Параскево-Вознесенский монастырь в Пайгарме
Параскево-Вознесенский женский монастырь является памятником архитектуры 18 века. Он расположен в уютном месте, в селе Пайгарма. Данная святыня имеет статус возрождающийся. Обитель построена в честь святой мученицы Параскевы. На этом месте когда-то произошло необычное явление. Привиделась икона мученицы в 1865 году. Сегодня святыня выступает в роли главной святыни комплекса. Ее написали в 19 веке, на Афоне. В процессе ее создания использовались частицы мощей святой. Божия угодница отличается особой благодатью. Она помогает устроить семейную жизнь.
Также образ считают покровителем торговли. Неподалеку от монастыря образовалось три родника – Параскевы Пятницы с купелью, Николая Чудотворца, Серафима Саровского (минеральный источник). Женщины, страдающие бесплодием, нередко обращаются к ключу святой Параскевы. Здесь они получают особую помощь для лечения бесплодия и зрения. Неподалеку много озер, лесов. Деревня живописная.
Как добраться
Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.
Места силы
В истории имеется большое количество случаев, когда люди, страдающие различными заболеваниями, выздоравливали, купаясь в местных родниках. Так, в 1998 году, за несколько дней до начала Великого Поста в монастыре произошло чудесное явление. Всем известная икона “Благодатное небо” замироточила. Это явление смогли увидеть прихожане, которые присутствовали в тот период на службе. Из иконы струилось миро. Так называют благоухающее церковное масло. Все присутствующие на службе были помазаны миром.
Кроме того, через определенный отрезок времени стало известно, что один из прихожан смог излечиться от болезни, которая мучила его годами. Это был молодой человек по имени Павел Жувайкин. Ему было 12 лет. С самого рождения ребенок был слепым на левый глаз. После помазания мальчик прозрел. Икона за всю историю существования мироточила три раза – 27 февраля, 1 и 8 марта.
Параскево-Вознесенский женский монастырь находится в 35 километрах от Саранска. Недалеко от святыни есть крупная железнодорожная станция. Дата основания приходится на 1864 год. Это была инициатива местных жителей. Популярность местных источников велика. К ним приезжают из различных регионов. Местная вода применяется для умывания, часть воды используется для купальни, а часть выводится в сток, который расположился под алтарем.
История монастыря
При основании монастыря местные жители опирались на информацию о святости пайгармских родников. История русской земли непростая. Во второй половине 18 столетия она находилась во власти помещика Еремея Струйского. Бесполезные земли он начал распродавать. Так дровяной лес ушел к зажиточным мордвинам. Лесной массив славился родниками. На одном из них и появилась икона Параскевы. От нее впоследствии смог исцелиться раненный боец. Солдат соорудил сруб и провел в него источник. С этого момента уже на протяжении многих лет к роднику не зарастает тропа. Желающих посетить данное место большое.
В 1861 году пустошь была пожертвована церкви. На этом месте открыли монастырь. В 1863-1865 гг. началось активное прошение крестьян о том, чтобы открыть здесь женскую общину. В данном процессе активное участие приняла дворянка Мария Михайловна Киселева. Она смогла добиться поставленных целей. При ключах организовали сестринскую общину. Для ее обеспечения Киселева продала 20 десятин пашни под Пайгармой. Ее поступок стал примером и для других богатых крестьян.
Всего, в конечном итоге, за общиной стояло около 46 га пашни, лесной зоны. Строительный процесс храма начался в 1865 году. Деньги на стройку поступали за счет пожертвования из различных городов. В конце 19 века подворья стали образовываться в Пензе, Саранске, Санкт-Петербурге и других населенных пунктах.
До 1865 года в Пайгарме находилась маленькая часовня. В 1866 году осветили другую часовню – Параскево-Пятницкую. На деньги народа построили Вознесенскую церковь. В 1873 году на месте часовни было принято решение возвести церковь из дерева во имя великомученицы Параскевы. Внутри храма был ключ, его оправили в кувшин. Деревянная постройка гармонично смотрелась на фоне лесного массива. Ее разрушили в 1950-х годах.
Сегодня на его месте стоит другая обитель, созданная по подобию ранее возведенной. От обители начинается короткий спуск к ключам и источникам. Рядом находился ряд келий. Западнее можно было увидеть корпус трапезной, а с севера больничный корпус. На востоке стояли общественные объекты. Это были школа, церковная лавка, гостиницы для паломников. Центральная часть монастыря преимущественно представлена соборной площадью.
Монастырь с 1870 гг. являлся полностью обнесенным стеной с башнями, в которых четко прослеживаются церковные мотивы. Соборная площадь формировалась длительное время. Весь процесс занял несколько десятилетий.
Большой Успенский собор заложили в 1874 году. Он возводился на протяжении 16 лет. Проект был реализован в память Успения Божией Матери. Внешнее оформление напоминает Храм Христа спасителя. Однако нотки оригинальности также прослеживаются. Отдельного внимания заслуживают росписи на стенах, которые могли похвастаться исключительной выразительностью и утонченностью. Примечательно, что часть фресок прекрасно сохранилась до нашего времени. Красочный слой повредился местами. Образы на стенах безжалостно были повреждены из огнестрельного оружия варварами 20 века. Отбивалась штукатурка, осквернялись иконы.
Реставраторам предстоял широкий спектр работ. Вначале 1990 гг. многие образы были переписаны заново. Успенский собор в настоящее время является полностью отремонтированным. В нем регулярно проводятся службы. Кроме того, храм отличается прекрасными акустическими данными. Внутреннее пространство светлое и наполнено торжественностью.
Вознесенский храм возвели уже в 1893 году. Работа проводилась по проекту архитектора А. Е. Эренберга. Если брать во внимание основные черты, то святыня копирует абрис собора. Она состоит из пяти глав, оснащена отоплением. В советское время главы были разрушены. Впоследствии их заново отстроили. Но росписи еще не завершены. В храме есть фреска, которую закрасили в 1950-м году. Также интересно изображение св. Пантелеймона на столпе. Оно находится с запада. Много росписей на новозаветную тематику.
Монастырская деятельность
С 1870-х гг. при монастыре длительное время существовала иконописная мастерская. В ней писали лики монахинь. В роли учениц были послушницы. Все работы имели специальную пометку. Прикрепляли листок бумаги, на которой был написан необходимый текст. Под мастерские был отдан целый корпус, так как они пользовались большим успехом. Более того, развивались такие направления деятельности, как тиснение на фольге, портняжное, сапожное ремесла. Существовал скотный двор, который обслуживался до 40 работниками. Функционировали пасека, сад. К 1890 гг. женская община существенно увеличилась в размерах. Ей могли позавидовать многие ведущие монастырские комплексы. Пелагея Смирнова являлась главой общины. Впоследствии она также была пострижена в монахини.
Обитель много внимания уделяла монастырской деятельности. При нем длительное время существовал сиротский приют, школа, богадельня. Ученицы-сироты размещались в отдельном двухэтажном здании. Первый ярус был выделен под кухню, столовую, комнаты для помощниц. Сиротская школа являлась примером для подражания. На всероссийских выставках она завоевывала золотые медали. В 20 столетии ее переоформили в оригинальное духовно-образовательное учреждение. Подобных организаций больше не было в Поволжье.
В 1918 году монастырь активно использовался в роли штаба русской армии. Впоследствии тут разместили военный госпиталь. Монахини являлись сестрами милосердия. Вскоре на святых землях сформировался Пайгармский совхоз. Его существование не было длительным. Затем здание использовалось, как районная больница, железнодорожные склады. На территории садов и парков образовался поселок. Церковь возле кладбища и колокольню снесли.
В роли последнего владельца выступило Министерство обороны. Оно пришло к выводу эксплуатировать обитель, как резервный аптечный склад. Оба храма с целью удобства хранения раздели при помощи перекрытий на два яруса. При чем балки вкручивались прямо в фрески.
Следующий исторический этап знаменателен образованием Саранской епархии. Стал вопрос о том, чтобы вернуть обитель верующим. Сначала православию был возвращен Успенский собор, затем усыпальница и трапезная, келейные постройки. К 1997 году возвратили большое белокаменное здание и дом бывшей больницы.
В настоящее время здесь проживает боле 50-ти священнослужителей. Обитель полностью возвращена православию. Святыню над источником пришлось отстраивать заново. Вознесенская церковь находится на этапе реконструкции. Фундамент колокольни недавно заложили.
У комплекса есть подворье в Саранске – церковь во имя Рождества Христова Саранской епархии. Она отличается наличием достаточно большого прихода. Все доходы отправляются на восстановление зданий в Пайгарме. Поток туристов большой. С каждым годом он становится только больше. Среди приезжающих немало молодежи.
Особенности происхождения земли, Параскева Пятница
Пайгарма в переводе с мордовского звучит, как «осиновый лес». Сегодня на территории и до сих пор встречается много насаждении осин. Один из них вы можете увидеть, подъехав к разъезду Пайгарм. Он тянется до станции Хованщина. В мордве почему-то такое дерево, как осина, не популярно. Кто-то сказал, что это дерево даже является злым. По народным поверьям в осинниках живет нечисть. В Мордовии насчитывается большое количество богов. Среди них есть как злые, так и добрые Боги. Коренные жители хорошо помнят имена, их характер.
Параскева явилась народу из воды. Она является покровительнице женщин, оказывая помощь в замужестве и деторождении. Она поддерживает в быту, особенно в прядении и ткачестве. Поэтому, ей жертвуют ткани, холсты, лен, шерсть и т.д. В былые времена все дары бросались людьми в колодец. Данный обряд получил название «мокрида».
Родители святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, были христиане. Они особенно относились к дню страданий Господних. Когда у них родилась дочь, они назвали ее Параскевой Пятницей. В скором времени становится понятным, что Параскева стала приобщаться к страстям Христовым. Дева посвятила свою жизнь Господу. За дерзновенное исповедание власти заточили девушку в темницу и подвергли истязаниям. Ее муки были тяжелыми. В темнице посетил деву ангел. Раны мученицы стали закрываться, она выздоровела. Затем на исповедницу напали новые испытания. Ее пытались истязать огнем. Но факелы сильно воспламенились и опалили самих недоброжелателей. Святая была усечена мечом.
Пайгармский монастырь поражает большой территорией. Здесь легко дышится и уютно. Вы сможете посетить несколько церквей, родники. Архитектура объектов восхищает своим величием. Сине-белый окрас невероятно идет комплексу. Вода в родниках жесткая и содержит много железа.
Бывая в Пайгарме, непременно посетите Саранск. Если получится, то вы сможете совершить подъем к золотым куполам храма адмирала Ушакова. С верхней площадки открываются красивые виды на внешние окрестности. Туда поднимаются в основном только «звонари». С ними можно договориться для посещения высотки. Город Саранск с каждым годом только хорошеет. С высоты он необыкновенно красив. Сами золотые купола храма выполнены с использованием современных технологий и отличаются высоким качеством.
Видео
Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь | Марийский туристический портал
Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, «сильно заболел ногами». Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: » Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?». Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы. И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.
С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада. Сегодня в монастыре более 60 сестер. Главная икона монастыря —
Достопримечательности монастыря
1. Собор Вознесения Господня
Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. «Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это».
В 1874 году западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол — в память Успения Божией Матери, боковые престолы — в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи).
3. Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Это домовая церковь при монастырской больнице, устроенная в 1892 игуминей Параскевой (Смирновой). Помещена в восточной части двухэтажного кирпичного корпуса, стоящего в северной части монастыря, выделена главкой. Возвращена верующим в 1997 году, отремонтирована. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» представляет из себя обыкновенное жилое здание-общежитие для монахинь.
4. Церковь Михаила Архангела
Домовая церковь в кирпичном здании архиерейских покоев, стоящем в южной части монастыря. Устроена в 1904 году. Корпус уцелел, долгие годы был занят домом культуры военной части, в середине 2000-х возвращен верующим.
Устроена в нижнем ярусе монастырской колокольни, строящейся к западу от Успенского собора по образцу прежней многоярусной колокольни 1890-х, снесенной в 1930-х.
6. Часовня-усыпальница
Кирпичная одноглавая часовня над могилой первой настоятельницы монастыря, игумени Параскевы (Пелагеи Смирновой), умершей в 1895 году. Стоит между Успенским и Вознесенским соборами. В часовне осуществлялось круглосуточное чтение Псалтыри. Возвращена верующим в начале 1990-х, отремонтирована.
7. Часовня Параскевы Пятницы на источнике
В монастыре почитаются три источника, освященные в честь
8. Чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы
В Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь вернулась чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы, явление которой когда-то послужило поводом для основания женской обители. Почти два столетия образ считался утраченным, и второе его обретение можно считать таким же чудом. Святыню передал уроженец Мордовии, избавившийся благодаря иконе от неизлечимой болезни.
Адрес:
431481, Республика Мордовия
Рузаевский район, село Пайгарма
Параскево-Вознесенский женский монастырь славится своим гостеприимством. Здесь радушно встречают любого паломника, любую экскурсионную группу: накормят, предоставят жильё. Некоторые паломники остаются пожить в монастыре какое-то время. Проживая несколько дней в монастыре, паломники выполняют порученные им работы-послушания в саду, на огороде, в трапезной, а также посещают богослужения.
Монастырь во главе с настоятельницей игуменией Ангелиной ждёт всех, кого Господь приведёт: помолиться в святой обители, искупаться в
Поездки в Параскево-Вознесенский женский монастырь осуществляет туристическая компания «Семейный Чемодан»
См. также:
→ Раифский Богородицкий мужской монастырь
Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.
→ Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
В живописном уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем «Санаксарский монастырь». Монастырь был основан в 1659 году.
→ Седмиозерная Богородицкая пустынь
В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника.
→ Высоцкий мужской монастырь в Серпухове
В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь.
→ Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.
→ Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.
→ Цивильский Тихвинский Богородицкий женский монастырь
Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.
→ Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь в восточной части Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Это первый и наиболее крупный монастырь города.
→ Боголюбский монастырь Рождества Богородицы
В 2012 году исполнилось 855 лет одному из старейших монастырей России – Свято-Боголюбскому, находящемуся на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей – особо значимое событие.
→ Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаам — самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Остров находится в 22 км от материка.
→ Ганина яма — монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев
Ганина Яма — именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1991 году архиепископ благословил установить Поклонный Крест.
→ Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Туристы со всей России и других стран СНГ часто совершают паломнические туры в Серафимо-Дивеевский монастырь — православный женский монастырь (в разговорном обиходе Дивеево).
→ Архитектурный и этнографический музей — заповедник «Кижи»
Кижи — музей-заповедник под открытым небом, один из крупнейших в России. Этот уникальный природный и исторический комплекс является особой ценностью в культурном наследии РФ.
→ Ксения Блаженная Петербургская и Смоленское кладбище
Ксения Петербургская – русская православная святая, одна из самых почитаемых святых в православном мире. В 26 лет Ксения вышла замуж, но брак продлился недолго.
→ Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь
Желтоводский Макариев монастырь был заложен в 1435 году иноком Макарием, который позднее был причислен к лику святых. Через несколько лет обитель была разорена татарами.
→ Матрона Московская и Покровский женский монастырь
Матушка Матрона – так любовно называют православные блаженную Матрону Московскую. В стенах Покровского женского монастыря покоится прах столь почитаемой народом святой.
→ Введенская Оптина пустынь
Оптина Пустынь расположена недалеко от города Козельска у опушки соснового бора. Происхождение монастыря относится к концу 14 века. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта.
Чудеса исцеления в Параскево-Вознесенском женском монастыре
«Раб Божий, блаженный старец Григорий! Прозорливец и скиталец терпеливый на земле ради Бога, не имевший главы где приклонить. Помоги нам, пожалуйста! И не оставь нас заступничеством и молитвами своими небесными пред Господом!». Эту молитву мы услышали на месте упокоения юродивого Гриши, похороненного на территории Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря.
К соседям в Мордовию корреспонденты «МЛ» отправились для того, чтобы побольше узнать о нашем земляке и рассказать читателям о блаженном Григории Пайгармском. Однако получилась наша экскурсия намного обстоятельнее…
ВМЕСТО ПРОЛОГА
Уже не по-зимнему пригревавшее солнце слепило глаза и настраивало на весенний лад. Кое-где на холмах на пригреве выглядывала черная и влажная земля. А проявившиеся на шоссе лужицы говорили о том, что совсем скоро повсюду пойдут проталины и зазвенят ручьи. По такой погоде полтора часа дороги пролетели незаметно. Вот справа осталась Рузаевка, и до монастыря теперь рукой подать — всего-то шесть километров.
Обитель, как и заведено нашими предками, выстроили на возвышенности, чтобы видна была издалека. Золотые купола старинных храмов и устремившаяся ввысь колокольня невольно притягивали взгляд. Ощущение такое, будто из нашего сумасшедшего века мы попали как минимум в век позапрошлый. Тишина первозданная, и только снег скрипит под ногами.
Первое, что поразило, — аккуратно расчищенные дорожки, разбегающиеся во всех направлениях: к церквям и часовням, святому источнику и трапезной, колодцу и сестринскому корпусу. Но вокруг ни души. Словно все сделано, как в сказке, по щучьему велению…
Набираем телефонный номер игуменьи матушки Ангелины: «Добрый день! Это журналисты из Пензы». А в ответ: «Храни вас Бог! Здравствуйте. Ждем вас. Ступайте в трапезную. Перекусите с дороги, а там вас уже ждет матушка Антонина. Она все вам и покажет, и расскажет».
О монастырской кухне легенды можно слагать: вроде бы ничего особенного, ан нет, всегда удивит. И в этот раз гречневая каша с топленым молоком была ну просто ум отъешь! Хлеб из монастырской пекарни напомнил бабушкин — из русской печи. А свежий творог и блины (Масленица как-никак!) просто таяли во рту. Спаси Господи! Ну, извините, не на кухню же мы вас звали.
СПАСИБО ГОСПОЖЕ КИСЕЛЕВОЙ!
«И-и, милый мой, давно это было. Говорят, лет триста назад, — нараспев тянет монахиня Павлина. — У одного солдата, который был родом из Рузаевки, сильно заболели ноги, да так, что болезнь не поддавалась лечению. И вот тогда во сне служивому явилась женщина с крестом в руках: «Хочешь быть здоровым? Желаешь ли идти на родину?» И так три ночи кряду.
В последний раз святая сказала солдату, что ему надо отправиться в деревню Пайгарма, где он увидит бочаг с водою и в нем образ. Вот там и надлежит поставить часовню и поместить в ней найденную икону. Так все и вышло, касатик. На найденном образе была мученица Параскева. Так и появилась на источнике часовня, и с этого времени стали туда ходить православные люди, поток которых не иссякает и по сей день». — «А что же тот солдат?» — живо интересуемся мы. «Выздоровел, — кивает монахиня. — Все хвори стали обходить его стороной».
Увы, завистливых людей на земле всегда хватало. Не стал исключением и местный барин из рода Струйских, приказавший водоем закопать, а икону перенести в рузаевскую церковь. Только вот вода вновь и вновь пробивалась сквозь земляные завалы, а образ Параскевы чудесным образом возвращался на прежнее место.
Лишь после того, как эта земля отошла здешним крестьянам из Мордовской Пишли и Болдова, они решили отдать ее под монастырь. А за помощью и поддержкой обратились в Пензу к широко известной всей России благотворительнице, «статской советнице и кавалерственной даме» Марии Михайловне Киселевой. И 20 июля 1865 года та добилась разрешения на открытие общины.
Наша землячка стала главной жертвовательницей и попечительницей общины. А после ее смерти новой попечительницей обители стала еще одна пензячка, Александра Степановна Радищева.
Жили первые монахини в деревянных кельях, крытых соломой. С Божьей помощью через год была построена и освящена церковь в честь Вознесения Господня, потом небольшой келейный корпус, а 18 октября 1884 года указом Святейшего синода общину переименовали в Параскево-Вознесенский общежительный женский монастырь.
Кстати, первой начальницей общины служила тоже наша землячка, рясофорная монахиня Керенской Тихвинской обители Пелагея Смирнова. Вместе с ней в Пайгарму пришла и ее помощница Анисия Карякина.
ПОДВИЖНИЦЫ БЛАГОЧЕСТИЯ
«Не все окрестные крестьяне отнеслись к первым насельницам доброжелательно, — говорит наш экскурсовод по монастырю матушка Антонина (тоже, между прочим, пензячка, в прошлом директор средней школы в Иссинском районе). — Но подвижническая жизнь и христианская кротость инокинь вскоре растопили лед отчуждения».
Скоро среди женщин и девиц из окрестных сел появились и такие, кто пожелал разделить с монахинями их тяжелую жизнь. Видно, твердая вера в Бога всецело владела их душами, а потому не знали они препятствий, не видели врагов, помня слова Священного Писания: «Господь-защититель живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое».
Но жизнь в общине была явно не сахар. Из-за такой скудности инокиня Анисия решила покинуть обитель и вернуться в Керенск. Тогда во сне ей явилась святая Параскева и «…показала много благоустроенных келий и обширную трапезную, где за большим столом по обе его стороны сидели монашествующие сестры». Параскева сказала Анисии: «Нет вам воли уходить отсюда, я ваша покровительница».
Помнят в монастыре и всех, кто утверждал среди сестер «дух непрестанного молитвенного трезвения, кротости и смирения», тех, кто живым примером учил насельниц, что «истинное счастье состоит не в благах жизни, а в очищении души от всякой скверны в подвигах поста, молитвы, непрерывного бодрствования». В первую очередь игумений Параскеву и Евпраксию.
К 1914 году в монастыре проживали 502 человека (70 малолетних), из которых 332 были на испытании. На территории обители находились два каменных собора — Успенский и Вознесенский, величественная колокольня, три домовые и две деревянные церкви. И это не считая жилых корпусов и хозпостроек. А сегодня обустройство монастыря продолжает монахиня Ангелина, у которой два высших образования: экономическое и юридическое. В 2006 году во время посещения Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II инокиня была возведена в сан игуменьи.
НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ
«Приезжают к нам целыми семьями и на коленях стоят перед Параскевушкой, благодарят за помощь, — истово крестится матушка Антонина. — Необъяснимые медициной выздоровления не раз случались на здешней земле, в том числе и в последние годы. В 1998 году замироточила икона Пресвятой Богородицы. Событие собрало множество людей, среди которых был мой ученик Ваня Жувайкин. Мальчик с рождения был слепым на левый глаз. Но после нескольких помазаний Ваня стал видеть!»
Недавно здесь несколько дней прожила женщина с Украины с раковой шишкой величиной с куриное яйцо. Врачи настаивали на операции, но брат болящей, в свое время служивший недалеко от Пайгармы, привез сестру к Параскеве. Когда они приехали, у онкологической больной температура зашкаливала за сорок. Но она все же пошла на источник, где искупалась.
К утру женщина чувствовала себя гораздо лучше, а после неоднократных молитв Параскеве, блаженному старцу Григорию и омовений на роднике шишка рассосалась. Даже следа не осталось. Не верите? Так все это зафиксировано в монастырских книгах и собственноручных записях исцелившихся.
А еще у местного водителя вдруг запаршивел сын, да так, что все тело покрылось гнойными струпьями. Однако уже после первого купания «…все болячки оказались плавающими в воде», а через неделю паренек и вовсе исцелился.
Сегодняшний благодетель обители — рузаевский предприниматель — после молитв Параскеве и Грише Пайгармскому и купания в источнике вылечился от радикулита. И подобных примеров уже десятки.
ГРИША ПАЙГАРМСКИЙ
Родился «прозорливец и скиталец терпеливый на земле» в 1851 году в селе Кочетовка Наровчатского уезда Пензенской губернии. Юродствовать начал еще в раннем возрасте, во всем уподобляясь младенцу. Юношей поселился в Пайгарме и часто посещал обитель. Ходил всегда босой, надевал на себя красный женский мордовский сарафан и кофту. На голове носил платок и белый монашеский апостольник. На шее у него всегда висело много крестов, образков, вериг, четок, бус, камней и игрушечных украшений.
Подвижник очень часто обличал местных и приезжавших в обитель грешников, предсказывал им судьбу, которая сбывалась в точности. Своей прозорливостью юродивый прославился по всей России. К нему ехали, шли и крестьяне, и очень богатые и известные в империи люди самых знатных фамилий. Однажды блаженный с гармошкой вбежал в находившиеся на территории монастыря архиерейские покои и начал в них петь и плясать. Сестры взашей выгнали юродивого: не могли они уразуметь, что этим он предсказывал будущую участь покоев владыки и храма Архистратига Михаила, в котором в советское время разместился клуб.
Несколько лет перед смертью блаженный жил в самом монастыре. Собственную кончину он предсказал ровно за неделю: «Мне надо выходить замуж в пятницу, после праздника Покрова Богородицы. Будет свадьба, и жених возьмет меня замуж». Аккурат на Покров Гриша заболел воспалением легких, а умер через неделю в октябре 1906 года. Похоронен он в обители. И год от года паломничество к его могиле только возрастает.
«Молодой ленинец», № 6, 23 февраля 2015 г.
ПАЙГАРМА
ПАЙГАРМАПубликация статьи произведена при поддержке агентства недвижимости «Домус финанс». Компания «Домус финанс» оказывает профессиональные услуги по проведению сделок на рынках первичной, вторичной и загородной недвижимости. Обратившись в агентство недвижимости «Домус финанс» Вы сможете по выгодной цене купить квартиру в ЖК Гусарская Баллада, Золотые Ворота, Авиационный и во многих других элитных новостройках Москвы и Московской области. На официальном сайте компании «Домус финанс», который располагается по адресу www.domus-finance.ru, представлен удобный сервис, который поможет быстро подобрать подходящую квартиру из богатой базы недвижимости, и Вы сможете сразу отправить онлайн-заявку на приобретение понравившегося жилья.
СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА
Из истории Параскево-Вознесенского женского монастыря
«Параскево-Вознесенская общежительная женская обитель находится в Инсарском уезде Пензенской губернии, в семи верстах от станции Рузаевка Московско-Казанской железной дороги, в сорока верстах от уездного города Инсар, около деревни Пайгарма, по имени которой часто и называется, особенно у крестьян, Пайгармским монастырем» (из брошюры о монастыре, изданной в 1905 году к сорокалетию обители и переизданной в наше время).
О монастыре близ Рузаевки с необычным
именем слышала и я не раз. Теперь Пайгарма
находится на территории Мордовии, а Рузаевка –
крупный железнодорожный узел республики. Здесь
мы часто делаем пересадку, когда направляемся
летом на родину отца, в свой деревенский домик,
что находится в полутора часах езды на
электричке, в Пензенской области. И в нашем
поселке слышали, что есть такой монастырь, да
только ничего толком рассказать не могли соседи,
людей верующих по селам остались единицы. А в
одной из паломнических поездок показали нам
книгу «Чудеса последнего времени», изданную
иеромонахом Трифоном по благословению
преосвященнейшего Варсонофия, епископа
Саранского и Мордовского. Прочитала я об обители,
и захотелось посетить это удивительное место.
А тут и время пришло детей из деревни к школе в
Москву везти. Взяла билет до Рузаевки. Теперь уж
точно в обитель загляну, да только найду ли? Поезд
прибывает в первом часу ночи.
Но Господь управил. Моей попутчицей оказалась
жительница Пайгармы – молодая саранская
студентка, которая возвращалась из Москвы в
родной дом. Сговорились держаться вместе.
После московского пекла свежий предрассветный
ветер пронизывал до костей, но особенно вызывали
дрожь страшные откровения моих попутчиков.
Студентку пришел встретить на вокзал старший
брат.
Явление иконы мученицы Параскевы. Параскево-Вознесенский монастырь. Пайгарма
– Хороший он парень, добрый,
работящий, да вот жизнь никак не складывается, –
сокрушалась сестра. – А я в Москве с одной очень
интересной женщиной познакомилась, сильная
личность – экстрасенс. Она обещала в следующий
раз мне судьбу предсказать, вот думаю и брата с
собой взять, может, она ему поможет…
– А вы в монастыре, что возле вас, были, слышали
что-нибудь о нем?
– А когда в церковь ходить-то, – вступил в
разговор брат, – вот мать у нас после гриппа
слегла – сердце. Операцию предлагают делать.
Деньги на операцию нужны. Она всю жизнь в колхозе
проработала. Отец пил, нас троих одна подняла.
Матери надо помочь, на государство надежды нет.
Хорошо еще зарплату получаем. А хозяйство
Пайгармского совхоза разваливается: теплицы –
иные рухнули, иные заросли не то что бурьяном –
кустарником. Нет хозяина настоящего… и пьют
сильно все!..
– А в монастыре тоже разруха?
– Нет. У матушек и строительство идет, и
сельские угодья в порядке. Работают-то они как? На
совесть!
Помолчали…
Вот и показались маковки Успенского собора.
Словно молодые грибки, выскользнувшие из-под
листвы. С дороги величавости его не видно.
Робко освещало землю только что проснувшееся
солнце. В тени вековых деревьев, перед крестом у
источника стояла на коленях инокиня. Ее молитва,
сливаясь с легким плеском воды, незримо озаряла
полумрак. Помолилась и я, умылась, водички выпила
из источников святых Серафима Саровского и
Николая Угодника и вдруг увидела в легкой дымке
тумана овальные очертания Святого озера. Однако
самым удивительным оказался чудотворный
источник Святой Параскевы Пятницы и купальня при
нем. Я никогда еще не видела такого. Это сплошь
деревянный бассейн: гладко вышкуренный,
аккуратно прибранный, с лампадкой у святых икон и
домотканым половичком под ногами. Воды почти не
видно – так она чиста. Я два раза заходила и
выходила, потом вошла в часовню, помолилась и
попросила у сестры ведро, чтобы окатиться.
«Воды, – говорю, – маловато, чуть по щиколотку,
будет…»
– Не надо ведра, – отрезала сестра, – так
окунешься три раза: «Во имя Отца и Сына и
Святого Духа…» Хочешь, акафист почитай, на
аналое лежит…
У источника Святой Параскевы
«Избранней Богом от рода благородного, Иконийского града, премудрой и всехвальной невесте Христове, яко избавляемии тобою от искушений и бед, благодарственная пение и хваления восписуем ти, молитвенницы твои, святая и многострадальная мученице Параскево. Ты же, имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с умилением и радостью зовем ти: Радуйся, Параскево, невеста Христова всехвальная» (кондак 1).
В середине храма-часовни бьет источник
Святой мученицы Параскевы, и по желобу вода из
него направляется к кресту за часовней и в две
купальни, что рядом. Только в третий раз войдя в
купальню, обратившись к святой Параскеве с
молитвой, я окунулась в воды источника. На этом
месте более двух столетий назад была обретена
икона святой девы в голубом одеянии,
благочестивыми родителями названной в честь
крестных страданий Господних Параскевой, что
значит Пятница.
Святая Параскева явилась крестьянину из
Рузаевки, который во время военной службы тяжело
заболел. Ноги его не слушались, обязанностей
солдатских исполнять он не мог, а врачи оказались
бессильны и записали его в разряд неизлечимых,
«к службе не способных». Лишь в слезной и
искренней молитве ко Господу находил он утешение
и терпеливо переносил свои страдания. Однажды во
сне ему явилась дева небесной красоты в голубом
одеянии, с крестом в руках и сказала: «Хочешь ли
быть здоровым и желаешь ли идти на родину?..»
Видение повторилось еще дважды, а в последний раз
услышал он и радостную весть: «Через три дня ты
будешь совершенно здоров и возвратишься на
родину: когда придешь домой, сходи в деревню
Пайгарма, приди в лес, что по оврагу с левой
стороны от деревни; под горой в кустарнике
увидишь небольшую яму с водой и здесь в воде
найдешь образ. Устрой над этим водным источником
сруб, построй часовню и поставь в ней мой образ;
после этого ты будешь совсем здоров, никогда не
будешь болеть ногами».
Отставной солдат в точности исполнил повеление
святой целительницы и всем рассказывал о своем
чудном выздоровлении. Множество народа с тех пор
притекало к этой святыне и получало утешение и
помощь Господа через образ угодницы Своей –
святой Параскевы. После отмены крепостного права
земля, где находился источник, стала
принадлежать нескольким крестьянам. Усердие
многочисленных паломников-богомольцев, рассказы
о чудесах, явленных через святую икону и воды
источника, побуждали этих
крестьян-землевладельцев «выразить как-нибудь
усердие к святым». Необыкновенные сны,
увиденные одновременно тремя владельцами земли,
сподвигли к ходатайству об устройстве обители на
месте источника и обретения чудотворной иконы.
Большую помощь в этом богоугодном деле оказала
известная пензенская благотворительница,
кавалерственная дама госпожа Мария Михайловна
Киселева, избранная почетной попечительницей
Вознесенской женской общины. Она и посоветовала
назначить начальницей открытой 20 июня 1865 года
общины рясофорную монахиню Пелагию (Смирнову),
«инокиню высоких нравственных качеств и
умственных дарований».
Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келлий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. «Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это». И скоро уже из окрестных сел потянулись в новую обитель женщины и девицы за советом, молитвой, утешением, а кое-кто и насовсем. Первые келлии сестер и начальницы находились в двух рубленных из дерева и покрытых соломой домах. Но не всем уже хватало и этого жилья. Насельницы из местных поначалу после трудов и молитвы отправлялись ночевать домой. В тревогах и волнениях проходила жизнь первых пайгармских пустынножительниц. Но не оставляла сестер святая дева Параскева, покровительница сей обители. Как-то явилась она Анисье, помощнице начальницы обители, в то самое время, когда решила маловерная сестра покинуть неустроенную эту обитель. Показала святая Параскева на том месте, где стояли крытые соломой домики, большое количество благоустроенных келлий и обширную, светлую, нарядную трапезную. За большим столом по обе стороны сидели монашествующие сестры, а в середине – дева необычайной красоты в голубом одеянии, которая, встав, подошла к Анисье и сказала: «Нет вам доли уходить отсюда, я – ваша покровительница». Осталась Анисья, и другие сестры не покинули обитель, с еще большим усердием стали они трудиться над ее благоустройством. 27 ноября было освящено место для строительства храма в честь Вознесения Господня, отчего и монастырь стал называться Параскево-Вознесенским. Меньше года понадобилось на строительство первого деревянного храма. Ни архитектурным убранством, ни богатством ризницы и утвари он не блистал. Но доставлял «величайшую радость всей общине, был ее гордостью и счастьем ее насельниц. Звон небольшого колокола (в 4 пуда) разносил эту радость по окрестным селам, призывая на общую молитву инокинь и поселян, которые при отдаленном расстоянии от своих приходских церквей охотно и усердно посещали монастырский храм».
В монастыре без благословения ничего не делается
С построением церкви обитель быстро
начала расти. 18 апреля 1884 года указом Святейшего
Синода община переименована в общежительный
монастырь, а настоятельница инокиня Пелагия
возведена в сан игумении и пострижена в мантию с
именем Параскева, в честь покровительницы
обители. Любовью и трудами игумении при обители
был открыт приют для малолетних детей-сирот, а
также церковно-приходская школа с бесплатным
общежитием для детей поселян. Дети здесь
содержались в полном довольствии, не только
воспитывались и обучались, «подготовляясь к
жизни, приобретая умения, и навыки, и средства
честным трудом снискать себе пропитание». Были
в обители иконописная, златошвейная, сапожная
мастерские, прекрасная библиотека, четыре
великолепных сада, сельскохозяйственные угодья.
В период правления игумении Параскевы обитель
обогатилась значительными пожертвованиями
добрых людей, в том числе пахотными землями.
Первая игумения дожила до глубокой старости и 11
марта 1895 года после продолжительной болезни тихо
преставилась. Почившая в Бозе игумения Параскева
оставила по себе неизгладимую память как в
обители, так и в сердцах всех знавших ее людей, а в
назидание сестрам – свое предсмертное духовное
завещание.
Игумения Евпраксия достойно продолжила святое
дело благоустроения Параскево-Вознесенской
обители. Ее неустанными заботами достигла
обитель своего расцвета и заняла почетное место
в ряду славнейших монастырей православной
Русской земли. Здесь подвизались в молитвенном
подвиге более 600 сестер. К началу ХХ века в
Пайгармском монастыре были выстроены теплый
зимний Вознесенский собор и летний Успенский
собор. Оба – трехпрестольные, пятиглавые, из
кирпича. Кроме того – одноглавая часовня над
могилой почившей основательницы игумени
Параскевы, где совершалось денно и нощно чтение
Псалтири; камерная трехярусная колокольня
высотою 60 аршин с наибольшим колоколом в 315 пудов;
три домовые церкви: во время Святой мученицы
Параскевы при настоятельских кельях, во имя
Архистратига Божия Михаила при архиерейском
приемном корпусе, в честь иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость» при больничном
корпусе; вне ограды монастыря: деревянная
однопрестольная церковь на кладбище во имя Всех
святых и старейший храм – часовня над святым
источником во имя Святой мученицы Параскевы с
главной святыней монастыря – чудотворной
иконой, писанной на Афоне, святой целительницы, в
которую вложена частица ее мощей, приобретенная
на Святой Горе. К сожалению, первоначальный
образ, обретенный некогда отставным солдатом,
был утерян.
Стараниями и трудами игумении Евпраксии было
выстроено прекрасное подворье монастыря в
уездном городе Инсаре с великолепной каменной
церковью во имя Святой блаженной княгини
Российской Ольги и в память «перворожденной
дочери Их Императорских Величеств Великой
княжны Ольги Николаевны». Проживали здесь 80
сестер, и ежедневно совершались богослужения.
Подворье «со странноприимницей для
монашествующих женского пола» построено было
в Пензе на усадьбе А.С. Радищевой – следующей
попечительницы монастыря. Часовня Пайгармского
монастыря была и в Санкт-Петербурге, дом для
монашествующих – в Саранске, имелись также два
хутора близ самой обители.
В советское время власть имущие приучали людей
жить без Бога, а все имущество монастыря
отобрали. Сам монастырь закрыли, а его здания
отошли к воинской части. Монастырские соборы
использовали под хранилище медикаментов.
Успенский собор Параскево-Вознесенского монастыря
– Таким образом сохранил Господь
монастырь для нас – будущих насельниц, –
рассказывает дежурная сестра, рясофорная
послушница Любовь. – Однако все убранство было
утрачено. Росписи сильно повреждены. Выжжены
паяльной лампой, выколоты, расстреляны лики
святых. Местные жители рассказывают, что жив еще
один из тех кощунников, что совершал эти
изуверства. В наказание за содеянное не уберег он
и себя – той же паяльной лампой спалил он себе
руки и остался без них. Сейчас ему более 80 лет.
В 1993 году в поселок Пайгарма пришла игумения
Серафима, а с нею и первые сестры.
Молитвами и трудами матушки и сестер,
заступничеством мученицы Параскевы стала
возрождаться обитель. Воинская часть не сразу
отдала Церкви ее законные владения. До сих пор в
архиерейском корпусе рядом с храмом
Архистратига Михаила еще находится Дом культуры
части. Порою проходят здесь мероприятия, никак не
совместимые с храмом Божиим и монашеской жизнью.
Сестра Любовь показала на здание, где находилась
вывеска «Дом культуры», и, обернувшись, мы
увидели молоденькую сестру, стремглав
пронесшуюся мимо нас, звоня в колокольчик – к
трапезе созывают…
Рассказывают, что за трапезой произошло и первое
чудо в монастыре. Было это в 1993 году. На открытие
обители собралось много народу – паломники из
разных мест. Накрыли столы в трапезной и вдруг
заметили, что нет ни кусочка хлеба. Приуныли. Тут
дверь открывается, «заходят трое высоких
стройных юношей в голубых одеждах. Волосы у них
длинные, вьющиеся, распущенные, каштановые… все
похожи друг на друга, как братья-близнецы…
– Не печальтесь, у нас есть хлеб. Мы вам сейчас
сами накроем столы.
Мигом расположили хлеб на столах и отошли в
сторону.
Мы так обрадовались, что забыли о них совершенно.
А когда опомнились – их в трапезной уже не
оказалось.»
Этот случай был известен схиигумену
Санаксарского монастыря старцу Иерониму.
(Рассказывается о нем в книге «Чудеса
последнего времени».)
Второе чудо, описанное в той же книге, произошло
после того, как был поставлен крест на большом
куполе Успенского собора. Над куполом появилась
сама святая мученица Параскева, а из пустого
храма доносилось молебное пение неземной
красоты.
Множество чудесных исцелений происходит в
обители и по сей день. Об этом свидетельствует и
большая икона святой Параскевы, украшенная
множеством приношений благодарных боголюбцев.
– Как-то дежурили мы в часовне над святым
источником, – рассказывает моя собеседница
Любовь, – слышим, мужчина, вошедший в купальню,
плещется в воде очень долго. Говорим: не положено
так, что вы делаете, надо только три раза с
молитвой и благоговением окунуться…
– Это я с радости и от благодарности не
удержался, – рассказал потом этот житель
Саранска. – Обнаружили у меня опухоль в голове.
Перед операцией решил на источник прийти. И что
вы думаете? Опухоль так уменьшилась, что операцию
перенесли, а потом и вовсе вмешательство
хирургическое стало не нужно.
– Одна женщина поделилась печалью, –
продолжила сестра, – что ее дочь долго не могла
иметь детей. Мать молилась святой Параскеве, а
дочь свою привезла на источник. Через год
счастливые мать и бабушка уже нянчили двойняшек:
мальчика и девочку.
Привозили сюда и женщину из Перми со
злокачественной опухолью, которой, по
предположениям врачей, жить осталось не больше
недели, ходить она уже не могла. А через полгода
она сама с экскурсией приехала в обитель, а потом
и еще была здесь не раз.
Кстати, из Перми приезжают в
Параскево-Вознесенский монастырь не только на
экскурсии, много монахинь и послушниц в обители
именно из этого города.
Сегодня в обители более 60 сестер – это в десять
раз меньше, чем до революции. Вновь обретена
икона святой мученицы Параскевы с частицей ее
мощей, писанная на Афоне в XIX веке. Выстроен
храм-часовня над источником святой мученицы и
купальни, обустроены и два других источника:
Преподобного Серафима Саровского и Николая
Чудотворца. Восстанавливаются соборы и другие
монастырские здания. Возвращаются прежние
святыни, например Святое Евангелие игумении
Евпраксии, подаренное одним из благодетелей,
икона святой Параскевы, написанная сестрами,
подаренная первой игумении. Пополняется
монастырь и новыми святынями. А вот икона Божией
Матери «Благодатное Небо», пожертвованная
из Рузаевки, явила благодать свою в обители. Эта
старинная, почерневшая икона стала источать
обильное миро. Священник, собирая его, помазывал
после богослужения монашествующих, а затем и
всех пришедших в храм. Был среди прочих
пятиклассник Ваня Жевакин, один глаз которого от
рождения был прищурен и плохо видел. После
помазания глаз приоткрылся, а зрение улучшилось.
Это подтвердили и врачи. Сейчас икона
отреставрирована и находится в Успенском соборе.
Святое озеро в Пайгарме. Фото Аллы Андриановой
До революции жил в поселке блаженный
Григорий. Он часто бывал в монастыре, и все сестры
его знали. Ходил Гришенька всегда босой, и зимой и
летом, одевался в мордовский женский костюм со
множеством бус, носил их как вериги, до четырех
пудов. Гришенька часто обличал нечестивых,
предсказывал будущее и очень любил обитель. Но
однажды произошел случай, значение которого
смогли понять много позже. Вбежал блаженный с
гармошкой в архиерейские покои и стал петь и
плясать. Сестры взашей выгнали блаженного
Григория – не могли они уразуметь, что этим он
предсказывал будущую участь архиерейских покоев
и храма Архистратига Михаила, в котором до сих
пор еще размещается Дом культуры. Сейчас мощи
блаженного Гришеньки покоятся в усыпальнице
монастыря, где по традиции читают сестры
неусыпаемую Псалтирь. Между усыпальницей и
Успенским собором похоронены две первые
игумении обители: Параскева и Евпраксия, но пока
могилы их не удалось найти. Была у монастыря и еще
одна, последняя игумения – Мария, которая
руководила монастырем до его закрытия в
советские годы и пострадала за верность Христу в
тюрьме, но о ней мало что известно.
– Как приходят сестры в обитель?
– По-разному, и всегда с благословения. Но
сначала бывают послушницами – иногда год, а то и
два, и три. Если выдержат труд монастырский, то,
конечно, их матушка «одевает» и в иночество,
и в монашество. А вот схимонахиня у нас пока одна
– мать Сарра.
– Какие послушания несут сестры? Есть ли в
обители мастерские, какими славился ранее
Параскево-Вознесенский монастырь?
– Есть иконописная мастерская, где сестры
пишут и реставрируют иконы. Есть мастерская
резьбы по дереву, есть златошвейная мастерская,
здесь вышивают сестры плащаницы, хоругви и все,
что настоятельница благословит. На подворье,
недалеко от монастыря, – скотный двор, коровы,
телята, куры, лошадка, есть и огород, и сад, и луга.
Была в монастыре некоторое время воскресная
школа. В нее ходили в основном дети военных той
части, что находится на территории монастыря. Но
они уже выросли, а другие пока не идут. Будет
интерес – откроем школу. Жалко, что местные, как
правило, обходят монастырь. Зато издалека едут
автобусами, бывает, и по три, четыре автобуса
сразу нахлынут. Благо гостиничный корпус у нас
большой. Мы рады принять всех, кого Бог пошлет,
исполняя предсмертный завет первой игумении
Параскевы:
«Завещаю вам помогать нуждающимся, принимать
странных, бесприютных и безродных стариц, а также
детей-сирот в приют, мною устроенный, и детей
поселян учиться в церковную школу. Учите их
словом и примером всем христианским
добродетелям. Всех несчастных и печальных
утешайте – и Господь не оставит вас Своею
милостью».
Вот и еще один дальний уголок нашей необъятной
России открылся мне Божией милостью, чтобы
открылись глаза и уши тех, кто живет в
окрестностях Пайгармы под покровом святой
мученицы и целительницы Параскевы, чтобы и они
воззрели на свою святыню.
Побывала я в монастыре этим летом дважды: в день
приезда на родину отца и в день отъезда, когда
возвращалась с детьми в Москву.
Втиснулись мы в местный автобус, идущий из
Рузаевки в Пайгарму. Про такое говорят: «как в
бочке селедки». Но ехать-то надо всем,
следующий рейс только через три часа… Ворчат
люди, но теснятся, моя дочь оказалась на руках
женщины средних лет:
– Доедем, детка, не печалься, – успокаивала
она перепуганную маленькую москвичку.
Оказалось, едет она со всей семьей: дочерью,
зятем, внучкой от бабки-знахарки, от сглаза
исцеляться ездили. Малышка-внучка очень хворает,
и в доме непонятно что происходит…
– В монастырь-то свой ходите? Младенца
причащаете?.. А на источник святой? Знаете,
сколько народу получили там исцеление?
– Нет, не были в церкви с тех пор, как крестили
малышку. А монастырь-то у нас из окна видно…
Женщина задумалась, потупила добрые, усталые
глаза.
– И то правда, хватит по бабкам ездить, в
воскресенье в храм пойдем все вместе.
Подарила я ей на память нашу газету
«Воскресная школа». Надеюсь, станут нашими
читателями, а может, и подписчиками, и школа в
обители Святой Параскевы возродится. И помилует
Господь нас, и простит, и спасет малых детей
наших.
Москва – Рузаевка – Пайгарма
© Алла АНДРИАНОВА
Фото автора
Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь — Пайгарма, Мордовия Республика
Для верующих мы собрали на этой странице информацию о храме. Если вы знаете что-либо больше или информация изменилась, если у вас есть фотоматериалы и вы хотели бы помочь другим верующим людям, присылайте эту информацию на почту [email protected]. Как по частицам собиралась история, так и сейчас каждый может сделать свой вклад на благо Веры Православной.
Женский монастырь, расположенный у почитаемого с XVIII в. Пятницкого источника. Основан в 1865 дворянкой М. М. Киселевой и послушницей П. С. Смирновой (позже — игумения Параскева) как женская община, в 1884 получил статус монастыря. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с большим хозяйством, школами, приютом, больницей и богадельней. Закрыт в нач. 1920-х. Постройки были заняты больницей, затем складами, военной частью, ограда и колокольня сломаны. Восстановлен в 1994.
информация о храме:
Полное название: Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь, Пайгарма
Адрес: респ. Мордовия, Рузаевский р-н, с. Пайгарма
Адрес на 1917 год: Пензенская губ., Инсарский у., д. Пайгарма
Координаты: 54.079736°N 44.831718°E
Епархия: РПЦ МП
Первое упоминание 1884
Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь, Пайгарма находится по адресу респ. Мордовия, Рузаевский р-н, с. Пайгарма в Пайгарма. Этот храм относится к епархии РПЦ МП впервые официально упоминается в архиве 1884 г. от Рождества Христова.
На нашем сайте представлена справочная информация об этом храме. Благослави Вас Бог!
Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.
Если вы считаете, что наша информация о храме неверна или не полна, или у вас есть более хорошие фотографии, актуальные контактные данные, расписание служб, ссылки на страницы храма в интернет — присылайте их нам на почту: [email protected]. Мы будем рады обновить страницы.
Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.
Золотые купола (или поездка по маршруту Пенза-Пайгарм-Саранск-Пенза).
29 Июня (прошлая пятница в этом году) – это такой день из 365, который наша компания обычно проводит не на работе, не дома и даже не в Пензе. В этот день, мы по уже давно сложившейся традиции набираем еды, питья, садимся на машину и отправляемся к… золотым куполам, в Мордовию. Зачем? Потому что есть повод! К тому же там очень и очень красиво. Хотя, что я рассказываю – смотрите сами:
29 Июня каждый год наш путь всегда традиционен — выезжаем из Пензы на М5, на Москву, уходим направо на Анновку, а там дальше полями, полями и перелесками до Мордовии, до Пайгарма, где расположен Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь.
Монастырь Святой Параскевы может не очень древний (дата основания 20 июля 1865 году) и исторически интересный храмовый комплекс. Но очень душевный и приятный, в плане атмосферы, которая в нём присутствует.
Здесь легко и свободно дышится, нет угнетающей толпы, как в Диевеево или других «раскрученных» религиозных объектах и просто красиво. Точнее так: просто и красиво.
Монастырь имеет довольно большую территорию и имеет на своей площади несколько церквей. Самой значимой из которых, является главный, летний пятиглавый Успенский храм. Здесь проходят все основные службы, и именно он всегда открыт в последнее время для туристов и паломников.
За Успенским храмом, буквально у его стен расположилась небольшая часовня, построенная над могилой основательницы монастыря Игуменьи Параскевы. А уже за ней следует второй по значимости храм комплекса – Вознесенский.
Этот храм «тёплый», то есть предназначенный, преимущественно для зимних служб. И когда-то (а было это давным-давно) наше первое знакомство с монастырём Святой Параскевы началось как раз с него. Сейчас он на реконструкции, закрыт, так как восстанавливать там действительно много что надо. Ведь последним «хозяином» всех зданий и угодий монастыря было Министерство обороны, разместившее в Пайгарме резервные аптечные склады. Оба каменных храма для удобства хранения ящиков с препаратами были рассечены перекрытиями на два этажа, причем двутавровые металлические балки вмуровывались прямо во фрески. Когда мы впервые попали сюда, по большей части территории нынешнего монастыря ещё разгуливали солдатики. Теперь их уже не видно. Но, честно сказать, некоторые атавизмы казарменной жизни в монастыре всё ещё прослеживаются.
Кстати, из-за постепенного возвращения военными всех зданий монастыря (а процесс это был весьма долгий), службы периодически переносились от одной церкви к другой. Например, ребёнка наших друзей, крестили в Пайгарме как-то даже в храме В честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радостей», который по большому счёту представляет из себя обыкновенное жилое здание-общежитие для монахинь.
Но военный дух постепенно исчезает, монастырь возрождается и отстраивается. И, наверное, главным показателем того, что дела идут на поправку, является то, что за несколько лет перед входом в Успенский собор построили (восстановили на месте разрушенной) огромную колокольню, которая некогда была визитной карточкой Пайгарма. Это настолько мощное и высокое сооружение, что сейчас его отлично видно с трассы Саратов-Н.Новгород. Что является неким путеводным ориентиром, для желающих побывать в Пайгармском Параскево-Вознесенском монастыре.
Единственно, колокольня ещё не закончена. И пока очень диссонирует своим радикальным красным цветом на фоне остальных бело-сине-позолоченных строений монастыря. Да и колокола пока на неё тоже не подняли, продолжая отбивать время службы по-старинке, в небольшой скромной колоколенке рядом с основным храмом.
Но как бы там не было, где бы, какие недоделки не встречались, ещё раз отмечу, что в Пайгарме очень красиво и очень душевно. И если душевную атмосферу передать трудно, то с красотой внешней, красотой архитектурной, надеюсь, вряд ли кто поспорит.
И, пожалуй, именно такой сине-бело-золотой окрас идёт монастырю больше всего. А ведь он был (за много лет существования, да и наших визитов сюда) и практически белым и бело-зелёным и иным по цветовой гамме.
Хотя, есть и моменты, которые лично мне не очень понравились в этот раз. Деревянная церковь над источником, где была обретена главная святыня монастыря – чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы, явление которой когда-то и послужило поводом для основания женской обители, готовится к покраске тёмным лаком, которым уже окрашены купальни рядом.
Хоть и смотрится это более опрятно, чем было, но некой лёгкости и воздушности, которые придавали срубовой церквушке светлые натуральные брёвна, уже не будет. Однако понять такой перекрас, конечно, можно – дерево – материал живой, но стареющий. Особенно, если сруб расположен в низине и буквально на роднике.
Кстати о воде. Вода в Пайгарме жёсткая и сильно обогащенная железом. Поэтому и ручейки и желоба, по которым течёт вода и, в некоторых местах, стены купальни окрашены в яркий оранжевый цвет. Да и при дегустации водички металлический привкус имеется. Что, однако, никак не умаляет достоинств местных святых родников.
В воде которых, обязательно нужно искупаться. Поэтому мы тоже не стали отходить от данной, так же уже сложившийся традиции, и совершили омовение в одной из нескольких, стоящих на берегу живописного озера, купален.
Прогулки на свежем воздухе и купание в святом роднике вызвало у нас обострение аппетита. А ведь в программе был обозначен и Саранск, по которому так же предстояло прогуляться. И желательно не на пустой желудок. Поэтому мы расположились на обед, на одной из окрестных полян, использовав в качестве обеденного стола заросли луговой земляники. Это невероятный кайф – попивать что-нибудь по вкусу и заедать выпитое свежей, сладкой, только с куста земляничкой, которая буквально сама ложиться вам в ладонь.
Но от красот природных предлагаю перенестись к красотам рукотворным – в центр столицы Мордовии, в Саранск, к храму святого праведного воина Федора Ушакова.
Кто бы что ни говорит, насчёт того, что этот храм откровенный новодел и «воткнут» он здесь «ни к селу, ни к городу» (а такие речи иногда приходится слышать), замечу, что по сравнению с другими новоделами (а таких сейчас немало) или попытками «восстановить утраченное», как например, в нашей же Пензе, храм адмирала Ушакова в Саранске стоит и «к селу, и «к городу» и действительно является украшением центра Мордовской столицы.
Храм святого праведного воина Федора Ушакова — собор новый. Строительство его началось в 2003 году. А уже через три года — 6 августа 2006 года храм был открыт и освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
На мой взгляд, по красоте, но при этом, по изяществу и простоте своих форм, храм Ушакова может поспорить, а возможно и дать фору, другому известному «новоделу» недавних времён — храму Христа Спасителя в Москве. Благодаря тонким колоннам, «лёгкости» конструкции и очень правильно подобранному колеру внешних стен, церковь буквально парит в воздухе, как бы являясь продолжением неба и не создавая чувства давления и тяжести, которая присуща, тому же собору Христа Спасителя в столице.
Да и внутреннее убранство храма, так же оставляет очень воздушное впечатление, несмотря на объёмы и монументальность строения.
По мне, храм святого праведного воина Федора Ушакова – это одна из самых красивых церквей нового времени из тех, которые мне удавалось, где-либо увидеть.
Конструкция храма буквально возвышает человека, поднимая сначала его взгляд, а потом и что-то в глубине души, туда, ввысь, к золотым куполам величественного собора.
А нам, удалось подняться к золотым куполам храма адмирала Ушакова в прямом смысле этого слова. Ключарь собора — игумен Фома – человек, во многом благодаря которому у нас и появилась традиции приезжать в июне в Пайгарм и Саранск, провёл для нас небольшую экскурсию, пригласив подняться на верхнюю площадку храма. Туда, куда поднимаются звонари «оживить» колокола и туда, где расположены те самые, видимые издалека, золотые купола собора святого праведного воина Федора Ушакова.
Так что в этот раз нам удалось увидеть Саранск, так сказать, с высоты птичьего полёта. И что снизу, что сверху, Саранск не разочаровывает. Да, строится, прихорашивается, но не разочаровывает.
Притом, наверное, только с высоты куполов собора Ушакова можно увидеть здесь, в Саранске и другие святые купола – купола Богословского Макаровского мужского монастыря, что расположен в селе Макаровка, буквально на выезде из столицы Мордовии.
Но об этом, так же интересном месте мордовской земли, стоит рассказать как-нибудь в другой раз. Так как, если начали уж рассказ о золотых куполах собора Ушакова, а тем более и поднялись к ним, то стоит сосредоточится именно на них. Красота же ведь! Согласны?
Кстати, раскрою вам страшную тайну. Золотые купола храма святого праведного воина Федора Ушакова совсем не золотые. Они выглядят как золото, они блестят как золото, но это не золото. Это круче чем золото! Материал покрытия куполов выполнен по космическим технологиям, он очень дорогой и представляет из себя…
А не скажу, что представляет. 🙂 Потому что одной тайны за один фотоотчёт, по моему мнению, вполне достаточно. Лучше съедите в Мордовию сами, побывайте в Саранске, сходите в центр, к храму адмирала Ушакова и спросите о том, о чём я утаил, местных священнослужителей лично. Возможно они раскроят этот секрет. Возможно нет. Хотя на самом деле не так уж и важно, какие они купола, золотые или нет. Главное что бы «золото» было в душе.
Или в зеркале заднего вида автомобиля. Потому что всё когда-либо заканчивается. Закончилась наша поездка в Пайгарм и Саранск, закончился наш поход по центру Мордовской столицы, закончилась наша экскурсия к золотым куполам собора Ушакова.
Закончился даже этот фотоотчёт о замечательной поездке, состоявшейся 29 июня. А «золото» надеюсь осталось. 🙂
Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь в с. Пайгарма — Мордовия Республика
Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь — возрождающаяся святыня нашего Отечества. Это крупнейшая обитель Саранской и Мордовской Епархии, историко-архитектурная жемчужина самого значительного, после Саранска, муниципального образования Рузаевка. Обитель во имя святой мученицы Параскевы была устроена здесь в 1865 году. На этом месте чудесным образом была найдена в XVIII веке ее икона.
В летописях монастыря говорится об этом. Солдат из крестьян села Рузаевка Инсарского уезда, находясь на военной службе, сильно страдал от болезни ног. Томясь тоскою по родине, но терпеливо перенося страдания, солдат находил истинное утешение лишь в слезной молитве Господу Богу. Однажды больному во сне явилась женщина «небесной красоты» в голубом одеянии с крестом в руках. Но он отнес это видения к обычным снамдаже тогда, когда оно повторилось. В третий раз прекрасная женщина явилась со словами: «Через три дня ты будешь совершенно здоров и возвратишься на родину. Когда придешь на домой, сходи в деревню Пайгарму, в лесу увидишь источник и в нем найдешь мой образ. Устрой над источником часовнюи поставь в ней найденный образ; после этого ты будешь совершенно здоров, никогда не будешь болеть ногами.» исполняя обет служивый построил часовню и после этого поведал о своем чудесном исцелении местным жителям.
Обрадованный благодатной вестью верующий православный люд устремился на поклонение обретенной святыне.Многие, с верою прибегавшие к святой иконе, получали чудесные исцеления от болезней и благодатноеутешение в скорбях и напастях. На иконе, обретенной рузаевским солдатом, был образ святой мученицы Параскевы. Этот первоначальный образ не раз приносили крестьяне из часовни в Рузаевскую церковь, но она чудесным образом снова и снова появлялась на источнике в своей часовне. Впоследствии она была утеряна. Вместо утраченной иконы в XIX веке, на святой горе Афон, была написана новая икона святой мученицы Параскевы, в которую вложена часть святых мощей сей «страстотерпицы Христовой», специально для Пайгармского монастыря.
С тех пор она является гласною святынею Параскево-Вознесенской обители. От целебного же источника и поныне подается исцеление всем приходящим с вероюна это святое место и приемлющим святую воду.
Требы в храме:
кофеен Ascension
кафе AscensionFull Cafe Just Coffee Roaster
Посетите наши представительства
Ascension Addison
Часы работы:
ЧАСЫ:
Пн (6:30 — 15:00)
Вт (6:30 — 15:00)
Среда (6:30 — 15:00)
Четверг (6:30 — 15:00)
Пт (6:30 — 15:00)
Сб (6:30 — 15:00)
Вс (6:30 — 15:00)
Вознесение у кипарисов
Часы работы:
ЧАСЫ:
пн (6:30 до 17:00)
Вт (6:30 до 17:00)
среда (6:30 до 17:00)
четверг (6:30 до 21:00)
пт (6:30 до 21:00)
сб (6:30 — 21:00)
Вс (6:30 — 15:00)
Звезда во Фриско
Часы работы:
ЧАСЫ:
пн (6:30 до 17:00)
Вт (6:30 до 17:00)
среда (6:30 до 17:00)
четверг (6:30 до 17:00)
пт (6:30 до 17:00)
сб (6:30 — 17:00)
Вс (6:30 — 15:00)
Нижняя часть синих эскалаторов парковки
Проектный квартал
Часы работы:
ЧАСЫ:
пн (6:30 до 17:00)
Вт (6:30 до 17:00)
среда (6:30 до 17:00)
четверг (6:30 до 17:00)
пт (6:30 до 17:00)
сб (6:30 — 17:00)
Вс (6:30 — 15:00)
Парковка с услугой парковщика или парковка за соседними квартирами в местах с пометкой «Retail Parking».
Полумесяц
Часы работы:
ЧАСЫ:
пн (6:30 до 16:00)
Вт (6:30 до 16:00)
среда (6:30 до 16:00)
четверг (6:30 до 16:00)
пт (6:30 до 16:00)
сб (6:30 — 16:00)
Вс (6:30 — 15:00)
Бесплатный камердинер с подтверждением перед входом во двор или в Moxies (не служащий отеля Crescent Court Valet).
Два часа бесплатной парковки внизу с подтверждением.Войдите с Maple или Cedar Springs, где вы увидите знак «САМОПАРК». Следуйте указателям «Ascension» и поднимитесь на лифте 200 в вестибюль, там вы увидите указатели, ведущие к следующим нескольким шагам к Ascension.
Вознесение в Форт-Уэрте (Скоро!)
Подпишитесь на рассылку обновлений
.دانلود ها — دانلود رایگان نرم افزار, بازی, فیلم و سریال
جهت دانلود درایور NVidia کارت گرافیک انویدیا آخرین نسخه برای تمامی سیستم عامل ها و سخت افزارهای سری NVidia می توانید به این پست مراجعه کنید. انویدیا (به انگلیسی: NVIDIA Corporation) یک شرکت آمریکایی و پیشگام در امر تکنولوژیهای کارتهای ویدئویی, گرافیکی, ایستگاههای کاری, رایانههای شخصی, карманный و … در سرتاسر جهان است. ان ویدیا یک فروشنده اصلی مدارهای مجتمع (IC) متناسب برای مادربرد کامپیوتر شخصی, پردازندههای گرافیکی (واحد پردازش گرافیکی, GPU) کارتهای گرافیکی و رسانه و وسائل ارتباطاتی برای کامپیوترهای شخصی و کنسول های بازی از قبیل ایکس باکس اصل (Xbox), پلیاستیشن 3 و… میباشد.
داستان بازی نقش آفرینی و نوبتی 3 Baldurs ворота در سال одна тысяча четыреста девяносто четыре از تقویم دیل, دقیقا بعد از وقایع بازی نقش آفرینی»سقوط به جهنم» (Спуск в Авернус) و 100 سال بعد از دومین قسمت از سری بازی, یعنی عنوان Baldur’s Gate II: Shadows Of Amn در سال ۲۰۰۰ منتشر شد ، رخ میدهد. در این داستان مایند فلیرها راهی برای ساخت کشتیهایی به نام نوتیلوید یافتهاند که میتوانند به وسیلهی آنها بین دنیاها سفر کنند, به گفتهی استودیو لارین در طول داستان از سرزمینهای دیگر و حتی آندردارک دیدن خواهیم دید.
شخصیت بازیکن و همراهان اصلی او همگی توسط کرمی انگلی آلوده شدهاند که آنها را به مایندفلیر تبدیل خواهد کرد اما به دلایلی این روند تغییر شکل مثل معمول رخ نمی دهد. از ماموریتهای اصلی شما در بازی Baldurs Gate 3 سب اطلاعات بیشتر در مورد این انگل و دا ردن راهیلبرای نتلاا نتلاا نتلاا. با اینکه مراهان نشانههای تغییر شکل به مایندفلیر را نشان نمیدهند. این انگل هنوز بر روی شما و آنها تاثیرگذار است و به کمک آن شما میتوانید ذهن خود را به مردم دیگر متصل کنید و از دیگر تواناییهایی آن سود ببرید ولی هر چه بیشتر از قدرت این انگل برای پیشبرد اهداف خود استفاده کنید, مایندفیلرهای دیگر که در مسیرتان واهید دید شما را راحتتر کنترل خواهند کرد.
Baldurs Gate 3 v4.1.83.2651 (41774) (ранний доступ) PC-GOG
.