Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева
В 1816 г. сельцо Мураново и сельцо Григорово были куплены женой генерал-майора Л.Н. Энгельгардта. Рисунков и планов Муранова той поры не сохранилось. Известно что дом Энгельгардта отличался крайней простотой. Недалеко в саду была персиковая оранжерея. С северной стороны сад был огражден стеной елей, защищавших его от холодных ветров. С 1816 по 1918 гг. усадьбой владели, сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами: Энгельгардты, Боратынские, Путята и Тютчевы. История этой усадьбы тесно связана с именами русских писателей художников, общественных деятелей.
В 1842 г. Е.А. Боратынский строит по своим чертежам и планам новый дом. Перед окнами дома с южной стороны был разбит цветник, а между цветником и прудом — луг, воспетый поэтом. На противоположном берегу пруда была молодая березовая роща, за ней холмы, покрытые нивами и обрамленные лесом. Северный фасад дома обращен в парк. Прямо перед террасой – дорожка, ведущая к оранжерее с кустами роз.
Все владельцы усадьбы уделяли большое внимание саду, цветам. Е.И. Тютчева, внучка поэта, так описывает в своих дневниках усадьбу в весеннем цвету и летнем буйстве красок: «Сирень в цвету. Скоро зацветет жасмин… Наслаждаюсь теплом и розами… Мальвы чудные, пышные и кудрявые… прекрасный бордюр из настурций… много левкоев».
В конце 70-х годов XIX века усадьба достигла своего наивысшего расцвета. На территории было множество хозяйственных построек: амбар, кучерская, большой каретный сарай, ледник, сторожка. Кроме персиковой оранжереи были также ананасовая теплица и цветочная оранжерея. Весьма типична для дворянской усадьбы XIX века липовая аллея, посаженная в 1880 г. В 1878 г. сыном поэта И.Ф. Тютчевым в западной части парка, над склоном оврага, сооружается домовая церковь из амбара, сохранившегося со времен Энгельгардта. А в 1879 г. он строит флигель для своей матери Эрнестины Федоровны, расположив его в северо-восточном углу усадьбы. Эрн.Ф. Тютчева писала брату о своей новой даче в Муранове: «Это прелестный деревянный дом на кирпичном фундаменте, оборудованный прекрасными печами, украшенный балконами и в самом деле очень комфортабельный». Здесь вдова работала над собранием наследия Ф.И. Тютчева. У флигеля росли жасмин и сирень. Часто посещали Эрнестину Федоровну ее внуки, для них был выстроен маленький домик в виде крестьянской избушки. За ним был кегельбан.
К 1907 г. полностью сформировался усадебный комплекс с четким делением на парковую и партерную половины с полукругом парадного двора, к которому подходил прямой проезд с дороги и с подъездом вокруг цветника перед южным фасадом Главного дома на задний двор, вокруг которого сосредоточились хозяйственные постройки. Дамба усадебного пруда связывала задний двор с конюшней и скотным двором на выгоне.
В 1920 г. по инициативе Н.И.Тютчева, внука поэта, открылся государственный музей, ставший по выражению поэта Максимилиана Волошина «живым сосредоточием лучшего, что осталось от вершин русской жизни XIX века» и «Все в Муранове — дом, парк и пейзаж составляет честь отечественному музейному делу и, несомненно, является одним из лучших европейских достижений в этой области. Погибни Мураново, нарушься этот изумительный ансамбль – вместе с ним утратится живой ключ к истокам русской философской поэзии, перестанет быть осязаема связь быта и пейзажа с лирикой Боратынского и Тютчева, исчезнет конкретная предпосылка к самым глубоким и отвлеченным достижениям мысли нашего вчера».
В приусадебном парке сохранились несколько деревьев, относящихся к периоду Боратынского, в частности лиственница европейская у северного фасада главного дома. Есть деревья 150-170 лет. К сожалению, за годы существования музея не было проведено ни одной реставрации усадебного парка. Сейчас у парка много проблем, но сотрудники делают все возможное для сохранения усадебного комплекса, приведения его в исторически соответствующий вид и улучшения его декоративности.
Это необыкновенно красивое и притягательное место. Холмистые поля, извилистая речка Талица с запрудой, лес напоминают типичные для средней полосы России пейзажи, запечатленные на полотнах Левитана, Нестерова и других русских художников. Среди подмосковных усадеб Мураново занимает особое место. Этот «дом поэтов», как его часто называют, воскрешает яркую картину русской общественной и литературной жизни XIX века.
Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева
Уважаемые гости! Посещение Главного усадебного дома возможно только с экскурсоводом!
Далее Вы можете ознакомиться со стоимостью основных услуг, оказываемых музеем.
С полным Перечнем цен на услуги можно ознакомиться в разделе «Официальные документы».
Перечень цен на основные услуги,
оказываемые Музеем-заповедником «Усадьба «Мураново»
имени Ф.И. Тютчева
№ п/п |
Наименование услуги |
стоимость |
||
Входные билеты без экскурсий |
||||
|
|
льготный |
б/п* |
|
1. |
Входной билет на территорию музейного парка |
50 |
30 |
— |
2. |
Входной билет в Выставочный зал |
50 |
30 |
— |
3. |
Входной билет в экспозицию «Амбар» |
30 |
20 |
— |
4. |
Входной билет в экспозицию «Усадебная кухня» |
50 |
30 |
— |
5. |
Вход на территорию парка во время фестивалей, открытых концертов и др. мероприятий платный для всех категорий граждан |
100 |
100 |
100 |
Основные экскурсии |
||||
|
полный |
льготный |
б/п* |
|
6. |
Экскурсия по экспозиции Усадебного дома будни |
400 |
350 |
280 |
7. |
Экскурсия по экспозиции Усадебного дома выходные и праздничные дни |
450 |
400 |
280 |
8. |
Экскурсия по Усадебной кухне будни |
200 |
160 |
150 |
9. |
Экскурсия по Усадебной кухне выходные и праздничные дни |
250 |
190 |
150 |
10. |
Экскурсия по Усадебному парку будни |
200 |
200 |
200 |
11. |
Экскурсия по Усадебному парку выходные и праздничные дни |
250 |
250 |
250 |
Фотосъёмка на территории музея |
||||
12. |
Любительская съёмка в экспозиции музея |
100 |
100 |
100 |
13. |
Свадебная съёмка на территории музея |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
* В соответствии с перечнем цен, согласованным Министерством культуры Московской области и приказом №177 от 31.12.2019, все льготы распространяются только на входные билеты. Оказание музеем экскурсионной услуги осуществляется за полный расчёт ее стоимости. Посещение экспозиций Главного усадебного дома возможно только с экскурсоводом, все остальные усадебные объекты вы можете осмотреть самостоятельно.
Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева
В 1816 году эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Екатериной Петровной Энгельгардт (177? – 1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766 – 1836). Участник многих военных походов под знамёнами П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, он стал известен как автор воспоминаний об этих сражениях, о времени Екатерины II, Павла I и Александра I.
В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне (1804-1860), а в 1837 г. его ближайший друг – литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877) – стал мужем Софьи Львовны (1811-1883), младшей дочери Энгельгардтов.
Впервые Боратынский посетил Мураново в 1826 г. Начиная с 1828 г. он почти ежегодно жил здесь с семьёй в летнее время. В стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле…» (начало 1830-х гг.) он с душевной теплотой и документальной точностью запечатлел характерный мурановский пейзаж:
Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!
В 1842 г. поэт по собственным чертежам и планам построил в Муранове новый дом для своей семьи – двухэтажный, деревянный, обложенный снаружи кирпичом. В нём до сегодняшнего дня сохранилась обстановка рабочего кабинета Е.А. Боратынского. В этом кабинете поэт готовил к изданию свою последнюю поэтическую книгу «Сумерки» (в 1842 г. она вышла в свет).
В 1843 году Е.А. Боратынский отправился с женой и старшими детьми в заграничное путешествие, из которого ему не суждено было вернуться. Поэт скоропостижно умер в Италии в 1844 г. от разрыва сердца.
В 1850 г. имение по разделу имущества между сёстрами А.Л. Боратынской и С.Л. Путятой отошло во владение к последней.
Для Путят Мураново всегда оставалось «страной поэта». Они бережно хранили мемории Боратынского, оставленные его вдовой в усадьбе. Главным образом, это предметы, связанные с литературным трудом и последним путешествием Евгения Абрамовича. Широкие литературные связи Н.В. Путяты определили круг его мурановских гостей. Здесь бывали: Н.В. Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, Е.П. Ростопчина, С.А. Соболевский, С.Д. Полторацкий. Н.В. Путята и сам имел непосредственное отношение к литературе – он автор целого ряда литературных и исторических статей и заметок. Его семья много заботилась о процветании мурановской усадьбы, большое внимание уделялось хозяйству, саду и цветникам.
В 1869 году единственная дочь Путят Ольга Николаевна (1840-1920) вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева (1846 — 1909), младшего сына поэта. С этой семьёй завершился усадебный период существования Муранова. Именно Ивану Фёдоровичу и его детям мы обязаны тем, что в Муранове было сосредоточено и бережно хранилось наследие Ф.И. Тютчева и других славных обитателей усадьбы. С 1874 г. сюда перевозились автографы, книги, портреты, личные вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии. Своего рода домашним музеем Мураново стало ещё при жизни в усадьбе её последних владельцев.
В 1879 году И.Ф. Тютчев построил в Муранове для своей овдовевшей матери Эрнестины Фёдоровны флигель, куда она приезжала в летнее время. Здесь она готовила к печати посмертное собрание сочинений мужа, изданное в 1886 году. В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), женатый на старшей дочери поэта Анне Фёдоровне (1829-1889). Он стал первым биографом Ф.И. Тютчева. После кончины И.С. Аксакова его вдова передала брату И.Ф. Тютчеву часть рукописей, книг и портретов мужа, а также обстановку его московского кабинета. В Муранове оказалось и наследие Николая Васильевича Сушкова (1796-1871), который был женат на Дарье Ивановне Тютчевой, сестре поэта. В Москве, в доме Сушковых, жила Екатерина Фёдоровна Тютчева, младшая дочь поэта. Её сестра Дарья Фёдоровна Тютчева вместе с И.Ф. Тютчевым в 1900 году издала второе, дополненное, собрание сочинений отца. После смерти обеих сестёр в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей значительного наследия поэтов Ф.И. Тютчева и Е.А. Боратынского, а также лиц их родственного окружения. В настоящее время он являет собой редкий пример неразорённого родового гнезда, в котором семейные культурные традиции не прерывались и в музейный период.
В 1918 году О.Н. Тютчева, последняя владелица усадьбы, и её сын Н.И. Тютчев (1876 — 1949) приняли решение о передаче Муранова государству. В октябре 1918 года Регистрационная комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса выдала О.Н. Тютчевой охранную грамоту на усадьбу. Одновременно Василию Евгеньевичу Пигарёву (мужу внучки поэта Екатерины Ивановны) был выдан Мандат, по которому он назначался хранителем дома Тютчевых при сельце Мураново Дмитровского уезда. Усадьба была объявлена музеем по декрету Народного Коммисариата по Просвещению от 13 декабря 1919 года (предполагалось, что это будет бытовой музей 1840-х гг. XIX века). Музей-усадьба «Мураново» имени поэта Ф.И. Тютчева был открыто 13 августа 1920 года. Первым его заведующим был назначен К.И. Барташевич, но его обязанности фактически исполнял внук поэта Н.И. Тютчев. В 1921 году в штате музея числилось 6 человек, вскоре это число сократилось до 4-х человек. Постановлением Совнаркома от 20 августа 1922 г. «Мураново» было утверждено в сети учреждений Главнауки как музей-усадьба. С 9 февраля 1924 года его пожизненным хранителем и заведующим назначается Н.И. Тютчев, инициатор создания музея.В 1930-х гг. в штате музея официально появилась должность научного сотрудника, на которую был зачислен правнук поэта Тютчева К.В. Пигарёв. С самого начала существования музея интенсивную научную работу ведут сам Н.И. Тютчев и на добровольных началах его сёстры Е.И. Пигарёва и С.И. Тютчева, в частности, переводя и изучая обширный Мурановский архив.
К материалам музея постоянно обращаются известные литературоведы Г.И. Чулков, С.Н. Дурылин, Д. Благой и многие другие видные учёные того времени; несколько позже к ним присоединяются и зарубежные исследователи. Так Мурановский музей становится источниковедческой базой для изучения жизни и творчества Тютчева и Боратынского. После смерти Н.И. Тютчева (1949 г.) директором музея стал К.В. Пигарёв, остававшийся на этом посту до 1980 г. Доктор филологических наук, он был известен как ведущий исследователь жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Николай Иванович Тютчев пополнил мурановские собрания предметами из своей московской коллекции фарфора, стекла и других замечательных произведений искусства, которые безвозмездно были переданы им в музей. Немало ценнейших семейных реликвий было передано в дар музею и К.В. Пигарёвым.
Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева
Коллекция включает изделия из металла, дерева, стекла, керамики, холста.
В основном фонде – 177 предметов, записанных за 166 номерами. В НВФ фонде 86 предметов, записанных за 86 номерами. Коллекция включает изделия из металла, дерева, стекла, керамики, холста. Это — многочисленные медные кастрюли и сковороды, ступы с пестами, деревянное корытце, формы для кекса, тазы для варенья, крынки, сечки, чугунки, ложки разливательные, дуршлаги, вафельницы, подносы, листы для хлебов, противни, половники, ухваты, кочерги, ложки, блинницы, тарелки, спиртовки, бутыли и бутылки, а также кухонная мебель: столы, полки, сундуки, поставец и керосиновая висячая лампа, часы-ходики, полотенца и пр., словом, все то, что создавало атмосферу быта и уюта усадебной жизни.
Многие из этих предметов переходили из поколения в поколение, например кастрюли, сковороды — еще времен Энгельгардтов и Боратынских; ступы собрались почти со всего семейства.
«… наверняка есть ступа и Дарьи Ивановны Сушковой, и Аксаковых» (По воспоминаниям О.В.Муратовой, правнучки Ф.И.Тютчева)
Особый интерес представляют предметы, вышедшие из употребления: грелка в виде круглого металлического сосуда, состоящего из двух спаянных половин с резьбовым отверстием вверху (принадлежала Э.Ф.Тютчевой, жене поэта), сечки различной формы, чайник со спиртовкой и подставкой для спиртовки, безмены, мороженицы, вафельницы, печатка для просфор, специальные кастрюли для рыбы. Одни предметы были найдены на чердаке усадебного дома, в каретном сарае, другие — поступили в виде даров от потомков семьи Тютчевых (К.В.Пигарева, О.В.Муратовой), сотрудников музея (В.В.Расстригина, А.К.Петрова), жителей окрестностей и многих других лиц. В музее открыта постоянно действующая экспозиция «Усадебная кухня и буфетная». В ходе интерактивной экскурсии посетители смогут познакомиться со многими из перечисленных предметов.
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Двухэтажный деревянный дом с пристройкой и башней возведен по чертежам Е.А. Боратынского в 1841 году. В 1920 году в Мураново был открыт литературно-мемориальный музей Ф.И. Тютчева, созданный сыном поэта.
История усадьбы
За свою историю Мураново не раз меняло владельцев, одними из первых хозяев были князья Оболенские. В 1818-1836 годах усадьба принадлежала генерал-майору Л. Н. Энгельгардту, а затем его дочерям. Старшая, Анастасия Львовна, была женой Е.А. Боратынского, который стал владельцем усадьбы в 1836 году. Поэт передал красоту окружающей природы в стихотворении, которое начинается со строк: «Есть милая страна, есть угол на земле…». Евгений Абрамович с семьей прожил в Мураново только одну зиму, которая оставила самые теплые воспоминания:
«Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берёз ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкой,
А там счастливый дом… туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!»
Исследователи отмечают, что описание пейзажа в этом стихотворении очень точно передает виды Муранова. При Боратынском был построен новый двухэтажный деревянный дом, обложенный снаружи кирпичом. Перед окнами дома был разбит цветник, вниз от которого шел луг, воспетый поэтом.
После смерти Е.А. Боратынского новым владельцем стал Н. В. Путята, при нем в усадьбе бывали многие видные деятели того времени, в том числе Н. В. Гоголь. Завершается история владения усадьбой фамилией Тютчев, младший сын поэта был женат на Ольге Путята (Тютчевой), которая и стала последней собственницей Муранова.
Парк
Во второй половине XIX века усадьба Мураново достигла своего расцвета. На территории располагались персиковая и цветочная оранжереи, ананасовая теплица, в саду росли жасмин и сирень. В 1880 году была посажена липовая аллея. К 1907 году полностью сформировался усадебный комплекс с парковой территорией. И сейчас в парке сохранились несколько деревьев, посаженных при Е.А. Боратынском, например, лиственница европейская у северного фасада главного дома.
Музей в усадьбе
Федор Иванович Тютчев часто и подолгу гостил в усадьбе. После его смерти Иван Федорович Тютчев, сын поэта, собрал рукописи отца, личные вещи и перевез их в Мураново. Также была перевезена обстановка спальни и кабинета из Петербурга, книги, портреты, предметы интерьера из Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии. Эти предметы и послужили основой для открытия музея в 1920 году, когда Мураново перешло во владение государству.
С момента основания музея его директором был внук поэта.
Музей «Усадьба Мураново» сегодня
Сегодня усадьба Мураново представляет собой музейный комплекс, который объединяет несколько построек: главный усадебный дом, флигель и кухню, гладилку, кучерскую, ледник, домовую церковь Спаса Нерукотворного. В доме сохранена атмосфера усадебной жизни XIX века, здесь собраны мемориальные предметы, принадлежавшие семье Е.А. Боратынского и Ф. И. Тютчева. Собрание музея насчитывает более 28000 экспонатов, среди которых коллекция мебели, изобразительные материалы и значительная библиотека, насчитывающая свыше 9000 книг.
Обзорная экскурсия по усадьбе дает представление о бывших владельцах и знакомит с особенностями архитектуры и парковой зоны. В музее проходит театрализованная экскурсия «Усадебная кухня». Участникам не только показывают кухонную утварь XIX века, но и делятся секретами рецептов старинных блюд.
Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева
Ковры, скатерти, диванные подушки, оконные драпировки создавали уют и жилой комфорт усадебного дома. Ковры были практически в каждой комнате. Создатель музея Николай Иванович Тютчев сохранил их местоположение и в экспозиции.
Это ковры ручной работы – персидские, азербайджанские, текинские, кавказские конца XVIII – XIX в. Коллекция насчитывает 99 предметов. По своему происхождению предметы этой коллекции делятся на несколько групп:
- Предметы, бытовавшие в усадебном доме и находившиеся в нем к моменту открытия музея.
- Мемориальные предметы, принадлежавшие Ф.И.Тютчеву, И.С.Аксакову.
- Предметы из коллекции Н.И.Тютчева, переданные им в дар музею в 1920-х годах.
- Вещи, поступившие в музейный период и являющиеся предметами из семей владельцев Муранова и лиц из их родственного окружения.
Особого внимания заслуживает шерстяной ковёр ручной работы, выполненный неизвестными мастерами (2-я половина XIX в.) из Зеленой гостиной. Высочайшим образцом женского рукоделия, бывшим традиционным занятием дам высшего света, является ковёр, вышитый по канве цветною шерстью вдовой поэта Фёдора Ивановича Тютчева Эрнестиной Фёдоровной Тютчевой. Ею же вышиты оконные драпировки, экспонирующиеся в Спальне Ф.И.Тютчева и Библиотеке Главного дома. Мемориальными вещами Ф.И.Тютчева из этой коллекции являются ковер в кабинете и подушка для ног. А с именем И.С.Аксакова связаны ковер в его кабинете и многочисленные ленты от венков, которые были возложены на его могилу.
В технике рельефной вышивки золотной, серебряной и шелковой нитью по атласу выполнены во 2-й половине XVIII в. большеформатные герб рода Остерманов и монограмма гр. Ф.А.Остермана, заключенные в овальные ореховые рамы. Уникальным экспонатом является парадный детский костюм Ф.А.Остермана из золотистой камки, с тканевым, матовым растительным орнаментом (сер. 18 в.), состоящий из кафтанчика, кюлот, камзола. В музейный период коллекция пополнилась бытовыми предметами, сохраненными О.В.Муратовой, правнучкой Ф.И.Тютчева. Среди поступивших предметов — крестильные рубашечка и чепчик О.Н.Тютчевой (урожд. Путятs, 1840 г.), ее свадебные рубашка и туфли (1869 г.) и свадебные туфли ее дочери Е.И.Тютчевой (1910 г.), дореволюционный сюртук-визитка Н.И.Тютчева, а также его детская рубашка-косоворотка, вышитая А.Ф.Аксаковой, старшей дочерью поэта Ф.И.Тютчева (1880-е гг.). Представляют бытовой интерес предметы, вышедшие из употребления: саше, свадебные мешочки для конфет, мешочки для ниток. Интересны также предметы и никогда не выходившие из употребления – это салфетки с владельческими инициалами. В данном поступлении это салфетки чайные льняные родственников Ф.И.Тютчева – дочерей Екатерины и Дарьи Тютчевых, жены Эрнестины Тютчевой и сестры Дарьи Ивановны Сушковой, которые находились в мурановском флигеле и были в употреблении в семье внуков поэта. Заслуживает внимания набор хлопчатобумажных носовых платков с рисунками, выполненными набойкой со следующими сюжетами: «Наполеон на Поклонной горе», «Пожар Москвы 1812 г.» (Россия, 1912 г.) по картинам В.В.Верещагина, с изображением гербов губерний и областей Российской империи, с дидактическим рисунком «Когда в Москве 12 ч. дня, какая разница в прочих городах» (Россия, нач. 20 в.). Платки принадлежали Ф.И.Тютчеву, внуку поэта.
Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева
В собрании мурановского музея хранятся восемнадцать дагеротипов, по праву включенных в категорию особо ценных экспонатов из-за их чрезвычайной редкости, хорошей сохранности, достойного художественного уровня и, что самое важное, из-за исключительного историко-мемориального содержания.
Авторами семи дагеротипов являются братья Г. и И. Венингеры, К. Даутендей и К. П. Мазер, остальные — неизвестных мастеров. Шестнадцать из восемнадцати дагеротипов принадлежали семье Тютчевых, потомков поэта, последних владельцев мурановской усадьбы.
Два дагеротипа поступили в собрание уже в музейное время (они единственные из собрания с подписанными датами, остальные дагеротипы датировались в процессе исследовательской работы). На них изображены лица из родственного окружения Е.А. Боратынского. Двойной портрет И. А. Боратынского, брата поэта, и его жены Анны Давыдовны (урожд. Абамелек), выполненный в 1854, г., был куплен в 1928 г. у В. Н. Обуховой, дальней родственницы Боратынских (они вместе со знаменитой певицей Н. А. Обуховой — потомки двоюродной сестры поэта, в замужестве Обуховой). Автор дагеротипа неизвестен, но явно принадлежит к хорошей художественной школе, о чём свидетельствует грамотно скомпонованное и безупречно выполненное изображение. Второй дагеротип, с портретом своей бабушки, подарила музею графиня А. М. Баранова (урожд. Боратынская) внучатая племянница поэта. На нём изображена С. М. Боратынская (урожд. Салтыкова, в первом браке баронесса Дельвиг) — жена С. А. Боратынского, брата поэта. Дагеротип датирован: на обороте окантовки надпись, выполненная неизвестной рукой: «март 1852 г.». Дар был осуществлён в 1933 г. и, конечно, дарительница была записана в книге поступлений без титула.
Автор дагеротипа считался неизвестным, но есть косвенные доказательства, что им является К. П. Мазер, который с 1851 по 1854 г.г. имел ателье в Москве, и наш дагеротип попадает в эти временные рамки. Оформление дагеротипов этого автора однотипно: как правило это чёрное паспарту с прямоугольным вырезом с закруглёнными углами и плавно изогнутой внутрь линией сторон, по внутреннему краю три золотистые линии; по периметру стекла — тиснёный золотистый кант. Кроме того у Мазера снимаются лица из дружеского круга С. М. Боратынской. Например, в собрании литературного музея ИРЛИ имеется дагеротип близкой подруги Софьи Михайловны А. Н. Карелиной, где она снята со своей дочерью Елизаветой Григорьевной (то есть прабабка и бабка А. Блока). Они были дружны, их обширная переписка дошла до нашего времени и некоторые сведения из их писем вошли в летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. Также в собрании ГИМа есть три дагеротипа Мазера с портретами членов семьи Кривцовых — соседей и друзей Боратынских по тамбовскому имению Мара. Как правило, знакомые рекомендовали понравившегося мастера друг другу. Так что наш дагеротип вполне может быть приписан К. П. Мазеру.
Возникает вопрос: почему же в собрании немного дагеротипов (как, впрочем, и других вещей), связанных с Боратынским, хотя музей располагается в доме, построенном для него, и тесно связан с именем поэта? Объясняется это особенностями судьбы. В своём новом усадебном доме Боратынские прожили только год, а затем уехали в заграничное путешествие, во время которого в 1844 г. поэт внезапно скончался в Неаполе. После его смерти между сёстрами А. Боратынской и С. Путятой был осуществлён раздел имущества, по которому Мураново досталось Софье. Вдова поэта получила богатые казанские имения, куда перевезла почти всё, что было связано с её мужем. Уже в музейное время некоторые вещи поэта и его семьи приобретались или были получены в дар от потомков, в том числе два дагеротипа, о которых и шла речь выше.
После Боратынских хозяевами Муранова стали их родственники Путята. От этой семьи сохранился единственный дагеротип, изготовленный в ателье И. Венингера в Санкт-Петербурге, но удивительный по непосредственности и очаровательности персонажей. Это три маленькие дочери Н. В. и С. Л. Путят: Анастасия, Ольга и Екатерина. В соответствии с возрастом девочек—старшая Анастасия примерно восьми лет, Ольга—шести, младшая Екатерина—четырех—датировать съёмку следует 1846 г. (даты рождения девочек соответственно: 1838,1840,1842 гг.).
Можно представить, как тщательно готовили детей к съёмке: одели в нарядные платья, уговаривали сидеть смирно, не шевелясь. Старшая и младшая сёстры выдержали немалую временную паузу, необходимую для получения изображения, а Ольге это не удалось, она шевельнулась, и её головка немного смазана. Именно эта непоседа станет наследницей мурановского имения (её сестры рано уйдут из жизни), в 1869 г. выйдет замуж за И. Ф. Тютчева, сына поэта, почётного мирового судью, члена Государственного совета. Она доживёт до открытия музея в 1920 г., и именно её сын Н. И. Тютчев станет его основателем и первым директором.
Итак, с 1869 г. начинается «тютчевский» период в мурановской усадьбе. Сюда стекаются мемории рода: архив, фамильные портреты, документы, рукописи, мебель, предметы быта, изделия прикладного искусства и т. д. Но особую ценность имеют вещи, связанные с Ф. И. Тютчевым. После смерти поэта в 1873 г. его вдова Э. Ф. Тютчева решила, что наследником должен стать сын Иван.
Насыщенность усадебного дома предметами материальной культуры помогла сформировать богатое собрание, на базе которого была создана знаменитая экспозиция мурановского музея. Среди мемориальных вещей заметное место и по сей день занимают дагеротипы, из них 8 принадлежали собственно Ф. И. Тютчеву. Это портреты его детей: Екатерины — от первого брака; Марии и Ивана — от второго брака; два дагеротипа с выполненного в 1840 г. живописного портрета второй жены поэта Эрнестины Фёдоровны (урожд. баронессы Пфеффель) работы художника Ф. Дюрка. Оригинал портрета находится в собрании музея. Парные изображения родителей поэта И. Н. и Е. Л. Тютчевых, заключённые в одну рамку. Они висели в кабинете поэта в Санкт-Петербурге. Украшением коллекции является групповой портрет семьи тётушки поэта по материнской линии Т. Л. Миллер (урожд. Толстая), с мужем Фёдором Ивановичем и сыном Владимиром.
Долгое время в семье Тютчевых портрет красивой молодой женщины считался портретом первой жены поэта Элеоноры Фёдоровны (урожд. графини Ботмер). Однако Элеонора умерла в 1838 г., когда дагеротипия находилась ещё только в процессе разработки. Оказалось, что это изображение младшей сестры Элеоноры, красавицы Клотильды — предмета увлечения и адресата стихотворений Г. Гейне. Клотильда жила в семье Тютчевых в мюнхенский период их жизни и принимала деятельное участие в воспитании дочерей поэта— Элеоноры-Анны, Дарьи и Екатерины.
Дагеротип с портретом А. О. Россета, который входил не в родственный, а в светский круг знакомых семьи Тютчевых, вероятно, был подарен самим изображённым или его сестрой, знаменитой «калужской губернаторшей», красавицей и умницей А. О. Смирновой-Россет, с которыми поэт и его дочь Анна часто общались. Ещё одна вещь в собрании связана с лицами из дружеского окружения. Но это не дагеротип, а фотография с несохранившегося дагеротипа. На ней изображён пожилой мужчина с подростком. Со слов Кирилла Васильевича мы знаем, что для изготовления фотокопии дагеротип освободили от стекла, сделали снимок, и изображение на дагеротипе стало блекнуть, через несколько минут оно исчезло полностью. Осталась фотография, которую мы включаем в каталог дагеротипов за номером «19».
Самые востребованные и ценные дагеротипы — это два портрета самого Ф. И. Тютчева. Один из них был выполнен в Мюнхене между 1841 и 1844 гг. (время появления первого ателье в Мюнхене и год отъезда Тютчевых из Мюнхена в Россию). Но в 1844 г. Тютчев около двух месяцев (май — июнь) был в Париже — родине дагеротипии. Возможно, его портрет был выполнен там. Это самый ранний дагеротип коллекции. Второй, на котором поэт запечатлён с газетой в руке, скорее всего выполнен в конце 1840-х гг. Он неподписной, но рисованный задник с полками для книг и дверью появляется на дагеротипах ателье К. Даутендея в Санкт-Петербурге (см. групповой портрет членов-уч-редителей Петербургского архелогическо-нумизматического общества, ГИМ 68848).
После того как эта пластина была раскантована, на обороте открылась надпись: «1875. Возобновлено». Значит ли это, что с нашего дагеротипа сделали копию, или же это копия с упомянутого оригинала, с которого в 1875 г., после смерти поэта сделали повторение? Думается, что первая версия более правдоподобна, так как сделанный в это же время портрет дочери поэта Марии примерно в восьмилетием возрасте, стоящей у того же кресла, на котором изображён отец, и по качеству исполнения и по оформлению (одинаковые коричневые кожаные рамки) очень похожи. Датировка тютчевского портрета осуществлена по возрасту изображённой девочки.
Кроме мурановских дагеротипов существует ещё один с портретом поэта, хранящийся в Пушкинском доме (ИРЛИ) в Санкт-Петербурге. В1928 г. он был передан в дар от Е. и Н. Тютчевых, внучек поэта и Е. А. Денисьевой. Скорее всего, он принадлежал Елене Александровне — последней роковой любви Ф. И. Тютчева, адресату стихотворений «денисьевского цикла».
В Российской государственной библиотеке (бывшей «ленинке») есть фотография с несохранившегося дагеротипа с изображением Ф. И. Тютчева. Таким образом, поэт позировал для дагеротипной съёмки, как минимум, четыре раза.
Увы, мы не имеем ни одного дагеротипа, запечатлевшего Е. А. Боратынского, хотя поэт умер в 1844 г., когда ателье уже существовали. Его прижизненные портреты вполне могли быть сняты, чему имеются косвенные подтверждения. В 1915 г. поэт Всеволод Иванов пишет сонет «Перед портретом Боратынского». Этот философско-поэтический шедевр возник от впечатления портрета Боратынского, несомненно, представленного в виде дагеротипа. Символисты предельно точны в деталях, а здесь автор говорит о «волшебном стекле» — что это, как не дагеротип с его таинственными переливами изображения? Хотя он до нас не дошёл, но, хочется верить, несомненно, существовал!
фото музея-заповедника. Изображение парка, истории, травы
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим спонсорам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Похожие изображения
Музей-усадьба Антона Павловича Чехова, Россия
Зимний вид Владимиро-Суздальского музея-заповедника российского города Золотого кольца
Пчелиные ульи на территории Спасо-Преображенского монастыря.Музей-заповедник Ярославский кремль
Церковь Преображения Господня в музее-заповеднике Кижи на реставрацию
ЧИКАГО, Иллинойс, США, 25 мая 2018 г .: вид из музея денег Федерального резервного банка Чикаго
Рязанский Кремль. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Рязань
Руины городища в историко-археологическом музее-заповеднике Херсонес Таврический в г. Севастополе
Мастерская в музее-заповеднике Абрамцево.Здание 1873 года постройки. Е
.В Государственном музее-заповеднике Михайловское, Россия.
Hofgut Guntershausen, музей и экологический образовательный центр заповедника и Europeservat kuehkopf- knoblochsaue, hes
Фрагмент нижнего парка Государственного музея-заповедника Петергоф в Санкт-Петербурге
Петергофский музей-заповедник.
Музей-заповедник «Царицыно», Москва, Россия
Павильон в Государственном музее-заповеднике Лермонтова Тарханы
.Фондовая фотография музея-заповедника «Мураново». Изображение красочного
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим вкладчикам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Похожие изображения
Усадьба Мураново
Музей-усадьба Антона Павловича Чехова, Россия
Зимний вид Владимиро-Суздальского музея-заповедника российского города Золотого кольца
Пчелиные ульи на территории Спасо-Преображенского монастыря.Музей-заповедник Ярославский кремль
Церковь Преображения Господня в музее-заповеднике Кижи на реставрацию
ЧИКАГО, Иллинойс, США, 25 мая 2018 г .: вид из музея денег Федерального резервного банка Чикаго
Рязанский Кремль. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Рязань
Руины городища в историко-археологическом музее-заповеднике Херсонес Таврический в г. Севастополе
Мастерская в музее-заповеднике Абрамцево.Здание 1873 года постройки. Е
.В Государственном музее-заповеднике Михайловское, Россия.
Hofgut Guntershausen, музей и экологический образовательный центр заповедника и Europeservat kuehkopf- knoblochsaue, hes
Фрагмент нижнего парка Государственного музея-заповедника Петергоф в Санкт-Петербурге
Петергофский музей-заповедник.
Музей-заповедник «Царицыно», Москва, Россия
.Фондовая фотография музея-заповедника «Мураново». Image of moscow
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим спонсорам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Похожие изображения
Усадьба Мураново
Церковь Преображения Господня в музее-заповеднике Кижи на реставрацию
Колокольня Спасо-Преображенского монастыря.Музей-заповедник Ярославский кремль
Мастерская в музее-заповеднике Абрамцево. Здание 1873 года постройки. Е
.В Государственном музее-заповеднике Михайловское, Россия.
Hofgut Guntershausen, музей и экологический образовательный центр заповедника и Europeservat kuehkopf- knoblochsaue, hes
Музей-заповедник «Царицыно», Москва, Россия
Ворота усадьбы в Государственном музее-заповеднике Лермонтова Тарханы
Старинный жилой деревянный дом из музея-заповедника Костромская слобода
Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник Костромская слобода.Ресторан
Музей-заповедник Коломенское, Москва, Россия, весна
Старый дом Ганнибала на территории государственного музея-заповедника
Рыбинский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
Большой Царицынский дворец в музее-заповеднике Царицыно в Москве
.