Тюменский ковёр – ГородТ
Знаменитые тюменские ковры имеют богатую историю и серьезную репутацию в мире искусства. Их рисовал известный художник Василий Суриков, ими вдохновлялись дизайнеры из США, они представляли Тюменский край на всероссийских и международных выставках в 1900 году в Париже, в 1902 и 1913 годах в Санкт-Петербурге, в 1913 – в Генуя и Варшаве.
Первые упоминания о тюменских коврах встречаются в документах XVI века, а в XVIII — Тюменский уезд стал крупнейшим центром ковроткачества. Отсюда и повелось название: тюменские ковры.
Большинство ученых, которые изучали возникновение ковроткачества в Сибири, считают этот вид искусства перенятым от бухарцев – выходцев из Бухарского ханства. Такой же точки зрения придерживались И. Я. Словцов и Н. М. Чукмалдин. В середине XX века версия бухарского происхождения тюменского ковра подтвердилась. В это время восстановили все этапы производства паласной и махровой техники.
Иностранный путешественник в конце XVIII века писал: «В своих домах сидят они (бухарские женщины) за красивым ковром, прилежно работают над шитьем и вышиванием шелком, серебром и золотом».
В начале XVIII века ковроткачество стало самым распространенным среди крестьян ремеслом и промыслом. В 1830-х годах тюменские ковры развозились по всей Сибири и продавались на крупных российских ярмарках.
Ковры использовались и в быту. Жители Тюмени стелили их на пол, украшали ими голые стены, покрывали сундуки, лавки и столы, использовали как одеяло во время поездок по городу. Иногда тюменскими коврами укрывали и лошадей. Изделия использовали и для демонстрации статуса, так как сибирский большой ковер на повозке позволяли себе только очень богатые люди.
В начале XIX столетия промысел считался столь выгодным, что производством махровых ковров и попон «для себя и на продажу» занимались почти во всех деревнях и селах Каменской, Троицкой, Успенской волостей Тюменского уезда. Главные покупатели того времени – ямщики и извозчики, которые утепляли и украшали коврами сани, кошевки во время длительных зимних путешествий. Проезжающие купцы закупали изделия оптом и продавали на Ирбитской ярмарке.
Тюменские ковры с большим успехом представлялись на кустарно-промышленных выставках в Тюмени в 1868 и 1871 годах при участии кружка Высоцкого. В 1873 году «Камско-Волжская газета» писала: «…выделка ковров составляет характеристическую особенность Тюмени и ее округа…».
Самой талантливой мастерицей в изготовлении ковров стала Василиса Семеновна Викулова, основательница династии ковровщиц. На парижской выставке 1900 года ее ковер получил высшую награду.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет лаконичного узора. Черный фон символизировал плодородную землю и изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты – краски благодатного лета. Сочетания черного и красного цветов – могущество и богатство.
Один из тюменских ковров изобразил на своей картине «Взятие снежного городка» Василий Иванович Суриков, который бывал проездом в Тюмени и оставил в своих записях факт покупки трех ковров.
После революции мастериц организовали в артели. Первой стала «Коверница», которую открыл Иван Овешников в 1924 году в селе Каменском. Около трехсот мастериц работали на дому, а артель снабжала их сырьем, инвентарем и сбывала продукцию. В конце 1940-х годов головное предприятие перевели в Тюмень. В 1950-х гг. его переименовали в фабрику. В Ишиме, Ялуторовске и Тобольске организовали небольшие производства и значительно расширили ассортимент изделий.
В 90-е годы XX века предприятия обанкротились. Только в 2001 году в Ишиме открыли «Сибирскую ковровую фабрику», мастера которой сохраняют и передают секреты создания тюменского ковра.
22 июня 2010 года ООО «Сибирская ковровая фабрика» вошло в Реестр предприятий Народных Художественных Промыслов Российской Федерации.
«Сибирская ковровая фабрика» сохранила традиционную махровую технологию ручного сибирского ковроткачества, которая известна в России еще с XVIII века. Процесс изготовления ковровых изделий выполняется только вручную. Сырьем служит овечья шерсть, а основой — хлопчатобумажная нить.
Сайт
Тюменский ковёр
Тюменский ковёр
Кислякова А.С. 11Филиал Сорокинской средней общеобразовательной школы № 3 Сорокинская средняя общеобразовательная школа №2
Новосельцева Т.А. 11Филиал Сорокинской средней общеобразовательной школы № 3 Сорокинская средняя общеобразовательная школа №2
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
На берегу красивой реки Ик в селе Большое Сорокино живут и трудятся замечательные люди. Наш край удивительной красоты, родина мудрых и трудолюбивых людей. Здесь издавна получили своё развитие различные виды ремёсел: резьба по дереву, изготовление валенок, вышивка, ручное ковроткачество.
Сейчас очень модно украшать свой дом изделиями ручной работы. Для этого не обязательно проводить долгие часы в хождении по магазинам и рынкам, надеясь отыскать что-то подходящее к интерьеру своего дома. Гораздо приятнее провести эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением предметов, облагораживающих быт. Работы, сделанные своими руками всегда восхитительны! Так как каждый «мастер» вкладывает свою фантазию, творчество и частичку своей души.
Гипотеза исследования: я смогу самостоятельно выткать ковёр, если овладею технологией его изготовления.
Цель работы: изучить технологию изготовления ковра и соткать его.
Исходя из гипотезы исследования и поставленной цели, я определила следующие
Изучить историю ковроткачества в Тюменской области.
Разработать эскиз ковра.
Выполнить его в соответствии с созданным эскизом.
Объект исследования: тюменский ковёр ручной работы.
Предметом исследования является: технология изготовления ковра ручной работы.
Методы исследования:
поиск информации в сети Интернет, дополнительной литературе;
сравнение;
наблюдение;
систематизация;
собеседование.
Основная часть
2.1. История возникновения тюменского ковра
Ткачество – вид декоративно-прикладного творчества, возникший более двух с половиной тысяч лет назад. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что ручное изготовление ковров было знакомо людям далёкого прошлого. Ткацкие изделия известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденных в раскопках (второе тысячелетие до н.э.). Орнаментация в ковровых изделиях строилась по принципу ритмических повторов и достигалась тремя способами: переплетением нитей, набивным рисунком и вышивкой.
Самые древние, дошедшие до нас ковры ручной работы — войлочные. Из овечьей шерсти или верблюжьей, подобные ковры и по сей день являются распространенным видом рукоделия в Индии, Средней Азии и у некоторых народностей Кавказа.
Первые тюменские ковры, как свидетельствуют различные документы, появились еще в XVI веке.
Популярность тюменских ковров в те времена объяснялась просто: город Тюмень стоял на великом Сибирском тракте. На горке, где сейчас находится Троицкий Собор, архитектурно-строительный университет и улица Ямская, находилась Ямская слобода — через неё круглогодично проезжали ямщики, которые доставляли свой товар в разные города нашей необъятной страны. Суровая зима и знаменитые сибирские морозы ухудшали условия поездок. Ямщики, чтобы не замерзнуть в пути, утепляли свои сани коврами. Иногда и сами укрывались ими.
Позже ковры стали использоваться и в быту. Использовали ковры и для того, чтобы показать свой статус.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счёт использования черного фона и живописных цветов на нем. Чёрный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство. Ковры делали только из чистой овечьей шерсти.
Махровые ковры с большим успехом представляли Тюменский край на Всероссийских и Международных выставках: Париж, 1900 г.; Генуя, 1913 г, Варшава 1913 г.; Брюссель, 1957 г. и.т.д., были отмечены высокими наградами.
Именно тюменский ковер увековечил В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка».
2.2 Развитие в Сорокинском районе ручного ковроткачества
Начиная с XVIII столетия, в окрестностях города Ишима (Коркиной слободы) процветали ремёсла и промыслы, среди которых наибольшее развитие получило ручное ковроткачество. Это во многом объяснялось наличием сырья (шерсть, лен, натуральные красители), а также самих носителей традиции — народных мастериц, передающих из поколения в поколение секреты традиций и мастерства ручного ковроткачества.
К началу ХХ века в Ишиме появилась ткацкая мастерская, овечья шерсть закупалась на местном рынке. В 1958 году в городе начала действовать артель имени Ильича, впоследствии преобразованная в Ишимскую ковровую фабрику, на которой трудились более 700 мастеров-ковроделов.
Позже в Тюменской области появилось несколько ковровых цехов: с. Бердюжье, с. Большое Сорокино.
Поделилась своими воспоминаниями о работе мастериц коврового цеха заведующая филиалом Степанюк Любовь Ивановна, которая проработала с 1976 года по 2002 год на данном предприятии руководителем.
В Сорокинском районе цех по изготовлению ковровых изделий открылся в 1974 году – заведующий филиалом назначили Шмакова Анатолия. Через год руководителем филиала становится Фролкин Юрий Анатольевич.
В цехе работало около 100 человек: ковровщицы, чистильщики ковров, контролёры, мастера. Кроме этого работали ещё и надомницы, которые вязали носки, тапочки, их, реализовывали на север. Всего на предприятии было занято 120 человек.
Для выпуска ковров стояло в цехе 32 станка, 16 станков для изготовления паласов. Было закуплено всё оборудование: рубильные машины, мотальные, чистильные.
Для филиала поступали и специальные заказы. Около года ткали ковровую дорожку в Московский Кремль, которая до сих пор украшает его коридоры. Ткали к столетию со дня рождения портрет В.И.Ленина и накидки на кресла в самолёты. Изготавливались ковры на «Знак качества», которые шли на экспорт, в основном в Германию.
Ковры рождались сначала бумаге в художественной мастерской города Ишима. Сначала над проектом трудились художники, затем копиисты переносили рисунок на специальную техническую карту, каждая клеточка – это узелок. На фабрике работал художественный совет. Карты утверждались в Москве в Министерстве местной промышленности. Шерсть привозили из Дагестана уже окрашенную, нужно было только самим её порубить на специальном оборудовании.
Наши местные мастерицы стандартный ковёр ткали примерно за полторы недели. В месяц выходило от 800 до 1000 м². Ковры были разной плотности то 18 – 25 узелков на квадратный сантиметр. Самой высокой плотности, они были и подороже, шли на экспорт. После этого ковёр снимали со станка, чистили, подстригали на специальной машине, приезжала комиссия из Ишима и принимала этот ковёр. Карту забирали, чтобы рисунок не повторялся. Это позволяло разнообразить рисунки, цветовую гамму. Каждый из них это произведение искусства. Второго такого не будет. Изготавливали ковры двух видов: махровые и ворсовые с ярким цветным орнаментом и геометрическом в основном на чёрном фоне. Ковры с рисунком по народным мотивам пользовались у покупателей особенно большой популярностью. До сей поры у нас в Сорокинском районе у населения есть ковры наших мастериц.
Об этом свидетельствуют результаты анкетирования. (см. Приложение №1)
Продукция фабрики уходила далеко за пределы Тюменской области, её знают покупатели Донецкой, Костромской, Одесской, Закарпатской и других областях.
На предприятии была забота о людях, высокая культура производства. Особенно запомнились своим отношением к труду: Менг Валентина, Саломатина Людмила, Грицишина Людмила, Семёнова Людмила, Кочуева Галина, Колосова Людмила, Никитас Тамара и др., даже выделить трудно.
В помещении цеха были созданы все условия для работающих. В каждом окне стоял кондиционер, был открыт на предприятии буфет. Ковровщиц дополнительно кормили два раза в день. Заказывали специально выпечку на местный хлебокомбинат. Заработная плата была высокая, мастера – ковроделы стремились к работе. Неоднократно ковровщицы завоёвывали переходящие знамёна за свой труд. Принимали активное участие во всех районных мероприятиях: «А ну- ка девушки!», «Русская зима», «КВН» и т. д.- всегда занимали призовые места.
Учеников на предприятии обучали сами. Девушки приходили на работу не только из Сорокинского района, но из Аромашевского, Тобольского. Для них силами производства было построено своё общежитие.
Любовь Ивановна внесла неоценимый вклад для развития производства ковровых изделий. Она перенимала и внедряла опыт мастеров из других регионов и городов. Ездила в Омск, Ленинград, Тюмень, Свердловск, Ишим.
Вела большую общественную работу. Любовь Ивановна была секретарём жилищно – бытовой комиссии, председателем женского совета, заседателем районного и областного суда, депутатом районного совета.
Любовь Ивановна добрый, душевный, заботливый руководитель, хороший организатор. Она жила заботами своих работников. О ней с теплотой до сей поры вспоминают бывшие сотрудники коврового цеха.
С 2000 года начинается сложный период: спросы на ковровые изделия упали. В 2002 году цех прекращает своё существование.
2.3. Создание творческого проекта
Ковры купить может любой, а вот коврик своими руками создают единицы и это делает их эксклюзивным украшением. Техник создания ковров множество. Их и ткут и плетут, их шьют и вяжут. Материалами для ковров служат: шерстяные нитки, атласные ленты, пряжа.
Прежде чем преступить к работе, я поработала с Интернет ресурсам. Съездила в Ишим в действующий ковровый цех. В 2008 году благодаря супругам Елизавете и Анатолию Кондратьевым при поддержке Губернатора Тюменской области и Мера города Ишима Виктора Рейна был открыт цех по производству ковровых изделий. В цехе работают несколько мастериц. Ковры ткут только на заказ, в основном заказы поступают из Москвы.
В цехе ткут ковры по традиционной технологии – это махровые, добавился новый вид ковра, который называется «сумах», но при его изготовлении используют традиционную ворсовую технологию. Это вид ковра пришёл к нам из Азии.
Я проследила весь путь изготовления ковра. Нитки для ковров закупают в городе Троицке, уже окрашенные шерстяные. Цветовая гамма очень разнообразна. Основой для ковра служат хлопчатобумажные нити. При помощи сновальной машины нити натягиваются на станок – это основа ковра.
Пряжу для изготовления ковра сначала стращивают, т.е. соединяют несколько нитей в одну. Затем скручивают, перематывают в мотки – всё этот делается на специальном оборудовании. Чтобы нити были, как единое целое мотки нитей запаривают в большой кастрюле в горячей воде, а потом всю пряжу просушиваю в специальной сушильной машине. Затем опять сматывают либо в клубки, либо на шпульки и рубят на специальном оборудовании. И наконец, в таком виде пряжа готова для изготовления ковра.
Для своей работы я выбрала узелковый коврик или его называют плетёным, т.е. такие, какие ткали в нашем Сорокинском ковровом цехе.
Прежде чем начать работу, я ещё раз повстречалась со Степанюк Любовью Ивановной. Она мне подсказала, как можно в домашних условиях соткать коврик, и какие приспособления необходимы для выполнения данной работы.
Дедушка изготовил станок. Для изготовления станка потребовалась рамка, в которую по периметру вбиваются на расстоянии 5 миллиметров друг от друга гвоздики. Натягивается через гвоздики нить (она должна быть прочной, достаточно толстой и не тянуться). Эти нити представляют основу изделия – её каркас. На них по очереди завязываются узелки из нитей различных цветов. Теперь моей задачей было найти рисунок для моего будущего коврика. Творческие поиски были интересными. Когда технологическая карта была готова, я обратилась за помощью к своей бабушке Лидии Викторовне. Бабушка ещё раз показала мне, как правильно завязывать узелки. Она два года проработала в Сорокинском ковровом цехе ткачихой. Бабушка обратила внимание на то, что необходимо тщательно придерживаться рисунка, ведь каждый узелок – его часть. Когда очередной ряд узелков закончен, ворс сбивается к предыдущему ряду. После этого, перпендикулярно нитям основы, пропускается нить – уток, которая плотно фиксирует ворс к основе ковра. Так продолжается ряд за рядом. Когда рисунок готов, оставшиеся нити основы обрезаются и почти готовый ковёр освобождается от станка. Остаётся совсем немного – завязать узелки на вступающихся нитях основы, т.е. украсить изделие бахромой. Кропотливый труд подошёл к концу – ковёр готов! Какое чувство гордости я испытала за свою работу! Оказывается – это очень интересно создавать изделие, используя традиционные способы рукоделия.
Заключение
Работа показала, что я смогла выткать коврик сама. Моя гипотеза в результате исследования подтвердилась.
Мои знания помогли мне создать коврик. Ковроткачество – это полезный и увлекательный труд. Способствует общему развитию, доставляет много положительных эмоций. Коврик может быть хорошим подарком к празднику, а в дальнейшем послужит украшением квартиры. Приёмами ткачества может овладеть каждый, возможности ткачества безграничны, как неограничен простор для фантазий, для творческого проявления личности.
Поэтому я предложила своим одноклассникам самим изготовить ковёр. Ребята с радостью подержали мою идею и с удовольствием выполнили работу. Они изготовили коврики в техники аппликации из шерстяных ниток, в традиционной цветовой гамме. Творя что – то новое, человек становится добрее и радостнее от того, что у него всё получается.
Литература
Н.И.Сезева. «Тюменский ковёр». г. Тюмень; 2099г. стр. 160
Н.И.Сезева. «Тюменский ковёр. Традиции и современность». Г.Тюмень; 2012г. Стр.223
С.А. Давыдова. Очерк производства ковров в Сибири//Кустарная промышленность в России, (женские промыслы). – СПб., 1993г.
vashkover.ru.История – Сибирская ковровая фабрика.
w-siberia.ru.Сибирское ковроткачество.
Приложение №1
ВОПРОС |
Кол — во опрошенных (34 человека) |
|
Да |
Нет |
|
Есть ли у вас или у ваших родственников тюменские ковры? |
20 человек |
14 человек |
Просмотров работы: 889
Тюменский ковер.
Традиции и современностьДостоянием Тюменского края являются не только топливные ресурсы. Есть более ценные вещи. Например, такое культурное наследие, как тюменские ковры. Свою историю они начинают еще в XVIII веке. Тогда ковровый промысел был одним из самых популярных видов ремесла. «Ковер — это не просто украшение дома, придающее уют. Это огромное искусство», — рассказывает директор ООО «Сибирская ковровая фабрика»Елизавета Кондратьева.
Связь с «ковровым» прошлым нашего края имеется и в настоящее время. 2 ноября открылась выставка «Тюменский ковер. Традиции и современность». Несмотря на то, что такое ремесло — коренное, организовать производство было непросто. Подробнее об этом — председатель комитета по культуре Тюменской областиЕвгений Негинский. Получается, что ценность представляют не только ковры. Ценна и возможность, которая позволяет каждому желающему посмотреть на искусные работы творцов культурного наследия нашего края. Заместитель председателя Тюменской областной ДумыВиктор Рейн рассказывает о важности экспозиции для жителей города. «Тюменская экспозиция состоит из 15 ковров. Это маленькая часть культурного наследия», — говорит директор ГАУК ТО «Центр прикладного творчества и ремесел»Лариса Чуфистова. Тюменские ковры путешествуют по всей России. Они представлены на текущих выставках в Москве и Тобольске.Текст: Lera Fedo
Выставка «Сибирский ковёр» в Музейном комплексе имени И. Я. Словцова
С 17 декабря 2019 по 02 февраля 2020 года, в Музейном комплексе имени И. Я. Словцова представлена выставка «Сибирский ковёр». Выставка знакомит посетителей с Тюменским художественным промыслом, демонстрируя яркую уникальность сибирских ковров: традиционные мотивы и оригинальную орнаментальную композицию. Растительный орнамент тюменского ковра может узнать каждый: объемные яркие букеты роз на чёрном фоне — символы процветания и благополучия.
Выставка «Сибирский ковёр» в Музейном комплексе имени И. Я. СловцоваПри поддержке правительства Тюменской области была приобретена коллекция из 28 ковров, изготовленных на базе ООО «Сибирская ковровая фабрика» по эскизам трёх поколений ведущих художников Московского НИИХП.
Большинство эскизов, отобранных для реализации проекта, разрабатывались в экспериментальной ковровой лаборатории в 1950 — 1980-е годы специально для фабрик Тюмени, Ишима, Тобольска. Некоторые из них были внедрены в производство, другие — использовались для создания уникальных выставочных произведений. Представленные ковры созданы в различных техниках: махровой, ворсовой, сумах, смешанной.
В ХIХ — ХХ вв. тюменский ковёр с триумфальным успехом представлял Россию на всех самых крупных всероссийских и международных выставках в Вене, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Генуе, Брюсселе. Наивысшим международным признанием художественного промысла стало участие тюменских ковровщиц в Парижской выставке (1900). Образ тюменского махрового ковра запечатлён на картине выдающегося русского художника В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Выставка «Сибирский ковёр» в Музейном комплексе имени И. Я. СловцоваВ 2018 году выставка «Сибирский ковёр» стала передвижной. Экспонирование коллекции уже прошло в с. Нижняя Тавда, с. Успенка и в с. Исетское. Некоторое время выставочный проект украшал один из залов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
Проект интересен гостям все возрастов, здесь они имеют возможность погрузиться в атмосферу создания махрового ковра на настоящем ткацком стане XIX века.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://museum-72.ru/afisha/?EVENT=4910
Поделиться ссылкой
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Сибирский ковёр» в Музейном комплексе имени И. Я. Словцова
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Сибирский ковёр» в Музейном комплексе имени И. Я. Словцова.
КудаТюмень — это интерактивная афиша самых интересных событий Тюмени.
КудаТюмень в курсе всех событий, которые пройдут в Тюмени.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!
Ковроткачество
08 декабря 2020
Ковер – это уникальный предмет культурного наследия человеческой цивилизации. В ковровых рисунках заложена история разных народов, их традиции и представления о мире, передающиеся из поколения в поколение. В современном ковроткачестве используются те же узоры и символы, которые использовались сотни, а то и тысячи лет назад. Подобно древним манускриптам, ковры могут раскрывать перед вдумчивым взором свои удивительные истории.
История ковроткачества
Уходящая вглубь веков история создания ковра кажется весьма запутанной: до сих пор многие страны соперничают за право считаться родоначальником ковроткаческого искусства. Большинство исследователей сходятся во мнении, что ковроткачество зародилось как функциональное ремесло в среде кочевых племен Центральной Азии более двух с половиной тысяч лет назад.
Когда племена стали переходить к оседлому образу жизни, искусство ковроткачества стало постепенно усложняться: все больше труда вкладывалось в орнаментальные и декоративные особенности полотна. Увеличилось количество цветов, в которые окрашивалась пряжа, а символика сделала ковер неотъемлемой составляющей обрядов и ритуалов многих народностей. Самыми известными центрами ковроткачества нового, оседлого периода, стали Персия и Турция, а позднее – Индия.
Пазырыкский ковер
Среди самых старинных ковров особым образом выделяется — Пазырыкский. Этот ковёр было обнаружен в Горном Алтае в 1949 году в курганах скифского периода. В урочище Пазырык, в долине Большого Улагана на Восточном Алтае, экспедиция под руководством советского ученого профессора С.И. Руденко в результате раскопок обнаружила уникальные вещи. Подлинной сенсацией стал шерстяной ворсовый ковёр изумительной работы. Такого рода органические вещи обычно бесследно исчезают под толстым слоем грунта уже спустя столетие. Но благодаря вечной мерзлоте, образовавшейся в курганах, ковер пролежал в алтайской земле две с половиной тысячи лет. Сейчас реликвия бережно хранится в Государственном Эрмитаже.
Ковер имеет почти квадратную форму, его размер 200 на 183 см. Ворсовая поверхность выполнена с помощью двойного симметричного узла «хордиес» известного и поныне. Цветовое решение ковра — насыщенное и глубокое. Переливы оттенков придают ковру особую безупречность. Краски, композиция, и каждый образ в отдельности создают удивительное настроение тайны. Фигуры всадников и оленей защитной цепочкой окружают центральное поле ковровой композиции. На этом поле вытканы квадраты, в которых крестообразные восьмиконечные символы, напоминающие цветок и одновременно фигурку с крестообразно поднятыми руками. Движение в ковре подчинено замыслу вращения, где орнаментальные полосы выражают ритмику спиральной лестницы, ведущей вверх.
Процесс создания ковра
Технологический процесс ручного создания ковра за многие века остался почти без изменений. Все так же сложно, но и все так же живописно. Как древние, так и современные рукотворные ковры выполняются на вертикальных или горизонтальных станках с использованием простых приспособлений и инструментов – колотушка, крючок, ножницы или нож. Ковровый станок, это, по сути, большая рама, а то и просто несколько скрепленных жердей. На станок круговым образом натягивается прочная нить – основа.
Собственно, процесс переплетения основы и утка и есть фундамент всего ткачества. Но ворсовые ковры создаются еще и с помощью завязывания специальных узелков, образующих ворс. А в некоторых коврах роль узелков выполняет узкая косичка или крупные петли. В одном квадратном метре классического ворсового шерстяного ковра может быть 90–360 тысяч узелков, а в шелковом ковре доходит до нескольких миллионов узелков на один квадратный метр коврового полотна. Неудивительно, что крупные ковры с высокой плотностью ткут по несколько лет.
Ковроткачество в России
Одним из основных центров ковроткачества в России был город Судж Курской губернии. В XVII веке в селах Суджанского уезда крестьянки ткали ковры для бытовых нужд (ковры-попоны для лошадей, дорожки в избу, покрывала на лавки, сундуки). Ковры ткали из грубой шерсти на конопляной или льняной основе. Суджанские ковры украшались геометрическим или обобщенным растительным орнаментом. Колорит изделий был ярким, построенным на сочетании чистых цветов: красного, синего, желтого, фиолетового, зеленого, белого и черного. К началу XX века любимой темой мастериц были ковры «в розу», сейчас он воспринимается как классический «курский ковер.
Тюменский традиционный махровый ковер – один из самобытных промыслов Сибири; его история уходит корнями в XVI столетие. Ручное надомное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии с XVIII века. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд, поэтому ковровый промысел получил название «тюменский». Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю. Сочетание черного и красного цветов на ковре — могущество и богатство. Именно тюменский ковер увековечил художник В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка».
Дагестанские ковры
Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении многих веков. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики). Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников, которыми окрашивали шерстяные нитки. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя – марены. К XIX веку сформировались самобытные центры ковроткачества среди лезгин, табасаранцев, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенные в южном, центральном и северном Дагестане.
По характеру узоров и технике исполнения дагестанские ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. Прекрасными образцами безворсовых ковров мастериц Южного Дагестана являются гладкие односторонние ковры – сумахи. Лезгины эти ковры называют по-другому – «гам» (множественное «гамар»). Контурность и графичность геометризированного орнамента придают композиции сумахов строгий, сдержанный вид.
Безворсовые двусторонние ковры давагины изготавливают в аварских селениях. Характерным для них является использование большого количества свободного поля синего или темно-голубого цвета, на котором строится сложный симметричный орнамент «рукзал». Эти ковры декоративны и прекрасно дополняют интерьер жилища горцев. Композиционное решение ковра имеет, как и других ковровых изделий, центральную часть, которая компонуется из нескольких медальонов. От этих медальонов в разные стороны ответвляются многочисленные отростки, очень похожие на длинные вытянутые шеи птиц с завершением в виде треугольника. Вся центральная часть окаймляется широким фризом с геометрическим орнаментом.
Туркменские ковры
Ковер — самый известный бренд Туркменистана. Ковры подарены самой природой, они сотканы из овечьей шерсти и окрашены натуральными красками, изготовленными из растений, цветов и плодов, произрастающих на земле. Ковры ткут только женщины, древнее мастерство передается от матери к дочери.
В Туркменистане в каждом регионе свой собственный стиль ковроткачества, отличающийся различными вариантами высоты ворса, видами узлов, используемыми материалами и окрашиванием. Главный определяющий аспект различных ковров – это «гёли» или орнаменты. На Государственном флаге Туркменистана можно увидеть пять самых основных гёлей, каждый из которых представляет пять основных племён. Гёли стали родовыми гербами, отражающими особенности ландшафта и историю племени. Помимо этих племенных гёлей существует множество других. Многие элементы в них взяты из природы — цветы, следы птиц, бараньи и козьи рога можно увидеть в стилизованных орнаментах. Солнце представлено в виде креста, ромбовидные фигуры изображают вспаханные поля или всевидящее око, которое, как считалось, защищает от дурного глаза. Туркмены верят, что у ковра есть душа, и что его нельзя разрезать или выбрасывать. Ковер может прослужить до 300 лет.
В настоящее время в Туркменистане созданы знаменитые на весь мир ковры-гиганты. Первый такой ковер был соткан в 1941-42 годах и висит в Национальном Музее. Он называется «Туркмен калбы» — «душа туркмена». Его размеры: ширина – 18 метров, высота – 10,5 метров; ковер весит 865 кг; общая площадь – 193 квадратных метра. Цвет ковра — традиционно красный для туркменских ковров с узором текинского племени.
Второй самый большой ковер, сотканный в 2001 году — «Алтын Асыр»-«Золотой век», включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой сотканный вручную ковер в мире. Общая площадь ковра – 301 квадратный метр, его вес впечатляющий – 1,5 тонны. Его создавали 40 ковровщиц в течение 8 месяцев. На ковре 120 миллионов узлов.
В конце мая в стране отмечается Национальный праздник – День туркменского ковра, когда прославляется мастерство ковроткачества.
Тюменский ковёр
В сибирской глубинке есть чудо живое,
Одетое в шерсть, всё расписное.
В маки и розы оно приодето.
Ты глянь на него и почувствуешь лето.
Знакомство детей с историей родного края, его культурой, традициями и народными промыслами имеет большое значение в формировании у дошкольников чувства любви к своей малой родине, чувства патриотизма. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Дети должны не только узнавать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Ведь для детей важно быть причастными к какому – то действу, видеть своими глазами, что – то делать своими руками.
И вот, чтобы познакомить наших детей с уникальным художественным явлением – тюменским ковровым промыслом, его историей и современностью, мы отправились на экскурсию в музейный комплекс им. И.Я.Словцова, где открыта выставка «Сибирский ковёр».
Современные дети, конечно же, знают, что такое ковёр и где, в наше время, он находит своё применение. Ребятишки с удовольствием отвечали на вопросы экскурсовода и с большим интересом слушали рассказ о том из чего и как в далеком прошлом ткали ковры. Считалось, что ковёр – это оберег от злых духов, поэтому коврами застилали многие места в доме.
Дети узнали, что такое прялка и веретено, и как они применялись в ковроткачестве.
Изготовленные вручную из скрученной шерстяной нити, с ярким цветочным орнаментом, тюменские ковры получались необычайно мягкими и очень приятными для тактильных ощущений. Считается, что для тюменских ковров характерны яркие цвета на черном фоне, черный цвет ассоциировался с плодородной землей, а яркие цветы – с богатым урожаем. Но изготавливалось много ковров и со светлым фоном.
А ещё на выставке есть уникальная возможность приобщиться к тонкостям ручного махрового ткачества и поработать за настоящим ткацким станом, которым пользовались наши прабабушки. Каждый из детей смог завязать свой узелок, тем самым участвуя в создании особенного махрового ковра.
Один узелок, еще один, и вот уже из отдельных ворсовых пучков складывается рисунок…
А потом все дети увлеченно собирали ковер из пазлов. Задача оказалась не из простых, но все вместе, дружно – справились! Да, и подсказка оказалась рядом – «висела на стене».
Тюменский ковровый промысел сохранился до настоящего времени! Продолжает многовековые традиции промысла Сибирская ковровая фабрика, расположенная в городе Ишиме.
Воспитатель Бобровская Валентина Павловна
Тюменский ковёр: бесконечная история
Все началось четверть века назад: экспедиция Тюменского музея изобразительных искусств отправилась в Омутинский район за чудесами и открытиями. “Я запомнила дату – 9 августа, день моего рождения, – рассказывает доктор искусствоведения Наталья Сезева. – Первым на нашем пути было село Шабаново, где состоялась встреча с замечательной ковровщицей Августой Федоровной Риффель”.
Ткали тогда едва ли не в каждом доме, и сотрудникам музея показалось, что они попали в сказку. На глубоком бархатно-черном фоне полыхали огнем розы, маки – будто перья из хвоста жар-птицы. Ковры были на стенах, на полу, на диванах. Рулонами лежали на полатях – для сына, для дочки, для внука… Хозяйки сбрасывали и разворачивали их один за другим: смотрите, горожане, любуйтесь! Тогда-то Наталья Ивановна “бесповоротно влюбилась в этот промысел”…
Сначала с помощью коллег и единомышленников она собрала коллекцию народных ковров. А к коврам прилагались фотографии, записи бесед с мастерицами – в поездках искусствоведов сопровождали фотограф Владимир Турбин и радиожурналист Татьяна Оносова. За периодом собирательства последовали период научных изысканий и вывод: наш сибирский махровый ковер происходит от бухарского ковра джульхирса… Тюменским ковром восхищались путешественники былых столетий, о нем писали в книгах, ему присуждали медали на международных выставках, его изобразил Суриков на своей картине “Взятие снежного городка”. Другого такого в России нет, подчеркивает Сезева.
И вряд ли будет. Из 34 ковровых фабрик, действовавших на территории страны в советское время, сейчас работает только одна – ишимская. Да и ту возрождали даже не на руинах прежней, а на пепелище – не осталось ни оборудования, ни эскизов, ни образцов продукции… Спасибо, нашелся энтузиаст – Елизавета Кондратьева, ставшая директором нового предприятия, ее поддержал глава Ишима Виктор Рейн, ныне депутат Тюменской областной Думы, который сам в детстве нарезал “жички” для ковров.
А деревенские мастерицы старели – кто-то уже не мог ткать, кто-то ушел из жизни, так и не передав никому своих умений. К тому времени, как удалось издать альбом “Тюменский ковер”, было ясно, что промысел с четырехвековой историей надо срочно спасать, более того, спасать надо российский ковер вообще. Пока есть художники, которые придумывали узоры для фабрик, пока не все архивы утрачены, пока живы мастера… Так родился проект “От эскиза к ковру” – в Ишиме изготовили десятки ковров по эскизам, разработанным в 1950-1980-е годы для предприятий Советского Союза. В тюменской галерее традиционных ремесел и промыслов открылась экспозиция, рассказывающая об этом проекте, ковры, созданные ишимцами, демонстрировались в городах области, восхищали знатоков в Москве.
Тема явно требовала продолжения, но Наталье Сезевой хотелось рассказать о народных мастерах, о жизни сибирской деревни, из которой, как из жирного, плодородного чернозема, родилось уникальное явление – тюменский народный ковер. Материал для новой книги давно готов – и книга эта наверняка увидит свет. Но было решено, что сейчас важнее проследить историю ковра фабричного и рассказать о Сибирской ковровой фабрике. Альбом-монография “Тюменский ковер. Традиции и современность”, изданный при поддержке правительства области, сочетает в себе богатый научный материал, облеченный в популярную форму, и россыпь прекрасных иллюстраций, созданных фотографами Владимиром Турбиным, Андреем Павлычевым, Владимиром Ивановым. Оформил его дизайнер Николай Пискулин, с которым Наталья Сезева сотрудничает много лет.
Летом лучшие образцы фабричного ковроткачества поедут в Москву, где откроется выставка к 70-летию Тюменской области. Будут показаны пятьдесят ковров, созданных на Сибирской ковровой фабрике по старым эскизам, и двадцать народных ковров из фондов Тюменского музея изобразительных искусств. Затем проект отправится в большой вояж по маршруту: Ишим – Тобольск – Москва – Германия – Франция. Осенью тюменские ковры будут блистать на фестивале народного искусства… В Москве или в Сочи – место проведения пока не определено.
А мастерицы фабрики получили беспрецедентный заказ – соткать ковер по картине Сурикова, той самой, которая в 1900 году побывала на Всемирной выставке в Париже вместе с тюменскими коврами. С этой выставки и начинается альбом. Организацией ее занималось Русское географическое общество. В письме его вице-председателя знаменитого исследователя и путешественника П.П. Семенова Тян-Шанского говорится, что кустарные промыслы русского населения будут представлены только Тобольской губернией. Для этого, помимо прочего, предполагалось отобрать “не менее двадцати штук замечательных по своей красоте и оригинальности тюменских и ишимских ковров разной величины”. Затея оказалась слишком дорогой, ковров привезли меньше, но взяли не количеством, а качеством. Особенно восхитили парижан творения Василисы Викуловой, “самой искусной мастерицы-ковровщицы из старинного сибирского села Каменского Тюменского уезда”… Потом была революция, и ковровщиц стали объединять в артели. Вот этим артелям, позже преобразованным в фабрики, посвящена первая часть книги. Тюменская фабрика просуществовала всего пять лет – до 1965 года, а Тобольская и Ишимская закрылись в конце девяностых.
Вновь созданной Сибирской ковровой фабрике живется трудно. Себестоимость изделий высока – материалы-то натуральные, а производство ручное. «В чем же тогда отличие фабричного ковра от народного?» – спросили Наталью Сезеву. В том, что традиционный ткацкий стан весь сделан из дерева, фабричный станок – точно такой же, но из металла, нити он прибивает более жестко. Ковер получается плотным, ровным, рисунок – четким, тонким. Тем более, что ворс на фабрике подрезают, поверхность как бы шлифуют. Деревенский ковер, напротив, рыхлый, пышный, с длинным ворсом, отчего узор выглядит, как на полотне художника-монументалиста, созданном широкими, вольными мазками. В этой первозданности и состоит прелесть народного ковра.
Пока книга о мастерицах ждет своего часа, увидел свет электронный каталог “Чудо рождения ковра. Традиционные технологии ковроткачества в Тюменской области. Конец XX – начало XXI века”. Идея каталога возникла, когда Наталья Сезева поделилась своей тревогой за судьбу народного ковра с Зулейхой Алишевой, помощником депутата Тюменской областной Думы Евгения Макаренко. Двукратный чемпион мира по боксу, он с равным энтузиазмом поддерживает и спортивные, и культурные проекты. Среди последних можно назвать выставку художника-иллюстратора Петра Новикова, конкурс детского рисунка на тему Олимпиады. Была поставлена цель: рассказать об истории тюменского ковра, об исследователях, которые открыли ее для нас, а главное – как можно полнее представить все этапы рождения народного ковра. Работа длилась год. Наталья Сезева и фотограф Валерий Бычков много раз ездили в село Шабаново к мастерице Августе Риффель. Она – единственная ковровщица, которая продолжает ткать ковры в традиционной махровой технике, отмечает Наталья Сезева. Августе Федоровне 84 года, все операции она выполняет в одиночку, ей приходится приседать, наклоняться, становиться на колени, ползать под станком. Фотографии, сделанные во время этого процесса, ценны не только как наглядное пособие – они не раз завоевывали призовые места на престижных фотоконкурсах.
В каталоге запечатлены все шестнадцать стадий создания ковра, начиная от стрижки овец. Но ни один каталог не заменит живого общения с мастером, возможности получить секреты ремесла из рук в руки, как это происходило на протяжении веков. Так есть ли будущее у тюменского ковра? В Центре прикладного творчества и ремесел ковроткачеством занимаются взрослые и дети. Внучки учатся у бабушек… А специалист галереи Людмила Шатохина, тоже мастерица-рукодельница, выразила желание брать уроки у самой Августы Федоровны. Значит, история тюменского рукотворного чуда продолжается.
Тюменский ковер — яркая зимняя мечта о лете
Посетители Русского музея в Санкт-Петербурге не могли не вспомнить картину «Взятие снежного города» великого художника Василия Сурикова . В правой части изображения мы видим сани, покрытые ярким ковром. Это так называемый тюменский ковер — Яркая зимняя мечта о лете. Расстояние от Тюмень до Красноярска, где была написана картина, составляет более 1500 километров.Полет на самолете занимает два часа, но в 1891 году самолеты не летали из Тюмени в Красноярск. Как ковер попал на берег Енисея?
© Василий Суриков / «Взятие снежного городка»История и технология тюменских ковров
Первые тюменских ковров , о чем свидетельствуют различные документы, появились в XVI веке. Эту арт привезли в регион выходцы из Бухарского ханства. Очень скоро Тюменского уезда стал крупнейшим центром ковроткачества. Отсюда и название: Тюменские ковры . Сибирские ковры были очень декоративными благодаря использованию на нем черного фона и живописных цветов . Черный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дает. Яркие букеты напоминают цветов благословенного лета . Мудрость черного и страсть красного на ковре не только впечатляют, но также означают силу и богатство. Мастерицы сплели те цветов , которые они выращивали летом в своих садах.Они делали это тихими зимними вечерами, потому что в то время не было ни телевидения, ни интернета, ни другого цифрового досуга. Что еще делать зимой? Конечно, вспомните лето , пока ткали ковры .
© tumentoday.ru/ неизвестный авторКовры «Махровые» с растительным орнаментом созданы на вертикальных станках . На основу были уложены тысячи узлов из шерстяной пряжи . Таким образом, был получен эффект Terry Effect .Кроме того, этот прием позволил передать большее количество оттенков цвета . Все сибирских ковров были сотканы из натуральной шерсти . Сама шерсть была окрашена в разных цвета только с использованием растительных материалов .
© vashkover.ru/ неизвестный авторРаспространение тюменских ковров
Тюмень стояла на большом Сибирском тракте , через него проходили почтовые и торговые пути. Здесь останавливались путешественники. В местных магазинах покупали сувениры и подарки.Кучеры проезжали Тюмень круглый год; они возили пассажиров и грузы по разным городам огромной Россия . В зимние морозы пассажиры в санях укрывались тёплыми красивыми тюменскими коврами . Тренеры также заворачивались в ковров . Суриков , ехавший из Санкт-Петербурга в Красноярск, также останавливался в Тюмени . Доподлинно известно, что художник купил три ковра в Тюмени .Он заплатил по 15 рублей за каждого. Так появился один из шедевров на его знаменитом полотне «Снежный город» . Позже ковров стали использоваться в быту. жителей Тюмени положили их на пол, украсили стены, накрыли сундуки и скамейки.
© vashkover.ru/ неизвестный авторМеждународное признание тюменских ковров
Популярность тюменских ковров выросла. В области появилось несколько ковровых фабрик с фирменными узнаваемыми узорами.Предприятия располагались в Тюмени, Тобольске, и Ишиме. До наших дней сохранилась только Ишимская ковровая фабрика — здесь ткут ковра . Ковры были такого превосходного качества, что ковров Ишима выполнили даже госзаказ: ковров ручной работы до сих пор украшают коридоры Московского Кремля. Один ковер , по специальный исторический рисунок, изготовлен специально для музея царской семьи в Тобольске.
© tumentoday.ru/ неизвестный авторМахровые ковры очень успешно представили Тюменский край на национальных и международных выставках : Генуя 1913, Варшава 1913, Брюссель 1957 . На выставке в Париже в 1900 году ковер , созданный талантливой мастерицей Василисой Викуловой, получил высшую награду .
Вы можете познакомиться с уникальным художественным явлением — традиционным ковровым промыслом в музейном комплексе Тюменской области на на выставке «Тюменский ковер.Традиции и современность. »Вы можете привезти Тюменский ковер в качестве сувенира и рассказать близким о мастерицах, включивших ярких зимних снов о лете в ковровый орнамент .
Музейный комплекс Тюменской области
Привет, я Наталья, журналист из старинного сибирского города Тюмень Уральского федерального округа, люблю свою сибирскую землю, ее богатую историю, суровую и величественную красоту ее природы.Надеюсь, вы тоже полюбите его, прочитав мои рассказы.
Каменский музей ковра — частные музеи России
Музей происходит из частной коллекции и личной инициативы А. Ложкина. В 2017 году была приобретена усадьба купцов Вяткиных в селе Каменка, а в 2019 году здесь был создан пилотный проект Каменского музея ковра. В музейной работе также приняли участие инициативная группа и Музей истории крестьянского быта в селе Насекино. творчество.В перспективе планируется развитие музейного комплекса с местом питания, гостиничными номерами, квестами и мастер-классами, выход на единый экскурсионный маршрут Ирбитского урочища. На данный момент комплекс активно реставрируется и строится.
В музее представлена коллекция тюменских ковров, большая часть которых ткалась в Каменском районе в прошлые века. Именно благодаря каменским мастерам тюменский ковер получил мировую известность. Ковер Василисы Викуловой из села Каменка получил золотую медаль на всемирной выставке в Париже в 1900 году.Ни русские художники, ни писатели не игнорировали их, путешествуя по Сибири. Ковры каменских мастериц получили распространение за пределами Сибири и государства. В музее также представлена коллекция урало-сибирской живописи, сохранившаяся на мебели, предметах домашнего обихода и прялках. В Каменском районе было много талантливых «красильщиков» — мастеров традиционной краеведческой живописи. В музее также представлена коллекция утвари и предметов домашнего обихода из кучерского дела.На данный момент в музее работают три человека. Стоимость посещения бесплатна. Стоимость экскурсий и мастер-классов обсуждается индивидуально. Музей работает два полных месяца; количество посетителей в год неизвестно. Музей сотрудничает с Музеем истории крестьянского быта в селе Насекино в рамках общего экскурсионного маршрута по Ирбитскому урочищу. Мастер ковроткачества Татьяна Гришина продолжает дело каменских мастеров, создавая в рамках музейной программы знаменитые каменские ковры.Еще она проводит мастер-классы.
Проектов
Работа никогда не останавливается
Название проекта «Работа никогда не прекращается» — это перефразированное название работы Элизы Беннетт под названием «Работа женщины никогда не бывает». Используя технику вышивки, она бросает вызов предвзятому мнению о том, что «женская работа» легка и легка, и демонстрирует ее эффекты. Ручное ткачество ковров, будь то женщина или мужчина, — долгий, сложный и трудоемкий процесс. Создавая ковры один за другим, они ткут свой «ковер жизни».Поколения ткачей меняются, но их работа остается неизменной и никогда не прекращается. Разнообразие смыслов идеи ковра и процесса его создания легло в основу проекта.
Тема Уральской промышленной биеннале этого года — «Новая грамотность» — касается проблемы границ между работой и отдыхом в современном технологическом мире. Для «ударников» творческого труда эти границы смещаются. Точно так же, как ткачи измеряют время своими коврами, они измеряют время проектами.Однако в конце одного начинается производство следующего, в то время как необходимость представить проект через образ самого себя в социальном и сетевом пространствах сводит на нет границу между частным и общественным, работой и отдыхом. Поэтому сегодня так актуальна метафора работы, которая никогда не прекращается.
В различных мифологиях сюжеты, связанные с нитками и ткачеством, занимают особое место. Все богини Судьбы и Времени были прядильщицами и ткачами. В древнегреческой мифологии это были Мойры, среди них Клото была той, кто прял нить человеческой жизни.В римском они соответствуют Паркам, которые определяли судьбу ребенка путем прядения, измерения и обрезания нити. Мифы о спасительной нити Ариадны, вечном плетении Арахны и плетении и развязывании савана Пенелопой принадлежат к одной линии. Для них время останавливается, а работа — никогда.
На протяжении веков ковер был неотъемлемой частью жизни человека. Ковроткачество практиковалось не только на Востоке и в Европе, но также в Центральной и Южной Америке, Китае и Индии.Для многих стран это был целый пласт истории, традиций и культуры. В разное время его назначение было разнообразным, но в основном он служил для украшения и утепления дома. Ковры привозили со всего мира, служили подарком и наследием; наличие его в семье определило ее процветание. Постепенно он стал предметом искусства и роскоши. Для всех советских семей фото на фоне ковра было непременным ритуалом. Мы до сих пор отождествляем его с интерьером из советского прошлого.Как знак ушедшей эпохи ковер на стене оставляет пустое место, но его образ остается отпечатком в памяти.
Яркий самобытный тюменский ковер легко узнаваем, растительный орнамент на черном фоне отсылает к мотивам земных и райских садов. В семьях, занимающихся ковроткачеством, навыки передавались из поколения в поколение, но каждая мастерица привносила что-то свое в традиционный мотив. Сам ковер был носителем традиций и частью ритуала.
Современные художники часто обращаются к рукоделию и, в частности, к ковру. Для некоторых ковер выступает в качестве универсального символа традиции, которую они стремятся переосмыслить или деконструировать, либо как форму, либо как символы и архитипы места, встроенного в него. Ткань сохраняет память, а художники раскрывают ее личные или семейные аспекты в своих работах. Ковер может быть средством определения границ между частным и общественным пространством, которые художники ставят под сомнение и пытаются сместить.
Для некоторых рукоделие — это своего рода медитация, где важнее сам процесс, чем результат.Ритуал повторения и увеличенное время создания произведения искусства открывает временные границы, которые измеряются процессом работы автора. Часто рукоделие выступает универсальным инструментом для визуализации времени. Однако, храня информацию об универсальной традиции, он универсализирует и анонимизирует автора.
Время измеряется ритуалами, которые выполняет каждый из нас. Выставка предлагает разные взгляды на скорость его потока, способы взаимодействия с ним и способы противостоять забвению.
Куратор: Усольцева Светлана
Участники: Фаиг Ахмед (Азербайджан), Таня Ахметгалиева (Россия), Элиза Беннетт (Великобритания), Анастасия Богомолова (Россия), Фархад Фарзалиев (Азербайджан), Алиса Горшенина (Россия), Мишель Джиангранде (Италия), Ирина Корина ( Россия), Варвара Кузьмина (Россия), Владимир Логутов (Россия), Женя Мачнева (Россия), Александра Митлянская (Россия), Роман Мокров (Россия), творческое объединение «Наденька» (Россия), Тимур Новиков (Россия), Мурат Палта (Турция) ), Provmyza group (Россия), Тимофей Радя (Россия), Фарид Расулов (Азербайджан), Вероника Рудьева-Рязанцева (Россия), Светлана Спирина (Россия), Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич (Россия), Леонид Тишков (Россия), Алексей Трегубов (Россия), Дмитрий Цветков (Россия), Куда бегут собаки (Россия)
При поддержке Правительства Тюменской области
Соорганизатор Тюменское музейно-просветительское объединение
Партнеры Коллектив кураторов Спарты, X-IST Gallery, YAY Gallery, Double Tree by Hilton Тюмень
Архитектор: Лейкин Михаил
Помощник куратора: Дмитрий Рябков (Екатеринбург)
Координаторы: Павел Сидоров (Тюмень), Кирилл Груздов (Тюмень)
PR-координаторы: Тина Гарник (Екатеринбург), Антон Николаев (Тюмень)
Fiberworks
Назад к «Общей Земле, общей истории»
Русско-американская компания направила мастера по имени Николай Черемной для помощи в валянии и производстве волокон в Форт Росс.В поселении было стадо овец, которые давали шерсть, а также пытались выращивать коноплю, чтобы делать парусину и веревку. Овцы давали как грубую, так и тонкую шерсть; тонкую шерсть расчесывали, пряли и ткали или вязали для изготовления одежды. Грубая шерсть в основном использовалась для изготовления тяжелых одеял или войлочных матрасов. Другие изделия из шерсти ручной работы включали шляпы, чулки, рукавицы и конскую сбрую. Ткани, изготовленные в форте, часто продавались калифорнийцам, отправлялись обратно в Россию или передавались коренным американцам в качестве оплаты за их работу.
Из архива Хлебникова — Неопубликованный журнал (1800-1837) и путевые заметки (1820, 1822 и 1824) , © 1990, University of Alaska Press. ISBN # 0-912006-42-0
- «Здесь около 600 овец, которые дают около 20 пудов шерсти в год. Размер стада может быть увеличен сколько угодно, но тогда потребуются мастера для расчесывания, прядения, вязания и плетения шерсти. Тогда можно будет делать наши собственные чулки, рукавицы, ткань, одеяла, ковры и войлок.На первых порах было бы достаточно грубой ткани, потому что это чрезвычайно важный предмет здесь, он мог бы заменить иностранные фризы и одеяла. Конечно, нет недостатка в мастерах, умеющих делать грубую ткань ». стр.60
- Выращивать лен и коноплю легко, и с помощью простых русских крестьян из этих растений можно сделать следующие изделия: холст, пеньковое волокно, веревку для такелажа, парусину и масло. Капитан Хагемейстер привез сюда семена из Монтерея, но они не были свежими и не проросли.”Стр.60
- «Я разговаривал с господином Шмидтом о том, как лучше использовать овечьи шкуры, и он предложил попробовать ткать одеяла в испанском стиле. Промышленник Ирушев умеет заготавливать шерсть, а другой умеет прядать, так что прялку надо будет сделать в Ситхе и прислать сюда ». стр.102
Из Русская Калифорния, 1806-1860, История в документах. Том I , под редакцией Джеймса Р. Гибсона и Алексея А. Истомина, © 2014, Общество Хаклайт, ISBN # 9781908145062
- «Тем не менее, Хлебников дал довольно радужную оценку экономических перспектив прилавка в отношении выращивания как пищевых культур (зерно, овощи, фрукты), так и технических культур (табак, лен, конопля, мак), овцеводства (для производства шерсти). ), судостроение, дубление, добыча смолы и скипидара, экспорт жерновов, брусков и перламутра.”Стр.68
- «Овец убивали на баранину, которая использовалась в основном для оплаты натурой, и стригали для получения шерсти (в 1820-е годы ежегодно стриглись до 1800 фунтов)». стр.77
- «Овечья шерсть, вымытая, похожа на шелк, стоит 9 руб. За пуд. Из-за небольшой численности населения наших территорий я не могу определить спрос на него, и оставлю это на будущее, когда в соответствии с моим планом люди однажды станут первым объектом заботы Компании и всего общества. [Коренные] американцы извлекут выгоду из каланов, но при этом выгода и благосостояние переплетены, а не за счет гуманности.А пока я возьму эти 25 арроба из шерсти, чтобы дом для девочек, который я предлагаю, выиграл от прядения шерсти и изготовления из нее чулок и шапок, мягкость которых, несомненно, пойдет им на пользу. Согласно моему плану, эти и подобные эксперименты должны оплачивать содержание дома и способствовать другим формам благотворительности. Имею честь прикрепить сюда, Ваше Высочество, образец шерсти ». стр.204
- «Шерстяные одеяла очень мягкие, их продают в Калифорнии по 10 и 12 реалов каждое.Я взял 25 из них для лазарета, и уверен, что для мужчин будет абсолютным благословением продать их по 5 рублей, когда они заплатят 10 рублей за никудышный тюменский ковер из воловьей кожи, потому что они получат товар. Это очень полезно и долговечно, ведь такие одеяла можно стирать. В Калифорнии производятся различные шерстяные ткани, которые продаются по цене от 3 до 4 реалов за вару. Хотя они не очень хорошо сделаны, можно предположить, что в северных районах они будут использоваться для подкладки одежды.”Стр.206
- «В настоящее время он намеревается шить себе ткань и научить индийских жен алеутов прядить шерсть». стр.357
- «Было бы хорошо, если бы вы прислали небольшое количество шерсти, потому что школа для девочек на Кадьяке нуждается в ней для работы; оставшаяся шерсть и шкуры будут использованы по вашему усмотрению ». стр.505
Из Русская Калифорния, 1806-1860, История в документах. Том II , под редакцией Джеймса Р. Гибсона и Алексея А. Истомина, © 2014, Общество Хаклайт, ISBN # 9781908145079
- «Четыре пастухи и их мужья, один конный врач, один меховщик и человек, умеющий делать войлок из шерсти крупного рогатого скота, отправляются в Росс на шлюпе« Байкал ».Прилавок обязательно наймет этих людей по назначенным им занятиям, и я надеюсь увидеть прогресс уже в следующем году в отделке кожи и производстве войлока, которые могут быть очень полезны для различных целей в порту Нового Архангела ». стр.129
- «Пожалуйста, используйте Николая Черемного для обработки шерсти и изготовления войлока». стр.141
- «Овечья шерсть. У калифорнийских овец грубая шерсть. Из него миссионеры делают одеяла для индейцев, но мы им совершенно не пользуемся. Ежегодно его собирают до 50 пудов.Шмидт начал шить одеяла по примеру калифорнийцев, но не хватало рук, чтобы прядить шерсть, и не было достойного мастера, чтобы строить ткацкие станки »с.183
- «Шерсть. Многие сельские жители в России могут чистить и прядать шерсть, делать из нее толстую ткань, вязать чулки и т. Д. Одеяла, которые нужны индейцам — хотя они и похожи на те, что производятся в Калифорнии — заменят оплату других товаров для фермерских хозяйств. работай. Войлок и головные уборы также являются полезными и даже необходимыми предметами.Войлок заменит постельные матрасы, для изготовления которых сейчас используются шкуры и перья медведя и оленя. Снаряжение для конской сбруи также изготавливают из войлока. Шляпы, помимо использования в колониях, могут быть выгодно проданы в Калифорнии. За шапку Колоша из [плетеных] корней деревьев мы получаем 1 пиастр, а шерстяная шапка всегда будет продаваться не дешевле. Седельные одеяла для верховой езды и войлок также можно продать с прибылью. С тысячи овец можно получить до 100 пудов шерсти, и этого количества хватит на все изделия.”Стр.189
- «Я отправил туда на Байкале 4 пастухов крупного рогатого скота, 1 кузнеца, 1 меховщика и человека, умеющего делать войлок из шерсти, все они должны использоваться в соответствии с моими распоряжениями для возможного улучшения всех секторов. местной экономики и извлечение выгоды для Компании ». стр.191
- «Приказываю прилавку следующей партии в Новый Архангельск заказать прокат до 300 сукон, но толще, чем те, что отправлены на бриг Байкал, и такого размера, чтобы служить вместо грядок, и постараться, кроме того, отремонтировать по 5 рублей за штуку, потому что сукно последней партии было поставлено по завышенной цене.”Стр.200
- «Я также посылаю вам пару сукон на Уруп; по ним вы должны 10 рублей, которые я не буду переводить, чтобы избежать бумажной волокиты, предоставив вам самому делать это, как вы сочтете нужным ». стр.208
- «Мастер войлока, которого я послал Россу, скатал до 70 фетров и шорно-седельных тряпок. Что касается войлока, совету директоров следует сказать, что для первой попытки они были очень хорошими и со временем могут быть очень подходящими для кроватей промышленных или для продажи калифорнийцам.Я приказал выпустить до 300 штук к осени ». стр.213
- «Выращивание овец может быть увеличено до 1000 голов, но в этом случае овец нужно будет отсортировать, чтобы улучшить шерсть, и — что никогда не делалось раньше — овец, производящих грубую шерсть, нужно будет отделить от овец, которые производят грубую шерсть. производить более тонкую шерсть. Из грубой шерсти можно сделать войлок для рабочих кроватей и для верховых одеял для верховой езды и для комнат зимой; они начинают производиться сейчас.Кроме того, возможно, найдется человек, умеющий делать шляпы, которые можно будет использовать с пользой в колониях и продавать в Калифорнии. Для обработки мягкой шерсти нужны опытные крестьяне; они смогут научить [других] чистить и прядить его, а затем ткать толстые одеяла и ткань, которые являются важной одеждой для алеутов и индейцев ». стр.257
- «Здесь можно было бы основать главную школу, и в конечном итоге, вместе с улучшением сельского хозяйства под опытным и разумным руководством, были бы возрождены некоторые полезные производства (а именно, производство толстого сукна, одеял, веревок и мыла), и в изобилии продукты — полезные для колоний и выгодные для торговли с нашими соседями — будут получены.”Стр.271
- «Насколько это возможно, я хотел бы иметь определенное количество войлоков из овечьей шерсти, которые прилавок попытается отправить мне при первой возможности. Они нужны мне для защиты от несчастных случаев с порохом ». стр.348
Время полета из Санта-Кларита, Калифорния, в Тюмень, Россия
Спланируйте поездку наКарта полетов из Санта-Кларита, Калифорния, в Тюмень, Россия
Открыть карту прямо на Карты Гугл. Для быстрого ответа вы можете использовать DistanceCalc.com, чтобы получить расстояние от Санта-Клариты до Тюмени.
Дополнительные расчеты поездок
Время полета из Санта-Кларита, Калифорния, в Тюмень, Россия
Общая продолжительность полета из Санта-Кларита, Калифорния в Тюмень, Россия составляет 12 часов 45 минут .
Предполагается средняя скорость полета для коммерческий авиалайнер со скоростью 500 миль / ч, что эквивалентно 805 км / ч или 434 узла. Это также добавляет дополнительные 30 минут на взлет и посадка. Ваше время может отличаться в зависимости от скорости ветра.
Если вы планируете поездку, не забудьте добавить еще время для выруливания самолета между выходом на посадку и взлетно-посадочной полосой. Это измерение только за фактическое время полета. Вам также следует фактор времени ожидания в аэропорту и возможное оборудование или задержки из-за погодных условий. Если вы пытаетесь выяснить, во сколько вы приедете в пункте назначения вы можете посмотреть, есть ли разница во времени между Санта-Кларита, Калифорния и Тюмени, Россия.
Расчет времени полета основан на по прямой расстояние от Санта-Кларита, Калифорния до Тюмени, Россия («по прямой»), что составляет около 6,122 миль или 9 853 км .
Ваше путешествие начинается в Санта-Кларите, штат Калифорния.
Окончание в Тюмени, Россия.
Ваш рейс из Санта-Кларита, Калифорния, в Тюмень, Россия: северной широты (-2 градуса северной широты).
Калькулятор времени полета измеряет среднее продолжительность полета между точками. Он использует формулу большого круга для расчета пройденного расстояния.
Тюмень, Россия
Город: ТюменьРегион: Тюмень
Страна: Россия
Категория: города
Калькулятор времени полета
Travelmath предоставляет онлайн-рейс калькулятор времени для всех типов маршрутов путешествий.Вы можете войти аэропортов, городов, штатов, стран или почтовых индексов, чтобы найти время полета между любыми двумя точками. В базе данных используются отличные расстояние по кругу и средняя скорость полета рекламного авиалайнера, чтобы выяснить, сколько времени займет обычный полет. Найдите время в пути, чтобы оценить продолжительность полета между аэропортами или спросите, сколько времени нужно, чтобы вылететь из один город в другой.
Потертые флаги Светлой Родины моей Я заинтересован
в ткани, но не в той ткани, которая продается в магазинах в разрезе.Я не в новинку
ткани, свежими чистыми нитками, прямо из машины и пропитанные
Свежая краска. Меня интересуют ткани, которые носили, долго жили
жизнь вместе со своим хозяином. Одежда очень много значит в нашем холодном регионе,
место, где снег еще покрывает землю в мае, а где в октябре
пора надеть ватники. Одежду ремонтировали да, и они тоже были
по наследству. Когда человек умирал, его гардероб раздавали родственникам.
А когда вещи становились слишком изношенными, чтобы носить их, их разрезали на куски, которые
Их использовали для плетения ковров или отвозили к старушке, чтобы ткать беговые дорожки.Из этой ветхой ткани, из этих изношенных тряпок люди делали кругленькие
крючком, которые они кладут на полы во дворе своих домов. Новее, ярче
крючком клали внутри дома, у входной двери, на стулья, на диван,
у подножия кресла и у кровати, наступать на них босиком. В
деревянные доски полов, окрашенные коричневой масляной краской, были прохладными на ощупь и заставляли дрожать
холод зимой. Без этих ковриков можно было полностью заморозить ноги,
вот как холодно было в наших домах. Моя мать будила меня холодным темным утром. Я всегда пытался получить оделась прямо под одеяло, и, только сумев с этим справиться, встала и помыться. Коврики, как разноцветные теплые острова под ногами согревали меня. Эти круглые коврики, казалось, сохранили память о тех многих людях, которые носили одежду, из которой они была сделана, одежда была разорвана на ленточки, признана бесполезной, изношенной, или неактуальные после смерти их владельцев. Такой коврик сохраняет память усопших и источает свет их памяти, как будто это цифровой диск. Эти полные памяти ковры теперь лежат у входа в комнаты, приветствуя тех, кто прибыть. Встречают посетителей круглым ярким теплым солнцем. Круглый коврик напоминает главный символ славян — солнечный диск, делающий такие коврики солнечными. символы. Посетители попадают на горницу , приподнятое помещение, которое было самым светлым в традиционных домах, и говорят, что это место, где жило солнце, с его окнами, пронизанными лучами яркий солнечный полдень. Поэтому его называют светёлка или светлица ( комната света).Эта комната обычно располагалась на верхнем этаже дома, где молодые девушки пряли и вязали, вышивали и кроили одежду, рисование, пение песен и сплетни. Окна на всех четырех стенах имеют резные деревянные рамы; свет здесь хозяин. Уходим, но свет останки. Флаг моей Родины. 2017 Металл, дерево, старинный ковер из семьи художника. XII Красноярская биеннале «Слово и деревня». Дерево, стекло, неон, LED, окна из позднего дома. XII Красноярская биеннале «Слово и деревня». Фото В. Дмитриенко |
Шедевры азербайджанского ковроткачества покажут казанцам — Реальное время
В столице Татарстана открылась выставка «Искусство ковра. Эволюция смыслов»
Фото: Максим ПлатоновИскусство ковра. Эволюция смыслов. 8 июля в выставочном зале «Манеж» открылась выставка из собрания Азербайджанского национального музея ковра.В нем представлены как классические произведения коврового искусства рубежа 19-20 веков, так и современные авторские ковры Чингиза Бабаева. Азербайджанский скульптор, более известный под псевдонимом ЧИНГИЗ, также привез в Казань документальный фильм о философии традиционного ковра и его современных вариантах, а также необычную инсталляцию на тему «Чистая история». Сколько сегодня стоит азербайджанский ковер двухсотлетней давности, чего сопротивляется современный художник, говоря о древнейшем виде искусства, и какое отношение министр культуры Татарстана имеет к ковроткачеству, — читайте в репортаже «Реального времени».
Ковер как источник вдохновенияВыставка «Искусство ковра — эволюция смыслов» должна была состояться год назад, пандемия стала препятствием. Но теперь, когда ковры и их хранители из первого в мире музея такого профиля достигли Казани, они останутся здесь надолго, до 5 сентября.
По словам директора Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликовой, ковер является символом всего тюркского мира, а ковроткачество — древнейшее ремесло в Азербайджане, которое приравнивается к искусству:
«Задачей нашего музея мы считаем сохранение произведений и традиций азербайджанского ковроткачества, Поэтому мы целенаправленно закупаем ковры за границей, возвращаем их, можно сказать, на родину.На выставке мы представили ковры из трех регионов страны, каждый из которых имеет свой орнамент, расцветку и универсальные этикетки. Мы разделили выставку на два блока. В первом представлены традиционные ковры из коллекций нашего музея, а во втором представлены работы современного мастера, ковры, созданные по эскизам нашего художника и скульптора Чингиза Бабаева. На это есть причина — мы попытались создать диалог между прошлым и будущим, показать, как традиционный азербайджанский ковер живет сегодня, показать, что это не просто исторический артефакт, но и источник вдохновения для современного творца. .
По словам Ширин Меликовой, ковер — это символ всего тюркского мира, а ковроткачество — древнейшее ремесло в Азербайджане «Все беды по незнанию»Действительно, современные работы Бабаева также основаны на технологии и традиции прошлых веков. Не только орнамент, но и красители, например, используются те же, что использовали древние мастера. Как правило, это растительные и минеральные компоненты, а также кошениль — клоп, от которого получается красная краска.
«Посмотрите на синтетические современные ковры — их сразу можно отличить по цвету: слишком ярких в природе не бывает. Кроме того, только естественные тона, созданные самой природой, позволяют получить трехмерное, почти трехмерное изображение, как, например, это можно увидеть в моей работе «Без головы» », — говорит Бабаев.
У каждого ковра есть свое название. Иногда его упрекают в том, что все они достаточно воинственные, как еще одна работа, созданная совместно с музеем ковров в 2017 году — «Сопротивление».
«Чему я сопротивляюсь? Невежество! Он вездесущ, теперь во всем царит. В то же время «незнание» вовсе не означает «недостаток образования». Скорее, это нежелание узнавать что-то новое. Я сейчас изучаю это явление и могу твердо сказать, что все наши беды из-за незнания », — уверен Чингиз Бабаев.
Сам художник не считает себя суфием, но тема суфизма ему очень близка По Кстати, свой знаменитый «суфийский» ковер на этот раз художнику не удалось привезти в Казань — он, как и несколько других его новых работ, пока незавершенный.Сам художник не считает себя суфием, но тема суфизма ему очень близка. «Но я не могу просто созерцать или любить все и каждого. Да, я не могу любить каждого человека или, например, животное, которое кусает меня в данный момент ».
В центре второго зала, посвященного творчеству современного художника, находится инсталляция «Чистая история». По словам организаторов, это ключ ко всем работам Бабаева. На стене лежит однотонный ковер цвета натуральной шерсти, без каких-либо украшений, как основа основ tabula rasa (от латинского «чистая доска»), как призыв к вечности.Под ним множество символов разных эпох, которые «рассыпались» за прошедшие столетия…
Старый прайс-лист и подарок 100к евроИнтересно, что мастер, создавая эскизы для новых произведений ковра искусство, сам ткать ковры не пробовал. «Это очень долгий процесс, это как медитация», — говорит художник. Однажды он спросил мастериц, что их больше интересует в ткачестве — авторский ковер или какая-то работа на боку, на что получил следующий ответ: « Для нас это не имеет значения.Мы беремся за работу и как будто начинаем медитировать ». Интересный факт привела и Ширин Меликова:
«В коллекции музея есть интересный ковер 17 века. В центре вытканы стихи на фарси, а внизу написано шрифтом: «Одно яйцо стоит 20 копеек, хлеб — 40 копеек». И все это соткано на ковре. То есть мастера приняли все, что их окружало, всю информацию уловили в своих произведениях ».
В среднем ковры, в зависимости от их состояния, даты изготовления, редкости орнамента, стоят от 10 000 евро и выше, «до бесконечности», как отметила Ширин Меликова. По словам директора, коллекция Бакинского Музей постоянно обновляется.Не только за счет зарубежных аукционов, но и с помощью экспедиций в глубь страны. Ковры в музей привозят сами азербайджанцы, их дарят меценаты. Так, например, получилось с уникальным карабахским ковром XVIII века, последним приобретением музея. Его стоимость превысила 100 тысяч евро, музей долго искал спонсора, но тут появился бакинский меценат, который преподнес этот ценнейший экспонат в подарок. В среднем ковры, в зависимости от состояния, даты изготовления, редкости орнамента, стоят от 10 000 евро и выше, «до бесконечности», как отмечает Ширин Меликова.
Глядя на экспонаты, понимаешь, что их стоимость оправдана: за каждым из них стоит своя история. Ковры, как и люди, имеют свои имена. Например, карабахский ковер начала ХХ века называется «Зили». Это один из видов азербайджанских безворсовых ковров, который отличается изысканной отделкой с орнаментом в виде стилизованных птиц и животных в сочетании с абстрактными геометрическими мотивами.Кстати, практически на всех коврах можно увидеть разных птиц — они были тотемами, хранителями рода для разных племен. Тогда сам ковер был оберегом.
Или ковер «Хан», название которого восходит к слову «хоан». У народов Ближнего Востока это означает «скатерть», и это неотъемлемый знак веселого застолья, радостного события в кругу семьи и друзей. Часто на коврах, помимо птиц, можно встретить изображения дракона, который всегда считался властелином воды, а потому символом плодородия и богатства.Однако угадать, кто сейчас перед вами — животное, превратившееся в геометрическую фигуру, вьющееся растение или даже бегущего человека, — только специалист, который «прочитает» целый роман на ковре, который умещается на ковре. пара квадратных метров поможет.
«В детстве я помогала ткать ковры», — рассказала Ирада Аюпова. Мастер ковроткачества для будущего министраДиректор музея подчеркнула, что появление выставки ковров в Казани не случайно:
«Исторически наши народы очень близки.Еще до революции татары и азербайджанцы тесно работали в Госдуме. Габдулла Тукай был желанным гостем в Азербайджане, а журнал «Мулла Насреддин», издававшийся в Баку в 1920-х годах, имел много подписчиков из Казани ».
С неожиданной стороны, тему взаимоотношений республик раскрыла министр культуры Татарстана Ирада Аюпова:
«Я не могла не посетить эту выставку. Не только потому, что Музей Ковра — единственный в мире в этом направлении.И не только потому, что ковроткачество — это ремесло, которое было свойственно нашему краю, но сегодня оно считается утраченным в своей первоначальной задумке. Кроме того, это целый пласт нематериального культурного наследия, которое мы обязаны сохранять. Я сам родился в Баку. В раннем детстве нашим соседом была Ширинат, которая стала моим мастером по ковроткачеству. В детстве я помогала ей ткать ковры. Видя, как на моих глазах и при моем участии создается произведение искусства, я понял, что это кропотливая работа, орнаменты, сочетания цветов — все это результат очень внимательной, сознательной, планомерной работы.