Сообщение на тему прохоровское поле: Звонница на Прохоровском поле Белгородская обл, Прохоровский р-н, пгт Прохоровка — фото, адрес и режим работы, афиша и события, цены на билеты на Белгород. Культурный регион.

Содержание

Памятник Победы «Звонница»

Главным памятником музея-заповедника является Памятник Победы – Звонница, высотой 59 метров. Она состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны.

Начало строительства монумента заложило основу мемориализации Третьего ратного поля России. Создан он был авторским коллективом в составе: скульптор  В.М. Клыков, архитектор Р.И. Симерджиев, конструктор Г.К. Силохин.   

Венчает пилоны золотая сфера — символ солнца, исторический символ Русской державы.

Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы — заступницы и защитницы России. Над пилонами в круглой части из белого мрамора золотом сияют слова из Священного Писания: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за  други своя». У основания мраморного барабана расположен золоченный лавровый венок — символ немеркнущей славы всех павших за свое Отечество на этом поле.

Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол  весом 3,5 тонны.

Три раза в час бьет колокол, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй — о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон — память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией.

 

Четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многочисленными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передает каждым клеймом конкретный символ, выражая определенный духовный пласт.

Первый пилон «Начало войны» обращен на запад, откуда к нам пришла беда. Здесь несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему: защита Отечества от врагов, «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших», «Святые воины», «Поединок», где солдат-пехотинец поверг в рукопашном бою вражеского захватчика. Далее —  ряд «Герои  фронта и тыла», представленные скульптурами: «Связист», «Пехотинец», «Сапер».

С правой стороны показана армия захватчиков; в левой части изображена семья, оставшаяся   без ушедшего на фронт кормильца. Пилон, обращенный на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Ниже горельеф «Атака». На переднем плане горельефа изображен командир, поднимающий солдат в атаку. Воодушевленные его порывом, они слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага. Их поддерживает артиллерия, танки, авиация. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Санитарка», «Рабочий», «Железнодорожник». Девушка-санитарка держит в руках бинт, готовый к перевязке раненого; рабочий-подросток стоит на ящике около металлообрабатывающего станка; железнодорожник в рабочей форме держит в правой руке сигнальные флажки, в левой — железнодорожный молоток. Горельеф «Объявление войны в городе»: на переднем плане мужчины и женщины разных возрастов слушают обращение по радио.

Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублева. Ниже идет ряд «Святые великомученики», еще ниже «Святые воины»: скульптуры преподобного великомученика Осляби, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф «Возвращение» изображает сцену возвращения жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов.  Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Крестьянка», «Партизан», «Сталевар».

 

Южный победный пилон начинается сверху с образа Георгия Победоносца. Святой Георгий изображен юношей-воином на  коне, поражающим змий. В ряду «Святые великомученики» мы находим и нашего земляка Святителя Иоасафа Белгородского. Ниже идут ряды «Благословение» — проводы воинов на фронт и «Герои фронта и тыла» — скульптуры «Летчик», «Артиллерист», «Танкист».

Завершается горельеф композицией «Победа»: на переднем плане маршал Г. К.Жуков на коне во время Парада Победы на Красной площади. В руке у него цветущая яблоневая ветвь – символ мира. Под копыта коня военачальника солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. На заднем плане горельефа ликующая Москва, утопающая в огнях праздничного салюта.

В Памятнике Победы философски соединились две главные темы творчества В.Клыкова: героико-патриотическая и историко-православная. Органичный синтез двух тем, их связь с русскими художественными традициями ставят Памятник в ряд важнейших символов возрождения русской культуры и национального самосознания народа, делают его знаком спасения нации.

Продолжая и раскрывая тему ратных полей России, неподалеку от памятника Победы установлены бюсты трем великим полководцам Д.И. Донскому – избавителю Руси от монголо-татар, М.И. Кутузову – главнокомандующему Отечественной войны 1812 года, Г.К. Жукову – легендарному полководцу Великой Отечественной войны.  Бюсты были установлены в 2008 году в честь 65-летия Прохоровского танкового сражения, они объединены в одну композицию, символизирующую преемственность Российской боевой доблести.

Автор этого памятника сын В.М. Клыкова – Андрей Вячеславович Клыков.

На территории Звонницы установлен памятник и самому Вячеславу Михайловичу Клыкову. Впервые в нашей истории памятник скульптору установлен у его творения.  Его открытие состоялось 12 июля 2007 года.   За свою творческую жизнь Вячеслав Михайлович создал сотни произведений: памятники, монументально-декоративные работы, портреты. Этот памятник дань памяти и уважения от его соратника белгородского скульптора Анатолия Александровича Шишкова. Идея установки памятника принадлежит Савченко Е.С.

Памятник В.М. Клыкову

Памятник советским танкистам и артиллеристам на высоте 252,2

Самым первым памятником, установленном на поле танкового сражения более четверти столетия  назад, стал танк Т-34\85.

Танк Т-34\85

57 миллиметровая противотанковая пушка ЗИС-2

В начале 70-х годов прошлого столетия наша страна отпраздновала 25-летие Победы в Вешкой Отечественной войне.

Прошли большие торжества. фронтовики побывали на полях боевых сражений, вспомнили прошлое, встретились с однополчанами.

Принимала гостей и Прохоровка. В феврале 1971 года в поселке пребывал бывший командующий 5-й гвардейской танковой  армии главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров. Он провел много интересных встреч в школах, трудовых коллективах, побывал и на Танковом поле, где 12 июля 1943-го командовал главной ударной силой советских войск  3-й гвардейской танковой армии, насчитывающей более 900 боевых машин. Тогда и возникла идея увековечить память о героях навеки оставшихся в этой земле.

Сражение пол Прохоровкой в июле 1943-го длилось более недели, и победа в нем ковалась усилиями всех родов войск. Исключительное мужество и героизм проявили артиллеристы, всю тяжесть танковых атак испытали на себе пехотинцы. Но 12 июля, в кульминационный день боев, основной удар приняли на себя танкисты.

Их стойкость и самопожертвование во многом решили  исход сражения. Потому и первым памятником, увековечившим подвиг героев, стала боевая машина.

В марте 1973 года танк стал на вечную стоянку в 5 километрах северо-западнее поселка.

Бронетехника и артвооружение у Памятника Победы — Звонница

На территории музея-заповедника «Прохоровское поле», неподалёку от памятника Победы — звонница, расположена экспозиционная площадка, на которой представлены образцы танков и артиллерийского вооружения, периода Великой Отечественной войны.

Здесь выставлены 5 единиц танка Т-34-85. Это машина, которая была грозным противником для врага, создана в результате модернизации легендарного танка Т-34-76. Помимо этого здесь же экспонируются советские тяжёлые танки ИС-2 и ИС-3, оказавшие серьёзную помощь нашей армии в борьбе с вермахтом на завершающем этапе войны.

Из артиллерийского вооружения на площадке выставлены самоходные артиллерийские установки СУ-100, ИСУ-152, которые были достаточно мобильными средствами огневой поддержки стрелковых дивизий и механизированных подразделений и предназначались для борьбы с бронетехникой противника.

С этой этой же целью использовалась в годы войны и тяжёлая артиллерия. Поэтому не случайно на экспозиционной площадке представлены образцы 152-мм гаубицы-пушки и 152-мм гаубицы образца 1943 г. (Д-1). Эти артиллерийские системы повышенной дальности и точности стрельбы уничтожали особо прочные сооружения противника, удалённые от линии фронта. Такие орудия называли «главной стальной метлой» Красной Армии в наступательных операциях.

Внимание экскурсантов привлекает машина реактивной артиллерии БМ-13, известная под названием «Катюша», которая была принята на вооружение Красной Армии в августе 1941 года. Огневой налёт этой машины для противника был подобен урагану.

В годы Великой Отечественной войны 37-мм зенитная пушка образца 1939 года являлась основным зенитным орудием Красной Армии для защиты наземных войск от атак низколетящих самолётов противника. Зенитные автоматы также использовались в боях с вражеской бронированной техникой. Образец указанного орудия представлен на экспозиционной площадке.

Для уничтожения живой силы противника и разрушения его укреплений на небольшой дальности стрельбы предназначались дивизионные миномёты. Два таких миномёта установлены в ряду других артиллерийских орудий на территории музея-заповедника «Прохоровское поле». В советской армии миномётами этого типа в 1943 году оснащались тяжёлые миномётные бригады. В каждой бригаде имелось три дивизиона, вооружённых 12 миномётами каждый. Эти подразделения успешно использовались в наступательных операциях Красной Армии до самого конца войны.

Теперь военная техника на Прохоровском поле используется только в мирных целях и интерес к ее изучению не угасает ни у детей, ни у взрослых.

 

Возле Памятника Победы — Звонница на Прохоровском поле на территории музея-заповедника «Прохоровское поле» проходит ежегодный фестиваль воздухоплавания, военно-спортивных и авиационно-спортивных клубов — «Небосвод Белогорья». Фестиваль создан Федерацией воздухоплавания Белогорья и впервые состоялся с 16 по 19 августа 2013 года.

В рамках фестиваля проводятся групповые прыжки с парашютом, показательные полеты лёгкой и сверхлёгкой авиации, пилотаж планёров, парады, массовые взлёты и ночное свечение тепловых аэростатов, выступление фолк-групп, военного оркестра и военно-спортивных клубов, проекционное шоу.

Праздники и фестивали на территории памятника Победы — Звонница

Прохоровское поле

В 2018 году Россия отмечает 75-летие победы в Курской битве. Этот выпуск передачи мы хотим посвятить памяти о великом Прохоровском сражении.

12 июля — памятная дата военной истории Отечества. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение между советской и германской армиями. Командование советскими танковыми соединениями осуществлял генерал-лейтенант Павел Алексеевич Ротмистров, а немецкими — Пауль Хауссер. Немецкое наступление закончилось неудачей, и больше таких масштабных атак немцы под Курском не предпринимали.

Программу торжественных мероприятий, посвященных годовщине победы в битве на Курской дуге обсуждали на заседании в Музее Победы на Поклонной горе в Москве. Оргкомитет, который занимается подготовкой к торжествам возглавил министр культуры России — Владимир Мединский. Памятные мероприятия будут проводиться в течение всего года в Прохоровке, Белгороде, Курске, Орле и Москве. Министр особенно подчеркнул значение Прохоровского сражения в ходе битвы на Курской дуге.

Владимир Мединский, министр культуры России: Где-то недавно прочитал, что только два танка «Тигр» было под Прохоровкой во время сражения подбито… Прохоровка, собственно, стала синонимом Курской битвы. Масштабное танковое сражение стоит в одном ряду с важнейшими национальными символами Великой Отечественной войны.

Radio Blago: В память о погибших под Прохоровкой 3 мая 1995 года к 50-летию Победы в Великой Отечественной Войне в Прохоровке был открыт Храм Святых Апостолов Петра и Павла (день празднования этих святых приходится на 12 июля, день сражения). На мраморных плитах его стен высечены имена 7 тысяч погибших здесь воинов. О событиях на Прохоровском поле, из воспоминаний очевидцев в нашей студии рассказывает Игумения Ксения (Зайцева), настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря: Три великих ратных поля есть в России: Куликово на Дону, Бородинское под Москвой и Прохоровское в Белгородской области под Курском. Духовно соединенные в одно великое пространство, они являются неразрывно целой святыней России и подлинными чудесами той местности, где находятся.

На Прохоровском поле 12 июля 1943 года шла величайшая по своему размаху битва, произошло невиданное в истории войн встречное танковое сражение. На небольшом участке местности одновременно с обеих сто­рон участвовало свыше 1200 танков и самоходных орудий, значительное количество артиллерии, крупные силы авиации.

То, что происходило здесь, очевидцы сравнивали с адом: небо померкло от тысяч самолетов, поле стало черным от танков. Грохот артиллерийской канонады, взрывы авиационных бомб сотрясали землю. Бронебойные снаряды прошивали броню танков, при этом взрывались находящиеся внутри машин боеприпасы. Горела не только техника, но и весь верхний слой почвы полыхал алым пламенем, превращаясь в обугленные комья. Бросая горящие машины, танкисты сражались врукопашную. Битва дли­лась до позднего вечера.

Сейчас эти места Указом Президента Российской Федерации от 26 ап­реля 1995 года объявлены заповедными, создан государственный воен­но-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», включающий в себя и Памятник Победы — звонницу.

Музей-заповедник расположен в двух километрах от западной окраины поселка Прохоровка. Там проходил передний край обороны наших войск летом 1943 года. В канун дня Победы состоялось торжественное откры­тие звонницы, на которой была установлена доска: «Памятник Победы на Прохоровском танковом поле. Сооружен к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

Белокаменная четырехгранная звонница взметнулась ввысь на пятьдесят два метра над полем славы. Ее венчает величественная золоченая фигура Божией Матери (высота скульптуры 7 м.), простирающей над Россией Свой омофор. Богородица освящает Своим покровом третье ратное поле России, укрывая и всех нас от бед и напастей.

В верхней части круглого беломраморного барабана, поддерживающего сферу, золотом сияют укрепленные на медной пластине в старославянском стиле слова из Священного писания: «Болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя» — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна. 15, 13).

Через каждые 20 минут бьет колокол, три раза в час, что символизирует три поля ратной отечественной славы. Первый звон — о героях Куликов­ского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй — о солдатах Бо­родино, верных сынах России. Третий — память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом. Колокол массой 3,5 тонны расположен под куполом звонницы, образованным устремленными ввысь вертикальными стелами и барабаном.

Монумент отражает начало сражения, перелом, победу. Как белые свитки текут пилоны монумента, разделенные по граням сквозными, под­нимающимися на всю высоту проемами. В нижней части каждого пилона располагаются дополнительные проемы в виде округлых «триумфальных» арок, поднятых на одну пятую его высоты, сориентированных по сторонам горизонта. Благодаря такому композиционному решению памятник приоб­ретает воздушность, изящество; его створки-проемы — словно открытые на все стороны света двери.

Четыре пилона звонницы, олицетворяющие четыре года войны, вклю­чают 24 горельефа (по шесть на каждом пилоне) с многофигурными ком­позициями, насчитывающими до 130 образов. Четыре верхних горельефа каждого пилона венчают арочные полукружия. Их тематика отражает православное миропонимание русского народа.

Западный пилон посвящен началу войны. Без объявления войны 22 июня 1941 года — в день церковного праздника Собор всех святых, в земле Российской просиявших — враг вторгся на территорию нашей Родины. Гитлер, поправ общечеловеческие и христианские законы, начал войну в православный праздник, и все святые встали на защиту земли Русской. На пилоне «Начало войны» в торжественных одеяниях автор изобразил святых покровителей земли Русской: апостолы Петр и Павел, равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, благоверные князья Борис и Глеб. Над ними — распятый Спаситель.

На северном пилоне, обращенном в сторону Курской области, изобра­жение Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» — святыни, чтимой всей Русской Православной Церковью и являющейся заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублева.

Южный «Победный» пилон венчает горельеф святого великомученика Георгия Победоносца. Святой Георгий изображен юношей воином на коне, поражающим дракона. Издревле этот святой считался покровителем русского воинства.

Через все пилоны проходит скульптурный горельеф «Святые велико­мученики». Здесь изображения наших подвижников: святых равноапос­тольных Мефодия и Кирилла, создателей славянской письменности, свя­тителей Петра Московского, Иоасафа Белгородского, Тихона Задонского, благоверного князя Даниила Московского, преподобных Феодосия Печерского, Алипия, иконописца Печерского, Сергия Радонежского, игумена земли Русской, Кирилла Белозерского, Корнилия Псковско-Печерского, Иова Почаевского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, блажен­ной Ксении Петербургской.

Еще ниже ряд «Святые воины» — Архангел Михаил, Архангел Гав­риил, мученики Пантелеймон, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Иоанн, князья Александр Невский, Довмонт Псковский, Димитрий Дон­ской, иноки-схимники Ослябя и Пересвет и другие воины, сражавшиеся с оружием в руках за православную веру и великую Русь.

Пятый опоясывающий ряд горельефов всех четырех пилонов объ­единяет общая тема «Герои фронта и тыла». Двенадцать профессий изо­бразил автор в скульптурах.

Четвертый сверху и последний шестой ряды являют собой тематические клейма, по одному в ряду на каждом пилоне.

Нижний горельеф отражает тему нашествия. Первая жертва — убитый русский солдат; старая крестьянка оплакивает свой дом, объятый огнем; женщины и дети, да лицах которых застыли страх, ужас и ненависть к захватчикам.

Горельеф «Благословение». Солдаты уходят на фронт. Их провожают родные и близкие. Остаются в родной деревне старики да женщины с детьми. На ратный подвиг воинов благословляет священник. На фронт идут пехотные и танковые колонны. На башне одного из танков надпись: «Дмитрий Донской». Уходит войско за горизонт, оставляя опустевшие, притихшие села.

На горельефе «Поединок» на переднем плане изображен рукопаш­ный бой, где солдат пехотинец повергает вражеского захватчика, как это было 12 июля 1943 года на Прохоровском поле. На заднем плане сошлись в смертельном поединке объятые пламенем танки.

На горельефе «Победа» маршал Г.К. Жуков в парадном одеянии на коне во время Парада Победы. Под копыта коня брошены штандарты по­верженного врага. В руке у маршала цветущая ветвь яблони — символ мира. На заднем плане горельефа ликующая Москва. Огни празднично­го салюта рассыпаются над городом-героем.

Много лет прошло после войны, но люди, живущие в этих местах, до сих пор рассказывают удивительные истории. Старожилы села уверяли, что во время сражения видели в небе образ Божией Матери. Много лет спустя, видение, о котором рассказывали старики, появлялось вновь на Курской дуге, под Прохоровкой.

—Мой дядя, — вспоминает наш современник, — видел во время войны Матерь Божию. Это было на Курской дуге. Она явилась на небе, сияющая, сделала рукой движение в сторону немцев, как бы указывая направление наступления. Вся рота это видела, и все упали на колени, все уверовали и сердечно молились Пресвятой Богородице. А война с того дня потекла действительно в другом направлении — русские стали наступать. Так мой дядя фронтовик стал верующим…

А этот рассказ был записан со слов ветерана Великой Отечественной войны, назвавшего себя Николаем Ивановичем и долго стоявшего в День Победы в одном из храмов Самары перед иконой Божией Матери «Не­рушимая Стена».

— Не помню, сколько нам атак пришлось отбить. От всей роты нас оста­лось только трое на высотке в районе Прохоровки. Немцы почувствовали, что у нас уже не осталось бойцов, и с новой силой в атаку двинулись. Мы их подпустили поближе и дали им из пулемета. Подзалегли они и давай по нам из пушек долбить. Всю землю рядом перепахали снарядами, а мы, слава Богу, живы. Я во время боя оглядываюсь назад, вижу — стоит Жен­щина с поднятыми руками. «Вот тебе на, — думаю, — что за наваждение, откуда здесь Женщина, уж не мерещится ли это мне?» Опять оглянул­ся — стоит. Да не просто стоит, а как бы Своими ладонями, повернутыми к врагу, стену невидимую воздвигла. Вроде как бы немцы на эту стену натыкаются и назад откатываются.

Батарея, которая от нас справа стояла, умолкла. Видно, побили весь артиллерийский расчет. Тут «тигры» пошли, обходя справа и слева высо­ту. С левой стороны наши Т-34 выскочили. Что тут началось, такого я еще на фронте не видывал. <…> Я говорю: «Товарищ лейтенант, давайте сдела­ем рывок к батарее, может, там пушка какая целая осталась?» Он говорит: «Ты что придумал? Нам приказ здесь насмерть стоять, еще подумают, что мы отступаем…» Оглянулся я, а Женщина, которая стояла за нами, вправо от нас переместилась, ближе к батарее. Тут лейтенант говорит: «Пошли, ребята, будь что будет».

Прибегаем туда, а там уже немцы хозяйничают. Мы с ходу на них. Мо­мент внезапности сыграл свою роль. Разворачиваем мы одну уцелевшую пушку — и сбоку по «тиграм». Три «тигра» нам удалось подбить сразу, а четвертый по нам ударил. Меня контузило и легко ранило в левую руку… Взял противотанковую гранату и жду. Оглянулся, стоит та Женщина над нами, мне легче на душе стало. Откуда-то появилась уверенность, что это не конец. Привстал я, метнул гранату в «тигра», под гусеницу угодил. Тут и наши «тридцать четверки» подоспели…

Зашел в ваш храм, гляжу на икону, а на ней — Та Самая Женщина, Которая нас под Прохоровкой спасла. Оказывается, это Матерь Божия. Я, между прочим, тогда еще об этом подумал».

Еще один рассказ очевидца.

— Мы жили в то время на Украине, рядом была Курская область. Шел 1943 год. Линия фронта была совсем близко. В то время шли приготовления к знаменитой Курской битве, но мы, конечно, этого не знали. Однажды заходит в хату отец и говорит маме: «Мать, иди на улицу, посмотри, что там! И вы тоже идите!» — это уже нам, детям. Мы выходим все гурьбой на улицу, отец указывает рукой и говорит: «Вот, смотрите!» Смотрим вверх и вдруг видим, как по небу ходит человек! Это видели все собравшиеся жители деревни. Принесли цейсовские бинокли. В бинокль хорошо видно, как ходит по небу человек в черной монашеской одежде, седой, с крестом на груди. Ходит и кадит. Ходил он так довольно долго. Затем он повернул в сторону России и ушел, постепенно превращаясь в маленькую точку, а затем и совсем исчез из виду.

Было это как раз накануне решающей танковой битвы под Прохоровкой. Я рассказывал иногда некоторым людям этот случай из моего военного детства. Однажды я рассказал его молодым ребятам у себя на работе. Через какое-то время они приносят мне воспоминания одного генерала, участника Курской битвы, и я читаю там удивительную вещь. Оказыва­ется, перед началом битвы был такой момент, когда немецкие танки были уже готовы к бою, а наши еще только привезли по железной дороге, и они стояли неразгруженные на железнодорожных платформах. Немцам надо было только подъехать и расстрелять всю нашу технику в упор, прямо на станции. Но в течение сорока минут ни одна немецкая машина без всякой видимой причины не смогла завестись! Этого времени как раз хватило, чтобы разгрузить наши танки, построить их в боевой порядок и начать величайшее в истории танковое сражение, где мы одержали решительную победу. Прочитав это, я понял, что значило мое детское видение накануне этой битвы. А на недоуменные вопросы о том, кто же все-таки ходил по небу с кадилом, ответил ныне уже почивший наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий (Воронов): преподобный Сергий Радонежский.

Наряду с Памятником Победы возведен храм, а затем и православный ансамбль в память о погибших на Курской дуге. Решающее событие бит­вы произошло 12 июля в день святых апостолов Петра и Павла, потому основной храм был назван их именами.

История возведения Петропавловского храма началась 14 июня 1992 го­да, в праздник Святой Троицы и День поминовения воинов, павших в Прохоровском сражении. Возведение храма по древней русской традиции велось на народные средства, за счет пожертвований населения, пред­приятий, организаций. Пять тысяч дарителей внесли посильный вклад в создание храма.

Строительство храма началось в марте 1994 года и завершилось в ре­кордно короткие сроки — в течение 14 месяцев. 3 мая 1995 года храм Свя­тых апостолов Петра и Павла принимал первых прихожан.

Храм одноглавый. Такая композиция напоминает зажженную свечу. Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небес­ной славы.

Во внутреннем убранстве храма значительное место занимают мра­морные доски с именами воинов, погибших во время сражения на Про­хоровском поле.

Radio Blago: У микрофона актриса театра и кино Алла Демидова

Алла Демидова, Народная артистка РСФСР: У Александра Твардовского есть стихотворение, оно большое, я прочитаю вам отрывки «Я убит подо Ржевом»

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки.

Летом горького года
Я убит. Для меня —
Ни известий, ни сводок
После этого дня.

Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю —
Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
Этот месяц был страшен.
Было все на кону.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам все это, живые.
Нам — отрада одна,

Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать.

Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.

Все на вас перечислено
Навсегда, не на срок.
И живым не в упрек
Этот голос наш мыслимый.

Ибо в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали, —
Были мы наравне.

И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,

Я убит подо Ржевом,
Тот — еще под Москвой…
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?!

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Горевать — горделиво,
Не клонясь головой.
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.

И беречь ее свято,
Братья, — счастье свое, —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

Radio Blago: Дорогие радиослушатели, сегодня наша передача была посвящена не поэзии, не музыке, не искусству. Мы рассказали о подвиге, о мужестве, о самом важном в жизни человека — душу свою положить за други своя. Без этого подвига настоящая культура не возможна!

Началось крупнейшее в истории танковое сражение под Прохоровкой во время Курской битвы

12 июля 1943 г. на южном фасе Курской дуги в районе станции Прохоровка произошло одно из крупнейших в военной истории сражений с применением бронетанковых сил. С обеих сторон в сражении было задействовано до 1,2 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок.

С 5 июля по 23 августа 1943 г. проходили бои за Курскую дугу, в ходе которых германские войска попытались окружить советские части и перейти в наступление. Для выполнения этой задачи они решили воспользоваться плацдармом у железнодорожной станции Прохоровка. Это было единственное удобное место для прохода танков, которым в боях под Курском придавалось большое значение. Поэтому противник бросил сюда тяжёлые танки «Тигр» и самоходные орудия  «Фердинанд». На защиту плацдарма было направлено несколько танковых армий и корпусов.

12 июля в 8 ч. 30 мин. соединениями 5-й гвардейской танковой армии под командованием генерал-лейтенанта П. А. Ротмистрова и 5-й гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта А. С. Жадова после пятнадцатиминутной артиллерийской подготовки и при поддержке авиации был нанесён контрудар. Наиболее трудное встречное танковое сражение пришлось на долю 18-го и 29-го танковых корпусов, вступивших в противостояние со 2-м танковым корпусом СС на 6-километровом участке фронта между хутором Сторожевое и Псёлом, в двух километрах юго-западнее Прохоровки.

«… С зияющими пробоинами, с сорванными гусеницами и башнями среди ржи горели сотни танков. Боеприпасы взрывались, тысячи искр летели во все стороны. Башни с грохотом падали на землю. Бой шёл на земле и в воздухе, с высоты падали горящие самолеты и взрывались. Экипажи подбитых танков, покидая горящие машины, продолжали схватку в рукопашную, орудуя автоматами, гранатами и ножами. Это было неподдающееся воображению месиво огня, металла и людских тел. Все горело вокруг, и, наверное, так художникам следует изображать ад» — вспоминал очевидец сражения.

Бои за плацдарм продолжались до 14 июля.

Ни одной из сторон не удалось достичь целей поставленных на 12 июля: немцам не удалось захватить Прохоровку, прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, а советским войскам не удалось окружить группировку противника.

Оценки боевых потерь в сражении под Прохоровкой в различных источниках сильно отличаются. Но в основном эти цифры варьируются в пределах 300-400 танков. Потери советских войск за эти два дня составили более 300 танков (по некоторым зарубежным данным до 400). Немецкие войска в этом двухдневном сражении потеряли, по разным источникам, 320-400 танков.

В сложившейся ситуации германское командование приняло вынужденное решение об отходе на южном фасе Курской дуги и с 16 по 24 июля отвело войска на исходные позиции.

В память о погибших под Прохоровкой 3 мая 1995 г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Прохоровке был открыт Храм Святых Апостолов Петра и Павла. На мраморных плитах его стен высечены имена 7 тыс. погибших здесь воинов.

Лит.: Замулин В. Н. Прохоровка — неизвестное сражение великой войны. М., 2006; Олейников Г. А. Прохоровское сражение (июль 1943). СПб., 1998.; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/oleinikov/index.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Мазуркевич Р. В. Сплав мужества и стали : танкисты в Курской битве. Воронеж,1986;

Ротмистров П. А. Танковое сражение под Прохоровкой. М., 1960.

Танковое сражение под Прохоровкой: историческая правда России от РВИО