фото, история, цены, отзывы, как добраться
Что посмотреть
Дом Деда Мороза
В доме Деда Мороза два этажа и 12 комнат — гости могут заглянуть в каждую.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Еловая аллея, заснеженная зимой, приведет вас к резному терему со шпилями, украшенными серебристыми звездами. Деревянная лестница поднимается к дверям в виде арок, над которыми написано: «Центр управления волшебством». В доме 12 комнат, каждая из них рассказывает, как живет Дед Мороз. Вот здесь его личный кабинет, тут — библиотека и обсерватория, а дальше — музей с новогодними елками и украшениями. Даже спальню волшебника вам покажут. Кульминацией экскурсии по дому станет встреча с самим Дедом Морозом.
Тропа сказок
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
В этом волшебном лесу просто невозможно было не придумать тропинку с героями знаменитых сказок. Помните, как в книжке Самуила Маршака описывалась поляна, где собирались 12 месяцев и к ним забрела девочка, которую мачеха отправила искать подснежники в январе? Вот к такой опушке вы здесь выйдете. А по пути заглянете в избушку на курьих ножках, где живет Баба Яга.
Почта
Письма Дед Мороз получает со всех уголков России и даже из других стран.Каждый ребенок знает, что исполнять его желания Дед Мороз будет в новогоднюю ночь, но письмо ему со своей заветной мечтой стоит отправить заранее: нужно ведь успеть его прочитать и подготовить ответ! Потому послания ребят сыпятся на почту в Великом Устюге круглый год. Зайдите сюда и сами оцените масштабы.
Для тех, кто еще только готовит письмо, подсказываем адрес для отправки: Вологодская область, город Великий Устюг, почта Деда Мороза.
Дом моды Деда Мороза
Кто шьет одежду для главного волшебника страны? Сколько у него вообще нарядов? Ведь не ходит он летом в кафтане, в котором мы привыкли видеть его зимой? Пришла пора заглянуть в Дом моды Деда Мороза и получить ответы на все эти вопросы. Ведь тут самая настоящая швейная мастерская. Вы встретите также помощницу Деда, Пуговку, и попадете на сказочное дефиле.
Ледник
Ледяное царство, где и зимой, и летом температура -15 градусов. Все для того, чтобы прозрачные скульптуры изо льда не растаяли даже в жару. Фигуры Деда Мороза, Снегурочки, медведей — будто хозяева встречают гостей. А к ледяному столу готовы такие же ледяные самовар и угощения. Даже замороженные ягоды. Бутафория, конечно, но малышам хочется верить, что все это сделано по взмаху волшебной палочки Деда Мороза.
Зимний сад
Тропический уголок посреди зимнего леса. Только представьте: за окном снег и морозы, а здесь, в крытом саду, — ананасы и лимоны. Яркие клумбы радуют глаз и журчат фонтанчики. В воздухе витает аромат роз, даже попугаи щебечут. Кусочек лета есть и в резиденции Деда Мороза в северном Великом Устюге.
Зоосад
Обязательно загляните в зоосад и познакомьтесь с живущими здесь оленями — верными друзьями Деда Мороза.Фото: pixabay.com
Школа волшебства
Дети могут овладеть навыками создания сказки в Школе волшебства.Фото: globallookpress.com
Стать настоящим, не побоимся сказать — дипломированным, волшебником с оценкой в зачетке и именным сертификатом о прохождении обучения возможно в Великом Устюге. Какие чудеса тут только не случаются! Вот и Школа волшебства для ребят открылась. А предметы один другого интереснее: морозоведение, ледографика, этика волшебных посланий… Дети ни одного урока не пропустят! У кого получится пройти всю программу, получат звание помощника Деда Мороза России.
Великий Устюг: история родины Деда Мороза
Великий Устюг – исторический город России с большим количеством достопримечательностей. В 1998 году он стал родиной Деда Мороза. Город расположен на востоке Вологодской области, в 450-и километрах от областной столицы и в 900-х километрах от Москвы. Великий Устюг, основанный на рубеже XII-XIII веков, находится на левом берегу реки Сухоны, исторически играющей важную роль в жизни поселения. Население города немногим превышает 30 тысяч человек. Местный краевед Любовь Данилова в одной из книг справедливо называет Великий Устюг маленьким городом с большой историей.
Сегодня нет в России человека, который бы не знал Великого Устюга. Город известен всем и каждому благодаря Деду Морозу. Но прежде чем принять на постоянное место жительства волшебника, Устюг прошел большой и славный путь.
Основание города
Точная дата рождения Великого Устюга неизвестна. Летописец впервые упоминает город в начале XIII века. Но археологи утверждают, что люди поселились в этих местах гораздо раньше. До прихода славян здесь проживали финно-угорские племена.
После установления братских отношений между Москвой и Вологодской областью устюжане стали считать началом биографии города 1147 год, как областная и российская столицы. Это произошло во времена губернаторства Юрия Лужкова и Вячеслава Позгалева и в связи с реализацией проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза».
История освоения земель в местах появления будущего Великого Устюга уходит в седую древность. Примерно в XI веке сюда приходят смельчаки из Ростово-Суздальского княжества. Первоначально возводится город Гледен. Он стоял на высоком мысу у самого слияния Юга и Сухоны. Считается, что река Сухона сильно подмывала правый берег, что вынудило часть жителей со временем переселиться на левый берег, где вскоре немного в стороне, выше по течению Сухоны, появляется Устюг.
Переселяясь на новое место жительства, бывшие гледенцы не стали называть поселение Новым Гледеном (сравните Новгород). Они сохранили в названии нового города память о местоположении Гледена в устье Юга. Так и получился Устюг — город, стоящий в устье реки Юг. А на самом деле он находится в излучине Сухоны на ее левом берегу.
В этих суровых северных пограничных местах не было значительных поселений на сотни километров в округе. В лихие времена помогали жители городов друг другу чем могли. В XV веке, не выдержав очередного нашествия, погиб Гледен. Часть его жителей переселилась в деревню Морозовица – малую родину Дедушки Мороза.
Позднее в память о Гледене устюжане возвели на высоком мысу Троице-Гледенский монастырь – один из древнейших на русском севере.
Герб Великого Устюга
Герб у города появился в 1780 году. Наверное, если бы его создавали сегодня, то на нем нашли бы место для «дедморозовской» темы. Впрочем, автор герба, утвержденного указом Екатерины Великой, тоже выбрал неожиданное решение. Он словно предвидел будущую судьбу города как сказочной столицы России.
Почему-то безымянный автор никак не отразил роль города как важного торгового центра страны в XVI-XVII веках, не отметил вклад устюжан в великое освоение Сибири. Можно предположить: в геральдической комиссии об этих свершениях просто не знали.
Герб является красивой иллюстрацией географического местоположения города. В центре расположен Водолей (в описании герба в 1780 году упоминается другой мифологический персонаж — Нептун). В руках у него два кувшина, из которых выливаются воды в единый поток. Из левого кувшина – воды Сухоны, из правого – воды Юга. Два рукава, сливающиеся в один поток, рождают русло новой реки – Северной Двины.
Крупнейший торговый центр русского севера
В XVI веке Великий Устюг становится важнейшим форпостом на пути международной торговли Московии с Европой через Архангельск. Иноземцы называли его «великим водным путем Московии». Русское государство, не имевшее прямого выхода к Балтике, развивает международную торговлю через Белое море.
Чтобы доставить товары в Архангельск из Москвы, купцы передвигались по такому маршруту. Зимой на санях добирались до Вологды. Потом с первыми весенними водами шли по Сухоне через Великий Устюг в Северную Двину, устье которой находится как раз в Архангельске, на Белом море. Таким же образом купцы и посольства европейских государств путешествовали в обратном направлении из Архангельска в Москву.
На этом пути Великий Устюг являлся важнейшим центром международной торговли. В шумном и многолюдном городе можно было встретить купцов и посланников из самых разных стран мира. История сохранила, как осенью 1675 года в городе проживал, дожидаясь, когда встанет лёд на Сухоне и Северной Двине, голландский посол. В его честь был устроен большой фейерверк.
Также через Великий Устюг лежали речные пути-дороги в Сибирь – по рекам Сухоне и Вычегде на Печору, а дальше через Камень (так называли в те времена Уральские горы).
Значение города было настолько велико, что уже в XVI веке при Иване Грозном его начинают называть «Великим».
Город великих путешественников
Славу Великому Устюгу снискали знаменитые путешественники, принимавшие участие в освоении Сибири. В стародавние времена говорили: «Без устюжан в Сибири не обойдется никакое дело».
В историю России вписали свои имена знаменитые устюжане: Семён Дежнёв и Фёдор Попов, Ерофей Хабаров и Владимир Поярков, Василий Шилов и Владимир Атласов и еще множество мужественных людей, вновь и вновь отправлявшихся в опасные экспедиции на восток.
В 1648 году Семён Дежнёв и Федор Попов совершили уникальное морское путешествие вокруг Чукотского полуострова в Берингово море. Много препятствий преодолели смелые путешественники, теряя в ледяных штормах друзей и утлые суда. Так был открыт пролив между Азией и Америкой, позднее названный именем Беринга.
Красуется на реке Амуре город Хабаровск, названный именем знаменитого устюжанина Ерофея Хабарова. В 1651-1652 годах землепроходец, дойдя кратчайшим путем до Амура, исследовал новые земли и составил подробное описание Амурского края.
В конце XVII века устюжанин Владимир Атласов совершил путешествие на далекую Камчатку. Ему принадлежат первые сведения о полуострове, недавно вошедшем в состав Российского государства.
Великий Устюг – город святых
Илья Глазунов. Прокопий Праведный останавливает тучу
Великий Устюг известен как город православных святынь и святых. В средневековье здесь было сорок церквей и крупных монастырских комплексов, многие из которых сохранились до наших дней. Визитной карточкой Устюга является Соборное дворище – расположенные на набережной Сухоны храмы города, составляющие единый архитектурный комплекс.
Вся Православная Россия чтит имена святых устюжской земли: Блаженный Прокопий Праведный, Святитель Стефан Пермский (просветитель зырян), Преподобные Иоанн и Мария Устюжские, Блаженный Иоанн Устюжский.
Святым покровителем города является Прокопий Праведный — великий провидец, предсказатель и чудотворец. Родился и вырос будущий святой в Германии. По торговым купеческим делам посетил он однажды Великий Новгород да так там и остался. Приняв святое крещение, Прокопий долго путешествовал по русской земле, пока не осел в Устюге. В 1290 году, как рассказывает житие святого, Праведный Прокопий спас город от полного разрушения. На посады надвигалась каменная туча. По молитвам святого подвижника каменный град выпал в стороне от Устюга.
Родина Деда Мороза
В 1998 году благодаря инициативе Правительств Москвы и Вологодской области в городе приступили к реализации проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». В городе постепенно появляются объекты, связанные с Дедом Морозом: городская резиденция, загородная вотчина, почта волшебника, зоопарк, дом моды. Строятся гостиницы и активно развивается туризм.Город стремительно приобретает всероссийскую известность и становится местом паломничества детей к любимому зимнему волшебнику.
В энциклопедии есть несколько интересных статей, посвященных истории Деда Мороза в Великом Устюге:
А) Дед Мороз из Великого Устюга
Б) Вотчина Деда Мороза
В) Почта Деда Мороза
Г) Резиденция Деда Мороза
Д) Письмо Деду Морозу в Великий Устюг
Достопримечательности и музеи
Иногда Великий Устюг называют «Суздалем русского севера». Считаем — неправильно. Древний город с богатой историей и красивым местоположением настолько самодостаточен (если так можно выразиться), что не нуждается в сравнении с другими местами. Центральная часть поселения сохранила историческую застройку: интересную гражданскую архитектуру, многочисленные памятники церковного зодчества. Прекрасна набережная Сухоны со знаменитым Соборным дворищем, считающимся визитной карточкой города.
Один из знаменитых храмов города — Церковь Вознесения (XVII в.) - напоминает богатством внешнего декора и изяществом отделки памятники «московского узорочья». Рекомендуем путешественникам обязательно побывать в этом удивительном месте.
Главным культурным учреждением города является Великоустюгский музей-заповедник. В составе музея двадцать шесть памятников архитектуры. Многие из них имеют федеральное значение. Всего в состав большого музея-заповедника входит семь музеев: Музей истории и культуры Великого Устюга, Музей этнографии, Музей древнерусского искусства, Музей новогодней и рождественской игрушки, Музей природы, Детский музейный центр, а также открытое для посещения фондохранилище.
Северная чернь
Среди народных промыслов города особое место занимает знаменитая «Северная чернь» — искусство чернения (нанесения рисунка) по серебру. Промысел, возникший в XVII веке, мастера-ювелиры бережно развивают и сегодня. Его называют серебряной поэмой русского севера.
Сначала на металле вырезают тонкий рисунок. На следующем этапе изделие покрывают чернью – специальным сплавом. Изделие обжигают и чернь навсегда застывает в углублении рисунка. В конце работы лишняя чернь, не попавшая в рисунок, счищается. И перед нами – удивительное произведение ювелирного искусства, неповторимый орнамент и безукоризненная отделка.
Рассказывают, что, когда в 1913 году англичане предложили хранителю секрета черненого искусства Михаилу Павловичу Чиркову огромные деньги и английское гражданство, он с возмущением отказался. Во многих музеях России можно встретить коллекцию изделий великоустюгских мастеров чернения по серебру.
Шемогодская береста
В 10 километрах от Великого Устюга находится деревня Курово-Наволок. В ней издавна жили мастера берестяного кружева. На листы бересты шемогодские художники тупым шилом наносят тонкий рисунок. Как правило, это изящный растительный орнамент, на который любоваться-не налюбуешься. Кружева из бересты наклеиваются на разные изделия: шкатулки, хлебницы, ларцы, подставки… И рождаются народные произведения искусства, способные украсить любой интерьер.
Резиденция Деда Мороза: контакты, время работы, описание, история
Резиденция Деда Мороза – место постоянного пребывания главного зимнего волшебника-дарителя. В резиденциях проживают важные лица, каковым и является Дед Мороз – глава сказочного сообщества. Он занимает высшее место в сложившейся иерархии не только зимних, но и вообще всех волшебников, проживающих в России.
Каждый серьезный зимний волшебник обязательно должен иметь свою резиденцию. Сегодня этим термином применительно к сказочным персонажам уважительно называют место нахождения любого волшебника и даже волшебницы. В этом смысле, например, резиденция Деда Мороза в Великом Устюге – это его вотчина и дом, находящиеся в окрестностях города. В столице у него по легенде, оформившейся в нулевые годы, есть резиденция, которая официально называется «Московская усадьба Деда Мороза».
Удмуртский дедушка Тол Бабай также проживает в усадьбе. Она так и называется «Усадьба Тол Бабая» в селе Шаркан. А вот резиденция Девицы Метелицы расположена в музее головных уборов народов мира «Дом шляп».
Контакты и время работы резиденции Деда Мороза в Великом Устюге и Москве
1) Великий Устюг
А) Городская резиденция. Адрес: 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Советский пр-т, 85. Телефон для справок и заказа экскурсий: +7 (81738) 2 – 66 – 73. Время работы: с 9 час. до 18 час.
Сегодня гидом по первой резиденции волшебника является Фея Доброй сказки, верная помощница Дедушки Мороза. С ее помощью начнет чудесно вращаться театральный барабан, который расскажет маленьким гостям увлекательную историю о потерянном и обретенном посохе зимнего волшебника.
Посетители городской резиденции будут удостоены высокой чести – посидеть на Троне главного зимнего чародея России и добавить в «Книгу добрых дел» новую запись. Также гости познакомятся с работой местных мастериц. Они проведут мастер-класс и научат азам народного промысла кружевоплетения и резьбе по бересте.
Б) Загородная вотчина (резиденция). Главное место посещения в Великом Устюге.
Читайте в энциклопедии отдельную статью о Вотчине Деда Мороза.
2) Усадьба Деда Мороза в Москве. Адрес: 109 472, Москва, Волгоградский пр-т, владение 168Д. Телефоны для справок и заказа экскурсий: +7 (495) 657 – 60 – 49; +7 (495) 657 – 60 – 52. Время работы с 9 час. до 21 час.
История появления резиденции Деда Мороза в Великом Устюге
Резиденция волшебника появилась вместе с предприятием ОАО «Дед Мороз», которое было зарегистрировано в ноябре 1998 года. Администрация города передала в акционерное общество в качестве доли в уставном капитале старинное здание. Это был известный в городе памятник архитектуры – дом купца П.В. Красильникова, расположенный в городе по адресу Советская улица, дом 85. Купеческому зданию с полуторавековой историей и было суждено стать первой официальной резиденцией Деда Мороза.
Возведенное в 1874-1876 годах по чертежам Николая Черепанова здание имеет богатую историю. Что в нем только не размещалось: жилой дом, аптекарский и галантерийный магазины, земская управа до революции, советские органы власти, кооперативный и библиотечный техникумы, помещения дворца пионеров.
Интересный факт: в 1995 году здание будущей резиденции Деда Мороза было включено в список памятников культурного наследия федерального уровня.
На рубеже веков после реставрационных работ в бывшем купеческом доме разместилось ОАО «Дед Мороз». Кто первым предложил назвать место жительства Деда Мороза в городе резиденцией, нам выяснить пока не удалось. Некоторое время старинное здание оставалось первой и единственной резиденцией волшебника в России. Вскоре так же стали называть его загородную вотчину с домом-теремом.
Открытие резиденция зимнего волшебника в Москве
Дед Мороз частенько бывал в Москве по своим волшебным делам. Особенно часто это случалось в период активного участия в проекте «Великий Устюг – родина Деда Мороза» столичного правительства. В то время его возглавлял с Юрием Михайловичем Лужковым.
В Москве-то зимний чародей бывал, а своего места жительства во время «командировок» у него не было. Поэтому было принято решение построить в столице, в Кузьминском парке, особую резиденцию волшебника и назвать ее «Московская усадьба Деда Мороза».
В 2004 году был заложен первый венец в основание нового дома, а уже через год, в 2005 году, Московская усадьба Деда Мороза открылась. Великоустюгскому волшебнику вручили ключи от его нового места жительства. Отныне, приезжая в Москву, он останавливается в своей новой резиденции.
Изменение значения выражения «резиденция Деда Мороза»
Итак, первоначально резиденцией волшебника назывался только старинный дом в Великом Устюге на Советской улице. По нашим наблюдениям, в середине нулевых это слово начинают толковать расширительно, и оно приобретает дополнительное значение: «место постоянного пребывание любого зимнего волшебника».
Это явление связано с появлением в первые и последующие годы XXI века национальных и региональных Дедов Морозов. «Морозные» проекты активно развиваются на территории России. Их создатели буквально под микроскопом изучают опыт, накопленный в Великом Устюге.
В самом же Устюге и сегодня никому не придет в голову назвать вотчину резиденцией. Здесь четко разделяют: в городе – резиденция, за городом – вотчина. Но благодаря усилиям журналистов и блогеров терем волшебника на вотчине стал визитной карточкой города. Его вместе с вотчиной стали называть резиденцией и обычные гости.
Список резиденций зимних волшебников России
Перечислим резиденции зимних волшебников в нашей стране. В списке представлены постоянные резиденции наиболее известных и «зарекомендовавших» себя волшебников. В то же время отметим, что с приближением Нового года открывается множество временных резиденций Деда Мороза в городах и весях страны, в которых встречаются с детьми многочисленные помощники главного волшебника.
О каждом персонаже сказочного сообщества в энциклопедии есть отдельная статья.
Российский Дед Мороз: Городская резиденция и загородная вотчина в Великом Устюге; Московская усадьба в Кузьминском парке.
Кузбасский Дед Мороз (Кемеровская область): Музей-заповедник «Томская писаница», расположенный в шестидесяти километрах от Кемерова.
Хель Мучи (Чувашия): Этноэкологический комплекс «Ясна» в деревне Кшауши. Он находится в шестидесяти километрах от республиканской столицы Чебоксары.
Сагаан Убген (Бурятия): Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Уде.
Ямал Ири (Ямал): Природно-этнографический комплекс в Горнокнязевске, в десяти километрах от Салехарда.
Вятский Дед Мороз (Кировская область): Музей истории Хлынова и детский парк «Аполло».
Урал Мороз (Свердловская область): Дворец в Парке Сказов в городе Арамиль, в семидесяти километрах от Екатеринбурга.
Мунь Каллса (Русская Лапландия): Национально-культурный центр саамов в селе Ловозеро.
Сосновоборский Дед Мороз (Ленинградская область): Театр-музей «Дом русской сказки» в Сосновом Бору.
Якшамо Атя (Мордовия): Этнокомплекс «Масторава» в селе Кивать Кузоватовского района Ульяновской обрасти.
Кыш Бабай (Татарстан): Резиденция в селе Яна Кырлай, расположенное в восьмидесяти километрах от Казани.
Морозец Паккайне (Карелия): Купеческий двор в Олонце.
Чысхаан (Якутия): Пещера Эбе-Хая в Оймяконском улусе Якутии.
Байкальский Дед Мороз: Резиденция в городе Слюдянка Иркутской области.
Тол Бабай (Удмуртия): Усадьба в селе Шаркан, в девяноста километрах от республиканской столицы Ижевска.
Йушто Кугыза (Марий Эл): Село Кукнур Сернурского района, которое находится в ста сорока километрах от Йошкар-Олы.
Талви Укко (Карелия): Вотчина в поселке Чална Прионежского района, в двадцати трех километрах от Петрозаводска.
Дед Халла (Карелия): Поместье в поселке Нижняя Салма, примерно в двухстах двадцати километрах от столицы Республики Карелия Петрозаводска.
Кодзыд Поль (Коми): Финно-угорский этнокультурный парк в селе Ыб, в шестидесяти километрах от Сыктывкара.
Мороз-воевода (Ярославская область): Царство в Музее-заповеднике «Карабиха».
Матушка Зима (Архангельская область): Дом в селе Яренск Ленского района.
Девица Метелица (Вятские Поляны): Музей головных уборов народов мира «Дом шляп».
Костромская Снегурочка (Кострома): Резиденция снежной волшебницы в городе.
Дед Трескун (Великий Новгород): Территория Новгородского Кремля.
Архангельский Снеговик (Архангельск): Культурный центр «Соломбала-Арт».
Таким образом, резиденциями зимних волшебников называют дом сказки, вотчину, усадьбу, поместье, культурный центр, купеческий двор, музей, дом, царство, парк, дворец, город, пещеру, село, территорию Кремля, этнографический и природный комплекс.
Великий Устюг – родина Деда Мороза
Благодаря своему огромному вкладу в развитие торговли, еще в 16 веке Устюг получил свое звание «Великий» — титул, который имеют лишь немногие города России. Принесли славу городу и его знаменитые землепроходцы. Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Тимофей Булдаков, Михаил Неводчиков, Василий Шилов и многие другие сыграли важнейшую роль в освоении Россией природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки и Тихого океана.
Город встречает вас своим главным фасадом — набережной с длинной вереницей храмов, колоколен, невысоких старинных особняков, прихотливо выстроившихся вдоль берега. Словно сама История, как молчаливая каменная летопись, смотрится в зеркало речной воды. Те, кто видел панораму города с белокаменными церквями, сверкающими золотыми маковками, не смогут забыть его. Зимой, припорошенные снегом, они кажутся вышедшими из сказки. Так где же ещё, как не в этом живописнейшем городе, пропитанном духом землепроходцев и первооткрывателей, с глубокими традициями народных ремёсел, с неспешным северным нравом, должен был обосноваться русский Дед Мороз?
Облюбовал Дедушка местечко в 12 километрах от Великого Устюга. И выбор свой сделал неспроста. Представьте себе сосновый бор с вековыми соснами-свечками на берегу реки Сухоны. Там, за резными воротами, стоит огромный деревянный терем, в котором живет волшебник, исполняющий любые детские мечты. А в сказочном дворце — тронный зал, рабочий кабинет, гардеробная, столовая, спальня.В распоряжении Деда Мороза неизменные верные помощники — Снегурочка, Снеговик, Двенадцать Месяцев, хозяюшки и мастерицы, маленькие и шустрые гномы, выполняющие мелкую, но очень нужную работу. Они покажут вам владения Дедушки Мороза, комнату желаний, комнату мастериц, где вас научат и ткать, и вышивать, и из бересты сувенир плести. И, конечно, покажут Дедушкину спальню с волшебным зеркалом, посмотревшись в которое, пожилые молодеют, а юные ума-разума набираются.
Для гостей построены комфортабельные коттеджи с гостиничными номерами. Здесь же расположены объекты туристской инфраструктуры, включая поляну русских забав с персонажами народных сказок, комплекс катальных гор, зимний сад, зоологический питомник, детский оздоровительный корпус.
Приёмы гостей у Деда Мороза приурочены к самым важным событиям в его жизни. День рождения Дедушка празднует 18 ноября. Каков возраст волшебника, доподлинно неизвестно даже ему самому, но точно, что более 2000 лет. Поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, Микулаш из Чехии, а также официальные делегации из Вологды, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других городов. Вечером торжественный кортеж Деда Мороза проедет по улицам Великого Устюга, и зимний сказочник зажжёт огни на первой новогодней елке.
В последних числах декабря Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию для открытия новогодних торжеств и в течение всей зимы радует гостей подарками и встречами.
В конце марта жители Великого Устюга встречают Весну-красну, и Дед Мороз возвращается в свой лесной дом на покой от зимних дел и забот, чтобы отвечать на письма детей.
Все эти праздники сопровождаются народными гуляниями и включают в себя посещение вотчины Деда Мороза, конкурсы, фейерверки, фестивали русской кухни, театрализованные представления, культурно-развлекательные мероприятия, обширную экскурсионную программу, знакомящую с культурой и традициями русского Севера.
А что же летом? 17—19 июля свой день рождения отмечает сам Великий Устюг. Как тут обойтись без главного жителя города? Вас ждет открытие Прокопьевской ярмарки: торговые ряды народных умельцев (сувениры из бересты, льна, дерева, олова, кости, глины и др.). Участие в городских праздничных мероприятиях, посвященных Дню города: концертные площадки с выступлением фольклорных коллективов Русского Севера, аллея мастеров, игровые поляны, соревнования и конкурсы, катание на лошадях.
Если вы приехали в гости к Деду Морозу в летний период, то есть возможность попасть в мир водных развлечений — водных велосипедов, прогулочных лодок, купания. Всё размещено как на открытом воздухе, в полной гармонии с нетронутой северной природой, так и в закрытых помещениях. Конечно, летом не сложится удивительного ощущения новогодней сказки, но и в тёплые солнечные деньки путешествие на родину Деда Мороза будет очень увлекательным и содержательным.
Фотографии: Wikimedia Commons, группа ВКонтакте «Российский Дед Мороз»
Дед Мороз из Великого Устюга: история, факты, события
Дед Мороз из Великого Устюга – главный зимний волшебник-даритель России. С 1998 года его родиной является небольшой город в Вологодской области Великий Устюг, который последнее время называют Сказочной столицей России. В городе сформирована большая «дедморозовская» инфраструктура: загородная Вотчина с многочисленными объектами посещения, городская Резиденция, Почта Деда Мороза, Дом моды. В своей сказочной вотчине волшебник радушно принимает гостей. Великоустюгский Дед Мороз является желанным гостем на различных мероприятиях, проводимых в России: праздниках, фестиваля, конкурсах, соревнованиях, благотворительных акциях.
История появления Деда Мороза в Великом Устюге
На дворе стоял юбилейный для Москвы 1997 год. Столица отмечала 850 лет со дня основания. Мэр города Юрий Михайлович Лужков 27 июня по приглашению вологодских властей посетил Великий Устюг. Повод замечательный. Дело в том, что 850 лет в том году также отмечали областная столица Вологда и старинный русский город Великий Устюг. Во время встречи Мэра Москвы и Губернатора области Вячеслава Евгеньевича Позгалева впервые обсуждается идея проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». В том же году в книге мемуаров «Москва – моя жизнь» Юрий Михайлович размышляет о необходимости постоянного места жительства для Деда Мороза.
К концу 1998 года проект обретает реальные очертания. Со стороны Москвы его курирует Председатель Комитета общественных и региональных связей Правительства Москвы Л.И. Швецова, со стороны Вологодской области первый заместитель губернатора А.Н. Плеханов. Утверждаются планы и программы, создается оргкомитет, для реализации целей развития проекта создается ОАО «Дед Мороз».
27 декабря в Великом Устюге состоялся первый городской праздник «Встреча Деда Мороза», а сам волшебник отправился в столицу в гости к столичному мэру и для участия в Кремлевской елке. Можно сказать, это было первое путешествие волшебника за пределы только что обретенной родины. О визите кудесника проходит информация по всем центральным телеканалам. Страна узнает, что любимый зимний волшебник проживает на севере, в Великом Устюге. Идея народу понравилась. Дедушка мгновенно становится популярной медийной персоной.
В город прибывает первый детский туристический поезд – губернаторский экспресс «В гости к Деду Морозу. 320 ребят принимают участие в специальной губернаторской елке.
В последующие годы роль Великого Устюга как родины Деда Мороза благодаря усилием столичных и областных властей будет только возрастать. В городе построят несколько гостиниц, появятся специальные объекты посещения, связанные с волшебником. Поток туристов в Великий Устюг вырастет в сотни раз. В России мгновенно возникнет традиция Письма Деду Морозу. В адрес великоустюгского чародея будет приходить сотни тысяч посланий.
В городе круглогодично будут проводится многочисленные праздники и фестивали. Дед Мороз ежегодно станет отправляться в предновогодние путешествия по стране. Эти визиты волшебника в города и веси первоначально называются «Эстафета Деда Мороза».
14 марта 1999 года в Великом Устюге состоялся большой праздник «Проводы Деда Мороза». На городском стадионе выступали популярные артисты эстрады. Пока ни у кого в голове не умещается, что повелитель холода и морозов может встречать гостей и принимать участие в праздниках и фестивалях круглогодично, даже в разгар лета. Поэтому волшебника «провожают на отдых» до следующей зимы. Так будет продолжатся недолго. Вскоре придет понимание того, что морозная инфраструктура и великоустюгский кудесник должны принимать гостей круглогодично. С 2003 года Дед Мороз в своем тереме принимает гостей всегда.
Впервые новогодняя ночь с Дедом Морозом в Великом Устюге состоялась 31 декабря — 1 января 2001 года. С тех пор встреча Нового года в ночь на 1 января является важнейшим праздником в городе.
Сам проект станет ярким примером и образцом для подражания по созданию новых институций с участием национальных и региональных «живых» сказочных персонажей. Его опыт и практика станут предметом пристального изучения в администрациях и коммерческих структурах. Свои национальные и региональные Деды Морозы и другие волшебники появляются в Татарстане, Удмуртии, Карелии, на Байкале, в Якутии, на Ямале, в Кирове и других местах. В России постепенно формируется сообщество сказочных героев – живых брендов определенной территории.
На тему «Вотчина Деда Мороза» в энциклопедия есть большая статья.
Легенда о Деде Морозе из Великого Устюга
Ни один волшебник не может существовать без сказки. А если ее нет, то нужно обязательно придумать историю, чтобы институализировать персонажа с помощью современного фольклора, «закрепить» его за определенной местностью.
В 1999 году в Устюге провели конкурс на лучшую легенду о Деде Морозе. Победителем стала Ольга Кульневская, создавшая оригинальный текст в стихотворной форме. Позднее автор легенды переработала сюжет в литературную сказку «Братья». В августе легенда была впервые опубликована в буклете «Великий Устюг – родина Деда Мороза».
До появления зимнего волшебника в городе уже существовал сказочный персонаж Водолей. Волею судьбы его изображение еще в XVIII веке попало на герб Великого Устюга. Авторы герба использовали географическое положение города, расположенного на реках Сухоне и Юге. Водолей на гербе сливает воду из двух кувшинов, символизирующих реки. Поэтому Ольга Кульневская смело вводит в сюжет легенды образ Водолея.
История рассказывает. В далекие времена жили на высокой горе Гледен два брата Водолей и Мороз. Жили-не тужили. Все у них было ладно да складно. Каждый из братьев следил за порядком на водах в свое время года. Водолей приглядывал в теплое время за водами озерными, дождевыми, речными, а Мороз в холодное время укрывал землю снежным покровом да сковывал льдом реки и озера.
Но вот однажды сильно разругались братья. Давно это было – причины большой ссоры никто уже и не помнит. Но только ушел Водолей от Мороза на другой левый берег Сухоны, и стали они жить порознь. Назвал Мороз свои владения на правом берегу Морозовица, да только неспокойно у него на душе без брата. Отправился он странствовать по белу свету – грусть-печаль развеять хотел.
Вдоль и поперек прошел Мороз русскую землю, побывал и на Крайнем Севере, и в Сибири, и в Южной стороне. Всюду его встречали-привечали местные природные стихии: Вьюговей, Студенец, Стужайло и другие. Забрел Мороз и в заморские земли, познакомился там с немецким Санта Клаусом, французским Пером Ноэлем, итальянским Баббо Натале и другими волшебниками.
Много путешествовал Мороз по белу свету, постарел, на деда седовласого стал похож. Но однажды так заскучал по родным места, по родной Морозовице – мочи нету. Быстрее ветра отправился он на свою родину. А как увидел издали гору Гледен, понял: нет на свете ближе и роднее этих мест. Позабыл все недоразумения с братом. Прямиком к нему отправился. Обнялись братья, помирились и живут с тех пор не разлей вода в сказочном Великом Устюге да гостей принимают.
В Великом Устюге появляются «дедморозовские» объекты
Сам по себе Великий Устюг – город исторический и привлекательный для туристов. Он может похвастаться самобытной архитектурой, замечательными музеями и живописным расположением на берегу реки Сухоны. Однако все это не имеет отношения к зимнему волшебнику. Поэтому в городе стремительно начинает формироваться «дедморозовская» инфраструктура.
В ОАО «Дед Мороз» передается старинное двухэтажное купеческое здание, на базе которого создается городская Резиденция Деда Мороза. Сегодня помещения на втором этаже используются как выставочные залы, а на первом расположена Лавка Деда Мороза и небольшой уютный Музей поздравительной открытки, работающий с декабря 2014 года.
16 сентября 1999 года начинаются работы по возведению Дома Деда Мороза на территории бывшего пионерского лагеря, вскоре получившего название загородная вотчина. Сегодня Дом Деда Мороза – святая святых, главное место паломничества туристов и один из брендов города.
Терем для волшебника построили в рекордно короткие сроки. 25 декабря он принял первых посетителей. Начинается никогда не прекращавшаяся работа по благоустройству дома волшебника. Каждая комната в тереме имеет свое сказочное предназначение. Утверждается дизайн, создаются интерьеры, формируется предметный мир дома.
Со временем Вотчина Деда Мороза превратится в сказочный парк, в котором, помимо Дома кудесника, появятся «Тропа сказок», «Ледник Деда Мороза», «Кузница», «Лесная аптека», «Зимний сад», «Столярная мастерская», «Детский городок», «Горка», «Зоопарк Деда Мороза» и другие объекты посещения.
16 марта 2000 года выходит распоряжение губернатора области «О создании Почтового отделения в городе Великий Устюг — Почты Деда Мороза». К этому времени большинство детей страны знают, куда писать волшебнику — конечно, не на абстрактный Северный Полюс, а в реальный Великий Устюг.
В августе в городской резиденции Деда Мороза открывается специальное почтовое отделение кудесника. Своего здания у почты еще нет. Но писем много, и с ними надо работать: принимать, прочитывать, сортировать, отвечать. Само здание Почты Деда Мороза, расположенное справа от городской резиденции, было торжественно открыто 20 июля 2002 года. На протяжении всей своей истории Почта Деда Мороза проводит большую и важную работу с письмами, которые приходят в адрес волшебника.
На тему «Почта Деда Мороза в Великом Устюге» существует отдельная статья.
В 2009 году Правительство Москвы приготовило для Деда Мороза и его гостей поистине царский подарок. 10 ноября принял первых посетителей Зоопарк Деда Мороза. Официальное название: филиал Московского зоопарка — Зоосад Деда Мороза. Расположенный в лесу, он является замечательным местом для обитания животных. Они здесь находятся в естественном природном окружении, поэтому чувствуют себя гораздо комфортнее, чем их сородичи, проживающие в большом мегаполисе.
В 10-е годы к инфраструктуре волшебника добавился Дом моды Деда Мороза, расположенный в центре города. Здесь находится настоящая швейная мастерская по изготовлению одежды кудесника. Гости модного дома могут понаблюдать за работой рукодельниц и мастериц, создающих для волшебника модные наряды.
День рождения Деда Мороза
Первое празднование Дня рождения Деда Мороза состоялось 18 ноября 2005 года. То, что его надо праздновать, подсказали дети. Это они всегда задают волшебнику непростой и каверзный вопрос: «Сколько тебе лет?»
Дата 18 ноября была выбрана неслучайно. По мнению синоптиков, в этот день по результатам многолетних наблюдений, в городе окончательно устанавливается снежный покров, а температура воздуха показывает минусовые значения.
Мероприятие сразу стало важным фестивальным событием в формирующемся сообществе сказочных персонажей страны. В гости к кудеснику приехали три его коллеги по ремеслу Костромская Снегурочка, повелитель холода из Якутии Чысхаан, Морозец Паккайне из Карелии. Интересно, что спустя 14 лет, в 2019 году, к Деду Морозу на День рождения соберутся уже два десятка волшебников, а отмечать его будут целых три дня.
На празднике состоялось награждение победительницы конкурса рисунков «Почтовая марка Деда Мороза», организованного Почтой РФ. Ею стала восьмилетняя Лиза Бочкова из Ульяновска.
Кстати, помимо традиционного Нового года, в 2016 году на Вотчине волшебника стали отмечать Летний Новый год. Праздник оригинально назвали «Экватор Нового года».
Визит Президента России на Вотчину Деда Мороза
На Рождество 7 января 2008 года в гости к волшебнику пожаловал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Руководитель страны с интересом осмотрел терем волшебника и провел с ним небольшую беседу. В знак дружбы и благодарности за посещение вотчины волшебник-даритель вручил главе государства полуметровую матрешку, сделанную из черненого серебра.
Выйдя из терема, Владимир Владимирович оказался в плотном кольце детей, которые его радостно приветствовали. Президент также тепло пожелал ребятам счастья, здоровья и успехов в учебе.
Дед Мороз из Великого Устюга – талисман Олимпийских игр в Сочи-2014
Накануне голосования за талисман будущей Олимпиады устюжане и вся Вологодская область провели большую работу, направленную на утверждение образа Деда Мороза в качестве талисмана спортивного праздника. Пиарщики составили специальный документ «21 главный довод в пользу Российского Деда Мороза как символа Зимних Олимпийских игр в 2014 году в Сочи».
Текст прекрасен. Приведем несколько доводов в сокращении. Дед Мороз – символ Зимы и гостеприимства. Он народный герой. Его образ понятен жителям других стран. Дед Мороз – символ исключительно Российский. Дед Мороз вне политики и вне религии. Он символ праздника, честности, справедливости и величия человека. Он – символ мудрости объединения людей, коллективизма и согласия. Дед Мороз – друг и помощник, символ связи времен, здорового образа жизни и надежды.
К сожалению, на верху решили иначе, и кандидатура Деда Мороза была исключена из списков перед самым началом телеголосования. В результате талисманами Олимпиады стали зачем-то сразу три образа животных, которых сейчас не сразу и вспомнишь. Любой школьник узнает талисман Олимпиады-80 и мгновенно скажет: «Олимпийский Мишка». А кто из вас сегодня сразу назовет талисманов Сочинской Олимпиады?
Дед Мороз из Великого Устюга как глава сказочного сообщества
В конце 2004 года в документах и пресс-релизах рядом с именем волшебника появляется слово «российский». По нашим наблюдениям, это стало реакцией на появление в регионах других зимних сказочных персонажей, примеряющих роль волшебника-дарителя.
Можно уверенно утверждать, что с 2005 года в Великом Устюге проживает не просто Дед Мороз, а Российский Дед Мороз. Усвоенный титул подчеркивает его первенство, главенство и особость в компании других волшебников.
Впрочем, в российских регионах правила игры приняли без каких-либо замечаний. Ведь их собственные сказочные проекты с небольшими отличиями являются усвоением опыта, практики и идей, возникших в Великом Устюге.
Сегодня великоустюгский волшебник не только принимает гостей в родном городе, но и является дорогим и желанным гостем на фестивалях сказочных героев и других мероприятиях.
Три этапа в истории Российского Деда Мороза
Пожалуй, можно сказать, что историю зимнего волшебника из Великого Устюга можно разделить на три больших этапа: лужковский, послелужковский и современный.
После того, как Мэра Москвы отставили от власти, резко сократилось финансирование проекта. Новые власти столицы не проявляют заметного интереса к детищу ушедшего в отставку градоначальника, светлая ему память.
Автор статьи считает, что если где и надо поставить памятник Юрию Михайловичу Лужкову, то, конечно, в Великом Устюге – городе, в котором он поселил в 1998 году главного зимнего волшебника России Деда Мороза.
Тем не менее, к моменту отставки столичного мэра проект набрал серьезные обороты и показал свою устойчивость. Великий Устюг приобрел Всероссийскую известность и стал привлекательным местом для проведения различных фестивалей, соревнований, благотворительных акций. Поток туристов, приезжающих в гости к волшебнику, составляет сотни тысяч. Перечисленные факторы оказывают положительное влияние на экономику.
В последние годы вологодские власти задумали реорганизацию проекта с целью повышения его управляемости, эффективности и привлечения дополнительных инвестиций.
Планируется построить большой Дворец Деда Мороза, в три раза превышающий по своим размерам нынешний терем волшебника, который, по мнению наблюдателей, уже давно морально устарел. Произойдет также значительное увеличение Вотчины Деда Мороза с целью повышения ее привлекательности как сказочного парка кудесника. Ведется реконструкций местного аэропорта — город станет более доступен для путешественников.
История Деда Мороза из Великого Устюга создается на наших глазах, уверены: в ней появится еще много ярких страниц.
как посетить, советы, как добраться
Почему бы ни сделать сказку былью, отправившись на родину Деда Мороза, в Великий Устюг? Интернет-магазин экскурсий TicketsTour предлагает разнообразные программы с посещением этого города. Можно съездить на Новый год к волшебнику в Великий Устюг на поезде, автобусе или даже ретропоезде.
Достопримечательности города
Зимой Великий Устюг одевается в белое кружево, все достопримечательности города становятся еще красивее. Помимо вотчины Деда Мороза, в городе можно посмотреть:
- Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь,
- Троице-Гледенский монастырь,
- Музей новогодней поздравительной открытки,
- Музей новогодней и рождественской игрушки,
- Музей древнерусского искусства,
- Михайло-Архангельский монастырь,
- Соборное дворище и многое другое.
Резиденция Деда Мороза
Терем главного персонажа русского фольклора расположен в 13 км от Великого Устюга, на территории соснового бора. Каждый год, и не только зимой, сюда приезжают более 200 тысяч взрослых и детей. Этот удивительный масштабный аттракцион погрузит вас в русскую сказку и напомнит, что чудеса вполне реальны, даже в прагматичном XXI веке.
Главная достопримечательность — это дом Деда Мороза. Туристы посетят все 12 комнат деревянного русского терема, украшенного резьбой, башенками, коньками и дымоходами. К дому Дедушки гостей приведет удивительная Тропа сказок с обитателями зимнего леса.
В Тронном зале терема, перед пушистой елочкой стоят троны Деда Мороза и Снегурочки. Рядом с комнатой расположена чудесная Кладовая сказок, где хранятся все-все русские сказки; Комната подарков и Библиотека с огромной коллекцией книг. А тем, кому интересно, как главному волшебнику страны удается оставаться в такой прекрасной форме, рекомендуем заглянуть в Комнату спортивных достижений.
В Леднике круглый год стоит температура −15 °C, здесь волшебник всегда чувствует себя прекрасно, рядом с многочисленными ледяными скульптурами. В зоосаде на территории комплекса проживают 400 животных.
С TicketsTour можно отправиться в гости к Деду Морозу и даже погостить в резиденции несколько дней, оставшись в гостинице.
Подарите и близким новогоднюю сказку, отправившись в путешествие к Деду Морозу в Великий Устюг!
Статья о резиденции Деда Мороза в Великом Устюге и как ее посетить
5 родин Деда Мороза | Журнал о путешествиях по России
Дед Мороз, каким мы его знаем, — бородатый розовощекий добряк в теплой шубе. Ближайшая родственница и компаньонка — внучка Снегурочка, спортсменка и просто красавица. Дед Мороз и Снегурочка — гвоздь программы утренников и детских праздников, радость несущие, меняющие стишки под елочкой на подарки из бездонного мешка.
И дети тянут родителей за рукав: «Мам, пап, а поедем на родину Деда Мороза?» Поедем. Только вот где эта родина? Миновали времена, когда Мороза боялись, пугали им детей, просили не губить урожай. Востребованность Деда Мороза делает его желанным гражданином любого города. Такой житель, прописавшись в географической точке, каждый год будет притягивать тысячи туристов. Как по волшебству, будут ежегодно расти доходы города, количество и этажность новых гостиниц, высота елки на центральной площади.
Наши попытки выяснить, где находится историческая родина Деда Мороза, привели к неожиданным результатам. Кое-что детям, пожалуй, и вовсе знать не нужно. Впрочем, решайте сами.
1. Великий Устюг. Самая официальная родина
При поддержке губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, по благословению экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Дед Мороз с 1999 года официально проживает в Великом Устюге. Получил усадьбу и прописку. Путина видел. Ездит на Кремлевскую елку, гастролирует по регионам. Именно его день рождения празднуют 18 ноября: в это время в Великий Устюг приходит зима, ударяют морозы. Зажигается первая новогодняя елка.
ОАО «Дед Мороз» процветает; четыре исполнителя роли сменяют друг друга, дабы не останавливался конвейер детских восторгов. Едут туристы в Великий Устюг, автобусами и поездами — на усадьбу поглядеть, на подушки Деда Мороза в опочивальне, на комнату мастериц, на пресс-секретаря, который «переговоры ведет с другими волшебниками, или с государевыми людьми».
Главного Деда Мороза России все прочие сказочные персонажи уважают. За самый успешный бренд на территории России. За масштаб. За профессионализм носителей образа, в конце концов. Когда великоустюжский Дед Мороз приезжал в Карелию на Олонецкие игры Дедов Морозов, всех устроили в гостевом доме, в 40 километрах от города. Шофер, возивший Деда Мороза до отеля и обратно, потом восхищенно вспоминал: «Он со мной всю дорогу разговаривал, как Дед Мороз! И самое смешное — я ему верил!»
2. Олонец. Самая массовая родина
Примерно в то же время, когда в Великом Устюге завелся «истинный» Дед Мороз, в карельском городке Олонец родилась свежая идея. Городок маленький, 10 тысяч жителей, экологически чистый; находится на перекрестке дорог — и до Петрозаводска, и до Петербурга недалеко. Для развития туристического потенциала не хватало одной малости: той самой свежей идеи. Она пришла в голову мэру Олонецкого района Геннадию Отставнихину. Ему слово:
— Олонецкие игры Дедов Морозов основаны на простой концепции: к нам приезжают Деды Морозы и доказывают всем свою «настоящесть». Отсюда требования: костюм и законченный образ. Город у нас маленький, так что выйти из образа можно только в своем гостиничном номере. Еще мы решили, что это мужские игры, никаких Снегурочек нам не надо. Первые участники приехали из самых разных регионов. Самый дальний, кажется, был из Оренбурга.
По условиям игр, Дедов Морозов оценивают дети. Деды выступили перед детьми, потом устроили программу для взрослых. Для города был колоссальный праздник.
Олонецкие игры Дедов Морозов. Фото: Игорь ГеоргиевскийТогда же, перед первыми Играми, появился на свет Паккайне (ударение на первый слог), карельский Морозец. По словам Геннадия, образ Паккайне придуман на контрасте с образом «деда»: Мороз — взрослый, даже пожилой персонаж, а Паккайне — молодой симпатичный парень. С продуманной до мелочей легендой. Мальчишка, купеческий сын, родился первого декабря в торговом обозе, возвращавшемся в Олонец с ярмарки. В память о необычном рождении получил имя Паккайне, что в переводе с карельского значит «морозец». Рос как на дрожжах — за неделю взрослел на три года. Вырос, стал озорным и хулиганистым парнем, торговал кружевами олонецкими, привозил в город заморские сладости. Нравился всем — таких называют «первый парень на деревне». К концу зимы вырос в мужчину и отправился повидать мир. Из любого зеркала, куда заглядывал Паккайне, потом выходило его отражение и оставалось жить в городе.
К следующей зиме эти доппельгангеры превращаются в Дедов Морозов и приезжают в Олонец, где и соревнуются. Каждый пытается доказать, что он настоящий Паккайне. Истинный же Морозец участвовал в соревнованиях, пока 1 декабря, в свой день рождения, не превращался в младенца. И опять начинался процесс его взросления и размножения.
Теперь вечно юный карельский герой главенствует на Олонецких играх Дедов Морозов, привечает гостей. Его дело — быть гостеприимным хозяином, а программу игр придумывает администрация. На Олонецкие игры приезжают и Йоулупукки из Финляндии, и великоустюжский Дед Мороз, который первые три года игнорировал мероприятие. Правда, Дедушка из Великого Устюга с другими не соревнуется. Он уже все, что мог, доказал. Приезжает в качестве почетного гостя, навещает детские дома и детей с ограниченными возможностями.
В 2010 году, на десятые юбилейные игры, олончане позвали якутского Чысхаана, который особо запомнился городу. Во-первых, он подарил Олонцу и лично Паккайне щенка лайки. Во-вторых, за неделю до появления Чысхаан опубликовал в местной газете телеграмму с обещанием привезти морозы. Обычно в Олонце первого декабря не очень-то холодно. Но тогда подморозило аж до –25. Чысхаан произвел фурор.
3. Якутия. Самая холодная родина
Самая большая административно-территориальная единица мира — родина целых двух Морозов. Якутия, щедрая душа, приняла обоих. Пока гонку на выживание и славу выигрывает Чысхаан, даже вопреки местному министерству туризма.
— В министерстве сказали, что это частный проект, и сочли, что поддерживать его не нужно, — говорит Ирина Прокопьева (Арбугаева), Чысхаанова хозяйка, то есть владелица бренда.
Чысхаан — персонаж еще более удивительный, чем Паккайне. По своей сути он вообще не homo sapiens, а бык. В легендах у него нет имени, чысхаан — нарицательное существительное. В переводе с якутского означает «сильный холод с ветром». «Вот и чысхаан наступил», — говорят в Якутии, когда начинается зима.
Чысхаан и ведет себя не по-человечески: не отвечает на письма, не водит хороводы. Он — символ стихии, страшной, неприступной. «Очеловечился» лишь недавно, когда начал общаться с Дедом Морозом и другими волшебниками. Получеловек, полубык, дед Минотавр — таким получился образ, созданный якутским модельером Августиной Филипповой. Самая заметная часть костюма Чысхаана — рога. Ведь именно в рогах соль легенды:
— Осенью из Северного Ледовитого океана выходит бык и идет по земле, — плавно рассказывает Ирина Прокопьева. — С каждым шагом у него растут рога, и чем длиннее рога, тем крепче мороз. В январе прилетает ворон, и у быка падает один рог. Становится теплее. В феврале падает второй рог, в марте — голова. В апреле тело быка рассыпается, и река Лена уносит его обратно в океан.
Легенда о быке пришла к якутам от древних эвенков. Когда обрушивались крутые берега рек, в отвалах земли эвенки находили бивни мамонтов. Люди, никогда не видевшие мамонтов, были уверены, что из земли торчат огромные бычьи рога.
Повелитель холода Чысхаан и якутская снегурочка Хаарчаана. Источник: Фотобанк ЛориТеперь Бык Холода встречает туристов в своей резиденции на Полюсе Холода, в Оймяконе — самом холодном обитаемом месте на Земле. 9 или 10 декабря к нему приедет великоустюжский Дед Мороз. Чысхаан вручит ему символ зимы в поддержку идеи «зима начинается в Якутии».
— Чысхаан — символ Полюса Холода, — объясняет Ирина. — Еще по современной легенде Чысхаан — хранитель вечной мерзлоты. Вся территория Якутии, собственно, в царстве вечной мерзлоты находится…
У второго якутского Деда Мороза сложное имя — Эхээ Дьыл, и большая семья. Жена, принцесса Кысын (Зима), три дочери — Саасчана (Весна), Сайыына (Лето), Кусуунэй (Осень). Внук Тыалчаан (Ветерок) — шустрый невидимый парнишка, который ведает информационной почтой своего деда, письмами и звонками. Любимая внучка Хаарчаана (Снегурочка). Ездовое животное — тот же самый Бык Зимы, Бык Дьыла. У Быка есть пастух Чюснаа. Имя пастуха переводится как «холодный злой ветер», и никто его не любит, он ладит только с Быком Зимы.
У всей компании есть названый отец — Гавриил Спиридонович Угаров, доктор биологических наук и писатель. Он сам играет роль деда Дьыла, каждый год облачается в костюм и поздравляет детей. Он же написал книги о своих персонажах в 1999 году — год оказался урожайным на подобные идеи и в Великом Устюге, и в Олонце.
Легенда о деде Дыыле тоже частично завязана на быке. 14 октября, в начале зимы, он выходит из моря. Рога растут, потом медленно отламываются, и 22 мая во время ледохода бык уплывает к Северному Ледовитому океану. А чем занимается Эхээ Дьыл? Он управляет в Срединном мире временами года. Гавриил Угаров объясняет:
— Всего существует пять времен года: весна, лето, осень, зима и дьыл — зима плюс весна, самый тяжелый и холодный период, стойловый, когда скот кормится заготовленным сеном. С 14 октября по 22 мая. У якутов, собственно, есть свой Новый год: это 22 мая, начало лета. С этого дня в Якутии начинает оживать и пробуждаться природа. Раньше 22 мая якуты встречали свой день рождения. Ведь никто не знал точной даты своего рождения, да и праздновать бы не стали. Просто 22 мая прибавляли себе еще один прожитый год. Говорили — «у меня на плечах столько-то снега стаяло».
4. Ямал. Самая молодая родина
На Севере, конечно, наиболее благоприятные климатические условия для выведения дедов Морозов. В 2007 году в Ямало-Ненецком округе появился свой Дедушка Севера, старец Ямал Ири. Седые волосы, темные брови, приветливый нрав. Всегда готов к общению: на своем сайте опубликовал и личную почту, и мобильный телефон. Вот мы и позвонили Дедушке Севера в Салехард. Хотя он живет не совсем там:
— В пятнадцати километрах от Салехарда есть поселок Горнокнязевск. У меня там друзья живут, личный чум, в чуме собраны поделки ребятишек, — гудит в трубку Дедушка Севера. — Там целое стойбище чумов, национальная кухня, аниматоры…
Ямальский Дед Мороз живо интересуется новыми технологиями. Общается с детьми и взрослыми по электронной почте, завел Фейсбук и Твиттер. Теперь Ямал Ири создает сказочную социальную сеть. Великоустюжский Дед Мороз любезно пригласил его в Великий Устюг на свой день рождения, 18 ноября. Там Ямал Ири встретит своих сказочных друзей — Снегурочку из Костромы, Белого старца из Бурятии, Берендея из Переславля-Залесского.
— Буду своих волшебных коллег просить зарегистрироваться в этой социальной сети. Ребенок сможет через соцсеть пообщаться с кикиморами и лешими. Айтишники заранее боятся, жалуются, что у них сервак перегружен. Дедушка уже новые слова выучил, слышите? — вопрошает Ямал Ири.
Ямальский Дед Мороз — Дедушка Ири. Источник: Фотобанк ЛориНеудивительно, что Ямал Ири так быстро учится. Он самый молодой и продвинутый из своих коллег. В 2007 году дочернее предприятие департамента по туризму «Ямал Тур» организовало конкурс «Наш ямальский Дед Мороз», потому что официальный великоустюжский в регион заглядывал редко. Конкурс выиграла девочка из далекого северного поселка. По ее рисунку и был создан образ Ямал Ири. Теперь Дедушка Севера объезжает Ямал, поддерживает общение с коллегами, бывает у губернатора.
Гости загадывают желания, держась за один из атрибутов Ямал Ири — волшебный посох. Еще у ямальского персонажа есть волшебный бубен из оленьей шкуры. В центре нарисована священная лиственница, вверху — верховное божество, по каемке — сакральные звери: олени, медведи, лоси, лебеди. Изображен и обряд камлания: шаман, путешествующий в Верхний мир на оленьей упряжке, и шаман на лодке, спускающийся в Нижний мир. Очень серьезный бубен. Даже людей лечит.
— Это не мое личное мнение, все говорят об исцеляющих свойствах этого бубна. Резонирующий эффект! — Дедушка Севера и впрямь очень продвинутый персонаж.
Ямал Ири постучал в бубен и для Страны.ру, так что злые духи от редакции отогнаны. Бубен и посох нужны Ямал Ири для обрядовых действ. Для посвящения в Северные Братья. И для обряда пересечения Полярного круга. Ведь Салехард — единственный город в мире, стоящий на Полярном круге. Слава нефтегазовой сокровищницы у Ямала уже есть, теперь губернатор желает снискать для края славу туристическую. Собирается построить целый туркомплекс с гостиницами и парками аттракционов. Там же будет и большой рубленый дом — резиденция Ямал Ири. Дедушка Севера проект уже видел и одобрил.
5. Родина историческая
Все вышеперечисленные «родины» — изобретения новейшего времени. Интересные, популярные, но не совсем настоящие. Вымышленные, как и сам (простите, дети) персонаж. Где же искать историческую родину главного героя русского фольклора?
— В Европе, — считает Варвара Евгеньевна Добровольская, заведующая отделом фольклора Государственного республиканского центра русского фольклора. — Наш Дед Мороз — нормальный европейский рождественский дед. Правда, святым Николаем, Санта-Клаусом, мы его назвать не могли, русские более суеверны и религиозны, святых и несвятых традиций не смешивали. Вот и нарекли европейца в честь другого, исконно русского персонажа.
— Значит, исконно русский персонаж все-таки есть?
— С Дедом Морозом традиционный Мороз никак не связан, только именем. Традиция кликания мороза существовала в центральной России, на северо-западе, на севере. Мороз кликали в разное время, граница — от Михайлова дня, 21 ноября, до конца святок. Чаще всего — в святочный цикл. Варили овсяный кисель. Именно овсяный, потому что традиция связана с сельским хозяйством. А овес — озимые, он всходит до заморозков. Старший в семье выходил с миской на крыльцо и звал: «Мороз-мороз, приходи пить кисель, не бей наш овес». Эта традиция относится к аграрной магии. В славянских обрядах персонаж по имени Мороз появляется еще в день Сорока мучеников, 22 марта, весеннее равноденствие. Пекли 40 колобашек, задабривая морозы и заморозки.
Но в XIX веке в России началось слияние западноевропейской и восточнославянской традиций. У них был добрый дед с подарками, в нашей мифологии — низенький старичок с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы. От удара старичка по избе лопались бревна. Существо не очень доброе, подарков от такого не дождешься. Но ради детей деда и доброту требовалось совместить.
В 1840 году Владимир Одоевский опубликовал «Детские сказки дедушки Иринея». Одна из них, «Мороз Иванович», была первой литературной обработкой обрядового Мороза из русской деревни. Понадобилось сорок лет, чтобы образ Мороза как дедушки-дарителя прочно закрепился. Некоторые, впрочем, мешали позитивному процессу. Помните некрасовское «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»? Детям читали только этот небольшой кусочек из поэмы «Мороз, Красный нос» 1863 года. Берегли психику: слишком ярким у Некрасова получился славянский образ Мороза-убийцы.
Имя доброго персонажа сформировалось не сразу. Были даже такие забавные варианты, как старый Рупрехт или Ёлкич. Но Морозко, Мороз, Дед Мороз вышел победителем. И тут мы можем гордиться: аналога этому имени нет ни у одного западного персонажа.
Русский Дед Мороз начала ХХ века — румяный старик с красным носом, седой бородой и усами, в валенках, с посохом в руке и котомкой с подарками за плечами. Только вот одежда его была белой: белая шуба (тулуп) и белая шапка. Известный сейчас персонаж в красном — изобретение Coca-Cola.
А после революции дед Мороз, так долго рождавшийся, превратился в «продукт антинародной деятельности капиталистов» и «религиозный хлам».
Ах, попался, старый дед,
К пионерам в сети!
Приносил ты детям вред
Целый ряд столетий!
Вредоносным «хламом» дед Мороз оставался до 1937 года, когда празднование Нового года и елку детям все-таки вернули. Требовалось лишь обеспечить «наличие традиционных моментов наряду с внесением нового сюрпризного материала».
«Сюрпризный материал» появился в лице Деда Мороза и Снегурочки на первой советской новогодней елке в московском Доме Союзов. «Первый зал украшен цветами… огромное панно с изображением Сталина среди детей… Всех заинтриговала темнота Колонного зала. На сцене зажглись два пылающих костра, и стала заметна поднимающаяся фигура Деда Мороза в белом костюме, с длинной бородой и с сумкой через плечо».
1937 год. Дед Мороз держит в руке «Курс истории ВКП(б)». И Михаил Гаркави, первый советский Дед МорозИсточники: statehistory.ru и kino-teatr.ru
Этот день, 1 января печально знаменитого 1937 года, можно считать днем рождения Снегурочки — у дореволюционного деда никакой внучки не было. А первым советским Дедом Морозом стал известный конферансье Михаил Наумович Гаркави. Дородный обаятельный остроумец, чьи шуточки передавались из уст в уста. Гаркави родился в 1897 году в Москве, и дедом Морозом тоже стал в Москве. Получается, историческая родина того Деда Мороза, каким мы его сегодня знаем, — Москва. Здесь сошлись все ниточки славяно-европейско-советской истории о Морозе и его родственниках. Шутить по поводу Сталина, лучшего друга советских детей и отца всех дедов-морозов, даже как-то неудобно.
Но Варвара Добровольская как серьезный специалист назвать точную родину Деда Мороза все равно не берется:
— Нас сейчас убеждают, что Кострома — родина Снегурочки. Почему? А почему кикимора в Кирове ? Почему Колобок в Ульяновске ? Туристического бизнеса ради. Вообще, мы можем уверенно назвать родину лишь двух персонажей — былинных богатырей. Илья Муромец родился в селе Карачаево, Алеша Попович — в Чернигове. Остальные домыслы о «родинах» — от лукавого.
10 разных версий Санта-Клауса со всего света
Бенджамин Элиша Саве, 1 августа 2017 г., Общество
Хотя Санта является традиционным символом Рождества в Северной Америке, это не так во всем мире.В Северной Америке и во многих странах мира Рождество стало синонимом Санта-Клауса. Согласно традиционным христианским поверьям, Санта-Клаус изображается как пожилой мужчина, который через дымоход посещает дома с воспитанными детьми и оставляет им подарки и конфеты. Персонаж Санта-Клауса происходит от Святого Николая, древнегреческого христианского епископа, который, согласно нескольким христианским верованиям, является покровителем детей.Однако в других странах мира существует множество других мифических фигур, очень похожих на Санта-Клауса по внешнему виду или действиям.
11.Нидерланды — Sinterklaas
Синтерклаас — легендарная фигура из Нидерландов, в основе которой лежит Святой Николай, греческий христианский епископ IV века из Древней Греции. Праздник Синтерклааса отмечается в Нидерландах 6 декабря, но начинается 5 декабря в канун Св. Николая, когда люди раздают подарки, особенно детям. История Синтерклааса является основой современного празднования Санта-Клауса.Согласно местной легенде в Нидерландах, Синтерклаас — пожилой мужчина, который замечает густую белую бороду, носит длинную красную ризу поверх белого альба и едет на белом коне, известном как Америго, переходя из дома в дом, награждая детей за хорошее поведение наградой. подарки. Легенда о Синтерклаасе возникла в средние века и считалась днем помощи бедным в обществе.
10.Италия — Бефана
В Италии местные легенды рассказывают о женщине по имени Бефана, которая является эквивалентом Санта-Клауса в этой стране. Согласно легендам в Италии, Бефана — легендарная старуха, которая ежегодно дарит детям подарки в канун Крещения, праздник, отмечаемый по всей стране в ночь на 5 января. Местный фольклор в Италии изображает Бефану как старую ведьгу, которая путешествует по воздуху верхом на метле и носит черный платок.Считается, что Бефана посещает дома, входит через дымоход и оставляет сладости и другие подарки детям, которые были хорошими, и оставляет сажу или кусок угля для детей, которые были плохими. В современной Италии Бефана также известна как Рождественская ведьма.
9.Центральная Европа — Микулаш
Во многих странах Центральной Европы, включая Чешскую Республику, Венгрию, Словению, Румынию, Польшу и Словакию, Сент-Миклош или Микулаш прославляются как историческая личность, похожая на святого Николая. Легенда о Микулаше зародилась в Венгрии и распространилась на другие страны Центральной Европы. Согласно фольклору, Микулаш в сопровождении своих помощников ежегодно 5 декабря посещает дома, где хорошие дети награждаются подарками и конфетами за их хорошее поведение, а дети с плохими моральными качествами получают деревянную ложку или кусочки сырого картофеля или куски угля от Микулаша. подлый помощник, Крампуш.
8. Финляндия — Йоулупукки
Йоулупукки — легендарный рождественский персонаж из Скандинавии, который обычно отмечается в Норвегии.Термин «Йоулупукки» — это финское слово, которое в широком смысле переводится как «Йольская коза». Легенда о Джоулупукки рассказывает о старике с длинной белой бородой, который носит обтягивающие красные кожаные штаны и пальто с красной меховой оторочкой, путешествует на санях, запряженных оленями, и посещает дома по всей стране, оставляя подарки детям. Происхождение Йоулупукки восходит к древней Скандинавии и основано на мифическом скандинавском образе, но христианство включило эту старую языческую традицию и объединило ее с празднованием Святого Николая, чтобы сформировать христианскую традицию.
7. Исландия — Святочные парни
Современный эквивалент Санта-Клауса в Исландии известен как Йольские парни (также известные как Юлемен), которые основаны на исторических образцах исландского фольклора.Согласно фольклору, Святочные парни были сыновьями Грылы и Леппалуди, троллей, которые живут в горах, и Святочные парни спускались с гор, чтобы пошутить или напугать детей, которые плохо себя вели и были в сопровождении Святочного кота, зверя, который ел детей кто не получил новую рождественскую одежду. В современной Исландии Святочные парни изображаются как 13 мужчин, которые путешествуют по стране во время Рождества, предлагая подарки детям с высокими моральными принципами.
6.Германия — Крампус
Крампус — популярный рождественский персонаж в Германии и спутник Санта-Клауса. Согласно немецкому фольклору, Крампус изображается как рогатое, «полукозел-полудемон» мифическое существо с длинным раздвоенным языком, которое наказывает непослушных детей, в отличие от святого Николая, который дарит детям подарки с хорошим поведением. Как и многие рождественские мифические существа, Крампус возник из языческих верований древней Германии и был рогатым богом ведьм.В современной Европе Крампуса изображают люди в волосатых костюмах с демоническими масками и рогами.
5. Иран — Аму Новруз
Аму Новруз — иранский вымышленный персонаж, фигурирующий в местном фольклоре.Также известный как Папа Новруз, Аму Новруз, как полагают, появляется в начале весны каждого года в сопровождении Хаджи Фируза, другого вымышленного персонажа, в ознаменование открытия иранского Нового года, Навруза. Подобно Санта-Клаусу, Аму Новруз изображается в виде седовласого старика, который видит длинные белые бороды, посещает детей и дарит им подарки. Напротив, Хаджи Фируз, товарищ Аму, играет в бубен и требует от детей подарков.
4.Русский — Дед Мороз
Дед Мороз — российский вымышленный персонаж, аналог Санта-Клауса. Фольклор, окружающий Деда Мороза, присутствует в Украине, России и многих странах бывшего Восточного блока. Дед Мороз переводится как «Старик Мороз» на русский язык. Согласно легендам, Дед Мороз — старик с длинной белой бородой, одетый в длинную шубу, меховую шапку и носит длинный волшебный посох. Говорят, что Дед Мороз появляется в канун Нового года, где дарит детям подарки в сопровождении внучки Снегурочки.
3. Северная Европа — Nisse
Ниссе — мифическая фигура, фигурирующая в скандинавском фольклоре и ассоциирующаяся с рождественским сезоном.Нисс обычно изображается в виде крошечного (35 дюймов в высоту) карлика, очень похожего на садового гнома с длинной белой бородой и в конической шапке. Согласно фольклору, ниссе появляется во время зимнего солнцестояния, особенно на Рождество, и доставляет подарки к дверям жителей. В последние годы коммерциализация Рождества постепенно сделала традиционный ниссе похожим на Санта-Клауса.
2.Центральная Европа — Christkind
Христкинд или Кристкиндл — вымышленная фигура, связанная с рождественским сезоном, традиция которого наблюдается в Центральной Европе в Словении, Лихтенштейне, Португалии, Италии, Хорватии, Люксембурге, Словакии, Чехии, Австрии и Швейцарии. Кристкинд изображается как спрайтовый ребенок с короткими светлыми волосами и крошечными ангельскими крыльями, который, как говорят, дарит подарки детям на Рождество.Christkind был творением Мартина Лютера, лидера протестантской церкви в 16 веке как подобие младенца Иисуса.
1.Страна Басков — Оленцеро
Оленцеро — мифический персонаж баскской рождественской традиции, который, как считается, посещает города в канун Рождества (24 декабря), чтобы дарить подарки местным детям. Традиция, связанная с Олентцеро, зародилась в 17 веке в Стране Басков.
.Где живет Дед Мороз?
Для всех нас, кто все еще верит в Санта-Клауса, вот несколько мест, где, по слухам, может находиться «Старый Святой Ник». Итак, где именно живет Санта-Клаус? Читайте дальше и узнайте, какие последние слухи о местонахождении самого важного человека зимнего сезона:
Слух №1: Санта живет в Лапландии, Финляндия
Автор фото: © Тарья Риханнен Митрович через flickr.comПри температурах до -45C Лапландия похожа на зимнюю страну чудес.Эта часть Финляндии расположена за Полярным кругом и простирается через северную часть Норвегии, Швеции, Финляндии и некоторых регионов России. В регионе насчитывается в среднем 34 500 оленей, что предлагает множество вариантов для путешествия Санты на случай, если Рудольф Красноносый олень не отправится в длительный поход. В Лапландии круглый год снег и темные полярные ночи, которые идеально подходят для Санты, чтобы хорошо выспаться и, конечно же, мотивировать доставлять подарки в самые солнечные части мира.
Автор фото: © Тарья Риханнен Митрович через flcikr.comПо словам финских рождественских экспертов, Санта-Клаус живет в Рованиеми, более известном как «Деревня Санта-Клауса». Здесь посетители могут совершить экскурсию по офису Санты, получить письмо Санте на почте и посмотреть, как эльфы работают в сувенирном магазине.
Слух №2: Санта-Клаус живет на Северном полюсе
Северное сияниеЛапландия — это хорошо, но, возможно, Санта-Клаусу просто не хватает снега в Лапландии для его королевства. Вот тут-то и появляется Северный полюс.Хорошо, может быть, это слух, начатый фанатами Рождества в Америке, которые подозревают, что Санта-Клаус, естественно, будет проживать на Северном полюсе, где очень холодно. С оленями может быть немного прохладно, но Санта-Клаус действительно живет здесь.
Слух № 3: Санта-Клаус живет в Гренландии
Автор фото: © ilovegreenland через flickr.comДатчанин мог бы иметь более четкое представление о том, где живет Санта. Они подозревают, что он живет недалеко от города Уумманнак, где он живет в маленьком домике на берегу моря с множеством лугов, где его олени могут питаться и оставаться сильными во время предстоящего пути доставки.
Точное местонахождение Санта-Клауса может быть немного неясным для всех нас, но, возможно, Санта, как дух Рождества, живет в каждом из нас. В конце концов, все, что нам нужно сделать, это поверить. Как насчет тебя; Как вы думаете, где живет Санта-Клаус?
.