Религия марийцев: происхождение народа, условия жизни и исторические факты

Содержание

происхождение народа, условия жизни и исторические факты

Россия является многонациональной страной, ведь в ней проживает большое количество разных народов. В республике Марий Эл живут луговые марийцы, имеющие свою культуру, язык и традиции, которые уходят корнями в глубину веков. История этого народа очень интересна, а их обычаи и красивые национальные костюмы поражают воображение. Прочитав данную статью, вы узнаете о луговых марийцах много нового.

Происхождение марийцев

Марийский этнос сформировался в IX-XI веках. О происхождении народа ученые и археологи спорят до сих пор. Некоторые считают, что марийцы близки к народу под названием меря. Кто-то пытается доказать его схожесть с представителями мордвы. Достоверно известно, что уже в IX-XI веках этнос делился на горных и луговых мари. Марийцы входят в большую семью финно-угорских народов.

Небольшой экскурс в историю марийского народа

В настоящее время в Марий Эл проживают луговые и горные марийцы. В чем разница между ними? Горные с древних времен живут на правом берегу Волги, и лишь некоторая часть обитает на левом берегу этой реки. Луговые изначально жили вблизи Малой Кокшаги, но позднее расселились и на другие территории. В настоящее время они проживают в Ветлужско-Вятском междуречье.

Выделяют три группы марийцев:

  • Луговые.
  • Горные.
  • Восточные.

Восточными себя называют те, что проживают в Башкирии. Согласно историческим источникам, они переселились туда из-за того, что не хотели принимать православную веру. Восточные и луговые марийцы имеют общий язык, поэтому отлично понимают друг друга.

Горные марийцы с XV века подчинялись русскому царю. Некоторые историки считают, что они присоединились к Русскому государству добровольно, другие же предполагают, что у них не было другого выхода. Луговые долгое время выступали на стороне татар. Присоединение луговых марийцев к русскому государству было очень длительным. Они долго сопротивлялись и пытались сохранить свою независимость. Однако правительству Ивана Грозного удалось подавить движение повстанцев, вследствие чего луговые марийцы вошли в состав Русского государства. Несмотря на то, что их присоединение не было добровольным, а большая часть этого народа испытала страшные потрясения во время Черемисских войн (под таким названием в исторических источниках сохранилась борьба луговых марийцев с Русским государством), они смогли сохранить свою самобытность и традиции.

Образ жизни

Луговые марийцы с древних времен занимались земледелием. Выращивали рожь, овес, гречиху, репу, ячмень. Практически все семьи имели свои огороды, где сажали овощи и плодовые деревья для своих нужд. Большинство представителей марийцев разводили скот: коз, коров, овец, лошадей. В настоящее время очень хорошо развито в республике Марий Эл пчеловодство, а мед, собранный на пасеках марийского края, славится по всей стране. Благодаря тому, что марийцы проживают вблизи рек и крупных водоемов, они всегда имели возможность ловить рыбу. Также пользуется популярностью охота. Многие занимаются лесными промыслами: лесозаготовками, смолокурением.

Жилище марийцев

В XIX веке луговые марийцы проживали в деревянных избах с двускатной крышей. Обязательным атрибутом дома была русская печь. Обстановка в избе была совершенно простая: вдоль стен размещались лавки, на стенах имелись полки для икон и посуды. Спали на кроватях или нарах.

В теплое время года еду часто готовили в летней кухне, которая представляла из себя небольшую постройку с земляным полом. Зажиточные марийцы строили большие двухэтажные кладовые. Внизу хранили продукты питания, а на втором этаже — ценную утварь.

Вера луговых марийцев

Несмотря на то, что марийцы были вынуждены под давлением принять православную веру, они не отреклись от своих традиционных обычаев. С древних времен они посещают священные рощи, которые на марийском языке называются кусото. В рощах проводятся моления и совершаются обряды. Самое большое и красивое дерево играет важнейшую роль, ведь оно считается главным. Луговые марийцы верят в верховного Бога Юмо, а также поклоняются его помощникам. В священной роще нельзя шуметь и петь. Это место очень важно для каждого представителя марийского народа. Во время посещения священной рощи мужчины разжигают костры, устанавливают котлы и варят еду. Главному Богу приносят дары: хлеб, мед, блины.

Обычаи и традиции

С древних времен марийцы объединялись в общины, куда входили жители нескольких селений. За невесту принято было платить выкуп, а ее родители, в свою очередь, давали приданное. Свадьбы были очень шумными и веселыми. Туда могли прийти все желающие, ведь создание новой семьи считалось грандиозным событием. Многие свадебные традиции сохранились у народа и по сей день. Жених с невестой и гости часто облачаются в национальные костюмы, звучат старинные марийские песни.

У луговых марийцев была развита народная медицина. Если кто-то болел, то принято было обращаться к знахарю, который обладал необъяснимой силой. Целители и сейчас очень сильно ценятся, а запись к ним составляется на несколько месяцев вперед. Луговые марийцы верят, что знахари могут излечить любые болезни.

Отражение традиций и обычаев на экране

Огромную известность этот народ приобрел после выхода на экраны фильма «Небесные жены луговых мари». В нем рассказывается о необычных традициях и вере марийцев. На первый взгляд может показаться, что это сказка, ведь сложно поверить, что подобные обычаи сохранились в наше время. Но на самом деле луговые марийцы смогли пронести их сквозь века. И по сей день они посещают священные рощи, верят в чудодейственную силу знахарей и колдунов, надевают на праздники свои традиционные наряды. Фильм «Небесные жены луговых мари» положительно оценили даже на Римском кинофестивале.

Наряды марийских девушек

Костюмы луговых марийцев заслуживают отдельного внимания. Представительницы женского пола предпочитали многослойные наряды, которые сложно было надеть самостоятельно. Важнейшую роль играли украшения из монет. Известно, что раньше их передавали по наследству из поколения в поколение.

Естественно, украшения надевали только по праздничным дням, а в рабочие будни предпочитали скромные костюмы из льняных и конопляных тканей. До XIX века женщины носили головной убор под названием «шурка». Он имел берестяной каркас и напоминал мордовские и удмуртские уборы.

Заключение

История и культура марийского народа очень интересна. В республике Марий Эл существуют музеи, побывав в которых, можно окунуться в прошлое и увидеть особенности быта горных и луговых марийцев. Также там можно полюбоваться невероятно красивыми костюмами, расшитыми монетами, бисером и украшениями.

происхождение, обычаи, характерные черты и фото

Мари – финно-угорский народ, который важно называть с ударением на букву «и», поскольку слово «мари» с ударением на первую гласную – название древнего разрушенного города. Погружаясь в историю народа, важно выучить правильное произношение его имени, традиции и обычаи.

Легенда о происхождении горных марийцев

Мари верят в то, что их народ родом с другой планеты. Где-то в созвездии Гнезда жила птица. Это была уточка, которая перелетела на землю. Здесь она отложила два яйца. Из них родились первые два человека, которые являлись братьями, так как произошли от одной мамы-утки. Один из них оказался добрый, а другой – злой. Именно от них пошла жизнь на земле, родились добрые и злые люди.

Марийцы хорошо знают космос. Они знакомы с небесными телами, которые известны современной астрономии. У этого народа до сих пор сохраняются свои специфические названия составляющих космоса. Большую Медведицу называют Лосем, а плеяду – Гнездом. Млечный путь у марийцев – это Звездная дорога, по которой путешествует Бог.

Язык и письменность

Марийцы имеют свой язык, который является частью финно-угорской группы. В нем есть четыре наречия:

  • восточное;
  • северо-западное;
  • горное;
  • луговое.

Вплоть до 16-го века горные марийцы не имели алфавита. Первый алфавит, на котором смогли записать их язык, был кирилличный. Его окончательное создание произошло в 1938 году, благодаря чему марийцы получили письменность.

Благодаря появлению алфавита появилась возможность записать фольклор марийцев, представленный сказками и песнями.

Религия горных мари

Вера мари была языческой до знакомства с христианством. Среди богов было много женских божеств, оставшихся от времени матриархата. Только богинь-матерей (ава) в их религии было 14. Храмов и жертвенников мари не строили, они молились в рощах под руководством своих жрецов (карт). Познакомившись с христианством, народ перешел в него, сохранив синкретичность, то есть соединив христианские обряды с языческими. Часть марийцев приняла ислам.

Легенда об Овде

Когда-то давно в марийском селении жила строптивая девица необычайной красоты. Вызвав божий гнев, она была обращена в ужасное создание с огромными грудями, угольно-черными волосами и вывернутыми наоборот ступнями – Овду. Многие избегали ее, боясь, что она проклянет их. Говаривали, что Овда селилась на краю деревень близ глухих лесов или глубоких оврагов. В старину наши предки не раз встречали ее, но мы уже вряд ли когда-нибудь увидим эту устрашающей внешности девушку. По преданиям, она скрылась в темных пещерах, где живет в одиночестве по сей день.

Название этого места – Одо-Курык, оно так и переводится – гора Овды. Бескрайний лес, в глубине которого скрываются мегалиты. Валуны гигантских размеров и идеальной прямоугольной формы, сложенные так, что формируют зубчатую стену. Но их не сразу заметишь, кажется, что кто-то осознанно спрятал их от человеческого взгляда.

Однако ученые считают, что это не пещера, а крепость, построенная горными марийцами специально для обороны от враждебно настроенных племен – удмуртов. Большую роль играло местоположение оборонительного сооружения – гора. Крутой спуск, сменяемый резким подъемом, одновременно был главным препятствием для быстрого передвижения врагов и главным преимуществом для марийцев, так как они, зная тайные тропы, могли незаметно перемещаться и отстреливаться.

Но неизвестным остается, как марийцам удалось построить такое монументальное сооружение из мегалитов, ведь для этого необходимо обладать недюжинной силой. Возможно, только существа из мифов способны сотворить нечто подобное. Отсюда и появилось поверье, что крепость была построена Овдой, с целью укрыть свою пещеру от людских глаз.

В связи с этим Одо-Курык окружена особой энергетикой. Сюда приходят люди, обладающие экстрасенсорными способностями, чтобы найти источник этой энергии – пещеру Овды. Но местные жители стараются лишний раз не проходить мимо этой горы, боясь потревожить покой этой своенравной и непокорной женщины. Ведь последствия могут быть непредсказуемы, как и ее характер.

Известный художник Иван Ямбердов, в чьих картинах выражаются главные культурные ценности и традиции марийского народа, считает Овду не страшным и злым чудовищем, а видит в ней начало самой природы. Овда – это мощная, постоянно изменяющаяся, космическая энергия. Переписывая картины с изображением этого существа, художник никогда не делает копии, каждый раз это неповторимый оригинал, что еще раз подтверждает слова Ивана Михайловича об изменчивости этого женского природного начала.

По сей день горные марийцы верят в существование Овды, несмотря на то, что ее давно никто уже не видел. В настоящее время ее именем чаще всего называют местных знахарей, ведуний и травников. Их уважают и боятся потому, что именно они являются проводниками природной энергии в наш мир. Они способны чувствовать ее и управлять ее потоками, что и отличает их от обычных людей.

Жизненный цикл и обряды

Семья у марийцев моногамная. Жизненный цикл разделен на определенные части. Большим событием была свадьба, которая приобретала характер всеобщего праздника. За невесту платили выкуп. Кроме того, она обязательно должна была получить приданое, даже домашних животных. Свадьбы проходили шумно и многолюдно – с песнями, танцами, свадебным поездом и в праздничных национальных костюмах.

Особыми обрядами отличались похороны. Культ предков наложил отпечаток не только на историю народа горных марийцев, но и на похоронную одежду. Умершего марийца обязательно одевали в зимнюю шапку и рукавицы и отвозили на кладбище в санях, даже если на улице было тепло. Вместе с умершим в могилу клали предметы, которые могут помочь в загробной жизни: срезанные ногти, ветки колючего шиповника, кусок холста. Ногти были необходимы, чтобы карабкаться по скалам в мире мертвых, колючие ветки, чтобы отгонять злых змей и собак, а по холсту перейти в загробный мир.

Есть у этого народа музыкальные инструменты, сопровождающие разные события в жизни. Это деревянная труба, свирель, гусли и барабан. Развита народная медицина, рецепты которой связаны с позитивными и негативными понятиями мироустройства – жизненной силой, происходящей из космоса, волей богов, сглазом, порчей.

Традиции и современность

Для мари естественна приверженность традициям и обычаям горных марийцев до сегодняшнего дня. Они очень чтят природу, которая обеспечивает их всем необходимым. При принятии христианства они сохранили многие народные обычаи из языческой жизни. Ими пользовались для регулирования жизни вплоть до начала 20-го века. Например, развод оформляли, связывая пару веревкой и потом разрезая ее.

В конце 19-го века у марийцев появилась секта, которая пыталась модернизировать язычество. Религиозная секта Кугу сорта («Большая свеча») действует до сих пор. В последнее время образовались общественные организации, которые ставили себе цель вернуть в современную жизнь традиции и обычаи древнего уклада жизни марийцев.

Хозяйство горных мари

Основу для пропитания марийцев составляло сельское хозяйство. Этот народ выращивал разные зерновые, коноплю и лен. На огородах высаживали корнеплоды и хмель. С 19-го века массово начали разводить картофель. В дополнение к огороду и полю держали животных, но это было не основное направление сельского хозяйства. Животные в хозяйстве были разные – мелкий и крупный рогатый скот, лошади.

Чуть больше трети горных марийцев не имели земли вообще. Основной статьей их дохода было производство меда, сначала в виде бортничества, потом самостоятельное разведение ульев. Также безземельные представители занимались рыболовством, охотой, заготовкой и сплавлением леса. Когда появились предприятия по лесозаготовке, много представителей мари уходили туда на заработки.

До начала 20-го века марийцы изготавливали большую часть орудий труда и охоты домашним способом. Сельским хозяйством занимались при помощи сохи, мотыги и татарского плуга. Для охоты употребляли капканы из дерева, рогатину, лук и кремниевые ружья. В домашних условиях занимались вырезанием из дерева, литьем кустарных серебряных украшений, женщины вышивали. Средства передвижения также были доморощенными – крытые повозки и телеги летом, сани и лыжи зимой.

Марийский быт

Жил этот народ большими общинами. Каждая такая община складывалась из нескольких селений. В древности в составе одной общины могли быть малые (урмат) и большие (насыл) родовые образования. Проживали марийцы небольшими семьями, многолюдные встречались очень редко. Чаще всего они предпочитали жить среди представителей своего народа, хотя иногда попадались смешанные общины с чувашами и русскими. Внешность горных марийцев мало чем отличается от русских.

В XIX столетии марийские селения были уличной структуры. Участки, стоящие в два ряда, вдоль одной линии (улицы). Дом – сруб с двускатной крышей, состоящий из клети, сеней и избы. В каждой избе обязательно была большая русская печь и кухня, отгороженная от жилой части. У трех стен стояли лавки, в одном углу – стол и хозяйский стул, «красный угол», полки с посудой, в другом – кровать и нары. Так в основном выглядел зимний дом марийцев.

Летом они жили в срубах без потолка с двускатной, иногда односкатной крышей и земляным полом. В центре устраивали очаг, над которым висел котел, для вывода дыма из избы в крыше делалось отверстие.

Помимо хозяйской избы, во дворе строили клеть, используемую в качестве кладовой, погреб, хлев, сарай, курятник и баню. Богатые марийцы строили клети в два этажа с галереей и балконом. Нижний этаж использовали как погреб, храня в нем продукты, а верхний этаж – как сарай для утвари.

Национальная кухня

Характерная черта марийцев в кухне – суп с клецками, пельмени, колбаса, сваренная из крупы с кровью, вяленая конина, слоеные блины, пироги с рыбой, яйцами, картофелем или семенем конопли и традиционный пресный хлеб. Также есть и такие специфические блюда, как жареное мясо белки, печеный еж, лепешки из рыбной муки. Частым напитком на столах были пиво, медовуха, пахта (обезжиренные сливки). Кто умел, тот на дому гнал картофельную или зерновую водку.

Одежда марийцев

Национальный костюм горного марийца – это длинная туника, штаны, распашной кафтан, поясное полотенце и пояс. Для пошива брали домотканую ткань изо льна и конопли. Мужской костюм включал несколько головных уборов: шапки, шляпы из войлока с небольшими полями, шапки, напоминающие современные накомарники для леса. На ноги надевали лапти, сапоги из кожи, валенки, чтобы обувь не намокала, к ней прибивали высокие деревянные подошвы.

Этнический женский костюм от мужского отличало наличие передника, поясных подвесок и всевозможных украшений из бисера, ракушек, монет, серебряных застежек. Также были различные головные уборы, которые надевали только замужние женщины:

  • шымакш – подобие колпака в форме конуса на каркасе из бересты с лопастью на затылке;
  • сорока – напоминает кичку, которую носили русские девушки, но с высокими боками и низким передом, свисающим на лоб;
  • тарпан – головное полотенце с очельем.

Национальный наряд можно увидеть на горных марийцах, фото которых представлены выше. Сегодня он является неотъемлемым атрибутом свадебной церемонии. Конечно, традиционный костюм был несколько изменен. Появились детали, отличающие его от того, что носили предки. Например, теперь белую рубаху сочетают с цветастым передником, верхнюю одежду украшают вышивкой и лентами, пояса ткут из разноцветных нитей, а кафтаны шьют из зеленой или черной ткани.

Марийская традиционная религия — это… Что такое Марийская традиционная религия?

Мари́йская традицио́нная рели́гия (мар. Чимарий йӱла) — народная религия марийцев, основанная на марийской мифологии, видоизменённой под влиянием монотеизма. В последнее время, за исключением сельской местности, носит неоязыческий характер[1].

История и особенности

Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, видоизменились и был создан образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).

Последователи Марийской традиционной религии осуществляют религиозные ритуалы, массовые моления, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они обучают и воспитывают подрастающее поколение, издают и распространяют религиозную литературу. В настоящее время зарегистрированы четыре районные религиозные организации.

Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарем, при этом всегда учитывается положение луны и солнца. Общественные моления проходят, как правило, в священных рощах (кӱсото). Молением руководит онаеҥ, карт (карт кугыза).

Г. Яковлев выделяет, что у луговых марийцев есть 140 богов, а у горных — около 70[2]. Впрочем, часть этих богов, вероятно, возникла из-за неправильного перевода.

Главным богом является Кугу-Юмо — Верховных бог, обитающий на небе, возглавляет всех небесных и низших богов. По преданиям, ветер — его дыхание, радуга — лук. Также упоминается Кугурак — «старейшина» — иногда почитается также верховным богом:

Прими в дар жеребёнка молодого в знак нашего почтения и уважения, не давай в обиду злым духам

Из других богов и духов у марийцев можно назвать:

  • Пурышо — бог судьбы, заклинатель и создатель будущей судьбы всех людей.
  • Азырен — (мар. «смерть») — по преданиям, являлся в виде сильного мужчины, подходившего к умирающему со словами: «Твоё время пришло!». Существует много легенд и сказаний, как люди пытались его обхитрить.
  • Шудыр-Шамыч Юмо — бог звёзд
  • Туня Юмо — бог вселенной
  • Тул он Кугу Юмо — бог огня (возможно, просто атрибут Кугу-Юмо), также и
    Сурт Кугу Юмо
     — «бог» домашнего очага, Сакса Кугу Юмо — «бог» плодородия, Тутыра Кугу Юмо — «бог» тумана и другие — скорее всего, это просто атрибуты верховного бога.
  • Тылмаче — докладчик и лакей божественной воли
  • Тылзе-Юмо — бог луны
  • Ужара-Юмо — бог утренний зари

В современное время моления производятся богам:

  • Поро Ош Кугу Юмо — верховный, самый главный бог.
  • Шочынава — богиня рождения.
  • Тӱнямбал сергалыш.

Многие исследователи антиподом Куго-Юмо считают Кереметя. Следует отметить, что места для жертвоприношений у Куго-Юмо и Кереметь отдельные. Места поклонения божествам называются Юмо-ото («божий остров» или «божественная роща»):

  • Мер-ото — общественное место поклонения, где молятся всей общиной[3]
  • Тукым-ото — семейно-родовое место поклонения

По характеру моления также различаются на:

  • случайные моления (например, о ниспослании дождя)
  • общинные — крупные праздники (Семык, Агавайрем, Сӱрем и др.)
  • частные (семейные) — свадьба, рождение детей, похороны и др.[2][4]

См. также

  • Ошмарий-Чимарий
  • Кугу сорта

Литература

Примечания

Ссылки

Марийцы (мари, черемисы) — происхождение народа, где и как живут, фото

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.

Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:

  • Кировская область — 29,5 тыс. чел.
  • Татарстан — 18,8 тыс. чел.
  • Удмуртия — 8 тыс. чел.
  • Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
  • Пермский край — 4,1 тыс. чел.
  • Казахстан — 4 тыс. чел.
  • Украина — 4 тыс. чел.
  • Узбекистан — 3 тыс. чел.

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.

Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.

Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Мужчины

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.

Женщины

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.

Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Жилище

Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.

Жизнь

Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава — богиня земли
  • Пурышо — бог судьбы
  • Азырен — сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.

Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.

Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.

Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

Видео

Горные марийцы — происхождение народа, где и как живут, фото

Горные марийцы являются представителями Республики Марий Эл. Этот народ имеет собственные уникальные черты, выделяющие его на фоне остальных марийцев.

Где живут (Территория)

Горные марийцы ранее проживали на территории Суры и правом берегу Волги. Сейчас основная часть сосредоточена в горном марийском районе Республики Марий Эл. Небольшая часть расселилась в Кировской и Нижегородской областях.

Численность

В общей сложности насчитывается 135 тысяч (приблизительная оценка) горных марийцев. Данные опираются на Всероссийскую перепись населения, в ходе которой опрашиваемые четко идентифицировали себя как горные марийцы, что является характерной чертой этнической группы. Народное самосознание и отличный от других марийцев менталитет вызваны особенностями истории, хотя во многом данная группа и, собственно, марийцы схожи.

Язык

Горные марийцы говорят на горном наречии марийского языка, имеющем множество диалектов. Главным образом, выделяются горное и лесное наречия, которые знакомы многим мари. Исследования горно-марийского языка начались еще в 18 веке. Его связывают с финно-угорскими языками, при этом подчеркивая своеобразие. Большинство горных марийцев знает русский.

История

Первые люди поселились в горно-марийском районе примерно 30 тысяч лет назад. Первобытный строй постепенно переходил к новому, и в 10 веке нашей эры марийцы успешно развивали торговлю. Близость к волжскому торговому пути способствовала налаживанию отношений с булгарами, оказывающими не только экономическое, но и политическое влияние на марийцев. Расселение народа происходило ближе к 11 веку. Этот период ознаменовал разделение на луговую и горную группы. В 13 веке горная часть марийцев стала испытывать сильное влияние Московского княжества, тогда как луговые марийцы все сильнее зависели от Казанского ханства. Окончательное формирование двух групп завершилось в 16 веке. В советские годы в республике Марий Эл стало появляться много колхозов, развивались мануфактуры, велось строительство заводов и швейных фабрик. Это определило дальнейшую жизнь людей.

Жизнь

Занятия

Горные марийцы, как и их собратья, традиционно занимались земледелием. Уклад сохранялся даже в 19 веке. Русские соседи постепенно переходили к развитию промышленности, но марийцы и горные марийцы не спешили брать с них пример. Скотоводство и разведение лошадей оставались наиболее важными занятиями вплоть до промышленного бума. Это обусловило наличие большего числа голов скота, чем у русского населения.
Население занималось бортничеством, производством древесной смолы, мочалок. В середине 18 века активно заготавливали циновки, продавая их в соседние поселения. Среди горных марийцев были хорошие садоводы, рыболовы. Наиболее востребованной садоводческой продукцией являлись яблоки. С прошлых времен сохранились экономические и торговые отношения с Казанью — туда отправляют большие партии яблок, а раньше татары сами приезжали за ними, чтобы брать фрукты «прямо с деревьев». Деревообработкой занимались на протяжении последних 100 лет. Именно поэтому горные марийцы выделывают отличные доски для бочек и хорошо гнут полозья. В горно-марийском районе заготавливается плетеная мебель из черемухи.
Со второй половины 19 века ведется активное сплавление заготавливаемого леса, что позволило развиваться древообрабатывающей промышленности. Также это поспособствовало налаживанию застройки.

Жилище

До наших дней сохранились древние постройки, в которых жили горные марийцы. В целом жилье луговых и горных групп имеет сходные черты. Жилище называется кудо и представляет собой строение из сруба с крышей двухскатного типа. В центре помещения устанавливается открытый очаг. Горные марийцы могли сделать дверь в боковой стене, а вот луговые и восточные всегда делали проход в торцевой. Трапезный стол ставили в дальнем углу, подальше от посторонних глаз прятали ритуальную утварь. Обычно она хранилась в отдельном помещении.
Отличительной особенностью горно-марийского народа является плодовый сад. Он значительно больше, чем у луговых марийцев. А у приверженцев язычества еще и есть маленькие рощи для молений. В двухэтажных амбарах хранят муку, зерно и другие продовольственные товары. Часть употребляют в пищу сами, а остальное продают. Существуют и другие особенности жилья, которые следует выделить отдельно:

  1. Использование жилищ-кухонь.
  2. Южнорусская планировка, при которой печь обращается устьем к входной двери и примыкает к глухой стене.
  3. Наличие кухонной перегородки.
  4. Украшение резьбой в поволжском стиле (наиболее характерно для Васильсурска).

Современное жилище более тривиально. Горные марийцы сохраняют любовь к декоративному убранству, стараясь украшать помещения этнической вышивкой, архитектурными элементами. Нагляднее всего это видно на примере палисадника, забора и ворот. Украшают и современные кирпичные дома, пользуясь орнаментом. Горные марийцы освоили роспись по сухой штукатурке, владеют техникой украшения проемов окон.

Культура

Марийцы в совершенстве овладели резьбой по дереву. У горных и луговых представителей культура резьбы насчитывает многовековой опыт. Изделия из дерева заказывают по всей стране и за ее пределами. Марийцы искусно отражают на черпаках, ковшах и посуде зверей, птиц, изысканный орнамент. Узоры научились не только вырезать, но и выжигать. Прежде всего это касается металлических украшений. Основными мотивами остаются растительность и зооморфия. Орнамент вышивки сочетает красный, черный и синий цвета.
Марийцы хорошо освоили музыкальные инструменты, играют на гуслях, барабанах, волынках, свирели. С начала 20 века активно идет развитие гармоники. Невероятно богат фольклор

Философия марийской традиционной религии

Марийцев часто называют последними язычниками Европы, но они негативно относятся к слову «язычество» 
и свою веру называют марийская традиционная религия Марий Юмынйӱла.

Часть первая. Философия традиционной религии мари

У Юмо-бога была дочь, молодая и прекрасная. Она пасла скот, но на небе травы нет, потому скоту надо было спускаться на землю. Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной, которого звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юмо-богу. Девушка осталась на земле и вышла за Мари замуж. От них и появились люди.

(Марийская мифология)

Бог вокруг и в каждом

Вера – общечеловеческая потребность. Она существует столько же, сколько людское сообщество. Религия стала той силой, которая сплотила народы вокруг собственной национальной идеи и самобытности. Для марийцев, живших в окружении лесов и рек, самой почитаемой стала природа, а храмом – рощи.
— Марийская философия говорит, что мы есть дети природы, дети божьи. К природе нужно относиться так, как бы ты относился к родной матери, — рассказывает Василий Пектеев, художественный руководитель театра им. Шкетана.
Современная реальность делит мир на материальный и духовный. При этом сначала человеку нужно удовлетворить телесные потребности, а потом духовные. Если рассматривать философию марийского родноверия, то в ее основе будет божественное начало «шырт».
— Мы сами себя считаем божественным началом, частью космоса, — говорит карт-онаен Виталий Танаков. — Красной нитью философии и основой воспитания идет постулат «Будь, как бог», то есть будь нравственным, как он. Если человек начинает осознавать, что он часть божественного начала, космоса, то у него другая реальность открывается, он по-другому начинает мыслить.
Далее в структуре религиозного сознания марийцев идут неразрывно связанные душа и сознание «чон», а затем уже тело «кап».

Бог един, гласит Марий Юмынйӱла, все божества и духи в пантеоне, от домовенка до судьбы, – его проявления, субличности. Все вокруг, даже камень, имеет душу.

— Бог может проявляться в разных образах. Например, вода, огонь, земля имеют божественное начало, — продолжает Виталий Танаков. – При этом в космосе нет понятий «добро и зло». У единого бога Ош Кугу Юмо есть такие понимания, как Юмо и Омо. Частица «мо» означает генерирующий источник энергии. Юмо – это положительное начало, Омо – отрицательное. Вместе они создают «тӱня» – миры, и через свои субличности бог согласовывает их жизнь. Мы, люди, тоже субличности Ош Кугу Юмо, то есть их неисчислимое количество.

Табу

Марийцы с детства и по сути связаны с природой, и все моления проходят в священных рощах. К лесу отношение особое, он и источник питания, и материал для строительства и обогрева жилищ, и защита. Как писал еще в XIX веке исследователь Сергей Нурминский, «лес – это волшебный мир черемисина,…около лесу вертится все его мировоззрение».

По примерным оценкам, сегодня в марийском жречестве больше ста картов. Вертикали верховного жреца как таковой не существует, главный карт призывается только на одно моление. Причем выбор делают люди, которые собираются провести обряд. Чтобы получить такое уважение, карт должен быть признан среди народа настоящим транслятором традиций, истинным хранителем веры, которому открывается бог.

Мари

МАРИ , один из главных центров Месопотамии в третьем и начале второго тысячелетий

до н. Э. Археологические и эпиграфические открытия имеют первостепенное значение для истории Месопотамии и Верхней Сирии. Документы марийского языка на аккадском языке относятся к древневавилонскому периоду и, таким образом, на столетия раньше, чем документы еврейской Библии. Однако жители Мари были западными семитами, в конечном итоге родственниками израильтян и арамеев, впервые появившихся на свет в конце второго тысячелетия, но наиболее известных с первого.Следовательно, хотя нет очевидной прямой связи с историей древнего Израиля, как когда-то считалось (см. * Бытие и * Патриархи), есть многочисленные лингвистические, культурные и социальные данные из марийцев, которые помогают нам в изучении древнего Израиля. и Библию. Мари (иногда
млн ​​лет
ʾ eri в клинописных источниках) находился в Телль-Шарири, в настоящее время около 1,5 миль. (2,5 км.) К западу от Евфрата, недалеко от Абу Кемаль, около 15 миль. (25 км.) К северу от современной сирийско-иракской границы.Он находился в оптимальном положении для контактов с Западом, и его расположение на речной артерии, но в непосредственной близости от пустыни, имело решающее значение в формировании его состояния и характера.

A. Раскопки и открытия

Французские раскопки в Мари были начаты в 1933 году под руководством А. Парро, и исследования продолжались настолько регулярно, насколько позволяла международная обстановка. Археологические данные свидетельствуют о том, что Мари был основан в четвертом тысячелетии

г. до н.э. г. н.э., в самом начале раннединастического периода ( ED I ), достигнув культурно-художественного пика в первой половине третьего тысячелетия г. до н. Э. К этому периоду относятся зиккурат и несколько святилищ (известный как «Ранний династический II III » или «досаргонический»): в том числе храм, где был обнаружен самый ранний список марийского пантеона, храмы Шамаш, Нинурсаг и Иштар, а также пара храмов Иштарат и Нинни-Заза.В последних трех было обнаружено множество письменных статуй местных королей (таких как Ламги-Мари, Ику-Шамаган и Иблул-Ил), членов королевской семьи меньшего размера и придворных. Хотя шумерская культура преобладала, характер культовых инсталляций, появление бородатых фигур в искусстве и особенно появление определенных божественных и личных имен — все это ясно указывает на базовый семитский элемент с древнейших времен, с семитским правлением там столетия назад возвышение Аккада.

С 1964 года в ходе раскопок были обнаружены два наложенных друг на друга дворца досаргонических времен, наиболее впечатляющие сами по себе, включая королевскую часовню с глиняным алтарем (ср.Ex. 20:24), священная традиция которого сохранилась даже в старовавилонском дворце, построенном здесь примерно 700 лет спустя (см. Ниже). Внутри страны

Последние язычники Европы

Марийцы — коренная группа, признанная последними выжившими язычниками Европы. Пережив годы угнетения со стороны советского секуляризма и столкнувшись с постоянной угрозой со стороны нынешнего правительства, марийский народ уникален и силен. Их религиозные ритуалы характеризуются гармоничной преданностью природе и лежат в основе их традиционных и устойчивых практик.

Марийцы проживают на восточноевропейской равнине в России в Республике Марий Эл, примерно в 850 км к востоку от Москвы. Республика является одним из 85 федеральных земель в составе России. Как составное государство республика обладает административной юрисдикцией на географической территории. Самая большая река в Европе, Волга, протекает через их землю, и марийцы определяют себя своей уникальной и близкой связью с природой. Имея финно-угорское происхождение, они существуют в двух отдельных группах: горцы и жители равнин.Оба говорят на разных языках и живут в совершенно разных регионах, но при этом едины в практике одних и тех же ритуалов в рамках одной языческой системы верований.

Марийский ритуал

Настаивая на том, что их вера самая древняя в мире, марийцы веками совершали одни и те же ритуалы в молитвах богам. Общинная религиозная практика проводится в роще, в отличие от церкви. Религия вращается вокруг поклонения силам природы и сильно подчеркивает уважительное отношение человека к миру природы.

До широкого влияния монотеистических идей в 19 веке марийские язычники поклонялись множеству богов, все как боги элементов природного мира. Кугу Джумо был главным богом, и 12 других богов отдали ему дань уважения. Чаще всего поклоняются одному номинальному Богу.

Типичное поклонение роще включает в себя обсуждение всех тревог и недовольств со священником, который затем передает просьбы и желания человека Богу.В лесах и на берегу Волги люди приносят домашние жертвы. Этими жертвоприношениями чаще всего становятся гуси, так как они считаются самым священным животным из-за их способности общаться с землей, воздухом и водой. Перед принесением в жертву гусей успокаивают, чтобы пожелать доброго. Гусей готовят в огромных промышленных горшках, прикованных цепями к деревьям. Затем марийцы совместно кремируют кожу, кости и органы в кострах в роще, чтобы найти единение с природой.

© unblessed_scalar Flickr

Советское порабощение

Самобытность марийского народа частично сформировалась в результате их существования как последних исповедующих язычество в Европе. После гражданской войны в России советский режим ввел в действие понятие полностью секуляризованного государства, предотвращая любое распространение религиозных идей и движений. Коммунистический маневр, направленный на строго атеистический режим, согласованный с материалистическим мировоззрением. С другой стороны, навигация марийцев по миру происходит в первую очередь из их связи с природой.Существует явное единодушие гордости марийцев за то, что они сохранили свою религиозную общину и обычаи, несмотря на годы дискриминации и преследований.

Постсоветские преследования

В результате таких постоянных преследований в 1990-х годах марийская вера получила официальный религиозный статус, признанную одной из трех традиционных русских конфессий, наряду с православным христианством и исламом. Это стало триумфом для марийского народа, поскольку его культурное наследие наконец получило заслуженное признание.

Однако это признание было недолгим. 14 января 2001 года Леонид Маркелов вступил в должность, исполняя обязанности главы Республики Марий Эл. И снова марийский народ столкнулся с новой волной дискриминации и культурного угнетения, поскольку новый президент проводил жесткую политику в отношении коренного меньшинства. Поддерживая антизападный национализм российского активиста Владимира Жириновского, Маркелов был полон решимости добиваться полной культурной ассимиляции и «русификации» государства.Этот процесс русификации поставил под угрозу культуру и язык всех меньшинств в пользу более типичных русских традиций.

В течение первого года Министерство образования проследило за тем, чтобы все школьные программы, преподаваемые на марийском языке, были закрыты. Хотя этот язык имел конституционный статус официального языка республики, Маркелов заверил, что он будет преподаваться только как факультатив в школах. Он также поддержал запрет на издание оппозиционных газет на марийском языке и уволил более 80 государственных служащих марийского происхождения.

Mari Genetics — ДНК западных уральцев России из Марий Эл

Mari Genetics — ДНК западных уральских народов России из Марий Эл

Марийская генетика: аннотации и резюме

Кевин Алан Брук

Мари (черемисы) — коренной финно-угорский народ европейской части России, преимущественно западноевразийского происхождения. Республика Марий Эл является частью современной Российской Федерации и граничит с Чувашией, Татарстаном и двумя областями. Часть марийцев проживает в Татарстане и на севере Башкортостана.Жители Башкортостана называют себя восточными марийцами. Остальные группы называются луговыми и горными марийцами. Марийский язык классифицируется как уральский и написан кириллицей. Большинство марийцев исповедуют христианство или политеистическую марийскую традиционную религию, хотя некоторые марийцы-христиане также верят в элементы марийской религии.

Около 49,5% мужчин марийцев принадлежат к гаплогруппе Y-ДНК N1c, которая является обычным явлением среди носителей финских и уральских языков в северо-восточной и восточной Европе, включая мордвинов, удмуртов и коми.Вторая по распространенности гаплогруппа Y-ДНК марисов — это R1a, которая также распространена в других восточноевропейских этнических группах. Два марийских мужчины, протестированные с помощью ДНК Семейного древа до 2003 года, принадлежат к гаплогруппе Y-ДНК R1a. 5% мужчин марийцев принадлежат к I1, 2% к R1b, 2% к G, 2% к T, 1% к I2 * / I2a и 1% к I2b.

В расовом отношении марийцы в подавляющем большинстве произошли от европеоидов, с небольшой примесью монголоидов.

Основные исследования Мариса

Борис Абрамович Малярчук, Мирослава В.Деренко, Томаш Гжибовски, А. Лунькина, Якуб Чарный, С. Рычков, И. Морозова, Галина А. Денисова, и Данута Мисцицкая-Сливка. «Дифференциация митохондриальная ДНК и Y-хромосомы в российских популяциях ». Биология человека 76: 6 (декабрь 2004 г.): страницы 877-900.
Включает образцы ДНК 60 марийцев из Среднего Поволжья, которых сравнивают с поволжскими татарами, адыгами, финнами, эстонцами, карелами, австрийцами, русскими, украинцами и другими. Сюда входят 48 образцов Y-хромосомы от мужчин мари.МтДНК марийцев также сравнивали с другими этническими группами Восточной и Центральной Европы, чтобы проверить изменчивость HVSI мтДНК. Северные и восточные русские сгруппированы с марийцами, татарами, финнами, карелами и адыгами и отличаются от южных и западных русских. Ученые также обнаружили различия во взаимоотношениях между некоторыми северными и восточными русскими. Было обнаружено, что русские из городов Кострома и Псков «больше группируются с финно-угороязычными карелами и марийцами, чем с другими русскими народами».» Выдержка из статьи:

«В Европе самые высокие частоты парагруппы N * (до 42,5%) были обнаружены в волжских финно-угорских популяциях: удмуртах и ​​марийцах (Россер и др., 2000; Хуснутдинова и др., 2002)».

Анне-Май Илумяэ, Маэре Рейдла, Марина Чухряева, Мари Ярве, Хелен Пост, Моника Кармин, Лаури Сааг, Анастасия Агджоян, Алена Кушняревич, Сергей Литвинов, Наталья Екомасова, Кристийна Тамбец, Эне Мецпалунуса, Х. Хуснутдинова Людмила ПетровнаОсипова, Сардана Федорова, Ольга Утевская, Сергей Кошель, Елена Балановская, Дорон М. Бехар, Олег Балановский, Тоомас Кивисилд, Питер А. Андерхилл, Ричард Виллемс и Сиири Рутси. «Гаплогруппа N хромосомы Y человека: нетривиальная филогеография с временным разрешением, которая пересекает языковые семьи». Американское общество генетики человека 99: 1 (7 июля 2016 г.): страницы 163-173.
Марийцы, несущие гаплогруппы Y-ДНК в семье N, в основном принадлежат к гаплогруппе N3a1, но небольшая часть других принадлежит к ветви L1419eq N2a1.

М.А. Бермишева, Кристина Тамбец, Ричард Виллемс, Эльза К. Хуснутдинова. «[Разнообразие гаплогрупп митохондриальной ДНК в этнических популяциях Волго-Уральского область.]» Издается на русском языке. Молекулярная биология 36: 6 (ноябрь-декабрь 2002 г.): стр. 990-1001.
136 мтДНК марийцев были взяты для этого исследования. 40,4% этих марийцев принадлежат к гаплогруппе H мтДНК. Следующим по распространенности является U5, обнаруженный в 14% выборки. Остальные, в порядке убывания частоты, были HV0 (11%), U4 (10.3%), J (7,4%), T * (3,7%), Z (2,9%), K (2,2%), HV * (1,5%), T1 (1,5%), D (1,5%), A ( 1,5%), I (0,7%), M * (0,7%) и C (0,7%). Гаплогруппы A и M имеют восточно-евразийское происхождение.

Борис Абрамович Малярчук, Мирослава Деренко, Галина Денисова и Ольга Кравцова. «Митогеномное разнообразие татар Волго-Уральского региона России». Молекулярная биология и эволюция 27:10 (2010): страницы 2220-2226.
После добавления дополнительных образцов волжских татар, которые они сами собрали, эти ученые повторяют то, что группа Бермишевой сообщила в своем исследовании 2002 года в Молекулярная биология , что у марийцев меньше линий мтДНК из восточноазиатских источников, чем у удмуртов, коми-пермяков, башкир, и поволжские татары.Таблица 2 повторяет частоты мтДНК 136 участвующих марийцев, в том числе.

В. Л. Ахметова, Р. И. Хусаинова, Е. Б. Юрьев, И. А. Туктарова, Н. В. Петрова, С. В. Макаров, О. И. Кравчук, Г. В. Пай, Е. В. Балановская, Е. К. Гинтер, Эльза К. Хуснутдинова. «Анализ полиморфизма в девяти локусах ДНК ядерного генома в Марисе». Российский генетический журнал 42: 2 (февраль 2006 г.): стр. 192-207. Перевод с русского издания, которое появляется в Генетика 42: 2 (2006) на страницах 256-273.
Это исследование посвящено изучению генетики марийцев, проживающих в шести районах Республики Марий Эл. И Мидоу Марис, и Маунтин Марис были протестированы «на девяти полиморфных локусах ДНК ядерного генома». Генетическое разнообразие марийцев Марий Эл было обнаружено между различными популяциями луговых марийцев больше, чем между луговыми марийцами и их собратьями из горных мари.

Н. В. Трофимова, С. С. Литвинов, Р. И. Хусаинова, В. Л. Ахметова, И. М. Хидиятова, Ричард Виллемс, Эльза К.Хуснутдинова. «Анализ Y-хромосомы в популяциях Волго-Уральского региона из России». Презентация на конференции Европейского общества генетиков человека (ESHG) 2015 с 6 по 9 июня 2015 г.
В исследование были включены образцы марийцев.

Баязит Юнусбаев, Майт Мецпалу, Эне Мецпалу, Альберт Валеев, Сергей Литвинов, Руслан Валиев, Вита Ахметова, Елена Балановская, Олег Балановский и Шахло Турдикулова. «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии.« PLoS Genetics 11: 4 (21 апреля 2015 г.): e1005068.
Хотя марийцы не говорят на тюркском языке, они делят «относительно большое количество участков ВЗК […] с населением ССМ [южной Сибири и Монголии]». Выдержки из обсуждения статьи:

«[…] Марис выделяется среди других географических соседей из-за необычно высокой недавней примеси башкир: они демонстрируют более высокий уровень ВЗК [идентичные по происхождению], разделяемый с башкирами для всех классов длины трактов ВЗК (от 1-2 см до 11,12 сМ) по сравнению с другими популяциями в регионе (p <0.05). Это можно объяснить тем, что мы собрали образцы марийцев в Республике Башкортостан, где они, видимо, в какой-то мере состояли в браках с башкирами. [...] "

  • Семья Генеалогия ДНК дерева от Genetics, Ltd. — Этот сайт является аффилированным лицом
  • Генетика Чуваши
  • Генетика Башкирский народ
  • Генетика Русские люди

  • Поклонение «Последние язычники Европы» в роще Марий Эл

    Более 50 верующих собрались в священной роще жарким июньским днем ​​недалеко от деревни Марисола.Толпа, в основном женщины в национальных костюмах и ярких платках, стояла на поляне напротив ели, где мужчины занимались молитвами.

    Прихожане преклонили колени, в то время как люди под елью, одетые в костюмы, белые войлочные шляпы и льняные полотенца, наброшенные на плечи, произносили молитвы низким монотонным шепотом.

    Они молились Ош Кугху Юмо — Мари за «Великого Белого Бога», которого в тот день почитали как Агаваирем, что означает одновременно божество творческой энергии и праздник, знаменующий окончание весенних трудов.

    Женщины выстроились на траве перед грудой толстых домашних блинов, белого сыра, пельменей и коричневого кваса — ржаного напитка. Горшки и посуда украшали горящими свечами, как и самодельный стол перед елью.

    Чрезвычайная церемония свидетельствовала о малоизвестном факте, что вера анимистов пережила столетия христианской и мусульманской гегемонии в этом темном регионе в 800 км к востоку от Москвы.

    Марийцы, финский народ с населением около полумиллиона человек, чей язык немного напоминает странную смесь финского и турецкого языков, считаются последними язычниками в Европе.Однако их жрецы, которых на марийцы называют картами, отвергают это мнение.

    «Мы не язычники. Мы называем нашу веру марийской традиционной религией, и мы официально зарегистрированы в республике », — сказал Вячеслав Мамаев, который руководил церемонией как главный карт местного Сернурского района.

    Далее он объяснил, что для марийцев Бог имеет девять субстанций, или ипостасей, от животворящего Ильяна Юмо до богини рождения Шочинавы.

    На вопрос о богословской основе его веры, Мамаев улыбнулся и сказал: «Все работает через природу.”

    Действительно, как и большинство анимистических религий, марийская вера традиционно не знает письменных писаний и священных зданий. Молитвы в основном совершаются в священных рощах, где некоторые праздники включают ритуальное заклание животных в качестве жертвоприношения.

    «Природа — наш храм», — сказала Зоя Дудина, когда после церемонии в роще шла с молящимися по извилистой тропе по высокой траве.

    Дудина, поэт и интеллектуал из столицы республики Йошкар-Олы, выразила гордость за то, что ее народ получил возможность исповедовать свою традиционную веру.

    В советское время, по ее словам, жители села крадутся в священные рощи после полуночи, надеясь, что никто не сообщит об их запрещенных молитвах.

    Действительно, незамеченная для большей части внешнего мира, марийская вера значительно восстановилась после распада Советского Союза.

    В Марий Эл марийская традиционная религия, получившая название MTR, признана одной из трех традиционных конфессий наряду с христианством и исламом.

    Mari High Kart Александр Таныгин регулярно посещает официальные церемонии вместе с местными христианскими и мусульманскими лидерами.

    Около 15 процентов жителей Марий Эл считают себя сторонниками ССО, согласно опросу, проведенному в 2004 году социологами Марийского института языка, литературы и истории. Поскольку марийцы составляют всего 45 процентов от населения в 700 000 человек, эта цифра означает, что, вероятно, более трети из них исповедуют старую религию.

    Даже местное православное духовенство признает доминирование традиционной веры в северных сельских округах республики.

    «Это, безусловно, самый слабый приход во всем Марий Эл», — сказал отец Сергий из Покровской церкви Марисолы.

    По его словам, из 2,500 местного населения только от 10 до 15 верующих регулярно посещают его службы, стоя у его небольшой церкви 19 века.

    В районном центре Сернур епархия Марий Эл строит новую церковь, но строительство, начатое в 2003 году, застопорилось из-за нехватки средств.

    И все же отец Сергий, худощавый человек с опушенной бородой и добрым голосом, дал понять, что не питает зла ​​к язычникам. «У нас дружеские отношения.Мы не враги », — сказал он.

    Он отметил, что крестилось около 1500 местных жителей, но добавил, что считает практикующих традиционалистов потерянными душами. «У них нет надежды на спасение — это может случиться только с верующими», — сказал он.

    Марийская вера — это не изолированное явление, и ее описывают как синкретическую, сочетающую элементы различных религий.

    У многих марийцев в домах есть иконы, а водители, как и везде в России, наклеивают миниатюрные изображения святых на приборные панели.

    На выходе из рощи в Марисоле женщины повернулись и крестились, как это делают православные, покидая церковь. Когда один из карт увидел их, он мягко сказал им остановиться.

    «Не стоит придавать этому слишком большого значения», — пояснила Дудина. «Наш народ на протяжении поколений жил с русской церковью, но наша вера старше».

    Она сказала, что христианство не вошло в марийские обряды, а скорее в христианство. «В христианстве очень много языческих традиций.Посмотри на елку, — сказала она.

    Другие марийцы причисляют себя к группам с разной степенью русско-православного влияния, включая последователей «Раш Вера», которые иногда даже могут ходить в церковь; крещеные последователи «Марлы Вера»; и некрещеный «Чи Мари».

    Мамаев, картограф Сернурского района, сказал, что различным группам следует разрешить сосуществовать. «Многие из приходящих на нашу молитву крестятся. Мы их не исключаем. Каждый должен иметь возможность заниматься своей формой поклонения », — сказал он за традиционной трапезой из блинов и кваса, проводимой в деревне Марисола после молитвы.

    Юха Виклиахо, финский лютеранский миссионер, проработавший в Марий Эл 10 лет до переезда в Башкортостан, по оценке, 60 процентов марийцев крестились в Православную церковь. «Но в душе они все язычники», — сказал он в интервью финской лютеранской церкви на окраине Йошкар-Олы, столицы страны.

    В городе с населением 280 000 человек мало признаков анимистических традиций. Более поразительным здесь является строительство православной церкви, которое можно увидеть в многочисленных церквях и религиозных школах.

    В.Кляхо сказал, что если в деревнях сильны традиции, то в городе слабы языческие структуры.

    «Это чисто сельское явление. В городе вы на самом деле не придерживаетесь этих убеждений », — сказал он.

    Отвечая на вопрос об успехах миссионеров на местах, он сказал, что в столичном лютеранском приходе насчитывается более 150 членов. Несмотря на небольшое количество людей, он размышлял, что протестанты могут быть более успешными в обращении в свою веру здесь, чем православные. «Многие марийцы не хотят идти в православный храм, потому что он воспринимается как типичный русский.Однако мы можем совершать богослужения на их родном языке », — сказал он.

    Даже отец Сергий, православный священник в Марисоле, предположил, что не видит особого смысла в том, чтобы его церковь побеждала традиционалистов. Отвечая на вопрос о будущем православной веры в Марий Эл, он сказал, что его беспокоит не столько язычество, сколько люди без веры.

    «Посмотрите на молодежь в наших деревнях», — сказал он. «У них мало шансов найти работу. Они либо начинают пить, либо уезжают в города, где находят всевозможные плохие вещи, но никакой религии.”

    Николаус фон Твикель,
    МАРИСОЛА, Республика Марий Эл

    Источник: The Moscow Times

    Нравится:

    Нравится Загрузка …

    Связанные

    Из марийских архивов | Reading Religion

    На первый взгляд, это полная коллекция древневавилонских писем из Марийского поселения в Сирии, переведенная на английский язык. В руках религиозного деятеля, который знает, как оформить коллекцию, эта книга оживляет игроков из древневавилонского периода и то, как они вели переговоры с миром, включая или особенно с божественным.Джек Сассон сделал этот том важным источником для ученых древнего Ближнего Востока, Библии и религии, особенно для тех, кто интересуется древними и политеистическими религиями.

    Sasson хорошо знает эту тему, поэтому тексты тщательно переведены и снабжены сносками. Он дает самые краткие из вступлений, но на этих нескольких страницах предоставляет ключевую информацию для размещения текстов, а также план и сноски, чтобы привести кого-либо к более подробным сведениям, если они захотят. Затем книга предоставляет переводы букв с комментариями, в которых указаны символы или форма письма.Сассон делит письма на главы, охватывающие королевскую власть, управление, войну, общество, религию, культуру и размышления.

    Сассон серьезно относится к роли этих текстов как писем, написанных от одного человека к другому. Он обращается к вопросу о том, кто писал и почему, уточняя нюансы, например, как дипломаты и бюрократы естественным образом изменяют свои отчеты (7). Он даже приводит список «Персонажей» (9).

    Наиболее очевидный источник интереса для религиоведов — это глава о религии.Поскольку месопотамцы редко занимались богословскими размышлениями, этот корпус в первую очередь представляет собой собрание того, как люди относились к религии в своей повседневной жизни. Например, материал, включенный в раздел «Пантеон», взят из списка жертвоприношений, которые совершил недавно возведенный на престол Зимри-Лим во время посещения различных святынь в Мари и его окрестностях (235). В одном из писем под заголовком «Атрибуты» есть довольно саркастичный царь Самсу-Адду, который пишет своему сыну. Явно раздраженный тем, что его сын заказывает слишком много богов, он спрашивает, как он планирует их кормить (250).В письме под заголовком «Преданность» писатель предлагает своей жене распечатать лед (дом), чтобы богиня, его жена и еще один человек могли пить из него по мере необходимости (267).

    Другие главы, хотя и не посвященные религии, тем не менее затрагивают ее, потому что границы между религией и миром в древности не существовало. В разделе «Царство» многие письма обращаются к религиозным темам. Короли Мари никогда не были обожествлены, как это было в других местах древнего мира, хотя с ними были связаны сверхъестественные качества (17).Конечно, некоторые буквы, в которых божественные качества были связаны с королем, также хорошо подходят под «нытье и интриги» (77).

    Иногда Сассон открыто устанавливает связи с библейскими текстами. Некоторые ссылки относятся к конкретным библейским книгам или подобным отрывкам, например, когда марийский автор вызывает метафору «государственного корабля», которую Сассон связывает с Ионой 1 (35). В других случаях ссылки относятся к библейской методологии, например, как подходить к историческим реконструкциям, основанным на отрывочных, уникальных данных или данных одного свидетеля (8).Во всех случаях Сассон, как специалист по древнему Ближнему Востоку и знаток Библии, умеет наводить мосты между двумя областями, не выходя за рамки того, что и где есть связи между ними.

    Наконец, выбор текста Сассоном и сопоставление текстов и тем позволяет услышать древних авторов этих писем. От саркастического Самсу-Адду (вверху) до дочери Зимри-лима, посвященной божеству в Сиппаре, требующему внимания или привязанности (264), голоса этих древних людей оживают на этих страницах.Тексты организованы таким образом, чтобы читатель мог разбираться в различных темах, и на каждой странице появляются реальные люди, занимающиеся проблемами своего времени.

    BBC — Религии — Христианство: Мария

    Центральная фигура

    В этом разделе шесть научных экспертов объясняют, что мы знаем о жизни и временах Марии, матери Иисуса.

    Центральная фигура

    Христиане у гроба Богородицы, Иерусалим, картина Жана Леконта дю Нуи, 1871 г. ©

    Мария всегда была центральной фигурой христианства.Она всегда была ключевой фигурой, с того самого момента в Евангелии от Луки, когда ей сказали: «Блаженны вы среди женщин». Для современных ученых интересно то, что ее переоценивают, потому что мы стали гораздо более чувствительны к женским персонажам в библейской истории и потому, что женские персонажи в библейской истории часто более спокойны, чем мужчины. В современном мире мы хотим переосмыслить христианское происхождение и гораздо больше вовлечь женщин. И одна из самых важных женщин в этой истории, конечно же, Мэри, и поэтому стоит услышать ее голос по-новому.

    Одна из причин, по которой Мария сохранила свою популярность, заключается в том, что в библейском тексте есть все замыслы для увлекательной истории, но при этом отсутствует большая часть деталей. Часто, когда детали отсутствуют, традиция вносит свой вклад, пытаясь заполнить эти детали и вообразить эти детали, чтобы сделать жизнь этого человека немного полнее и понять о них немного больше.

    Размышляя о витражах Марии в церкви Норфолка, сестра Венди Беккет думает, что популярность Мэри в средние века была обусловлена ​​тем, что она изображалась как заботливая мать.

    Одна из ролей, которые выполняет Мария, — мать, которую мы видим в раннем христианстве; она образец для подражания для матерей. На протяжении всей христианской истории она также играет важную роль, давая нам женщину, которая находится в самом центре событий. В конце концов, христианство может быть делом, в котором доминируют мужчины. Святая Троица всегда звучит для современных феминисток, где доминируют мужчины; есть Отец, Сын и Святой Дух, и все персонажи Нового Завета — мужчины.Но здесь у нас действительно есть кто-то, с кем мы можем взаимодействовать как женщина в христианской традиции.

    Для просмотра этого контента у вас должен быть включен Javascript и установлен Flash. Посетите BBC Webwise для получения полных инструкций

    Языческие изображения Марии

    Многие люди, особенно протестанты, возражают против того, кем стала Мария. Ее рассматривают почти как фигуру богини, возможно, из-за того, что многие язычники стали христианами в первые века существования церкви и верили в богинь, поэтому Мария стала для них богиней.Многие люди скажут, что с христианством что-то пошло не так. В Новом Завете нет ничего о Марии как богине.

    Иисус — Бог и человек, поэтому Мария просто человек. Христианское богословие всегда утверждало, что она была человеком, а не Богом, но, тем не менее, она была человеком в очень важном и интимном месте в истории Иисуса.

    На протяжении веков было много изображений Марии. Некоторые заимствованы из Библии, например, изображение из книги Откровение, показывающее Марию с короной из 12 звезд.Она представляет раннюю церковь с 12 коленами Израиля, представленными звездами.

    Были изображения Мадонны с младенцем; Мэри сидела в кресле с ребенком на коленях. Некоторые из этих изображений очень похожи на изображения, о которых мы знаем от некоторых языческих богинь того времени.

    Исида и Гор, из статуи в Берлинском музее © Мадонна на троне Фра Филиппо Липпи, середина 1400-х годов ©

    Исида, например, сидела в таком кресле с младенцем Гором на коленях точно так же.

    Когда христианство распространялось по Империи, ясно, что оно намеренно взяло образы из языческого мира, в котором оно жило и в котором оно распространилось, и использовало эти образы. Старые святые колодцы и святыни были превращены в христианские святыни. В Египте святыня Исиды была сознательно воссоздана как святыня Марии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *