

Вы можете отрегулировать силу двухцветного градиента, настроив положение двух остановок.

Я переместил розовый ползунок вправо, чтобы усилить выделение цвета. Стремитесь к балансу контрастности и яркости изображения. Вы хотите видеть все детали своей фотографии, не слишком их насыщая, но вам также нужны яркие цвета.

И готово! Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, как найти правильные цветовые комбинации и улучшить отдельные элементы в ваших двухцветных изображениях.

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА: дотональные комбинации цветов

Вы можете найти цветовые комбинации, которые отлично смотрятся в виде двухцветных наложений, с помощью инструмента цветового круга, например Adobe Color .Щелкните опцию Complementary в меню Color Rule , чтобы найти цвета, которые всегда хорошо сочетаются.

СОВЕТ ОТ ПРОФЕССИОНАЛА: усиление яркости отдельных элементов в ваших двухцветных изображениях

Выделите элементы изображения на фоне двухцветного эффекта.

Шаг 1

Для этого изображения улыбающейся женщины я установил голубой (R = 0 G = 112 B = 160) и зеленый (R = 32 G = 205 B = 78) двухцветный градиент. Я хочу выделить глубокий цвет ее помады еще более темным тоном, чтобы ее улыбка стала центром изображения.

Для этого используйте инструмент Lasso Tool (L) , чтобы обвести края области, которую вы хотите затемнить. Затем нажмите кнопку Refine Edge в верхней части рабочего пространства. В открывшемся окне установите флажок Smart Radius и регулируйте другие ползунки, пока не будете довольны точностью выбора. Щелкните OK , чтобы закрыть окно.

Шаг 2

На панели слоев убедитесь, что выбран исходный слой изображения, затем выберите уровней в меню корректирующего слоя.

Потяните черный и серый ползунки вправо, пока не затемните выбранную область, создавая более глубокий и насыщенный цвет.

Не терпится поэкспериментировать с другими эффектами дуплекса? Найдите отличные изображения для этой задачи — откройте для себя снимки страстей к путешествиям, публику с живой музыкой и фантастические портреты.

изображений и фондовых фотографий Tyva. 237 фотографий Тыва и бесплатные изображения, доступные для загрузки у тысяч поставщиков стоковых фотографий.

Tyva изображений и фотографий.237 фотографий Тыва и бесплатные изображения, доступные для загрузки у тысяч поставщиков стоковых фотографий.
  • Еще не зарегистрированы? Зарегистрироваться
  • Войти
  • Планы и расценки
  • Главная
  • Начало работы
  • Загрузить изображения
  • Моя учетная запись
  • Бесплатная загрузка
Флаг Республики Тыва Stock Imageby membersio Ступа буддизма на Тыве Stock Photographsby Algeba 0 / 0Horse Stock Imageby zastavkin 1/53 1/47 Герб Республики Тыва, Россия.Stock Photoby yuiyui 0/4 Герб Республики Тыва, Россия. Stock Photoby yuiyui 0 / 1флаг Тувы с каплями дождя Stock Photoby daniel0 0 / 0Буддийская вера в центре Азии Picturesby Algeba 0 / 0F tyva Picturesby kaloyanpetrov 0 / 8gold Статуя льва-хранителя Algeba / 0G tyva Stock Photographyby kaloyanpetrov 0 / 9Церемониальный столб с лентами на дороге Stock Imageby Tiplyashina 0/1Stone Idol Stock Photosby zastavkin 0 / 83Церемониальный столб с лентами на дороге Stock Imageby Tiplyashina 0 Рендеринг на фоне здания голубого неба. Изображение natanaelginting 0 / 2flag of Tuva с каплями дождя Stock Photoby daniel0 0 / 0Tuva Flag Wrinkled On Dark Background 3D Render Stock Photoот natanaelginting 0 / 2Four Noble Truths Stupas Stock Photosby Al / 0Флаг Республики Тыва, Россия.Pictureby yuiyui 0/5 Высококачественная карта региона России Stock Photoby grebeshkovmaxim 0/0 Флаг Республики Тыва, Россия. Stock Imagesby yuiyui 0 / 43D Герб республики Тыва, Россия. 3D иллюстрации. Stock Photographyby yuiyui 0/0 Герб республики Тыва, Россия. Stock Imagesby yuiyui 0 / 5Тува флаг трепал красиво развевая макросъемка крупным планом Стоковые Изображенияby natanaelginting 0/0 Герб республики Тыва, Россия. Pictureby yuiyui 0/0 Озеро Кастык-Хол Stock Photographyby zastavkin 0 / 35Лошадь в Саянах Stock Photographsby zastavkin 0 / 40Деревянный мост через реку Stock Photographyby zastavkin 0 / 47West Sayan Mountains Stock Images zastavby на берегу горного озера Stock Photoby zastavkin 0/37 Озеро Kastyk-Hol Picturesby zastavkin 0 / 50Taiga Stock Photographyby zastavkin 0 / 66Западные Саяны Stock Imagesby zastavkin 0 / 44West Sayan Mountains Stock Photosavkin Zastavkin / 27 Вид на Сибирское горное озеро Stock Photoby zastavkin 0/31 Озеро Kastyk-Hol Stock Photoby Zastavkin 0 / 41Деревянный мост через реку Stock Photoby zastavkin 0/30 Вид на Сибирское горное озеро Pictureby zastavkin 0 / 35Лодка на берегу горного озера Stock Photographsb zastavkin 0/43 Западные Саяны Stock Photographsb y zastavkin 0 / 37Заставкин 0 / 37Заставкин 0 / 29Лагерь у озера Picturesby zastavkin 0 / 41Озеро Кастык-Хол Stock Photographyby zastavkin 0 / 45Горная река Pictureby zastavkin 0 / Stock 21 заставкин 0 / 29Тайга Stock Photosпо заставкин 0 / 78Горная река Стоковая Фотография заставкин 0 / 24Карта Российской Федерации.Республика Тыва (Тува). Фотоот Татьяна53 0 / 5Западные Саяны Pictureby заставкин 0 / 45Деревянный мост через реку Stock Photographsby заставкин 0 / 48Озеро Кастык-Хол Фотографиипо заставкин 0 / 48Западные Саяны Stock photographyby река Заставкин Изображение заставкин 0 / 26Озеро Кастык-Хол Фотографиипо заставкин 0 / 43Алаш сток фотоот заставкин 0 / 31Карта Российской Федерации.Республика Тыва (Тува). Stock Photoby Tatiana53 0/4 Флаг Республики Тыва, Россия. Stock Photographyby yuiyui 0 / 11Озеро Kastyk-Hol Stock Photographyby zastavkin 0/39Долина озера Kastyk-Hol Stock Photographsby zastavkin 0/214 Республика Тыва (Тува). Pictureby Tatiana53 0 / 5Stone Idol Stock Photographsby zastavkin 0 / 96Heathenism Место поклонения Pictureby zastavkin 0/97 Горы Западного Саяна Pictureby zastavkin 0 / 28River Alash Stock Imagesby zastavkin 0 / 42Западные Саяны Stock Photographyby zastavkin 0/35 View on Siberian Mountain Lake Picturesby zastavkin 0 / 46Horse Stock Imagesby zastavkin 0/34 / 60Западные Саяны Stock Imageby zastavkin 0/32 Карта Тувы (Россия, субъекты Российской Федерации, республики России) разработана с зелеными и черными листьями конопли, карта Республики Тыва сделана из листьев марихуаны (марихуаны, THC) Stock Photographyby Danler 0/1

Следующая страница

Дополнительная информация

  • Лицензия A greement
  • О Can Stock Photo
  • Конфиденциальность
  • Продавайте свои изображения / клипы
  • Положения и условия
  • Свяжитесь с нами

Как использовать GIMP для создания фотографий в оттенках сепии из цветных фотографий

Марго Динарди в Руководстве по рисованию> Справка GIMP

Некоторые из ваших любимых фотографий могут отлично смотреться с использованием тона винтажной сепии.Это преобразование очень легко выполнить с помощью редактора изображений, такого как GIMP.

Ваш первый шаг — начать со сканирования фотографии в GIMP или открытия цифровой фотографии, уже имеющейся на вашем компьютере.

Быстрое объявление — EmptyEasel создал более быстрый и простой способ для художников иметь свой собственный сайт об искусстве. Щелкните здесь, чтобы узнать больше и получить собственный простой художественный сайт!

Изображение груш, которое я использую ниже, — это то же самое, что я использовал для урока рисования GIMP несколько недель назад.Думаю, он будет отлично смотреться и в качестве изображения в тонах сепии.

Поскольку фотографии в тонах сепии не имеют полноцветных изображений, для начала удалите все цвета с изображения. Перейдите в «Цвета» в строке меню и выберите «Обесцветить». Появится диалоговое окно с тремя различными вариантами уменьшения насыщенности вашего изображения: Lightness, Luminosity и Average.

Проверьте все три варианта: выберите один, затем отмените (Ctrl + Z) и попробуйте другой. В итоге я выбрал опцию Luminosity.

Если на фотографии недостаточно контраста, вернитесь в «Цвета» и выберите «Уровни.”

Перемещайте ползунки, чтобы получить больше контраста. Хорошим началом будет перетаскивание обоих концов внутрь к ближайшей высокой горе, тогда просто используйте свое художественное суждение.

Пришло время добавить немного этого прекрасного оттенка сепии.

Еще раз зайдите в «Цвет» в строке меню и выберите «Раскрасить». Вы можете использовать верхний ползунок для прокрутки всего цветового спектра, но для фотографий в оттенках сепии вам нужно остановиться между красным и желтым.

Это также может помочь увеличить насыщенность, а затем смело настраивайте свою фотографию с помощью ползунка яркости.

Если вы хотите добавить традиционному винтажному образу края, используйте инструмент «Прямоугольное выделение», чтобы выделить большую рамку в центре фотографии.

Перейдите к «Выбрать» в строке меню и выберите «Инверсия», чтобы выбрать только края. Вернитесь к «Выбрать» и выберите «Перо».

Для этого хорошо подходит широкое значение, например 25 или 30. Убедитесь, что ваш текущий цвет фона черный, затем удалите! Ваше изображение станет черным по краям.

В качестве последнего шага, не стесняйтесь осветлить свое изображение по мере необходимости, чтобы получить старый, выцветший вид.

Конечно, если вы не хотите повторять эти шаги каждый раз, вы также можете открыть свое изображение и выбрать «Фильтры» в строке меню, затем «Декор», затем «Старое фото».

После использования этого фильтра вы должны увидеть что-то похожее на левую половину изображения выше. Однако обратная сторона использования фильтра для всего процесса заключается в том, что вы не сможете полностью контролировать конечный продукт.

Попробуйте тонировать сепию другую фотографию, но на этот раз немного поэкспериментируйте с настройками — выберите другой оттенок в разделе «Раскрашивание» или воспользуйтесь одной из множества доступных кистей GIMP, чтобы «поцарапать» изображение и добавить на него пятна или разводы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *