Музей торум маа ханты мансийск официальный сайт: Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»

Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»

E-mail: [email protected]


Директор: Алфёрова Людмила Александровна
+7(3467) 388-370
[email protected]


Приемная +7 (3467) 36-25-52

Бухгалтерия +7 (3467) 388-940

Экспозиция под открытым небом +7 (3467) 32-20-58


Заместитель директора по научной работе:
Сургутскова Эрика Петровна
+7 (3467) 388-498
[email protected]


Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности:
Аптрашитова Вероника Шаукатовна
+7 (3467) 388-045
[email protected]


Начальник службы развития:
Касатова Евгения Михайловна
+7 (3467) 36-25-52 доб. 106
[email protected]


Ведущий специалист по государственным закупкам:
Селёв Александр Владимирович
+7 (3467) 388-940 доб.

108
[email protected]


Специалист по кадрам:
Котонен Светлана Петровна
+7 (3467) 36-25-52 доб. 105
[email protected]


Главный хранитель фондов:
Чернякова Екатерина Анатольевна
+7 (3467) 36-25-52 доб. 111
[email protected]


Отдел научно-исследовательской и методической деятельности
И.о. заведующего отделом:
Решетникова Раиса Германовна
+7 (3467) 36-25-52 доб. 125
[email protected]


Сектор музейных программ и проектов
Заведующий сектором:


Кондин Вячеслав Юрьевич
+7 (3467) 36-25-52 доб. 109
[email protected]


Сектор научно-экспозиционных и выставочных проектов
Заведующий сектором:
Ворокосова Наталья Георгиевна
+7 (3467) 36-25-52 доб. 110
[email protected]


Отдел учета и хранения фондов
Заведующий отделом:
Низамова Неля Валерьевна
+7 (3467) 36-25-52 доб. 112
[email protected]


Отдел содержания и обслуживания экспозиций под открытым небом


Заведующий отделом:
Китайгора Василий Валерьевич
+7 (3467) 36-25-52 доб. 201
[email protected]


Сектор информационных технологий
Заведующий сектором:
Евлахов Юрий Сергеевич
+7 (3467) 36-25-52 доб. 777
[email protected]


Сектор логистики
Заведующий сектором:
Глиц Наталия Аврелиановна
+7 (3467) 36-25-52 доб. 118
[email protected]


Мемориальный кабинет-музей Ювана Шесталова
Заведующий кабинетом-музеем:

Еремеева Оксана Игоревна
+7 (3467) 36-25-52 доб. 126
[email protected]

Югорская эпопея. Часть 9: Ханты-Мансийск, Торум Маа.: varandej — LiveJournal

Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» («Священная земля») был основан в 1985 году по инициативе представителей ханты-мансийской интеллигенции Ювана Шесталова и Еремея Айпина, которые передали музею основу его экспозиции — подлинные постройки из своих родовых угодий. Нынешний Торум Маа — редкий пример скансена, целиком посвященного одной (точнее, двум) этнической группе, и дает очень хорошее представление о народной архитектуре малых народов Севера.

Место, на котором стоит музей (как и место, на котором стоит город) было выбрано не случайно. Самаровский чугас, возвышавющийся над окружающией местностью на 80-120 метров, да еще и недалеко от слияния Иртыша и Оби, долгое время был чем-то типа остяцкой столицы. Чугас — значит, «остров на суше» — так здесь называли одинокие холмы среди бесконечных болот. На месте Ханты-Мансийска располагалась вотчина князьца Самара, вассала Кучума. Здесь Самар был разбит, а остяки разошлись по лесам, но вскоре вернулись с ясаком и добровольно париняли русское подданство. На Самаровском чугасе располагались в дорусское время многочисленные языческие святилища (термин «шаманство» к угорским народом применяют редко).  Музей расположен на северной опушке чугаса, со стороны бывшего Остяко-Вогульска.

Сами ханты и манси — собственно угорская ветвь финно-угорской языковой группы. От них же и термин Югра, которая изначально вкючала еще и север республики Коми восточнее Печоры. Дальней их «родней» являются финны и мордва, а более близкой — венгры. Причина такого парадокса в том, что и те, и другие изначально были кочевниками в степях Западной Сибири, но  в ходе переселения народов часть угорских племен ушла от новых врагов на север, в болота нынешней Югры, а часть на запад, где и создали Венгерской государство и приняли католицизм. Теоретически, Югра (Югория) и Венгрия — это одно и то же слово, только очень сильно трансформированное. Музей Торум Маа в ХМАО не единственный — в период нефтяного бума свои скансены стали возниать едва ли не в каждом районе, скажем, в деревне Русскинская между Сургутом и Когалымом или в селе Варъёган на востоке округа. Но еще более странно то, что многие ханты и манси по-прежнему ведут традиционный образ жизни, и кормятся охотой и рыболовством в стороне от месторождений и магистралей.

Назвать музей Торум Маа «под открытым небом» можно очень условно — на самом деле он расположен под сводами еловой тайги. Самаровский чугас покрыт настоящей темнохвойной тайгой, так как здесь совсем другие, нежели на равнине, почвы. И потому убедительность музея просто запредельна.

Музей включает 4 основных комплекса: стойбище ханты, стойбище манси, охотничья тропа и святилище. Расположены они на холме, куда снизу ведет лестница или крутые скользкие тропы. Скорее всего, здесь будет пусто, а сопровождать вас будут в первую очередь белки, которых тут неописуемое количество.

Пройдя мимо построек с вводного кадра, выходишь на поляну. С одной ее стороны расположено летнее стойбище:

Чум — переносное жилище из жердей и шкур (сейчас чаще из современных материалов). Однако чум был летним жилищем, когда жители тайги уходили на родовые кочевья, пасти оленей или добывать мясо и рыбу к зиме. Под навесом — нянь-кэр, или хлебная печь: у угорских народов было куда больше заимствованний из Европейской России, чем у восточно-сибирских.

Другая часть стойбища — зимняя:

Зимой таежные народы переходили к оседлому образу жизни, и жили уже не в чумах, а в жилищах иных типов. У ханты и манси, опять же, как у наиболее западных, таким жилищем стала курная изба:

Но основную часть построек на стойбище составляют лабазы — сараи для хранения припасов, поставленные на ножки для защиты от животных.

На кадре выше интересен домик рядом с ленточками — это ай-хот, «дом рожениц», в котором жили отдельно от остальных беременные женщины и женщины сразу после родов. Такие домики выполяли не только практическую, но и культовую функцию.

Суван — навес для хранения инвентаря (а также лодок).

За хантыйским стойбищем находится мансийское. Манси от хантов по своей культуре отличались не сильно, но традиционно были более воинственными и непокорными. Некоторые мансийские племена можно считать горским населением Северного Урала. До покорения Сибири они нередко совешали набеги на Чердынь и Соликамск. Нынешним центром культуры манси является поселок Саранпауль в восточных предгорьях Урала.

Мансийский дом и полевая кухня. .. На табличках поясняется — 2008 год.

Кухня вполне современна, а вот архитектура жилищ и лабазов у хантов и манси почти не меняется уже лет 200.

Роскошный лабаз, похожий на большое копытное животное:

Домик без подписи — я так и не понял, что это, да к тому же с окном. Возможно, приют-сторожка, коих по тайге разбросано множество — в них хранились припасы и посуда, которыми мог пользоваться любой охотник:

В сторонке — загон для оленя.

Следующий комплекс — охотничья тропа, проходящее через овражек между стойбищем манси и святилщем:

Здесь выставлены всевозможные охотничьи агрегаты, и хотя сделаны они из дерева — вполне потянут на «адские машинки». О том, как они функционируют, я, будучи жителем мегаполиса, не имею представления:

Ловушки на мелкую боровую дичь:

На лису:

На медведя:

Охотничий лабаз на невероятно высокой ножке:

Вот этот кадр снимал, держа фотоаппарат на втянутой руке, от подножья, а роста я даже повыше среднего:

Навесы с костровищами для привалов:

Наконец, тропа выводит к святилищу, и между этими двумя комплексами располоен навес для Медвежьего праздника — сюда клались останки убитого медведя для ритуалов. У палеоазиатских народов были мощные традиции согласия с природой, считалось великим грехом убивать больше животных, чем можешь съесть, а у медведя, как у Хозяина Тайги, после убийства просили прощения — в этом и заключался Медвежий праздник. Этот обряд характерен не только для палеоазиатов, но и для индейцев, причем большинство народов соблюдали этот обряд как-то по-своему. Особенностью хантов и манси была постановка костюмированной драмы перед тушей убитого медведя, возлежавший на навесе, после чего мясо съедали с соблюдением строгих обрядов.

Наконец, само Святилище, куда ведет узкая тропа между двумя оврагами.

Оно расположено на маленькой заповедной поляне, вход на которую стережет идол, отдаленно похожий на половецкого истукана:

Еще один комплекс идолов расположен на самом Святилище. Правда, они современные, но вырезал их Г. Райшев — заслуженный художник Югры, сам этнический хант, всю жизнь занимавшейся национальной мифологической живописью и скульптурой.

Здесь же — священый амбар, основная форма храма в тайге типа наших часовен.
Дверь амбарчика была закрыта, но я их любопытства отворил ее… и почти сразу небо прояснилось, серость, в которой я гулял по центру Ханты-Мансийска, закончилась, и вернулась солнечная погода, сопровождавшая меня до этого.

Об этнографии ханты и манси также можно прочитать в моем посте про Нефтеюганск, вторая половина которого содержит рассказ об этнографическом музее и его экспонатах, которые здесь не увидеть.

А еще непередаваемое впечатление — настоаящая тайга. Ее трудно воспринимать как лес — скорее, это своды вроде пещерных, и по музею под открытым небом гуляешь, как по подземелью. От елки до елки не более метра, кроны сомкнуты, внизу полумрак, а аллеи похожи больше на ущелья. Тайга лишь подтверждает мое наблюдение: в Сибири все ДЕЙСТВИТЕЛЬНО такое, каким себе это представляешь: и морозы, и пейзажи, и атмосфера, и мужики.

К тому же по дереьвям постоянно скачут белки, то и дело обваливающие на землю снег. Ходить под сводами тайги опасно — вполне можно получить упавшим снегом по голове, и сильно.

А так с чугаса выглядит Ханты-Мансийск. Спустившись вниз, я отправился в Самарово — село-«пригород» Ханты-Мансийска на другой стороне чугаса. О Самарове и будет мой последний пост Югорской эпопеи.

Югорская эпопея:
Пролог: Возвращение.
Часть 1: Дорога до Югры.
Екатеринбург.
Екатеринбургский метрополитен.
Сибирское ханство.
Югорская магистраль.
Часть 2: Югра.
Сургут новый.
Старый Сургут.
Нефтеюганск.
Ханты-Мансийск. Остяко-Вогульск.
Ханты-Мансийск. Торум Маа.
Ханты-Мансийск. Самарово.

Музей под открытым небом «Торум Маа». 30 лет сохраняя культуру поколений | КУЛЬТУРА

Свидетели таёжной жизни

Под тенью вековых кедров прячутся избушки, охотничьи лабазы, хозяйственные постройки, а также святилище коренных малочисленных народов Севера. Прежде чем оказаться на одном из священных холмов Ханты-Мансийска, где стоит «Торум Маа», эти постройки были свидетелями настоящей таежной жизни ханты и манси. В 1987 году их перевез из своих родовых угодий один из основателей музея, хантыйский писатель Еремей Айпин.

«Наше летнее селение стояло на левом берегу Агана, — вспоминает о том времени Еремей Данилович. — Место называлось «Малый песок», а наш городочек — «Устья древесной реки селение». И вот в сентябре 1987 года в заброшенном селе мы выбрали пять уцелевших построек. Три из них принадлежали нашей семье. Лабаз из колотого кедрового теса, построенный моим дедом Романом с участием его брата, старца Ефрема, в начале века. Бревенчатый хозяйственный лабаз, возведенный моим отцом в пору моего детства, и сруб для останков медведя, также возведенный моим отцом. Из жилых помещений лучше всего сохранился дом дяди Василия, который мы разобрали. И пятый объект — навес-коптильня. Тоже очень старый — был построен моим крестным, старцем Ефремом, в начале века…».

Сегодня фонд музея «Торум Маа» составляет более четырех тысяч единиц хранения. Часть из них можно увидеть в архитектурных сооружениях экспозиций под открытым небом, а часть — в выставочных залах музея в Югорской долине.

«Самые ранние по времени изготовления предметы датируются XVIII-XIX веками, — рассказала главный хранитель фондов музея Екатерина Чернякова. — К примеру, корневатик — сплетенный из корня кедра сундучок, был создан в конце XIX столетия в поселке Варьеган Нижневартовского района. Такие емкости ханты и манси использовали для хранения продуктов, домашней утвари, ритуальных предметов».

Фото: АиФ/ Мария Филатова

Бесценные дары

А недавно фонды музея пополнились еще несколькими экспонатами XIX века. Два шелковых платка передал в коллекцию музея от Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН известный

этнограф Аркадий Бауло. Когда-то они были приобретены на территории автономного округа.

Платки — подношение Калтась-экве — верховной богине-матери у обских угров. Она определяла судьбу людей и отмеривала срок предстоящей жизни человека, поэтому на протяжении всей своей жизни таежники приносили ей такие дары.

В октябре 2014 года свои двери для посетителей открыл мемориальный кабинет-музей Ювана Шесталова. Уютная комната до сих пор хранит атмосферу, в которой творил известный мансийский поэт. Здесь можно увидеть личные вещи, любимые книги, рукописи, фотографии, награды.

В течение всего юбилейного года выставочные и интерактивные проекты в музее «Торум Маа» проходят под слоганом «30 лет сохраняя культуру поколений». До конца ноября в выставочных залах музея работают завершающие юбилейный цикл выставочные проекты «Сохраняя традиции» и «Дары и дарители». 

Смотрите также:

Ханты-Мансийск, Торум Маа » Перуница


Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» («Священная земля») был основан в 1985 году по инициативе представителей ханты-мансийской интеллигенции Ювана Шесталова и Еремея Айпина, которые передали музею основу его экспозиции — подлинные постройки из своих родовых угодий. Нынешний Торум Маа — редкий пример скансена, целиком посвященного одной (точнее, двум) этнической группе, и дает очень хорошее представление о народной архитектуре малых народов Севера.

Место, на котором стоит музей (как и место, на котором стоит город) было выбрано не случайно. Самаровский чугас, возвышавющийся над окружающией местностью на 80-120 метров, да еще и недалеко от слияния Иртыша и Оби, долгое время был чем-то типа остяцкой столицы. Чугас — значит, «остров на суше» — так здесь называли одинокие холмы среди бесконечных болот. На месте Ханты-Мансийска располагалась вотчина князьца Самара, вассала Кучума. Здесь Самар был разбит, а остяки разошлись по лесам, но вскоре вернулись с ясаком и добровольно париняли русское подданство. На Самаровском чугасе располагались в дорусское время многочисленные языческие святилища (термин «шаманство» к угорским народом применяют редко). Музей расположен на северной опушке чугаса, со стороны бывшего Остяко-Вогульска.

Сами ханты и манси — собственно угорская ветвь финно-угорской языковой группы. От них же и термин Югра, которая изначально вкючала еще и север республики Коми восточнее Печоры. Дальней их «родней» являются финны и мордва, а более близкой — венгры.

Причина такого парадокса в том, что и те, и другие изначально были кочевниками в степях Западной Сибири, но в ходе переселения народов часть угорских племен ушла от новых врагов на север, в болота нынешней Югры, а часть на запад, где и создали Венгерской государство и приняли католицизм. Теоретически, Югра (Югория) и Венгрия — это одно и то же слово, только очень сильно трансформированное. Музей Торум Маа в ХМАО не единственный — в период нефтяного бума свои скансены стали возниать едва ли не в каждом районе, скажем, в деревне Русскинская между Сургутом и Когалымом или в селе Варъёган на востоке округа. Но еще более странно то, что многие ханты и манси по-прежнему ведут традиционный образ жизни, и кормятся охотой и рыболовством в стороне от месторождений и магистралей.


Назвать музей Торум Маа «под открытым небом» можно очень условно — на самом деле он расположен под сводами еловой тайги. Самаровский чугас покрыт настоящей темнохвойной тайгой, так как здесь совсем другие, нежели на равнине, почвы. И потому убедительность музея просто запредельна.

Музей включает 4 основных комплекса: стойбище ханты, стойбище манси, охотничья тропа и святилище. Расположены они на холме, куда снизу ведет лестница или крутые скользкие тропы. Скорее всего, здесь будет пусто, а сопровождать вас будут в первую очередь белки, которых тут неописуемое количество.

Пройдя мимо построек с вводного кадра, выходишь на поляну. С одной ее стороны расположено летнее стойбище:


Чум — переносное жилище из жердей и шкур (сейчас чаще из современных материалов). Однако чум был летним жилищем, когда жители тайги уходили на родовые кочевья, пасти оленей или добывать мясо и рыбу к зиме. Под навесом — нянь-кэр, или хлебная печь: у угорских народов было куда больше заимствованний из Европейской России, чем у восточно-сибирских.

Другая часть стойбища — зимняя:


Зимой таежные народы переходили к оседлому образу жизни, и жили уже не в чумах, а в жилищах иных типов. У ханты и манси, опять же, как у наиболее западных, таким жилищем стала курная изба:
Но основную часть построек на стойбище составляют лабазы — сараи для хранения припасов, поставленные на ножки для защиты от животных.
На кадре выше интересен домик рядом с ленточками — это ай-хот, «дом рожениц», в котором жили отдельно от остальных беременные женщины и женщины сразу после родов. Такие домики выполяли не только практическую, но и культовую функцию.

Суван — навес для хранения инвентаря (а также лодок).


За хантыйским стойбищем находится мансийское. Манси от хантов по своей культуре отличались не сильно, но традиционно были более воинственными и непокорными. Некоторые мансийские племена можно считать горским населением Северного Урала. До покорения Сибири они нередко совешали набеги на Чердынь и Соликамск. Нынешним центром культуры манси является поселок Саранпауль в восточных предгорьях Урала.
Мансийский дом и полевая кухня… На табличках поясняется — 2008 год.
Кухня вполне современна, а вот архитектура жилищ и лабазов у хантов и манси почти не меняется уже лет 200.
Роскошный лабаз, похожий на большое копытное животное:
Домик без подписи — я так и не понял, что это, да к тому же с окном. Возможно, приют-сторожка, коих по тайге разбросано множество — в них хранились припасы и посуда, которыми мог пользоваться любой охотник:
В сторонке — загон для оленя.
Следующий комплекс — охотничья тропа, проходящее через овражек между стойбищем манси и святилщем:
Здесь выставлены всевозможные охотничьи агрегаты, и хотя сделаны они из дерева — вполне потянут на «адские машинки». О том, как они функционируют, я, будучи жителем мегаполиса, не имею представления:

Ловушки на мелкую боровую дичь:


На лису:
На медведя:
Охотничий лабаз на невероятно высокой ножке:
Вот этот кадр снимал, держа фотоаппарат на втянутой руке, от подножья, а роста я даже повыше среднего:
Навесы с костровищами для привалов:
Наконец, тропа выводит к святилищу, и между этими двумя комплексами располоен навес для Медвежьего праздника — сюда клались останки убитого медведя для ритуалов. У палеоазиатских народов были мощные традиции согласия с природой, считалось великим грехом убивать больше животных, чем можешь съесть, а у медведя, как у Хозяина Тайги, после убийства просили прощения — в этом и заключался Медвежий праздник. Этот обряд характерен не только для палеоазиатов, но и для индейцев, причем большинство народов соблюдали этот обряд как-то по-своему. Особенностью хантов и манси была постановка костюмированной драмы перед тушей убитого медведя, возлежавший на навесе, после чего мясо съедали с соблюдением строгих обрядов.
Наконец, само Святилище, куда ведет узкая тропа между двумя оврагами.
Оно расположено на маленькой заповедной поляне, вход на которую стережет идол, отдаленно похожий на половецкого истукана:
Еще один комплекс идолов расположен на самом Святилище. Правда, они современные, но вырезал их Г. Райшев — заслуженный художник Югры, сам этнический хант, всю жизнь занимавшейся национальной мифологической живописью и скульптурой.
Здесь же — священый амбар, основная форма храма в тайге типа наших часовен.

Дверь амбарчика была закрыта, но я их любопытства отворил ее… и почти сразу небо прояснилось, серость, в которой я гулял по центру Ханты-Мансийска, закончилась, и вернулась солнечная погода, сопровождавшая меня до этого.


А еще непередаваемое впечатление — настоаящая тайга. Ее трудно воспринимать как лес — скорее, это своды вроде пещерных, и по музею под открытым небом гуляешь, как по подземелью. От елки до елки не более метра, кроны сомкнуты, внизу полумрак, а аллеи похожи больше на ущелья. Тайга лишь подтверждает мое наблюдение: в Сибири все ДЕЙСТВИТЕЛЬНО такое, каким себе это представляешь: и морозы, и пейзажи, и атмосфера, и мужики.
К тому же по дереьвям постоянно скачут белки, то и дело обваливающие на землю снег. Ходить под сводами тайги опасно — вполне можно получить упавшим снегом по голове, и сильно.

А так с чугаса выглядит Ханты-Мансийск. Спустившись вниз, я отправился в Самарово — село-«пригород» Ханты-Мансийска на другой стороне чугаса. О Самарове и будет мой последний пост Югорской эпопеи.

БУ «ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ «ТОРУМ МАА»» (ИНН:8601010858)

Основание внесения оператора в реестр (номер приказа): 434

Адрес местонахождения оператора: 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра АО, г. Ханты-Мансийск, тракт Тобольский, д. 4

Дата начала обработки персональных данных: 12.12.1996

Субъекты РФ, на территории которых происходит обработка персональных данных: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Цель обработки персональных данных: публичное предоставление музейных предметов, коллекций, деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий

Описание мер, предусмотренных ст. 18.1 и 19 Закона: на компьютерах, где осуществляется обработка, установлены пароли, антивирусная защита, личные дела, трудовые книжки хранятся в сейфе, установлена пожарно-охранная сигнализация, охраняемое помещение, установлена тревожная сигнализация

Категории персональных данных: фамилия, имя, отчество,год рождения,месяц рождения,дата рождения,место рождения,адрес,семейное положение,социальное положение,имущественное положение,образование,профессия,доходы,состояние здоровья, пол, должность, паспортные данные, ИНН, номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, состав семьи, лицевой счет, номер телефона

Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются: работники (субъекты), состоящие в трудовых отношениях с юридическим лицом (оператором), члены семьи работников, физические лица, состоящие в договорных и иных гражданско-правовых отношениях с юридическим лицом (оператором), уволенные работники

Перечень действий с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных

Обработка персональных данных: смешанная

Правовое основание обработки персональных данных: Федеральный закон от 27. 07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 85-90 Трудового кодекса Российской Федерации, Устав, Налоговый кодекс РФ, коллективный договор

Наличие трансграничной передачи: нет

Сведения о местонахождении базы данных: Россия

Основные сведения

valium online no prescription

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ «КОЛЛЕДЖ-ИНТЕРНАТ ЦЕНТР ИСКУССТВ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ СЕВЕРА»

buy valium without prescription

БУ «КОЛЛЕДЖ-ИНТЕРНАТ ЦЕНТР ИСКУССТВ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ СЕВЕРА»

Дата создания: 1997 год

buy ambien without prescription

Место нахождения: 628011, г.Ханты-Мансийск, ул.Пискунова, дом 1

Режим работы: учреждение с круглосуточным пребыванием детей

xanax online without prescription

График работы: Понедельник-Пятница с 9:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00

Контактные телефоны

  • +7 (3467) 33 26 32 — приемная
  • +7 (3467) 33 24 32 — заместитель директора по учебно-воспитательной работе I ступени обучения
  • +7 (3467) 33 26 52 — заместитель директора по учебно-воспитательной работе II ступени обучения
  • +7 (3467) 33 10 66 — факс (канцелярия)
valium online pharmacy

Контактный e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Об учредителе:

buy ambien online no prescription

Наименование учредителя

Место нахождения

buy ativan online

График работы

Справочный телефон

buy soma online

Адрес сайта

Адрес электронной почты

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

г. Ханты-Мансийск,
ул. Мира,5

www. admhmao.ru

Схема проезда:

г. Ханты-Мансийск, путеводитель по России

Местное время в Ханты-Мансийске — 13 ноября, 13:06 (+5 UTC).

История Ханты-Мансийска

Ханты-Мансийск в XVI-XVIII веках

В мае 1582 года казаки начали «ясак» (взыскать дань с коренных народов Сибири) вдоль рек Оби и Иртыша и не встретили на своем пути серьезного сопротивления до Самара, главного князя Сибири. местные ханты (остяки) решили дать отпор и были убиты.Селение, существовавшее на этой территории, было разграблено и заброшено. На полное включение Сибири в состав России ушло еще полвека.

В 1630-е годы в Нижний Иртыш стали приезжать люди из других частей России для обслуживания почтовых трактов. В 1635 году был подписан один из первых официальных документов о создании Самаровского городища, названного в честь убитого здесь ханты-самарского князя.

В 17 веке выгодное расположение на пересечении важных путей позволило Самаровской слободе стать центром торговли.Купцы со всего мира привозили в Сибирь сукно, бархат, шелк, специи, украшения. Русские купцы предлагали мех, рыбу, шкуры, посуду, пуговицы, порох. Здесь открылось отделение Тобольской таможни, где проводились досмотр и оценка товаров, взимались пошлины.

В 1708 году Самарово вошло в состав Сибирской губернии. В XVIII веке жители поселения должны были осваивать ремесла и производство, так как Восточная Сибирь была присоединена к России и основные торговые пути сместились на юг.Поселок стал называться Самарово. В 1748 году население села составляло 487 человек.

Больше исторических фактов…

Ханты-Мансийск в XIX-XX вв.

В XIX веке Самарово стало привлекать все большее внимание путешественников, исследователей и ученых. Французский путешественник Эдмон Котто писал: «Самарово — красивое поселение, построенное у подножия холмов, покрытых густым лесом. Посередине стоит церковь с белыми куполами.Раньше здесь стояла столица остяцкого царства, но коренные жители покинули ее и поселились в глухих долинах. Теперь здесь только русские… ».

На рубеже XIX-XX веков Самарово превратилось в процветающий поселок с многочисленными большими двухэтажными домами. В 1930 году был издан указ об организации Остяк-Вогульского национального округа. В 1931 году в 5 км от Самарово началось строительство новой столицы области. Он получил название Остяко-Вогульск. В 1937 году между новым поселком и Самарово была проложена дорога.Позже ее стали называть «Ханты-Мансийской улицей». В 1938 году население Остяко-Вогульска составляло около 7,5 тысяч человек. В 1940 году Остяко-Вогульск был переименован в Ханты-Мансийск.

В 1950 году село Ханты-Мансийск получило статус города, село Самарово вошло в его состав. В 1953 году в деревне Березово к северу от Ханты-Мансийска было открыто месторождение природного газа. В 1960 году нефть была обнаружена в Ханты-Мансийском автономном округе. Ханты-Мансийск стал стремительно расти и развиваться.

Реконструирован аэропорт, построены новые жилые дома, школы, детские сады, библиотеки, Дом культуры. Освоить нефтяной регион прибыли тысячи людей. В 1989 г. население Ханты-Мансийска составляло около 34,5 тыс. Человек.

Новейшая история Ханты-Мансийска

Начало 90-х было временем больших перемен для Ханты-Мансийска. В 1993 году Ханты-Мансийский автономный округ стал субъектом Российской Федерации и получил право самостоятельно формировать собственный бюджет.

Значительные средства стали выделяться на развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры региона, на реализацию социальных программ, направленных на улучшение жилищных условий населения, сохранение традиционной культуры коренных народов Севера.

В 1993 году в Ханты-Мансийске прошел IV Международный фольклорный фестиваль финно-угорских народов. В 1996 году федеральная трасса связала город с Сургутом, Нефтеюганском и Тюменью.

В 2004 году был построен уникальный автомобильный мост через реку Иртыш, и город получил надежное сообщение с Няганью и другими городами западной части Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В 2010 году дорога, проложенная через поселок Горноправдинск, сократила расстояние от Ханты-Мансийска до Тюмени на 300 километров.

В 2000-е годы город как центр крупнейшего нефтегазового региона России стремительно развивался, его население увеличилось более чем в три раза.В Ханты-Мансийске открыт ряд образовательных и научных центров, культурных и спортивных объектов: горнолыжный комплекс «Хвойный Урман», Ледовый дворец спорта, Открытый стадион «Югра-Легкая атлетика» на 10 000 зрителей, Центр развития теннисного спорта, Центр культурно-туристический комплекс «Археопарк», конно-спортивный клуб «Мустанг», Югорская шахматная академия и другие.

В июне 2008 года в Ханты-Мансийске прошли Всемирный конгресс финно-угорских народов и V Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра-2008». В сентябре 2010 года в Ханты-Мансийске прошла 39-я Всемирная шахматная олимпиада. Чтобы принять участие в самом масштабном спортивном мероприятии в истории города, сюда прибыли около 1,5 тысячи шахматистов из 158 стран.

Снимки Ханты-Мансийска

Общий вид Ханты-Мансийска

Автор: Сергов

Государственный художественный музей в Ханты-Мансийске

Автор: Игорь Тимошок

Скульптура женщины с бубном в Ханты-Мансийске

Автор: Игорь Тимошок

Ханты-Мансийск — Характеристики

Ханты-Мансийск расположен на территории Западно-Сибирской равнины в центральной части Западной Сибири, на правом берегу реки Иртыш, примерно в 20 километрах от впадения в реку Обь; в природной зоне тайги.Расстояние до Тюмени — 669 км, до Москвы — около 2580 км.

Это самый крупный из центров автономных округов России и единственный с населением более 100 000 человек. В то же время это один из немногих административных центров России, который меньше других городов области. Ханты-Мансийск — только четвертый по величине город Ханты-Мансийского автономного округа после Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска.

Город приравнен к районам Крайнего Севера и расположен в зоне континентального климата.Средняя температура января — минус 18,9 градуса по Цельсию, июля — плюс 18,4 градуса по Цельсию.

В последние годы в Ханты-Мансийске одни из самых высоких даже по общероссийским меркам прироста населения. Годовой прирост составляет около трех тысяч человек. Студенты и рабочая молодежь составляют более 30% населения. Средний возраст жителя города — около 35 лет.

Ханты-Мансийск — зеленый город. Почти треть его территории занимает лес.Город окружает парк Самаровский чугас — заповедник с реликтовыми породами хвойных деревьев. Экологическая ситуация в городе очень благоприятная, потому что здесь нет крупных промышленных предприятий.

Аэропорт Ханты-Мансийска выполняет регулярные рейсы в Москву, Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Уфу. Автомобильным сообщением с другими крупными городами Тюменской области (Сургут, Нефтеюганск, Тюмень).

Пассажирские теплоходы связывают Ханты-Мансийск со многими городами и селами области, а также с Тобольском, Омском и Салехардом.Ближайшие железнодорожные станции — Пыть-Ях (248 км от Ханты-Мансийска) и Демьянка (238 км от Ханты-Мансийска). Автобусная сеть Ханты-Мансийска представлена ​​7 городскими и 1 загородным автобусным маршрутом.

Ханты-Мансийск — центр горнолыжного спорта мирового значения. Здесь с начала 2000-х работает современный биатлонный центр. В 2000, 2005 и с 2007 по 2016 годы (кроме 2014 года) здесь проходили этапы Кубка мира по биатлону.

Самыми интересными сувенирами, которые можно привезти из Ханты-Мансийска, являются различные изделия из кожи и меха, оригинальные хантыйские бубны, народные куклы и хантыйские игрушки, вышивка бисером, кедровые орехи, плетеные изделия из корней кедра и травы.

Основные достопримечательности Ханты-Мансийска

Археопарк «Самаровский Останец» — культурно-туристический комплекс со скульптурами древних животных и людей. Главная достопримечательность — знаменитая каменная скульптура 11 мамонтов. Кроме того, здесь есть скульптуры волков и бизонов, львов, оленей, медведей, носорогов и других животных плейстоцена. Улица Объездная, 23.

Музей природы и человека — один из старейших и интереснейших музеев Ханты-Мансийска.Коллекция этого музея насчитывает более 120 тысяч экспонатов: различные предметы культуры и быта народов ханты и манси, реконструкции и макеты древних построек, скелеты и чучела животных, экспозиции, отражающие внешние и внутренние процессы Земли. Улица Мира, 11.

Государственный художественный музей . Коллекция этого музея состоит из отделов иконописи, русской живописи, графики, гравюры, декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Здесь можно увидеть картины известных мастеров русского изобразительного искусства: Рокотова, Тропинина, Репина, Айвазовского, Сурикова, Левитана и других художников XVIII-XX веков. В раздел древнерусского искусства вошли произведения иконописи XV-XIX веков. Улица Мира, 2.

Музей геологии, нефти и природного газа . Ханты-Мансийск считается центром газовой и нефтяной промышленности России. В этом регионе расположены крупнейшие месторождения нефти и газа в стране. Коллекция основана на исторических документах и ​​фотографиях, драгоценных камнях, минералах и горных породах, образцах нефтедобывающего оборудования и декоративных предметах. Улица Чехова, 9.

Дом-музей Народного художника СССР Владимира Игошева . Цель музея — популяризация произведений художника, запечатлевшего в своих картинах красоту сибирской земли, ее историю и культуру, а также людей, живущих в Югре. Помимо выставочных залов, вы также можете посетить мастерскую и квартиру художника. Интересен внешний вид здания, построенного в стиле русского модерна с мозаикой и лепниной.Улица Лопарева, 7.

Этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа» . Расположенный в живописном лесу сибирской тайги, этот музей хранит культуру и традиции народов ханты и манси. Здесь можно увидеть постройки коренных жителей этого края, их предметы быта, одежду, украшения, а также различные коллекции старинных предметов. Здесь также проводятся традиционные фестивали и церемонии. Название музея означает «Святая земля». Улица Собянина, 1.

Православный комплекс «Во Имя Воскресения Христова» . Его величественные постройки, увенчанные позолоченными куполами, можно увидеть практически из любой точки Ханты-Мансийска. Построенный в 2005 году, комплекс включает более 10 зданий, главные из которых — Воскресенский собор, православная гимназия и школа, церковь князя Владимира и 62-метровая колокольня, которая является одной из самых высоких. здания в городе.

Здесь же находится первый в России православный парк славянской письменности и культуры «Славянский квадрат», украшенный скульптурами на тему Десяти заповедей.Кроме того, в комплексе есть памятники святым, аллеи, детские площадки и места для отдыха. Улица Гагарина, 9.

Памятник первооткрывателям Земли Югры — живописная 62-метровая трехгранная пирамида, облицованная стеклом. Каждая сторона символизирует важную веху в истории Югры — появление коренных народов, освоение региона казаками Ермака, открытие месторождений нефти и газа. Пирамида видна из любой точки Ханты-Мансийска, так как расположена на склоне высокого холма в окружении леса.Пер. Первооткрывателей, дом 1.

Мост Красного Дракона через реку Иртыш — один из красивейших мостов не только Западной Сибири, но и России. Мост длиной 1316 метров был построен в 2004 году. Он соединяет Ханты-Мансийск с западной частью Ханты-Мансийского автономного округа.

Природный парк Самаровский Чугас — прекрасное место для любителей экотуризма. Раскинувшийся на живописных холмах Самаровский Чугас занимает площадь более 6 человек.5 тысяч гектаров с густыми лесами, ручьями и голубыми озерами. Этот парк, который когда-то назывался Ханты-Мансийскими холмами, имеет статус памятника природы. Это излюбленное место любителей дикой природы и прогулок на свежем воздухе. Посетителям парка также предлагаются экологические экскурсионные маршруты с опытным гидом.

Национальный музей | Домашняя страница

перейти к содержанию
  • Визит
  • Выставки
  • Коллекции
  • Исследование
  • О национальном музее
Меню
  • Свяжитесь с нами
  • Доступность
  • Пресса и СМИ
  • Поиск EN
    • SV Свенска
    • FI Финская
    • ПОМЕСТИТЬСЯ Meänkieli
    • SE Нордамиска

Научный музей НЕМО в Амстердаме

  • меню
Nederlands Купи билеты
  • Спланируйте свой визит
    • Билеты и цены
    • Время открытия
    • Доступность
    • Еда и напитки
    • Услуги
    • Посещение школы
  • Мероприятия в НЕМО
    • Выставки
    • мероприятия
    • На крыше НЕМО
  • О НЕМО
    • Организация
    • Коллекция
    • Студия
    • НЕМО в Схипхоле
    • Поддержка NEMO
    • Аренда помещения
    • Нажмите
    • Условия и положения
    • Связаться с нами
  • Исследуй дома
Поиск Билеты

Запланируйте визит

Купите билеты сейчас

Эксперименты дома

Начать

Мероприятия в NEMO

Все выставки

НЕМО закрыт с 5 по 18 ноября
    • Билеты и цены
    • Выставок
    • Доступность
    • Поддержка NEMO
    • Время работы
    • Связаться
    Follow NEMO Science Museum
    • facebook
    • твиттер
    • instagram
    Визит .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *