Р калмыкия: Правительство Республики Калмыкия

Содержание

Республика Калмыкия — города и районы, экскурсии, заповедники, парки Республики Калмыкия

Республика Калмыкия: города и районы Республики Калмыкия, отдых, экскурсии, заповедники, парки, музеи, церкви, достопримечательности.

Калмыкия — республика в составе России, расположенная на юго-востоке страны. Площадь Калмыкии — около 76 тысяч квадратных километров, что даже больше, чем площадь таких стран, как, например, Бельгия и Швейцария. Калмыкия — край степей и пустынь, страна с древней историей и культурой и уникальной флорой и фауной. Прежде чем отправиться в Калмыкию, ознакомьтесь с ее основными достопримечательностями — как архитектурными, так и природными.

Калмыкия — край степей и пустынь, страна с древней историей и культурой и уникальной флорой и фауной.

Столица республики — город Элиста.

Как добраться

Добраться до Республики Калмыкия можно как по земле, так и по небу. Калмыкию с другими городами России связывает несколько автодорог — например, трасса из Волгограда, Ставрополя, Минеральных Вод и др. Участок железной дороги Элиста — Дивное связан с сетью остальных железных дорог, но, скорее всего, ехать вам придется поездом через Ставрополь или же автобусом или самолетом.

Автобус из Москвы в Элисту идет около суток, стоимость проезда в один конец — 1200 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Авиакомпания «Руслан» осуществляет рейсы из Москвы в Элисту, но поймать их очень сложно, так что, возможно, лететь придется тоже через Ставрополь, а уже оттуда — в Калмыкию поездом или автобусом. В Калмыкии имеется только один аэропорт — в Элисте, в него совершаются перелеты из Москвы, Минеральных Вод и Ростова-на-Дону.

Поиск авиабилетов в Республику Калмыкия

Погода в Республике Калмыкия

Климат в Калмыкии — далеко не курортный и характеризуется как резко континентальный. Лето тут жаркое и сухое, а зима — малоснежная и нередко морозная. В среднем температура января в Калмыкии составляет около -7…9 градусов на юге республики и около -10…12 градусов на юго-западе. В северных районах зимой случаются холода с тридцатипятиградусным морозом. Зато солнечных дней в году здесь довольно много — 280. Средняя температура июля в Калмыкии — +23…25 градусов. Максимальная жара — около +40…44 градусов.

Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии

Нужно признать, что большим разнообразием природа Калмыкии не отличается — в основном это знаменитые «калмыцкие степи», но это не значит, что тут нет достопримечательностей. Тем не менее начинать знакомство с этой степной страной лучше с ее столицы — небольшого, но красивого города с поэтичным названием Элиста. Город был основан в конце 19 века, и сегодня в нем проживает всего около 100 тысяч человек. Сам город — уникальное явление, возвышающееся в степи.

Элиста — город с буддистским колоритом, чистыми и уютными улицами и невероятными зданиями. Так, например, здесь находится крупнейший в Европе буддистский семиуровневый храм Золотая обитель Будды Шакьямуни с самой крупной на континенте статуей Будды высотой в 12 метров!

В Золотой обители хранится множество реликвий, например, одежда Далай-ламы XIV и волосы Ламы Цонкапы. На первом уровне находятся музей, конференц-зал и библиотека, на втором — статуя Будды, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами, выше — комнаты индивидуального приема, резиденция главы буддистов, резиденция Далай-ламы XI и хозяйственные помещения, а на самом последнем этаже находится комната для медитации, куда есть доступ только монахам.

Элиста — Калмыцкий хурул

Большое Яшалтинское озеро

Среди природных достопримечательностей Калмыкии нельзя не сказать об уникальном Большом Яшалтинском озере. По лечебным свойствам его способно превзойти только, наверное, Мертвое море. И несмотря на то, что вокруг озера не курортные города, а степь да ковыль, большое количество россиян приезжает к нему, чтобы поправить свое здоровье — от лечения респираторных заболеваний до болезней репродуктивной функции и с целью омоложения. Тем более что недавно здесь был построен современный лечебный центр, на сегодняшний день — один из лучших в списке российских здравниц.

По лечебным свойствам Яшалтинское озеро способно превзойти только, наверное, Мертвое море.

Заповедник «Черные земли»

Между Волгой и Кумой расположен калмыцкий природный заповедник «Черные земли» площадью в 121 тысячу гектаров.

С 1990 года эти земли считаются государственным биосферным заповедником с целью сохранения уникальной природы этих земель от экологической катастрофы, например, ради спасения популяции сайгаков.

Здесь же, на территории заповедника, находится озеро Маныч-Гудило, где охраняются зимовки и гнездовья лебедей, пеликанов, дроф и других редких птиц. На территории озера расположено 12 островов, путешествуя по которым вы сможете полюбоваться птицами заповедника и красивыми ландшафтами дикой природы.

Сити-Чесс

Если вы являетесь поклонником современных достопримечательностей, то обязательно посетите район Сити-Чесс. Прообраз этого уникального района — проект Нью-Васюки Остапа Бендера, героя романа «Двенадцать стульев». Он был возведен в 1998 году в качестве комплекса для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Олимпиада прошла, а «Город Шахмат» и по сей день радует жителей и гостей города. В центре комплекса находится огромный Дворец шахмат, где, собственно, и проводилась олимпиада. Сегодня в нем расположены спортзалы, офисы и кафетерии. Площадь комплекса застроена небольшими коттеджами, что создает впечатление, словно вы находитесь не в столице Калмыкии, а в европейском городке с милыми домиками и ухоженными газонами. Территория района украшена интересными скульптурами, а еще здесь имеется даже небольшой православный храм Георгия Победоносца, идеально вписывающийся в архитектурное настроение комплекса.

Цаган Аман

Почти в 300 км от Элисты находится удивительно место под названием Цаган Аман. В древности оно служило традиционным форпостом для переправы через Волгу для скифов, печенегов, половцев и других народов, населявших эти земли, и получило название «Белые ворота». Здесь же находится прекрасный храм — Цаган-Аманский хурул, установленный в начале 90-х годов рядом с домом, в котором когда-то проживал и служил лама Тугмюд-гавджи. Этот храм — прекрасный экземпляр буддийского зодчества с изящной пагодой с золотистой крышей, украшенной деревянной резьбой. На стенах храма висят иконы с изображением богини-защитницы Зеленой Тары, дарующего здоровье Будды Манлы и других буддистских божеств, привезенные из Монголии и Тибета, а также бронзовые скульптуры, выполненные мастерами из Непала.

Республика Калмыкия — красивый и интересный край, непохожий на большую часть российских городов и областей, что делает его еще более интересным для путешествия.

Скоро на «Тонкостях»: Бюджет не треснет: экономный гид по Нижнему Новгороду

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.

История административных границ Калмыкии.: vyshemir — LiveJournal

Калмыкия занимает обширную степную территорию Южного Федерального округа. Однако население Калмыкии составляет всего 278 тысяч человек.

Изменение административных границ.

Калмыцкие земли в царской России.

В составе Астраханской губернии для кочевого калмыцкого населения были выделены обширные земли на которых действовало местное самоуправление.

Советский период.
Карта Автономной Калмыцкой области в составе РСФСР. 1928 год.

В период 1944-1958 гг Калмыкия была ликвидирована.

Территория бывшей Калмыцкой АССР была поделена между соседними областями. Большая часть территории отошла к Ставропольскому краю и Астраханской области. На освобождённых от калмыков землях была проведена русификация.

Флаг Калмыцкой АССР 1958-1991 гг.

В 1958 году Калмыцкая АССР была восстановлена.

После реабилитации калмыцкого народа и его возвращения из мест депортации начался процесс дерусификации.
Изменение названий населённых пунктов по районам.

Целинный район — Степной район (1944-1957гг)
Элиста — Степной (1944-1957гг)
Аршан — Садовый (1958-19??гг)
Овата — Балковский (1950-1961гг)
Верхний Яшкуль — Западный (1944-1961гг)
Чагорта — Дружный (1946-1958гг)
Найнтахн — Прудовый (1944-1990гг)
Бургуста — Лозовой (1944-1958гг)
Чонта — Белореченка (1950-1968гг)
Зегиста — Ковыльный (1944-??)
Заагин Сала — Свободный (1944-??)
Бор-Нур — Большой (1946-1958гг)
Гашун-Булг — Белокаменский (195?-1957гг)

Кетченеровский район — Приозёрный район (1958-1990гг)
Кетченеры — Советское (1963-1990гг), Сухотинский (1944-1963гг)
Шатта — Северное (195?-1964гг)
Кегульта — Садовое (1947-1964гг)
Гашун-Бургуста — Партизанский (1961-1991гг), Обильный (194?-1961гг)
Тугтун — Привольный (1952-1961гг)
Алцынхута — Заливной (1952-19??гг)

Каспийский район (1958-1995гг)
Лагань — Каспийский (1944-1991гг)
Джалыково — Михайловка (до 1964гг)

Малодербетовский район
Тундутово — Городовиково
Ханата — Камышевка (1944-195?)
Зурган — им. Куйбышева (1944-195?)
Ики-Манлан — Краснодорожный (1944-195?)

Юстинский район
Цаган Аман — Бурунный (1952-1961гг)
Юста — Трудовой (1944-1961гг)
Барун — Присарпинский (194?-195?гг)
Бергин — Полынный (1946-1990гг)
Татал — Раздольный (194?-196?гг)
Харба — Первомайский (1944-196?гг)
Чомпот — Пустынный (194?-196?гг)

Черноземельский район
Ачинеры — Черноземельский (195?-1990гг)
Нарын Худук — Черноземельское (194?-196?гг)

Яшалтинский район — Степновский район (194?-1957гг)
Яшалта — Степное (1945-1956гг), Эсто-Хагинское (1877-1945гг)
Эсто-Алтай — Эстонский (194?-195?гг)
Бага-Тугтун — Камыши (1949-196?гг)
Эркетен — Эркетино (194?-195?гг)
Ики-Чонос — Волково (1949-196?гг)

Яшкульский район
Яшкуль — Песчаное (1944-1958гг)
Чилгир — Лиманный (1944-1961гг)
Улан Эрге — Красный (1944-1961гг)
Гашун — Подгорный (195?-198?гг)
Цаган-Усн — Беловодный (1944-1961гг)
Хулхута — Придорожный (1944-1961гг)
Хар-Толга — Кировский (1956-1989гг)
Утта — Путевой (1944-1961гг)
Тавн-Гашун — Холмистый (1956-1961гг)

Сарпинский район
Годжур — Песчаный (194?-19??гг)
Ик Заргакин — Заря (194?-198?гг)

Приютненский район
Ульдючины — Ленинск (194?-1966гг)

Октябрьский район
Цаган-Нур — Приозерный (1944-1978гг)
Чарлакта — Озёрный (195?-19??гг), Полевое (1944-195?гг)
Босхачи — Южный (195?-19??гг)

Официальный флаг Калмыкии с 1993 года.

Современная карта республики Калмыкия

Дерусификация в российский период.
Целинный район
Ики-Чонос — Ленинский (1946-1995гг)
Бага-Чонос — Балковский (1953-1991гг)
Аршан-Булг — Целинный (1957-2002гг)

Ики-Бурульский район
Оргакин — Буратинский (1958-1994гг)

Малодербетовский район
Ики-Бухус — Красносельский (до 90х)
Унгн-Тёрячи — Партизанский (1944-1991гг)

Яшкульский район
Элвг — Прогресс (1978-199?гг)

Сарпинский район
Салын-Тугтун — Верхний Сал (1985-19??гг), Сарпинский (1949-1985гг), Верхний Сальск (1944-1949гг)

Октябрьский район
Хошеут — Октябрьский (194?-1991гг)
Лиджин Худук — Мирный (195?-199?гг)

происхождение народа, где и как живут, фото

Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы. Это автохтонное население Республики Калмыкия. Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.

Численность

Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. Наиболее крупные из них:

  1. Торгуты
  2. Дербеты
  3. Хошеуты
  4. Хойты
  5. Олёты
  6. Бузавы

Где живут

Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.

Язык

Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.

Религия

Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.

Элиста

Название

Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  1. Изготовление кожаных изделий.
  2. Изготовление войлока.
  3. Чеканка.
  4. Гравировка металлических изделий.
  5. Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Жилище

Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

Еда

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  1. Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  2. Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  3. Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  4. Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

  1. Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
  2. День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
  3. День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
  4. День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
  5. Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
  6. Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
  7. День рождения Чингисхана. Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
  8. Национальным праздником в Калмыкии является Зул. Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

Характер

От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Калмыки

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — монгольский народ ойратской группы. Проживают в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят в основном на русском, и реже на калмыцком языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.

Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года)[1]; имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — буддизм тибетской школы Гелуг; также встречаются крещёные калмыки, исповедующие православие.

Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы. Это автохтонное население Республики Калмыкия. Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.

Численность

Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. Наиболее крупные из них:

  • Торгуты
  • Дербеты
  • Хошеуты
  • Хойты
  • Олёты
  • Бузавы
  • Где живут

    Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.

    Язык

    Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.

    Религия

    Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.

     

    Название

    Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

    Внешность

    Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

     

    История

    Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

    18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

    Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

     

    20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

    Жизнь

    Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

    Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  • Изготовление кожаных изделий.
  • Изготовление войлока.
  • Чеканка.
  • Гравировка металлических изделий.
  • Резьба по дереву.
  • Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
    Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

     

    Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

    Жилище

    Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

    В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

     

    Еда

    Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  • Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  • Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  • Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  • Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.
  • На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

     

    Одежда

    Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

    Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

     

    Традиции

    У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

  • Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
  • День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
  • День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
  • День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
  • Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
  • Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
  • День рождения Чингисхана. Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
  • Национальным праздником в Калмыкии является Зул. Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.
  •  

    Имена

    У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

    • Алдар — великий;
    • Баатр — богатырь;
    • Улан — красный;
    • Джиргал — счастье;
    • Чон — волк;
    • Гальдж — огненный;
    • Бембя — название Сатурна;
    • Дорджи — алмаз.

    Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

    • Альвина — белая;
    • Герел — луна;
    • Дун — грациозная;
    • Замбага — магнолия;
    • Кермен — белка;
    • Лиджа — звонкоголосая;
    • Сарана — лилия;
    • Сувсана — жемчужина.

    Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

     

    Характер

    От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
    Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.

    Статистика распространения коронавируса в Республике Калмыкия на сегодня, 13 октября 2020

    Статистика развития пандемии коронавируса Covid-19 в Республике Калмыкия

    На 13 октября 2020 в Республике Калмыкия зафиксировано 7 363 подтвержденных случая заражения коронавирусом Covid-19. 79 человек, к сожалению, скончалось. Полное излечение от вируса на сегодня в Республике Калмыкия зафиксировано у 4 553 человек. Уровень летальности на сегодня составляет: 1.07%.

    Данные предоставлены Роспотребнадзором России.


    На графике представлены значения подтвержденных случаев заражения коронавирусом Covid-19 в Республике Калмыкия по дням от начала сбора официальной статистической информации.

    * Нулевые значения означают отсутствие данных

    Статистика заражений коронавирусом Covid-19 в Республике Калмыкия

    График выявленных случаев заражения коронавирусом Covid-19 в Республике Калмыкия по датам.

    * Нулевые значения означают отсутствие данных

    Статистика смертей от коронавируса Covid-19 в Республике Калмыкия

    График официально зарегистрированных смертей с подтвержденным диагнозом коронавирус Covid-19 в Республике Калмыкия по датам.

    * Нулевые значения означают отсутствие данных

    Статистика развития пандемии коронавируса Covid-19 в России

    На 13 октября 2020 в России зафиксировано 1 312 310 случаев заражения коронавирусом Covid-19. За последние сутки число зараженных не изменилось.
    Общее число смертей от коронавирусной инфекции в России составляет 22 722 человека, сегодня зафиксировано 0 случаев смерти.
    В активной фазе болезни находятся 265 353 человек, из них 2 300 в критическом состоянии. Уровень летальности: 1.73%.
    Подтвержденных случаев полного излечения от вируса на сегодня, 13 октября 2020 в России: 1 024 235.

    На графике представлены значения подтвержденных случаев заражения коронавирусом Covid-19 в России по дням от начала сбора официальной статистической информации.

    * Нулевые значения означают отсутствие данных

    Статистика заражений коронавирусом Covid-19 в России

    График выявленных случаев заражения коронавирусом Covid-19 в России по датам.

    * Нулевые значения означают отсутствие данных

    Статистика смертей от коронавируса Covid-19 в России

    График официально зарегистрированных смертей с подтвержденным диагнозом коронавирус Covid-19 в России по датам.

    * Нулевые значения означают отсутствие данных

    Статистика заражений коронавирусом по регионам России на сегодня, 13 октября 2020

    Калмыкия — Традиция

    Калмыкия (калмыцкое название — Хальмг Тангч) — субъект Российской Федерации.

    Расположена на юго-востоке европейской части России в междуречье Волги и Дона.

    Площадь — 74,7 тыс. км², протяжённость с севера на юг — 458 км, с запада на восток — 423 км.

    • Численность населения: 284 тыс. человек (2009). Городское население составляет 44,5 %, сельское — 55,5 % (2009).
    НародЧисленность в 2002 году, тыс. (*)
    Калмыки155,9 (53,4 %)
    Русские98,1 (33,6 %)
    Даргинцы7,3 (2,5 %)
    Чеченцы6,0 (2,0 %)
    Турки3,1 (1,1 %)
    Украинцы2,5
    Аварцы2,3
    Немцы1,6
    Татары1,1
    Корейцы1,0
    показаны народы c численностью более 1000 человек

    Административное деление[править]

    В составе республики 13 административных районов и 102 сельсовета, 3 города.

     

    Населённые пункты с количеством жителей выше 5 тысяч
    по состоянию на 1 января 2005 года
    Элиста103,3 Садовое6,5 (2002)
    Лагань14,3 Малые Дербеты6,0 (2002)
    Городовиковск10,5 Цаган-Аман5,9 (2002)
    Троицкое10,3 (2002) Приютное5,8 (2002)
    Яшкуль7,4 (2002) Большой Царын5,1 (2002)

    См. также[править]

    Бюджет республики: примерно $100 млн.

    Годовая добыча нефти: примерно 200 тыс. тонн.

    Годовое производство зерна: 2000 г. — 228 тыс. тонн, 2001 г. — 406 тыс. тонн, 2002 г. — 432 тыс. тонн.

    Годовое производство шерсти: около 9 тыс. тонн.

    Географическое положение[править]

    Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяженность территории с севера на юг — 640 км, с запада на восток — 480 км. В северо-восточной части республики протекает река Волга (12 км). На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке — Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км. Граничит Калмыкия на юге со Ставропольским краем, на юго-востоке — с Республикой Дагестан, на севере — с Волгоградской областью, на северо-востоке — с Астраханской областью, на западе — с Ростовской областью.

    По административно — территориальному делению, принятому в Российской Федерации, регион Калмыкии имеет официальное наименование — Республики Калмыкия с административным центром в г. Элисте. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс. кв. км., что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды. Республика находится на юго-востоке европейской части Российской Федерации. Ее координаты составляют 44о50 и 40о10 восточной долготы и 41о 40 и 47о35 северной широты. Протяженность территории республики с севера на юг 448 км., а с запада на восток — 423 км. На территории Калмыкии условно выделяются три природно-хозяйственные зоны: западная, центральная и восточная. Западная зона охватывает территории Городовиковского и Яшалтинского районов, центральная зона — территории Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Приютненского и Ики-Бурульского районов, восточная — территории Октябрьского, Юстинского, Яшкульского, Черноземельского и Лаганского районов. Наиболее благоприятной по почвенно-климатическим условиям является западная зона. Весьма крупной специфической территорией восточной зоны являются так называемые Черные земли. С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность. В пределах территории республики северная часть Прикаспийской низменности называется Сарпинской низменностью, а в ее южной части находятся Черные земли. Господствующим типом рельефа республики, занимающим большую часть ее территории, являются равнины. Климат республики резко континентальный — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная, иногда с большими холодами. Континентальность климата существенно усиливается с запада на восток. Средние температуры января по всей республике отрицательные: от −7о…-9о в южной и юго-западной ее части до −10о … −12о на севере. Самые низкие температуры иногда достигают −35о и выше в северных районах. Особенностью климата является значительная продолжительность солнечных дней в году — 280. Продолжительность теплого периода составляет 240—275 дней. Средние температуры июля составляют 23,5о — 25,5о. Абсолютный максимум температуры в жаркие года достигает 40о — 44о. Повышение температуры воздуха наблюдается с севера на юг и юго-восток территории республики. В зимний период бывают оттепели, в отдельные дни — метели, а иногда образующийся гололед наносит ущерб сельскому хозяйству, вызывая обледенение травостоя пастбищ и озимых культур. Специфической особенностью территории республики являются засухи и суховеи: летом бывают до 120 суховейных дней. Регион является самым засушливым на юге европейской части России. Годовое количество осадков составляет 210—340 мм. По условиям влагообеспеченности в республике выделяются четыре основных агроклиматических района: очень сухой, сухой, очень засушливый, засушливый.

    Основной особенностью климата республики является его резкая континентальность — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная. Максимальная температура июля: +42 °C — +44 °C, минимальная температура января: −35 °C — −37 °C. Территория Калмыкии благодаря своему географическому положению получает много солнечной радиации. Продолжительность солнечного сияния здесь составляет 2180—2250 часов (182—186 дней) в год. Годовое количество осадков колеблется от 210 до 340 мм.

    Животный и растительный мир[править]

    На территории республики обитают около 60 видов млекопитающих. На водоемах Калмыкии гнездятся около 130 видов птиц и более 50 видов встречаются во время сезонных миграций. 20 видов пресмыкающихся и 3 вида земноводных. В пределах республики отмечено 23 вида птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

    Численность популяции сайгака колеблется от 8 тыс. до 10 тыс. голов

    Территория республики находится в зоне полупустыни, характерной особенностью которой является комплектность растительного покрова, проявляющаяся в сочетании степных и пустынных участков, и является самым безлесным регионом Российской Федерации.

    Культура калмыцкого народа уникальна как его историческая судьба. Её древние корни — в глубине тысячелетней истории кочевых цивилизаций Центральной Азии. Буддизм принес в культуру свет высокой философии, многосторонние знания, отточенное вековыми канонами искусство. Жемчужина калмыцкого фольклора — «Джангар», эпическое повествование о стране счастья и благоденствия Бумбе и подвигах её богатырей. Проникнутый духом героики и патриотизма, эпос по своим художественным достоинствам относится к лучшим образцам устно-поэтического творчества. «Джангар» и исполнявшие его рапсоды пользовались огромной любовью и уважением в народе.

    Культурная жизнь Калмыкии сегодня многогранна и динамична. Поэты и прозаики, композиторы и режиссеры, художники и архитекторы обращаются в своем творчестве к самым различным школам и направлениям мировой классики, новейшим течениям модернизма. Последние годы характеризуются устойчивым интересом к ценностям национальных культур. В республике действуют славянский, казахский, корейский, немецкий, еврейский, народов Северного Кавказа и другие национально-культурные центры. Доминируют традиции культур калмыцкого и русского народов.

    История Калмыкии[править]

    Карта из атласа «Cosmographia» (1544 г.) Себастьяна Мюнстера (1488—1552) является одним из наиболее ранних упоминаний о калмыках в западноевропейских исторических источниках. Фрагмент карты Великой Тартарии («Carte de Tartarie», Guillaume de L’Isle (1675-1726)), составленной в 1706 году, ныне хранящаяся в Коллекции Карт Библиотеки Конгресса США. Фрагмент карты Российской Империи Петра Великого, составленной пленными шведскими офицерами приблизительно в 1720—1725 годах. Среди окружающих Россию государств зелёным цветом выделено Калмыцкое государство, называемое некоторыми историками Джунгарским ханством.

    Калмык означает «оставшийся». Так западные тюрки называли своих восточных соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него.

    период до XVI века[править]

    Калмыки широко упоминаются в связи с возвышением легендарного завоевателя Тимура. Согласно биографам Тимура, его молодость прошла в борьбе с оккупировавшими его страну Калмыками (Гетами) кашгарского хана. Возмужавший Тимур изгоняет завоевателей-калмыков-гетов из своей страны и начинает походы на Запад и Юг. Английские исследователи XVIII века (Gibbon и др.) отождествляют Гетов-Калмыков времен Тимура с массагетами античных времен, остановившими продвижение Александра Македонского в Центральной Азии. Калмыки также упоминаются в произведении Чингиз Наме, которое традиционно датируется XIII веком.

    XVI век[править]

    Первые известные упоминания о калмыках в русских источниках относятся к началу XVI века, времени царствования Елены Глинской. Себастьян Мюнстер (1488—1552), издавший свою «Космографию» в 1544 году, получил сведения о калмыках от русских информантов.

    XVII век[править]

    В XVI — XVII веках, в результате мощной экспансии, калмыки заняли громадные территории от Дона до Енисея по широте и от Урала до границ Индии по долготе. В 1640 году, на съезде калмыцких (ойратских) ханов в предгорьях Тарбагатайского горного хребта, был принят общекалмыцкий (ойратский) свод законов Ики Цааджин Бичик (традиционно переводится на русский как Великое Степное Уложение) который институализировал единое правовое пространство от Кавказа до границ Индии.

    Величайшая империя кочевников нового времени известна сейчас под названием Джунгарское ханство. Современная Калмыкия является, фактически, осколком этого государства.

    В 1698 во время правления хана Аюки произошел разрыв волжских калмыков с Джунгарией. Образовалось самостоятельное Калмыцкое ханство. После смерти Аюки, Калмыцкое ханство попадает в зависимость от России.

    XVIII век[править]

    В Европе, волжские калмыки участвуют во всех войнах, которые ведет Россия. В Азии, калмыки ведут непрекращающиеся войны с маньчжурским Китаем и вставшими на китайскую сторону монголами за контроль над Тибетом и территорией нынешней Монголии.

    В 1759 году после смерти последнего хана независмого Калмыцкого государства Давачи, маньчжурский Китай завоевывает и аннексирует большую часть территории Калмыцкого государства. Оставшуюся часть присоединяет к себе Россия.

    В 1771 году большая часть калмыков вернулась c Волги на Джунгарскую равнину, нынешний китайский Синьцзян.

    XIX век[править]

    10 марта 1825 года царское правительство России издает Правила для управления калмыцким народом, согласно которым калмыцкие дела передавались из ведения Министерства Иностранных Дел в ведение Министерства Внутренних Дел.

    То есть 10 марта 1825 года произошла окончательная аннексия Калмыкии Российской Империей.

    XX век[править]

    После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, эмигрировали в Югославию, Болгарию, Францию и некоторые другие страны. В России, 4 ноября 1920, была создана Калмыцкая АО, преобразованная 20 октября 1935 в АССР. В декабре 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве Советской Родины были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа. После ликвидации калмыцкой автономии и высылки всего калмыцкого народа в районы Сибири и Крайнего Севера в 1943 году, на исследования калмыцкой истории был наложен негласный запрет. Упоминания о калмыках были удалены из энциклопедий и даже художественных книг. А в академических кругах был «изобретён» новый народ — ойраты. История калмыков была искусственно разделена на историю ойратов и историю калмыков. Хотя оба этих названия — «калмыки» и «ойраты» являются названиями одного и того же народа, первое название — тюркского, а второе — монгольского происхождения. Автономная республика была упразднена, а после реабилитации народа в 1956 вторично воссоздана сначала 9 января 1957 как автономная область, а затем 29 июля 1958 как АССР. В 1990 была принята декларация о суверенитете и преобразовании Калмыкии в союзную республику (ССР). Принятое в 1994 «Степное Уложение», названое так в память «конституции» Джунгарского ханства, признало республику субъектом и неотъемлемой частью Российской Федерации, одновременно декларируя преемственность по линии Джунгарское ханство — Республика Калмыкия.

    Текущие события[править]

    2006[править]

    • 9 июня Народный хурал Калмыкии принял решение досрочно прекратить полномочия своего представителя в Совете Федерации Левона Чахмахчяна. При тайном голосовании за отзыв сенатора высказались 18 из 19 присутствовавших на заседании депутатов. Сенатор от Калмыкии оказался замешан в коррупционном скандале в Счетной палате.

    2005[править]

    • 24 октября Народный хурал (парламент) республики Калмыкия утвердил кандидатуру Кирсана Илюмжинова на пост главы республики. Кирсан Илюмжинов в третий раз стал высшим должностным лицом Калмыкии. За это решение проголосовали 22 депутата, один высказался против, один воздержался (при одном не голосовавшем).
    • 19 октября президент России Владимир Путин внёс на рассмотрение Народного хурала Калмыкии кандидатуру Кирсана Илюмжинова для наделения его полномочиями главы республики.
    • 4 октября Илюмжинов направил Владимиру Путину заявление о досрочном сложении полномочий и поставил перед ним вопрос о доверии. Кирсан Илюмжинов руководит Калмыкией с 1993 года. Он дважды переизбирался на высший пост в республике. Срок полномочий Илюмжинова на посту главы Калмыкии истекает в 2007 году.
    • 1 июля Народный хурал принял решение о переименовании должности высшего должностного лица Калмыкии. Теперь она будет называться не «президент Калмыкии», а «глава республики». При этом пост вице-президента будет упразднен. Соответствующее решение о внесении изменений и дополнений в Степное уложение (Конституцию Калмыкии) было принято на 12-й сессии Народного хурала. Решение было принято парламентариями с целью приведения нормативы республиканского законодательства в соответствие с федеральными. Согласно новому закону, главой республики Калмыкия может стать гражданин РФ, достигший 30 лет. Он наделяется соответствующими полномочиями по представлению президента РФ Народным хуралом сроком на пять лет.

    2004[править]

    • 26 ноября на восьмой сессии Народного Хурала (парламента) Республики Калмыкия третьего созыва, состоявшейся в Элисте, членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от Народного Хурала Республики Калмыкия избран Левон Чахмахчян — председатель политической партии «Российская партия самоуправления трудящихся», первый вице-президент Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества, сопредседатель политической коалиции «Патриоты России». Решение об избрании Левона Чахмахчяна в Совете Федерации России было принято тайным голосованием. 19 парламентариев проголосовали «за», 5 выступили «против», 1 — воздержался.
    • 21 сентября, в Элисте, милиция жестоко подавила митинг, организованный исполкомом Чрезвычайного съезда народа Калмыкии под лозунгом «Народ Калмыкии против террора, народ Калмыкии против Илюмжинова». Примерно в 23 часа, начался штурм милицией митингующих, несмотря на то, что митинг закончился за полчаса до этого, все транспаранты были свернуты и участники акции просто общались друг с другом. При разгоне применялись резиновые пули и светошумовые гранаты, в результате пострадали многие участники митинга и журналисты. В разгоне митинга участвовали милиционеры из Ставрополья, ростовская рота СОБРа, взвод осетинских милиционеров и взвод волгоградских, а также две опергруппы из Дагестана и Астрахани. В результате действий правоохранительных структур пострадал даже стоящий на площади памятник Ленину, и в два часа ночи его стали срочно демонтировать, чтобы скрыть следы. Преследование участников митинга продолжалось до двух часов ночи, людей гоняли по всему городу, весь город был оцеплен. Неустановленные лица жестоко избили корреспондента Всероссийской Гостелерадиокомпании и разбили его телекамеру, пострадала также съемочная группа телеканала НТВ. В результате разгона митинга многие участники акции получили травмы или были задержаны. Было госпитализировано не менее 94 человек, а задержано не менее двухсот. Сообщалось о 3 погибших и 15 пропавших без вести.

    2003[править]

    • 9 декабря калмыцкая оппозиция собрала митинг на площади перед Домом правительства, в котором приняло участие более 1000 человек со всех районов республики. Акция была организована членами общественного объединения «Родной край» и регионального отделения партии «СПС». Основные требования пикетирующих — опубликование итогов прошедших выборов и отстранение от власти действующего президента Калмыкии.
      Для урегулирования ситуации в Элисту выехали полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев и замгенпрокурора России Сергей Фридинский. «В связи с осложнением обстановки и возможностью попыток насильственного захвата административных зданий государственной власти, органов внутренних дел и других правоохранительных структур введен план спецоперации «Вулкан-1», сообщили в пресс-службе ГУ МВД по ЮФО. В обеспечении правопорядка задействовано 500 сотрудников местной милиции, сотрудники УФСБ. Принято решение о привлечении дополнительных сил из УВД Астраханской области и воинской части Северо-Кавказского округа внутренних войск, дислоцированных в Астрахани.
      В 19.00 лидеры оппозиции встретились с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым и выдвинули ультиматум. Основные требования: пересмотр итогов выборов в Государственную думу РФ по Калмыцкому одномандатному округу, итогов выборов в Народный хурал (парламент) Калмыкии и немедленная отставка Кирсана Илюмжинова. Президент Илюмжинов попросил 24 часа на размышление.
      Калмыцкая оппозиция объединилась вокруг генерала Очирова (главного консультанта министра внутренних дел РФ), а весь административный ресурс республики был направлен на обеспечение победы депутату Геннадию Кулику (глава Аграрного комитета Госдумы 3-го созыва).

    Геральдика.ру Геральдикум

     

    Республика Калмыкия

    Республика Калмыкия является субъектом Российской Федерации. Относится к Южному Федеральному округу. Административный центр город Элиста. Территория республики граничит со Ставропольским краем, Дагестаном, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областями. Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Территория составляет 74 731 кв км, население, по состоянию на 2016 год — 278,8 тысяч человек. Климат республики континентальный — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная, иногда с большими холодами. Континентальность климата существенно усиливается с запада на восток.  

         В Элисте интересен район города Сити-Чесс, в центре которого находится Дворец Шахмат, построенный для проведения шахматных турниров и олимпиад. В краеведческом музее имени Н. Пальмова можно познакомиться с историей развития и становления Калмыкии. Органично вписана в архитектуру города ротонда с полутораметровой статуей Будды Шакьямуни. Два больших буддистских храма Калмыкии — Сякюсян-Сюме и Гол-Сюме привлекают внимание своим обликом, восходящим к тибетскому стилю в архитектуре. Буддистские достопримечательности широко представлены в Элисте, так как Калмыкия является единственным территориальным образованием, где буддизм признан официальной религией.

         Культура калмыков уникальна, как и их история, чьи корни восходят к кочевым цивилизациям Центральной Азии. В Калмыкии находится уникальное Соленое озеро, расположенное, как и Мертвое море, ниже уровня Мирового океана. Озеро славится высококачественными лечебными грязями. Обладает уникальным воздушно-водно-солевым сочетанием. Желающие прикоснуться к национальной культуре могут посетить поселок Цаган Аман — место переправы через Волгу для кочевников древности и средневековья. Отправившись в экстремально-этнографический тур «Волчья тропа», вы сможете попасть в суровый и прекрасный мир кочевников Великой Степи. 

         Наиболее значимый объект на землях особо охраняемых территорий республики — биосферный заповедник «Черные земли», расположенный на территории Черноземельского, Яшкульского, Яшалтинского и Приютненского районов. Кроме заповедника, на территории Калмыкии действуют 12 заказников. Наиболее крупные заказники федерального значения — Сарпинский, Харбинский и Меклетинский — главным образом сориентированы на охрану сайгаков. Характерная особенность калмыцкого туристского продукта — его экзотический характер, связанный с уникальными природными комплексами, спецификой этнографии и историко-культурной среды республики.


    5 апреля 1994 года была принята Конституция Республики Калмыкия. Другое название Конституции — Степное Уложение. С момента принятия в Конституцию было внесено 15 поправок. Эта дата стала официальным государственным праздником, который традиционно объявляется в Республике выходным днём и сопровождается множеством торжественных мероприятий.

    Калмыцкий информационный портал — Калмыкия-online.ру

    Его носили не только взрослые, но и мальчики, правда его наз …

    Здание Калмыцкого педтехникума было построено в стиле констр …

    Понадобилось ровно 60 лет, чтобы этот план осуществился. 18 …

    Что ни говори, а хорошо, когда нашей спутницей становится…

    Он был первым, кто смог сфотографировать Лхасу, столицу Тибе …

    В начале 18 века при Аюке-хане русское правительство мало вм …

    Происхождение тех или других видов борьбы у народов, населяющи …

    Цаган — один из самых любимых национальных праздников нашего…

    Почему потомки тех, кто дрожал от страха только от одного сл …

    Элиста сравнительно молодой город. Из почти 150-летней истор …

    Кибитка калмыка, кроме экстраординарных случаев, как болезнь …

    Административное устройство Джунгарского ханства во второй п…

    В Калмыкии многие улицы носят имена героев войны, но, к сожа …

    В составе Ики-Цохуровского улуса, который, после смерти Аюки …

    Йорялы к празднику Цаган Сар …

    Ювелирные украшения выполняли различные функции. Украшая чел …

    .

    Republik Kalmückien

    Die Republik Kalmückien ist die einzige buddhistische Region в Европе.

    В alten Zeiten der Großen Seidenstraße hier war, durchstreiften die Horden der alten Skythen, Hunnen, Sarmaten in diesen Steppen und Chasaren baute Städte hier.

    Heutzutage sind die kürzesten Automobil-, Bahn-und Flugverbindungen Anschluss des Kaukasus mit Nizhnee Povolzhje und dem zentralen Russland durch dieses Gebiet laufen.

    Ostgrenze Kalmykia werden durch das Kaspische Meer gewaschen, und die großen russischen Wolga fließt Gebiet Kalmückien.





    Kalmückien, auch Kalmükien und Kalmykien, (russisch Калмыкия, Kalmückisch Хальмг Таңһч, Chalʹmg Tangghtsch) ist seit 1992 eine autonome euro Republik im südlicähen Russisch Teil.

    География

    Kalmückien liegt an der Nordwestküste des Kaspischen Meeres und besteht hauptsächlich aus Steppe. Im Süden der Republik liegt die Manytschniederung. Infolge schlecht geplanter und durchgeführter Bewässerungsprojekte ist Kalmückien seit den 1960er-Jahren stark von Wüstenbildung (Desertifikation) betroffen.Вирд Mittlerweile в Bezug auf die Republik von der „ersten Wüste Europas“ gesprochen.







    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *