Татарский национальный костюм, история, составные элементы, декор, цветовая гамма
На чтение 11 мин. Просмотров 10k.
В национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.
Немного истории
История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.
На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.
Особенности
Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.
Краткое описание особенностей традиционного наряда:
- широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
- штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
- верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.
Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.
Белый цвет у татар символизирует старость и траур. Поэтому светлые наряды было принято носить пожилым людям или посещать в таких одеяниях похороны.
Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.
Повседневные наряды
Повседневный костюм татар выполнялся в минималистичном стиле, все элементы свободно надевались. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Также в национальном образе присутствовали особые украшения, которые позволяли внешне определить финансовое состояние человека и его статус в обществе.
Одежда
Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:
- Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
- Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.
По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.
Головные уборы
Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.
Интересные факты о женских головных уборах:
- Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
- В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
- Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
- Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.
Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы.
Обувь
Татары круглый год носили сапоги. Для лета использовалась более мягкая кожа, в зимний период обувь набивали овчиной, ватой. Под сапоги, валенки, калоши надевались чулки из сукна или шерстяных ниток. В основном их шили белого цвета.
Название традиционных татарских сапог варьировалось:
- читек шили из мягкой кожи, предназначались они для выхода в свет, узорчатые екаюлы читек, выполненные в мозаичной технике, надевали на праздники и танцы, такую обувь могли себе позволить зажиточные горожане или духовенство;
- черные ичиги из кожи предназначались для повседневной носки, у женщин они были короче, чем у мужчин;
- чабата напоминали лапти, считались рабочей обувью.
Любая татарская обувь имеет характерную особенность: задранные кверху носки. Согласно древнему поверью, родную землю царапать нельзя.
Также татары зимой носили валенки, для работы по дому надевали калоши. Для праздника, танцев выбирали туфли. Женский вариант был с узорами, аппликацией, вышивкой золотыми нитями, часто дополнялся небольшим каблуком.
Аксессуары
Основными мужскими аксессуарами считались перстни с большими камнями, печатки, для статусной женщины предлагался накосник (головной убор). Обязательная часть народного костюма — пояс с большой пряжкой. Необычным украшением считалась перевязь — так называется вышитая тканевая лента, которую перекидывали через плечо. Если девушка придерживалась ислама, в ней были специальные кармашки для хранения молитв.
Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера.
Детские костюмы
Детская одежда для новорожденных шилась из натуральных тканей, которые позволяли сохранить тепло и не запревать малышу. Как только сыновья и дочки взрослели, татарский народный костюм приобретал гендерные различия. Для девочек использовали красный, бордовый, зеленый или синий цвета. Одежда была многоярусной, но обязательно закрывающей шею и руки, выполненной в макси длине. На голове — национальный головной убор с длинной, доходящей до середины спины, полупрозрачной вуалью.
Костюм для мальчика должен быть темно-синим, коричневым или черным. Рубаха удлиненная, широкая, рукава дополнены манжетами. Обязательно присутствие камзола. Брюки широкие, выполненные в контрастном с верхней частью цвете. Начиная с 5–6 лет, на рубаху и камзол наносились декоративные элементы: вышивка, ленты, бисер. Подростковый и юношеский наряды не отличались от взрослой одежды.
Праздничная национальная одежда
В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.
Современный жених может позволить себе надеть обычный европейский костюм, при этом украсить его атласными лентами, орнаментом. Вместо пиджака татарские свадебные образы дополняют бархатным камзолом с коротким рукавом.
В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.
Цветовая гамма и декор
Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.
Для пошива татарской одежды применялись декоративные швы, выполненные золотистыми, серебристыми, красными, зелеными нитками.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:
- степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
- луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
- сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.
Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.
Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Видео
Фото
История национальных костюмов татар — Курше.ру — татарский развлекательный сайт
Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека.
Традиционная одежда татар времен средневековья — распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали. Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна. Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.
Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли. Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.
Давайте посмотрим, как менялась одежда татарина с его рождения и в процессе взросления. Только родившегося ребенка в ранние средние века татары заворачивали в мягкие выделанные шкурки животных или пеленки из хлопчатобумажной ткани. Заметьте, первую рубашку надевали не раньше, чем через полгода. И уже только в возрасте 3–4 лет детей начинали одевать в одежду очень похожую на одежду взрослых.
Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, — в их одежде в основном использовались черный и синий цвета. Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.
Период зрелости татарских мужчин и женщин отмечался не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся крой обуви, халатов, платьев, головных уборов.
Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.
Традиционным головным убором у мужчин была войлочная шляпа — «калпак». Это шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой. Для аристократии и знати существовал же особый вид «калпака» — представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, обычно, оторачивали тонким войлоком, а снаружи отделывали особенно дорогими материалами — бархатом, атласом.
Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны. Незамужним девушкам принято было носить «такия» — маленькую шапочку из ткани, и «бурек» — шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.
Национальной обувью татар считаются кожаные сапоги. Именно их татары носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги, с широким голенищем, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией.
Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.
Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения.
На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову — тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.
Видео про национальные костюмы татар:
Научно-исследовательский проект «Татарский национальный костюм»
Научно-исследовательский проект
«Татарский национальный костюм»
2018г.
Оглавление:
I.Введение_________________________________________ 3-4 стр.
II.Основная часть:
Глава 1.Татары — одна из народностей Татарстана.___________ 5 стр.
Глава 2.Татарский национальный костюм._________________ 5 стр..
Глава 3.Мужская одежда.
— Особенности мужской одежды._________________ 6 стр.
— Головные уборы мужчин.______________________ 6 стр.
Глава 4.Женская одежда
— Особенности женской одежды__________________7 стр.
— Женские головные уборы_______________________ 8 стр.
Глава 5. Обувь______________________________________ 9 стр.
Глава 6. Украшения_________________________________ 10 стр.
Глава 7. Остатки традиционного костюма в наше время____11-12 стр.
Глава 5.
III.Заключение__________________________________________13 стр.
Список используемой литературы и интернет-ресурсы ______ 14 стр.
I. Введение.
Проблема исследования и актуальность
На эту работу меня вдохновили удивительные старые фотографии из бабушкиного сундука. Эти фотографии на которых были изображены мой дедушка, его родители и сестры и много других незнакомых мне родственников были сделаны около 70 лет назад. У моего тогда еще маленького дедушки на голове была маленькая тюбетейка, которая сейчас принадлежит мне и хранится как семейная реликвия. Также меня очень заинтересовала одежда моей прабабушки и других родственников.
Я подумал, почему же облик современных татар очень отличается от старого костюма татарского народа, ведь он намного больше отражает веселую, сплоченную и гостеприимную натуру татар. Я решил исследовать эту очень интересную тему, как татарский национальный костюм, ведь через него можно много узнать об образе жизни ,культуре, быте, мастерстве, представлениях о красоте очень близкого мне народа.
Цель моей работы: Исследовать различные элементы национального татарского костюма.
Задачи: Рассмотреть одежду, обувь костюм татарского народа.
-Найти в современной одежде татар остатки национального костюма
Актуальность: По моему мнению, эта тема очень актуальна, так как каждый человек должен знать и помнить как традиции, обычаи и историю своего народа и семьи. Они являются огромными сокровищами, переданными нам нашими предками.
Методы исследования:
—Наблюдение
-Беседа с людьми
-Анализ научной информации
Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды татар, национального костюма татар конца XIX – начала XX века.
Предметом же исследования мы выбрали остатки элементов татарского национального костюма в наши дни.
II. Основная часть
Глава 1.
Татары — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.
Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно – территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишярский), средний (казанско — татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующие православие) – мусульмане.
Глава 2.
Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали восточные традиции и религия,кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было нехолодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно. Любимыми цветами были голубой, желтый,розовый, малиновый..Костюм включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а также жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью.
Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.
Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).
Глава 3.
Мужская одежда
Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха сшилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домо тканой тесьмой. Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.
Пояс ( билбау, әзәр ) – обязательное дополнение национальной одежды татарина с древних времён. Чаще всего пояса были простые матерчатые. Богатые же – и мужчины, и женщины – любили пояса ковровые, бархатные и даже из серебряных пластинок. Пояса кәмер имели массивные и богато украшенные пряжки.
Мужские головные уборы были домашними ( нижними ) и выходными (верхними).
Нижний – это тюбетейка ( түбәтәй ): небольшая полукруглой формы шапочка на макушке, сшитая из разныхтканей и украшенная орнаментами. Яркие вышитые тюбетейки предназначалисьмолодёжи, а более скромные – старикам.
Позже стали носить тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем
( боками ). Они называются кәләпуш и заимствованы у турок .Сто лет назад кәләпуш из чёрного бархата носили татарская молодёжь и интеллигенция – учителя, врачи, писатели, учёные, адвокаты. Сейчас такой головной убор снова носят многие татары.
Верхние головные уборы татар – круглые конусообразные шапки камалыбүрек – цилиндрические шапки с плоским верхом и твёрдым околышем из меха овец – чёрного каракуля или серой мерлушки.
Глава 4
Женская одежда
Женский национальный костюм включает в себя рубаху, нижний нагрудник и брюки. Этот наряд подойдет для любогослучая и является основой. Женские рубахи шилисьдлинными, почти до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой порчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно неносились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитым и из тяжелых шелковых или бархатных тканей . На отделку камзолов пришивались монетки. К Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.Для некоторых татар еще одной повседневной деталью считался передник. Кто-то его носил исключительно с рабочей одеждой, а кто-то надевал только по праздникам.
Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки – разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.
Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин.
Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) или, позже, легким фабричным платком.Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте соспециальной повязкой-украшением (укачачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (аккалфак). Чаще всего он встречается у сельских, а негородских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.
Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшен киже укладывали свои косы также, как и русские женщины, вокруг головы и подчепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.
Платье невесты должно быть акрытым и непременно длинным. Девушка может быть в белоснежном наряде или отдать предпочтение традиционным ярким оттенкам. Среди них можно выделить васильковый, бордовый и зеленый. Очень часто изделие дополняет камзол вышеперечисленных расцветок. На ноги барышня может надеть туфли или легкие сапожки, которые именуют ситеком. На голове обычно красуется покрывало из кружева или калфак. Приветствуется большое количество браслетов, крупных сережек и кольц. Все эти украшения укажут на высокий статус невесты.
Глава 5.
Обувь
Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тулаоек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.
Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.
Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.
Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и безотворотов.
Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.
При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожануюобувь. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.
Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.
Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле. Зимой носили валенки, короткие и высокие.
Глава 6.
Украшения
По различным украшениям можно было легко судить о благосостоянии семьи. Всегда оценивалась не только женщина, но и пара в целом. Мужчины обычно носили перстни с большими камнями и оригинальные пряжки. У девушек главных украшением считался накосник. Они могли быть разных цветов, материалов и даже формы .Стоит сказать, что среди татар вряд ли можно встретить барышню без сережек.Серьги – это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех – четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татарсыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины – татарки носили и серьги, как у других народов. Не забывали дамы и про украшения для шеи. Однако чаще всего они служили в достаточно практичных целях. Барышни закрывали изделиями глубокий вырез на рубахе. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Еще одним оригинальным аксессуаром можно считать перевязь. Она представляла собой ленту, которая носилась через плечо. У мусульманок там часто были карманы, в которых они хранили тексты из Корана.
Глава 7.
Остатки традиционного костюма в наше время
В качестве примера для исследования остатков национального костюма в современном мире я взял гардероб моей бабушки и коллекцию сценических костюмов нашего клуба. У бабушки я нашел основную часть традиционного татарского костюма. Это кулмэк с длинными рукавами и длиной до щиколотки, украшенный воланами снизу. Поверх него одевается безрукавка или камзол.
А вот и платья, обычно служащие для молитвы, похода в мечеть или в гости. Они как и раньше украшены вышивкой, бисером.
Камзол уже много лет служит моей бабушке верой и правдой. Он достался ей от мамы.
Головные уборы занимают особое почетное место в гардеробе моей бабушки. Она очень тщательно подбирает их к наряду, ее любимые цвета голубой, розовый и белый
Также у нее много украшений, в основном бус из различных камней.
А вот моя прекрасная бабушка, которая так бережно хранит в своем гардеробе наследие нашего народа.
III. Заключение
В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности.
Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма. К сожалению, в татарских семьях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Происходит постепенное « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением, со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций, так как это наша история и наше богатство.
Ателье по пошиву — Татарский национальный костюм
В татарском национальном костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония его составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим образцам, но и ко всему народному (крестьянскому) костюму различных территорий. Не зря же традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества.
Одежда татарского народа в том виде, в каком она сложилась во второй половине XIX — начале XX веков представляет наиболее оригинальную и самобытную область материального быта.
Этическую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья, как известно, составляют тюркоязычные племена (булгары и другие), которые расселены на территории Средней Волги и Прикамья еще задолго до монгольского нашествия. Они явились главным этническим звеном экономического развития раннефеодального государства — Великой Булгарии, они имели довольно богатую и самобытную культуру.
В одежде татар Среднего Поволжья, как и в других элементах их культуры, отразились традиции этих племен. Это прежде всего свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом, камзолы, бешметы и казакины в талию, прямоспинные чекмени, покрой которых составил основные черты одежды тюркоязычных народов. Каким бы изменениям под влиянием моды не подвергалась женская рубаха, древняя основа все же сохранялась — ее, как правило, шили широкой и длинной. Этнические традиции довольно хорошо прослеживаются и в других элементах одежды татарского народа, в частности, в головных уборах. Определенная преемственность устанавливается, например, в полусферических мужских шапках татар и древнетюркских племен. Оригинальная женская шапочка — «калфак » так же восходит к одному из элементов комплекса женского головного убора тюркоязычных народов. Такие принадлежности одежды (костюма), как «тула оек» (суконные чулки) и » читек — кэвеш » (ичиги с кожаными калошами) так же связаны с тюркским этносом. Все это говорит о том, что в формировании национальной одежды татарского народа основная роль принадлежала этническим традициям, оказавшимся довольно устойчивыми. Однако рождение одежды татар издавна протекало, но только за счет внутренних источников, также как самодвижение и самоусовершенствование, но и за счет взаимодействия с другими народами. Поэтому национальной одежде татар присущи не только особенные черты, но и общие элементы с культурой народов, с которыми у татар устанавливалось длительное общение.
По определению исследователя традиционной культуры Казанских татар Н.И.Воробьева «одним из первых по времени появления и продолжительности действия были влияние культур Передней, а позднее — Средней Азии, которые влились в край по большой водной дороге. »
Одежда же основной массы татарского народа, особенно крестьянства ( лапти, тулупы, женские фартуки, шерстяные чулки, носки), в значительной мере сложилась в процессе продолжительного культурного взаимодействия предков татар с финно-угорским и русским населением края.
Усиление экономических и торговых отношений, зарождение молодой татарской буржуазии и пролетариата определенным образом сказалось и на дальнейшем развитии одежды татарского народа. Передовая молодежь вопреки всяческим притеснениям реакционной части общества стала носить штиблеты, брюки навыпуск, пиджаки и жилеты европейского покроя. Одежда пролетариев, особенно города, также в значительной степени потеряла самобытные черты и пополнилась распространенными по всей России элементами костюма.
Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Еще в середине XIX в. повсеместно и мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. Нижним головным убором мусульман являлась полусферической формы тюбетейка.
Татарский мужской национальный костюм
Традиционный татарский мужской костюм отличался заметным разнообразием и относительной свободы выбора форм. В нем сочетались длинные и короткие формы рукавов, различные формы воротника. В зависимости от материальных возможностей сезона его шили из фабричной ткани, из холста и сукна домашней выработки, меха.
Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха и штаны, сшитые из сравнительно лёгких тканей.
Рубаха была исключительно глухой. Она шилась очень свободной, до колен, с широкими и длинными рукавами никогда не подпоясывалась. Рубаха с воротником-стойкой особенно преобладала среди казанских татар. Отложной воротник встречался лишь на обрядовых свадебных рубахах из белой ткани. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой тамбуром — лёгким свободным растительным орнаментом — либо позументной тесьмой. Подобное оформление праздничных рубах весьма характерно для татар в целом. В Уфимском, Златоустовском уездах Уфимской губернии встречались белая домотканая рубаха, украшенная оригинальным орнаментом — вышивкой.
Передники в мужских комплексах одежды и в середине XIX в. и в конце XIX — начале XX в. фигурируют как в рабочем, так и в повседневном костюме, особенно у молодых мужчин.
Штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название» штаны с широким шагом». Мужские домотканые штаны шили обычно из крашенины тёмных тонов, но чаще из полосатой пестряди в различных сочетаниях красных, чёрных, белых, синих, зелёных узких полос. Праздничные и свадебные штаны женихов шились из домотканины с мелкими браными узорами. Во второй половине XIX в. получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов. Их шили на европейский лад на поясе, с боковыми швами карманами, с разрезом спереди и с застёжками на пуговицах.
В середине XIX в. татары носили одежду с цельной приталенной спинкой. Её обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. К этому виду одежды относятся камзол, казаки. Камзол — надевался поверх рубахи и штанов и воспринимался как вид домашнего платья: в нём на улицу выходили редко, особенно в городах. Камзол входил в комплекс мужской одежды всех групп татар, за исключением елабужских и молькеевских кряшен. Казаки представлял собой вид демисезонной одежды. Длина его зависела от возраста и социального положения человека. Одним из архаичных видов верхней одежды является чоба, лёгкая, домотканая из чисто — белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна. Чоба бытовала у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья.
Мужские головные уборы делятся на домашние( нижние) и выходные( верхние ). К нижним головным уборам относятся тюбетейка, представляющая собой небольшую на макушке шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки. Наиболее ранние верхние уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроенные из четырёх клиньев с меховым околышем. У горожан чаще всего были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твёрдым околышем из чёрного каракуля, из серой бухарской мерлушки. Заметных региональных различий в использовании головных уборов у мужчин, за некотором исключением не фиксируется.
Татарский женский национальный костюм
Татарский женский костюм по многообразию составляющих ее элементов и в деталях более разнообразен по сравнению с мужским. Он различался не только функционально, но и по возрастному принципу . В нем больше заметны территориальные особенности края и декоративно — художественного оформления. Во второй половине XIX века эти особенности и в женском костюме все больше уступают место общенациональным татарским. В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник — кукрэкчэ и штаны. Это сочетание присуще практически каждому комплексу костюма и являются его традиционной основой.
На всей территории эти элементы имеют практически общие покрои и название, что свидетельствует об их архаичности. Рубаха служила нательной одеждой и платьем. В жаркую погоду рубаха выполняла и функцию верхней одежды. Обычно же поверх нее надевали распашную одежду. Женская туникообразная рубаха идентична мужской , что вообще характерно для древних форм одежды. В отличие от мужских женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX века определяются три варианта туникообразных женских рубах . В середине XIX века у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей. Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию разноцветных шелковых и атласных лент и кружев. Туникообразные рубахи из покупной ткани бытовали практически повсеместно.
Штаны — неотъемлемый элемент традиционной нижней одежды женщин. Основные их типы — «штаны с широким шагом» по покрою аналогичны мужским, По цветовому предпочтению женские штаны были однотонные, из крашенины.
Передники — алъяпкыч, алчупрэк, алъяпма также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца XIX — начала XX веков. Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи , а молодые кряшенки часто их повязывали и поверх камзола, жиляна. Традиционный передник несколько короче рубахи, чтобы была видна украшенная часть ее подола.
Наиболее ранним видом верхней меховой одежды татарок была расклешенная шуба — чабулы тун из овчины или лисьего меха, длиной ниже колен, с длинными рукавами, низким стоячим воротником и застежкой на кожаных пуговицах или крючках, Женщины из крестьянской семьи среднего достатка имели шубы из овчины, покрывали их фабричной тканью. Встречались белые девичьи шубы из недубленой овчины — ак бэрэн тун.
Традиционная обувь разных полов отличалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, высотой каблука, размерами голенищ). На босу ногу татары надевали чулки — оек, которые различались и по материалу и по форме.
Бытовали чулки суконные и вязанные из шерстяных ниток. Своеобразный и весьма оригинальный вид нижней обуви представляют собой наголенники. Они использовались для обертывания голени, изготовлялись из негрубого, чаще льняного полотна длиной 70-80 см.
Из верхней обуви наиболее распространена была кожаная, лыковая и валяная. Высокие, до колен, сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой — читек изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Из высокой обуви носили сапоги на твердой подошве — итек. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши — кэвеш ката, которые использовали и как самостоятельную обувь, и в комплексе с ичигами. Лыковая обувь, особенно лапти — чабата, были у татар рабочей обувью — наиболее легкой и удобной при полевых работах.
Зимой носили валенки — киез итек, пима короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные » кукморские валенки «.
Девичьи головные уборы имели одну отличительную особенность : они, как правило, имели шапкообразную или калфакообразную конструкцию и надевались без волосника. Волосы заплетены в две косы, располагались на спине и оставались открытыми и прикрывались специальными девичьими украшениями, а позже легким фабричным платком.
Покрывалообразные уборы были характерны практически для всех возрастных категорий женщин, и особенно для пожилых, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особенностями возраста, гак и более ревностным отношением стариков к своим традициям. Они представляли собой самые различные по форме, территориальной принадлежности и времени бытования уборы, носившиеся поверх волосников. Форма покрывал — полотенцеобразная, треугольная, квадратная.
Верхние уборы представляли собой завершающую часть традиционных комплексов женских головных уборов. Они надевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове.
ТАТАРСКИЕ женщины(о женщинах из ТАТАРСТАНА) Женщины татарского происхождения. Традиции и обычаи Татарстана. Современные татарки. Татарки поистине одно из чудесных творений Всевышнего. Господь наполнил их сердца такой глубокой и безграничной любовью к детям, их ближним и этому чудесному миру. Самая точная миссия женщины — приносить в мир добродетель и быть примером для других. Татарки наделены чудесной гармонией и музыкальностью. Каждая татарка излучает духовность изнутри, интеллектуальную утонченность, искреннюю щедрость и действует на более высоком духовном уровне. С детства татарку приучают рассматривать брак как крепость, в стабильных стенах которой она может нежно ухаживать за мужем и детьми. Как говорится, женщина без мужа — как конь без уздечки.Однако, как считают сами татары, слово мужа — это, конечно, закон (хотя любой закон может быть исправлен!). Татарские женщины — преданные мусульманки и полностью принимают их обычаи и традиции. Однако в гардеробе современных татар нет никаких следов паранжи и паранжи, как это было в гардеробах их предков. Значительная часть татарского населения сейчас носит одежду в европейском стиле. В гардеробе современной модницы есть стилистические вещи, которые содержат намеки на национальное наследие, например, их обувь: имитация читеков (вышитые кожаные сапоги) или предметы, демонстрирующие знаменитое татарское рукоделие, демонстрирующее неповторимую красоту земли и дивную флору. . До 1927 года татарское письмо было сначала основано на арабских буквах, а затем на латинице. С 1939 года он был основан на русских персонажах. С осени 2001 года на новый латинский алфавит было переведено больше знаков. Лексикология татар наполнена заимствованными словами из арабского, персидского и русского языков. В татарском языке много арабских и турецких слов, а также слов из фарси и урду. В результате выходцы из Турции будут понимать татарский язык так же, как, например, из Пакистана. Татрские женщины — отличная хозяйка |
Рамзия Мухамедова Одежда татарского народа в том виде, в каком они сформировались к середине XIX в. и начало 20 века — это самая оригинальная сфера материальной жизни.Природные, экономические и социальные условия жизни татарского народа, его древние традиции, идеология, эстетические вкусы, а также культурные сотрудничество с другими народами повлияло на формирование их одежды. Общеизвестно, что этнической основой татар были тюркоязычные племена, расселившиеся на территории Среднего Поволжья и Прикамья задолго до монгольского нашествия. Тюркоговорящие племена, будучи основное этническое звено экономически развитых раннефеодальных государств давние торговые связи с Востоком и Европой.Поэтому восточные шелка (атлас, бархат и т. д.), а также среднеазиатских тканей, особенно адрас, нашел повышенное применение у татар. Для мужской верхней одежды закупались европейские (английские, голландские) волленки, сукно. С участием с развитием текстильной промышленности в России русские ткани широкое применение. В то же время в деревнях по пошиву нижнего белья. и ритуальной одеждой использовался домотканый лен или подол.Комбинация отечественных и производимых импортных тканей давно присущи у татар. Хотя национальный костюм некоторых местных коллективов Татары отличались некоторыми деталями, композицией, покроем ее элементов. как и цветовая гамма осталась общей. В историческом Видное место занимал костюм татар белого цвета. Около двух столетия назад, пока не начали производить набивной хлопок, белые рубашки и платья из домотканых тканей пользовались наибольшей популярностью у провинциальных Татары.Чисто-белый цвет татары считали цветом пожилые люди. Рубашки молодых людей, особенно женщин, были обрезаны. с узорами, в которых преобладал красный цвет. Красные были головные уборы молодых женщин и поясов юношей. Как. весь традиционный костюм татар отличался разноцветностью и орнаментом. Украшение рубашек молодых татарок из Окска-Сурска. таз (мишари) был полон символики.Грудь и подол их рубашек украшались кусочками яркой разноцветной ткани или вышивкой. Татарки, особенно живущие в Казани или близлежащих деревнях отдавал предпочтение однотонным рубашкам (голубой, розовый, зеленый). Для обрезки тесьма, бахрома и белый гагачий пух. Вырез груди был украшен с рюшами uka izu. Ткань темного цвета, в том числе черная один использовался для пошива верхней одежды, в частности мужской одежды.Из из черной ткани кряшены шили камзолы (без рукавов или с короткими рукавами) куртки) джилянов (легкая женская верхняя одежда), осветляя их края с тесьмой. В Зауралье для шитья использовался черный сатин. женские и женские фартуки, большая часть фартуков подрезается с вышитыми узорами. Рубашки Кульмек и брюки Ыштан сформированы основа татарского традиционного костюма (мужского и женского).Кроме ритуальные рубахи жениха мужские рубахи не вышивались. Порез выходящие в прямую линию мужские рубашки свободно ниспадали до колен. Oни не были пристегнуты и заправлены в штаны или шаровары. Рубашки мужские были одеты в тонкие камзолы, которые были чуть выше колен, либо без рукавов или с короткими, до локтей, рукавами. Мужская летняя верхняя одежда включали казакин на талии (верхняя одежда из темной фабричной ткани) или Джильян с прямой спиной.Зимняя мужская одежда состояла из теплого бишмета. (верхняя одежда из темных фабричных тканей), шуба на меху (чаще дубленка), иногда чикмен на талии или прямой спине (верхняя одежда домотканого или фабричного сукна). Мужская верхняя одежда особенно с прямой спиной были перевязаны длинным бильбау заводского изготовления. Дома мужчины носили тюбетейские тюбетейки. Только кряшены, познавшие тюбетейка как атрибут ислама, не сохранила ее в наборе своих костюм.Тюбетейки тюбетей шили из фабричной ткани, часто используется темная однотонная ткань. Они были отделаны вышивкой (шелк, золотые и серебряные нити, бусины). Тюбетейки из темного бархата (келепуш), парча и другие шелка не украшались. Летом мужчины кладут на уличном головном уборе meskeu burege из натурального или искусственного каракуля. Зимним мужским головным убором на открытом воздухе была шапка-тесьма кырпулы-бюрек. Традиционный обувью татар были сапоги из читека на мягкой подошве и на жесткой кожаной подошве. калоши.К крестьянской обуви относились лапти чабата, которые носили с белое сукно или вязаные чулки. Одежда татарских женщин были чрезвычайно разнообразны как в деталях, так и в наборы. Женские рубашки кульмек были идентичны тем, что носили мужчины по стилю, я. е. они имели форму туники. Под рубашкой женщины носили рюшку кукрекче, что было слабо видно в прорези воротника. Женские рубашки были до щиколотки, необрезанный или вырезанный ниже талии.Камзолы, которые носили женщины, были сделаны из ярких, чаще всего зеленый, вишневый или темно-красный бархат или среднеазиатский адрас, реже парча. Для обрезки нахлеста и краев камзолов а использован богатый набор фурнитуры заводского изготовления (галун, кружево и др.). Вплоть до середины 19 века казанские мусульманки, собираясь выходить на джиляны (однотонные или парчовые), украшенные широкой тесьмой группа. Зимняя женская верхняя одежда включала в себя бишмет, реже шубу.Женские бишметки, в отличие от мужских, были выполнены из ярких плотная ткань, иногда из шелка (бархат и др.). Они были отделаны мех и застегивается на талии с левой стороны. Фартук аляпкича входил в одежду молодого татарина. женщины и мужчины, проживающие в Казани и Волго-Уральском регионе. Это было Элемент — это не только работа, но и повседневная одежда. В женской одежде это был элемент праздничного платья.Фартук обычно украшали с ткаными узорами или вышивкой. Традиционный головной убор татарских женщин своеобразен и оригинален. Рано в истории было проведено заметное различие между головными уборами незамужней девушки и замужней женщины. Женские головные уборы сохранены их местные особенности. Головной убор девушки включал в себя шляпу такя и мягкий (без жесткой повязки) головной убор из калфака, надеваемый на повязку «ука чачак».Связанные нитками разного цвета городские головные уборы калфак. украшались вышивкой, синелью, объемной аппликацией, тесьмой или серебром челка. Во второй половине XIX века жесткие бархатные головные уборы из калфака. широко использовались татарскими мусульманками. И девушки, и женщины носили их в сочетании с заводскими головными уборами. До конца 19 век сложный головной убор с чечкабской прической и у татар продолжал существовать головной убор в виде татара в виде полотенца. Окско-Сурского бассейна (Касимы и Мишары).Традиционный головной убор Кряшены тоже очень оригинальны. С одной стороны, он сохранил архаичный форма татарских головных уборов (баш яулык, ак яулык, тугерек яулык) а с другой — прическа меленчек и головной убор сурки. перенял у русских женщин. В сочетании с монетой храма чигече украшения и крупные филигранные серьги oly syrga набор головных уборов Кряшены оказались довольно архаичными.Основа головного убора Астраханские татарки представляли собой высокую опору с миезбекской повязкой на голову и Чигелек храмовый орнамент. Головные уборы с высокой рамкой также носили Казанские татарки конца XVIII — начала XIX веков: головной убор Набор сибирских татар характеризовался головной повязкой сараутов. Большое разнообразие имели традиционные головные уборы татарских женщин (кекча, урпек, тастар, кушяулык и др.). Старухи надели камчатский мех бурека повязки на головные уборы. Девочки также чаще всего носили шапки с меховой лентой. часто без головных уборов. Типичными для татарских женских туфель были узоры читек и кевеш. туфли. Во время полевых работ татарки, как и мужчины, надевают лапти. носится с суконными или вязаными чулками. Ювелирные изделия пользовались большим успехом татарскими женщинами. Самым популярным материалом для изготовления украшений было серебро.Серебро сочеталось с драгоценными камнями: сердоликом, бирюзой, изумрудом, и др. Украшения из позолоченного серебра имели более широкое распространение, чем из золота. Татарские мастера владели различной техникой. (мелло, филигрань, гравировка и др.). Очень действенной оказалась техника инкрустации филигранных ячеек бирюзой, сердоликом. Голова (лоб, волосы, ухо), украшения шеи, груди и рук разнообразный.В сельской местности часто встречались серебряные монеты, кораллы, жемчужные пуговицы. используются как украшения. Плечевой ремень и большие тканевые нагрудные украшения покрыты сплошь монеты были характерны для женских костюмов. кряшен и мишаров Окско-Сурского бассейна. Рубеж 19 и 20 веков — эпоха развития новых сил и демократических тенденций. В одежде дух раз выразился более смелым творческим подходом к традициям, активизируя процесс утраты локальных черт одежды, закрепляя их в едином национальном стандарте.Однако процесс формирования национальной одежды татар реализовано с разной интенсивностью. в различных регионах своего проживания. Например, кряшены не вообще принимают национальный вид одежды. В городах и близлежащих деревнях этот процесс был более активным. Под влиянием новых сил традиционные Одежда татар утратила некоторые архаичные черты. Новый изысканный стиль сформировался татарский костюм.В женской одежде этот стиль характеризовался платьем с коротким облегающим жакетом без рукавов (кысмалы кульмек), небольшой головной убор из калфака с булавками, сапоги или туфли с рисунком ичиги. В мужских носить в комплекте слегка укороченную рубашку, укороченный камзол, брюки европейского образца, короткий казакин, келепушевый однотонный головной убор из черного бархата и сапоги ичиги с калошами из кожи кауш. Сегодня татарский национальный костюм практически вышел из употребления.Но его варианты стилизованные под праздничный национальный костюм продолжают существовать в костюмах участников художественной самодеятельности, т.е. е. на сцена. |
10 вещей, которые нужно знать о татарских женщинах
Татарки происходят из красивой и яркой культуры. Они больше, чем двойники Ирины Шейк! Вы узнаете это довольно скоро, в первые минуты знакомства с ними.Если вы надеетесь на свидание, лучше всего подготовиться.
Вот 10 фактов, которые нужно знать о татарках!
1. Что такое татарин
Вы не можете встречаться с татарином, если не знаете, что это такое. Итак, давайте установим рекорд:
Татарстан — федеративная республика Российской Федерации, находится в Приволжском федеральном округе. Быть республикой означает, что у них есть собственная Конституция и правительство. Татарстан по-прежнему должен подчиняться российскому правительству в ключевых направлениях политики и платить некоторые налоги федеральному государству.
Жители Татарстана, что неудивительно, татары. Это тюркская этническая группа. Некоторые говорят, что они произошли от волжских булгар. В Татарстане до сих пор сохранились исторические булгарские общины
(Псст! Когда я говорю Булгар, да, я имею в виду, что эти люди также связаны с Болгарией. Однако современные болгары произошли от смешения булгар и славян. Страна преимущественно славянская. Татары, а также булгары, тюркские, родом из Азии и похожи на монголов, а не на славян.)
Исторически они иногда ассоциировались с монголами. Поскольку монгольская Золотая Орда однажды совершила набег на Москву, это немного преуменьшает, что … Ну, это не те люди, с которыми вы хотите ассоциироваться
татар — мусульмане, хотя в советское время им не разрешалось практиковать. В наши дни одни татары принимают свою религию, а другие остаются такими же атеистами, как и сам Иосиф Сталин.
2. Не все татарки живут в Казани
Столица Татарстана Казань, очевидно, там, где их много.Но есть несколько этнических групп внутри так называемых татар.
Казанские татары с левого берега Волги — типичные татары, которых вы только можете себе представить. Они высокие, смуглые, с густыми черными волосами. У женщин очень выдающиеся черты лица — высокие скулы, огромные глаза и большие сочные губы. Это девушки, которых жаждут иностранцы!
Мишари говорят на другом диалекте, у них более светлая кожа и более нежное телосложение. Некоторые из них живут в Финляндии — это одно из крупнейших иммигрантских меньшинств в стране.
Керешены — самые обрусевшие из всех татар. Этнически они татары и похожи на них. Поскольку когда-то они были насильственно обращены в христианство, а затем жили при атеистической советской власти, керэшены также наименее религиозны. У них русские имена, они атеисты или немного христиане, а иногда даже не говорят на татарском языке.
3. Традиции против современности
Татарстан — одна из самых богатых республик федерации. Женщины здесь … не такие, как другие русские девушки.Они ценят карьеру, не уклоняются от трудностей, и их вырастили всесторонними хулиганами.
При этом семья по-прежнему остается приоритетом для татарских женщин. Для них одинаково важны традиции и современные амбиции. По словам реальной татарки:
Есть что-то особенное в том, чтобы делать то, что другие делали до вас. Я хочу передать своим детям тот же дух, в котором меня воспитали родители.
По сравнению с представителями других национальностей в России, татары гораздо больше привязаны к своей идентичности.Они не так охотно переезжают даже из любви. Если они переедут, то всегда будут настаивать на сохранении и передаче татарской культуры.
Как гласит татарская пословица:
Kilächägem nurlï bulsïn öchen, utkännärdän härchak ut alam
Чтобы осветить мое будущее, я стремлюсь к огню прошлого.
4. Татарки как подруги
Из татарок получаются потрясающие подруги. Несмотря на то, что у них есть серьезная черта характера, татары по-прежнему очень заботливы и терпеливы со своими близкими.Когда они оседают и заводят детей, татарские девочки становятся одними из самых спокойных мам, которых я когда-либо видела.
Когда вы думаете о том, как они были воспитаны, все это имеет смысл.
Татары смотрят на своих женщин как на домохозяек, но и как на кормильцев (да, не только на мужчин). Во многих моментах русской и татарской истории мужчин просто не было. Существует сильная традиция, что женщина была домашним Иисусом, протягивая пять хлебов и две рыбы, чтобы накормить множество людей.
Твоя татарская пассия превратилась в такую женщину.Она понимает, что женственность важна. Однако она также более чем готова взять на себя инициативу, если того потребует случай.
Вкратце:
Татарки прекрасно справляются сами по себе, но они знают, что гораздо веселее, когда рядом парень.
5. Татарки более искренни
По крайней мере, по сравнению с россиянами.
В отличие от большинства русских девушек татары не склонны к играм. Они более прямолинейны, и им нравится, когда у вас такой же подход.Что касается татарских девушек, то в большинстве их высказываний нет подтекста или подтекста.
Когда она говорит, что ей интересно — ей интересно. Если она говорит, что нет — это не так.
Это и удобно, и неприятно. Хотя в конечном итоге это облегчает жизнь, многие стратегии флирта не работают с татарскими женщинами. Например, в Tinder:
- У вас меньше совпадений.
- Девушки никогда не пишут вам первыми — нигде это правило не является более твердым.
- Когда она перестанет отвечать, она больше не вернется. В другом месте может работать отправка нескольких сообщений. Не в Татарстане.
6. Не слишком религиозно
Вы заметите это сразу, когда войдете в Казань. Половина девушек выглядит нормально, как и любая другая обычная белая (ну, белая) девушка. Другая половина носит головные уборы — будь то хиджаб или традиционный татарский платок. Оба типа потрясающие.
Вы удивитесь, насколько нерелигиозными могут быть даже внешне религиозные девушки.То, что она покрывает волосы, не означает, что она не пьет или ждет свадьбы.
Это больше о традициях, чем о вере.
При этом татарки в традиционных одеждах не очень отзывчивы к иностранцам. Они могут поболтать с вами какое-то время из вежливости, но в конечном итоге это тупик. Подумайте об этом: зачем человеку, который чрезвычайно традиционен и гордится своими корнями, встречаться с иностранным парнем?
Лучше отдать предпочтение цыплятам европейского вида.
7. Ваш «экзотический» фактор дает вам бонусные баллы
Собираетесь ли вы встретиться с татарами в Интернете или в реальной жизни, если вы выглядите стереотипно западным, у вас действительно больше шансов.
Какими бы гордыми ни были татары своей культурой, они все же смотрят на жителей Запада с вдохновением. Однако Татарстан значительно продвинулся в области технологий, и иностранцы стекаются в Казань. Пока белая кожа, светлые волосы и голубые глаза по-прежнему являются плюсом.
Лучше использовать это, пока в Татарстан не наводнится слишком много экспатов и вы не перестанете быть новинкой.
8. Знай свою культуру
И еще раз возвращаемся к татарской идентичности. На самом деле нет лучшего способа произвести впечатление на татарок, чем знать ее культуру. Конечно, любопытство никогда не помешает. Не веди себя так, будто ты больше татарка, чем она.
Вот несколько примеров необычной татарской культуры:
- Пьют кисломолочное кобылье молоко — Кумыс. Легенда гласит, что кумыс предотвращает анемию, делает сильнее и храбрее. Да, последняя часть пришла из сказки.
- Белиш — древнейшее традиционное блюдо — мультиварка из жирного мяса и зерен (пшено, полба, рис). Это может показаться неприятным, но говорят, что это пища воинов.
- В традиционной татарской музыке используется пентатоника. Это очень похоже на китайские и вьетнамские музыкальные традиции и совсем не похоже на русскую народную музыку.
9. Татарским девушкам легче?
Поскольку татарские девушки менее капризны, чем русские, они иногда получают репутацию простых людей.Мой ответ:
Они настолько просты, насколько вы их можете себе представить.
Не езжайте в Татарстан и ждите, что за вами выстроятся девушки. Как бы сильно вы ни прошили американские водительские права или толстый кошелек, многого от этого не добиться. Удивительные девушки никогда не бывают легкими. Это подводит меня к моему последнему пункту:
.10. Знай, где познакомиться с татарскими женщинами
Поскольку татарские девушки живут в довольно небольших общинах, у них не так много возможностей общаться с иностранцами.Сообщество эмигрантов в Казани, как правило, замкнуто, татары тоже довольно самодостаточны.
Вот почему ваш лучший выбор — это онлайн-знакомства.
Вы можете не только встречаться, не выходя из собственного туалета (в этом нет ничего постыдного, мы все это сделали), но и романтические отношения в Интернете дают вам больше выбора и лучшие возможности для проверки. При условии, что вы пользуетесь безопасным и удобным сайтом, платформа знакомств — лучший и самый удобный способ познакомиться с татарскими женщинами.
Ключевой прием здесь — не отставать.Спросите ее номер телефона как можно скорее и продолжите разговор. Если в ближайшие несколько месяцев вы не поедете в Татарстан, запланируйте встречи в Skype. Что бы вы ни делали, не позволяйте искре погаснуть. Потому что помните: как только татарка уходит, она уходит навсегда!
Удачи и не забудьте вернуться со своими полевыми отчетами!
Познакомьтесь с татарскими девушками онлайн здесь.
Символическое значение индийского головного убора
Индийский головной убор носили смелые и сильные.
Хотя мы можем не знать символического значения индийских головных уборов, многие люди считают их прекрасными произведениями искусства. Считается, что индейцы сиу создали то, что считается традиционным индийским головным убором. Это головной убор с перьями, который часто можно увидеть на картинах и картинах воинов и вождей. Головные уборы носили только самые смелые и могущественные представители племени.
год. До вторжения на их землю белых людей обычай носить индейский головной убор распространился среди многих племен.Однако каждый головной убор варьируется от племени к племени, поскольку он представляет культуру каждого племени. Человек, носящий его, часто настраивал индийские головные уборы, делая их уникальными для этого человека.
У индейцев головной убор всегда ассоциируется с перьями, но знаете ли вы, что они представляют? Воины зарабатывали перо каждый раз, когда он делал то, что, по мнению племени, было храбрым поступком. Много раз первое перо, заработанное воином, давалось ему за то, что он считался взрослым членом племени.Однако воину дали не просто перо. Воин должен был подготовиться к получению такой чести, а для этого часто требовались дни поста и медитации.
Каждый раз, когда воин зарабатывал перо, он либо носил его (но в битве он носил только пару), либо клал его на шест, используемый для особых случаев. Как только он собрал достаточно перьев, из них сделали головной убор. Поскольку каждое перо имело особое значение, связывание их вместе в головной убор делало этот индийский головной убор еще более особенным.В изготовлении головного убора принимали участие только мужчины, самые близкие друзья воина. Индийские вожди также «заработали» каждое свое перо. Самым ценным из всех перьев для индийского головного убора было перо Золотого Орла. Поскольку индейцы считали орла посланником Бога, это перо можно было заработать только через трудности, верность и силу.