Памятник Микешину — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Памятник Микешину — памятник выдающемуся русскому скульптору, живописцу и графику Михаилу Микешину, установленный в 1985 году на улице Тенишевой в Смоленске.
Памятник Микешину был установлен 4 октября 1985 года около здания Художественной галереи (Музея «Русская старина»). Открытие памятника было приурочено к 150-летию со дня рождения выдающегося скульптора, уроженца Смоленской губернии. Проект памятника создали скульптор Александр Рукавишников и архитектор И. Н. Воскресенский[1].
Памятник обращён к улице Тенишевой. Авторами памятнику была придана романтическая трактовка. Микешин, откинувшись, сидит на скамье перед моделью памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, автором которого он был[2]. Постамент памятника — четырёхгранный, белокаменный, на передней стороне постамента установлена бронзовая доска с надписью: «Михаил Осипович Микешин. 1835—1896»[1].
- «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область». Москва, «Наука», 2001 г.
Микешин, Михаил Осипович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Микешин.Михаил Осипович Микешин (9 [21] февраля 1835, деревня Максимково[2], Смоленская губерния —
Михаил Осипович Микешин родился 9 (21) февраля 1835 года в деревне Максимково[2]Смоленской губернии близ Рославля. Обучался в Смоленске у местного иконописца[3]. В 1852 году поступил в Императорскую Академию художеств, где обучался по классу батальной живописи под руководством Б. П. Виллевальде. В 1858 году с отличием окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Проявившаяся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.
Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника тысячелетия России в Великом Новгороде победил на конкурсе (1859) и был принят к исполнению[4].
После этого М. О. Микешин получил ещё множество подобных заказов. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, адмиралу Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность». Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах, по его проектам исполнены: памятник Педро IV в Лиссабоне и памятник сербскому князю Михаилу Обреновичу в Белграде
Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — Памятник Екатерине II (1873) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888), Ермаку в Новочеркасске (1904) и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Великом Новгороде.
В 1876—1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры, а также в журнале «Весельчак» публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко.
В 1892 году вместе с Ф. Ф. фон-Каналошый-Лефлером, будущим председателем, М. О. Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством (МВД) общества эсперантистов «Espero» («Надежда») в Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.
В 1890 году Михаил Микешин создал эскизы игральных карт. Нарисованные им эскизы карт включены в собрание Русского музея и записаны в книгу поступлений как «проект игральных карт для Императорской карточной фабрики». В музейное собрание серия поступила в 1903 году как «дар Николая II». Однако сами рисунки никогда не находились во владении царской семьи. Императорской карточной фабрикой данная колода так и не была отпечатана[6].
Сын — Микешин Борис Михайлович, скульптор-дилетант.
Неизвестный проект скульптора Михаила Микешина был реализован после его смерти — Российская газета
21 февраля исполняется 185 лет со дня рождения Михаила Осиповича Микешина, автора памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Михаил Микешин получил всенародную известность благодаря многофигурным скульптурным работам, которые стали не только его визитной карточкой, но и новым словом в искусстве Российской империи. Обращение к традиционным символам и понятным художественно-изобразительным средствам позволили Микешину сформировать узнаваемый творческий почерк.
В фонде военного историка А.М. Зайончковского Российского государственного военно-исторического архива были обнаружены документы, посвященные нереализованному проекту М.О. Микешина1. Объемистое дело под названием «Русский художник М. Микешин» состоит из переписки скульптора с императором Александром II и строительным отделением Морского министерства, сметы, докладных записок и уникального эскиза памятника Севастопольской обороне.
Эскиз памятника Севастопольской обороне. Фото: РГВИА
Письмо императору
14 декабря 1874 г. Микешин отправил письмо императору с предложением о возведении памятника Севастопольской обороне 1854-1855 гг.: «Великое дело Севастопольской обороны должно быть увековечено в народной памяти. Лучшим же средством для сего без сомнения служат скульптурные памятники. Памятник, трактованный в смысле вышеизложенных народных идей, был бы люб и дорог народу, и служил бы на будущие века назиданием и поощрением ему же, народу, укрепляя его в тех же принципах, кои руководили им в моменты его честного раздражения. Нынешнее время представляется наиудобнейшим для сооружения памятника «Севастопольской обороне»»2. Вместе c письмом в архиве были обнаружены описание проекта и эскизный набросок. Этот проект повлиял не только на карьеру Микешина, но и на развитие эстетики памятников Севастополя, установленных на рубеже XIX-XX вв.
Черновик обращения М.О. Микешина к императору Александру II. 1874 г. Фото: РГВИА
В 1875 г. Городская Дума Севастополя приняла решение никогда не застраивать места бывшей оборонительной линии, отметить ее памятной стенкой, а на местах бастионов разбить скверы и установить памятники. Для этого в 1899 г. был учрежден комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны. Город начал наполняться памятными знаками, воссоздающими места укреплений и событий обороны.
Но еще за год до этого М.О. Микешин, уже получивший всероссийскую известность благодаря своему памятнику «Тысячелетие России» в Новгороде, предложил концепцию памятника, который должен был превратиться в символ трагических событий 1854-1855 гг.:
«Его Величество, возлюбленный Государь наш, утверждая памятник 1000-летия России изволил одобрить мою идею о том, чтобы в этом народном памятнике были помянуты все, кто способствовал славе и величию Нашего Отечества, не глядя на различие как ранга помещаемых личностей, так и способов, которыми личности эти проявили полезность своей деятельности… Нет возможности после сего сомневаться, что и в данном случае в идее о памятнике Севастопольской обороне Его Величество отнесется к значению этой святой раны исторического тела нашей родины с общенародной точки зрения»3.
М.О. Микешин.
Каким мог быть памятник
Еще в 1871 г. Михаил Микешин получил заказ на новый проект от Морского министерства, пожелавшего почтить память адмиралов Крымской войны В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и В.И. Истомина. Одним из условий заказчика стала высота памятника в две сажени4, при этом речь шла об установке трех бюстов адмиралов, что показалось Микешину невозможным. Одновременно с этим активно обсуждалась идея строительства памятника генералу С.А. Хрулеву. Подобное стечение обстоятельств вдохновило Микешина на идею, озвученную императору, о едином народном памятнике, который прославил бы всех героев обороны: вместе с военачальниками — «Корниловыми, Нахимовыми, Истомиными, Хрулевыми», — рядовых «в роде Ивановых, Иванчуков, Иваницких…»5.
На вершине Малахова кургана автор предположил установить памятник в виде пирамиды или обелиска. Составные части пирамиды были представлены грудой оборонительных орудий: пушки, мортиры, единороги, «так, чтобы самая пирамида эта служила выражением средств, употребленных защитой»6. Обломанный морской якорь, увенчанный геральдическим орлом, располагался на вершине композиции. Изображения трех адмиралов должны были украшать три стороны символического якоря. Эскиз, обнаруженный в деле о памятнике, иллюстрирует сложность задачи, поставленной Микешиным, и обращение к излюбленной многофигурной композиции7.
Подножие пирамиды, расположенной на порфирно-гранитном пьедестале, по проекту окружал многофигурный скульптурный ансамбль, изображающий многих участников обороны8. Здесь же Микешин хотел добавить портреты народных героев.
Б.П. Виллевальде. Открытие памятника «Тысячелетие России». 1864 г.
Несбывшиеся планы
Ответом на это предложение послужило письмо от строительного отделения технического комитета Морского министерства после представления генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу: не стоит выходить за рамки запроса, памятник не должен превосходить означенного размера в две сажени, а на вершине лучше изобразить крест, а не орла9. Итоговое решение относительно проекта неизвестно, он лишь упоминается как нереализованный «Севастопольский проект»10.
Можно предположить, что отсутствие достаточного финансирования на строительство памятников в Севастополе, приоритетное направление реконструкции города и слишком масштабный по своему времени замысел — наиболее очевидные причины, по которым проект не был реализован. Спустя три года после смерти Микешина в 1896 г. была создана специальная комиссия, занимавшаяся организацией 50-летнего юбилея обороны Севастополя.
Эта комиссия и занялась мемориализацией обороны города.
Памятник В.А. Корнилову.
Памятник Корнилову
В городских монументах были реализованы многие замыслы Микешина. Малахов курган стал центром мемориализации, как и предполагал Микешин11. Большая часть художественно-изобразительных элементов нашли свое место в новых севастопольских памятниках благодаря новым авторам и прежним героям.
В 1895 г. был открыт один из самых ярких севастопольских памятников — многометровый монумент на месте смертельного ранения Корнилова на Малаховом кургане. На гранитном пьедестале бронзовая фигура адмирала, который одной рукой опирается о землю, а другой — указывает на город. Слева, ниже фигуры адмирала — фигура матроса Кошки, заряжающего орудие. Изображение простого матроса вместе с одним из главных национальных героев военной истории Российской империи Корниловым указывает на стремление запечатлеть человеческий подвиг, роль рядового русского солдата, о которой так много говорил Микешин в описании проекта:
«При историческом взгляде на «Севастополь», на этот питомник и могилу народных русских героев мы видим, что дело это, приносящее истинную честь Российскому Государству, сделано людьми не мудрствовавшими лукаво, не учеными тактиками, а простым русским православным людом, взятым от сохи»12. Военное орудие выступает здесь в качестве отдельного элемента композиции, а не декоративного фона, что нередко встречается в скульптуре имперского периода.
Подобную особенность можно заметить и на памятниках Э.И. Тотлебену и П.С. Нахимову: якоря, мортиры, пушки, единороги — не лежат у подножия, а организуют скульптурный ансамбль.
Памятник адмиралу П.С. Нахимову.
Памятники Нахимову и Тотлебену
В 1898 г. открыли памятник адмиралу П.С. Нахимову у Графской пристани. А в 1909 г. появилась грандиозная многофигурная композиция, увенчанная скульптурой инженер-генерала Э.И. Тотлебена, руководителя севастопольской обороны. Авторами этих произведений стали А.А. Бильдерлинг, глава юбилейной комиссии и художник многих памятников этого времени, а также академик, скульптор И.Н. Шредер, друг Микешина, в молодости консультировавший художника по вопросам скульптуры13.
Памятник графу Э.И. Тотлебену.
Совершенно отчетливо идея участия «простого русского солдата» оказалась реализована в памятнике Тотлебену у входа на Исторический бульвар авторства А.А. Бильдерлинга и И.Н. Шредера. Фигура Эдуарда Ивановича Тотлебена возвышается над скульптурной группой из шести человек: солдат с киркой и лопатой, строящих укрепление, сапера, занимающегося контрминной галерей, матроса-артиллериста и двух солдат с оружием, смотрящих прямо и готовящихся к бою. Именно о них, обычных людях, и говорил Микешин в своем проекте, предлагая разделить реализацию данной части проекта между ведомствами: «На счет же стоимости скульптурного изображения всех видов войск вокруг пирамиды, то нет никакого сомнения, что каждый из этих видов войск, в видах удовлетворения собственного благородного самолюбия и за честь сочтет принять расход изображений своих представителей на свой счет; например пехота, флот возьмут всякий на себя свою часть взноса; казаки свою»14. Остальное — разделить между средствами от всероссийской подписки и частными жертвователями.
Торжественное открытие мемориального комплекса памятников обороны Севастополя в 1854-1855 гг, 1941-1944 гг «Малахов курган». Фото: РИА Новости
Идеи не пропали всуе
Эскизный набросок Михаила Осиповича Микешина дает возможность представить монументальное произведение искусства, призванное запечатлеть всех героев обороны Севастополя. Мы видим, что многие идеи Микешина нашли свое место в монументальных произведениях Севастополя и после смерти автора.
1. Русский художник М. Микешин. // РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72.
2. РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72. Л. 3об.
3. Там же. Л. 5об-6.
4. 2 сажени = 4,26 метра
5. РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72. Л. 3.
6. Там же. Л. 6.
7. Там же. Л. 89.
8. «На нем же, вкруг подножия пирамиды сравнительно в небольшом формате, в непрерывном сцеплении, помещается множество фигур, изображающих участников обороны; тут будут представители всех полков армии: пехоты, кавалерии, артиллерии, флота, саперов, пластунов, иррегулярных войск, Греческого Болгаро-Сербского батальонов, духовенства, медицины, сестер милосердия и других женщин, участвовавших в защите, а также и малых детей…» (Там же. Л. 7).
9. Там же. Л. 106.
10. Канашкина О.Н. М.О. Микешин — автор известных проектов монументальных памятников второй половины XIX века // Материалы Всероссийских научных конференций «Коненков и его век» и «Голубкинские чтения». М., 2004. С. 303-319.
11. РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72. Л. 6.
12. Там же. Л. 3.
13. Канашкина О.Н. Указ. соч.
14. РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72. Л. 9.
М.О. Микешин: русский художник и скульптор
В конце февраля мы вспоминаем русского художника и скульптора Михаила Осиповича Микешина, автора выдающихся памятников, украшающих города России. В этом году исполнилось 182 года с его рождения.
Михаил Микешин родился в 1835 году в Смоленской губернии, в деревне Максимково Рославльского уезда. До сих пор в Максимкове сохранилась церковь в честь Казанской иконы Божьей матери, в которой крестили будущего скульптора. Сын крестьянина, первые свои представления о живописи он получил у местного иконописца Тита Андроновича, который научил его грунтовать холсты, приготовлять масляные краски, делать подрамники. Окончив уездное училище с отличием, поступил в гимназию в Смоленске, из которой ему пришлось уйти по воле отца. Михаил Микешин отправился работать чертежником на строительство шоссе «Москва-Варшава», а в свободное от работы время брал уроки рисования у местного живописца.
В это время в жизни М. Микешина произошла судьбоносная встреча с А.А. Вонлярлярским, который обратил внимание на талантливого юношу и забрал его в своё имение под Смоленском. Вонлярлярские – шляхтичи немецкого происхождения, служившие России. Один из них – Александр Васильевич Вонлярлярский, участник Суворовских походов, выйдя в отставку, занялся обустройством имения под Смоленском. Все его четверо сыновей по традиции проходили службу в гвардейских полках Русской армии, а при выходе в отставку проживали в своих имениях. Александр Вонлярлярский владел имением Вонлярово, в котором некоторое время и жил Михаил Микешин. Затем он уговорил О.Е. Микешина отпустить сына на обучение в Санкт-Петербург в Академию художеств. Это и произошло в 1852 году: А. Вонлярлянский на свои средства устроил Михаила Микешина в Академию, где он обучался под руководством Б.П. Виллевальде. Окончив Академию с отличием, за картину «Въезд графа Толли в Магдебург» талантливый художник получил большую золотую медаль, а также право на шестилетнее пребывание за границей на казённый счёт для совершенствования мастерства.
В период обучения в Академии Микешин написал серию картин, посвящённых военной истории, за которые удостоился всевозможных наград. Ещё в конце первого года обучения Микешин представил на выставку Академии художеств картину «Лейб-гусары у водопоя»; картина удостоилась многих похвал в печати и вскоре её приобрёл император Николай I. После этого Микешина пригласили преподавать уроки рисования членам царской фамилии.
М.Микешин не поехал совершенствовать свое мастерство за границу: в апреле 1859 года Александр II утвердил условия конкурса на создане памятника, так нужного России. Памятник должен был быть установлен в Новгороде и посвящён призванию варягов на Русь. В конкурсе приняли участие более пятидесяти проектов. По итогам тайного голосования жюри, а в него входили такие известные деятели культуры, как архитекторы К.П. Тонн и А.И. Штакеншнейдер; художники Ф.А. Бруни и П.В. Басин; скульпторы П.К. Клодт и Н.С. Пименов, победил проект М.О. Микешина. Автор получил заказ от правительства на изготовление памятника на территории Новгородского Кремля. Памятник создавался в сотрудничестве с архитектором И.Н. Шредером и скульптором В. Гартманом. М.Микешин осуществлял общее наблюдение за ходом работ, отвечал за художественную сторону проекта и за композиционное единство памятника. Ему, художнику, пришлось под руководством Ивана Шредера изучить скульптурную технику, чтобы самому участвовать в работе над памятником. Вся работа велась в сжатые сроки, и в сентябре 1862 года монумент был торжественно открыт в присутствии императора и членов его семьи.
Памятник тысячелетию России повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии и посвящён целому народу – государям, православным святым, великим князьям, людям, прославившим Россию. Монумент в своей композиции напоминает колокол, он состоит из трёх ярусов, символизирующих Православие, Самодержавие и Народность.
По окончании работы над памятником М.О. Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени. Памятник тысячелетия крещения Руси создал Микешину репутацию выдающегося русского зодчего, поэтому, почти отказавшись от живописи, он стал участвовать в различных конкурсах на создание проектов монументальной скульптуры. Он принимал участие в конкурсах на проект памятника императрице Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве, М.Ю. Лермонтову в Петербурге, Ермаку в Новочеркасске.
Из всех творений Микешина жителям и гостям Петербурга, вероятно, наиболее интересен монумент Екатерине II. Над художественной композицией памятника работал М.Микешин. Интересно, что на тот момент ему было всего двадцать пять лет и его не хотели допускать к конкурсу, так как юноша не был скульптором. Более десяти лет художник трудился над проектом, и в итоге его модель премировали на Лионской промышленной выставке. Благодаря этому памятник императрице решено было установить не в Царском селе, как предполагалось ранее, а в центре Невского проспекта, в Александринском сквере. Торжественное открытие монумента состоялось в 1873 году и было приурочено к 100-летию восшествия Екатерины Великой на престол. Модель Императрицы выполнил скульптор Матвей Чижов, а фигуры, расположившиеся на пьедестале – Александр Опекушин.
М.О. Микешин говорил, что «публичный памятник лишь тогда соответствует цели, когда он отвечает сложившимся в народе воспоминаниям и передаёт эти воспоминания потомству в ясной и наглядной форме». Когда мы смотрим на этот величественный монумент, перед нами раскрывается история 34-летнего царствования в лицах. Лучшие полководцы и государственные деятели, служившие верой и правдой Отечеству, увековечены на гранитном пьедестале у ног Государыни-матушки. Это фельдмаршал граф П.А. Румянцев-Задунайский, светлейший князь Г.А. Потемкин, генералиссимус князь А.В. Суворов, поэт и государственный деятель Г.Р. Державин, директор Петербургской Академии наук Е.Р. Дашкова, дипломат князь А.А. Безбородко, президент Императорской Академии художеств И.И. Бецкой, адмирал и мореплаватель В.Я. Чичагов и генерал-аншеф граф А.Г. Орлов.
Сложный по своей композиции памятник покоится на пьедестале из разных сортов гранита, доставленных в Петербург с каменоломен Карельского перешейка по воде (для этого была построена пристань возле Летнего сада, откуда гранит перевозился к месту обработки). Центральная часть монумента – статуя императрицы Екатерины высотой 4,35 метра, со скипетром и лавровым венком в руках, в горностаевой мантии и с высшим орденом Империи – Святого Андрея Первозванного. Михаил Микешин изобразил Екатерину в образе властной государыни, что видно по царственной осанке и снисходительной улыбке на лице.
В Петербурге существует легенда, что, когда шла церемония закладки памятника, одна знатная дама бросила в котлован свой перстень, за ней последовали и другие; драгоценностей оказалось так много, что пришлось приостановить церемонию… Загадку о несметных сокровищах памятник хранит до сих пор.
Памятник Екатерине Великой, созданный М.О. Микешиным, прошёл испытание временем: не был уничтожен после революции, сохранен во время ленинградской блокады. До сих пор он радует горожан и является композиционным центром Александринского сквера.
В Петербурге есть ещё одна скульптура, связанная с именем М. Микешина – это памятник М. Ю. Лермонтову на одноименном проспекте в Адмиралтейском районе. Инициатором открытия данного памятника был начальник Николаевского кавалерийского училища генерал-майор Де-Витта. В 1912 году был объявлен конкурс на проект памятника великому поэту, одно из призовых мест присудили Б.М. Микешину – сыну М.О. Микешина. Именно проект Бориса Микешина и был утвержден.
Закладка памятника состоялась 1 октября 1913, а открытие планировали через год – в 1914 году, ко дню рождения поэта. Но помешала Первая Мировая война. В итоге освящение и торжественное открытие состоялось в мае 1916 года, к 75-летию со дня смерти поэта. Высота скульптуры – 1, 75 метра, высота постамента – 2 метра, на нем надписи, перечисляющие основные произведения М.Ю. Лермонтова: Демон, Герой нашего времени, Бородино, Пророк, Мцыри. Памятник был отлит из бронзы на бронзолитейном заводе К. Робекки в Петербурге.
В 1876-1878 годах М.О. Микешин работал в качестве художника в журнале «Весельчак», где публиковал иллюстрации по произведениям Н.Гоголя и Т. Шевченко. В 1903 году Николай II передал Русскому музею эскизы игральных карт, которые Михаил Микешин создал как «проект игральных карт для Императорской карточной фабрики».
Михаил Осипович Микешин скончался 31 января 1896 года в Петербурге и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1985 году к 150-летию со дня рождения художника и скульптора на его Родине, в Смоленске, был открыт памятник.
Ольга Турецкова
При подготовке статьи использованы материалы из открытых источников
Михаил Микешин — скульптор памятника «Тысячелетие России», фото работ
Творчество Михаила Микешина (1835 -1896)
Облик Михаила Осиповича Микешина известен в настоящее время главным образом по портрету, созданному Репиным (1888), необычайно выразительному и запоминающемуся. Изображен человек самоуверенный, артистичный, покоряющий размахом. Человек в расцвете славы и упоенный славой.
Слава пришла к Микешину внезапно — его популярность связана с памятником «Тысячелетие России» в Новгороде. Есть у памятника своя собственная история. Вся страна собирала деньги на его постановку. Разрушенный во время Великой Отечественной войны, он был восстановлен буквально по кускам. Не все знают сейчас имя скульптора, ибо творческая репутация Микешина претерпевала изменения, и ныне его произведения оцениваются далеко не так высоко как при жизни. Но тогда, в 1859 году, победа на конкурсе на лучший проект подарила Микешину не только славу — эта победа целиком определила его дальнейший путь в искусстве, путь скульптора, потому что до этого он скульптором не был.
Биография Микешина
Работа над памятником «Тысячелетие России»
Три года длилась работа над памятником. Обучаясь лепке у И. Н. Шредера, Микешин привлек его к выполнению проекта, как и А. М. Опекушина, М. А. Чижова, Р. К. Залемана, A. Обера, братьев Лаверецких и других профессиональных скульпторов. Эта артель под руководством Микешина и по его эскизам осуществила в материале подготовительную и окончательную модели произведения. Впоследствии Микешин пользовался таким коллективным методом работы и при осуществлении других своих проектов — памятников Екатерине II в Петербурге (1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (1888) и т. д.
В 1860—1880-е годы Микешин сделался самым популярным русским скульптором-монументалистом. Его памятники украшали многие города России — памятник Ермаку был воздвигнут в Новочеркасске, Козьме Минину — в Нижнем Новгороде, матросу Шевченко — в Николаеве, адмиралу В. И. Истомину — на Малаховом кургане в Севастополе. С русским флотом у Микешина было связано особенно большое количество заказов (флот был гордостью России в эпоху русско-туредких войн): им были выполнены памятники адмиралу С. Грейгу, «Победам русского флота», адмиралам В. А. Корнилову и П. С. Нахимову; он даже делал скульптуры для украшения судов.
Связанный с официальными заказами и с прославлением официальных героев, Микешин в своих работах удовлетворял официальному вкусу — впрочем, это был и его вкус, отмеченный тягой к помпезным решениям, к почти барочной избыточности (Микешин связан со стилевым течением известным под названием «второе барокко»).
Хотя славу Микешину принесли его скульптурные работы, он не ограничивался только ими. Изредка он выступал как живописец («Перед самоубийством», 1891), чаще — как график (иллюстрации к «Вию» Н. В. Гоголя, к произведениям Т. Г. Шевченко — «Иллюстрированный Кобзарь», 1896; А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова).
Его искусство адресовалось самой широкой аудитории: он рисовал даже лубки и карикатуры. Работал Микешин и как писатель-очеркист, иллюстрируя рисунками свои произведения. В 1876—1878 годах он издавал на собственные средства журнал «Пчела», где публиковал рисунки, статьи, воспоминания о Некрасове и Шевченко.
Человек, целиком принадлежавший своей эпохе, разделяющий расхожие представления и вкусы этой эпохи, Микешин обладал огромной популярностью, даже славой.
Галерея скульптур Микешина
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
Памятник Ермаку в Новочеркасске
Памятник М. Ю. Лермонтову в Санкт-Петербурге
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
relatedArticlesПамятник Микешину — это… Что такое Памятник Микешину?
Памятник Микешину — памятник выдающемуся русскому скульптору, живописцу и графику Михаилу Микешину, установленный в 1985 году на улице Тенишевой в Смоленске.
Местонахождение и история
Памятник Микешину в СмоленскеПамятник Микешину был установлен 4 октября 1985 года около здания Художественной галереи (Музея «Русская старина»). Открытие памятника было приурочено к 150-летию со дня рождения выдающегося скульптора, уроженца Смоленской губернии. Проект памятника создали скульптор Александр Рукавишников и архитектор И. Н. Воскресенский[1].
Внешний вид
Памятник обращён к улице Тенишевой. Авторами памятнику была придана романтическая трактовка. Микешин, откинувшись, сидит на скамье перед моделью памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, автором которого он был. Постамент памятника — четырёхгранный, белокаменный, на передней стороне постамента установлена бронзовая доска с надписью: «Михаил Осипович Микешин. 1835—1896»[1].
Примечания
Литература
- «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область». Москва, «Наука», 2001 г.
|
Мыслитель «тысячелетия» в Смоленске | Смоленский Маскарон
Объекты культурного наследия города Смоленска
Михаил Осипович Микешин родился в селе Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 9 (21) февраля 1835 года.
На средства местного помещика А.А. Вонлярлярского Микешин был отправлен учиться в Академию художеств, окончил он ее с большой золотой медалью в 1858 году по классу батальной живописи. В 1859 году в конкурсе на проект памятника, посвященного 1000-летию России, лучшим из 50 проектов отечественных и зарубежных скульпторов был признан проект М.О. Микешина и И.Н. Шредера. 8 сентября 1862 года на Софийской площади Новгорода при большом стечении народа памятник был открыт . Он принес авторам всероссийскую известность.
После успешного окончания работы над памятником в Новгороде проектирование монументов стало основным занятием Микешина. Лучшие его работы, такие как памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, Ивану Сусанину в Костроме, скульптурные двери в часовне князя Пожарского в Суздале, памятник адмиралу Грейгу в Николаеве, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве, позволили ему занять заметное место в истории отечественной монументальной скульптуры.
М.О. Микешин побеждал в международных конкурсах: по его проекту возведены монумент «Португальская конституция» в Лиссабоне и памятник князю Михаилу Обреновичу в Белграде. Работал М.О. Микешин и на Смоленщине в имениях Вонлярлярских. Из парка села Вонлярово в Смоленск перевезены две гранитные вазы, сделанные по его рисунку.
М.О. Микешин — график и живописец, автор интересных путевых заметок, общественный деятель, издатель. В 1870-1880 годах он редактировал журнал «Маляр», издавал один из лучших иллюстрированных журналов «Пчела». Современники за многообразие талантов Микешина и за масштабность созданных им работ называли его «наш Леонардо».
Умер М.О. Микешин 19 (31) января 1896 года, похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Памятник М.О. Микешину установлен в связи со 150-летием со дня рождения художника, открыт 4 октября 1985 года.
Монумент ценен как исторически достоверный портрет русского художника, родившегося на смоленской земле.
Авторы — московский скульптор А.И. Рукавишников, архитектор И.Н. Воскресенский.
Памятник установлен на небольшой карманной площади, которая организована с левой стороны улицы Тенишевой перед муниципальным бюджетным учреждением культуры «Центр культуры» и слева от областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник». Улица Тенишевой — оживленная магистраль, ведущая в город Рославль, — родные места художника.
Памятник представляет собой монументальную композицию: крупная бронзовая фигура сидящего художника, перед которым на подставке расположена модель памятника «Тысячелетие России».
Площадка под постаментом неправильной формы, выполнена из кованого серо-розового гранита, территория вокруг вымощена брусчаткой.
На лицевой стороне постамента укреплена чугунная доска с надписью «Михаил Осипович Микешин 1835-1896», на обратной — «Памятник сооружен в честь 150-летия со дня рождения выдающегося русского скульптора, живописца и графика».
Памятник М.О. Микешину является объектом культурного наследия.