Музей московского художественного академического театра
РЕЖИМ РАБОТЫ
ТЕЛЕФОН
Сайт
Электронная почта
Социальные сети
Музей МХАТ был создан в 1923 году и первоначально располагался в помещении МХАТ в проезде Художественного театра.
В 1947 году музею было предоставлено отдельное помещение в доме № 3а.
Музей является историко-архивным и культурно-просветительским учреждением российского значения, собирает, хранит, изучает и популяризирует материалы и документы, связанные с историей и современностью МХАТ и его деятелей. Обладает уникальным собранием документальных фондов, сценических костюмов и макетов, театральной живописи, графики и скульптуры, мемориальных вещей, театральных реликвий.
Музей МХАТ размещается в доме 3а по Камергерскому переулку. На четвертом этаже расположены дирекция, научные отделы и читальный зал. Экспозиция расположена на втором этаже в здании театра, вход через подъезд Малой сцены.
Экспозиция музея открыта для зрителей спектакля с 18:15 до начала спектакля и в антракте.
Музей доступен для лиц с нарушением умственного развития и для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для них проводятся лекции и экскурсии.
Теги: История Театральное искусство Классический театр Доступная среда
Источник: культура.рф
МУЗЕЙ МХАТ: ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
12 ноября 2016 в 10:17, просмотров 4832
СТАНИСЛАВСКИЙ: «ВЕРЮ!»
В музее МХАТ им. Чехова корреспондент «МВ» оказалась с легкой подачи московской художницы Галины Суховой, которая составила подробнейший путеводитель постоянной экспозиции в стиле архивного исторического документа. Немирович-Данченко когда-то назвал этот музей зеркалом самого театра. Там и в самом деле чувствуешь себя будто в зазеркалье – и времени, и людей, на которых когда-то держалось все это масштабное театральное «хозяйство».
Автор: Елена ШПИЗ
Теперь, как подходишь к МХТ им. Чехова, первым делом упираешься в витрину холеного отделения «ВТБ 24», а уже потом в основной вход знаменитого особняка в Камергерском. Впрочем, в наше кризисное время подобное соседство даже радует…
Музей МХАТ небольшой, но совершенно очаровательный. Никоим образом не давит классикой жанра. Тут в меру и драмы, и иронии. А особенно ценны настроение и атмосфера именно этого театра.
Зрители окунаются в таинственное музейное закулисье во время антракта или перед началом спектакля. А для будущих и настоящих студентов школы-студии МХАТ возможность побродить тут – уникальный шанс погрузиться в историю и вникнуть в детали постановок времен легендарных мэтров-основателей – Константина Сергеевича и Владимира Ивановича.
А ведь именно этому музею принадлежит внушительная коллекция лучшего модельера, можно сказать модельера-«скульптора» в нашей истории, русской Коко Шанель, создательницы модной школы XX в. Надежды Ламановой, у которой одевались Анна Павлова, Вера Холодная, Любовь Орлова и имя которой было известно далеко за пределами России, а потом и СССР, и продолжало олицетворять моду и стиль в стране, фактически, лишившейся этих понятий на фоне исторических событий.
Станиславский пригласил Ламанову во МХАТ в 1901 году, и она до конца жизни создавала костюмы для постановок этого театра: «Анны Карениной», «Женитьбы Фигаро», «Отелло», «У жизни в лапах», «Вишневого сада», «Мертвых душ»…
Константин Сергеевич называл Ламановну «почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма».
А к 155-летию со дня рождения Надежды Петровны, летом 2016 г., в московском музее Моды прошла выставка, вызвавшая невероятный резонанс: «Модельер, которому верил Станиславский. Театральный костюм из коллекции Музея МХАТ».
Зритель увидел более 40 экспонатов, среди которых особенно выделялось платье из парчи и шелка Фру Юлианы, которую играла Ольга Книппер-Чехова в спектакле «У жизни в лапах» в 1911 году. А кроме того, платье Дездемоны из парчи и шелка, отделанное тесьмой и галуном, для постановки «Отелло» 1930 года, репсовое платье-чехол и костюм из шелка и хлопчатобумажной ткани для Аллы Тарасовой, игравшей Анну Каренину в 1937 году, и совершенно удивительное платье-костюм с саржевой шляпкой, декорированной лентой и перьями, в котором блистала в сцене «На скачках» Ангелина Степанова в роли Бетси Тверской.
ТА САМАЯ ВСТРЕЧА…
Музей МХАТ начинается с витрины «Встреча. Создание нового театра». Представьте, вы увидите ту самую визитку Немировича-Данченко, полученную Станиславским 21 июня 1897 г, с которой фактически началась история театра. На обороте рукой самого Владимира Ивановича написано: «Получили ли вы мое письмо? Говорят, Вы будете в Москве завтра, в среду. Я буду в час в Славянском базаре – увидимся ли? Или известите по прилагаемому адресу».
Константин Сергеевич потом сохранил эту визитку в конверте, на котором так и написал «Первое свидание».
Как известно, знаковая встреча действительно состоялась в ресторане «Славянский базар» на Никольской и продлилась аж 18 часов – с 2 часов дня 22 июня до 8 часов утра 23 июня 1897 г.! До такой степени мэтры увлеклись детальным обсуждением театральной реформы и вопросами по организации нового дела. А менее года спустя – 10 апреля 1898 г. – был заключен договор об учреждении Общедоступного театра в Москве. Любопытно, что первые спектакли – с октября 1898 г. по март 1902 г. – шли в здании театра «Эрмитаж» в Каретном ряду, здание которого снимали у купца Щукина.
Музей сохранил и фото тех времен: сцены из любительских спектаклей Московского общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским; афишу спектакля Малого театра по пьесе «Золото» Немировича-Данченко и выпуска Филармонического училища, которому он преподавал.
НАЧАЛО ЭКСПОЗИЦИИ
История МХТ началась со спектакля «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого, которая 30 лет находилась под цензурным запретом. Немирович-Данченко писал о ней: «Удивительная пьеса! Это Бог нам послал ее! Это и вольный пир, и заговор, и бунт народный – дышащая богатая русская жизнь.»
Актрисы сами вышивали костюмы для постановок того времени, и эти костюмы сразу привлекают внимание к витрине «Начало театра». Тут можно увидеть и шубу Бориса Годунова, и шапку Мономаха, и доспехи Шуйского, а кроме того страницу режиссерской рукописи и афиши «Царя Федора Иоанновича» и «Смерти Иоанна Грозного», коим открывался второй домхатовский сезон. Сохранился даже макет к этому спектаклю.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ШЕХТЕЛЯ
Как известно, в 1902 году известный меценат Савва Морозов арендовал для МХТ здание популярного театра в Камергерском переулке, принадлежавшее домовладельцу Лианозову, и полностью финансировал его реконструкцию. При этом архитектор Федор Шехтель совершенно бесплатно кардинально перепроектировал особняк, в котором до этого тоже шли постановки, но, понятное дело, отнюдь не в столь утонченной атмосфере…
Именно Шехтель разработал поворотный круг сцены и раздвижной занавес со знаменитой эмблемой – чайкой над волнами, а кроме того создал весьма функциональные вместительные подсценические трюмы и карманы для хранения декораций. По рисункам Шехтеля были отделаны все интерьеры, вплоть до надписей. Освещение в зрительном зале и других помещениях архитектор также продумывал лично. Именно Шехтель создал в театре ту самую «мхатовскую атмосферу», которая, несмотря множество исторических перемен, сохранилась до сих пор.
Станиславский когда-то назвал созданный Шехтелем театр «сбывшемся сном», «изящным зданием, выросшим на развалинах притона».
У посетителей музея есть возможность увидеть памятный знак, врученный тогда архитектору за его заслуги, с надписью: «Французу Iосифовичу Шехтель. 1902 Московский Художественный театр». А также авторский шехтелевский эскиз портала сцены и занавеса. Сохранился даже «живой» фрагмент самого занавеса ‒ того самого, с эмблемой театра в виде чеховской «Чайки» и аппликацией-волной понизу. По мнению специалистов, эта волна символизирует творческую неуспокоенность и вечные искания.
В сущности, именно от премьеры «Чайки» в 1898 году – со Станиславским в главной роли – зависела вся дальнейшая судьба театра.
ВИТРИНА «МАКСИМ ГОРЬКИЙ»
«Посмотрите на эту заунывную жизнь – грязную, скучную, серую. Не отворачивайтесь брезгливо. Это бесполезно», писал Станиславский про пьесу «Мещане», постановка которой не вдохновила критиков. То ли дело «На дне»… Спектакль имел оглушительный успех, который Ольга Книпер-Чехова описывала так: «Зал стонал. Было почти то же, что на первом представлении «Чайки». Такая же победа.»
Как ни парадоксально, но своим триумфом спектакль был обязан принципиальному противоречию мэтров. Потому как Станиславский, пройдясь по ночлежкам Хитрова рынка, подметил кучу острых жизненных деталей и горел желанием отразить их в постановке, а Немирович-Данченко, со своей стороны, категорически не хотел загромождать и утяжелять пьесу. Ключом сценического решения в итоге стала его установка: «бодрая легкость», которую он повторял как заклинание. В итоге, Станиславский и Немирович-Данченко впервые не подписали афиши.
Фрагмент занавеса
И вот теперь, спустя столько лет, в витрине музея МХАТ можно увидеть режиссерский экземпляр пьесы, с которым работал Станиславский и оправленный в серебряный оклад авторский экземпляр «На дне», подаренный Немировичу-Данченко самим Горьким с дарственной надписью: «Половиною успеха этой пьесы я обязан вашему уму и сердцу, товарищ.» Далее следовала рекомендация ободрать оклад и сделать из него кастет, т.к. «вокруг вас есть черепа, нуждающиеся в этом орудии, как воспитательном средстве…»
РОЖДЕНИЕ ШКОЛЫ-СТУДИИ
Дальнейшая экспозиция охватывает фактически все постановки театра вплоть до булгаковских «Последних дней», которые и в реальной жизни оказались последними для Немировича-Данченко. Во время генеральной репетиции 10 апреля ему стало плохо с сердцем. Премьеры Владимир Иванович уже не увидел. Умер 25 апреля. А 20 октября открылась Школа-студия МХАТ, которую назвали в его честь.
Витрина, завершающая экспозицию, так и называется: «Школа-студия». Там обрели свое место и первая афиша Школы-студии, и макет к незавершенному «Гамлету», и историческое фото, где Немирович-Данченко обсуждает с коллегой эскизы к этому спектаклю.
«Мечтаю, мечтаю о своей школе при театре! Чтобы в ней участвовали Москвин, Качалов, Тарханов, Хмелев, Кедров, Топорков… Чтобы выросла новая актерская молодежь… Это необходимо. О чем бы не думал, – все мысли упираются в смену.» – Писал Владимир Иванович. А ведь, обратившись в реальность, его мысли обрели особое отражение в музее МХАТ – закулисном зеркале театра…
Редакция «МВ» благодарит сотрудников музея МХАТ и лично Галину Сухову за содействие в подготовке публикации.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
ГАЛИНА СУХОВА: ВЫСТАВКА В ДОМЖУРЕ
В Московском Доме Журналистов прошла персональная выставка работ Галины Суховой.
ПОДРОБНЕЕ…ДЕВЯТЫЙ ВАЛ ЭМОЦИЙ В ТРЕТЬЯКОВКЕ
Еще до начала долгожданной выставки «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» было распродано более 20 000 билетов…
ПОДРОБНЕЕ…КУТЮРЬЕ БОЛЬШОЙ СЦЕНЫ
Обзор юбилейной выставки «Лев Бакст/Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» в Пушкинском…
ПОДРОБНЕЕ…Музей МХАТ
Музей МХАТ, точнее еще МХТ без приставки академический, создан в 1923 году и охватывает период от основания театра до 1943 года. Рисунки и фрагменты декораций, подлинные сценические костюмы и другие экспонаты сохранены в единственных экземплярах, больше увидеть эти раритеты нигде нельзя. Основатели театра и ведущие актеры оставили четкий след в уникальной экспозиции.
Располагается хранилище в основном историческом здании театра, выстроенном на средства Саввы Морозова по проекту Шехтеля, известного архитектора и талантливого инженера. Вращающаяся сцена, круговые рельсы которой видны на некоторых снимках, и раздвижной занавес вместо поднимающегося – его творчество.
Входят в музей МХАТ со стороны Малой сцены, у входа укреплена табличка музея. В табличке на фоне фасада здания наложен снимок первой труппы с режиссерами и самим Чеховым в компании. Деревянная решетка в верхней части входных дверей потом несколько раз повторяется внутри здания.
Перед входом в залы
Усилиями нынешнего руководителя МХТ имени Чехова Олега Табакова в 2014 году вблизи здания установлен памятник основателям театра Станиславскому и Немировичу-Данченко. Более чем 5-метровый монумент содержит их фигуры из бронзы на постаменте из финского гранита.
Отливка статуй и обработки камня произведены в лучших итальянских мастерских под руководством молодого, но уже известного скульптора Морозова, автора проекта памятника.
Один из последних пока вновь установленных в Москве монументов стал подлинной достопримечательностью и украшением нашей столицы.
Решетки с квадратными ячейками встречаются вновь в конце входной группы, к этим дверям в арочном проеме посетители поднимаются по каменным ступенькам.
Далее проемы повторяются, как и небольшие орнаменты в верхних частях стен. Выделяются бронзовые поручни дверей, листами этого же сплава окованы нижние кромки дверных полотен.
Наконец, посетители подымаются на второй этаж и подходят к внутренней двери, открывающей доступ к музейным залам. Они расположены вдоль общей продольной оси, образуя анфиладу последовательных помещений. И эта дверь имеет такую же решетчатую конструкцию и бронзу в оформлении деталей.
Залы музея МХАТ разделены надвое, как бы разграничивая зрительный зал и театральную сцену, с передней частью и кулисами.
О первых спектаклях театра
Хронологически достоверно сформированная экспозиция начинается с первых спектаклей вновь основанного театра. Началась его история в 1898 году с постановки Царь Федор Иоаннович по произведению А.К. Толстого, запрещаемого к постановке цензурой в течении трех десятилетий.
Молодой актер Москвин, исполнитель заглавной роли, обрел славу после первых показов спектакля. Станиславский исполнял роль Василия Шуйского, совмещая обязанности режиссера с актерским исполнением.
Через год состоялась еще одна премьера этого же драматурга. Смерть Иоанна Грозного допустили к постановке позднее второй части трилогии по известным только цензорам соображениям. На этот раз Станиславский исполнял главную роль, впоследствии его сменил режиссер Мейерхольд, также совмещавший режиссуру и исполнение роли. Федора вновь играл Москвин, впоследствии к роли подключили Качалова.
Витрина содержит предметы реквизита, подсвеченные макеты оформления сцены, афиши спектаклей и портреты первых исполнителей главных ролей в костюмах и гриме. Красочные сценические одеяния и головные уборы выполнены из реально используемых в давние времена материалов.
Костюмы изготовлены в основном вручную с использованием золотого шитья и бисерной вышивки. Воинские доспехи для одной из ролей имеют пудовый вес (16 кг), что при длительности спектакля 4 часа представляется изрядной физической нагрузкой.
Молодой и прогрессивный театр был первым коллективом, достойно воплотившим авторский замысел драматических произведений Чехова. Уже в год своего основания МХТ поставил Чайку, которая была провалена двумя годами раньше Александрийским театром.
На следующий год столь же блистательно поставили спектакль Дядя Ваня, а пьесы Три сестры и Вишневый сад были написаны Чеховым уже специально для коллектива МХАТ, с учетом режиссерской манеры Станиславского и кадрового состава труппы. Пьесу Иванов театр поставил уже после кончины автора.
Прекрасного исполнения бюст Чехова закономерно украсил экспозицию музея МХАТ, ведь именно на драматургии Чехова была сформирована новая система актерской работы. Режиссеры театра, работавшие в тесном контакте с автором, не гнушались его советов. Чехов практически стал полноправным членом коллектива, участвовал в репетициях, даже сопровождал на гастролях.
Передача психологических нюансов человеческого поведения, работа всех артистов как единого ансамбля были отточены именно на чеховских пьесах и с непосредственным участием их автора.
Помимо взаимной творческой пользы, в театре произошло и обретение Чеховым своей суженой – актрисы Ольги Книппер. Выступление супруги совместно с женой Станиславского Марией Лилиной еще более сблизило творческое сотрудничество и личную дружбу великих людей.
Дореволюционный период начала XX века
Первым среди российских театров МХАТ поставил в 1908 году жизнеутверждающую пьесу-сказку бельгийского драматурга и поэта князя Метерлинка – Синяя птица. Именно драматические произведения принесли этому автору Нобелевскую премию по литературе 1911 года.
Посвященная этому спектаклю витрина содержит афишу постановки и несколько иллюстраций с изображением героев сказочного повествования, выполненных в различной творческой манере.
Здесь и скульптурное изображение титулованного а
Театральные музеи и архивы России и Русского зарубежья
Мысль о музее была впервые сформулирована в 1902 г. академиком архитектуры Ф. Шехтелем в наброске плана театрального здания в Камергерском переулке, где музею отводилось особое здание. Но двадцать лет идея музея оставалась начертанной тушью на листе картона.
27 октября 1923 года в день 25-летнего юбилея театра состоялось открытие первой выставки музея МХАТ. Этот день считается официальной датой создания музея. Всего было 275 экспонатов в 4-х маленьких залах театра: фотографии, макеты спектаклей, эскизы декораций, афиши, визитная карточка Вл. Немировича-Данченко с предложением К. Станиславскому о встрече, с которой начался Художественный театр, записи бесед Станиславского и Гордона Крэга на репетициях «Гамлета», костюмы и деревянная посуда из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович».
Первым директором музея стал известный деятель русской культуры, хорошо знавший А. Чехова, писатель Н. Телешов – создатель легендарного московского литературного кружка «Среды», просуществовавшего до 1916 года. На квартире Телешова собирались писатели И. Бунин, М. Горький, А. Серафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Л. Андреев. Вторым директором музея стал Ф. Михальский, театральный деятель, прототип администратора Фили из «Театрального романа» Булгакова.
К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. Фонды музея МХАТа и его филиалов представляют собой уникальное собрание исторических документов и материалов, произведений театрально-декорационного искусства, мемориальных предметов, имеющее всероссийскую и мировую известность. Центральное место занимает собрание режиссёрских экземпляров К. Станиславского, не имеющее аналогов в мире. Здесь хранятся личные фонды К. Станиславского, Вл. Немировича-Данченко, И. Москвина, В. Качалова, О. Книппер-Чеховой, А. Тарасовой, Н. Хмелёва, Л. Сулержицкого, Н. Телешова, М. Булгакова и других. Хранятся авторские экземпляры пьес известных драматургов, стенограммы репетиций, документы, касающиеся внутренней жизни театра. Есть собрание программок спектаклей за всю историю театра — при желании можно узнать, какой спектакль в какой день шёл и кто из актёров был в нём занят.
В структуру музея входят отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы. При музее существует научная библиотека, в которой собрана обширная литература по истории МХАТа, книги с автографами писателей, художников, режиссёров, собрание прессы о МХАТе за сто лет. Значительную художественную ценность представляют театрально-декорационная живопись и графика А. Бенуа, М. Добужинского, Н. Рериха, Б. Кустодиева, А. Головина, В. Рындина, В. Татлина, Н. Шифрина, В. Дмитриева, Н. Крымова и других. Открыты артистические уборные К. Станиславского и О. Ефремова, мемориальный кабинет Вл. Немировича-Данченко. Проводятся экскурсии и лекции, регулярные выставки как в экспозиционном зале нижнего фойе театра, так и на Малой и Новой сценах МХТ. На обзорных экскурсиях читаются лекции по истории МХАТа: «Чехов в Художественном театре», «Горький и МХАТ», «Островский на сцене МХАТа». По зданию театра проводится экскурсия «Закулисье».
Год создания музея
1923
Адрес : 125009, Мосва, Камергерский переулок, д. 3 а
Художественный театр имени Чехова в Москве ✮ Россия 2019
- МХТ имени А.П. Чехова – это один из лучших и самых знаменитых драматических театров Москвы.
- Основан Станиславским и Немировичем-Данченко в 1897 году.
- В труппе театра служат ведущие актеры современности.
- Здесь ставят спектакли выдающиеся режиссеры страны, а их постановки зачастую становятся главным событием сезона.
- Театр уже более ста лет располагается в стенах исторического здания в Камергерском переулке.
- Интересен музей театра. Помимо постоянной экспозиции фотоархивов и тематических выставок музей проводит экскурсии, циклы лекций и детские программы.
- Все постановки в театре идут на русском языке.
МХТ имени Чехова — бесспорно, один из лучших театров Москвы, один из символов мирового театрального искусства XX века. Если задаться вопросом, с кого начался современный русский театр, ответ, скорее всего, будет однозначным: с Константина Сергеевича Станиславского. Именно он и его прославленная система стали своего рода эталоном театрального искусства, в области которого первые масштабные опыты режиссер начал проводить с 1897 г., когда во время знаменитой встречи в ресторане «Славянский базар» они вместе с педагогом и драматургом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко решили организовать Московский художественно-общедоступный театр. Слово «общедоступный» было удалено из названия в 1901 г., и с тех пор театр стал именоваться Московский Художественный театр, сокращенно «МХТ».
Станиславский и Немирович-Данченко выступали за новые формы театра, в которых не признавалась высокопарная манера игры, актерский наигрыш и «дурные условности постановки», но присутствовали актерская отдача, единство, свобода выражения, психологизм, достоверность во всех элементах спектакля. Все это легло в основу организованного ими театра, общедоступность которого основывалась на лояльной ценовой политике, ориентированной на все слои общества.
Сейчас в труппе театра служат ведущие актеры современности, разные и по возрасту, и по характеру: народные артисты России Андрей Мягков и Ирина Мирошниченко, Евгения Добровольская и Константин Хабенский, заслуженные артисты Дмитрий Брусникин и Михаил Пореченков, молодые актеры Юрий Чурсин и Дарья Мороз и многие другие. Здесь ставят спектакли выдающиеся режиссеры страны, а их постановки зачастую становятся главным событием сезона: начиная с «Он в Аргентине» режиссера Дмитрия Брусникина по пьесе Людмилы Петрушевской и «Юбилея ювелира» с Олегом Табаковым в главной роли и заканчивая «Пьяными» Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева или совсем свежим эпатажным треш-эпосом «Мушкетеры. Сага. Часть первая» Константина Богомолова. В любом случае МХТ им. А.П. Чехова представляет сейчас поле для творческого эксперимента, воздавая должное новаторским традициям Станиславского и Немировича-Данченко. И, как сто лет назад, билеты раскупаются мгновенно, поэтому их приобретение не стоит откладывать на последний момент.
История театра
Игры с названием продолжались в театре на протяжении всей его вековой истории: в 1920 г. МХТу присвоили статус академического, и в аббревиатуре появилась буква «А» (МХАТ). С 1932 г. МХАТ стал носить имя прославленного в советские годы писателя Максима Горького, а в 1987 г. в связи с конфликтом внутри труппы разделился на две части: на исторической сцене в Камергерском переулке обосновался МХАТ им. А.П. Чехова (худруком этой части труппы остался Олег Ефремов), а руководство оставшейся частью труппы, но уже в другом помещении, на Тверском бульваре, взяла на себя Татьяна Доронина (МХАТ им. М. Горького). Московский художественный академический театр имени М. Горького (МХАТ им. М. Горького) существует под этим именем и сегодня, а из названия театра в Камергерском переулке слово «академический» было исключено в 2004 г., и сегодня мы знаем его как Московский художественный театр имени А. П. Чехова (МХТ им. А. П. Чехова). С именем Чехова в не меньшей степени, чем с именами Станиславского и Немировича-Данченко, связано рождение театра. Здесь состоялись первые постановки его бессмертных произведений: «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад», (1904).
Говоря об истории и значении МХАТа, можно долго перечислять звания и заслуги служивших в театре актеров, вспоминать громкие постановки времен Станиславского, а после его ухода – работы Немировича-Данченко, радоваться созданию Школы-студии МХАТ, сожалеть о творческом спаде и застое периода 1950-1960-х гг. и восхвалять пришедшего в 1970 г. на пост художественного руководителя молодого и амбициозного режиссера Олега Ефремова, сделавшего МХАТ ведущим театром страны. Можно описывать, как в начале XX в. во МХАТе начали систематически ставить только что созданные пьесы Чехова, как делали первые шаги в интерпретации популярных в то время Ибсена и Андреева, а позже работали с Симоновым и Булгаковым. Можно поражаться череде талантливых актеров и режиссеров, раскрывшихся на подмостках МХАТа (среди них О. Книппер-Чехова, В. Качалов, Е. Вахтангов, И. Смоктуновский, А. Эфрос, Е. Евстигнеев и многие другие).
Однако нынешний МХТ – это, в первую очередь, история последних тридцати лет жизни театра, которая связана с десятью годами жизни Олега Ефремова перед его кончиной и приходом в 2000 г. на пост художественного руководителя Олега Табакова. И если десятилетие с Ефремовым характеризуется болезнью худрука и общим спадом, то пятнадцатилетие с Табаковым можно назвать ренессансом.
Здание и интерьеры театра
Театр располагается в стенах исторического здания в Камергерском переулке, куда в 1902 г. благодаря финансовой поддержке мецената Саввы Морозова переехала труппа Станиславского и Немировича-Данченко (к слову, музеи-квартиры обоих великих режиссеров находятся в нескольких кварталах от театра) . Здесь, в помещении бывшего театра домовладельца Лианозова, за одно лето 1902 г. перестроенного в стиле модерн известным архитектором Федором Шехтелем при участии академика архитектуры Ивана Фомина, уже более ста лет находится МХТ им. А.П. Чехова, владеющий сейчас, помимо исторической сцены, соседними зданиями с учебным театром и новой сценой. Интерьеры МХТ стали редчайшим образцом модерна в театральной архитектуре и также были полностью спроектированы Шехтелем ‒ от шрифтов надписей до дверных ручек. К работе привлекались ведущие мастера того времени, такие как скульптор Анна Голубкина, создавшая рельеф «Море житейское» над правым входом в театр. Очень интересен музей театра. Помимо постоянной экспозиции фотоархивов в фойе театра и тематических выставок, связанных с именами знаменитых деятелей МХТ, музей проводит экскурсии по сценам и гримуборным театра, циклы лекций и детские познавательные программы.
© 2016-2020 moscovery.comАвтор статьи:
Елена Бачманова
В Минкультуры решают судьбу Музея МХАТ — Театрал
В Минкультуры представили концепции развития Музея МХАТ. Всего на конкурс поступили концепции от четырех претендентов. Это нынешний директор музея Марфа Бубнова, ее заместитель Игорь Корнилов, бывшая министр культуры Красноярского края Елена Мироненко и бизнесмен Глеб Белянкин.Как сообщили в пресс-службе Минкультуры, по итогам рассмотрения концепций было принято решение озвучить результаты позже — после консультаций с министром культуры Владимиром Мединский.
«У нас состоялась очень оживленная дискуссия. Нам какое-то время потребуется, чтобы сформулировать решение, мы представим его совместно с МХТ им. Чехова, после этого вернемся к вопросу по какой из концепций, какому пути мы пойдем в развитии музея», — сказала замминистра культуры Алла Манилова, обращаясь к кандидатам.
По ее словам, сейчас необходимо решить вопрос по какому пути будет развиваться музей, будет ли он в будущем передан в ведение МХТ им. Чехова или пойдет по пути тесного сотрудничества с театром в качестве самостоятельного юридического лица. «Вопрос передачи нуждается в серьезном обсуждении, в том числе с Союзом музеев», — подчеркнула замминистра.
rnrnИдею передачи музея театру поддержал директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов.
«Театральные музеи во всем мире существуют именно при театрах — Музей Ла Скала, Музей Парижской оперы, Музей Большого театра, Музей Малого театра и так далее. Это притеатральные музеи, которые по своему изначальному предназначению призваны сохранять историю своего родного театра и пропагандировать его искусство. Уникальность музея МХАТ и его проблема в том, что когда-то его отделили от театра юридически», — отметил Родионов.
«Объединение театра и музея нужно, чтобы сформировать единое художественное пространство неразделенное никакими искусственным барьерами. Вечером зрители должны быть обязательно посетителями пространства музея», — считает он.
Кроме того, по его мнению, вынужденное разделение добавляет дополнительные сложности и мешает музею развивать материально-техническую базу. «Из 800 метров 600 занято фондами, это площади, которые фактически отняты у музея», — сказал директор Бахрушинского музея.
rnrn«Мы пытались найти причины, по которым было принято решение выделить музей в самостоятельное учреждение, но не нашли. Бренд неразделим, МХТ и музей едины», — считает директор департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов. Он также предложил уже сейчас «начать взаимное движение театра и музея вперед, не дожидаясь каких-либо юридических процедур».
Его поддержали худрук МХТ им. Чехова Сергей Женовач и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.
rnrnТак, по мнению Женовача, театр и музей неразрывны, и концепцию развития они должны готовить вместе. В свою очередь ректор ГИТИСа Григорий Заславский предложил подключить к разработке концепции Школу-студию МХАТ.
Также в экспертную комиссию по рассмотрению концепций музея вошли первый заместитель художественного руководителя МХТ им. Чехова Марина Андрейкина, советник Министра культуры РФ Кирилл Рыбак и замдиректора по научной работе ГИМ Андрей Яновский.
0 1 Московский музей современного искусства рад объявить об открытии персональной выставки Ирины Петраковой, исследующей меняющиеся отношения между телом и окружающей средой. В то время как концепции присутствия и расстояния продолжают переосмысляться во всем мире из-за продолжающейся пандемии, проект подчеркивает роль, которую играют бессознательные и случайные действия в процессе адаптации тела к окружающей среде. 3 ноября 2020 года на VII Московской международной биеннале молодого искусства в Музее Москвы открывается вторая часть Основного проекта.Он представит три кураторских проекта в одном пространстве. Московский музей современного искусства представляет ретроспективную выставку Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчет».В экспозиции представлены как сольные, так и наиболее значимые совместные работы художников. Игорь Макаревич и Елена Елагина рассматривают эту выставку как возможность оглянуться на свою карьеру и подвести итоги работы, проделанной за последние тридцать лет. Московский музей современного искусства и Бесплатные мастерские Школы современного искусства представляют проект Кати Исаевой «Музей природы» в рамках Программы поддержки молодого искусства MMOMA. Московский музей современного искусства и музей Вадима Сидура представляют проект Михаила Толмачева «Перестановки», в котором исследуются механизмы человеческого восприятия и воображения в конструировании идей коллективного прошлого через субъективные воспоминания и опосредованный опыт. Выставка расширена Московский музей современного искусства представляет ретроспективную выставку «Павел Леонов. Зазеркалье», приуроченную к 100-летию художника. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства Free Workshops представляют групповой проект молодых художников «Мастерская 20’20». Homo Communicans. Согласно альтернативной антропологии, Homo Communicans следует рассматривать как самостоятельный вид, появившийся на рубеже 21 века.Общение, как еда и сон, является основной потребностью человека, независимо от его характера и характера. Образовательный центр ММОМА в Ермолаевском переулке, 17 открылся зимой 2017 года на одной из четырех площадок Московского музея современного искусства.Создание такого Центра стало логическим развитием деятельности музея в сфере просвещения и популяризации современного искусства, что позволяет консолидировать и расширить все существующие образовательные проекты музея. | Вторник — воскресенье: 12:00 — 21:00 ЗДЕСЬ |
Музеи и картинные галереи Москвы —
Музеи и картинные галереи Москвы
Говоря о картинные галереи Москвы надо упомянем самые известные галереи.
Штат Третьяковская галерея — одна из самых известных картинных галерей в Россия. Он получил свое название от своего основателя Павла Третьякова, Московский купец. В 19 веке Третьяков начал собирать Русские картины. Он посетил все выставки и художественные студии и купили лучшие картины. Постепенно Третьяков расширил свои интересы и начал собирать ранее русские картины.
В 1881 году Третьяков открылась галерея в г.-Петербург публике, 11 лет спустя он подарил ее городу Москве. С тех пор в галерее получили сотни картин из других музеев и частных коллекции. Третьяковская галерея отражает всю историю Русская живопись с 11 века до наших дней.
Государственный Пушкин музей изящных искусств также является одним из самых известных и крупнейших музеев в России. Здание построено в греческом стиле Романом Кляйном. в 1898-1912 гг. здесь разместился музей изобразительного искусства, основанный инициатива профессора Ивана Цветаева.С 1937 г. известен как музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Имеет один из крупнейшие в мире античные коллекции европейского искусства. Теперь картинная галерея насчитывает более 2 тысяч работ различных школ картина.
Пушкин в музее периодически проходят выставки произведений искусства различных стран и отдельных выдающихся художников прошлого и подарок.
,.
. ,,. 19-. . .
1881 г. -, 11 . . XI .
. 1898-1912 гг., , . 1937 г. . . 2.
.
ММСИ (Московский музей современного искусства) | Достопримечательности
Московский Кремль http: // www.Dreamstim- Около
- Путешествовать
- Попасть туда
- Обойти
- Посольства и консульства
- О москве
- Основы
- Путешествовать
- Вещи, чтобы увидеть
- экскурсионный
- экскурсионный