Плоды просвещения гранд: Театр «Плоды просвещения»

Содержание

Сад познания средь серых многоэтажек — Петербургский авангард

«Дивный город» был создан в 2011 году активными людьми, позаботившимися не только о пище телесной. Это пространство не ограничивается стандартным набором детских развлечений вроде лабиринтов, кривых зеркал и автоматов виртуальной реальности. Он сосредоточен на реальности сказочной. И в соответствии с этим создатели пространства спроектировали внутри большого комплекса маленький городок декоративного облика, похожий на европейские Кольмар, Делфт или Бамберг: с фасадами балочных домиков старой Европы, миниатюрными каналами и фонтанами, атмосферой сказок Пушкина и Андерсена, множеством уголков, где можно увидеть, услышать, пощупать и создать какое-нибудь маленькое волшебство.

Здесь есть развивающие школы и студии, территория умных развлечений «Кидрум», развлекательные и экстремальные парки, спортивные занятия, галереи и мастер-классы по рисованию и гриму, мастерские красоты для девочек, «звериные» уголки. Даже территория мистики здесь почему-то не кажется мрачной и тревожной.

В «Дивном городе» расположен и театр «Плоды Просвещения», встречающий своих гостей с изяществом именитой площадки в центре города. Вход, стилизованный под фасад в стиле барокко, фойе, где проходят выставки и фуршет для взрослых гостей, а также работает цветочный киоск, чтобы все могли купить букеты для артистов. Посетителей встречают фигуры сказочных персонажей, веселые фрески на стенах, прелестные марионетки у кассы, — все это вписывается в общую концепцию «Дивного города», главной составляющей которой является красота.

Здесь стремятся научить малышей хорошему вкусу и пониманию красоты как источника радости и способа облагородить окружающий мир. И кто бы что ни говорил о приметах времени, новая эпоха не создала для детей ничего сравнимого по красоте с творчеством старых сказочников, которые адаптировали для них суровые народные предания, и художников, которые иллюстрировали эти сказки. «Дивный город» следует их традициям, и это получается прекрасно.

Театр «Плоды Просвещения» был создан в рамках развития новых территорий «Дивного города», его открытие состоялось в декабре 2011 года.

В основном в афише театра можно увидеть множество детских спектаклей. Он является пристанищем для многих коллективов, студий и центров искусства. В частности, в «Плодах Просвещения» довольно часто дают представления театры «Изумрудный город», «Бродячая собачка», «У Нарвских ворот», «Тантамарески», студия «Смешарики», Академия балета Владислава Курамшина.

При этом и взрослый репертуар достаточно яркий. Во всех направлениях театр «Плоды Просвещения» стремится соответствовать своему названию, предлагая зрителям вкусить какого-то нового познания, литературного, эстетического или морального. На его сцене регулярно проходят творческие вечера актеров Санкт-Петербурга, концерты, оперетты, тематические концерты джазовой или классической музыки.

Спектакли для взрослых на этой сцене тоже имеют формат творческого вечера. Конечно, в такой обстановке трудно представить, чтобы на ней, даже в вечернее время, разыгрывалось какое-нибудь авангардное шоу. В различных «арт-подвалах», утопленных среди тихих громад жилых или пустующих зданий в центре, это вполне возможно, а здесь, где благодаря детям и художникам все цветет, двигается и улыбается, подобному места нет. Поэтому вечером здесь проходят камерные постановки, нацеленные на культурное взаимодействие с залом.

Именно таков спектакль-концерт «Маяковский во весь рост» от Продюсерского центра LAbb Production Studio. В пятницу, 17 ноября, состоялся его первый показ на сцене театра «Плоды Просвещения».

Концепция этого моноспектакля была задумана еще в 2011 году. Главную роль играет Сергей Сафронов — актер петербургского Театра Эстрады имени Райкина. Однако он не стремится перевоплотиться во Владимира Маяковского: он ведет со зрителями беседу о жизни великого поэта, о влиянии ключевых событий на его творчество, о его концертах, поэтических дуэлях и путешествиях по миру. Актер предлагает взглянуть на все это глубже, чем программе средней школы.

Сергей Сафронов вовлекает публику в действо, не лишенное напряженных эмоциональных моментов. В первом отделении звучат отдельные стихотворения разных лет — наиболее известны из них «Стихи о советском паспорте» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В постановке поднимаются такие трагические темы, как смерть Сергея Есенина, любовь Маяковского к эмигрантке Татьяне Яковлевой. Нашлось место и смешным историям — вроде мечты поэта жить со светской дамой в СССР, или романтике — рассказ о доставке цветов возлюбленной «от Маяковского», продолжавшейся каждый день даже после его гибели. Безусловно, трагический финал был подготовлен бойкотом выставки, посвященной 20-летию творчества поэта. Возможно, именно это его  сломило окончательно…

Наиболее злободневным и сатирическим произведением можно назвать стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».

Второе отделение целиком посвящено поэме «Облако в штанах» — произведению, которое, по мнению многих, является ключевым во всем творчестве Маяковского. Мотивы одиночества, протеста, страсти и ранимости присутствуют во всех четырех ее темах — «Долой вашу любовь», «Долой ваш строй», «Долой ваше искусство», «Долой вашу религию». Эта поэма по сей день остается популярной и цитируемой в массовой культуре.

Весь вечер актеру Сергею Сафронову аккомпанировали композитор и пианист Дарья Кондакова и скрипач Андрей Северов.

В следующий раз постановка «Маяковский во весь рост» пройдет 24 декабря в Арт-кафе «Подвал Бродячей собаки». А на сцене театра «Плоды Просвещения» в конце ноября можно посмотреть еще один спектакль Сергея Сафронова — «Хармс, Хармс и снова Хармс», идея которого принадлежит учителю актера Юрию Томошевскому. Постановка состоит из ярких и красноречивых миниатюр по мотивам стихов и дневников Даниила Хармса.

В декабре и январе в главном театре «Дивного города» воцарится сказочная атмосфера Нового Года…

Театр «Плоды Просвещения» — афиша

Адрес театра:  пр. Энгельса, 154 , ТРК «Гранд Каньон»
Телефон: (812) 677-57-07 

Афиша на ноябрь

1 ноября, воскресенье
ИСТОРИЯ О ГАДКОМ УТЁНКЕ
Драматический спектакль для детей от 3-х лет
Театр «Со-Творение»
12:00
0+

1 ноября, воскресенье
ТАЙНА ОСТРОВА МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ
Сказочная история для семейного просмотра
Театр шоу «Карамба»
16:00
6+

4 ноября, среда
ОТВАЖНЫЙ ПОРОСЁНОК ФУНТИК
Музыкальный спектакль по мотивам сказки В. Шульжика «Четвёртый поросёнок» для детей от 4-х лет

Молодёжный музыкально-драматический театр «Изумрудный город»
12:00
0+

4 ноября, среда
ЗАПИСКИ НЕВИДИМОГО СТРАННИКА
Спектакль-путешествие сквозь пространство и время для семейного просмотра
Театр теней «Moonlight»
16:00
12+

7 ноября, суббота
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ
Кукольный спектакль для детей от 3-х лет
Театр «ТУТТИ»
11:00
0+

7 ноября, суббота
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ЛЕОПОЛЬДА
Музыкально-драматический спектакль для детей от 3-х лет
«Театр у Нарвских ворот»
15:00
0+

8 ноября, воскресенье

БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ
Балет для семейного просмотра
Академия балета Владислава Курамшина
12:00
0+

8 ноября, воскресенье
ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ, или ПОХИЩЕНИЕ ДЖОННИ ДОРСЕТА
Детективная история по мотивам произведения О. Генри для детей от 7-ми лет
Театр «Чемодан»
16:00
6+

21 ноября, суббота
ИСТОРИЯ О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ
Кукольный спектакль по мотивам произведения С. Я. Маршака для детей от 3-х лет
Театр кукол «Крошка Арт»
11:00
0+

21 ноября, суббота
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Балет для семейного просмотра
Санкт-Петербургский государственный театр детского балета
15:00
6+

22 ноября, воскресенье


МОЙДОДЫР
Музыкальный спектакль по одноимённой сказке К. Чуковского для детей от 4-х лет
Театр кукол «Бродячая собачка»
12:00
0+

22 ноября, воскресенье
НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ
Музыкальный спектакль по мотивам романа-сказки Н. Н. Носова для детей от 4-х лет
Молодёжный музыкально-драматический театр «Изумрудный город»
16:00
0+

28 ноября, суббота
ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ
Кукольный спектакль для детей от 3-х лет
Театр «ТУТТИ»
11:00
0+

28 ноября, суббота
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Балет для семейного просмотра
Академия балета Владислава Курамшина
15:00
0+

29 ноября, воскресенье


ТРИ ПОРОСЁНКА
Кукольный спектакль по мотивам английского фольклора для детей от 3-х лет
«Первушинъ-театр»
12:00
0+

29 ноября, воскресенье
ПРОДЕЛКИ ЭМИЛЯ ИЗ ЛЁННЕБЕРГИ
Комедия по мотивам произведений А. Линдгрен для детей от 5-ти лет
Маленький театр Фонтанного дома
16:00
6+

Дети до 5-ти лет могут проходить по одному билету с одним сопровождающим при условии, что ребёнок не занимает отдельного места в зале.
Каждый зритель с 5-ти лет должен иметь отдельный билет.

С легким смехом по основным вехам… / «Плоды просвещения» П.Фоменко в Театре им.В.В.Маяковского

Выпуск №7-167/2014, Много лет спустя

Если лишь однажды судьба преподнесла тебе подарок — встречу с большим художником, можно долгие годы завидовать самой себе. Черпать жизненные силы в этой встрече и хранить в душе каждую мизансцену, каждый жест, рожденные на репетиции

Петра Наумовича Фоменко.

«Плоды просвещения» — это спектакль-легенда, спектакль-событие не только в моей творческой жизни, но и в жизни Театра имени В.В. Маяковского. Спустя много лет после премьеры, а состоялась она 6 января 1985 года, так можно утверждать, хотя понятно это было сразу. Такой любви зрителей, да и театральной критики, как к «Плодам», я, пожалуй, не припомню. Забыть ее невозможно. Это было какое-то чудо, праздник, длящийся более двадцати лет. Спектакль-долгожитель, в котором было занято двадцать три артиста. Поразительно, что каждый раз в зале обязательно встречались лица актеров разных московских театров, что бывает не часто. А многие зрители приходили на «Плоды» неоднократно и, счастливо улыбаясь, признавались: «А мы опять к вам. Это наш любимый спектакль».

Конечно, чудом и подарком для актеров была встреча с пьесой Льва Николаевича Толстого. С его языком, простым и сложным одновременно, очень смешным, современным, точным. И, безусловно, для всех исполнителей чудом стала удивительная встреча с режиссером и человеком Петром Фоменко. Удивляло всё. Например, то, что на первой репетиции он знал всех актеров по имени-отчеству. Молодых тоже. В этом не было никакой позы, а было огромное уважение к тому пути, который предстоит пройти рядом, к той кропотливой работе, которую долго придется делать вместе. Удивляло отношение Фоменко к каждой запятой Толстого, хотя интонация у режиссера всегда была своя, неожиданная. Эпизоды спектакля имели придуманные Петром Наумовичем рабочие названия: «В шубах», «От Бурдье», «Шарады» и т.д. Так легче запоминалась суть происходящего. Удивляли режиссерские показы и «подсказы». Казалось, их невозможно повторить, так смешон, естествен и заразителен был его гротескный рисунок. Казалось, по-другому нельзя, потому что неинтересно. Только так! И когда этот рисунок становился твоим, освоенным и присвоенным, это было счастье.

Я очень любила играть этот спектакль. Это была моя первая большая роль. Очень боялась, ведь рядом были суперзвезды, народные артисты Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Татьяна Васильева. Конечно, такое партнерство сразу после института, как сказали бы студенты, это «круто». Я играла горничную Татьяну в доме господ Звездинцевых. Роль непростая. Моя героиня словно скрытая пружина всего действия пьесы, тайный дирижер всех поворотов сюжета. Она обманывает своих господ, увлеченных спиритизмом, изобретательно и делово. Мужикам, пришедшим из деревни, где Таня собирается выйти замуж, нужно, чтобы барин продал им землю, причем на условиях, крайне невыгодных для господ. И моя героиня, понимая нужду земляков, берется обманным путем решить вопрос в их пользу.

Моя Татьяна не была простой милой девушкой, выписанной Толстым. В ее одержимости было что-то страшноватое, сегодняшнее, расчетливое. По Фоменко, это была одна из тех хватких провинциалок, которые быстро завоевывают Москву, настоящий «плод просвещения». Предложения Петра Наумовича по моей роли были весьма неожиданными, порой дерзкими. Однажды он сказал: «Шура, знаешь, как бывает. Вот приехала девочка из провинции в Москву, прошло три года, а это Екатерина Фурцева. Вот что надо играть! Надо «брать» Москву!» Я говорю: «Но ведь этого нет в пьесе». А он: «А мы сыграем!»

Темперамент режиссерской мысли Фоменко поражал, иногда ошарашивал. Выполнить сразу его просьбу на репетиции было сложно. Но мы очень доверяли друг другу и просто пробовали, рисковали, словно ныряя в ледяную прорубь. И только позже понимали почему, зачем.

Центром спектакля был, безусловно, Александр Сергеевич Лазарев. Актер от Бога. С его потерей трудно смириться. Роль барина, главы дома, неистового и самозабвенного спиритуалиста, мог сыграть только он. Это было грустно и смешно одновременно. В этой роли Лазарев вызывал у зрителей чувство восторга, редко испытываемое в современном театре. Это восторг перед чудом таланта большого долговязого ребенка, печального клоуна, мастера.

Петр Наумович любил своих актеров и дарил им яркие образные решения. Например, Александру Фатюшину, игравшему лакея Григория, он однажды сказал: «Сашенька, этот лакей ходит во фраке, но у него красные носки. Твой Григорий всем дает понять, что тело его здесь, а душа в Сан-Ремо».

Артист нашего театра Юрий Соколов назвал Фоменко режиссером-дирижером, который своим музыкальным слухом чувствовал любую фальшь. Благодаря ему из ансамбля артистов получался оркестр. Поэтому в длинной сцене спиритического сеанса, игравшейся в полной темноте, еще больше обострялось зрительское восприятие и завороженное ухо реагировало так тонко, словно глаз видел.

Незабываем момент спектакля, когда после знаковой реплики «что, и цыгане были?» мы с упоением пели один из любимых романсов Петра Наумовича «Первый раз тебя увидел». Там есть такие строки: «На фартушках петушки, золотые гребешки, да золоты-ы-е, сердцу, сердцу дороги-и-е». В процессе репетиций ударение в слове «фартушки» незаметно перескочило на «у», и все стали называть этот романс «На фартушках». Фоменко сам неповторимо исполнял его, превращая в целый спектакль. Невозможно забыть смех «Плодов просвещения». Такого безудержного веселья, царившего в зрительном зале, и нескончаемых аплодисментов не только в финале, но и по ходу спектакля я больше не помню. Порой из-за бурных реакций зрителей актерам было трудно начать новую фразу. Но если бесконечным количеством находок и реприз, которые дарили Толстой и Фоменко, нам удавалось не только рассмешить зрителя, но еще и пройти по очень тонкой грани, за которой начинается сочувствие, наш режиссер был доволен. Он сам любил и жалел этих увлеченных наивных людей, героев пьесы: профессора, господ Звездинцевых, гипнотизера Гросмана, доктора, толстую барыню, которые, по выражению Петра Наумовича, даже не заметили, как наступил 1917 год.

Пересмотрев недавно телеверсию нашего спектакля, я тоже испытала какое-то щемящее чувство, и в финале почему-то захотелось уйти вместе с этими трогательными обманутыми господами, раствориться за дверями их дома с цветными витражами, и спеть с ними романсы, и разыграть шарады, и поучаствовать в спиритических сеансах хотя бы «экспериментально лабораторно», как выражался хозяин дома. Они уходят туда, где, как убеждена моя героиня Татьяна, «спиритичество есть».

Есть оно и в режиссере Петре Фоменко — создателе «Плодов просвещения». Загадочна сила таланта, способного создать спектакль-магию. Конечно, однажды пройдя весь путь его рождения от первой читки до премьеры с Петром Наумовичем, можно только мечтать еще раз встретиться с ним в новой работе. И такая работа была им задумана. Ее большой этап уже был пройден. Это была пьеса Сухово-Кобылина «Дело». Репетиции шли бесконечно талантливо. Моими партнерами стали прекрасные актеры Маяковки: Охлупин, Вишняк, Болтнев, Прокофьева. Спектакль по сути уже жил в репетиционном зале, но сцены он не увидел. Конфликт между Гончаровым и Фоменко остановил работу, и Петр Наумович ушел из Театра Маяковского. Для нас это было горько и непостижимо. Беда и огромная потеря.

Однажды много лет спустя Фоменко пришел на «Плоды просвещения». После третьего звонка он появился на сцене, пробежался своим колючим взглядом по лицам старых и вновь введенных исполнителей. Мы замерли. Петр Наумович молчал и только перед самым открытием занавеса вдруг произнес: «Ну что, с легким смехом по основным вехам?!» И исчез. В финале мы ждали строгого разбора, а он снова удивил: «Я не буду ничего поправлять и чистить, потому что этот спектакль принадлежит актерам. То, что вы делаете, вы делаете с упоением. Играйте!». И снова исчез.

Тогда, в 85-м, мы подружились на всю жизнь. Он звонил поздно вечером, чаще ночью. Для него это было нормально, ему можно. Много шутил, иногда грустил, иногда пел, с этого порой и начинался его телефонный звонок. Мы скучали друг без друга. Позже я узнала, что на мою роль в «Плодах просвещения» многие актрисы подавали творческую заявку, а Фоменко всем сказал «нет». Это дорогого стоит. Я играла свою Таню более двадцати лет. Поверить в его уход и проститься с ним невозможно.

Равенских Александра

Фотогалерея

Просвещение | Определение, резюме, история, философы и факты

Просвещение , французский siècle des Lumières (буквально «век Просвещенных»), немецкий Aufklärung , европейское интеллектуальное движение 17-18 веков, в котором идеи относительно Бога, разума, природы и человечества были синтезированы мировоззрение, получившее широкое признание на Западе и спровоцировавшее революционное развитие в искусстве, философии и политике.Центральным в мысли Просвещения было использование и прославление разума, силы, с помощью которой люди постигают вселенную и улучшают свое собственное состояние. Целями рационального человечества считались знания, свобода и счастье.

Популярные вопросы

Когда и где произошло Просветление?

Историки помещают эпоху Просвещения в Европу (с сильным акцентом на Францию) в период конца 17-го и 18-го веков или, если говорить более подробно, между Славной революцией 1688 года и Французской революцией 1789 года.Он представляет собой этап в интеллектуальной истории Европы, а также программы реформ, вдохновленные верой в возможность лучшего мира, в которых определены конкретные цели для критики и программы действий.

Что привело к Просвещению?

Корни Просвещения можно найти в гуманизме Возрождения с его акцентом на изучении классической литературы. Протестантская Реформация с ее антипатией к общепринятым религиозным догмам была еще одним предвестником.Возможно, наиболее важными источниками того, что стало Просвещением, были дополнительные рациональные и эмпирические методы открытия истины, введенные научной революцией.

Кто были некоторые из основных фигур Просвещения?

Какие идеи были самыми важными в эпоху Просвещения?

Во времена Просвещения считалось, что человеческий разум может открывать истины о мире, религии и политике и может быть использован для улучшения жизни человечества.Другой важной идеей был скептицизм в отношении полученной мудрости; все подлежало проверке и рациональному анализу. Религиозная терпимость и идея о том, что люди должны быть свободны от принуждения в своей личной жизни и совести, также были идеями Просвещения.

Каковы были некоторые результаты Просвещения?

Французская революция и Американская революция были почти прямым результатом мысли Просвещения. Идея о том, что общество — это общественный договор между правительством и управляемыми, также возникла в эпоху Просвещения.В результате произошло широкое распространение образования для детей и создание университетов и библиотек. Однако за эпохой Просвещения в конце 18 — середине 19 веков последовало противодействие — романтизм.

Далее следует краткое изложение эпохи Просвещения. Полный курс: см. Европа, История Просвещения.

Силы и способы использования разума впервые были исследованы философами Древней Греции. Римляне переняли и сохранили большую часть греческой культуры, в частности, идеи рационального естественного порядка и естественного закона.Однако среди беспорядков в империи возникла новая забота о личном спасении, и был подготовлен путь к победе христианской религии. Христианские мыслители постепенно нашли применение своему греко-римскому наследию. Система мышления, известная как схоластика, кульминацией которой стали работы Фомы Аквинского, воскресила разум как инструмент понимания, но подчинила его духовному откровению и раскрытым истинам христианства.

Интеллектуальное и политическое здание христианства, казавшееся неприступным в средние века, в свою очередь пало под натиском гуманизма, эпохи Возрождения и протестантской Реформации.Гуманизм породил экспериментальную науку Фрэнсиса Бэкона, Николая Коперника и Галилея, а также математические исследования Рене Декарта, Готфрида Вильгельма Лейбница и сэра Исаака Ньютона. Эпоха Возрождения заново открыла большую часть классической культуры и возродила представление о людях как творческих существах, а Реформация, более прямо, но в конечном итоге не менее эффективно, бросила вызов монолитному авторитету Римско-католической церкви. Для Мартина Лютера, как для Бэкона или Декарта, путь к истине лежал в применении человеческого разума.Полученный авторитет, будь то Птолемей в науке или церковь в вопросах духа, должен был стать предметом исследования свободных умов.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Успешное применение разума к любому вопросу зависело от его правильного применения — от разработки методологии рассуждения, которая сама по себе служила бы гарантией обоснованности. Такая методология наиболее ярко проявилась в науках и математике, где логика индукции и дедукции сделала возможным создание радикальной новой космологии.Успех Ньютона, в частности, улавливания в нескольких математических уравнениях законов, управляющих движениями планет, дал большой толчок к растущей вере в человеческую способность обретать знания. В то же время представление о Вселенной как о механизме, управляемом несколькими простыми — и открытыми — законами, оказало подрывное воздействие на концепции личного Бога и индивидуального спасения, которые были центральными для христианства.

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон, портрет сэра Годфри Кнеллера, 1689 г.

© Bettmann / Corbis

Метод разума неизбежно был применен к самой религии. Результатом поиска естественной — рациональной — религии стал деизм, который, хотя никогда не был организованным культом или движением, в течение двух столетий вступал в конфликт с христианством, особенно в Англии и Франции. Для деиста было достаточно очень немногих религиозных истин, и они были истинами, которые чувствовались очевидными для всех разумных существ: существование единого Бога, часто воспринимаемого как архитектор или механик, существование системы вознаграждений и наказаний, осуществляемых этим человеком. Бог и обязательство людей перед добродетелью и благочестием.За пределами естественной религии деистов лежат более радикальные продукты применения разума к религии: скептицизм, атеизм и материализм.

Откройте для себя влияние эпохи Просвещения на биологическую категоризацию, энциклопедии и литературу

Дж. Э. Люберинг, директор основной справочной группы Encyclopdia Britannica, обсуждает эпоху Просвещения.

Encyclopædia Britannica, Inc. Смотрите все видео к этой статье

Просвещение породило первые современные секуляризованные теории психологии и этики.Джон Локк считал человеческий разум при рождении tabula rasa, чистым листом, на котором свободно и смело записывается опыт, создавая индивидуальный характер в соответствии с индивидуальным опытом мира. Предполагаемые врожденные качества, такие как благость или первородный грех, не имели реальности. В более мрачном ключе Томас Гоббс изобразил людей, движущихся исключительно соображениями собственного удовольствия и боли. Представление о людях ни как ни хороших, ни в плохих, но заинтересованных в основном в выживании и получении максимального удовольствия, привело к радикальным политическим теориям.Если когда-то государство рассматривалось как земное приближение к вечному порядку, а Город людей был смоделирован по образцу Города Бога, теперь он стал рассматриваться как взаимовыгодное соглашение между людьми, направленное на защиту естественных прав и самоуправления. интерес каждого.

Идея общества как общественного договора, однако, резко контрастирует с реальностями реальных обществ. Таким образом, Просвещение стало критическим, реформаторским и, в конечном итоге, революционным. Локк и Джереми Бентам в Англии, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и Кондорсе во Франции, а также Томас Пейн и Томас Джефферсон в колониальной Америке — все они внесли свой вклад в развивающуюся критику деспотического авторитарного государства и в набросок контура. более высокой формы социальной организации, основанной на естественных правах и функционирующей как политическая демократия.Такие мощные идеи нашли выражение как реформа в Англии и как революция во Франции и Америке.

Вольтер

Вольтер , бронза Жан-Антуана Удона; в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Scala / Art Resource, Нью-Йорк

Просвещение ушло как жертва собственных эксцессов. Чем более разреженной становилась религия деистов, тем меньше она предлагала тем, кто искал утешения или спасения. Прославление абстрактного разума спровоцировало противных духов начать исследование мира ощущений и эмоций в культурном движении, известном как романтизм.Царство террора, последовавшее за Французской революцией, подвергло серьезным испытаниям веру в то, что эгалитарное общество может управлять собой. Однако высокий оптимизм, которым была отмечена значительная часть мысли Просвещения, сохранился в течение следующих двух столетий как одно из самых непреходящих наследий движения: вера в то, что человеческая история — это рекорд общего прогресса, который будет продолжаться в будущем. Эта вера и приверженность человеческому прогрессу, а также другие ценности Просвещения были поставлены под сомнение с конца 20 века в рамках некоторых течений европейской философии, особенно постмодернизма.

Эпоха Просвещения — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Эпоха Просвещения Эпоха Просвещения была культурным движением 18 века в Европе. Он был наиболее популярен во Франции, где его лидерами были такие философы, как Вольтер и Дени Дидро. Дидро способствовал распространению идей Просвещения, написав энциклопедию Encyclopédie , первую большую энциклопедию, доступную каждому. Просвещение частично выросло из более ранней научной революции и идей Рене Декарта.

Самая важная идея эпохи Просвещения заключалась в том, что все люди могут рассуждать и думать самостоятельно. Из-за этого люди не должны автоматически верить тому, что говорит авторитет. Людям даже не нужно верить тому, чему учат церкви или что говорят священники. В то время это была очень новая идея.

Еще одна важная идея заключалась в том, что общество лучше всего, когда все вместе работают над его созданием. Даже люди с очень небольшой властью или деньгами должны иметь те же права, что и богатые и влиятельные, помогать создавать общество, в котором они живут. [1] Знать больше не должно иметь особых прав или привилегий.

В то время это были очень новые идеи. Это были опасные мысли и для власть имущих. Многие философы Просвещения были брошены в тюрьмы или были вынуждены покинуть свои родные страны.

Многие отцы-основатели Соединенных Штатов верили идеям Просвещения. Например, для них была очень важна идея о том, что задача правительства — приносить пользу всему народу страны, а не только людям, находящимся у власти.Они сделали эту идею о правительстве «для народа» одной из самых важных частей новой Конституции Соединенных Штатов и нового американского правительства, созданного ими.

Идеи Просвещения были важны и для людей, сражавшихся во Французской революции 1789 года.

В некоторых странах короли и королевы приняли некоторые идеи Просвещения и внесли изменения в свои правительства. Однако власть они по-прежнему оставляли себе. Этих королей и королев называли «просвещенными деспотами».«Примеры включают Екатерину Великую из России, Фридрих Великий из Пруссии и Густав III из Швеции.

В эпоху Просвещения, когда все больше и больше людей начали использовать разум, некоторые начали не соглашаться с идеей о том, что Бог создал мир. Это вызвало конфликты, а позже и войну.

Многие идеи, важные сегодня, были созданы во времена Просвещения. Примеры этих идей включают:

  • Свобода, демократия и разум должны быть самыми важными вещами в обществе.
  • Все в обществе должны иметь одинаковые права. Каждое правительство должно иметь контракт, обещающий, что люди будут иметь эти права.
  • Люди должны решать проблемы с помощью рационализма и научных методов, вместо того, чтобы искать ответы в религии
  • Писатели и философы должны иметь право искать истину, даже если они не согласны с идеями людей, находящихся у власти, таких как аристократия.
  • Никто не должен следовать определенной религии.Должна быть свобода религии, и люди должны принимать других, исповедующих другие религии.

Идеи Просвещения о разумном мышлении, личной свободе и отсутствии необходимости следовать католической церкви сыграли важную роль в создании капитализма и социализма.

Важные люди эпохи Просвещения прибыли из разных стран и разделяли идеи по-разному. Некоторые из самых известных деятелей Просвещения, организованные по родным странам:

Английский [изменить | изменить источник]

  • Джон Локк (1632–1704): английский философ, известный как отец современного эмпиризма и отец либерализма.Его идеи были очень важны для Томаса Джефферсона и отцов-основателей, когда они писали Декларацию независимости Соединенных Штатов. Идеи Локка о правах людей на «жизнь, свободу и стремление к счастью» были особенно важны и отражены в Декларации независимости.
  • Томас Пейн (1737–1809): писатель, деист, радикальный республиканец и полемист. Он наиболее известен тем, что написал брошюру под названием Common Sense , в которой говорилось, что Англии нельзя позволять контролировать колонии в Америке.Пейн также написал The Age of Reason , критику Библии, и The Rights of Man, , защищавший Французскую революцию.

Французский [изменить | изменить источник]

  • Вольтер (урожденный Франсуа-Мари Аруэ) (1694–1778): философ, писатель, драматург и деист. Он спорил с католической церковью и французским правительством. За это его посадили в тюрьму и выслали из Франции. Он написал много разных книг о философии, пьесах и историях.Его идеи сыграли важную роль во Французской революции. Многие считали 18 век le siècle de Voltaire («Век Вольтера»).
  • Жан-Жак Руссо (1712–1778): французский философ, писатель и учитель швейцарского происхождения. Его критика французского государства была одной из самых сильных для его времени. В своей книге « Эмиль, или Об образовании», он написал о многих своих взглядах на образование. Он также является фигурой Контрпросвещения.
  • Барон де Монтескье (1689-1755): политический мыслитель. Он известен своими произведениями о разделении властей. Сегодня эта идея очень распространена и является частью многих конституций по всему миру.
  • Дени Дидро (1713–1784): Он написал энциклопедию , в которую вошли 28 различных книг. В этих книгах он писал обо всех видах обучения.

Американский [изменить | изменить источник]

  • Томас Джефферсон (1743-1826): государственный деятель, политический философ и деист.Он был патриотом, сражавшимся против Англии во время американской революции. Он помог написать Декларацию независимости Соединенных Штатов (1776 г.) и Конституцию Соединенных Штатов (1787 г.).
  • Бенджамин Франклин (1706-1790): государственный деятель, писатель, ученый и поэт. Он также был патриотом во время американской революции и помог написать Декларацию независимости и Конституцию. Франклин был первым, кто понял, что такое молнии, и работал государственным служащим в Филадельфии.

Немецкий [изменить | изменить источник]

шотландский [изменить | изменить источник]

шведский [изменить | изменить источник]

Джон Милтон. Потерянный рай.

Джон Мильтон затмевает всех других поэтов 17 века и является одним из величайших деятелей английской литературы. Он известен как выдающийся представитель английского пуританства в литературе и вырос в доме, где культура эпохи Возрождения сочеталась с праведной жизнью пуритан.Следуя желанию матери, Джон готовился к религиозной карьере и в 16 лет отправился в Кембридж.

Жизнь Джона Мильтона, кажется, восстала вокруг трех великих решений. В университете он отказался от мысли подчиняться англиканской церкви. Но он всегда оставался религиозным, и поэзия была для него священным призванием. В 1640-х годах Милтон был вынужден принять второе решение о своей роли в Гражданской войне. Он присоединился к пуританам в парламенте и стал памфлетистом от имени церковной реформы и Кроумвелла.Латинскому секретарю пришлось принять третье решение, когда Милтону грозила слепота. Если бы он отдал свою политическую работу, он мог бы спасти свое зрение, но чувство долга было сильным. Таким образом, в 41 год он полностью ослеп.

Это было в течение последних 10 лет своей жизни, что полностью слепой Милтон закончил свои великие длинные стихи: «Потерянный рай» и «Рай вновь обретенный», часто диктуя их своим дочерям. Из этих двух «Потерянный рай» — самое известное, говоря об этих произведениях, не следует забывать об условиях того времени, когда они были созданы.Они были написаны, когда буржуазная революция закончилась неудачно. В торжествующей реакции прозвучал мощный голос поэта. Мильтон с пафосом библейского пророка заявил, что дух пуританской революции не умер, он все еще живет в сердцах ее верных сторонников. Поэзия Мильтона была вызовом победоносной реакции. Он служил выражением бескомпромиссного революционного духа.

Ii — эпическая драма в «Потерянном рае», которая поражает читателя.Место действия — вселенная, и персонажи стихотворения также отличаются своей удаленностью от обычных и обычных людей.

Революционный предмет проявляется с огромной силой в изображении борьбы сатаны против Бога. Согласно библейской легенде, человек должен впечатляться милосердием и величием Бога и подлостью сатаны.

Цель «Потерянного рая» обозначена в начале стихотворения:

Первого непослушания человека и плода

От запретного дерева, чей смертный вкус

Смерть принесла в мир, все наши были

С потерей Эдема до одного великого человека

Восстановите нас и верните блаженное место,

Поют муза.

В поэме Мильтона Бог — суровый пуританский Бог, карающий всех тех духов и людей, которые не подчиняются ему. Он Всемогущий монарх вселенной, и ангелы называют его небесным царем; архангел Рафаил даже уточняет его, используя термин «суверен». Бог самодержавно правит миром. Он требует от своих небесных и земных подданных безоговорочного послушания. И не всегда в его приказах просматривается божественная мудрость. Это не просто случайность, когда сатана, говоря о нем, говорит, что он правит один как деспот на Небесах:

Высоко на троне королевского государства

Единоличное правление держит тиранию тяжелой.

Сатана представляется как гораздо более привлекательная фигура. В нем больше человечности и внутреннего величия. Как говорит Драйден: Сатана — герой поэмы. Его гордый, непослушный дух, не желающий уступать даже Богу. Рабское послушание несовместимо с его природой. Восстание против Бога лишило его блаженства небесной жизни, но хотя память об этой жизни причиняет ему боль, он предпочитает свое нынешнее состояние, потому что, несмотря на свои страдания и мучения, он чувствует себя свободным, не имея над собой правителя:

Прощай, счастливые поля

Где радость во веки веков обитает, Радуйся почестям, град

адский мир, а ты глубочайший ад

Получите нового владельца; тот, кто приносит

Не подлежит изменению ни местом, ни временем

разум — свое собственное место, и сам по себе

Может сделать рай из ада, ад из рая,

Что там, если я все тот же

И какой я должен быть, все меньше чем он

Кого гром сделал больше?

Вот наконец мы будем свободны; Всемогущий

Здесь построил не на зависть, будет

не гнать нас отсюда:

Здесь мы можем царить в безопасности, и на мой выбор

Царить — это честолюбие, хотя в аду:

Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах.

Героический дух сатаны проявляется повсюду. Он гордо и бескомпромиссно обращается к падшим ангелам:

что хоть поле теряться?

Еще не все потеряно; непобедимая воля,

И изучение мести, бессмертной ненависти,

И смелость никогда не подчиняться и не уступать:

А что еще не преодолеть?

Эта слава никогда не сокрушит его гнев могущества

Вымогайте у меня.дуть и подать в суд на благодать

Просящим коленом и оскверняйте его силу

Кто от ужаса этой руки так поздно

Сомневался в своей империи, которая действительно была низкой,

Позор и позор

Это крушение.

Он заявляет, что не подчиняется, но собирается со своими товарищами продолжать войну:

По оружию не хуже, в предвидении сильно развита,

Мы можем с более успешной надеждой решить

Вести вечную войну силой или коварством,

Непримирим с нашим великим врагом,

Кто сейчас торжествует и превосходит радость

Несмотря на страдания, он считает, что:

Мир в отчаянии

Для тех, кто думает, подчинение!

Но, помимо этого духа гордости и отваги, сатана обладает чувством сострадания, которого суровый пуританский Бог вообще не знает.Он сожалеет, видя вокруг себя единомышленников, разделяющих его вину, потерявших вечное блаженство и обреченных на вечные страдания из-за него. Сатана и его последователи связаны узами верности и единодушия. Поэт подчеркивает, что падшие ангелы в своем ужасном состоянии остались верными сатане.

Такое невозможно увидеть на Небесах. Когда Бог просит ангелов, которые согласились бы стать смертными, чтобы искупить своими страданиями грех первых людей, тогда сонм небесных духов остается в молчании.Никто не хочет становиться заступником мужчины.

С самого начала видно, что «Потерянный рай» далек от выражения ортодоксальных религиозных взглядов того периода. Он был очень популярен среди английских романтиков XIX века. Шелли категорически заявляет, что стихотворение Милтона само по себе содержит философское неприятие той самой системы, которую оно должно было поддерживать.

Ничто не превосходит величие и энергию образа сатаны в «Потерянном рае», по словам Шелли, который считает, что было бы неправильно говорить.Он был разработан как популярная иллюстрация воплощенного зла. Мильтон не дал своему Богу морального превосходства над сатаной.

В Раю Потерянные Бог и Ангелы материальны, как люди. Изображая Бога, Мильтон отклоняется от христианского спиритизма и возвращается к наивному материализму античных эпосов. Его Бог материален, но лишен тех черт, которые делали богов древности столь привлекательными. это суровый пуританский громовержец Олимпа.

Милтон берет черты своих персонажей из окружающей действительности из жизни своей бурной Эпохи.Будучи современником великой исторической борьбы двух классовых сил, он сам был полон духа этой борьбы. Представляя борьбу сатаны против Бога, Мильтон скорее бессознательно, чем намеренно, изображает ее под влиянием своих воспоминаний о Гражданской войне в Англии 17 годов.

Сатана и его сообщники были проникнуты желанием сокрушить безграничную власть Бога. Характерно, что сатана, возглавляющий восстание ангелов против Бога, не подавляет своих товарищей своей властью.

Изображение Адама и Евы исполнено огромной силы, характерной для гуманистов. Когда Адаму сообщают о падении Евы, он вкушает запретный плод, чтобы разделить ее наказание и погибнуть с ней.

Адам и Ева изображены как существа, жаждущие знаний. Однако с Адамом это просто спокойное любопытство. У Евы это как вспыхнувшая страсть, возникающая под влиянием слов сатаны, который убеждает ее в возможности уподобить человека Богу, зная добро и зло.Вопреки библейской легенде, в которой Ева уступает лести сатане, ее искушение, по мнению Мильтона, заключается в возможности обретения необычной силы.

Эта Ева показана не как бездумная женщина, по глупости и слабости совершившая роковое преступление, а как великое воплощение человечества, стремящегося познать мир. Это указывает на близкое духовное родство Мильтона с людьми эпохи Возрождения.


:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *