Русская старина в Смоленске — История красоты — LiveJournal
В краснокирпичном здании на пересечении улиц Тенишевой и Исаковского находится музей “Русская старина”. Построено здание было в 1903-1905 годах по проекту С.В. Малютина, в разработке проекта участвовали княгиня М.К. Тенишева и художник В.М. Васнецов. Княгиня Тенишева выделяла личные средства на все работы. Это ведь строился музей для размещения её любимого детища — знаменитой историко-этнографической коллекции. Собирала Мария Клавдиевна эту коллекцию много лет, преодолевая разные препятствия. В своих воспоминаниях она пишет, что князь Тенишев не одобрял это её занятие и в финансировании часто отказывал. Она даже выработала специальную тактику для решения финансовых проблем — объявляла князу о том, что ей нужна необходимая сумма уже после свершившийся покупки. Приобретенные предметы ей приходилось хранить во всяких подсобных помещениях, чтобы они не попадались на глаза супругу. Несмотря на все трудности, она собрала уникальную коллекцию русской старины, состоявшую более чем из 10000 предметов.
После посещения Талашкина давно хотелось побывать в тенишевском музее Русская старина, и наконец это свершилось. Вот только, к большому сожалению, экспозиции пока там нет и проходят какие-то временные выставки. Но здание уже восстановлено и готово принять остатки коллекции Тенишевой.
1. Само здание музея является одним из лучших произведений неорусского стиля на Смоленщине. Кладка кирпичных стен лицевая. В декорации фасадов большую роль играет цвет. Между цоколем и первым этажом проходит поясок из зеленоватых майоликовых плиток, между первым и вторым этажами — широкий пояс из разнообразных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки.
2. Из разноцветной майолики выполнен и масштабный орнамент, расположенный над входом. Он имеет форму церковной маковки и содержит стилизованную надпись «Русская старина» с вензелем Тенишевой над ней. Вся композиция украшена затейливыми узорами.
3. При открытии музея экспозиция содержала тысячи уникальных памятников декоративно-прикладного и народного искусства, рукописи, иконы и оружие. Но судьба этой коллекции оказалась многострадальной. В период беспорядков 1905 года княгиня приняла решение вывезти коллекцию во Францию, чтобы спасти её от разграбления, так как губернатор Смоленска не смог гарантировать её сохранность. В 1907 году лучшие экспонаты музея выставлялись в Париже, в Лувре, и пользовались огромной популярностью, получив высочайшую оценку публики и профессионалов от искусства. Французские власти предложили Тенишевой продать коллецию Франции, но княгиня отказалась — она хотела, чтобы вся коллекция оставалась в России. Через несколько лет она передала свою коллекцию Смоленскому филиалу Московского археологического института с условием, что все экспонаты останутся в Смоленске, а в дальнейшем будут пополняться исключительно предметами русской старины. За этот благородный поступок княгиня удостоилась звания почетного гражданина города Смоленска. Еще в начале XX века музей «Русская старина» был известен и на мировом уровне.
После революции в 1920 году новая власть перепрофилировала здание музея, в котором открылась Смоленская художественная галерея, просуществовавшая здесь с перерывом на Великую Отечественную войну до 2011 года. В 1920 году музей был передан в ведение новой власти. И хотя на всех уровнях было продекларировано, что коллекция Тенишевой нерушима, как Мария Клавдиевна и требовала в своем завещании, уже через два года началось разбазаривание единого собрания. Вещи из коллекции Тенишевой кочевали по выставкам и районным музеям, передавались в городские музеи, постоянно менявшие свои названия.
С 1924 года на Смоленщину хлынул поток эмиссаров из центральных музеев страны: Эрмитажа, Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, Загорского музея, Минского музея и других. Коллекция Тенишевой рассыпалась по всей стране. К 1929 году музей потерял даже былое название. Он стал называться «Музей изобразительных искусств имени Крупской». А в 1930 году все самые образованные сотрудники, знатоки своего дела, были уволены из музея. Разорение собрания довершила война. Тогда погибло более 2900 экспонатов из тенишевской коллекции. Архив Тенишевой не сохранился. Предположительно, он был вывезен Марией Клавдиевной из страны в 1905 году. Вероятно, в 1908 году возвращаясь в Смоленск, она не взяла архив с собой. Ныне известно, что какая-то часть архива находится в частном собрании в Париже, а какая-то часть находится в Праге, куда была передана её подругой Е.К. Святополк-Четвертинской перед смертью. Из 10 000 экспонатов тенишевского музея до наших дней дошло не многим более 4 000. Наиболее серьез
Русская старина в Смоленске — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal
В краснокирпичном здании на пересечении улиц Тенишевой и Исаковского находится музей “Русская старина”. Построено здание было в 1903-1905 годах по проекту С.В. Малютина, в разработке проекта участвовали княгиня М.К. Тенишева и художник В.М. Васнецов. Княгиня Тенишева выделяла личные средства на все работы. Это ведь строился музей для размещения её любимого детища — знаменитой историко-этнографической коллекции. Собирала Мария Клавдиевна эту коллекцию много лет, преодолевая разные препятствия. В своих воспоминаниях она пишет, что князь Тенишев не одобрял это её занятие и в финансировании часто отказывал. Она даже выработала специальную тактику для решения финансовых проблем — объявляла князу о том, что ей нужна необходимая сумма уже после свершившийся покупки. Приобретенные предметы ей приходилось хранить во всяких подсобных помещениях, чтобы они не попадались на глаза супругу. Несмотря на все трудности, она собрала уникальную коллекцию русской старины, состоявшую более чем из 10000 предметов.
После посещения Талашкина давно хотелось побывать в тенишевском музее Русская старина, и наконец это свершилось. Вот только, к большому сожалению, экспозиции пока там нет и проходят какие-то временные выставки. Но здание уже восстановлено и готово принять остатки коллекции Тенишевой.
1. Само здание музея является одним из лучших произведений неорусского стиля на Смоленщине. Кладка кирпичных стен лицевая. В декорации фасадов большую роль играет цвет. Между цоколем и первым этажом проходит поясок из зеленоватых майоликовых плиток, между первым и вторым этажами — широкий пояс из разнообразных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки.
2. Из разноцветной майолики выполнен и масштабный орнамент, расположенный над входом. Он имеет форму церковной маковки и содержит стилизованную надпись «Русская старина» с вензелем Тенишевой над ней. Вся композиция украшена затейливыми узорами.
3. При открытии музея экспозиция содержала тысячи уникальных памятников декоративно-прикладного и народного искусства, рукописи, иконы и оружие. Но судьба этой коллекции оказалась многострадальной. В период беспорядков 1905 года княгиня приняла решение вывезти коллекцию во Францию, чтобы спасти её от разграбления, так как губернатор Смоленска не смог гарантировать её сохранность. В 1907 году лучшие экспонаты музея выставлялись в Париже, в Лувре, и пользовались огромной популярностью, получив высочайшую оценку публики и профессионалов от искусства. Французские власти предложили Тенишевой продать коллецию Франции, но княгиня отказалась — она хотела, чтобы вся коллекция оставалась в России. Через несколько лет она передала свою коллекцию Смоленскому филиалу Московского археологического института с условием, что все экспонаты останутся в Смоленске, а в дальнейшем будут пополняться исключительно предметами русской старины. За этот благородный поступок княгиня удостоилась звания почетного гражданина города Смоленска. Еще в начале XX века музей «Русская старина» был известен и на мировом уровне.
После революции в 1920 году новая власть перепрофилировала здание музея, в котором открылась Смоленская художественная галерея, просуществовавшая здесь с перерывом на Великую Отечественную войну до 2011 года. В 1920 году музей был передан в ведение новой власти. И хотя на всех уровнях было продекларировано, что коллекция Тенишевой нерушима, как Мария Клавдиевна и требовала в своем завещании, уже через два года началось разбазаривание единого собрания. Вещи из коллекции Тенишевой кочевали по выставкам и районным музеям, передавались в городские музеи, постоянно менявшие свои названия.
С 1924 года на Смоленщину хлынул поток эмиссаров из центральных музеев страны: Эрмитажа, Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, Загорского музея, Минского музея и других. Коллекция Тенишевой рассыпалась по всей стране. К 1929 году музей потерял даже былое название. Он стал называться «Музей изобразительных искусств имени Крупской». А в 1930 году все самые образованные сотрудники, знатоки своего дела, были уволены из музея. Разорение собрания довершила война. Тогда погибло более 2900 экспонатов из тенишевской коллекции. Архив Тенишевой не сохранился. Предположительно, он был вывезен Марией Клавдиевной из страны в 1905 году. Вероятно, в 1908 году возвращаясь в Смоленск, она не взяла архив с собой. Ныне известно, что какая-то часть архива находится в частном собрании в Париже, а какая-то часть находится в Праге, куда была передана её подругой Е.К. Святополк-Четвертинской перед смертью. Из 10 000 экспонатов тенишевского музея до наших дней дошло не многим более 4 000. Наиболее серьезные утраты коснулись предметов из фарфора и керамики, стекла, драгоценных металлов, дерева. Практически полностью были утрачены предметы из археологических раскопок, значительно пострадало собрание икон.
4. Сейчас принято решение максимально представить собрание историко-этнографического музея М.К. Тенишевой; создать экспозицию, посвященную жизни и деятельности М.К. Тенишевой и центр по изучению и пропаганде тенишевского наследия. Однако восстановление первоначальной тенишевской экспозиции невозможно из-за отсутствия необходимого количества предметов. А пока отреставрированное здание ждёт возвращения хотя бы сохранившейся части коллекции.
5. Внутри здания сохранились некоторые элементы внутреннего интерьера, например оригинальный пол из плитки.
6. Восемь экспозиционных залов, перекрытых кирпичными сводиками по балкам, соединяются крупными арками, без дверных полотнищ. Оконные рамы выполнены в виде буквы М — так художник Малютин оставил свой знак.
7. Насчёт люстр, выяснить точно, к какому периоду они относятся, не удалось.
8. Дверные ручки, интересная расписная дверь, складывающаяся гармошкой, — всё это родные детали построенного музея.
9.
10.
11. Входную дверь воссоздали по сохранившимся эскизам.
12.
13. Выходим из музея и обойдём его. На западе к основному объему здания пристроен одноэтажный вестибюль с декоративно украшенными фасадами. Они оформлены по проекту художников А.П. Зиновьева и В.В. Бекетова.
14. Из белого кирпича выложены щипцовый карниз вестибюля и широкие фигурные наличники больших окон на северном и южном фасадах.
15. Основным объемом здания является двухэтажный куб с высоким подвалом и обращенным во двор мезонином.Сейчас крыша тенишевского детища покрыта крашеным листовым железом в тон строения, но изначально была черепичной.
16. Все стены здания выполнены лицевой кладкой темно-бурого цвета с множеством характерных для стиля ажурных декоративных элементов.
17. Фигурная рама мезонина, обращенного в сторону двора.
18. Особую нарядность зданию музея придают причудливой формы окна в сложных узорчатых переплетах, обрамленные фигурными наличниками из белого камня. Цветовую гамму первоначально довершали цветные стекла в оконных переплетах сложного рисунка по эскизам М.К. Тенишевой и черепичная кровля.
19. Со стороны двора напротив основного здания находится краснокирпичный надворный флигель
20.
21.
22.
Итак, музей Русская старина ждёт возвращения остатков многострадальной коллекции Тенишевой. Сотрудники музея поясняют, что вопрос сейчас, как и всегда, упирается в финансирование. Надеются на спонсоров, а пока остатки коллекции находятся в запасниках Смоленского государственного музея-заповедника.
Раньше уже рассказала: О коллекции в Теремке , О сельской школе Тенишевой
Русская старина в Смоленске — Наводы — LiveJournal
В краснокирпичном здании на пересечении улиц Тенишевой и Исаковского находится музей “Русская старина”. Построено здание было в 1903-1905 годах по проекту С.В. Малютина, в разработке проекта участвовали княгиня М.К. Тенишева и художник В.М. Васнецов. Княгиня Тенишева выделяла личные средства на все работы. Это ведь строился музей для размещения её любимого детища — знаменитой историко-этнографической коллекции. Собирала Мария Клавдиевна эту коллекцию много лет, преодолевая разные препятствия. В своих воспоминаниях она пишет, что князь Тенишев не одобрял это её занятие и в финансировании часто отказывал. Она даже выработала специальную тактику для решения финансовых проблем — объявляла князу о том, что ей нужна необходимая сумма уже после свершившийся покупки. Приобретенные предметы ей приходилось хранить во всяких подсобных помещениях, чтобы они не попадались на глаза супругу. Несмотря на все трудности, она собрала уникальную коллекцию русской старины, состоявшую более чем из 10000 предметов.
После посещения Талашкина давно хотелось побывать в тенишевском музее Русская старина, и наконец это свершилось. Вот только, к большому сожалению, экспозиции пока там нет и проходят какие-то временные выставки. Но здание уже восстановлено и готово принять остатки коллекции Тенишевой.
1. Само здание музея является одним из лучших произведений неорусского стиля на Смоленщине. Кладка кирпичных стен лицевая. В декорации фасадов большую роль играет цвет. Между цоколем и первым этажом проходит поясок из зеленоватых майоликовых плиток, между первым и вторым этажами — широкий пояс из разнообразных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки.
2. Из разноцветной майолики выполнен и масштабный орнамент, расположенный над входом. Он имеет форму церковной маковки и содержит стилизованную надпись «Русская старина» с вензелем Тенишевой над ней. Вся композиция украшена затейливыми узорами.
3. При открытии музея экспозиция содержала тысячи уникальных памятников декоративно-прикладного и народного искусства, рукописи, иконы и оружие. Но судьба этой коллекции оказалась многострадальной. В период беспорядков 1905 года княгиня приняла решение вывезти коллекцию во Францию, чтобы спасти её от разграбления, так как губернатор Смоленска не смог гарантировать её сохранность. В 1907 году лучшие экспонаты музея выставлялись в Париже, в Лувре, и пользовались огромной популярностью, получив высочайшую оценку публики и профессионалов от искусства. Французские власти предложили Тенишевой продать коллецию Франции, но княгиня отказалась — она хотела, чтобы вся коллекция оставалась в России. Через несколько лет она передала свою коллекцию Смоленскому филиалу Московского археологического института с условием, что все экспонаты останутся в Смоленске, а в дальнейшем будут пополняться исключительно предметами русской старины. За этот благородный поступок княгиня удостоилась звания почетного гражданина города Смоленска. Еще в начале XX века музей «Русская старина» был известен и на мировом уровне.
После революции в 1920 году новая власть перепрофилировала здание музея, в котором открылась Смоленская художественная галерея, просуществовавшая здесь с перерывом на Великую Отечественную войну до 2011 года. В 1920 году музей был передан в ведение новой власти. И хотя на всех уровнях было продекларировано, что коллекция Тенишевой нерушима, как Мария Клавдиевна и требовала в своем завещании, уже через два года началось разбазаривание единого собрания. Вещи из коллекции Тенишевой кочевали по выставкам и районным музеям, передавались в городские музеи, постоянно менявшие свои названия.
С 1924 года на Смоленщину хлынул поток эмиссаров из центральных музеев страны: Эрмитажа, Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, Загорского музея, Минского музея и других. Коллекция Тенишевой рассыпалась по всей стране. К 1929 году музей потерял даже былое название. Он стал называться «Музей изобразительных искусств имени Крупской». А в 1930 году все самые образованные сотрудники, знатоки своего дела, были уволены из музея. Разорение собрания довершила война. Тогда погибло более 2900 экспонатов из тенишевской коллекции. Архив Тенишевой не сохранился. Предположительно, он был вывезен Марией Клавдиевной из страны в 1905 году. Вероятно, в 1908 году возвращаясь в Смоленск, она не взяла архив с собой. Ныне известно, что какая-то часть архива находится в частном собрании в Париже, а какая-то часть находится в Праге, куда была передана её подругой Е.К. Святополк-Четвертинской перед смертью. Из 10 000 экспонатов тенишевского музея до наших дней дошло не многим более 4 000. Наиболее серьезные утраты коснулись предметов из фарфора и керамики, стекла, драгоценных металлов, дерева. Практически полностью были утрачены предметы из археологических раскопок, значительно пострадало собрание икон.
4. Сейчас принято решение максимально представить собрание историко-этнографического музея М.К. Тенишевой; создать экспозицию, посвященную жизни и деятельности М.К. Тенишевой и центр по изучению и пропаганде тенишевского наследия. Однако восстановление первоначальной тенишевской экспозиции невозможно из-за отсутствия необходимого количества предметов. А пока отреставрированное здание ждёт возвращения хотя бы сохранившейся части коллекции.
5. Внутри здания сохранились некоторые элементы внутреннего интерьера, например оригинальный пол из плитки.
6. Восемь экспозиционных залов, перекрытых кирпичными сводиками по балкам, соединяются крупными арками, без дверных полотнищ. Оконные рамы выполнены в виде буквы М — так художник Малютин оставил свой знак.
7. Насчёт люстр, выяснить точно, к какому периоду они относятся, не удалось.
8. Дверные ручки, интересная расписная дверь, складывающаяся гармошкой, — всё это родные детали построенного музея.
9.
10.
11. Входную дверь воссоздали по сохранившимся эскизам.
12.
13. Выходим из музея и обойдём его. На западе к основному объему здания пристроен одноэтажный вестибюль с декоративно украшенными фасадами. Они оформлены по проекту художников А.П. Зиновьева и В.В. Бекетова.
14. Из белого кирпича выложены щипцовый карниз вестибюля и широкие фигурные наличники больших окон на северном и южном фасадах.
15. Основным объемом здания является двухэтажный куб с высоким подвалом и обращенным во двор мезонином.Сейчас крыша тенишевского детища покрыта крашеным листовым железом в тон строения, но изначально была черепичной.
16. Все стены здания выполнены лицевой кладкой темно-бурого цвета с множеством характерных для стиля ажурных декоративных элементов.
17. Фигурная рама мезонина, обращенного в сторону двора.
18. Особую нарядность зданию музея придают причудливой формы окна в сложных узорчатых переплетах, обрамленные фигурными наличниками из белого камня. Цветовую гамму первоначально довершали цветные стекла в оконных переплетах сложного рисунка по эскизам М.К. Тенишевой и черепичная кровля.
19. Со стороны двора напротив основного здания находится краснокирпичный надворный флигель
20.
21.
22.
Итак, музей Русская старина ждёт возвращения остатков многострадальной коллекции Тенишевой. Сотрудники музея поясняют, что вопрос сейчас, как и всегда, упирается в финансирование. Надеются на спонсоров, а пока остатки коллекции находятся в запасниках Смоленского государственного музея-заповедника.
Раньше уже рассказала:
О коллекции в Теремке
О сельской школе Тенишевой
Русская старина в Смоленске — Мы родом … — LiveJournal
В краснокирпичном здании на пересечении улиц Тенишевой и Исаковского находится музей “Русская старина”. Построено здание было в 1903-1905 годах по проекту С.В. Малютина, в разработке проекта участвовали княгиня М.К. Тенишева и художник В.М. Васнецов. Княгиня Тенишева выделяла личные средства на все работы. Это ведь строился музей для размещения её любимого детища — знаменитой историко-этнографической коллекции. Собирала Мария Клавдиевна эту коллекцию много лет, преодолевая разные препятствия. В своих воспоминаниях она пишет, что князь Тенишев не одобрял это её занятие и в финансировании часто отказывал. Она даже выработала специальную тактику для решения финансовых проблем — объявляла князу о том, что ей нужна необходимая сумма уже после свершившийся покупки. Приобретенные предметы ей приходилось хранить во всяких подсобных помещениях, чтобы они не попадались на глаза супругу. Несмотря на все трудности, она собрала уникальную коллекцию русской старины, состоявшую более чем из 10000 предметов.
После посещения Талашкина давно хотелось побывать в тенишевском музее Русская старина, и наконец это свершилось. Вот только, к большому сожалению, экспозиции пока там нет и проходят какие-то временные выставки. Но здание уже восстановлено и готово принять остатки коллекции Тенишевой.
1. Само здание музея является одним из лучших произведений неорусского стиля на Смоленщине. Кладка кирпичных стен лицевая. В декорации фасадов большую роль играет цвет. Между цоколем и первым этажом проходит поясок из зеленоватых майоликовых плиток, между первым и вторым этажами — широкий пояс из разнообразных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки.
2. Из разноцветной майолики выполнен и масштабный орнамент, расположенный над входом. Он имеет форму церковной маковки и содержит стилизованную надпись «Русская старина» с вензелем Тенишевой над ней. Вся композиция украшена затейливыми узорами.
3. При открытии музея экспозиция содержала тысячи уникальных памятников декоративно-прикладного и народного искусства, рукописи, иконы и оружие. Но судьба этой коллекции оказалась многострадальной. В период беспорядков 1905 года княгиня приняла решение вывезти коллекцию во Францию, чтобы спасти её от разграбления, так как губернатор Смоленска не смог гарантировать её сохранность. В 1907 году лучшие экспонаты музея выставлялись в Париже, в Лувре, и пользовались огромной популярностью, получив высочайшую оценку публики и профессионалов от искусства. Французские власти предложили Тенишевой продать коллецию Франции, но княгиня отказалась — она хотела, чтобы вся коллекция оставалась в России. Через несколько лет она передала свою коллекцию Смоленскому филиалу Московского археологического института с условием, что все экспонаты останутся в Смоленске, а в дальнейшем будут пополняться исключительно предметами русской старины. За этот благородный поступок княгиня удостоилась звания почетного гражданина города Смоленска. Еще в начале XX века музей «Русская старина» был известен и на мировом уровне.
После революции в 1920 году новая власть перепрофилировала здание музея, в котором открылась Смоленская художественная галерея, просуществовавшая здесь с перерывом на Великую Отечественную войну до 2011 года. В 1920 году музей был передан в ведение новой власти. И хотя на всех уровнях было продекларировано, что коллекция Тенишевой нерушима, как Мария Клавдиевна и требовала в своем завещании, уже через два года началось разбазаривание единого собрания. Вещи из коллекции Тенишевой кочевали по выставкам и районным музеям, передавались в городские музеи, постоянно менявшие свои названия.
С 1924 года на Смоленщину хлынул поток эмиссаров из центральных музеев страны: Эрмитажа, Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, Загорского музея, Минского музея и других. Коллекция Тенишевой рассыпалась по всей стране. К 1929 году музей потерял даже былое название. Он стал называться «Музей изобразительных искусств имени Крупской». А в 1930 году все самые образованные сотрудники, знатоки своего дела, были уволены из музея. Разорение собрания довершила война. Тогда погибло более 2900 экспонатов из тенишевской коллекции. Архив Тенишевой не сохранился. Предположительно, он был вывезен Марией Клавдиевной из страны в 1905 году. Вероятно, в 1908 году возвращаясь в Смоленск, она не взяла архив с собой. Ныне известно, что какая-то часть архива находится в частном собрании в Париже, а какая-то часть находится в Праге, куда была передана её подругой Е.К. Святополк-Четвертинской перед смертью. Из 10 000 экспонатов тенишевского музея до наших дней дошло не многим более 4 000. Наиболее серьезные утраты коснулись предметов из фарфора и керамики, стекла, драгоценных металлов, дерева. Практически полностью были утрачены предметы из археологических раскопок, значительно пострадало собрание икон.
4. Сейчас принято решение максимально представить собрание историко-этнографического музея М.К. Тенишевой; создать экспозицию, посвященную жизни и деятельности М.К. Тенишевой и центр по изучению и пропаганде тенишевского наследия. Однако восстановление первоначальной тенишевской экспозиции невозможно из-за отсутствия необходимого количества предметов. А пока отреставрированное здание ждёт возвращения хотя бы сохранившейся части коллекции.
5. Внутри здания сохранились некоторые элементы внутреннего интерьера, например оригинальный пол из плитки.
6. Восемь экспозиционных залов, перекрытых кирпичными сводиками по балкам, соединяются крупными арками, без дверных полотнищ. Оконные рамы выполнены в виде буквы М — так художник Малютин оставил свой знак.
7. Насчёт люстр, выяснить точно, к какому периоду они относятся, не удалось.
8. Дверные ручки, интересная расписная дверь, складывающаяся гармошкой, — всё это родные детали построенного музея.
9.
10.
11. Входную дверь воссоздали по сохранившимся эскизам.
12.
13. Выходим из музея и обойдём его. На западе к основному объему здания пристроен одноэтажный вестибюль с декоративно украшенными фасадами. Они оформлены по проекту художников А.П. Зиновьева и В.В. Бекетова.
14. Из белого кирпича выложены щипцовый карниз вестибюля и широкие фигурные наличники больших окон на северном и южном фасадах.
15. Основным объемом здания является двухэтажный куб с высоким подвалом и обращенным во двор мезонином.Сейчас крыша тенишевского детища покрыта крашеным листовым железом в тон строения, но изначально была черепичной.
16. Все стены здания выполнены лицевой кладкой темно-бурого цвета с множеством характерных для стиля ажурных декоративных элементов.
17. Фигурная рама мезонина, обращенного в сторону двора.
18. Особую нарядность зданию музея придают причудливой формы окна в сложных узорчатых переплетах, обрамленные фигурными наличниками из белого камня. Цветовую гамму первоначально довершали цветные стекла в оконных переплетах сложного рисунка по эскизам М.К. Тенишевой и черепичная кровля.
19. Со стороны двора напротив основного здания находится краснокирпичный надворный флигель
20.
21.
22.
Итак, музей Русская старина ждёт возвращения остатков многострадальной коллекции Тенишевой. Сотрудники музея поясняют, что вопрос сейчас, как и всегда, упирается в финансирование. Надеются на спонсоров, а пока остатки коллекции находятся в запасниках Смоленского государственного музея-заповедника.
Раньше уже рассказала:
О коллекции в Теремке
О сельской школе Тенишевой
Мини-музей русской старины открылся под Смоленском — Культура
Работники сельской библиотеки совместно с инициативными местными жителями воссоздали остановку крестьянского быта
Мини-музей «Комната русской старины» открылся в Ельне. — Ельнинская межпоселенческая централизованная библиотечная система
Музей создан работниками Теренинской сельской библиотеки.
Основа коллекции — подлинные вещи XIX – ХХ веков, собранные читателями, жителями сельского поселения, которые сохранили предметы домашней утвари. Например, сшитые из лоскутков покрывала, самотканую дорожку, деревянную лопату для посадки хлеба в русскую печь, посуду. Есть в музее также и лапти, вышитые полотенца, прялка, фонари, самовар, ухват, различная одежда.
Работа по расширению фонда музея продолжается до сих пор.
текст: Ульяна Шерпакова
фото: Ельнинская межпоселенческая централизованная библиотечная система
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!
Сейчас читают:
Коллекции Русского музея
Среди музейных собраний русской иконописи почетное место занимает коллекция икон Русского музея, наряду с Третьяковской галереей и Московским историческим музеем. Коллекция насчитывает более пяти тысяч икон XII — начала ХХ веков. Коллекция древнерусского искусства и ремесел, скульптуры и прикладного искусства стоит в одном ряду с собраниями крупнейших музеев России. Это одно из важнейших собраний, дающее представление о развитии русского декоративно-прикладного искусства на протяжении веков — с девятого по семнадцатое.
Возникновение коллекции восходит к моменту открытия Русского музея в 1898 году. Первые иконы и другие предметы старины поступили из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где с середины XIX века размещался музей. христианских древностей. Среди них были иконы из собраний известных коллекционеров М.П. Погодин и П.Ф. Коробанова, обширное собрание икон, крестов и складных икон, конфискованных из культовых мест старообрядцев.Уникальные скульптуры XVI века были обнаружены и перевезены из Софийского собора в Новгороде; собрание русских и греческих артефактов со Святой горы Афон было собрано П.П. Севастьянов. Позже значительную роль в формировании собрания Русского музея сыграло приобретение в 1913 году огромной коллекции известного историка и коллекционера, академика Н.П. Лихачева, насчитывающее около 1500 икон. В 1912 и 1914 годах собрание музея пополнилось антикварными артефактами из двух выдающихся монастырей — Иосифо-Волоколамского и Покровского в Суздале, из ризницы которых было привезено 46 икон, принадлежащих монахиням из аристократических семей.
Количество и высокий художественный уровень собранных в Русском музее артефактов древнерусского искусства позволили создать в рамках музея уникальный музей — «Хранилище иконописных и церковных древностей имени Николая II», которое было официально открыто в 1914 году. Название хранилища в честь Николая II было не просто знаком уважения к императору. Николай II принимал непосредственное участие в создании хранилища, жертвуя большие суммы денег на приобретение произведений искусства.Хранилище стало крупнейшим государственным собранием древнерусского искусства в России.
После революции, подорвавшей основы религиозной культуры в стране, музей стал практически единственным надежным хранилищем артефактов церковного искусства. Благодаря усилиям музейщиков были собраны предметы искусства из многих разрушенных или закрытых церквей и монастырей — например, из Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского, Соловецкого и других монастырей. В 1920-1930-е гг. Предметы были переданы из Александро-Невского монастыря, Тихвинского монастыря, Троицкого собора в Пскове, из музеев Духовной академии и Археологического института в Петрограде.
После Великой Отечественной войны коллекция продолжала расти, в основном за счет экспедиций по сбору артефактов древнерусского искусства. Подобные экспедиции музей организовывал ежегодно или несколько раз в год. Пик экспедиционной активности пришелся на 1960-е годы. В те годы в музей были привезены сотни икон XIV-XIX веков. Сегодня стараниями поколений музейщиков сформирована коллекция, представляющая значительную историческую и культурную ценность.
Основную часть коллекции составляют русские иконы из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль, Вологда и Тверь, а также из небольших провинциальных художественных центров. Самая старая икона коллекции — знаменитый «Ангел с золотыми волосами», созданный на рубеже XIII веков. Среди шедевров коллекции — иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV — начала XV веков Андрея Рублева, группа икон из Собора. Рождества Богородицы из Ферапонтова монастыря, над которым великий мастер Дионисий и его мастерская работали в 1502 году.Особый интерес представляют работы мастеров Строгановской школы, крупнейшего иконописца Оружейной палаты XVII века Симона Ушакова и других. Благодаря обилию и разнообразию артефактов в коллекции предлагается полное представление о развитии русской иконописи на протяжении семи веков ее истории.
Наиболее древнюю часть собрания древнерусского прикладного искусства составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева.Это предметы личного благочестия и украшения из драгоценных и простых металлов: литые амулеты, бронзовые кресты, энколпионы, миниатюрные каменные иконы, детали женских драгоценных головных уборов и княжеские регалии. Жемчужиной коллекции является так называемое «Киевское сокровище» 1887 года, найденное на территории Михайловского Златоверхого монастыря.
Прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII-XVII веков широко представлены в коллекции музея.Это раскрашенные фигуры Святителей Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, новгородских архиепископов и подвижников. Литые бронзовые фигурки, иконы и изображения, вырезанные из камня, также являются богатым иконографическим и стилистическим материалом. Особенно важны артефакты второй половины тринадцатого и четырнадцатого веков, которые для нашего времени являются исключительно редкими. О расцвете новгородской культуры в XIV-XVI веках и в других центрах можно судить также по выдающимся образцам древнерусской вышивки.Это покровы для икон и мощей, литургические плащаницы, вышитые иконостасы и индивидуальные вышитые иконы, архиерейские облачения, украшенные орнаментальной и живописной вышивкой. В дополнительных надписях часто встречаются имена жертвователей и церквей и монастырей, в которых хранились предметы.
Наибольшую часть коллекции составляют произведения прикладного искусства Москвы XIV-XVII веков.В основном это изделия из серебра — множество чаш, чаш, литургических сосудов и книг в серебряных окладах, подаренных великими князьями и королями соборам Московского Кремля или проводимых в монастырских ризницах.
Русское изобразительное искусство | RusMoose.com
Русское изобразительное искусство — синоним великолепных галерей и всемирно известных художников. Посетители с удивлением открывают для себя богатую и динамичную историю искусства и культуру России, от иконописи Киевской Руси 11 века до современного искусства 21 века.
- Русские формы / жанры
- Купить русское искусство
- Художественные галереи, которые стоит посетить
- Региональные музеи изобразительных искусств
Художник: Илья Репин Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Русские формы / жанры / движения
Иконопись
Ранней формой русского искусства, насчитывающей более 1000 лет, является иконопись.Русская икона обычно изображает святого человека или религиозное событие, написанное на деревянном холсте.
Этот традиционный русский стиль, нереалистичная стилизация, сохранялся до второй половины 17 века.Именно в это время художники во главе с Симоном Ушаковым (1626–1686) начали экспериментировать со свежими новыми стилями из Западной Европы. Это нововведение в русской иконописи совпало с расколом в Русской православной церкви, когда государственная церковь провела всесторонние реформы, а традиционалисты или «старообрядцы» придерживались традиций, включая традиционный стиль иконописи.
Самая полная коллекция иконописи находится в Третьяковской галерее в Москве.Коллекция включает бесценные произведения, относящиеся к раннему русскому христианству, вплоть до Строгановского училища , последнего крупного русского иконного движения, которое процветало в конце XVI и XVII веках.
Классическая живопись
Протестантское и католическое влияние на русскую иконопись неизбежно вызвало движение классической живописи. В то время как классическое искусство Возрождения давно утвердилось в некоторых частях Западной Европы, только в 1757 году в Санкт-Петербурге была создана Российская академия художеств , чтобы обучать местных художников древним и неоклассическим стилям.
Среди первых членов уважаемой академии — Дмитрий Левицкий, Антон Лосенко и Федор Рокотов, а среди известных художников-классиков романтической эпохи начала 19 века — Карл Брюллов и Александр Иванов.
.
Реалистичная картина
Некоторые из самых известных художников и произведений искусства России принадлежат к реалистическому направлению. Излюбленный стиль XIX века, русские художники-реалисты точно иллюстрировали портреты своих современников, исторические жанровые сцены (например, картина Репина выше), а также великолепные пейзажи, характерные для Российской Империи.
В то время как одни художники придерживались портретов и изображений аристократии, многие другие начали создавать произведения русского крестьянства и его страданий. Этот тип критического реализма, который процветал в России XIX века при Александре II, позже стал образцом, подражаемым художниками-социалистами-реалистами Советского Союза.
Известные русские художники-реалисты: Иван Крамской, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Василий Поленов, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков и Виктор Васнецов.
Как и во всех формах живописи, существует переходный период, который включает стили двух или более различных направлений. Так было при переходе от реалистической живописи к современному искусству авангарда. Русские художники, в том числе Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Николай Рерих и Михаил Врубель, разработали свои собственные уникальные стили, которые окончательно не вписывались в то или иное движение.
Русский авангард
Не столько особенное движение, русский авангард описывает несметное количество современных форм искусства, включая конструктивизм, футуризм, неопримитивизм, лучизм и супрематизм среди других.
- конструктивизм — относится конкретно к группе художников, которые стремились выйти за рамки автономного арт-объекта, расширив формальный язык абстрактного искусства на практическую дизайнерскую работу.
- футуризм — социальная и художественная философия, основанная Филиппо Томмазо Маринетти, в которой художники прославляли все современное, индустриальное и технологически продвинутое, стремясь изобразить «универсальный динамизм», который они воспринимали вокруг себя.
- Неопримитивизм — движение, получившее свое название от неопримитивизма Александра Шевченко (1913), описывающего грубый стиль живописи, основанный на условностях традиционных русских форм искусства, таких как лубок, икона, крестьянское искусство и т. Д. ремесла.
- районизм — недолговечный, но важный шаг в русском абстрактном искусстве. Районисты искали искусство, которое плавало бы за пределами абстракции, вне времени и пространства, используя динамические лучи контрастного цвета, представляющие линии отраженного света.
- супрематизм — художественное направление, сосредоточенное на основных геометрических формах (в частности, квадрате и круге), разных цветов, без какого-либо очевидного смысла.
Русский авангард процветал с конца 19 века вплоть до прихода Сталина к власти.К 1932 году были наложены ограничения на то, что художники могли рисовать, с ориентацией на социалистический реализм, а не на современное искусство.
Советское искусство
Хотя теоретически советское искусство включало бы в себя все постреволюционное, настоящую эпоху советского искусства (объединенные ассоциации художников, организованные в интересах государства), на самом деле никогда не начиналось до 1932 года. С созданием в августе Союза художников Москвы и Ленинграда 1932, официально утвержденное искусство теперь должно было следовать доктрине Социалистического реализма .
В то время как строгий социалистический реализм был заметным стилем на раннем этапе, многие художники в конечном итоге использовали новую, новаторскую технику в последние годы советского искусства. Несмотря на это нововведение, ограничения на то, что художники могли рисовать, никогда не отменялись до конца 1980-х годов.
Художественные галереи, которые стоит посетить
Московская Художественная Галерея
Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея — это крупнейшая выставка русского изобразительного искусства.Его великолепная коллекция насчитывает более 150 000 произведений живописи, скульптуры и графики русских художников 11 — начала 20 веков.
адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 10
метро: Третьяковская
время работы: ежедневно с 10:30 до 19:30 (понедельник выходной)
сайт: TretyakovGallery.ru
изучить музей: Google Art Project
Новая Третьяковская галерея современного искусства
Расположенная в Центральном Доме Художника напротив Парка Горького, Новая Третьяковка является витриной русского искусства, начиная примерно с 1920-х годов до наших дней.Помимо основной галереи, в музее также проводятся регулярные выставки и прилегающий парк скульптур под открытым небом.
адрес: , Крымский Вал, 10, Москва
м.: Парк Культуры
время работы: ежедневно 10:30 — 19:30 (выходной понедельник)
Пушкинский музей изобразительных искусств
Второй по величине музей зарубежного искусства в России (уступающий только Эрмитажу в Санкт-Петербурге), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина имеет обширную коллекцию произведений искусства и артефактов, от древних древностей до наших дней. .
адрес: , ул. Волхонка, 12, Москва
м.: Кропоткинская
режим работы: ежедневно 10.00 — 19.00 (понедельник выходной)
сайт: Museum.ru
Музей частных коллекций
В Музее частных коллекций, который входит в состав более крупного Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (также удобно расположенного по соседству), находится выставка русского и зарубежного искусства 15-20 веков.
адрес: , улица Волхонка, 14, Москва
метро: Кропоткинская или Боровицкая
время работы: ежедневно с 12:00 до 19:00 (выходной — понедельник и вторник)
сайт: Museum.ru
Московский музей современного искусства
Московский музей современного искусства, открытый в 1999 году президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели, содержит великолепную коллекцию произведений русского авангарда.Помимо работ известных российских художников, в музее представлены произведения современного искусства выдающихся американских и европейских мастеров.
адрес: , ул. Петровка, 25, Москва
м.: Пушкинская
время работы: ежедневно с 12:00 до 20:00 (с 13:00 до 21:00 по четвергам)
сайт: MMOMA.ru
Художественные галереи Санкт-Петербурга
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж, крупнейший музей зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире, насчитывает около 3 миллионов картин и артефактов.Основное собрание музея, основанное Екатериной Великой в 1764 году, в настоящее время размещается в 6 исторических зданиях на Дворцовой набережной. К ним относятся Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж (все они частично открыты для посещения), а также Эрмитажный театр и Дом-заповедник.
адрес: , Дворцовая площадь, 2
м.: Невский проспект или Гостиный двор
режим работы: ежедневно с 10:30 до 18:00 (выходной понедельник)
сайт: Государственный музей Эрмитажа.org
изучить музей: Google Art Project
Русский музей
Как и Третьяковская галерея в Москве, в Государственном Русском музее собрана обширная коллекция русского искусства. Основанный в 1895 году царем Николаем II, музей значительно расширился с момента своего основания, особенно когда частные коллекции были национализированы после русской революции 1917 года. Сегодня в нем хранится более 400 000 артефактов XI — XXI веков.
адрес: , ул. Инженерная, 4 (Михайловский дворец)
м.: Невский проспект или Гостиный двор
время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00 (вторник выходной)
сайт: RusMuseum.ru
Музей Академии художеств
Музей Академии художеств, основанный в 1757 году, является старейшим художественным музеем в России. Именно в этой академии учились и читали лекции некоторые из самых известных художников России, и, соответственно, ее коллекция в основном состоит из проектов этих студентов, работ преподавателей, а также картин, связанных с историей Академии.
адрес: , Университетская набережная, 17
м.: Василеостровская
время работы: ежедневно с 11.00 до 19.00 (выходной — понедельник и вторник)
сайт: RAH.ru
Киевская Художественная Галерея
Национальный художественный музей Украины
Национальный художественный музей Украины, основанный в 1899 году, является самым полным собранием отечественного украинского искусства в мире.В музее представлены работы не только художников, родившихся в Украине, но и работавших в Украине иностранцев, а также потомков украинцев, живших за границей.
адрес: , ул. Грушевсково, 6, Киев
метро: Майдан Незалежности или Крещатик
время работы: ежедневно с 11:00 (выходной — понедельник и вторник)
сайт: NAMU.kiev.ua
Киевский музей русского искусства
Киевский музей русского искусства, основанный в 1922 году, уходит своими корнями в советскую национализацию частных коллекций, в том числе коллекции Терещенко.Сегодня это один из крупнейших экспонатов русского искусства (с 13 века по настоящее время) за пределами России.
адрес: , ул. Терещенковская, 9, Киев
метро: Площадь Льва Толстого или Университет
время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (выходной — понедельник и четверг)
сайт: MuseumRu.kiev.ua
Киевский музей западного и восточного искусства
Музей, крупнейшее собрание зарубежного искусства в Украине, был основан в 1919 году на базе частной коллекции промышленника (и мецената) Богдана Ханенко.Сегодня музей может похвастаться более чем 17 000 картин и артефактов западного и восточного происхождения — от античности до наших дней.
адрес: , ул. Терещенковская, 17, Киев Музей русской иконы вдохновляет ценить и изучать русскую культуру, собирая и экспонируя одну из крупнейших в мире коллекций русских икон — священных картин, используемых для поклонения в православных традициях. Музей насчитывает более 1000 икон и связанных с ними артефактов, охватывающих шесть веков, и предлагает уникальный и индивидуальный опыт, богатый искусством, историей и культурой. Щелкните здесь, чтобы просмотреть последний информационный бюллетень. Щелкните здесь, чтобы просмотреть годовой отчет за 2019 год. Аудиотуры по музею поддерживаются грантом: Адрес: 214000, Смоленская область Смоленск, Дзержинский ш., 4А Время работы: * Интернет: E-Mail: Новый музей «Смоленская область в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» был открыт в 1973 году в связи с 30-летием освобождения Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков.С тех пор и до наших дней он находится в памятнике архитектуры, построенном в честь Отечественной войны 1812 года. Подлинные экспонаты музея рассказывают о Смоленской битве 1941 года, о рождении Советской гвардии в пригород Ельни, о подпольной деятельности и партизанской войне в тылу врага, об освобождении Смоленской области. Подлинные фотографии и документы первых месяцев войны, страшного периода фашистской оккупации Смоленской области, подпольной деятельности партизанского движения, освобождения Советской области, участия смоленского народа в освобождении. Восточной Европы собраны и представлены в музее.Посетителей могли заинтересовать уникальные образцы стрелкового оружия Красной Армии и гитлеровской Германии; в орденах, медалях, личных вещах участников боев за Смоленск, Ельню, Вязьму; в личных вещах Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, генералов М. Ф. Лукина и И. Н. Русиянова; в форме и наградах пилотов легендарного полка «Нормандия Неман»; в боевых знаменах воинских частей и соединений присвоено почетное звание «Смоленский»; в трофеи угнетенной нацистской Германии. Все желающие могут увидеть диораму «Рождение советской гвардии» и услышать звуковую дорожку в экспозиции музея. А еще здесь настоящая партизанская землянка, известные солдатские медальоны, оружие, снятое с мест сражений, запечатленное в диораме «Битва на переправе через реку Соловьева». Музейная выставка военной техники, утилизированной на открытом воздухе, стала излюбленным местом смоленцев, как взрослых, так и детей. В нем представлены такие образцы артиллерии, вооружения и техники времен Великой Отечественной войны и локальных конфликтов прошедшей войны, как легендарная ракетная установка «Катюша», прославленный средний танк Т-34, тяжелый танк ИС-2, «Труженик». войны »грузовик ЗиС-5, зенитная самоходная установка« Шилка », истребитель МиГ-23 М. В связи с 1150-летием основания Смоленска будет проведена полная реэкспозиция музея. Двухэтажное здание возведено в стиле русского возрождения с его громоздкими, сказочными формами и элементами декора. Огромные объемы в форме башен-стен с зубцами в стенах и свисающими бойницами выступают на главном фасаде и на обоих крыльях здания. Средняя часть главного фасада нарочито асимметрична, в соответствии с принципами модерна, созвучного живописности дворца Древней Руси.Входной объем, увенчанный карнизом в виде раскрытых ножниц с лопатками, смещен значительно влево. Стена над ним увенчана имитацией бойниц, и намного выше справа от нее возвышается еще один карниз в форме широко раскрытых ножниц, а внизу — строго симметричная и самая внушительная часть фасада с тремя арочными окнами, отделенными от нижнего. часть стены внутри пояса. В его интерьерах преобладают большие комнаты, уходящие в глубину здания одна за другой.Магазины связаны лестницей Услуги музея: В музее: Рядом с музеем: Административный адрес: День основания и открытия: Статус организации: Организационная форма: Тип организации: Классификация: Площади: Номер сотрудника: Среднее количество посетителей в год: Веб-сайты и CD-диски: Copyright (c) 1996-2020 Музей «Смоленская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» РСБМЦ «Смоленский государственный музей-заповедник» Copyright (c) 1996-2020 Музеи России.инфо
м.
. ВИЗИТ — Музей русской иконы
. Музей «Смоленская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» РСБИЦ «Смоленский государственный музей-заповедник»
Музей «Смоленская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» РСБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
Телефон: (4812) 38-31-19
www.russianmuseums.info/M2316 — официальный сайт
Смоленский государственный музей-заповедник — W1508, официальный сайт www.smolensk-museum.ru/ Рекламный щит, мероприятия и экскурсии
Описание:
Экспозиция музея в основном составлена из материалов реальной городской жизни военного времени.Эти вещи достались с большим трудом задолго до освобождения Смоленской области. Они были представлены на выставке «Великая Отечественная война в Смоленской области» и занимали здание музея «Русский антиквариат». Они хранились там до 1961 года, когда новое здание было передано во владение Областному краеведческому музею (ныне его занимает Исторический музей) в центре города. Здание (а) музея:
Музей расположен в памятнике архитектуры (бывшая городская неполная школа), построенном к столетию Отечественной войны 1812 года на месте взорванной французскими захватчиками в 1812 году башни-стены. Перед главным фасадом? аде стоит памятник Героям 1812 года.Лестница к памятнику по главной оси здания подчеркивает предметно-композиционную связь двух памятников.
музейный магазин, лекционный зал, доступ в Интернет, театр
theartre
гостиницы и рестораны для музейных работников
Административный телефон:
(4812) 38-31-19
214000, г. Смоленск, Коммунистическая дорога, 4
основан: 1972 г.
открыт: 1973 г.
Государство Россия
некоммерческая
культура для общества, научная
Исторический
выставочные залы 542,5 2
парки музеев 0,4
17 (кураторов: 5)
55315
выше