Тувинские национальные игры: Доклад «Тувинские народные игры»

Содержание

Доклад «Тувинские народные игры»

Доклад «Тувинские национальные игры на занятиях кружка «Бумажное кружево»

Необходимость решения проблемы нравственного воспитания обучающихся обусловлена сложившейся в настоящее время в стране социально-экономической и культурной ситуацией, обострившей духовный и нравственный кризис общества, проявляющийся в потере культуросообразных способов взаимодействия между субъектами на всех уровнях. Особо значимым и актуальным становится вопрос народного воспитания, выработки нового содержания с опорой, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, с другой стороны, национально-культурные, реальные этнические традиции.

С советских времен многие передовые педагоги считали, что в основе педагогики должны быть народные игры. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Игра является основой всего воспитательного, образовательного процесса. Народные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются доступным средством их физического, нравственного, эстетического воспитания.

О целительном воздействии различных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств тувинцы знали с давних времен. Считали, что в игре ребенок находит возможности реализовывать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Привитие подрастающему поколению трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой. Поэтому рациональное использование тувинских народных игр на занятиях позволяет эффективно организовать процесс физического воспитания в детских образовательных учреждениях.

Более конкретный анализ тувинских игр и их видов сделал этнограф И. У. Самбуу, который посвятил данной теме несколько работ. Исследовав и описав тувинские подвижные игры, он дал новый дополнительный материал по изучении исторической этнографии тувинского народа.

Большое воспитательное содержание заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей , их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые него качества. Например, игра «Аскак кадай» (Хромая старуха) требует внимания, выдержки, сообразительности, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости (Ооржак, 1995; Аг-оол, 2003, 2004).

Игра «Кажык», или игра в кости имеет развивающее значение, особенно полезна для развития пальцев, суставов рук, мышц рук, гибкости пальцев; не применяя большого физического напряжения, она улучшает координацию движений рук и органы зрения; способствует быстроте реакции.

Одной из особенностей тувинских народных подвижных игр «Баг кагары», «Ак ыяш», «Аргамчы тыртары» и других является воспитание у детей нравственных качеств.

Процесс игры во многом развивает способность у детей к созидательному, планомерному, точному восприятию окружающего мира. Так, например, игры «Тевек», «Ак ыяш», «Кууйлу», «Аскак кадай», «Адыр бут», «Кажык» учат умению определять расстояние, развивает глазомер и слуховое восприятие, также все физические качества.

Указанные выше особенности народных игр позволяют их использовать не только как эффективное средство физического воспитания детей и молодежи, но и оказывать с помощью игр существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Игры, как песни, передаются из поколения в поколение через традиции, обычаи народа, закрепляют национальные черты, являясь связующими элементами, скрепляющими нацию, народ.

Классификация тувинских игр для детей

(сюжетные и бессюжетные)

Название игр

сюжетные

бессюжетные

Игры для развития речи и моторики

1

2

3

Сайзанак (игра в аал)

Шайлалга (игра в свадьбу)

Дурген чугаа (скороговорка)

Салаалар-биле ойнаар оюннар (пальчиковые игры):

Чинчи чажырары (найти бусинку)

Он чузун (сколько цветов)

Интеллектуальные игры

1

2

3

Шыдыраа–мунгаш шыдыраа (тупик)

Буга шыдыраа (бычьи шахматы)

Ужар-ушпас (летает, не летает)

Хендир-биле ойнаар оюннар (игры с нитками):

Бодалгалажыры (устный счет)

Тулуп шыдыраа (тупик шахматы)

Игры для развития быстроты

1

2

3

4

5

Аскак кадай (хромая старуха)

Аът чарыжы (скачки)

Аът мунукчулары (табунщики)

Кашпагай Иви (быстрый олень)

Сооктежири (косточка)

Сывыртажыры (догонялки)

Аржыыл какчыр (платочные салки)

Дурген кылаш (ходьба)

Мени тут (поймай меня)

Адыр-бут (соревнование на ходулях)

Игры с бросками, ловлей, метанием

1

2

3

4

5

Аргамчы чаяары (метание аркана)

Ча адары (стрельба из лука)

Баг кагары (выбивание ремня)

Чинчи чажырары (найти бусинку)

Кажык (игра в кости)

Ок чугуртуру (прокатывание большого камня)

Даш дагжаары (метание в цель)

Кууйлу (метание палки)

Шалбалаары (метание аркана)

Шивичек (палка-выручалка)

Игры с элементами единоборств (для развития силы)

1

2

3

4

Национальная борьба «Хуреш»

Девиг (танец орла или борца)

Аскак кадай (хромая старуха)

Ак ыяш (белая палка)

Аргамчы тыртыжары (перетягивание каната)

Даш кодурери (поднятие тяжести)

Чуък дажыыры (переноска тяжести)

Игры для развития выносливости

1

2

3

4

Аскангырлаары (скаканье на одной ноге)

Тевек (почекушки)

Аът мунукчулары (табунщики)

Койгунак (зайчата)

Мынгырты (качели)

Шошкууру (прыжки)

Хулур-хулур (бросание клубочка)

Хендирни ажа халыыры (прыжки через веревку)

Менээ чет (догони меня)

В последние годы в образовательных организациях ознакомлению детей с народной культурой, в том числе и с народными играми, стали уделять больше внимания (Т. М.Бабунова, Г.В.Лунина, В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.В.Короткова, Т.И.Оверчук).

В учреждениях дополнительного образования для детей народные игры должна занять свое достойное место. Однако, как свидетельствуют исследования В.А.Березиной, Н.Н.Кузьминой, М.П.Малиновской, Н.А. Марычиной, О.В Сысоевой, народные игры как самостоятельный феномен национальной культуры «не вписываются» в режим занятий, поэтому используются лишь эпизодически, часто  для решения каких — то конкретных задач воспитания или развития детей (например, для развития произвольного внимания, памяти, коррекции звукопроизношения и т.д.). Выявлено, что взрослые (педагоги, родители) недооценивают в полной мере возможности  народной игры в воспитании детей, не всегда могут  приобщить детей к традиционным народным играм в силу того, что мало их  знают (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев).

Но в нашем учреждении мы, педагоги Центра детского творчества используем элементы национальных игр и национальные игры во время занятий, на переменах и в воспитательных мероприятиях.

На занятиях по мере возможности я использую элементы игр, такие как «Чылгычылар», «Хирлээш», игры с нитками, устные задачки, «Ужар-ушпас». На переменах и в воспитательных мероприятиях всегда играем подвижные игры «Аскак кадай», «Чинчи чажырары», «Аржыыл какчып ойнаар оюн», «Кара адары» игры для развития выносливости, интеллектуальные игры и т. д. Таким образом можно повысить действенность воспитательно-образовательной работы с детьми посредством их приобщения к народным играм.

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо самому педагогу хорошо знать правила игр, уметь наблюдать играющих детей. Поэтому мы должны изучать народные игры для того, чтобы лучше ими руководить.

Поэтому сегодня я хочу познакомить или научить вас некоторым играм. Организация тувинских народных игр требует от педагогов особых приемов руководства. Основной задачей педагога при организации игровой деятельности детей является не столько включение их в ту или иную игру, сколько создание условий для развития ребенка. Условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым репертуаром. Творчески используя народную игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, мы старались пробуждать у детей интерес, воображение, добивались активного выполнения игровых действий.

Игра «Хирлээш»

Актуальность: в настоящее время детей с малых лет интересуют только компьютерные игры, мультфильмы и ведут малоподвижный образ жизни. Все это приводит к различным заболеваниям органов зрения, слуха и т. д.

Таким образом, данная проблема актуализирует поиск новых форм, путей использования и внедрения. Поэтому я считаю, что использование тувинских народных игр эффективным, чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие.

Игра «Хирлээш» развивает мелкую моторику рук, острый слух, мышление, воображение, внимание.

Загадки про игру:

Хуулгаазын кулактыг, хоомейлээр уннуг (хирлээш)

Херес соп тыртыптарга, хоглуг уннуг ойнаараам (хирлээш)

Долганып дээскингеш, тоор чувези чок. (оок)

Правила игры: взять нитки, по середине которой пуговица, и вращать нитку, пока нитка туго не натянется, затем начать ее вращать обратно, чтобы пуговица стала двигаться в разные стороны и игрушка издает струнные звуки.

Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)»

Показывая на большой палец:

– Матпаадыр (большой палец) караулит.

Показывая на указательный палец:

– Бажы-курлуг (указательный палец) кухарничает.

Показывая на средний палец:

– Ортаа-мерген (средний палец) костер разводит.

Показывая на безымянный палец:

– Уваа-шээжек (безымянный палец) ловит.

Показывая на мизинца:

– Биче-моомей (мизинец) вареные почки ест.

Пальчиковая игра «Чадыр (шалаш)».

В эту игру играют вдвоем. Один из игроков пальцами делает «шалаш» (соединяет кончики пальцев правой и левой руки). Другой, показывая на «шалаш», спрашивает:

– Что это у вас?

– Это мой золотой дворец.

Показывая на соединенные пальцы, спрашивает:

– Что это у вас?

– Это комнаты моего золотого дворца.

Показывая на каждую «комнату» по очереди, спрашивает:

– Можно ночевать в этой комнате?

Каждый раз получает отказ. Разрешение получает по последней «комнате». Когда «вошел» в разрешенную «комнату», хозяин спрашивает:

– Зачем пришли?

– Табунщики убили зайца, хотел попросить котел для варки его мяса.

– Моя злая собака кушает, если она пустит, возьми.

Тогда «гость» со словами «можете ли поймать меня? » старается вырваться из «шалаша», тот старается удержать его. Затем меняются ролями.

Игра на нитке «Багана»

Мунгаш удазыннын би ужун солагай холунарнын улуг-эргээ биле биче салаага кедиргеш, ону куду алзы тыртып бадырыпкаш, он талаже долгай туткаш, мунгаш хендирнин кырындан холду суккаш, адышта доора кежилген хендирни ушта тыртыптарынарга «Багана» азы «Багана-Хээ» унуп келир.

Кууйлу (игра с палкой)

Кууйлу — элээди оолдарның оюну. Ону хувискаал соонда орус чон-биле харылзаа сайзырай берген үеде тыва оолдар орус оолдарның оюнундан үлегерлеп алган. Ойнаар чуруму: ийи, үш кижи ойнаар. Ойнаар херексели — мерге, кагар бичии доорбаш ыяш.

Черге бичежек 0,5 Х 0,5 м хире дөрбелчин шыйгаш, ооң ортузунга бичежек оңгар сомнап алыр. Эгелээр кижини мерге тутчуп тургаш тывар. Эгелээн кижи доорбашты ол сомалап алган оңгарынга бир ужу астына берген чыдар кылдыр селегелей салып алгаш, астына берген ужун орта мерге-биле оожум хаптарга, доорбаш өрү алзы чаштай бээрге, агаарга ужугуп турар аразында мерге-биле катап каккаш, ырады-ла хаптар. Ойнакчы чаштай берген доорбажын алгаш, дөрбелчинче үш ортумак базымны баскаш, доорбашты дөрбелчинниң иштинче кире бээр кылдыр октаар, бир эвес доорбаш дөрбелчинни часпаан болза оюнну шак-ла ынчаар уламчылаар, чүгле доорбашты чыткан черинден шимчетпейн кагар. Ойнап турган кижи доорбашты хаккаш чазыпкан болза, азы дөрбелчин шыйыг иштинче киир октап шыдавас болза, частырыг деп санаар болгаш ынчан ооң удурланыкчызы ойнаар.

Бир эвес доорбашты кижи дөрбелчин шыйыгдыва киир октап шыдавас, шыйыг көзүлбес кылдыр ырай берген болза, доорбаштың дүшкен черинден дөрбелчин шыйыгга чедир тыныш үспейн, «куу-уй-лу-у» деп алгырып, үш катап аай-дедир маңнааш, дөрбелчин иштинге салып алгаш, уламчылап ойнаар.

Бир эвес ырады хапкан доорбашты удурланыкчы кижи агаардан черге дүжүрбейн чорда дозуп алган болза, ону ойнакчы кижи ышкынган деп санааш, доорбашты тудуп алган кижи ойнаар.

Доорбаш-биле хөй катап ойнап турар кижи тиилеп турган болур. Бо оюн болза бичии чаштарның шимченгир, шын эскериичел, авааңгыр болур чоруун сайзырадырынга дузалаар

Играют двое. Остальные игроки стоят в очереди. Очерчивается круг диаметром примерно в полтора метра, в середине круга вырезается небольшая лунка. Играют одной палкой и еще одной маленькой палочкой длиной в вершок (20 см). Жеребьевкой выявляют начинающего. Он берет палочку и кладет ее в лунку так, чтобы она улетела далеко. При этом второй игрок старается поймать палочку на лету. Если это не удалось, то он берет палку и, отмерив три шага в сторону от места падения в кругу, кидает, стараясь попасть в кружок, еще лучше, если она падает прямо в лунку. Если палка упала не очень далеко, то разрешается другой прием: взяв палку, три раза проделать путь от места падения палки до кружка и обратно, произнося на одном дыхании название палки «куу-уу-уу…й-луу».

Игра с палкой переходит к другому, если играющий закинул палку в круг или лунку, если он поймал ее на лету или если он произнес на одном вздохе «кууйлу».

Очки отсчитываются следующим образом: удар по палочке в лунке — одно очко, удар в воздухе — еще одно очко. В то время как второй игрок только возвращает палочку и старается выполнить условия, чтобы быть игроком с палкой.

Количество набираемых очков устанавливается самими игроками в пределах ста. В конце игры выигравший, то есть набравший раньше ста очков, определяет «наказание» поигравшему. Для этого он берет большую палку, кладет из нее маленькую палочку и подбрасывает несколько раз. Сколько раз он ее подбросил, столько же раз он ее отбрасывает как можно дальше, чтобы «наказанный» бежал за ней. Затем игроки меняются ролями или «наказанного» увольняют и за него играет другой.

Используемая литература:

  1. Мендот Э.Э. Использование народных тувинских игр в физическом воспитании детей 5-6 лет в сельских дошкольных образовательных учреждениях Улан-Удэ – 2010

  2. Мендот Э.Э., Гаськов А. В., Дугарова Т. Ц., Жамц С. Этнокультурная значимость народных тувинских игр Вестник бурятского государственного университета, 13/2013

  3. Конгар Р. В., Горбунова О. Ф. Использование тувинских народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с. 232 X ВОЛКОВСКИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ» Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Абакан, 21–23 мая 2015 г.) ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015

  4. Галахова Е.А. Народная игра в дополнительном образовании дошкольников и младших школьников Москва, 2012 г.

Тувинские национальные игры — презентация онлайн

1. Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

«Тувинские национальные игры»
Выполнил: Мандып-оол С. А.
Проверила: Матвеева Е.В.
Игра — исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Игра может быть средством самопознания, развлечения,
отдыха, средством физического и общего социального
воспитания. Игры являются сокровищницей человеческой
культуры. Игры отражают все области материального и
духовного творчества людей..
• ЦЕЛЬ: Научить детей правилам
проведения тувинских национальных
игр;
• Совершенствование умений и навыков
играть в тувинские народные игры;
• Развитие общей выносливости;
• Воспитание здорового соперничества,
формирование желания побеждать,
умения проигрывать

4.

ЗАДАЧИ: • Описание и характеристика народных
игр тувинцев; Формирование бережного
отношения к родной природе и всему
живому; Воспитание уважения к труду
людей

5. ВВЕДЕНИЕ


Каждый народ, в зависимости от социально-экономических
условий своего развития, психического состава, географического
положения
исторически
вырабатывал
самобытные
виды
подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения,
которые потом составили своеобразные системы национального
физического воспитания.
Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в
поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские
народные игры развивались в постоянной взаимосвязи с играми
соседних и родственных народов и заимствовали от них то, что
соответствовало собственной направленности и национальному
характеру.
Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из
них, не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из
быта тувинцев или изменились в соответствии с новым, советским,
образом жизни, в этом и видим актуальность нашей темы. Тувинцы
стали использовать много новых современных игр братских
народов нашей страны, особенно русских.
• На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло
много содержательных спортивных игр и состязаний: футбол,
волейбол, баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др. Сейчас
«Выбивание ремня» частично заменяется «Городками». «Стрельба в
ремень» перешла в «Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра
в кажык», «Баг кагары», «Буга шыдыраа», снова стали появляться в
сельских местностях и культурно-просветительных учреждениях,
благодаря характерной для общества развитого социализма, заботе о
сохранении и развитии традиций национальной культуры. Издавна
популярные среди тувинцев борьба, конные скачки, стрельба из лука
получили свое дальнейшее развитие как национальные виды спорта.
Таким образом, актуальность заключается в изучении народных игр
тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития
культуры древних тувинцев.

7. План:

• Интеллектуальные игры у тувинцев
• Состязательные игры у тувинцев
• Физические игры Национальный вид
спорта «ХУРЕШ»
1.Интеллектуальные игры у тувинцев:
• Буга-шыдыраа (бычьи шахматы)
• Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)

9. Буга-шыдыраа (бычьи шахматы)

10. Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)

11. 2.Состязательные игры у тувинцев: 

2.Состязательные игры у тувинцев:
Кажык (игра в кости)
Кажык адары (стрельба в кости)
Кажык-биле аът чарыштырары (скачка)
Чыттырып кагары (игра в кости)
Дужуруп кагары, аът тудары (ловить коня)
Кажык-биле бодажыры Аът чарыштырары (конные
состязания)
• Четыре трудности (дорт берге) (игра на счастье) Кара
адары (стрельба из лука)
• Чинчи чажырары (Найти бусинку) Адыр-Бут
(Соревнование на ходулях)
• Тевектээри (почекушки)

12. Игры в кости «Кажык»

13. Игра «Кажык»

16. Четыре трудности (дорт берге) (игра на счастье) 

Четыре трудности (дорт берге)
(игра на счастье)

17.

Кара адары (Стрельба из лука)

18. Чинчи чажырары (Найти бусинку) 

Чинчи чажырары (Найти
бусинку)

19.   «Тевектээри» (почекушки)

«Тевектээри» (почекушки)

20. 3.ФИЗИЧЕСКИЕ ИГРЫ у тувинцев:

• Ак-ыяш (белая палочка)
• Согур-Аза (Слепой черт)
• Чунгу (Катание)

21. Ак-ыяш (белая палочка)

22. Игра «Согур-Аза» (Слепой черт)

23. Игра «Чунгу» (Катание)

24. 4.Национальный вид спорта «Хуреш»

25. Танец орла

Литература:
1. Журнал «Башкы» №1, №3 2011г.
2. Ооржак Х. Д- Н. Тувинские народные подвижные
игры. – Кызыл, 2009.
3. Самбу Н.У. Тувинские игры. – Кызыл, 2005.

27. Спасибо за внимание!!!

Тувинские национальные игры: правила и особенности праздника

Традиционно в тувинском обществе было много подвижных игр. Популярные в прошлом развлечения способствовали развитию памяти, речи, воображения и физических способностей. В процессе игроки тренировали гибкость и выносливость. Но современная молодежь все чаще отдает предпочтение не национальным играм, а развлекательным автоматам. К тому же, благодаря стараниям администрации Goxbet мобильная версия онлайн-портала стабильно работает на любых телефонах, позволяя получить доступ к слотам в пару кликов.

Простота и легкость доступа к азартным развлечениям завораживают, но в то же время эмуляторы способствуют развитию сидячего образа жизни. Исправить ситуацию позволяет организация национального праздника, наполненного местным колоритом.

Как может проходить День тувинских игр

Разнообразие национальных игр позволяет подобрать интересную программу для отдыхающих любого возраста. Так в игре тевек или «почекушки» тренируется ловкость и выносливость, идет нагрузка на ноги. В игре аскак-кадай развиваются речевые навыки, одновременно идет закрепление традиционного речевого этикета. В процессе игры участники получают возможность побегать, попрыгать, покричать и повизжать, выплеснув имеющуюся энергию и получив положительную встряску. Использование тувинских национальных игр позволяет развивать общую выносливость, воспитывать дух здорового соперничества и формировать желание побеждать.

Игра Чинчи чажырары или «Найти бусинку»

Участники игры чинчи чажырары, которых может быть произвольное количество, делятся на две команды. Важно, чтобы сформировавшиеся группы были равными. В начале игры соперники прячут в руке одного из игроков бусинку. Задачей противников становится быстрый поиск этого предмета.

В команде с бусиной, выбирается ведущий, который делает вид, что прячет ее у всех, но отдает только одному члену. Противники выбирают трех «находчиков», каждый из которых может открыть у противоположной команды по две руки.

День тувинских национальных игр

В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра тевек (почекушки), развивает ловкость, выносливость, гибкость, тренирует ноги, способствует выработке правильного дыхания. Игра аскак – кадай развивает речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Во время игры дети кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции, выводят энергию, получают встряску. Это полезно и для физического, и для психического здоровья.

Цель: Научить детей правилам проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры, развитие общей выносливости, воспитание здорового соперничества, формирование желания побеждать, умения проигрывать.

Чинчи чажырары (найти бусинку)

Играющие делятся на две группы (команды). Количество играющих не ограничивается, но в двух командах должно быть ровное количество игроков. Суть игры заключается в том, что одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту “иголку в стоге снега”. Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого – нибудь в руке, но при этом он должен “прятать” у всех, делая вид, что прячет в одной руке. Другая команда выбирает двух или трех “находчиков”. Они подходят и ищут по выражению лица, по движению и т. п. Каждый “находчик” имеет право открыть только две руки, независимо чьи (разрешается: одну руку у одного, вторую – у другого, или две руки у одного игрока. Если из двух или трех “находчиков” никто не нашел бусинку, то в целом команда – штрафуется: во – первых ,лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные “находчики” исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы и т. д. Если из оштрафованных кто – нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что – нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.

Согур – аза (Слепой черт)

В разных местах Тувы эту игру называют по разному. Одни называют аскак – кадай – хромая ведьма, другие – куске, моортай – кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур – аза (черт), авазы (мать), и дети.

Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются бросает наземь трубку и при этом говорит:

— У черта трубку не буду курить, у отца и матери – буду курить.

Услышав это черт спрашивает у матери:

— Что за тобой?

— Это мой когээржик ( кожаный сосуд для молочной водки. Существует поверье, что черт не может пить араку).

— За когээржиком что?

— Тень моего когээржика.

— За тенью твоего когээржика?

— А там мои дети!

— Если дети, — говорит черт, — я их съем.

С этими словами черт выскакивает и кидается, чтоб кого – нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот из игры выходит. Игра продолжается до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают “черта” и “мать”.

Тевектээри (почекушки)

Эта игра встречается в самых различных районах Тувы и широко распространена. Сама игра имеет немало вариантов, которое никем до сих пор описаны не были. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают “тевек” ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.

Различные варианты этой игры представляют собой усложнение основной задачи. Это происходит в том случае, когда противники соревнуются с одинаковым успехом. Вначале избирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать его как можно дольше, не уронив на землю. Известны случаи, когда противник, “работая” ногой, подбрасывал тевек до 2000 раз, не совершив ошибки, после чего в измножении падал на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Теперь тевек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой (далгыыр). Умелые игроки способны продержать тевек таким образом довольно долго в воздухе, подбрасывая его до 300 раз. Противники и в этом случае могли быть равными. Тогда приступали к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Она заключалась в том, что играющий, стоя на одной ноге, подбрасывает тевек, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тевек отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать тевек, стоя на одной ноге и на одном месте (кызыл чин). Некоторые “ловкачи” могли подкинуть таким способом тевек до 50-60 раз. В заключении проводится концовка игры, названная “човадыр” (изматывание противника). Проигравший бросает тевек на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает его ногой, заставляя противника бежать за ним. Эта “операция” продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой тевек.

Игра “Платочек”

Играющие садятся вокруг очага так, чтобы внутри круга двое могли свободно бегать. Игру начинает один (одна) из играющих. Начинающий ходит вокруг – посматривает, кому бы подкинуть “свою любовь”, и незаметно “приглянувшейся” (шемуся) подбросит платочек. “Пораженный”, соскочив с места, старается догнать и задеть платком бежавшего. А бежавший, сделав круг, старается занять место “пораженного”. Если это не удалось ему (ей) грозит “суд”. Он (она) должны исполнять песню, играть на музыкальных инструментах.

Кажык (игра в кости)

Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Ниже предлагается описание одной игры в кости.

Кажык — биле бодалажыры

(игра в кости “устный счет”)

Составляют две команды с одинаковым числом игроков и выдают соответственно равное и известное всем играющим количество астрагалов. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого спрятать кости в руки всем членам команды. Зная, сколько костей спрятано в руках у членов команды, приблизительно подсчитав спрятанные кости у противника, он, трижды должен назвать общую сумму всех спрятанных астрагалов обеих команд. Независимо от того, угадал он или нет, противник также угадывает число астрагалов другой команды. Если после подсчета кто-нибудь из команд угадала правильно, то эта команда забирает спрятанные кости у противника, а если обе не угадали, то игра возобновляется. Имея в запасе кости, команда не имеет права сидеть с пустыми руками. Если запасных костей не хватает всем членам команды, то оставшиеся кости прячут у некоторых из них. При игре строго учитывается количество астрагалов в руках у своей команды и общее количество оставшихся после проигрыша астрагалов у противника. Игра кончается тогда, когда одна из команд выигрывает все астрагалы. Проигравшая команда “штрафуется”.

Игры-состязания

Игра “Разбить лопатку” — чарын шывылаары. Вызывался “ловкач” (по желанию”) разбить лопатку, за которую распорядитель праздника обещал приз. Для этого брали хорошо очищенную от сухожилий и мяса лопатку барана, придерживая ее между средним и безымянным пальцами левой руки, и выбивали щелчком среднего пальца правой руки. Играли двое. Если вызвавшийся не мог выполнить условия, его наказывали, требовали какой – нибудь выкуп: ремень, узду, путы, аркан и т. д.

Игра “Сломать хребет” — хендирбе соггар. Условия игры те же. Берется хорошо очищенный хребет КРС (сарлыка, коровы). Игрок держит его левой рукой у тонкого конца вниз основной частью и ударом кулака правой руки по середине должен сломать хребет пополам.

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература.

  1. Журнал “Башкы” №1, №3 2011г.
  2. Ооржак Х. Д- Н. Тувинские народные подвижные игры. – Кызыл, 1995.
  3. Самбу Н.У. Тувинские игры. – Кызыл, 1978.

Шагаа – один из любимых праздников тувинского народа

Накануне Белого месяца встречу Нового года по лунному календарю,в муниципальных общеобразовательных организациях города Кызыла с 5 по 12 февраля 2018 года были организованы различные мероприятия, в целях знакомства детей с культурой, обычаями, традициями празднования Нового года по-восточному буддийского календарю – Шагаа, воспитания духовно-нравственных качеств личности, любви к родному краю, дружеских отношений, толерантности.

На протяжении этих дней проходили: — классные часы «Шагаа традиционный праздник тувинцев», «Шагаа новый год», «Светлый праздник Шагаа приближается». Чтобы познакомить с традициями и обычаями празднования Шагаа классными руководителями МОО были проведены классные часы в форме: встречи (работники Национального музея им. Алдан-Маадыр, учителей народной педагогики, библиотекарей, родителей), соревнований по национальным играм (тевек, аътчарыжы, чинчичажыржыры и т.д.), интеллектуальных викторинах и т.д; — на внеклассных мероприятиях «Празднуем Шагаа», «Шагаа – лунный праздник», «Традиции Шагаа» дети знакомились с традициями встречи буддийского Нового года. Во время мероприятий проводились различные тувинские игры, скороговорки, частушки, метание аркана, и массовый танец «Челер ой»; — из театрализованных представлений «Шаг чаагай, шагаачаагай», «Шагаа – 2018», «Шагаа келди, чолукшуулу!», «Сан салыры», «Аалчыларны уткууру» обучающиеся узнавали, как надо правильно встретить новый год — Шагаа, правилы тувинских национальных игр, а также обряды «Сан салыр», «Чолукшуур» и т. д. Представления заканчивались с массовым танцем «Челер ой»; — конкурсы детских рисунков, национальных блюд и национальных костюмов. К празднику Шагаа фойе школ были оформлены выставками детских рисунков. Самым богатым, вкусным мероприятием была организация выставки национальных блюд. Где были представлены продукты из молока, мяса, мучных продуктов и т.п. Красиво и зрелищно прошел конкурс национальных костюмов. Важной целью дефиле является популяризация тувинского национального костюма, знакомство детей с элементами национальных костюмов. — с целью приобщить детей к тувинским народным играм, формировать патриотические чувства, воспитать уважительного отношения к обычаям и традициям были организованы и проведены тувинские игры: тевек, аскак-кадай, аът шалбадаары, баг кагары (городки), чээп тыртыжары (канат), чинчи чажырары, национальная борьба «Хуреш», соревнование по играм Шыдыраа (бычий шахмат), шахматы и шашки. В целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с 31 января по 12 февраля в МОО были проведены встречи с представителями Управления Камбы-Ламы РТ. Во время встречи представители буддийского духовенства провели воспитательную беседу о нормах поведения, о традициях празднования Шагаа, о соблюдении ЗОЖ, обсуждали тувинские обряды, и обычаи, когда будем встречать светлый праздник Шагаа. С 23 января по 12 февраля обучающиеся, учителя и родители приняли участие в акции «Чалама». В рамках акции в МОО учителями были проведены мастер классы «Чалама», где рассказывали значение цветов лент, объяснили, когда завязываем ленточки нужно обязательно с благими мыслями и пожеланиями. Под усилиями 20950 обучающихся, 129 педагогов и 97 родителей сделаны 424 метров «Чалама». Собранные в рамках акции «Чалама» ленточки были использованы для украшения города в дни празднования Шагаа. 10 февраля 2018 года в спортивном зале МБОУ СОШ №12 состоялась спартакиада национальных подвижных игр, посвященная празднованию «Шагаа – 2018» и «Широкой масленице». В спартакиаде приняли участие обучающиеся МОО города Кызыла, в составе 8 человек (4 девушки,4 юношей). Все этапы были связаны с национальными обычаями русского и тувинского народа – это «Метание аркана», «Тевек», «Бой петухов», «Бег в мешках» и самое зрелищное было состязание по перетягиванию каната. По итогам соревнования 3 место заняли команда МАОУ лицей №15, второе – МБОУ гимназия №5 и победителями стали МБОУ СОШ №2. Остальные участники команд удостоились разным номинациям. В целях приобщения детей и молодежи к национальной культуре, сохранения преемственности поколений на основе общности национальных традиций, пропаганды и популяризации народных подвижных игр в актовом зале МБОУ СОШ № 2 прошли соревнования по игре «Кажык» среди обучающихся, состоящих на разных профилактических учетах. В соревнованиях приняли команды 7-8 классов в составе 3 мальчика, 3 девочки. Перед началом игры мастер класс в четырех разновидностях игры «Кажык» для ребят провели преподаватели по физической культуре МБОУ СОШ № 2. 16 февраля 2018 года работниками Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Кызыла на Площади Арата были организованы конкурсы, игры в честь празднования «Шагаа 2018». Обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций приняли активное участие на соревнованиях по национальным видам игр (метание аркана, перетягивание каната, «Тевек», «Аскак-кадай», «Шыдыраа» (бычий шахмат) и другие. Согласно планам проведения празднования «Шагаа – 2018» в муниципальных общеобразовательных организациях города Кызыла проведены всего 424 мероприятий, где охвачены 21780 обучающихся, 3019 педагогов и 1337 родителей. Мероприятия, посвященные национальному празднику Шагаа, проведены на должном уровне с большим охватом детей, родителей и общественности. Отрадно, что обучающиеся и учителя показали, насколько они ценят и уважают обычаи и традиции тувинского народа.  

В преддверии тувинского Нового года активисты ОНФ провели для детей из трудных семей мастер-классы по национальным играм

В преддверии национального праздника Шагаа (тувинский Новый год) активисты Общероссийского народного фронта в Тыве провели для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мастер-классы по национальным играм. Так они поддержали воспитанников Центра социальной помощи семье и детям Кызылского района, чтобы они не чувствовали себя одинокими перед семейным праздником. Мастер-классы транслировались в прямом эфире на страницах регионального отделения ОНФ в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram.

У жителей Тывы сейчас идет подготовка к празднованию Нового года по лунному календарю – Шагаа. По традиции к встрече наступающего года принято готовиться семьями и даже всей родней, поэтому в эти дни собираются и стар, и млад. Но есть дети, которые не могут весело в праздничной суете провести время с родными. Это дети из неблагополучных семей. В преддверии Шагаа активисты регионального отделения ОНФ решили подарить немного тепла и заботы воспитанникам Центра социальной помощи семье и детям Кызылского района.

По разным обстоятельствам 23 несовершеннолетних ребенка оказались сегодня в этом социальном учреждении. Несмотря на комфортные условия проживания и заботу воспитателей, детям не хватает родительской любви и внимания. По словам социальных работников, сильнее всего детская тоска по семье чувствуется именно в такие праздничные дни. Поддержать девочек и мальчиков приехали образовательные волонтеры проекта ОНФ «Равные возможности – детям». Общественники также подарили центру канцтовары для детского творчества, пазлы и защитные маски с антисептиками.

«Дети не должны страдать от безответственности взрослых. Если мы в силах хоть немного изменить ситуацию и поддержать их, обязательно должны воспользоваться такой возможностью. Неотъемлемой и самой радостной частью празднования Шагаа издревле являлись национальные игры, которые также полезны для детского развития. Ребята проявили живой интерес и приняли активное участие во всех играх, а самые маленькие открыли для себя новый увлекательный мир», – отметила активист ОНФ в Тыве, образовательный волонтер проекта «Равные возможности – детям» Ариана Салчак.

Воспитанникам социального учреждения образовательные волонтеры показали, как играть в тувинские игры «кажык» (аналог домино), «аът чарыштырары» (игра в кости «скачки»), «дурген чугаа» (скороговорки) и «шу-де». Последняя является современной настольной игрой, состоящая из фишек с картинками предметов тувинского традиционного быта и известных достопримечательностей республики. «Шу-де» вышла в свет только 1 февраля 2021 г. Дети в Центре социальной помощи стали счастливчиками и на следующий же день после релиза в нее сыграли.

Вместе с ребятами научиться национальным играм могли все желающие, независимо от местонахождения и возраста. Мероприятие транслировалось в прямом эфире на страницах ОНФ в Тыве в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram, которые посмотрели около 1200 пользователей.

Как рассказали образовательные волонтеры, все игры были отобраны неспроста. «Кажык» и «аът чарыштырары» полезны для гибкости пальцев, суставов рук, мышц рук и способствует скорости реакции. У детей, которые практикуют скороговорки, речь будет внятной, четкойи выразительной, слова будут звучать правильно. А настольная игра «шу-де» является проводником в мир тувинской культуры, а также закладывает у детей фундамент для изучения и знакомства с традициями и обычаями тувинского народа.

Подобные мастер-классы образовательные волонтеры проводят регулярно. Так, с ноября 2019 г. два раза в месяц в клубе «Эврика» поселка Каа-Хем для детей и их родителей педагоги-волонтеры безвозмездно проводят занятия по рукоделию. Следующее мероприятие активисты ОНФ запланировали для воспитанников Республиканского кадетского корпуса, где учатся дети-сироты и дети из неблагополучных семей.

Мероприятия к празднованию Шагаа — 22 Февраля 2020

         В рамках мероприятий, посвященных  народному  празднику «Шагаа», в школе подготовлена и проведена неделя тувинского языка и культуры.

 Согласно составленному и утвержденному плану оформлена стендовая информация «Национальные традиции праздника», книжно – иллюстративная выставка «Шагаа- Новый год по лунному календарю», красочное панно «Шагаа-биле»! С любовью и фантазией ярко и красочно праздничными гирляндами в национальном колорите украшены фойе школы.  

Учащиеся 7-11 классов побывали на экскурсии в Юрте школы № 9. Учителя народоведения рассказали об обычаях, традициях и быта тувинского народа. Ребята вместе с учителями  исполняли частушки на тувинском и русском языках, читали скороговорки, пословицы, поговорки, пели песни о Шагаа. Была отмечена  интересная познавательная  программа и   теплая дружеская атмосфера в педагогическом и детском  коллективе  школы № 9.

18 февраля учащиеся 7-11 классов посетили Центр тувинской культуры и ремесел. В честь праздника Шагаа были организованы национальные игры и концерт артистов ансамбля «Тыва». В исполнении ансамбля  прозвучали  как народные,  так и современные песни, а также горловое пение.  Ребята с пользой и большим  интересом провели время: познакомились с работой Центра тувинской культуры и ремесел, посмотрели выставку, поделились впечатлениями. Была представлена интересная информация о подготовке и проведении Шагаа. Большое удовольствие ребята получили от яркого красочного оформления главной сцены, в которой находилась Юрта. Дети играли в кости «Кажык», шахматы, подробно познакомились с техникой игры «Метание аркана».

К  празднованию Шагаа в школе были проведены соревнования по шашкам среди обучающихся 5-11  классов.  Целью  мероприятия было выявление обучающихся, умеющих хорошо играть в шашки, привить интерес к  игре, развивающей логику, внимание, мышление ребенка. За ходом турнира следили учитель физической культуры, классные руководители,  родители.  Преодолевая волнение, каждый участник стремился к победе. В течение перемен и в пересменок  шли упорные шашечные  бои. Игра вызвала большой интерес. По итогам проведённых игр были определены лучшие игроки, которым были вручены грамоты и сладкие призы.

         19 февраля для учащихся 5-7 и 8-11 классов прошли соревнования по национальной игре «хуреш». В тесном взаимодействии учителей физической культуры и ОБЖ соревнования прошли увлекательно, красочно с использованием всех правил национальной игры.Ребята усвоили  теоретические  и практические основы борьбы.

В течение недели, на переменах проводились тувинские национальные    игры: баг  кагары, тевек,  кажык,  метание  аркана «Аргамчы»,  «Аскак  кадай»,  «Чинчи чажырары», даалы.  Участвовали не только ученики, но и их родители. 

Ребята разгадывали тематические ребусы, кроссворды по предмету «Тыва дыл». Среди учащихся 7-х классов прошел КВН «Знай и изучай тувинский язык!». Цель мероприятия: роль родного языка в жизни, уважительное отношение к родному языку как духовно-нравственному наследию. В ходе КВН  были выявлены знатоки тувинского языка.

      С большим интересом прошел конкурс рисунков «Моя малая родина».  Цель  — развитие творческого потенциала учащихся; воспитание лучших традиций и обычаев тувинского и других народов, живущих в Республике Тыва. Рисунки на данную тему отличаются разнообразием и фантазией.

20 февраля сотрудниками Тувинской Республиканской библиотеки имени  К.И.Чуковского  для учащихся 1-6 классов проведено театрализованное представление «Амыр-амыр! Шагаа-биле!»  Благодаря таким мероприятиям и сотрудничеству с библиотекой  у учащихся  формируются духовно-нравственные ценности, расширение кругозора учащихся, привитие народных традиций, зрительский  интерес.

21 февраля  для учащихся 7-11 классов состоялось праздничное представление «Светлый праздник  Шагаа» и  массовый танцевальный флэш-моб «Челер-ой».  Подготовили праздник классные руководители и учащиеся 11-го и 10а классов. Сохранение лучших общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей, воспитание к народному творчеству тувинского народа, воспитание к народным традициям, к тувинской национальной одежде и привитие коллективизма – главные направления мероприятия. На празднике состоялся показ видео-презентации с разъяснением основных атрибутов и правил празднования Шагаа, а также знание традиций и семейных ценностей.

Ко всем перечисленным мероприятиям привлечены родители (законные представители) обучающихся.   Всего охват родителей – 38 человек,  детей – 167.

Тыва | республика, Россия | Британника

Тыва , также пишется Тува, также называется Танну-Тува , республика на юге центральной Сибири, Россия. Тыва граничит с северо-западом Монголии и занимает бассейн верхнего Енисея. Его рельеф состоит из двух широких бассейнов — Тыва и Тоджа, впадающих в два основных притока реки Енисей. Бассейны окружают высокие горные хребты, в том числе горы Восточного Саяна и Западного Саяна на севере. Сплошная серия хребтов также охватывает республику на западе, юге и юго-востоке: горы Алтай, Танну-Ола, Сангилен. Самая высокая точка — гора Мунку-Тайга (Монгун-Тайга; 13 044 фута [3976 м]) на крайнем юго-западе. Климат в основном сухой, резко континентальный, с суровой зимой и теплым летом. Растительность варьируется от сухой степи в бассейнах до густых хвойных лесов и альпийских лугов, которые сменяются голыми скалами и снегом на самых высоких высотах.

Тыва: Саяны

Кочевники со своим скотом в Саянах, Республика Тыва, Россия.

© Елена Лебедева-Хофт / Shutterstock.com

Есть пять городов, в том числе Кызыл ( против ), столица и три города. Более половины населения проживает в сельской местности.

Танну Тува входила в состав Китайской империи с 1757 по 1911 год, когда царская Россия разожгла сепаратистское движение и в 1914 году взяла страну под свою защиту. В 1921 году была провозглашена независимость Танну-Тувинской Народной Республики, но в 1944 году она была аннексирована Советским Союзом и превратила область в (регион) российской республики С. F.S.R. В 1961 году его статус был повышен до автономной республики. Тиванцы составляют около двух третей населения (большинство остальных — русские).

Тыва — сельскохозяйственный регион, где основными занятиями являются овцеводство и скотоводство. Важными продуктами являются шерсть, мясо и мех животных. Отрасли промышленности включают пищевую, кожевенную, деревообрабатывающую и строительные материалы, но наиболее развита горная промышленность, особенно кобальта и асбеста. Площадь 65 800 квадратных миль (170 500 квадратных километров).Поп. (2006 г.) 308 491.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Десять стен тувинской юрты

«Идет непрерывный поток гостей. Они пробуют традиционные блюда, пьют чай, слушают песни и рассказы о национальных играх. Так происходит каждый день », — говорит Айгор Кошкендей, овладевший уникальным вокальным искусством горлового пения под названием« хоомей ». По его мнению, для освоения основ горлового пения не требуются выдающиеся способности, но чтобы стать настоящим мастером, нужны талант и годы упорного труда. Неудивительно, что секреты мастерства чаще всего передаются по наследству, поэтому в Республике Тыва существует множество династий горлового пения. «Я учитель информатики и математики. У меня нет музыкального образования, — говорит он. — Но мои родители артисты, и я начал петь благодаря им ».

Главный экспонат Этнической деревни — тувинская юрта. Структура традиционных жилищ кочевников складывалась веками. Обычно у него шесть стен. Но у обеспеченного хозяина может быть десять стен.На то, чтобы поставить юрту, нужно два часа, а на то, чтобы ее снести, всего 30 минут. Как правило, это делают десять человек, и обычно обычная тувинская семья состоит из десяти человек. Правая часть юрты принадлежит женщинам; левая сторона принадлежит мужчинам. Гостей всегда приглашают в самый центр, но, заходя в юрту, сначала нужно пройти по правой стороне, где живет хозяйка. В жизни семьи правят многие традиции. В тувинской культуре женщина — хранительница домашнего очага и мать, а мужчина — добытчик. Мальчики остаются с матерью до шести лет. После этого они проводят больше времени с отцом и учатся охоте и разведению крупного рогатого скота. До 17 лет девочек воспитывают матери. После этого их выдают замуж.

С момента открытия Парка Универсиады в тувинской юрте проводится чайная церемония со своими уникальными особенностями. Когда чай почти готов, содержимое кипящего котла долго перемешивают черпаком, чтобы напиток пропитался воздухом для лучшего вкуса.Существует множество рецептов этого традиционного тувинского напитка, но некоторые ингредиенты остались неизменными: кирпичный зеленый чай, соль и молоко.

«Наш чай — это не только напиток, но и еда», — поясняет Жанна Айжи. «Иногда кочевникам не хватает времени, чтобы перекусить, и наш питательный чай — идеальное решение».

Помимо традиционного чая, в национальной тувинской кухне есть много других блюд, которыми хозяева угощают гостей юрты.Например, далган ускорен быдаа — суп из баранины и тувинской лапши. Другое распространенное блюдо называется бууз , это разновидность пельменей, которые имеют отчетливую форму и отверстие наверху.

«Самое любопытное, что в этой юрте все настоящее, — вспоминает Денис Панчены (Канск). — А хозяева очень гостеприимные».

По словам руководителей зоны, благодаря участию в работе «Этнической деревни» им удалось познакомить с тувинской культурой тысячи гостей Игр и открыть для себя много нового.

«Например, я узнал о быте и традициях эвенков, — говорит Айгор Кошкендей. «Я обнаружил то, чего раньше не знал».

Тувинский горловой ансамбль приезжает на БФ | Местные новости

Четверг, 13 октября 2011 г.

BELLOWS FALLS — Stone Church Arts и Оперный театр Беллоуз Фоллз представляют ансамбль горлового пения Алаш, исполняющий уникальную традиционную музыку центральноазиатской Республики Тыва в Оперном театре Беллоуз Фоллс в субботу в 7 часов. : 30 с.м.

Участники ансамбля «Алаш» — мастера тувинского горлового пения, техники одновременного исполнения нескольких нот. Владея традиционными тувинскими инструментами и искусством горлового пения, Алаш глубоко привержен традиционной тувинской музыке и культуре. В то же время они являются поклонниками западной музыки и придают своим песням западные элементы.

Все члены Алаша с детства обучались традиционной тувинской музыке. В 1999 году, будучи студентами Кызылского колледжа искусств, они образовали группу под названием «Чанги-Сая».Вскоре они стали постоянным традиционным ансамблем кампуса. В то же время они узнали о западной музыке, практиковались на гибридных тувинско-европейских инструментах и ​​прислушивались к новым веяниям, исходящим из Америки. Под руководством Конгар-оола Ондара (наиболее известного западной публике по роли в фильме «Чингиз-блюз») они начали формировать новую музыкальную идентичность. Они добавили в свои аранжировки гитару, а иногда и русский баян (аккордеон), наряду со своими традиционными тувинскими инструментами. Они экспериментировали с новыми гармониями и структурами песен. Эффект представляет собой интригующую смесь старого и нового.

Как ансамбль «Алаш», так и отдельные участники постоянно завоевывали высшие награды на соревнованиях по горловому пению. Ансамбль был удостоен первой премии на Международном симпозиуме Xöömei в Туве в 2004 году. На Пятом международном симпозиуме Xöömei в 2008 году три музыканта Алаша завоевали высшие призы в индивидуальном горловом пении, а четвертый получил высшие награды за свое дуэтное выступление с женой.В 2007 году член «Алаш» Бады-Доржу Ондар был назван Народным Xöömeizhi Республики Тыва, самым молодым человеком, когда-либо удостоенным этой престижной награды. В 2009 году член «Алаш» Аян Ширижик был удостоен звания Заслуженного артиста Тувы. Даже американский менеджер Алаша Шон Квирк был удостоен звания Заслуженного артиста Тувы за вклад в тувинскую культуру. Кроме того, Чуирк и все участники «Алаша» играют в Тувинском национальном оркестре, завоевавшем первое место и главный приз Всероссийского конкурса оркестров и ансамблей.

Билеты стоят 14-22 доллара, со скидкой 4 доллара для студентов и пенсионеров. Их можно купить в книжных магазинах Village Square, на bfoperahouse.tix.com или у дверей.

Для получения дополнительной информации звоните по телефону 802-463-3100.

Горловых певцов Тувы


Джейсон Гросс (март 1997 г.)

В районе границы Сибири / Монголии, который называется Тува, более морозная погода, чем во всем районе Великих озер вместе взятых, в окружении горами и пустыней.Это земля, где борьба, игры с овцами кости и аппетиты хищников являются стандартом. В 1921 году группа пастухов создали эту страну после русских, китайцев, тюрков, гуннов, монголов и другие армии постоянно наводняли землю. Многие люди за пределами этот регион, вероятно, никогда бы не услышал о нем, если бы не уникальное вокальная группа, которая появилась там примерно в 1992 году. Очень уместно, что этот это был тот же год, когда эта земля пережила возрождение национальной гордости: были возрождены тувинский флаг и официальная печать. Это также когда Каагал-оол Ховалыг, Саян Бапа, Анатолий Куулар и Алексай Сарытлар открыли Хуун-Хуур-Ту и принес уникальное тувинское «горловое пение» (или höömeï, произносится она-май) миру.

В западной музыке было много музыкальных пионеров, которые исследовали контуры человеческого голоса. Мередит Монк, Леон Томас, Диаманда Галас, Джоан Лабарбара и Бобби Макферрин сделали карьеру, узнав какие голосовые связки могут реверберировать помимо слов. Даже больше, чем евангельские увещевания певцов души, исследующих человеческий диапазон эмоций, Тувинские певцы исследовали обширные возможности самого голоса. в давней традиции.Они культивировали эту традицию как общение с самих себя, духов и окружающей их природы, которым они тоже подражали голосами. Это может быть не так уж редко в стране, где раздвоенные животные в течение многих лет численно превосходили людей. Фактически, группа сказала: «Это невозможно, чтобы люди, проводящие так много времени с лошадьми, — одна из большинство живых ритмичных животных не поглотили бы их чувство ритма ».

Поскольку «мировая музыка» стала неотъемлемой частью Запада на несколько лет Теперь следует отметить, что тувинское горловое пение — это не просто экзотика. новинка, но часть богатой традиции.Первоначально, когда группы начинали формирующиеся в Туве, как и во многих других культурах третьего мира, западные стили копируются. Появились тувинские копии Beatles и танцевальная музыка используется с горловым пением поверх него. К счастью, есть и серьезные практикующие. этого изобразительного искусства в Туве предостаточно, чтобы по-настоящему продолжить традицию.

Так что же тогда такое «горловое пение»? В основном это обертоны. которые слышны в новой музыке, применительно к голосам. Höömeï — это название, примененное к нему, хотя на самом деле это только один из трех или четырех стилей также в том числе сыгыт и каргыраа.Вы слышите глубокий гудящий стон, смешанный с высоким свистящим звуком. Чтобы практиковать это искусство, рекомендуется не только тщательно практиковать правильное дыхание / вдох и диету (без простуды еды, прежде чем пытаться это сделать), но также, по словам певца-чемпиона Конгар-оол Ондар, «будьте в очень приподнятом настроении; ваша душа, ваш внутренний духовный голос должен быть сильным ». Иногда в голосе одного человека слышны три голоса. пение. Обычно это делается акапелла одним голосом (но с его многоголосым звучанием). стиль, певец может звучать как целая группа).Ничего больше вы не слышали вот так. Даже услышать это на компакт-диске — это не что иное, как увидеть это в человек, видя, как группа сидящих мужчин в «местной одежде» с удивительной звуки, которые мчатся и рассекают воздух, наполняя весь концертный зал со звуком их голосов.

Спасибо Хуун-Хуур-Ту, который провел несколько туров по всей В настоящее время во всем мире эта музыка становится все более известной и популярной. Сама группа появилась на MTV, The Arts and Entertainment. сети, записывала саундтреки к фильмам и участвовала в джем-сейшне в Дом Фрэнка Заппы.В настоящее время проводятся мастер-классы по горловому пению. в мире, а также проводились международные конкурсы горлового пения. снова в Туве. Для сравнения: блюзовый исполнитель Пол Пена вернул традицию в американскую музыку, соединив ее с Howlin ‘ Гортанные стоны Вольфа.

Хотя они утверждают, что смешивают в своей работе эксперименты, Хуун-Хуур-Ту остаются верными своей культуре. Они знают свою историю и используют свои голоса / музыка, чтобы продолжить ссылку, частью которой они сейчас являются.Их название буквально означает ‘свет, пробивающийся через траву в начале или конец дня ». Как поясняет перкуссионист Александр Бапа, «наш ансамбль использовали название, потому что световые лучи в степи напоминают нам об отдельных линии звука в горловом пении. Еще они говорят об «уважении к предкам». и «естественность и искренность» в отношении своей музыки. Это может относиться к буддийской вере и шаманизму, существовавшим бок о бок и были частью земли на протяжении веков.Даже их инструменты региональные творения, такие как скрипка «конская голова» (игил), раковина, шаманские погремушки. Все их компакт-диски представляют эту великую музыку. Лучшее вступление — это, наверное, чудесный DEEP IN THE HEART OF TUVA. Компакт-диск / буклет (с обширными примечаниями и историей о стране) — это здесь вы слышите все проявления этой музыки: не только группу сам, но и молодые мальчики, старики, женщины и другие увещевают в этом традиция. Происхождение этой традиции восходит к 1930-м годам с транскрипцией которые были обнаружены только в последнее десятилетие.Даже сегодня группа раскрывает недавно найденный «старый» материал от певцов из Тувы.

Что нового и экспериментального в Хуун-Хуур-Ту? концепция самой группы. Когда Советы управляли территорией, финансировалась государством. группы певцов / танцоров были обычным явлением и единственным выходом для молодых, начинающих талант. После того, как эта эпоха закончилась, многие исполнители ушли самостоятельно, чтобы выполнять. Традиционно горловое пение исполняет один человек. Идея группы горлового пения с инструментами — новинка в Туве.К несчастью, это также означает (по иронии судьбы), что Хуун-Хуур-Ту гораздо легче выступают на Западе, чем на родине. Бесконечная бюрократия и отсутствие подходящих концертных площадок означает, что вы обычно не будете найти группу, выступающую в Туве. Это не значит, что они потворствуют для западной аудитории, кроме того, что их собственная страна (или, по крайней мере, ее правительство и промоутеры) к таким нововведениям пока не готовы.

Лучшее, на что можно надеяться, с тем, что на Западе называют «мировой музыкой» в том, что он становится достаточно обычным и знакомым, чтобы перестать быть чужим.’ Традиция höömeï, безусловно, прочно понята и практикуется в Туве и там не является «иностранным». Спасибо Huun-Huur-Tu и других практиков, это также будет что-то знакомое, обычное и добро пожаловать и на Западе. Надеюсь, это будет означать не только «легитимацию». просто потому, что другое полушарие способно это оценить. Это действительно будет быть «мировой музыкой», как в музыке, которая известна и ценится во всем мире.


Особая благодарность Эндрю Зайденфельду из No Problem Productions, который предоставил помощь с этой статьей.


ДИСКОГРАФИЯ:
60 ЛОШАДЕЙ В МОЕМ СТАДЕ (ШАНАЧИ) 1993
Сиротский плач (ШАНАЧИ) 1994
ЕСЛИ Я РОДИЛСЯ ОРЕЛОМ (ШАНАЧИ) 1997

БОЛГАРСКИМИ ГОЛОСАМИ / АНГЕЛИТА
FLY, FLY MY SADNESS (SHANACHIE, первоначально выпущенный с JARO, Германия) 1996 г.

РАЗЛИЧНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
ГЛУБОКОЕ В СЕРДЦЕ ТУВЫ (ИСКУССТВО ЭЛЛИПСИС) 1996 г.


НАВСЕГДА ПРОВЕРЬТЕ ОТДЫХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА

% PDF-1.3 1 0 объект > эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 4 0 obj > >> / CropBox [0 0 595.38000 841.98000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.38000 841.98000] / Тип / Страница / StructParents 0 >> эндобдж 5 0 obj > >> / CropBox [0 0 595.38000 841.98000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.38000 841.98000] / Тип / Страница / StructParents 1 >> эндобдж 6 0 obj > >> / CropBox [0 0 595.38000 841.98000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.38000 841.98000] / Тип / Страница / StructParents 2 >> эндобдж 7 0 объект > >> / CropBox [0 0 595.38000 841.98000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.38000 841.98000] / Тип / Страница / StructParents 3 >> эндобдж 8 0 объект > >> / CropBox [0 0 595.32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница / StructParents 4 >> эндобдж 9 0 объект > >> / CropBox [0 0 595. 32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница / StructParents 5 >> эндобдж 10 0 obj > >> / CropBox [0 0 595.32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница / StructParents 6 >> эндобдж 11 0 объект > / CropBox [0 0 595.32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница >> эндобдж 12 0 объект > >> / CropBox [0 0 595.32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница / StructParents 7 >> эндобдж 13 0 объект > >> / CropBox [0 0 595.32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница / StructParents 8 >> эндобдж 14 0 объект > >> / CropBox [0 0 595.32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница / StructParents 9 >> эндобдж 15 0 объект > / CropBox [0 0 595.32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница >> эндобдж 16 0 объект > >> / CropBox [0 0 595. 32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница / StructParents 10 >> эндобдж 17 0 объект > / XObject> / Шрифт> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB] >> / CropBox [0 0 595.32000 841.92000] / Родитель 1 0 R / MediaBox [0 0 595.32000 841.92000] / Тип / Страница / StructParents 11 >> эндобдж 18 0 объект > эндобдж 19 0 объект > эндобдж 20 0 объект > эндобдж 21 0 объект > эндобдж 22 0 объект > эндобдж 23 0 объект > эндобдж 24 0 объект > эндобдж 25 0 объект > эндобдж 26 0 объект > эндобдж 27 0 объект > эндобдж 28 0 объект > эндобдж 29 0 объект > эндобдж 30 0 объект > эндобдж 31 0 объект > эндобдж 32 0 объект > эндобдж 33 0 объект > эндобдж 34 0 объект > транслировать H

+ hK ٸ & RCT! Ж R) fvv3V & b5_YC \ JNYrD # raIdkRyAgcKWBk # 蠻 c, Է IGyqFN-N% z] Mez # uWlArBM; 4xIIq;? nv: ʝ5H6 T ՟

Марок — The New York Times

Страна известна своим друзьям как Тыва, одним из которых был Dr.Ричард Фейнман, покойный физик и несколько эксцентричный лауреат Нобелевской премии. Все, что он запомнил о Туве из своей детской коллекции марок, это то, что это было фиолетовое пятно на карте рядом с Монголией.

В 1977 году г-н Лейтон взялся ответить на вопрос доктора Фейнмана: «Что случилось с Танну-Тувой?» Когда в первой энциклопедической ссылке было отмечено, что название столицы было написано как Кызыл («Ничего подобного!» — удивился доктор Фейнман), мистер Лейтон и доктор Фейнман решили посетить место, которое, по словам некоторых географов, является точным центром Азии. .

В Туве долгое время господствовали монголы и китайцы. Во время революции 1911 года в Китае Тува провозгласила независимость. Нация добиралась и теряла независимость в результате русской революции и потрясений в Центральной Азии. Он был аннексирован Советским Союзом в 1944 году и теперь является Тувинской Автономной Советской Социалистической Республикой.

Г-н Лейтон в течение десяти лет всесторонне исследовал Туву, приставая к властям в Москве времен холодной войны с просьбой разрешить посетить Кызыл. Он даже писал на пиджин-тувинском чиновникам в Кызыле, используя английские, русские, монгольские и тувинские разговорники, и получал очень дружелюбные ответы, которые затем приходилось обрабатывать через разговорники.

Добрались ли наши герои до Кызыла? В самом начале книги читатель понимает, что это неправильный вопрос. Даже если бы это было так, здесь не место отвечать на него.

Единственное место, где г-н Лейтон, похоже, не проводил исследования по Туве, было в филателистической библиотеке, такой как Библиотека американских филателистических исследований в Государственном колледже, Пенсильвания. Учитывая, что некоторые коллекционеры марок столь же одержимы, как и он сам, г-н Лейтон мог бы нашли родственных душ.

На каждую навязчивую идею, конечно же, найдется клуб.Друзья Тувы, ящик 70021, Пасадена, Калифорния 91117, предоставят информацию о членстве тем, кто отправит конверт с обратным адресом и маркой.

Рецензия на фильм Genghis Blues и его краткое содержание (1999)

В течение многих лет Пол Пена изучает горловое пение просто из любви к нему. Он переводит тексты, используя два словаря Брайля: один для перевода с тувинского на русский, другой с русского на английский (мы не удивлены, узнав, что тувинско-английских словарей на шрифте Брайля нет). Возможно, он станет единственным горловым певцом, родившимся не в Туве, за все это время ни разу не встретив никого, кто знает, что он делает.

Сейчас 1993 год. В Сан-Франциско выступает гастролирующая группа из Тувы. Он навещает их за кулисами и поет их песни — в их стиле, на их языке. Они потрясены. В 1995 году Пену приглашают в Туву на ежегодный конкурс хоомей. Его сопровождают звукорежиссер Лемон ДеДжордж («Я в основном обрезчик деревьев»), диск-жокей из Сан-Франциско Марио Касетта, а также документалисты Роко и Адриан Белич из Эванстона. Они возвращаются с этим фильмом.

Но пока мы коснулись только удивительных фактов «Чингиз Блюз».«Если бы фильм был только о том, как Пена учится горловому пению и собирается в Туву, это был бы путеводитель. Речь идет о гораздо большем. О том, как мы общаемся с музыкой. О том, как Пол Пена явно необыкновенный человек — теплый, забавный, охваченный демоном депрессии, но поющий, чтобы освободиться от него. И о другом, которого он завел в Туве, человеке по имени Конгар-ол Ондар, который является ведущим горловым певцом и становится близким другом Пола Пены.

Тувинцы пришлось нелегко, поскольку Советы изо всех сил пытались демонтировать национальные обычаи, музыку и костюмы.Сейчас коммунизм рухнул, и в Туве с неистовой радостью возвращаются к старым обычаям. Подумать только, что какой-то человек из Сан-Франциско слушал их по радио! Что написал на тувинском языке горловую песню о дружбе! Что-то происходит по пути. Проливные дожди. Болезнь. Соревнования. Парады. Застолья. Необычным образом причастен к этой тувинской истории легендарный физик Ричард Фейнман. Это все инциденты, много красочных, которые были бы столь же интересны в любом другом фильме.Сердце «Чингиз Блюз» — это музыка и ее исполнители. Горловое пение звучит так, как если бы оно было обнаружено и усовершенствовано такими музыкантами, как Пол Пена, бодрствующими посреди ночи, ищущими на шкалах своего разума станции между числами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *