«На какую-то ступеньку всходишь, уже чувствуешь потребность идти дальше»
Начиналось древнее монашество первых веков христианства с пустынножительства. Собственно, первым монахом стал по образу жизни Креститель Господа нашего Иисуса Христа – Иоанн Предтеча, живший в Иудейской пустыне. В русском языке безлюдным местом, некоей параллелью пустыне стали дремучие леса, болота, острова – пустынь. Что такое монашеское пустынножительство современный человек плохо представляет и не понимает. Зачем уходить от людей, почему надо претерпевать мучения и физические, и духовные в одиночестве? Зачем нужно молиться в безлюдье, если можно это делать в храме? В совершенном одиночестве голос Бога более слышен, и ценой больших лишений и духовной борьбы, происходит непосредственное молитвенное общение с Богом. О Никандре пустынножителе, Псковском чудотворце мы начали разговор с игуменом Свято-Благовещенского Никандрова монастыря, бывшей Никандровой пустыни, отцом Спиридоном (Иващенко). Преподобный Никандр — единственный из псковских святых закончил свою физическую жизнь в пустыни, в порховских лесах, и еще при своей жизни указал, где взять храмовую икону и построить сам храм. Благовещенская церковь была построена на месте погребения святого, а пустынь превратилась в богатейший монастырь, полностью разрушенный в 20- годы
Отец Спиридон, наши псковские святые, преподобные похожи своим смирением, кротостью, чудотворением, но они – разные. А какой он — Преподобный Никандр?
Во-первых, он пустынножитель, простой монах. И если в его душе созрело желание уйти в пустынное место, это тоже подражание древнему пустынножительству. Монастыри фактически начинались с пустынножительства: буквально уходили в пустыню первые монахи Антоний Великий, св. Макарий Египетский. В душе каждого монаха, который стремится к совершенству, рано или поздно созревает желание уединения для молитвенного общения с Богом. Но для этого надо смирение и готовность к такому образу жизни, а жить в полном одиночестве не каждый готов. Эту готовность обычно проверяли старцы, духовники, которые определяли и видели: посильно это жительство иноку, или нет, и благословляли. И монах уходил, и не безрезультатно: под конец жизни люди его узнавали и сразу получали результат своих просьб в молитвах пустынножителя. Еще в атеистическое время в справочниках по аномальным зонам Никандрова пустынь числилась в ряду самых известных на земном шаре, о которой говорили, что здесь хрономиражи и время идет по-другому. И неспроста это. В советское время люди, когда приезжали на праздник Никандра и просто ночевали здесь, молились в лесу, видели Преподобного: он обходил монастырь с крестом и благословлял. А по-научному это называли тогда хрономиражи. Для нас, верующих, еще одно доказательство молитвенного подвига Преподобного.
Результат пустынножительства – появление мощной духовной силы?
Господь дает пустынникам и дар прозорливости, и дар чудотворения и, достигнув такого совершенства, человек может принести намного больше пользы и обществу, и страждущим.
А у Вас был совершенно осознанный выбор, Вы так и шли к цели – монашеству?
Да …Я служил в строительных частях, штукатурил, и сейчас приходится показывать нашим работникам, что и как делать. Год служил в Узбексистане, год — под Москвой.
У нас многие батюшки служили в строительных частях, у кого не спросим – служили в стройбате. И Вы в армии уже были воцерковленным человеком?
Да. У меня родители верующие. Мать пошла в школу, помню, и сказала: «В пионеры вступать не будет. И все». В комсомол я уже сам осознанно не вступал. Но армией я, в общем-то, доволен. Там отношения во многом складываются от того, как себя поведешь, как относишься к окружающим. Если ты молодой — тебе нужно смиряться, если ты слишком заносчив – тебя будут смирять, поэтому надо знать свое место, и что можно, а что нельзя.
Разные есть люди, отец Наместник, и кто-то может сказать о монахах: им хорошо, они взяли и ушли, а мы тут остались. Им и посты легче исполнять — нет рядом холодильника, и молиться легче — ничто не отвлекает, нет телевизора и т.п. Так ли это? Что же в пустыни, на самом деле?
Есть и физические трудности, но идет еще сильная духовная борьба, мысленная. А зачастую она переходила в борьбу с реальными явлениями: привидения устрашали… Но здесь так: на какую-то ступеньку всходишь — уже чувствуешь потребность дальше идти.
Когда Вы были пострижены?
В 1988 году, постриг принял в Псково-Печерском монастыре и там подвизался четырнадцать лет.
Понятно, что все делается в этом мире Промыслом Божиим, но вот возрождать самому монастырь – это можно определить как великое счастье?
Конечно, это Промысел Божий, и у нас все делается по благословению чиноначалия. Владыка присмотрел меня в Печерах и послал сюда.
Моление Владыки Евсевия в алтаре церкви «Взыскание погибших»
Просто вот так увидел? Отметил взглядом?
Да, но я у него на глазах был, потому что был Ризничным. И конечно подготовка к праздникам, когда приезжает наш Владыка, а Ризничный отвечает за все храмы материально и готовит все к Богослужению.
Ваше послушание – монастырская Ризница в Псково-Печерском монастыре? Там же был известный Ризничный отец Серафим (Розенберг).
Да, я у него все и перенимал.
Вы его застали, отец Спиридон? А что же можно вспомнить о легендарном Ризничном?
Все хорошее можно вспомнить. Он был очень трудолюбивый, старой традиции – у него ничего не пропадало, все было на своем месте. Сам он ходил всегда в заплатанной одежде
Ризничный ходил в заплатанной одежде?
Да, но очень чистенькой.
А с какого времени, отец Спиридон, возрождается Никандрова обитель, появились монахи?
Владыка благословил с 2000 года, но почитание этого места было всегда, приезжали православные поклониться Преподобному Никандру, и благочинный наш отец Павел здесь служил Литургии в день преподобного Никандра, 7 октября. А я тут всего три года, были до меня иноки, и до нас расчистили территорию от леса. Все заросло, деревья огромные. Солдаты помогали из Псковской дивизии, приобретали у нас опыт выживания.
Сейчас Бог так помогает, что прямо на глазах поднимаются из праха разрушенные монастыри, но на это нужны деньги, чтобы покупать лес, нанимать рабочих, не все же во Славу Божию трудятся?
Постоянных жертвователей у нас нет, самый крупный жертвователь – Владыка, он нам дает средства, а понемножку все помогают.
За пять лет построили два храма в обители.
Да, быстро построили, строили местные порховские плотники. Стараются. И лес наш, выписываем тут же.
Почему, отец Спиридон, такой выбор в названии храмов – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и в честь Царственных мучеников?
Это решение Владыки, и оно не без основания, потому что в наше время самая актуальная тема – народ погибает. Погибает от пороков, от наркотиков, от алкоголя. И само название – Взыскание погибших — говорит, что Матерь Божия готова помогать всем, кто теряет надежду на перемену своей жизни. У многих сейчас в душе есть такое чувство: я сам не справляюсь. А Царственные мученики – наши покровители, покровители России: на них закончилась одна эпоха и началась новая.
Да и на Псковской земле Царь с семьей начали свой Крестный путь. А Вы никогда не думали, как такое великое собрание преподобных пустынножителей на псковской земле появилось, откуда это явление: Ефросин Спасоелеазаровский, Савва Крыпецкий, Серапион Изборский, Онуфрий Мальской, Илларион Псковоозерный, Досифей Верхнеостровский и др. Откуда такие мощные молитвенники, сильнейшие духом люди?
Действительно в XYI — XYII веках был духовный подъем. И, я считаю, что, когда Святой Димитрий Ростовский написал «Жития святых», потом был большой скачок в духовной жизни. И сейчас «Жития святых» очень положительно влияют на детское восприятие. Я себя помню, читал «Жития» — и тут же появлялось желание подражать. Читаешь Житие монаха – пустынника и хочется уйти в монастырь. Но в мое время я и не знал, что монастыри были, в России всего тогда осталось три монастыря, а когда отслужил в армии, и был при храме, узнал, что есть Троице-Сергиева Лавра, в Печерах есть монастырь, вот и поехал в Псково-Печерский монастырь.
Сколько братии в Никандровом монастыре?
Постоянно живет человек пять. Трудников больше, более двадцати.
А мощи Преподобного Никандра не ищите?
На это есть благословение нашего Владыки. На самом деле, существует несколько рассказов о том, где предположительно могут находиться святые мощи. Одна из версий – в ближайшей деревне был храм, но он сгорел в войну, мы там искали, но не нашли пока. Видно время не пришло, чтобы их обрести. Есть предположение, что по традиции Крыпецкого монастыря, где мощи Саввы Крыпецкого находятся «под спудом», также и у нас: мощи под спудом, а сверху стояла рака и икона с частицей мощей в Благовещенском храме, но храм разрушен…
У вас новые кирпичи лежат на месте Благовещенского храма, и какие впереди задачи?
Владыка благословил восстанавливать монастырь, и мы потихоньку движемся. Руины являются памятником архитектуры, но государство благосклонно относится к тому, чтобы восстановить памятник. Нам приходится самим готовить проекты охранных зон, утверждать, готовить генплан монастыря, подходим к изготовлению проекта восстановления Благовещенского Собора, но надо расчистить руины, чтобы сделать замеры.
Значит, отец Спиридон, у вас впереди возрождения Благовещенского храма?
Да, мы на него уже подавали бюджетные заявки в Министерство культуры.
А правда, что Благовещенский храм напоминал храм Христа Спасителя в Москве?
Он был, а не напоминал. При Архимандрите Геннадии, который был приближен ко двору Императора Павла I,монастырь переживал расцвет. И у Архимандрита были проекты расширения храма, потому что на праздник Преподобного Никандра сюда съезжались от 15 до 20 тысяч верующих. И Собор, который был к середине XYII века, расширялся несколько раз, и был такой «расплюснутый», с двумя приделами. Территория храма большая, а архитектурно он выглядел не очень гармонично. И Архимандрит Геннадий хотел его снести и построить что-то по типу Императорского храма.
А часы с монастырской колокольни, которые сейчас идут на Доме Советов, у вас есть желание попросить их обратно?
Как Владыка благословит. Вот будет колокольня воссоздаваться, а сейчас такой необходимости нет.
Отец Спиридон, что можно пожелать сейчас нашему народу в праздник обители нашего Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца?
Бога не забывать. Народ стремится за счастьем, а счастье на самом деле не в материальном благополучии — душа наша должна общаться с Богом. Хватит уже, попробовали этих удовольствий в кавычках, пусть люди пытаются заходить в храм, молиться. Пусть даже свечу только поставить, но так часто бывает: поставил человек свечку и почувствовал на душе облегчение. Слава Богу!
Ныне Никандров монастырь строится и восстанавливается. Усердием братии и трудников построены храмы, келии, крепко сделаны срубы на святых колодцах Преподобного Александра Свирского – святой часто являлся Преподобному Никандру, укрепляя его в пустынножительстве. Есть колодец, где можно омыть святой водой глаза для их исправления, есть колодец самого Преподобного Никандра, и колодец Святых Апостолов Петра и Павла, причем, один замерзает зимой, а другой — нет. И тянется ручеек православных поклониться подвигу пустынножительства, укрепиться в вере и получить исцеление от недугов, телесных и духовных «Господи, исцели душу мою, яко прибегну к Тебе».
Информационная служба Псковской епархии.
Псковские святые источники вылечат все, но воздадут по вере
Бородин назвал их «Северной Мацестой»
В 60 км от Пскова находится легендарный монастырь, основанный в начале XVI века преподобным Никандром. Охотники за всяческой нечистью утверждают, что время от времени здесь наблюдают т. н. хрономиражи. Между тем, по словам настоятеля монастыря отца Спиридона, рассказы о таинственных фигурах, которые являлись верующим во время молитвенных бдений на том месте, где был захоронен преподобный Никандр, он слышал не раз.
— Но в последнее время, по мере того, как монастырь восстанавливается, о таких чудесах приходится слышать все меньше и меньше, — подчеркнул настоятель. — Не за этим сюда приезжают многочисленные паломники, а для того, чтобы окунуться в целебные источники пустыни. Ежегодно мы принимаем не менее пяти тысяч человек — я считаю только по тому количеству посетителей, которые приезжают организованно, а «диких» туристов в здешних местах и не сосчитать. И все — благодаря целебным источникам.
Логичное объяснение чудодейственным силам воды и лечебной грязи Никандровой пустыни дает наука. Если посмотреть по карте, этот монастырь расположен на том же болотном массиве, что и знаменитый курорт «Хилово» — есть даже тропинка, по которой можно дойти до санатория. В свое время исследованием его лечебной воды и грязей занимался знаменитый химик Бородин, автор не менее знаменитого «Князя Игоря». Он-то и назвал эти места с полной химической уверенностью «Северной Мацестой». Впрочем, и до него слава об этих источниках гремела по всей России.
Особенно монастырь стал популярен после Отечественной войны 1812 года, когда сюда начали приезжать блестящие кавалергарды, чтобы залечить «европейские болезни», подхваченные в парижских вертепах. Может быть, от этого и пошло богатство обители? Справедливости ради следует сказать, что при монастыре долгое время был свой санаторий имени месточтимого святого Мордария, где лечились местные крестьяне. Впрочем, даже это обстоятельство не спасло от разрушения, которое последовало уже в советские времена.
Даже в советское время люди приходили сюда, чтобы набрать живительной влаги. Правда, партийные органы были начеку. Местные жители рассказывают: чтобы раз и навсегда покончить с «опиумом для народа», по приказу райкома подкатили к так называемому «желтому источнику» цистерну солярки и слили. Вскоре от нелепой смерти погиб тракторист, а от ядовитой гадости и следа не осталось. Почему так произошло? — нет ответа.
«Главное — верить, что поможет»
Когда же в начале 90-х годов сюда пришли первые монахи, здесь ничего, кроме развалин, не было. В удручающем состоянии находились и сами источники. На месте так называемого «желтого» была просто выкопанная в земле яма, заполненная голубоватого оттенка водой. Сейчас здесь поставлен домик, где можно цивилизованно раздеться и по скользким ступеням спуститься в купальню, где постоянно журчит проточная вода.
Женщины и мужчины окунаются в воду раздельно, после чего шагают дальше, чтобы приобщиться к духовным ценностям. Говорят, есть даже такие энтузиасты, которые принимают ледяную ванну каждый день. Температура воды, в которой содержатся энергетически активные ионы радона, в любую погоду неизменна: +4.
— От каких болезней здесь лечатся? — полюбопытствовал автор этих строк у служки, который следит за порядком у источника.
— От всего! Бесплодия, белокровия, радикулита, от сердечных болезней. От нервов тоже помогает… — рассказал словоохотливый старичок. — Главное верить, что поможет — по вере воздастся.
Сам же отец Спиридон в разговоре с корреспондентом ОК-информ сообщил, что эффективнее всего целебные воды помогают людям с поражениями опорно-двигательного аппарата:
— Раньше отец Серафим, который дежурил у источника, собирал и записывал истории, связанные с исцелением. А потом это дело оставили… Не каждый, кто приезжал сюда и окунулся, потом сообщал об исцелении, но, видно, такие истории передаются из уст в уста, потому что паломников у нас с каждым годом становится все больше и больше.
О популярности здешних целебных вод говорит и разнообразие регионов, представленных на машинах автостоянки. Понятно, что здесь всегда много псковичей, новгородцев. Встречаются калужане (регион 40), костромичи (44), не говоря уже питерцах и жителях Ленинградской области. По словам знатока паломнического туризма Андрея Таскаева, он лично привозил в эти заброшенные места даже гостей из Ханты-Мансийска.
Когда мы уже покидали пустынь, на наших глазах прикатили сразу два автобуса (регион 78), который выгрузил человек сто — все они, не мешкая, отправились за благостью к «желтому источничку» — официально он носит название преп. Александра Свирского.
Капонец — рукотворное озеро
До Крыпецкого монастыря от областного центра значительно ближе — километров 30, и тут главным водным чудом считается небольшое озеро, которое, если верить старинной описи, носит название Капонец. Иначе говоря, выкопанное людьми, а значит — рукотворное. В последние годы его, правда, облагородили, и вместо коричневой торфяной воды здесь плещется чистая ключевая, которая поднимается из артезианской скважины с 30-метровой глубины.
Считается, что искупавшиеся в нем тоже могут вылечить все хвори, а также обрести счастье в жизни личной и материальное благополучие. И желающих получить исцеление (особенно в жаркий солнечный день) немало. Автору этих строк доводилось лично наблюдать, как в один из недавних православных праздников прямо к купели подъехал автобус, который привез ребят из псковского лечебно-педагогического Центра.
Взрослые на руках выносили больных детей и устраивали их тут же, на травке. Вылечить этих девочек и мальчиков, у большинства из которых — ДЦП, современная медицина не в состоянии, тем не менее каждая мама, собираясь в поездку, думаю, верила в чудо: а вдруг Светлый ключ поможет поставить на ноги ее ребенка? Между тем иеромонах Мардарий — местный насельник, уверяет, что чудес, связанных с исцелением, немало и все они свидетельствуют об особой силе здешних вод.
— До наших дней сохранилось свидетельство, как святой Корнилий Крыпецкий, помолившись, омыл слепой девочке глаза и та прозрела. Известен случай (это произошло уже в 90-х годах прошлого столетия), когда больная женщина искупалась в источнике и тоже выздоровела. Однако не до конца, так как она погружалась не с головой, — продолжает священник. — Но больше всего паломников бывает по праздникам. Особенно велик наплыв народа 19 января, на Крещенье. До трех тысяч человек в день! Не поверите: машин столько, что не пробиться.
Причем люди едут уже с вечера, чтобы занять очередь в купель. Надеемся, что и 22 июля у нас будет много гостей — в этом день в монастыре отмечается праздник обретения мощей Корнилия Крыпецкого.
Спастись и в разум истины прийти (рассказ о Свято-Благовещенской Никандровой пустыни)
Спастись и в разум истины прийти (рассказ о Свято-Благовещенской Никандровой пустыни)
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь — самый загадочный монастырь Псковщины. Находится в 20 верстах от Порхова и в 63 от Пскова. Возник через несколько лет после смерти преподобного Никандра, который прославил эти места своими духовными подвигами.
Родился будущий пустынножитель в селе Виделебье на реке Черехе, примерно в 35 верстах от Пскова, а наречен был Никоном. Было это в 1507 году. За 150 лет до этого здесь же появился на свет Елеазар, в последствии знаменитый Евфросин, основатель Елеазарова монастыря. В ранней юности Никон познакомился с местами, где жили отшельниками Евфросин и Савва Крыпецкий. Восхищался духовной силой святых угодников, их самоотречением во имя любви к Богу и людям. После смерти отца и принятия монашества братом Арсением, Никон уговаривает мать раздать имущество и уйти в монастырь. Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им преподобного Евфросина.
Кто-то сказал Никону, что между Псковом и Порховом есть место на реке Демянке, удаленное от селений, лесом, мхами и болотами закрытое от людей. Он уходит туда, строит хижину, живет в ней в труде и молитве, а, окончательно убедившись в своем выборе, идет в Псков, чтобы постричься в монашество. Произошло это в обители Саввы Крыпецкого, после чего инок по имени Никандр жил там какое-то время. По молитвам и благочестию он получил от Бога дар помогать людям. Но, не желая принимать ни славы мирской, ни благодарности, опять удалился в свою пустынь, где пробыл безвыходно 15 лет. Он с великим смирением претерпевал все испытания, посланные Богом, проявляя долготерпение, милосердие и кротость. Но оказалось, что от мирских страстей, зависти и жадности не скрыться. Однажды убогую хижину отшельника посетили разбойники, и, не найдя ничего для себя ценного, жестоко избили Никандра. Унесли с собой святые иконы и книги. Преподобный стал молить Господа о прощении людей, пораженных грехами корысти и жестокосердия. Разбойники трое суток не могли выйти из леса, после чего двое раскаявшихся пришли к Никандру и просили простить их, а двое других погибли.
После случившегося, преподобный второй раз приходит в Крыпецкой монастырь, где ведет жизнь кроткую и смиренную, стараясь, чем может, служить ближним. Однако чрезмерная суровость к себе, не нашла понимания у насельников монастыря. Заметив, что тяготит собою других, Никандр поселяется на островке в четырех верстах от обители. Окрестные жители часто шли к нему за советом и помощью. Это вызвало ревность и зависть братии, и преподобный вынужден был вернуться на реку Демянку.
Наделенный даром прозорливости и чудотворения, святой, не щадя себя, всю жизнь помогал обращающимся к нему. За 8 лет до кончины он возложил на себя великую схиму. Перед смертью предсказал, что над гробом его будет воздвигнута церковь Благовещения, а Псков и Порхов будут осаждены литовскими и польскими войсками. Умер Никандр в сентябре 1581 года.
Через три года на место кончины преподобного прибыл мирянин, который позже постригся в монахи под именем Исаия. Еще через несколько лет, уже в чине иеромонаха, он, по благословению архиепископа Новгородского Александра, начал в пустыни строительство церкви во имя Благовещения при гробе преподобного.
Тайны Никандровой пустыни
В середине XVII века, по благословению митрополита Никона (в последствии Патриарха), дворянин Яков Матвеевич Муравьев строит в обители церковь во имя преподобного Никандра. А чуть позже церковь Александра Свирского и Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. В 1665 году его разграбили поляки. Однако обитель очень скоро восстанавливается, а в 1673 году горит вместе со всем церковным и братским имуществом. Игумен Илларион был вынужден даже обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и благодетели, с помощью которых поправилось состояние обители. Построили каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.
Слава о чудотворениях от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все больше паломников. Это побудило братию монастыря обратиться к патриарху с просьбой об «открытии и освидетельствовании святых мощей и удостоверении бывших от них чудес». В 1687 году комиссия, созданная по указанию Патриарха, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой.
Расцвет пустыни приходится на конец XVIII – начало XIX веков благодаря усердию архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не могла не поддержать царя. Помогает обители князь Лопухин, крупные пожертвования делает граф Шереметьев, жалует великая княгиня Александра Иосифовна и сама государыня императрица.
Только на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20 фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255 штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20 пудов.
Монастырь имел ценнейшую библиотеку – более 1000 книг духовного и светского содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги.
Но «благоденственное и тихое житие» закончилось с приходом к власти в России лютых богоборцев и христоненавистников. Во время развязанной ими гражданской войны рака преподобного Никандра и его многоцелебные мощи безследно исчезли. А в 1928 году прекратил своё существование и сам монастырь, разрушенный до основания и полностью превращённый в руины.
«Преподобный отче Никандре, моли Бога о нас!»
Сколько раз за четырехсотлетнюю свою историю Никандрова пустынь слышала эти слова! С незапамятных времен сюда идут те, чье сердце исполнилось смертельной тоски, кто хочет учиться великому беззлобию и ангельскому смирению, кто решил достичь духовной высоты.
Особо почитаются верующими находящиеся здесь святые источники. Даже в годы полной разрухи паломники приезжали сюда со всех концов нашей необъятной страны. Поразительно то, что многие не чувствуют расстояния, когда идут в обитель. Есть здесь местечко – называется Каменная гора. Люди оттуда приходят пешком. По карте 18 километров, а все почему-то говорят о десяти.
Всего источников пять. На въезде, справа, находится глазной источник иконы Казанской Божией Матери. Воду из него не пьют, берут для лечения глаз.
В километре от монастыря — радоновый источник преподобного Александра Свирского. Воду из него тоже не пьют, в ней купаются. Отец Марк, в чье послушание входит обязанность помогать паломникам на источниках, ответит на все возникающие вопросы, расскажет, как правильно себя вести. Надо помнить, что святыни не терпят суеты. Пришел на святой источник, просишь о помощи, значит и вести себя надо с благоговением. Следует подойти к иконам Александра Свирского и преподобного Никандра. Прочитать хотя бы тропарь. Зажечь свечу. Есть деньги – заплати, нет – так возьми и поставь. А потом уже купайся.
Удивление паломников обычно вызывают источники святых апостолов Петра и Павла, которые находятся в двух метрах друг от друга, но даже уровень воды в них разный, к тому же, один замерзает зимой, а другой нет.
Центральный источник называют по имени святого преподобного Никандра. По древнему монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого преподобного. Паломники всегда увозят воду с этого источника с собой.
Отец Марк поведал, как приезжал мужчина из Армении, страдающий тяжелой формой аллергии. Не мог жить без медикаментов. В июле прошлого года купался в источнике, через несколько дней болезнь отступила.
Запомнилась женщина-москвичка, страдающая длительное время рожистым воспалением ноги. В какие лечебные учреждения только не обращалась, все было бесполезно. После нескольких купаний она исцелилась.
Много случаев, когда бездетные пары после купания и молитв, получали Божие благословение иметь детей.
Запомнились мама и дочь лет 12-14 из Дедовичей. У девочки был рак крови. После молитв и купаний ребенок стал поправляться.
Многие после купания отмечают уменьшение болей в суставах.
Только идти нужно с верой и открытой душой, простив всех, кто причинил тебе боль, и настроившись на добро.
На пути возрождения
В 2001 году духовенством Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, представителями общественности и власти был впервые за последнее столетие поставлен вопрос о значении Никандровой пустыни для русской культуры и возрождения духовности. Решение было однозначным – восстанавливать.
По благословению Владыки, первым строителем в XXI веке пришел в пустынь монах Гавриил. На помощь ему, по мере своих возможностей, стали приезжать самые разные люди: военные, журналисты, дорожники, паломники со всей России. Расчищали территорию, облагораживали святые источники, строили. Практически за год была восстановлена и освящена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
В 2002 году из Псково-Печерского монастыря был переведен в Никандрову пустынь игумен Спиридон (Иващенко). Уже при нем строится в память о святых Царственных мучениках, чей крестный путь начался с Псковской земли, еще один храм. Храм совсем простой. Но пережитое чувство, когда ясным морозным утром поднимешься на Божественную литургию, слышишь великолепное пение мужского хора, когда стоишь окруженный ни с чем не сравнимыми запахами свежевыструганного дерева и меда от восковых свечей, а через небольшие оконца в храм спускаются солнечные лучики, ты не забудешь никогда. Наверное, это и есть ни с чем не сравнимая Божия благодать.
Совсем недавно в пустыни закончено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Это пока единственное каменное строение. Первая служба архиерейским чином состоялась в этом возрождённом соборе в день памяти прпеподобного Никандра в 2010 году.
Говоря об иконах монастыря, следует отметить, что наиболее почитаемая верующими икона преподобного Никандра из старой Никандровой пустыни. С ней раньше ходили на крестные ходы из монастыря в Порхов. Есть еще маленькая икона Никандра с частичкой мощей преподобного. Ее в Англии купил некий меценат и подарил отцу Николаю Гурьянову. С острова Талабск икона «пришла» в Порхов, а позже её передали восстанавливающемуся монастырю. Келейная икона Знамения Пресвятой Богородицы старца Валентина Мардасова после его смерти тоже была передана в Никандрову пустынь. Здесь же находится икона великомученика и целителя Пантелеймона с частичкою его святых мощей.
К особо почитаемым относится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ней молятся о душах тех, кто склонен к употреблению наркотиков, алкоголя, к правонарушениям, то есть о всех, кто живет не по заповедям Божьим.
Никандрова пустынь – один из немногих в России монастырей, в чье социальное служение входит реабилитация наркозависимых. Многие из них, пожив в монастыре и уехав домой, через несколько месяцев возвращаются, не найдя себя в миру. Искренность, возможность жить по правде, быть естественным и при этом нужным кому-то, как оказалось, стоят гораздо дороже минутной эйфории. И люди это понимают и чувствуют сердцем.
Братии монастыря предстоит очень многое сделать, но главное, похоже, свершилось – восстановилась та неповторимая атмосфера Никандровой пустыни, которая была здесь по молитвам святого изначально, ведь именно она давала людям силы совершать невозможное.
Все, кто приезжают в обитель, отмечают необыкновенную чистоту и искренность в отношении братии к паломникам. Как бы ни был занят, настоятель монастыря никогда и никому не отказал в духовной помощи или беседе.
Неповторимая зимняя сказка, тишина и благодать этого места надолго оставляют в душе неизгладимое впечатление.
Автор заметки — Татьяна Кухальская
Источник: http://pskov-palomnik.ru/index.php?com=pages&page=218
Организатор: Паломнический Центр Псковской Епархии «Вертоград»Места:
Никандрова Святоблаговещенская пустынь
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
«Предательством Царя утрачена связь с Богом…»
АРХИМАНДРИТ Спиридон
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь находится в 37 км от города Порхова и в 70 от Пскова. Этот почитаемый верующими монастырь Псковщины возник в XVI веке на месте подвигов преподобного Никандра Пустынножителя. Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи — Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко) с вопросами не только о Царской церкви, но и о духовных проблемах современного мира.
— Батюшка, очень отрадно видеть возрождающуюся древнюю обитель, в которой построен храм в честь святой Царской Семьи. Будто некая связь времен. Расскажите, пожалуйста, о нем.
— Милостью Божией к строительству Царского храма приступили в 2003 году по благословению владыки Евсевия. Он как раз перед этим присутствовал на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и был одним из инициаторов прославления святых Царственных Мучеников. Незадолго до этого меня назначили сюда служить. И благодарю Бога, что сподобил и меня, недостойного, принять участие в строительстве этого чудесного храма. Церковь простая, рубленая, но в ней служить всегда как-то особенно приятно. Ведь крестный путь святой Царской Семьи начался именно отсюда — с Псковской земли.
— А в чем важность их подвига для нас сегодня?
— Это пример верности Богу и своему народу. Ведь святой Царь Николай II мог бы вместе с Семьей бежать за границу и там спасти себе жизнь, но при этом покинуть свой народ. Но он любил народ и потому служил ему до конца дней. И если даже поверхностно посмотреть на всю ситуацию, то нельзя не ужаснуться, что в нашей Русской истории есть такое страшное злодеяние — убийство Императора, его супруги, детей. Разве это не преступление? И жестокая революция, установившая новую власть, восставшую против Бога, и гонения на Церковь… Одним словом, хотим мы этого или нет, но должны достойно осмыслить и понять, что Русский народ, к великому сожалению (как и тогда, так и сейчас!), не немножко даже, а серьезно отошел от Бога и Его Помазанника.
В результате - утрачена связь с Самим Богом. А ведь православный человек всегда должен ходить пред Богом: осознавать Его присутствие и Его великий Промысл во всем. А каким образом можно ходить пред Богом? — Стараться исполнять заповеданное Им. И быть в послушании у Бога и Его Помазанника. К сожалению, отступление произошло, и это прискорбно.
— Вы сказали «и сейчас». Т. е. тогда отступили и до сих пор так?
— Да, и тогда, и сейчас, в период 100-летнего осмысления, которое еще не завершено в полной мере. Не многие осознают и теперь, что произошло. А ведь без этого осознания, без покаяния невозможно возрождение России как Великой Святой Руси. Осмыслило случившееся лишь малое число православных. Даже среди тех, кто регулярно посещает храм, в основном нет понимания.
— А что необходимо понять?
— Некогда святой Предтеча Спасов Иоанн Креститель пострадал. Пострадал за то, что обличил нарушителя заповеди Божией. Он смело говорил царю Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего(Мк. 6, 18). Но тот предпочитал свою похоть выше заповеди Господней и, по научению блудницы, велел казнить святого Предтечу, отрубив ему главу. Так пострадал за правду святой Иоанн Креститель.
Фактически и Русские князья Борис и Глеб пострадали за заповеди Божии. Они не стали мстить, а призвали к миру: сложить оружие, чтобы не допустить кровопролития, братоубийственной войны. И святой Император Николай пошел таким же путем. Он не эмигрировал, а остался со своим народом. Не желал кровопролития, но призывал к мирному урегулированию — старался предотвратить гражданскую войну. В этом его истинный христианский подвиг. Он умер ради того, чтобы жили другие. А ведь нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). И хотя гражданская война все равно началась, но это случилось не по вине святого Императора Николая. Царь был настоящим христианином. На фоне прочих правителей (современных и прошлого времени) он — один из самых благочестивых.
Вообще, надо
понимать, что задача праведного правителя — помогать Церкви вести людей к Богу.
Не только создать благоприятные социально-экономические условия, но обезпечить
народу возможность спасать свои души. А святой Государь Николай II как раз об
этом и усердствовал.
Храм святых Царственных Мучеников в обители
— Да, эта забота отца — Царя-Батюшки — сегодня во многом легла на плечи священства, в том числе и Ваши. На что особенно необходимо обращать внимание на пути ко спасению души?
— Евангельские заповеди никто не отменял, они — на все времена. Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8). Поэтому борьба с грехом уместна в любое время. Как говорили подвижники и Святые Отцы, крест у каждого свой. Спасение — в безропотном несении трудностей и лишений нашей земной жизни, каких-то скорбей, болезней; в добросовестном добывании куска хлеба, что тоже является крестоношением. И, конечно же, в борьбе со страстями, которые у каждого свои.
— А с чего лучше начать?
— Надо
начинать с невидимой духовной брани с тем, с чем явно в себе, в своей жизни мы
не должны мириться. А потом уже сможем понимать современную ситуацию, тенденции
времени, например, распространения электронных технологий, и насколько все это
влияет на умы и сердца людей. А они действительно влияют. Необходимо хранить чувства:
зрение, слух. А просмотр телевизора человека от реальности отбивает, и интернет
увлекает. И хотя пока это не касается прямого отречения от веры, все же лучше
от всего такого уклоняться.
— А как быть тем, кто, стараясь не следовать тенденциям времени, становится белой вороной?
— В терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21, 19). Если желаем спасения, то будем иметь скорби и даже гонения, как предупреждал нас об этом Сам Господь наш Иисус Христос. Потому постараемся не обращать внимания на упреки, поругания за веру. А попытаемся научиться за все благодарить Бога. Тогда во всем всегда будем благоразумны и мирны духом. Помогай нам всем Господь!
Беседовал Роман Чудов
Источник: газета «Православный Крест», № 18 (210) (от 15 сентября)
Никандрова Пустынь. Святые источники в лесах под Порховым. : pohod_vosemvrat — LiveJournal
В первое воскресенье апреля сего года мы отправились из Санкт-Петербурга в Порховский район Псковской области, чтоб посмотреть город Порхов, а также побывать в Никандровой Пустыни. Про достопримечательности Порхова я уже писал, а теперь напишу про лесной монастырь возле него, место очень приятное, и совсем не похожее на все другие монастыри, которые есть в России. Никандрова Пустынь понравится наверняка всем — здесь есть и объекты для паломничества верующих, и просто красивая природа. А главная особенность монастыря — это его святые целебные источники, ради которых многие сюда и приезжают. Итак, читайте мой рассказ!Сразу скажу — пустынь уже немного не пустынь…
Когда я приезжал сюда в 2011 году, это место почти никто не знал. И тут было очень тихо, ни души. Только монахи, да несколько местных жителей. Теперь же сюда возят огромными автобусами, и парковка тут забита машинами не меньше, чем у большого супермаркета в столице. Вначале это меня немного опечалило, но потом я убедился, что ничего особо страшного нет — народ как-то равномерно распределяется по огромной территории, и его не замечаешь
У входа можно увидеть остатки древней каменной ограды монастыря
Деревянный храм Царственных Мучеников. Построен в 2000-е годы. Все храмы на территории пустыни — новые, старые не сохранились, от них лишь развалины, или фундаменты.
Изначально здесь и правда была пустынь. Святой Никандр, живший в 16 веке, обладавший способностью исцелять, а также пророчествовать, вызвал сильную ревность других православных деятелей , и его попросили удалиться подальше. В итоге он ушел на болота под Порховым, где молился почти полвека в уединении. После его смерти сюда пришли его последователи, и в память о нем, о его молитвенных подвигах, основали здесь монастырь, посреди лесов и болот
Монастырь был очень скромным. Немного помог ему Борис Годунов — это освободил от земельных податей, разрешив вести свое хозяйство без пошлин. Но с момента основания монастыря, с 1585 года, первые сто лет это была скромная пустынная монашеская обитель. И тут происходит стандартный для тех времен пиар-ход: мощи святого Никандра выкапывают, «обнаруживают» , что они нетленные, и сюда сразу идет поток денег от царя и паломников. Замечу, что такие вещи происходили всегда спустя много лет после смерти святых, когда не было в живых их учеников, которые могли бы возразить после раскапывания могилы их учителя. Канонизация святых спустя много лет после их смерти — почти всегда бизнес-ход для привлечения внимания к своему монастырю, или своей епархии. (В наши дни так же внезапно вознеслась Вырица с их Серафимом Вырицким, который в 2000-е стал чуть ли не главным святым Ленинградской области, при том, что никто не мог внятно объяснить, что в нем святого, но паломники с деньгами в Вырицу — потекли…). Итак, в 1687 году мощи «обретены», а в монастыре начинают строить каменные храмы.
Монастырь богател, развивался. Но в 20 веке беда пришла сюда, как и все другие монастыри и храмы. Монахов отсюда выгнали, священников репрессировали. Во время войны сюда пришли немцы. И хотя религию они даже позволяли возрождать,и благостно относились к православным священникам, при отступлении пустынь была ими разрушена. (По другой версии, все было разрушено еще большевиками). Все, что мы видим сейчас, воссоздано несколько лет назад.
Здесь видно, как восстанавливают исторический облик монастыря — реконструируют башенку, которая была сто лет назад
Церковь «Взыскание погибших».
Восстановленный Благовещенский собор
В последние годы монастырь стал цивилизованным местом отдыха. Тут есть и кафе, и гостиница, и блины, и сувениры
ЧИстенько, уютненько. Кто-то будет сокрушаться, что пустынь стала популярным общественным местом , а не суровым монашеским уголком, но ведь именно обилие посетителей позволяет возрождать монастырь, потому что они приносят пожертвования. Да и христианство намного больше проникает в души людей, когда православие дружелюбно и приветливо, а не отталкивает воротами, охраной, да десятками табличек со словами «запрещено».
Идем к самому главному источнику — источнику Александра Свирского . 7 апреля, но уже тепло. Всю неделю в Петербурге,а также Псковской области, на дворе +13 и солнце.
Надо пройти пару километров через лес
На подходе к источникам — два деревянных туалета. Весьма изящные.
Ворота
Здесь можно поставить свечку.
Свечи лежат в свободном доступе, каждый кладет за них столько , сколько сочтет нужным, а если денег нет, то возьмет бесплатно
Источник, а рядом с ним — купель. Есть два отделения — мужское и женское
Уникальность источника в том, что он — радоновый! Цвет воды изумрудный, вода не совсем прозрачная. Именно так выглядят радоновые источники. Когда вам показывают совершенно прозрачный пруд с легким зеленоватым оттенком, который есть просто у обычной чистой ключевой воды , и говорят, что это радон, не верьте.
Радон быстро распадается на другие элементы, поэтому его целебная радиоактивность исчезнет через полчаса, так что купаться надо в свежей родниковой воде. и пить тоже. Но набрать в бутылки, чтоб пить дома, тоже можно — минералы в родниковой воде будут полезны и дома. В этом бассейне воду набирают для питья, а купаться надо в домике.
Что мы и сделали, массово окунувшись. Вода, естественно,ледяная, причем весь год — таковы свойства подземных ключей. Но уж ради окунания в святую воду — можно и потерпеть.
Источник Александра Свирского — самый красивый и интересный святой источник из всех, что я видел.
Возвращаемся в центр монастыря, откуда расходятся дороги ко всем источникам. Увидели интересного товарища
Вид у него был очень умный, серьезный
Источник Петра и Павла. Это место тоже очень интересное. Дело в том, что тут два колодца,и вода в них разная. В левом «мертвая», в правом «живая». Как и все остальные источники пустыни, они оба считаются целебными. Особенно интересно то, что в них вода — действительно разная. Говорят, даже исследования минерального состава это показали. Вода попадает в них с разных глубин, и состав ее тоже различен. Мы убедились в этом и сами — в левом был сверху лед, он замерзает, в правом льда не было вообще.
Внутри
У левого колодца народа не было — ибо не могли воду оттуда достать
У правого же была большая очередь из бабулек, набиравших воду в десятки своих бутылок. Мы глотнули оттуда чуть-чуть, чтоб не мешать им, и пошли к тому источнику, что промерз
Во льду была дырка, в которую я пропихнул ведро, и набрал воды, а вот вытащить уже не получалось
Но Саша Коновалов долго вертел ведро внутри, стараясь попасть идеально по форме дыры им, и наконец смог вытащить. И мы все попили воды из этого источника тоже, а потом ею поделились с другими посетителями
Пьем и разливаем…
Никандров источник. Идем к нему. Можно попасть от Петропавловского источника двумя путями: или вернуться в центр, и идти оттуда грунтовой дорогой, или срезать через лес. Мы пошли через лес — это намного приятнее. Хоть и начало апреля, а лес тут чудесным образом выглядит совершенно по-летнему!
Дорожка окультурена, есть мостики. Это первый.
Групповое фото в лесу
Как будто лето! А ведь в других местах снег лежит! Чудо!
Пейзажи как на моем родном Карельском перешейке
Второй мостик
Вот и дошли
Идем внутрь. Пробуем и тут воду, а некоторые подливают себе в бутылку, таким образом, у них воды из всех источников
Везде таблички с золотистыми буквами
На перилах ведра. Если налить в них воду, то можно ее потом набирать из кранов, присоединенных ним с помощью труб
Внутри
Источник. Люди приезжают с кучей канистр к каждому источнику.
Идем в центр пустыни. У самого входа остался еще один источник
Здесь монастырские огороды
Это Казанский источник. В нем вода не родниковая, а торфяная, с болотным оттенком. Но пить вполне можно, мы ее пробовали — никакого привкуса и запаха нет, только желтоватый цвет. Правда, основное ее назначение — не питье. Источник считается целебным для глаз, и этой водой надо смачивать глаза.
Дорожка к источнику выложена древними каменными плитами
Тут тоже очередь. Бабули часто не в состоянии поднять ведро, приходится им помогать.
Наши путешественники подходят к источнику, протягивая руки, а я разливаю им святую воду в ладони, чтоб они смочили себе глаза. Сам себе тоже их окропил, в глазах было весьма приятное ощущение потом всю дорогу.
Сидим, пьем чай. Уезжать не хотелось.Здесь мы провели два с половиной часа.Чудесная природа, приятная атмосфера — все это делает место очень уютным и милым! И я рекомендую здесь побывать всем!
Туристический клуб «Восемь Врат» (Спб) : https://vk.com/club17791063
Подробности спасения пропавших туристов в дебрях Никандровой пустыни
Трое паломников провели жуткую ночь между озером Демон и ключами с живой и мертвой водой
ОТ АВТОРА: о том, что в лесу под Порховом спасатели ищут троих пропавших жителей, сообщил мне 19 мая Юрий ЧЕРЕПИЦКИЙ, сотрудник пресс-службы УМЧС России по Псковской области: «Две женщины и мужчина приехали в Никандрову пустынь за святой водой и заблудились. Поиски продолжает уже вторая группа спасателей, выехавшая на место в 5 утра 20 мая. Планируем прибегнуть к помощи параплана…»
До наместника святой обители, отца СПИРИДОНА, я смогла дозвониться лишь к полудню 20 мая. Его телефон мне дал Андрей ТАСКАЕВ, экскурсовод, священник (за штатом), член Союза краеведов России, публицист и просто непревзойденный знаток земли Псковской.
— Вряд ли дозвонитесь,там сотовая связь шалит, — предупредил меняАндрей Григорьевич. – И заблудиться немудрено, при том, что тропинки от источника к источнику, как вы говорите, нахожены. Хоть и святое это место, а недаром считается местом силы, где добро со злом сходятся, где словно что-то кружит, водит и с пути сбивает. Без сопровождающего удаляться в лес никому не советую.
О том, что сами монахи каждый день рискуют сбиться с пути, поведал мне и отец Спиридон, когда — о, чудо! – связь вдруг установилась.
— Нет, не нашлись ещё туристы, — сообщил мне батюшка и добавил: – Мы и сами тут частенько теряемся, места ведь глухие. Но мы-то по солнышку умеем ориентироваться, а они люди городские, небось, впервые в лесу. Не переживайте, найдутся обязательно. Мы ж молимся за них. И вы помолитесь.
По словам отца-наместника, поиски начались вечером 19 мая. Далеко за полночь лес непрерывно оглашал сигнал, который подавал водитель спасательного отряда. Лишь около часа ночи поиски потеряшек прекратились. На автопарковке одиноко ночевал автомобиль с питерскими номерами, а самим гостям предстояло коротать ночь в заколдованном лесу, где-то между озером Демон, речкой Демянкой и пятью святыми источниками. Среди непроходимых порховско-хиловских болот!
О спасательной операции мне рассказал по телефону 20 мая Юрий ЧЕРЕПИЦКИЙ, сотрудник пресс-службы УМЧС региона:
— О заблудившихся нам сообщили в 7 вечера, 19 мая, их родственники, до которых смогли дозвониться потерявшиеся туристы. В Порховский район тут же выехал спасательный отряд в составе трёх человек под командованием Сергея ЯКУБОВА.
Спасателям удалось установить с туристами телефонную связь. Водитель, не переставая, включал сирену, на звук которой и должны были идти заблудившиеся. Но по каким-то странным обстоятельствам, трое питерцев не приближались, а, наоборот, неуклонно удалялись от спасительной сирены. Когда люди перестали слышать звуки сигнала, они позвонили спасателям и попросили включить сирену. Но она и не выключалась! Просто какая-то неведомая сила уводила людей совершенно в противоположную сторону!
— Вскоре у телефона паломников сел аккумулятор, и без связи, в кромешной темноте, спасатели были вынуждены прекратить поиски, вернуться на базу, — продолжает рассказывать мне Юрий ЧЕРЕПИЦКИЙ. – Вторая группа спасателей выехала на место поисков в 5 утра.
Продолжение истории я узнала от Владимира ЯКУБОВА, руководителя спасательной операции, телефон которого мне дал Юрий ЧЕРЕПИЦКИЙ.
— Водитель остался подавать сигнал, а я и еще трое спасателей стали прочесывать лес между источниками Петра и Павла (в народе их называют ключами с живой и мертвой водой) и Никандровым, — рассказывает мне по телефону 20 мая Владимир ЯКУБОВ, замначальника поисково-спасательного отряда города Пскова. – Там местность, считай, непроходимая – сплошь мелиоративные каналы с водой.
Ближе к обеду было решено вызывать на помощь параплан МЧС, благо ветер стих. Но неожиданно, где-то справа от источников Петра и Павла, спасатели услышали слабые крики людей.
— Мы нашли их под деревом, где они и провели ночь. Причем стоя! Люди не ложились, боясь. На наш вопрос, почему не развели костер, ответили… «Боялись устроить лесной пожар вокруг обители». Болота же кругом, торф.
Вот тебе и проверка: получается, не о себе люди думали в страшный ночной час, а о монастыре, лесе и болотах!
По словам спасателя, тяжелее всех пришлось 67-летней женщине, которая сильно устала. Она-то невольно и завела своих земляков в лес.
— Пропавшая женщина рассказала, что уже ездила в Никандрову пустынь за водой зимой, — рассказывает мнеВладимир ЯКУБОВ. — Набрав воды из Никандрова источника, она решила срезать путь до ключей Петра и Павла через лес. Ей показалось, что она помнит короткий путь. Но не тут-то было. Слава Богу, прежде чем пойти за водой, они в Порховском райпо хлеба купили и не мучились от голода и жажды.
Чтобы вывести людей из чащи, спасателям пришлось навести переправы из брёвен через канавы с водой. К обеду измученные, но счастливые, петербуржцы были выведены на большую землю. Но прежде чем отправиться назад, гости зашли в храм монастырский свечку поставить.
На территории Никандровой пустыни есть пять источников. В эти места силы кто-то тянется за исцелением, кто-то из любопытства, а кто-то за чудом. Каждому, как говорится, своё.
Наша справка:
Еще в атеистическое время во всех справочниках Никандрова пустынь числилась в ряду самых известных аномальных мест, где встречаются хрономиражи и время идет по-другому. Как оказалось, неспроста. Есть записи, что в советское время люди, когда приезжали на праздник Никандра и молились в лесу, видели Преподобного: он «выходил» из источника Александра Свирского, с монахами обходил обитель с крестом и благословлял. По-научному это явление как раз и называли тогда хрономиражами.
Свято-Благовещенский Никандровский мужской монастырь с. Любовец Епархиальные монастыри РПЦ
Он также дал новому игумену наставления и благословение на постройку в обители церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы при гробе преподобного. Церковь была создана, собран причт церковный, и таким образом положено начало монастырю.Самым древним документом, говорящем о начале пустыни, можно считать хранившуюся среди свитков Никандровой пустыни «обельную» грамоту царя Феодора Иоанновича. Датирована она декабрем 7106 (1598) года. Дана была грамота первому игумену Никандровой пустыни Исаие. Грамота эта освобождала на вечные времена монастырь от земельных податей, закрепляя за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте»
Тяжела была жизнь первых насельников, вынужденных неустанно трудиться на нелегких послушаниях, терпя пустынные лишения.
Даже в XVII веке часто не было в братстве священнослужителя «скудости ради пустынного места», и братия исполняла молитвенные правила келейно.
Обитель часто подвергалась внешним опасностям от «огня, меча и нашествия иноплеменных». В 1665 г. поляки, набегом ворвавшиеся в Псковскую и Новгородскую области, разорили и разграбили обитель, монахов побили и взяли в плен игумена, который находился у них около года.
Восемь лет спустя, 31 марта 1673 года пустынь почти полностью сгорела. Сгорели три деревянные церкви, бывшие в обители: во имя Святой Троицы, преподобного Никандра и преподобного Александра Свирского со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами, отчего, как говорит летописец, «бысть братии сетование много и печаль велика»
Горестные обстоятельства заставили игумена обратиться с просьбой о помощи к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней и в последующие годы вплоть до переворота 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря.
Многие благочестивые люди также способствовали подаяниями возобновлению обители, и с тех пор вместо деревянных церквей были устроены уже каменные.
Украшены они были различными иконами, снабжены книгами и всем необходимым, выстроена особая колокольня и новые деревянные келии.
Монастырь значительно расширился. Тогда и мощи преподобного Никандра были положены в южную стену соборной Благовещенской церкви.
Между тем, слава чудотворений от мощей преподобного Никандра, привлекавшая в обитель многочисленных поклонников, побудила игумена Евфимия с братией просить патриарха Иоакима о церковном прославлении святого.
29 июня 1687 года по патриаршему приказу было совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Святые мощи омыли святой водой, растворенной с вином и елеем, и переложили в новую раку, которую с молебствием заложили на прежнее место в южную стену Благовещенского собора. Было составлены житие и служба преподобному.
Рассмотрев донесение, патриарх Иоаким с четырьмя архиереями, признал его истинным. Было постановлено праздновать память прп. Никандра в день храмового праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в день его преставления 24 сентября (7 октября). В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения мощей преподобного.
Время правления Екатерины II ознаменовалось закрытием многих русских обителей. При составлении духовных штатов в 1764 году монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни и лишился бывших у него во владении 390 душ крестьян и многочисленных земельных владений.
Однако, при размежевании Псковской губернии, начавшемся в 1781 году, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять верст.
Особенным возвышением и благоустройством пустынь была обязана в начале XIX века Высочайшей милости Императора Павла Петровича и усердию архимандрита Геннадия. Через светлейшего князя Лопухина, проживавшего иногда в своем Псковском поместье, строитель Геннадий был представлен Императору и удостоился Его Высочайшего благоволения. Государь подолгу беседовал с Геннадием и проникся любовью к Никандровой пустыни, приняв деятельное участие в ее судьбе.
Своего расцвета Никандрова пустынь достигла во времена архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870). В 1855 года при архимандрите Игнатии установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного Никандра.
В 1918-1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. И центром столкновений безбожной советской власти и русских крестьян стал Никандровский лес.
9 ноября 1928 года принято решение об окончательном закрытии монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы на слом 13-й лёгкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, и были использованы для строительства военного городка.
К концу 1990-х годов пустынь представляла груду развалин, поросших лесом. После войны над руинами монастырской церкви Благовещения появился крест, поставленный руками боголюбцев. До недавнего времени паломник, поднявшись по тропинке на руины, мог видеть простую раку с металлическим крестом и иконой преподобного Никандра над тем местом, где под спудом покоились многоцелебные мощи преподобного. Они были положены туда в 1687 году, когда новый гроб «на том же месте, в стене, в землю опустили и землею покрыли». Прежде могила не имела ограды и была обложена известняком, на ней стоял деревянный крест и производила она впечатление суровой могилы аскета.
В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий ставит вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни. В 2001 году впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. Во встрече приняли участие более 30 организаций и священнослужители Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. В итоге был создан попечительский совет.
В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм в честь святых Царственных мучеников.
В сентябре 2003 года наместником Никандровой пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко).
В 2005 году построена часовня над источником преподобного Александра Свирского. Возведен храм в честь препп. Сергия и Германа Валаамских в деревне Любовец. Продолжаются работы по обустройству храма в честь свв. Царственных мучеников, ведутся обширные работы по благоустройству территории и быта насельников пустыни, начинается подготовка к строительству храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
7 октября 2010 года в день памяти преп. Никандра в Благовещенском соборе впервые была отслужена Божественная Литургия священноархимандритом обители митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием. «Монастырь «Никандрова Благовещенская пустынь» включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Уставные богослужения совершаются 4 раза в неделю. В остальные дни в 6:00 братский молебен и монашеское утреннее правило.
почему провал в источнике?
Никандрова Пустынь (Псковская область) — один из самых важных и интересных монастырей Северо-Запада России. Возникнув в XVI веке и переживший расцвет в XIX веке, монастырь прославился на всю страну своими целебными источниками.
Содержание статьи:
Поисковик стихов — фото
Как и многие другие монастыри, поисковик стихов не работал в советские годы, и постройки монастыря были почти полностью разрушены .
В наши дни монастырь возрождает и возвращает былую славу одному из духовных центров Псковской области и всей страны.
Свое имя никандрова Пустынь в честь святого Никандра Жителя , ушедшего из мира пустынь. На месте уединения Никандра после его смерти и была основана поисковая система стихов.
Где?
Никандрова Пустынь расположена на западе России, в Псковской области, примерно в 70 километрах от областного центра.Монастырь расположен на реке Демьянка недалеко от города Порхов. Точный адрес: Псковская область, Порховский район, село Любовицкое.
История монастыря
Монастырь был основан в 1585 году мирянином Исайей, который принял монашеский постриг и стал первым настоятелем монастыря . Монастырь устроили на месте подвига никандра, ушедшего от мира и просидевшего здесь в молитвах 50 лет. После его смерти и Никандра был основан монастырь, который должен был стать одним из важнейших монастырей Северо-Запада России.
Если вы решили отправиться в Никандровские пустыни на машине, узнайте здесь некоторые секреты его путешествия по России на машине.
Первые века жизнь в монастыре была довольно сложной: в 1665 году, во время русско-польской войны, монастырь был разорен, а через 8 лет в 1673 году деревянные постройки пустыни почти полностью сгорели во время сильного пожара , Из-за этой катастрофы монастырь был полностью перестроен из камня. В 1686 году были обретены мощи Никандра, после чего преподобный был канонизирован.
В XIX веке монастырь процветал и стал одним из крупнейших монастырей Псковской губернии. В конце 20-х годов решением советских властей монастырь был закрыт , постройки монастыря были проданы на слом и использовались как строительный материал при строительстве прилегающего военного городка.
Возрождение монастыря началось в 2000 году, когда было принято решение о его восстановлении , через год был создан Попечительский совет.
Первым отреставрированным храмом Никандровой пустыни была деревянная церковь иконы «Исчезнувшие».
Как добраться?
Чтобы добраться до пустыни Никандрова, необходимо выехать на трассу Р-56 (Великий Новгород — Псков) или Р-23 (Санкт-Петербург — Псков), затем свернуть с трассы и ехать до села Дубровно, затем добраться до села Дагоска, ведущего по 10-километровой грунтовой дороге в пустыню Никандрова.
Путешествуя поездом, следует добраться до нижней части станции, сесть на поезд Псков-Нижний, выйти со станции Сосание, а затем совершить 10-километровый переход от села Хилово к монастырю.
Описание территории монастыря
С 2003 года настоятелем монастыря является игумен Спиридон , усилиями которого пустыни не только возродились и стали известны своими целебными источниками, но и стали важным центром реабилитации наркоманов.Эта социальная роль монастыря делает его еще более важным для компаний.
Если вы предпочитаете путешествовать автостопом Домой или просто мечтаете об этом — прочтите нашу статью.
Затерянный в лесах монастырь состоит из:
- 3 храма ;
- 5 Святых колодцев , на которых построена часовня;
- Братские постройки , в которых проживают братья, послушники и сотрудники.
Первым в возрожденном монастыре поселился монах Гавриил .В восстановлении монастыря было задействовано множество послушников, мирян и даже солдат 76-й воздушно-десантной дивизии. В настоящее время в монастыре проживают 8 братьев и 10 разнорабочих.
В 2005 году монастырь был возвращен иконе монаха Никандру с частицей его мощей. К другим особо почитаемым иконам монастыря относятся икона целителя Пантелеймона с частицей его мощей, икона «Исчезнувшая» икона Пресвятой Богородицы. Кроме того, возродилось ежегодное шествие в конце мая в Порхове, впервые проведенное в середине XIX века в ознаменование избавления Псковской губернии от пандемии холеры.
Храмы
Все храмы, построенные в царские времена на территории монастыря были разрушены в Советском Союзе, в наше время на территории монастыря было построено 3 действующие церкви.
- Благовещенский собор (2010 г.). Главный храм монастыря, строительство которого началось в 2006 году, а освящение состоялось в 2010 году. Возведен на развалинах Благовещенского собора, построенного во второй половине XVII века.Архитектором на строительстве выступил Г. Соколов.
- Деревянная церковь иконы «Исчезнувшие» (2002 г.). Первый из обновленных храмов монастыря. У храма есть еще одно название — часовня Креста. Построена на месте разрушенной Крестовоздвиженской часовни у Западных ворот монастыря. Церковь представляет собой скромную одноглавую церковь с колокольней в часовне.Имя архитектора деревянной церкви не сохранилось.
- Церковь Царственных мучеников (2005 г.). Деревянный храм, имеющий второе название Геннадиевская церковь (Церковь Геннадия, Патриарха Константинопольского). Построен на развалинах каменной церкви. Представляет собой небольшую деревянную церковь в форме четырехугольника.
Собор построен в традициях псковско-новгородской архитектуры и представляет собой классический четырехколонный пятиглавый храм.
Святые места
Некоторым пережитком язычества можно назвать своеобразное почитание природных объектов, которое практиковалось в монастыре в средние века.Самым почитаемым местом монастыря был огромный дуб , под которым по легенде принимал паломников монах Никандр, а позже была его могила. Позже, в XVII веке на этом месте был построен Благовещенский собор.
Читайте также нашу статью о монастыре Монсеррат, который расположен на горе в Испании и также является излюбленным местом паломников.
К сожалению, дуб не сохранился до нашего времени, вероятно, он сгорел во время большого пожара 1673 года.
Также местные жители и паломники в допетровской Руси поклонялись священным камням , которых на территории Никандровой пустыни было два.
Один из них, «Возглавила» , долгое время хранился на притворе Благовещенского собора. В 1735 году по приказу Феофана Прокоповича он был доставлен в Петербург и помещен в архив Священного Синода на хранение, где хранился как минимум до начала революции. Тогда его следы теряются.
Другой священный камень монастыря, называемый «Божье дело» , хранился в пустыне до разрушения монастыря в советское время.Дополнительная информация о его местонахождении также отсутствует.
Целебные источники
Поэтический поисковик, известный своими святыми источниками, которые считаются целебными:
- Источник Александр Свирский ;
- Петра и Павла ;
- Источник Казанской иконы Божией Матери ;
- Источник крест животворный ;
- Никандровский источник , который считается главным монастырем.
В 60-х годах источники залили мазутом, чтобы остановить паломничество к верующим и сокрушенным им исцелениям. Однако источники самоочищаются и теперь этот варварский акт ни на что не похож.
к содержанию ↑
Характеристики
Целебные источники, образующиеся в результате разрушения земной коры и достигающие поверхностных грунтовых вод. В любое время года поддерживают постоянную температуру от +4 до + 6 ° C.
- Источник Казанской Божьей Матери находится у входа в монастырь.Его вода непрозрачна и имеет горький вкус из-за присутствия торфа. Рядом с этим источником есть указатель, который сообщает о местонахождении других источников.
Источник Александра Свирского находится в лесу на расстоянии пятнадцати километров от монастыря. Свое название он получил в честь наставника Никандра святителя Александра Свирского.
Из-за высокого содержания радона вода в этом источнике имеет светло-голубоватый оттенок. Также из-за высокого содержания в воде химических соединений железа с другими веществами трава вокруг источника приобретает желтый оттенок, что является источником популярного названия «Желтый» .
- Никандровский источник расположен к югу от монастыря и имеет повышенное содержание сероводорода, а рядом с ним установлена часовня в честь преподобного. Согласно легенде, этот источник выкопал Никандр и употреблял его для питья. Этот источник носит название «Серебряный источник», что подтверждается химическим анализом воды — в нем действительно повышено содержание ионов серебра.
Петропавловский источник и источник животворный крест расположены к северо-западу от монастыря и объединены под крышей одной из часовен. Несмотря на то, что клавиши расположены близко, вода в них поступает с разной глубины и разная по составу.
Источник животворящего креста несет «живую» воду , которую монахи используют в повседневной жизни. Эта вода имеет особенно приятный вкус и стоит попробовать любому, кто посетил монастырь, паломнику или туристу.
Другой источник, Петропавловский, несет в себе содержание воды сероводорода , пить который рекомендуется только пациентам, нуждающимся в лечении.
Это самый глубокий источник Никандровой пустыни, его глубина составляет 7 метров. Он оборудован небольшим бассейном, в котором могут окунуться многие паломники.
Еще одно религиозное место, новый Афонский монастырь в Абхазии и в окрестностях города Новый Афон, можно прочитать здесь.
Лечебные свойства, или зачем нырять в эти воды?
Самое главное, что я ценю пустыню Никандрова, а она очень популярна — целебные свойства ее знаменитых источников.
Источником Казанской иконы Божией Матери не случайно является народное название «Око» . Считается, что он помогает при лечении глазных болезней и других патологий, связанных с этим органом чувств.
Железистое соединение источника Александра Свирского помогает при заболеваниях органов пищеварения и проблемах с желудочно-кишечным трактом. Кроме того, в этом источнике паломники принимают радоновые ванны , которые помогают с проблемами кожи, заболевания опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Однако из-за того, что радон является активным радиоактивным элементом, плавание в фонтане категорически противопоказано людям с онкологическими и доброкачественными опухолями.
Никандровский источник очень популярен из-за длинного списка болезней , от которых помогает его полив. Список включает в себя различные артрит, ревматизм, других заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, вода из этого источника помогает от зубной боли, что отражено в его популярном названии «Зубной» источник.
Петропавловский источник воды, использовавшийся паломниками для лечения заболеваний нервной системы, болезней половой сферы, болезней сердца и системы кровообращения.
Рекомендуем посмотреть видеотур по Никандровой пустыне:
.
Никандрова Пустынь (Псковская область): История, Достопримечательности
Никандровская пустынь (Псковская область) — один из старейших монастырей на северо-западе России. Находится в 40 км от города Порхов, недалеко от села Демьянка.
Пустыни и расположенный там монастырь, добраться до которого поможет карта Псковской области с автомобилем, имеют богатую историю. Достопримечательностями этих мест также являются природные объекты — священные камни, дуб и целебные источники.
История
Уроженец псковской земли Никандр, житель пустыни более 50 лет вёл затворнический образ жизни на необитаемой людьми территории, подчиняясь велению с алтаря храма, слышанному на молитве.Позже это место было названо в честь святого, исцелившего здесь многих больных. Перед смертью Никандр пообещал защищать жителей пустыни отшельника, и в 1584 году здесь был основан монастырь. Храм построил человек, получивший выздоровление во время молитвы святому.
Описание пустыни в период ее расцвета
В ансамбль монастыря вошли:
- из пятиглавого Благовещенского собора;
- каменная колокольня с боевыми часами, расположенная над Святыми вратами;
- кельи приходские двухэтажные;
- Каменная овальная церковь, освященная во имя св.Геннадий.
Монастырский двор представлял собой квадрат шестиугольной формы, а ограда состояла из келий, а над ней были построены 4 башни.
Возле монастырских стен находилась гостиница для простых людей, а возле ярмарки — деревянные лавки. Кроме того, на реке Любовец действовали монастырская мельница и скотный двор.
Разрушение
Никандровские пустыни (Псковская область) разорены большевиками. Они также разрушили храм, возводившийся более трех столетий.Монастырь на долгое время прекратил свое существование. Попытки возродить монастырь в послевоенные годы были пресечены тогдашними властями. Со временем территория бывшей Никандровой пустыни полностью заросла лесом. Частично сохранились лишь аллеи, остатки ограды, святые колодцы, руины и фундаменты храмов, а также монастырское кладбище.
Возрождение
Никандровские пустыни (Псковская область) начали возрождаться только в начале нового тысячелетия.Поселившись в памятных местах, монахи стали молиться молитвами. Им помогали местные жители и десантники, расквартированные возле воинской части, а также лесники и казаки. Пятилетние усилия увенчались успехом, и паломники снова обратились к святыням.
Сегодня заново рожденный монастырь продолжает развиваться. К двум освященным церквям примыкает Благовещенский собор, жилые и подсобные постройки. Прилегающая территория, строится дорога к храму.
В монастыре совершаются ежедневные богослужения; Наиболее торжественно они проходят в день памяти святого, в ознаменование прекращения эпидемии холеры и в чествование памяти Царственных мучеников.
Храмы
Если у вас есть карта Псковской области с достопримечательностями, то вы непременно найдете на ней Никандрову пустыни. Есть несколько храмов, являющихся копиями старых церквей, разрушенных в годы богоборчества:
- Благовещенский собор, освященный в 2010 году;
- деревянные церковные иконы «Поиски мертвых»;
- Храм Царственных Мучеников.
Истоки пустыни Никандра
На территории монастыря находятся святые источники. Их воды исцеляют тело и души.
У входа в монастырь находится источник торфяной воды. Он не очень подходит для питья, но помогает при лечении глазных болезней.
Рядом святой источник преподобного Александра Свирского со купелью с радоновой водой голубого цвета. Окунувшись в нее, вы приведете в порядок размышления, выделив главное. Вода густая и выгоняет купающихся наружу.
Здесь же находится источник св. Никандры, который, по преданию, сам святитель использовал в хозяйственных целях.
За помощью в монастырь приходят люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, бесплодием. Для исцеления им советуют ходить по воде из целебного источника апостолов Петра и Павла.
Святые камни
Камень «Возглавница» долгое время находился в монастырской церкви и был объектом почитания местных жителей и паломников.Он использовался на том же уровне, что и значки в Крестовом походе. Предание гласит, что Никандр склонял голову на этот камень вместо подушки во время отдыха. Отцы церкви перенесли предмет языческого культа в Петроград, где его следы потерялись. О нем остались только легенды, а люди, долгое время не знавшие вывоза, продолжали поиски реликвии.
Камень «След Бога», похожий на след человеческой стопы, считался святым из-за предполагаемой принадлежности отпечатка Девы Марии.Его почитание возросло после потери «Вождя».
Святой дуб
Это огромное дерево в средние века было объектом поклонения псковичей. Ведь под этим деревом Никандр предсказывал будущее и исцелял больных, там его и похоронили после смерти.
Время не пощадило старый дуб, и он погиб в огне пожара. До наших дней дошли только легенды, построенная на этом месте часовня не сохранилась.
Никандровские пустыни: как добраться
Добраться до монастыря на машине достаточно просто, например, по спутниковому навигатору.Из Москвы можно поехать по маршруту, идущему через Тверь, Валдай и Лугу, а из Санкт-Петербурга — через Лугу. Далее тропа пролегает через села Лудони, Пава, Дуброво до Загосока. Оттуда до пустыни останется 10 км. Рядом я
.