Памятник ивану сусанину в москве: Памятник Ивану Сусанину — Википедия

Содержание

Памятник Ивану Сусанину — Википедия

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Автор памятника — скульптор В. И. Демут-Малиновский. Памятник находился в центре города, посреди Сусанинской площади. Разрушен в 1918—1928 годах.
В 1967 году в Костроме установлен памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. А. Лавинского.

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (1851)

История памятника

Высочайшее соизволение на сооружение памятника Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину в Костроме последовало 8 июня 1835 года во время посещения губернского города Николаем I «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». При этом предусматривалось возвести памятник не в Ипатьевском монастыре, а на центральной площади, которая в связи с этим переименовывалась из Екатеринославской в Сусанинскую (при этом император переименовывал площадь, названную в честь его царственной бабушки, дав ей имя крестьянина).

[1]

По этому поводу графиня Е. П. Ростопчина в стихотворении «На памятник, сооружаемый Сусанину», писала[2]:

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин доблестный и верный гражданин,
Святой Руси достойный сын?
Тебя ли можем мы чрез памятник прославить?
Увековечим ли тебя в стране твоей
Деяньем рук и грудами камней?
Чугун растопится… полудня мрамор белый

Раздробят долгие морозы русских зим…
Вид на памятник и Сусанинскую площадь (нач. XX в.)

14 (26) марта 1851 года в центре Костромы был торжественно открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского.

В 1900 году решением городской Думы вокруг памятника был разбит сквер, получивший название Сусанинского.

Сразу после Октябрьской революции над памятником нависла угроза уничтожения: декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 года «О памятниках республики» предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». Памятник «идеально» подходил под эту формулировку: налицо были фигуры и царя, и «слуги». Разрушение памятника было начато накануне первой годовщины революции в 1918 году: с колонны и постамента были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина. Бронзовые фигуры, по одним сведениям, были утоплены в Волге, по другим — будто бы где-то закопаны, по третьим — отправлены в переплавку

[3]. Тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году[4]).

Почти десять лет колонна была закрыта деревянным обелиском, увенчанным красным флагом. На четырёх сторонах обелиска были укреплены портреты вождей российского и международного революционного движения. Пьедестал использовался как трибуна во время революционных торжеств. К 1928 году деревянный обелиск пришел в ветхое состояние, и городские власти распорядились сбросить колонну с постамента и закопать тут же в сквере. Окончательный снос памятника был произведен в 1934 году. Гранитная и мраморная облицовка была разбита на щебень и использована для мощения «нескольких метров мостовой на площади и по Советской улице».

[5]

Колонна была позже выкопана при земляных работах и сохранилась. В начале XXI века колонна была уложена на Сусанинской площади, позднее её убрали и установили на этом месте временный памятный знак, так как в рамках подготовки к празднованию в 2013 году 400-летия династии Романовых памятник планировалось восстановить. Однако в 2012 году памятный знак был также убран, что свидетельствует об отмене проекта, связанного с восстановлением оригинального памятника.

В канун 400-летия династии Романовых (2013) бывший мэр Костромы Борис Коробов установил во дворе своего дома осовремененную версию исторического памятника[6].

Описание памятника

Барельеф на постаменте памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме. Фото В. Н. Кларка (1908)

Памятник представлял собой колонну из красного гранита на четырехугольном пьедестале, увенчанную бюстом юного царя Михаила Фёдоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. В верхней части колонны (под царским бюстом) находился государственный герб — раскинувший крылья двуглавый орёл, в средней части её был укреплён «павловский» герб Костромской губернии. У основания колонны высилась коленопреклонённая фигура молящегося Сусанина, слева от которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его потомству.

Памятник Сусанину — хорош. Он «губернский», скромный, не столичная краса: но закруглен в мысли и форме.

Прежний памятник … оскорблял чувства народа: на мраморной[7] колонне возвышался бюст царя Михаила Романова, а у подножия колонны с выражением рабской покорности сгибалась небольшая фигурка Сусанина.

Интересно, что Н. А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» «распрямляет» этот памятник:

Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий-дедушка,
Мужик на площади.
«Чей памятник?» — Сусанина.

Вся композиция была развернута в сторону Волги и Торговых рядов. На передней стороне облицованного гранитом постамента был вделан барельеф, изображающий сцену убийства Сусанина поляками. На задней стороне постамента золотыми буквами было написано: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник окружала «прекрасная решётка, украшенная арматурами из доспехов и распластанными Николаевскими орлами…». По углам её стояло четыре чугунных фонарных столба.[8]

Памятник Ивану Сусанину (1967)

Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967)

История возведения ныне существующего памятника насчитывает два десятилетия. Первым директивным документом по этому поводу стало постановление о проектировании и сооружении памятника, принятое в 1947 году сессией Верховного Совета РСФСР. Но реально работа над проектом памятника, лишенном монархических и религиозных символов, была начата только в 1959 году по поручению Министерства культуры РСФСР. Проект памятника создан молодым скульптором Н. А. Лавинским как выпускная студенческая работа еще в 1952 году. Были начаты строительные работы на самом краю бывшей Сусанинской площади — у Молочной горы, над съездом к Волге, на месте разрушенной в 1924 году часовни Александра Невского, сооружённой в начале 1880-х годов в память об Александре II.

Однако почти сразу, в июле 1959 года ЦК КПСС было принято постановление «О наведении порядка в деле сооружения памятников», а в сентябре 1961 года за ним последовало решение временно приостановить работы по проектированию и сооружению ряда памятников, в том числе Ивану Сусанину в Костроме[9].

В 1965 году областному руководству удалось переломить ситуацию и добиться возобновления строительства. Конкурса не проводилось, рассматривался только проект Лавинского. В конце года прошло обсуждение проекта памятника общественностью Костромы, в ходе которого проект резко критиковался как дисгармоничный облику исторического центра города

[9]. Тем не менее, проект был утверждён, не в последнюю очередь, благодаря усилиям академика Н. В. Томского, учителя Н. А. Лавинского.

Скульптор Н. Лавинский ещё задолго до решения вопроса о сооружении памятника работал над созданием образа Ивана Сусанина. Работал влюблённо, много, упорно. В результате им создан художественно верный образ русского человека — патриота. Иван Сусанин Лавинского это не фигура, внешне выражающая героизм личности, а личность человека, наполненная большим содержанием жизни и патриотической любовью к своей родине, к своей земле. В образе Ивана Сусанина, созданном Лавинским с убедительной художественной силой, раскрыто величие русского человека, идущего на смертный подвиг не по горячности и наитию, а с полным сознанием всего происходящего, как выполнение долга перед своей родиной, перед своей многострадальной землёй. Замечательна голова в памятнике Сусанину, наполненная высокими благородными чувствами простого человека-патриота. Очень выразителен жест правой руки, утверждающий, что место врагу русской земли только в земле. Памятник в целом с его пьедесталом я считаю большой удачей скульптора и архитекторов. Это не «тумба», как выражаются авторы письма, а «непоколебимый столп», несущий в себе самые высокие, благородные чувства русского народа.

Торжественное открытие памятника состоялось 28 сентября 1967 года. На нём присутствовала авторская группа, создавшая памятник — скульптор Н. А. Лавинский и архитекторы М. П. Бубнов и М. Ф. Марковский.

Памятник представляет собой фигуру крестьянина в долгополой одежде, стоящую на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Фигура развернута к Волге, тем самым обращена спиной к Сусанинской площади.

Примечания

Ссылки

Памятник Ивану Сусанину — Википедия. Что такое Памятник Ивану Сусанину

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Автор памятника — скульптор В. И. Демут-Малиновский. Памятник находился в центре города, посреди Сусанинской площади. Разрушен в 1918—1928 годах.

В 1967 году в Костроме установлен памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. А. Лавинского.

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (1851)

История памятника

Высочайшее соизволение на сооружение памятника Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину в Костроме последовало 8 июня 1835 года во время посещения губернского города Николаем I «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». При этом предусматривалось возвести памятник не в Ипатьевском монастыре, а на центральной площади, которая в связи с этим переименовывалась из Екатеринославской в Сусанинскую (при этом император переименовывал площадь, названную в честь его царственной бабушки, дав ей имя крестьянина).[1]

По этому поводу графиня Е. П. Ростопчина в стихотворении «На памятник, сооружаемый Сусанину», писала[2]:

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин доблестный и верный гражданин,
Святой Руси достойный сын?
Тебя ли можем мы чрез памятник прославить?
Увековечим ли тебя в стране твоей
Деяньем рук и грудами камней?
Чугун растопится… полудня мрамор белый

Раздробят долгие морозы русских зим…
Вид на памятник и Сусанинскую площадь (нач. XX в.)

14 (26) марта 1851 года в центре Костромы был торжественно открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского.

В 1900 году решением городской Думы вокруг памятника был разбит сквер, получивший название Сусанинского.

Сразу после Октябрьской революции над памятником нависла угроза уничтожения: декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 года «О памятниках республики» предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». Памятник «идеально» подходил под эту формулировку: налицо были фигуры и царя, и «слуги». Разрушение памятника было начато накануне первой годовщины революции в 1918 году: с колонны и постамента были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина. Бронзовые фигуры, по одним сведениям, были утоплены в Волге, по другим — будто бы где-то закопаны, по третьим — отправлены в переплавку[3]. Тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году[4]).

Почти десять лет колонна была закрыта деревянным обелиском, увенчанным красным флагом. На четырёх сторонах обелиска были укреплены портреты вождей российского и международного революционного движения. Пьедестал использовался как трибуна во время революционных торжеств. К 1928 году деревянный обелиск пришел в ветхое состояние, и городские власти распорядились сбросить колонну с постамента и закопать тут же в сквере. Окончательный снос памятника был произведен в 1934 году. Гранитная и мраморная облицовка была разбита на щебень и использована для мощения «нескольких метров мостовой на площади и по Советской улице».[5]

Колонна была позже выкопана при земляных работах и сохранилась. В начале XXI века колонна была уложена на Сусанинской площади, позднее её убрали и установили на этом месте временный памятный знак, так как в рамках подготовки к празднованию в 2013 году 400-летия династии Романовых памятник планировалось восстановить. Однако в 2012 году памятный знак был также убран, что свидетельствует об отмене проекта, связанного с восстановлением оригинального памятника.

В канун 400-летия династии Романовых (2013) бывший мэр Костромы Борис Коробов установил во дворе своего дома осовремененную версию исторического памятника[6].

Описание памятника

Барельеф на постаменте памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме. Фото В. Н. Кларка (1908)

Памятник представлял собой колонну из красного гранита на четырехугольном пьедестале, увенчанную бюстом юного царя Михаила Фёдоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. В верхней части колонны (под царским бюстом) находился государственный герб — раскинувший крылья двуглавый орёл, в средней части её был укреплён «павловский» герб Костромской губернии. У основания колонны высилась коленопреклонённая фигура молящегося Сусанина, слева от которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его потомству.

Памятник Сусанину — хорош. Он «губернский», скромный, не столичная краса: но закруглен в мысли и форме.

Прежний памятник … оскорблял чувства народа: на мраморной[7] колонне возвышался бюст царя Михаила Романова, а у подножия колонны с выражением рабской покорности сгибалась небольшая фигурка Сусанина.

Интересно, что Н. А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» «распрямляет» этот памятник:

Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий-дедушка,
Мужик на площади.
«Чей памятник?» — Сусанина.

Вся композиция была развернута в сторону Волги и Торговых рядов. На передней стороне облицованного гранитом постамента был вделан барельеф, изображающий сцену убийства Сусанина поляками. На задней стороне постамента золотыми буквами было написано: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник окружала «прекрасная решётка, украшенная арматурами из доспехов и распластанными Николаевскими орлами…». По углам её стояло четыре чугунных фонарных столба.[8]

Памятник Ивану Сусанину (1967)

Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967)

История возведения ныне существующего памятника насчитывает два десятилетия. Первым директивным документом по этому поводу стало постановление о проектировании и сооружении памятника, принятое в 1947 году сессией Верховного Совета РСФСР. Но реально работа над проектом памятника, лишенном монархических и религиозных символов, была начата только в 1959 году по поручению Министерства культуры РСФСР. Проект памятника создан молодым скульптором Н. А. Лавинским как выпускная студенческая работа еще в 1952 году. Были начаты строительные работы на самом краю бывшей Сусанинской площади — у Молочной горы, над съездом к Волге, на месте разрушенной в 1924 году часовни Александра Невского, сооружённой в начале 1880-х годов в память об Александре II.

Однако почти сразу, в июле 1959 года ЦК КПСС было принято постановление «О наведении порядка в деле сооружения памятников», а в сентябре 1961 года за ним последовало решение временно приостановить работы по проектированию и сооружению ряда памятников, в том числе Ивану Сусанину в Костроме[9].

В 1965 году областному руководству удалось переломить ситуацию и добиться возобновления строительства. Конкурса не проводилось, рассматривался только проект Лавинского. В конце года прошло обсуждение проекта памятника общественностью Костромы, в ходе которого проект резко критиковался как дисгармоничный облику исторического центра города[9]. Тем не менее, проект был утверждён, не в последнюю очередь, благодаря усилиям академика Н. В. Томского, учителя Н. А. Лавинского.

Скульптор Н. Лавинский ещё задолго до решения вопроса о сооружении памятника работал над созданием образа Ивана Сусанина. Работал влюблённо, много, упорно. В результате им создан художественно верный образ русского человека — патриота. Иван Сусанин Лавинского это не фигура, внешне выражающая героизм личности, а личность человека, наполненная большим содержанием жизни и патриотической любовью к своей родине, к своей земле. В образе Ивана Сусанина, созданном Лавинским с убедительной художественной силой, раскрыто величие русского человека, идущего на смертный подвиг не по горячности и наитию, а с полным сознанием всего происходящего, как выполнение долга перед своей родиной, перед своей многострадальной землёй. Замечательна голова в памятнике Сусанину, наполненная высокими благородными чувствами простого человека-патриота. Очень выразителен жест правой руки, утверждающий, что место врагу русской земли только в земле. Памятник в целом с его пьедесталом я считаю большой удачей скульптора и архитекторов. Это не «тумба», как выражаются авторы письма, а «непоколебимый столп», несущий в себе самые высокие, благородные чувства русского народа.

Торжественное открытие памятника состоялось 28 сентября 1967 года. На нём присутствовала авторская группа, создавшая памятник — скульптор Н. А. Лавинский и архитекторы М. П. Бубнов и М. Ф. Марковский.

Памятник представляет собой фигуру крестьянина в долгополой одежде, стоящую на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Фигура развернута к Волге, тем самым обращена спиной к Сусанинской площади.

Примечания

Ссылки

Памятник Ивану Сусанину: зачем Николай I хотел увековечить память костромского крестьянина

Подвиг крестьянина села Деревеньки Костромского уезда Ивана Сусанина, который в 1613 году ценой своей жизни спас молодого царя Михаила Федоровича Романова от польско-литовских интервентов, долгое время не выделялся как нечто выдающееся, а рассказ о его поступке передавался по большей части через устные предания.

Однако в начале XIX века сначала историками и деятелями искусства, а затем и представителями власти была начата кампания по возвеличиванию фигуры Ивана Сусанина и его самопожертвования во имя монархии, апофеозом которой стало открытие памятника героическому крестьянину и спасенному им царю Михаилу в Костроме в 1851 году по приказу императора Николая Первого.

История подвига

После взятия народным ополчением Москвы в 1612 году, молодой Михаил Романов с матерью поселился в родовой вотчине Романовых в Костромском уезде в Домнино. Земский собор в феврале (марте) 1613 года избрал его царём.

Согласно истории об Иване Сусанине, польские интервенты, видя в Михаиле конкурента польскому королевичу Владиславу, который претендовал на русский трон, планировали схватить первого царя в его родовом имении. Подходя к вотчине Романовых, польские солдаты встретили крестьянина, вотчинного старосту из села Деревеньки Ивана Сусанина, который согласился помочь им и выступить проводником, однако, повел их в другую сторону, а сам велел своему зятю Богдану Сабинину предупредить Романовых.

В результате семья Романовых спаслась, укрывшись в Ипатьевском монастыре, а крестьянин Иван Сусанин поплатился жизнью за свой поступок. Документальным подтверждением подвига костромского крестьянина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича от 1619 года, которой, он даровал зятю героя, Богдану Сабинину половину деревни Деревище за поступок Ивана Сусанина.

Кострома как колыбель дома Романовых

Открытие памятника Сусанину и Михаилу Романову именно в Костроме было обусловлено особой ролью этой земли для дома Романовых. Село Домнино было родовым селом Романовых, а Ипатьевский монастырь, стал местом не только спасения царя и его матери, но и местом где Михаил Романов принял делегатов Земского собора 1613 года и решил взойти на престол.

Конечно же, и сам подвиг Сусанина, крестьянина костромской земли, усиливал значение Костромы для Романовых. После всех событий, связанных с избранием Михаила на престол, последующие Романовы стали почитать Ипатьевский монастырь колыбелью своего дома, своей святыней и стремились побывать в нём.

Открытие памятника Ивану Сусанина

Передаваемая из уст в уста легенда о подвиге Сусанина имела до начала XIX века локальное значение, и правящая династия не проявляла особого стремления как-то особо выделить подвиг костромского крестьянина.

Впервые как выдающийся герой и спаситель царя Сусанин был представлен в «Географическом словаре» Афанасия Щекатова, выпущенном в первом десятилетии XIX века. Затем историк Сергей Глинка представил личность Сусанина как идеал доблести в своих исторических трудах. Различные поэты и деятели искусства начала века заразились стремлением возвеличить имя спасителя царя.

Во время своего путешествия по России в 1833-1834 годах, Николай I посетил Кострому и Ипатьевский монастырь, где у него зародилось желание прославить эпоху восшествия Романовых на престол памятником царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину.

Памятник, который было решено поставить не в самом Ипатьевском монастыре, а на одной из городских площадей Костромы, был торжественно установлен 14 марта 1851 года в день Фёдоровской иконы Божией Матери, которая являлась не только главной святыней костромской земли, но и с 1613 года стала покровительницей Романовых. Памятник был поставлен «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Он представлял собой колонну, увенчанную бюстом царя Михаила с позолоченным крестом на груди, перед которой расположилась коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина и содержал подпись «Ивану Сусанину, за Царя – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».

Без сомнения, консерватор и ярый сторонник ничем не ограниченного самодержавия, в царствование которого восторжествовала идея «Православие. Самодержавие. Народность», Николай Первый стремился укрепить пошатнувшееся здание монархии после XVIII века, столетия дворцовых переворотов, западнизации, закрепощения крестьян и пугачевского бунта.

Памятник Сусанину, на фигуру которого предыдущие Романовы не обращали особо внимания, прекрасно вписывался в консервативную концепцию о связи народности и самодержавия, не только отдавая должное самой царственной династии, но и показывая связь крестьянства с монархией.

Императоры из династии Романовых XVIII века слишком далеко зашли в своей европеизации – элита, дворянство и сам императорский двор стали представлять собой отдельный народ, отличный от большей части русского населения не только одеждой и поведением, но даже языком.

После Отечественной войны 1812 года и подавления дворянского заговора декабристов 1825 года, Николай Первый стремился русифицировать слишком европейскую правящую династию и всячески приблизить её к народу. Фигура Ивана Сусанина оказалась для этого дела наиболее подходящей и помимо прочего, имела важное патриотическое значение, показывая единство крестьянства и монархии в борьбе с иноземными захватчиками.

К сожалению, до наших дней памятник не сохранился: он был уничтожен после октябрьской революции 1917 года большевиками. Учитывая, какая идея была заложена в нём, шансов избежать подобной участи у памятника царю и крестьянину не было.

Читайте также:

Зачем Николай I поставил памятник Сусанину — Рамблер/субботний

Подвиг крестьянина села Деревеньки Костромского уезда Ивана Сусанина, который в 1613 году ценой своей жизни спас молодого царя Михаила Федоровича Романова от польско-литовских интервентов, долгое время не выделялся как нечто выдающееся, а рассказ о его поступке передавался по большей части через устные предания.

Фото: КириллицаКириллица

Однако в начале XIX века сначала историками и деятелями искусства, а затем и представителями власти была начата кампания по возвеличиванию фигуры Ивана Сусанина и его самопожертвования во имя монархии, апофеозом которой стало открытие памятника героическому крестьянину и спасенному им царю Михаилу в Костроме в 1851 году по приказу императора Николая Первого.

История подвига

После взятия народным ополчением Москвы в 1612 году, молодой Михаил Романов с матерью поселился в родовой вотчине Романовых в Костромском уезде в Домнино. Земский собор в феврале (марте) 1613 года избрал его царём.

Согласно истории об Иване Сусанине, польские интервенты, видя в Михаиле конкурента польскому королевичу Владиславу, который претендовал на русский трон, планировали схватить первого царя в его родовом имении. Подходя к вотчине Романовых, польские солдаты встретили крестьянина, вотчинного старосту из села Деревеньки Ивана Сусанина, который согласился помочь им и выступить проводником, однако, повел их в другую сторону, а сам велел своему зятю Богдану Сабинину предупредить Романовых.

В результате семья Романовых спаслась, укрывшись в Ипатьевском монастыре, а крестьянин Иван Сусанин поплатился жизнью за свой поступок. Документальным подтверждением подвига костромского крестьянина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича от 1619 года, которой, он даровал зятю героя, Богдану Сабинину половину деревни Деревище за поступок Ивана Сусанина.

Кострома как колыбель дома Романовых

Открытие памятника Сусанину и Михаилу Романову именно в Костроме было обусловлено особой ролью этой земли для дома Романовых. Село Домнино было родовым селом Романовых, а Ипатьевский монастырь, стал местом не только спасения царя и его матери, но и местом где Михаил Романов принял делегатов Земского собора 1613 года и решил взойти на престол.

Конечно же, и сам подвиг Сусанина, крестьянина костромской земли, усиливал значение Костромы для Романовых. После всех событий, связанных с избранием Михаила на престол, последующие Романовы стали почитать Ипатьевский монастырь колыбелью своего дома, своей святыней и стремились побывать в нём.

Открытие памятника Ивану Сусанина

Передаваемая из уст в уста легенда о подвиге Сусанина имела до начала XIX века локальное значение, и правящая династия не проявляла особого стремления как-то особо выделить подвиг костромского крестьянина.

Впервые как выдающийся герой и спаситель царя Сусанин был представлен в «Географическом словаре» Афанасия Щекатова, выпущенном в первом десятилетии XIX века. Затем историк Сергей Глинка представил личность Сусанина как идеал доблести в своих исторических трудах. Различные поэты и деятели искусства начала века заразились стремлением возвеличить имя спасителя царя.

Во время своего путешествия по России в 1833-1834 годах, Николай I посетил Кострому и Ипатьевский монастырь, где у него зародилось желание прославить эпоху восшествия Романовых на престол памятником царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину.

Памятник, который было решено поставить не в самом Ипатьевском монастыре, а на одной из городских площадей Костромы, был торжественно установлен 14 марта 1851 года в день Фёдоровской иконы Божией Матери, которая являлась не только главной святыней костромской земли, но и с 1613 года стала покровительницей Романовых. Памятник был поставлен «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Он представлял собой колонну, увенчанную бюстом царя Михаила с позолоченным крестом на груди, перед которой расположилась коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина и содержал подпись «Ивану Сусанину, за Царя – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».

Без сомнения, консерватор и ярый сторонник ничем не ограниченного самодержавия, в царствование которого восторжествовала идея «Православие. Самодержавие. Народность», Николай Первый стремился укрепить пошатнувшееся здание монархии после XVIII века, столетия дворцовых переворотов, западнизации, закрепощения крестьян и пугачевского бунта.

Памятник Сусанину, на фигуру которого предыдущие Романовы не обращали особо внимания, прекрасно вписывался в консервативную концепцию о связи народности и самодержавия, не только отдавая должное самой царственной династии, но и показывая связь крестьянства с монархией.

Императоры из династии Романовых XVIII века слишком далеко зашли в своей европеизации – элита, дворянство и сам императорский двор стали представлять собой отдельный народ, отличный от большей части русского населения не только одеждой и поведением, но даже языком.

После Отечественной войны 1812 года и подавления дворянского заговора декабристов 1825 года, Николай Первый стремился русифицировать слишком европейскую правящую династию и всячески приблизить её к народу. Фигура Ивана Сусанина оказалась для этого дела наиболее подходящей и помимо прочего, имела важное патриотическое значение, показывая единство крестьянства и монархии в борьбе с иноземными захватчиками.

К сожалению, до наших дней памятник не сохранился: он был уничтожен после октябрьской революции 1917 года большевиками. Учитывая, какая идея была заложена в нём, шансов избежать подобной участи у памятника царю и крестьянину не было.

Памятник Ивану Сусанину — это… Что такое Памятник Ивану Сусанину?

Координаты: 57°45′58.3″ с. ш. 40°55′28.86″ в. д. / 57.766194° с. ш. 40.924683° в. д. (G) (O) (Я)57.766194, 40.924683

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Автор памятника — скульптор В. И. Демут-Малиновский. Памятник находился в центре города, посреди Сусанинской площади. Разрушен в 1918—1928 годах.
В 1967 году в Костроме установлен памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. А. Лавинского.

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (1851)

История памятника

Высочайшее соизволение на сооружение памятника Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину в Костроме последовало 8 июня 1835 года во время посещения губернского города Николаем I «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». При этом предусматривалось возвести памятник не в Ипатьевском монастыре, а на центральной площади, которая в связи с этим переименовывалась из Екатеринославской в Сусанинскую (при этом император переименовывал площадь, названную в честь его царственной бабушки, дав ей имя крестьянина).[1]

По этому поводу графиня Е. П. Ростопчина в стихотворении «На памятник, сооружаемый Сусанину», писала[2]:

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин доблестный и верный гражданин,
Святой Руси достойный сын?
Тебя ли можем мы чрез памятник прославить?
Увековечим ли тебя в стране твоей
Деяньем рук и грудами камней?
Чугун растопится… полудня мрамор белый
Раздробят долгие морозы русских зим…

Вид на памятник и Сусанинскую площадь (нач. XX в.)

14 марта 1851 года в центре Костромы был торжественно открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского.

В 1900 году решением городской Думы вокруг памятника был разбит сквер, получивший название Сусанинского.

Сразу после Октябрьской революции над памятником нависла угроза уничтожения: декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 года «О памятниках республики» предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». Памятник «идеально» подходил под эту формулировку: налицо были фигуры и царя, и «слуги». Разрушение памятника было начато накануне первой годовщины революции в 1918 году: с колонны и постамента были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина. Бронзовые фигуры, по одним сведениям, были утоплены в Волге, по другим — будто бы где-то закопаны, по третьим — отправлены в переплавку[3]. Тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году[4]).

Почти десять лет колонна была закрыта деревянным обелиском, увенчанным красным флагом. На четырёх сторонах обелиска были укреплены портреты вождей российского и международного революционного движения. Пьедестал использовался как трибуна во время революционных торжеств. К 1928 году деревянный обелиск пришел в ветхое состояние, и городские власти распорядились сбросить колонну с постамента и закопать тут же в сквере. Окончательный снос памятника был произведен в 1934 году. Гранитная и мраморная облицовка была разбита на щебень и использована для мощения «нескольких метров мостовой на площади и по Советской улице».[5]

Колонна была позже выкопана при земляных работах и сохранилась. В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен временный памятный знак. В рамках подготовки к празднованию в 2013 году 400-летия династии Романовых памятник планируется восстановить.

Описание памятника

Барельеф на постаменте памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме. Фото В. Н. Кларка (1908)

Памятник представлял собой колонну из красного гранита на четырехугольном пьедестале, увенчанную бюстом юного царя Михаила Фёдоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. В верхней части колонны (под царским бюстом) находился государственный герб — раскинувший крылья двуглавый орёл, в средней части её был укреплён «павловский» герб Костромской губернии. У основания колонны высилась коленопреклонённая фигура молящегося Сусанина, слева от которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его потомству.

Памятник Сусанину — хорош. Он «губернский», скромный, не столичная краса: но закруглен в мысли и форме.

— В. В. Розанов «Кострома и костромичи»

Прежний памятник … оскорблял чувства народа: на мраморной[6] колонне возвышался бюст царя Михаила Романова, а у подножия колонны с выражением рабской покорности сгибалась небольшая фигурка Сусанина.

— Путеводитель «Ленинград — Астрахань — Ростов-на-Дону», 1968

Вся композиция была развернута в сторону Волги и Торговых рядов. На передней стороне облицованного гранитом постамента был вделан барельеф, изображающий сцену убийства Сусанина поляками. На задней стороне постамента золотыми буквами было написано: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник окружала «прекрасная решётка, украшенная арматурами из доспехов и распластанными Николаевскими орлами…». По углам её стояло четыре чугунных фонарных столба. [7]

Памятник Ивану Сусанину (1967)

История памятника

Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967)

История возведения ныне существующего памятника насчитывает два десятилетия. Первым директивным документом по этому поводу стало постановление о проектировании и сооружении памятника, принятое в 1947 году сессией Верховного Совета РСФСР. Но реально работа над проектом памятника, лишенном монархических и религиозных символов, была начата только в 1959 году по поручению Министерства культуры РСФСР. Проект памятника создан молодым скульптором Н. А. Лавинским как выпускная студенческая работа еще в 1952 году. Были начаты строительные работы на самом краю бывшей Сусанинской площади – у Молочной горы, над съездом к Волге, на месте разрушенной в 1924 году часовни Александра Невского, сооружённой в начале 1880-х годов в память об Александре II.

Однако почти сразу, в июле 1959 года ЦК КПСС было принято постановление «О наведении порядка в деле сооружения памятников», а в сентябре 1961 года за ним последовало решение временно приостановить работы по проектированию и сооружению ряда памятников, в том числе Ивану Сусанину в Костроме[8].

В 1965 году областному руководству удалось переломить ситуацию и добиться возобновления строительства. Конкурса не проводилось, рассматривался только проект Лавинского. В конце года прошло обсуждение проекта памятника общественностью Костромы, в ходе которого проект резко критиковался как дисгармоничный облику исторического центра города[8]. Тем не менее, проект был утверждён, не в последнюю очередь, благодаря усилиям академика Н. В. Томского, учителя Н. А. Лавинского.

Торжественное открытие памятника состоялось 28 сентября 1967 года. На нём присутствовала авторская группа, создавшая памятник — скульптор Н. А. Лавинский и архитекторы М. П. Бубнов и М. Ф. Марковский.

В настоящее время в связи с предстоящим возможным восстановлением исторического памятника рассматривается возможность переноса нынешнего памятника к месту подвига Ивана Сусанина (село Домнино Сусанинского района Костромской области).

Описание памятника

Памятник представляет собой фигуру крестьянина в долгополой одежде, стоящую на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Фигура развернута к Волге, тем самым обращена спиной к Сусанинской площади.

Скульптор Н. Лавинский ещё задолго до решения вопроса о сооружении памятника работал над созданием образа Ивана Сусанина. Работал влюблённо, много, упорно. В результате им создан художественно верный образ русского человека — патриота. Иван Сусанин Лавинского это не фигура, внешне выражающая героизм личности, а личность человека, наполненная большим содержанием жизни и патриотической любовью к своей родине, к своей земле. В образе Ивана Сусанина, созданном Лавинским с убедительной художественной силой, раскрыто величие русского человека, идущего на смертный подвиг не по горячности и наитию, а с полным сознанием всего происходящего, как выполнение долга перед своей родиной, перед своей многострадальной землёй. Замечательна голова в памятнике Сусанину, наполненная высокими благородными чувствами простого человека-патриота. Очень выразителен жест правой руки, утверждающий, что место врагу русской земли только в земле. Памятник в целом с его пьедесталом я считаю большой удачей скульптора и архитекторов. Это не «тумба», как выражаются авторы письма, а «непоколебимый столп», несущий в себе самые высокие, благородные чувства русского народа.

— Из письма Н. В. Томского первому секретарю Костромского обкома КПСС Л. Я. Флорентьеву

Ссылки

Примечания

Где Николай I установил памятник Сусанину

Подвиг крестьянина села Деревеньки Костромского уезда Ивана Сусанина, который в 1613 году ценой своей жизни спас молодого царя Михаила Федоровича Романова от польско-литовских интервентов, долгое время не выделялся как нечто выдающееся, а рассказ о его поступке передавался по большей части через устные предания.

Однако в начале XIX века сначала историками и деятелями искусства, а затем и представителями власти была начата кампания по возвеличиванию фигуры Ивана Сусанина и его самопожертвования во имя монархии, апофеозом которой стало открытие памятника героическому крестьянину и спасенному им царю Михаилу в Костроме в 1851 году по приказу императора Николая Первого.

История подвига

После взятия народным ополчением Москвы в 1612 году, молодой Михаил Романов с матерью поселился в родовой вотчине Романовых в Костромском уезде в Домнино. Земский собор в феврале (марте) 1613 года избрал его царём.

Согласно истории об Иване Сусанине, польские интервенты, видя в Михаиле конкурента польскому королевичу Владиславу, который претендовал на русский трон, планировали схватить первого царя в его родовом имении. Подходя к вотчине Романовых, польские солдаты встретили крестьянина, вотчинного старосту из села Деревеньки Ивана Сусанина, который согласился помочь им и выступить проводником, однако, повел их в другую сторону, а сам велел своему зятю Богдану Сабинину предупредить Романовых.

В результате семья Романовых спаслась, укрывшись в Ипатьевском монастыре, а крестьянин Иван Сусанин поплатился жизнью за свой поступок. Документальным подтверждением подвига костромского крестьянина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича от 1619 года, которой, он даровал зятю героя, Богдану Сабинину половину деревни Деревище за поступок Ивана Сусанина.

Кострома как колыбель дома Романовых

Открытие памятника Сусанину и Михаилу Романову именно в Костроме было обусловлено особой ролью этой земли для дома Романовых. Село Домнино было родовым селом Романовых, а Ипатьевский монастырь, стал местом не только спасения царя и его матери, но и местом где Михаил Романов принял делегатов Земского собора 1613 года и решил взойти на престол.

Конечно же, и сам подвиг Сусанина, крестьянина костромской земли, усиливал значение Костромы для Романовых. После всех событий, связанных с избранием Михаила на престол, последующие Романовы стали почитать Ипатьевский монастырь колыбелью своего дома, своей святыней и стремились побывать в нём.

Открытие памятника Ивану Сусанина

Передаваемая из уст в уста легенда о подвиге Сусанина имела до начала XIX века локальное значение, и правящая династия не проявляла особого стремления как-то особо выделить подвиг костромского крестьянина.

Впервые как выдающийся герой и спаситель царя Сусанин был представлен в «Географическом словаре» Афанасия Щекатова, выпущенном в первом десятилетии XIX века. Затем историк Сергей Глинка представил личность Сусанина как идеал доблести в своих исторических трудах. Различные поэты и деятели искусства начала века заразились стремлением возвеличить имя спасителя царя.

Во время своего путешествия по России в 1833-1834 годах, Николай I посетил Кострому и Ипатьевский монастырь, где у него зародилось желание прославить эпоху восшествия Романовых на престол памятником царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину.

Памятник, который было решено поставить не в самом Ипатьевском монастыре, а на одной из городских площадей Костромы, был торжественно установлен 14 марта 1851 года в день Фёдоровской иконы Божией Матери, которая являлась не только главной святыней костромской земли, но и с 1613 года стала покровительницей Романовых. Памятник был поставлен «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Он представлял собой колонну, увенчанную бюстом царя Михаила с позолоченным крестом на груди, перед которой расположилась коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина и содержал подпись «Ивану Сусанину, за Царя – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».

Без сомнения, консерватор и ярый сторонник ничем не ограниченного самодержавия, в царствование которого восторжествовала идея «Православие. Самодержавие. Народность», Николай Первый стремился укрепить пошатнувшееся здание монархии после XVIII века, столетия дворцовых переворотов, западнизации, закрепощения крестьян и пугачевского бунта.

Памятник Сусанину, на фигуру которого предыдущие Романовы не обращали особо внимания, прекрасно вписывался в консервативную концепцию о связи народности и самодержавия, не только отдавая должное самой царственной династии, но и показывая связь крестьянства с монархией.

Императоры из династии Романовых XVIII века слишком далеко зашли в своей европеизации – элита, дворянство и сам императорский двор стали представлять собой отдельный народ, отличный от большей части русского населения не только одеждой и поведением, но даже языком.

После Отечественной войны 1812 года и подавления дворянского заговора декабристов 1825 года, Николай Первый стремился русифицировать слишком европейскую правящую династию и всячески приблизить её к народу. Фигура Ивана Сусанина оказалась для этого дела наиболее подходящей и помимо прочего, имела важное патриотическое значение, показывая единство крестьянства и монархии в борьбе с иноземными захватчиками.

К сожалению, до наших дней памятник не сохранился: он был уничтожен после октябрьской революции 1917 года большевиками. Учитывая, какая идея была заложена в нём, шансов избежать подобной участи у памятника царю и крестьянину не было.

Читайте также:

Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Памятник Ивану Сусанину в Костроме — это единственный монумент в России, возведенный в честь народного героя, спасшего царя. Памятник Ивану Сусанину расположен в центре города, на Сусанинской площади, в непосредственной близости от главных достопримечательностей Костромы.

Свой подвиг Иван Сусанин совершил в 1613 году после позорного десятилетия Смутного времени. Именно русский крестьянин спас Михаила Федоровича, с царства которого началось 304-летнее правление династии Романовых. За три века Россия из царства Московского превратилась в крупнейшую Российскую Империю.

Монумент, который Вы видите на Сусанинской площади сравнительно молодой, он был возведен в Советской время, в 1967 году, а прежде на этом месте возвышалась композиция, выполненная известным скульптором Василием Демут-Малиновским.

Памятник представлял собой установленный на колонне бюст царя в шапке Мономаха с крестом на груди, а рядом, преклонив колено, располагалась фигура молящегося Ивана Сусанина.

Скульптурная композиция была разрушена в 1918 году, когда повсеместно шла борьба с памятниками царю и их слугам. Сначала были снесены фигуры царя Федора Михайловича и Ивана Сусанина, а через несколько лет уничтожили и колонну.

Новый монумент совсем не похож на старый. На высоком постаменте мы видим мощную фигуру крестьянина, взор которого обращен в сторону Волги. Это памятник патриоту, готовому в любую минуту защитить Родину.

О жизни Ивана Сусанина сохранилось очень мало фактов, но известно, что в феврале 1613 года польско-литовский отряд разыскивал молодого царя Михаила Федоровича, который жил в своей вотчине Домнино в Костромской губернии. Поляки хотели пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол или захватить его, чтобы потребовать выкупа.

На окраине села поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина, который вместо того, чтобы указать убежище царя, завел врагов на болота. За обман крестьянин был замучен и зарублен, а Михаил Федорович вместе со своей матерью инокиней Марфой укрылся в Ипатьевском монастыре.

Для справки: Памятник Ивану Сусанину в Костроме выполнен из желтого известняка, его высота — 12 метров, автор работы — скульптор Никита Антонович Лавинский. 

Памятник Ивану Сусанину в Костроме, Россия Редакционная фотография

Памятник Ивану Сусанину в Костроме, Россия.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме.

Памятник Ивану Сусанину

Россия. Кострома

Памятник царю Ивану Грозному в Орле

У памятника адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург

Киев, Украина — 18 мая 2019 г .: В Киеве установлен памятник знаменитому летчику Ассу Ивану Кожедубу

.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме, Россия Редакционное Стоковое Фото

Похожие изображения

Памятник Ивану Сусанину в Костроме, Россия.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме.

Памятник Ивану Сусанину

Россия. Кострома

Памятник царю Ивану Грозному в Орле

Киев, Украина — 18 мая 2019 г .: В Киеве установлен памятник знаменитому летчику Ассу Ивану Кожедубу

Памятник украинскому поэту Ивану Франко.Красивое государственное здание

Памятник известному русскому художнику Ивану Айвазовскому в Феодосии, Украина

Памятник Ивану Мазепе и Успенский собор в Полтаве

Уличный книжный рынок букинистов над памятником первопечатнику Ивану Федорову

Памятник Ивану Крылову

Россия.Памятник Ивану Шувалову у здания библиотеки МГУ. 20 июня 2016г.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *