Святой савватий тверской – Преподобный Савва́тий Тверской

Преподобный Савва́тий Тверской

Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Твер­ско­го

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Твер­ской под­ви­зал­ся по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ар­се­ния, епи­ско­па Твер­ско­го, в 15 вер­стах от Тве­ри. Там пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем бы­ла ос­но­ва­на оби­тель, из­вест­ная стро­го­стью и свя­то­стью пра­вил. В неё при­хо­ди­ли обу­чать­ся ино­че­ско­му де­ла­нию та­кие по­движ­ни­ки, как пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (па­мять 9 сен­тяб­ря) и пре­по­доб­ный Кор­ни­лий Ко­мель­ский (па­мять 19 мая). Вери­ги, най­ден­ные в пе­ще­ре, где без­молв­ство­вал свя­той Сав­ва­тий, сви­де­тель­ству­ют о его по­дви­ге. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный не позд­нее 1434 го­да.

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Твер­ско­го

На­чи­ная со вре­мен Ива­на Ка­ли­ты центр рус­ской цер­ков­ной жиз­ни пе­ре­ме­ща­ет­ся в Моск­ву. На этом фоне мно­гие свя­тые, под­ви­зав­ши­е­ся в удель­ных кня­же­ствах, те­ря­ют об­ще­на­цио­наль­ное зна­че­ние. По­доб­ная си­ту­а­ция уси­ли­ва­ет­ся в по­сле­пет­ров­ские вре­ме­на, ко­гда ча­стые пе­ре­ме­ще­ния епи­ско­пов с ка­фед­ры на ка­фед­ру при­во­ди­ли к то­му, что епи­ско­пы да­же не зна­ли по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных в пре­де­лах их епар­хии. Силь­но в этом от­но­ше­нии не по­вез­ло твер­ским свя­тым. Твер­ская епар­хия, бу­дучи до­воль­но пре­стиж­ной, яв­ля­лась од­новре­мен­но и про­ход­ной, – с нее мо­ло­дые епи­ско­пы от­прав­ля­лись на вы­со­кие ме­ста в Пе­тер­бург, Моск­ву или Ки­ев. Се­го­дня мы рас­ска­жем об од­ном из са­мых зна­чи­тель­ных твер­ских по­движ­ни­ков – пре­по­доб­ном Сав­ва­тии Твер­ском и Ор­шин­ском.

По­дроб­но­сти жиз­ни преп. Сав­ва­тия из­вест­ны не пол­но­стью. Ро­дил­ся он в се­ре­дине XIV ве­ка. При­нял по­стриг и под­ви­зал­ся в Ор­шин­ском Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре, в то вре­мя еще муж­ском. В 1380-х го­дах пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Св. Град Иеру­са­лим, где по­зна­ко­мил­ся с жиз­нью па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ства. Воз­вра­тив­шись в род­ную оби­тель, ре­шил пе­рей­ти к пу­стын­но­му жи­тель­ству. Для этой це­ли, ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние сво­е­го ду­хов­ни­ка свя­ти­те­ля Ар­се­ния, уда­лил­ся в глу­хой лес вверх по ре­ке Ор­ше, где ис­ко­пал пе­ще­ру, в ко­то­рой мо­лил­ся о спа­се­нии че­ло­ве­че­ских душ. Там же пре­по­доб­ный вы­ко­пал пру­дик, а на бе­ре­гу ре­ки по мо­лит­вам свя­то­го про­бил­ся цель­бо­нос­ный ис­точ­ник. Вско­ре во­круг пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия ста­ла со­би­рать­ся бра­тия. Так воз­ник Сав­ва­тьев­ский мо­на­стырь. Свя­той на­хо­дил­ся в брат­ской пе­ре­пис­ке с прпп. Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским, Кор­ни­ли­ем Ко­мель­ским и мно­ги­ми дру­ги­ми свя­ты­ми ино­ка­ми. Оби­тель, устро­ен­ная пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, счи­та­лась од­ной из са­мых стро­гих и ор­га­ни­зо­ван­ных. Сю­да в по­ис­ках об­раз­ца для под­ра­жа­ния при­хо­дил прп. Иосиф Во­лоц­кий, и хо­тя уже не за­стал св. Сав­ва­тия в жи­вых, но мно­го­му на­учил­ся у его уче­ни­ка и пре­ем­ни­ка прп. Ев­фро­си­на. Еще при жиз­ни прп. Сав­ва­тий про­сла­вил­ся чу­де­са­ми. По его мо­лит­ве по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние дочь Твер­ско­го кня­зя Бо­ри­са Ма­рия, бу­ду­щая же­на Ива­на III. Скон­чал­ся прп. Сав­ва­тий ок. 1438 г. Впо­след­ствии его оби­тель по­стиг­ла участь мно­гих рус­ских мо­на­сты­рей. В XVIII ве­ке она бы­ла за­кры­та. Мо­щи прп. Сав­ва­тия по­чи­ва­ли в при­ход­ской церк­ви с. Сав­ва­тье­во, ныне храм этот раз­ру­шен и судь­ба св. мо­щей неиз­вест­на.

azbyka.ru

Савватий Тверской — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Савва́тий Тверско́й — монах Русской православной церкви, основатель Савватиевой пустыни.

Канонизирован в лике преподобных; Память преподобного Савватия празднуется 2 марта[3].

О его детстве и мирской жизни сведений практически не сохранилось, да и прочие биографические сведения о нём очень скудны и отрывочны. Родиной Савватия считают Тверскую губернию, но где именно он родился, чей был сын и с каких лет отдался иноческим подвигам, — сведений об этом не имеется. Известно только, что, до поселения в пустыни, Савватий предпринял путешествие в Иерусалим и принес оттуда частицу животворящего креста Господня. До путешествия и некоторое время по возвращении из Иерусалима, Савватий был иноком тверского Оршина монастыря

[4][3].

Желая уединения, он удалился в пустынную местность в нескольких километрах от Оршина монастыря, ближе к Твери, и собственноручно устроил там себе маленькую келью. С течением времени около него стали селиться другие иноки, была выстроена церковь и основана Савватиева пустынь, которая, по строгости и святости правил основателя её, была настолько известна, что в нее обучаться иноческой жизни приходили преподобные Корнилий Комельский и Иосиф Волоколамский и другие видные религиозные деятели того времени

[3].

Отец Савватий своими подвигами и пламенною молитвою служил примером для всех: он был неутомим в работах, изнурял себя строгим постом и воздержанием и носил на теле тяжелые железные вериги (приписываемые преподобному вериги в 1848 году были присланы в Священный Синод и хранились в его Архиве)[3].

Год кончины Савватия Тверского точно неизвестен: одни источники указывают, что он скончался не позже 1409 года, другие — не позже 1434 года[3].

Открытые в 1483 году мощи отца Савватия были упокоены под спудом в Савватиевом монастыре. Позднее монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь села Савватиева

[3], а после октябрьского переворота многие строения были разрушены большевиками (в их числе все старые храмы и келья (лесная землянка) преподобного)[5].

  • Дело архива Святого Синода, 1848 г., № 18.
  • «Тверские епархиальные ведомости», 1886 г., № 9.

ru.wikipedia.org

Следы святого Савватия, жившего 600 лет назад, появились в храме Твери

Савватьева пустынь, что в 20 км от Твери, место намоленное издревле. Как гласит предание, в конце XIV века на месте будущей обители, в 12 верстах от Твери, в пещерке поселился некий Савватий, человек, пришедший из Иерусалима. Он принёс с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица Животворящего Древа Креста Господня.

Старец Савватий прожил здесь около 40 лет до своей кончины 24 апреля 1434 года. Прославился он духовными подвигами и многочисленными исцелениями тех, кто обращался к нему.

После того как Савватия не стало, люди продолжили приходить в эти места, теперь уже к его ученикам. Известно, что одним из них, Ефросином, была чудесным образом вылечена дочь тверского князя Бориса Александровича Мария, ставшая после этого женой великого князя московского Ивана Васильевича (деда Ивана Грозного. —

Ред.)

С тех пор ничего не изменилось. И сегодня сюда стекаются паломники с единственной целью — обрести душевное и физическое здоровье.

— Спокойно здесь. В последнее время даже католики к нам стали часто приезжать. Говорят, чувствуют сильную благодать, — рассказывают местные жители.

Случаются здесь до сих пор и чудесные вещи, которые порой сложно комментировать…

ЗАГАДОЧНЫЕ СЛЕДЫ

15 июня этого года в селе Савватьево закончились археологические раскопки главного храма Савватьева монастыря – Сретенского собора. Собор был построен в 1679 году, а разрушен до основания в 1936-м. Уже на второй день работ были найдены фундаменты не одного, а сразу двух храмов, а вместе с ними множество интересных находок. Рассказать о них детально планируется уже в ноябре.

Совпадение или нет, но уже на следующий день после завершения работ произошел странный случай.

…Субботним вечером 16 июня, после того как все разошлись после Всенощной, дежурный по храму Алексей Баранов как обычно вымыл полы в подземной крипте (где находятся мощи святых), затем лестницу, ведущую наверх из крипты в храм, пол в храме, потом почистил подсвечники, закрыл храм на замок и отправился в дежурное помещение на свой пост. А утром, вернувшись в храм в 6.30, обнаружил на лестнице странные следы. Как будто кто-то босой поднимался из крипты наверх. Испугавшись, мужчина тут же доложил обо всем священнику.

— Мы в этот момент были на общей молитве, каждое воскресенье в 7.00 собираемся в храме. И нам всегда не хватает времени. К полудню только и удается вздохнуть свободно, — рассказывает настоятель Знаменской церкви Андрей Егоров. — А тут молитва впервые закончилась раньше, чем всегда, и какая-то тишина… Тогда я решил: пойду-ка свечки поставлю в подземелье. В этот момент мы с Алексеем и встретились. Он лишь и смог мне сказать: «Батюшка, а Савватий-то нас не забыл…»

Куда же без скепсиса. На мой вопрос, мог ли дежурный все это сам подстроить, отец Андрей категорично ответил:

— Состряпать такую мистификацию мог только человек умалишенный. Алексей же не склонен ни к каким чудесам. Сам недавно к вере пришел, знает, что ложь — грех. Да он и сам был в шоке. Кроме того, в храм мы вошли практически одновременно. Да и оставить такие следы очень трудно. Если бы не луч солнца, который упал в крипту, то, может быть, мы бы их и не заметили. А тут всё удивительным образом совпало. На темной лестнице при свете четко было видно: след от левой ноги, затем от правой и снова левой. И все… А дальше ничего. Как будто взлетел.

БОСОЙ МОНАХ

Предполагать в данном случае можно было многое, а потому, чтобы не плодить слухи, священник вызвал полицию. Криминалисты сняли отпечатки и тут же вынесли вердикт: это действительно следы человека, о чем говорил капиллярный рисунок. Правда, размер ноги установить невозможно, часть следа была затерта.

— После этого я вышел к прихожанам и объявил о случившемся, — продолжает отец Андрей. — Какое мое мнение? Это был Савватий. И то, что произошло, бесспорно чудо. Мы знаем, что многие святые «ходят». Самый известный пример — святой Спиридон Тримифунтский, которому периодически меняют тапочки на мощах, так как они стаптываются. Но чтобы святой оставил следы, это уникально… Я знаю только о следах, которые оставлены от стоп Богородицы на камнях, когда, по преданиям, камень расплавился под её ногой.

Что касается Савватия, то достоверно известно, что одним из подвигов преподобного было то, что он постоянно ходил без обуви. Это видно на иконе XVI в. «Изображение жития преп. Савватия Тверского», где он на всех сценах изображен босым.

Кстати, свидетельства о том, что в савватьевских лесах порой можно увидеть босого монаха, сохранились и до наших дней. Более того, очевидица одного из таких случаев, 82-летняя Зинаида Кузнецова до сих пор живет в Савватьево. Зинаида Николаевна рассказывает, что в детстве, а это были послевоенные годы, они с матерью как-то раз пошли в лес запастись чем-то для скотины. Но, так как время было неспокойное, шли они и боялись, что их заметят и потом обвинят в воровстве. И в этот самый момент вдруг мимо них в лесу прошёл высокий монах. По словам тогда 10-летней девочки, «в капюшоне шел, и только пятки сверкали», хотя уже была осень. На вопрос дочери мать спокойно ответила: «Это Савватий».

Преподобный Савватий

Удивительно и то, что народные предания о босом монахе, который вот уже несколько столетий «обходит свою обитель для того, чтобы в округе 6 вёрст от Савватьево не случалось никакой беды», фиксировались еще в XIX веке.

— Бог не творит чудес на потеху. Я стал размышлять, что же это могло быть. И вот к какому выводу я пришёл, — делится настоятель Знаменской церкви. — Как только мы обнаружили во время раскопок следы духовной деятельности святых, нам был послан знак. А значит, Савватий поддержал нашу работу. Значит, все мы делаем правильно. Знаете, когда мне эта мысль пришла? Как раз когда раскопки заканчивались. Шел я тогда с пустыньки Савватия (ранее там находилась пещера святого. — Ред.) и думал: «Раскопки завершены, а что дальше? Храм строить — денег нет, закапывать обратно — жалко. Может, музей под открытым небом создать? Накрыть все это прозрачным колпаком, пусть люди приезжают, любуются». И только я так подумал, вижу, навстречу мне идет целая группа паломников. Поздоровались, поговорили и разошлись. Только к вечеру я узнал, что это были туроператоры со всей России, которые заинтересовались историей Савватия. Выходит, по правильному пути мы идем. Мне хочется в это верить. Ведь все наши движения связаны с трудностями и искушениями. И вот он нас таким образом утешает.

Кстати, о снимке следов. Сотрудники полиции после всех необходимых процедур обещают отдать их настоятелю Знаменской церкви. Криминалисты признаются, что в чудо не верят, а если точнее, сомневаются, потому что нет прямых доказательств, что в храме точно никого не было. Но вместе с тем не настаивают и на том, что чудо не произошло.

Вот так выглядел Савватьев монастырь до взрыва. Фото: из архива Андрея Егорова

Фундамент храма был обнаружен уже на второй день раскопок. Фото: из архива Андрея Егорова

Пустынька преподобного Савватия. Фото: из архива Андрея Егорова

www.tver.kp.ru

Святой источник преподобного Савватия Тверского в Тверской области

Один из самых известных святых источников в окрестностях Твери – колодец Савватия Тверского и Оршинского у деревни Савватьево на берегу реки Орша.

Святой источник – чуть ли не единственное, что сохранилось от старинного монастыря Савватиева пустынь, который был снесен в 1936 году. Вода из святого источника обладает чудесной силой – исцеляет от многих болезней.

По легенде, колодец и пруд рядом с ним были выкопаны еще в XIV веке самим преподобным Савватием Тверским, который жил здесь отшельником. В лесу неподалеку от святого источника находилась пещерка, в которой жил преподобный старец.

В начале ХV века Савватием был заложен монастырь Савватиева пустынь, а в XVI столетии выкопанный преподобным колодец был освящен в и стал местом паломничества.

Колодец Савватия Тверского и Оршинского
Фото с сайта geocaching.su

Примерно в 1970 – 1980-х годах были засыпаны пещера, где жил преподобный Савватий, и расположенный рядом с пещерой святой источник с чудесной водой. Но народ не переставал почитать святого Савватия Тверского. Так, на месте разрушенной пещеры верующими был установлен золотой крест, который раньше венчал купол одного из взорванных храмов монастыря. Сегодня этот крест стоит у святого источника преподобного Савватия.

В 2000 году был отстроен колодец преподобного Савватия, а два года спустя восстановлен вытекающий из него ручей.

Святой источник истекает из песчаного склона непосредственно на берегу реки Орша. Резервуар родника взят в бетонный колодец. На деревьях у источника святого Савватия прикреплено несколько иконок, размещена информация о житии преподобного. Возле святого источника построена маленькая деревянная часовня и устроена купальня.

Сегодня святой источник преподобного Савватия относится к женскому Оршину Вознесенскому монастырю. Каждый год на протяжении уже более десяти лет 19 января, на праздник Крещения Господня и 15 марта – в день памяти преподобного Савватия Тверского – из обители к колодцу отправляется Крестный ход, а у самого святого источника служится водосвятный молебен, на котором присутствуют монахини Оршина Вознесенского монастыря и многочисленные верующие из Твери и окрестных деревень.

Многие тверичане постоянно приезжают к святому источнику преподобного Савватия за водой – родниковая необыкновенно вкусная.

Более того, вода из святого источника обладает чудесной силой. На протяжении веков помолится преподобному старцу и выпить воды источника приезжали страдающие недугами со всей России. И многие из них возвращались домой совершенно здоровыми. И сегодня многие жаждущие исцеления приезжают к колодцу преподобного Савватия.

колодец Савватия Тверского и Оршинского
Фото с сайта put-nick.ru

На сайте Савватьевского монастыря приводятся многочисленные истории чудесного исцеления. Вот рассказ Гороховой Инны из деревни Аввакумово Тверской области: «Я много лет страдала от хронического бронхита. Осень, весна – это было самое страшное для меня время. Два года назад осенью я неделю мучилась страшным кашлем. Никакие лекарства не помогали. И вот, в воскресенье я поехала с паломниками в Савватьеву пустынь на молебен Преподобному старцу. Я заказала молебен и попросила его об исцелении меня от кашля. В тот день был сильный мороз и выпал снег, но я во время молебна, как положено, пила ледяную воду из источника. Я взяла воду домой и, как только начинался кашлять, пила воду ее и обливала голову и шею этой водой. Так продолжалось всю ночь. В понедельник утром кашель прошел. По милости Божией и по молитвам преподобного Савватия я почти полностью исцелилась от бронхита. У меня больше не повторялись приступы кашля». Жительница города Тверь Вера Александрова рассказывает как вода из колодца преподобного Савватия помогла ей избавилась от гайморита, а тверичанка Татьяна, о том как ее муж, погрузившись в купель, излечился от варикозного расширения вен на ногах.

Адрес: Россия, Тверская область, Калининский район, Каблуковскому сельскому поселение, деревня Савватьево.

Проезд: Расстояние от деревни Савватьево до Москвы по автодорогам составляет приблизительно 180 километров, а до областного центра Тверь – ровно пятнадцать километров.

Добираясь к святому источнику от столицы на личном автомобиле, нужно по федеральной автотрассе М10 (Ленинградское шоссе) доехать до Твери, дальше по Савватьевскому шоссе од моста через реку Орша. От моста до колодца нужно пройти пешком порядка 800 метров.

Доехать до родника можно и на общественном транспорте: Тверь имеет отличное железнодорожное и автобусное сообщение с Москвой и Петербургом. От центра города до ключа преподобного Савватия можно добраться на муниципальном автобусе №121 или на маршрутке№ 77. Выйти нужно на остановке у моста через Оршу.

Удобное расположение источника преподобного Савватия Тверского привело к тому, что святой ключ посещают многочисленные паломники со всей России и СНГ.

 

blagozdravnica.ru

Пруд и колодец святого Савватия возле Твери: marina_shandar — LiveJournal

Если ехать из Твери на восток по дороге на Каблуково-Рождествено-Кимры, то по пути вам встретится село Савватьево.

Савватьево делит пополам речка Орша.

На окраине старой части Савватьева расположена местная достопримечательность — прудик и колодец святого Савватия, основателя жизни в здешних краях.

1.

Сюда приезжают множество верующих и просто любопытствующих людей.

Бытует мнение о чудесах исцеления посетивших сей пруд.

Чтобы попасть к пруду, надо спЕшиться и направиться по тропинке к лес:

2.

Мы идем мимо дома с таким адресом:

3.

Мимо общественного сооружения:

4.

Идти недалеко, метров 100-150:

5.

Сейчас лес изменится: из зеленого лиственного превратится в темный еловый:

6.

7.

Пришли.

Немножко истории.

Согласно преданию, около 1390 года в Тверь пришел палестинский монах Савватий.

Из Иерусалима пришел!

В Твери монах не остался, а направился на восток от города.

Примерно в 12 верстах, в дремучем лесу, монах и поселился.

Выкопал пещеру, колодец и начал жить праведником.

Считается, что этот холм Савватий насыпал собственноручно:

8.

Но побыть в одиночестве монаху не удалось.

О нем прознали люди и стали приходить к нему за благословением и исцелениями.

Началась слава.

Стала расти обитель.

Историю подробнее можно прочитать здесь:

9.

Со временем был основан монастырь:

10.

При советской власти церковные постройки, конечно, разрушили, а в постсоветское время взялись восстанавливать.

Откопали и прудик.

11.

Восстановили колодец:

12

Поставили домик для омовений:

13.

Набирай воды, заходи, обливайся:

14.

Я говорю прудик, хотя фактически здесь сооружена купальня:

15.

16.

Цивилизованно, но как жаль старого прудика!

Бетонные кольца и деревянные ступеньки — совсем не то, что углубление в земле!

Но главное — верить, что пруд или купальня, вода монгаха Савватия тебе помогут.

Поднимаемся на холм.

Здесь видны следы человека:

17.

18.

Вокруг холма прорыта канавка:

19.

Что удивляет — вокруг светлые сосновые леса, а здесь темный еловый.

При известном воображении можно утверждать, что чувствуешь нечто необычное.

Осмотрим окрестности.

Мы обратили внимание как много в округе искривленных деревьев:

20.

21.

22.

23.

24.

Все это снято в пределах площадки, не сходя с места.

Сосна, выросшая на свободе, выглядит по-другому:

25.

Возвращаемся на дорогу:

26.

Пройдем немного вперед и осмотрим Знаменскую церковь:

27.

Церковь стоит на берегу Орши:

28.

Весной после снежной зимы Орша здорово разливается и поднимается, становится даже бурной.

Возле дороги стоит деревянное строение с приятными путникам товарами:

29.

Пироги, квас, молочные продукты, яйца, бывают блины с начинками.

Недешево, ибо считается как пожертвование на храм.

Здесь же душеспасительная литература, в том числе книга о Савватьевской пустыни.
В книге много рассказывается не только о далеком прошлом, но и о современных нам исцелениях:

30.

Помню, кто-то там, регулярно погружаясь в пруд, излечил запущенное варикозное заболевание.

При Знаменской церкви живет множество котов:

31.

Коты имеют вид сытый и ухоженный, людей не боятся:

32.

Этот у них, похоже, старший:

33.

Церкви стоит строить хотя бы ради котов:

34.

Чуть не забыла — несколько лет назад при строительстве церкви был обнаружен саркофаг с двумя скелетами.

Считается, что один из них — монаха Савватия.

Почитайте:

35.

В нескольких километрах от Савватьева расположен Оршинский женский монастырь, где Орша впадает в Волгу.
Расскажу!

marina-shandar.livejournal.com

Святой источник преподобного Савватия Тверского и Оршинского

Один из самых известных святых источников в окрестностях Твери – колодец Савватия Тверского и Оршинского у деревни Савватьево на берегу реки Орша. Святой источник – едва ли не единственное, что сохранилось от старинного монастыря Савватиева пустынь, который был снесен в 1936 году. 

По легенде, колодец и пруд рядом с ним были выкопаны еще в XIV веке самим преподобным Савватием Тверским, который жил здесь отшельником. В лесу неподалеку от святого источника находилась пещерка, в которой и обитал преподобный старец.

В начале ХV века Савватием был заложен монастырь Савватиева пустынь, а в XVI столетии выкопанный преподобным колодец был освящен и стал местом паломничества.

Примерно в 1970 – 1980-х годах были засыпаны пещера, где жил преподобный Савватий, и расположенный рядом с пещерой святой источник с чудесной водой. Но народ не переставал почитать святого Савватия Тверского. Так, на месте разрушенной пещеры верующие установили золотой крест, который раньше венчал купол одного из взорванных храмов монастыря. Сегодня этот крест стоит у святого источника преподобного Савватия.

В 2000 году был отстроен колодец преподобного Савватия, а два года спустя восстановлен вытекающий из него ручей. Святой источник истекает из песчаного склона непосредственно на берегу реки Орша. Резервуар родника взят в бетонный колодец. На деревьях у источника святого Савватия прикреплено несколько иконок, размещена информация о житии преподобного. Возле святого источника построена маленькая деревянная часовня и устроена купальня.

Сегодня святой источник преподобного Савватия относится к женскому Оршину Вознесенскому монастырю. Каждый год на протяжении уже более десяти лет 19 января, на праздник Крещения Господня и 15 марта, в день памяти преподобного Савватия Тверского, из обители к колодцу отправляется Крестный ход, а у самого святого источника служится водосвятный молебен, на котором присутствуют монахини Оршина Вознесенского монастыря и многочисленные верующие из Твери и окрестных деревень.

Многие тверитяне постоянно приезжают к святому источнику преподобного Савватия за родниковой водой – она необыкновенно вкусная. Кроме того, считается, что вода из святого источника обладает чудесной силой и исцеляет от многих болезней.

welcometver.ru

Саввватьева пустынь — Тверская область

Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В Тверь прп. Савватий мог попасть в свите свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). Митрополит Киприан известен прежде всего тем, что активно вводил в Русской митрополии Иерусалимский устав взамен бывшего у нас до этого Студийского устава. Поэтому неудивительно, что вместе с собой он решил взять несколько монахов с православного Востока, и, надо думать, монахов выдающихся, могущих передать непосредственно русским опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим высоким авторитетом. В 1390 г. свт. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и Савватий. В свите митрополита находилась целая группа «палестинских иноков», принесших в Москву в 1390 г. чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина».

В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не задержался. Ища более строгого иноческого подвига, он удалился в глухие лесные дебри. В 12 верстах к востоку от Твери на берегу р. Орша (древн. Вороша, Ворша) он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней. Тело свое подвижник изнурял ношением тяжелых железных вериг, к которым прикреплялся камень. Общий вес вериг прп. Савватия с камнем составлял 57 фунтов, т.е. около 25 кг. Кроме того, старец имел обычай ходить босиком, очевидно, принесенный им с Ближнего Востока. В уединенном молитвенном подвиге прошли многие годы, в конечном итоге принесшие плод святости и обильных даров Духа.

В конце 90-х гг. XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью известные в то время тверские подвижники: прпп. Савва Бороздин, Вишерский чудотворец († 1460), Савва Тверской чудотворец (†1461) и Варсонофий Тверской чудотворец (†1467), основатели и игумены Саввина монастыря; прп. Нектарий Тверской чудотворец (†XV в.), основатель Нектарьевой пустыни; прп. Ксенофонт Тутанский чудотворец (†XV в.), ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на р. Тьме; прп. Зосима Клинский, основатель Зосимовой пустыни и многие другие. По преданию, старец Савватий, провидя духом приближение посетителей, выходил им навстречу из своей лесной пустыньки и беседовал с ними, а затем провожал их по направлению к Твери на расстояние шести верст. Впоследствии на месте, где Савватий встречал своих собеседников и где он прощался с ними, были воздвигнуты памятные часовни.

Многие из тех, кто приходил к прп. Савватию, желали остаться жить рядом с ним и подвизаться под его руководством. Так и возник монастырь Савватьева пустынь. Согласно Иерусалимскому Уставу обитель была общежительная, т.е. все братия жили вместе и имели все общее. Наряду с этим наиболее строгие иноки селились вокруг монастыря в уединенных келиях, подражая в подвиге своему учителю, старцу Савватию, который и после основания обители не оставил своего уединения в лесной пещерке. В ней подвижник прожил 44 года вплоть до своей кончины 24 апреля 1434 года. Первый монастырский храм прп. Савватий поставил по особому откровению свыше, на том месте, где он сподобился видеть сияющий нетварным светом животворящий Крест Господень. Первоначально это была небольшая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Надо думать, этот храм был первым на Руси (!) с таким посвящением, т.к. образ Богородицы «Неопалимая Купина» стал известен на Руси только в 1390 г., когда икону принесли в Москву с Ближнего Востока те самые «палестинские иноки», среди которых, предположительно, был прп. Савватий. Позже, но еще при жизни Савватия, этот храм был разобран или сгорел, а на его месте новгородскими мастерами была воздвигнута церковь «Знамения» Богородицы, которая долгое время оставалась главным монастырским храмом или собором.

В конце апреля 1434 года здесь в Знаменском храме и было отпето и погребено честное тело основателя монастыря преподобного старца Савватия, пустынника Тверского, Воршинского чудотворца.

В XV веке монастырь быстро обустраивался попечением богатых и знатных жителей города Твери. В 50-х гг. здесь возводится еще одна каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца и большая каменная колокольня при ней. Предположительно в первой половине XVI века здесь возводится большой собор в честь праздника Сретения Господня, ставший главным храмом обители.

Слава о савватьевских старцах распространялась далеко за пределы Тверского княжества. В поисках опытного духовного руководителя сюда приходили многие стремившиеся к совершенству подвижники, в числе которых известнейшие русские святые прп. Иосиф Волоколамский (†1515) и прп. Корнилий Комельский (†1537). Даже в XVI веке, известном общим упадком подвижничества на Руси, Савватьева пустынь не теряет своего значения, оставаясь одним из заметных духовных центров русского Северо-Запада.

Согласно «Переписной книге Савватьева монастыря 1692 года», монастырь в конце XVII века был процветающим, имел значительные вотчины, крепкое хозяйство и даже подворье в Тверском кремле рядом с архиерейскими палатами. Любопытный факт, карету тверского владыки, которым в то время был Архиепископ Сергий, возили иноходцы с савватьевского конюшенного двора. Роковую роль в истории монастыря сыграло приписание его в 1693 г. к Воскресенскому на р. Истре монастырю «Новый Иерусалим» и начавшиеся в XVIII веке «великие реформы» Петра I. Уже в 20-х гг. XVIII века Савватьевский монастырь запустел, в 1764 г. — упразднен в связи с введением «монастырских штатов» и стал обычным сельским приходом.

Однако история обители прп. Савватия на этом не закончилась. Савватьевские храмы называли не иначе как «монастырем», а почитание самого святого было весьма сильно в Твери. Это связано прежде всего с многочисленными исцелениями по молитвам к прп. Савватию от различных болезней. Раз в году, во вторую неделю по Пятидесятнице, в Савватьево проходил многотысячный крестный ход в память исцеления по молитвам святого Савватия домашних животных от падежа. Со временем этот день стал отмечаться как главный праздник села Савватьево и назывался «Сборная», потому что в этот день собиралось в савватьевском Сретенском соборе множество духовенства и народа из г. Твери и окрестных селений. Их число доходило до 7 тысяч человек. Рассказывают, что очередь в собор из желающих помолиться у местных святынь начиналась от самой дальней окраины села — так много людей собиралось.

В XX веке в дни жестоких гонений на церковь савватьевских храмах служба совершалась до окончательного их закрытия в 1935 году. В 1936 году весь архитектурный ансамбль монастыря был варварски разрушен, позже — сломана пещерка в лесной пустыньке прп. Савватия, а примерно в 1979-80 гг. засыпан прудик и колодец рядом с пещеркой.

Но, несмотря на все усилия богоборцев, народ не переставал почитать прп. Савватия, молиться ему и получать по его молитвам от Бога исцеления от душевных и телесных недугов. В лесной пустыньке тайно совершались молебны, а на разрушенной пещерке верующими был водружен крест с одного из взорванных храмов. В начале 90-х гг. его сменил большой поклонный крест, а знаменитую своим целебным свойством савватьевскую воду верующие стали набирать из источника, открывшегося на берегу р. Орша рядом с дорогой.

Возрождение святой обители по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора началось в 2000 году, когда духовенством и прихожанами Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери было принято решение о возрождении главной святыни монастыря церкви «Знамения» Богородицы, в которой под спудом покоятся мощи самого святого основателя преподобного старца Савватия пустынника Тверского, игумена Оршинского чудотворца (†1434). Еще ранее этого, с 15 марта 1998 года в пустыньке святого Савватия начались регулярные богослужения. Дважды в месяц по воскресеньям от Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери в Савватьево стал отправляться автобус с паломниками, желавшими помолиться на святом месте за себя и своих близких. Начали поступать свидетельства от верующих об исцелениях. На разрушенной пещерке преподобного служились молебны.

В 2001 году был найден фундамент разрушенной церкви и выполнен проект возрождаемого храма, к концу года — завершены работы по сооружению нового фундамента. В 2002 году началась кладка стен, а к концу этого года кровля была подведена под купола. В 2003 году — кровля покрыта металлом и начались отделочные работы.

28 июня 2003 года (савватьевская «Сборная»), на месте разрушенного Сретенского собора Савватьева монастыря был водружен большой поклонный Крест, а в воскресенье 29 июня, в самый канун праздника после Божественной литургии в строящейся Знаменской церкви перед этим Крестом отслужен первый молебен. 23 августа 2003 г., был установлен еще один поклонный Крест — на том месте, до которого прп. Савватий провожал приходивших к нему тверских подвижников и где они прощались.

В 2004 году продолжаются отделочные работы в Знаменской церкви, в которой по праздникам совершаются богослужения.

Сайт:   http://www.savatievo.ru

Требы в храме:

svyatsy.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *