Традиции коми пермяков пермского края: Обычаи коми-пермяков, живущих в Березниковском районе (Пермский край) — Наш Урал

Содержание

Обычаи коми-пермяков, живущих в Березниковском районе (Пермский край) — Наш Урал

В Березниковский район туристов манит старинный город Усолье – это один

из интереснейших городов Пермского края. Туристы стремятся побывать

здесь, чтобы узнать о жизни промышленников Строгановых и тонкостях

старинного производства соли. Как и многие города Урала, Усолье населяют

разные народы. Часть из них составляют коми-пермяки, которые относятся к

финно-угорской языковой группе и являются одним из коренных народов

Урала.

 Каждый народ бережно относится к своим традициям, передавая их молодым

поколениям. Коми-пермяки по сей день проводят старинные обряды во время

свадьбы и рождения детей, а также верят, что особые узоры на костюмах

смогут уберечь родных от злых духов.

Одна из сохранившихся традиций – это «рукобитье». Родители жениха

и невесты знакомятся и высказывают свое согласие на брак детей.

Этот обряд

берет начало с традиции, когда за невестой приходили сваты, а родители,

расхвалив невесту, соглашались на брак дочери, при этом смотрины были

окончены, если происходило рукопожатие – «рукобитие». Независимо от

того, по любви ли выходила девушка замуж или так за нее решили, она

должна была оплакивать девичество. Сегодня произошла трансформация

обряда. Молодые проводят собираются отдельно со своими друзьями. И

главное, что это всегда радостный повод!

Свадьба гуляется три дня, и в эти дни готовятся самые пышные застолья. На

свадьбе исполняются все традиции предков. Например, сегодня, как и в

давние времена, во время застолья невеста сидит на овечьей шкуре. Это

символ того, что ей перейдет плодовитость животного. Свадебные игры

также пришли на современные свадьбы из обычаев прошлого. Так, например,

прохождение молодоженов через радугу-дугу (сомкнутые над головами руки

гостей) сулит жениху и невесте благополучие. А еще сегодня молодые, как и

их предки, завязывают цветные ленточки на дереве в знак крепкой любви.

Во многих семьях до сих пор используются национальные костюмы, и по

ним на праздниках легко узнать замужних. У свободных девушек наряды

более яркие, привлекающие внимание.

К одежде этот народ всегда относился особенно. До сих пор детей приучают

аккуратно обращаться с вещами, так как есть поверье, что порванная

одежда – это врата для болезней. То же относится к потере вещей. Бабушки,

провожая внуков в школу, заботливо напоминают, чтобы те не забывали ни

перчатки, ни сменную обувь в школе, так как одежда – это часть человека,

через которую может быть оказано воздействие плохих людей.

 

Коми-пермяки считают, что с помощью старой одежды можно избавиться и

от болезней, например, если рубаху больного отнести в лес и повесить на

засыхающую осину до полного ее истления.

Из сказанного мы видим, что многие традиции коми-пермяков сохранились

до наших дней, хотя со временем они были изменены. Что же поделать?

Время меняет все, в том числе и старые устои. Это неизбежно, ведь в этом

процессе меняется даже сам человек.

Интересно? Расскажи друзьям!

Юкся, Пукся, Чадзь и Бач. Как живут потомки чуди – коми-пермяки | ОБЩЕСТВО

Они верят в лешего, едят пироги с пистиками, ткут удивительно красивые пояса. Коми-пермяки – коренной народ Пермского края. Третий по численности в Прикамье после русских и татар. У этого небольшого народа – сейчас в регионе живут около 90 тысяч коми-пермяков – долгая история и богатые традиции. Многие обычаи они бережно сохранили и пронесли через века.

9 августа — Всемирный день коренных народов мира.

О самых интересных фактах о коми-пермяках нам рассказал заведующий сектором Пермского федерального исследовательского центра РАН, профессор кафедры туризма ПГНИУ Александр Черных.

Коми-пермяки Фото: АиФ/ Виктор Кеврух

Чудские богатыри

Одними из своих предков коми-пермяки считают чудь. По легенде северные коми-пермяки ведут свои корни от четырёх богатырей, которых звали Юкся, Пукся, Чадзь и Бач. Они дали названия населённым пунктам Юксеево, Пуксиб, Чазёво и Бачманово. Существует и множество других преданий о Чуди. Они гласят, что языческая чудь не захотела принять христианство, а потому добровольно ушла под землю – люди похоронили себя. По легенде, этот народ до сих пор там живёт.

Сплав верований

Сейчас коми-пермяки – христиане. Православие они приняли ещё в 15 веке. Важным отправным событием его было крещение в 1462 году епископом Ионой населения Перми Великой. Но этот народ сохраняет традиционные верования, которые занимают в их жизни важное место. С дохристианских времён сохранился праздник Быкобой. В давние времена коми-пермяки приносили в жертву быков. Этот правздник и сейчас иногда проводят в Большой Коче Кочевского района. Кровь быков пускают в реку, мясо варят и едят. Есть у коми-пермяков и куриный праздник – в этот день они готовят блюда из курицы.

Родственники венгров и эстонцев

Коми-Пермяки – финно-угорский народ, у которого немало «родственников». В большой семье венгры, финны, эстонцы, саамы, карелы, удмурты, мордва, ханты, манси, марийцы и другие народы.

Раньше всех

Мало кто знает, но Коми-Пермяцкий округ (Перем Коми кытш) стал первым национальным округом РСФСР. Все последующие брали с него пример. Появился округ 26 февраля 1925 года. 1 декабря 2005 года вошёл в состав Пермского края. В округе 6 муниципальных районов и один город Кудымкар.

Широкие просторы

Коми-округ занимает боле 32 тысяч квадратных километров. В него может полностью поместиться небольшое европейское государство. Например, Бельгию. 75% территории Коми-округа занимают леса.

Меткие охотники

Лесов в тех краях много, поэтому не удивительно, что северные коми-пермяки – прекрасные охотники. До 19 века они использовали лук и стрелы. При этом были такие мастера, которые могли стрелой попасть в глаз белки, не повредив шкурку.

Гостинец для лешего

Коми-пермяки верят, что леший — это не просто лесной дух, а великан огромного роста, выше ёлок. Людей он не обижает, а по возможности помогает. Если, конечно, хорошо попросить.

Например, коми-пермяки оставляют ему так называемую кабалу. Это прошение на бересте, написанное задом наперёд. Не забывают принести пироги или сигареты. Точно также задабривают лешего местные жители, чтобы леший помог им найти пропавших в лесу домашних животных. Заручиться его поддержкой нужно и перед походом за ягодами. «Гостинец не оставишь – без ягод вернёшься», — верят местные жители.

Молодой букварь

Первый букварь на коми-пермяцком языке издали с точки зрения истории совсем недавно – в 1894 году (для южного наречия) и в 1908 году (для северного наречия). Литературный язык коми-пермяков появился только в 1920–1930 годы. В его основу лёг кудымкарско-иньвенский диалект. В литературном коми-пермяцком языке – 7 гласных и 26 согласных, 17 падежей.

Письменность – на основе русской графики с добавлением букв i и ö. Буквы ф, х, ц, щ коми-пермяки используют только в заимствованных словах.

Пряник-сур

Кухня у коми-пермяков интересная и необычная. Пожалуй, все знают и даже пробовали блюда из пистиков – молодых побегов хвоща. Готовят коми-пермяки пельмени. Они их называют пельнянь («пель» — ухо, «нянь» — хлеб, в переводе получается — хлебное ухо). В пельмени они могут положить «сюрприз»: например, монетку.

Популярны у коми-пермяков блюда из пикана (пиканом называют разные растения: дудник лесной, сныть, борщевик сибирский). Из этой травы варят супы, едят их варёными со сметаной.

Есть у коми-пермяков интересный напиток – пряник-сур. Сур – это домашнее пиво. В пиво крошат пряники и подносят гостю.

Тканые пояса

Коми-пермяки – прекрасные ткачи. С глубокой древности они украшали свои пояса. В основе узора всегда находится геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан (гребешок), перна (крест), катша кок (сорочья нога), баран сюр (бараний рог) и так далее. Красиво вытканные пояса высоко ценились, их дарили на свадьбу.

Смотрите также:

Певческая традиция коми-пермяков из деревни Кукушка Кочевского района Пермского края

Певческий ансамбль деревни Кукушка представляет среднекосинскую народно-песенную традицию Кочевской этнографической группы северных коми-пермяков. Область специализации участников ансамбля — певческое искусство, традиционные пляски, танцы и игры, народный костюм.

Ансамбль деревни Кукушка образовался в начале 1980-х гг. на базе традиционной бытовой певческой группы, существовавшей в деревне. В составе ансамбля — жители деревни Кукушка, связанные друг с другом семейными, родственными, соседскими связями. Коллектив в целом незамкнутый, многопоколенный; состав варьируется в зависимости от ситуации. Ядро «большого» коллектива составляет стабильный ансамбль мастеров пения старшего поколения (в настоящее время 6 человек).

Участники ансамбля передают свое искусство молодежи и детям (молодежь и среднее поколение входит в большой состав, а детей обучают в фольклорной группе при местной школе). Специфика ансамбля — в умелом сочетании особенностей традиционной певческой группы «соседского» типа и активно концертирующего любительского коллектива. В течении многих лет ансамбль является одним из ярких лидеров коми-пермяцкой культуры, ее представителем на различных фестивалях в России и за рубежом. При этом коллектив бережно сохраняет местный певческий стиль и репертуар, все особенности местного вокального многоголосия, а также традиционное мировоззрение, отношение к песне, полностью соответствуя понятию «традиционная певческая группа».

Репертуар ансамбля Кукушки обширен и разнообразен. Участники коллектива хранят в полном объеме все жанры местной песенной традиции: протяжные, лирические коми и русские песни, плясовые, игровые, хороводные песни, песни свадебного обряда, духовные стихи, частушки и припевки. Они владеют традицией причитывания, знают детский фольклорный репертуар, сказки и колыбельные, а также танцевальные, плясовые, игровые формы местного фольклора. Наконец, они хранят и воспроизводят местные обрядовые и праздничные традиции: старинный свадебный обряд, обряд проводов в армию, поминание умерших, Рождественские игрища и Троицкие луговые гуляния и т.  д.

Большую культурную ценность представляет традиция ансамблевого многоголосного пения, культивируемая в Кукушке, в особенности в исполнении участников старшего состава. Типичное для кочевских коми-пермяков «массивное», темброво-напряженное, «наполненное» ансамблевое пение приобретает особенную яркость и насыщенную эмоциональность в исполнении кукушанских песенниц.

Певческий ансамбль Кукушки — неотъемлемая, полноправная часть местной фольклорной традиции, не случайно ансамбль пользуется заслуженной любовью и признанием местного населения, односельчан и соседей по своему району. Как правило, кукушанские песенники имеют большой успех и за пределами своей местности. Коллективу Кукушки удается успешно сочетать традиционные формы деятельности (участие в деревенских праздниках и обрядах, календарных и семейно-общинных, традиционно-бытовые формы пения) и сценические (концертные выступления, участие в фестивалях), не подвергая критической деформации местную певческую традицию.

Традиционные коми-пермяцкие блюда | Официальный туристический сайт Пермского края

С течением времени коми-пермяк научился не только добывать лесные дары, но и готовить из них вкусную и сытную пищу, хранить запасы впрок в берестяных, глиняных и деревянных емкостях, которые придавали заготовкам своеобразный вкус и аромат. Современные коми-пермяки продолжают пользоваться лесными дарами, вероятно, не в полной мере осознавая, какие глубинные связи, дающие жизненные силы и здоровье, существуют между ними и Пармой. Многовековые традиции, сложившиеся в изготовлении национальных блюд, служат основой для современной кухни. Опираясь на ценнейший опыт и знания предков, рестораны в своей повседневной работе творчески усовершенствовали основные блюда коми-пермяков и  продолжают их историю в современности.

   

С давних пор сбор ягод и грибов, рыболовство и охота сформировали своеобразную пищу коми-пермяков. Особенными по полезности и вкусовым качествам в пище коми-пермяков являются травы (сныть, хвощ полевой, хрен, дикий перец, бражник и другие), ягоды (костяника, земляника, брусника, клюква, морошка, черника, голубика, княженика, малина, жимолость и другие), а также неповторимый с легкой горчинкой вкус и смолистый аромат мяса дичи (глухаря, рябчика, тетерева, вальдшнепа) и диких животных (зайца, кабана, лося, медведя).

Сныть

Сныть — многолетнее травянистое растение, встречается на богатых почвах в лиственных и смешанных лесах, на вырубках, среди кустарников. Молодые листья сныти и слоёные черешки пригодны для употребления в пищу в виде салата.

Их добавляют в борщи и супы вместо капусты, протирают на пюре, зелень сныти отличается приятным запахом и  используется в качестве приправы к разнообразным кушаньям. Черешки листков можно мариновать с уксусом, из них готовят икру и гарниры. В народной медицине сныть используют от подагры и ревматизма. В листьях сныти содержится значительное количество белка и относительно немного клетчатки.

Крем-­суп из сныти

  • сныть — 480 г
  • шпинат — 240 г
  • лук репчатый — 80 г
  • масло сливочное — 40 г
  • сливки — 300 г
  • бульон мясной — 300 г
  • соль, перец

Молодые побеги сныти и листья шпината припустить в небольшом количестве воды. Лук репчатый мелко нарезать и пассеровать на сливочном масле. Измельчить на блендере припущенные сныть, шпинат, пассерованный лук. Добавить сливки, бульон мясной, проварить. Заправить солью, перцем.

Пистики

Пистики — молодой полевой хвощ — богаты витаминами и очень сытные. Но чтобы собрать хотя бы небольшое ведерко, требуется немало времени. Настои хвоща применяют в научной медицине как мочегонное, противовоспалительное, кровоостанавливающее, общеукрепляющее, ранозаживляющее и вяжущее средство. Помогают они при сердечной недостаточности, улучшают водно­солевой обмен. В народной медицине применение хвоща такое же, кроме этого, траву хвоща применяют при лечении злокачественных новообразований, наружных и внутренних кровотечений, жёлчно и почечно­каменной болезни.


Коми­-пермяки считают полевой хвощ вторым хлебом. Растение солят на зиму и круглый год готовят из него национальные блюда. Особенно вкусны пироги с начинкой из пистиков, некоторые хозяйки готовят еще суфле и пельмени.

Пистиковая каша

  • молоко — 180 г
  • яйцо — 1/2 шт.
  • пистики — 30 г
  • соль по вкусу

Молоко, яйцо, измельченные пистики посолить, перемешать и поставить в керамической чашке в печь. Посуду оставить открытой до образования сверху румяной корочки. Подавать в горячем или холодном виде.

Пиво (Сур)

Гвоздянку наполнить (но не до краев) солодовым тестом с добавлением измельченной соломы, нескольких щепоток пшеничной или ржаной муки и поставить в жарко натопленную печь. Парить целые сутки. Гвоздянку достать из печи и  замес залить кипяченой водой доверху. Дать отстояться. На гвоздянке открыть втулку, и из нее потечет густая сладкая жидкость — сусло. Когда сусло перестанет течь, замес снова залить водой, снова выдержать и процедить. Цедится уже более жидкое сусло. Первая партия сусла идет на изготовление паренок, десертов, и это прекрасный напиток. Сусло хранить в прохладном месте. Заквашивать сусло специальной закваской — майöв. Пиво выстаивать 7 9 часов. Оно получается темным, густым, пенистым.

О Пермском крае — Инвестиционный портал Пермского края

Культура

Пермский край знаменит своими культурными традициями, театрами и музеями. В крае регулярно проводится ряд фестивалей, собирающих на своих площадках не только россиян, но и гостей из других стран, тем самым способствуя развитию межкультурного сотрудничества. 

ТОП3 фестивалей Пермского края
1. Дягилевский фестиваль
2. Небесная ярмарка
3. Флаэртиана

Именно Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского выступил инициатором первого Дягилевского фестиваля в России, который ежегодно проходит в Перми с 2003 г. Отличительная особенность Дягилевского фестиваля заключается не только в месте проведения, но и в его мультижанровом характере.

Еще одним ежегодным фестивалем в Пермском крае является Небесная ярмарка, который посвящен воздухоплаванию. Фестиваль проводится с 2002 года в старинном уральском городе Кунгур. Небесная ярмарка каждый год собирает более 80 тыс. зрителей. Примерно половина из них — это гости из других регионов России, а также со всего мира.

Флаэртиана— международный фестиваль неигрового кино, который развивает традиции одного из основоположников документального кино Роберта Флаэрти, когда с помощью длительного наблюдения за реальным человеком снимается невыдуманная и искренняя история из жизни героя. Фестиваль проводится с 1995 г. в Перми. Ежегодно в оргкомитет фестиваля поступают тысячи заявок. 

Всемирно известны такие культурные явления, как Пермский звериный стиль и Пермская деревянная скульптура. 

Древние народы Прикамья, предки современных коми-пермяков, по своей языческой религии почитали небесные божества — Солнце и Луну — и верили в свое происхождение от животных и птиц. Об их  миропонимании, осознании своего места на земле и в космическом пространстве рассказывают прекрасно сохранившиеся до наших дней произведения бронзового художественного литья, известного под названием «Пермский звериный стиль».   

Уникальность Пермской деревянной скульптуры в том, что она объединяет элементы язычества и христианства. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры святых, продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Особенность «пермских богов» — их лица отражают национальную принадлежность резчика.

Туризм

Пермский край обладает огромным потенциалом в сфере туризма, в том числе и в части делового туризма. 

Деловые поездки — один из самых важных мотивов посещения Пермского края сегодня. Около половины прибывающих в край туристов посещают его с деловыми целями. В регионе нередко организуются различные конференции и форумы различного масштаба (Межрегиональный экспортный форум, Пермский инженерно-промышленный форум). В центре «Пермская ярмарка» ведется постоянная выставочная деятельность.

Визитной карточкой края считается активный туризм. Горный рельеф края располагает всеми возможностями для скалолазания и активных зимних видов спорта.По невысоким и хорошо доступным Уральским горам проложено множество пешеходных маршрутов. Примечательная особенность рельефа региона — наличие глубоких пещер

 Кунгурская пещера — единственная оборудованная для посещений пещера в РФ
Ординская пещера — сама длинная из подводных в мире, с 4500 подводных галерей ежегодно привлекает спелеодайверов

Наличие огромного количества рек способствует водному туризму — по р.Чусовая ежегодно сплавляется множество туристов. 

Кроме того, Пермском крае расположены средневековые русские города Чердынь, Соликамск, Усолье, Кунгур. Чердынь — город-музей, колыбель русской цивилизации на Урале. 

В крае также развивается экологический туризм. В настоящее время на территории Пермского края 2 федеральных природных заповедника — «Басеги» и «Вишерский».

Более подробную информацию смотрите здесь: http://visitperm.ru/ 

Чудь, Пам, икотка и другие легенды коми-пермяков в сериале «Территория»

Мини-сериал «Территория», чье действие разворачивается на территории Коми-Пермяцкого автономного округа, посвящен местным сказаниям и легендам. Они послужили основой для жанровой составляющей телехоррора и оказались тесно вплетены в сюжет. Коми-пермяцкий шаман (тöдiсь) и краевед Василий Гагарин рассказал «Газете.Ru» о мифах, которые были использованы при создании проекта.

В центре сюжета нового хоррор-сериала «Территория» — история 19-летнего Егора Чудинова и его дяди, которые отправились на поиски родителей подростка, пропавших в ходе этнографической экспедиции по Пермскому краю. В ходе розысков им пришлось столкнуться не только с обычными препятствиями, которые поджидают городских жителей на чужой территории, но также и загадочными духами этих земель: икоткой, ворсой, Памом и другими.

Икотка

close

100%

Ставшая едва ли не самым популярным созданием сериала икотка традиционно представляет собой духа, который овладевает телом и волей человека. Икотка вызывает боль во время передвижения по телу носителя, способна контролировать, какую пищу тот ест, препятствовать религиозным ритуалам (не дает креститься и молиться), мешать работать.

В своей книге «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции» фольклорист и антрополог Ольга Христофорова выделяет такие качества, как владение речью носителя (человека) и наличие собственного имени. При этом она указывает на частую ошибку, которую допускают исследователи, трактующие наличие имени как проявление антропоморфизма икотки.

«Несмотря на указанную тенденцию к приписыванию человеческого облика говорящей икоте, наличие членораздельной речи и имени не обязательно предполагает антропоморфность мифологического персонажа. Так, наши информанты затруднялись сказать об икотах по имени Василий Иванович, Федор Иванович и других, кто же именно — человек или не человек — «сидит» внутри своей «хозяйки», — пишет Христофорова.

Как объяснил «Газете.Ru» краевед и руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора, а также шаман («тöдiсь» — знающий) Василий Гагарин, в сериале были опущены многие детали мифа об икотке.

«Мы называем это явление «икöта» (звучит — икэтá), а по-русски это шева, был распространен на Русском Севере. «Икöта» — это маленькие мохнатые создания, похожие на червячков. И кормят их толченой яичной скорлупой. «Икöта» могут погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы», — уточнил специалист.

Гагарин добавил, что икотка также может попасть в организм человека «с пеной в пенном напитке», из-за чего даже современные коми-пермяки сдувают пену перед тем, как выпить такое питье. Еще один способ называют передачей икотки «по ветру».

«В этом случае колдун оставляет икоту на столбик, где обычно ходит этот человек. И проходя мимо, человек просто чувствует, что в рот попала какая-то мошка (вот представил по сериалу — летит по ветру такой жирный червяк). Отношение к икотницам никогда не были враждебными, к ним часто бегали за советом, ведь многие икотки обладали даром прорицательства. То, что икота может что-то предсказать и указать, показано верно», — отметил он.

Ворса

close

100%

Еще один яркий персонаж коми-пермяцкого фольклора, о котором упоминали в «Территории», — хозяин леса ворса. В сказках ворса чаще всего принимает облик медведя, что не мешает ему преодолевать огромные расстояния с помощью полета над лесом. Его голос сравнивали с голосом филина, а появление — со смерчем.

«Медведю как хозяину леса (лешему) принадлежала власть над всеми дикими животными, а позднее его власть распространяется и на домашних животных. Подтверждением этого является традиция написания «кабалы» хозяину леса на пропажу скота, причем первоначально ее писали медведю-лешему, а впоследствии святым — покровителям домашнего скота», — писала кандидат культурологии Академии маркетинга и социально-информационных технологий Юлия Кошкарова в своей работе «Пермская модель архетипического образа медведя».

Иногда ворса обращался и в человеческое обличье — порой он показывался нагим гигантом ростом с дерево, а иногда — просто крепким и высоким мужчиной в черном кафтане. В ряде сказаний упоминалось, что у хозяина леса есть собака, чей лай не имел эха, с которой он обходил угодья. Причиной отсутствия эха у собаки ворсы могло быть то, что дух леса (занимавший особенно место в пантеоне у охотников-коми) жил в мире, параллельном обычной реальности.

«Отличительная черта духов коми-пермяцкой мифологии в том, что они являются охранителями природы и ее богатств, следят за балансом в природе, наказывают жадных охотников и рыболовов. Духи помогают людям, но и могут их наказать. В случае наказания насылают на человека «мыжу» — проклятие духов, богов и предков», — пояснил Гагарин.

Краевед также рассказал о способе избавиться от этого проклятия:

«Черöшлан (черэшлан) — буквально «вешание топора». Это магический обряд проводится, когда на человека наслал кто-то «мыжу» — проклятие. Богов, духов и предков много, и иногда трудно узнать, кто человека проклял и за что. Вот и делают этот обряд, чтобы узнать имя наславшего «мыжу». А как только узнают — делают специальные обряды, чтобы умилостивить его».

Отдельно он отметил то, как в сериале изображен способ, с помощью которого обычный человек может обхитрить лесного духа.

«Что касается персонажа, который напоминает лешего, то здесь верно показан только ритуал обмана лесного хозяина — если он заплутает человека в лесу, заведет его в чащу, то надо вывернуть всю одежду. Тогда можешь выйти из леса и найти верную дорогу», — сказал Гагарин.

Он подчеркнул, что всего в коми-пермяцкой мифологии есть целых четыре персонажа, которые подходят под описание того, что традиционно называют «лешим».

«Это Ягморт — дух-покровитель сосновых боров и опушек, с женой Яг-инь. Это Вöрморт (Вэрморт) – дух-хранитель лесных животных и птиц, Вöрись (Вэрись) — Хозяин леса, покровитель охотников, и Вöркуль (Вэркуль) — бог всей Пармы-тайги. Все они выполняют разные функции, но связаны только с лесом. Естественно, если человек нарушает какие-то запреты, то эти духи могут их наказать. В том числе и за то, что без спроса и подарка зашли в лес», — добавил краевед.

Пам

close

100%

Как можно увидеть на примере икотки — столкновение традиционных верований коми-пермяков с насаждаемой христианской религией часто меняло, а порой искажало суть древних мифов. Показательным в этом отношении можно назвать пример с образом языческого волхва Пама-сотника, чьим именем называют одного из героев «Территории».

Как отмечает ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров, имя Пама-сотника увековечил святой Епифаний Премудрый, автор жития святого Стефана Пермского, проповедника христианства в землях коми.

«Давая характеристику Паму-сотнику, Епифаний не скупится на эпитеты негативного содержания: «сий злый волхв, чародеевый кудесник»; Стефан называет его «обманщик и начинатель развращения, вавилонское семя, халдейский род, хананейское племя, темной тьмы помраченное чадо…». Вроде бы все атрибуты сатанинского облика языческого волхва налицо, но только отрицательное отношение к Паму-сотнику не объясняет того факта, что Епифаний уделяет ему так много внимания в сюжете Жития Стефана», — подчеркивает Лимеров в статье «Пам-сотник: художественный образ в становлении идентичности коми литературы».

По словам Лимерова, Пам в текстах Епифания обращает на себя внимание «способностью вести полемику о значении религий». Такой подход он называет «новаторским» и приводит цитату из предисловия доктора филологических наук Геннадия Тираспольского к переводу Жития Стефана: «Создавая образ волхва Пама, Епифаний безбоязненно преодолевает житийную традицию, требовавшую в этом случае изображения примитивного исполнителя сатанинских козней. Пам рисуется Епифанием как неординарная, по-своему трагическая личность, достойный противник первокрестителя пермян».

Пам в споре со св. Стефаном защищает веру своих отцов и народа от уже признанного государством христианства.

Исследователь указывает и на то, что достоверность личности Пама подтверждается Вычегородско-Вымской летописью за 1380, 1384 и 1392 годы. С конца XIV века до XVIII века имя Пама практически не встречается в источниках, однако к 500-летию памяти святого Стефана священнослужители начали публиковать брошюры, где негативно рисовали образы Пама и язычников.

В светской литературе образ Пама впервые появился в неоконченной поэме основоположника литературы Коми Ивана Куратова «Пама». Обратившись к житию Стефана Пермского, поэт и лингвист Куратов переосмыслил этого героя и вывел его не по житийному канону, а исходя из «народного взгляда на христианизацию», сделав главным героем противника святого миссионера.

Василий Гагарин обратил внимание на то, что информация о Стефане Пермском как правило искажена и неясна непосвященным.

«Стефан крестил не коми-пермяков, а коми-зырян, которые проживают сейчас на территории современной Республики Коми. Коми-пермяков крестили уже преемники Стефана епископы Герасим, Питирим и Иона. То есть Стефан крестил Пермь Малую, поэтому и Пермский, а коми-пермяки жили на территории Перми Великой со столицей в городе Чердынь», — объяснил он.

Краевед также отметил, что в случае со Стефаном Пермским нельзя говорить об успешном крещении.

«Лишь Иона умер своей смертью, два других были убиты местными жителями. Да и стали ли коми-пермяки христианами? Они верили в своих богов, поклонялись их идолам и не могли поклоняться нарисованным богам.

Поэтому возникает уникальное явление для православия — Пермские деревянные боги. Бог стал называться Еном (верховное божество коми-пермяков), крестик стал называться Перна (Перна — знак бога Ена), а крестное знамение — просто Пернапас (буквальный перевод — знак бога Ена)», — рассказал он.

Гагарин подчеркнул, что больницы и школы не появились в регионе вместе с христианизацией, поэтому как тогда, так и сейчас многие обращаются за помощью к знахаркам и ведунам:

«Да и сказать, кто современный коми-пермяк, православный или язычник, невозможно. Утром он может помолиться Христу, затем идет в лес по грибы-ягоды и первый грибок положит на пенек — Вöрисю, а вечером во время дойки коровы начнет читать заклинание, чтобы корова спокойно стояла. Ну, и чтит предков, как духов-охранителей».

Чудь

close

100%

Говоря о вопросе идентичности, нельзя обойти вниманием и то, что прозванный «Памом» герой Глеба Калюжного носит говорящую фамилию Чудинов, отсылающую к понятию «чудь», в определении которого специалисты расходятся. «Территория» вообще очень много ссылается на легенды о чудском народе и даже почти дословно цитирует одну из них — о чудской девке. Финал шоу и вовсе оказывается напрямую связан с чудью.

«Про чудь в сериале мифология показана верно, то что они ушли под землю, были великими кудесниками и прочее. Но вот этимология самого слова до сих пор непонятна. И многие народы считают, что чудь — их предки. На территории округа много чудских городищ и могильников, все они относятся примерно к IV – VIII векам», — сообщил Василий Гагарин.

У коми-пермяков до сих пор сохранилась традиция почитания «старых родителей», «важжез» (древних) — с этой целью они ходят на поминки на чудские могильники.

«Так, рядом с нами есть чудской могильник V века, и ежегодно там совершаются особые обряды почитания «важжез». Происходит как бы встреча и со-трапеза живых и мертвых, и каждый коми-пермяк, где бы он ни жил на территории России, стремится в этот день приехать на родину. Рассказы про чудь можно встретить в разных регионах России — видимо, это какие-то предки финно-угорских народов», — добавил краевед.

Сами же предки становятся духами-хранителями, а их вторая душа — «орт» — незримо сопровождает потомков всю жизнь.

«У коми-пермяков две души — лов и орт», — добавил Гагарин.

Василий Гагарин отметил позитивную роль, которую может сыграть в популяризации местной культуры среди россиян «Территория».

«Естественно, сериал не ставил перед собой цель полно и досконально рассказать о всех мифологических персонажах коми-пермяков. По местным материалам еще много можно наснимать. Но сериал на то и сериал, чтобы ухватить самые мистические моменты и держать в напряжении зрителя. Те, кто заинтересуется нашей мифологией, могут самостоятельно найти материалы по ней, изучить, приехать в Коми-Пермяцкий округ», — сказал краевед.

Жертвенный обряд коми-пермяков в селе Большая Коча

  • Т. Г. Голева Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН

Ключевые слова: коми-пермяки, жертвоприношение, день св. Флора и Лавра, освящение коней, И.Я. Шестаков, Н.Н. Гусев, возрождение традиции

Аннотация

Статья посвящена изучению истории жертвенной традиции коми- пермяков, которая известна под названием «быкобой» и приурочена ко дню св. Флора и Лавра. Традиция отличалась величиной приносимой жертвы: за один день закалывалось до нескольких десятков животных. Автор уточняет, опираясь на опубликованные материалы, что праздничный комплекс, помимо ритуала жертвоприношения и общей трапезы, включал молебен на реке, окропление лошадей, скачки и ярмарку. Порядок и некоторые условия проведения обряда из года в год менялись. В частности, изменения были связаны с контролем и ограничениями местной власти. Интерес исследователей к необычной традиции обусловил ее известность в более широких кругах. В начале XX в. внимание к обряду стали проявлять представители церкви и общественности. С целью искоренения жертвенных ритуалов духовенство осуществило ряд мер, способствующих просвещению народа. Считается, что перед Первой мировой войной обряд был запрещен. На угасание традиции повлияли последующие исторические события в стране. На рубеже XX-XXI вв. местные жители возродили жертвенный ритуал. Комплекс праздничной обрядности в восстановленном варианте немного отличается от прежней традиции и имеет иное символическое значение. Следствием распространения информации об обряде в наше время стало появление негативных высказываний о ритуале среди общественности, что привело к отказу от его публичного проведения в 2018 г. Как в прошлом, так и в XXI в. обряд жертвоприношения выполнял функцию сплочения народа и обусловил проведение просвещенческих мероприятий.

Сведения об авторе

Т. Г. Голева, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН (ПФИЦ УрО РАН)

Литература

  1. Бойко Ю. И. Традиционная культура прилузских коми (конец XIX — первая половина XX века) // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. — 2018. — Т. 38. — № 1. — С. 6-191.
  2. Быкобой [Электронный ресурс] — URL: https://d3.ru/bykoboi-340616/?sorting=rating (дата обращения: 17.06.2020).
  3. «Быкобой» — к празднику // Парма. — 1999. — 18 авг. — С. 3.
  4. Винокурова И.Ю. Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции). — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. — 2006. — 448 с.
  5. Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. — СПб.: Изд-во «Маматов», 2011. — 272 с.
  6. Голева Т.Г. Егорьев день в локальных традициях коми-пермяков // Традиционная культура. — 2012. — № 1. — С. 37-46.
  7. Голева Т.Г., Черных А.В. «Стояние на воде» — «Ваын сулавны» — в календарной традиции коми- пермяков // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2009. — №1 (23). — С.544-551.
  8. Государственный архив Пермского края. Ф. 198. Оп. 1. Д. 495. Послужные списки монахинь Пешнигортского и Кочинского женского монастыря за 1913 г.
  9. Государственный архив Пермского края. Ф.44. Оп. 2. Д. 15. Сведения о ярмарках и базарах в Чердынском уезде.
  10. Гусев Н. Власть тьмы // Пермская земская неделя. — 1911. — № 2. — Кол. 28-30.
  11. Добротворский Н. Пермяки. Бытовой и этнографический очерк // Вестник Европы. — 1883. — Т. 2. — Кн. 4. — С. 548-580.
  12. Жаков К. Ф. По Иньве и Косе. Этнографический очерк // Живая старина. — 1903. — Вып. 4. — С. 409-421.
  13. Жданович Е. Быкобой // Парма. — 2000. — 14 сент. — С. 4.
  14. Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. 8: Среднее Поволжье и Приуральский край. Ч. 2. Приуральский край. — СПб., М.: [Тип.] М.О. Вольф, 1901. — 311 с.
  15. Истомин Ф. Бычок Богу в душу // Звезда. — 1999. — 2 сентября. — С. 1-2.
  16. К миссионерскому съезду в с. Коче Чердынского уезда // Пермские епархиальные ведомости. — 1915. — № 36. — С. 1091-1092.
  17. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. — Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2005. — 256 с.
  18. Конкка А.П. На плечах Большой медведицы. Избранные труды. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. — 342 с.
  19. Крестные ходы // Пермские епархиальные ведомости. — 1915. — № 17. — С. 559.
  20. Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. — Пермь: Электро-Типография «Труд», 1914. — 839 с.
  21. Крупкин А. Верования Пермяков-инородцев // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. — 1911. — № 4. — С. 301-307.
  22. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб., 1903. — 529 с.
  23. Малахов М.В. Быкобой у пермяков в день Флора и Лавра // Записки Уральского общества любителей естествознания. — Екатеринбург, 1888. — Т. XI. — С. 85-96.
  24. Минина Е. Проллавер [Электронный ресурс] // Кочевская жизнь. — 2018. — № 17. — С. 9. — URL: http://kochlib.permculture.ru/.aspx (дата обращения: 10.03.2020).
  25. Мороз А.Б. Легенда о жертвенном олене: география, варианты, источники, параллели // Ethnolinguistica Slavica. — М.: Индрик, 2013. — С. 212-233.
  26. Морозова О. На празднике в Пермском крае принесут в жертву быка и омоются в его крови с одобрения Минкульта [Электронный ресурс] // Сноб. — 2018. — 3 августа. — URL: https://snob.ru/news/164145 (дата обращения: 21.06.2019).
  27. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Фотоотпечаток. МАЭ № 1501-10 [Электронный ресурс] // Госкаталог.РФ. — URL: https://goskatalog.m/portal/#/collections?id=10877855 (дата обращения: 16.06.2020).
  28. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Фотоотпечаток. МАЭ № 1501-11 [Электронный ресурс] // Госкаталог.РФ. — URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10877840 (дата обращения: 16.06.2020).
  29. Мырзин М. Крестный ход в Кочинское монастырское женское общежитие // Пермские епархиальные ведомости. — 1914. — № 25. — С. 474-475.
  30. Насадный А. Быкобой против чиновников: деревня язычников борется за обряд, во время которого режут быка [Электронный ресурс] // Неизвестная Россия. — 2018. — 23 августа. — URL: https://www.currenttime.tv/a729445406.html (дата обращения: 16.03.2020).
  31. Пантюхин Д.А. Коми-пермяцкий праздник Проллавер с обрядом Быкобой // Этнографическое обозрение. — 2012. — № 1. — С. 85 101.
  32. Поездка члена-сотрудника М.В. Малахова на Урал // Отчет Русского географического общества за 1881 г. / Сост. В.И. Срезневский. — СПб., 1882. — С. 35-38.
  33. Полевые материалы. 2008 г. Кочевский район, д. Малая Коча, записано от Рисковой А.А., 1928 г.р., соб. Голева Т.Г.
  34. Полевые материалы. 2008 г. Кочевский район, д. Малая Коча, записано от Рисковой Ф.Я., 1928 г.р., соб. Цыбин А.
  35. Полевые материалы. 2019 г. Кочевский район, с. Кочево, записано от Исаевой Н.Н., соб. Голева Т.Г.
  36. Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков // Пермский сборник. — М., 1860. — Кн. 2. — Отд. 2. — С. 1-127.
  37. Сабуров В. На скотском празднике (жертвоприношения пермяков) // Пермские губернские ведомости. — 1899. — № 219. — С. 2.
  38. Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). — Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008. — 232 с.
  39. Светлаков В., Светлакова Т. О необычном обряде // По Ленинскому пути. — 1963. — 24 марта. — С. 2.
  40. Свизева В. Был ли быкобой? Большой репортаж из села, где проводят древний обряд жертвоприношения [Электронный ресурс] // 59.RU. — 2018. — 3 сент. — URL: https://59.ru/text/gorod/65340181/ (дата обращения: 19.03.2020).
  41. Смирнов И.Н. Пермяки: Историко-этнографический очерк (Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Т. 9. Вып. 2). — Казань: Типография Императорского ун-та, 1891. — 289 с.
  42. Сорокин П. Старинный обряд у Зырян // Вологодские губернские ведомости. — 1848. № 30. — С. 339-401.
  43. Список населенных мест Пермской губернии. Чердынский уезд. — Пермь: Электро-типография губернского земства, 1909. — 219 с.
  44. Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. / Сост. П. Ершов. — Пермь: Электр. тип. Н-ков П.Ф. Каменскаго, 1911. — 289+20 с.
  45. Сущек Г. «Здесь нельзя отказываться». Как выжить на пиру в Большой Коче, или в погоне за Быкобоем [Электронный ресурс] // Звезда. 2018. 10 сентября. — URL: https://zvzda.ru/articles/5365202acfaf (дата обращения: 18.06.2020).
  46. Терюков А.И. Коллекция художника В.А. Плотникова в музее антропологии и этнографии имени Петра Великого // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2014 г. — СПб.: МАЭ РАН, 2015. — С. 148-152.
  47. Формозов А.А. Уралец Малахов // Вопросы истории. — 1991. — № 4-5. — С. 171-174.
  48. Харузин Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. — М., 1889. — 73 с.
  49. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX — середины XX в. Ч. 1. Весна, лето, осень. — Пермь: Пушка, 2006. — 368 с.
  50. Шестаков Я. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра // Этнографическое обозрение. — 1909. — № 4. — С. 32-36.
  51. Шестаков И. Кочинская Ионо-Серафимовская женская инородческая обитель Чердынского уезда Пермской губернии. — Нижний Новгород: Типография И.А. Шелеметева, 1911. — 4 с.
  52. Шестаков И. Верхнекамские инородцы. Опыт обозрения мероприятий земств Соликамского. Чердынского и Глазовского в целях культурного подъема камских инородцев. — Архангельск: Губернская Типография, 1912. — 15 с.
  53. Шутова Н.И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов. — Ижевск: Издательство «Шелест», 2018. — 290 с.
  54. Янович В.М. Пермяки. Этнографический очерк // Живая старина. — 1903. — Вып. I, II. — С. 52-171.

языковых барьеров для географической и этнической идентичности в JSTOR

Абстрактный

Проекты, конструирующие этничность на основе территориальной идентичности, широко распространены в Европе, но довольно редки в России. В данной статье анализируются два таких проекта, которые были реализованы на северо-востоке европейской части России: успешное построение коми-пермяцкой этнической идентичности в конце 1920-х — 30-х годов и неудачный проект строительства Изватаса (Ижма- Коми) этническая идентичность в первом десятилетии ХХ века.Сравнение двух проектов показывает, что основная причина неудачи последнего, скорее всего, была лингвистической и терминологической: выбор определения этнической принадлежности в строго географических терминах сделал проект неприемлемым для тех потенциальных Извватов, чья географическая идентичность не была правильно описан этим именем. В случае с коми-пермяками выбор этнонима был более географически нейтральным, и это в значительной степени способствовало успеху этого проекта.

Информация о журнале

РЕГИОН: Региональные исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии — это рецензируемый международный журнал, посвященный истории и текущим политическим, экономическим и социальным вопросам всего бывшего советского блока.В частности, журнал фокусируется на различных аспектах трансформации на местном и национальном уровнях в вышеупомянутом регионе, а также на меняющемся характере их отношений с остальным миром в контексте глокализации.

Информация об издателе

Основанная в 1966 году, Slavica Publishers является подразделением славянских и восточноевропейских языков и культур Университета Индианы с 1997 года. Это ведущая специализированная пресса США, посвященная научным монографиям, учебникам, справочным материалам и рецензируемым журналам, обслуживающим область Славянские языки и литературы и исследования бывшего СССР и Восточной Европы в целом.

Пермские коми — Inf2

Пермские коми — Inf2 ПЕРМСКИЙ КОМИС Людмила Никитина

Согласно первоисточникам 15-17 веков, древние жители Верхней Камы относились к пермям, Пермь, Пермяк. Сами люди использовали название Коми морт или Пермяк. При образовании Коми-Пермского национального округа в 1925 г. население верховьев реки Камы, составлявшее основную этнос в регионе получил официальное название пермский коми так чтобы не путать с Зырианом Комисом (а именно.Коми) или со всем совокупность населения Прикамья (по топониму — пермяки).
Вплоть до начала 18 века официально именовался район Верхней Камы. «Великая Пермь». В некоторых источниках есть пояснительное дополнение «псевдоним Чусовая». На пике своего развития в XIV — XVII веках Великий Пермь простиралась от истока Камы на западе до Уральских гор. на востоке и от Верхней Печоры на севере до Чусовой Река на юге.Эта территория была намного больше, чем у Вычегодской Пермь, и недаром ей было присвоено почетное звание «Великая».
Первыми интерес к этой земле проявили жители древней Новгород, чьи речные пираты неоднократно посещали этот район, охотясь за пушниной. и взяв дань. В конце концов, им стали соперничать князья. Ростова и Суздаля, а затем Москвы.
К концу 15 века район Верхней Камы вошел в состав Россия.Москва усилила свою власть в регионе с помощью насильственной христианизации туземцев. Монастырь Святого Иоанна — первый православный монастырь в Урал был основан в Чердыни, столице Великой Перми.
Однако события 1460-х и 1470-х годов показали, что ни христианизация местных жителей и назначения наместника из Москвы было достаточно закрепить твердую власть московских князей над Пермью. Снова и снова земля стала жертвой грабительских набегов сибирских и татарских ханов.
В 1558 году Иван IV Грозный, стремясь обезопасить восточные рубежи России, подаренный семье Строгановых, богатых помещиков и производителей, патент на большую территорию от Соликамска по Кама и простирается до реки Чу-совой.
Заселение и освоение Прикамья Россией было процессом внутренняя колонизация: территория государства была расширена, административная в этом районе были созданы институты и установлены прочные экономические связи.
г. Русская колонизация сопровождалась ожесточенной эксплуатацией местное население. Усадьбы Строгановых составляли обширную крепостную собственность. сложный. Для заселения имений помещики широко применяли принуждение. и в этом им помогала местная администрация. Пермь-Коми решительно выступал против системы крепостного права и часто восставал против помещики. Самой крупной акцией крестьянского протеста стала так называемая акция протеста крестьян. Караванный мятеж 1861 года, распространившийся по всему Инвенскому кварталу.Власти поручил местной областной газете воздерживаться от любых сообщений о восстание.
При Великой Руси некогда легендарный могучий народ был деградировал в инструмент обогащения своих угнетателей, которые не жалели усилий искоренить местную культуру. Однако богатое наследие прошлого настолько ценен, что неудивительно, что выдающийся писатель Дмитрий Николаевич Мамин-Сибиряк, так писал: «В этих местах глубокой стариной с их эпическим духом живы »Территории, на которых проживали древние уральские племена. стали предметом интенсивных исследований археологов, этнографов. и фольклористы.
Пермский край Коми славится своеобразной пластикой. как стиль пермского зверя. Предметы из бронзы и меди этого стиля, найдены в Прикамье, датируются III — IX веками нашей эры. образцы звериного стиля отражают социальное расслоение древних Пермско-коми община, а также производственная деятельность, знания природы и синкретических религиозных представлений древних пермяков. Представления животных, будь то медведь, лось или птица, — типичные тотемы, и многие могли служить братскими и племенными знаками и символами.
Эти тотемы относятся к самому раннему периоду пермской истории. огромный материал для изучения образа жизни этих племен. По мере его изменения претерпит изменения и пластическое искусство. Как древний племенные культы исчезли, уступив место межплеменному поклонению антропоморфным идолы, тотемные фигуры превратились в абстрактные декоративные мотивы, которые, наконец, преобразован в знаменитую пермскую деревянную скульптуру.
г. Древний пермский зверский стиль оказал большое влияние на последующие годы. творчество пермского комиса на протяжении многих поколений, особенно в деревянное искусство.Встречаются самые разные пластиковые изображения животных и птиц. как детали украшения домов и построек, а также утварь, тарелки и посуда.
Происхождение пермо-коми письменности, а также зырянско-коми, восходит к Стефану Пермянину, миссионеру, создавшему алфавит коми. Однако этот древний язык имел ограниченное использование и исчез с конец семнадцатого века. Причины были очевидны. Поскольку административный раздел Коми во втором десятилетии того века, два отдельных начали появляться пермский и зырийский языки, согласно двум территории.Несмотря на несправедливость по отношению к коми народу, двое братских люди всегда продолжали тянуться друг к другу. Несколько молодых Коми поэтов и писателей дебютировали в газетах 1920-1930-х годов. и журналы Пермско-Коми округа, например, на Коми Му («») и Ордым («», позже переименовано в «»). Сегодня интеллектуалы двух народов тесно сотрудничают в области литературы, науки, культуры. и образование.
Когда образовался Коми-Пермский национальный округ, стало возможным управлять местным периодическим изданием.В 1926 г. газета «Горис» («Пермь») на пермско-коми. был основан. Он привлек молодых корреспондентов, некоторым из которых понравились Позднее профессиональными писателями стали Н. Попов, М. Лихачев и С. Караваев.
В 1930 году было основано издательство. Это сделало возможным начать издавать книги и антологии на пермско-коми: Дзулзян Кай («»), Бичирок («»), Том Ударник («»).
Фольклорные традиции сыграли большую роль в первых шагах Пермских Коми сделано в литературе.Назовут имена известных писателей своего времени. здесь были А. Зубов и М. Лихачев.
А. Зубов (Питиу Уню) широко использовал фольклорные мотивы и, будучи неутомимым собирателем народных сказок, ему удалось найти стиль самостоятельно в создании оригинальных литературных произведений. Один из его любимых темы (также популярные в пермском фольклоре) — удел коми женщина.
Еще одним выдающимся основоположником пермо-коми литературы был М. Лихачев. Живописность языка и большое внимание к природе свойственны его прозаические произведения.Его книги, написанные в период ожесточенной классовой борьбы, отражают события тех дней.
В тот же период В. Дерябин, С. Караваев, Н. Попов и Ф. Тараканов тоже пробовали свои первые шаги в литературе.
Проведены политические репрессии 30-х годов и Отечественная война. много одаренных писателей (А. Зубов, М. Лихачев, И. Гагарин, А. Аникин, Н. Савельев, Н. Ярков и др.).
Значительным для этого периода был расцвет только поэзии.Нет работ в прозе появилась.
В 1946 году группа писателей основала в Кудымкаре литературное объединение. В объединение вошли поэты, вернувшиеся с войны (Н. Попов, С. Караваев и М.Вавилин) и несколько молодых писателей, испытавших свое перо (И. Шадрин, П. Златин и др.).
В 1949 г. выходит литературный сборник «Мян Крайин» («»). был запущен, переименован в 1964 году в Inva («»). Опора на национальную традиция принесла свои плоды. Изданы сборники, в том числе длинные рассказы и по эскизам В.Баталов, В. Климов, И. Минин и другие, ставшие писателями. после войны.
В конце пятидесятых и шестидесятых появилась отчетливая тенденция к пониманию судьба нации в ее целостности.
В. Климов уделяет большое внимание родному языку, находит поддержку богатством родного языка и обогащает свои рассказы слова и выражения, характерные для пермских коми.
И. Минин глубоко интересуется историей своего народа и особенно любит описывать эмоциональные переживания.
Т. Фадеев в своих произведениях изображает жизнь в тесной и часто драматической связи. историческими событиями, хотя он воздерживается от осуждения своих персонажей, скорее стремясь понять их и разделить их боль.
Семидесятые и восьмидесятые годы этого века дали множество новых имен в поэзии. Это талантливые Ф. Истомин, Г. Бачева, Л. Никитин, А. Истомина, А. Истомин, Л. Косова, Н. Исаева, Л. Гуляева. Типичный их поэзия — это глубокое философское осмысление жизни, стремление к самовыражению, любовь к родному краю и к родному языку.
А. Ермаков, В. Кольчурин, В. Козлов, В. Канюков и Л. Нилогов являются делают первые шаги в прозе. С. Федосеев, очарованный своими соотечественниками, с большой страстью изображает крестьянскую жизнь.
С 1993 года после реорганизации Пермско-Коми Издательского дома и начал работать как независимая компания, больше внимания уделялось выплачено зырянско-коми авторам. Раз в два года издаются двуязычные книги. сделать так, чтобы зырянско-коми литература попала в широкий круг читателей. люди.
Еще одна ситуация с Пермско-Коми Театром. из-за отсутствия пьес на местном языке. Раньше был драматург С. Можаев, М. Сторожева применили мотивы пермо-коми. легенды к ее пьесам написаны на русском языке.
Ежегодно проходит один-два спектакля в Пермь-Коми. местный театр, которого для местной публики крайне мало. Эти спектакли обычно имеют большой успех.
В 1991 году был воссоздан Пермско-Коми ансамбль песни и пляски. после длительного перерыва (с 1959 г.).Исполняет пермско-коми песни, народные напевы. и танцы.
В средствах массовой информации теперь шире используется местный язык. В 1991 г. при местной радиостанции создано отдельное Коми отделение. В 1988 году Уральское отделение Российской академии наук основало первое местное отделение в районе — Пермско-Коми отделение социальных наук. В 1990 г. Институтом исследований проблем «Обучение национальным языкам в России» основала пермо-коми лабораторию; это учреждение разрабатывает программы и издает учебники на пермско-коми языке.
В отличие от других финно-угров, проживающих в России, пермские коми составляют более половины (60,12%) населения своей национальной район (по переписи 1989 г.). Это около 95 тысяч из из 152 тысяч пермских коми, проживающих на постсоветском пространстве Союз. Площадь района — 32 900 квадратных километров.
Отсутствие социальной стабильности в России пока что не в пользу за проведение культурной политики на благо национальностей.Много положительных Инициатива в этой сфере не вызывает отклика у самих пермских коми. Таким образом, взошедшие ростки могут в ближайшее время отмирать. Есть ли пермо-коми нация с богатой историей и культурой заслуживает такой жребия?
Автор благодарит В. Оборина за исторический материал в его статья «Заселение и освоение Урала в конце одиннадцатого века. Семнадцатые века », изданный Иркутским университетом, 1990 г.


Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов


Профиль


Согласно переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает 228 235 коми и 94 456 коми-пермяков.Коми-пермяки этнически близки к коми и имеют общий язык — коми. Они шаманы-анимисты по религиозным верованиям. Большинство коми-пермяков проживает в бывшем Коми-Пермяцком автономном округе в бывшей Пермской области.


Исторический контекст


Коми-Пермяцкий автономный округ (АОК) был образован в феврале 1925 года. С конца 1980-х годов местное движение выступало за объединение АОК с республикой Коми.

В ноябре 1992 года в Республике Коми прошел Первый Всемирный конгресс финно-угорских народов.Делегаты призвали к самоопределению все коренные народы и национальные меньшинства и осудили «русский империализм». Второй Конгресс финно-угорских народов был проведен в июле 1995 года, чтобы потребовать новых прав, в том числе прав собственности в районах их традиционного проживания и языковых привилегий.


Текущие проблемы


В 2004 году жители Коми-Пермяцкого автономного округа (АО) и соседней Пермской области проголосовали за объединение своих территорий в Пермский край (округ).Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года, с этого момента Коми-Пермяцкий АО был заменен Коми-Пермяцким округом (также иногда называемым Пермякией) в Пермском крае. Слияние было первым из серии предполагаемых слияний между федеральными субъектами Российской Федерации, и в частности объединением более мелких «этнических» территорий, обозначенных как национальные родины одноименных этнических групп и российских провинций. Восемьдесят пять процентов проголосовавших проголосовали «за».Одним из основных аргументов в пользу объединения было повышение уровня жизни в Коми-Пермяцком АО.

Однако впоследствии активисты протестовали против объединения, которое, по их мнению, ущемляет их культурные права, указывая на закрытие ряда важных учреждений, включая театр, издательство и центр детского искусства, после слияния в 2005 году. В 2009 году общенациональное движение коми-пермяков направило официальное заявление местным властям и в Московский Кремль, в котором выразило обеспокоенность будущим своей национальной культуры и традиций.

Уведомление об авторских правах: © Международная группа по правам меньшинств. Все права защищены.

Статья о коми из «Свободного словаря»

(1) Самоназвание двух близкородственных народов, имеющих общее происхождение — коми (ранее называвшиеся зырянами) и коми-пермяками.

(2) Коренное население Коми АССР. За пределами Коми АССР значительные группы коми проживают за Уралом в Тюменской области, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском национальных округах, а также на Кольском полуострове в Мурманской области РСФСР.По переписи 1970 года коми насчитывалось 322 тысячи человек. Они говорят на зырянском языке, который включает несколько диалектов. Литературный язык, на котором издается литература и ведется обучение, сформировался в советский период. Большинство верующих коми принадлежат к Православной церкви. Некоторые из них — старообрядцы.

Предки коми и коми-пермяков населяли среднюю и верхнюю часть бассейна Камы. Неподалеку в Вятской котловине жили предки удмуртов. Как и коми, они принадлежали к пермскому языковому сообществу, существовавшему еще в первом тысячелетии г. до н. Э.C. . После распада этой общины и выделения удмуртов в отдельную группу предки коми и коми-пермяков еще некоторое время продолжали жить единым народом в Прикамье. Во второй половине первого тысячелетия г. н.э., г. некоторые из них мигрировали из верховьев Камы в бассейн Вычегды, где некоторые из них смешались с местным населением, образовав новый племенной союз. Таким образом, к началу второго тысячелетия в г. и в г. сформировались два племенных союза — один в бассейне средней Вычегды, а другой в бассейне Камы.Первые (предки коми) были известны в русских источниках как Вычегодская Пермь, а вторые (предки коми-пермяков) — Великая Пермь. Людей обоих племенных союзов называли пермяками.

Между 16 и 18 веками коми расселились в бассейне верхней Вычегды и Печоры (включая Ижму). Основными их занятиями были земледелие и животноводство, но охота и рыболовство также имели важное значение. Оленеводство начало развиваться в северных регионах в середине 19 века.После победы Советской власти Коми добилась автономии. (Коми автономная область была создана в 1921 году, Коми АССР — в 1936 году.) В результате социалистических преобразований в республике развились промышленность и механизированное сельское хозяйство, возникла национальная интеллигенция. Самобытная культура коми особенно ярко выражена в народном искусстве (резьба, меховые аппликации, вязание), фольклоре, национальной литературе и театре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Народов Европейской части СССР, т.2. Москва, 1964.
Лашук Л.П. Происхождение народов Коми. Сыктывкар, 1961.
Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми, XIX-начало XX вв. Москва, 1958.
Очки по истории Коми АССР, тт. 1–2. Сыктывкар, 1955–62.
Гагарин, Ю. В., Жеребцова Л. Н.. Быть и культура села. Сыктывкар, 1968.

Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

: Русская кухня :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр



Специалисты утверждают, что пермскую кухню нельзя считать национальной, так как нет пермской национальности.Тем не менее, этот термин широко используется среди кулинаров, и многим гурманам известна книга «Пермская кухня», вышедшая в 1979 году и получившая тогда золотой приз на конкурсе ВДНХ. В него вошли рецепты, характерные для 125 национальностей, населяющих Пермский край и Республику Коми.
В чем особенности пермской кухни?
Прежде всего, это широкое использование даров природы, таких как ягоды, грибы, травы. К праздничным ужинам традиционно готовили разнообразные блюда из дичи.Также были отловлены и приготовлены кролики и дичь (глухарь, тетерев и рябчик). После того как местное население обзавелось охотничьим оружием, употребление в пищу мяса медведя, кабана, оленя и лося стало обычным явлением.

Реки давали богатый выбор рыбы, которая была сушеной, вареной, вяленой, приготовленной на пару и даже квашеной. Основой для сытных супов и начинки для пирогов служили налим, щука, хариус, лосось, стерлядь, сиг.
Для гарнира чаще всего использовали перловую и овсяную крупы.Наиболее распространенными овощами были морковь, редис и мелкий редис, брюква и репа. Их подавали сырыми, тушеными и тушеными, приправленными местными пряными травами. Картофель стал известен в Республике Коми не до Советской власти; до сих пор он не получил широкого распространения в их национальных блюдах. В то же время блюр и полевой хвощ в прошлом широко использовались при приготовлении супов и вторых блюд. В наши дни об этих ингредиентах почти забыли.
Традиционные напитки
Среди традиционных напитков были травяные отвары, квас, морс (ягодные напитки) и кисель (желейные морсы).Готовили компоты даже с репой и брюквой. Использовались листья брусники и смородины, а также лепестки и ягоды шиповника.

Богатые витаминами таежные ягоды, в том числе клюква и клубника, морошка и клюква, черника и ежевика ка, жимолость и смородина, косточки и принц, малина и черемуха собирали и собирали разными способами. Из них готовили самые вкусные десерты, обогащенные молоком, сливками и сметаной. Винодельня не развивалась, но к праздникам и гуляниям готовили овсяный или ягодный самогон и хмелевое пиво с добавлением различных ягод.
Хлеб выпекали в основном из ржаной или ячменной муки и ячменных злаков. В муку добавляли измельченную солончак, еловую кору и хвою, а также измельченные сушеные ягоды. В русские праздники жарили блины и пекли блины с разнообразными начинками, включая мясо, рыбу, овощи и ягоды.


Характерная черта пермской выпечки — много начинки и тонкий слой теста, ведь мясо или ягоды достать было намного легче, чем муку.
Именно коми придумали заворачивать фарш, грибы или редис в тонкий пласт теста.В наши дни, несколько веков спустя, мало кто знает, что всеми любимые русские пельмени (пельмени) происходят из пермской кухни.
Пироги с шанга
Еще одно традиционное русское блюдо, родившееся в Пермском крае, — пирог с шанга. Это мягкие лепешки из кислого или дрожжевого теста, покрытые начинкой и заправленные сметаной или маслом. Сегодня пироги шанга пекут в духовке, а не в традиционной русской печи, но они так же любимы, как и много веков назад.
Отведайте оригинальные блюда пермской кухни, путешествуя по Перми и Пермскому краю.

Традиционные уральские блюда: что поесть в Перми и Екатеринбурге
Русская кухня — традиционные русские блюда, которые стоит попробовать
ruslink100068

Автор: Вера Иванова


Пермь — Europa Universalis 4 Wiki

Это статья о компиляции и стратегии для Пермь .
Механика и содержание переведено с других страниц.

Площадь см. Пермь (область).

Пермь — государство, расположенное в России (регион), граничащее с Западной Сибирью. Это также основной народ уральской культуры. В начале 1444 года Пермь — вассал Московии.

Основная статья: Миссии русских княжеств
Ниже приводится одна из многих стратегий, предложенных игроком для Perm . Имейте в виду, что из-за динамичного характера игры для других игроков она может разворачиваться по-разному.

Люди, которые хотят выполнить достижение «Великая Пермь», должны быть действительно хороши в игре, потому что Пермь начинается с низкого уровня развития, но имеет действительно хорошего лидера 6/4/5 и наследника с 6/5/5. Первое, что нужно сделать, это вырваться из Московии, что сложно, потому что никто вам не поможет, и даже если Новгород захочет вам помочь, Московия всегда разрушит Новгород, и вы обязательно будете аннексированы. Лучший способ сделать это — объединиться с другими вассалами (если сможете), и тогда Московия рухнет.В значительной степени после того, как вам удастся победить одну из самых могущественных наций в дату начала 1444 года, вам нужно съесть большую часть бывших вассалов Московии. Просто атакуйте скандинавские народы и продвигайтесь в Кавказский регион, и тогда у вас будет все готово для перми и, безусловно, вы получите Великое Пермское достижение. Не создавайте Россию, иначе вы не сможете получить достижение.

Как Пермь, владелец или субъект владеют регионом России, Сибири, Скандинавии, Канады, Гудзонова залива и Каспийского моря.

Группа кочевых технологий
Западноафриканская технологическая группа Air Mali
Группа мезоамериканских технологий Майя
Южноамериканская технологическая группа Мапуче

(PDF) Традиции росписи по дереву Верхневычегдских Коми в конце XIX — первой четверти XX века

124 V.Э. Шарапов, И.В. Земцова / Археология, этнология и антропология Евразии 42/2 (2014) 119–125

опубликованы в различных художественных альбомах, музейных каталогах,

,

и энциклопедиях по истории и культуре Республики Коми

(Грибова, 1973, с. 31; Народное искусство

коми …, 1993; Энциклопедия …, 1999: 19; Прялки …,

2009: 20–23). Эти публикации содержат попытки этнографического картирования

росписи по дереву коми

(Зеновская, 2001; Шарапов, 1997а, б; 2001: 167; 2011),

, что позволяет выдвинуть некоторые гипотезы о происхождении

. вычегодской художественной традиции.

Изучение нескольких коллекций, содержащих Вычегду

росписи по дереву, которые были собраны в 1960–1980-е годы в

Республике Коми и хранились в Российском этнографическом музее

и Национальном музее Республики Коми,

и поле Исследования, проведенные авторами в 1990–

2000-х, позволяют предположить, что эта художественная традиция была широко распространена

в конце XIX — первой четверти XX века

века в коми селах, расположенных в бассейне

Вычегды. в Усть-Сысольском и Яренском уездах Вологодской

губернии, или нынешнего Усть-Куломского района (села

Анибского, Дона, Керчомии, Нижнего и Верхнего Вочи,

Ручья, Помоздино, Деревянск), Усть-Вымянск Район (село Айкино

) и Корткеросский район (села Вомин и Нёбдино

) Республики Коми.В литературе по истории искусства

,

и этнографии неоднократно подчеркивалась «связь

между северными художественными центрами и деятельностью

староверов-ремесленников» (Бернштам, 1992, 2007, 2008).

Эти наблюдения подтверждаются коми традициями

художественной росписи по дереву. По данным полевых исследований,

росписи по дереву в селах Верхнего Вычегды в

конце XIX — начале XX века практиковали коми

ремесленников (плотников и столяров), которые происходили из

семей Священники-старообрядцы Спасовского

флигеля

(Шарапов, 1997а, б; 2000).В этнографическом плане

бассейн Вычегды представляет особый интерес как область взаимодействия

различных этнических, религиозных,

и культурных традиций (Жеребцов, Лашук, 1960: 55–

57). Установлено, что с 18 века

пришедшее и впоследствии ассимилированное русское

старообрядческое население оказало значительное влияние на

традиционную культуру коми, проживавшую в Верхнем

Вычегодском крае.Уже к середине XIX века,

коми старообрядцы составляли значительную часть

населения Верхнего Вычегды, а к началу

ХХ века носителями старообрядческих традиций

.

в этом регионе были преимущественно коренными коми

(Гагарин, 1978: 170–171; Власова, 2010: 30–31).

Самые ранние известные образцы древесины Верхнего Вычегды

достоверно датированы по надписям на предметах

с 1880-х до конца 1920-х годов.Появление

оригинальной деревянной росписи в деревнях Коми на

Вычегде хронологически совпало с процессом исчезновения

деревенских промыслов, связанных с художественной обработкой

дерева, присутствовавшего на Русском Севере с

середины XIX века. века (Бернштам, 2008: 153–154). Расписные предметы

коми ремесленников редко, если вообще встречаются, за пределами бассейна Вычегды

. По свидетельству

членов общины, местные мастера расписали деревянную посуду только для

родственников и односельчан.Вероятно, что работы

местных художников не могли конкурировать с работами, произведенными в

крупных севернорусских и камских центрах росписи по дереву

,

и поэтому не выставлялись на продажу на ярмарках.

Заключение

Вычегодский стиль декоративной росписи по дереву,

, практиковавшийся в юго-западном регионе современной республики Коми

в конце 19 — начале 20 века,

принадлежит к северной крестьянской традиции, охватывающей

территория от Карелии до Западного Урала.Стиль

обеспечивает связь художественных традиций

Северной Двины и Камы, отличных от

художественных стилей Северной России и Урала в целом по технике и стилистическому характеру

. Вычегдинская традиция

, по-видимому, берет свое начало на территориях пересечения

или соседних финно-угорских и русских (особенно старых

верующих) поселений. «Культурное двуязычие» расширило

оригинальную художественную традицию.

Список литературы

Аронов И. 2010

Кандинский. Истоки. 1866–1907 гг. Москва: Мосты культуры /

Гешарим (Вид с горы Скопус).

Автономова Н.Б.

Об этнографических исследованиях Василия Кандинского

(Вологодская экспедиция). URL: http://www.komi.com/pole/

publ / history / 13.asp.

Барадулин В.А. 1982

Уральская народная жизнь по дереву, берегу и металла.

Свердловск: Средне-Уральское книж.изд.

Барадулин В.А. 1987

Народная роспись по дереву. Искусство Прикамия. Пермь:

Книж. изд.

Белицер В.Н. 1946

Экспедиция в Коми АССР. Усть-Куломский район. Село

Дон. 1946 г. Полевая тетрада. Научный архив ИЭА РАН. Ф. 10,

Инв. 1, № 2438.

Белицер В.Н. 1947

Отчет о работе комплексной экспедиции в Коми АССР.

Полевые исследования. КСИА, № 3: 3–12.

Белицер В.Н. 1958

Очки по этнографии народов коми. Москва: Изд. АН

СССР (ИЭ, Н. Сер .; т. 45).

Бернштам Т.А. 1992

Прялка в символическом контексте культуры. В Из культурного

наследия народов Восточной Европы. Санкт-Петербург: Наука,

с. 14–43. (Сборник трудов М.А.Э .; т. 45).

Бернштам Т.А. 2007

Русские народные росписи по дереву в свете старо-

обрядческой изобразительной культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *