Традиционная одежда саха к семантике цветовой символики – Кэрэ Куо
Национальная одежда — это свидетельство происхождения народа, его особенностей, это устойчивый элемент самобытной культуры и возможность выявления контактов с другими народами. Как отметила исследовательница молдавского национального костюма В.С. Зеленчук, отдельные элементы покроя костюма, заимствованные у других народов, возникшие в различные эпохи, с течением времени объединились и образовали своеобразный тип одежды, характерный только для данной этнической общности. То же самое можно сказать и о цветовом, и об орнаментальном оформлении всего костюмного ансамбля.
Практически у всех народов ярким знаковым характером отличается женский костюм. В основном женский традиционный костюм насыщен различными знаками и символами, потому что женщина — Праматерь всего человечества, прародительница рода, племени. Она сама является воплощением Модели мира, связывающей все три мира воедино.
Все цвета, узоры, орнаменты, украшения, подвески женской одежды имеют определенную смысловую нагрузку, связанную с традиционным мировоззрением.
С помощью традиционной одежды человек органично (гармонично) вписывался в окружающую среду, так как на цвет материалов большое влияние оказывают природноклиматические факторы, которые затем закрепляются с помощью традиций или запретов и наделяются знаковым статусом.
На различных ступенях развития человечества существовали общечеловеческие основы цветовых предпочтений. В архаических культурах символическое употребление цветов являлось своего рода языком, традиционным средством передачи идей и душевного состояния. Человек понимал, что в природе все взаимосвязано, все имеет смысл, объединено в гармоничную целостность.
Шуба “бууктаах сон”. Вид спереди и сзади
Мифологическое, религиозное и художественно-эстетическое мировоззрение у якутов, как и у других народов, ярко выражается прежде всего в семантике цвета, в орнаментальной композиции, декоративной отделке и украшениях костюмных комплексов.
Якутская традиционная одежда отличается стройностью композиции, гармоничностью цветов, естественной связью декора и символики. Якуты являются самым северным тюркоязычным народом. В их этно- и культурогенезе оставили свой след многие племена. И это нашло отражение (как и в способе ведения хозяйства, языке и др.) и в цветовой символике народной одежды.
Как видно из старинных погребений хоринских якутов, обнаруженных в начале ХХ века Е.Д. Стреловым, в одежде предпочтение отдавалось синему, белому, черному цветам. Женская и мужская одежда была сшита из сине-голубой ткани типа дабы, украшена черным, белым, синим бисером и корольками, которые были датированы XVIII веком, но ряд исследователей считают, что уже с середины XVII века в шитье якутской одежды стали проникать различные мануфактурные изделия. В своей монографии, посвященной одежде народа саха конца XVII – середины XVIII века, Р.С. Гаврильева высказывает предположение, что «шелковые ткани, бисер и бусы якуты получали в результате сложной перекрестной меновой торговли с тунгусами, тунгусов с маньчжурами — которые вели торговлю с Китаем. Поэтому трехцветный фарфоровый бисер и бусы посредством обмена с тунгусоязычными племенами попадали к якутам задолго до прихода русских» (2, с. 42). В это время якуты также сами могли контактировать и с монголоязычными племенами, что потом отразилось на некоторых элементах материальной и духовной культуры. Таким образом, если на покрой древнеякутской одежды из-за климатических условий оказали влияние коренные народы (тунгусы), то на цветосочетание, возможно, — бурят-монгольские племена.
Старинные якутские платья были сшиты из сине-голубого материала. А синий цвет, как известно, был ведущим сакральным цветом в тюрко-китайской мифологии. Синий цвет также был основным цветом в костюмных комплексах у бурят. Ткань синего цвета у них была широко распространена и активно использовалась для шитья одежды. Бисер и корольки на вышивках и украшениях только трех цветов: белого, черного и голубого, встречается в виде декоративной отделки шелковая ткань желто-охристого цвета.
Белый и черный цвета занимали большое место в бурятмонгольской материальной и духовной культуре. У бурят, монголов цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип характерен как для цветового оформления одежды, так и для отделки шерстяных ковров — таар и меховых ковров — хубсар.
Шуба “кытыылаах сон”. Вид спереди
Белый цвет (Юрюнг кюн, Юрюнг айыы, Юрюнг илгэ и т. д.) — символ солнца, дневного света, эквивалент семени и молока — жизнеутверждающих начал. В связи с этими качествами белый цвет — это цвет блага, святости, зарождения дня и жизни, вечного начала, положительных сил природы.
Синий цвет — цвет неба и воды, символизирует вечность, постоянство, верность. В мифологии Небо (Кюех халлаан) — символ мужского начала, Мать-Земля (Ийэ сир) — символ женского начала. Таким образом, черный цвет не только цвет тьмы и зла, но и цвет одного из жизнеутверждающих начал, символ Земли. В мифологии многих народов Небо и Земля являлись первопредками всех живых существ во Вселенной.
Таким образом, триада белый—черный—синий составляет основные точки жизненного пространства древнего человека. Известно, что в тюрко-монгольской (и многих других народов) мифоритуальной традиции число 3 обладает особой сакральностью (три мира, три души, три времени и т. д.). Это идеальная модель любого динамического процесса, которая развивается по принципу: возникновение, развитие и упадок. Все в мире появляется, развивается и исчезает.
В археологических раскопках триада белый—черный—голубой в цветовой композиции якутской одежды, как отмечает Е.Д. Стрелов, встречается только на старинных могилах до первой половины XVIII века.
Шапка “дьабака”
Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Изменяются покрой и декор якутской одежды. Традиционной женской одеждой становятся шуба бууктаах иликытыылаах сон и шапка дьабака. Поверх одежды надевают нагрудно-спинное украшение илин — кэлин кэбиhэр.
Шапка дьабака состоит из широкой полоски меха бобра, соболя, росомахи. На макушке шапки пришивается навершие чопчуур или чеччэх, сшитое из цветного сукна (в большинстве случаев из красного сукна) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину.
Основные цвета женской праздничной шубы — красный, желтый, зеленый, черный.
Основной фон — черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет — цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру, выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.
Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками. В мифоритуальной традиции якутов красный цвет — цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.
Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.
Свадебная шапка “ураа бэргэhэ”
Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.
Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.
Числу 4 отводится главная роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии — вода, огонь, воздух, земля. Таким образом, традиционный костюм выступает как структурная образная часть процесса познания мира.
Рассматривая древние якутские и традиционные праздничные шубы, можно выделить два направления в выборе цвета костюма якутов, которые характеризуют два этнокультурных фактора их развития. Первое направление — это тюрко-монгольское, основным цветом которого выступает триада цветов — черный—белый—синий, и традиционно якутское, выражавшееся мировоззренческими, религиозными и этническими факторами, это красный, зеленый, черный, желтый.
Современный якутский национальный костюм богат яркими красками, различными орнаментами, причудливыми формами, но в то же время не утратил своей традиционной специфики. Современная интерпретация идей народного костюма предлагает интересные образцы при создании нарядной одежды. Формируется своеобразный язык молодежной моды, отвечающий характеру и мироощущению молодых людей. И вместе с этим происходит приобщение молодежи к традициям своего народа, к его материальной и духовной культуре.
ЛИТЕРАТУРА
Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.
Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985.
Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент культуры бурят. Улан-Удэ, 2002.
Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в. // Советская этнография. 1937. № 2–3.
Источник: pribaikal.ru
традиционные наряды якутов, модели для девочки якутяночки и женские
Национальные костюмыНациональная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Так, например, якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.
Историческая справка
Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.
Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.
Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.
Особенности кроя
В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.
Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:
- оноолох, бууктаах. Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;
- кытыылаах. Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.
Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;
- таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.
В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.
Женский якутский костюм
Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:
- повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;
- праздничные — дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;
- верхняя одежда — мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.
Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах, шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это — один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.
Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:
-
Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо.
-
Нательная рубаха из грубого ровдуга.
-
Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.
-
Ноговицы — специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.
-
Меховая доха — теплая пушистая шуба.
-
Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.
-
Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.
Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.
Национальный якутский костюм для мужчин
Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике. Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.
Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.
Костюмы коренных якутов сегодня
В современном мире для изготовления национальной одежды используется больший спектр тканей, фактур и украшений. Сегодня они представляют собой народное достояние и практически особый предмет гордости и национального искусства, достойного музеев и выставок. Это всегда дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.
Якуты же сегодня надевают национальную одежду практически только по праздникам. Но украшения бисером и мехами продолжают использовать и по сей день.
Национальные костюмы якутов. Фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. Современная одежда якутов.
Национальная одежда формируется под влиянием нескольких факторов. Важен климат, быт, вера и прочие жизненные нюансы. Якутский костюм предусмотрен для холодного климата. Некоторые элементы национальной одежды были взяты у других народов, но от этого костюм не теряет своей самобытности.
Историческая справка
Якуты проживают в Якутии и Краснодарском крае. Небольшие национальные общины обитают в Амурской области. Также якуты проживают на территории Магадана и Сахалина.
Первый национальный костюм появились в XVIII веке. Он представлял собой верхнюю одежду с натуральным мехом и некоторыми декоративными элементами (вышивка, металлические детали). Тогда использовались грубые ткани, меха, кожа, шёлк.
Якуты в основном занимались скотоводством, поэтому для гардероба использовали натуральную кожу, замшу и меха. Обычно «эксплуатировали» короткошёрстных животных, но для утепления применяли и мех длинношёрстых зверьков.
Важно! Длинношёрстый мех использовали в декоративных целях, украшая воротник, манжеты, общий периметр наряда.
Особенности фасонов
Национальный крой наряда якутов представляет собой прямой силуэт с аналогичными рукавами. Но существует несколько вариантов выполнения костюма. Предметы одежды якутов:
- оноолох, бууктаах – крой позаимствован у военных, характеризуется складками на спине и необычной формой рукава;
- кытыылаах схож с первым фасоном, отличается полоской сукна, которая проходит по краям верхней одежды;
- таналай – зимняя куртка, украшена мехом пушных животных, имеет меховой наплечник, разрезы по бокам.
Для каждого фасона характерны яркие украшения. Так, таналай декорировался подвеской из металла, которую размещали на поясе. Для кроя кытыылаах в женском наряде доминировал красный цвет в вышивке. Мужской костюм обрабатывали более тусклыми оттенками.
Из чего состоит женский костюм?
Женские и мужские костюмы имели одинаковый крой. Они отличались только декоративной отделкой. Гардероб якутки обязательно включал аннах. Он представлял собой кусок ткани, которым дамы прикрывали лицо. Материалы для женских нарядов:
- повседневная одежда шилась из прочных тканей, таких как сатин и ситец, ведь наряд должен быть удобным;
- праздничные одеяния выполнялись из дорогих ярких материалов – шёлка, атласа;
- верхний наряд обязан согревать, поэтому для него применяли мех, замшу, для красоты добавляли декоративные элементы, шёлк.
В женском гардеробе была грубая рубаха, панталоны из кожи (элемент защищал тазовый отдел), ноговицы, шуба, шапка и большое количество украшений. Ноговицы представляют собой кожаные гетры без ступни. Традиционная шапка якуток напоминала шлем (как на фото). Наибольшую ценность представляли украшения. Женщины обильно декорировали все части наряда. Популярность до сих пор пользуется бисерная отделка.
Мужской костюм: подробности
Наряд мужчин отличался скромностью, если его сравнивать с женским. Ежедневная одежда отделывалась мехом на манжетах и воротнике. Отделка была достаточно объёмной. Головной убор должен был быть практичным, закрывать уши от холода. Шапка напоминала шлем. Часто на национальных головных уборах можно увидеть ушки, которые ассоциируются с космической связью.
Детские костюмы
Детская одежда является мини-копией взрослых нарядов. Для её изготовления используют те же материалы и ткани: шкура, мех, богатый декор, расшивка бисером. Головной убор отделывается мехом.
Современный костюм якутов
Современный костюм изготавливается из разных материалов. Активно используют лёгкие ткани, такие как шифон, шёлк, атлас. Популярностью пользуется органза, парча, замша. Одежда обязательно подразумевает натуральный мех и богатый декор. Наряд украшают бисером, металлическими элементами, яркими стразами.
В современном мире есть множество технологий, которые помогают по-новому интерпретировать национальное одеяние. Роскошное убранство выглядит сказочно, так как используются интересные фасоны, яркая палитра красок. Это смотрится стильно, но не имеет никакой исторической подоплёки.
Важно! Дизайнеры в создании костюмов ориентируются на сказочных персонажей, поэтому одежда не имеет исторической точности.
Национальные костюмы надевают на праздники, церемонии, обряды. Некоторые элементы комбинируют с современными нарядами. Активно используют натуральные меха и расшивку бисером.
Подпишитесь на наши Социальные сети
Поделиться в соц. сети
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!
Якутский национальный костюм: описание, история появления, фото
Национальный костюм во многом определяется такими факторами, как климат, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные меха. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты или религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются во время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.
Якутия: территориальное расположение, климат, история, культура
На данный момент она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный округ. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной зимой, во время которой температура воздуха может опускаться до 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет использование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они же саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. По этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные элементы одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию под названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать праздник Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое пение.
Образцы первых национальных костюмов
Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Тогда для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сукно. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на ткань путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал мех домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались манжеты или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним из самых древних считается костюм тангалай. Представлял он собой изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Талия была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. На данный момент такой костюм уже не носят.
Современные виды кроя
В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Наиболее популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и включает в себя следующие элементы:
- Рукав «буук». Пышный, свободный, иногда со сборками.
- «Оноо». Это складки на спинке костюма.
Еще один крой «кытыылаах». Его особенностью является наличие широких полос из суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется красный цвет.
Национальный костюм для взрослых
При пошиве одежды для женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, например, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и атлас. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.
Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое количество украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими вдоль лица звеньями. Украшались и волосы — накосник носил название сухуох или киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное украшение — подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. При изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим количеством украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, кроме того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.
Женская шуба называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Свадебный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.
Полный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: покрывало на лицо — аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники — панталоны, ноговицы — гетры от колена до щиколотки, доха — меховая шуба с узором крыльев, дьабака — головной убор с выступом на макушке, немного напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое количество украшений: на голову, шею, руки.
Якутский мужской национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая оторочка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. По краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще всего синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужчины по форме напоминал военный шлем. Он делался из натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были надежно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора — полная луна или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки иногда украшались пышными меховыми хвостами на макушке.
Что надевали на ноги
Обувь как для мужчин, так и для женщин представляла собой унты — тыс этэрбес. Они изготавливались из шкуры голени оленя — камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов ниже нуля. Еще один вариант — торбаза. Такая обувь делалась из сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки или бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, коричневый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами из меха.
Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла собой укороченные ботинки.
Якутский детский национальный костюм
Почти полностью копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял собой уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили различные украшения из металла, бисера и меха.
Якутский национальный костюм для мальчика тоже ничем не отличался от одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка — вот составные части костюма маленького якута.
Ритуальная одежда
За связь с духами у якутов отвечал особый человек — шаман. Его одеяние отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли носить особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперение, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая такой костюм, шаман получал возможность «летать» и связываться с потусторонними мирами. Помимо бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились на само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавль, орел и утка. Основным материалом для пошива была шкура жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной убор шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли уши и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные люди носить его не могли.
Якутский национальный костюм в наши дни
В традиционную одежду якуты облачаются в дни национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды также можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма можно увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется куда больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто можно встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное платье и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты украшения из Якутии как из драгоценных металлов, так и из бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается от матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их при создании современных моделей.
для девочки-якутяночки, женщин и мужчин Якутии
В традиционном костюме якутов присутствуют элементы, заимствованные у других народностей. Особый крой делает его идеально приспособленным к суровым климатическим условиям севера.
Немного истории
Якутская одежда, как и костюмы любого народа, изменялась с течением времени. Так, изначально он изготавливался из замши, отделывался меховой опушкой, женский – декорировался вышивкой из бисера. Использовались металлические украшения.
С появлением русского населения, в костюме якутов появляются такие элементы, как складки, оборчатые рукава, манжеты, воротники. Они были взяты в основу якутскими мастерицами и трансформированы в соответствии с собственными традициями и особенностями.
- Типичным примером воздействия народов Сибири на одежду якутов является женский халадаай. Женщины Орловской и Курской губерний носили подобную вещь под названием холодайка. Сохранилось даже созвучие в названии.
- У народов Восточной Азии был заимствован халатообразный крой одежды с цельнокроеными рукавами. Такие костюмы женщины надевали летом.
Считается, что в XVIII веке костюм якута сформировался окончательно.
Виды якутских костюмов:
- Повседневный – для работы, охоты, поездки.
- Ритуально-обрядовый – шаманский, свадебный.
- Нарядный – для праздников и гостевых посещений.
Интересно то, что на традиционные летние праздники якуты надевали зимнюю одежду. Основной причиной такого поведения являлось желание показать свою состоятельность и достаток. Серебряные украшения, дорогая меховая отделка, шелковая одежда – все это было доступно не каждому. Революционные события 917 года вытеснили этот обычай.
Появление в XIX веке мануфактур стало причиной появления в Якутии новых тканей – шелк, тафта, муар. Они стали доступны практически каждому жителю.
Особенности
Якутский национальный костюм обладает рядом особенностей:
- Натуральные материалы. Для пошива одежды использовалась кожа, замша, мех. При этом мех в основном играл роль утеплителя. Нашитый на края рукавов, он препятствовал проникновению холода.
- Крой. Якутский наряд имеет прямой крой. Такая необходимость вызвана опять-таки холодным климатом широт.
- Украшения. Якутские женщины издавна славятся своим мастерством расшивать бисером одежду. Это искусство передается от матери к дочери. Кроме бисера использовали подвески, которые издавали легкий звон, отгоняющий злых духов.
Описание наряда
Крой одежды якутов был одинаков и для женщин, и для мужчин. Отличиями служили отделка, декор.
Женский
- ситец, сатин шли на изготовление повседневного костюма;
- шелк, атлас – праздничного;
- верхняя одежда (крой оноолоох) изготавливалась из меха или замши.Для ее украшения использовали декоративные шелковые вставки или меховую мозаику из контрастных кусочков.
Женская шуба носит название саныйах. Ее шили из шкур волка, росомахи, лисы, соболя. Она обязательно присутствовала в свадебном костюме невесты и имела меховые вставки в виде крыльев на спине.
Очень интересен традиционный костюм невесты. Его составляющие: наличное покрывало (аннах), ровдужная рубаха, кожаные панталоны (натазники), ноговицы (наколенники), меховая доха. Головной убор напоминает шлем воина.
Неотъемлемой частью женской одежды являлись украшения. Таким способом подчеркивалось уважение к женщине-матери, так как якуты понимали, что численность народности, деторождение невозможно без женщины. Кроме того, украшения служили своеобразным оберегом.
Очень красиво смотрелось нагрудное украшение – кэбихэр илисурэх.
Мужской
Мужской якутский костюм более скромный в сравнении с женским. Повседневная одежда оторочена мехом на рукавах и воротнике. Причем эта оторочка может быть достаточно массивной и объемной.
Головной убор из натурального меха с завязками, словно шлем, закрывал уши от мороза и ветра. Что характерно, форма шапок у якутов практически одинакова и у женщин, и у мужчин и напоминает печку. Часто имеются декоративные ушки, которые олицетворяют космическую связь с Вселенной. Иногда конец шапки имеет отверстие для луны и солнца, чтобы они могли оставить свое семечко и продолжить род.
Детский
Детская одежда мало чем отличалась от взрослой. Для ее изготовления также использовались шкуры и меха, декоративные планки, расшитые бисером. Шапочка отделывалась опушкой.
Современные модели
Для изготовления современного костюма используются самые разнообразные материалы: легкий шифон, замша, шелк, атлас, парча, органза. Наряд богато украшается натуральным мехом, расшивается бисером, стразами, декорируется металлическими украшениями.
Современные технологии позволяют превратить якутский костюм в настоящее произведение искусства, которое является синтезом традиций и новаций. Такие наряды смотрятся сказочно. Для них характерны яркие краски и узоры, необычные фасоны. Однако, по мнению, модельеров, исторической точности данные костюмы в себе не несут. Источником вдохновения для дизайнеров служат герои якутских мифов и сказаний.
В настоящее время национальную одежду якуты надевают на традиционные праздники или с успехом комбинируют с современной. Меха и бисер по-прежнему не теряют своей актуальности.
якутский рейв в национальных костюмах – Варламов.ру – ЖЖ
Я уже показывал вам и зимний Якутск, и летний, и плохой, и хороший. Сегодня я покажу вам традиционный Якутск. Вы когда-нибудь были на рейве? Днем, в Якутске. Сейчас будете.
Лучше смотреть в видео:
Подписаться на канал
01. Ысыах — это якутский праздник лета. Якуты в национальных костюмах собираются в священном месте Усхатен, где все вместе молятся, танцуют, пьют кумыс, едят, скачут на конях, играют в народные игры и соревнуются.
02. Праздник уже 21-й раз подряд проходит на этой местности. По преданию отсюда идет якутский народ, здесь основывались традиции и обычаи. Здесь открыты связи с более высшим энергетическим началом.
03. Заходим в главный вход. Здесь тоже свои обычаи: мужчины пойдут по правой стороне, а женщины по левой. Не все, конечно, соблюдают… Это девушки благословляют, очищают от плохого, желают хорошего.
04. Традиционные женские украшения из серебра ручной работы. В каждой семье есть национальные украшения и костюмы, раз в год их надевают на праздник.
05. Люди молятся. Кто-то готовится к обряду Алгыс, который будет проходить во время церемонии открытия. Алгыс — это шаманский обряд благословления, благопожелания, моления. Мне его проводили в прошлый раз, когда я приезжал в Якутск зимой. Считается, что он меняет человека на клеточном уровне!
06. Полиция следит за порядком и не отказывается от угощений
07. Люди собрались на церемонию открытия
08. Она просто потрясающая! Как открытие Олимпиады, только лучше
09. Потому что зрители не просто смотрят представление
10. А принимают непосредственное участие в обряде, подминают к солнцу ладошки, все заряжаются энергией.
11. Якутский ветеран
12. Кому-то скучно
13. Обратите внимание, что на празднике люди всех возрастов
14.
15. Начался обряд Алгыс. Люди вместе с шаманами молятся 9 богам и просят, чтобы у них все было хорошо
16. Тут даже не верующие в это люди заряжаются энергией всех остальных и становятся причастными к празднику
17. Это балаган. Такие строения из бревен. Внутри накрывают столы, предлагают угощения и кумыс
18. Национальные костюмы
19. Таких балаганов много. Некоторые ставят компании и партии
20.
21. По территории можно передвигаться на таких вот конных каретах
22. Они тоже оформлены празднично и традиционно
23. Единая Россия захватила себе самый большой участок. Свой балаган они облепили флажками, к ним никто не заходит, все проходят мимо
24.
25. Ысыах длится несколько дней, поэтому люди приезжают с палатками
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36. Несмотря на то, что здесь едят жеребятину, конь в Якутии особо почитается и считается животным божественного происхождения. Для якутов-скотоводов лошади и коровы — кормильцы и поильцы народа.
37.
38.
39.
40.
Подписаться на канал
Подписаться на канал
Подписаться на канал
Подписаться на канал
Подписаться на канал
Подписаться на канал
Якутский национальный костюм: selyanka1 — LiveJournal
Ысыах Туймаады – 2017. Глава города Якутска в 2017 Айсен Николаев (в центре) на священной земле Ус-Хатын.
По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.
На прошлой неделе я написала про Чеченский национальный костюм, на этой неделе очередь Якутского.
А вы знаете, что весной 2015 года руководители Верхневилюйского улуса (района) республики Саха (Якутия) начали один раз в неделю — по понедельникам — приходить на работу в национальных якутских сюртуках, заявив, что этническая одежда дисциплинирует, повышает культуру общения, а также сплачивает коллектив?
Pуководители Верхневилюйского улуса в национальных якутских сюртуках
«Сегодня руководители отделов пришли в национальной одежде. Обычно люди надевают национальную одежду только на Ысыах. А ведь эта одежда — красивая и удобная. Мы решили сшить более официальный вариант и носить его на работе по понедельникам. В будущем на официальные мероприятия также планируем приходить в национальной одежде»», — рассказал заместитель главы и управляющий делами администрации Верневилюйского улуса Спиридон Борбуев.
Якуты действительно любят надевают национальную одежду на Ысыах, в 2017 году они дажe побили очередной мировой рекорд Гиннесса массовым появлением в традиционной одежде.Ысыах — это якутский праздник лета, традиционно он праздновался в день летнего солнцестояния, но после Второй Мировой войны из-за скорбной даты стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.
27 Июня 2015 года в местности Ус Хатын близ города Якутска Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко приняли участие в торжественном открытии традиционного народного праздника «Ысыах Туймаады».
Ысыах Туймаады – 2017
Слева: Министр охраны природы Республики Саха (Якутия) Сахамин АФАНАСЬЕВ с дочерью
Справа: Депутат Ил Тумэна Александр СУСОЕВ с супругой
16 626 человек в национальной одежде на Ысыахе Туймаады — 2017 побили очередной мировой Гиннесса
А какая она, традиционная якутская одежда и что мы о ней знаем?
******************
Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.
Историческая справка
Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.
Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.
Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.
Особенности кроя
В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.
Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:
Якутский национальный костюм «бууктаах сон»
оноолох, бууктаах. Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;
Женская одежда «кытыылаах сон»
кытыылаах. Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.
Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;
таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.
Женская одежда «таҥалай сон»
В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.
Женский якутский костюм
Костюм ‘хассыат, халадаай’
Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:
повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;
праздничные — дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;
верхняя одежда — мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.
Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах, шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это — один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.
Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:
- Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо.
- Нательная рубаха из грубого ровдуга.
- Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.
- Ноговицы — специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.
- Меховая доха — теплая пушистая шуба.
- Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.
- Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.
Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.
Национальный якутский костюм для мужчин
Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике.
Мужской кафтан
Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.
Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.
Костюмы коренных якутов сегодня
В современном мире для изготовления национальной одежды используется больший спектр тканей, фактур и украшений.
Сегодня они представляют собой народное достояние и практически особый предмет гордости и национального искусства, достойного музеев и выставок. Это всегда дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.
Отсюда
****************************************
Как уже было упомянуто, якуты надевают национальную якутскую одежду на традиционный праздник Ысыах в июне.
Но помимо это у них есть еще один новый праздник, придуманный совсем недавно, в 2012 году — День народного мастера, посвящённый мастерам народного промысла республики. Всего в Якутии насчитывается свыше 200 обладателей звания «народный мастер» и более 350 мастеров народных художественных промыслов.
День народного мастера празднуется 5 марта, когда в Якутии еще зима и много снега, и в этот день организуется очень красивое шествие мастеров в зимней национальной одежде народа саха и коренных малочисленных народов Севера, в котором представлены все 22 улуса республики.
Еще в Якутии есть бренд Сахабулт с фирменным магазином.
Вот так вот в Якутии сейчас возрождают и продвигают свой национальный костюм.
Ну и как вы относитесь к подобным этно-инициативам и праздникам в Якутии?
О Республике Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) — крупнейшее административно-территориальное образование в мире и, соответственно, самая большая часть Российской Федерации. Он занимает пятую часть территории России. Это настолько большая территория, что на ней могли бы располагаться семь европейских стран: Германия, Франция, Австрия, Италия, Финляндия, Греция и Швеция.
Республика Саха — не только самая большая, но и самая холодная страна.Более 40% его территории находится за Полярным кругом. Это страна контрастов. В условиях резко континентального климата диапазон перепадов температуры воздуха превышает 100 градусов по Цельсию. Зимой температура опускается до -40-50 градусов по Цельсию.
Полюс холода находится в районе Оймякон, где зафиксирована самая низкая температура 71,2 ° C.
Лето короткое, сухое и имеет относительно высокие температуры, достигающие +40 С.
Якутию называют «сокровищницей» России. Согласно одной древней сибирской легенде, однажды Бог летал над Якутией с мешком «земных сокровищ». Из-за сильного холода он заморозил руки, и он пролил все богатства в этой стране. Якутия действительно является одним из самых богатых природными ресурсами регионов мира.
Доля республики в минерально-сырьевом потенциале России составляет: 82% алмазов, 17% золота, 61% урана, 82% сурьмы, 5% железных руд, 5% угля, 28% олова и 8%. % ртути.Здесь добываются почти все алмазы, вся сурьма и четвертая часть золота России.
Якутия — край густой таежной дикой природы и необъятных тундровых зон, сотен тысяч больших и малых рек и озер, суровых горных хребтов и ледяных арктических регионов, первозданной природы, самобытной культуры и теплых открытых людей. Вечная мерзлота Якутии хранит множество загадок, прекрасно сохраняя туши древних животных — мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных львов и др.Якутия полностью расположена в зоне вечной мерзлоты. В столице Якутии Якутске слой вечной мерзлоты достигает 350 м в глубину. Большие здания строятся на бетонных сваях глубиной 8 м.
Культура Якутии очень разнообразна и сформирована традициями и языками саха, русских, коренных малочисленных народов Севера, эвенов, эвенков, чукчей и юкагиров. Республика Саха — самый малонаселенный регион России. На площади в три миллиона квадратных километров проживает менее миллиона человек.Якутск — столица Республики Саха (Якутия). Он был основан в 1632 году русскими казаками (русскими воинами). Сегодня в городе проживает 310 790 человек.
Культурная жизнь северного города очень оживленная, здесь есть театры, множество культурных и этнографических центров, многочисленные музеи и выставки.
Полюс холодной экспедиции. Оймякон — Саха Якутия — Сердце Сибири
Есть люди с духом приключений и вкусом к открытиям, которые всегда мечтают бросить вызов Северному полюсу, Южному полюсу, Эвересту и т. Д. Эти люди настоящие путешественники, но есть ли много людей, которые посещают Полюс холода, место с рекордно отрицательной температурой?
Как выглядит место с такой космической температурой? Как выживают люди и животные? Что происходит с оборудованием и машинами? Чтобы понять это, нужно посетить Полюс холода.Это то, чем нужно заниматься хотя бы раз в жизни.
Точка абсолютного холода Северного полушария находится в Оймяконском районе Якутии. Здесь температура середины января –50,0 ° C. Иногда она опускается до -68 ° C. Самая низкая отрицательная температура -71,2 ° C была зафиксирована здесь в 1926 году. Подробнее см. Здесь…
Предварительное расписание зимнего сезона 2019/2020
5 января — 12 января
15 января — 22 января
22 января — 29 января
11 февраля — 18 февраля
12 февраля — 20 февраля
2 марта — 09 марта
16 — 23 марта
Размер группы: 2-5 человек
День 1
Самолет ранним утром доставляет группу туристов в Якутск.Их встречают и переводят в отель для небольшого отдыха, потому что у них сегодня напряженный график. Сначала посетителей ждет обзорная автобусная экскурсия, на которой они посещают местные музеи. Среди этих музеев:
Музей мамонта — уникальный музей естественной истории.
Краеведческий музей — место, где гости республики знакомятся с ее историей и знакомятся с разнообразием природы.
«Сокровищница Республики Саха» Выставка, которая знакомит жителей с недрами Якутии и удивляет даже самых искушенных посетителей.
После экскурсии гостям предлагается пообедать в одном из самых популярных ресторанов города, который славится изысканной кухней.
Сразу после обеда группа направляется в этнографический комплекс «Усадьба Атласовых», где все желающие принимают участие в незабываемой церемонии освящения, которую местные жители называют «Алгыс».
В списке есть еще один этнографический комплекс, который называется «Чохур Муран». Здесь гости могут покататься на собачьих упряжках, запряженных якутской лайкой.
Здесь можно немного повеселиться, и есть еще одно место, которое стоит посетить — Царство вечной мерзлоты, где туристы любят видеть великолепные ледяные скульптуры.
Прибывшие в центр туристы проверяют экипировку.
Далее туристам предлагают пообедать в ресторане Чочур Муран.
День 2
После обильного завтрака в отеле группа садится на внедорожник и отправляется в путь к «Полюсу холода». Следующая остановка — село Теплый Ключ. Дорога проходит через центральную часть республики, где туристы имеют возможность полюбоваться захватывающими видами на пейзажи и зимнюю тайгу.По дороге туристы пересекают замерзшую реку Лену и ее боковой поток — Алдан.
В пути группа останавливается на обед в полевых условиях.
Всего за 2-й день туристы преодолевают 480 км (300 миль).
Пообедав, путешественники ночуют в уютном гостевом доме в Теплом Ключе.
День 3
После завтрака туристы отправляются в путь прямо в Оймякон.
На 4-й день путешествия путешественники должны преодолеть 500 км (310 миль) за 13 часов езды.Дорога, проходящая через Верхоянский хребет, также называемая «дорогой костей», была построена узниками ГУЛАГа и пропитана историей их трагической судьбы.
А наоборот, турист может увидеть вечную красоту сибирской природы: заснеженные горы, замерзшие реки, обширные оленьи пастбища.
В середине пути, недалеко от метеостанции «Восточная», группа делает остановку на обед, а затем продолжает движение.
Ожидается позднее прибытие в Оймякон.Туристы заселяются в семейный отель и ужинают. После такого долгого пути это именно то, что прописал врач!
День 4
После завтрака путешественники отправляются на экскурсию по месту, где в 1926 году была зафиксирована самая низкая температура Северного полушария (-71,2 С). Считается, что долина Оймякон является самым холодным постоянно обитаемым местом на Земле.
Так как в Оймяконе очень много людей занимаются коневодством, интересно познакомиться.Здесь туристы узнают, как живут коневоды, а также узнают, как выглядит якутская лошадь, которая круглый год остается на природе. Также можно заняться верховой ездой.
Днем гости возвращаются в отель и обедают.
Другая вещь, о которой многие слышали, но не многие пробовали, — это подледная рыбалка. После обеда у посетителей будет возможность научиться ловить рыбу и самостоятельно попробовать подледную рыбалку.
Если вы думаете, что перепробовали все на свете, то посмотрите: туристам предлагают попробовать настоящую еду под названием «строганина».По сути, строганина — это замороженная сырая рыба в кусочках, которую едят с солью и перцем!
Для любителей сауны есть возможность попробовать русскую баню (зарезервировано заранее и оплачено дополнительно)
Кульминацией дня является ужин и отдых.
День 5
За завтраком следует уникальное шоу «Трюки с холодом» (Fishki Holoda), где гости узнают о необычных свойствах материалов при низких температурах.
После представления путешественники направляются к памятнику Полюсу холода, где проходят сертификацию своего присутствия в Оймяконе.
Затем идет обед.
Продолжается еще одна поездка, и группа направляется в поселок Томтор и по прибытии размещается в семейной гостинице.
Томтор интересен Музеем ледяных скульптур, который находится в шахте, куда привозят туристов после экскурсии по поселку. Также этот музей является резиденцией существа, которое символизирует хозяина холода Якутии Чысхана. И угадайте, что? У путешественников есть шанс встретить его в Томторе!
День заканчивается ужином в отеле.
День 6
Пора прощаться с Оймяконским районом.
После раннего завтрака около 7 часов утра туристы направляются в Хандыгу.
Целый день в дороге и снова прекрасная возможность сделать несколько красивых снимков.
Прибытие в Хандыгу ожидается около 21:00. Туристы заселяются в гостиницу и обедают.
День 7
После завтрака переезд туристов в Якутск. Обед в полевых условиях подразумевается.По прибытии в Якутск гостям предлагают приобрести сувениры.
Завершается день прощальным ужином и отдыхом в гостинице.
День 8
Ранний утренний трансфер в аэропорт Якутска.
Требования к одежде : См. здесь
Пожалуйста, после посещения Оймякона не забудьте зарегистрировать свое достижение здесь
.
История — Саха Якутия — Сердце Сибири
Название многонациональной республики происходит от названия коренного народа якутов. Якуты сформировали этническое единство сравнительно поздно, когда на этой территории уже обосновались тунгусо-маньчжурские пастухи и протоякутские племена. Живя на земле с суровыми климатическими условиями, якуты образовали этническое единство на одном языке и назвали себя саха. Тунгусо-эвенки называли якутов «яко» и передали это произношение русским, которых они встречали до якутов.Русские называли якутов «якольскими людьми». Постепенно фонетические изменения сформировали современное название нации.
Первая встреча ленских якутов с группами русских произошла в середине XVII века. Тыгын, тойон (князь) хангаласских якутов, выделил часть территории под русские стройки. Ленский острог — будущий город Якутска — основал русский казачий сотник Петр Бекетов с реки Енисей.25 сентября 1632 года — дата постройки первого частокола. В августе 1638 года Правительство Москвы образовало новую административную единицу — Якутский уезд с центром в Ленском частоколе. Так очень далекий «городок» стал центром огромной территории под управлением правительства Москвы.
Русские основали сельское хозяйство. Члены религиозных групп, высланные в Якутию во второй половине XIX века, оказали прогрессивное влияние на сельскохозяйственное развитие региона.Скопцы, духоборы и старообрядцы начали выращивать пшеницу, овес, картофель. В торговле мехом установились товарно-денежные отношения, которые сложились в седьмом десятилетии восемнадцатого века после отмены налога на торговлю мехом.
Промышленность и транспорт начали развиваться в конце девятнадцатого века — начале двадцатого века. Это также было началом геологических исследований, добычи полезных ископаемых и местного производства свинца, и прибыли первые пароходы и баржи.Промышленное развитие было связано с традиционными промыслами народов Якутии. Исследователи отметили высокое мастерство якутских плотников и столяров, ювелиров и портных. Якуты издревле использовали дерево, кожу, а также железо, бронзу, медь, серебро, олово, свинец и золото. Они знали литье и металлообработку. Резьба по бивню мамонта по-прежнему популярна.
В начале ХХ века повседневная жизнь Якутского края (так называлась наша республика в то время) мало чем отличалась от той, что была в прежние времена.Якуты по-прежнему оставались самой многочисленной этнической группой. К тому же административный центр России был далеко; поэтому люди в основном продолжали жить жизнью своих предков — праздновали свои праздники, разводили скот, ходили за плугом, ловили рыбу и охотились. Чтобы выжить, им приходилось работать круглый год — летом готовить и провизии, а зимой — постоянно бороться с морозами. Отец должен был кормить всю свою большую семью и скот, мать должна была растить детей и заботиться о хозяйстве.
Уровень жизни был низким — мало кто умел читать и писать, супружеские пары старались родить как можно больше детей, чтобы быть уверенными, что хоть кто-то из них доживет до зрелого возраста. Многие люди умерли от голода, тяжелых климатических условий и болезней. Медицина не была развита, особенно в сельской местности. Если кто-то серьезно болел, единственная надежда была на помощь шамана. В то время было еще много шаманов, некоторые из которых были действительно могущественными и могли помочь людям.Считалось, что они могут превращаться в животных, общаться с духами, лечить болезни и проклинать людей, на которых они злятся.
Многие жители по-прежнему проживали в традиционных якутских жилищах зимнего и летнего типа. Конечно, большинство из них были бедные крестьяне, но были и богатые люди, у которых было много скота. Их можно было легко узнать по одежде — из хорошего меха с множеством серебряных украшений. Даже седла их лошадей могли иметь серебряные украшения и украшения.
Познакомиться с Якутией начала XX века и почувствовать ее дух можно по ссылкам http://dnevniki.ykt.ru/Powerbar/543170 и http://images.library.amnh.org/digital/index. php / items / browse / 2? search = Jesup.
В 1992 году бывшая Якутская автономная советская социалистическая республика (ЯАССР) в составе СССР стала суверенной Республикой Саха (Якутия) в составе Российской Федерации
.