Синагога | Еврейский общинный центр
Смоленский еврейский общинный центр «Бейт Малкин»
Зал для молитвы
За время существования Центр действительно стал вторым домом для многих членов еврейской общины.
На филёнках входных дверей Общинного центра вырезаны десять ивритских букв, что составляет десять заповедей, полученных евреями на горе Синай.
В каждом дверном проёме, справа, прикреплена мезуза – пергаментный свиток со словами молитвы Шма. Мезузы служат в качестве защиты и напоминания о присутствии Б-га в доме.
Каждая синагога в мире представляет собой миниатюрный Храм, который был в Иерусалиме. В Общинном центре данная идея нашла воплощение в виде настенной росписи в холле здания.
Трапезы в шабат и праздники устраиваются в специальном зале на первом этаже Общинного центра.
Стены зала украшают панно, изготовленные Рогинской Л.Б.
Ритуальный умывальник расположен прямо напротив входа в молельный зал.
Мизрах (ивр. «восток») – название восточной стены синагоги. Во время молитвы все стоят лицом к мизраху – символическому и географическому востоку. Мизрах – символ святости, видимый символ невидимого Иерусалима, символ Стены Плача и Храма. Все синагоги мира ориентированы на Иерусалим, все синагоги Иерусалима ориентированы на Храм. Какие бы слова молитв ни произносились, в них явно или неявно присутствуют Иерусалим и Храм.
В центре мизраха – арон акодеш, священное хранилище свитков Торы. Хранилище является сердцем синагоги. Оно открыто в праздничные и самые важные моменты молитвы. В верхней части арон акодеша находятся две скрижали Завета, содержащие первые слова каждой из десяти заповедей. Арон акодеш укрывает занавес – парохет – украшенный символами каждого из двенадцати колен Израиля, представляющих единство еврейского народа.
Бима – возвышение в центре зала, на котором читаются свиток Торы и некоторые особые молитвы. Стол на биме покрыт специальной скатертью – тем самым мы выражаем уважение к Торе. Цвет парохета, скатерти на биме и одеяния Торы на время осенних праздников меняют на белый, что символизирует чистоту и прощение.
Амуд – своего рода трибуна рядом с арон кодешем – отсюда кантор или хазан задаёт тон молитве, ведя за собой всю общину.
Смоленск :: Федерация Еврейских общин России
Леви Ицхак родился 22 октября 1975 в Израиле в семье раввина Йегошуа Мондшайна (1947-2014) и Рахель-Леи Мондшай (1946-2005).
Раввин Йегошуа Мондшайн — известный историк-исследователь и летописец движения ХАБАД, работавший библиографом в отделе рукописей Национальной библиотеки Израиля при Еврейском университете в Иерусалиме.
Рахель-Лея Мондшай – преподаватель филиала педагогического университета «Бейт Ривка» в г. Иерусалиме.
Раввин Леви Ицхак третий ребенок из пяти в семье. Братья — раввин Давид Мондшайн (г. Москва, Россия, генеральный директор ФЕО СНГ), раввин Гилель Мондшайн (г.
В 1988 г. Леви Ицхак впервые встретился с Любавичским Ребе Менахемом Менделом Шнеерсоном в Нью-Йорке.
Учеба
1978-1992 гг. учился в Хейдер и Ешиве «Торат Эмет» г. Иерусалим, Израиль.
1992-1995 гг. учился в Ешиве «Томхей Тмимим» Кфар Хабад Израиль и Монреаль, Канада.
В 1996 г. с группой студентов Ешивы стал посланником в «Ешива» Сидний, Австралия.
В 1997 г. учился в раввинском институте «Махон ле Смиха» г.Мельбурне, Австралия
По окончанию института получил сертификат раввина Хаима Гутника (1921-2003) председателя раввинского комитета г. Мельбурн, раввина Ицхока Йегуды Иеруславского (секретарь хабадского раввинского суда в Израиле), раввина Элияу Фишера (глава «Колель Гур» в Бруклине, США).
Карьера
В конце 1997 г. прибыл в Россию г. Москва для развития Международного Фонда «Ор Авнер».
1998 – назначен секретарем Объединения раввинов СНГ.
2000 г – назначен секретарем главного раввината России.
2002 г. – назначен посланником Любавичского Ребе и главным раввином г. Смоленска и Смоленской области. Начал вести активную работу по возрождению еврейской жизни, традиций, обычаев на Смоленщине. В 2012 г. состоялось открытие Смоленского еврейского общинного центра «Бейт Малкин» и синагоги. В Смоленском общинном центре проходят праздничные мероприятия, занятия для мужчины и женщины по изучению Торы, программы для молодежи, детей и многое другое. Во дворе общинного центра построена миква для мужчин и женщин. Смоленская синагога стала остановочным пунктом для паломников, направляющихся в Любавичи.
Семья
В августе 1999 г. женился на Хане (Иткин) Мондшайн, дочери раввина Йосифа Ицхака Иткина и Нехамы (Юник) Иткиной г. Питтсбург, США.
Дети:
Сын – Менахем Мендел
Дочь – Хая Мушка
Дочь – Голда Ита
Дочь – Рахель
Сын – Берл
Сын – Давид
Сын – Мордехай
Дочь – Сима
Дочь – Шейна
Сын – Йохошуа
Сын — Меир
В Смоленске открыли синагогу | ОБЩЕСТВО
От больницы до синагоги
В воскресенье в Смоленске состоялось знаковое в жизни евреев города событие. У Никольских ворот в торжественной обстановке было открыто новое культовое сооружение – синагога. До революции синагога в нашем городе располагалась в здании, которое теперь все знают, как колледж телекоммуникаций на нынешней улице Коммунистической. Однако, после революции там устроили кинотеатр «Пятнадцатый». После войны здание выгорело, его восстановили, и, в конце концов, там обжилось всем знакомое учебное заведение.
Разговоры об открытии синагоги ходили, еще с 2003 года. Тогдашний губернатор Виктор Маслов объявил, что синагога может разместиться в бывшем здании больницы для недоношенных детей, которое с 1999 года находилось в аварийном состоянии. Для улаживания всех формальностей потребовалось девять лет. Правда теперь новое здание синагоги, находится буквально через дорогу от того места, где до революции была синагога.
На торжественную церемонию собралось много гостей из Смоленска и Москвы, видные деятели еврейских общин, в частности член Совета Федерации Ефим Малкин, на средства которого и было построено новое здание синагоги.
4800 квадратных метров добра
Открытие синагоги в Смоленске стало важным культурным событием, теперь под одной крышей на улице Исаковского располагается административный отдел, приемная смоленского раввина Леви Мондшайна, центр еврейской культуры и традиций, публичная еврейская библиотека, отдел помощи пожилым и кухня для нуждающихся.
— Праздник открытия дома собраний, как правильно переводится на русский язык слово синагога, состоялся сегодня в Смоленске, — сказал губернатор Алексей Островский.- Я рад, что синагога – это такой дом, где можно просто собираться, обсуждать вопросы установления межконфессионального и межнационального диалога на Смоленщине.
Церемония открытия синагоги в Смоленске совпала с исторической датой, когда почти три тысячи лет царь Соломон освятил первый в Иерусалиме храм.
Слова раввина
— Сегодня у нас знаковое событие, ведь последнюю синагогу открывали в Смоленске 100 лет назад, — сказал на церемонии открытия смоленский раввин Леви Мондшайн. – Приглашаю всех в дом бога. Приходите молиться, учиться и праздновать вместе с друзьями и семьей.
После всех торжественных речей и молитв в зал были внесены свитки торы, синагога официально открылась. А в это время на сцене уже выступал коллектив известного саксофониста Игоря Бутмана.
Смотрите также:
В Смоленске открыли синагогу — Общество
«Малый храм» в Смоленске удалось возвести менее чем за три года.
На торжественное открытие синагоги собрались члены еврейской общины и гости праздника.
В числе почетных гостей присутствовали губернатор Смоленской области Алексей Островский, первый заместитель губернатора Юрий Питкевич, Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Виктор Маслов(напомним, что именно он в мае 2003 года, будучи губернатором, объявил журналистам о том, что в Смоленске скоро появится синагога) и глава администрации Смоленска Николай Алашеев.
Вначале торжественной церемонии открыли памятный знак в честь Ефиму и Доне Малкиным, благодаря помощи которых воссоздали синагогу в Смоленске.
После того как представители еврейской общины и почетные гости перерезали традиционную ленту, у входа в здание прикрепили мезузу — символ еврейского дома.
Мезуза — это небольшой свиток, изготовленный из кожи животного. На ней рукой опытного переписчика особым шрифтом на иврите написаны отрывки из Торы, в которых упоминается эта заповедь.
Мезузу сворачивают в трубочку, вкладывают в узкий длинный футляр и прикрепляют к косякам дверей еврейского дома.
Для гостей провели небольшую импровизированную экскурсию по синагоге, познакомили с некоторыми традициями еврейского народа.
— Притом что я православный человек, я с большой радостью откликнулся на предложение Ефима Наумовича Малкина разделить с еврейской общиной этот праздник – праздник открытия дома собрания. Рад, что мы с администрацией города смогли хоть немного помочь, чтобы этот праздник состоялся. Я благодарен вам, Ефим Наумович, за то, что вы дарите всем нам пример любви к Родине и к родителям. Потому что именно так я воспринимаю то, что вы сделали для смоленской еврейской общины, — подчеркнул Алексей Островский на торжественном открытии синагоги.
Церемония освящения синагоги удивительным образом сочетала торжественность, демократичность и была наполнена радостью.
— Синагога – это дом нашей души, — сказал еврейской общины Смоленска Зиновий Агранат, подчеркивая важность появления в Смоленске синагоги.
Зиновий Агранат рассказал, что комплекс, расположенный на улице Исаковского, будет полноценным центром общинной жизни: в нем будет, кроме самой синагоги, еще и миква, столовая и, возможно, ресторан. Территория синагоги уже обустроена. На заднем дворике сделан красивый фонтан.
Синагога будет не только религиозным центром, но и культурным: здесь будут проводить иудейские праздники. А также будут работать спортивный зал и столовая для бедных.
Подарком для всех стало выступление на праздничном концерте известнейшего российского саксофониста, Народного артиста России Игоря Бутмана.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!
32013201
Сейчас читают:
ГТРК «Смоленск». Новости. В Смоленске открылась синагога
В Смоленске прошло торжественное открытие синагоги. Общинный еврейский центр в нашем городе начали строить еще в 2010 году по инициативе смоленского раввина Леви Мондшайна. И вот спустя почти три года у евреев города и области появилось место, где они могут не только молиться, но и познавать иудейскую культуру и помогать нуждающимся. «Малый храм» получил название «Бейт Малкин» в честь Ефима и Дони Малкиных, оказавших помощь в открытии центра. Им был посвящен памятный знак у входа в синагогу.Торжественная церемония собрала в Смоленске сотни жителей не только города и области. На открытие приехали верующие из Израиля и США.Перед тем, как гости вошли в еврейский храм, главный раввин России Берл Лазар прикрепил к дверному косяку мезузу — свиток пергамента из кожи животного, где написаны отрывки из священной для иудеев книги Торы.Алексей Островский, губернатор Смоленской области:
«То, что вы сделали, — это хороший пример и для некоторых русских, которые также являются уроженцами Смоленска и области. Коренные смоляне, входящие в знаменитый список «Форбс», но они не помнят свою родину и не думают о ней так, как вы».
Открытие «дома собраний» — так дословно переводится слово «синагога» — совпало с прошедшим накануне праздником еврейского Нового года Рош а-Шана.Леви И. Мондшайн, главный раввин г. Смоленска и Смоленской области:
«У нас нет сейчас Иерусалимских храмов. Синагога в каждом городе является заменой еврейского духовного центра в Иерусалиме».
Событие важно еще и потому, что у евреев Смоленска не было собственного места для молитвы на протяжении более 80 лет. Последний раз в нашем городе синагога была построена в 1914 году на улице Кадетской, однако в 28 году решением облисполкома здание отдали Техникуму связи.Берл Лазар, главный раввин России:
«Если они ничего не сотворят, почему я должен что-то делать? Ответ очень простой — на каждом из нас лежит задача изменить мир к лучшему».
Ольга Новожиловская, директор общественной организации «Региональная еврейская автономия Смоленской области»:
«После войны очень мало осталось в живых евреев, которые помнили свои корни, свои обычаи и традиции. И синагога даст возможность приобщиться к этой жизни, возродить старые церемонии».
Синагога станет не только центром религиозных собраний, но и местом проведения праздников. Также здесь открыли столовую для бедных и спортивный зал.Сергей Григорян:
«Я сам не местный, и в своем городе часто посещал еврейский центр, синагогу. И когда приехал в Смоленск, думал, будет она здесь или нет. Сейчас «Малый храм» открылся, я очень этому рад».
Видео доступно в архиве
Следующая новость
Смоленская синагога и Никольская башня…
report this ad report this ad- Российская Федерация
- Центральный федеральный округ
- Смоленская область
- городской округ Смоленск
- Промышленный район
- Смоленск
Никольская башня Жилой дом по адресу … Никольские ворота и … Promyshlennyy rayon,… Башня снизу Никольские ворота и … Никольские ворота См… Смоленск Долгочевская башня … Смоленск Promyshlennyy rayon,… Смоленск Долгочевская (Шембел… Башня Долгачевская почти Девонширские б… Башня Долгачевская з… Смоленск Башни слева направо:… Синагога и Смоленски… Смоленск Башни Заалтарная и … Никольские ворота См… Promyshlennyy rayon,… Promyshlennyy rayon,… Promyshlennyy rayon,… Никольская башня и Н… Стенка Башни Зимбулка и Ник… Смоленск Смоленск. Вид на кре… Nikol’skie vorota Жилой дом на улице И… улица Тухачевского улица Исаковского улица Нахимсона улица Чаплина улица Мира улица Маршала Жукова
Impressum
x
xМЕОЦ. Синагога в Марьиной роще. Евреи Москвы. | Еврейская Москва
МЕОЦ И СИНАГОГА В МАРЬИНОЙ РОЩЕ «БЕЙТ-МЕНАХЕМ»
2-й Вышеславцев пер., д. 5А
8-495-645-50-00
Марьина роща
ЕВРЕЙСКИЙ КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ЦЕНТР «ЖУКОВКА»
МО, Одинцовский р-н, Рублёво-Успенское ш., д. 207
8-495-407-08-35
Крылатское, Молодежная
ИЗРАИЛЬСКАЯ ОБЩИНА
Олимпийский проспект дом 18/1, Azimut Отель Олимпик
8-495-988-74-27
Проспект Мира
МАЛАХОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ОБЩИННЫЙ ЦЕНТР
МО, п. Малаховка, ул. 1-ая Первомайская, д.1В
8-495-501-93-63
8-498-643-63-66
МОСКОВСКАЯ ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА
Б. Спасоглинищевский пер., д. 10, стр. 1
8-495-624-24-24
8-495-623-96-97
Китай – город
Бейт Хабад МГИМО
Проспект Вернадского дом 58
8-926-6331700
Проспект Вернадского
ОБЩИНА «БЕЙТ ХАЯ»
Будайский пр-д, д. 5, стр. 1
8-495-660-05-63
ВДНХ
ОБЩИНА «МАГЕН ДАВИД-ХАМА»
Ленинградское ш., д. 52А, эт. 4
8-903-120-24-86
Водный стадион
ОБЩИНА «НОВЫЕ ВЕШКИ»
МО, Новые Вешки, Майская улица, д. 12
8-968-673-13-06
Алтуфьевская
ОБЩИНА «ХАВЕРИМ»
Ломоносовский пр-т., д. 25, к. 3
8-495-767-39-17
Университет
ОБЩИНА «ХИМКИ-КУРКИНО»
МО, Химки, ул. Лавочкина, д. 13, к. 2, офис 8. Вход со двора, домофон 5
8-910-441-52-62
Речной вокзал, Планерная
ОБЩИНА БУХАРСКИХ ЕВРЕЕВ
2-й Вышеславцев пер. , д. 5А
8-968-951-26-80
Марьина Роща
ОБЩИНА В ИЗМАЙЛОВО «ЦЕМАХ ЦЕДЕК»
ул. Ткацкая, д. 46
8-916-480-25-87
Партизанская
ОБЩИНА В МЫТИЩАХ
МО, г. Мытищи, ул. Лесная д. 4
8-926-054-04-85
ОБЩИНА В ФИЛЯХ
ул. Олеко Дундича, дом 25, оф. 38
8-916-278-21-78
Филевский парк
ОБЩИНА В ПУШКИНО
МО, г. Пушкино, ул. Льва Толстого, д. 18
8-905-770-00-35
8-7-903-555-42-95
ОБЩИНА В ХАМОВНИКАХ «СРЕДИ СВОИХ»
ул. Льва Толстого, д. 14, эт. 2
8-495-78-613-78
Парк культуры
ОБЩИНА В ЩУКИНО «ДОМ ДАВИДА»
ул. Маршала Тухачевского, д. 16, к. 2, оф. 2
8-495-782-21-33
Октябрьское поле
ОБЩИНА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
ул. Достоевского, д. 3
8-495-969-75-77
Достоевская
ОБЩИНА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ «ШААРЕЙ КЕДУША»
ул. 1-я Сокольническая, д. 8
8-926-602-22-45
Сокольники
ОБЩИНА ГРУЗИНСКИХ ЕВРЕЕВ
Спасоглинищевский пер., д. 10
8-963-770-18-18
Китай-город
ОБЩИНА ДЛЯ АНГЛОГОВОРЯЩИХ ЕВРЕЕВ
Калошин пер., д. 12
8-985-768-73-92
Арбатская, Смоленская
ОБЩИНА НА ЛЕНИНСКОМ ПРОСПЕКТЕ
Ленинский пр-т, д. 97
8-906-762-88-81
Университет
ОГЕ | ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
1-я Сокольническая ул., 8
8-916-759-77-77
Сокольники
СИНАГОГА «СОКОЛ — АЭРОПОРТ»
ул. Академика Ильюшина
8-495-508-43-35
Аэропорт
СИНАГОГА В АЭРОПОРТУ ДОМОДЕДОВО
МО, городской округ Домодедово, аэропорт Домодедово, 1
8-926-722-15-18
СИНАГОГА БЕЙТ ХАБАД СОКОЛЬНИКИ
ул. Олений вал, д. 3 стр. 1
8-499-272-7770
Сокольники
СИНАГОГА В МЕИЭФИП
ул. Отрадная, д. 6
8-910-405-65-11
Отрадное
СИНАГОГА В ОТРАДНОМ «ДАРКЕЙ ШАЛОМ»
Нововладыкинский пр-д., д. 17
8-495-221-65-48
Отрадное, Владыкино
СИНАГОГА И ОБЩИНА В ПЕРОВО «ШАМИР»
Свободный пр-т, д. 37/18
8-495-375-66-77
Новогиреево
СИНАГОГА В «МОСКВА СИТИ»
Пресненская наб., д. 2
8-495-926-04-92
Выставочная
СИНАГОГА В ТК «ДУБРОВКА»
ул. Шарикоподшипниковская д. 13 стр. 3.
8-968-730-81-11
Дубровка
СИНАГОГА НА БОЛЬШОЙ БРОННОЙ
ул. Большая Бронная, д. 6, стр.3
8-495-695-63-45
Пушкинская, Чеховская, Тверская
СИНАГОГА НА ЧИСТЫХ ПРУДАХ
Малый Харитоньевский пер., д. 10, стр.1
8-495-623-40-78
Чистые пруды, Тургеневская
Как родился Хабад в Смоленске — Нападающий
Эта статья изначально была опубликована в идиш-
форвертах.Русский город Смоленск расположен в регионе, который исторически являлся предметом споров между Россией и Литвой, которая позже стала частью Польши. Смоленск стал частью России после русско-польских войн в 17 веке, но его литовские корни оставили явный отпечаток на смоленской еврейской общине. Это была родина Хабад-хасидов, гораздо более тесно связанных с Россией, чем другие хасидские секты на Украине, в Галиции и Польше.
Новый сборник «Евреи окраин: Смоленская область» под редакцией Светланы Амосовой содержит историко-этнографические исследования еврейской жизни в Смоленске и близлежащих городах, включая Любавичи, Красное и Рослав. Находясь в составе Литвы, Смоленск находился на восточной границе того, что евреи называли Мединас Райсн , или Белорусской губернии. Как объясняет доктор Владимир Левин в своем введении к «Евреям приграничья», Мединас Райсн занимали большую часть сегодняшней Восточной Беларуси и меньшую часть Западной России.В отличие от собственно Литвы, там не было больших ешив и знаменитых раввинов, а идиш, на котором говорили жители, был смешан с русским. Беларусь вошла в состав Российской империи раньше, чем другие регионы Литвы и Польши, поэтому евреи там были более поглощены русской жизнью, культурой и даже политикой. Некоторые смоленские евреи, принявшие христианство, сыграли заметную роль при дворе Петра I.
Официально польские короли не разрешали евреям селиться в Смоленске.Но среди исторических свидетельств скрыт ответ раввина Йоэля Сиркиса женщине из Кракова, муж которой уехал в Смоленск и там пропал. Из этого документа, датированного 1616 годом, ясно, что в Смоленске в то время было восемь квору мужчин — всего восемьдесят мужчин, и у них также было еврейское кладбище. (Муж женщины наконец появился в Москве.) Русская армия заняла Смоленск в середине 17 века. Согласно историческим хроникам, они приказали всем евреям принять христианство или сжечь.Но другие источники показывают, что некоторое количество евреев оставалось в Смоленске даже под властью России.
После отделения от Польши в конце XVIII века Смоленск не вошел в черту оседлости Российской империи. Тем не менее евреи составляли 9% населения города. Это были ремесленники и торговцы, имевшие там дела лучше, чем в Черном краю. Живя в Смоленске, они остались близкими родственниками в Беларуси. Смоленск был еврейской серединой между историческими еврейскими кварталами Беларуси, Литвы и самой России.Красивое здание главной синагоги — свидетельство еврейской роскоши Смоленска до революции.
Существовали также активные еврейские общины в городах на торговом пути из России в Балтийское море, таких как Красне и Орша. Город Любавич стал всемирно известным как центр Хабада, положение, которое он занимает с 1813 года. Польские владельцы города специально пригласили второго раввина Хабада, раввина Дов-Бер Шнеерсона, поселиться в Любавиче. Присутствие раввина привлекло в город деловых людей и хасидов.
Третий раввин, раввин Менахем-Мендл, создал сложную сеть общин и молитвенных групп Хабада в Беларуси, Северной Украине и южных регионах «Новой России», таких как Екатеринослав и Херсон. У Хабада всегда была сильная организация со строгой дисциплиной. Они ввели эффективную систему сбора денег через добровольный пидён-нефеш . Это был вид налога, который хасиды платили раввину и его семье. Ответственность за сбор денег лежала на эмиссарах Хабада, которые ежемесячно посещали общины Хабада.Семья раввина вкладывала деньги в различные предприятия, которые способствовали экономическому благополучию Любавича.
К XIX веку раввин Шолом Дов-Бер основал ешиву Томхей Темимим, которая подготовила новое поколение лидеров Хабада. Историк Эли Лурия считает, что статус Хабада как одной из самых мощных и активных религиозных доктрин в современном еврейском мире был установлен именно в Любавиче. И по сей день на Любавичском кладбище стоит памятник семье Шнеерсон.
Смоленск | Encyclopedia.com
СМОЛЕНСК, город на западе России. С 1404 по 1514 год Смоленск был владением Литвы, а с 1611 по 1654 год — под властью Польши. Впервые евреи упоминаются в Смоленске в конце 15 -го -го века; в 1489 г. в городе было три еврея-налоговика. Хотя король Сигизмунд II запретил евреям проживать в Смоленске, когда город перешел к Польше, евреи, тем не менее, продолжали жить там.Согласно «Старому респонсу» баха (Р. Джоэл Сиркес), в Смоленске в 1616 г. проживало около 80 евреев. Когда Смоленск был повторно завоеван русскими (1654 г.), евреи были вынуждены обратиться, а те, кто этого не сделал. поэтому были либо казнены, либо взяты в плен и депортированы во внутренние районы России. Однако еврейские купцы из Литвы продолжали посещать Смоленск или проезжать через город по пути в Москву даже после русского завоевания. В начале 18 -х годов века литовские евреи снова начали селиться в Смоленске и его окрестностях.Они занимались торговлей и сдачей в аренду различных коммунальных услуг. Эта деятельность вызвала зависть у их христианских соперников, и в 1722 году два смоленских христианина обратились в Синод с просьбой изгнать евреев из области, утверждая, что евреи высмеивают христианство. Один еврей, Барух б. Лейб (которого через несколько лет также обвиняли в обращении русского офицера Александра Возницына в иудаизм) построил синагогу в своем родном селе Зверович под Смоленском. В 1727 году на основании христианских жалоб было дано указание изгнать Баруха и его единоверцев из Смоленской области.В том же году царица Анна приказала изгнать всех евреев из России, но к 1731 году еврейским купцам было разрешено посещать Смоленск с деловыми целями. Практически евреи продолжали жить в Смоленске на постоянной основе. Когда в 1791 г. была установлена черта оседлости, Смоленская область в нее не входила, и до отмены черты оседлости в 1917 г. евреям было официально запрещено проживать в Смоленской области. Тем не менее, некоторые евреи, попавшие в категорию лиц, которым разрешено жить за пределами черты оседлости, поселились в Смоленске в 19 — веках, где они продолжали играть особенно активную роль в торговле древесиной в регионе.В 1897 году количество евреев в Смоленске составляло 4651 человек, что составляло 10% от общей численности населения. Во всем регионе было 11 185 евреев. Число евреев в Смоленске значительно увеличилось после революции 1917 года; в 1926 г. в городе проживало 12 887 евреев (16,2% населения). В 1922 году Большая синагога была конфискована советскими властями. В 1929 году еврейская учительская семинария, основанная Евсекцией, была переведена в Смоленск из Гомеля. Немцы оккупировали город в августе 1941 года и почти сразу же создали гетто для смоленских евреев в Садках.В июне-июле 1942 г. было убито около 2 000 евреев. В конце 1960-х годов еврейское население составляло около 5000 человек. Синагоги не было. В начале 2000-х, после эмиграции 1990-х годов, во всей Смоленской области проживало около 1000 евреев. В городе были синагога, еврейский общинный центр, газета Yachad , молодежный клуб, воскресная школа, драматический клуб, группа артистов «Менора» и социальная служба, раздающая продуктовые наборы.
Библиография:
B.Кац, Ле-Корот ха-Иегудим бе-Русях, Полин ве-Лита (1898), 56; С. Гинзбург, Historishe Verk , 3 (1937), 142–3; R. Brainin, Fun Mayn Lebns Bukh (1946), 111–47; М. Ошерович, Shtet un Shtetlekh in Ukraine , 2 (1948), 213–25; Х.Д. Ривкин, Еврей в Смоленском (1910).
[Иегуда Слуцкий]
Историческое наследие — Еврейское наследие Европа
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ«Наше наследие: синагоги СНГ, прошлое и настоящее»
Онлайн-версия книги Майкла Бейзера, в которой рассказывается об истории синагог в странах бывшего Советского Союза, а также об их закрытии, процессе реституции и восстановлении синагог после 1991 года.В книгу включены фотографии и информация с десятков сайтов. Примечание: книга вышла в 2002 году, поэтому часть материала устарела.
Еврейская Восточная Пруссия
Веб-сайт о еврейской истории, жизни и наследии в Восточной Пруссии (теперь разделенной между Литвой, Россией и Польшей)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ САЙТЫМОСКВА
Дом крупнейшей еврейской общины в России с множеством ресурсов для местных евреев и гостей города.
Хоральная синагога
Большой Спасоглинищевский переулок, 10
Москва, Россия, 101000
Тел .: +7 (495) 624 2424
Электронная почта: [email protected]
Страница Facebook: https://www.facebook.com/centralsynagogueru
Большая купольная синагога, главная синагога в России, спроектированная австрийским архитектором Семеоном Эйбушицем совместно с С.К. Родионов. Строительство храма было завершено в 1891 году, но он не был официально открыт и открыт для публики до 1906 года, после дальнейшей реконструкции и архитектурных работ известным архитектором Романом Кляйном.
Смотрите документальный фильм о синагоге:
БАБУШКИН (МЫСОВАЯ; МЫСОВСК)
Остановка на Транссибирской магистрали на южном берегу Байкала. Есть небольшое разрушенное еврейское кладбище, основанное примерно в 1825 году и использовавшееся до 1937 года.
Проект восстановления еврейского кладбища
Инициатива, возглавляемая канадским писателем русского происхождения Владимиром Роттом. На сайте есть список имен людей, найденных на сохранившихся надгробиях.
См. Сообщение JHE об этом проекте.
БРЯНСК
Синагога
В рамках проекта реставрации, финансируемого из местных источников, синагога станет центром еврейской общинной жизни в этом городе на юго-западе России. Здание было построено в 1905 году и национализировано советской властью в 1929 году.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть список на веб-сайте исторических синагог Европы.
Контактная информация еврейской общины.
См. Трогательный рассказ об истории и разрушении довоенной еврейской общины города из книги Йискора.
КАЛУГА
Большая синагога
ул. Дзержинского, 41
Калуга 248001
Тел: +7 (484) 292 6690
Эта синагога перед Первой мировой войной была конфискована советскими властями в 1926 году с тех пор, когда она использовалась профсоюзом и как училище для работников культуры. После возрождения небольшой еврейской общины города синагога была возвращена ей в 2013 году.Двухлетняя программа реновации завершилась обновлением здания с характерным куполом. На первом этаже находится культурно-просветительский центр и кошерная столовая.
См. Список на сайте исторических синагог Европы.
КАЗАНЬ
Синагога
Профсоюзная улица, 15
Казань, Татарстан 420111
Тел: +7 843 292 1724
Факс: +7 843 292 1724
Электронная почта: gorelikkazan @ gmail.com
Построенная в стиле русского неоклассицизма, модном за десятилетие до Первой мировой войны, эта синагога в столице республики Татарстан с преимущественно мусульманским населением была лишена своей религиозной и культурной идентичности, пока находилась в руках советских властей. Вернув здание в собственность общины в 1996 году, после десятилетий использования в качестве центра для преподавателей, еврейская община даже нашла портрет Ленина на стене. Благодаря государственному и другому финансированию была проведена обширная реставрация и реконструкция, что позволило синагоге отпраздновать свое столетие с элегантно отреставрированным фасадом и богато украшенным интерьером с тяжелым резным деревянным ковчегом.
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Синагога
Сегодняшняя еврейская община использует так называемую солдатскую синагогу, построенную в 1872 году и являющуюся единственной действующей синагогой в городе. У него простые фасады с высокими арочными окнами и небольшими куполами по углам крыши. Пострадавший в результате антиеврейских волнений в 1905 году, он был отремонтирован и перестроен в 1913-1914 годах под руководством петербургского художника-архитектора Якова Германовича Гевирца, который специализировался на проектировании синагог. Он был национализирован в 1935 году и десять лет использовался как фабрика. Он был возвращен в собственность евреев в начале 1990-х годов, после чего был отремонтирован, отреставрирован и заново освящен в 2005 году. С историей здания можно ознакомиться на веб-сайте еврейской общины.
СМОЛЕНСК
Синагога
улица Исаковского, 9
Смоленск 214000
Тел: +7 (481) 238 0118
Электронная почта: [email protected]
Отреставрированная синагога Смоленска, которая была открыта в 2012 году, спустя более 80 лет после того, как она была захвачена советскими властями.Он был построен в тени крепости 16 века, окружавшей ближайшую к городу Любавич еврейскую общину. В здании находится Еврейский общинный центр Бейс Малкин и синагога Бейс Менахем.
См. Список на сайте исторических синагог Европы.
СТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Большая хоральная синагога
Великолепная богато украшенная синагога в мавританском стиле с характерным высоким куполом, освященная 12 декабря. 8, 1893. Веб-страница (на веб-сайте еврейской общины) предоставляет подробную историю синагоги в контексте истории еврейской общины. Он включает в себя изображения и архитектурные проекты.
Сайт еврейской общины
Малая синагога
Эта синагога, являющаяся частью комплекса Большой хоральной синагоги, была открыта в 1886 году. Она вновь открылась в 2015 году после пяти лет ремонтных работ. (Щелкните ЗДЕСЬ , чтобы просмотреть видеоролики.) На этой веб-странице представлена ее история (и больше информации можно найти на веб-странице Большой хоральной синагоги): «Ее лепной потолок был создан скульптором Моисеем Аноли; Арон-ха-Кодеш был выполнен краснодеревщиком Берманом и позолочником Соломоном Антовилом.Малая синагога функционировала как временная синагога, пока не был готов молитвенный зал Большой синагоги (1893 г.). В 1894 году, когда семь еврейских часовен, официально существовавших в городе, были закрыты постановлением правительства, Малая синагога стала использоваться как часовня хасидских купцов. По сей день он остается хасидским ».
Преображенское еврейское кладбище
Монументальное кладбище с более чем 80 000 могил. Веб-сайт включает в себя базу данных с возможностью поиска с информацией почти обо всех могилах и карту кладбища с разбивкой по участкам и рядам.
ТОМСК
Большая хоральная синагога
ул. Руза Луксбург, 38,
Электронная почта: [email protected]
Большая хоральная синагога в этом городе в Западной Сибири была построена в 1902 году. Конфискованная советским режимом, она была возвращена в собственность еврейской общины в 1999 году. Десятилетием позже она была полностью отреставрирована внутри и снаружи и заново освящена в 2010 году. включал установку новой на центральной башне — первоначальный купол был удален.В дополнение к молитвенному залу комплекс теперь включает общественный центр, классы, библиотеку, детские игровые комнаты, микву, магазин иудаики и кафе.
Архитектор, израильский архитектор Игнат Фельдблюм, разместил в Facebook галерею, демонстрирующую реконструкцию здания и его завершенную форму.
Нажмите, чтобы увидеть в Facebook галерею фотографий этапов реставрации, включая фотографии «до»
См. Документацию синагоги Центром еврейского искусства
Солдатская деревянная синагога
ул. Фрунзе, 15
Построен в 1907 году еврейскими бывшими детьми-солдатами царской армии; спроектирована Андреем Лангером в «провинциальном мавританском стиле» и является одной из двух сохранившихся деревянных синагог в России. Он был конфискован советскими властями в 1930 году. Он был возвращен в собственность евреев в 2018 году.
Прочтите статью о синагоге и ее возвращении в собственность евреев
См. Документацию Центра еврейского искусства 2015 г.
ВЛАДИВОСТОК
Синагога
ул. Прапорщика Комарова, 5
Владивосток, 6
Тел .: +7 (423) 279 0207
Построенная в 1916 году синагога передана Федерации еврейских общин России в 2005 году.Здание было конфисковано советскими властями и использовалось как кондитерская. После обширного процесса восстановления он был вновь открыт в 2015 году. Сейчас он является единственным местом поклонения небольшой еврейской общины сибирского города.
См. Список на сайте исторических синагог Европы.
Историю еврейской общины Владивостока можно посмотреть здесь, на сайте Бейт Хатфуцот.
Майкл К. Хики, профессор истории
Майкл К.Хики , доктор философских наук, профессор истории, представил исследовательский доклад «Как сделать евреев советскими в Смоленске? Еврейский политпросвет во время НЭПа» на панели «Взлет и падение советской еврейской культуры» на ежегодной конференции Ассоциации славян. , Восточноевропейские и евразийские исследования в Бостоне 7 декабря. В статье Хики основное внимание уделялось еврейским читальным залам, созданным коммунистическим режимом в 1920-х годах как институты «политического образования», и тому, как евреи в небольших городах на западе России фактически использовали такие заведения.Хики также выступил с докладом на тему «Новое исследование природы власти и темы насилия в русской революции» в качестве члена круглого стола ASEEES 8 декабря на тему «Россия в 1917 году: наследие столетия, вопросы без ответа, новые повестки дня».
Стипендия2018
август — Хики, доктор философии, опубликовал исследовательское эссе «Кто контролирует леса? Леса и моноговластие в Смоленске в 1917 году», которое будет опубликовано в рецензируемом журнале «Революционная Россия» в июне 2019 года.«Революционная Россия» — передовой журнал о революционном периоде России. Публикует междисциплинарные исследования и обзоры.
Май — Хики, доктор философии, принял участие в семинаре Нотр-Дам по истории революции 1917 года, который проходил в Каммингс-центре российских и восточноевропейских исследований при Тель-Авивском университете (Израиль) с 27 по 28 мая. Семинар собрал 10 ученых из Англии, Франции, Израиля, России и США для интенсивного обсуждения новых исследований участников русской революции.Кроме того, в апреле Хики возглавлял дискуссионную группу по теме «Испытания холокоста в Германии и Венгрии» на 35-й конференции по Холокосту и геноциду в Университете Миллерсвилля.
Январь — Хики, доктор философии, представил доклады «Еврейские институты и сталинский террор в Смоленске» и «Доказательства, рассказы и легитимность: с учетом последних работ Семена Ляндреса, Веры Каплан и Дины Мойал о 1917 году». ежегодная конференция Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований в Чикаго прошлой осенью.
Январь г. — Хики, доктор философии, был председателем и ведущим дискуссионером двух групп на ежегодном собрании Исследовательской группы русской революции в Кардиффе, Уэльс: «Советская демократия: институциональные и культурные перспективы» и Военный коммунизм и нэп: экономика, политика, общество ».
Стипендия2017
Ноябрь — Хики, доктор философии, прочитал публичную лекцию на тему «Взрывчатость еврейской политики в русской революции» в Центре российских и постсоветских исследований Хэвигхерста при Университете Майами в Огайо.
Май — Хики, доктор философии, представил исследовательский доклад «Собаки на сене? Сельский Смоленск в 1917 году» на 55-й ежегодной конференции Южной конференции по славистике в Александрии, штат Вирджиния, этой весной. В статье Хики исследовалось пересечение деревенских конфликтов из-за контроля над лесными ресурсами и политических дебатов о местах принятия решений и структуре революционного государства в сельской России в 1917 году на основе местных архивных и газетных источников.
Март — Хики, доктор философии, статья «Память, бумага и хорошая история: как Смоленск получил свой« Октябрь »» была выбрана для онлайн-антологии, опубликованной журналом «Революционная Россия» в ознаменование столетия. русской революции 1917 года. Антология объединяет 14 наиболее значительных эссе по 1917 году, опубликованных в журнале с момента его создания в 1988 году. В эссе Хикки, первоначально опубликованном в 2008 году, используются провинциальные архивные источники для изучения политики общественной памяти о революции.
Февраль — Хики, доктор философии, представил «Социальные структуры, сферы власти и индивидуальный опыт: взаимосвязанные темы в обсуждении революций 1917 года в период их столетнего юбилея» на ежегодной международной конференции Исследовательской группы. о русской революции в Ньюкасле, Англия. В этом году конференция, ознаменовавшая столетие революций 1917 года в России, собрала пятьдесят ученых со всей Европы и Северной Америки. Выступление Хики на заключительном заседании встречи «Направления будущего» представило краткое изложение, обобщение и критика двадцати четырех статей, представленных на этой конференции.
Стипендия2016
декабрь — Хики, доктор философии, выступил в двух группах на конференции Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований этой осенью в Вашингтоне, округ Колумбия.
Хики выступал в качестве участника дискуссии на панели «Альтернативы советской власти: осень 1917 года», на которой рассматривалась жизнеспособность демократических коалиций как варианта захвата власти коммунистической партией. Он также был ведущим на панели «Прелюдия к столетию: что и как мы думаем о 1917 году», которая была посвящена новым направлениям исследований в изучении русской революции.
Летом 2016 года Хики был назначен в редакционную коллегию журнала «Революционная Россия», рецензируемого журнала британской исследовательской группы по русской революции.
август — Хики, доктор философии, принял участие в исследовательском семинаре на тему «Неудачная демократическая революция в России, 1917», организованном Институтом европейских исследований им. Нановича при Университете Нотр-Дам в Палмер-Хаусе в Чикаго. В семинаре приняли участие восемь ведущих ученых из У.С. и Великобритания, которые специализируются на истории русской революции, с целью выпустить книгу, приуроченную к столетию революции в 2017 году. Исследовательская презентация Хики «Потерянные в вермишели? Временное правительство и государственная администрация в Смоленской области. «сосредоточено на местном управлении в российских губерниях с марта 1917 по март 1918 года.
Апрель — Хики, доктор философии, обсудил это новое исследование в качестве основного докладчика на семинаре по русской истории в долине Делавэр в Суортмор-колледже.Кроме того, летом 2016 года в журнале «Революционная Россия» появится обзорный очерк Хики «Русская культура в войне и революции».
В области изучения последствий Холокоста этой весной в журнале «Белорусское политологическое обозрение» опубликовано обзорное эссе Хики «Еврейская жизнь в Беларуси: последнее десятилетие сталинского режима». 3. А 7 апреля Хики выступал в качестве комментатора группы «Польские еврейские беженцы и перемещенные лица» на 34-й ежегодной конференции по Холокосту и геноциду в Университете Миллерсвилля, где он также председательствовал и комментировал группу «Последствия Холокост и его память в Западной Европе. «
Март г. — Хики, доктор философии, принял участие в международной конференции на тему «Неудачная демократическая революция в России, 1917 год: переоценка столетия», проходившей в Риме (Италия) и организованной Институтом европейских исследований Нановича Университета Нотр-Дам. Помимо того, что он председательствовал на открытии конференции, Хики представил свое новое исследование о механике местного государственного управления в России в 1917 году. Эссе Хикки с той конференции «Потерянные в вермишели? Губернское правительство и местная администрация в Смоленске в 1917 году» будет появятся позже в этом году в специальном выпуске «Журнала современной российской историографии и истории».
Стипендия2015
ноябрь — Хики, доктор философии, представил два комментария участников дискуссии на встрече Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований в Филадельфии в 2015 году: «Евреи как политические пешки в военное и послевоенное время: аспекты польского и советский государственный антисемитизм, 1941–1953 »и« Что за государство и революция? О фундаментальных политических конфликтах русской революции 1917 года ». Встреча ASEEES — это ведущая ежегодная международная конференция в области исследований России и Восточной Европы.
ноябрь — Хики, доктор философии, представил доклад «Евреи в революции» на панели «Переоценка 1917 года: к столетию» на ежегодной национальной конференции Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований. в Сан-Антонио, Техас. Эссе Хикки под тем же названием появится в книге Дэниела Орловского, изд., Блэквелл, соратник русской революции (Кембридж, Великобритания: Blackwell, 2015).
Стипендия2014
Апрель — Hickey, Ph.Д. получил стипендию старшего специалиста Фулбрайта, чтобы провести этим летом несколько недель в Смоленске, Россия, где он продолжит свои архивные исследования по местной еврейской истории, прочитает лекцию в Смоленском государственном университете о тенденциях в американской историографии о России и будет развивать сотрудничество. проекты цифрового архива с историческим факультетом Смоленского государственного университета.
Март — Хики, доктор философии, был приглашенным участником этой весной дискуссии, посвященной теме «Украинский кризис» в Институте государственной политики Университета Бакнелла.В презентации Хики основное внимание уделялось роли исторической памяти в формировании нынешнего кризиса в Украине. Хики представил некоторые из своих новых исследований политики русско-еврейской общины во время Первой мировой войны на семинаре по истории России в Делавэрской долине в Университете Свортмор.
Январь — Хики, доктор философии, назначен в редколлегию русскоязычного междисциплинарного академического журнала «Известия Смоленского государственного университета», публикующего исследования профессорско-преподавательского состава и аспирантов Смоленского государственного университета.
Стипендия2013
Ноябрь — Хики, доктор философии, представил два исследовательских доклада на конференции Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований в Бостоне в ноябре 2013 года: «Смоленское крестьянство в 1917 году» для панели «Революции и революционеры». : Создание крестьянского округа »; и «Губернское правительство в Смоленске» за панель «Новое исследование русской революции. Часть 1: Временное правительство».
Февраль — Hickey, Ph.Д., завершил эссе «Смоленские евреи в войне, революции и гражданской войне», которое появится в книге «Калейдоскоп революций: Россия в региональной перспективе, 1914-1921 гг.» Под редакцией Аарона Ретиша, Сары Бэдкок и Людмилы Новиковой. (Блумингтон, ИН: Slavica, 2014). В этой главе обобщаются результаты пятнадцатилетних полевых архивных работ Хики по истории местного еврейства в российском провинциальном городе Смоленске.
Январь — Хики, доктор философии, отредактировал последний том рецензируемого научного издания «На еврейской улице / на Еврейской улице: журнал русско-еврейской истории и культуры», который представляет собой форум для новых исследований и документальных материалов. по истории евреев в Российской Империи и бывшем Советском Союзе.
Стипендия2012
Ноябрь — Хики, доктор философии, представил доклад участника дискуссии «Построение еврейства и еврейско-нееврейских сетей: три случая, места, периоды и исходы» 18 ноября для панельной дискуссии «Еврейский опыт в Современные Польша и Молдова »на ежегодной конференции Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований в Новом Орлеане. Он также председательствовал на панели «Украина между войнами» 15 ноября.
.Конференция ASEEES — крупнейшее в мире и наиболее важное ежегодное собрание ученых, специализирующихся на изучении России, Восточной Европы и Евразии.В 2012 году Хики был сопредседателем программного комитета конференции. В этом качестве он курировал процесс проверки и составлял расписание более 500 комиссий и встреч, проведенных на конференции в этом году. Хики также выполнял ряд административных обязанностей в течение четырех дней встреч, в том числе выступал в качестве ведущего на ежегодной церемонии награждения ассоциаций.
октябрь — Хики, доктор философии, получил награду за выдающийся справочный источник в 2012 году Американской библиотечной ассоциации (Ассоциация справочных и пользовательских услуг) за свою книгу «Конкурирующие голоса русской революции: борющиеся слова» (Гринвуд, 2011).Книга также была выбрана в качестве выдающегося ученого звания 2011 года.
август — Хики, доктор философии, недавно опубликовал эссе «Историческая гибкость брака и его стойкость как институт» Повседневная жизнь через историю (ABC-CLIO, 2011. Интернет).
апрель г. Хики, доктор философии, представил два доклада на ежегодной конференции Ассоциации южных славян в Александрии, штат Вирджиния, 8 и 9 апреля. Хики представил доклад «Еврейские левые социалисты и сталинский террор в России». Смоленск: Дело Бориса Подвицкого и Смоленской террористической группы, 1937-1938 гг., », А затем представил доклад« Против зерна: Майкл Меланкон и постоянное переосмысление истории российской революции ».
Январь — Хики, доктор философии, недавно опубликовал свою работу «Конкурирующие голоса русской революции: борющиеся слова» (Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд / ABC-Clio, 2011). Хики также является редактором нового академического журнала «На еврейской улице» / «На Еврейской улице». Журнал русско-еврейской истории и культуры, т. 1, вып. 1, который был опубликован в январе 2011 года.
Стипендия 2008
Июнь — Хики, доктор философии, получил стипендию научного сотрудника Летней исследовательской лаборатории Центра российских и восточноевропейских исследований Университета Иллинойса на июнь 2008 г.
сентябрь — Хики, доктор философии, написал статью «Коммунисты против священнослужителей: Смоленская хоральная синагога, синагога Хиславичи Ров Штибль и Антирелигиозная кампания в Смоленске во время НЭПа», которая появится в Сентябрь-октябрь 2008 г. Выпуск журнала «Эра НЭПа: Советская Россия, 1921-1928 гг.».
Ноябрь — Хики, доктор философии, был председателем программного комитета и основным организатором конференции Американской ассоциации содействия славистике в 2008 году в Филадельфии в ноябре. Программа этого года включала почти 500 панелей и более 1200 докладчиков, что сделало ее одной из крупнейших конференций в истории AAASS.
В качестве председателя программы Хики представил отчеты на заседании Исполнительного совета ассоциации 20 ноября и выступил в качестве церемониймейстера на ежегодной церемонии награждения ассоциации.22. Хики также был назначен председателем консультативного комитета ассоциации по коммуникациям и провел ежегодное собрание этого комитета 22 ноября.
.Кроме того, Хики работал председателем на двух секциях конференции: «Гендер и холодная война: совместная панель Ассоциации германских исследований — AAASS» 21 ноября; и «Большевики у власти: об исследовании Александром Рабиновичем Петрограда под властью большевиков в 1918 году» 22 ноября.
еврейского наследия, история, синагоги, музеи, районы и места для посещения
Республика Беларусь — государство, образовавшееся в результате распада Советского Союза.Однако он сохранил тесные связи с Москвой. Исторически Беларусь принадлежала Литве в четырнадцатом веке, Польше в пятнадцатом, а позднее — Российской империи в конце восемнадцатого века. С 1920 по 1939 год ее западные области (включая Гродно и Брест-Литовск) были интегрированы в состав Польши, а остальная часть страны входила в состав Советского Союза. Таким образом, история еврейской общины Беларуси связана с историей соседних стран — Литвы, Польши и России. Впервые еврейские общины упоминаются в Брест-Литовске в 1388 году, в Новогрудке в 1445 году, в Минске и Смоленске в 1489 году, в Пинске в 1506 году, а затем еще в Витебске, Могилеве и Орше. После раздела Польши Беларусь была окружена «чертой оседлости» Российской империи и, таким образом, подверглась ограничительной политике этих территорий. В 1847 г. в Беларуси проживало 225 000 евреев; в 1897 г. их число достигло 725 000 (или 13,6% от общей численности населения).
С интеллектуальной и духовной точки зрения белорусский иудаизм напоминал литовский иудаизм, отмеченный знаком хаскала (движение Просвещения). Большинство еврейских общин здесь, особенно на севере и западе, состояло из митнаггедим , ортодоксальных рационалистов, выступавших против хасидизма .Пригнанный из Украины Хасидизм тем не менее прижился в Витебке, благодаря Менахему Менделю. В девятнадцатом веке социалистическое движение стало популярным в Беларуси, которая стала родиной Бунда, еврейской социалистической партии, которая позже была подавлена большевиками. В 1920-е годы и во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны коммунистическое движение имело сильных сторонников среди белорусских евреев, которые по большей части вступили в ряды партизан или стали солдатами Красной Армии. В Беларуси оккупация была крайне жестокой, евреи истреблялись внутри своих гетто и каждый четвертый житель был убит. В 1970 году здесь оставалось 148000 евреев, но эмиграция значительно сократила это число, которое сегодня оценивается примерно в 30000.
Несмотря на сокращение численности, еврейская община Беларуси остается третьей на территории бывшего СССР — после России и Украины. В ее столице, Минске, проживает около 20 000 членов. Сейчас в стране 19 еврейских школ и 1400 учеников в 13 городах.Вы можете посетить в Минске еврейский культурный центр и Центр истории евреев Беларуси в Витебске. Если вы читаете по-белорусски, можете заглянуть в общественную газету www.sb.by.
Союз еврейских общин Белоруссии — крупнейшая общинная организация в стране.
С любыми исследованиями, касающимися древних шетлетов и их обитателей, для которых невозможно составить исчерпывающий список, посетите веб-сайт проектов мемориалов Холокоста в Беларуси.
Теги: бунд хасидизм хаскала наследие холокост еврейская община еврейская культура еврейская жизнь менахем мендель минск митнагдим синагога витебск
«Мы потеряли друга» | Еврейская неделя
Примечание. Польский народ понес потери, когда президент Лех Качиньский, его жена и 94 других пассажира российского самолета, в том числе многие высокопоставленные польские чиновники, погибли в катастрофе в субботу недалеко от Смоленска, Россия. Еврейские лидеры в Польше хвалили 60-летнего Качиньского как настоящего друга еврейской общины и Израиля, а участники ежегодного Марша живых носили на этой неделе черные нарукавные повязки в память о президенте.
Раввин Михаэль Шудрих, главный раввин Польши, должен был лететь обреченно. Только из-за соблюдения субботы он и несколько других членов польской еврейской общины не присоединились к президентской партии. Раввин был давним знакомым с президентом, ранее мэром Варшавы, он присутствовал на праздничных мероприятиях в главной синагоге города, несколько раз посещал Израиль, пожертвовал государственную землю в Варшаве для строительства Музея истории польских евреев и восстановил польское гражданство. 15 000 евреев, высланных в 1968 г. коммунистическим правительством страны.
Качиньский и его жена, которые направлялись на церемонию поминовения 22 000 поляков, убитых 70 лет назад сталинской тайной полицией в Катыни, будут похоронены в субботу на государственных похоронах в Кракове.
Не пропустите наши главные новости. Получите «Еврейскую неделю» в свой почтовый ящик. БЕСПЛАТНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
Мы потеряли друга. В качестве президента Польши Лех Качиньский был очень сильным и откровенным сторонником Израиля и нашей местной еврейской общины.Совсем недавно он решительно выступил против отчета ООН Голдстоуна за 2009 год (что довольно необычно для европейского политика), в котором Израиль обвинялся в совершении военных преступлений в Газе.
Его послужной список поддержки польского еврейства был долгим и глубоким:
♦ Он настаивал на включении нашей небольшой, но возрождающейся еврейской общины во все национальные церемонии.
♦ Он был первым президентом, зажегшим ханукальные свечи в Президентском дворце, церемонию, которую мне выпала честь вести в течение последних трех лет.
♦ В декабре 2008 года он стал первым действующим президентом Польши, посетившим нашу синагогу Ножиков, центр еврейской жизни в столице, для зажжения первой свечи Хануки.
♦ Он организовал специальную президентскую церемонию в честь Праведников народов мира, неевреев, которые рисковали своей жизнью, спасая евреев во время Холокоста.
♦ И он был одним из первых сторонников Еврейского музея, строящегося в Варшаве.
Два года назад, во время последнего визита президента Качиньского в Катынь, он повел меня к мемориальной доске раввину Баруху Штернбергу, главному раввину Польских вооруженных сил, который был убит в Катыни вместе с сотнями других солдат-евреев.По оценкам, около 10 процентов польских солдат, убитых в Катыни, были евреями.
Мы вместе искали эту доску, нашли ее и вместе стояли в безмолвной молитве.
Президент неоднократно подчеркивал, что мы должны помнить и о еврейских солдатах Катыни. Он также сказал, что невозможно понять историю Польши, не зная также роли евреев на протяжении последних почти 1000 лет.
Катынь стала символом последних пережитков Второй мировой войны и коммунистической лжи.Эта ложь наконец начинает исчезать.
В апреле 1940 года НКВД (предшественник КГБ) убил более 22 000 польской военной элиты. А потом обвинил в этом нацистов. 70 лет.
Во времена коммунизма Советы полностью отрицали ответственность. Тридцать лет назад было начало признания причастности Советов. Затем Владимир Путин — президент, а затем премьер-министр — в течение последнего десятилетия вернулся к лжи советских времен. Он отказался признать советскую ответственность.
До прошлой среды. На церемонии вместе с премьер-министром Польши Дональдом Туском Путин впервые упомянул о том, что массовые убийства были совершены при тоталитарном режиме Сталина.
Мария Качиньская, первая леди, тоже была особенным человеком: сердечным, открытым и терпеливым. Ее улыбка осветила бы комнату. Она заставляла каждого человека чувствовать себя особенным. Будь то в Варшаве на какой-нибудь еврейской церемонии или в Нью-Йорке во время посещения синагоги Восточного парка или во время работы с детьми-инвалидами, ей было все равно.
В самолете были и другие наши дорогие друзья. Отец Роман Инджейчик был одним из первых священников, вступивших в диалог с евреями, и открыто выступил против антисемитизма. Польский православный епископ Мирон Ходавски всегда улыбался и следил за тем, чтобы меня включили в него всеми возможными способами. Анджей Пшевожник работал с нами, чтобы сохранить лагерь смерти Белжец; сейчас Польша находится в середине проекта, чтобы сделать то же самое для Собибора. Мариуш Хандзлик был борцом за правду, в том числе за Израиль и еврейский народ.Он присоединился к нам на бат-мицву нашей дочери.
Все эти изменения в еврейско-польских отношениях произошли благодаря тихой дипломатии и настойчивости. Это пример для всего мира.
А потом эта трагедия. Еще больше польских жизней снова потеряно из-за Катыни.
Польша в шоке. Мы в Польше не знаем, что делать с трагедией потери сразу 96 человек, многие из которых являются лидерами. Президент и первая леди. Пятнадцать членов Сейма (парламента) и три сенатора. Пятерка высших военачальников.
Мне не хватает слов, чтобы описать боль, недоумение, агонию всей нации. Я потерял друзей. Еврейский народ и Израиль потеряли друзей. Друзья, которых мы потеряли, боролись за изменение Польши к лучшему. И Польша благодаря им стала лучше.
Майкл Шудрич — главный раввин Польши.
Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку новостей по электронной почте. Зайдите на страницу Jewish Week в Facebook и станьте фанатом! И следите за Еврейской неделей в Твиттере: начните здесь. |
г. Смоленск, путеводитель по России
Местное время в Смоленске — 8 августа, 2:55 (+3 UTC).
История Смоленска
Ранняя история Смоленска
Точная дата основания Смоленска не известна. В «Повести временных лет», посвященной истории Киевской Руси примерно с 850 по 1110 год, Смоленск впервые упоминается как центр племенного союза кривичей в 862 году. В 882 году он вошел в состав Киевской Руси.
В 1127 году киевский князь Мстислав Великий передал Смоленск под власть своего сына Ростислава Мстиславича. После смерти отца Ростислав стал фактически независимым князем и правил в Смоленске до 1160 года, когда он занял киевский престол. Таким образом был заложен фундамент независимого Смоленского княжества. Накануне монгольского нашествия это было одно из самых могущественных русских княжеств.
Время до монгольского нашествия было временем расцвета Смоленска.Он занимал площадь 115 га, на которой было около 8 тысяч домов с населением около 40 тысяч человек. По количеству каменных церквей, возведенных на рубеже XII и XIII веков, Смоленск превосходил любой другой город Руси. В 1229–1230 годах в Смоленске от чумы умерло до 32 тысяч человек.
Во время нашествия монголов Смоленск не пострадал, но многие районы княжества были опустошены, и Смоленск потерял свое значение. Его зависимость от Великого княжества Литовского стала расти. В 1387 году чума унесла жизни почти всех жителей Смоленска. Некоторое время Смоленск оставался безлюдным.
Больше исторических фактов…
Смоленск XV — XIX вв.
Большую часть XV века Смоленск находился под властью Великого княжества Литовского. Во время русско-литовской войны 1500–1503 годов русская армия безуспешно осадила Смоленск в 1502 году. В 1508 году Смоленск стал центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского.Летом 1514 года, после третьей осады подряд, русские войска смогли взять Смоленск. Он стал важнейшей крепостью на западной границе Русского государства.
В 1609 году, воспользовавшись ослаблением Русского государства в Смутное время, армия Сигизмунда III Вазы, короля Польши и великого князя литовского, начала осаду Смоленска. Осада длилась 20 месяцев, и в конце концов Смоленск был взят и вошел в состав Речи Посполитой.
Эта длительная оборона Смоленска сыграла решающую роль в дальнейших событиях, поскольку Сигизмунд, потративший на нее все свои деньги, был вынужден распустить свою армию, вместо того чтобы вести ее дальше в Москву. Благодаря этому московский гарнизон поляков, не получивший серьезной поддержки, впоследствии был вынужден капитулировать перед российским ополчением.
В 1613-1617 годах попытка отбить Смоленск закончилась для русских войск тщетной. В 1634 году во время Смоленской войны русская армия снова осадила город, но появление армии под командованием короля Ладислава IV привело к тому, что сама русская армия оказалась в осаде и капитулировала.В 1654 году русская армия снова подошла к Смоленску. В результате он был окончательно присоединен к Российскому государству. В 1708 году он стал центром Смоленской губернии.
В 1811 году население Смоленска составляло около 12 400 человек. В августе 1812 года, во время французского вторжения в Россию, у стен Смоленска произошла Смоленская битва между русской армией и армией Наполеона, в ходе которой обе стороны потеряли более 20 тысяч человек. Русские отступили, и Наполеон захватил горящий город.Восстановление Смоленска шло медленно. Новый импульс его развитию дало строительство железных дорог Рига — Орел (1868 г. ), Москва — Брест-Литовск (1870 г.), а также Рязано-Уральской железной дороги (1899 г.).
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., 37 305 человек в Смоленске называли русский своим родным языком (79,9% от общей численности населения города), евреями — 4 154 (8,9%), поляками — 3012 (6,4%). ), Украинцы — 979 (2,1%), немцы — 460, белорусы — 323, татары — 185.
Смоленск в ХХ веке и не только
В 1900 году в Смоленске было более 56 тысяч жителей; 10 площадей, 139 улиц, 3261 дом (633 каменных), 32 православные церкви, 1 католическая и 1 лютеранская церкви, 2 синагоги и 3 монастыря. В 1912 году город отметил 100-летие войны с Наполеоном: в Смоленске появился ряд памятников этой войне, в том числе Аллея героев с бюстами командиров.
В апреле 1918 года, в связи с оккупацией белорусских земель немецкими войсками во время Первой мировой войны, закрепленной Брестским миром, Смоленская губерния вошла в состав Западной области, ее административный центр был перенесен из Минска в Смоленск. .
1 января 1919 года на его базе образовалась Социалистическая Советская Республика Беларусь. 7 января правительство ССРБ переехало из Смоленска в Минск. 16 января 1919 года Смоленская область была передана Российской Советской Федеративной Социалистической Республике. В 1929 г. была упразднена Смоленская губерния и образована Западная область с центром в Смоленске. В 1939 году в Смоленске проживало 156 884 человека.
Весной 1940 года примерно в 18 км от Смоленска произошла Катынская резня — военное преступление, массовые убийства польских граждан, в основном пленных офицеров польской армии.Расстрелы проводились по постановлению НКВД СССР в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП (б). Всего было расстреляно 21 857 человек.
С 10 июля по 10 сентября 1941 года во время Второй мировой войны произошло Смоленское сражение, значительно задержавшее продвижение немецких войск к Москве. 16 июля 1941 года Смоленск был оккупирован немецкими войсками. Освобожден от немецкой оккупации 25 сентября 1943 года. Было разрушено более 90% зданий в городе. В 1945 году Смоленск был включен в список 15 городов России, подлежащих первоочередной реставрации.
30 июля 1952 г. экспедиция Московского университета под руководством Д.А. Авдусин при раскопках на улице Соболева нашел первую берестяную грамоту в Смоленске. В послевоенные годы, особенно в 1960-1970-е годы, в Смоленске было введено в действие множество промышленных производств, учебных заведений, объектов здравоохранения и энергетики.6 мая 1985 года Смоленску присвоено звание «Город-герой». В 1989 году население города составляло 341 483 человека.
10 апреля 2010 г. при посадке в аэропорту Смоленск-Северный произошла одна из крупнейших катастроф в истории мировой авиации, в результате которой погибли политические лидеры Польши, известные общественные и религиозные деятели (88 пассажиров и 8 членов экипажа). включая президента Польши Леха Качиньского и его супругу Марию Качиньскую).
В сентябре 2013 года Смоленску исполнилось 1150 лет.
Смоленск просмотров
Архитектура Смоленска
Автор: Дмитриев Андрей
Часть стены Смоленской крепости
Автор: Кияновский Дмитрий
Новодевичий монастырь в Смоленске
Автор: Ян Эрик Форсс
Смоленск — Характеристики
Существует несколько версий происхождения названия Смоленск.По одной из них, он восходит к названию реки Смольная. В другой версии упоминается знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Жители города занимались производством смолы (смола по-русски), которая придавала лодкам большую прочность. Сосновые леса в непосредственной близости от города способствовали постройке лодок и производству смолы.
Происхождение герба Смоленска доподлинно неизвестно. Впервые упоминается в 1664 году.На серебряном щите изображена птица Гамаюн (птица-пророк из русского фольклора) на черной пушке с золотым лафетом. Пушка символизирует богатую военную историю города, его решающее приграничное положение. Райская птица Гамаюн — символ счастья и стремления к нему, мира и возрождения после войн.
Смоленск расположен примерно в 400 км к западу от Москвы, в верховьях Днепра. Город имеет выгодное географическое положение на маршрутах из Москвы в Беларусь, Прибалтику, страны Центральной и Западной Европы.Он простирается на 25 км с запада на восток и на 15 км с севера на юг.
В истории России Смоленск известен как «город-щит», «щит России» и «город-ключ». На протяжении многих веков он служил надежной защитой Москвы от нападений с западных границ страны. День города Смоленска отмечается 25 сентября — в память об освобождении города от немцев 25 сентября 1943 года.
Климат в Смоленске умеренно-континентальный, смягченный влиянием Атлантического океана.В Смоленске прохладное, преимущественно дождливое лето и довольно продолжительная умеренно холодная зима. Средняя температура в июле составляет плюс 17,8 градуса по Цельсию, в январе — минус 6,2 градуса по Цельсию.
Смоленск — крупный транспортный узел на западе России. Через него проходят основные грузовые и пассажирские потоки из стран Западной Европы, Прибалтики и Беларуси. Город имеет развитое железнодорожное и автомобильное сообщение с Москвой и Санкт-Петербургом. Поезда через Смоленск ходят в Минск, Брест, Вильнюс, Калининград, Варшаву, Берлин, Прагу, Вену, Париж, Ниццу.
Судоходства на Днепре нет. Гражданских рейсов в Смоленск также нет. Общественный транспорт города представлен тремя наиболее распространенными видами наземного транспорта — автобусами, троллейбусами и трамваями.
Выгодное географическое положение на пересечении транспортных путей, соединяющих Москву и Западную Европу, близость к крупным промышленным центрам России и европейскому сектору мирового рынка — основные конкурентные преимущества Смоленска. Приграничное положение Смоленской области предопределяет возможность активизации приграничного сотрудничества.
Основные достопримечательности Смоленска
Смоленская крепостная стена (1595-1602). Смоленская крепость имела большое оборонительное значение в Русском государстве. Большая его часть была разрушена отступающими войсками императора Наполеона I 17 ноября 1812 года во время французского вторжения в Россию. Только 18 башен и около 3,5 км фрагментов стен сохранились до наших дней и имеют статус памятника архитектуры. Улица Барклая-Де-Толли, 7.
Успенский собор — великолепный собор, расположенный в центральной части Смоленска на Соборной горе.Он был построен на рубеже XVII и XVIII веков в память о героической обороне Смоленска в 1609–1611 годах на месте одноименного собора XII века.
Во время войн 1812 и 1914-1945 годов здание не пострадало. Внутри сохранились иконостас и убранство в стиле киевского барокко. С расположенной здесь смотровой площадки открывается прекрасный вид на Смоленск и сам Успенский собор. Улица Соборный двор, 5.
Большая Советская улица — одна из красивейших улиц Смоленска, протянувшаяся от берега Днепра через исторический центр Смоленска, мимо Соборной горы с Успенским собором. На этой улице во времена Российской Империи зажиточные горожане строили свои особняки и доходные дома.
Сегодня практически каждый сохранившийся дом на Большой Советской улице — архитектурная «жемчужина», достойная особого внимания. Большинство жилых и офисных зданий, выходящих на главную улицу, признаны памятниками архитектуры и истории. Некоторые из зданий, разрушенных во время Второй мировой войны, были тщательно восстановлены в их первоначальном виде с использованием фотографий и архивных документов.
Скульптура оленя в саду Блонье . В 1909 году в окрестностях своего охотничьего домика в лесу Роминтен последний германский император кайзер Вильгельм II застрелил оленя с необычайно красивыми рогами. Императору настолько понравился этот охотничий трофей, что он решил увековечить его в бронзе. Для этого был приглашен известный тогда скульптор-анималист Ричард Фризе. В 1910 году скульптура была установлена на постаменте возле часовни Святого Юберта. Получившийся бронзовый олень оказался примерно в полтора раза больше исходного животного.
В 1944 году скульптура исчезла. Год спустя он был обнаружен Красной Армией в загородном доме Германа Геринга. После войны этого бронзового оленя перевезли в Смоленск. В 1945 году на боку трофея еще можно было прочитать надпись белыми чернилами: «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска». Скульптура установлена на детской площадке в парке «Блонье» в центре города. Улица Глинки, 1.
Памятник «Благодарная Россия героям 1812 года» — один из самых известных памятников Смоленска, воздвигнутый в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года (французского вторжения в Россию).Он выполнен в виде скалы высотой около 10 метров, на вершине которой два орла защищают свое гнездо от галлов, вооруженных мечом. Скульптура стоит в Мемориальном парке Героев у крепостной стены. Улица Дзержинского, 6.
Смоленская картинная галерея . Этот музей расположен в здании, которое является памятником гражданской архитектуры 19 века. Здесь представлены коллекции русского и западноевропейского искусства: картины Репина, Айвазовского, Левитана, Бенуа, Фалька, Рериха и других мастеров, а также скульптуры.Также имеется обширная экспозиция советского периода. Здесь также проходят временные выставки современных художников. Коммунистическая улица, 4.
Смоленский исторический музей . Экспозиции этого музея посвящены истории Смоленского края от каменного века до нового века. Здесь можно увидеть старинные инструменты, средневековые доспехи, оружие, монеты, украшения, предметы домашнего обихода и многое другое. Улица Ленина, 8.
Музей «Смоленск — щит России» .Он открыт в Громовой башне Смоленской крепостной стены. Основная часть экспозиции посвящена военной истории города. В 2002 году была добавлена выставка, посвященная строительству оборонительных сооружений. На третьем ярусе башни расположена тематическая выставка «Солдат 1812 года», состоящая из обмундирования и оружия тогдашней русской и французской армий. Улица Октябрьской Революции, 3.
Достопримечательности Смоленска
Вокзал Смоленск
Автор: Кирилл Афонин
Еще одна сохранившаяся часть Смоленской крепостной стены
Автор: Ольга Поздина
Памятник Ленину в Смоленске
Автор: Кудинов Д.М.
Музей «Смоленский лен» . Здесь подробно представлена история развития льноводства в Смоленской области (пахотные орудия, инструменты для выращивания и обработки льна, прялки, смоленские костюмы с поясами и головными уборами). Отдельная часть экспозиции посвящена предметам быта, традиционно присутствующим в русской избы. Музей расположен в Никольской башне Смоленской крепостной стены. Улица Маршала Жукова, 6.
Музей скульптуры Сергея Коненкова . Этого известного русского и советского скульптора, родившегося на Смоленской области, часто называли «русским Родином». Музей был создан по инициативе скульптора, который пожелал выставить большую часть своих работ в Смоленске. Коллекция размещается в живописном особняке 19 века в центре города. Экспозиция состоит из 80 работ на религиозную, революционную и бытовую тематику. Улица Маяковского, 7.
Музей «Смоленская область в годы Второй мировой войны» — один из самых посещаемых музеев Смоленска, расположенный в здании бывшей школы «Памяти 1812 года».Двухэтажное здание в неорусском стиле было возведено в 1912 году к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Оно стилизовано под крепостные башни — с зубцами и бойницами.
В экспозицию включены предметы и документы, показывающие роль Смоленска в истории войны. Коллекция военных артефактов содержит ценные архивные документы и фотографии, оружие и военную форму, знамена и награды, солдатские предметы быта и трофеи из Германии. Перед музеем выставлена военная техника. Улица Дзержинского, 4А.
Церковь апостолов Петра и Павла (1146) — один из трех сохранившихся памятников домонгольского зодчества в Смоленске, расположенный недалеко от здания железнодорожного вокзала. Аскетический дизайн этого здания соответствует канонам церковного строительства, принятым на Руси до монгольского нашествия. Обращает на себя внимание еще одна хорошо сохранившаяся домонгольская церковь — улица Кашена, 20. Еще одна хорошо сохранившаяся домонгольская церковь — церковь Михаила Архангела (1191–1194).Улица Парковая, 2А.
Лопатинский сад — один из старейших парков Смоленска. Парк был разбит по распоряжению губернатора Александра Лопатина в 1874 году. Сегодня в парке много интересного: пруд и набережная, уголок для влюбленных, аллея мира, участок крепостной стены. с башнями, художественными скамейками, украшенными разнообразными фигурными фонарями, макетами памятников архитектуры Смоленска и многим другим. Улица Ленина, 2А.
Историко-архитектурный комплекс «Теремок» во Фленово .Он расположен к юго-востоку от Смоленска в бывшей усадьбе князей Тенишевых — коллекционеров и меценатов, сыгравших важную роль в культурной жизни Смоленска и России.
На рубеже XIX — XX веков Мария Тенишева создала здесь арт-центр, который впоследствии стал известен не только в России, но и в Европе. Туристов приглашают на экскурсии по местам, которые посещали известные художники и музыканты. Здесь работали художники И. Репин и М. Врубель. Его посетил Ф.Шаляпин и И. Стравинский. Над порталом церкви — мозаика работы Николая Рериха.
Мемориальный комплекс «Катынь» — международный мемориал жертвам политических репрессий, расположенный в Катынском лесу западнее Смоленска. На территории мемориала находится военное кладбище, где похоронены 4415 польских военнопленных (в основном офицеры). Узники Козельского концлагеря, расстреляны сотрудниками НКВД СССР весной 1940 года.