Саввинское подворье — стиль эклектика
Это неприметное здание на Тверской заслуживает отдельного рассказа. Остроконечные башенки и теремная крыша Саввино-Сторожевского подворья – напоминание о старой Тверской улице с открыток наших прабабушек. За спиной шумит поток машин, а перед глазами в дымке двора видны ряды больших полукруглых окон, разделенных балясинками, узоры из плиток, разноцветные изразцы с цветами и жар-птицами. Если зайти во внутренний дворик, оказываешься в зале барочного дворца: огромные лестничные витрины, раковины и цветы украшают наличники окон.
Когда-то плитка и огромные, по тем временам, оконные стекла сверкали на солнце, привлекая взоры пешеходов, но и сейчас, лишенные солнечного света, они продолжают радовать глаз.
Это место на Царской улице издавна занимал Воскресенский монастырь «у золотой решетки», который в 1650 г. был приписан Саввино-Сторожевскому монастырю.
Монастырь снесли в 1900 г., и в Московскую Городскую Управу поступило прошение епископа Можайского Парфения «о сломке ряда существующих строений», и просьба «произвести постройку 5-этажного жилого строения с нежилым подвалом и двором». Для наблюдения за постройкой был приглашен архитектор И.С. Кузнецов.
Здание было решено в модном тогда псевдорусском стиле, или, как писал путеводитель, «претенциозно-теремном духе». Дом сразу стал украшением Тверской, и уже невозможно было себе представить улицу без остроконечных башенок, которые были видны и от Страстной, и от Моисеевской площади.
Подворье было доходным домом Саввинского монастыря, его помещения сдавались внаем жильцам и конторам. Стоимость квартир была невысока, площади большие. Дом сразу облюбовали кинопредприниматели.
В 1907 году одну из контор занимает студия А.Ханжонкова, который строит на заднем дворе огромный съемочный павильон со стеклянной крышей. Кинофабрика работала здесь до 1920-х.
В 1934 над подворьем, которое к тому времени стало обычным жилым домом, нависла угроза сноса, но в 1939 г. дом просто уезжает на 50 метров вглубь квартала. Здание передвигали ночью, вместе с жильцами, и, благодаря этой передвижке мы знаем, что вес дома составляет 24 тысячи тонны.
Инженер Э.Гендель все замечательно рассчитал, и даже не разбудил жильцов.
В 2000 году часть помещений Саввинского подворья переданы церкви. Здесь открыта Галерея русской и византийской иконы и Православный центр помощи детям-сиротам. В настоящее время дом является жилым.
Саввинское подворье на Тверской: история, фото, адрес, как добраться
Саввинское подворье – архитектурный памятник в псевдорусском стиле, расположенный в самом центре Москвы, на Тверской улице. Это необыкновенное здание можно назвать скрытой достопримечательностью столицы: несмотря на огромное архитектурно-историческое значение Саввинского подворья, многие горожане не знают о его существовании. Дело в том, что от глаз прохожих подворье полностью скрыто большим домом в стиле сталинский ампир. Понять, что во дворе скрывается шедевр архитектуры, практически невозможно.
Саввинское подворье – превосходный образец уместного сочетания приемов традиционного русского зодчества, модерна и барокко. Фасад здания отличается красотой и изяществом, острые башенки и округлые окна делают его похожим на европейские замки.
История
В XV в. улица Тверская называлась Царской, и на ней располагался Воскресенский монастырь, являвшийся своего рода московской резиденцией одного из крупнейших монастырей страны – Саввино-Сторожевского (Звенигород). Воскресенский монастырь был полностью сожжен в 1812 г., восстанавливать его не стали.
В 1900 г. представители православной церкви обратились к властям с просьбой передать им территорию бывшего монастыря для возведения пятиэтажного дома с хозяйственными постройками. Просьба была удовлетворена. В 1907 г. архитектор И. Кузнецов завершил строительство пятиэтажного дома, который был отдан в управление Саввино-Сторожевскому монастырю. Руководство обители решило использовать здание в качестве доходного дома: большинство помещений сдавались в аренду.
Со стороны Тверской улицы фасад отличался обилием декора. Кузнецов украсил строение глазурью, мозаикой, лепниной. Не менее красивыми были и дворовые фасады подворья: арки с колонами, декорированные окна, цветные барельефы.
Основной архитектурной особенностью здания стали две остроконечные башни со шпилями, расположенные по обе стороны особняка. Башни установлены на портики, поддерживаемые снизу рядами некрупных дорических колонн.
В здании располагалось управление Саввино-Сторожевского монастыря. Кроме того, здесь арендовали помещения различные компании, офисы газет и журналов, в гостиничной части особняка проживали рядовые граждане.
После революции за подворьем сохранили функции офисного центра и гостиницы, лишь некоторые помещения были переоборудованы в коммунальные квартиры. На первом этаже разместились хозяйственный и продовольственный магазины, а также склад.
В 1935 г. в соответствии с Генпланом реконструкции центра столицы, улица Горького (Тверская) должна была подвергнуться масштабным преобразованиям. По сути, улицу перестроили заново. Саввинское подворье на тот момент уже было признано памятником архитектуры государственного значения, поэтому сносить его не стали, а перенесли на вторую линию улицы. Для переноса талантливый инженер Э. Гендель использовал уникальную технологию: под фундамент особняка проложили рельсы и в буквальном смысле перевезли дом на новое место. На освободившемся участке была построена сталинская многоэтажка.
Что интересно, перенос Саввинского подворья производили ночью, когда жильцы мирно спали в своих квартирах. Механизм сработал настолько плавно и четко, что люди даже не проснулись.
В настоящее время Саввинское подворье – жилой дом с элитными квартирами. В целом, здание сохранило свой первоначальный облик. Некоторые помещения сдаются в аренду компаниям и организациям, часть площадей бесплатно передана РПЦ. На территории подворья находится действующая православная часовня.
Киностудия в Саввинском подворье
В 1908 г. контору в Саввинском подворье арендовала кинофирма А.А. Ханжонкова – производителя самых первых отечественных фильмов, пионера русского кинематографа. Поначалу Ханжонков занимался продажей кинотехники, прокатом фильмов, затем приступил к съемкам кино.
Режиссеру удалось добиться от архиерея, управлявшего Саввинским подворьем, разрешения на постройку во дворе дома киностудии. В студии были сняты десятки научно-популярных и художественных фильмов. Здесь монтировалась первая в истории России полнометражная кинолента «Оборона Севастополя», снимался один из первых в мире мультфильмов – «Прекрасная Люканида».
В 1918 г. на киностудии вспыхнул пожар: сгорело редкое оборудование, ценнейшие кинопленки, декорации и реквизит. В 1920 г. Ханжонков покинул Россию. На базе его киноателье советская власть организовала студию по съемке пропагандистских фильмов.
Галерея русской и византийской иконы
В одном из крыльев Саввинского подворья расположена Галерея русской и византийской иконы. Здесь представлены в основном работы иконописцев, не получивших такую известность, как Андрей Рублев, Дионисий или Феофан Грек. Тем не менее, качество икон находится на высочайшем художественном уровне.
Представленная в галерее коллекция демонстрирует сходства и отличия двух школ иконописи – византийской и русской. В ходе экскурсии гостям на конкретных примерах покажут как отечественные мастера видоизменили пришедшее к нам из Византии искусство, подстроили его под требования русского православия.
Видео:
Я узнаю Москву — Территории
Я люблю Москву. Москва – мой родной город. Часто мы с мамой гуляем по центру. Все эти милые сердцу, знакомые с детства, летом засыпанные тополиным пухом, а осенью, как ковром, опавшими листьями, улочки и переулки. Все эти старинные усадьбы, купеческие дома, кованые, витиеватые решетки. Арбатские и Тверские переулки, Чистые Пруды, Остоженка и Пречистенка. Город где прекрасно уживаются всем известный герой «кот Бегемот» с парой белых лебедей, на тех самых прудах. И те, и другой кажется были здесь всегда и всегда будут. Хитрое сплетение прошлого и настоящего. Это как бабушкина вазочка или елочная игрушка из детства, которую выкинуть ну никак нельзя. Она – история. Она – корни. Она – первая детская радость.
Архитектор Иван Сергеевич Кузнецов получил в 1905 году заказ на строительство в подворье звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, здания архиерейского представительства с конторами для сдачи в аренду и гостиничными номерами.
Всего два года спустя стройка была завершена, а «мега-хоромы» оказались самой массивной постройкой на участке от Охотного ряда до Скобелевской (Тверской) площади. Поражало Саввинское подворье не только размахом, но и декором — фасад облицевали глазурованной керамической плиткой Абрамцевской гончарной мануфактуры, соединив мотивы древнерусской архитектуры и новомодного модерна. Саввинское подворье было украшением Тверской и стояло на первой линии и это большая удача, что это здание вообще дошло до наших дней благодаря тому, что в своё время, в 1938 г, оно было передвинуто на своё нынешнее местоположение.
После Октябрьской революции дом превратился в большую коммуналку. По сталинскому Генплану 19-метровая в самом просторном месте улица Горького должна была превратиться в магистраль шириной до 60 метров — проект разработал Аркадий Мордвинов.
Московская Тверская улица радикально изменила свой облик во второй половине 1930-х гг. Вернее, ей его изменили. Типично московскую уютную улицу с разновременной застройкой советские архитекторы превратили в широкую автомагистраль с посредственными многоэтажными домами. По чётной стороне улицы остались, однако, некоторые напоминания о досталинской Тверской — это доходный дом Бахрушина, Елисеевский гастроном, бывшая гостиница «Центральная», от которой жив лишь фасад, гостиница «Дрезден». В этот список памятников Тверской входит и невидимый теперь с улицы дом № 6, строение 6, бывшее Саввинское подворье.
Но как же это произошло? Вы когда-нибудь видели, как едет дом? Буквально — как многоэтажное здание вместе с жильцами переезжает на десятки метров? Скорее всего, уже и не увидите: несравненные навыки отечественных специалистов по передвижению объектов давно не используются, а ведь когда-то они сохранили для Москвы множество исторических зданий. Об этом периоде активного передвижения зданий в Москве писала поэтесса Агния Барто, в детском стихотворении «Дом переехал»:
Вот знакомый поворот —
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трет.
Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!
Объём здания, масса (23тыс тонн) и «крайне ажурная конструкция» сделали Саввинское подворье идеальным кандидатом для демонстрации советских умений в области передвижки домов без отселения жителей
Технология была отработана: сначала под дом подвели по линии среза двутавровые (то есть в форме перевернутой буквы «Н») балки, которые сварили друг с другом, подвал же заполнили щебнем. Вслед за этим пробили под домом 12 коридоров с бетонным основанием, в которые поместили шпалы и рельсы. Операцию повторили трижды — в общей сложности, уложили 36 рельсовых путей, а сам дом, снятый с фундамента, оказался на 2100 катках. После этого установили лебедки и домкраты.
Переезд начался в два часа ночи 4 ноября 1939 года и продолжался трое суток. Жильцов, как повелось, предупреждать не стали, причем сделали это сознательно — чтобы обошлось без паники. Четырехэтажное многотонное жилое здание было за одну ночь передвинуто вглубь квартала на 50 метров. Все инженерные коммуникации работали, т.к. были присоединены к дому с помощью гибких временных связей. Здание Саввинского подворья передвигалось очень медленно и плавно, и, говорят, многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром.
Указом президента России от 20 февраля 1995 года здание по Тверской улице, 6, стр. 6 признано памятником архитектуры федерального значения.
С тех пор уже почти 30 лет — дома по Москве не «гуляли».
«Все технологии, которые придумали наши инженеры, сейчас активно используются за границей», — говорит директор информационного агентства «Архитектор» Екатерина Чугунова. Например, немцы не боятся переносить на новое место старинные церкви. На родине же разработки, формировавшиеся десятилетиями, не используются — здание легче снести и построить «такое же», вместо того, чтобы аккуратно его «переселить».
Я не знаю еще кем я буду когда вырасту, но мне бы очень хотелось в будущем оберегать все памятники архитектуры, которые есть в нашем любимом городе. Их конечно же не мало, но принимая во внимание перемены и темпы роста Москвы, их становится все меньше и меньше. Они как маленькие маячки в ночи, глядя на которые мы вспоминаем нашу историю, культуру, героев классической русской литературы и фольклора, все то прошлое без которого невозможно понять и принять настоящее. Историю своей страны и своего родного города надо знать, любить и чувствовать. А чтобы ее прочувствовать по настоящему у нас должно быть, как можно больше таких памятных мест.
Источники
Информационный портал © «Страна.Ru». 2010–2013. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8592 от 10 февраля 2004 года. Гендель Э. Передвижка и надстройка зданий // Архитектура СССР. 1938. № 5 Козловский А. Организация строительных работ по ул. Горького // Архитектура СССР. 1938. № 4Автор статьи
Булацева Тамара Асланбековна, ГБОУ СОШ № 199, 5 Б
Саввинское подворье
Мало кто знает про это замечательное место, у которого очень занимательная история. Это Саввинское подворье — дом, который был поставлен на рельсы и передвинут на 50 метров вместе с жильцами.
А теперь более подробно:
Дом хорошо спрятан за гигантским строением архитектора Мордвинова. Но стоит зайти в подворотню — попадаешь в сказку.
Это неприметное здание на Тверской заслуживает отдельного рассказа. Остроконечные башенки и теремная крыша Саввино-Сторожевского подворья – напоминание о старой Тверской улице с открыток наших прабабушек. За спиной шумит поток машин, а перед глазами в дымке двора видны ряды больших полукруглых окон, разделенных балясинками, узоры из плиток, разноцветные изразцы с цветами и жар-птицами. Если зайти во внутренний дворик, оказываешься в зале барочного дворца: огромные лестничные витрины, раковины и цветы украшают наличники окон.
Когда-то плитка и огромные, по тем временам, оконные стекла сверкали на солнце, привлекая взоры пешеходов, но и сейчас, лишенные солнечного света, они продолжают радовать глаз.
Это место на Царской улице издавна занимал Воскресенский монастырь «у золотой решетки», который в 1650 г. был приписан Саввино-Сторожевскому монастырю.
Монастырь снесли в 1900 г., и в Московскую Городскую Управу поступило прошение епископа Можайского Парфения «о сломке ряда существующих строений», и просьба «произвести постройку 5-этажного жилого строения с нежилым подвалом и двором». Для наблюдения за постройкой был приглашен архитектор И.С. Кузнецов.
Здание было решено в модном тогда псевдорусском стиле, или, как писал путеводитель, «претенциозно-теремном духе». Дом сразу стал украшением Тверской, и уже невозможно было себе представить улицу без остроконечных башенок, которые были видны и от Страстной, и от Моисеевской площади.
Подворье было доходным домом Саввинского монастыря, его помещения сдавались внаем жильцам и конторам. Стоимость квартир была невысока, площади большие. Дом сразу облюбовали кинопредприниматели.
В 1907 году одну из контор занимает студия А.Ханжонкова, который строит на заднем дворе огромный съемочный павильон со стеклянной крышей. Кинофабрика работала здесь до 1920-х.
В 1934 над подворьем, которое к тому времени стало обычным жилым домом, нависла угроза сноса, но в 1939 г. дом просто уезжает на 50 метров вглубь квартала. Здание передвигали ночью, вместе с жильцами, и, благодаря этой передвижке мы знаем, что вес дома составляет 24 тонны.
Инженер Э.Гендель все замечательно рассчитал, и даже не разбудил жильцов.
В 2000 году часть помещений Саввинского подворья переданы церкви. Здесь открыта Галерея русской и византийской иконы и Православный центр помощи детям-сиротам.
Передвижка Саввинского подворья на Тверской (Горького) улице (бывш. дом 24, ныне во дворе дома 6).
После укладки 36 рельсовых путей, монтажа лебедок и домкратов дом был готов к передвижке. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но им указывали заведомо ложные сроки, и, как позднее вспоминал Э. Гендель, руководитель работ, делалось это сознательно. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место.
Водопровод, канализация, электричество, телефон, радио и прочие коммуникации были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Дом действительно передвигался очень плавно, и многие жильцы узнали об этом лишь утром. В одной из квартир шестилетняя девочка Инна Розанова накануне играла в кубики и строила из них башни. Заигравшись, она уснула, оставив башни на столе. Наутро башенки уцелели, не рассыпались. Передвижку закончили в три дня, передвинув дом на 49 м 86 см. Сейчас он стоит во дворе дома № 6 по Тверской. Как правило, при передвижке все коммуникации работали исправно, а вот после подключения их к стационарным сетям начинались перебои. Жильцы перемещенного дома на Садовнической улице сообщали с горечью в 1939 г., что спустя полтора года после передвижки их дом так и не подключили к газовой сети.
Следует отметить, что этому дому вообще не везло. Еще когда строили дом, а возводили его на топком болоте, засыпанном песком, здесь было много неприятностей. Не успели заложить фундамент, как он стал оседать и проваливаться. Забили мощные сваи, навезли еще многие кубометры земли, но и тогда строительство шло с большими приключениями.
А в 1967 г., в канун ноябрьских праздников, здесь произошел взрыв. Трагедия случилась поздним вечером, когда москвичи уже спокойно укладывались спать. Со всего города примчались машины «скорой помощи», которые, погрузив раненых, с воем уносились прочь. Их место сразу же занимали другие. Страшный конвейер работал методично и спокойно, без лишней суеты и крика. Дым от огня, который гасили десятки пожарных машин, смешивался с паром от водяного отопления, которое все еще не могли перекрыть, и застилал всю округу. Вовсю работали не только спасатели, медики и пожарные. Целые батальоны саперов, сменяя друг друга, голыми руками разбирали завалы. Чуть позже пришла мощная техника — краны, бульдозеры, самосвалы.
В подвалах дома, между зданием и фундаментами, до сих пор сохранилась мощнейшая металлическая рама, на которой дом переезжал, — говорит Алексей Бардашов, инженер-строитель из Института повышения квалификации госслужащих. — Представляете, сколько металла не пожалели тогда, в 30-е годы, когда он был крайне нужен стране! Раму поставили на катки и по забетонированной площадке перевезли дом на новое место. Жильцов при этом не выселяли.
В основании дома до сих пор замурованы вагонетки, на которых он и ехал на новоселье на 150 метров в сторону.
После переезда в разрыве между двумя расставшимися частями дома построили 6-этажную вставку. И люди продолжали жить здесь вплоть до 60-х годов, пока не произошел взрыв. По одной версии, виноват бытовой газ, по другой — под домом произошел разлом коры. Часть дома разворотило, множество раненых увезли в больницы, а оставшихся жильцов постепенно отселили. Несколько лет дом стоял полуразрушенный, а затем его отдали под конторы и институты. От буквы «Г» осталась только переезжавшая длинная ножка, остальное восстановлению не подлежало. И сейчас торец здания оборван — не плоская стена, а странный многоугольник. Спустя почти 70 лет после переезда аукаются его последствия: передвинув здание, часть его почему-то поставили на сваи, а часть — нет. Из-за этого дом неравномерно оседает, в стенах появляются трещины, и недавно его признали подлежащим сносу.
© Анастасия Мудрая.
Текст подготовили: «Um.mos».
МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ — Древо
Московское подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря с домовой часовней прп. Саввы Сторожевского
Участок современного владения в XVII веке принадлежал Воскресенскому монастырю, первое письменное упоминание о котором относится к 1479 году.
В 1651 году по указу царя Алексея Михайловича обитель была приписана к Саввино-Сторожевскому монастырю и превращена в его подворье.
В 1654 году Саввин монастырь купил три соседних «дворовых места». Так образовалось единое подворье Саввино-Сторожевского монастыря. Первые сведения о постройках относятся к 1670-м годам. В это время были построены келии, каменный храм Воскресения Христова с двумя приделами — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и во имя прп. Саввы Сторожевского. Была на подворье и вторая церковь — Николая Чудотворца.
Во время московских пожаров 1773 и 1812 годов Саввинское подворье неоднократно и основательно выгорало, но каждый раз восстанавливалось.
С 1799 года Саввинское подворье стало резиденцией епископов Дмитровских и Можайских, викариев Московской епархии.
Новый каменный четырёхэтажный Архиерейский дом построен в 1905-1907 годах (архит. И. С. Кузнецов). Подвал, 1-й и 2-й этажи этого здания были заняты под разнообразные магазины. Остальные этажи были отведены под дорогие квартиры доходного дома. В глубине двора по-прежнему стояли два каменных строения для церковных служб. Во втором этаже одного из них была домовая церковь во имя Саввы Сторожевского.
До 1914 года в здании Архиерейского дома располагалась редакция журнала Душеполезное чтение, а с 1917 года — квартира хорунжего Войска Донского А. А. Ханжонкова и контора его торгового дома с небольшим съёмочным ателье и проекционным залом.
Самой чтимой святыней подворья была икона прп. Саввы Сторожевского XVII века, которая имела внизу надпись на доске у киота: «Сия икона была поставлена над самым местом могилы, в коей святые мощи Угодника Божия покоились 245 лет». Вверху же имелось вышитое жемчугом изображение Спасителя, Святителя Николая и Дмитрия Ростовского с сохранением иконостасного стиля, искусной работы монахинь Кремлёвского Вознесенского монастыря (1913 г.). К числу почитаемых святынь принадлежали также 56 частиц святых мощей, находившихся в деревянном киоте, и 49 частиц, вложенных в икону.
В начале XX века на Саввинском подворье располагалось Московское Епархиальное Общество свт. Алексия, получившее название «Братства призрения и воспитания бесприютных и нравственно покинутых детей». В ведении Братства свт. Алексия состояли: школа для мальчиков с программой церковно-приходской школы (на 30 человек), приют для девочек (на 16 человек) и переплётная мастерская на 18 мальчиков. Само Братство находилось в ведении епископа Можайского Димитрия (Добросердова), также пребывавшего на Саввинском подворье.
Подворье было закрыто в 1922 году. Последний священник домовой церкви прот. Владимир Медведюк перешёл на службу в храм свт. Митрофана Воронежского. В 1937 году прот. Владимир Медведюк был репрессирован и 3 декабря (по новому стилю) был расстрелян на Бутовском полигоне. Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
В начале 1938 года при расширении Тверской улицы Архиерейский дом был передвинут вглубь двора на 50 метров и приспособлен под жилое здание.
Ряд помещений подворья передан Церкви в 2000 году.
При подворье открыта Галерея русской и византийской иконы (открыта ежедневно с 10 до 17 час), паломническая служба «Святыни Православия» и Православный центр социальной помощи и духовного развития детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения «Благодарение».
Насельники
Использованные материалы
- Чапнин, С.В., Православная Москва. Справочник монастырей и храмов, М.: Издательский Совет РПЦ, 2006, 480 с.
Саввинское подворье в Москве | Алексей Митрофанов
Дом № 6 по Тверской улице ничем особенным не примечателен. Мрачноватая «сталинская» постройка, каковых в Москве без счета. Конторы, магазины, общепит.
И речь здесь, конечно, пойдет не о доме Мордвинова, а о других трех строениях, которые волею судеб значатся все по тому же адресу. Это Саввинское подворье, гостиница «Дрезден» и церковь Косьмы и Дамиана в Шубине.
Саввинское подворье можно обнаружить, лишь войдя в арку «сталинского» дома. Это красноватое, довольно мрачноватое (в чем виноват в первую очередь московских воздух), зато занятное строеньице, сделанное в стиле «русский теремок». Правда, подлинные теремки были гораздо ниже, и традиционные для них кокошники и гиречки не слишком-то смотрятся на этой кирпичной громаде. Однако архитектора можно простить — когда в начале прошлого столетия господин Кузнецов корпел над чертежами этого подворья, мордвиновского дома еще не было, сама Тверская состояла из домов не слишком-то высоких, и постройка признана была несколько оживить и опарадить главную улицу Москвы. Но в 1938 году, когда Тверскую полностью реконструировали, подворье передвинули на 50 метров вглубь квартала.
Благодарим, как говориться, и на том — ведь могли бы вообще снести. Однако оценить красоты этого строения теперь, увы, нельзя — оно со всех сторон застроено домами, и мы не можем отойти на должное от него расстояние. А с «лягушачьих» ракурсов здание, увы, не смотрится.
Церковная история этого места очень древняя. Еще в пятнадцатом столетии здесь находился Воскресенский монастырь (больше известный москвичами по своему второму имени — «За золотой решеткой»). В шестнадцатом столетии его отдали знаменитому звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю, и тот устроил на Тверской свое подворье.
Естественно, что это место было одним из основных центров церковной жизни города. Одна из мемуаристок вспоминала, что ее матушка любила посещать так называемые мемифоны — службы, проходящие в подворьях. Якобы здесь очень хорошо читал «канон» некий преосвященный Леонид. Правда, когда мама наконец взяла будущую мемуаристку на Тверскую улицу, той мемифоны не понравились: «Я только устала, ничего не поняла и соскучилась на длинной службе».
Парадоксально, но в историю Москвы Саввинское подворье вошло вовсе не богослужениями, а делом, с точки зрения тогдашних православных иерархов, мягко говоря, сомнительным. Здесь в 1904 году (еще в старом здании) открылся «Новейший электрический синематограф» — один из первых в нашем городе кинотеатров. Что поделать, иерархам требовались деньги, и они с радостью пускали арендаторов.
Владелец этого «Синематографа» не слишком беспокоился о чести своей фирмы. Ленты показывались большей частью старые, а афиш и вовсе не было. Впрочем, все это сходило с рук — на главной улицы Москвы всегда хватало праздных обывателей, готовых за умеренные деньги полюбоваться все равно на что. Правда, после возведения нового здания подворья договор с владельцем не продлялся.
Зато здесь объявился еще один энтузиаст синематографа — будущий киномагнат Ханжонков. Поначалу он всего лишь торговлей и прокатом кинолент. Не он один — в том же подворье размещались аналогичные компании — «Глобус», «Гомон», «Эклер», «Наполеон» и «Кинолента». Но акционерное общество «А. Ханжонков и Ко» было гораздо серьезнее. Сначала господин Ханжонков оборудовал демонстрационный зал. Затем — магазин киноаппаратов, клиентами которого были владельцы как московских, так и провинциальных «электротеатров» и «синематографов». Впрочем, и простые москвичи охотно заходили поглазеть на странные черные ящики с катушками.
А затем Ханжонков оборудовал во дворе дома съемочный павильон. Для этого потребовалось разрешение архиерея, который вдруг проявил благомыслие, и в разрешении поначалу отказал. Тогда предприниматель пригласил его смотреть кино. Архиерей заколебался. С одной стороны, вроде не пристало иерарху предаваться столь сомнительным забавам, а с другой стороны, любопытно. Ханжонков же настаивал — дескать, сами увидите, батюшка, ничего здесь греховного нет. В конце концов архиерей изволил согласиться, но с одним условием — чтобы в зале находился только Александр Ханжонков и киномеханик. Чтобы не было свидетелей архиерейского грехопадения.
Разумеется, Ханжонков согласился. И уж, конечно, специально подобрал программу — она состояла сплошь из детских фильмов, правда несколько пикантных по названию: «Черная красавица», «Нил ночью» и так далее. С этим, увы, поделать было ничего нельзя, иных названий просто не существовало.
Архиерей, естественно, впервые в жизни увидавший чудеса кино, был потрясен. Он все время бормотал что-то себе под нос, а когда наконец зажегся свет, воскликнул!
— До чего Господь может умудрить человека!
Естественно, что разрешение было дано. Правда, ушлый хозяйственник оговорил в контракте, что в случае выезда фирмы Ханжонкова, постройки остаются в собственности Саввинского подворья.
Впрочем, первый блин, как водится, был комом. В то время кондиционеров еще не было, и построенная Александром Алексеевичем полностью стеклянная коробка стала, по сути, парником. Зато в прохладные времена года здесь действовала настоящая фабрика грез. Сам Ханжонков вспоминал о своем первом павильоне: «На полотнах, натянутых на брусках, приходилось писать все, что необходимо было режиссеру в той или иной сцене. Так, например, на декорации опочивальни дочери боярина Орши были нарисованы две бревенчатые стены, на одной из них было маленькое окно, а на другой — дубовая дверь с железными скобами. Кроме того, на стене красовалась полка с древнебоярской резной утварью, а в углу целый иконостас с горящей перед ним лампадой. Все впадины и выпуклости также изображались графически, принимая в расчет заранее определенную точку установки аппарата. Двери же, через которые должны были входить и выходить действующие лица, также делались из полотна, натянутого на бруски, и к дрожанию подобных сооружений зрители кино относились настолько же просто, насколько театральные — к суфлерской будке».
Работать же в новой и непривычной индустрии было очень даже привлекательно. Один из ханжонковских сотрудников писал: «Выпуск каждой картины был общей радостью, и дружелюбие в производстве было таким светлым и чарующим, что я буквально не верил глазам и ушам… Могу с гордостью засвидетельствовать, что рубли, платившиеся весьма щедро, были где-то далеко, на заднем плане, разговоров о них не вели, во главу дела их не ставили, и никто им не молился… Равно как никто не шептался по углам и никто не злословил друг о друге».
Что ж, Александр Алексеевич Ханжонков явно был менеджером с большой буквы.
Неподалеку от Саввинского подворья, на углу со Столешниковым переулком находилась гостиница «Дрезден». До революции вообще считалось модным называть гостиницы в честь заграничных городов.
«Панауров остановился в Москве в Дрездене,» — писал в своих черновиках Антон Павлович Чехов. Чехову это казалось смешным.
Ранее здесь находился отель господина Коппа под названием «Север». «Север» — так называемое «пушкинское место», здесь поэт остановился в марте 1830 года. Полицмейстер Миллер сообщал начальству в донесении: «Секретно. Чиновник 10 класса Александр Сергеев Пушкин 13-го числа сего месяца прибыл из С.-Петербурга и остановился в доме г. Черткова в гостинице Коппа, за коим учрежден секретный полицейский надзор».
Впрочем, «Александр Сергеев» отличался крайней непоседливостью, и «пушкинских мест» в Москве, что называется, без счета.
А спустя десятилетия здесь появилась гостиница «Дрезден». Глядя на фасад шестого дома со стороны памятника Юрию Долгорукому, можно увидеть в нем дореволюционные черты. Действительно, когда Мордвинов строил это здание, бывший отель как бы вошел в его состав. Конечно, это было сделано не из любви к московской старине, а просто-напросто из экономии.
В позапрошлом же столетии длинная двухэтажная постройка с простенькими контрфорсами и арочными окнами была приметным зданием.
По традиции, на первом этаже располагались магазины и различные сервисные учреждения. Здесь находилась известная в те времена парикмахерская Розанова и Орлова (им доверяли волосы самого князя В. А. Долгорукова, генерал-губернатора Москвы). Славилось брючное заведение некого Жоржа. Жорж не брался за сорочки и визитки, а специализировался только на штанах. Зато был в этом жанре несравненным мастером. Москвичи говорили:
— Выкроит Жорж — так, что художнику не нарисовать.
«Профессиональным укрывателем кривых ног столичных щеголей,» назвал его один из современников.
Славился цветочный магазин «Ноев и Крутов». Александр Вертинский вспоминал: «В витринах его в самые жестокие морозы беззаботно цвели ландыши в длинных ящиках, гиацинты, сирень в горшках и фиалки. Пармские бледно-лиловые фиалки, которые привозили экспрессом прямо из Ниццы».
Сам Вертинский, не имея средств к тому, чтоб стать клиентом «Ноева и Крутова» часами мог простаивать перед витриной, наслаждаясь «праздником цветов». Лишь изредка он позволял себе за три копейки купить здесь опавший бутон от камелии. Он прикалывал этот бутон к воротнику бархатной блузы и щеголял своим изысканным и утонченным обликом среди довольно симпатичных посетительниц дешевеньких студенческих столовых.
Самым же крупным был, пожалуй, «Магазин А. В. Андреева». Его дочь Екатерина сделала своеобразную литературную карьеру: во-первых вышла замуж за поэта К. Бальмонта, а во-вторых, оставила довольно любопытные воспоминания. Благодаря ей мы знаем, как в были поставлены дела в той фирме: «Около ворот было двухэтажное каменное помещение, где хранились более деликатные товары: чай, доставленный из Китая, зашитый в мешки из буйловой кожи. В этой «фабрике», как назывался этот дом, в первом этаже была паровая машина, приводящая в движение разные мелкие машины, что пилили сахар и т. д. Во втором этаже сахарные головы обертывали в синюю бумагу, или наколотый сахар укладывали в пакеты. Так же сортировали, развешивали и убирали чай в деревянные ящики в два, четыре и больше фунта. В таком виде они отправлялись в провинцию… Машины и всякие новые приспособления отец выписывал из-за границы, куда сам ездил осматривать новые изобретения по этой части».
Словом, торговля велась основательная.
Сам же отель был, в общем, заведением простым, хотя солидным. Устроиться сюда работать можно было только по рекомендации. Один из героев Лескова рассказывал, как он попал в эту гостиницу: «Он (некий знакомец рассказчика — АМ.) велел мне одеться и привел в гостиницу напротив главнокомандующего дома к подбуфетчику, и сказывает ему при мне:
— Вот, — говорит, — тот самый подмастерье, который, я вам говорил, что для вашей коммерции может быть очень способный.
Коммерция их была такая, чтобы разутюживать приезжающим всякое платье, которое приедет в чемоданах замявшись, и всякую починку делать, где какая потребуется.
Подбуфетчик дал мне на пробу одну штуку сделать, увидал, что исполняю хорошо, и приказал оставаться.
— Теперь, — говорит, — Христов праздник и господ много наехало, и все пьют-гуляют, а впереди еще Новый год и Крещенье — безобразия будет еще больше, — оставайся.
А тот, что меня привел, говорит:
— Ну, смотри, действуй, — здесь нажить можно. А только его (то есть подбуфетчика) слушай, как пастыря. Бог пристанет и пастыря приставит».
Подбуфетчик, видимо, слегка лукавил. Особых безобразий (в самом центре города, да на Тверской, да перед домом губернатора, да рядом с полицейской частью) не случалось. Жизнь отеля проходила тихо, в мире. Зайдет, к примеру, постоялице из города Калуге ее приятель, литератор Гоголь. Посидит за столом, попьет вина с теплой водой и сахаром, расскажет что-нибудь о театральной жизни.
Или же снимет номер прибывший на университетское торжественное заседание хирург Н. Пирогов. Правда, с хирургом были хлопоты — его на этом заседании избрали почетным гражданином города Москвы, и несколько дней кряду в номер господина Пирогова то и дело прибывали поздравители.
Останавливались тут Тургенев, Александр Островский, Чехов. Правда, последний признавался: «В «Дрездене» я только ночую, живу же на Мал. Дмитровке, д. Шешкова».
Что ж, значит так ему было удобнее.
Да и москвичи часто снимали тут на долгий срок уютный номер. И постоянные жители города тоже иной раз доставляли неудобства гостиничной администрации. Фельетонист Александр Амфитеатров как-то раз рассказывал о другом фельетонисте, Власе Дорошевиче:
— Мы с ним жили… в гостинице «Дрезден». Влас заболел. Не знаю откуда, девушки с Тверской, Петровки и Кузнецкого моста узнали об этом, они замучили нашего гостиничного швейцара. «Мочи от них, Александр Валентинович, для меня во время болезни Власа Михайловича не было, — говорил швейцар. — По несколько раз в день забегали, цветы приносили. Одна даже всплакнула, передавая для больного букет фиалочек. Я отнес эти фиалки Власу Михайловичу и рассказал ему, как они, уличные девушки, здоровьем его интересуются. Влас Михайлович вскинул на нос пенсне и, глядя на меня, сказал:
«Души-то у них в тысячу раз лучше наших. Только вот жизнь сложилась не так, как надо. Удивительнейшие среди них люди встречаются. Недаром Федор Михайлович (Достоевский) столько о них волнующих страниц написал. Заслужили они это. Своим трудным заработком».
«А я, — продолжал швейцар, — всех успокаивал:
«Поправляется, девоньки милые! Поправляется! Скоро опять его фельетонами зачитываться будете».
Дорошевич действительно вскорости в скором времени выздоровел. А вот другой постоялец гостиницы, известный художник В. Суриков там же скончался от тяжелой сердечной болезни.
Самым же таинственным из постояльцев был президент Академии наук и министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой. Он, приезжая в Москву, останавливался всегда в «Дрездене», в этаком «люксе» с кабинетом, приемной и спальней. Именно здесь проходили последние годы бывшего министра. У него возник редкостный род помешательства — он воображал себя лошадью. В некогда элегантном номере пришлось устроить своего рода конюшню, где оборудовали стойло и кормушку, из которой граф хватал ртом пищу. Время от времени он ржал, стучал об пол ногами. Спал прямо на полу, не раздеваясь.
Естественно, что этого жильца держали под большим секретом. Но слухи о нем все равно расползались по городу.
Третья достопримечательность — церковь Косьмы и Дамиана в Шубине. Она так названа, поскольку здесь в четырнадцатом веке находился двор некого Иакинфа Шубина — горожанина владетельного, знатного и приближенного к князьям. Он, например, поставил свою подпись в качестве свидетеля под завещанием Дмитрия Донского.
Первый храм Косьмы и Дамиана здесь возник в семнадцатом столетии. Нынешняя же церковь появилась в 1722 году и ныне пользуется славой одного из самых древних храмов города.
Именно здесь отпевали скончавшегося по соседству художника Сурикова. Именно тут некогда регентствовал знаменитый композитор П. Г. Чесноков. Именно эти стены оказались всех прочнее во владении № 6 по улице Тверской. Как и стояли почти три столетия назад, так и стоят по нынешние времена.
описание, история, адрес. Подворье звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря
К городским легендам Москвы относится здание, которое находится на одной из главных улиц столицы — Тверской. Это Саввинское подворье, адрес которого — улица Тверская, 6. Многие москвичи, не говоря уже о гостях столицы, не знают о существовании такого дома. Возможно, Дэвид Копперфильд пошутил, перенеся здание в другое место? Выдвинув это предположение, мы близки к истине. Вот об этом и наша статья.
Воскресенский монастырь
Появлению на улице Тверской Саввинского подворья предшествует не менее интересная история. В XV веке на Царской улице, ныне Тверской, находился Воскресенский монастырь. В 1650 году его здание относилось к находившемуся около Звенигорода Саввино-Сторожевскому монастырю — резиденции русских государей. Воскресенский монастырь дважды горел вместе с Москвой: в 1773 и 1812 годах. После последнего пожара его не восстанавливали.
В 1900 году в Московскую городскую управу подал прошение епископ Можайский Парфений. Он просил сломать ряд непригодных построек (остатки монастыря), а на этом месте выстроить здание в пять этажей с нежилыми помещениями и подворьем. Постройку городская управа разрешила, а курировал ее архитектор И.С. Кузнецов.
История подворья
По прошению епископа, подворье должно было служить в качестве Московского доходного дома Саввино-Сторожевского монастыря. Этот красивый архитектурный памятник построен был за три года (1905-1908 гг.) в романтическом стиле, сочетая барокко и модерн. Облицованный глазурованной плиткой, фасад здания выходил на Тверскую улицу. В нем были предусмотрены помещения для контор, определенные апартаменты занимало Саввинское архиерейское представительство (подворье), остальные помещения были гостиницей. Остроконечные башни доходного дома были видны со Страстной и с Моисеевской площади. И это прекрасно заметно на старых фотографиях.
Саввинское подворье после Октябрьской революции превратилось в большую коммуналку. Первые два этажа и подвал были определены под магазины и склады. Верхние отданы под квартиры. Дворовые церковные постройки в глубине двора не тронули.
Кинодело Ханжонкова
В здании Саввинского подворья Москвы размещались конторы и квартиры внаем. По меркам кинопредпринимателей, стоимость найма была низкой, поэтому в 1908 году арендатором стала одна из первых кинофирм России, принадлежавшая Александру Ханжонкову. Начал свое дело А. Ханжонков с проката кинолент, затем появился демонстрационный зал и магазин киноаппаратов. Спустя некоторое время в кинофирме открылся научный отдел для съемок художественных и образовательных фильмов, нужен был съемочный павильон.
Не сразу, но Александр Алексеевич смог получить разрешение архиерея строить большой съемочный павильон на заднем дворе. За десять лет было снято много художественных и документальных картин о сельском хозяйстве, ботанике, медицине и образовании. К работе над фильмами он привлекал российских специалистов, профессоров и преподавателей Московского университета. Так случилось, что через несколько лет на киностудии вспыхнул пожар, она сгорела до тла, а в 1920 годы Александр Ханжонков уезжает за границу. В конторе размещают правительственный пропагандистский орган фронтовой хроники.
План реконструкции Москвы
В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, в котором предусматривалось преобразование улицы Горького. Это не было похоже на преобразование, скорее, на строительство домов на улице заново. Предполагалось произвести расширение улицы за счет четной стороны, сделав из неё магистраль шириной до 60 метров. Саввинское подворье на Тверской во время расширения оказалось в списке «везунчиков». Его не тронули.
А вот в 1939 году, во время продолжения реализации Генерального плана реконструкции Москвы, красивый памятник архитектуры оказался в неудобном месте. Чтобы сохранить здание, а на его месте соорудить монолит сталинского ампира, подворье при помощи известных мировых технологий подвинули вглубь двора на 50 метров.
Перенос здания
О переносе Саввинского подворья история сохранила городскую легенду о том, что его жильцы, узнав о сносе такого красивого и исторически ценного здания, написали письмо председателю Моссовета. В нем просили сохранить подворье, предложив перенести здание, как это делали на улицах Серафимовича и Садовнической. Или прислушались к просьбе, или захотели обойти Штаты в этом деле, но было принято решение по переносу здания в глубину двора. В 1936 году был создан Трест, который занимался передвижением и разборкой зданий. Строение вместе с жильцами весило 23 тысячи тонн. Времени на подготовку к передвижению дали немного. Закончить процедуру следовало в марте 1939 года.
Все работы по подготовке здания к передвижению заняли четыре месяца. Нужно было срезать дом с фундамента, а по линии среза в пробитые дорожки завести двутавровые балки, которые затем должны сварить между собой. То есть была сделана прочная стальная рама. Подвалы засыпали щебнем, чтобы на него установить шпалы и рельсы, по которым должна была ехать вся эта махина. Для установки шпал пробили отверстия, которые становились коридорами. В них на бетонном основании укладывались шпалы, а затем рельсы. Коридоры выполняли частями. Сделали 12 коридоров — уложили рельсы. Операцию от начала и до конца выполняли три раза. В итоге дом был снят с фундамента и стоял на 2100 катках.
Перенос здания и новый адрес
Людей о сроках передвижения здания не информировали. Скорее всего, чтобы не было лишней паники. Работа была начата 4 марта в два часа ночи. При помощи 20-тонной лебедки дом был снят с фундамента и плавно поехал на новое место. Инженерные коммуникации были подключены к гибким шлангам и работали в штатном режиме. Здание Саввинского подворья двигалось настолько плавно, что спавшие жильцы не ощутили движения, а проснувшись утром, с изумлением отметили, что дом стоит на другом месте.
Поменялся и адрес строения. Раньше подворье было под № 24, теперь стало домом № 6/6. После этого началось строительство «сталинок», которые образовали новую границу улицы Горького (Тверской).
Подворье в наше время
Сегодня Саввинское подворье — это элитное строение без лифтов, но с шикарными лестницами и огромными квартирами. Что-то изменилось в облике здания, что-то осталось нетронутым.
К изменениям стоит отнести замену прежних оригинальных рам многих окон на белые пластиковые и коричневые. Часть помещений в 2000 году была передана Церкви. Здесь же работают благотворительные фонды, помогающие нуждающимся детям, оставшимся без попечения, паломническая служба. Работает Саввинская часовня, открыта Галерея русской и византийской иконы.
Чудом уцелевшая достопримечательность столицы, хоть и скрыта за серыми холодными сталинками, но доступна для тех, кто зайдет в арку сталинского дома, чтобы полюбоваться красотой этого архитектурного памятника.
Саввинское подворье
Стоит обратить внимание на историю этого ничем не примечательного дома на Тверской. Остроконечные башенки и дворцовая крыша Саввино-Сторожевского подворья — напоминания о старой Тверской улице. За спиной слышен шум машин, а перед глазами вы видите ряды больших полукруглых окон, разделенных балясинами, узорами из плитки, разноцветной плиткой с цветами и жар-птицами. Попадая во внутренний двор, вы попадаете в холл дворца в стиле барокко: окна огромных лестниц, раковины и цветы украшают оконные рамы.
Когда-то плитка и огромные окна сверкали на солнце, притягивая взгляды пешеходов, но даже сейчас, лишенные солнечного света, они радуют глаз.
Это место на Царской улице занимал Воскресенский монастырь, который в 1650 году был отнесен к Саввино-Сторожевскому монастырю.
Монастырь был снесен в 1900 году, и в Правительство Москвы поступило прошение Парфения, епископа Можайского «о сносе ряда существующих построек», который просил «построить 5-этажный жилой дом с нежилой. подвал и двор ».К строительству был приглашен архитектор И. Кузнецов.
Здание выдержано в модном в то время псевдорусском стиле, или, как писали в путеводителе, «в вычурном дворцовом стиле». Дом сразу стал украшением Тверской улицы, и невозможно было представить эту улицу без остроконечных башен, которые были видны со Страстной и Моисеевской площадей.
Подворье было доходным домом Саввинского монастыря, его помещения сдавались в аренду людям и офисам.Стоимость квартир была невысокой, а комнаты довольно просторными. Дом сразу обратили на себя предприниматели кино.
В 1907 году один из офисов занимала студия А.Ханжонкова, построившая на заднем дворе пленочный павильон со стеклянной крышей. Киностудия работала здесь до 1920 года.
В 1934 году подворье, которое к тому времени стало обычным жилым домом, находилось под угрозой сноса, но в 1939 году его просто перенесли на 50 метров в глубь квартала.Дом был перенесен ночью вместе с жильцами, и благодаря этому переезду теперь мы знаем, что вес дома составляет 24 тонны.
Инженер Э.Гендель все просчитал идеально и даже не разбудил жителей.
В 2000 году часть помещений Саввинского монастыря была передана церкви. Здесь находятся Галерея русских и византийских икон и Православный центр помощи детям-сиротам.
4-звездочный отель в Санкт-Петербурге, Россия
Пропустить основную навигацию- Marriott.com
- / Кортъярд
- / Санкт-Петербург
- / Гостиница
- Английский
- Справка
- Мои поездки
- Войдите или присоединитесь к
Marriott Bonvoy Home
Найти и забронировать
Ищете путевки?- Комната + рейс Открыть в другой вкладке браузера |
- Комната + Автомобиль Открыть в другой вкладке браузера
Центр Москвы Отель у метро Театральная
Пропустить основную навигацию- Marriott.com
- / Marriott Hotels & Resorts
- / Москва
- / Гостиница
- Английский
- Справка
- Мои поездки
- Войдите или присоединитесь к
Marriott Bonvoy Home
Найти и забронировать
Ищете путевки?- Комната + рейс Открыть в другой вкладке браузера |
- Комната + Автомобиль Открыть в другой вкладке браузера
Bayfront в городе Эри, PA
Пропустить основную навигацию- Marriott.com
- / Courtyard
- / Erie
- / Hotel
- Английский
- Справка
- Мои поездки
- Войдите или присоединитесь к
Marriott Bonvoy Home
Найти и забронировать
Ищете путевки?