Собор василия блаженного санкт петербург: Спас на Крови – Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге

Содержание

Спас на Крови – Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова — праздничный и яркий, будто сказочный терем — храм на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге. Вопреки внешнему облику он  ознаменовывает мрачное, трагическое событие в истории России – убийство императора Александра II. Взрыв бомбы, которую метнул под ноги царю революционер-террорист Игнатий Гриневицкий, оборвал его жизнь. В память о невинно пролитой крови собор именуют Спасом на Крови. Мемориальный храм выстроили с привлечением пожертвований, собранных по всей стране.

История возведения и названия

Покушение на Александра II, закончившееся смертью императора, было осуществлено 1 марта 1881 года. А уже на следующий день вступивший на престол Александр III провозгласил намерение увековечить память об убиенном отце, воздвигнув на месте трагедии храм.

Первоначально, по проекту Леонтия Бенуа, была сооружена временная часовня. Освятили ее через полтора месяца после гибели Александра II. Просуществовала она до 1883 года – начала строительства храма.

Возведению собора предшествовал конкурс архитектурных проектов. В течение двух лет на рассмотрение Александру III было представлено несколько разработок.

После отклонения многих из них император утвердил проект, созданный русским архитектором Альфредом Парландом в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием

 

Летом 1883 года архитектурная разработка получила одобрение императора, окончательно утвержден проект был в мае 1887 года после некоторых доработок.

Спас на Крови

Комиссия по строительству, собранная в конце марта 1883 года, на первом же своем заседании одобрила предложение архимандрита Игнатия об освещении памятного храма в честь Светлого Воскресения Христова. Спас – самый распространенный эпитет, которым именуют Спасителя Иисуса Христа.

Именно поэтому за храмом, освященным во имя Воскресения Христова, и возведенным на месте кровопролития, закрепилось название Спас на Крови

Строительство

Почти четверть века – 24 года понадобилось, чтобы воздвигнуть великолепное сооружение с богатым, уникальным декором. При строительстве собора с целью укрепления грунта, подверженного размытию водами канала, впервые было воплощено передовое для своего времени­ строительное решение — сооружено гидроизоляционное бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай. Также разработали проекты по оснащению храма паровым отоплением, электрическим освещением и молниезащитой.

Храм освятили в августовский день 1907 года в праздник Преображения Господня в присутствии Николая II и членов императорской семьи

Описание и архитектура собора

Путешественников, которые недостаточно знакомы с историей, или тех, кто впервые видит Спас на Крови, удивляет его внешнее сходство с храмом Василия Блаженного, расположенным на Красной площади в Москве. Экскурсоводов часто спрашивают — не один ли архитектор является автором этих двух соборов.

Сравнение с храмом Василия Блаженного

Собор Покрова Божией Матери — таково каноническое название храма Василия Блаженного. Он воздвигнут на 300 лет раньше Спаса на КровиСходство объясняется тем, что оба этих храма выстроены из красного кирпича и оформлены в псевдорусском стиле. Фигурные главы обоих соборов – резные цветные куполаСобор Василия Блаженного — это не одна, а десять церквей и колокольня, которые объединены в единый архитектурный ансамбль. Его церкви венчают 11 куполов: 9 луковичных и по одному шатрообразному на колокольне и главном храмеПять из девяти куполов Спаса на Крови, включая главный, покрыты эмалированными медными пластинами цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью

Архитектурные особенности

Имеющий в своем основании четыре опоры, Спас – четырехстолпный храм.

Фасадные стены северной…и южной боковых сторон…завершают полукруглые кокошники, оформленные мозаичными иконамиСобор с восточной стороны – это три полукруглых выступа алтарной части — апсиды

Приложиться к святыне. В каких храмах Петербурга хранятся почитаемые мощи? | Люди | ОБЩЕСТВО

Мощи святого Иоанна Крестителя привезли в Петербург 9 марта. И православные горожане не упускают шанс приложиться к святыне, которая пробудет в городе до 17 марта.

Однако руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала, что в храмах города и пригородах Северной столицы есть много почитаемых святынь, к которым можно приложиться в любой день.

Как появилась традиция?

Церковная традиция почитания мощей относится к раннему христианству и связана с почитанием мучеников за Христа. Она имеет и литургическое значение. С древности на гробах мучеников служилась Божественная литургия. А после окончания гонений на христиан на местах со святыми останками воздвигались алтари и возводились храмы. В православной церкви в каждом храме мощи святых обязательно полагаются под престолом в особом ковчежце или вкладываются в антиминс (особый плат, находящийся на престоле в алтаре — прим.

ред).

Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их размещения в новых храмах для совершения на них литургии. Эта практика была хорошо развита к V веку. Использование мощей святых при совершении литургии, по учению церкви, символизирует собой участие всех христиан – живых (от церкви земной) и усопших (от церкви небесной).

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Адрес: набережная реки Монастырки д.1.

  • Мощи святого благоверного князя Александра Невского 

Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту.

В Морском соборе можно приложиться к мощам нескольких святых. Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex Florstein

Кронштадтский Николаевский Морской собор

Андрес: Кронштадт, Якорная площадь, д. 1.

Частицы мощей:

  • святителя Николая Чудотворца
  • праведного воина Феодора Ушакова
  • преподобного Сергия Радонежского
  • святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары

Казанский кафедральный собор

Адрес: Казанская площадь, д.2.

Частицы мощей:

  • святых праведных Богоотец Иоакима и Анны,
  • святого апостола Андрея Первозванного.
В Петербурге хранятся мощи Пантелеимона Целителя. Это одна из нескольких больших частиц в России. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева

Храм Казанской иконы Божией Матери

Адрес: Нарвский проспект, дом 1/29.

  • Крест с частицей мощей великомученика Пантелеимона Целителя. Это одна из нескольких больших частиц в России, судя по всему, фаланга его пальца.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта, дом 27/2.

  • Рака с частицей мощей преподобного Амвросия, старца и чудотворца Оптинского (XIX в.
    )
  • Икона и ковчег с частицами мощей 13 преподобных старцев Оптинских

Троице-Измайловский собор

Адрес: Измaйлoвcкий проспект, 7а.

Частицы мощей:

  • блаженной Матроны Московской
  • преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев
  • святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Православные верят в чудодейственные свойства мощей. Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

Храм преподобномученика Андрея Критского

Адрес: Рижский проспект, д.9.

Частицы мощей:

  • равноапостольных Константина и Елены
  • мученика младенца Кирика и глава его матери мученицы Иулитты
  • великомученицы Татианы
  • праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя
  • мучениц первых веков христианства Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
  • преподобной Марии Египетской
  • равноапостольной княгини Ольги
  • мученицы Христины Тирской
  • блаженной Матроны Московской
  • равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия
  • великомученика Дмитрия Солунского
  • преподобного Иоанна Дамаскина

и многие другие святыни христианского мира.

Константино-Еленинский монастырь

Адрес: поселок Ленинское, улица Советская д.44

Частицы мощей:

  • равноапостольных Константина и Елены,
  • святителя Николая Чудотворца,
  • великомученицы Анастасии Узорешительницы,
  • великомученицы Параскевы Пятницы,
  • великомученика Пантелеимона Целителя,
  • святителя Спиридона Тримифунтского,
  • святителя Василия Великого,
  • преподобного Сергия Радонежского,
  • преподобного Серафима Саровского,
  • блаженной Матроны Московской,
  • праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Всего в этом храме можно приложиться к 50 редким святыням христианского мира, включая почитаемые иконы.

Мощи под спудом (никогда не открывались, частицы не отделялись):

Иоанновский ставропигиальный монастырь

Адрес: набережная реки Карповки, 45.

  • Гробница святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище

Адрес: ул. Камская д.24.

  • Гробница блаженной Ксении Петербургской.

Архитектура — ГМП «Исаакиевский собор»

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и приковывает внимание неожиданным вторжением древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города. 

В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции «русского стиля», одного из стилистических направлений эпохи эклектики (историзма). В этот период архитектурный образ формировался на основе «умного выбора» соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилизаторства русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.

Император Александр III настоял на том, чтобы мемориальный храм был спроектирован по типу церквей Москвы и Ярославля XVII века. Строительство Спаса на крови началось в 1883 году по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал уже исключительно архитектору Парланду. 

Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма. 

В основе композиции Спаса на крови – компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора – девять столпообразных объемов на общем подклете).

Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России. 

В западной части Спаса на крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и ее мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма. 

В восточной части собора три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.

Западная и восточная стороны собора построены строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось. Организация четырехстолпного трехнефного интерьера четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например, 

ложная аркада) не связаны с внутренней структурой.

 

Многие элементы убранства Спаса на крови заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Цоколь собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах – 20 досок из красного норвежского гранита с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арочки, кокошники и ширинки. 

Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму.  

Основной мотив возвышения создают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.

Особенно сильно ощущается устремленность Спаса вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания. 

К сожалению, для широкого обозрения храма Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова, он так и остался не раскрытым.  

Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт-Петербурга. 

Подготовлено С.О.Климовой

Собор Воскресения Христова на Крови: vasily_sergeev — LiveJournal

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России

Александр II Николаевич  — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

Место смертельного ранения Александра II. Храм Спаса-на-Крови. Оригинальная часть мостовой сохранена

Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа. Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883

Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд. Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором — архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.

Альфред Парланд

Он писал:
«Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу».

                   
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император — Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату — великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.
Сразу после закладки собора деревянную часовню разобра

Православные соборы Санкт-Петербурга: vasily_sergeev — LiveJournal

Цитата сообщения Matrioshka
Весь материал по теме здесь



Вознесенский Софийский собор

Особое значение для всей русской истории имел заложенный 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II Софийский Вознесенский собор. Именно в это время в результате длительных войн пал Константинополь, турки захватили и превратили в мечеть одну из главных святынь православного мира Софию Константинопольскую. Весь христианский мир был потрясен совершившимся кощунством. А Екатерина II, всю свою жизнь мечтавшая вернуть Константинополь православным (в какое-то время победы Потемкина сделали эту мечту близкой к осуществлению), решила — до тех пор, пока святыня находится в руках мусульман, заменить ее, воздвигнув Софийский храм в новом городке близ Царского Села.

Собор был построен в 1782—1788 годах архитекторами Ч. Камероном и И. Е. Старовым, колокольня постоена позже, в 1903—1904 годах, архитектором Л. Н. Бенуа.

В архитектурном оформлении интерьеров собора использованы пропорции ионического ордера. Своды поддерживают массивные пилоны с пилястрами, вытесанными из красных гранитных монолитов, к которым были приставлены восемь монолитных темных гранитных колонн. Капители колонн эрехтейонского типа.

Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Силуэт центрального купола напоминает купол Таврического дворца, но кроме обычного барабана под ним еще один — более широкий, на первый взгляд непонятного назначения. Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

В храме ощущается прежде всего не строгая геометричность и холодная правильность, а величие устремленности вверх и державная мощь. Совершенно белая снаружи и внутри, лишь с золочеными иониками и базами красных гранитных колонн, София Царскосельская сверкает своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка. Собор Вознесения Господня в Софии — одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и в то же время монументальное сооружение.

В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии. В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка. В западной части храма, у пилонов, были прикреплены знамена и значки, отбитые генералом Черняевым у кокандцев 22 сентября 1864 года.

Двухъярусная колокольня собора построена в саду, окружавшем собор, в 1903 – 1905 годах по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа. В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского.

В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорва

Питер собор Спаса на Крови

Описание

У самого края набережной, отражаясь в водах канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), рядом с Михайловским садом высится уникальное по своей красоте здание храма Воскресения Христова.


Архитектура религиозного сооружения соответствует неорусскому стилю. Компактное в плане, увенчанное стройным шатром высотой в 81 метр, с девятью нарядными главами, со стройной колокольней, своим внешним видом напоминающей колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, сооружение резко выделяется своей оригинальной ассиметричной композицией в окружении архитектурных шедевров, построенных в стиле русского классицизма.


Храм Спас-на-Крови на месте покушения на императора


Второе название «Спас-на-Крови» храм получил в память о трагических событиях, произошедших на этом месте 1 марта 1881 года (по старому стилю). Здесь был смертельно ранен император Александр II революционером-народовольцем Игнатием Гриневицким. Через несколько часов после покушения царь скончался. Сразу после этих событий, потрясших всю прогрессивную общественность России, здесь была построена временная часовня. Одновременно приступили к проектированию мемориального храма.


Царь-Освободитель


Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.

Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.

В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.

Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.


Строительство и архитектура храма


Смерть царя-мученика вызвала сильнейший отклик и сострадание в душах всех слоев российского общества. Во временной часовне постоянно проводились панихиды за упокой императора. Было проведено несколько конкурсов на проект поминального храма. В 1887 году император Александр III утвердил проект, выполненный архитектором Альфредом Парландом при участии архимандрита Игнатия – настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Примером для авторов стали архитектурные каноны Допетровской Руси, по которым строились Московские и Ярославские храмы в XVI – XVII веках.

Закладка храма Воскресения Господня состоялась в 1883 году и еще до окончательного утверждения проекта в течение трех лет велись работы по укреплению слабых в этом месте грунтов и устройству сплошного фундамента из путиловской плиты. В 1888 году, сразу после высочайшего утверждения проекта был возведен гранитный цоколь, на котором в ложных нишах были укреплены памятные доски из красного гранита с повествованием о главных событиях в период царствования Александра II и его указы. Возведенные стены были облицованы клинкерным фасадным кирпичом различных оттенков, привезенным из Германии. Все разнообразные элементы декора на фасадах были изготовлены из белого эстляндского мрамора.

Здание представляет собой традиционный древнерусский четверик, завершающийся пятиглавием, центральные главы созданы по образу и подобию глав московского Покровского собора (храма Василия Блаженного). Однако облицовка глав плиткой, покрытой цветной эмалью, не имеет аналогов в русской и европейской архитектуре.


Алтарная часть на фасаде с восточной стороны определяется тремя алтарными апсидами, увенчанными золочеными главками. Центральная главка покрыта золотой смальтой.

Вместо центральной главы устроен высокий (81 метр) шестигранный шатер, покрытый глазурованной черепицей и поливными изразцами, выполненными артелью Харламова. Он завершается золоченой луковичной главой с крестом.

К западной части основного объема здания, выдвигаясь в сторону канала, пристроена высокая колокольня высотой 62.5 метров, также увенчанная золоченым луковичным куполом с высоким золоченым крестом и императорской короной (примером послужила колокольня Ивана Великого в Успенском соборе Московского кремля). Во внешнем объеме колокольня определяет то самое место, где император был смертельно ранен. У западной стены колокольни под золоченым навесом расположено мраморное распятие с изображением Иисуса Христа а по сторонам – иконы с изображениями Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Над полукруглым окном расположен иконописный образ Святого благоверного князя Александра Невского. Гербы губерний и городов Российской империи, выполненные на медных пластинах по рисункам академика живописи П. А. Черкасова, изображены на фасадах колокольни.


Входы представляют собой нарядные шатровые сдвоенные крыльца, примыкающие к основному объему колокольни с севера и юга. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами. Мозаичные картины на тему страстей Христовых, выполненных по живописным оригиналам художника В. М. Васнецова, украшают тимпаны крылец.

В 1894-95 годах возводились своды и паруса, изготавливались металлические конструкции глав на столичных литейных заводах. Часть из них были декорированы цветной эмалью на фабрике А. М. Постникова. Золоченый крест над главным шатром был установлен в 1897 году.

Строительство здания и отделка всех декоративных элементов наружного облика и внутреннего пространства заняли 24 года, ведь при отделке всего храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий, изготовленных по эскизам выдающихся русских художников конца XIX века, работавших в разных стилевых направлениях в рамках большого европейского стиля модерн.

К грандиозной работе было привлечено более 30 живописцев, среди которых такие знаменитые фамилии, как М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, А. П. Беляев, Н. Н. Харламов, Н. А. Кошелев. Мозаичных дел мастера из артели В. А. Фролова воплотили в жизнь все идеи талантливых художников. Мозаичные изображения Спаса Нерукотворного на западном и Воскресения Христова – на северном фасаде были выполнены по эскизам художника М. В. Нестерова. Автор мозаичного изображении на южном фасаде «Христос во Славе» — художник Н. А. Кошелев. Изображение «Спаса Благославляющего» на восточном фасаде было выполнено по эскизам архитектора всего сооружения академика архитектуры и живописи А. А. Парланда.


Окончание строительства и торжественное освящение храма Воскресения Господня состоялось 19 августа 1907 года в присутствии высочайших царских особ императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этот же день была отслужена первая торжественная литургия.

При том, что внешний облик храма и внутреннее убранство выполнены в традициях древнерусского зодчества, при строительстве и отделке были применены самые прогрессивные методы того времени, в художественном декоре воплощены в жизнь самые смелые идеи и технологические методы в области искусства. Основные материалы, примененные при отделке храма: облицовочный разноцветный и глазурованный кирпич, цветная глазурованная фигурная черепица, несколько пород мрамора из России и Италии, гранит, разноцветные художественные эмали и мозаика, золотая смальта, горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные горные породы, золото, серебро.

Благодаря полной электрификации (было смонтировано 1689 электрических ламп), декоративное и художественное убранство внутреннего пространства 81-метрового здания очень хорошо освещалось, что давало возможность разглядеть все детали интерьера даже на большой высоте.


Внутреннее убранство храма

Мемориальный храм «Спас на Крови» возведен на знаковом месте. Здесь был смертельно ранен от руки террориста император. Во внутреннем объеме колокольни расположено место, где произошло это трагическое событие: часть набережной с булыжной мостовой, на которую пролилась кровь «Царя-Освободителя». Памятное место накрывает сень, устроенная в виде восьмигранного шатра, который поддерживают четыре колонны. Все детали архитектурной композиции из алтайской и уральской яшмы выполнены русскими камнерезами. Каждый, кто попадал в храм, войдя через входы, устроенные в здании колокольни, сразу понимал, что пришел в глубоко сакральное поминальное место.


Храм Воскресения Господня неповторим благодаря своему декоративному убранству, ведь мозаичные художественные композиции на религиозную тему и декоративные элементы покрытия стен и сводов составляют более семи тысяч квадратных метров. Изобразительный ряд отражает мемориальное и религиозное, посвященное Рождеству Христову назначение.

Земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудесных деяний, сотворенных им при своей земной жизни отображен в мозаичных иконах, расположенных в центральной части. Все художественные композиции изображены на голубом фоне. Над алтарем по эскизу иконописца Н. Н. Харламова на золотом фоне, набранном из золотой смальты — канторели, выложены две иконы: «Спас в силах» и «Христос во славе».


В центральной алтарной апсиде изображена икона «Евхаристия», выполненная по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. При открывании царских врат верующие видят в золотом сиянии Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла.

Мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника В. В. Беляева, расположены в завершающих полусферах боковых апсид над иконостасом.

В полусфере центрального свода перед алтарем расположена икона, выложенная по эскизу художника Н. Н. Кошелева «Преображение Господне». Христос предстает перед своими учениками в золотом божественном сиянии, его отныне окружают пророки – Илия и Моисей. Рядом ученики – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.


На внутренней поверхности центрального свода изображена икона «Христос Вседержитель». Мозаичное полотно набрано по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. Лаконичная по цвету и рисунку икона выполнена в византийской традиции.

На поверхностях четырех подкупольных пилонов, на стенах и арках сверху до низу расположены мозаичные иконописные изображения святых. В малых плафонах по эскизам иконописца Н. Н. Харламова выложены мозаичные иконы «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполненные по византийским канонам.

Особой торжественности и светлой грусти исполнено внутреннее убранство в западной части храма, там, где находится сень над местом ранения императора. Напротив сени в западной стене расположено окно, через которое льется вечерний свет на памятное место. Над окном изображена икона «Новозаветная Троица». По обоим сторонам окна изображены ангел – хранитель царя и его небесный покровитель Святой благоверный князь Александр Невский. Фоны покрытий стен выполнены в золотистых тонах, что придает этому месту особый мягкий свет.

Изобразительный ряд в иконографическом оформлении храма разнообразен по стилям и авторским манерам.

Иконостас в отличие от мозаичного убранства стен, пилонов и сводов, выполненного в рамках монументальных выразительных приемов, выполнен в традициях станкового изобразительного искусства. Центральные иконы «Спаситель» и «Пресвятая Богородица», выложенные по оригиналам живописца В. М. Васнецова мастерами из Петербургской Академии Художеств, отличаются одновременно лаконичной композицией тонким живописным подходом к изображению образов в мозаичном искусстве.

Справа от иконы «Спаситель» расположено иконописное изображение «Сошествия во ад», слева от иконы «Пресвятая Богородица» — «Вознесение Господне». Обе иконы выложены по живописным картинам художника М. В. Нестерова в стиле модерн.

Одноярусный иконостас представляет собой образец высокого искусства итальянских камнерезов. Подбор пород мрамора и изысканная резьба создают впечатление, что перед вами не архитектурный элемент интерьера, а произведение ювелиров. В центре иконостаса расположены царские врата, оформленные разнообразными декоративными элементами. Три резных кокошника венчают всю архитектурную композицию. Иконостас выполнен по проекту архитектора А. А. Парланда.

В северном и южном нефах расположены два киота, представляющих собой сплошную стенку из резного камня. Икону «Святой благоверный князь Александр Невский» можно увидеть в северном киоте, икону «Воскресение Христово» — в южном. Автором живописных оригиналов, по которым набирались мозаичные изображения, явился художник М. В. Нестеров, работавший в стиле модерн.

Декоративное убранство храма представляет собой уникальное сочетание камнерезного искусства (более 80 рисунков орнаментов были разработаны архитектором А. А. Парландом и художником А. П. Рябушкиным) и мозаичного дела (площадь поверхностей, покрытых художественными мозаичными картинами составляет 7065 квадратных метров). При наружной и внутренней отделке были применены различные породы камня из России и Италии: гранит, мрамор, змеевик, уральская и колыванская яшмы, орлец; полудрагоценные и драгоценные породы: горный хрусталь, топазы – это только небольшая часть отделочных материалов, использовавшихся для украшения архитектурных элементов. Широко были применены золотая смальта, разноцветные ювелирные эмали, золото и серебро.

Пол в храме напоминает изысканный ковер необыкновенной красоты. Выложенное из различных сортов итальянского мрамора (более 10 сортов), напольное покрытие было выполнено мастерами из Генуи и собрано русскими мастерами по рисункам Архитектора А. А. Парланда.


В 1903- 1907 годах по проекту архитектора А. А. Парланда была сооружена бронзовая кованая ограда, отделяющая Михайловский сад от полукруглой площади, на которой построен храм Воскресения Господня. Выполненная в стиле модерн, ограда представляет собой большую художественную ценность. Крупный растительный орнамент стилизован под расписные орнаменты, которые украшают стены московского Покровского собора. Виртуозно выполненные цветочные композиции, поражают похожестью на свои природные аналоги. В этом архитектурно-декоративном произведении искусства сочетаются глубокие традиции средневековой России и новаторские тенденции эпохи модерна.

Экстерьер и интерьер храма «Спас на Крови» поражает своей неповторимой образностью, разнообразием архитектурных форм, изысканной утонченностью декоративных и художественных элементов. Весь облик храма напоминает каждому, кто его видит, о главной идее, ради которой было приложено столько человеческих сил, таланта, государственной воли и финансовых средств. Здесь все пронизано мыслями о светлой памяти об ушедшем от нас великом человеке, а христианский завет о Воскресении Господнем вселяет в души людей чувство радости и веры в лучшее.


Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.

Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.

В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.

В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.

При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.


Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.


Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.


Новая жизнь храма-памятника, как музея началась 19 августа 1997 года в день Преображения Господня. С 23 мая 2004 года со дня нового освящения в храме «Спас на Крови» проводятся регулярные богослужения. В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта (1 марта по старому стилю) проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору.

Собор Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге, Россия

Собор Святых Петра и Павла — старейший храм Санкт-Петербурга, а также второе по высоте здание в городе (после телебашни). Он неразрывно связан как с историей города, так и с династией Романовых, поскольку здесь находятся могилы почти всех правителей России со времен Петра Великого.

  • Собор св.Петра и Павла посреди Петропавловской крепости

  • Собор высотой 122,5 метра — самое высокое здание в центре Санкт-Петербурга.

  • Петропавловский собор в белые ночи

Начались работы по возведению первой деревянной церкви на этом месте всего через месяц после официального основания Санкт-Петербурга, а освящение церкви состоялось 1 апреля 1704 года.В 1712 году по проекту Доменико Трезини начали возводить нынешний каменный Петропавловский собор. На строительство этого ушло немного больше времени — фактически 20 лет — и он был освящен 29 июня 1733 года.

Петропавловский собор — это радикальный отход от традиционных православных церквей, построенный в стиле раннего барокко. Его прямоугольная форма, колокольня и знаковая игла — все это черты, заимствованные из протестантских церквей Западной Европы — особенно заметно влияние голландской архитектуры — все это соответствовало пожеланиям Петра.

Ангел флюгер на шпиле Петропавловского собора

Прямоугольное основание собора простирается с юго-запада на северо-восток, а его стены образованы декоративными пилястрами и витиеватыми головами херувимов на окнах. Многоярусную колокольню собора венчает знаковая игла, обитая медными позолоченными листами. Игла, построенная голландцем Германом фон Болисом, увенчана фигурой летящего ангела с крестом.Часы для колокольни были доставлены в 1720 году из Голландии, где их купили за 45 000 рублей — огромная сумма для того времени.

Часы и изображение херувима в Петропавловском соборе

Внутри собора находится фантастический иконостас, завершенный группой из более чем сорока московских архитекторов под руководством Ивана Зарудного в 1722-1727 годах. Если архитектурный стиль собора близок по стилю к лютеранской церкви, то роспись иконостаса больше в духе икон католической церкви.Стены собора также украшены картинами на различные библейские темы, в том числе множеством картин с евангельскими историями художников начала и середины 18 гг. века.

У колокольни яркая, часто трагическая история. Как самое высокое сооружение на многие мили, оно часто становилось жертвой молнии и фактически сгорело в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в результате особенно сильного пожара. Хотя колокола были уничтожены, иконостас из собора был убран вовремя.В 1766 году Екатерина Великая приказала восстановить колокольню в точности так, как она была раньше, а новую башню открыли в 1776 году.

Икона на фасаде собора

Новые колокола привезены из Голландии известным голландским мастером Ортом Крассом. Они играли «From the Glory» в начале каждого часа до 1917 года, а в полдень играли государственный гимн «Боже, царя храни» под аккомпанемент канонического выстрела — традиция, которая продолжается и сегодня. Часы были выключены, но в 1952 году были установлены новые, которые били четыре раза в день и играли гимн Советского Союза.

Одна из главных достопримечательностей — могилы большинства правителей России Романовых, начиная с Петра Великого. Справа впереди находится могила Петра, и люди до сих пор оставляют на ней живые цветы. Также здесь находятся Екатерина, Елизавета, все трое Александра, Павел, Петр III, Анна — а теперь и оба Николая, поскольку останки Николая II и его семьи были повторно захоронены в небольшой часовне Святой Екатерины 17 июля. , 1998.

Могилы бывших правителей и их семей очень экстравагантны, и их стоит увидеть.Например, над могилами Александра II и его жены Марии возвышаются монолиты из тонких и ценных камней, в том числе алтайской серой и зеленой яшмы. Над украшениями работали лучшие мастера Петергофа 17 лет.

Адрес: Петропавловская крепость
Метро: Горьковская, Спортивная
Время работы: Ежедневно с 10:00 до 18:00. Суббота с 11:00 до 18:00. Воскресенье, с 10:00 до 17:45.
Входной билет: 350 руб.00. Эта достопримечательность также включена в комбинированный билет музея / ов.
Фото и видео: Бесплатно
Примечание о доступности: Полный доступ (пандусы).

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ и ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

Собор Василия Блаженного

Cathédrale de Basile-le-Bienheureux

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву более известен как Собор Василия Блаженного: Собор Василия Блаженного.Это самая узнаваемая церковь в России.

Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по приказу Ивана Грозного. С тех пор он очаровывает приезжающих в Москву путешественников. Некоторым это показалось странным; другие были очарованы его необычной красотой. Об этом ходят легенды: жестокий русский царь ослепил архитектора, чтобы помешать ему построить более величественное здание для кого-либо еще, или что Наполеон хотел разрушить собор, когда понял, что не может переместить его туда. Париж.Что заставляет людей придумывать все эти истории? Сказочный собор по-прежнему возвышается над Красной площадью и поражает воображение своей красотой.

Собор был заказан Иваном Грозным в ознаменование взятия Казанского ханства и строился с 1555 по 1561 год. Собор Василия Блаженного на самом деле представляет собой группу зданий — центральную церковь, окруженную девятью вспомогательными церквями, восемь из которых являются посвящен восьми победам Ивана над татарами, а меньшая — святому Василию.Этот популярный московский святой был похоронен на земле, и его имя впоследствии стало названием собора.

Согласно летописи того времени, собор Василия Блаженного был спроектирован двумя русскими архитекторами: Бармой и Постником. Они не были ослеплены и фактически пошли строить больше церквей в России. Но этот собор на Красной площади остается самым необычным храмом в России и стал загадочным символом самой Москвы, пережившей революцию и советские времена.
Собор Василия Блаженного сейчас является музеем, и его интерьер все еще можно исследовать.Внутри уединенная и атмосферная. Вы можете проследовать по лабиринту темных галерей от одной часовни к другой, ощутив средневековое прошлое здания.

Собор Василия Блаженного можно увидеть во время экскурсии по Красной площади. Если у вас будет больше времени, вы сможете посетить музей в сопровождении гида по Москве, который расскажет вам больше о его истории и архитектуре.

Собор Василия Блаженного, Москва, Россия

Собор Василия Блаженного в Москве, Россия

Собор Василия Блаженного , также известный как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву или Покровский собор, является русским православным собором.Это самая известная достопримечательность России. Церковь, расположенная на Красной площади в Москве, была построена по указанию царя Ивана Грозного с 1555 по 1561 год в честь его победы над Казанским ханством. В XVI веке шлемовидные купола собора были заменены на луковичные. В 1670-х годах колокольню под открытым небом заменили на шатровую колокольню.

Собор просуществовал более четырех веков, и исторические свидетельства этого можно увидеть в картинах и фресках, начиная с 16 века и заканчивая масляными картинами 18 и 19 веков.Здание было захвачено правительством Советского Союза в 1928 году и остается секуляризованным как правительственный объект и музей.

Уникальная и самобытная архитектура собора напоминает пламя костра. Здание имеет яркие и красочные купола в форме луковиц разных размеров. Внутри многие стены украшены замысловатыми фресками.

Девять отдельных церквей построены на едином основании (крипте). Эти столпообразные церкви соединены двумя галереями.Внутренняя галерея огибает центральную церковь, а внешняя кольцевая галерея — все девять церквей.

В 1990 году собор Василия Блаженного, наряду с Кремлем и Красной площадью, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В киоске музея продается путеводитель по музею «Покровский собор», открытки, публикации Государственного исторического музея, сувениры, компакт-диски и DVD на разных языках.

Карта собора Василия Блаженного

Факты о Храме Василия Блаженного

  • Архитекторы Барма и Постник Яковлевы спроектировали этот великолепный собор Св.Собор Василия Блаженного.
  • Колокольня 16 века с шатровой крышей расположена на юго-востоке собора.
  • Собор находится на высоте 47,5 метра.

Где находится собор Василия Блаженного?

Храм Василия Блаженного расположен на Красной площади Москвы, в геометрическом центре города. Добраться до собора можно из международного аэропорта Шереметьево, взяв такси или воспользовавшись железнодорожным транспортом метро. Добраться до собора от аэропорта можно за час.

Лучшее время для посещения собора Василия Блаженного

Зима в Москве очень холодная и часто снежная, но по всему городу проводится множество фестивалей, чтобы компенсировать погоду, и с этим можно справиться, если вы к этому подготовлены. Май — хорошее время для посещения, с фестивалями, праздниками и лучшей погодой. Лето — самая горячая пора для туризма в Москве, поэтому, помимо жаркого сезона, вас ожидают длинные очереди к собору Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного Часы

Музей открыт ежедневно, кроме вторника.Зимой он открыт с 11:00 до 17:00, а летом — с 22:00 до 19:00.

Билеты на Собор Василия Блаженного

Билет для взрослых стоит 250 рублей. Стартовый взнос для студентов, школьников и пенсионеров — 50 рублей. За фотосъемку без дополнительного освещения и штатива разрешительный сбор составляет 160 рублей. Однако для видеосъемки — 180 рублей.

Подробнее о Храме Василия Блаженного

Ближайшие достопримечательности Собор Василия Блаженного

Казанский Кремль, Красная площадь, Большой театр и Третьяковская галерея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *