Свято троицкий трифонов печенгский мужской монастырь: Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь | Североморская епархия

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь | Североморская епархия

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь.

Вид на Троицкий собор.

Священноархимандрит: епископ Митрофан (Баданин)

Наместник: игумен Давид (Дубинин)

Дата основания: 1533 г.

Дата возрождения: 1997 г.

История:

Преподобный Трифон Печенгский

Основанный в 1533 году преподобным Три­фоном Печенгским Свято-Троицкий ­ мужской монастырь —  самая северная в мире пра­вославная обитель, в течение столетий являлся оплотом веры и государственности на север­ных рубежах России. За свою долгую историю монастырь пережил несколько жесточайших разорений.

15 (28) декабря 1583 года перед самой своей мирной кончиной преподобный Трифон оставил братии своей и всем нам великое пророчество: «Будет на сию обитель тяжкое искушение, и многие примут мучение от острия меча. Но не ослабевайте, братия, упованием на Бога. Не оставит Он( Господь) жезла грешных на жребии своем, ибо силен, и снова обновит Свою обитель»…

Гибель 116 печенгских преподобномучеников

Через семь лет предсказание преподобного в точности исполнилось, отряд финских захватчиков Пекки Вессайнена, подданных шведского короля, в канун Рождества Христова 1590 года вероломно напал на монастырь, уничтожили всех, кто находился в обители. 116 человек приняли мученическую смерть, еще раз подтверждая незыблемость веры православной.

Уцелевшие монахи и послушники монастыря собрались в Коле, где в дальнейшем Кольско-Печенгский монастырь существовал до 1765 года, и был упразднён при правительстве Екатерины II по Закону секуляризации церквей и их имущества.

Архимандрит Ионафан (Баранов)

Указом от 12 марта 1886 года № 930 Святейший Синод принял решение о возобновлении Печенгского монастыря. Силами соловецкой братии Трифоно-Печенгский монастырь в начале 20 века при настоятеле архимандрите Ионафане (+1915) достиг высокого духовного и хозяйственного уровня. Представителями безбожной власти разорение Печенгской обители началось в конце 1920 г. Между Советской России и Финляндией был заключён Дерпский (Тартусский) мирный договор, согласно которому Печенга присоединилась к Финляндии. Ликвидированный для Советской России монастырь более 60 лет продолжил свою жизнь на чужой территории. Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев), до принятия схимы — игумен Иакинф, в период с октября 1921 года по октябрь 1931 года был настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря. 30 ноября 1939 года началась советско-финляндская война, которая нанесла большой урон монастырю и братии.

С началом Великой Отечественной войны монастырь снова оказывается в эпицентре боевых действий, в 1944 году печенгские монахи прибыли в Новый Валаам (территория Финляндии) и продолжили там богослужения совместно с валаамскими собратьями по вере. С кончиной монаха Акакия в возрасте 110 лет, завершился финский период в истории Трифоно-Печенгского монастыря.

Храм Рождества Христова в 1995 г.

В 1995 году по представлению Печенгского районного краеведческого музея и отдела культуры, единственное сохранившееся здание церкви Рождества Христова было передано РПЦ.

20 октября 1997 года Святейший Синод утвердил Постановление о восстановлении Трифонов Печенгского монастыря и был назначен первый наместник в пос. Печенга.

В 2007 году сгорела Рождественская церковь в Печенге.

В 2009 году началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преподобного Трифона в районе посёлка Луостари, и в 2012 году братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря.

Храмы: Свято-Троицкий собор в монастырском комплексе в п. Луостари, Церковь Рождества Христова в п. Печенге, св .мчч. Бориса и Глеба в п. Борисоглебском.

Святыни: икона преподобного Трифона Печенгского с частицей его мощей, частица Креста Господня, крест-мощевик в Троицком соборе; надгробная плита 116 мучеников Печенгских в Печенге; крест на горе «Спасительной».

Наместники монастыря с 1997 года: игумен Филипп (Майзеров; 1997-1999 гг.), игумен Аристарх (Лоханов; 1999-2003 гг., почил на покое в 2016 г.), игумен Даниил (Топоев; 2003-2014 гг.), игумен Давид (Дубинин; с 2014 г. по настоящее время)

Насельники: наместник игумен Давид (Дубинин), иеромонах Дамиан (Святой), иеромонах Герасим (Иванов), иеромонах Онисим (Шпенёв), монах Досифей и трудники.

Расписание богослужений:

Понедельник, пятница:
17:00 —  Повечерие;
08:00 — Полунощница
 
Вторник, среда, четверг, суббота:
17:00 —  Всенощное бдение или Вечерня, Утреня, 1 час;
08:00 — Полунощница,  3 час ,6 час; исповедь  
09:00 — Божественная литургия
 
Воскресенье:
17:00 — Всенощное бдение
08:00 — Полунощница, 3 час ,6 час; исповедь 
09:00 — Божественная литургия
 
Схема проезда:
От ЖД Вокзала — автобус Мурманск-Никель, Мурманск –Заполярный, поворот на пос. Луостари, ост. «31й километр», далее 1,5 км. пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари
 
Автомобиль. Трасса М-18 (Е105) СП-Б-госграница до 1531, далее поворот налево в пос. Луостари.

 

Адрес: 184410, Мурманская область, пос. Луостари, Трифонов Печенгский монастырь
E-mail: [email protected]

Просмотров (19447)

Трифонов Печенгский монастырь | Североморская епархия

Участники годового Епархиального совета

Во вторник 10 декабря в актовом зале североморского  Духовно-просветительского центра состоялось годовое Епархиальное собрание, подводящие итоги жизнедеятельности Североморской епархии в уходящем году. В этот раз темой ежегодного собрания духовенства и мирян стала «Организация приходской жизни в современных условиях». Продолжить чтение →

Просмотров (138)

Размещено в Новости

По тегам Андреевский приход, Архиерейское богослужение, Духовно-просветительский центр, Епископ Тарасий (Перов), Молодёжный отдел, Отдел по взаимодействию Североморской епархии с ВС и ВФМ РФ, Отдел религиозного образования и катехизации, Отдел соц служения Североморской епархии, Паломничество, Североморск, Североморская епархия, Североморское благочиние, Терское благочиние, Трифонов Печенгский монастырь

Чудотворный образ в Борисоглебском скиту

ФОТО

На минувшей неделе в Мурманской Митрополии произошло поистине историческое событие — в нашем Северном крае пребывала чудотворная мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец».

История иконы непосредственным образом связана с Кольским севером, а точнее с трагическими событиями, которые здесь произошли в августе 2000 года, ведь мироточение началось в день гибели АПЛ «Курск». С тех пор прошло уже 19 лет и вот долгожданная святыня побывала во всех уголках Мурманской митрополии, освятив своим присутствием Кольскую землю. Конечно же не остались в стороне от этого события и приходы Североморской епархии. Продолжить чтение →

Просмотров (89)

Первая Литургия в пещерном храме

Три года назад на территории Борисоглебского скита недалеко от места где стояла церковь, построенная преподобным Трифоном Печенгским, была обнаружена пещера, предположительно служившая местом молитвенного уединения святого просветителя Лопарей. С того времени начались работы по устроению здесь пещерного храма во имя прп. Трифона. В четверг 22 августа, в день памяти Собора Соловецких святых по благословению епископа Североморского и Умбского Тарасия в созданном храме состоялась первая Божественная Литургия.

Продолжить чтение →

Просмотров (163)

Храм св. Бориса и Глеба в Борисоглебском скиту

6 августа  в день памяти святых  благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Борисо-Глебском скиту епископ Североморский и Умбский Тарасий возглавил праздничную  Божественную Литургию. За богослужением владыке сослужили: наместник Трифонов Печенгского монастыря игумен Давид (Дубинин) с духовенством из числа братии обители, настоятель Свято-Троицкого храма г. Заполярный протоиерей Александр Марков, настоятель храма во имя прп. Трифона Печенгского пгт. Никель протоиерей Андрей Старостин, настоятель Преображенского храма г. Североморска иерей Вячеслав Бондарев, скитоначальник монах Досифей. Продолжить чтение →

Просмотров (84)

Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), проходившего на Валааме 9 июля с.г., епископ Североморский и Умбский Тарасий утверждён в качестве Священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонов Печенгского мужского монастыря посёлка Луостари Мурманской области (Журнал №87, п.

2). Продолжить чтение →

Просмотров (136)

День памяти св. Бориса и Глеба в Борисоглебском скиту.

15 мая в день празднования перенесения мощей мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба в Борисоглебском скиту состоялась Божественная Литургия, которую возглавил епископ Североморский и Умбский Тарасий в сослужении духовенства Североморского, Александровского и Печенгского благочиний. Этим богослужением традиционно открывается паломнический сезон в этом благодатном и труднодоступном уголке Североморской епархии.  Продолжить чтение →

Просмотров (100)

Перед Божественной Литургией в Борисоглебском скиту

Уже традиционно  во второй половине октября духовенство Североморской епархии во главе с Правящим Архиереем собирается в Борисоглебском скиту, чтобы почтить память бывшего настоятеля церкви Бориса и Глеба, подвижника и просветителя лопарей протоиерея Константина Щеколдина.  Литургией в день его памяти здесь завершается год и следующее соборное богослужение  состоится в скиту теперь только в мае. Но несмотря на большие перерывы, каждое посещение  этого святого места бывает отмечено особым событием.  Продолжить чтение →

Просмотров (232)

Освящение Самарского знамени

В  минувший четверг стартовал международный православный Славянский ход Мурман — Балканы. Впервые ход был совершен в 1997 году и имел своей целью укрепление братских связей со славянскими странами ближнего и дальнего зарубежья. В нем приняли участие видные российские писатели Дмитрий Балашов, Виталий Маслов, Семен Шуртаков, педагоги, общественные деятели, духовенство. Нынешний год стал годом возрождения этой традиции, а копию Самарского знамени для Славянского хода освятил епископ Североморской и Умбский Митрофан. Продолжить чтение →

Просмотров (88)

Отплытие к месту установки иконы — пещере прп. Трифона

Для православия на Кольской земле минувшая неделя отметилась значимым  событием. В соответствии с договоренностями достигнутыми в прошлом году Североморской епархией совместно с норвежской стороной была установлена икона Пресвятой Богородицы в пещере преподобного Трифона Печенгского, находящейся в скале напротив м. Эльвенес у входа в Пасвик‑фьорд, в 1 км к северо-западу от г. Киркенес (Норвегия). Продолжить чтение →

Просмотров (278)

Православие Доброполья — Трифонов Печенгский мужской монастырь

    В 1352 году постриженник Цареградской Высокогорской обители авва Лазарь, проживший несколько лет в Новгороде, «переселился по особенному внушению на необитаемый остров Мурму, или Муч, на Онежском озере». От него лопари и мурманская чудь впервые услышали Евангельскую проповедь. Поначалу проповедник подвергся гонениям со стороны этих полудиких людей, но после того как слепорождённый ребёнок старшины лопарей, приложенный аввой к чудотворному образу, прозрел, многие язычники крестились, а некоторые даже стали иноками в основанном преподобным Лазарем Успенско-Онежском Мурманском монастыре (упразднён в 1686 году).

   Прошло более ста лет после блаженной кончины аввы, и к продолжавшим кочевать лопарям, остававшимся в массе своей язычниками, явился другой подвижник. Под видом чужестранца «дел торговых» он «приспосабливался к их жизни и порядкам и стал проповедовать христианство». Это был Митрофан, известный позднее как преподобный Трифон Печенгский.

   Житие преподобного Трифона, написанное в середине XVII века Соловецким монахом Сергием (Шелониным), повествует о том, что Трифон, мирское имя которого неизвестно (по косвенным свидетельствам есть предположение, что его звали Митрофаном), родился в 1495 году в семье сельского священника «близ града Торжка» в новгородской земле. Под влиянием благочестивой жизни родителей уже в годы юности он отличался особенной набожностью. Обученный родителями грамоте, Трифон любил часто посещать храм Божий, стараясь приходить к богослужению первым, с любовью внимал священному писанию. В одно из утренних богослужений на Трифона особенно благодатно подействовали слова антифона: «Пустынным живот блажен есть, божественным рачением скриляющимся». Юноша почувствовал благодатное посещение и с того часа полюбил уединение, ещё не зная тайн пустынной жизни. Между тем он уже начал отлучаться из дома родителей для молитвы в места уединённые, непроходимые. Родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, горячо уговаривали юношу не продолжать такой жизни. Но в сердце Трифона уже горел огонь божественной любви, и к просьбам родителей он оставался непреклонен.

   Однажды, когда он по обычаю удалился в пустынное место, посреди безмолвия был ему чудесный глас: «Иди в землю необитаемую и непутную (бездорожную), в землю жаждущую, в которой не обитал ещё человек (т. е. не было ещё проповедника слова Божия), ибо, милуя, вспомнил Я людей Моих, и любовь обручения моего не утратится». Божественный глас устрашил юношу, он с трепетом воскликнул: «Кто еси, Господи?». На что последовал ответ: «Я Иисус, которого ты ищешь в сей пустыни». Тогда Трифон взмолился: «Владыка, Господи, невежа я и малокнижен!». И снова услышал, как некогда пророк Иеремия: «Не дерзай ничего глаголати вопреки, ибо куда не пошлю тебя, пойдёшь, и что ни повелю тебе, исполнишь; не бойся, ибо Я с тобою».

   После такого уверения в душе Трифона уже не было сомнений и колебаний относительно будущего образа своей жизни. Он ещё более стал прилепляться сердцем своим к Богу, посещать церковь, готовиться к выполнению своего призвания и удаляться в пустынную местность. Он понял, что «земля жаждущая» – это не земля собственно, но языческие народы Севера, жаждущие евангельского благовестия.

   И отправился Трифон на Север к поморью Ледовитого океана, в Кольский присуд, на реку Печенгу и на Паз-реку, где жили лопари, издавна принадлежавшие области Новгородской. Как и с кем пришел туда Трифон – неизвестно. В этой суровой стране он оказался, по-видимому, одиноким, но не пал духом и ревностно стал проповедовать. Долго он странствовал ради имени Божия, «не имея где главу подклонити», много встретил искушений в пустыни от лукавых демонов, пытавшихся не допустить его проповеди, но претерпел всё мужественно, в молитве и с сокрушенным сердцем.

Время появления Трифона на Кольском Севере Житие относит к 1520-1525 годам. Русские в начале XVI века бывали здесь временными гостями, на рыбном или зверином промысле. Только в 1530-1540 годах началась первая волна колонизации Севера, и по побережью Мурмана возникает ряд русских поселений. Для них в Коле поставили часовню, церквей не было.

   Северо-западная часть Кольского полуострова, куда пришёл Трифон, представляла собой гористую местность, изрезанную речками, с множеством озёр, болот, со скудной растительностью, но богатую дичью и рыбными промыслами. Климат в этих местах отличался крайней суровостью. В таких условиях и жили местные лопари, от которых называлась эта земля Лапландией.

   Сначала он жил в одиночестве в пещерах. Не имея определённого жилища, Трифон переходил из одного места в другое, где только находил лопарей, проводя время в молениях, питаясь рыбой, грибами, ягодами. Проживая одиноко вблизи их, Трифон видел, что лопари предаются грубому идолопоклонению, занимаясь ворожбой. Видную роль в жизни лопарей играли жрецы-кудесники, называемые кебунами. Лопари их весьма боялись и почитали. Во время жертвоприношений кебуны вели себя, как бесноватые, и ужас охватывал простодушных лопарей. Трифон скорбел о помрачении этих людей и ещё более ревностно воспламенялся мыслью обратить их ко Христу.

   Первые отношения с лопарями Трифон завязал под видом торговых дел. Потом заговорил с ними и о их богах и о единой спасительной вере. Наконец, открыто проповедуя, стал он с любовью упрекать их в произвольной слепоте и помрачении, постепенно научая их Божественным догматам и преданиям: рассказал им о рождении Сына Божия, Его добровольном страдании, смерти, Воскресении, о Царствовании Небесном и грядущем последнем Суде Божием, о вечных муках. Невежественный народ нелегко постигал грамоту, удивляясь и порой сомневаясь в его словах.

   Колдуны-кебуны и шаманы-арбуи с особенным ожесточением сопротивлялись проповеди Митрофана, настраивали против него своих соплеменников, и те не раз били его, травили волками, подмешивали в пищу и питье ядовитое зелье. Но Господь, обещавший всегда пребывать со своим избранником, чудесным образом многократно спасал его, помогая укрываться в горах, расселинах и пещерах, делая его незаметным в толпе, объятой злобой. Подвижник всё сносил с кротостью, при виде которой сердца некоторых язычников начинали смягчаться. Мало-помалу сеялось Божественное семя, и раздражённые приобретали мирное расположение, не усматривая за Трифоном никакой вины. При виде ангельского лица и как бы светлого огня, исходившего из уст, смягчались жестокие сердца лопарей. Своим добром и любовью к диким бедным людям завоевал он доверие к тому, что проповедовал, и сумел расположить многих лопарей к русской вере. Среди лопарей появились новопросвещённые, и для их обучения Митрофан воспользовался молитвами, переведёнными на местный язык ещё одним подвижником – Феодоритом Кольским.

Блаженный Феодорит в юные годы постригся в Соловецком монастыре, а затем из любви к совершенному уединению удалился в устье реки Колы в Кольском заливе, где, рукоположенный во пресвитера, построил обитель Святой Троицы и, выучив язык лопарей, стал проповедовать им Благую Весть.

   Встреча Митрофана с Феодоритом имела большое значение для дела дальнейшей христианизации этого дикого края. В совместных трудах провели они 12 лет, живя как пустынники. Постепенно их проповедь оказывала своё действие: лопари начали принимать крещение. Сам Митрофан тогда ещё не крестил, поскольку не имел священнического сана и даже не являлся иноком. Именно тогда и встал вопрос о необходимости поставить церковь.

   Вскоре проповедники отправились в Великий Новгород к архиепископу Макарию, желая получить от него грамоту на постройку церкви в «северной пустыни», в Лапландии. Из Новгорода они вернулись не только с грамотой, но и с плотниками, готовыми потрудиться во славу Божию. Возводя в устье реки Манны, впадающей в Печенгу, церковь Святой Троицы, Митрофан работал наравне с прочими и за три версты носил из леса бревна, ночь же проводил в молитвах, не прекращая утверждать в вере новообращенных лопарей. К тому времени Митрофан и Феодорит уже трудились порознь: один на западе Лапландии, другой – в Коле.

   Свято-Троицкая церковь три года оставалась неосвящённой и без священника, а лопари, уже в душе принявшие христианство, – без святого крещения. По завершении строительства церквей на Коле в 1532 году Феодорит выехал к преосвященному Макарию «просить антиминсов и священников церкви Божия». Макарий послал «от соборныя церкви Святей Софии священника (иеромонаха Илию) и диякона Феодорита, и они ехавши церкви Божия свящали, Благовещения Святей Богородицы да Чудотворца Николу в Филиппов пост и самех многих крестиша за Святым Носом (мыс на северо-востоке Кольского полуострова, откуда к западу тянулась страна лопарей – Лапландия.) лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру».

   Узнав о прибытии в Колу иеромонаха Илии, Митрофан отправился к нему с просьбой освятить также и храм, построенный на Печенге. Освящение церкви Святой Троицы состоялось 1 февраля 1533 года. Так было положено начало Печенгского монастыря. В тот же день Митрофан принял постриг с именем Трифона и священнический сан.

   Труды Трифона ещё более увеличились: к подвигам благовестия присоединилась забота по устроению обители, которая стала бы центром распространения Евангелия.

   При церкви Трифон вскоре построил кельи, в которых стали жить первые иноки из новокрещённых лопарей.

   Ещё недавно дикий край преображался на глазах. Обращённые туземцы, а также сезонные русские промышленники щедро жертвовали земли, деньги, угодья, отдавали десятую часть промысловой добычи.

   Весть о церкви на Печенге и подвижнике Трифоне стала расти. Об этом рассказывали лопари, об этом сообщали поморы и рыбаки, приходившие ловить рыбу на Мурман. Понемногу сюда стали прибывать богомольцы: крестьяне, купцы, работный люд. Некоторые принимали иноческий постриг и строили себе кельи. Так рос и укреплялся монастырь. Монахи ловили рыбу, били морского зверя. В обители создавалось своё хозяйство. Но монастырская братия всегда заботилась не только о себе, но и об окрестных лопарях. Так, в тяжёлый период, когда страшный голод поразил северный край и в течение нескольких неурожайных лет от голода погибло немало людей, Трифон, взяв с собою некоторых из братии, со смирением обходил обширную Новгородскую область, собирая милостыню. В течение восьми лет один за другим посылал он на Печенгу возы, клади со съестным, отправляя в обитель то, что подавали отзывчивые к чужому горю русские люди на пропитание братии и новопросвещённым лопарям. Так Трифон становится питателем тех, которые вверили ему свои души. Это сострадание и человеколюбие Трифона, его деятельная помощь сохранилась в памяти потомков лопарей на века.

   Преподобный Трифон стал как бы солнцем этой убогой страны. Святость жизни и сила его веры были настолько велики, что дикие звери безмолвно повиновались его слову. Согласно преданию, однажды, растворив небольшую квашню для приготовления хлеба, он вышел из кельи. Когда же вернулся, то увидел огромного медведя, который опрокинул квашню и ел тесто. Трифон не смутился, а спокойно сказал зверю: «Иисус Христос, Сын Божий и Бог мой повелевает тебе выйти из кельи и стать тут кротко». Дикий зверь тотчас вышел из кельи и, остановившись, покорно перенёс несколько ударов от руки преподобного Трифона. Наказав зверя и запретив ему впредь подходить к обители, он отпустил его в лес. И медведи уже никогда более не беспокоили обители Трифона и не трогали монастырских оленей по запрету Преподобного.

   Когда встал вопрос о выборе игумена монастыря, Трифон, по глубокому смирению, отказывается от игуменства и предлагает Гурия, которого братия и выбрала. Сам же Трифон всю свою жизнь оставался иноком, но все почитали его как «Начальника веры Христовой», строителя и попечителя обители, духовного пастыря.

   К этому времени созревают причины, которые подвигают Трифона идти добиваться утвердительной грамоты для монастыря. Во-первых, это причины внешнеполитического характера: ведь границы, как таковой, между Россией и подчинённой датскому королю Норвегией в то время не существовало, и не раз сборщики податей собирали дань с русских лопарей и поселенцев. Во-вторых, с развитием рыбных промыслов на побережье мурмана перед монастырём, жившим рыболовством, встал вопрос о необходимости укрепления своих позиций на Севере.

   Расцвет обители начинается после посещения преподобным Москвы с целью испросить у Ивана Грозного грамоту о наделении монастыря земельными и промысловыми угодьями. Прочитав челобитную, царь выслушал подробный рассказ Трифона о северной стране, о живущей там «дикой лопи», об оленьих стадах и несметных стаях рыб, идущих на нерест в северные реки, о важности освоения тех мест для укрепления могущества русского государства в виду притязаний на них норвежцев и датчан. Грамота, данная Грозным Трифону, фактически объявляла Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Севере. «Пожаловали мы Гурия (игумена) и других монахов монастыря морскими губами Мотоцкою (Мотовский залив на современных картах), Илицкою и Урскою, Печенгскою и Пазренскою, и Навденскою губами в море, всякими рыбными ловлями и морским выметом». Грамота предписывала «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озёра, звериные ловли», а все лопари с их угодьями объявлялись в ней отныне подчинёнными монастырю. Специальным царским указом обитель решительно ограждалась от алчных поползновений «всяких немецких людей», которым «велено отказывать, что та земля Ленская и искони вечная вотчина нашего Великого государя, а не Датского королевства». Всё это знаменовало окончательное присоединение «страны полунощной» к Новгороду.

   Грамота имела очень большое значение для монастыря. Дарованные грамотою обширные владения давали монастырю возможность развивать свою просветительскую деятельность и значительно укрепило хозяйство. Монастырь, взятый под государственную руку, стал быстро расти, развернул широкую хозяйственную деятельность, завёл обширную торговлю продуктами промыслов и с центральными русскими землями, и с западноевропейскими купцами.

   В память царских щедрот преподобный Трифон построил для лопарей в 1565 году на реке Паз церковь во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Эта река отличалась обилием рыбы, поэтому привлекала лопарей западной Лапландии. По преданию именно здесь произошло одновременное крещение двух тысяч лопарей с жёнами и детьми. Освящённая в день памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба церковь долго служила жившим в этих местах лопарям и считалась центром западной Лапландии. Храм во имя святых Бориса и Глеба сохранился до сих пор и находится в приграничной с Норвегией полосе.

   Преподобный Трифон продолжал трудиться, как последний послушник. Смирение святого было столь велико, что, испрашивая у царя жалованную грамоту, он не пожелал, чтобы имя его было упомянуто в ней как основателя и устроителя Печенгского Свято-Троицкого монастыря.

   В 18 верстах от монастыря на берегу реки Манны (в месте её слияния с рекой Печенгой), где первоначально жил и куда часто удалялся преподобный Трифон для безмолвного служения Богу, он основал небольшую пустынь (скит) и построил храм в честь и память Успения Пресвятой Богородицы. Здесь по преданию, указывают пещеру у подножия высокой каменной горы, в которой Преподобный укрывался от гнева лопарей-язычников. В память этого гора называется Спасительною.

   Как благодатный светильник, горел и сиял в обители преподобный Трифон, озаряя светом христианского подвижничества своих духовных чад. Под его опытным руководством обитель расцвела, верой и благочестием просвещая весь пустынный северный край.

   К 80-м годам XVI века Печенгский монастырь создал самое крупное на Крайнем севере хозяйство, имевшее обширные морские промыслы, судостроительные верфи, соляные варницы, бобровые ловища, семужьи заборы, скотные дворы, молочное хозяйство и т. д. Монастырь преподобного Трифона стал настоящим оплотом православия на Крайнем севере, пограничным поселением русских, самим фактом своего существования утвердившим окончательное право юрисдикции России над всеми землями к востоку от Паз-реки.

   После многих трудов и подвигов, прожив в Лапландии более 60-ти лет, преподобный Трифон заболел. Игумен Гурий и братия монастыря стали скорбеть о своём скором сиротстве. На это преподобный Трифон отвечал братии таким духовным завещанием: «Не скорбите, чада мои, и добрый путь течения моего не прерывайте. Всё своё упование возложите на Бога. Иисус Христос, Бог мой, меня одного, во всех приключившихся со мною несчастиях не оставил, тем более не оставит вас, собранных во имя Его. Я же заповедую вам: любите Его, в Троице славимого, всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею мыслею своею. Чадца моя! Любите и друг друга. Храните иночество честно и воздержанно. Начальствования избегайте; вы видите: много лет не только своим, но и вашим нуждам послужили руки мои, и всем я был послушником, власти же не искал. И ещё молю вас – не скорбите о моей кончине. Смерть – мужу покой. У всякого человека душа в теле как странник пребывает некоторое время, но потом уходит и мертвенное тело вскоре обращается в прах, ибо все мы – гной, и всякий человек – червь. А разумная душа уходит в своё отечество небесное. Любимцы мои, стремитесь туда, где нет смерти, ни мглы, но вечный свет. Там один день лучше тысячи дней земных. Не любите мира и того, что в мире. Ведь знайте, как окаянен сей мир. Как море он неверен, мятежен. Точно пропасти в нём уловки злых духов, как ветрами волнуется губительной ложью, и горек диавольскими наветами, и точно пенится грехами и веяниями злобы свирепствует. Враг только и думает о погружении миролюбцев, всюду простирает свою пагубу, везде плач. Наконец, всему смерть…» Погрести свое тело Преподобный заповедовал в пустыни у церкви Успения Пресвятой Богородицы, где провёл он много времени в уединении и безмолвии.

   Причастившись Христовых Таинств и уже изнемогая, преподобный Трифон прослезился. Братия обратилась к Преподобному: «Преподобный отче, ты нам запрещаешь о тебе скорбеть, ибо с радостью идёшь к сладкому своему Иисусу, скажи же нам, отчего ты прослезился?» Ответ Преподобного был пророческим: «Будет на сию обитель тяжкое искушение и многие примут мучения от острия меча; но не ослабевайте, братия, упованием на Бога, не оставит Он жезла грешных на жребии своём, ибо силен и паки обновить свою обитель». После этого Преподобный опустился на рогозину, лицо его просветилось, умирающий как бы улыбнулся и так предал душу свою Господу.

   Так 15 (28) декабря 1583 года закончил свой нелёгкий жизненный путь преподобный Трифон, оставаясь в ясном уме и прекрасной памяти.

   Осиротевшая братия с честью погребла многотрудное тело преподобного Трифона на указанном им месте в пустыни, вблизи церкви Успения Пресвятой Богородицы.

   По свидетельствам очевидцев внешний облик преподобного Трифона был таким: ростом немал, крепок, несколько сгорблен и плешив, с длинной седой бородой. Именно таким он предстоял на уцелевшей древней иконе и в явлениях.

После кончины преподобного Трифона недолгое время ещё процветал монастырь. А затем сбылось пророчество Преподобного о разорении монастыря и мученической гибели его братии. Это важнейший момент в истории Печенгской обители и всего края. Ведь именно на крови мучеников за веру Христову всегда стояла и стоять будет Церковь православная. Кровь 116 святых мучеников, убитых за веру, – залог незыблемости православных владений Трифона.

   Пророческое предсказание Преподобного в точности исполнилось через семь лет после его кончины. В 1590 году, за неделю перед праздником Рождества Христова, вооружённый отряд финнов (подданных шведского короля) – «немцев каянской стороны» – под предводительством Пеки Везайсена, уроженца местечка Ии в Финляндии, подошёл к монастырской пустыни на реке Манне и сжёг Храм Успения Пресвятой Богородицы, где под спудом почивали мощи преподобного Трифона. При храме находились иеромонах Иона, который после кончины преподобного Трифона в течение семи лет ежедневно совершал Божественную литургию, поминая своего наставника, и рясофорный монах Герман, пономарь и причетник храма. Замучив их, финны направились к самому монастырю. По преданию, в течение целой недели они не смели приступить к обители, так как им казалось, что на монастырской ограде находится много вооружённых воинов.

   Уже в сам праздник Рождества Христова разбойники ворвались в монастырь и со зверской жестокостью начали умерщвлять иноков и послушников, находившихся в Свято-Троицком храме. Одних рассекали пополам, другим отрубали руки и ноги. Игумена Гурия и других священноиноков мучили особо: кололи оружием, жгли на огне, пытаясь добиться сведений о нахождении братства монастыря. Христовы страдальцы посреди тяжких мук ничего не отвечали мучителям и только взирали на небо. Разъяренные финны изрубили и их на куски.

   Ограбивши всё, что могли, разбойники предали огню храм вместе с телами мучеников и все здания обители. Были сожжены все постройки, большая часть имущества, скотный двор, мельница. Сожгли они так же посёлок по названием Викид, где была монастырская гавань и становище лопарей, все карбасы и лодки, а оставшиеся суда изрубили на части. Находившиеся в поселке лопари были убиты вместе с женщинами и детьми, всего 37 человек.

Таким образом, от монастыря не осталось ни одного строения, кроме бани, находившейся невдалеке, да двух землянок на островах, находившихся на реке Печенге, куда финны не смогли проникнуть.

   Лопарское предание дополняет картину кровавой драмы, разыгравшейся в Печенгском монастыре более четырех веков назад. Согласно этому преданию, сохранившемуся в народной памяти веками, иноверцев к монастырю привёл свой доморощенный Иуда. Это был кочевой лопарь, владелец оленьего стада, звали его Иван и окрестил его сам преподобный Трифон. Только крестился Иван из жадности, ожидая даров от Бога. Но, не получив их, он питал большую злобу и на Преподобного, и на Самого Бога, продолжая жить как язычник. И Бог отступился от него. В этом году его оленям приходилось плохо, стужа сковала снег, олени каждый день погибали от бескормицы, и стадо таяло на глазах. Вконец обозлился лопарь Иван. Поэтому он сам предложил довести до Печенгского монастыря разбойный отряд, который проходил теми местами. Разбойники обрадовались, так как дороги к монастырю не знали, и дали предателю 20 серебряных шведских монет, пообещав дать ещё 30 монет, когда прибудут в монастырь. За два часа до нападения на монастырь, после праздничной Божественной литургии в день Рождества Христова, в трапезной за столами находилось 51 человек братии и 65 человек послушников, трудников и паломников. Но прежде чем благословить трапезу, настоятель Гурий, по обычаю, взял святую книгу и только что раскрыл, чтобы прочесть поучение там, где у него была закладка, как побледнел, зашатался и упал на пол. Братия подумала, что он ослаб от воздержания; один подбежал поднять настоятеля и хотел читать вместо него, как закричал, закрыв лицо от страха. Все поднялись и увидели с ужасом, что там, где лежала закладка настоятеля, кровавыми буквами появилось поминание по вновь преставившимся убиенным и следовал список их имен, начиная с имени настоятеля. Поднялись плач и смятение, но настоятель твёрдо приказал идти всем в церковь и там вместе с братией пал пред иконами. В это время разбойники напали на монастырь и стали ломиться в двери священного храма. Среди иноков и трудников было немало молодых и сильных, которые, увидев через окна, что нападавших было не более 50 человек, стали просить отца настоятеля благословить их защищать обитель, так как у них были топоры и ломы. Но настоятель сказал: «Нет, это воля Божия, о ней перед кончиной, не упоминая часа, предсказал преподобный Трифон, а потому нельзя ей противиться и необходимо беспрекословно приготовиться принять венец мученический». Услыхав эти слова, братия смирилась и смолкла. С горячей молитвой пали иноки ниц пред алтарём. В это время ворвались разбойники, но ни один из монахов не пошевелился, не ответил на вопрос о монастырских деньгах и рухляди. Разбойники озверели и все, кто был в храме, приняли мученическую смерть, не поднимая головы и с молитвою на устах. Перебив всех, разбойники стали грабить монастырь. Всё, что представляло для них какую-нибудь ценность, они забирали с собой, остальное безжалостно сжигали. Между тем пожар охватил всю обитель, и разбойники, боясь сгореть, взобрались на соседнюю скалу и начали делить награбленное. При этом лопарю Ивану достался потир – Чаша, из которой причащают верующих Телом и Кровью Христовой, которую он, трясясь от жадности, спрятал за пазуху. Вдруг в воздухе над пылающим монастырём показались три белоснежных лебедя. Разбойники стали спрашивать друг друга в смятении: «Откуда эти лебеди? Теперь зима, а их зимой здесь никогда не бывало». А лебеди поднимались над горевшим монастырём всё выше и выше и вдруг разлились в небе в золотой круг, загоревшийся ярче пожара. Затем из пламени стали вылетать одна за другой ещё птицы, белые как снег, ростом с чайку, только красивее и белее, подниматься вверх и сливаться с золотым кругом, который разгорался и расширялся так, что стало глазам больно. Всего вылетело 116 лебедей. «Видно большой грех сделали мы, пролив праведную кровь» – вскричал главарь разбойников, и все, вместе с проводником, в смятении бросились к оленьим упряжкам. Долго неслись они в великом страхе, оставляя Печенгскую землю. Впереди разбойников мчался Иуда-Иван. Уже на Паз-реке подошёл он к прогалине, изнывая от жажды и желая напиться, вытащил из-за пазухи серебряную Чашу, зачерпнул ею воды и жадно преподнес к губам. Но вода оказалась тёплою и красною, попробовал – кровь… С ужасом бросил Иван Чашу в воду, а она не

Трифонов Печенгский мужской монастырь – оплот православия в суровой Лапландии. Часть 2 — Как мы веруем — Статьи

Автор: Наталья Коржакова

День и вся жизнь

«…Велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси и монахов множество собрав. Тем, яко апостолом и пустынножителем равночестно чтуще тя, прилежно припадающе вопием: моли всех Бога за землю нашу и за вся люди, почитающия память твою.»

Эти слова знает каждый православный человек, живущий на Кольской земле – тропарь преподобному Трифону, небесному покровителю и защитнику нашей суровой родины. А «велия обитель Нераздельной Троицы» – это монастырь, созданный им в 1533году на берегу реки Печенга.

Монастырь преподобного Трифона, стоящий на северных рубежах России, всегда был символом ее силы, величия и могущества. Разные события сотрясали монастырские стены – жесточайшее разорение и величайшее возрождение, уничтожение храмов и святынь и ни с чем не сравнимый подвиг 116 мучеников. Но какие бы тяжелые испытания не переживал монастырь, как бы низко он не падал, всегда в трудные для России периоды возрождался из небытия. Так было и в 16 веке, так было и в 19 веке, так случилось и в конце 20 века.

Завет преподобного Трифона, оставленный своим духовным чадам, а в их лице и всем нам: «Не ослабевайте, братия, упованием на Бога. Не оставить Он жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновит Свою обитель» – ограждает монастырь от злых сил и помогает существовать.

Печенгский монастырь – древний монастырь, ему более 400-сот лет. «Река вечности» – без преувеличения можно назвать такой период. Но как любая река состоит из капель, так и любая вечность состоит их кратких моментов – лет, месяцев, дней…

В 1916 году в Архангельской типографии увидела свет книга под названием «Записки очевидца». Автор ее – Дмитрий Ануфриев, насельник Трифоно-Печенгского монастыря. В 1890 году приехал он на Печенгу вместе с вновь назначенным настоятелем монастыря отцом Ионафаном. Долгие двадцать пять лет жили они бок о бок. «Исторический» настоятель создавал «особую цивилизацию», возрождая монастырь (такую характеристику дадут впоследствии современники трудам архимандрита Ионафана), а Дмитрий Андреевич Ануфриев каждый день вел записи, скрупулезно фиксируя жизнь монастыря, создавая его историю – страницу за страницей, событие за событием, день за днем. Дни бывали разные, события тоже, но история созидалась. Он был летописцем монастыря и именно благодаря его труду мы знаем много о том, какие люди, события и явления случались на Печенге.

Конец XX века… Возрождение Православия в долгое время безбожной России. Впервые в Мурманске появился правящий архиерей, Владыка Симон, как глава новой самостоятельной епархии – Мурманской и Мончегорской. Монастыря преподобного Трифона в то время, разумеется, не существовало. Но потребность в возобновлении обители на Печенге была совершенно очевидна. И Божьим промыслом 2 октября 1997 года в чудом сохранившемся монастырском храме Рождества Христова возродилась монашеская жизнь.

С того дня прошло более 15 лет. А дней – более 5тысяч. Сколько же событий свершилось за это время! Как много потеряно, забыто, упущено! Но не нужно грустить о потерянном. Нужно помнить о существующем. И стараться сберечь.

Попробуем посмотреть на жизнь обители Преподобного Трифона образца 2013 года сквозь призму одного из дней. Ведь как в капле воды отражается весь мир, так и в одном дне отражается вся жизнь.

18 апреля 2013 года. Поселок Луостари. Свято-Троицкий храм Трифонов Печенгского мужского монастыря. 6 часов утра. Утренняя монастырская служба…

Все, вроде, как обычно: как вчера, как позавчера, как год назад, как сто лет назад. Так, хочется верить, будет и завтра, и через сто лет.

Мир живет, радуется, огорчается. Заботы, суета, «житейское попечение». Кто-то приходит в этот мир. Кто-то, наоборот, покидает его. Жизнь, одним словом. Но это жизнь «мира». Мы же говорим о монастыре, о людях, которые добровольно ушли из этого мира и посвятили жизнь Богу. Но не надо думать, что, уйдя из мира, они забыли о нем. Нет, как раз, наоборот.

Вот как говорят святые отцы о монашеском предназначении:
Монах молитвенник за весь мир и в этом его главное дело!
Монах размышляет о несчастье человечества, его сердце уязвляется болью, и он непрестанно сердечно молится о мире…
Монах уходит далеко от мира не потому, что он ненавидит мир, но потому что он любит его. Живя вдали от мира, монах своей молитвой поможет ему в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь божественным вмешательством.

Молитва, разговор с Богом, – вот главное делание монахов. Молитва бывает келейная, это когда каждый обращается к Господу наедине с самим собою. Но гораздо важнее общая молитва, когда вся братия монастыря молится в храме.

«О свышнем мире и спасении душ наших…»
«О мире всего мира…»
«О Богохранимой стране нашей…»
«О граде сем, всяком граде и живущих в них…»
«О плавающих, путешествующих…»
«О недугующих, страждущих и о спасении их…»

В этот день, 18 апреля, такая общая молитва продолжалась семь с половиной часов (!), с 6 утра по половины второго дня. Ведь этот день, даже на фоне очень строгого монастырского Великопостного Устава, отмечается особо жестким молитвенным правилом: читается полностью Покаянный Канон Андрея Критского и к нему добавлено чтение Жития св. Марии Египетской. А потом Божественная Литургия. Получается более семи часов непрестанной молитвы. И все это в совершенно пустом храме – НИ ОДНОГО ПРИХОЖАНИНА НЕ БЫЛО!


Глаза в глаза – неподвижен взгляд!
Бог и монах друг пред другом стоят…
Нет прихожан, нет на клиросе певчих-
Пред Божьим Престолом молитвы и свечи.
Критерием истины, мерой всех зол
Является этот священный Престол.
Нас всех защищает, как щит, как броня
Помилуй мя, Боже! Помилуй мя!

Какой же это великий труд, такое богослужение! Даже чисто физически. К концу службы лица монахов были буквально черны от усталости. Я уж не говорю о том, какова была сила душевной работы каждого инока. Покаяние, плач о своих грехах, особенно когда перед глазами незримо стоит образ великой грешницы и величайшей же праведницы Марии Египетской. Ее жизненный путь переворачивает все представления о возможностях слабого человека, дает каждому надежду на спасение.

Четверг пятой седьмицы Великого Поста – традиционное долгое богослужение в память Марии Египетской, и название у службы «Марьино стояние». Как правило, в приходских храмах «Марьино стояние» совершается в среду вечером, а уже Божественная Литургия традиционно утром. Все ж хоть немного, но полегче. В монастыре же все по крайне жесткому уставу.

Надо отметить, что 2013 год для Трифоно-Печенгского монастыря совершенно особый. В Свято-Троицком храме поселка Луостари все – в первый раз. Когда мы вспоминали о начале монашеской жизни в 1997 году, монастырь существовал совсем в другом храме. Тот храм был в поселке Печенга, лет ему было практически сто, и, прослужив монахам верой и правдой десять лет, 1 декабря 2007 года он сгорел. Безусловно, это была трагедия для братии.

Но совершенно очевиден Божий промысел в этом событии. Именно пожар 2007 года вынудил начать грандиозное строительство монастыря совсем в другом месте – в поселке Луостари, месте упокоения преподобного Трифона.

Ровно через пять лет после пожара и через два с половиной года после начала стройки на этом месте вырос великолепный сказочно-красивый монастырский комплекс. Дух захватывает, когда входишь на территорию обители: резные башни венчают мощные деревянные стены крепости, колокола и кресты храма устремились вверх к Богу. И над всем этим величавая сопка Спасительная, немой свидетель монастырской истории.

Главный монастырский храм освящен был в честь Святой Троицы Владыкой Симоном 13 декабря 2012 года. И именно с этого дня началась совершенно новая жизнь в совершенно новых условиях. Поэтому-то и все – в первый раз. В первый раз – Рождество Христово в Луостари, первый раз праздник Богоявления и Крещения в Луостари, первый Великий Пост в Луостари.

Кстати, нелишне будет напомнить, что «Луостари» в переводе с финского и есть «монастырь»)

Вот и «Марьино Стояние» в Луостари тоже первый раз.

Начало статьи

Окончание статьи

Фото: Наталья Вересова

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1
Автор: Игумен Тихон Полянский
История малых монастырей России по сей день остается недостаточно изученной. Как отечественная, так и зарубежная историография использует в основном материалы наиболее крупных обителей. В то же время мелкие и средние монастыри остаются практически вне сферы научного интереса историков. Это частично объясняется отсутствием источниковой базы — архивы многих из средних и малых монастырей не сохранились, тогда как фонды Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и Соловецкого монастырей дошли до нас в значительной степени сохранности. Но ведь именно малые монастыри численно преобладали в России, определяя своеобразный духовный ландшафт средневековой уездной провинции



Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2
Автор: Игумен Тихон Полянский
Одним из центральных событий церковно-государственной истории XVIII в. стала реформа 1764 г., в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. По штатам 1764 г. из 953 великорусских монастырей закрыто более половины — оставлено было только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Трифонов-Печенгский монастырь: обитель для покаявшихся разбойников

13 декабря был освящен новый Троицкий храма в возрождаемом Трифонов-Печенгском мужском монастыре в Мурманской области. Об истории и жизни самого северного монастыря в России рассказывает  игумен Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского округа, председатель Комиссии по канонизации святых Мурманской епархии, кандидат богословия.

Луостари, 2012 г.

— Расскажите немного о Трифонов-Печенгском монастыре. Какие моменты его истории Вам особенно дороги?

— На сегодняшний день, безусловно, самими дорогим и значимым моментом в истории Трифонов-Печенгского монастыря является чудо его возрождения на своем исконном месте, в Трифоновой пустыни, в Луостари. Это его возвращение из небытия было зримо засвидетельствовано 13 декабря этого года, когда наш архиерей владыка Симон совершил освящение Свято-Троицкого собора обители.

Игумен Митрофан

Лично для меня история этого монастыря и житие его основателя преподобного Трифона Печенгского — особая страница жизни. Когда в 2000 году создавалась Комиссия по канонизации святых нашей епархии, и я был назначен ее председателем, то главной задачей, поставленной нам Правящим архиереем, было установление подлинных событий древней истории нашего края, открытие во всей полноте того духовного наследия, что оставили нам просветители Кольского Севера — преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский и Варлаам Керетский.

По мере углубления в изучение исторического материала, все более явно обозначалась проблема серьезного несоответствия сохранившихся редакций житий подвижников Севера XVI века историческим документам и свидетельствам современников. Наиболее ярко эта проблема «искусственных житий» коснулась именно истории жизни преподобного Трифона Печенгского.

В начале XVIII века, видимо, с самыми благочестивыми намерениями первоначальное житие Трифона, «записанное самовидцами», было приведено в соответствие с неким «каноном», согласно которому преподобный, основатель монастыря должен соответствовать ряду требований: с младенчества уклоняться от игр, первым приходить в церковь, затем услышать призыв идти основывать обитель, и так далее, в соответствии с так называемыми «житийными топосами».

Те же свидетельства современников и лопарские предания о разбойной юности преподобного, о его кровавом атаманском прошлом, не вписывались в эти «нормы», потому в XVIII веке были признаны соблазнительными и «не служащими добрым примером».

Усилия Комиссии по воссозданию подлинного жития преподобного Трифона, истинного смысла подвига его жизни и истории непростых отношений святого с монастырской братией встретили очевидное неприятие у «ревнителей памяти» Трифона. В то время можно было услышать от иных «маститых протоиереев»: «Мы-то думали Трифон святой, а он, оказывается, разбойник!». И то обстоятельство, что в Рай первым вошел покаявшийся разбойник, как-то не вразумляло и снимало остроты противостояния.

Тем временем исследования углублялись и пополнялись новыми доказательствами правоты нашего подхода. Вскоре мною была подготовлена диссертация «Прп. Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития», где были подробно и на историческом фоне рассмотрены все эти острые проблемы. Это исследование было повергнуто пристальному анализу в ПСТГУ, и как результат мои аргументы и выводы были признаны обоснованными и диссертация была успешно защищена.

В результате этой работы и на основании обнаруженных исторических материалов Владыкой Симоном была утверждена новая концепция возрождения Трифонов-Печенгского монастыря. Монастырь возвращался на свое исконное место — в пустынь, туда, где он и был основан прп. Трифоном в 1529 году, где и была им построена Свято-Троицкая церковь.

Проповедь архиепископа Симона

— Вы говорите — на свое исконное место, значит, были и иные места существования обители. С чем связаны эти перемещения?

— В том-то и дело, что были. Тот удивительный «монастырь Печенгской первоначальный» состоявший из новокрещенных лопарей и окормляемый преподобным Трифоном просуществовал здесь в пустыни двадцать лет, до 1549 года. До тех пор пока на Печенгу не пришла из Свято-Троицкого Кольского монастыря «буйная» братия, недовольная строгостью устава, установленного прп. Феодоритом Кольским, в результате чего возник острый конфликт по поводу дальнейших путей развития монастырского хозяйства (известные споры последователей Иосифа Волоцкого и Нила Сорского).

Под угрозой смерти от «лукавых людей» Трифон на восемь лет вынужден уйти из монастыря. В его отсутствие братия самовольно переносит монастырь из Трифоновской пустыни в устье Печенги, где удобнее заниматься промыслами, торговлей и прочими мирскими попечениями.

Так что возвращение спустя почти пятьсот лет Трифоновской обители на ее исконное место, в пустынь при реке Мане, что впадает в Печенгу, есть событие чрезвычайной важности. Восстанавливается историческая справедливость, приносится покаянии в грехе гордыни и своеволия монастырской братии, преслушания воле Старца — отца-основателя Печенгской обители, начавшегося с самочинного, вопреки его желанию, перемещения обители на устье Печенги в 1550 году и завершившегося последующим отвержением его заветов по устройству монастырской жизни. До принятия этого владычнего решения все попытки возродить полноценную монашескую жизнь в обители терпели неудачу, а отдельные эпизоды этих усилий оставили в памяти лишь разочарование и досаду.

— Но ведь Трифон прожил очень долго. Как в дальнейшем сложилась его жизнь, жизнь монастырской братии и его детища — монастыря на Печенге?

Да, действительно, Трифон прожил очень долгую жизнь — 98 лет. Это был уникальный человек. Богатырь колоссальных физических и духовных сил. После конфликта с братией и восьмилетнего отсутствия, он в 1557 году «с властию» вернулся на Печенгу вместе с новым игуменом Гурием и Жалованной грамотой от царя Иоанна Грозного. Как и иные Кольские старцы, он принимает «за послушание» новые принципы взаимоотношения Церкви и государства, задачу строительства северных монастырей-крепостей.

Святые врата монастыря, 2012 г.

Что касается братии монастыря на Печенге, то она всегда была «не простой», насельники в полной мере соответствовали страстным чертам юности своего отца основателя. О том, что такова есть воля Божья о сем монастыре и таков крест дан Трифону от Господа, возвещал его друг прп. Варлаам Керетский: «сподобился ты еси обитель воздвигнути и братию собрати, будут бо зде людие и села зле неукротимы, яко дивии звери, твоей ярости и острожелчию подобящася» . По мере того, как возрастал в Духе преподобный Трифон, сокрушая свои «ярость и острожелчие», так же и умирялся дух его братии: «Аще и питаемые роптати не престают, но ты сих зверство на кротость в благоразумие приведе, молитвами непрестанными и пением и бдением» .

Эти строки из тропаря канона раскрывают нам все величие едва ли не самого главного жизненного подвига преподобного Трифона Печенгского. Это подвиг великих старцев древности, образец которого дал преподобный Иосиф Волоцкий в своем настоятельском служении братии, с его самоотверженной попыткой спасти высокие подлинные монашеские идеалы в наступивших принципиально новых российских условиях.

Тогда преподобный Иосиф взвалил на себя задачу, решение которой едва ли по силам смертному. Организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига постараться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества.

Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые «ярость» и «неукротимость» братии, с которыми ему вплотную довелось столкнуться, все же сумел благодатной силой своей великой святости преобразовать «сих зверство на кротость» и привести в «благоразумие». Путь, которым вел братию Трифон, весьма не прост, но он единственно был возможен в той ситуации, и посвященные ему древние молитвенные тексты нам тот путь ясно раскрывают — «молитвами непрестанными, и пением, и бдением». Трифон в отношении своих чад выполнил долг духовного отца, и «их Христу чистыми представил».

— В чем это выразилось, какова была судьба Трифоновской братии?

Преподобный Трифон Печенгский. Фото: drevo-info.ru

Трифон скончался в декабре 1583 года. Перед смертью он оставил братии грозное пророчество о грядущей страшной беде, о разорении монастыря, и о том, что многие из них примут «лютую кончину от острия меча». Все исполнилось ровно через шесть лет. В декабре 1589 года при нападении отряда шведских финнов абсолютное большинство братии явили истинное, идущее даже до смерти послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви. В результате, стоя на коленях, все они и приняли страшную смерть.

По молитвам Трифона они наследовали райские обители, ибо через мученическую кончину Трифон «их Христу чистыми представил». Полная мера понимания этого великого чуда, совершенного в XVI веке Печенгским старцем, раскрылась нам лишь недавно, когда осенью 2003 года, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием, [была] прославлена в лике преподобномучеников» .

Так что из всего состава нашего Собора Кольских святых сто шестнадцать человек — это ученики и чада Трифона, преподобномученики Печенгские.

— Мы видим, что монастырь сейчас активно восстанавливается, но кто же сегодня трифоновские монахи, кем прирастает братия?

— Преподобный Трифон, приняв наше покаяние, не только явил чудо бурного созидания монастырского комплекса зданий, но и озаботился пополнением братии. Я говорил о тех спорах и сопротивлении, которое оказывалось нашей работе по восстановлению подлинного образа Печенгского старца как покаявшегося разбойника. Так вот, Трифон сам разрешил этот спор самым явным образом. Наиболее реально и плодотворно братия монастыря прирастает бывшими разбойниками. Теми, кто искренне и решительно раскаялись в грехах и неправдах прошлой своей жизни, и пожелали связать свою жизнь с монастырем, с Богом.

Несколько лет назад в поселке Ревда, в колонии строгого режима Божьим промыслом образовался удивительно крепкий и деятельный приход. Был построен храм Св. Царственных страстотерпцев. Начались регулярные службы, молебны, колокольный звон. Образовались церковные производства. Именно из этого прихода и приходит братия монастыря, направляясь по стопам Преподобного к свету и чистоте.

Хор на освящении храма

— Здания и храмы монастыря — деревянные. С чем это связано? Так теплее или строить легче?

— Прежде всего, это дань нашим традициям древности. Русский Север не ассоциируется с «белокаменностью» церквей юга и средней полосы России. Самое первое каменное здание на Кольском Севере появилось лишь в начале XIX века — это Благовещенская церковь г. Колы.

К сожалению, климатические изменения последних столетий привели к исчезновению строевого леса на большей части территории Кольского края. Если в начале XVI века сам Трифон «за три поприща на плечах своих для церковного строения бревна и тес и иное потребное носил», то в настоящее время в радиусе ста километров не сыщешь ни одного пригодного для рубки дерева. Потому бревна приходится вести из Архангельских лесов. Таким образом, монастырский комплекс восстанавливается сейчас в том виде, в котором он существовал в XVI веке.

— Что сохранилось от исторических зданий, а что приходится восстанавливать? Сложна ли задача восстановления монастыря с архитектурной точки зрения? Какими принципами вы руководствуетесь, где черпаете сведения?

— Эта северная земля давалась Российской державе большой кровью монахов северных монастырей. В этой бесконечной череде разорений ничего сохраниться не могло. Огромный монастырь-крепость XVI века был полностью уничтожен в 1589 году, все было сожжено дотла вместе с монахами-мучениками. Немногие уцелевшие насельники перебрались в Кольский острог, где продолжилась история монастыря до упразднения его в начале XVIII века.

В конце XIX века монастырь был возрожден. Этот новый монастырь сумел пережить революционное лихолетье в силу того, что с 1920 года отошел к Финляндии вместе со всей Печенгской волостью (Петсамо). Но события Второй Мировой войны имели для обители самые катастрофические последствия. Монахи вынуждены были покинуть монастырь, он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт.

В 1944 году в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции весь монастырский комплекс в Луостари был стерт с лица земли. Сохранилось лишь здание Рождественской церкви, построенное в устье Печенги в 1910 году. Но оно опять же, строилось на месте, не благословленном преподобным Трифоном, и, видимо, потому сгорело в 2007 году.

С архитектурной точки зрения нами была принята концепция возрождения монастыря в виде монастыря-крепости, острога XVI века. Как известно все планы строительства таких монастырей на Севере утверждал лично царь Иоанн Грозный. План-чертеж нашего монастыря до наших дней не дожил, хотя в описи Кремлевского древлехранилища в XIX веке еще упоминался «чертеж Печенгского монастыря, ветх, весь распался». Потому при строительстве мы руководствовались сохранившимися изображениями иных деревянных монастырей, крепостей-острогов Севера Руси.

Игуменский корпус

Когда два года назад перед началом строительства, наша комиссия проводила археологические освидетельствования на местности, нами был обнаружен фундамент монастырской церкви, в периметре которой по преданию были захоронены сам преподобный Трифон и его верные ученики монахи-мученики Иона и Герман. Проведенные раскопки открыли удивительную картину — в середине церковного фундамента нами была обнаружена гигантская братская могила наших воинов, погибших при освобождении Печенги в 1944 году.

Они лежали ровными рядами, в неизвестно, сколько слоев, но как положено — ногами к алтарю, на восток. Таким образом, мощи святых мучеников XVI века смешались с останками наших воинов-героев XX века. Такова, видимо, была воля Трифона, чтобы новый монастырь возродился на этом святом месте, на этой пролитой русской мученической крови…

— Реабилитация бездомных — дело непростое, некоторые даже говорят — безнадежное, не всякий за него берется. Почему взялись за него?

— Да, действительно, это дело весьма непростое. Но я уже упомянул, кто стоит в руководстве возрождающегося монастыря, кто составляет братию. Это особая категория — трифоновские монахи, которые сами прошли весьма непростым, можно сказать, страшным путем по жизни и обрели Бога. Потому многое из жизни бомжей им более понятно, для них открыто то, что подчас не ведомо иному, росшему в благополучии и сытости. Им весьма близки те переживания и искушения, что составляют жизнь нищего, обездоленного, отчаявшегося человека. Вспомним Евангельское: кто сам «претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2,18).

Слово игумена Митрофана на освящении храма

Да и вообще, кто сказал, что здесь, на Севере, простая жизнь? Северный менталитет складывался среди народа пришлого, в среде людей оказавшихся на этих бесприютных берегах в поисках иной доли, людей «с прошлым», сильных и способных на поступок. Люди — личности, лишь они могут помочь тем, кто по той или иной причине потерял что-то важное, где-то надломился, ослаб. И, конечно, первостепенное значение в этом процессе имеет мощная молитвенная поддержка, предстояние пред Господом за всех нас величественного Собора Кольских святых, в котором, поистине, что не святой, то потрясающая личность, подлинный «адамант веры» и титан духа.

http://www.pravmir.ru/trifonov-pechengskij-monastyr-obitel-dlya-pokayavshixsya-razbojnikov/

Печенгский монастырь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Свято-Трои́цкий Три́фонов Пе́ченгский монасты́рь (иногда Пе́ченгский-Тро́ицкий-Три́фонов монасты́рь, фин. Petsamon luostari или Trifon Petsamolaisen luostari) — мужской монастырь Русской православной церкви в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области. Долгое время был самым северным монастырём мира. Старейший монастырь на Кольском полуострове[2].

История

Основан в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским, на месте, где река Мана (современное название Нама-Йоки) впадает в Печенгу. В 1548 году, после вынужденного ухода Трифона из монастыря, братия самовольно перенесла монастырь ближе к устью Печенги, в место удобное для промысла и торговли.

В декабре 1589 года монастырь подвергся нападению финского отряда, подданных шведского короля. Финны перебили всех находившихся в монастыре, после чего сожгли обитель. После этого монастырь был переведён на территорию Кольского острога, к церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы.

После пожара в 1619 году монастырь вновь был перенесён на новое место, за реку Кола. Была построена соборная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Однако в 1765 году монастырь указом императрицы Екатерины II был упразднён.

Только в 1886 году указом Святейшего Синода монастырь был возобновлён в устье Печенги, на месте гибели печенгских мучеников.

После Октябрьской революции, в конце 1920 года, монастырь был разорён[3]. Эвакуированная во время советско-финской войны в Финляндию монашеская община монастыря вошла в состав Ново-Валаамского братства, а настоятель игумен Паисий (Рябов) попал в руки советских спецслужб и 12 декабря 1940 года был расстрелян. 30 января 1984 года, в Финляндии, в возрасте 110 лет, скончался последний из печенгских монахов — отец Акакий (Кузнецов)[4].

Восстановление

Монастырь в 2015 году

Русская православная церковь объявила о возобновлении деятельности монастыря в 1997 го

Церковь Святой Троицы