Музей хлеба беларусь: Музей хлеба в Ботвиново

Содержание

Музей хлеба в Ботвиново

Давняя пословица гласит: «Хлеб — всему голова». В небольшой деревеньке под Чечерском вот уже четвертый год работает место, которое полностью оправдывает эту поговорку. Чем живет музей хлеба — читайте в очередном репортаже проекта «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ».

— Мы организовали музей, чтобы привить детям любовь к работе на земле. Сейчас же никто не знает, откуда и как хлеб берется, — рассказывает Ирина Никишова, директор культурно-спортивного центра и хозяйка Музея хлеба.

Уже давно на нашей базе работают любительские объединения, например, «Бабулин деликатес», и тогда у меня было небольшое помещение, мы туда купили плиту, пекли с детьми блины, каши разные варили. А потом уже захотели чего-то побольше, и у нас созрела идея еще поставить русскую печь. Собирали сами рецепты, я учила детей печь драники и блины. Местные жители приносили нам свои семейные реликвии, старые вещи, которые были связаны с темой хлеба, например, жернова. Теперь это все могут увидеть наши гости.


Музей хлеба открылся в 2014 году. А в 2017 году, благодаря победе в проекте «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», который финансируется Европейским союзом и реализуется Программой развития ООН, была воплощена в жизнь одноименная инициатива «Музей хлеба».

— Мы получили финансирование от Евросоюза в размере чуть более 25 тысяч евро, да и свой вклад был больше 6 тысяч евро. Работы было очень много, зато сейчас есть где развернуться. Мы встречаем гостей, печем хлеб и в дровяной печи, и в электрической. Теперь есть все необходимое, чтобы проводить мастер-классы. Появились тематические экспозиции, отремонтированы помещения, закуплено оборудование для выпечки хлеба.

Экскурсия в музее интерактивная. Ведущая (это сама Ирина) встречает экскурсантов с колобком. Там она рассказывает про возникновение хлеба, а потом группа идет во дворик.

— Я купила козу Маньку, там у меня ручной петушок, мы им домики поделали, — рассказывает Ирина. — Во дворике мы начинаем познавательно-развлекательную программу, связанную с хлебом. Сеем, убираем, показываем, как молотили, как жали, какие погодные условия, как понять, когда земля готова к посеву. В общем, все в игровой форме и все про хлеб.

Следующий этап: рассказ про печи, про оборудование. Важная часть экскурсии — дегустация хлеба. Хлеб Ирина заранее печет в печке. Вместе с хлебом гости едят картошку. После обычно вспоминают пословицы, что можно сделать с хлебом, а что нельзя.


—  Мы любим принимать гостей, и петь с ними любим. Даем им на инструментах поиграть. Чтоб они не только работали, но и отдыхали. Посетители от этого в восторге, плясать начинают. Потом заново топим печку и учим выпекать. Они уже сами все делают. А мы рассказываем, как хлеб замешивается, какие есть магические действия, чтоб хлеб удавался.

Как говорит Ирина, такая игровая форма очень нравится гостям, и от посетителей нет отбоя.

Экспонаты попали в музей разными способами: что-то собрала сама Ирина, что-то собиралось уже во время реализации инициативы. Сотрудники буквально ездили и собирали по окрестным деревням вещи. Ведь их владельцы могли сжечь или выкинуть все ненужное.


Интересно узнать о предметах, которыми пользовались когда-то белорусы. Палка-суковатка, серпы, корзины для зерна, жернова, лопаты, кочерги, чугунки, ступы, сундуки, весы старинные с ниточками, лампы-керосинки — все это можно найти в музее.

А во время открытия обновленного музея хлеба гости побывали на выставке хлеба: тогда выставлялись свадебные и дожиночные караваи, рога изобилия. Как говорит Ирина, главной целью было показать, как хлеб делали раньше и как делают в современных условиях.

— Надо самому созреть, потому что в молодости ты не обращаешь внимание на такое. А с течением времени тебе начинает хотеться дотронуться до прошлого, это очень успокаивает, — рассказывает женщина.


Адрес: Гомельская область, Чечерский район, агрогородок Ботвиново.
Заявки по телефонам: 8 2332 95−435; 8 02332 31−479; +375 44 481−83−55.

Автор: Ксения Тарасевич, фото: архив музея

В Костроме открылся музей хлеба — Российская газета

Первый музей хлеба, где можно попробовать свои силы в качестве мельника и хлебопека, открылся в Больших мучных рядах в Костроме.

Накануне открытия туристического сезона в исторической части Костромы появилась новая достопримечательность — интерактивный музей хлеба. В его помещениях разместилась экспозиция, посвященная истории хлебопечения. В залах, стилизованных под убранство старинной русской избы, рассказывается о «приключениях» хлебного зерна от момента посева до его превращения в свежий каравай.

Для любознательных путешественников в музее установлены настоящие каменные жернова, при помощи которых можно самостоятельно смолоть муку, и всевозможная старинная утварь, которая использовалась в процессе приготовления хлеба. Самих гостей по традиции встречают хлебом-солью.

— С 2015 года здесь располагалась пекарня и магазин. Постепенно сеть развивалась. За два с половиной года мы открыли восемь точек в Костроме и три в Ярославле. Идея открыть в Костроме музей хлеба появилась примерно полтора года назад. Нам захотелось познакомить всех с процессом создания хлеба, в состав которого входят натуральные ингредиенты, рассказать об исконно русских традициях и технологиях хлебопечения, а также о поверьях и легендах, связанных с хлебом, — сообщила консультант музея Елена Куценко.

Как рассказали организаторы, в новом музее для туристов будут действовать несколько программ с дегустацией и без: «Путь хлеба», «Костромское печиво», «В гости к мельнику», «Гадания на хлебе». Для детей и взрослых запланированы мастер-классы по изготовлению куклы «Зерновушка», лепка из соленого теста и роспись пряников глазурью.

Новый музей хлеба стал уже четвертым объектом гастрономического туризма в центральной части Костромы, где ранее открылась «Сырная биржа», интерактивный музей сыра и мастерская по изготовлению шоколада, рассчитанная на путешественников-сладкоежек.

По данным региональных властей, сейчас Кострома принимает около 850 тысяч туристов в год. К 2020 году в регионе прогнозируют рост турпотока на 17 процентов — до миллиона человек в год.

Первый в Беларуси музей хлеба открылся в Мотоле

6 февраля 2015 Текст: Анна Тимощенко

Первый в Беларуси музей хлебопечения начал работать в местечке Мотоль Ивановского района. Туристам расскажут про уникальные рецепты, которые сохранили местные старожилы, и покажут старинную утварь, которая использовалась для хлебопечения в

XIXXX веке.

Музей будет работать на базе предприятия, специализирующегося на изготовлении хлебобулочных изделий «Аникс Саниа». Для организованных групп владельцы музея проведут кулинарный мастер-класс и познакомят с белорусскими обрядами.

«Каравайная традиция сохранятся в Мотоле уже много веков. Традиционно на свадьбы приглашали женщин-каравайниц, которые выпекали в доме жениха и невесты свадебный хлеб. Мы сохранили весь процесс», — сообщил Николай Стасевич, директор предприятия.

Музей хлеба станет частью туристской дестинации «Мотольский шлях», одной из 17 пилотных территорий проекта USAID\ПРООН «Местное предпринимательство и экономическое развитие», который реализуется в Брестской и Гродненской областях с целью развития туристического потенциала регионов

Интерактивная карта Беларуси 

Также по теме: 

Топ-8 необычных музеев Минска

Музей хлеба открылся в Витебском районе

Музей хлеба появился в Витебском районе. Проект, реализованный Вымнянской детским садом — средней школой, сразу же привлек повышенное внимание, ведь во все времена хлеб был и является ключевым элементом питания людей. Уважительному отношению к нему детей учат с детства. Оценить усилия педагогов и познакомиться поближе с экспозицией отправились корреспонденты БЕЛТА.

Экскурсию для нас и учеников проводит директор школы Татьяна Титова вместе с руководителем музея, учителем белорусского языка и литературы Натальей Виноградовой. Идея создания музея родилась два года назад с создания небольшой экспозиции под названием «Ад зярнятка да каравая», которая свободно разместилась в холле второго этажа школы. Она включает красочные фотографии от этапа выращивания зерна до превращения его в душистый каравай, элементов сельскохозяйственных машин, которые ребята могут потрогать.

Позднее здесь расположились хлебный домик, мельница и четырехъярусный каравай, возле которого школьники и посетители музея водят хороводы под песенку «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». В круг с удовольствием становятся все.

Идем дальше — в кабинет, где разместился музей хлеба. Здесь представлено обилие хлебов, караваев, пряников, булочек, многие из которых настоящие, различные арт-объекты.

Хлеб начинается с зернышка. А они все разные — овес, ячмень, пшеница… Целые мешки стоят вдоль стены, испещренной поговорками и пословицами о хлебе, всем своим видом маня посетителей зачерпнуть горсть, почувствовать структуру зерна, насладиться его теплом.

Пока одни ребята получают тактильные впечатления, другие с таким же любопытством рассматривают зерно в стеклянных баночках. Но это не мешает всем внимательно слушать Наталью Николаевну.

Наш главный экскурсовод рассказывает про сноп Дидух, символизирующий дух урожая и являющийся оберегом рода. В этом музее его можно даже подержать в руках. Охраняет собранный урожай домовичок.

Самое лучшее зерно после сбора урожая хозяйки собирали в специальные мешочки, из которых потом делались обрядовые куколки Крупенички (Зерновушки). Их хранили до следующего урожая, считали символом достатка, привлекающим богатство и благополучие в дом.

Весь жизненный путь для наших предков был неразрывно связан с хлебом. Например, обряд первого купания ребенка. После рождения бабка-повитуха обмывала новорожденную девочку со словами «Кладу траву-чараду, каб адводзіла бяду, драбінку солі, каб не было ў ножках болі, і хлеба скарынку, каб любілі хлопцы дзяўчынку». Похожий обряд-оберег есть и для мальчиков.

Ритуальные караваи пеклись на любое значимое событие. Обязательным элементом свадебного является парная символика (лебеди, растительный орнамент и т. д.). По нему знающие люди определяли, из какой семьи невеста или жених, гадали на будущее. Свои отличительные особенности у пасхального, рождественского и других караваев. В музее их десятки.

Перерабатывали зерно в крупы и муку с помощью жерновов, ступы, пряничных досок и других специальных приспособлений в домашних условиях. Основные из них есть в музее. Попробовать столочь зерно или достать румяный каравай из печи здесь может каждый.

Печь, конечно, ненастоящая, но эмоций дарит все равно массу, отмечает директор школы.

Сказка Пушкина «О попе и о работнике его Балде» школьникам хорошо известна. За свою работу главный герой попросил кроме трех щелбанов вареную полбу. Не многие из школьников задумывались, что же это такое? Поэтому рассказ об этой дикорастущей прародительнице пшеницы во время экскурсии вызывает интерес.

В этом музее дети точно не заскучают. С учителем начальных классов Любовью Мачульской, ведущей занятие «Чароўнае цеста», ребята лепят из соленого теста, как из пластилина, различные фигурки. Потом раскрашивают их. Получившийся сувенир каждый унесет с собой.

«Занятие для наших школьников проходит один раз в неделю по часу. Сейчас его посещают тринадцать учеников разного возраста, но желающих гораздо больше. На каждом занятии мы не только лепим, в ходе работы рассказываю ребятам что-то новенькое о хлебных традициях разных стран, региональных особенностях Беларуси», — отмечает Любовь Васильевна.

Мастер-классы для гостей музея она проводит в национальном свадебном наряде своей бабушки конца 19-го — начала 20-го веков, что вызывает у посетителей искренний интерес и является еще одним поводом для увлекательной истории о родной земле. В 2013 году на республиканском конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования этот костюм занял второе место в номинации «История одного экспоната».

Еще одно развлечение проводится в музее с помощью интерактивной доски. На ней ребята могут собрать «хлебные» пазлы, проверить свое знание поговорок (подсказки на стене), послушать тематические стихи и песни, посмотреть мультики и фильмы. Техническую поддержку обеспечивает учитель информатики Вячеслав Морозов. В 2015 году он стал лауреатом звания «Человек года Витебщины» за значительный вклад в развитие общественного движения, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, добросовестный труд в системе образования и активную гражданскую позицию. Его проекты по поисковой деятельности заслуживают отдельного внимания и репортажа.

Экскурсия выдалась насыщенной, а плотное знакомство с пирожками-булочками пробудило определенные желания.

Каждый визит в музей заканчивается чаепитием с пирогами.

Состав чая из натуральных трав (липы, чабреца, иван-чая, мяты и т. д.) ребята определяют сами. «А скоро обзаведемся хлебопечкой, ее обещало подарить руководство предприятия «Витрайбыт». Будем в начале экскурсий ставить пирожки в нее, чтобы хлебный аромат сопровождал наше путешествие по музею, а в конце дегустировать с гостями. Вот и угощение к чаю», — смеется Наталья Виноградова.

В настоящее время районный музей хлеба только делает свои первые шаги. Планов по его развитию у руководства школы много: планируется разработать новые интерактивные игры для детей, квесты-экскурсии для взрослых, сезонные обрядовые мероприятия, организовать мастер-классы по выпечке хлеба, изготовлению кукол-оберегов Крупеничек и снопов Дидухов, издать сборники песен и стихов о хлебе местного края. И это только в ближайшей перспективе.


Время, проведенное в музее, пролетело незаметно и оставило приятное послевкусие в виде воспоминаний о беззаботном детстве в деревне, где дед учил меня молоть зерно на каменных жерновах (они до сих пор стоят в сарае), бабушка доставала по утрам из печи горячие пирожки, а самым вкусным лакомством на свете был ломоть хлеба с маслом и вареньем. Наверное, это и есть та самая связь поколений, протянутая ароматом хлеба.

Путешествие в белорусское Полесье: Чечерск хлебный

Продолжая наше путешествие по Полесскому краю, попадаем не просто в агрогородок Ботвиново Чечерского района, а в позапрошлые века, когда для того чтобы посеять зерно, недостаточно было пустить по полю сеялки. «Для хорошего урожая три первые горсти крестьяне бросали на землю крестом, – делится агросекретами далёких времён руководитель «Музея хлеба» Ирина Никишова. – Зерно бросали от сердца, тем самым вкладывая всю душу в будущий урожай хлеба, от которого зависела жизнь семьи». Чтобы попробовать хлеб с душой и изучить все этапы его возделывания, мы проехали больше 60 километров по трассе из Гомеля.


Ручной комбайн 

Войдя в ворота музея, напоминающие триумфальную арку в честь хлеба, который, как известно, всему голова, мы попадаем во двор необычного учреждения. Здесь нас встречает местная знаменитость – коза по кличке Манька. 


«На её морде – панама по последней моде», – рождается в голове поэтический экспромт. 


Во время фотосъёмки животное горделиво изгибает свою почти лебединую шею, а затем ест из ладоней угощения.

 Конкурент Маньки, не меньше претендующий на любовь гостей, – ручной петух – взлетает на раскрашенный теремок и разражается громким криком. 

Селфи с птицей – и тщеславие звезды подворья удовлетворено. 


Вообще, пением в «Музее хлеба» сопровождается не только встреча туристов, но и большинство обрядовых действ, участниками которых мы становимся. А в это время Ирина Никишова кладёт на землю сучковатое полено, к которому привязана верёвка.

 

– Вот такая палка-суковатка заменяла раньше борону, – поясняет руководитель музея, предлагая мужчинам впрячься и обработать землю. – Кто поможет тягать борону, чтобы земля стала рыхлой?» 


В ответ – тишина. Видимо, жизнь рядом с гипермаркетами, когда кажется, что хлеб произрастает прямо на полках, расхолаживает человека. Однако желающий клепать косу всё же находится. 


«Не вопрос», – отзывается один из мужчин и, припоминая свою юность в деревне, начинает бодро постукивать по лезвию орудия труда.

 

– «Сей авёс у гразь, будзеш князь», – Ирина Никишова приводит пример народной пословицы, смысл которой в том, что земля должна быть влажной во время посева, и добавляет, – Хозяин дома вставал рано, чтобы женщины деревни не перешли ему дорогу. 

Почему-то перед посевной все боялись женщин, – недоумевает рассказчица. – Брал с собой крашеные освящённые на Пасху яйца, сыр и шёл работать в поле. 

После экскурса в прошлое участницы кружка «Колосок» становятся полукругом и затягивают напевную мелодию, сквозь которую различимы слова: «А хадзі ты, Божа Маці, памажы мне жыта жаці-і. О-у-уу! К сырой зямлі прыпадала… О-у-уу!» – протяжным возгласом заканчивается каждый куплет. После самая пожилая начинает читать слова молитвы «Отче наш»: 
«…да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» 

Даже сейчас, спустя столетия, понимаешь, какое значение придавали крестьяне будущему урожаю.  


Затем одна из участниц коллектива «Колосок», скрутив на манер каната ржаные стебли, начинает перевязывать ими готовый сноп. 


В крепких кистях пожилой женщины чувствуется сила, наработанная годами труда. 

Сразу несколько гостей музей вызываются вымолачивать сноп. 

Они берут цепы (две длинные палки, скреплённые на манер нунчаков) и с силой бьют по колосьям, из которых прыскает зерно. Вот такой древний ручной комбайн получается. 

Готовность по «пятаку»

Процесс производства хлеба был бы незавершённым без его выпечки и, конечно же, дегустации. Заходим в помещение с выбеленной печью. Современный духовой шкаф в сравнении с ней показался бы не более чем духовой тумбочкой, настолько огромны размеры этого каменного гиганта. Перед нами стол с ингредиентами – водой, солью, мукой и маслом. 

«Раньше готовность выпечки женщина проверяла, надавливая на хлеб носом, и если «пятак» был красный, то говорили: «О-о! Это хорошая хозяйка!»» – улыбается одна из сотрудниц музея, предлагая гостям присоединиться к изготовлению теста для оладушек. 

Загрузив их в печь, идём осматривать музей, все экспонаты которого были переданы жителями района. 



Сейчас многие дети не знают, что такое аудиокассета, которая была ещё совсем недавно чем-то совсем привычным. С таким же чувством непонятного я гляжу на огромную расчёску, которой крестьяне столетия назад находили применение в быту. 

Возможно, этот экспонат является подтверждением того, что наши предки были людьми исполинского роста. Но нет, понимаю я, читая аннотацию: «Гребень – устройство для чесания льняного волокна». И таких когда-то обыденных, но ныне подзабытых вещей здесь множество. 

Например, стиральные машины прошлого – рифлёные доски, безмены – рычажные весы, деревянные лопаты для хлеба.




Далее нас ждёт настоящий рог изобилия в буквальном смысле слова. 

Этот созданный из теста гигант наполнен разнообразной выпечкой. Столы выставки украшают свадебные и дожиночные караваи, классические буханки и винтажные рогалики к чаю. 

Периодически хлебные экспонаты постигает печальная участь картин, выставленных в лучших галереях мира. Да, произведения из ржаной и пшеничной муки пропадают. Но виной тому не преступники, охотящиеся за произведениями искусства, а желающие попробовать притягательные угощения. Ценителям же высокого хочется сказать, что уровень художественного исполнения хлебобулочных изделий музея не уступает, к примеру, многим скульптурным композициям. Звучит излишне пафосно? И тем не менее… 

Окончательно нас покорила дегустация хлеба. «Главный ингредиент, который мы кладём в каждую буханку, – это любовь», – улыбается Татьяна Тульженко, которая воплотила в жизнь инициативу по созданию «Музея хлеба» проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН. Отдельной графой в меню идёт ароматный, как букет полевых цветов, чай из лесных трав. 

А на десерт напоминающее кусок льда сало с козьим молоком. Калорийные продукты, без которых раньше не обходился тяжёлый крестьянский труд. 


Чувствуя интерес гостей, сотрудники музея работают над дальнейшим развитием туристической инфраструктуры. 

– Мы хотим расширить наш внутренний дворик, чтобы проводить крупные фестивали хлеба, – говорит Татьяна Тульженкова. – Надеюсь, в следующий раз вы приедете на по-настоящему масштабный праздник жизни. Ведь хлеб – это и есть жизнь.

Ратуша, самолёт, Бердыж 

Побывать в Чечерском районе и не посетить городскую ратушу – это всё равно что съездить в Париж и не увидеть Эйфелевую башню. 

Строение XVIII века с пятью деревянными башнями уже давно обосновалось на страницах туристических буклетов Гомельской области. Интересно, что историческое здание соседствует с памятником пассажирскому самолёту, который бороздил просторы неба во времена Советского Союза.

Попасть в салон лайнера проблематично. Двери же Чечерского историко-этнографического музея, обосновавшегося в ратуше, открыты для посетителей. На пороге нас встречает директор учреждения Иван Ткачук и начинает экскурсию аж с эпохи палеолита. 

В качестве иллюстрации – макеты жилищ, в которых 24 тысячи лет назад могли обитать люди известной по учебникам истории стоянки Бердыж. Заслуживает внимания коллекция рушников и икон, на которых сквозь потемневшие краски проступают лики святых.  





Отдельные залы повествуют о графе Захарии Чернышёве, который в XVIII веке владел городом Чечерском. 

Аристократическую роскошь царских времён сменяет экспозиция пламенного постреволюционного соцреализма. Кожаные куртки чекистов, вымпелы с изображениями вождя мирового пролетариата Ленина – героическую тему продолжают плакаты времён Великой Отечественной войны. Оставив туристов изучать артефакты, помогавшие когда-то бороться с капиталистической гидрой и фашизмом, вместе с директором музея поднимаюсь в башню. 

Здесь на высоте седьмого этажа нас ждёт выставка самоваров и… замечательный обзор окрестностей. Они манят своей непринуждённой красотой и зовут навестить ещё раз, чтобы до конца прочувствовать всё обаяние этого чудесного края. Ведь одной поездки сюда явно недостаточно…


Автор фото: Дмитрий Чернявский

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter

Уникальный Музей хлеба открылся в деревне Мотоль Ивановского района

Новости Беларуси. Старинный свадебный обряд и сотни съедобных экспонатов. В деревне Мотоль Ивановского района отрылся уникальный Музей хлеба. В экспозиции собраны старинная утварь и приспособления для земледелия. Особое место занимает так называемая обрядовая выпечка – каравай и хлеб «Гаспадар».

В деревне Мотоль к караваю отношение особое: обряд, который здесь передается из поколения в поколение, претендует на статус всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, старожилы говорят: сейчас свадьбы не те. Еще четверть века назад «веселье» мотоляне гуляли две недели, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Как здесь говорят, «до хлеба» месить и выпекать каравай звали самых близких и счастливых в семейной жизни женщин. Весь процесс занимал около суток.

Опытные каравайницы рассказывают: бывало, обрядовый хлеб настолько удавался, что для его безопасного извлечения даже приходилось разбирать печь.

Ольга Мацукевич, основатель Музея народного быта, исследователь белорусских народных обрядов:
Каравай расчинали где-то в 12 часов. И оберегали, чтобы никто не подошел, не влил, не вкинул, не зачаровал. Пильно оберегали.

Сегодня выпечка свадебного каравая – практически утраченное искусство. Однако благодаря энтузиастам кулинарным шедевром полюбоваться все же возможно – в мотольском Музее хлеба. В выставочном зале – более сотни экспонатов. У полешуков особый хлеб найдется для каждого события.

Светлана Маркович, сотрудник музея:
Самый главный хлеб – хлеб «Гаспадар». Он ложился на главный стол свадебного стола и как бы вел, благословлял свадьбу. Он лежат от начала свадьбы и до конца.

Уникальные рецепты, старинная утварь и приспособления для земледелия – по этим экспонатам можно изучать историю искусства хлебопечения в Ивановском районе. Гости музея станут участниками традиционного обряда изготовления и украшения свадебного каравая. В будущем это станет интерактивной частью экскурсионной программы Музея хлеба.

Вадим Прокопчук, региональный координатор проекта ПРООН «Местное предпринимательство и экономическое развитие» по Брестской области:
Плодотворная работа ряда ученых, общественных деятелей позволила собрать здесь многие рецепты именно полесского хлебопечения. И в перспективе предприятиям на базе своих мощностей позволит, по сути дела, сделать здесь свой маленький туристический продукт.

Крестьяне говорят: жизнь в деревне никогда не была легкой. Но труд земледельца – дело святое. Ведь хлеб, как известно, всему голова. Музей хлеба вечную истину еще раз подтверждает.

РЕПОРТАЖ: Крупенички, Дидух и полба: музей хлеба открылся в Витебском районе. Новости Государственное учреждение образования «Вымнянская детский сад

Уважительному отношению к нему детей учат с детства. Оценить усилия педагогов и познакомиться поближе с экспозицией отправились корреспонденты БЕЛТА.

Экскурсию для нас и учеников проводит директор школы Татьяна Титова вместе с руководителем музея, учителем белорусского языка и литературы Натальей Виноградовой. Идея создания музея родилась два года назад с создания небольшой экспозиции под названием «Ад зярнятка да каравая», которая свободно разместилась в холле второго этажа школы. Она включает красочные фотографии от этапа выращивания зерна до превращения его в душистый каравай, элементов сельскохозяйственных машин, которые ребята могут потрогать.

Позднее здесь расположились хлебный домик, мельница и четырехъярусный каравай, возле которого школьники и посетители музея водят хороводы под песенку «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». В круг с удовольствием становятся все.

Идем дальше — в кабинет, где разместился музей хлеба. Здесь представлено обилие хлебов, караваев, пряников, булочек, многие из которых настоящие, различные арт-объекты.

Хлеб начинается с зернышка. А они все разные — овес, ячмень, пшеница… Целые мешки стоят вдоль стены, испещренной поговорками и пословицами о хлебе, всем своим видом маня посетителей зачерпнуть горсть, почувствовать структуру зерна, насладиться его теплом.

Пока одни ребята получают тактильные впечатления, другие с таким же любопытством рассматривают зерно в стеклянных баночках. Но это не мешает всем внимательно слушать Наталью Николаевну.

Наш главный экскурсовод рассказывает про сноп Дидух, символизирующий дух урожая и являющийся оберегом рода. В этом музее его можно даже подержать в руках. Охраняет собранный урожай домовичок.

Самое лучшее зерно после сбора урожая хозяйки собирали в специальные мешочки, из которых потом делались обрядовые куколки Крупенички (Зерновушки). Их хранили до следующего урожая, считали символом достатка, привлекающим богатство и благополучие в дом. Весь жизненный путь для наших предков был неразрывно связан с хлебом. Например, обряд первого купания ребенка. После рождения бабка-повитуха обмывала новорожденную девочку со словами «Кладу траву-чараду, каб адводзіла бяду, драбінку солі, каб не было ў ножках болі, і хлеба скарынку, каб любілі хлопцы дзяўчынку». Похожий обряд-оберег есть и для мальчиков.

Ритуальные караваи пеклись на любое значимое событие. Обязательным элементом свадебного является парная символика (лебеди, растительный орнамент и т.д.). По нему знающие люди определяли, из какой семьи невеста или жених, гадали на будущее. Свои отличительные особенности у пасхального, рождественского и других караваев. В музее их десятки.

Перерабатывали зерно в крупы и муку с помощью жерновов, ступы, пряничных досок и других специальных приспособлений в домашних условиях. Основные из них есть в музее. Попробовать столочь зерно или достать румяный каравай из печи здесь может каждый.

Печь, конечно, ненастоящая, но эмоций дарит все равно массу, отмечает директор школы.

Сказка Пушкина «О попе и о работнике его Балде» школьникам хорошо известна. За свою работу главный герой попросил кроме трех щелбанов вареную полбу. Не многие из школьников задумывались, что же это такое? Поэтому рассказ об этой дикорастущей прародительнице пшеницы во время экскурсии вызывает интерес.

В этом музее дети точно не заскучают. С учителем начальных классов Любовью Мачульской, ведущей занятие «Чароўнае цеста», ребята лепят из соленого теста, как из пластилина, различные фигурки. Потом раскрашивают их. Получившийся сувенир каждый унесет с собой. «Занятие для наших школьников проходит один раз в неделю по часу. Сейчас его посещают тринадцать учеников разного возраста, но желающих гораздо больше. На каждом занятии мы не только лепим, в ходе работы рассказываю ребятам что-то новенькое о хлебных традициях разных стран, региональных особенностях Беларуси», — отмечает Любовь Васильевна.

Мастер-классы для гостей музея она проводит в национальном свадебном наряде своей бабушки конца 19-го — начала 20-го веков, что вызывает у посетителей искренний интерес и является еще одним поводом для увлекательной истории о родной земле. В 2013 году на республиканском конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования этот костюм занял второе место в номинации «История одного экспоната».

Еще одно развлечение проводится в музее с помощью интерактивной доски. На ней ребята могут собрать «хлебные» пазлы, проверить свое знание поговорок (подсказки на стене), послушать тематические стихи и песни, посмотреть мультики и фильмы. Техническую поддержку обеспечивает учитель информатики Вячеслав Морозов. В 2015 году он стал лауреатом звания «Человек года Витебщины» за значительный вклад в развитие общественного движения, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, добросовестный труд в системе образования и активную гражданскую позицию. Его проекты по поисковой деятельности заслуживают отдельного внимания и репортажа.

Экскурсия выдалась насыщенной, а плотное знакомство с пирожками-булочками пробудило определенные желания.

Каждый визит в музей заканчивается чаепитием с пирогами.

Состав чая из натуральных трав (липы, чабреца, иван-чая, мяты и т.д.) ребята определяют сами. «А скоро обзаведемся хлебопечкой, ее обещало подарить руководство предприятия «Витрайбыт». Будем в начале экскурсий ставить пирожки в нее, чтобы хлебный аромат сопровождал наше путешествие по музею, а в конце дегустировать с гостями. Вот и угощение к чаю», — смеется Наталья Виноградова.

В настоящее время районный музей хлеба только делает свои первые шаги. Планов по его развитию у руководства школы много: планируется разработать новые интерактивные игры для детей, квесты-экскурсии для взрослых, сезонные обрядовые мероприятия, организовать мастер-классы по выпечке хлеба, изготовлению кукол-оберегов Крупеничек и снопов Дидухов, издать сборники песен и стихов о хлебе местного края. И это только в ближайшей перспективе.

Время, проведенное в музее, пролетело незаметно и оставило приятное послевкусие в виде воспоминаний о беззаботном детстве в деревне, где дед учил меня молоть зерно на каменных жерновах (они до сих пор стоят в сарае), бабушка доставала по утрам из печи горячие пирожки, а самым вкусным лакомством на свете был ломоть хлеба с маслом и вареньем. Наверное, это и есть та самая связь поколений, протянутая ароматом хлеба.

Ольга БОГАЧЕВА, фото Александра ХИТРОВА, БЕЛТА.

О нас | The Broad

Эли Брод — известный бизнес-лидер, построивший две компании из списка Fortune 500 с нуля за пятидесятилетнюю карьеру в бизнесе. Он является основателем компаний SunAmerica Inc. и KB Home (ранее Kaufman and Broad Home Corporation).

Сегодня Эли Броуд и его жена Эдит посвятили себя благотворительности как основатели фонда The Broad Foundations, который они основали для развития предпринимательства на благо общества в сфере образования, науки и искусства. Фонд Broad Foundations, в который входят The Eli and Edythe Broad Foundation и The Broad Art Foundation, имеет активы в размере 3 миллиардов долларов.Фонд Broad Art Foundation предоставил более чем 500 музеям и университетским галереям по всему миру более 8000 кредитов произведений искусства с 1984 года.

Через свои фонды Броудс создали революционные независимые учреждения в каждой из трех областей предоставления грантов, включая Брод-центр, который воспитывает лидеров, помогающих преобразовать городские государственные школы Америки; The Broad Institute, мировой лидер в области геномики; и The Broad, который был основан в 2015 году в качестве подарка городу Лос-Анджелесу и призван сделать современное искусство доступным для самой широкой аудитории.

Г-н Броуд был председателем-основателем и пожизненным попечителем Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, которому Фонд Броуд выделил грант в размере 30 миллионов долларов в декабре 2008 года на восстановление фонда музея и оказание поддержки выставкам. Он является пожизненным попечителем Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея искусств округа Лос-Анджелес, где Броудс пожертвовал 60 миллионов долларов на строительство Музея современного искусства Броуд, спроектированного Ренцо Пиано, который открылся в феврале 2008 года. и для финансирования бюджета на приобретение произведений искусства.

Неутомимые защитники Лос-Анджелеса, Броды отстаивают культурную и архитектурную жизнеспособность города. Будучи убежденным в том, что всем крупным городам нужен динамичный центр, г-н Брод был провидцем, стоящим за развитием Гранд-авеню, которая объединит жилые, торговые, культурные и развлекательные объекты в общественный центр, чтобы конкурировать с основными бульварами величайших в мире города. В 1996 году г-н Брод и тогдашний мэр Ричард Риордан возглавили кампанию по сбору средств на строительство концертного зала Уолта Диснея, спроектированного Фрэнком Гери, который открылся с мировым признанием в октябре 2003 года.The Broads предоставили опере Лос-Анджелеса главный подарок для создания новой постановки из четырех опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» в 2009-2010 годах. В 2008 году они выделили 10 миллионов долларов на создание фонда для обучения программированию и искусству на сцене The Eli and Edythe Broad Stage и The Edye Second Space в центре исполнительских искусств колледжа Санта-Моники.

С 2004 по 2009 год г-н Броуд занимал должность регента Смитсоновского института по назначению Конгресса США и президента.Он является членом Американской академии искусств и наук, а в 1994 году был удостоен звания кавалера Национального ордена Почетного легиона Французской Республики. Г-н Броуд входит в совет директоров Future Generation Art Prize. Он получил Медаль Карнеги за благотворительность в 2007 году и премию Дэвида Рокфеллера от Музея современного искусства в марте 2009 года. Твердо верящие в высшее образование, Броды еще больше расширили свою благотворительность в области искусства. Фонд Broad Foundation внес большой вклад в Школу искусств и архитектуры Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе для Центра искусств Эли и Эдит Брод, спроектированного Ричардом Мейером.В 1991 году Бродс пожертвовал Колледж бизнеса Эли Брода и Высшую школу менеджмента Эли Брода при Мичиганском государственном университете (МГУ), где г-н Брод окончил с отличием в 1954 году. В июне 2007 года Бродс объявил о подарке в размере 26 миллионов долларов США. создают Художественный музей Эли и Эдит Броуд в МГУ, и еще 2 миллиона долларов они вложили в проект в январе 2010 года. Музей, спроектированный Захой Хадид, открылся в ноябре 2012 года.

Первая книга г-на Брода, Искусство быть необоснованным: уроки нетрадиционного мышления , была опубликована Wiley в мае 2012 года и представляет собой New York Times , Wall Street Journal , USA Today и Washington Пост бестселлер.

Броудс проживает в Лос-Анджелесе, у них двое взрослых сыновей.

Подробнее

.

музеев Беларуси | Belarus.by


Лошицкий дворцово-парковый ансамбль в Минске

Какие места интересно посмотреть туристам, приезжающим в Беларусь? Куда пойти посмотреть редкие и абсолютно уникальные артефакты?

Сегодня в Беларуси около 160 музеев, среди которых исторические дворцово-парковые ансамбли, средневековые замки, усадьбы и дома выдающихся личностей, богатые коллекции и уютные тематические мини-музеи…

крупнейших государственных музея страны расположены в столице .Многие из них расположены в центральных районах Минска и пользуются особой популярностью у туристов.

За прошедшие годы Музей истории Минска превратился в разветвленную сеть экспозиций по всему городу. Помимо главного здания на улице Революционной, у музея есть дочерние предприятия: Минская ратуша , музей вагонов, Художественная галерея Михаила Савицкого , музей-студия скульптора Ивана Миско и старая часть Минска — Лошица. Дворцово-парковый ансамбль .

Первый в мире Музей истории Великой Отечественной войны входит в число самых посещаемых и является главным музеем из белорусских военных музеев . В 2014 году он был переведен в новое здание на проспекте Победителей в Минске, .

Музейные жемчужины Беларуси — это старинных города со старыми кварталами и многочисленными мемориальными экспозициями и замков и дворцов , являющихся образцами белорусской архитектуры с коллекциями раритетов в оригинальных и отреставрированных интерьерах.

Практически в каждом белорусском городе есть музей, посвященный его истории с древнейших времен до наших дней, местной культуре и традициям.

В разных частях Беларуси расположены тематических музея О знаковых исторических событиях и выдающихся личностях , культуры , этнографии , кулинарных традициях и потрясающей белорусской природе .

.

Мирский замок, Беларусь | Belarus.by


Мирский замок

Мир Замок в Гродненской области — одна из важнейших туристических достопримечательностей Беларуси, выдающееся укрепление 16 века и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Посмотреть видео о Мирском замке

объекта всемирного наследия ЮНЕСКО в Беларуси, Мирский замок и Несвижский дворец

История Мирского замка

Mir Castle, lithography of Napoleon Orda, 1876 Мирский замковый комплекс (Мирский замок) — выдающийся образец фортификационного искусства XVI века.Он расположен в городе Мир Гродненской области Беларуси.

Строительство этого белорусского замка готического стиля было начато в 1520-х годах князем Ильиничем .

В 1568 году замок перешел в руки Николая Радзивила , который завершил его в стиле ренессанс .

Mikolay Radziwil Трехэтажный дворец был построен вдоль восточной и северной стен замка, в котором было сорок резных комнат.Вокруг замка были построены земляные стены с бастионами по углам, окруженные рвом с водой.

Итальянский сад был заложен к северу от стен, а искусственное озеро — к югу. Радзивиллы владели замком несколько столетий.

Nikolai Svyatopolk-Mirsky Во время наполеоновских войн замок был сильно поврежден.

В 1891 году замок покупает Николай Святополк-Мирский, который приступил к наведению порядка в своем новом имении .Его сын продолжил дело отца под руководством известного архитектора Теодора Бурше .

В 1992 году в замке располагался филиал Национального художественного музея Республики Беларусь.

Мирский замок сегодня

В 2000 году ЮНЕСКО внесло Мирский замок в список Всемирного культурного и природного наследия.

Ball at opening ceremony of Mir Castle Удачное сочетание готики, барокко и ренессанса делает Мирский замок одним из самых впечатляющих замков в Европе.

После интенсивных реставрационных работ, Мирский замок был открыт для посещения в декабре 2010 года.

Ремонтные работы Мирского замкового комплекса, однако все еще продолжаются. В планах отремонтировать парк итальянского ренессанса, английский парк и пруд, восстановить Святополк-Мирский замок. реставрационных работ на этом историческом памятнике было завершено в 2013 году .

Как добраться до Мирского замка и где остановиться

Mir Castle complex Мирский замок расположен в 90 км к юго-западу от Минска.

До него легко добраться по трассе , всего в 15 минутах езды от главного Минска по шоссе М1.

Автобусом «Мир» следует по маршруту Минск-Новогрудок . Дорога занимает около двух часов.

Легко остановиться в Минск гостинице и совершить однодневную поездку в Мир. Или вы можете остановиться в одной из гостиниц в Новогрудке, примерно в 40 км от Мира.

В настоящее время Мирский замок позволяет проводить конференции, принимать гостей и туристов.В замке есть конференц-зал , отель , ресторан .

Мирский замок: что посмотреть рядом

Если вы собираетесь посетить Мирский замок, вы можете посетить и другие достопримечательности:

  • Еврейский военный мемориал и место захоронения

  • пл. Мир и рынок

  • Римско-католическая Церковь Святого Николая (XVI – XVII вв.)

  • Православная Троицкая Церковь (16 век)

.

Несвижский дворец, Беларусь | Belarus.by


Несвижский дворцово-парковый ансамбль

Несвижский дворец жители Беларуси считают самым красивым дворцом страны. Богато разнообразная архитектура и привлекательные сады делают его одним из самых популярных туристических достопримечательностей Беларуси.

Смотрите видео о Несвижском дворце

Nesvizh Palace on lithography of Napoleon Orda Несвижский дворец находится в Несвижской усадьбе , одном из старейших поселений и самых известных мест Беларуси.Несвиж находится в Минской области Беларуси, примерно в 120 км к юго-западу от Минска.

Несвиж признан культурной столицей Беларуси 2012 года. Несвиж стал третьим городом Беларуси после Полоцка и Гомеля, которому был присвоен этот почетный статус.

История Несвижского дворца

Karol Stanisław Radziwiłł Поместье и город были приобретены семьей Радзивилов в середине 16 века, и они оставались там до 1939 года, когда были изгнаны вторгшейся Красной Армией .

Первый камень в фундамент Несвижского дворца заложен в 1584 году . Он много раз перестраивался и, как следствие, имеет черты многих архитектурных стилей , в том числе:

  • Ренессанс

  • Барокко

  • Рококо

  • Классицизм

  • Неоготика

  • Модернизм

В 1770 году Несвижский дворец был захвачен русскими войсками , а Литовский архив вывезен и отправлен в Санкт-Петербург, где он находится по сей день.Большая часть произведений искусства была распространена среди русской знати.

Nesvizh Palace after World War 2 В конце 19 века Несвижский дворец был отреставрирован семьей Радзивилов, которые также спроектировали один из крупнейших ландшафтных садов Европы на территории усадьбы.

После Второй мировой войны Несвижский дворец использовали как санаторий , и сады пришли в запустение.

В 1994 году имение было объявлено национальным историко-культурным заповедником, а в 2006 году оно было внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Несвижский дворец сегодня

Nesvizh Palace and Park Ensemble Несвижский дворец считается красивейшим дворцом Беларуси и ежегодно привлекает тысячи посетителей. Особой достопримечательностью являются сады с декоративными озерами и красивых ландшафтных сада.

Несвижский дворец претерпел масштабную реконструкцию , чтобы вернуть ему былую славу.

После интенсивных реставрационных работ (с 2004 года) Несвижский дворец вновь открыл свои двери для посетителей в июне 2012 года.

Как добраться до Несвижского дворца и где остановиться

Nesvizh Palace Nesvizh Palace лучше всего добираться на машине. До него легко добраться по трассе М1 из Минска, свернув на трассу Р11 на юг.

В качестве альтернативы есть автобус до Несвижа из Минск. Дорога занимает около трех часов.

Есть гостиница в Несвиж , но также легко остановиться в гостинице в Минске и совершить однодневную поездку в усадьбу.

Несвижский дворец, что посмотреть рядом

Несвижский дворец — это лишь одна из достопримечательностей Несвижа, и если вы планируете поездку, вам также стоит попробовать посетить:

Немного дальше, но все же в этом районе, и стоит посмотреть:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *